Перспективы развития вооруженных сил российской федерации. Модернизация российской армии вызывает невроз за океаном

Президент РФ Владимир Путин завершает серию традиционных совещаний, посвященных вопросам развития Вооруженных сил (ВС) и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.

Глава государства практикует сборы военных, оружейников и кураторов «оборонки» с 2013 года. В Кремле считают, что «марафон» встреч в расширенном и узком составе помогает Путину глубже погрузиться в важные для безопасности России темы. Президент РФ является председателем Военно-промышленной комиссии (ВПК), которая следит за ходом выполнения Гособоронзаказа (ГОЗ). Поэтому ситуация с обороноспособностью страны (без какого-либо пафоса) находится под личным контролем Путина. Как неоднократно писала «Русская планета», в России хромает система управления ОПК, а ее перестройка займет то время, которого у нашей страны, к сожалению, нет. После госпереворота на Украине и начала операции в Сирии Путин стал уделять огромное (если не первостепенное) внимание модернизации вооруженных сил. Темпы наращивания военной мощи РФ не идут ни в какое сравнение с показателями в советский период. Однако в условиях стагнации экономики, непобежденной коррупции и тренда на сокращение расходов на нужды армии (с 4,3% ВВП до 3% в 2018 году) Россия продемонстрировала очень достойные результаты.

Начало модернизации

Масштабное перевооружение армии стартовало еще при печально известном министре обороны, бывшем торговце мебелью Анатолии Сердюкове. Предприятия ОПК и российские верфи впервые с распада СССР получили десятки крупных государственных заказов. Однако эффект от вложенных в «оборонку» денег не мог быть мгновенным. Промышленность стала производить более сложную технику: от закладки до ввода в эксплуатацию сегодня проходит в среднем несколько лет, а с новейшими или модернизированными образцами оружейники могут возиться 10, 15 и 20 лет.
В своем выступлении на расширенном заседании коллегии Минобороны 10 декабря 2013 года Путин отметил, что проблема выполнения ГОЗ и извечные конфликты промышленников с военными отныне исчерпаны. «Предприятия ОПК сейчас не только обновляют свою базу, но и вошли в хороший ритм работы, накопили опыт крупносерийного производства продукции», - заявил президент. 2013 год стал поворотным в процессе модернизации российской армии. На тот момент доля современной техники в войсках составляла менее 30%. Тогда же Путин поставил цель - достичь показателя в 70% в 2020 году. В середине июля 2016 года глава государства сообщил, что доля современного вооружения составляет 48%. Но уже в конце декабря Минобороны отчиталось о 58,3% по итогам года (+11% к 2015 году), а доля исправной техники достигла 94% (+5%). 18 мая Путин анонсировал задачу достичь в 2017 году показатель в 68%. По его словам, сегодня доля современного вооружения составляет 66% (+7,7% к 2016 году). Таким образом, Россия совершенно точно достигнет стратегической цели по модернизации армии в 2018-м, а не в 2020 году. Акцент, как и в предыдущие годы, делается на Стратегических ядерных силах (СЯС) и в первую очередь на РВСН. «Ракетные войска стратегического назначения равномерно переходят на комплексы «Ярс» мобильного и шахтного базирования (замена мобильных комплексов «Тополь-М» и шахтных комплексов «Воевода» - прим. РП). Такие современные комплексы в системе вооружений РВСН уже составляют 62%, к концу 2017 года их доля увеличится до 72%», - отметил накануне Путин.

Никаких ошибок

На повестке дня совещаний в Сочи стояла Госпрограмма вооружений на 2018-2025 годы. Новый этап модернизации армии должен выправить наметившийся дисбаланс в перевооружении различных родов и видов ВС. Если брать данные за декабрь 2016 года, то доля современной техники в Сухопутных войсках составила 42%, в ВДВ - 47%, в ВМФ - 47%, в РВСН - 60%, в ВКС - 66%.
Госпрограмма вооружений 2011-2020 годов в большей степени направлена на переоснащение соединений авиации, ПВО, флота и РВСН. На ее выполнение в декабре 2010 года были выделены 19 триллионов рублей. Половина расходов направлена на закупку авиационной техники (4,5 триллионов) и модернизацию ВМФ (4,7 триллиона). Одна пятая средств «забронирована» на закупку средств воздушно-космической обороны (3,4 триллиона), а 10% (2 триллиона) - на обновление СЯС. На оснащение самого многочисленного вида войск - Сухопутных сил (270 тысяч человек) и ВДВ (36 или 47 тысяч человек) были выделены 2,6 триллиона рублей. С таким объемом финансирования прорывных результатов добиться непросто. Но, согласно программе вооружений до 2025 года, отставание пехоты от остальных от ВКС и РВСН будет значительно сокращено. Скорее всего, финансовые планы в пользу ВДВ и Сухопутных сил были пересмотрены с учетом украинского кризиса. Россия в 2015-2016 годы воссоздала четыре дивизии и одну танковую армию на западном направлении. Западный военный округ - лидер по объему поставок военной техники и по доле контрактников. Очевидно, что нейтрализация конфликта вблизи украинской границы в большей степени ляжет на плечи пехоты. Вполне вероятно, что в ходе маневров, связанных с переброской войск и отработкой боевых задач, был выявлен недостаточный уровень технической оснащенности танковых, мотострелковых и артиллерийских соединений. В случае с Украиной России придется решать проблемы в считанные часы, действовать молниеносно и аккуратно, как это было в Крыму. Важно нейтрализовать потенциал ВСУ до того, как проснется вездесущее НАТО. Права на ошибку и разгильдяйство у Москвы нет, а оперативно-стратегический простор будет намного шире, чем в Крыму. Да и украинская армия сегодня не такая уж беззубая, как в 2014 году. С этой целью сухопутным силам и десанту необходимо увеличить уровень мобильности и огневой мощи, что потребует закупок новых танков, бронеавтомобилей, БМП, БТР, БРДМ, самоходных артиллерийских установок и средств ПВО.
По данным деловых СМИ, на программу вооружений до 2025 года будет выделено 17 трлн рублей, а на модернизацию сухопутных войск уйдет до 25% этих средств. Минобороны будет постепенно отказываться от приобретения модернизированных версий Т-72 в пользу Т-90 и Т-14 «Армата». Будут закуплены бронемашины десанта БМД-4М, бронетранспортеры «Ракушка» и «Бумеранг», а также техника на базе гусеничной платформы «Курганец-25» (после 2021 года). Кроме того, модернизация коснется средств связи, стрелкового оружия и амуниции. Поставки данных видов вооружений, вероятно, синхронизированы с амбициозными планами по обеспечению в 2020 году почти всех пехотинцев и десантников экипировкой «Ратник».

Всё стало работать в разы лучше

За неполные четыре года доля современной техники в российских ВС выросла более чем в два раза! Чем объяснить такую невероятную статистику? Во-первых, в армии и ОПК действительно стало больше порядка, несмотря на широкое применение «ручного регулирования» и сохраняющуюся проблему коррупции. Во-вторых, большая часть техники, которая называется в федеральных СМИ «новой» или «новейшей», по сути, является модернизированным вариантом советских образцов.
Это танки Т-72Б3, Т-72Б3М, самолеты Су-30СМ, Су-35 (Су-27М), бронетехника БМД-4, БТР-82. Техникой нового поколения являются истребитель Т-50, танк Т-14, бронемашины «уКурганец-25», САУ «Коалиция-СВ». Однако в войсках по-настоящему новейшие образцы начнут появляться после 2020 года. Кроме того, из-за разрыва связей с Украиной буксует ввод в строй новых боевых кораблей. Исключение составляют комплексы для РВСН пятого поколения: «Ярс» и «Сармат», а также зенитный ракетный комплекс С-500, поставки которого войска должны начаться в течение 2017 года. В то же время текущий характер военных угроз не требует от Минобороны незамедлительного наводнения войск вооружением следующего поколения. России, в отличие от СССР, не нужно тягаться с США во всех уголках мира. Единственная война, которую ведет Москва, происходит в Сирии, где наши войска вполне успешно справляются оружием предыдущего поколения. Тем не менее, неразумно исключать экстренный вариант, когда «оборонке» придется укорить выпуск новейшей техники. Работа над программой вооружений такая же тяжелая, как и над бюджетом. Приходится учитывать бесчисленное количество переменных, регулярно корректировать сроки и объемы закупок. Однако последние тревожные годы дали руководству РФ бесценный опыт, а россиянам - осторожный повод для оптимизма и спокойствия.

Фото из открытых источников интернета

Вопросы:

  1. Основные приоритеты модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации.
  2. Перспективы оснащения Вооруженных Сил вооружением и техникой.

В настоящее время в мире объективно существуют и в обозримом будущем будут существовать силы и факторы, действие которых может привести к военным столкновениям. В этой ситуации Россия, чтобы приобрести и закрепить статус одной из ведущих мировых держав, должна предпринять несколько первоочередных шагов. Во-первых, использовать все возможные мирные средства для предотвращения военных конфликтов, во-вторых, содержать в постоянной готовности к применению для сдерживания и отражения возможной агрессии против страны и ее союзников, защиты собственных политических и экономических интересов военную организацию государства, основу которой составляют Вооруженные Силы. Применение военной силы Российской Федерацией рассматривается как вынужденная крайняя мера, целесообразная только в том случае, если исчерпаны все другие возможности. Взаимодействие с различными международными институтами существенно облегчает реализацию внешне политических целей России, но не дает полной и безусловной гарантии безопасности. Ее может дать только наличие высокоэффективных армии и флота.
Руководство страны имеет четкую программу развития и повышения эффективности Вооруженных Сил, основанную на реалистичном понимании возможностей государства, а также задач, которые стоят перед Россией в процессе ее интеграции в современную систему международных отношений.
Ведущие государства мира находятся на пороге нового постиндустриального этапа развития, который, по оценкам некоторых экспертов, может быть преодолен на рубеже 2020-х годов. Соперничество России с другими странами за ведущую роль и достойное место в новом геоэкономическом разделении труда, возможность использования наиболее значимых ценностей и ресурсов как постиндустриального мирового пространства - технологий, информации, образованных кадров, пресной воды, экологически чистых территорий, так и других ресурсов Земли, ближнего и дальнего космоса, - требует мощных современных Вооруженных Сил РФ.

1

Развитие современной международной обстановки и сохранение угроз безопасности Российской Федерации, в том числе вокруг наших границ, требуют всесторонней модернизации Вооруженных Сил в рамках обозначенных приоритетов их развития. В этой связи Президентом Российской Федерации в сентябре 2008 года была поставлена задача по формированию нового облика Российской армии.
В рамках создания нового облика Вооруженные Силы обрели новую структуру, новую систему военного планирования, а также обновленные системы подготовки и обеспечения войск. Создан новый боевой состав Вооруженных Сил с установленной численностью миллион военнослужащих, шесть военных округов реорганизованы в четыре. Созданные военные округа представляют собой мощные межвидовые группировки войск на стратегических направлениях: юг, запад, центр и восток. Принципиально обновлены системы боевой готовности управления войсками, материально-технического обеспечения и подготовки войск. В системе Министерства обороны четко разделены оперативные и обеспечивающие функции. Сформированы два направления ответственности первое - планирование, применение и строительство Вооруженных Сил; второе - обеспечение деятельности армии и флота.
Среди наиболее значимых структурных преобразований можно отнести создание 1 декабря 2011 гона нового рода войск Вооруженных Российской Федерации - Войск воздушно-космической обороны. В них объединены возможности сил противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Такая интеграция систем позволит перехватывать любые цели со скоростями вплоть до гиперзвуковых и в воздухе и в космосе. Кроме того, 2010 году сформирована единая система материально-технического обеспечения войск вооружением, военной техникой, боеприпасами, горючим, продовольствием, вещевым и другим имуществом, оптимизирована система хранения запасов материальных средств. В военных округах и на флотах сформированы комплексные базы и бригады материально-технического обеспечения, компактно размещенные в районах дислокации соединений и частей.
Вместе с тем предстоит еще очень много сделать, чтобы структура, вооружение, боевые возможности армии и флота соответствовали современным требованиям. Основными приоритетами модернизации Вооруженных Сил России являются: оснащение войск новыми видами вооружений и освоение их личным составом армии и флота, придание процессу управления войсками нового качества и закрепление нового статуса офицерского состава в обществе.
Образование Войск воздушно-космической обороны положило начало созданию единой системы воздушно-космической обороны страны. Ее структура и состав должны учитывать состояние и характер договоренности с США и НАТО по вопросам стратегических наступательных и оборонительных вооружений, в частности, участие или неучастие России в создании системе европейской противоракетной обороны.
В рамках совершенствования структуры Вооруженных Сил в 2012 гаду должна начать функционировать военная полиция. Она возьмёт на себя задачи поддержания дисциплины и порядка в гарнизонах, охраны грузов и объектов, дознания и т.д. Численность военной полиции может составить около 20 тысяч человек.
Военная полиция сегодня действует более чем в 40 армиях мира, в том числе в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае. На постсоветском пространстве этот институт существует в вооруженных силах Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также в армиях прибалтийских государств.
В интересах повышения качества управления войсками продолжится разработка и внедрение перспективных единых для всех видов и родов войск автоматизированных систем управления войсками и оружием различных звеньев управления. Управленческие задачи планируется отрабатывать и в ходе учений, в том числе с привлечением органов управления, частей и подразделений партнеров России по Организации Договора о коллективной безопасности. К 2015 году в Вооруженных Силах РФ будет создана новая система управления, «близкая к искусственному интеллекту». Она будет управлять не только армией, но и всеми силовыми ведомствами с использованием российской глобальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС, а также спутниковых и беспилотных средств наблюдения.
Планируется дальнейшее совершенствование инфраструктуры Вооруженных Сил по различным составляющим. Формируется новая система базирования войск. В интересах ее создания оптимизируются система военных городков, аэродромная сеть, сеть морских баз и пунктов базирования флота. С учетом дислокации частей будут сформированы несколько крупных авиационных баз, на каждой авиабазе количество летательных аппаратов увеличится в 2,5-3 раза. Это повысит мобильность авиационных группировок и позволит создать военную инфраструктуру, эшелонированную по основным стратегическим направлениям. В целях оптимального размещения военнослужащих предусматривается резко сократить количество военных городков. В каждом из них количество техники возрастет до семи раз, военнослужащих – до десяти. Комплексное обустройство типовых базовых военных городков включает строительство социальных объектов: комбинатов питания, поликлиник со стационаром, объектов физической культуры и спорта, магазинов, центров досуга, интернет-библиотек, мини-кинозалов, почт, аптек, отделений банков и т.д. Базовые городки будут размещаться вблизи крупных городов. Это откроет доступ военнослужащим и членам их семей к образовательным и культурным центрам.
Особое внимание уделяется отдаленным военным городкам. Планируется в будущем обеспечить их пакетом современных информационно-телекоммуникационных услуг: высокоскоростным Интернетом, цифровым телевидением и телефонией.
Будет оптимизирована система хранения запасов ракет и боеприпасов. В результате старения необходимо уничтожить около 74 тысяч вагонов этих взрывоопасных предметов. Из арсеналов, расположенных в городах, к 2015 году предстоит вывезти более 35 тысяч вагонов ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ.
К исходу 2012 года будет модернизирована информационно-телекоммуникационная инфраструктура Вооруженных Сил с заменой устаревшего аналогового оборудования на цифровое.
Разрабатывается линейка радиостанций шестого поколения. В 2011 году начались поставки новых портативных радиостанций в войска. Начато развертывание перспективной группировки спутников связи военного назначения, создание которой планируется завершить к 2018 году.
Для обеспечения полноценной боевой учебы войска освобождаются от несвойственных им функций. Все хозяйственные задачи в армии и на флоте с 1 января 2012 года выполняются сторонними организациями способом аутсорсинга. Предприятиям гражданского сектора передаются следующие функции, сервисное обслуживание и ремонт техники; обеспечение личного состава питанием и банно-прачечными услугами; перевозка грузов, бункеровка кораблей; комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов; эксплуатация коммунальной инфраструктуры. В 2012 году планируется полностью отказаться от привлечения личного состава к выполнению хозяйственных работ и иной непрофильной деятельности. Ремонт боевой техники также будет выполняться сторонними организациями.
В 2012 году Вооруженные Силы РФ переходят на новую систему контрактной службы сержантского и рядового состава. Она предусматривает иные подходы к стимулированию военнослужащих, их многоуровневый отбор и обучение.
Формирование нового облика Вооруженных Сил потребует реорганизации системы военного образования в интересах комплектования ВС РФ всесторонне подготовленными офицерами, способными самостоятельно применять современное вооружение, современную технику, а также способными научить этому солдат, которые сейчас проходят службу по призыву всего один год. В интересах решения данной задачи будут реализованы следующие меры:
1) Будет обеспечено новое качество военного образования за счет применения единых подходов к обучению в военной и гражданской школе. Для этого надо изменить систему отбора в военные вузы, в частности, будут введены дополнительные виды тестирования абитуриентов.
Офицеров первичного звена предполагается готовить по программам подготовки специалистов. Для этого военно-учебными заведениями совместно с лучшими гражданскими вузами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса будут разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты. Обучение высших офицеров будет осуществляться в системе дополнительного профессионального образования. Предполагается создать систему непрерывного профессионального образования офицеров, предусмотрев подготовку военнослужащих к каждой новой должности. Большое внимание уделяется вопросам подготовки профессиональных сержантов Их обучение будет осуществляться в 19 вузах и филиалах, а также в Центре подготовки сержантов в городе Рязани.
2) Сеть и емкость военно-учебных заведений будут приведены в соответствие с имеющимися параметрами кадрового заказа. В рамках выполнения этой задачи продолжится процесс укрупнения вузов.
Одним из важных направлений реформирования Вооруженных Сил является совершенствование системы комплектования войск. По мере создания привлекательных условий военной службы планируется увеличивать долю военнослужащих-контрактников. В ближайшей перспективе должности солдат и сержантов будут комплектоваться по смешанному принципу.
В рамках повышения социального статуса офицеров с 1 января 2012 года вступил в силу закон, значительно увеличивающий уровень денежного довольствия военнослужащих и уровень пенсионного обеспечения, реализованы меры по обеспечению этих категорий граждан постоянным жильем. Планируется и в дальнейшем совершенствовать систему поощрений военнослужащих за счет введения новых стимулирующих надбавок.
В ближайшей перспективе планируется обеспечить военнослужащих постоянным жильем, а также сформировать служебный фонд жилья для военнослужащих.
Министерство обороны продолжит реализацию ведомственной целевой программы «Реализация социальных гарантий военнослужащих, увольняемых с военной службы», В настоящее время в ней участвуют 15 военных образовательных учреждений и 34 филиала, где имеется возможность освоить 250 гражданских специальностей.
Министерство обороны также продолжит оказывать содействие увольняемым военнослужащим в их трудоустройстве после увольнения в запас.
Для закрепления высокого социального статуса военнослужащих планируется продолжить работу по совершенствованию законодательства по вопросам прохождения военной службы, которое было бы направлено на повышение мотивации военнослужащих к добросовестному выполнению своих обязанностей, соблюдение принципов равенства при прохождении военной службы, обеспечение социальных гарантий военнослужащим. В этих целях в настоящее время ведется работа над проектом федерального закона о военной службе в Российской Федерации.

2

Приоритетной среди остальных остается задача оснащения войск современным вооружением и военной техникой. Это означает, что будут применены последние достижения" науки, передовые технические решения, материалы и технологии, они будут соответствовать или превосходить лучшие зарубежные образцы по всем основным тактико-техническим характеристикам. За последние годы наметились позитивные сдвиги в решении данной задачи. Возросли объемы поставок в войска современных образцов вооружения, в 2010 году их доля увеличилась на 15%. Для безусловного и полного выполнения данной задачи необходим максимально эффективно реализовать новую Государственную программу вооружения (ГПВ) на период 2011-2020 гг. На ее обеспечение будут направлены почти 20 триллиона рублей, что позволит довести к 2016 году обеспеченность Вооруженных Сил вооружением и военной техникой до 100%, а современными образцами - до 30%. К 2020 году доля современного оружия и современной техники должна быть доведена в войсках до уровня не менее 70%, в том числе в силах общего назначения - до 60-70 процентов, в стратегических ядерных силах - до 70-80 процентов. На выполнение ГПВ направлены и меры по развитию оборонно-промышленного комплекса России, которые осуществляются в рамках новой федеральной целевой программы его развития.
Одним из важнейших направление модернизации вооружения и техники является модернизация стратегических наступательных и оборонительных систем. В течение десяти лет РВСН будут полностью модернизированы за счет замены устаревших ракет типа «Стилет» и «Тополь» на новейшие «Яре» и «Тополь-М». Для решения задачи прорыва существующей и перспективной ПРО, имеющейся у США и их союзников, создатели новых комплексов предусмотрели такие характеристики, которые позволяют говорить о неуязвимости наших новых ракет на всех участках их попета. Новые МБР обладают средствами и свойствами, максимально затрудняющими противнику поражение ракет и боевых блоков во время полёта.
Новые МБР имеют максимально сокращённый разгонный участок полёта, значительно меньший по продолжительности, чем ракеты старых типов. Во время полета ракеты и боевые блоки (их у каждой новой ракеты несколько), выполненные с максимально уменьшенным собственным излучением всех диапазонах волн, сопровождаются ложными целями и станциями активных помех, энергично маневрируют по высоте и по курсу, что дает невозможным их идентификацию и прогноз точки встречи для перехвата.
В ближайшее время начнутся работы по созданию новейшей стотонной МБР шахтного базирования. Новая ракета заменит известную по всему миру тяжёлую баллистическую ракету Р-36М2 «Воевода», известную на Западе под именем «Сатана».
Аналогичные решения применены на новой МБР морского базирования «Булава». Предполагается, что она в ближайшем будущем станет основой морских стратегических ядерных сил России, под эту ракету уже ведется строительство новых подводных лодок. На головном ракетном крейсере «Юрий Долгорукий» разместят 12 шахт с ракетами «Булава». Кроме того, до 2020 года в боевой состав ВМФ будут введены несколько новых многоцелевых АПЛ типа «Ясень».
В рамках ГПВ до 2020 года все радиолокационные станки дальнего обнаружения системы предупреждения о ракетном нападении, входящие в состав российской системы предупреждения о нападении, будут заменены на станции нового поколения. заступившая в конце 2011 года под Калининградом на опытно-боевое дежурство станция «Воронеж» вошла в состав Войск воздушно-космической обороны, имеет радиус действия 6 тысяч километров и может одновременно контролировать 500 объектов.
Продолжится оснащение Вооруженных Сил новыми современными ракетными и авиационными комплексами. В 2012 г. Войска воздушно-космической обороны примут в эксплуатацию очередной дивизионный комплекс зенитных ракетных систем С-400, парк морской авиации пополнится 28 корабельными истребителями Миг-29К и МиГ-29 КУБ, а для ВВС продолжатся поставки учебно-боевых самолетов Як-130. До 2020 года будет поставлено 65 таких самолетов, которые обеспечат первоочередные потребности в подготовке пилотов боевой авиации. Поставка новых Як-130 создает условия для освоения летчиками боевых самолетов нового поколения, которые заказывают ВВС России. За счет достаточно высоких боевых возможностей Як-130 на нем можно отрабатывать реальное применение многих видов авиационного вооружения, причем не только неуправляемого, но и высокоточного, а также перепрограммировать систему управления с целью точной имитации конкретного типа боевого самолета.
Первыми среди боевых самолетов нового поколения, поступающих в ВВС, станут истребители Су-35С и Су-30СМ, затем к ним присоединятся самолеты, создаваемые по программе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Серийная закупка ПАК ФА (Т-50) для ВВС России начнется в 2016 году. Самолет Т-50 отличается высокой интеллектуализацией бортового оборудования, сверхманевренностью, сможет совершать взлет и посадку на взлетно-посадочных полосах длиной 300-400 метров, способен выполнять боевые задачи в любую погоду и время суток.
Ракеты зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф» и С-300В-4, поставляемых в войска, способны поражать цели на удалении 400 км и высоте 35 км, а сами комплексы отличаются высокой мобильностью и боеготовностью: с марша они приводятся в боевое положение всего за пять минут.
Госпрограммой вооружений, рассчитанной на период до 2020 года, предусмотрена разработка нового гранатометно-огнеметного вооружения для Сухопутных войск. Планируется создать единый мультикалиберный гранатометный комплекс для всех родов войск, который должен прийти на смену гранатометам РШГ-1, РШГ-2, РПГ-7, РПГ-29 и другим.
В период до 2020 года будут завершены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, по результатам которых на вооружение армии и флота поступит большое количество различных систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники, а также экипировка военнослужащих. Так, в частности, в составе экипировки солдата будущего будет около 10 различных подсистем, включающих в себя: стрелковое оружие, бронезащиту, средства связи, боеприпасы, устройства обмена данными и другие.
Для военных автомобилей будет разработана единая унифицированная автомобильная платформа нового поколения. Ее технический облик станет существенно отличаться от современных моделей. Каркасно-панельная кабина будет оборудоваться противопульной и противоминной защитой. На шасси нового поколения должны устанавливаться бронированный функциональный модуль, кузов-контейнер, грузовая платформа.
Некоторая часть наиболее высокотехнологичных вооружений, поступающих на оснащение Вооруженных Сил РФ, будет закуплена за рубежом. Так, на вооружение ВМФ России поступят 4 вертолетоносных десантных корабля-дока «Мистраль». Первый корабль этого типа будет построен во Франции в конце 2013 - начале 2014 года, второй - в конце 2014 - начале 2015 года. Остальные два «Мистраля» построят по лицензии в России. «Мистраль» может перевозить 16 тяжелых или 35 легких вертолетов, сухопутную технику, десантные катера и от 450 до 900 военнослужащих. Корабль может быть использован также в качестве центра командования и плавучего госпиталя.
Таким образом, успешное проведение к 2020 году модернизации армии и флота позволит Российской Федерации иметь современные и эффективные Вооруженные Силы, способные обеспечить военную безопасность страны в условиях перехода к постиндустриальному этапу развития.

Методические рекомендации
Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия стоит подчеркнуть необходимость наличия в России мощных Вооруженных Сил в современной международной обстановке.
При изложении материала по первому учебному вопросу руководителю необходимо особое внимание уделить разъяснению порядка решения основных задач модернизации Вооруженных Сил России.
При изложении материала по второму учебному вопросу необходимо раскрыть и обосновать приоритетной задачи оснащения войск современным вооружением и военной техникой.
В заключительной части занятия целесообразно подчеркнуть сложность решения задач модернизации Вооруженных Сил и дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.

Рекомендуемая литература:
1.Выступление Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Президента Российской Федерации на расширенном заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 18 марта 2011 года. // Независимое военное обозрение от 25.03.2011 г., http:// nvo.ng.ru/realty/2011-03-25.
2.Доклад министра обороны Российской Федерации на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации 18 марта 2011 года.// Независимое военное обозрение от 25.03.2011 г
., http://nvo . ng.ru/realty/2011 -03-25.
3.Выступление начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в Общественной палате РФ 17 ноября 2011.
4.Выступление министра обороны Российской Федерации на заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 22 ноября 2011 г.
5.Россию вынудили реагировать на наращивание ПРО. Интервью командующего РВСН С. Каракаева газете «Взгляд» 16 декабря 2011 г. http://www . vz.ru/news/2011/12/16.
6.Реформа даёт нужные результаты. Доклад начальника Генерального штаба ВС РФ на военно-научной конференции в Академии военных наук // Независимое военное обозрение от 02.17.2012 г., http;//
nvo .ng. ru / rearty/2012-02-l7/1_reform. h tml.

Полковник запаса
Александр ЛЕБЕДЕВ
кандидат военных наук, доцент

Ориентир 07 2012

Надежное обеспечение национальной безопасности страны

Сохраняя демократический порядок в нашей стране, ее граждане ради защиты собственных прав и образа жизни должны участвовать в поддержании баланса многообразия в мире. Россия, навсегда расставшись с прежними претензиями на мировую гегемонию, сделала это не для того, чтобы кто-то претендовал на место гегемона.

Миссия России в мире - быть на стороне сообщества суверенных демократий и свободного рынка против каких бы то ни было глобальных диктатур и монополий; сделать национальный суверенитет фактором справедливой глобализации и демократизации международных отношений.

Но участвовать в определении мировой повестки дня, общепланетарных правил игры и решать свои внутренние, социально-экономические задачи без надежной защиты собственного государства невозможно. Такую защиту обеспечивают только боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные силы. Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления и потенциальной внешней агрессии. Как говорил еще император Александр III, у России только два настоящих союзника: ее армия и флот.

В этой связи важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных сил, включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений. Такая модернизация ввиду возросшего числа военных и террористических угроз в мире в XXI в. является задачей общенационального значения.

России нужны мобильные Вооруженные силы, обладающие высоким технологическим и интеллектуальным потенциалом. За счет мобильности можно компенсировать меньшую, чем раньше, численность армии при сопоставимых по масштабу защищаемых территориях. От Китая до Европы, от Кавказа до Афганистана простираются операционные направления наших возможных военных действий. И это даже без учета возникновения ситуаций, требующих «проецирования силы», т. е. демонстрации военных возможностей России за пределами ее сухопутных границ!

Встречается мнение, что все проблемы Российской армии будут решены, если мы перейдем с призывного на контрактный принцип комплектования, заменим всеобщую воинскую обязанность профессиональной армией.

Действительно, самые современные и эффективные армии мира - США и Великобритании - комплектуются контрактниками-профессионалами. Но эффективность и могущество этих армий базируются не только и не столько на принципе контракта, сколько на огромном военном бюджете, крайне дорогостоящих оборонных технологиях, наиболее прогрессивных принципах военной стратегии и организации. Если сосредоточить все внимание на системе комплектования армии, но упустить из виду другие, зачастую более важные аспекты обороноспособности, мы получим армию, принципиально не отличающуюся по своей эффективности от нынешней, но при этом гораздо более накладную, неподъемную для государственного бюджета.

Российская армия и силы безопасности должны приобрести мобильный характер, получить новое, высокоточное вооружение, перейти на новую организационно-штатную структуру. От крупных, но малоподвижных соединений советского периода - к небольшим по численности, но мобильным, хорошо обученным и оснащенным подразделениям, способным эффективно действовать самостоятельно и на большом удалении от мест постоянного базирования.

Россия нуждается в мощных и модернизированных силах ядерного сдерживания, охлаждающих пыл потенциальных противников. Необходимо поддерживать ракетно-ядерные силы, средства космической разведки и раннего предупреждения, гарантирующие от внезапного удара и обеспечивающие возможность нанесения неприемлемого ущерба вероятному противнику.

Необходимое условие военной реформы - широкий диалог между армией и обществом, создание атмосферы взаимного доверия, понимание обществом реальных проблем армии.

Это прежде всего касается проблемы профессионализации армии, уничтожения позорящей ее и отравляющей ее отношения с обществом системы «дедовщины» (неуставных отношений). Принятая программа изменения принципов комплектования Вооруженных сил предусматривает постепенное сокращение срока службы по призыву с двух до одного года и увеличение удельного веса профессиональных военных (контрактников).

Необходимо также создать в армии профессиональный сержантский корпус - категорию младших командиров и технических специалистов, образующих, наряду с офицерами, «становой хребет» армии. Это позволит поднять качество эксплуатации дорогостоящей военной техники, победить «дедовщину».

Параллельно должен быть решен вопрос о масштабном повышении окладов офицерскому составу, которое позволило бы командирам думать о боевой подготовке войск, а не о выживании своих семей. Важно создать сильную мотивацию офицеров для их карьерного роста. Выпускники военных академий при назначении на должности в войсках должны получать оклады, жилищные условия, достойные офицеров, а не увольняться сразу по получении военного образования или после первых двух-трех лет службы.

В течение последнего десятилетия военно-промышленный комплекс (ВПК) России начал активно работать в интересах собственных Вооруженных сил. Достаточно высокими темпами идёт перевооружение многих видов войск, в особенности это касается Ракетных войск стратегического назначения и Воздушно-космических сил (ВКС), в меньшей степени - Военно-морского флота (за исключением подводного флота). На финальной стадии разработки находятся многие перспективные системы вооружений, процесс создания которых был начат уже после распада СССР. Тем не менее, реально в войска пока в основном поступает техника, являющаяся глубокой модернизацией советских разработок. Это стало возможным благодаря отличному модернизационному потенциалу многих видов вооружений, а также возможностям, которые открываются благодаря «оцифровке» советской техники (цифровое оборудование тогда применяли редко) с использование современной элементной базы. Тем не менее, представить себе ВПК России без наследия СССР невозможно - преемственность в этой области имеет важнейшей значение. Да и большинство предприятий остались с советских времен, в большинстве случаев сохранив свои названия. Это будет продемонстрировано на конкретных примерах из ключевых отраслей ВПК.

Военное авиастроение: советские платформы Су-27 и Ми-8 приносят России миллиардные прибыли

После начала российской военной кампании в Сирии в сентябре 2015 года в крупнейших мировых и российских СМИ постоянно появляются кадры применения фронтовых бомбардировщиков Су-34, а также многофункциональных истребителей Су-30СМ и Су-35С. На данный момент эти самолёты являются самыми современными и эффективными машинами в составе ВКС России, привлекая внимание многих покупателей на мировом рынке вооружений. И все они созданы на базе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, принятого на вооружении военно-воздушных сил СССР в 1985 году.

Что касается создания этих глубоких модернизаций Су-27 - то сделано это было, во многом, на средства иностранных заказчиков в инициативном порядке, так как до 2010-х годов гособоронзаказ на новые боевые самолёты практически отсутствовал. Особенно это касается двухместного многоцелевого истребителя Су-30СМ, который вряд ли бы появился без крупнейшего индийского заказа (на данный момент законтрактовано 272 машины, около 250 из них поставлены). Этот самолёт в скором времени принесёт еще до $8 млрд российскому ВПК - столько, вероятно, будет стоить контракт на модернизацию всего индийского авиапарка Су-30МКИ до уровня SuperSukhoi.

В итоге, на сегодняшний день, новые боевые самолеты, созданные на базе советской платформы, являются основой ВКС России, поступая в войска в большом количестве. Назвать полностью «самостоятельным» проектом можно только истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА, который впервые поднялся в воздух 29 января 2010 года, а первые работы по его созданию начались в 2002 году. Хоть самолёт полностью создан уже в Российской Федерации, сами работы по созданию истребителей пятого поколения начались еще в начале 1980-х годов в СССР. Были выработаны технические требования к машинам этого класса, кроме того, традиционно конкурирующие опытно-конструкторские бюро (ОКБ) «МиГ» и «Сухой» начали работу над созданием своих самолётов. Строго говоря, изначально истребителем пятого поколения занималось только ОКБ «МиГ» с проектом МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель), а «Сухой» получил проект нового палубного истребителя С-32 с крылом обратной стреловидности. Позже (уже после распада СССР), С-32 был переименован в С-37 или Су-47 «Беркут» и стал экспериментальным самолётом для отработки технологий истребителя пятого поколения. Судьба же МФИ оказалась достаточно печальной - единственный летный прототип МиГ 1.44 осуществил всего два полёта - в феврале и апреле 2000 года, после чего проект был закрыт, став «жертвой» дезорганизации и низкого государственного финансирования 1990-х годов. Затянувшаяся разработка машины привела к её существенному техническому отставанию от американского F-22 Raptor, который уже активно летал и в 2005 году был принят на вооружение ВВС США .

В итоге, было принято решение начать разработку истребителя пятого поколения «с нуля» - уже силами ОКБ «Сухого», сохранившего дееспособность, благодаря масштабным экспортным проектам. Собственно, речь уже идёт о Т-50 ПАК ФА, в создании которого использовали все те технические наработки, которые накопились при испытаниях С-37 и МФИ. На данный момент построено 9 прототипов Т-50, из которых 7 летных. К 2020 году ожидается поставка первой партии из 6 серийных машин.

Похожее положение дел сохраняется и в вертолётостроении - лучше всех на международном, да и на внутреннем рынке, реализуются военно-транспортные вертолёты Ми-8/Ми-17 в современных модификациях, например Ми-8АМТШ. Стоит отметить, что первые Ми-8 поступили в эксплуатацию еще в далеком 1965 году, тем не менее, машина актуальна и по сей день. Всего было выпущено более 16 000 Ми-8, что делает его самым распространенным двухдвигательным вертолётом в мире. Другие популярные современные российские военные вертолёты - ударные Ми-35М, Ми-28Н и Ка-52 также являются прямыми потомками советских машин. Первый полёт Ми-28 был совершен еще 10 ноября 1982 года, а Ка-52 является двухместной модификацией вертолёта Ка-50, совершившим первый полёт 17 июня 1982 года. Ми-35М же является модернизацией массового советского ударного вертолёта Ми-24, принятого на вооружение в 1972 году. «Исконно» российские проекты, такие как транспортные вертолёты Ми-38 и «Ансат» пока не вызывают уверенности в том, что они получат столь широкое распространение, как их советские предшественники, до сих пор пользующиеся большим спросом в мире.

Что касается военно-транспортной авиации - то в этой сфере и вовсе отмечается полная зависимость от самолётов советского производства. Новые машины постройки ГП «Антонов» , по понятным причинам, для российской армии более недоступны, да и в целом дела украинской компании идут неважно. В итоге приходится поддерживать в летном состоянии огромный авиапарк из таких машин, как Ан-124, Ан-26, Ан-22 и т.п. Освоить же производство на территории России удалось пока только для машин «Ильюшина» (производство было перенесено из Ташкента в Ульяновск). В последние годы стартовало мелкосерийное производство Ил-76МД-90А, наиболее совершенной модификации советского военного транспортника Ил-76. Единственный российский проект лёгкого транспортного самолёта Ил-112, создаваемый на замену Ан-26, пока только готовится к своему первому полёту. Замены же Ан-124 и Ил-76 на горизонте пока совершенно не видно.

Серийно производящаяся российская сухопутная техника - прямое наследие СССР

На данный момент, Россия является безусловным лидером по количеству поставляемых на мировой рынок новых танков. Такой успех «Уралвагонзаводу» принесли основные боевые танки Т-90С. Танк Т-90 был принят на вооружение в 1992 году, а его разработка началась в конце 1980-х годов на базе Т-72, являющегося самым массовым танком второго поколения в мире (выпущено более 30 000 единиц). В 2001 году была создана экспортная модификация танка - Т-90С, которая стала пользоваться огромным спросом, благодаря отличному соотношению цена-качество. Во многом это было связано с тем, что российских, «рыночных» денег в стоимости разработки машины практически не было - базовые работы были сделаны в СССР, то же самое касается и создания производственных мощностей. В итоге, Индией законтрактовано более 2000 танков, более 300 машин приобрел Алжир и др.

Что же касается новшеств на бронетанковом рынке - то здесь надо отметить разработку перспективного танка нового поколения на универсальной тяжелой гусеничной платформе «Армата». Некоторое количество танков Т-14 уже находятся в опытной эксплуатации в Вооруженных силах России. Напрямую Т-14 с советскими разработками не связан, однако работы по танку с «необитаемой» башней, которая является главной особенностью «Арматы», велись и до распада СССР. Создание реальной машины с такой компоновкой, когда экипаж вынесен в изолированнуюбронекапсулу в нижней части танка, стало возможным только с развитием компьютерных технологий.

Похожая ситуация имеется и с боевыми бронированными машинами - боевыми машинами пехоты (БМП) и бронетранспортёрами (БТР). Пока перспективные изделия на базе средней гусеничной платформы «Курагнец-25» и средней колесной платформе «Бумеранг» только начинают проходить испытания и имеют не вполне ясные перспективы, российская армия вооружена еще советскими БМП-2, БМП-3, БТР-80 и т.п. Эти машины проходят различные модернизации, например, до уровня БТР-82А или БМП-3М, тем не менее, принципиального нового в них ничего нет. Эти же изделия и пополняют бюджет российских предприятий при экспортных поставках.

Мощная система ПВО России - наследие Советского Союза

Одной из самых известных российских систем вооружений является зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) большой дальности действия С-400, поступивший на вооружение Вооруженных сил России в 2007 году. Однако разработка этого ЗРК, изначально именуемого С-300ПМ3, началась в 1987 году, на основе его предшественника - С-300ПМ. Несколько позже ЗРК был переименован в С-400 «Триумф», а разработка была доведена до конца уже в современной России, во многом благодаря финансовым средствам, поступавшим от экспорта ЗРК С-300 (большая часть изделий была приобретена Китаем - по некоторым данным, до 36 дивизионов).

Другие средства противовоздушной обороны (ПВО), активно поступающие на вооружение Воздушно-космических сил России, такие как зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Панцирь-С1», ЗРК малой дальности «Тор-М2», ЗРК средней дальности «Бук-М3» и др. являются модернизациями советских систем, что видно и из их названий. Все эти высокоэффективные средства ПВО, считающиеся одними из самых эффективных в мире, являются наследием СССР. Использование новой элементной базы и технологий в условиях современной России позволило в разы улучшить их характеристики - как по дальности действия и вероятности поражения, так и по количеству одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей.

Ядерное сдерживание обеспечивается вооружениями, являющимися развитием советских изделий

Пожалуй, самым важным компонентом российской армии являются стратегические ядерные силы (СЯС), обеспечивающие сдерживание от глобальных конфликтов. В них входят Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), стратегический подводный флот и стратегическая авиация.

Что касается РВСН, представленных шахтными и мобильными межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) наземного базирования, то здесь все стоящие на вооружении образцы имеют прямую связь с советским ВПК. Тяжелые жидкостные ракеты Р-36М2 «Воевода», способные нести по 10 тяжелых ядерных боеголовок (мощностью 800 килотонн в тротиловом эквиваленте) индивидуального наведения, были построены в период с 1988 по 1992 год на предприятии «Южмаш» в Днепропетровске . Заменить этот важный компонент СЯС должна МБР РС-28 «Сармат», которая фактически является прямой ветвью эволюции «Воеводы». Правда, работы несколько осложнены тем, что производство ракет было налажено на «Южмаше», который остался на Украине , однако ГРЦ им. Макеева вполне способно разработать и освоить производство новой МБР. Кстати, еще одним важнейшим проектом является создание управляемого гиперзвукового планера-боеголовки для «Сармата» (такую боевую часть практически невозможно перехватить с помощью средств противоракетной обороны). По имеющимся данным, она носит название «изделие 4202», а над её предшественницей - проектом «Альбатрос», работали еще в конце 1980-х, однако из-за недофинансирования, или других проблем, программа была закрыта. Есть и другая интересная стратегическая «реанимация» - система обороны шахт МБР «Мозырь». По данным некоторых источников, с 2012 года работы по её созданию возобновлены. Возможности современных радиолокационных станций дали возможность довести работы до конца, и обеспечить перехват боеголовок противника залпом облака металлических стрел и шариков на огромной скорости в сторону цели.

Что же касается легких твердотопливные МБР «Тополь-М» и, наиболее современных, РС-24 «Ярс», то они являются эволюцией МБР «Тополь», произведенных с 1980 по 1994 год. Тоже самое можно сказать и про сверхлёгкую МБР РС-26 «Рубеж».

Теперь обратимся к морскому компоненту ядерной триады России. Здесь мы встретим несколько больше российской «новизны», чем в РВСН. В первую очередь, речь о подводных лодках четвёртого поколения проекта 955 «Борей» и баллистических ракетах, которыми они оснащаются - Р-30 «Булава». Если разработка «Борея» в нынешнем облике началась в 1989 году, то ракета для подлодки разрабатывалась уже в современной России - с 1998 года. И получилась она очень неудачной - пока из 26 пусков 9 оказались аварийными, что составляет целых 34,6%. И это при том, что «Булава» не обладает какими-то выдающимися характеристиками: та же американская ракета TridentII, принятая на вооружение еще в 1990 году, забрасывает вдвое больший вес, а ее боеголовки наводятся на цель точнее. Такая ситуация сложилась из-за того, что проект Р-39УТТХ «Барк», разрабатываемый традиционным «морским» ракетостроительным КБ им. Макеева, был закрыт в связи с дороговизной, а в 1998 году создание твердотопливной ракеты для «Борея» доверили « », не обладавшему никаким опытом создания ракет морского базирования.

В итоге, на данный момент, основой морского компонента ядерной триады России остаются произведенные еще в советское время атомные подлодки проекта 667БДРМ «Дельфин» с модернизированными в России жидкостными баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

Стратегическая же авиация России представлена бомбардировщиками исключительно советского производства - Ту-95МС и Ту-160. В современной России запущена программа модернизации существующих самолётов, а также созданы новые стратегические крылатые ракеты Х-101/102 (традиционная/ядерная боевая часть). К тому же, в начале 2020-х годов планируется восстановить производство бомбардировщиков Ту-160 в исполнении Ту-160М2 (кардинально обновлена бортовая электроника), однако создание нового самолёта под названием ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации), судя по всему, отложено на неопределенный срок.

Заключение

Естественно, мы поговорили далеко не обо всех отраслях российского и советского ВПК. Однако, приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы понять имеющиеся тенденции:

1. Основой российского ВПК остаются советские предприятия и советские наработки. Большая часть новой техники, которая принимается на вооружение, является модернизацией образцов, созданных в СССР, или же доводкой до уровня серийных изделий проектов, заложенных еще советскими конструкторами. В некоторых случаях, реанимируются закрытые в 1990-х проекты.

2. Техника, полностью разработанная в условиях современной России, только начинает свой путь - большинство этих изделий находятся на стадии испытаний и еще не приняты на вооружении российской армии. Некоторые из них имеют заметно более туманные перспективы, нежели глубокие модернизации проверенных временем советских образов.

3. Несмотря на свою эффективность и популярность, технику, созданную в 1970-1980-х годах в СССР, все же придется заменять. Имеющийся модернизационный потенциал многих изделий хоть и был огромен, но всё же подходит к концу. Именно поэтому российский ВПК оказывается перед серьезным вызовом - необходимо создать новое поколение техники почти во всех отраслях. Причем созданные вооружения должны стать основой для Вооруженных сил России на ближайшие полвека. Естественно, в процессе разработки важнейшую роль играет и советский опыт и школа - без них даже создание нового танка очень затруднено, а в таких отраслях как ракетостроение онии вовсе жизненно необходимы.

4. Смена поколений требует серьезных финансовых вложений, которые были заложены в государственную программу вооружений (ГПВ) 2011−2020. Однако экономический кризис, падение курса рубля и снижение нефтегазовых доходов, привели к некоторому падению темпов выполняемых работ. Теперь поспешное принятие на вооружение новых российских вооружений в срок до 2020 года стало маловероятным - в эти сроки упор будет сделан на модернизированную советскую технику. Более понятными перспективы станут после принятия ГПВ-2025, которое планируется в 2017 году.