Крупные предприятия кубани. Завод умер

Иван Демченко - выходец из аграрного сектора: в 1988–1990 годах он работал в управлении сельского хозяйства родного Абинского района Краснодарского края. Однако с наступлением 90-х его привычный жизненный уклад поменялся кардинальным образом. В 1996 году совместно с предпринимателем Шалвой Гибрадзе он создал одно из крупнейших ломозаготовительных предприятий России того времени - «Новоросметалл». На его базе затем был возведён металлургический цех. А уже в 2000-х годах Демченко построил единственный в Краснодарском крае электрометаллургический завод, создав в аграрно-курортном регионе новую отрасль экономики - тяжёлую промышленность. Всего, по данным руководства предприятия, в строительство АЭМЗ годовой мощностью 1,5 млн тонн вложено порядка 30 млрд рублей.

О том, как развивать предприятие во время кризиса, как модернизировать его до уровня «пятого передела» и какую роль в этом играют патриотические чувства, Иван Демченко рассказал «Эксперту ЮГ».

- Как вы пришли к идее создания металлургического производства в Краснодарском крае?

Я вообще всю свою молодость мечтал быть председателем колхоза, а не генеральным директором металлургического предприятия. Посмотрите в окно (за окном видна трасса Абинск - Новороссийск. - «Эксперт ЮГ» ) - видите, по трассе грузовики идут? Это дорога на Новороссийск. Лет 15-17 назад каждый такой грузовик был загружен металлоломом. Его везли в порт, чтобы отправить на экспорт. В своё время в год переваливали до трёх миллионов тонн этого товара. Основными импортёрами, как и сейчас, были Турция и Египет. Это, наверное, патриотические чувства сыграли роль. Мы понимали, что вывоз лома - это вывоз стратегически важного сырья с территории государства. Надо заниматься переделом металла здесь. А тогда было обидно, что мы - сырьевой придаток Турции.

В 1996 году было создано ломозаготовительное предприятие «Новоросметалл» мощностью переработки 500 тысяч тонн в год. Одно из самых крупных в стране, кстати. Оно занималось экспортом лома. Через четыре года в Новороссийске приступили к строительству завода, который должен был выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью - стальную заготовку. Построили здесь сталеплавильную печь мощностью 120 тысяч тонн готовой продукции в год, затем, в 2006 году, увеличили мощность до 360 тысяч тонн. Это относительно небольшое производство. Так «Новоросметалл» стал металлургическим предприятием. И следом же было принято решение строить ещё одно производство - здесь, в Абинске. Кстати, тогда абинский Совет народных депутатов отклонил предложение о строительстве завода. Депутаты боялись, что люди из колхозов уйдут работать на завод. Но вот прошло время, колхозов не стало, они развалились. Хотя комбинат и напрашивался здесь с самого начала. Понимаете, стоимость металлургического сырья везде одинакова: что в Берёзовском, что в Саратове, что в Калуге. А здесь порт рядом - всего в 60 километрах. А ну-ка, довезите из Калуги до порта готовую продукцию. Отсюда, грубо говоря, её стоит довезти пять долларов за тонну, а оттуда - 50 долларов.

В итоге строить нам разрешили. К возведению Абинского электрометаллургического завода мы приступили в 2008 году.

- Продукцию АЭМЗ тоже планировалось поставлять на экспорт?

На экспорт 100 процентов своей продукции и тогда, и сейчас отправляет новороссийский завод. У АЭМЗ 30 процентов продукции идёт на экспорт, 70 процентов - для внутреннего потребления. Примерно 10–15 процентов (150-200 тысяч тонн) продукции для внутреннего потребления направляется на нужды краевых строек. Это соотношение всегда было примерно одинаково. А к концу следующего года, когда построят мост в Крым, мы полностью закроем потребности полуострова в металлопрокате. С нами тяжело будет конкурировать.

Новороссийский же завод выпускает только полуфабрикат. Завод в Абинске производит четвёртый передел («четвёртым переделом» называют производственные мощности, предназначенные для изготовления из проката конечных изделий, например, проволоки, метизов. - «Эксперт ЮГ» ). Здесь мы из лома делаем заготовку. Это раз. Из заготовки - катанку, это два. Из катанки волочим проволоку. Это три. Затем мы цинкуем её и омедняем, то есть делаем сварочные проволоки. Это - четыре. И вот сейчас выходим на производство проволоки с полимерным и алюминиевым покрытием диаметром от 0,8 миллиметра. В металлургии это считается одним из высочайших уровней передела.

- Вы сразу планировали такой производственный цикл, когда создавали АЭМЗ, или пришли к этому постепенно?

Сразу, потому что без передела металлургия нежизнеспособна.

На решение по строительству завода на Кубани повлияло полученное в 2007 году Россией право на проведение зимней Олимпиады в Сочи?

Нет, просто рынок рос с 1999 года, наверное, по 2008 год. Стоимость стали поднялась почти в 10 раз. Если в конце 90-х она стоила 140 долларов за тонну, то перед кризисом 2008 года она стоила 1200 долларов за тонну. Это цена за полуфабрикат, квадратные заготовки. Потом в 2008 году всё это резко упало. Цена опустилась до 240 долларов за тонну заготовки. Она долго держалась на этом уровне, но затем начала расти. Вся металлургия была в кризисе, много заводов разорилось. Но, поскольку мы с партнёрами сами находились у руля предприятия, контролировали все процессы, то нам удалось сохранить людей, сохранить предприятие. Работали мы в «ноль», где-то даже себе в убыток. Но мы выдержали эти страшные полтора года, а потом начался рост стоимости металла. Сейчас мировой рынок растёт тоже, но времена всё равно тяжёлые. Сегодня цена сырья доходит до 20 тысяч рублей за тонну. Но металлургия всегда была непростой отраслью - малейшие колебания влияют на экономическую ситуацию на предприятии.

- А как ваше предприятие пережило кризис 2014-2015 годов? Санкции вас коснулись?

Вы знаете, что АЭМЗ находится в санкционном списке США? Мы попали под санкции на поставку арматуры и катанки, хотя до этого проходили по цене, работали чётко и в срок. Мы сделали себе имя, в том числе и в США, но там ввели пошлины против конкретного завода АЭМЗ - 800 процентов от стоимости. Завозите! Конечно, это потеряло смысл.

- Куда же вы переориентировали экспортные потоки?

В Европу и арабские страны. Всю катанку теперь покупает Бельгия. Европа потихоньку начинает плевать на американские санкции. Они то, что им надо, у нас покупают. Ничего подобного, скажем, в Китае, не купят.

- Удалось ли вам уже окупить вложения в первую очередь завода? Как кризис 2008 года скорректировал ваши планы?

Пока окупить не удалось. Раньше прибыль на тонне была 150-200 долларов, сейчас - 20-30 долларов. Мы её просто не видим. Пришлось пересмотреть сроки окупаемости ещё на пять-семь лет, хотя окупить изначально рассчитывали за шесть лет. В конце 2014 разразился новый кризис. А в 2015 году мы ввели третью очередь завода (проволочный стан мощностью 600 тысяч тонн продукции в год). Вот в таких условиях и работаем. Так что все эти вложения окупятся через 15 лет, не ранее.

- От планов по строительству четвёртой очереди АЭМЗ не отказались?

Нет, не отказались. Что такое четвёртая очередь - могу вам показать. Это новый цех, который позволяет делать так называемый «четвёртый передел» металла, с последующим выходом на «пятый передел». Сортамент будущей продукции - низкоуглеродистая проволока общего назначения, проволока Вр-1 (арматурная проволока, используется для изготовления каркасов, сеток. - «Эксперт ЮГ» ), оцинкованная проволока и сварочная омеднённая проволока. Объём производства на первый год составит 60-65 тысяч тонн. Инвестиции - порядка 20 миллионов долларов.

- В стране много предприятий, подобных АЭМЗ? Кто ваши конкуренты?

Подобные есть, но не совсем. Вот, в Балаково (АО «Северсталь – Сортовой завод Балаково» в Саратовской области), например, недавно открыли завод мощностью миллион тонн. Но он производит арматуру и фасон. В Шахтах построили Ростовский электрометаллургический завод, который выпускает арматуру, но он стал бедой для донской промышленности. Он же то работает, то стоит. Этим объектом надо заниматься постоянно, а не сидеть на месте.

В любом случае, вы - единственный производитель металла, работающий в Краснодарском крае. Это позволяет вам добиваться каких-то преференций?

Рынок монополизировать, конечно, можно, используя административный ресурс. Но мы тогда просто отстанем от жизни и пропадём. Лучше быть на острие ножа. Здесь же все торгуют - и «Северсаль», и другие производители. А мы - достойные конкуренты для всех. И по качеству, и по количеству, и по объёмам, и по доставке. У нас одна автобаза - это более 500 машин, которые возят металл по всей стране.

- А есть ли сегодня потребность в ещё одном подобном металлургическом заводе на Кубани?

Считаю, что да - для работы на экспорт.

- А вы сами собираетесь расширять существующие мощности?

Мы рассматриваем проект строительства ещё одного завода в Абинске рядом с уже существующим. Вот же земля перед вами. Всего у нас порядка 500 гектаров. Хотим выйти на изготовление электротехнических сталей и нержавейки. Объём производства - до 300 тысяч тонн. Россия импортирует для своих нужд до 90 процентов высоколегированных и нержавеющих сталей, а мы их будем производить здесь.

А вообще мы очень мелко обсуждаем этот вопрос. В мире уже давно произошло разделение труда. Поскольку нас постоянно выталкивают из этого процесса на обочину, мы вынуждены развивать свои производства. Но я считаю, что такие предприятия, как наши, полезны для Краснодарского края. Когда-то здесь были колхозы-совхозы, в каждом из них работало от одной до пяти тысяч человек. Труд их был малопроизводителен - до 90 процентов ручного труда. Сегодня же у фермера, который обрабатывает пять-семь тысяч гектаров пашни, работает 150 человек. А раньше на этой площади работало полторы тысячи человек. Вот чем этим людям теперь заниматься? А для того и надо строить такие предприятия, как наше. Вблизи портов, транспортных узлов. Высвобождающиеся в сельском хозяйстве трудовые ресурсы должны приходить в промышленность и машиностроение, в сферу обслуживания, службу быта.

Но всё же людей из сферы сельского хозяйства нужно ещё переучивать на металлургов. Как и где вы подбираете кадры?

Мы выращиваем свои. Направляем в вузы, технические университеты, оплачиваем стипендию. Мы этим начали заниматься 20 лет назад. У нас свой учебный центр, который готовит средний персонал. Это было сделано не только из патриотических побуждений: ПТУ и техникумы на тот момент закрылись. Остались какие-то колледжи, где не было преподавателей и специалистов. А мы сейчас готовим электриков и слесарей.

- Как Олимпиада в Сочи и строительство моста в Крым повлияли на ваши темпы развития?

Никак не повлияли. Мы на Крымский мост вообще ничего не поставляем. Ни одной балки. Они напрямую с «Мечелом» заключили договор, и он им таскает вагоны. На Сочи все давали сталь. Не только мы - и белорусы, и «Магнитка».

- С 2013 по 2016 годы выручка АЭМЗ выросла в пять раз. С чем связаны такие темпы роста?

Дело в пуске металлургического цеха. Мы сталь начали плавить сами и продавать её, а до этого стальную заготовку возили из Новороссийска. Поэтому выручка у нас была только за счёт передела. А теперь, когда мы цех оснастили прокатным станом, стали производить свою заготовку. А Новороссийск теперь работает исключительно на экспорт - производит фасон. Это уголок, профиль, балка. Другая номенклатура, в отличие от АЭМЗ.

- А ломозаготовительное направление деятельности сегодня какими темпами развивается?

Кто больше платит, туда лом и везут. В Таганрог, в Шахты, в Новороссийск.

- Что будет с площадкой в Новороссийске?

Она сохранится, и будет производить фасонный прокат: уголок швеллер.

У «Новоросметалла» выручка не растёт (упала с 14,1 миллиарда в 2013 году до 11,6 миллиарда рублей в 2016 году) и прибыли нет. С чем это связано?

Просто предприятие заложило в Новороссийске большой микрорайон «Золотой берег» на 120 тысяч квадратных метров и немножко просело в оборотных средствах. Это 14 жилых домов бизнес-класса на берегу моря, они уже построены. Продажи идут, слава богу. А так всё зависит от рыночной конъюнктуры. «Новоросметалл» производит 50 тысяч тонн готовой продукции, а цена может быть 200 долларов за тонну, а может и 500 долларов, как сейчас. Вот вам и ожидаемый рост по выручке.

- Что побудило вас строить микрорайон «Золотой берег»?

Просто появилась возможность обменять непрофильные активы на землю в Новороссийске. Решили попробовать застроить её жильём. Считаю - у нас получилось, продажами довольны.

- А в Абинске жилой район не собираетесь строить?

Здесь смысла нет строить. Мы уже построили в городе небольшой заводской микрорайон на 200 квартир. На заводе при этом работает три тысячи человек, но строить смысла я не вижу. Всего же у нас работает, включая структурные подразделения и завод в Новороссийске, около 10 тысяч человек.

- С чем вы связываете перспективы роста АЭМЗ, каким вам видится рынок в будущем?

Перспективы роста связываю с развитием нашего государства. Считаю, что мы уже адаптировались к санкциям, у нас самодостаточная экономика, умные и предприимчивые люди. Я так думаю, что мы уже начали расти. В ближайшие 10–15 лет наша страна - это территория бурного экономического роста.

- И всё же каковы основные точки этого роста?

Это будет зависеть от того, как станет работать наше федеральное правительство в части строительства дорог. Когда мы начнём наконец строить дороги, как в Европе? Или даже как в той же нищей Грузии? Когда мы будем строить бетонные дороги, в которых используется арматура? Это так называемые армированные автодороги, где в качестве связующего компонента используется не битум, а бетон. Когда начнём это делать, тогда и металла нам не будет хватать. Китай сегодня потребляет около миллиарда тонн стали в год. А мы потребляем 27 миллионов тонн, а производим 70 миллионов. Вот и посмотрите, где эти точки роста. Китай строит в год 10 тысяч километров дорог, а мы 500 километров. Понимаете? Да и потом - на севере разве можно класть асфальт? Вот мы строим эту трассу Чита - Хабаровск, каждый год её практически заново строить приходится и ремонтировать. Ну сделайте её железобетонной! Положите на арматуре бетон, и будет гарантия 25 лет. Дорога будет ровная как зеркало! Обратите внимание на нашу дорогу перед заводом. Она же сделана по этой технологии. 10 лет уже без ремонта, а выглядит как новая.

- Насколько строительство такой дороги обходится дороже обычной?

Примерно на 10 процентов. Просто в отрасли дорожного строительства много интересов различных завязано. Нужна политическая воля, чтобы сломать такой подход.

- А жилищное строительство может в перспективе служить для производителей металла точкой роста?

У нас столько людей нет, чтобы оно послужило. Вот в Китае почти под два миллиарда населения - там да. Поэтому у нас в стране точки роста любого металлургического предприятия - это развитие и строительство инфраструктуры. Её надо менять. Мы её уже 50 лет меняем, но дороги как строились по устаревшим технологиям, так и строятся. И вот чем больше мы строим этих дорог, тем больше загоняем государство в угол. Эти же дороги потом каждый год надо ремонтировать. На Кубани они относительно хорошие, так как климат мягкий, а вот вы видели дороги в Саратове или в Волгограде? Это только застрелиться - и всё.

Сейчас разрабатывается стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года. Принимаете ли вы участие в её разработке?

Принимаем. Мы входим в комитет развития промышленности и предпринимательства.

- Каким вам видится промышленное будущее Кубани?

Кубани надо заниматься сельским хозяйством и курортным бизнесом, а также развивать гражданское строительство. Оно сейчас развито слабовато. Жильё должно стоить в Краснодарском крае 28–35 тысяч рублей, но не 60 тысяч за квадратный метр, как сейчас. Да и сельхозмашиностроение нельзя упускать. Когда-то же мы строили комбайны рисоуборочные, производили сеялки. Потребность в этой продукции сегодня очень высока. Вот выпускаемый сегодня на Кубани «Клаас» всё же очень дорогой. Его фермеры покупают, а потом в запчасти вкладывают столько же, сколько стоит этот «Клаас». А «Дон» ломиком подправил - и вперёд.

- «Клаас», кстати, получает субсидии Минпромторга. Нужно ли поддерживать иностранных производителей таким образом?

- «Клаас» ввозит к нам новые технологии. Они уже больше 50 процентов деталей берут в России, локализируют производство. Это поднимает нашу промышленность, машиностроение. Без этого нам никак. Пусть строят и развивают.

Сегодня на Кубани развивается кластерный подход к организации производств. Вы планируете в этом принимать участие?

На базе нашего предприятия Минпромторгом уже прорабатывается сценарий создания промышленного кластера. Это нам даст снижение тарифов на электроэнергию, налогов на 15–20 процентов. Здесь рядом разместятся производства, которые будут перерабатывать нашу продукцию. Ту же катанку, саморезы, гвозди. Саму катанку будут волочить в оцинковку, из неё варить сетки и т. д. Это всё будут местные производители, не связанные с нами. Вот сейчас, в частности, заместитель губернатора Иван Алексеевич Алтухов нам в этом вопросе помогает. Постоянно запросы в Москву шлёт. Администрация работает, предоставляет льготы по налогу на имущество нам как крупному инвестору.

- А энергию для новых производств откуда брать планируется? Ведь на Кубани дефицит электроэнергии.

Да, Краснодарский край - аграрный регион. Здесь и сети сельские. В своё время мы с трудом согласовали с Анатолием Борисовичем Чубайсом на инвестфоруме в Сочи строительство линии и подстанции «Крымская 500» мощностью 1 гигаватт. Только это и позволило построить здесь завод, который, кстати, потребляет столько же энергии, сколько Краснодар. Но мы также будем строить и свою генерацию - газотурбинную станцию на 100 мегаватт. Уже заключили контракт. На энергетиков в плане тарифов влиять не получается. Поэтому выход - только в строительстве своей генерации, что мы и делаем.

Районах. Предприятия пищевой промышленности присутствуют практически на каждой муниципальной территории региона.

Ситуация в отрасли характеризуется восстановлением производства после периода спада и переходом к стадии роста и стабилизации. Стабилизации положения дел в промышленности в направлении развития высокотехнологичных, наукоемких и конкурентоспособных производств способствует реструктуризация и ориентация предприятий на нужды края, повышение конкурентоспособности продукции, расширение рынков сбыта. Действенным механизмом загрузки хозяйствующих субъектов стал краевой государственный заказ.

Важнейшее место в структуре промышленного комплекса принадлежит пищевой промышленности, формирующей свыше 45% объема промышленной продукции.

В Краснодарском крае производится более трети российских объемов производства сахара-песка, масла растительного, плодоовощных консервов, около 40% — фруктовых концентрированных соков, 100% — мясных консервов детского питания, по 6% — твердых сыров, мяса и субпродуктов, консервированных молочных продуктов. В отрасли функционируют свыше 1000 предприятий.

Увеличение выработки продукции обеспечено за счет наращивания валовых сборов сельскохозяйственных культур, объемов производства животноводческой продукции и вытеснения импортных товаров. Немаловажную роль в этом направлении оказало расширение ассортимента и улучшение внешнего вида изделий, переориентация спроса населения на отечественное продовольствие.

В мясной промышленности свыше половины продукции производится на трех крупнейших мясокомбинатах: это « » — единственное предприятие в стране по производству мясных консервов для детского питания, « » и « » — основные производители колбасных изделий.

В молочной промышленности ведущими предприятиями являются: ОАО «Молочный комбинат «Тимашевский», — специализируется на выпуске молочной продукции в упаковке «Тетра-Пак»; ЗАО фирма «Калория», — вырабатывает широкий ассортимент молочной продукции в современной упаковке; ЗАО «Сыродел», и ОАО «Сыркомбинат «Калининский», — производят сыры сычужные; ЗАО «Брюховецкий молочно-консервный комбинат», — выпускает сухие молочные продукты; ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат», — специализируется на производстве сгущенной молочной продукции.

В масложировой промышленности к основным хозяйствующим субъектам относятся: ЗАО «Лабинский маслоэкстракционный завод», — продукция соответствует мировым стандартам качества; ОАО «Масложиркомбинат «Краснодарский», — единственное в Краснодарском крае предприятие по выпуску маргариновой продукции и мыла.

В консервной промышленности наиболее крупными производителями плодоовощных консервов являются ООО «Интерагросистемы», ОАО «Славянский консервный завод», ОАО «Крымский консервный комбинат», .

В производстве кондитерских изделий лидируют ОАО «Галан», и ОАО «Кондитерская фабрика «Армавирская», ; табачно-махорочных изделий — ОАО «Филип Моррис Кубань», минеральной воды — ЗАО «Завод минеральных вод «Горячеключевской», .

В сахарной промышленности действует 16 сахарных заводов с плановой суточной производственной мощностью по переработке сахарной свеклы 60 тыс. т, импортного сахара-сырца — около 10 тыс. т. Отечественную сырьевую базу отрасли создают около 400 коллективных и фермерских свеклосеющих хозяйств.

Значителен потенциал развития рыбной отрасли : более 100 предприятий различных форм собственности, численность работающих на которых превышает 10 тыс. человек. Промысловый флот отрасли формируется рыбной компанией «Новороссийскрыбпром», Союзом «Краснодаррыба» и 15 частными компаниями, которые ведут промысел рыбы в Мировом океане, и . Созданы условия для искусственного выращивания рыбы — ежегодно в водоемы выпускается более 3 млрд. штук молоди судака и тарани, 17 млн. штук осетровых видов рыб.

В широком ассортименте производится товарная пищевая рыбная продукция, включая рыбные консервы. Выпуск превышает 95 млн. условных банок. Мощности по переработке позволяют производить ежегодно около 80 тыс. т свежего рыбного сырья и мороженого полуфабриката. Добыча биологических ресурсов в водоемах края и океане составляет почти 50 тыс. т в год. При рациональном ведении хозяйства с достаточным финансированием дополнительно можно получать до 30 тыс. т рыбы.

Основными проблемами отрасли являются физический и моральный износ рыбопромыслового флота. Потребность в капитальных вложениях на приобретение судов составляет 212 млн. руб. Решением проблемы могло бы стать приобретение судов по лизингу на срок не менее чем на 8 лет.

Промышленность Кубани создана и развивается на базе собственного природно-ресурсного потенциала, образованию которого способствуют исключительные условия растениеводства и животноводства, наличие нефти и природного газа, природных минеральных вод, дубовых и буковых лесов.

Развитое виноградарство обусловило наличие в Краснодарском крае широкой сети предприятий винодельческой промышленности, качество продукции которой высоко оценивается на международных и межрегиональных конкурсах. Общее число предприятий, занимающихся переработкой винограда, достигло 28 единиц. Ими ежегодно перерабатывается от 110 до 145 тыс. т этой культуры, или более половины от общероссийских объемов. 16 агропромышленных предприятий имеют законченный цикл производства вина — от выращивания винограда до бутилирования вина.

Выработка виноматериалов в отрасли составляет 10 млн. дал. в год (из них 2,5 млн. дал. — шампанских). Уникальным продуктом на российском рынке считается классическое выдержанное шампанское , выпускаемое на заводе «Абрау-Дюрсо», . Предусматривается увеличение выпуска выдержанного шампанского к 2005 году до 2 млн. бутылок в год. Потребность в средствах на расширение производства составляет более 600 млн. рублей.

Высокой степенью интегрированности в хозяйственный комплекс Краснодарского края отличается спиртовая и ликероводочная промышленность, где функционирует соответственно 4 и 18 предприятий с производственными мощностями 4,2 и 10 млн. дал в год спирта и ликероводочных изделий.

Машиностроение и металлообработка представлены более 100 крупными и средними предприятиями, а также субъектами малого предпринимательства железнодорожного, сельскохозяйственного, химического и нефтяного машиностроения, электротехнической и станкостроительной промышленности, приборостроения, по ремонту машин и оборудования с общей численностью работающих более 35 тыс. человек.

Предприятия отрасли производят:

  • в городе Краснодаре:
    • ОАО «Компрессорный завод» — компрессоры и запасные части к ним;
    • ОАО «Краснодарский ЗИП» — измерительную технику, приборы и потребительские товары;
    • группа предприятий «Седин» — металлорежущие станки;
    • ОАО «Краснодарсельмаш» — цепи и транспортеры к комбайнам;
    • ОАО «Сатурн» — солнечные батареи и никель-водородные аккумуляторные батареи для космических аппаратов и наземных энергосистем;
    • ОАО «Научно-производственная компания «РИТМ» — средства радиосвязи и радиотелеметрии, радиоизмерительную аппаратуру;
  • в городе Армавире:
    • ФГУП «Армавирский электромеханический завод» — электроприводы стрелочные, светофоры мачтовые и карликовые, муфты кабельные;
    • ООО «Армавирский завод газовой аппаратуры» — водонагреватели;
    • ОАО «Армавирский электротехнический завод» — электродвигатели малой мощности, продукцию для энергосистем, потребительские товары (электромиксеры, электрокофемолки);
    • ЗАО «Кубаньжелдормаш» — гидравлическое оборудование;
  • в городе Новороссийске:
    • ЗАО «Новороссийский завод «Красный двигатель» — детали цилиндро-поршневой группы, тормозные системы для железнодорожных составов. На заводе с участием американской фирмы CMI смонтирована уникальная автоматическая литейная установка, обеспечивающая экологически чистое производство сложного литья с качеством на уровне требований международных стандартов;
  • в городе Тихорецке:
    • ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод им. В. В. Воровского» — мотовозы, автомотрисы и путевые машины для ремонта и эксплуатации железнодорожных путей. Продукция завода получила сертификат, удостоверяющий ее соответствие требованиям мировых стандартов качества;
  • в городе Ейске:
    • ФГУП «570 Авиационный ремонтный завод» — ремонт авиационных двигателей современных самолетов (МиГ-27, Миг-29, Су-22, ИЛ-76 и других). Предприятие является лауреатом премии администрации Краснодарского края в области качества 2002 года;
    • ОАО «Аттракцион» — производство различных аттракционов для парков и зон отдыха;
  • в Апшеронском районе:
    • ОАО «Хадыженский машиностроительный завод» — оборудование для нефтегазодобывающей промышленности, циркуляционные системы.

Промышленный комплекс Краснодарского края занимает одно из ведущих мест среди регионов Южного федерального округа Российской Федерации и наиболее перспективен в плане развития налогооблагаемой базы. В комплексе действует более 4 тысяч предприятий, из них почти 700 — крупных и средних. В выпуске продукции и услуг базовых отраслей экономики края промышленность занимает 30%, в формировании валового регионального продукта — 16%.

Химическая и нефтехимическая промышленность Краснодарского края включает 13 крупных и средних хозяйствующих субъектов основной химии, предприятий, выпускающих минеральные удобрения, серную кислоту, пластмассовые изделия, стекловолокнистые материалы, лакокрасочную продукцию, резинотехнические и резиновые изделия. Кроме того, действуют субъекты малого предпринимательства. Общая численность занятых в отрасли составляет более 6 тыс. человек.

Наиболее крупные предприятия выпускают: ОАО «ЕвроХим — Белореченские минудобрения», — минеральные удобрения и серную кислоту; ОАО «Армавирский завод резиновых изделий», — кольца уплотнительные, коврики для автомобилей, перчатки хирургические, катетеры, камеры для мячей; ЗАО «Химик», — лакокрасочные изделия.

Самое непосредственное влияние на формирование стабильной экономики Краснодарского края оказывает деятельность предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Четвертая часть территории Краснодарского края покрыта лесом — более чем 1,5 млн. гектаров лесного государственного фонда. — единственная территория в России, где ведутся промышленные рубки дуба и бука. Расчетная лесосека составляет 889 тыс. куб. метров. Кроме того, регион является сырьевой базой для получения ценнейшей древесины пихты, граба, ясеня, каштана и других пород, растущих в предгорных и горных местностях.

Лес и продукты его переработки являются одним из источников поступления валюты от экспорта, объем которой в настоящее время составляет порядка 40 млн долларов США. Лесную и деревообрабатывающую промышленность формируют государственные лесохозяйственные структуры и более 350 предприятий различных форм собственности, ведущих заготовку и глубокую переработку древесины, производящих мебель. Одним из ведущих предприятий отрасли являются ОАО «Юг», Мостовский район, которое проводит полный цикл работ. Выпуск древесноволокнистых плит достиг 7 млн. кв.м. в год. Намечен к реализации инвестиционный проект по созданию производства древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ).

К крупным и перспективным предприятиям можно отнести ЗАО «Рассвет», ООО «Аида», ООО «Гарда», ОАО «Горячеключевская мебельная фабрика», ООО «Энако» и ОАО «Мебельная фирма «Краснодар», ОАО «Черномормебель», ОАО «Северский ЗФМ», .

Создан и работает «Союз лесного хозяйства, лесопромышленников и лесоэкспортеров Кубани». Наиболее сложной проблемой отрасли является низкое использование расчетной лесосеки в связи с эксплуатацией изношенных машин и оборудования, замена которых требует больших инвестиционных вложений.

Целлюлозно-бумажная промышленность представлена крупными предприятиями со 100-процентным участием иностранного капитала, расположенными в : ЗАО «АР-Картон» — производит упаковочные материалы из хромкартона; ЗАО «Окерлунд & Раузинг (Кубань)» — выпускает гибкие упаковочные материалы; ЗАО «Неопак Кубань» — изготавливает упаковочные материалы из гофрокартона.

Значителен вклад в экономику Краснодарского края предприятий промышленности строительных материалов, на долю которых приходится 8,5% объемов промышленной продукции и 10% — трудовых ресурсов.

Краснодарский край занимает ведущие места среди регионов страны по производству кирпича и материалов на основе гипса, входит в первую десятку субъектов по выпуску сборного железобетона, инертных заполнителей, цемента, асбестоцементных листов и труб. Многие виды материалов (цемент, гипс, гипсокартонные листы, керамические кирпич и черепица, щебень из гравия) соответствуют высоким сертификационным требованиям.

Ряд хозяйствующих субъектов ведет техническое перевооружение, осваивает новые виды продукции. Среди новаций — производство сухих строительных смесей (комбинат «Кубанский гипс-Кнауф», ), фигурного и декоративного кирпича ( , и Губский кирпичные заводы), сверхтонких электродов, порошковой проволоки и окрашивающих добавок для керамического кирпича (НИИмонтаж), битумо-полимерных материалов (ОАО «Кубанькровля», г. Краснодар).

Легкая промышленность Краснодарского края объединяет более 400 крупных, средних и малых предприятий хлопчато-бумажной, шерстяной, швейной, трикотажной, кожевенной, меховой, обувной промышленности с численностью работающих более 15 тыс. человек. Начиная с 2000 года легкая промышленность по темпам прироста объемов производства стала одной из быстроразвивающихся отраслей.

Ежегодно увеличивает объемы производства двухтысячный коллектив ЗАО «Александрия». Предприятие оснащено современным оборудованием ведущих фирм мира. Предприятие выпускает 30 наименований швейных изделий женского и мужского ассортимента. Продукция ЗАО «Александрия» отличается высоким качеством и востребована на внешнем и внутреннем рынках.

В Краснодарском крае разрабатывается концепция промышленной политики и программа развития промышленности на период до 2006 года, выполнение которых позволит оптимизировать структуру отраслей и предприятий, обеспечить эффективное использование их производственного потенциала.

В числе успешно работающих предприятий швейной промышленности — ОАО «Швейная фабрика «Славянская». Это уникальное предприятие — единственное в России, производящее специальную защитную одежду для всех отраслей народного хозяйства: изделия средств защиты кожи человека, рабочую одежду, костюмы для шахтеров, рыбаков, и туристов. ОАО «Швейная фабрика «Славянская» освоен широкий ассортимент гражданской мужской, женской и детской одежды. Предприятие выполняет заказы Министерства обороны РФ, Федеральной пограничной службы, Министерства внутренних дел и других силовых структур, которые составляют в объеме выпуска продукции предприятия более 90%.

ЗАО «Промышленная группа ИЛС» — один из крупных производителей швейных изделий на Юге России. Предприятие выполняет государственные заказы по пошиву форменного обмундирования и обуви для Министерства внутренних дел РФ. Кроме того, фирма занимается выпуском специальной рабочей и джинсовой одежды.

За последние годы в легкой промышленности Кубани появился ряд новых успешно функционирующих предприятий: ООО АШП «Шатл», ООО «Симон», ООО «Швейная фабрика «Алоир», ООО «Санрайс», ООО «Эверест плюс» — в ; ООО «Роскор», ООО «Ейская мануфактура» — в ; филиал ООО «Брис Босфор» — в .

28 сентября в первом чтении депутаты ЗСК приняли закон, согласно которому вводится полный запрет продажи разливного пива, пивных напитков и сидра в жилых домах и пристройках. Обоснован этот закон был якобы сотнями обращений жильцов тех домов, где расположены магазины разливного пива.

На самом деле принятие этого закона убьет уже сформировавшуюся отрасль Кубани, без работы останутся тысячи жителей Краснодарского края, сотни предприятий прекратят свое существование, так как не смогут перестроиться под принятую инициативу.

Самым разумным решением для законодательной власти стало бы привлечение к рассмотрению данного закона самих игроков рынка, работающих в этой сфере не две недели, а много лет, и располагающих достоверными данными о текущем положении дел. Рациональность, оценка всех возможных последствий, а не действия в стиле «рубить с плеча» - вот основа демократического и свободного общества.

Но на сегодня все попытки принять закон (которые практически увенчались успехом) основывались на недостоверных и недостаточных данных о ситуации на рынке. 10 октября мы были приглашены на местный телеканал в прямой эфир программы «Через край». Логично было бы предположить, что приглашались мы туда как эксперты одной из сторон, работающие в этом бизнесе уже 10 лет, а не 10 дней, знающие ситуацию на рынке и его игроков. Но, как оказалось, представления наши оказались довольно наивными.

Собранные нами данные о том, что принятие закона приведет к закрытию сотен предприятий Кубани, потере тысяч рабочих мест, банкротству кубанских производителей и местных компаний, работающих в самых разных областях, были проигнорированы. Более того, их назвали «полной глупостью» и представили цифру в 300 предприятий. Даже если оставить в стороне, что закрытие трехсот предприятий - это уже огромные потери для рынка, работающих на этих «всего трехстах предприятиях» людей и налоговой казны, нельзя не заметить, что место кубанских производителей займут транснациональные компании: их интерес очевиден - сейчас местные производители забрали у них очень большую долю рынка.

Действительно, проблемы есть. Засилье вывесок «Живое пиво» на первых этажах многоквартирных домов, за которыми скрываются крошечные помещения, где абсолютно невозможно организовать правильное хранение продукции и соблюдение санитарных норм. Мы работаем на рынке 10 лет, мы знаем каждого игрока, мы не только управляем пивными магазинами, но занимаемся производствами, у нас есть оптовые компании, которые работают по всему краю, мы знаем, о чем говорим. И мы знаем, как решить проблему, не прибегая к радикальным мерам.

Наши предложения , которые действительно могут повлиять на ситуацию на этом рынке, при этом не уничтожив его:

1. Ввести ограничение по площади 50 м2, так как на меньшей площади невозможно организовать магазин разливного пива, который соответствует всем требованиям законодательства: наличие двух туалетов, соблюдение температуры хранения пива от 2 до 12°C, вытяжки и т. д.
2. Ограничение продажи пива до 22.00 в магазинах, расположенных в жилых домах
3. Запрет использования слова "пиво" в названиях заведений.
4. Подключение всех игроков рынка к системе учета пива ЕГАИС
5. И, конечно, контроль соблюдения органами исполнительной власти.

Это очень быстро очистит рынок от недобросовестных предпринимателей, на которых в основной своей массе и поступают жалобы от жителей края.

Сейчас идет сбор подписей игроков рынка (магазины, производства, логистика и т.д.), которые могут обанкротиться и закрыться в случае принятия этого закона. За одну неделю удалось собрать около 500 подписей. В течение месяца будет собрана полная картина, но предварительные цифры таковы:

Из 2000 около 1000 магазинов в Краснодарском крае находятся в зоне риска - это 1500-2000 продавцов без работы;

Из 70 пивоваренных заводов Краснодарского края могут закрыться 20-30, а 150-250 сотрудников останутся без работы;

Транспортная логистика, которая обслуживает этот рынок, - это около 500 грузовых автомобилей, на которых работают 800-1000 человек (водители, грузчики);

Всевозможные производства (пэт-тара, снековые и рыбные производства и т.д.) – еще 100-200 человек.

На всех этих предприятиях работают бухгалтеры, финансисты, маркетологи, технологи, администраторы и т. д. - это еще 500-700 человек

Основываясь на личном опыте, считаю, что при принятии такого закона бизнес потеряет не менее 2 млрд рублей, а это повлечет череду банкротств.

Итого:

бизнес потеряет 2 млрд рублей вложенных средств;

бюджет потеряет налоги;

обанкротятся предприятия

без работы останутся 4-5 тыс. человек

Если закон примут в том виде, в котором он прошел в первом чтении, возле Заксобрания Краснодарского края соберутся все, кто остался без бизнеса и работы - а это тысячи человек. А можно, не разрушая бизнес, просто заставить игроков рынка соблюдать законы. Выиграют все: местные производители, цивилизованная пивная розница, жильцы многоквартирных домов, и бюджет станет получать больше налогов, если все будут играть по одним правилам.

Мы очень хотим , чтобы в обсуждении такого закона, способного повлиять на целую отрасль бизнеса Кубани, ЗСК и администрация основывались не только на своем опыте, но и привлекали нас, игроков рынка, имеющих солидный опыт работы в этом бизнесе. Мы располагаем реальными данными, у нас есть рабочие предложения, и мы действительно хотим прийти к достойному компромиссу, который одновременно и улучшит ситуацию для жителей города и края, и не приведет к банкротству сотен компаний.

Вячеслав Дрига, учредитель ООО « Бодрисар »

Кондратьев рассказал, что на Кубани создан Фонд развития промышленности, и теперь промышленники могут получать субсидии, в том числе на уровне края. В следующем году регион выделит на эти цели 500 млн рублей.

«Создать такую форму поддержки для нас было принципиальным решением. Чтобы получить значительные дивиденды, рост экономики за счет промышленности, нужно дать бизнесу хороший старт, толчок», - сказал Кондратьев. 

Губернатор отметил, что рассчитывать только на заказы от государства недальновидно, и в первую очередь инициатива должна исходить от самих промышленников.

«Задача власти - создавать условия для работы, но не заставлять работать. И когда мы видим, что такая инициатива, желание развиваться есть, то и помогать, конечно, готовы», - пояснил глава региона.

Кондратьев привел в пример завод по изготовлению светодиодов в Армавире. Он отметил, что это современное технологическое производство, выпускающее качественную продукцию. Но муниципалитеты при этом закупали светодиоды за пределами края. Глава Кубани считает, что это недоработка региональной власти, и такие недочеты нужно устранять в первую очередь.

«В том числе для решения таких задач в регионе создали каталог промышленной продукции, в котором представлены все товары, производимые на Кубани. Инвесторы, строители должны понимать, что они могут закупить непосредственно в крае и использовать эту продукцию», - сказал Кондратьев.

«Если говорить непосредственно о возобновлении работы какого-то предприятия, здесь надо смотреть, какие дивиденды получит край, насколько это экономически оправдано и необходимо. И нужно понимать, по какой причине предприятие стало банкротом и закрылось. Если дело в неэффективном управлении, то нужно менять менеджера и возобновлять работу. Новый инвестор зашел на птицефабрику в станице Раевской под Новороссийском, на сахарный завод в Курганинск, и производства были восстановлены. Очень важно вернуть завод Седина, туда тоже должен зайти грамотный управленец. Предприятие нужно максимально загрузить, и никаких других производств, кроме станкостроительных, там не будет», - заявил губернатор.

Он отметил, что если власти понимают, что сделать продукцию закрывшегося предприятия конкурентоспособной практически невозможно, то смысла тратить не него время и деньги нет.

«Сейчас мы пошли по пути максимального использования имущественных комплексов предприятий-банкротов. Это и реконструкция консервного завода в станице Динской, и строительство жилого комплекса в Армавире на базе бывшего кирпичного завода. А в Новороссийске на месте обанкротившегося вагоноремонтного предприятия появятся новые мощности морского порта. И здесь самое главное - сохранять рабочие места, давать людям возможность перейти на новое производство, где-то, возможно, переобучиться и устроиться по новой специальности», - цитирует Кондратьева

12:21 / 12 янв. 2017

Предприятие хотят закрыть по причине нерентабельности.

В Новороссийске закроют местный вагоноремонтный завод. Работы в общей сложности лишатся 448 человек. К слову, вагоноремонтное предприятие является единственным на юге России.

Закроют "НВРЗ"

Когда-то завод был гордостью СССР. Учреждение буквально немного не дотянуло до своего грандиозного юбилея - 125-летия. Причиной закрытия, как пояснили собственники, стала нерентабельность производства. На данный момент большинство цехов завода являются опечатанными.

Работники судятся с собственниками

Люди, уже бывшие работники вагоноремонтного завода, отстаивают свои права в суде. Дело в том, что им не выплачивают часть заработка еще с 2014 года. Также некоторые работники живут в ведомственных домах, принадлежащих предприятию, то есть люди рискуют остаться не только без заработка, но и жилья. При этом отмечается, что учреждение соседствует с очень выгодными предприятиями в плане сотрудничества, такими, как "Импортпищепром" и мазутный терминал.

Разберется прокуратура

Оборудование постепенно переправляют на другие заводы. Одновременно с этим директор "НВРЗ" Владимир Шелегацкий считает, что со своей инфраструктурой завод мог существовать и дальше. Событиями на предприятии заинтересовались прокуратура и следственный комитет.

  • Ранее НАША писала о том, что в России могут продлить рабочий день на два часа.

Вступайте в НАШУ группу во