Какие международные организации по охране окружающей среды. Экологические организации

В настоящее время в мире функционирует более нескольких сотен различных международных организаций – межправительственных и неправительственных, занимающихся вопросами экологии. Наиболее авторитетная из них – Организация Объединенных Наций (ООН). Одно из важнейших направлений ее деятельности – сотрудничество в области охраны природы. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей среды, которые отражены, в частности, в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972) и во Всемирной хартии природы

При ООН функционируют следующие специализированные учреждения – международные межправительственные организации по охране окружающей среды.

ЮНЕП (UNEP – United Nations Environment Programme)– ПрограммаООНпоокружающейсреде. Действует с 1972 г. и является основным вспомогательным органом ООН. Основные направления деятельности ЮНЕП: здоровье человека, санитария окружающей среды; охрана земель, вод, предотвращение опустынивания; охрана природы, диких животных, генетических ресурсов; образование, профессиональная подготовка; торговля, экономика, технологии.

ЮНЕСКО (UNESCO – UnitedNationsEducational, ScientificandCulturalOrganization)Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Существует с 1946 г. Создана с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничеству государств в области просвещения, науки и образования.Занимается организацией исследования окружающей среды и ее ресурсов, осуществляет руководство экологическими программами, в которых занято более 100 государств. Наиболее известной является долгосрочная межправительственная программа «Человек и биосфера». В сферу деятельности ЮНЕСКО также входят учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию, оказание помощи в развитии экологического образования и подготовке специалистовэкологов.

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения.Создана в 1946 г. Занимается проблемами гигиены окружающей среды, борьбы с загрязнением атмосферного воздуха. Направления деятельности ВОЗ: санитарноэпидемиологический мониторинг окружающей среды, анализ статистических данных о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды, санитарно-гигиеническая экспертиза окружающей среды, анализ ее качества.

ФАО (FAO – Food and Agriculture Organization of the United Nations) – Всемирнаяорганизацияпродовольствия. Образована в 1945 г.Занимается вопросами продовольственной безопасности отдельных стран и всего мира. Направления деятельности ФАО: рациональное использование природных ресурсов, охрана и использование земель, животного мира, лесов, биологических ресурсов Мирового океана.

ВМО – Всемирная метеорологическая организация. Действует с 1951 г. Занимается анализом климатических изменений, связанных с загрязнением окружающей среды, изучением процесса переноса загрязняющих веществ в биосфере. ВМО функционирует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). В свою очередь, в рамках ГСМОС реализуются программы по мониторингу состояния атмосферы, трансграничному загрязнению воздуха, здоровью человека, состоянию Мирового океана, сохранению возобновляемых ресурсов суши.

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии. У чреждено в 1957 г. Функционирует под эгидой ООН, но не является ее специализированным учреждением.Осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». Основные направления деятельности МАГАТЭ: разработка правил строительства и эксплуатации АЭС, проведение экспертизы проектируемых и действующих АЭС, оценка воздействия радиоактивных материалов на окружающую среду, установка норм радиационной безопасности.

К числу наиболее известных неправительственных международных организаций относятся следующие.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Создан в 1948г.Содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП подготовил Международную Красную книгу (10 томов). Цели МСОП: реализация региональных программ охраны природной среды; сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; экологическое просвещение.

Всемирный фонд охраны дикой природы – самая многочисленная частная международная экологическая организация. Создана в 1961 г. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям. В природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн долларов США.

Римский клуб международная неправительственная организация. Создана в 1968 г. Основная форма его деятельности – организация крупномасштабных исследований по широкому кругу проблем, преимущественно в социально-экономической области, включая такие, как истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, народонаселение, рост экономики.

Гринпис – независимая общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды. Создана в Канаде в 1971 г. Имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране окружающей среды; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России, где его официальное представительство действует с 1992 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Иркутский государственный университет»

Географический факультет

Кафедра гидрологии и природопользования

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Русин Андрей Викторович

Иркутск 2017

Введение

Международные природоохранные организации играют огромную роль на данном этапе развития общества. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в окружающей среде, они были призваны защитить природу и, по существу, должны спасти самого человека. Они позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем.

1. Всемирный фонд охраны природы

Всемирный фонд дикой природы - международная общественная организация, работающая в сферах, касающихся сохранения, исследования и восстановления окружающей среды. Это крупнейшая в мире независимая природоохранная организация с более чем 5 миллионами сторонников во всём мире, работающая в более чем 100 странах, поддерживающая около 1300 природоохранных проектов во всём мире.

Миссия Всемирного фонда дикой природы заключается в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель - сохранение биологического разнообразия Земли.

Организация осуществляет деятельность во многих направлениях. WWF занимается развитием и поддержанием заповедных, парковых территорий, охраной редких видов животных и растений, развивает мировое и региональное природоохранное законодательство. Кроме этого, представители Всемирного фонда дикой природы создают экономические механизмы для сохранения биологического разнообразия и поддерживают природоохранное образование.

Фонд занимается охраной отдельных видов флоры и фауны, которым грозит исчезновение, охраной воды, воздуха, почв и отдельных ландшафтов. За годы его работы осуществлено более двух тысяч проектов: по спасению тигров от уничтожения, защите морей от загрязнения, спасению тропических лесов и т.д. Деятели Фонда сформулировали задачи правительств разных стран в деле защиты природы.

Доклад WWF «Живая планета» выходит раз в два года. Его называют одним из самых цитируемых и авторитетных в мире источников информации об экологической обстановке на планете. Разработкой доклада занимаются учёные из Лондонского зоологического общества и Всемирной сети экологического следа. Доклад определяет здоровье планеты по нескольким показателям: состояние популяций животных, использование природных ресурсов человечеством, использование возобновляемых источников энергии и ресурсов, количество пресной воды, потребляемой при производстве и так далее.

В РФ представительство Фонда было открыто в 1994 году, хотя еще с 1988 года начались первые проекты в нашей стране.

Самыми главными программами WWF в России являются Лесная, Морская и Климатическая программы. Целью первой из них является охрана биологического разнообразия в лесах России. Морская направлена на охрану живой природы и разумное использование ресурсов морей. А климатическая подразумевает работу в целях предотвращения изменений климата.

2. Международный союз охраны природы

Международный союз охраны природы - международная некоммерческая организация, занимающаяся освещением проблем сохранения биоразнообразия планеты, представляет новости, конгрессы, проходящие в разных странах, списки видов, нуждающихся в особой охране в разных регионах планеты. Организация имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Организация основана в 1948 году по инициативе ЮНЕСКО, её штаб-квартира расположена в городе Гланде (Швейцария). Союз объединяет 82 государства (в том числе и Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии), 111 правительственных учреждений, более 800 неправительственных организаций и около 10 000 учёных и экспертов из 181 страны мира.

В состав союза, кроме его организаций-членов, входят 6 научных комиссий и профессиональный секретариат.

Основная миссия МСОП это осуществление действенной помощи природоохранному движению в деле сохранения уникальности, целостности и особенностей различных природных комплексов; и обеспечение правомерного и разумного потребления природных ресурсов, не нарушающего экологическую устойчивость планеты в целом.

Основными целями создания МСОП являются:

* борьба с исчезновением видов и снижением биологического разнообразия;

* сохранение существующих экосистем в целостности;

* наблюдение за разумным использованием ресурсов.

Реализуя принятые международные конвенции, МСОП помогает различным странам в разработке и применении национальных стратегий, природоохранных мероприятий и планов.

Деятельность объединения осуществляется в шести направлениях, в рамках, определенных комиссиями:

* По выживанию видов. Эта Комиссия ведет Красные списки, разрабатывает рекомендации по сохранению исчезающих видов и применяет их на практике.

* По экологическому праву. Способствует продвижению и принятию экологических законов, развитию современных механизмов юриспруденции, необходимых в природоохранных целях.

* По экологической, экономической и социальной политике. Предоставляет квалифицированную экспертную помощь в решении политических вопросов, принимаемых в соответствии с региональными социально-экономическими факторами.

* По образованию и коммуникациям. Разрабатывает стратегии по использованию коммуникаций в целях сохранения и устойчивого потребления ресурсов.

* По управлению экосистемами. Оценивает управление природными (естественными) и искусственно созданными экосистемами.

* Всемирная комиссия по ООПТ.

3. Международная ассоциация "Зеленый крест"

Международная экологическая организация, основанная Михаилом Горбачевым в 1993 году после конференции в Рио-де-Жанейро. Штаб-квартира Международного Зелёного Креста расположена в Женеве, а филиалы имеются в 30 странах. Цели создания Международного Зелёного Креста: принятие мер, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного будущего планеты, экологическое просвещение, воспитание чувства ответственности за последствия влияния цивилизации на окружающую среду. Международный Зелёный Крест осуществляет научно-практическую деятельность по решению широкого спектра экологических проблем и использует различные формы и методы работы по привлечению населения к непосредственному участию в преодолении вредных воздействий на природу хозяйственной деятельности человека.

В частности, организация занимается следующими видами деятельности:

· предотвращение и разрешение конфликтов, возникающих в результате ухудшения экологической обстановки;

· оказание помощи людям, пострадавшим от экологических последствий военных действий и конфликтов;

· выработка юридических и этических норм в целях создания экологически безопасного мира.

В российском зелёном движении Зеленый Крест выступает за партнёрство с общественными организациями и движениями, с властными структурами в центре и на местах, с ведомствами и деловыми кругами, со всеми теми, кто содействует охране окружающей среды. Опираясь на конструктивно ориентированные экологические организации, Крест активно действует в составе союза общественных объединений Российского экологического конгресса, являясь, по существу, его основным звеном.

В 1972 году Генеральной Ассамблеей ООН была одобрена резолюция под названием «Организационные и финансовые мероприятия по интернациональному сотрудничеству в сфере окружающей среды», по которой была учреждена программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Он называется ЮНЕП (аббревиатура от United Nations Environment Programme) и ежегодно предоставляет подробные доклады о своей работе. В совет управления ЮНЕП входят представители 58 стран, которые в свою очередь избираются Генеральной Ассамблеей на срок четыре года. Каждый год совет собирается с целью обсудить основные вопросы международного сотрудничества в природоохранной области. Всеми делами ЮНЕП руководит исполнительный директор, обеспечивая вместе с тем подготовку очередной сессии Совета.

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кения. Также у ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах.

ЮНЕП несет ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне.

Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. Также программа играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями, а также часто спонсирует и содействует имплементации (фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне) связанных с экологией проектов.

Работа ЮНЕП ведётся в семи следующих направлениях:

· Раннее предупреждение и оценка конфликтов;

· Имплементация экологической политики;

· Технология, производство и экономика;

· Региональное сотрудничество;

· Экологическое право и конвенции;

· Защита окружающей среды на глобальном уровне;

· Коммуникации и общественная информация.

Также ЮНЕП публикует большое количество докладов, отчётов и информационный бюллетеней. Например, четвёртая Глобальная Экологическая Инициатива (ГЭИ-4) является хорошим примером отчёта по экологии, развитию и человеческому благополучию и предоставляет аналитический материал и информацию для политиков и всей заинтересованной публики. Одна из основных идей ГЭИ-4 -- предостеречь человечество о том, что оно «живёт не по средствам». Отчёт отмечает, что человечество настолько велико, что объём ресурсов, необходимых для выживания, превышает количество доступных. Экологический императив (количество земли, необходимой для обеспечения продуктами одного человека) составляет 21,9 гектара, в то время как биологические возможности Земли составляют в среднем 15,7 гектара на человека.

5. Международный социально-экологический союз

Международный социально-экологический союз - международная экологическая организация, в составе которой числится более 10 тысяч человек из разных стран Европы, Северной Америки и Азии.

Социально-экологический союз возник в декабре 1988 года. Каждый из членов организации действует свободно и независимо в согласии с Уставом Союза, поскольку в нем отсутствует вертикальная структура власти. Координирует экологическую организацию Совет сопредседателей, который избирается на всеобщей конференции МСоЭС раз в 3 года.

Основная идея создания МСоЭС - собрать людей, которые заинтересованы в сохранении природы. Международный Социально-экологический Союз объединяет коллективных и индивидуальных членов, которые преследуют одну цель - сохранить многообразие природы и культуры Земли.

Социально-экологический союз осуществляет широкую деятельность. Среди программ организации - "За экологическую безопасность ракетно-космической деятельности", "Общественность и оценки воздействия", "Экология и здоровье детей", "Экологическое образование", "Экопоселения XXI века", Антиядерная Кампания, Кампания "За биобезопасность" и "Ядерная и радиационная безопасность".

Экологическое объединение выступает учредителями таких организаций, как Центр Охраны Дикой Природы, Независимое Экологическое Рейтинговое Агентство, Центр ядерной экологии и энергетической политики и др.

С помощью экспертного потенциала и широкого тематического и географического охвата деятельности, сотрудники МСоЭС способны эффективно влиять на разные процессы и способствовать появлению разных общественных инициатив.

На сегодняшний день, благодаря деятельности участников экологической организации, удалось сохранить уникальные природные территории: были созданы несколько заповедников, природных парков, заказников и памятников природы, продолжается работа над восстановлением нарушенных экосистем.

Успехи МСоЭС заключаются также в сохранении и развитии гражданского экологического движения, реализации проектов комфортного и экологичного жилья, инициирование и развитие программы "Дубы Евразии" по восстановлению широколиственных лесов, ужесточение и совершенствование законодательства по биологической безопасности, участие в создании системы мониторинга лесов Земли, основанного на космосъемке.

6. Всероссийское общество охраны природы

Всероссийское общество охраны природы - общественная экологическая организация, которая была основана на территории России 29 ноября 1924 года.

Одна из основных задач ВООП - содействовать благоприятной экологической и социальной обстановке в стране и регионе. Целью Общества является сохранение окружающей среды, поддержание многообразия флоры и фауны, а также сохранение и укрепление здоровья населения. Активные члены общества и выдающиеся деятели награждаются Знаком Всероссийского общества охраны природы «За охрану природы России».

На первоначальном этапе существования Общества главными из его задач были разработка научных вопросов сохранения и восстановления природных запасов и участие в практической работе государства по охране природы среди населения. По этим основным направлениям и пошло развитие Общества в дальнейшем.

ВООП имеет организации на всей территории Российской Федерации и объединяет в своих рядах ученых и специалистов из разных хозяйственных отраслей.

Природоохранная организация вошла в историю страны как значимое общественное движение, направленное на здоровую и благоприятную окружающую среду и по сей день вносит вклад в охрану и разумное использование природных богатств.

На сегодняшний день Общество продолжает успешно функционировать и укреплять сотрудничество с территориальными комитетами охраны природных ресурсов и окружающей среды, общественными и государственными организациями, с местными органами власти, с которыми происходит регулярный обмен информацией, проводятся совместные природоохранные мероприятия.

Общество охраны природы - один из участников Координационного совета общественных организаций России, учредитель Российской организации «Зеленого Креста», участник Круглого стола общественных экологических организаций, Экологического Конгресса. ВООП также входит в число объединений Российского Экологического движения (РЭД). С 1960 года - член Международного союза охраны природы. В 1984 году Всероссийское общество охраны природы было отмечено Серебряной медалью по окружающей среде, в рамках одной из программ ООН.

биоразнообразие планета природоохранный международный

7. Гринпис

«Гринпис» - международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде.

На сегодняшний день, Гринпис - это международная организация, цель которой - сохранять природу и мир на земле. В поле зрения организации находятся такие проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение площади лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами, устойчивое сельское хозяйство, сохранение Арктики.

В соответствии с годовым отчётом за 2015 год, у «Гринпис» более 42 млн. онлайн-сторонников по всему миру, 36 тыс. активных волонтёров и 3,3 млн. человек поддерживают работу организации личными пожертвованиями.

«Гринпис» использует прямые действия (акции и протесты), лоббирование и научные исследования для достижения своих целей.

Гринпис существует только на пожертвования частных благотворительных фондов и граждан. Участники Гринпис не принимают средств от коммерческих, государственных учреждений и политических партий. В качестве метода для достижения целей, независимая организация не приемлет формы насилия. Все акции, организованные активистами Гринпис -- выражение мирного протеста.

У Гринпис есть несколько направлений деятельности, называемых кампаниями или программами. По состоянию на 2015 год действовали следующие:

· Климат и Энергетика: Гринпис признаёт ответственность человечества за глобальное изменение климата. В связи с этим, организация считает необходимым всемерно развивать возобновляемые источники энергии и программы по энергосбережению. Также Гринпис выступает за постепенный отказ от ископаемого топлива, включая ядерное.

· Детокс: Гринпис добивается прекращения использования опасных химических веществ в производстве различных потребительских товаров. Гринпис требует, чтобы модные бренды отказались от использования опасных химических веществ при производстве одежды к 2020 году.

· Пища для жизни: Гринпис выступает за устойчивое и экологичное сельское хозяйство, далёкое от принципов глобализации и монокультурности, ограничивающее применение опасных химических веществ и трансгенных продуктов.

· Леса: Гринпис добивается прекращения катастрофического процесса исчезновения лесов к 2020 году.

· Океаны: Гринпис добивается прекращения загрязнения океанов опасными веществами и борется с варварской добычей морских биоресурсов. Эксперты организации считают, что необходимо взять под международную охрану около 40 % Мирового океана.

· Спасём Арктику: Гринпис требует прекращения нефтедобычи и истощительного рыболовства в Северном ледовитом океане, выступает за создание в международных водах вокруг Северного полюса международной особо охраняемой территории.

· Мир и разоружение: Гринпис добивается прекращения военных конфликтов и ликвидации ядерных вооружений. В рамках этой деятельности идёт работа по проблемам беженцев из зон военных конфликтов.

Список использованных источников

1. Сайт российского отделения WWF. (Дата обращения 15.10.2017).

2. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). (Дата обращения 15.10.2017).

3. Международный 3елёный Крест. (Дата обращения 15.10.2017).

4. Программа ООН по окружающей среде. (Дата обращения 15.10.2017).

5. Международный социально-экологический Союз. (Дата обращения 15.10.2017).

6 Всероссийское общество охраны природы. (Дата обращения 15.10.2017).

7. Официальный сайт Гринпис России. (Дата обращения 15.10.2017).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Виды международных конвенций и соглашений. Охрана атмосферы и космического пространства. Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами. Международные общественные организации в области охраны окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2011

    Участники, цели и основная деятельность международных организаций по охране окружающей среды. Исследование состояния природы и происходящих в ней изменений с помощью систем мониторинга и наблюдения. Сотрудничество в рамках СНГ по вопросам экологии.

    презентация , добавлен 02.05.2013

    Биография Земли и возникновение среды жизни. Краткая история развития атмосферы, гидросферы и биосферы. Основные статьи Закона Российской Федерации об охране окружающей среды, связанные с сельхозпроизводством и строительством. Законы организации экосистем

    реферат , добавлен 16.05.2011

    Общее понятие, цели и задачи мониторинга окружающей природной среды по законодательству РФ. Классификация мониторинга в зависимости от типов загрязнения. Система государственных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение окружающей среды.

    презентация , добавлен 07.09.2014

    Сущность окружающей среды, виды и источники ее загрязнения. Порядок взимания и исчисления платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов. Финансирование природоохранных мероприятий. Совершенствование системы экологических платежей в России.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    Загрязнение окружающей среды, масштабы его распространения на современном этапе. Особенности использования нанотехнологий в охране окружающей среды: очистка вод, керамические мембраны, нанотрубки, использование диоксина, адсорбция загрязняющих веществ.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2011

    Изучение деятельности ООН в области охраны окружающей среды: международный союз охраны природы и природных ресурсов, европейская экономическая комиссия. Цели и задачи Международного Социально-экологического Союза. Заключение международных договоров.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Экологические проблемы современности и их глобальное значение. Роль общественных организаций в охране окружающей среды. Проблемы отходов, сокращение генофонда биосферы. Факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды. Деятельность ООН в охране природы.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2015

    Проблема сохранения окружающей природной среды. Понятие мониторинга окружающей среды, его цели, порядок организации и осуществления. Классификация и основные функции мониторинга. Глобальная система и основные процедуры экологического мониторинга.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Защита окружающей среды - разработка и внедрение природоохранных мероприятий, грамотный экологический менеджмент, мониторинг окружающей среды, чистое производство и контроль за состоянием атмосферы в Норильске - задача экологов ЗФ "Норильский никель".

1)Национальные органы

Охрана природы есть научно обоснованная система государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на охрану, рациональное использование, воспроизводство природных ресурсов и улучшение окружающей человека среды в интересах настоящего и будущего поколений.

Исполнители - государственные и международные организации, общественные организации и научные учреждения.

Их деятельность регламентирована и опирается на законодательные акты и правовые нормы. В статье 9 ныне действующей Конституции РФ сказано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

В статье 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Статья 58 гласит об обязанностях: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Кроме этих и некоторых других статей Конституции, отношения в сфере взаимодействия общества и природы в нашей стране регулируются законом РФ «Об охране окружающей природной среды», введенным в действие 19 декабря 1991 года. В этом законе определены принципы охраны окружающей среды, объекты охраны, права граждан и государственных органов (начиная с законодательных и заканчивая местными исполнительными) в области охраны окружающей природной среды.

Здесь же приведены экономические механизмы охраны окружающей среды, порядок нормирования ее качества, методы контроля, пути экологического воспитания и образования, ответственность за экологические правонарушения, принципы международного сотрудничества в этой сфере и другие аспекты природоохранительной деятельности. Этот закон должен стать настольной книгой каждого руководителя и общественного деятеля.

Непосредственным организатором выполнения этого закона является целая система органов, наделенных законодательной и исполнительной властью.

К законодательным органам относятся: Комитет по природным ресурсам и природопользованию при Государственной думе, постоянная комиссия по экологии и рациональному использованию природных ресурсов при областных или краевых думах.

В состав исполнительных органов входят: Совет при Президенте РФ по экологической политике, межведомственная комиссия совета безопасности РФ по экологической безопасности, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов в составе правительства, а в республиках, краях, областях и районах - региональные комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. Их функции определены законом и включают:

  • - определение основных направлений охраны окружающей среды;
  • - учет и оценка природной среды, состояния природных ресурсов;
  • - учет экологически вредных объектов, планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;
  • - координация природоохранительной деятельности органов управления предприятий, учреждений;
  • - координация деятельности экологических служб, проведение экологической экспертизы проектов;
  • - государственный экологический контроль;
  • - разрешение, запрещение деятельности экологически вредных предприятий;
  • - организация сбора и обезвреживания отходов;
  • - организация особо охраняемых территорий;
  • - организация экологического воспитания и образования;
  • - обеспечение населения экологической информацией и др.

Кроме специального Министерства, при других министерствах и самостоятельно при правительстве существуют комитеты, службы, департаменты, занимающиеся отраслевыми вопросами охраны природы, в том числе:

  • - комитет РФ по геологии и использованию недр;
  • - комитет РФ по земельным ресурсам;
  • - комитет РФ по рыболовству;
  • - комитет РФ по водному хозяйству;
  • - департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов при министерстве с/х;
  • - федеральная служба геодезии и картографии России;
  • - федеральная служба лесного хозяйства России;
  • - федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • - санитарно-эпидемиологическая служба РФ при Министерстве здравоохранения.

Все эти комитеты, департаменты и службы на местах, т.е. в республиках, краях, областях, городах, районах, имеют управления, инспекции, станции (например, областное управление лесного хозяйства, госохотинспекция, санэпидстанция и др.). Помимо этого к государственным учреждениям рассматриваемого направления относятся заповедники, заказники, национальные парки, зоопарки, ботанические сады.

Таким образом, система государственных учреждений и организаций, занимающихся вопросами природоохранительной деятельности (планирование, организаторская работа, контроль), весьма громоздка, часто ведет к обезливанию и снижению эффективности действия законов. Самым главным недостатком в деятельности названных органов, на наш взгляд, следует считать их неспособность обеспечить действенность хороших законов, законодательных актов и правовых норм.

2) Общественные организации

Охрана окружающей среды - дело всего народа. Сегодня в РФ функционирует 27 природоохранных общественных объединений, обладающих на основании закона большими полномочиями. Самым массовым является Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924 году. Оно включает 215 тыс. первичных организаций, объединяющих около 32 млн. граждан. Высшим органом общества является съезд, собираемый один раз в 4 года. Съезд избирает президиум. В последнем выделяются секции: леса, озеленение, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д. При президиуме образован научно-технический совет по комплексным вопросам. В районах, городах, областях, краях и республиках на конференциях избираются аналогичные органы. Вся природоохранная работа осуществляется, прежде всего, через первичные организации, которые создаются при предприятиях, в учреждениях, организациях, школах, вузах и других учебных заведениях.

Функциями ВООП и его подразделений являются: пропаганда природоохранительных знаний (издание плакатов, брошюр, книг, чтение лекций и др.); непосредственное участие в природоохранительных мероприятиях (рейды по контролю за выполнением природоохранительных законов, общественные инспекции, голубые патрули, зеленые патрули, общественная экологическая экспертиза, разработка предложений по улучшению охраны природы). Кроме ВООП в РФ функционирует Российский социально-экологический союз, экологическая академия, Ассоциация развития экологической прессы, Союз общественных экологических фондов России и др.

3) Научные организации

Российская АН, отраслевые АН, Государственные органы по науке и технике имеют специальные подразделения, которые разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Например, при президиуме РАН создан научный совет по проблемам биосферы. Названные органы руководят деятельностью целой сети НИИ и лабораторий, разрабатывающих способы очистки от загрязнений, методы контроля за состоянием окружающей среды, государственные стандарты и нормативы в этой области. Занимаются прогнозами, готовят проекты, осуществляют государственную экологическую экспертизу, оказывают помощь в решении практических задач рационального природопользования и охраны окружающей среды. Примером может служить центральный научно-исследовательский институт по комплексным проблемам охраны растительного и животного мира при Министерстве с/х.

Немалую роль в природоохранительной деятельности играют вузы. Силами кафедр, специальных лабораторий и НИИ они участвуют в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ, проектных работах, входят в состав научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе. Некоторые вузы готовят специалистов в области охраны среды; независимо от профиля, обеспечивают преподавание специальных курсов по охране среды и рациональному природопользованию. Этим достигается формирование экологической культуры граждан. С нашей точки зрения, силами вузов и других учебных заведений, с помощью прессы, радио, телевидения и публичных выступлений в самом ближайшем будущем должна быть достигнута экологическая макрообразованность, по крайней мере, руководителей и специалистов, поскольку, как пишет Ю. Одум, к тому времени, когда проблема станет очевидной каждому, предпринимать какие 4) Международные природоохранительные организации

Охрана природной среды - дело людей всего мира. Отдельно взятое государство, как бы идеально ни организовало эту работу, не в состоянии обеспечить защиту природных ресурсов, находящихся в вечном движении, постоянно пересекающих государственные границы - атмосферный воздух, воды морей, океанов, мигрирующих рыб, птиц, зверей. Охрана природы требует усилий всех государств планеты. На это направлены, прежде всего, международные конвенции и соглашения.

Например, «Соглашение об охране морских котиков» заключено в 1897 году между Россией, США и Японией.

Около 70 договоров, конвенций, соглашений существует по регулированию рыболовства и китобойного промысла. Ряд соглашений достигнут по охране Мирового океана от загрязнения нефтью.

В 1974 году СССР, ПНР, ГДР, ФРГ, Данией, Швецией, Финляндией была заключена конвенция о запрете загрязнения Балтийского моря.

В 1973 году принята конвенция по ограничению торговли редкими видами животных и растений. Более 80 стран заключили конвенцию по охране гнездовий, мест отдыха и зимовок водоплавающих птиц.

Существует соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области изучения и охраны окружающей среды.

При ООН созданы специализированные органы, в том числе:

  • 1. ЮНЕСКО - организация по проблемам образования, культуры, решает вопросы образования подготовки кадров по охране природы.
  • 2. ФАО - по вопросам продовольствия и с/х.
  • 3. ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения.
  • 4. МСОП - международный союз охраны природы, объединяет 46 государств, имеет 6 постоянных комиссий со штаб-квартирой в городе Морж (Швейцария). Он подготавливает соглашения, конвенции; организует консультации по вопросам охраны природы. Разрабатывает и распространяет новейшие научные и научно-технические достижения в области охраны природы, готовит проекты по выбору территорий для биосферных заповедников и национальных парков.

Поскольку народы, страны и окружающая среда находятся в более тесной зависимости друг от друга, чем это обычно представляют, все решения должны приниматься в контексте холистического (целостного) подхода. Действия, направленные на достижение узко ограниченных целей, скорее всего, контрпродуктивны .

Гринпис (Greenpeace)
ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF)
Международный социально-экологический союз (МСоЭС)
Международная экологическая организация «Беллона»
Международная ассоциация «Зеленый крест»
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

Всероссийское общество охраны природы (ВООП)
Центр экологической политики России (ЦЭПР)
Российское экологическое движение «Зеленые»
Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского
Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)
Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»
Российский Зеленый крест
Движение Дружин охраны природы (ДОП)

Экологические организации мира

Гринпис (Greenpeace)

Гринпис — это международная общественная природоохранная организация, основанная в г. Ванкувер, Канада 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом.
Основная цель организации добиться решения глобальных экологических проблем, привлекая к ним внимания общественности и властей.
Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.
Гринпис против насилия в любом его проявлении, все акции не приемлют никаких форм насилия в качестве метода достижения целей.

Фонд дикой природы (WWF)

Всемирный фонд дикой природы (WorldWideFundforNature) — это международная общественная независимая организация, работающая в сферах, касающихся сохранения, исследования и восстановления окружающей среды.
Организация насчитывает более чем 5 миллионов сторонников во всём мире, работает WWF в более чем 90 странах и поддерживающая около 1 300 природоохранных проектов во всём мире.
Миссия Всемирного фонда дикой природы заключается в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Главная цель - сохранение биологического разнообразия Земли.

Международный социально-экологический союз (МСоЭС)

Международный Социально-экологический союз — это международная экологическая организация, основанная в декабре 1988 года.
На данный момент МСоЭС – это более 10 тысяч человек из 17 стран.
Главная идея создания МСоЭС – собрать под одной крышей людей, которым не все равно, что будет со Землей, с ее природой и культурой, с ее людьми, с нашими детьми и внуками.

Международная экологическая организация «Беллона»

Беллона (Bellona) — международное экологическое объединение.
Центральный офис объединения находится в столице Норвегии - городе Осло. Объединение «Беллона» начало свою работу как неправительственная организация 1986 года.
В конце 1980-х годов «Беллона» получила широкую известность благодаря зрелищным акциям, организованным против ряда промышленных компаний, на совести которых были серьёзные экологические прегрешения. Более чем за 20 лет работы «Беллона» стала крупной экологической экспертной организацией, основная цель которой — борьба с разрушением окружающей среды, с угрозами для здоровья человека, вызываемыми загрязнениями, и негативными экологическими последствиями тех или иных стратегий мирового экономического развития.
В апреле 1998 года была учреждена Санкт-Петербургская общественная организация «Экологический Правозащитный Центр «Беллона», которая является петербургским офисом международного экологического объединения «Беллона». Деятельность организации основана на убеждении, что права человека жить в благоприятной окружающей среде и иметь достоверную экологическую информацию — это фундаментальные права каждого человека, поскольку эти права касаются самого ценного — здоровья и жизни людей.

Зеленый крест

Международный Зеленый Крест (GreenCrossInternational, GCI) является экологической организации, основанной бывшим советским лидером Михаилом Горбачевым в 1993 году, на основе договоренностей, достигнутых на Мировом Форуме в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Зеленый Крест — это негосударственная и некоммерческая организация.

Экологические организации России

Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году, как добровольное Общество охраны природы.
На сегодняшний день ВООП — это общероссийская, общественная и культурно-просветительная экологическая организация.
Цели:
Сохранение окружающей среды, поддержание многообразия флоры и фауны.
Сохранение и укрепление здоровья населения.
Основные направления деятельности Общества:
Оказание содействия органам государственной власти и управления в обеспечении устойчивого экологически безопасного развития страны.
Экологическое образование, просвещение и воспитание населения.
Научно-техническая и практическая природоохранная деятельность. Консультационная деятельность субъектов природопользования.
Проведение своими силами и силами аккредитованных компаний экологического мониторинга территорий.
Внедрение современных высокоточных технологий в целях осуществления эффективного государственного экологического контроля

Центр экологической политики России (ЦЭПР)

Центр экологической политики России создан в 1993 г. как профессиональная общественная экологическая организация для экспертной поддержки экологического движения и разработки рекомендаций для законодательной и исполнительной власти.

Российское экологическое движение «Зеленые»

В 1994 году на основе экологического движения «Кедр» была создана Российская экологическая партия «Зеленые», в 2009 году деятельность Политической партии была прекращена, а сама организация реорганизована в Общероссийское общественное движение «Российское экологическое движение «Зелёные».
Цель экологического движения «Зелёные» изменить отношение государства и общества к экологическим проблемам России и человечества в целом организованными и волевыми политическими действиями.

Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского

Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского был создан в 1995 году.
Экологический фонд — это одна из крупнейших благотворительных организаций, поддерживающая экологически ориентированные образовательные проекты, представляющая интересы российской экологической общественности и социально ответственного бизнеса, инициатор и участник природоохранных программ, развивающихся в России.
Основные задачи Фонда: содействие устойчивому экологически ориентированному социально-экономическому развитию общества, обеспечение взаимодействия между деловыми кругами, правительством и обществом по вопросам устойчивого развития; поддержка экологических инициатив и проектов.
Направления деятельности Фонда: экологическое образование и воспитание; проведение конкурса грантов и стипендий им. В.И.Вернадского; проведение национальных и международных конференций, симпозиумов, выставок по вопросам устойчивого развития; издание научной, научно-популярной, образовательной литературы по основным направлениям деятельности Фонда.

Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)


Российский региональный экологический центр учрежден в 2000 годy Европейской Комиссией и Академией государственной службы при президенте Российской Федерации.
РРЭЦ входит в сеть региональных экологических центров, действующих в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии для поддержки сотрудничества между правительственными структурами, бизнес-сообществом и гражданским обществом в области охраны окружающей среды.
Миссия центра заключается в продвижении и внедрении передовых идей, стандартов и методов для экологического благополучия и устойчивого развития России через организацию информационного диалога и осуществление практической деятельности.
Высшим руководящим органом российского центра является совет учредителей, коллегиальным органом управления — совет управляющих, образован совещательный орган — консультативный совет.
Восемь членов Совета Управляющих.представляют различные сектора общества: организации государственной власти Российской Федерации, иностранные организации, российские общественные организации, бизнес-структуры и научные сообщества.

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» была зарегистрирована в мае 2006 года. В апреле 2007 года состоялось открытие интернет-ресурса организации. Основная цель организации – содействие росту экологической культуры общества, защита прав человека на благоприятную окружающую среду, чистую воду, качественные продукты питания, охрана уникальной природы России, развитие тенденций, необходимых для устойчивого развития страны.

Российский Зеленый крест

Зелёный крест — неправительственная общественная организация, член Международной ассоциации «Зелёный крест», создан в 1994 году.
Зелёный крест основное внимание сосредотачивает на проведении в жизнь мероприятий по охране окружающей среды, воспитанию у широкого круга населения умения жить и развиваться в соответствии с законами природы, сохранению её для потомков с тем же ресурсным потенциалом, которым человечество владеет сегодня. Лозунг российского зеленого креста — компромисс вместо конфронтации — соответствует принципам гражданского общества, в котором экологические проблемы решаются с позиций партнёрства и добрососедства.

Движение Дружин охраны природы (ДОП)

Движение Дружин охраны природы (ДОП) появилось в 60-х годах ХХ века как студенческое природоохранное движение.
Направления и формы работы Движения Дружин по охране природы зависят от складывающейся обстановки, традиций и возможностей участников Движения, обусловленных его социальным и профессиональным составом. Движение, основу которого составляют студенты и специалисты естественнонаучного профиля, выступает за компетентность и профессионализм в изучении и решении проблем охраны природы. В то же время оно будет участвовать и в массовых экологических кампаниях.
Главным для участников Движения является конкретная практическая природоохранная деятельность. Для него недопустимо превращение этой работы в модное развлечение, политическую приманку или средство наживы.

Межправительственные экологические организации:

Под эгидой ООН:

ЮНЭП, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МОТ, МАГАТЭ

Самостоятельные региональные:

ЕВРАТОМ, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ, ЕВРОПЕЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО, ХЕЛКОМ, АЗИАТСКО-АФРИКАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОМИТЕТ.

Неправительственные международные организации:

МСОП, ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ОХРАНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ, МЮО, РИМСКИЙ КЛУБ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СУД, ГРИНПИС.

Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Его история насчитывает более ста лет.

Важнейшие документы в системе международных природоохранных отношений:

1) Всемирная партия охраны природы, провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание;

2) Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;

3) Конвенция об изменении климата;

4) Конвенция о биологическом разнообразии;

5) Конвенция об охране озонового слоя;

6) Конвенция о международной торговле исчезающими видами диких флоры и фауны;

7) Декларация по окружающей человека среде, являющаяся сводом основополагающих принципов международного сотрудничества;

8) Конвенция по водно-болотным угодьям;

9) Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и еще целый ряд документов.

Международные организации осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране природы и привлечению внимания общественности к экологическим проблемам.

Они могут быть международными (межправительственными) или неправительственными (общественными):

1) важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды;

2) медико-санитарные аспекты охраны окружающей среды рассматривает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

3) контроль за соблюдением строительства и эксплуатации атомных электростанций осуществляет МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии, созданное под эгидой ООН в 1957 г.;

4) для России и других стран, входящих в СНГ, особое значение имеет создание Межгосударственного экологического совета (1992 г.);

5) вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) ;

6) известной международной общественной организацией является «Гринпис», главным направлением деятельности которой является противодействие загрязнению окружающей среды.

Программа ЕЭС по гражданской защите включает следующие мероприятия:

1) распространение знаний о защитных мероприятиях и повышение качества обучения;

2) разработка единой терминологии;

3) развитие сетей по обнаружению природных зон риска с использованием спутников;

4) организация семинаров, симпозиумов, выставок и других общественных мероприятий;

5) создание европейской эмблемы ГО и учреждение почетных наград.

Правительственные и многие неправительственные программы возглавляет ЮНЕСКО – организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, созданная в 1946 г. для координации деятельности правительств и научных учреждений. В 1972 г. в Стокгольме ЮНЕСКО организовала первую крупную Международную конференцию по вопросам окружающей среды. В результате этой конференции была создана Межправительственная программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП (UNEP – UNITED NATION Environment Programme). ЮНЕП посвящена наиболее острым проблемам разрушения биосферы человеком (опустыниванию, деградации почв, исчезновению лесов, резкому ухудшению качества и уменьшению количества пресной воды, загрязнению Мирового океана).
После Стокгольмской конференции до наших дней было подписано в общей сложности 170 различных договоров и соглашений по охране окружающей среды, которые должны регламентировать использование природных ресурсов и загрязнение биосферы (табл. 3.3). Наиболее важная из них так называемая Вашингтонская конвенция – “Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения” (Вашингтон, 1973). До марта 1986 г. к конвенции присоединились 91 государство, в том числе и СССР. Конвенция включает три списка видов по опасности исчезновения, которые постоянно пополняются.
Важнейшим документом является “Всемирная стратегия охраны природы” (5 марта 1980 г.). Он подготовлен и курируется Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирным фондом дикой природы (WWF), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO) и другими международными неправительственными организациями, работающими под эгидой ЮНЕСКО.

МСОП – неправительственная организация, созданная в 1948 г. при ЮНЕСКО (со штаб-квартирой в Швейцарии). В составе МСОП более 130 государств (в том числе и РФ), а также 24 международные организации. МСОП издает международные Красные книги.

WWF (Всемирный фонд дикой природы) – Международная неправительственная организация, созданная в 1961 г. осуществляет фундаментальные исследования, учреждает и охраняет заповедники, предоставляет денежную помощь и занимается просветительской и воспитательной работой в сфере охраны природы. Им уже поддержано более 3000 проектов на сумму, превышающую 90 млн долларов.

В 1982 г. ООН была принята “Всемирная хартия природы” – Международный природоохранный документ, возлагающий ответственность за состояние биосферы на все государства, входящие в состав ООН. К сожалению, эта хартия оказалась малоэффективной.

В июне 1992 г. состоялась Международная конференция в Рио-де-Жанейро. В этом грандиозном форуме участвовало 40 тыс. человек, делегация из России состояла из 160 человек, ход работы форума освещало 2000 журналистов.

На конференции были сформулированы положения о необходимости перехода мирового сообщества на путь устойчивого развития и планировалось подписать “Хартию земли” – основной документ о стратегии и тактике развития человечества на пути к обществу устойчивого развития (включая и обязательства богатых стран оказать помощь в улучшении экологической ситуации бедным странам). Однако текст хартии не был принят, так как богатые страны воздержались от конкретных обязательств (в основном по причине нестабильности демографической ситуации в бедных странах). Хартия была заменена “протоколом о намерениях” – Декларации по окружающей среде и развитию. Прогноз экологических последствий хозяйственной деятельности человека и обоснование роли заповедников – центральные задачи, которые решались Международной биологической программой “Человек и биосфера”. В результате выполнения этой программы была создана репрезентативная сеть биосферных заповедников (к 1990 г. их число превысило 243, 120 млн га). Важную роль играет Всемирная организация-а площадь здравоохранения (ВОЗ) – межправительственная организация, созданная в 1946 г., усилия которой направлены на борьбу с особо опасными болезнями. В сфере компетенции ВОЗ находится и влияние на здоровье человека различных загрязнений.
Международные обязательства РФ в области охраны окружающей среды
РФ – активный участник многих международных экологических организаций (как правительственных, так и неправительственных) и выполняет ряд важных проектов по двусторонним соглашениям (с США, ФРГ, Японией, Финляндией и др.).

На конференциях ООН по окружающей среде и развитию были при­няты важнейшие документы, направленные на решение проблем Земли. Ко всем этим документам присоединилась и Россия, заявив о поддержке международного сотрудничества в интересах устойчивого развития.

Разработана и утверждена Президентом РФ “Концепция перехода РФк устойчивому развитию”. Обсуждается проект “Государственной стратегии устойчивого развития РФ”. Разрабатываются планы действий Прави­тельства РФ по охране окружающей среды.

Правительства стран - членов Европейского регулярно пересматривают и обновляют свои структуры и процедуры-Союза (ЕС) управления качеством окружающей среды в целях повышения их эффективности. К прежним уровням управления, государственным, добавился еще один, межгосударственный, уровень.

Важной тенденцией современности является то, что центральные орга­ны власти стали передавать все больше полномочий местным органам.

Международное сотрудничество РФ осуществляется в форме участия в международных конвенциях, подписания соглашений по природо­охранной деятельности и выполнению различных проектов, в том числе и по решению задач регионального характера.

Основное взаимодействие осуществляется с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в рамках выполнения проектов на террито­рии России. Исполнительным органом ЮНЕП в России является Центр международных проектов Госкомэкологии, который выполняет также роль координатора ряда совместных проектов России, СНГ и ЮНЕП. Главное внимание сосредоточено на совершенствовании информационных сис­тем, гармонизации информационных систем и природоохранного зако­нодательства России и стран СНГ, проблемах Каспийского и Черного морей, других региональных программах.

В рамках деятельности Комитета по экологической политике ЕЭК ООН регулярно проводятся конференции министров охраны окружающей сре­ды стран Европы, разрабатываются экологические программы в целях совершенствования политики и управления природоохранной деятельно­стью в странах с переходной экономикой. Важным событием последних лет является участие России в Общеевропейской конференции министров охраны окружающей среды под эгидой ЕЭК ООН, итогом которой была «Экологическая программа для Европы».

В реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики участву­ют страны арктической «восьмерки», в том числе Россия.

Выполняются совместные региональные проекты. В соответствии с Декларацией, принятой министрами охраны окружающей среды регио­на Баренцева моря (1995 г.), ведутся работы по предотвращению радиоак­тивного загрязнения, готовности к ядерным авариям, экологическому управлению и др.

Сотрудничество в рамках Баренцева/Евроарктического региона включает предотвращение радиационного загрязнения, управление окружающей средой, снижение загрязнения от промышленной деятельно­сти, охрану мест обитания и сохранение флоры и фауны.

Соглашения о сотрудничестве РФ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности подписаны со многими стра­нами, в частности:


  • с Финляндией и Болгарией - о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвида­ции их последствий (1994);

  • с Норвегией - о сотрудничестве в борьбе с загрязнением нефтью в Баренцевом море (1994);

  • с Китайской Народной Республикой и другими странами - о со­вместной охране лесов от пожаров;

  • с США - о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (1994).

Соглашение с США 1994 г. является продолжением Соглашения от 1972 г. С США заключено также соглашение о сотрудничестве по предот­вращению загрязнения окружающей среды в Арктике и другие. Сотрудни­чество с США осуществляется, прежде всего, в рамках Комитета по окру­жающей среде Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству.

Россия имеет обязательства по выполнению подписанных ею меж­дународных договоров по окружающей среде (их более 20), включая конвенции, соглашения и протоколы к ним. Это Лондонская кон­венция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и дру­гих материалов, Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, Конвенция по защите Черного моря от загрязнения, Конвенция по борьбе с опустыниванием, рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Венская конвенция об охране озонового слоя, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Конвен­ция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Венская конвенция о гражданской ответственности за ядер­ный ущерб и другие.
Ратификация международных договоров и конвенций поддерживает­ся законами РФ.
В 1979 г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН раз­работана и принята Конвенция “О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния”.
В 1994 г. Россия подписала Протокол к Конвенции 1979 г. о трансгра­ничном загрязнении воздуха на большие расстояния относительно даль­нейшего сокращения выбросов серы. Обязательства по этому Протоколу, предусматривающему уменьшение выбросов на европейской части на 38 % к 2000 г. и на 40 % к 2005 и 2010 гг. по отношению к уровню 1980 г., фактически были выполнены к 1991 г.
В 1988 г. подписан Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков, согласно которому не позднее 31 декаб­ря 1994 г. они не должны были превышать уровня годовых национальных выбросов за 1987 г. Это обязательство выполняется Россией с 1991 г. (за счет спада производства).
Протокол 1991 г. об ограничении выбросов летучих органических со­единений или их трансграничных потоков (в целях предотвращения обра­зования приземного озона) не подписан Россией и не ратифицирован большинством стран.
Россия ратифицировала принятую в 1989 г. мировым сообществом Базельскую конвенцию «О контроле за трансграничной перевозкой опас­ных отходов и их удалением», в соответствии с которой импорт отходов в целях их захоронения или сжигания на территории РФ запрещен.