Организации политические: виды, функции, идеи. Политические организации России

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических отношений. Наряду с ними, заметную роль в политическом процессе играют и такие разновидности общественно-политических объединений, как организации и движения. – это негосударственные объединения людей, создаваемые, также как и другие социальные организации, на основе совпадения интересов и идеалов различных социальных групп, в целях их защиты и реализации. Такие объединения имеют богатую историю. Уже в Древнем мире, наряду с государством, в связи с несовпадением социально-политических интересов возникали объединения, как представителей имущих классов, так и свободных граждан. Общественные образования существовали и в эпоху Средневековья. Основу этих образований чаще всего составляли религиозные идеи (рыцарские объединения, орден крестоносцев и т.д.).

Значительное развитие общественно-политические организации и движения получили в индустриальную эпоху, в процессе развития рыночных отношений, в результате освобождения людей от феодально-крепостнической зависимости и утверждения буржуазного права. Рабочий класс, ставший в это время ведущей силой общественных преобразований, активно объединялся в различные общественные организации, с помощью организованных общественных движений, добивался значительных успехов в борьбе за улучшение условий своей жизни, за социально-политические свободы и права.

На новый уровень развития поднялись общественно-политические организации и движения в современных условиях. Они стали массовыми, всеохватывающими. Этому способствуют утверждение демократической тенденции в общественно-политической жизни, развитие системы массовых мировых коммуникаций, возникновение глобальных проблем, представляющих угрозу существованию человеческой цивилизации. Рост и значение общественных, негосударственных организаций и движений обусловлены также падением в последнее время авторитета политических партий среди широких народных масс и особенно молодежи, которые не воспринимают демагогию и политические игры партийных лидеров, отрицательно относятся к заидеологизированности и негибкости в деятельности политических партий. Интерес людей к участию в деятельности общественно-политических организаций и движений вызван и тем, что они быстрее приспосабливаются к новым социальным условиям, более адекватно реагируют на изменение ситуации, повседневные требования и потребности людей, действуют оперативно, неформально. Сегодня в деятельности негосударственных общественных организаций, в общественно-политических движениях участвуют сотни миллионов людей, а их влияние распространяется на все стороны жизни человеческого сообщества, на международные отношения, на внутриполитические процессы в отдельных странах.



Общественно-политические организации и движения по содержанию, характеру и целям деятельности существенно отличаются от политических партий . Основное их отличие заключается в том, что они не борются, как политические партии, за завоевание государственной власти и участие в ней, чаще всего не противостоят государству, а укрепляют взаимоотношения с ним, являются важнейшим каналом его связи с гражданским обществом. Их деятельность сводится к влиянию и давлению на органы государственной власти в целях учета и реализации этими органами интересов определенных социальных групп, решения общественно-значимых проблем. В связи с таким характером деятельности общественно-политических организаций и движений в зарубежной политической литературе для обозначения их как социальных феноменов используется понятия «группы интересов», «группы давления», «лобби» и т.п.. Однако, в соответствии с отечественной научной традицией, употребление понятий «общественно-политическая организация», «общественно-политическое движение» считается более приемлемым. Они значительно строже отражают социально-политическую природу реально существующих объединений людей, их организационно-динамический, деятельностный аспект. Безусловно, что в отождествлении понятий «группы интересов», «группы давления», «лобби» и «общественно-политическая организация», «общественно-политическое движение» и отражаемых ими реальных феноменов, со строго научной точки зрения, допускается определенная упрощенность и прямолинейность.

Общественно-политические организации складывающиеся и функционирующие в политической сфере общества, как и другие социальные организации (социально-экономические, профессионально-творческие, любительские) являются важнейшим элементом структуры современного общества. Их деятельность связана, главным образом, с политико-правовыми проблемами общественных отношений, проблемами организации и функционирования политического процесса. Общественно-политические организации – это добровольные объединения людей, выражающие интересы той, или иной социальной группы, имеющие конкретные общественно-политические цели и добивающиеся их реализации организованным воздействием на органы государственной власти. Характерными признаками общественно-политических организаций являются: взаимосвязь и совпадение интересов их членов; общественно-политическая цель деятельности; формальная или неформальная структура; устоявшиеся нормы, процедуры и способы выработки и принятия решений; наличие системы социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов организации.

В современной общественной жизни сложился широкий спектр общественно-политических организаций. Важнейшими из них являются молодежные, женские, ветеранские, просветительско-пропагандистские, патриотические, правозащитные организации . Главной целью деятельности этих организаций является изучение, систематизация и обобщение социально-политических интересов различных социальных групп, предъявление их государству для учета в его политике и практической реализации, гармонизация этих интересов с общественными интересами и целями. Как организованные социальные объединения общественно-политические организации выполняют такие функции как защита прав и свобод личности, человека и гражданина, развитие политической активности и самодеятельности людей, вовлечение граждан в управление общественными и государственными делами. Для реализации целей деятельности и своих функций общественно-политические организации располагают определенными ресурсами (людскими, материальными, ценностными) и средствами (учреждения, СМИ), используют различные стратегии . Основными стратегиями деятельности общественно-политических организаций являются прямое влияние на государственные органы и официальных лиц и косвенное воздействие на них через политические партии, влиятельных государственных и партийных чиновников, общественное мнение. Каждой из этих стратегий соответствует свой конкретный набор тактических приемов и методов воздействия. Так, воздействие на органы власти и официальных лиц может осуществляться через информирование, консультирование, угрозы, подкуп, финансирование избирательных кампаний и т.д. Для влияния на политические партии и общественное мнение могут использоваться пропаганда и агитация в СМИ, убеждение, митинги, пикеты, демонстрации, голодовки и т.д. Использование тех, или иных приемов и методов воздействия на государственные органы в деятельности общественных организаций зависит от складывающейся общественно-политической ситуации, уровня развития организаций, зрелости и активности их членов, социальной остроты и общественной значимости возникшей проблемы. Нередко, для усиления давления на институты власти, придания высокой социальной значимости какой-либо конкретной проблеме, решение которой зависит от государства, общественно-политические организации тесно взаимодействуют с политическими партиями. Часто в таких ситуациях они координируют свои действия с профессиональными и другими социально-экономическими организациями, с профессионально-творческими и любительскими объединениями людей, которые также играют заметную роль в политической жизни общества.

Деятельность общественно-политических организаций осуществляется в установленном государством правовом поле, с соблюдением конституционно-правовых норм и принципов. Законы любого государства не допускают создания и функционирования общественных организаций, в деятельности которых используются дискредитация существующего политического строя, призывы к нарушению единства и территориальной целостности страны, пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание любой розни между народами. Однако это не означает, что в реальной жизни в некоторых странах не возникают общественные организации, которые стремятся использовать противоправные приемы и методы давления на государство, достижения определенных политических целей. Такие действия, как правило, пресекаются. В демократических странах они получают соответствующую правовую оценку, а деятельность общественных объединений, их допустивших, запрещается. Крайне редко общественные организации могут действовать нелегально.

Широкое многообразие общественно-политических организаций участвует в современном политическом процессе в России. В отличие от советского

периода, когда общественно-политические организации были представлены единственной молодежной организацией – ВЛКСМ, небольшим числом ветеранских, женских, пропагандистско-просветительских, патриотических организаций, действовавших под руководством КПСС, и скорее являвшимися государственными, чем общественно-политическими, в настоящее время в стране функционируют десятки и даже сотни общественно-политических организаций. Созданы и действуют многие молодежные организации различной направленности, ветеранские организации участников различных войн и военных конфликтов, ликвидации чрезвычайных ситуаций, военнослужащих и сотрудников запаса и в отставке разных силовых ведомств, организации ветеранов труда разных сфер профессиональной деятельности, значительное число женских, пропагандистско-просветительских и патриотических организаций. В российском обществе активно функционируют правозащитные организации, отстаивающие права разных социальных групп и отдельных граждан. Деятельность большинства современных общественно-политических организаций способствует развитию социально-политической активности людей, демократизации политической жизни страны, является эффективным каналом взаимосвязи российского государства со своими гражданами. Однако, некоторые современные российские общественно-политические организации пока являются весьма немногочисленными, можно сказать «камерными», не играют заметной роли в общественной жизни страны, занимаются частными проблемами. Иногда отдельные общественные организации допускают противоправные деструктивные действия, ведущие к конфликтным ситуациям, социально-политическим эксцессам. Все это означает, что в настоящее время требуется дальнейшее совершенствование организации и функционирования общественно-политических организаций в России, усиление правового регулирования их деятельности в целях оптимизации социально-политического статуса негосударственных общественных объединений.

Помимо общественно-политических организаций важную роль в политической жизни выполняет и такая разновидность общественно-политических объединений как общественно-политические движения. По сравнению с политическими партиями, общественно-политическими организациями, которые, как правило, функционируют в отдельных странах, общественно-политические движения по масштабам и размаху могут быть местными, общенациональными, региональными и мировыми, иметь широкую социальную направленность, ориентироваться на различные социально-политические идеалы. Общественно-политические движения – это продолжительные совместные действия людей, часто разделенных территориально, направленные на достижение общественно значимых целей. Основными чертами общественно-политических движений являются широкая социальная база и разнообразие участвующих в них социальных сил, массовость, стихийность зарождения, незавершенность структуры, разнообразие стилей и форм деятельности. Среди современных мировых и региональных общественно-политических движений выделяются антивоенные движения, движения за демократизацию международных отношений, против распространения оружия массового уничтожения, расовой и

национальной дискриминации, терроризма, за права и свободы человека, политическую самостоятельность и национальный суверенитет, экологические и антиглобалистские движения. Общенациональные и местные общественно-политические движения возникают по поводу решения государством актуальных проблем, значимых для населения и отдельных социальных групп конкретной страны, ее отдельного региона, административно-территориального образования. К таким общественно-политическим движения можно отнести движения в поддержку государственных и политических институтов, известных политических лидеров, социальных групп и граждан, социальных инициатив, развития ортпп и граждан, и политических институтов, известных политических лидеров, социальных инициатив и явлений тдельных сторон и сфер общественной жизни, движения за отставку парламента, правительства, руководителей регионов и городов, за уравнивание женщин в правах с мужчинами, против ограничения и нарушения прав и свобод отдельных социальных групп и образований, граждан, против ущемления социальных интересов граждан в отдельных сферах общественной жизни и т.д. Общественно-политические движения разного уровня и характера часто самым различным образом взаимодействуют между собой, могут объединяться в единый фронт.

Общественно-политические движения, как правило, не имеют однозначной, комплексной программы и четких принципов действий. Они формируются и развиваются в связи со стремлением людей реализовать какую-либо социально-значимую для них цель на основе таких понятий как «справедливость», «демократия», «равноправие», «свобода». Движение обычно состоит из инициативного ядра (авангарда), которым может быть политическая партия, общественно-политическая организация, блок партий и организаций, социально-активная группа людей и участников движения, консолидирующихся вокруг ядра. В становлении и развитии общественно-политические движения проходят обычно три основные стадии. На первой стадии, в ответ на возникшие потребности общественной жизни, зарождается идея формирования общественно-политического движения, складываются его ядро и активисты, осуществляется выработка целей и задач движения. На второй стадии пропагандируются цели и задачи движения, осуществляется широкая агитация, привлекаются сторонники среди разных социальных групп и слоев населения. На третьей стадии формулируются конкретные предложения и требования к институтам власти по решению общественной проблемы, осуществляются организованные массовые действия в различных формах по реализации выдвинутых целей и задач. В процессе развития общественно-политических движений могут быть различные варианты их эволюции. С одной стороны, приобретая четкие организационные формы, они могут трансформироваться в общественно-политическую организацию и даже партию, включиться в борьбу за участие в государственной власти, а с другой – в результате достижения цели и задач, или отсутствия перспективы их достижения, движение затухает, сходит с политической сцены.

В современных условиях общественно-политические движения занимают свою нишу в мировом политическом процессе, в политической жизни отдельных стран, оказывают заметное влияние на социально-политические отношения. В 80-е – начале 90-х годов ХХ века значительную роль в политической жизни СССР играли, например, народные (национальные) движения и фронты. Они представляли массовые общественно-политические движения в поддержку демократизации общества, за возрождение народов, обретение ими экономической самостоятельности и государственной независимости. В последующем, большинство этих движений эволюционировало в политические партии национально-демократической направленности.

Общественно-политические движения на общенациональном и местном уровнях функционируют и в современной России . Однако, большинство этих движений не носят массового характера, их роль в российском политическом процессе малозаметна, а на выдвигаемые ими требования и предложения часто отсутствует необходимая реакция органов государственной власти. Слабость современных общественно-политических движений в России, неэффективность их действий объясняются, прежде всего, недостаточным уровнем политической культурой людей, отсутствием прочных связей между различными социальными группами и образованиями российского общества и неадекватным пониманием ими конкретной ситуации в стране, регионе. Отрицательно влияют на общественно-политические движения амбициозность и эгоизм лидеров и инициативных групп, пассивность большинства политических партий и общественно-политических организаций, отсутствие конструктивных предложений с их стороны по разрешению возникающих проблем. Преодоление этих причин является необходимым условием усиления роли общественно-политических движений в политической жизни российского общества.

Разнообразие и активность общественно-политических организаций и движений характеризует процесс становления и развития гражданского общества, демократизацию политической жизни, утверждение и развитие общественного самоуправления. Деятельность общественно-политических организаций и движений способствует согласию социально-политических сил в обществе, влияет на выбор ими приоритетов и целей общественного развития.

Общественно-политические объединения являются необходимым элементом всех развитых общественных систем, показателем их зрелости. Еще более чем 150 лет назад французский мыслитель А. де Токвилль отмечал, что « в демократических странах умение создавать объединения – первооснова общественной жизни; прогресс всех остальных ее сторон зависит от прогресса в этой области».

Важнейшими разновидностями общественно-политических объединений в современных условиях являются политические партии, общественно-политические организации и движения. Каждый из этих видов общественно-политических объединений обладает своими особенностями, структурой, спецификой содержания, характера и цели деятельности. В общей системе социальных отношений политические партии, общественно-политические организации и движения представляют механизм взаимодействия государства и гражданского общества, являются институциональными субъектами политики, активно влияющими на политическую жизнь общества, содержание и направленность политического процесса. Благодаря деятельности политических партий, общественно-политических организаций и движений, призванных отражать, выражать и защищать разнообразные социальные потребности и интересы людей, во многом достигаются устойчивость и эффективность государственной власти, стабильность и прогресс общества.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «политическая партия». Назовите главное отличие политической партии от других общественно-политических объединений.

2. Выделите основания классификации политических партии и назовите их основные типы. Чем отличаются правящие и оппозиционные политические партии?

3. Охарактеризуйте основные типы партийных систем. Какой из них и почему, по вашему мнению, является в современных условиях наиболее оптимальным?

4. Перечислите правовые нормы организации и деятельности политических партий в современной России, закрепленные в Конституции РФ и Федеральном Законе РФ «О политических партиях».

5. Назовите отличительные признаки, главные приемы и методы деятельности общественно-политических организаций. Какие современные общественно-политические организации, действующие в России, Вы знаете?

6. Сформулируйте предпосылки и факторы возникновения и существования общественно-политических движений и раскройте их роль в современном мире.

Литература

Волобуева А.Н. Политические партии в системе публичной власти современной России. – Курск, 2005.

Дюверже М. Политические партии. Пер с фр. – М.: Академический проект, 2002.

Конституция Российской Федерации. – М.: Ось – 89, 1998.

О политических партиях. Федеральный Закон Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 2001 . – № 29. – ст. 2950.

Партии и выборы: хрестоматия // Отв. ред и сост. Н.В. Анохина, Е.Ю. Мелешкина. – М.: ИНИОН РАН, 2004.

Политические партии России: прошлое и настоящее: сб. статей //Отв. ред. М.В. Ходяков. – СПб.: изд-во СПбУ, 2005.

Серебрянников В.В. Силовые структуры и политические партии // Власть, 1999. - № 11.

Контрольная работа

по дисциплине Политология

«Общественно-политические организации и

движения»


Введение

Общественные организации и движения – это негосударственные образования, а движения – это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).

Целью данной контрольной работы на тему “Общественно-политические организации и движения” является раскрытие значения идей организаций и движений, их роль в жизни гражданского общества в целом.

Для этого необходимо решить несколько задач, а именно:

1. Описать значение общественно-политических организаций и движений.

2. Охарактеризовать виды общественно-политических движений.

3. Рассмотреть причины возникновения общественно-политических организаций и движений.

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.


1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные”.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов”.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

“Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти”.

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”. Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

С точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;

По идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;

По национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

По демографическому признаку – молодежные, студенческие и др.;

По масштабам – международные, региональные, в стране, штате, республике;

По методам и способам действия – легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

Конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:

Выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;

Создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

Руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).


Что вызвало изменения в расстановке политических сил в стане оппозиции и усиление противоборства в обществе. 2. Партийно-политическая система в конце 1991-1993 гг. Центр тяжести в политическом противостоянии переместился с борьбы против КПСС к вопросу выбора конкретной модели модернизации российского общества. Политическая оппозиция и в новых условиях по-прежнему представляла собой весьма...

Таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества. Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и...

Любая деятельность в сфере политики осуществляется группами людей, объединенных общей целью и нормами поведения, принятыми у них. В результате таких действий идеология, политвзгляды и убеждения получают материальную форму существования, воплощаются в жизнь. Эти организации называются политическими, о них более подробно будет рассказано в данной статье.

Что такое политическая организация?

Если говорить простыми словами, то политические организации – это разновидность общественных объединений, целью которых является реализация политических убеждений и интересов, а также взаимоотношения с органами власти.

Среди особенностей подобных сообществ можно назвать внутреннюю устойчивость, дисциплинированность и четкую иерархию. В них есть руководитель, лидер, а также ряд приближенных к нему лиц. Помимо этих людей такие организации имеют сторонников и членов, численность которых довольно устойчива и документально зафиксирована. Также они имеют пассивных и активных сторонников. Активные принимают непосредственное участие в жизни объединения, состоят в нем. А также выражают свои убеждения и взгляды открыто на мероприятиях. Пассивные готовы поддержать организацию на выборах, но не участвуют в ее повседневной жизни.

Виды политических организаций

Классифицировать политические организации можно по множеству признаков. Например, если разделять их по отношению к государству, то они бывают:

  • Государственные – непосредственно само правительство, органы центральной власти и местного самоуправления.
  • Негосударственные – к ним относятся общественно-политические организации, политические партии, движения и другие сообщества.

Следующим параметром для классификации можно назвать социальный признак, согласно которому объединения политического характера делятся по классовому составу либо по национальному.

Но это далеко не все разновидности, на которые можно подразделить такие организации. Их можно распределить и по степени политизированности: либо полностью политические, например партии, либо сообщества граждан, имеющие интересы из других сфер жизни. Также их можно разделять по идеологическому признаку – коммунистические, либеральные, консервативные и многие другие. По степени распространения политические организации бывают международные, внутригосударственные и внутристрановедческие.

Что такое социально-политическая организация?

В науке понятие политического движения определяется как сообщество граждан, ставящее перед собой цель оказать влияние на принятие изменений, касающихся социальной сферы, либо, наоборот, противодействовать им. Социально-политические организации выполняют конкретные цели и задачи, возникающие в ходе осуществления власти в политической сфере. Среди их функций можно обозначить установление социальных взаимодействий, определение порядка желаемого и достижимого для той или иной группы, владение информацией о возможности разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки организации.

Общественно-политическая организация - что это?

В любой стране с демократическим строем неотъемлемой частью являются общественно-политические организации. Они возникают благодаря гражданскому волеизъявлению и выступают как сила, оказывающая какое-либо влияние на органы власти. От общественного движения такие сообщества отличаются наличием фиксированного членства.

ВЛКСМ как пример политической организации

Типичным примером стандартной политической организации может являться ВЛКСМ. Расшифровка – Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи. Созданный как союзник и помощник для компартии, ВЛКСМ являлся именно общественно-политической организацией, не ставящей перед собой задачу борьбы за власть. Ленинский комсомол практически с первого дня своего существования активно включился в трудовую, хозяйственную, научную, военную и прочую деятельность страны и оказал огромное, чаще всего позитивное влияние на эти сферы жизни.

ВЛКСМ, расшифровка названия которого включает в себя слово «всесоюзный», показывает, насколько эта организация была распространена. Можно судить о ее роли в жизни каждого советского молодого человека.

Следует отметить, что ВЛКСМ в качестве молодежной организации сохранился и до наших дней, правда, не в таком масштабе, как раньше. Идею коммунистического движения для молодых людей сохранила и продолжила КПРФ. Однако изменилось название: сначала это был СКМ – Союз коммунистической молодежи, а с 2011 года движение носит название ЛКСМ – прибавилось слово «ленинский». Но также если в советские времена ВЛКСМ считался резервом для КПСС, а членство в нем было обязательным, то аналогичные современные политические организации не носят обязательного характера и вряд ли оказывают какое-то серьезное влияние на политическую жизнь государства. Скорее это просто дань памяти, сохранение традиций прошлых лет.

Политические организации в России

На момент конца 2015 года в России зарегистрировано 77 партий, и это наибольшее число официально зарегистрированных политических организаций за всю историю государства. Представлен почти весь спектр идеологических позиций: от крайне левых до крайне правых убеждений. Политические организации представляют собой как партии, так и общественные движения и организации. Среди всего их многообразия можно встретить и провластные, и оппозиционные сообщества, и даже экстремистские, запрещенные законом.

Политические организации России представлены в органах государственной власти несколькими партиями, каждая из которых имеет свое число депутатов. Их самое большое число принадлежит партии «Единая Россия», на втором месте – КПРФ, следом за ними - партия "Справедливая Россия" и либерал-демократы из ЛДПР, которых скорее можно назвать консерваторами, нежели либералами.

Общ-полит. движение -это активная часть общества, выражает интересы социальных групп граждан и направлена на достижение полит. цели.
В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью партий, не желающие ограничивать себя их нормами и программами, не имеющие политических интересов. Отличие общественно-политических движений от партий:
1) социальная база движений более широкая, пестрая (представители разных социальных, идеологических, национальных групп);
2) имеют одну полит. концепцию, цель и добиваются решения одной проблемы (достигнув цели, движение прекращает существование);
3) движения не долговременны, как партии;
4) не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, “повернуть” к решению своих проблем (в борьбе за власть трансформируется в партию);
5) центром политической активности выступает ядро - инициативные группы, клубы, союзы;
6) в движении отсутствуют иерархия, постоянное членство и документы (программа, устав).
Заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Виды общественно-политических движений :
- социально-политические, экономические, экологические, антивоенные, научные (по сфере деятельности); неполитические (Красный крест, защита памятников); местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные (по масштабу деятельности);
- революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические, протеста (по целям);
- массовые и элитарные (по количеству участников); левые, центристские и правые (по месту в политическом спектре);
- профессиональные, женские, молодежные (по социальному составу); сознательно организуемые и стихийные (по характеру возникновения);
- фронты, ассоциации, объединения (по способу организации); насильственные и ненасильственные (по методам действий)

Черты общественных движений: многочисленность, широкая социальная база, организационная и идейная аморфность, нестабильность состава, стихийность и спонтанность действий Появление общественных движений относится к 19 веку. В их становлении и развитии выделяют ряд стадий: возникновение беспокойства по поводу нерешённой проблемы→формулировка целей и задач к разрешению проблемы→ агитация, вербовка сторонников движения, пропаганда целей, разъяснение задач, привлечение сочувствующих→развёрнутая деятельность по осуществлению программы →стадия затухания движения, цели осуществлены или не осуществились→ ликвидация движения или его бюрократизация и возрождение на новой основе.

Общественные движения отличаются от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное коллективное членство.
Черты общественных организаций : наличие аппарата, структуры, Устава, постоянного членства, централизованного руководства.
Общественные организации вырастают из общественного движения. Чётких границ между организациями и движениями нет. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. У них сходные функции: участие в образовании гос.структур, в обсуждении и принятии полит. решений, представление и защита интересов граждан, осуществление социального контроля, формирование общественного мнения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология как наука и учебная дисциплина

На сайте сайт читайте: политология как наука и учебная дисциплина.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политология как наука и учебная дисциплина
Политоло́гия- наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими

Развитие политических идей в Древнем Востоке
Первые классовые государства возникли в странах Древнего Востока в 4 тысячелетии до н.э. и родились первые политические идеи, связанные с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслит

Проблемы политики в трудах Платона и Аристотеля
Политические идеи Платона. Платон -отец политической науки. Он впервые предложил свою модель политической системы. Мерилом политики служат структура и толкование человеческого быти

Политическая мысль эпохи средневековья и Возрождения
В средние века господствовала теологическая форма мышления. Учение Фомы Аквинского о бо­жественном происхождении государства и влас­ти, моральном характере правления и другие во­просы оказали замет

Политические идеи эпохи Просвещения
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с философами: Гоббс, Локк, Спиноза, Монтескье, Вольтер, Руссо. Основоположник теории общественно

Марксистское учение об обществе и политике
В 30-е и 40-е годы XIX в. социалистами называли себя ученики Фурье и Сен-Симона, а коммунистами – последователи Бабефа. В 70 - 80-е годы Маркс и Энгельс стали называть свое учение социалистическим.

Политическая мысль ХХ века
В 20в. политология как наука стала самостоятельной, устойчивой, перестала быть делом отдельных мыслителей. В начале ХХ в создана Американская ассоциация политической науки, в Европе – с середины ве

Современные политические концепции и направления
Под современными направлениями политологии понимаются проблемы полит.науки, являющиеся предметом обсуждения и исследования. Представители социологического направления изучают явления политики путем

Избирательные системы
Избирательная система - это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос. представительных органов власти. В каждой стране избирательная систем

Органы государственной власти в РФ. Анализ Конституции Российской Федерации
Высшим органом представительной и законодательной власти РФ является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты - Гос Думы, верхней - Совета Федерации. Они осущ

Виды и основные характеристики политических режимов
Политический режим - система методов, способов и средств осуществления полит.власти, влияет на тип правления и форму гос.устройства. Понятие “полит.режим” более широкое,

Сущность и разновидности партийных систем. Становление многопартийной системы в РФ
В разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения партий в полит.системе общества, взаимодействия между ними, типов

Политические технологии
Политические Технологии- область деятельности политиков, связанная с выборными технологиями, где происходит отработка и внедрение способов манипуляции общественным мнением. Техноло

Идеология как форма политической мысли
Идеология – это определенная система философских, научных, художественных, нравственных, правовых и других знаний о мире и роли человека в нем. Выделяют политическую, правовую и религиозную идеолог

Анархизм, клерикализм, национализм и радикализм как разновидности политических идеологий
Анархизм- совокупность политических течений, настроений, оказывающих влияние на политические процессы в переломные моменты истории. Родоначальниками анархизма были Макс Штирнер, Ми

Политическая деятельность и политическое участие. Политическое поведение и его типы
Политическая деятельность - это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Характерные черты политической деятельности: концентра

Международные отношения и мировая политика
Международные отношения - это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих свои интересы, формируются отношения: дипломатические, эко

Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
Вопрос межнациональных отношений на территории бывшего СССР – сложный и острый вопрос, единственный решающий вопрос. Выделяют три его уровня. 1. конфликт распадающейся империи с по

Глобальные проблемы современности и комплексный характер их разрешения. Политическая глобалистика
Глобальные проблемы современности – это комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового масштаба, от решения которых зависит судьба человеческой организации.

Прогнозирование в политике. Политическое предвидение
Политические прогнозы - научное знание о будущем Прогнозом в политике называется предсказание, осуществляемое на основе анализа и сопоставления фактов, оценки действующих в политике сил и тенденций

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания
Познание в науке - всегда сложный, протяженный во времени и внутренне противоречивый процесс. Вначале исследователем формулируется на основе ране сложившего научного знания определенная

Понятие и теории элит, их происхождение, виды и функции
П. элита -социальная группа, меньшинство, отделенное от массы общества благодаря исключительным возможностям в обладании властью, участвующей в принятии решений, исполнении власти и воздействия на

Партии вырастают из общественных движений и организаций. Общественные движения и организации образуют та социальная среда, в которой действуют политические партии. Они дополняют действия партий или препятствуют распространению их влияния на общество, выступают базой для перестройки существующих партий или появления новых. Примеры тому: "Солидарность" в Польше, Народный Рух Украины в начале 90-х гг. ХХ в. в Украине, Национальный фронт в Чехословакии, и тому подобное.

Общественная организация - это добровольное объединение людей, которое имеет внутреннюю структуру снизу доверху, фиксированное членство.

Общественное движение - это тоже добровольное формирование граждан, которое возникает в результате свободного их желания на основе общности интересов и не имеет фиксированного членства.

Разница между организациями и движением относительная. Каждая массовая организация функционирует как общественное движение. Например, профсоюзный, женский, молодежный и тому подобное.

Характерной особенностью современных массовых общественных движений и организаций является то, что они, как правило, связаны непосредственно с политикой, или косвенно влияют на качество деятельности политических институтов.

Исследователи массовых демократических движений и общественных организаций выделяют следующие причины их возникновения:

♦ рост кризисных явлений в различных сферах общественной жизни;

♦ угроза войны и применения химического оружия;

♦ рост угрозы экономической катастрофы;

♦ необходимость защиты прав, свободы и жизненного уровня человека;

♦ преодоления региональных военных и межнациональных конфликтов;

♦ рост образовательного и культурного уровня различных слоев населения.

Польский политолог Е.Вятр выделяет четыре стадии, которые проходит общественное формирование в своем развитии. На первой создаются предпосылки возникновения общественного объединения и создается инициативная группа. Вторая - включает формирование программных документов, которые отражают объединены индивидуальные стремления. Третья - это проверка жизнеспособности общественного объединения, его соответствия потребностям людей. Четвертая - это затухание деятельности, когда задачи выполнены, или жизнь доказала невозможность реализации целей.

Таким образом, общественные организации и движения - это общественные силы, которые пытаются изменить существующие условия или закрепить их путем воздействия на властные структуры.

Общественно-политическое движение и организации в зависимости от их связи с политической системой могут быть институциональными (формальными) и неинституциональных (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составной части и функционируют по комплексу формальных правил. Вторые - действуют вне системы, по правилам, не приписанные им.

Массовые общественные организации и движения и большое количество мелких организаций и групп действуют на разных уровнях: международном, религиозной, в рамках политической системы той или иной страны, на местном уровне. Организации различаются по профессиональным признакам (объединение писателей, юристов, актеров и т.д.). Но наиболее распространенной является классификация по целям и направлениям деятельности, на основании которой можно выделить:

♦ общественно - политические;

♦ миротворческие и правозащитные;

♦ экономического направления;

♦ национальные, национально-культурологические;

♦ экологические;

♦ милосердия и здравоохранения;

♦ интернациональные и другие.

Наиболее массовой общественной организацией являются профсоюзы. Деятельность профсоюзов регулируется специальным законодательством. Они имеют свои международные организации, например, Всемирная федерация профсоюзов (ВФП). В современные времена профсоюзы активно заявляют о себе твердой позицией в защите трудовых и социально - экономических прав и интересов своих членов. Большое количество забастовок, которые существенно влияют на политический процесс в обществе, тому доказательство.

Спектр общественно - политических организаций достаточно разнообразен - это союза молодежи, ветеранов войны, комитет солдатских матерей, союза женщин и тому подобное. Они решительно включаются в политическую жизнь, организуют свои печатные издания, собрания, митинги.

Какими бы ни были общественные организации и движения, они выполняют две основные функции:

♦ выражают и реализуют групповые интересы;

♦ обеспечивают участие своих членов в управлении.

Таким образом, политическая функция общественных организаций и движений состоит не в борьбе за власть, а в давлении на нее с целью реализации интересов своих участников.

Согласно общественно-политическими организациями можно считать только те из многочисленных объединений и групп по интересам, оказывают давление на центры власти. В западной политологии их так и называют - группы давления или группы интересов.

Типичными средствами давления общественных объединений на органы власти являются:

♦ непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и законодательных органов власти, а также в качестве функционеров административного аппарата;

♦ участие членов организации в работе парламентских комиссий;

♦ поддержка личных контактов с членами парламента, правительства, чиновниками государственного аппарата.

Во многих странах широко практикуется такая форма давления на законодателей, как лоббизм (кулуары). Лоббизм возник как специфический институт политической системы США для влияния конкретных частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами власти по вопросам внутренней и внешней политики. Политическая практика американского лоббизма активно распространяется в других странах, в том числе и в Украине.

Кто же занимается лоббированием? Наиболее подходящими на роль лоббистов считаются бывшие чиновники законодательных и исполнительных органов власти, которые поддерживают связи со своими бывшими коллегами, а также опытные адвокаты, близко знакомые с закулисным жизнью законодательных и правительственных учреждений. Услуги лоббистов высоко оплачиваются. Диапазон средств, которые они используют для достижения своих целей, огромен. Выделим группы средств лоббистов:

♦ средства лоббизма информационного ракурса: сбор информации, ее блокирования или предоставление заинтересованным лицам; пропагандистские кампании с рекламой или антирекламой определенной акции; кампании давления с мест (телеграммы, письма и т.д.);

♦ средства лоббирования, связанные с финансовым его обеспечением: финансирование избирательной кампании, предоставление "нужным лицам" разного рода "услуг" (гонорар за выступление и т.д.), устройство для чиновников разного рода развлечений за счет заинтересованных организаций.

Для многих лоббизм является синонимом коррупции и, как видим, не без оснований. Однако лоббизм - это не только подкуп, шантаж, но и весомый метод стратегического решения политических, экономических, региональных проблем, поскольку на него работают высокопрофессиональные эксперты, предлагающих и осуществляющих социально - конструктивные идеи.

Как уже подчеркивалось, лоббизм получил в некоторых странах мира статус социального института, стал организационной учреждением. Его деятельность получила легитимность и легальность. В США в 1946 г.. Был принят федеральный закон о регулировании лоббизма. Согласно ему лица и организации, которые являются лоббистами, обязаны официально регистрироваться и предоставлять сведения о том, на кого они работают.

Группы давления могут быть официально зарегистрированы, как в США, или действовать нелегально. Характерным примером криминальной группы давления является мафия. Становление конституционных и цивилизованных форм воздействия групп давления на органы государственной власти и их участие в политическом процессе является одним из важнейших условий демократизации общества, его нормального и стабильного развития.

Таким образом, общественно-политические организации и движения в демократических странах является неотъемлемым компонентом политической жизни. Они дополняют рациональный плюрализм, усиливают эффективность многопартийности, конкуренции в среде различных политических сил. Политические партии, правительство, законодатели не могут не считаться с общественно-политическими организациями и должны постоянно искать пути взаимодействия и диалога с ними. Но особенностью общественных организаций является то, что они не ставят себе целью завоевать государственную власть, что характерно для политических партий. Они создают системы групп давления, под влиянием которых формируется государственная политика.

Таким образом, рассмотрев основные проблемы, которые сформированы в начале лекции, можно утверждать, что в этом мире политические партии создаются для борьбы за власть, для реализации своих предвыборных программ и их роль в политических системах различных стран мира значительная. Они выражают потребности, интересы, цели определенных социальных групп и слоев населения. Партии активно участвуют в формировании и функционировании механизма политической власти.

Также многогранное значение имеют общественно - политические объединения. Они играют существенную роль в структурировании политических систем. На их почве могут возникать новые политические партии. "Непартийных сфера" также формирует и пополняет правящую элиту, создает систему давления на государственные институты власти. Объединение выступают как институционализовани каналы привлечения людей к политике и, тем самым, влияют на формирование политической культуры в обществе.

Кроме того, политический процесс в нашей стране свидетельствует о том, что партии остаются реальностью современности, их потенциал еще не исчерпан, и еще много десятилетий они будут выступать главным объектом политики.