Регионовед – модная профессия для работы за рубежом. Зарубежное регионоведение

Регионовед
Регионовед — одна из новых профессий. Не секрет, что современность требует от специалистов работы на стыке совершенно разных наук. Так вот специальность регионоведение, учрежденная в институтах, как раз подразумевает подготовку таких кадров. Регионовед — это гуманитарий и экономист в одном лице. Хорошее знание иностранного языка, экономики, географии, истории, демографии и культуры края позволит регионоведу найти себе применение в различных сферах. Регионовед может заниматься специализированными переводами, участвовать в формировании международных отношений, составлять инвестиционные проекты, проводить статистические исследования, консультировать политологов по проблемам региона.
ВУЗы:
. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
. Российский государственный гуманитарный университет
. Московский педагогический государственный университет
. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
. Московский государственный лингвистический университет
. Московский государственный университет дизайна и технологии
. Московский гуманитарный университет
. Московский институт национальных и региональных отношений
. Российский университет дружбы народов

Отзывы:
«Регионовед - специалист чрезвычайно широкого спектра профессиональных приложений. Наши выпускники работают во внешнеэкономических отделах компаний и фирм».
Заместитель декана Факультета регионоведов-переводчиков Уральского Гуманитарного университета Константин Иванович Зубков -о том, зачем нужно сегодня идти в регионоведы.

В чем социальная значимость профессии, которую можно получить на Факультете регионоведов-переводчиков?
На Факультете регионоведов-переводчиков вы можете получить квалификацию регионоведа - специалиста чрезвычайно широкого спектра профессиональных приложений. Наши выпускники работают во внешнеэкономических отделах компаний и фирм, органах местного самоуправления, некоммерческих фондах и организациях, выполняя функции аналитиков, экспертов и референтов по вопросам международного сотрудничества. Часть выпускников выбирает путь научной и преподавательской деятельности в вузах. Студенты могут в совершенстве овладеть иностранным языком и получить дополнительную квалификацию - переводчик в сфере профессиональной коммуникации. Еще несколько лет назад профессия регионоведа была малознакома работодателям. Сегодня она приобретает все больший авторитет и вес, поскольку условия открытости, в которых развивается наша страна, широкие международные связи и контакты наших компаний повышают ценность информационно-аналитической работы по изучению различных стран, зарубежных рынков, специфики деловых культур и делают профессию регионоведа как никогда востребованной.

Какие новые возможности есть у поступающих на Факультете регионоведов-переводчиков?
Поступающие на Факультет регионоведов-переводчиков обучаются по четырехлетней программе и получают квалификацию бакалавра по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение» по профилю «Европейские исследования». Дальнейшая карьера выпускника бакалавриата дифференцируется в зависимости от его собственных намерений и жизненных планов. Кто-то сочтет возможным сразу по получении квалификации бакалавра обратиться к профессиональной практической деятельности; для желающих продолжить обучение обеспечен широкий спектр двухлетних программ магистерской подготовки.
www.gu-ural.ru

Кандидат педагогических наук, Бедарева Татьяна Леонидовна
Появление на рубеже веков в системе высшего образования России новых специальностей заставляет исследователей все более внимательно изучать педагогические условия профессиональной подготовки специалистов, осваивающих новые профессии. В связи с этим, наибольшую остроту приобретает проблема формирования профессиональной направленности студентов вузов."
На сегодняшний день в ряде вузов страны открыта специальность "Регионоведение", в рамках которой ведется подготовка регионоведов.
Регионовед - специалист, занимающийся комплексным изучением региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Существуют различные направления регионоведения. В нашей работе мы рассматриваем вопросы подготовки регионоведов-востоковедов.
Деятельность регионоведа заключается в разработке научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей.
Квалификация регионоведа предусматривает выполнение функций референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика референта по соответствующему языку) изучаемого региона (страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации.
www.nauka-pedagogika.com
Заведующая Отделением региональных исследований и международных отношений факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, А.В. Павловская
В 2006 г. на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ состоялся первый выпуск студентов по специальности “Регионоведение”. За это время заметно вырос интерес к специальности, которая стала одной из самых популярных на факультете, о чем свидетельствует из года в год увеличивающийся конкурс на отделение региональных исследований и международных отношений. Сам факультет был переименован в факультет иностранных языков и регионоведения, что, безусловно, подтверждает то огромное значение, которое новая специальность приобрела сегодня.
“Регионоведение” — новая перспективная специальность, отвечающая потребностям настоящего времени. Она дает возможность совместить столь необходимое сегодня свободное владение несколькими иностранными языками с комплексным изучением того или иного региона, практическими знаниями, позволяющими анализировать современную ситуацию и прогнозировать развитие региона. На факультете были открыты и разрабатываются следующие направления: Западная Европа (специализация: Великобритания, Италия, Франция), Северная Америка и регионы Российской Федерации. В современных условиях заметна тенденция развития образования не только вглубь, что типично для российской системы, но и вширь, что больше характерно для западной. Учащиеся стремятся к приобретению комплексных знаний для решения определенных практических задач, что выводит междисциплинарные гуманитарные дисциплины, среди которых и регионоведение, в число важнейших.
Регионоведение, как оно трактуется на факультете, — это комплексная учебная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей развития того или иного региона. Она включает в себя исследование основных этапов его историко-культурного развития, анализ современной ситуации и умение прогнозировать возможные пути развития региона, изучает его прошлое, настоящее и будущее. В центре внимания находятся прежде всего люди, население той или иной страны; человеческий фактор рассматривается как главное в существовании любого общественно-политического или историко-культурного региона (в отличие от географического или природного). Изучение региона ведется не столько через политику и международные отношения, как в большинстве других вузов, сколько через историю, культуру и язык. Это позволяет раскрыть национальные особенности региона во всем его многообразии, определить своеобразие быта и уклада жизни, вскрыть основные факторы, повлиявшие на его развитие, в конечном счете дает возможность самостоятельно анализировать конкретные современные ситуации и прогнозировать будущее.
Регионоведение как учебная дисциплина, безусловно, носит ярко выраженный прикладной характер. Не только теоретическое изучение особенностей региона, но и умение изучить его “на месте”, в полевых условиях, а также применить свои знания на практике — вот что важно для специалиста-регионоведа.
Изначально круг тем был самым разнообразным, но постепенно стало очевидно, что гораздо продуктивнее и интереснее, когда студенты изучают разные аспекты одной большой проблемы, например особенности монастырской жизни (на Соловках), особенности деловой культуры региона (Смоленская область) и др. Проблема эта, как правило, соотносится с научными интересами руководителя практики, что делает работу и научное общение еще более продуктивными.
Дисциплины специализации, предлагаемые студентам, сформированы прежде всего научными направлениями факультета. Ключевым является годовой курс по специальности, который читается для каждого региона отдельно: “Регионоведение России”, “Регионоведение Италии” и т.д. Особое место уделяется курсу, посвященному проблеме связей региона с Россией — русско-французским контактам для специализирующихся по Франции, русско-британским — по Британии и др. Интересными представляются курсы, посвященные кинематографу изучаемых стран, который рассматривается как отражение национальных и культурных особенностей региона. Кино сегодня играет большую роль в формировании представлений одних народов о других, является важнейшим источником информации о стране. Подобного рода курсы читаются и о других региональных средствах массовой информации. В рамках специализации изучается история соответствующего языка. К дисциплинам специализации относится и блок, посвященный истории и практике дипломатии.
Особое место в программе занимают иностранные языки. С первого курса студенты изучают два языка, причем в объеме, позволяющем на выпуске присвоить им квалификацию переводчика. Это заметно увеличивает нагрузку студентов, которые фактически наряду с освоением базовой специальности проходят программу, аналогичную той, которую выполняют студенты-лингвисты. На факультете разработаны интереснейшие аспекты, среди них — язык дипломатических переговоров, деловой английский, региональные варианты и многие другие.
Как уже отмечалось, “Регионоведение” — специальность новая, перспективная, интересная, но и малоразработанная и сложная. Отсутствуют базовые учебники по специальным дисциплинам, не до конца разработаны программы, нет ясности и в том, каким должен быть государственный экзамен по специальности. Большинство вузов либо следует за лидерами — МГИМО(У) или ИСАА, либо разрабатывает эти вопросы самостоятельно, каждый на свой лад. Факультет иностранных языков и регионоведения, учитывая опыт других вузов, идет своим путем. Не только для науки, но и для учебной специальности 6 лет не срок. Одна из основных проблем, которые сегодня решает факультет иностранных языков и регионоведения, и прежде всего кафедра региональных исследований и международных отношений, — это разработка теоретических принципов региональных исследований. “Регионоведение” — не просто модная учебная специальность, но и интереснейшее, очень актуальное и перспективное новое научное направление. Надо отметить, что и большинство преподавателей кафедры региональных исследований, объединяющей специалистов самых разных гуманитарных специальностей — историков, лингвистов, литературоведов, психологов, экономистов, искусствоведов, политологов и др., обратились к изучению проблем регионоведения. Ведется работа как над конкретными проблемами (особенности деловой культуры региона, изучение особенностей развития городской среды, истории культурных связей и межкультурного взаимодействия разных регионов, проблем взаимовосприятия), так и над общими (пути и методы региональных исследований, теория и практика регионоведения и многие другие). В работе участвуют сотрудники не только кафедры, но и факультета в целом.
В заключение необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова сложился коллектив ученых и преподавателей, активно разрабатывающих основные положения регионоведения как нового научного направления и новой учебной дисциплины. www.proforientator.ru

Специалисты-регионоведы с легкостью могут найти себе работу на рынке труда в России. Несомненным плюсом является хорошее знание иностранных языков, на уровне профессиональных переводчиков и лингвистов. Этот навык покажет свою выгоду и при эмиграции в чужую страну. На иностранцев, благодаря широкому кругу знаний и владению языком, вы сможете произвести впечатление умного и эрудированного человека.

29-01-2009, 12:13

29-01-2009, 12:26

Из-за свистопляски с егэ ищем альтернативные варианты выбора специальности. Вот нашли такую - регионоведение. Судя по учебным планам, интересная вещь. А вот где трудоустраиваются регионоведы? Может быть, у кого-то есть знакомые, работающие по этой специальности? Или кто-то интересовался этим вопросом и может подсказать?

Мы тоже рассматриваем эту специальность, я думаю, что работать можно везде, где связано с ВЭД, в турфирмах, гостинницах и т.п. Так как образование такое обтекаемое, не имеет конкретики, так же как "менеджер".

29-01-2009, 12:30

Это исторический факультет СПбГУ предлагает? Там пару лет назад открылась кафедра регионоведения.

Специальность Регионовед:001:

Работать можно где угодно, но лучше поступать на такую специальность просто получить высш. гуманитарное образовние. Лучше работать с 1 курса, можно поступать на вечернее отделение. Учиться просто, а вот опыт получать - сложнее.

В теории можно работать и в тур.фирме, и учителем в школе, и менеджером, и в Администрации.

Я бы брала такого человека, просто как студента/выпускника ист. факультета СПбГУ, а уж кто он там особо не приципиально.

29-01-2009, 12:33

Такая специальность и в ФИНЭКе есть и еще в нескольких институтах.

29-01-2009, 12:37

работать можно везде, где связано с ВЭД, в турфирмах, гостинницах и т.п. Так как образование такое обтекаемое, не имеет конкретики, так же как "менеджер".

29-01-2009, 12:41

Я бы брала такого человека, просто как студента/выпускника ист. факультета СПбГУ, а уж кто он там особо не приципиально.
То есть просто человека с университетским образованием? Надеюсь, что я поняла, что вы имеете в виду. Только ведь к образованию неплохо бы еще амбиции... Ну, это уже друга тема.

29-01-2009, 12:44

Вот именно, везде. Это-то и настораживает. Хотелось бы все-таки, чтобы кроме хорошего образования, которое, безусловно, очень важно в жизни, ребенок имел бы еще и профессию, которая была бы востребованной.

Я думаю, что конкретную профессию дает только технический или специализированный ВУЗ, например медицинский, ветеренарный и т.д. На сегодняшний день, мне кажется, что это даже хорошо, что нет конкретики....Неизвестно кто-там будет восстребован через 5 лет. Главное, что в дипломе будет написано....Мне тут сын сказал, что если будет написано закончил СПБГУ, то это уже большой + при устройстве на работу. В какой-то степени я с ним согласна...Главное еще поступить....

мама 2х подростков

29-01-2009, 12:57

Вот именно, везде. Это-то и настораживает. Хотелось бы все-таки, чтобы кроме хорошего образования, которое, безусловно, очень важно в жизни, ребенок имел бы еще и профессию, которая была бы востребованной.

Многие гуманитарные специальности не дают конкретной профессии, а если и дают, то она очень узкая, например, переводчик. Но они дают серьзную (правда, не везде) базу для дальнейшей деятельности. В первую очередь, человек, идущий на гуманитарную специальность, должен иметь высокую мотивацию, чтобы начать искать будущую работу уже в институте. Анализируя рынок предложений, можно понять, что сейчас требуются люди стыковых специальностей, например, психолингвисты, матлингвисты, поэтому еще учась в ВУЗе, нужно задуматься о получении второй специальности, доп.курсов, тренингов и т.д. Чем больше образований и профессий гуманитарного направления освоено человеком, тем выше он ценится.

29-01-2009, 13:02

29-01-2009, 13:28

Многие гуманитарные специальности не дают конкретной профессии, а если и дают, то она очень узкая, например, переводчик. Но они дают серьзную (правда, не везде) базу для дальнейшей деятельности. В первую очередь, человек, идущий на гуманитарную специальность, должен иметь высокую мотивацию, чтобы начать искать будущую работу уже в институте. Анализируя рынок предложений, можно понять, что сейчас требуются люди стыковых специальностей, например, психолингвисты, матлингвисты, поэтому еще учась в ВУЗе, нужно задуматься о получении второй специальности, доп.курсов, тренингов и т.д. Чем больше образований и профессий гуманитарного направления освоено человеком, тем выше он ценится.
Полностью с Вами согласна! Я выше говорила, что к образованию нужны еще амбиции, просто не стала развивать эту тему дальше. Справедливо также то, что и "узкому" специалисту, например, в технической области, ничто не мешает быть гуманитарно образованным человеком, при наличии желания, конечно.

29-01-2009, 13:42

диплом регионоведа ФИНЭКа и СПбГУ - это разные дипломы.
Диплом регионоведа СПбГУ - это диплом ИСТОРИКА, к ВЭД и логистике он отношения не имеет, к турфирме, да, ближе
Я не видела на историческом -регионоведа в СПБГУ, правда на сайте этого факультета вообще мало информации. В СПБГУ регионоведов готовит факультет МО.

ПризракБелойДамы

29-01-2009, 13:51

Мы тоже рассматриваем эту специальность, я думаю, что работать можно везде, где связано с ВЭД, в турфирмах, гостинницах и т.п. Так как образование такое обтекаемое, не имеет конкретики, так же как "менеджер".
Очень абстрактная специальность. Также как и "менеджер" будет работать непонятно кем - т.е. кем сможет устроиться.
При приеме на работу, первый вопрос после того как человек сказал, что по диплому он менеджер - "Менеджер чего? В какой области?". Так и здесь - регионовед в какой области? Видимо от ВУЗа зависит и уклон - одни более историки, другие более экономисты.
Такая непонятная специальность, как раз для человека, который четко понимает, что он гуманитарий, но не очень разобрался какой именно.
Про диплом Университета соглашусь - это хорошая база - и как набор знаний, и как "бумажка" при устройстве на работу. С такой базой, при наличии ума и активности, разумеется, можно выбирать разные области приложения.

Про работу в гостиницах - управленцев сейчас готовит профильный ВУЗ, но и они первое время работают чуть ли не горничными:010:, если связей нет, конечно.

29-01-2009, 13:58


Я закончила истфак, вполне успешно работаю экскурсоводом в фирме, учителем (хобби у меня такое) и научным сотрудником в музее. Предлагали работать пиарщиком в Москве (отказалась, так как Москве). ВСЕ по моему профилю. Мои однокурсники работают: системным администратором, в музеях, в "Америкэн экспересс", антикварном магазине, компании "Кино-проект" и т.д. Мой муж - выпускник истфака - работает в турфирме (не путевки продает, а организует прием туристов).
Кафедра регионоведения истфака СПБГУ ничего конкретного не дает, но ВСЕ, что связано с туризмом, постигается на практике (ну нельзя научить человека в ВУЗе, что в том-то музее сидять хамы, и им нельзя слово поперек сказать, так как себе дороже будут, а испанцы НИКОГДА ничего не далеают сразу или вовремя). Но на кафедре пытаются организовывать практики, чтоб включиться в профессию (специализация у них, если не ошибаюсь, историко-культурный туризм).
ИМХО: с хорошим гуманитарным образованием легче найти работу в сфере "человек-человек", особенно когда образование не прошло мимо, а осело налетом эрудированности и компетентности. Моя подруга, закончившая СПбГУКИ (институт культуры) по специальности "Мировая художественная культура" (там хорошо давали языки и культуру ряда стран) весьма успешно работала логистом, а сейчас маркетологом в западных компаниях.
Если вы хотите конкретное образование - тогда вам точно не на Истфак (и не на философский, и не на филологический), так как они дают множество путей - наука, преподавание (причем, выпускник СПбГУ имеет право преподавать в ВУЗе), туризм, PR, издательское дело, журналистика (ИГорь Макаров из программы "Прогресс" на 5 канале закончил Истфак, пара комментаторов на НТВ+, в "Совершенно секретно" тоже, а попали они туда ПО КОНКУРСУ).
Удачи

29-01-2009, 14:34

Вам, конечно, не понравится, то, что я пишу, но ВСЕ зависит от человека.
Ну почему же не понравится? Все правильно вы пишете, и можно только порадоваться за людей, которых вы привели в пример. К сожаленью, известны и другие примеры, когда по тысячам причин карьера в гуманитарной сфере не складывается, и человеку приходится наступать на горло собственной песне ради стабильного дохода. Но ведь как оно сложится в жизни, предсказать невозможно, не правда ли? Меняются обстоятельства, возможности, сам человек.
Боюсь, что в моем вопросе вы увидели какой-то иронический подтекст, но его вовсе нет! Мой интерес вполне серьезный - речь идет о выборе вуза.

Программа ориентирована на подготовку ценных и уникальных специалистов, которые хорошо разбираются во всех тонкостях и характерных чертах изучаемого региона: от государственного устройства и приоритетных направлений внешней политики до культурных и национальных особенностей местных народов. Направление «Зарубежное регионоведение» обеспечивает подготовку специалистов по конкретному региону, отдельной стране или группе стран. На кафедре теории и истории международных отношений готовятся специалисты по следующим профилям: Китай, страны Арабского Востока, Россия и сопредельные регионы.

Цель программы

Подготовить высококвалифицированных специалистов в области Зарубежного регионоведения.

Конкурентные преимущества программы

Студенты углубленно изучают полный комплекс дисциплин, связанных регионом специализации (Китай, Арабский Восток или Россия). В рамках направления «Зарубежное регионоведение» обязательно изучаются два языка, один из которых язык региона специализации. Специализированные курсы читают для студентов не только представители Факультета гуманитарных и социальных наук, Экономического факультета и Юридического института РУДН, но и ведущие эксперты из МГИМО (У) МИД, ИСАА при МГУ, Института Дальнего Востока РАН и др.

У студентов-регионоведов есть возможность пройти языковую стажировку в вузах региона специализации, что благоприятствует усвоению языка.

Профиль Евразийские исследования: Россия и сопредельные регионы ориентирован на иностранных студентов, которые хотят изучать не только русский язык, но и в полной мере понять русскую культуру, историю, менталитет. Первые два года основные дисциплины читаются на английском языке, а часть посвящена всестороннему изучению русского как иностранного. На 3-4 курсе, когда студент уже хорошо читает, пишет и говорит по-русски, дисциплины преподаются только на русском языке.

Основные изучаемые специальные дисциплины:

  • История региона специализации;
  • Экономика региона специализации;
  • Внешняя политика региона специализации;
  • Культура региона специализации;
  • Современная внешняя политика России в регионе специализации;
  • Политическая география региона специализации;
  • Общественно-политическая мысль региона специализации;
  • Китайский транснациональный бизнес;
  • Инвестиционные стратегии арабских компаний;
  • History of Russia;
  • Economy of Russia;
  • Cultural values in Modern Russia;
  • Political system of Russia;
  • Ведение бизнеса в России;
  • Финансовая система России.

Стажировки и практики:

Во время учебной практики студенты прикрепляются для проведения своих научных изысканий к библиотекам Института Дальнего Востока РАН, Института востоковедения РАН, Института Африки РАН и др.

Производственная практика проходит в ведущих частных и государственных структурах РФ (МИД РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, Ростуризм, Россотрудничество, Росмолодежь и др.)

Языковые стажировки: Иорданский университет (г. Амман, Иордания), Шаньдунский университет (г. Цзинань, КНР), Даляньский университет иностранных языков (г. Далянь, КНР), Сианьский университет иностранных языков (г. Сиань, КНР), Сямэньский университет (г. Сямэнь, КНР), Университет Мухаммеда V (г. Рабат, Марокко).

Карьера и трудоустройство:

Успешно освоив образовательную программу, студент приобретает навыки работы с представителями изучаемой страны в различных областях. Превосходное владение иностранными языками, в частности, китайским и арабским, знаниями в области экономики, права, международных отношений, истории, географии, делового этикета и этнологии позволяет регионоведу найти себя совершенно в разных профессиях, в том числе стать аналитиком в научно-исследовательских организациях, редактором, корреспондентом СМИ, консультантом, торговым представителем, переводчиком в государственных или частных структурах.

Выпускники программы обладают следующими компетенциями

В результате обучения выпускник обладает общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, а также готов применять свои навыки в области образовательной, информационно-аналитической, культурной и просветительской, научно-исследовательской, редакционной деятельности.

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

Объектами профессиональной деятельности бакалавров регионоведов выступают политические, социальные, экономические, демографические, лингвистические, культурные, религиозные и иные явления и процессы, происходящие на региональном и государственном уровнях.

Тематики научных исследований:

  • История отдельных стран региона.
  • Региональные международные отношения, внешняя политика и дипломатия стран региона.
  • Особенности политического процесса в регионе.
  • Социально-экономическая составляющая политических решений в регионе специализации.
  • Правовая база политического взаимодействия стран региона.

Инфраструктура:

  • Технически оснащенные аудитории, расположенные на факультете гуманитарных и социальных наук;
  • Отраслевой отдел научной библиотеки;
  • Доступ к отечественным и зарубежным электронным информационным базам данных;
  • Студенческие кафе и столовая.

Внеучебная жизнь:

На кафедре теории и истории международных отношений активно проводятся научные и культурно-массовые мероприятия при участии регионоведов. Студенты встречаются с ведущими представителями академической и дипломатической сфер, участвуют в научно-практических конференциях Университета и других вузов, активно задействованы в работе Студенческого комитета факультета. В рамках направления действует научное студенческое общество «Востоковед», динамично развивается модельное движение. С 2018 г. проводится Модель заседания министров ШОС. Регионоведы принимают активное участие в фестивалях иностранных языков, организуют дни изучаемых стран, посещают музеи, экспозиции, кинофестивали, музыкальные, театральные и даже кулинарные события, посвященные Китаю, арабским странам и России.

«Все работы хороши, выбирай на вкус…» Помните, именно так звучит строчка из детского стихотворения? Но есть целый ряд специальностей, одно название которых вызывает у нас трепет и уважение к тем, кто занимается данным направлением. Врач, пожарный, космонавт - это наши первые детские мечты. Нам кажется очень увлекательным, а главное - нужным лечить и спасать людей. А иногда от сферы занятости веет такой романтикой и загадочностью… Вот, например, Профессии, связанные с дипломатией, - это же светские рауты, переговоры, постоянные командировки за границу... Именно так кажется человеку, далекому от этой специальности.

Романтика

Во все века работа в иностранных посольствах была самой почетной, но в то же время и самой опасной. Ведь если вдруг между государствами начиналась вражда, именно дипломаты первыми оказывались под ударом.

Конечно, современный мир гораздо гуманнее, а экономические, производственные и прочие взаимоотношения государств становятся шире с каждым днем. Причем не всегда все проходит гладко и «как по маслу». Но от этого они становятся еще интереснее - международные отношения. Профессии разноплановые, требующие знаний во многих областях деятельности, всегда привлекают людей неординарных. А поэтому практически каждому хочется «учиться на дипломата».

Специальности

И все же, какие предлагает направление «Международные отношения» профессии? Что это даст выпускнику в будущем? Тем, кто по-настоящему собрался строить карьеру в области дипломатии, необходимо определиться с выбором конкретной специальности. Ведь профессии, связанные с международными отношениями, очень разноплановые. Это и мировая экономика, и регионоведение, и в сфере международных отношений. Узкопрофильные вузы могут предлагать еще и внешнеэкономическую деятельность или социально-культурный сервис и туризм, лингвистику и т. п.

Кроме того, внутри регионоведения, например, выделяют такие возможности направления образования:

  • Европа;
  • Северная Америка;
  • Азиатско-Тихоокеанский регион;
  • Ближний восток;
  • Африка;
  • Балтийские страны;
  • отдельные страны в каждом регионе.

Собственно, мы видим, что иногда «на выходе» получаются очень узкие (хотя это весьма объемное понятие - международные отношения) профессии. Что это - конкурентное преимущество или путь в безработицу? Профессионалы однозначно выступают в пользу первого - чем глубже молодой специалист изучил одно направление, чем больше приложил усилий к освоению редкого языка, тем выше его шансы на рынке труда.

Сложность и уникальность

Подготовка специалистов по направлению «Международные отношения» (профессии здесь очень разные) требует основательных знаний не только теории, но и прикладных дисциплин. Недостаточно просто заучить исторические события и даты; нужно сделать соответствующие выводы об их значении. Мало говорить о необходимости взаимовыгодного сотрудничества, нужно точно уметь определить точки соприкосновения и обосновать свои предложения. Профессия «международные экономические отношения» требует еще и серьезных знаний по макроэкономике и особенностям внешнеэкономических межгосударственных связей.

Языковая подготовка

Кроме того, студентам необходимо осваивать еще и несколько иностранных языков. Ведь возможность общаться без посредника-переводчика позволяет избежать недоразумений, и зачастую быстрее найти точки соприкосновения интересов участников переговоров.

Представьте себе, МГИМО отмечен Книгой рекордов Гиннеса как вуз с максимальным количеством преподавания государственных иностранных языков. Там можно найти педагога по одному из 50 языков, включая редкие европейские и восточные. Согласитесь, что уникальные знания делают специалистов незаменимыми в своей сфере. Причем они могут работать не только на территории России, но и строить карьеру в зарубежных компаниях.

Кроме языковой подготовки международные отношения и экономиста со знанием внешнеэкономической деятельности, например) требуют и глубоких познаний в области развития выбранного региона. Это очень интересно, с одной стороны, но и крайне сложно - с другой. Ведь чтобы проникнуться проблемами какой-то страны, нужно очень хотеть этого. Только при наличии внутренней мотивации можно говорить об успешном получении образования в такой области, как международные отношения.

Профессии, описание которых нас интересует сегодня, - важная и, главное, ответственная составляющая жизни государства в мировом сообществе. Видимо, поэтому специалисты-международники так ценятся во все времена.

Зарубежное регионоведение

Это одно из студентов, которое предлагает факультет международных отношений. Профессии дипломатов и сотрудников посольств получают именно здесь. Здесь же куются кадры для работы в МИДе.

Обучение студентов по этой программе ведется очень давно. Впервые в МГИМО, например, такое отделение заработало в 1943 году. Поэтому можно с уверенностью говорить о «накатанной» программе подготовки. Но, конечно, современная жизнь намного динамичнее той, что была 60, а то и 70 лет назад. Поэтому программы регулярно корректируются и видоизменяются. К преподаванию постоянно привлекаются практики, проработавшие не один год в какой-то зарубежной командировке.

Узкопрофильность - не значит отсутствие возможностей

Выпускники-регионоведы, прошедшие направление «международные отношения» (профессии, зарплата которых значительно превышает среднестатистическую по государству) гораздо легче находят работу, чем их коллеги с более общим образованием. Это связано с тем, что студенты осваивают редкие языки и довольно глубоко владеют ситуацией в «полюбившейся» точке Земного шара. А это значит, что их меньше, и они более востребованы, чем специалисты широкого профиля со знанием английского, немецкого и французского.

И еще на заметку. Иногда в вузах по направлению «Международные отношения» профессии, связанные с зарубежным регионоведением, называют «дипломатией и политикой зарубежных стран». Подавая документы, следует точно разузнать, о какой программе подготовки идет речь.

Международники

Второе направление на первый взгляд всегда кажется престижнее и интереснее - собственно «международные отношения» (профессии, вузы обычно дают их перечень, очень интересны, но не имеют достаточной концентрации на каком-то одном нюансе). Это так называемые специалисты широкого профиля.

В рамках подготовки таких студентов нет предметов по истории, экономике или культуре какой-то одной страны. Здесь, скорее, ведется работа по изучению глобальных вопросов развития взаимоотношений в мире. Например, изучаются отличия целых регионов (Восток-Запад), рассматривается деятельность международных фондов и организаций и т. д. Помимо ознакомления с традициями российской дипломатии, изучаются еще и иностранные практики. Это же относится и к языковой подготовке: студенты осваивают традиционный набор европейских языков.

Одним словом, после окончания вуза молодые специалисты могут посвятить себя не только работе в МИДе, но и в других государственных или неправительственных структурах. Перед выпускниками открываются довольно большие перспективы, ради которых стоит постараться, осознав свое желание поступить на факультет «Международные отношения». Профессии (зарплата начинающего специалиста, возможно, и невелика) могут быть востребованы и компаниями, напрямую не связанными с дипломатией.

Лингвисты

Профессии, связанные с международными отношениями, не всегда предполагают дипломатическую карьеру. Получая образование по этому направлению, молодой человек осваивает два-три иностранных языка. А это прямой путь в референты, референты-переводчики, менеджеры по связям с общественностью в иностранных компаниях и т. д.

Программа подготовки обычно включает не только лингвистическую составляющую, но и экономику, и делопроизводство, и информационные технологии. То есть все базовые знания, которые могут понадобиться в дальнейшей работе.

Кроме всего прочего, референты и переводчики получают отличную возможность колесить по миру. Международные корпорации обязаны принимать участие во всевозможных форумах, симпозиумах, конференциях и т. д. А это значит, что небольшие, но разносторонние заграничные командировки гарантированы. Если у узких специалистов эта перспектива может быть реализована только во время отпуска (грубо говоря, им может «светить» длительная командировка в тот регион, который был объектом изучения), то лингвисты совмещают полезное с приятным.

Стажировка

Что еще дает обучение по направлению «Международные отношения»? Какие профессии требуют получения практических навыков во время учебы? Здесь ответ прост: все без исключения. Чаще всего у вузов есть договоренности с различными государственными и коммерческими предприятиями о прохождении студентами стажировки.

Крупные и известные университеты ведут подготовку по направлению «Международные отношения». Профессии (вузы Красноярска с бюджетными местами, 2014 года статистика очень ярко иллюстрируют это) дают возможность стажироваться за границей в выбранном регионе. Это особенно важно для тех, кто получает специальность «Зарубежное регионоведение». Ведь даже три месяца в стране, которую изучаешь, сделают чудеса: будет преодолен языковой барьер, станет понятна психология местных жителей, обряды и культурные традиции перестанут казаться «дикарскими» (конечно, если речь идет об Африке или каких-то азиатских странах, где философия жизни принципиально отличается от привычной нам).

Самостоятельная работа

Но и у тех, кому не посчастливилось стать студентом престижного вуза, есть масса возможностей заниматься развитием своей карьеры еще в момент обучения. Ежегодно проводится множество открытых встреч с официальными представителями разных стран. Постоянно организуются всевозможные конференции и симпозиумы, вечера национальной культуры и т. п. Активно участвуя в подобных мероприятиях, можно получить немало полезных, а главное - практических навыков.

Лет пять назад специальность “Регионоведение” вызывала у многих абитуриентов немало вопросов , какие тайны хранит в себе, насколько востребована на современном рынке труда? Многим до сих пор не до конца понятно, что это за специальность, поэтому накануне вступительных экзаменов мы решили рассказать о ней. Может быть, кто-то выберет для себя именно “Регионоведение”?

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ
Для многих из нас слово “регион” - это новое название старой “области”. Многие путают специальность «регионоведение» с «религиоведением», в силу их созвучности. Именно поэтому специальность “Регионоведение” вызывает массу вопросов и недоумение. Регионовед – специалист по областям Казахстана или России? На самом деле это не так: эта специальность гораздо ближе к специальности международника. В высшем образовании России школа по подготовке специалистов-международников всегда была одной из сильнейших в мире. Но раньше такие вузы в массе своей выпускали дипломатов и переводчиков. Однако уровень международных отношений сегодня настолько высок, что только дипломатических работников и людей с совершенным знанием языков уже недостаточно. Регионовед – профессия новой формации , которая готовит аналитиков, умеющих вести переговоры, координировать международные программы и продвигать различные проекты, сопровождать делегации за рубежом, консультировать по различным видам деятельности в сфере внешних сношений и внутренних отношений. Специфика “Регионоведения” состоит в комплексном изучении соответствующего региона, страны или группы стран. Это могут быть страны Европы, Азии или Америки, Африки.
В списке обязательных дисциплин, преподаваемых на факультетах регионоведения, - язык изучаемого региона, история изучаемого региона, культура, экономическая и политическая география, теория и история международных отношений, геополитика и.т.д. Нужно быть готовым к тому, что в основе образования регионоведа - гуманитарные и

общественные дисциплины.
Круг возможных мест работы чрезвычайно широк: крупные сырьевые (нефтяные, газовые, деревообрабатывающие) компании с разветвленной сетью международных связей; представительства фирм - как в Казахстане, так и за рубежом; консалтинговые и информагентства, СМИ, комитеты по культурным связям, МИД РК, КНБ РК.
Как правило, регионоведы работают переводчиками, секретарями-референтами, организаторами международных проектов, представителями международных организаций, региональными менеджерами, продвигающими продукцию брендов в

конкретном регионе.

Бакалавр регионоведения должен:
- разбираться в важнейших международных проблемах, затрагивающих, прежде всего, интересы и позиции Казахстана, а также стран региона специализации; (Европа, Америка)

Владеть категориальным аппаратом современных исследований в области международных отношений, мировой политики и регионоведения, знать теорию международных отношений и внешней политики;
- обладать навыками делопроизводства, подготовки информационных документов;
- владеть государственным языком Республики Казахстан;
- владеть иностранным языком (языками), быть способным выполнять функции переводчика и продолжать обучение и осуществлять профессиональную деятельность в иноязычной среде.

Направления профессиональной деятельности

К основным направлениям профессиональной деятельности бакалавра регионоведения следует отнести: научно-исследовательскую, учебно-воспитательную, экспертно-консультативную и культурно-просветительскую деятельность, включая основные направления как государственной, так и частной деятельности, учитывая специфику специализации и требования времени.

ОТ АНАЛИТИКА ДО ПЕРЕВОДЧИКА

Если ты хочешь работать на интересной, престижной высокооплачиваемой работе, свободно общаться на двух языках, которые ты сам выберешь в процессе обучения, быть востребованным специалистов в области аналитики, попасть в команду креативной не стандартно мыслящей молодой политической элиты Казахстана. Научиться работать в команде, уметь убедительно отстаивать свою позицию, быть профессионалом в проведении переговоров на различных уровнях. Ты должен выбрать нашу специальность «Регионоведение», обучение которой осуществляется на факультете международных отношений Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана. Придя на специальность «5В050500-Регионоведения» факультета международных отношений ты сможешь выбрать один из следующих специализации:

- Эксперт консультант в области региональной политики и экономики; (Европа, СНГ, Центральная Азия, ШОС, ЕС, Южная и Северная Америка, Африка)

- Эксперт по вопросам региональной безопасности (Региональные международные организации по безопасности)

На кафедре регионоведени е Вы получите специальность - “Бакалавр – Регионовед», специалист по региону, со знанием иностранного языка”. Также ты можешь выбрать два иностранных языка: Первый иностранный язык – английский, второй иностранный язык – по выбору: испанский, французский, немецкий, китайский, корейский, арабский, турецкий

Запомни. С первого курса преподавание всех дисциплин ведется на английском языке .

На кафедре Регионоведение работают высококвалифицированные специалисты и известные ученые, которые помогут тебе стать профессионалом. Наша кафедра имеет индивидуальный подход к каждому студенту. Преподаватели кафедры креативно организуют учебные занятия через применение современных интерактивных методов и приемов, способствуя тем самым развитию индивидуальных способностей каждого студента. Поступив на нашу специальность, ты становишься частью сплоченной группы студентов - регионоведов, которые не только умеют хорошо учиться, но и качественно проводят свободное время.

Стоимость обучения: 380 000 тг.

Наш адрес: г. Алматы, ул. Г. Муратбаева, 200, КазУМОиМЯ им. Абылай хана., Кафедра Регионоведение / тел: вн.3210., кабинет 210, 1 корпус

«ИЗУЧАЯ РЕГИОН, ТЫ ДЕРЖИШЬ В РУКАХ ВЕСЬ МИР»