Всемирная организация оон. Что такое ООН? Когда и для чего была создана эта организация

Источник: Минэкономразвития России


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН)

United Nations (UN); Organisation des Nations unies (ONU); الأمم المتحدة Organización de las Naciones Unidas (ONU); 联合国

Место расположения : Нью-Йорк, США
Основана : 26 июня 1945 г.
Создана : в соответствии с Декларацией Объединенных Наций от 1 января 1942 г.
Членство : 193 страны
Генеральный секретарь : Пак Ги Мун (Республика Корея) с 1 января 2007 г.
Официальные языки : английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация , созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединённых Наций , который координирует сотрудничество в экономической , социальной областях ООН и её специализированных учреждений .

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН , девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения ;
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования ;
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН .

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

Международный суд - главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации .

В структуру Секретариата ООН входят.

Как система складывалась на протяжении достаточно длительного периода. Зарождение ООН началось ещё более сотни лет назад. Она создавалась как механизм для эффективного управления ООН история создания шла поэтапно.

Первые межправительственные и международные организации начали формироваться в середине девятнадцатого века. Это явление было вызвано образованием после революций государств, стремящихся к независимости, а также успехами научно-технического развития, которые вели к взаимосвязи государств. ООН история создания во многом определяется именно этими факторами.

Начали проникать в экономику наиболее развитых стран в Европе. В связи с этим и возникла такая новая форма межгосударственных отношений как межправительственные организации.

ООН история создания имеет много загадок. Многие вопросы о ее возникновении до сегодняшнего дня остаются спорными. История двадцатого века началась с войн, среди которых две мировых. Это привело к желанию стран создать международную организацию уже не экономической, а политической ориентации с целью предотвращения возможных войн в будущем. Первый проект такого плана был реализован еще при создании Лиги Наций (1919 год). Однако она не доказала своей эффективности. Это стало очевидно с началом второй мировой. Эта война и дала сильный толчок общественной и правительственной инициативе по организации безопасности и мира.

До сих пор спорят о том, кто из союзников первым внес предложение о создании ООН. ООН история создания с точки зрения западных историков началась с Рузвельта и Черчилля, подписанной в 1941 году, 14 августа. Советские ученые обоснованно ссылаются на такой документ как Советско-польская декларация 1941 года, от 04 декабря.

Не возникает разногласий в вопросе о том, что важнейшим этапом в создании ООН стал 1943 год. 30 октября этого же года была подписана декларация представителями США, СССР, Китая и Великобритании. В декларации провозглашалось признание необходимости учреждения всеобщей международной организации, целью которой является поддержание безопасности и мира в международной масштабе. В декларации говорилось о равенстве всех миролюбивых государств и их праве на участие в создании международного союза стран.

Само решение о создании ООН было принято на в Крыму руководителями стран антигитлеровской каолиции. Его подписали Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Именно на данной конференции, проходившей 4-11 февраля 1945 года были сформулированы основные принципы деятельности ООН, определена ее структура и функции.

ООН история создания и структура вырабатывались постепенно. Уже по уставу ООН были установлены основные органы всемирной организации. Это Генеральная Ассамблея, Совет по опеке, Совет Безопасности, Секретариат и Международный суд ООН, Экономический и Социальный советы.

Помимо этого устав разрешал с согласия Генеральной Ассамблей учреждать другие самоуправляемые организации. По этому пункту Совет Безопасности создал миротворческие силы.

В апреле 1945-го года в Сан-Франциско была проведена конференция ООН с целью выработки устава. В этом приняли участие делегаты от 50 стран. Официально устав вступил в силу 24 октября 1945 года,поэтому эту дату считают Днем рождения ООН.

С 1946 года действует особый орган - ЮНЕСКО (всемирная организация ООН по вопросам науки, культуры и образования), который расположен в Париже.

В 1948 году Генеральная Ассамблея приняла Всемирную Декларацию прав человека, в которой были прописана все права каждого человека, среди которых основные права на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, частную собственность и пр.

В 1948 г. ООН создала специальную Комиссию по охране исчезающих животных и растений, с которой началась история создания Красной книги.

Сегодня в состав ООН входит 192 страны.

Подписание Устава Объединенных Наций в Сан-Франциско

В апреле 1945 г., до завершения войны, представители 50 стран, участвовавших в войне против Германии, Японии и их союзников, собрались в Сан-Франциско, чтобы разработать и принять Устав международной организации, задачей которой стало бы отстаивание мира. Она заменит собой Лигу Наций, возникшую в 1919 г. и имевшую те же цели, но оказавшуюся неспособной выполнить свою миссию.

26 июня 1945 г. полномочные делегаты 50 государств (к которым вскоре присоединится Польша) подписали Устав Объединенных Наций, или Сан-
Францискскую хартию.

Этот документ создал Организацию Объединенных Наций (ООН), штаб-
квартира которой находится в Нью-Йорке. Последнее обстоятельство отражает политический вес Соединенных Штатов и перемещение центра тяжести мировой политики (Лига Наций заседала в Женеве).

Устав содержит два типа положении. С одной стороны, общие принципы, предназначенные стать основой международного права: равенство и суверенность государств; запрещение прибегать к силе или к угрозе силой для решения международных споров; обязанность решать их путем переговоров. С другой стороны, это обычный устав организации, определяющий органы управления и правила функционирования.

Основанная государствами-победителями во Второй мировой войне, ООН оставалась открытой для побежденных и для новых стран, освободившихся от колониального гнета, и стала таким образом организацией практически универсальной. Объединяя на первом этапе 51 страну, ООН выросла до 176 членов по состоянию на 1 мая 1992 г.35

Рождение Устава ООН

При разработке Устава главным было избежать слабостей, приведших к банкротству Лиги Наций. Хотя последняя была создана по инициативе американского президента Вудро Вильсона, Соединенные Штаты к ней не присоединились. Вильсон не смог заставить сенат Соединенных Штатов ратифицировать двумя третями голосов (как того требует конституция) Версальский договор и вступление в Лигу Наций. С другой стороны, попустительство некоторых стран – членов Лиги Наций – фашистским государствам и их агрессивной политике помешало Лиге Наций применить к ним санкции, предусмотренные уставом, или же сильно ослабило их эффективность.

Другая задача вытекала из необходимости осудить принципы и методы, применяемые фашистскими странами: использование силы и политики захватов, неуважение человеческого достоинства и насаждение расистской идеологии, а также их последствия (концлагеря, геноцид еврейского народа в Европе, пренебрежение к демократии).

В Уставе провозглашены принципы, которые являются антитезой этих принципов и практики.

Так, в Атлантической хартии, подписанной в августе 1941 г. британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем и американским президентом Франклином Рузвельтом, выражается решимость подписавшихся не допустить территориальных изменений, которые не отражали бы свободно выраженную волю заинтересованных народов. Они также обещают уважать "право всех народов избирать себе ту форму управления, при которой они хотят жить", и содействовать "восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем".

Союзники решили создать Организацию Объединенных Наций и выработать ее основные положения на конференции трех держав (Соединенные Штаты, Великобритания, СССР) в Думбартон-Оксе, вблизи Нью-Йорка.

Ялтинская конференция (4–11 февраля 1945 г.) собрала в Крыму Черчилля, Рузвельта и Сталина. Она не "разделила" мир на сферы влияния, как об этом часто пишут (раздел произошел позже и не по ялтинским решениям), а утвердила раздел Германии на оккупационные зоны и решила два спорных вопроса о будущей ООН. Был принят принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности (неверно называемый "правом вето") и достигнута договоренность, что СССР будет иметь в ООН три места (СССР, Украина и Белоруссия), а не 16 (по одному от каждой союзной республики), как он того требовал.

Основные положения Устава

Преамбула Устава утверждает "веру в основные права человека, в ДОСТОИНСТВО и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций". Объединенные Нации обещают "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе".

Первая статья провозглашает необходимость проводить улаживание международных споров мирными средствами и путем переговоров, "уважение принципа равноправия и самоопределения народов". Вторая статья уточняет, что организация основана "на принципе суверенного равенства всех ее членов", и требует от них воздерживаться "в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства". Статья подчеркивает, что Объединенные Нации не могут вмешиваться "в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства".

ООН имеет два главных органа. Генеральная Ассамблея состоит из всех ее членов, но может принимать только "рекомендации".

Совет Безопасности состоит из 11 членов: пяти постоянных ("великие" державы, победители 1945 г.: США, СССР, Великобритания, Франция, Китай) и шести непостоянных, избираемых на два года Генеральной Ассамблеей и не подлежащих немедленному переизбранию.

В случае угрозы миру и агрессии Совет Безопасности может принять дипломатические, экономические и даже военные санкции (ст. 41 и 42), но только при условии голосования "за" семи членов Совета, среди которых пять постоянных членов. Постоянные члены должны быть единодушными. Такое правило часто интерпретируется как "право вето" внутри Совета Безопасности, но это не вполне верно. Даже воздержание, а не только голосование "против" одного постоянного члена может воспрепятствовать принятию любого решения.

Такой состав и такие права Совета Безопасности отражают соотношение сил, существовавшее в 1945 г. И хотя в это время холодная война еще не началась, но неявно мир уже разделен на две системы, и принцип единогласия принят для того, чтобы избежать использования ООН в интересах одного блока против другого.

Однако после начала холодной войны США и их западные союзники имели в Генеральной Ассамблее широкое большинство. В 1950 г. во время корейской войны США воспользовались отсутствием СССР, который бойкотировал Совет Безопасности, протестуя против отказа позволить представителю Китайской Народной Республики занять место Китая (хотя КНР существует с 1949 г.). Это место было занято представителем националистического Китая, точнее острова Тайвань (только в 1971 г. народный Китай занял свое место). США добились таким маневром одобрения ООН их военных действий в Корее.

Ситуация постепенно менялась со вступлением в ООН новых членов – обломков колониальных империй. В нарушение своих принципов Устав утвердил в 1945 г. существование "несамоуправляющихся территорий", колоний и стран "под опекой". Деколонизация постепенно приведет к их исчезновению, и голосование в Генеральной Ассамблее примет "третьемирский" характер. Добавим, что новые члены ООН часто получали поддержку социалистических стран.

Специализированные организации ООН

Растущая интернационализация всех процессов экономической, социальной, культурной жизни привела к увеличению специализированных международных организаций, призванных решать проблемы, остававшиеся прежде в мировом масштабе без внимания.

Это организации, как существовавшие ранее (например Международный почтовый союз, образованный в 1878 г.), так и вновь созданные (ЮНЕСКО, ФАО и др.). Они имеют статус "специализированных организаций" ООН.

Будущее ООН

Достаточно много критики раздается по поводу бессилия или неэффективности ООН. Критика не всегда справедлива. ООН смогла во многих случаях сыграть свою позитивную роль арбитра.

Ее трудности объясняются стремлением великих держав использовать ее в качестве орудия для оправдания своей политики.

Однако верно и то, что структуры ООН уже не соответствуют реалиям современного мира. Налицо, с одной стороны, желание Германии и Японии стать постоянными членами Совета Безопасности, что подтверждает его роль привилегированного инструмента великих держав; с другой стороны, желание стран "третьего мира" расширить представительство "малых стран" в Совете Безопасности, что требует расширения полномочий Генеральной Ассамблеи.

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов. Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций. По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне впорос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании. Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств. Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации. Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН. Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация - Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры.

В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями: сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое» специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли. В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.

Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

Генеральную Ассамблею ООН,
Совет безопасности ООН,
Экономический и Социальный Совет ООН,
Совет по Опеке ООН,
Международный Суд ООН, Секретариат ООН.
В систему также включаются и специализированные учреждения:
Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития,
Международная финансовая корпорация,
Международная ассоциация развития,
Международная морская организация,
Международная организация гражданской авиации,
Международная организация труда,
Международный союз электросвязи,
Всемирный почтовый союз,
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
Всемирная организация здравоохранения,
Всемирная организация интеллектуальной собственности,
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,
Всемирная метеорологическая организация,
Международный фонд сельскохозяйственного развития,
Международное агентство по атомной энергии

Если у Вас есть интересная статья для этого раздела, пришлите ее нам по

Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

  1. Главные органы ООН (собственно ООН).
  2. Программы и органы ООН.
  3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
  4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
  5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

Органы ОНН

Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

  • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
  • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
  • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
  • ряд экспертных органов;
  • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

Бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

Программы ООН

Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Организационная структура ЮНКТАД

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию — исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Самостоятельные учреждения ООН

К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

— важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.