Предмет и характерные черты философии кратко. Становление философии из мифологии

Основные вопросы лекции:
1. Происхождение и предмет философии.
2. Философия и мировоззрение.
3. Философия и наука
4. Специфические черты философского знания.
5. Функции философии.
6. Основной вопрос философии.

1. Происхождение и предме тфилософии.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает
«любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал
древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако
это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение».
Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская
- греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период
по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.
В 800-600 гг. до н.э. - происходит резкий поворот в истории:
начинается процесс самоосознания человеком своего собственного
бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства
религий и появлению философии.
В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; ВИндии
возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама - Будда; в Иране
Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине
выступали пророкиИлия, Исайя, Иеремия; в Греции- это время Гомера,
философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и
механика Архимеда. Практически в одно и тоже время и независимо
друг от друга в разных частях мира появились все направления
философии, были разработаны основные категории, которые
используются и сейчас, заложеныосновымировых религий. Это период
мощного духовного подъема в истории человечества.
Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины
бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее
познание? Вчем назначение человека и почемуегожизнь столь сложна
и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества,
4
где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать
ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляютпредметфилософии.
Этим вопросам соответствуют основные разделы философии:
онтология - учение о бытии, гносеология - учение о познании,
антропология - учение о человеке, социальная философия - учение
об обществе, философия истории - учение об основных
закономерностях развития истории, аксиология - учение о ценностях,
этика - учение о морали, эстетика - учение о красоте. В целом
философию можно определить как науку, изучающую основные
закономерности развития и существования природы, общества,
человека и мира в целом.

2. Философия и мировоззрение.

Философия носит двойственный характер и рассматривается во-
первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука.
Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и
убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют
отношение человека к миру. Основные вопросы мировоззрения:
Что такое человек и мир?
Откуда он произошел?
Куда и зачем движется его судьба?
Какой смысл в существовании человека и общества?
В истории человечества существует три основные формы
мировоззрения: мифология, религия, философия.
Исторически первой была мифология - мировоззрение древнего
общества, содержащее в себе как фантастическое, так иреалистическое
восприятие окружающей действительности. Вмифах соединенызачатки
знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.
Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы;
нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие
фантастических богов, их активноеи непосредственное взаимодействие
с человеком; отсутствие рефлексии - абстрактных размышлений;
практическая направленность мифа на решение конкретных задач
(хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная
форма выражения; описательный характер.
Вторая форма мировоззрения - религия. Она определяется как
вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют
на жизнь человека и окружающий мир. Вомногом схожа смифологией
(наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие
действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии
характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой
5
из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной
организации и обязательногорелигиозного культа (обряды и традиции).
Она носит более обязательный и систематичный характер, чем
мифология.
Третья, самая поздняя в историческом плане форма, -
философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное
мировоззрение. Философия в отличие отмифологии и религии основана
не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит
рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат,
стремится к систематичности и внутреннемуединству, пытается найти
законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е
опирается на доказательства в обосновании своих положений).

3. Философия и наука.

Философия первоначально являлась протознанием, единой и
единственной наукой - «царицей наук» -, включающей в себя все
известное человеку на данный исторический момент знание о
природе, обществе, о нем самом - по всем направлениям.. Такая
ситуация продолжалась доХУвека. В этот период начинается процесс
формирования частных наук (физика, химия, биология и т.д.) со своим
специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются»
от философии. Предмет частных наук - законы какой-то конкретная
области бытия (природа - живая или неживая, психическая организация
человека и т.д.), предметфилософии- это законы и устройство мира в
целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего
целого. Философия опираются в своем исследовании на данные
частных наук, философия служит для частных наук методологией.

4. Специфические черты философского знания:

Основная специфика философского знания как уже отмечалось
заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много
общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный
аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом
виде;
- главное отличие философии от всех иных наук заключается в
том, что философия является теоретическим мировоззрением,
предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;
- предмет философии шире предмета исследования любой
отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но
не поглощает их, не включает в себя всенаучное знание, не стоит над
ним;
- имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию,
логикуи т.д.)
6
- носит предельно общий, теоретический характер;
- содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в
основе других наук;
- во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и
мировоззрения отдельных философов;
- является совокупностью объективного знания, ценностей,
нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние
эпохи;
- изучает не только предмет познания, но и механизм самого
познания;
- имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя
(познание обращено как на окружающий мир. Так т и на само себя);
- испытывает на себе cильное влияние доктрин, вырабатываемых
прежними философами;
- в тоже время динамично- постоянно развивается и обновляется;
- неисчерпаемо по своей сути;
- ограничено познавательными способностями человека
(познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы
(происхождение бытия, первичность материи или сознания,
происхождениежизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога,
его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть
достоверно разрешены логическим путем.

5. Функции философии:

1. Мировоззренческая - способствует формированию
целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте
человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;
2. Методологическая - заключается в том, что философия
вырабатывает основные методы познания окружающей
действительности;
3. Гносеологическая - имеет целью правильное и достоверное
познание окружающей действительности;
4. Критическая - подвергать сомнению окружающий мир и
существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать
противоречия. Конечная задача данной функции- расширение границ
познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация,
увеличение достоверности знания;
5. Аксиологическая - заключается в оценке вещей, явлений
окружающего мира с точки различных ценностей - морально-
нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции -
быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное
7
и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция
особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних
веков - поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха
Возрождения; реформации; кризис капитализма конца Х1Х-началаХХ
вв. и др.)
6. Социальная - объяснить общество, причины его
возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру,
элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их
устранения или смягчения. Совершенствования общества.
7. Воспитательно-гуманитарная - распространять
гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ,
способствовать укреплению морали, помочь человекуадаптироваться
в окружающем мире и найти смысл жизни;
8. Прогностическая - заключается в том, чтобы на основании
имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке,
достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее
материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и
общества.
Основные методы философии -это пути и средства с помощью
которых осуществляется философское исследование:
· Диалектика - это метод философского исследования, при
котором вещи, явления рассматриваются критически и
последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений,
развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
· Метафизика - метод, противоположный диалектике, при
котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а
не с точки зрения взаимосвязанности), статично (игнорируется факт
постоянныхизменений, самодвижения, развития) и однозначно ((ведется
поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не
осознается их единство).

6. Основной вопрос философии.

Каждая философская теория имеет
стержневой, главный вопрос вокруг которого выстраивается вся система.
Так, для милетской школы это вопрос о первоначале бытия, для Сократа
- проблема человека, для философов Нового времени - поиск всеобщего
метода познания и т.д. Однако нет ни одной философской системы,
которая не отвечала бына вопрос о том, чтопервично: дух или материя,
идеальное или материальное? Именно этот вопрос является главным
для философии, составляет основу любого философского построения.
В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские
направления, как материализм и идеализм.
8
Согласно материализму материя вечна, независима,
неуничтожима и первична - источник всех вещей; существует и
развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное -
вторично, определяется материальным. Достоинство материализма -
опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая
сторона - недостаточное объяснение сущности сознания (его
происхождение,прежде всего) и всего идеального.
Виды материализма :
· Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный
и наивный)- это первоначальный вид материализма, согласно которому
окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли,
воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается
сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес
Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.).
· Метафизический (механистический) материализм Нового
времени - в основе его лежит изучение природы. Однако все
многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме
движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж.Ламетри.
К.Гельвеций и др.)
· Диалектический материализм - представляет органическое
единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя
находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по
законам диалектики. В результате этого самодвижения материя
приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы
развития (К.Маркс, Ф.Энгельс). Сознание- свойствоматерии отражать
самусебя. Бог - идеальный образ, созданный человеком для объяснения
непонятных явлений
· Вульгарный материализм - сводит идеальное кматериальному,
сознание отождествляет с материей - материя производит сознание
как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
Согласно идеализму первично духовное начало (Бог, дух, идея
или индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется
ему. Идеализм также неоднороден:
· Объективный идеализм провозглашает независимость
идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский,
Гегель).
· Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего
мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).
Крайнейформой субъективного идеализма является солипсизм (от лат.
solus - один, единственный и ipse - сам), согласно которому с
9
достоверностью можно говорить о существовании только моего
собственного «Я» и моих ощущений.
Ключевые понятия: философия, мировоззрение, мифология,
наука, основной вопрос философии, материализм, идеализм,
диалектика, метафизика, солипсизм, гносеология, онтология,
антропология.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Когда и где зародилась философия? Каков предмет ее
исследования?
2. В чем отличие философии от религии и мифологии?
3. Вчем состоит специфика философии? Является ли она наукой?
4. Назовите основные разделы философии.
5. Определите отличие объективного идеализма от субъективного.

Специфика философского знания

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трёх основных сферах:

1-я – Истина (наука и идеология);

2-я – Добро (мораль и религия);

3-я – Красота (искусство в различных его формах и видах).

Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым всё богатство и многообразие духовной культуры общества.

Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она насчитывает около 25 столетий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае), своего наивысшего, классического развития в древности философия достигла в Греции. В трудах древнегреческих учёных впервые появляются и сами термины «философ» и «философия». Из источников известно, что среди учёных первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.).

Как уже отмечалось, в буквальном смысле слова «философия» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) означает «любовь к мудрости». В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл. Оно означало стремление к особому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине, причём, мудрость означала не простое накопление механической суммы знаний отдельных вещей, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе.

Философия как любовь к истине и мудрости стала синонимом зарождающейся теоретической мысли. По своему содержанию она представляла собой синкретическое, т.е. нерасчленённое знание и включала в себя всю совокупность знаний о мире и человеке: начала математики, астрономии, механики, медицины, психологии, истории, этики, эстетики и т.д. Не случайно философы античного времени были учёными-универсалами, учёными-энциклопедистами.

Философия основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля.

Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую всё многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях.

Специфические черты философского знания:

1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности , так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде.

2. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением , предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

3. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя научное знание, не стоит над ним.

4. Она имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.).

5. Носит предельно общий, теоретический характер.

6. Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук.

7. Философское знание во многом субъективно − несёт в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов.

8. Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи.

9. Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания.

10. Имеет качество рефлексии – обращённости мысли на саму себя (т.е. знание обращено как на мир предметов, так и само на себя).

11. Испытывает на себе сильное влияние доктрин, выработанных прежними философами.

12. В то же время философское знание динамично, т.е. постоянно развивается и обновляется.

14. Неисчерпаемо по своей сути.

15. Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём.

Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии – исследование предельных оснований человеческой деятельности. «Предельными основаниями» обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но, тем не менее, обусловливающие их сознание. «Предельные основания» определяют стратегию деятельности, иначе говоря, «смысл жизни».

Предмет и функции философии, их содержание.

В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира, которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живёт. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире.

Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются – в природе, в обществе, или в мышлении.

Философия теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения и методологии. Философское знание, следовательно, отличается высокой степенью обобщения – абстракции (этот факт вызывает большие трудности при её изучении). Философские понятия и суждения имеют всеобщий характер и относятся ко всем областям, ко всем сторонам действительности. Всеобщность – первая характерная черта философского знания, вторая – специальное исследование общего соотношения бытия и сознания.

Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:

1. Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.

2. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.

Основные разделы предмета философии:

1. онтология (учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.);



2. философская антропология (учение о человеке);

3. гносеология (и эпистемология) (учение об общих законах и формах познания);

4. аксиология (учение о ценностях);

5. логика (учение о нормах и законах мышления);

6. социальная философия (учение о законах общественного развития);

7. этика (учение о морали и нравственности, о нравственном отношении человека к миру);

8. эстетика (учение о законах красоты и гармонии мира);

9. герменевтика (учение о смыслах);

Частные вопросы, изучаемые философией в рамках своих разделов:

1. сущность бытия;

2. происхождение бытия;

3. материя (субстанция), её формы;

4. сознание, его происхождение и природа;

5. взаимоотношение материи и сознания;

6. бессознательное;

7. человек, его сущность и существование;

8. душа, духовный мир человека;

9. общество;

10. общество и человек;

11. природа;

12. природа и общество;

13. духовная сфера жизни общества;

14. материально-экономическая сфера жизни общества;

15. социальная сфера общества;

16. общественно-экономические формации, цивилизации;

17. перспективы человека, общества;

18. экология, проблемы выживания;

19. особенности познания;

20. влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

21. ограниченность и безграничность познания;

22. движение;

24. диалектика и её законы;

25. иные вопросы.

Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.

Основные составные части (дисциплины) современной философии:

̶ Философия, ее предназначение, смысл и функции;

̶ Возникновение и основные исторические типы философии;

̶ Философское учение о бытии (онтология);

̶ Философские теории развития;

̶ Философия человека;

̶ Философские проблемы сознания и познания;

̶ Философские проблемы общественного развития и др.

На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки, философия дизайна и др. В каждой из этих областей складываются ещё более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин – философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.

В общей структуре философии выделяются следующие элементы :

1. Философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.

2. Философские идеи (выражения концептуальных смыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа; идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы.

3. Философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единства мира, принцип детерминизма (причинности).

4. Философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.

5. Философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Своё концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования различных философских учений.

Методы философии – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.

Метод (греч. – способ познания) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой её форме.

Понятие «методология» имеет два основных значения:

1. система определённых способов и приёмов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

2. учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Сколько людей проживает на Земле, столько же существует взглядов на окружающую действительность, события, происходящие на планете, и место человека во всем этом.

Картина мира каждого отдельного индивидуума заключается в совокупности его знаний, верований, эмоциональных оценок и накопленного опыта об окружающем. Именно поэтому все люди разные, но могут объединяться в семьи, группы, партии и другие сообщества по одинаковым фрагментам восприятия мира.

Осмыслением и систематизацией всего, что происходит в реальности, с позиции логики и рационализма занимается философское мировоззрение.

История философии

Философия зародилась в тот момент, когда человек впервые стал искать ответы на вопросы «Кто я?», «Зачем я здесь?» и «В чем заключается смысл жизни?» Как наука она сформировалась в 6 веке до н. э. в Древнем Китае, Индии и Греции.

Философы, жившие в ту эпоху, оставили свои научные труды и изыскания, многие из которых не потеряли актуальности и сегодня. Во все времена люди пытались решать задачи, которые ставила перед ними существующая действительность. Любые рассуждения о мироздании и его тайнах, душе и Боге, смерти и жизни - все это философские категории. Найденные ответы на вечные вопросы становились ориентирами для людей в их познании окружающего мира.

Хотя прошло уже более 2000 лет со времени написания трактатов первыми мудрецами, и человечество сегодня знает о Земле, Вселенной и о себе больше, остается спорным существующее философское мировоззрение касательно главных вопросов о том, в чем смысл жизни, какое у людей предназначение и т.д.

Взгляд на сущее

Мировоззрением принято называть совокупность представлений человека о себе и окружающей его видимой и невидимой действительности. Существует 2 вида восприятия сущего – индивидуальное и общественное.

Личное мировоззрение может состоять как из собственных представлений человека о себе, так и из мнений о нем других людей. К общественному относятся такие проявления народного самосознания, как легенды, мифы, предания и многое другое.

При восприятии действительности люди оценивают ее не только с позиции личного принятия или отрицания каких-либо событий, состояний или предметов, но и с точки зрения понимания мира в целом. Благодаря неизменным качествам, которые определяют сущность человека, формируется его философское мировоззрение.

Например, человек, считающий, что все продавцы - воры, создает устойчивое мнение об этом и переносит его на свою картину мира в целом.

Показателем того, насколько широко и зрело мировоззрение человека, являются его поступки. Какие действия он предпринимает, исходя из своих убеждений? Выяснив это, можно установить, каковы его истинные моральные ценности.

Суть философского мировоззрения

По правде сказать, любого жителя планеты можно было бы назвать мыслителем (ведь каждый хоть раз задавался вопросом о том, в чем смысл жизни), если бы его рассуждения не оставались на уровне личного мнения о системе вещей.

Особенности философского мировоззрения - в том, что оно рассматривает действительность и человека как взаимодействующие системы. Ранее ученые исследовали отдельно мир как творение Бога и место людей в нем.

Сутью этого понятия является осмысление духовной активности человека в постоянно меняющемся мире, его умения к нему приспосабливаться. Ранее существовали такие виды мировоззрения, как религиозное и мифическое, первому из которых был свойственен страх перед неизвестностью и силами природы, тогда как второму – страх перед Богом и наказанием.

Еще важные особенности философского мировоззрения - в том, что они не строятся на страхе и догадках, а имеют под собой систему, основанную на логике и доказательности. Это высший способ для человеческого сознания понять мир в полном единстве всех его проявлений и представить картину сущего со всеми его компонентами целиком.

Черты философского мировоззрения

Любые научные знания о природе вещей, человеке и обществе могут быть исходными данными для того, чтобы образовалась аргументируемая, доказуемая фактами философия.

Философское мировоззрение имеет такие черты:

  • научная обоснованность действительности (отсутствие домыслов и неподтвержденных утверждений);
  • систематичность сбора информации;
  • универсальность, так как подходит под любые - как личные, так и религиозные мировоззрения;
  • критичность, так как ничего не принимает на веру.

Черты философского мировоззрения явно отличаются от религиозной, мифологической, научной или обыденной системы. У тех есть «якоря», держащие их в рамках наработанных годами или веками норм. Например, если в религии существуют догмы, в мифологии - предположения, а в науке - факты, обусловленные необходимостью их изучения, то философское мировоззрение не ограничивается направленностью своих интересов и предложений. Во многом этому способствует развитие критического мышления у современного человека. Например, известный научный факт о том, что человек - прямоходящее существо, можно подвергнуть сомнению, указав, что ребенка нужно учить ходить на двух ногах.

Картина реальности

Глобальный образ мира или только представление о нем является его картиной. Каждой эпохе соответствует своя «иллюстрация» бытия, исходящая из познаний людей того времени. Чем меньше они знали об окружающей действительности, тем более крошечным было ее изображение.

Например, в свое время люди верили, что Земля держится на трех слонах, стоящих на черепахе. Это был их уровень познания мира.

Когда философы древности осознали такое понятие как Космос, они разделили ранее единый мир на окружающее их бытие и человека. При этом люди как носители многих черт, характерных Вселенной, получили обозначение «микрокосмос».

Развитие естествознания и получение новых фактов строения мира вновь изменили его картину. Особенно на это повлияли закон тяготения Ньютона и модель нашей вселенной Кеплера. Исходя из опыта прошлых столетий, можно понять, что специфика философского мировоззрения относительно строения бытия менялась с каждым новым научным открытием. Этот процесс продолжается и сегодня, что подтверждает учение древних мудрецов о том, что Космос, как и его познание, не имеет границ.

Типы философского мировоззрения

У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое.

Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества. Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:

  • социально-исторический – это формирование взглядов человечества на мир в различные эпохи его развития, например архаический, свойственный древности, и философский, соответствующий современности;
  • личностный тип формируется в процессе духовного роста индивидуума и его возможности усваивать и применять ценности и мировоззрения, наработанные человечеством.

Люди могут формировать свои взгляды либо целенаправленно, либо стихийно. Например, когда человек верит тому, что ему говорят дикторы по телевидению и не относится к информации критично, значит создавать у него необходимое мировоззрение, навязывая чужое видение реальности. Это целенаправленное воздействие на формирование его взглядов.

Философия и наука

Со появлением и развитием различных научных дисциплин мнение об окружающем мире у человечества начало меняться. Все, что люди открыли во время познания и изучения действительности, постепенно формировало научно-философское мировоззрение.

Из века в век науки сменяли друг друга, каждый раз создавая основу для новых взглядов на реальность. Например, астрологию заменила более точная наука о звездах – астрономия, алхимия уступила химии. Во время этих изменений формировалось также новое восприятие действительности.

Если древние ученые делали определенные выводы на основе своих наблюдений за природой, то науки образовались благодаря осознанию связей между природными явлениями. Специфика философского мировоззрения в том, что оно ничего не принимает на веру, это свойственно также научному уму. Именно развитие критического сознания у людей породило со временем образование всех тех дисциплин, которые человечество имеет сегодня.

Стадии развития философского мировоззрения

Все в этом мире проходит несколько этапов - от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:

  • космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;

  • теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;
  • антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

Форма познания мира

По мере того как росли и развивались цивилизации, им требовались не только новые концепции понимания действительности, но и познавательный аппарат для их осознания. Таким образом, появилась философия - форма познания законов природы и освоения проблем при формировании другого вида мышления.

Основной частью ее развития стало создание вторичного типа сознания в обществе. Уже устоявшиеся устои и догматы трудно разрушить, поэтому требовалось подвергнуть сомнениям все то, что наработали предыдущие поколения мыслителей и ученых.

Именно благодаря появлению людей с критическим сознанием постепенно исчезло философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания реальности разумом.

Иррационализм

Слишком длительное время человечество оценивало действительность с позиции отрицания роли осознанности в ее восприятии. Более 2000 лет люди приписывали все происходящие явления природы сверхъестественным силам, поэтому основными постулатами для них были вера, инстинкты, чувства и божественные откровения.

Даже сегодня существуют явления, которые люди не могут объяснить с позиции науки. К ним относится философское мировоззрение, утверждающее невозможность познания таких сфер действительности как бессмертие, Бог, творчество и другие.

Ко всем непонятным элементам сущего нельзя применить научный подход или исследовать их. Иррационализм на самом деле прослеживается в действиях каждого человека, когда он прислушивается к своей интуиции или творит.

Роль разума

Для философского мировоззрения, напротив, размышления о сути явлений и их взаимосвязи являются основными. Происходит это с помощью действия разума, настроенного критически на получаемую информацию и желающего ее проверить.

Часто бывает, что рациональное решение задачи берет свое начало в иррациональности. Многие научные открытия именно так и совершаются, примером чему является таблица химических элементов Менделеева или молекулы ДНК, которые ученые вначале увидели во сне, а затем доказали экспериментально.

Философия.

Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мировоззрение - сложное личностное образование, ко­торое характеризуется следующими чертами:

1) научностью, т.е. соответствием современному уровню раз­вития науки, достижений человеческой мысли;

2) гуманностью, соответствием интересам человечества, слу­жением людям;

3) действенностью, приложением теоретических знаний к ре­шению практических задач, связь с практикой, жизнью;

4) целостностью и системностью, т.к. разрозненные знания, мировоззренческие идеи не составляют мировоззрения;

5) обобщенностью.

Структура мировоззренческого сознания сложна и включает в себя:

1)столкновение с фактами, требующими творческой интер­претации, раскрытия стоящей за ними сущности;

2) формулировка и осознание проблемы;

3)поиск решения проблемы;

4)решение ее.

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др.

Всеобщий философский метод– это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Диалектический метод в философии– это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Догматический метод философии– это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Прагматический метод философии– это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

Формально-логический метод философии – это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.



Такие умозаключения могут быть:

· Индуктивными;

· Дедуктивными;

· Традуктивными.

Строение философии и её основные направления.

Метафизика- “первая философия”, раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Название “метафизика” указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в их основании.

Онтология - раздел философии, изучающий бытие, что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом. Основным вопросом онтологии является вопрос: что существует? А основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время и движение.

Натурфилософия - исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.

Психология - учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о нематериальной, субъективной реальности. Она исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности.

Логика - раздел философии, наука о правильном мышлении и искусстве рассуждения, о формальных условиях истинности знания, о методах аргументации и доказательства.

Гносеология (теория познания) - учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии. Это учение об истине.

Этика - философское исследование морали и нравственности, учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.

Предмет и определение философии.

Философия (от лат.) филио-любовь, сопас-мудрость, т.е. любовь к мудрости.

Философия - это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.

По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы, ответ преимущественно нерациональный.

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости - корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры - мифология. Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого - омыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

Становление философии из мифологии позволяет определить ее как первую рациональную отрасль в истории духовной культуры. В буквальном переводе с латинского «рацио» означает «разум».

Что включает в себя рациональность? Ее можно выразить формулой Р = П + Л + Д, где Р - рациональность, П - понятийность, Л - логичность, Д - дискурсивность.

Определим составные части рациональности. Понятийность означает умение мыслить с помощью понятий, т.е. слов и терминов, определенных по соответствующим правилам. Второй составной частью рациональности является логичность, т.е. мышление в соответствии с законами формальной логики, возникшей, кстати сказать, в недрах философии и являвшейся на протяжении двух с половиной тысячелетий истории философии одним из важнейших ее разделов. Отметим, что речь идет о формальной логике, а не о какой-то другой. Третья составная часть рациональности - дискурсивность. Слово «дискурсия» не надо путать со словом «дискуссия», означающим «обсуждение чего-либо». Дискурсия характеризует способность обосновывать выдвигаемые суждения. Предположим, выговорите, что вам нравится какой-то человек. Если вы можете объяснить, за что именно он вам нравится (умный, добрый, веселый и т.д.), вы мыслите дискурсивно, и чем более обоснованным окажется ваше суждение, тем выше дискурсивность.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:имеет очень много общего с научным знанием - предмет,методы, логико-понятийный аппарат;однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Философия выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются мировоззренческая, методологическая, прогностическая.

Мировоззренческая функция. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др. Философское мировоззрение, как представление о целом, имеет свою структуру: онтология - философское учение о бытии; гносеология - философское учение о познании мира; аксиология - философское учение о ценностях и др.

Методологическая функция. Под методологической функцией понимается определенная совокупность приемов теоретического освоения действительности. В философии существуют различные методы познания и исследования, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Прогностическая функция. Философия, опираясь на теоретическое осмысление действительности, обладает возможностями творческого формирования новых взглядов, идей, закладывает фундамент новых миропониманий. В заключительной части этого вопроса следует рассмотреть вопрос о связи философии и медицины, в частности, найти общие точки их соприкосновения.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обнов­ляется;

Неисчерпаемо по своей сути;

Ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

философия и медицина связаны между собой издавна, но неоднозначно. Первая представляет собой наиболее абстрактное, отвлечённое от всех частностей знание; вторая - знание наиболее практичное, безусловным условием которого выступает сохранение жизни и здоровья людей. Философствуют мысленно, в голове. Путь философии от мыслей к поступкам проследить очень трудно. А для медика не меньше, если не больше знаний важны умения применить их к организму данного пациента. В хирургии умелые руки вообще важнее умной головы. Тем не менее, философов всегда интересовал человек, природные и социальные условия его жизни и деятельности, которые во многом и обеспечиваются медициной. Со своей стороны врачи и провизоры в разные исторические эпохи вдохновлялись представлениями и природе, социуме и человеке, которые высказывали философы. Тут возникает тема культурно-исторической связи философии и медицины. В отдельные периоды развития цивилизации и в отдельных регионах Земли философские системы прямо или косвенно предопределяли статус медицинского знания. Таковы, скажем, врачебные и аптечные традиции Востока. Они с древнейших времён и до сих пор представляют собой какую-то смесь мифологии, философии и медицины. Роскошная и предельно опасная для жизни природа тропических широт Азии и Африки предопределила особенности политического устройства и вообще культуры. Восточная традиция интуиции и фатализма, ощущения случайности и непредсказуемости отдельной жизни предопределили системную заботу о теле, пока оно здорово, и смирение перед всепоглощающей смертью. Восточный человек ощущает себя песчинкой в океане мироздания. Каждый - раб случая да стихии. Восточные владыки порабощали целые народы, и время от времени уничтожали их поголовно. Перед фараоном, раджой, ханом все подданные падали ниц. Восточные единоборства («пустая рука») как-то компенсировали оружие, отобранное у большинства населения.

Европейская традиция врачевания на своём старте в античности также пошла по пути, указанному философией, но другой по духу, нежели восточная - мудростью разумной, с опорой на знания и предметные действия по их реализации. «Человек - слуга и хозяин природы» (Френсис Бэкон). Отрицание смерти обусловило борьбу за жизнь до конца и во что бы то ни стало. Жизнь каждого человека на Западе уникальна.