Международные программы по охране природных ресурсов. Организации по защите окружающей среды, международные организации защиты природы

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Межправительственные экологические организации

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны окружающей среды:

  • ЮНЭП (от англ. UNEP - United Nations Environmental Program - Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 г. и является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.
  • ЮНЕСКО (от англ. UNESCO - United Nations Educational , Scientific and Cultural Organization - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера » (МАЕ), принятая в 1970 г.
  • ФАО (от англ. FAO - Food and Agricultural Organization UN - Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), образованная в 1945 г., занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.
  • ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) , созданная в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной окружающей среды.
  • ВМО (Всемирная метеорологическая организация) - учреждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом окружающей среды, в том числе:
    • оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;
    • изучение воздействия на озоновый слой Земли .
  • МОТ (Международная организация труда) - специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.
  • МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением.

Международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др.

Неправительственные международные организации

В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько сотен (по разным данным 200-500) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия , а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.

  • Международный союз по охране природы - МСОП (от англ. IUCN International Union for the Conservation of Nature) - создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП - инициатор ведения Красных книг.
  • Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF - World Wide Fund for Nature) - самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн. индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям ; в природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн. долл. США.
  • Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны окружающей среды.
  • Римский клуб (РК) - международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности - организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области.

Членство в Римском клубе ограничено (100 чел.). Это люди, не занимающие официальные правительственные посты и не представляющие интересы каких-либо стран.

Римский клуб положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленный вопрос ряду выдающихся ученых того времени была заказана серия «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества». Полученные результаты прогнозирования перспектив развития мира по компьютерным моделям были опубликованы и обсуждались во всем мире.

Первым в 1972 г. был доклад группы Д.Медоуза «Пределы роста».

В период с 1973 по 1980 гг. (годы расцвета деятельности и международного влияния Римского клуба) были подготовлены еще несколько докладов, в том числе Я.Тинбергеном (1977), Э.Ласло (1977). В 1978-1980 гг. обсуждались проблемы переработки отходов, использования энергии, организации общества, достижения изобилия и благосостояния. Важную роль сыграл доклад Боткина с соавторами «Нет пределов обучению» (1980).

В 1994 г. Э.Вайцзеккер с соавторами подготовили обстоятельный доклад «Фактор четыре», наметивший основные пути решения проблем энергосбережения. В настоящее время Римским клубом продолжаются исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные перемены, особенно в геополитике, при этом экологическая ситуация на планете продолжает ухудшаться.

В работе Римского клуба участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. В разное время действительными членами клуба были академики Д.М. Гвишиани, Е.К. Федоров, В.Е. Примаков, А.А. Логунов, Ч. Айтматов, почетными членами - М.С. Горбачев и Б.Е. Патон.

Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.

Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права ОС, национального законодательства сторон и прецедентов.

К началу 1980-х годов было создано более десятка крупномасштабных моделей развития мира. Наиболее известны модели Дж.Форрестера, Д.Медоуза с соавторами, Месаровича-Пестеля, Глобал 2000, латиноамериканская, британская, японская и мировая (ООН).

ГРИНПИС (Greenpeace - «Зеленый мир») - независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн. членов, 1/3 которых - американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 г.

Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.п.


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»

Естественно-географический факультет

Кафедра экологии и природопользования

реферат по теме
«Международные организации и программы
по охране природы»

Работу выполнил:

Долотина Мария Александровна

Специальность экология

3 курс группа Д

Рязань 2011

Содержание

    Введение.
    Охрана окружающей среды – международная задача.
    международные организации и программы по охране природы:

    - организации системы ООН;

    - межправительственные организации;

- неправительственные и финансовые организации;

- системы мониторинга и наблюдений.

4. Международные договоры.

5. Заключение.

6. Список литературы.

Введение

Сейчас в мире существует огромное количество различных организаций, объединений, форумов, которые ставят перед собой цель защитить природу. Однако, как ни странно, мы, зачастую, даже не представляем, чем занимается та или иная организация, а многие никогда даже не слышали о большинстве из них. Поэтому целью моей работы является представление общей информации о наиболее известных международных правительственных и неправительственных организациях и их роли в современном мире.

Охрана окружающей среды - международная задача

Загрязнение атмосферы, вод, почв, истощение природных ресурсов затрагивают интересы всех людей, живущих на земле. Устранение «перегрузок», которым человек подвергает природу, в ряде случаев уже не под силу отдельным государствам и может быть осуществлено лишь на основе широкого международного сотрудничества. И хотя охрана окружающей среды в пределах территории государств - это дело, прежде всего самих этих государств, координация их усилий, взаимодействие их экономических и научно-технических потенциалов могут значительно расширить имеющиеся у них возможности и средства и решить экологические проблемы, которые не под силу решить одному или нескольким государствам. Вот почему экологические проблемы заняли видное место в современных международных отношениях, они обсуждаются на различных всемирных форумах, в том числе в ООН.
Охрана окружающей среды - это проблема не только науки и техники. Это также экономическая, социальная и политико-правовая проблема. Неконтролируемое правом развитие техники, особенно в военной области, может привести здесь к непоправимым отрицательным последствиям. Особую опасность в этой связи представляют гонка вооружений, испытания ядерного и другого оружия массового уничтожения. Но наибольший ущерб природной среде наносят, конечно, войны, во время которых повсеместно уничтожается и флора, и фауна. Сохранение природы и окружающей среды неразрывно связано с сохранением мира на Земле.
Эта мысль подчеркивается в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений», принятой на ее XXXVI сессии в 1981 г. по инициативе СССР, а также в провозглашенной на XXXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г. Всемирной хартии природы. Впервые в практике международных отношений в них вскрывается органическая связь между сохранением окружающей среды, сохранением мира на Земле и обузданием гонки вооружений.
Созданы специальные международные организации и общества по охране природы: - международные правительственные организации, в числе которых следует отметить разносторонние и обширные программы по охране природы; - межправительственные организации; - профессиональные неправительственные организации; - финансовые организации; - системы наблюдения и мониторинга, информационные службы.
Ежегодно проводятся многочисленные конгрессы, конференции и совещания по охране природы, в которых принимают участие представители разных стран и организаций. Россия является инициатором и активным участником международных конгрессов и совещаний в этой области, которые часто проходят на территории нашей страны.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ООН

В 1948г. по инициативе ЮНЕСКО был создан международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП) . МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - International Union for Nature Conservation (IUCN) – The World Conservation Union. Участники: более 952 члена из 139 стран мира (74 правительства, 111 правительственных организаций, 731 НПО, 36 ассоциированных членов, не имеющих права голоса). Цели : влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность : осуществление мониторинга природоохранной деятельности; разработка требований по охране природы для использования местными организациями; составление планов действий на различных уровнях; содействие мерам, принимаемым правительственными и неправительственными организациями в области охраны природы; распространение информации через сеть МСОП; предоставление помощи и консультаций.
ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде - United Nations Environment Programme (UNEP). Участники: государства-члены ООН (58 государств-членов Совета). Цели: предоставление новейших данных о ресурсах биосферы, содействие общему планированию и управлению развитием при соблюдении максимальной социально-экономической выгоды, привлечение дополнительных финансовых средств для технической помощи, образования и профессиональной подготовки. Основная деятельность : осуществление программ в области управления окружающей средой, сохранения наземных экосистем, борьбы с опустыниванием, деградацией почв, загрязнением морской среды, изменением климата, химических веществ и опасных отходов.
В1971 году Юнеско принята специальная программа "Человек и биосфера" (МАЕ) - UNESCO Programme "Man and Biosphere" (MAB). Участники: 110 государств-членов ЮНЕСКО. Цели: проведение междисциплинарных исследований, подготовка специалистов в области управления природными ресурсами; выявление факторов, негативно воздействующих на окружающую среду; привлечение научного потенциала к проблеме методологии рационального исследования ресурсов; оказание помощи в планировании и реализации научных проектов и образовательных программ. Основная деятельность : подготовка и выполнение проектов по главным проблемным направлениям; создание и управление сетью биосферных заповедников; формирование научных сетей по тематическим и географическим признакам; создание книг, отчетов, информационных материалов.
ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) - United Nations Conference on Environment and Development (UNCED). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели : взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность : подготовка национальных отчетов и рабочих программ.
ПРООН - Программа ООН по развитию - United Nations Development Programme (UNDP). Год создания: 1965г. Участники: 189 государств. Цели : помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность : проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.
КУР - Комиссия ООН по устойчивому развитию - United Nations Commission on Sustainable Development (CSD). Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность : привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощрение проведения семинаров и конференций.
ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения World Health Organisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Год создания: 1946г. Участники: государства члены ООН. Цели : охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность : проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения, оценка влияния изменений климата на здоровье человека; разработка Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.
ИМО - Международная морская организация (специализированное агентство ООН до 22.05.82 -Межправительственная консультативная морская организация - Inter-Govemmental Maritime Consultative Organisation) - International Maritime Organisation (IMO).
ЮНИДО - Программа ООН по промышленному развитию - United Nations Industrial Development Organisation (UNIDO
ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана - Economic and Social Commission for Asia and the Pacific (ESCAP)
ФАО - Всемирная продовольственная организация - Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO).
Международная служба труда при Международной организации труда – International Labour Office. International Labour Organization (ILO).
Конференция ООН по торговле и развитию - UN Conference on Trade and Development (UNCTAD).
МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии).
В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла и торжественно провозгласила Всемирную хартию охраны природы , где представители правительств подавляющего большинства стран мира заявили, что основные природные процессы не должны нарушаться, что генофонд живых существ и их жизнеспособность не должны ставиться пот угрозу, что численность популяций всех форм жизни должна сохраняться на уровне, достаточном для их выживания. Прямо сказано, что «…любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была её полезность для человека, и для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения».Однако, поскольку отрицательное воздействие человека на природу продолжает возрастать, ООН создало Международную комиссию по окружающей среде и развитию. Международная комиссия считает, что принцип «реагировать и исправлять» устарел и ныне необходимо руководствоваться принципом «предвидеть и предотвращать».
Здесь приведены примеры наиболее известных организаций, деятельность которых в той или иной мере связанна с охраной окружающей среды. Однако их вклад в дело охраны природы трудно переоценить, ведь чаще всего под эгидой именно этих организации создавались различные фонды, общества и другие объединения, призванные оберегать природу.

Межправительственные организации
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития - Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). Год создания: 1961 г. Участники: 24 государства. Цели: содействие экономическому и социальному развитию. Основная деятельность: анализ и решение проблем охраны окружающей среды (загрязнение воздуха, управление опасными отходами, обработка промышленных отходов, обмен информацией); принятие рекомендаций по отдельным аспектам
охраны окружающей среды; предоставление консультативных услуг, финансовой и технической помощи; обмен информацией.

Арктический Совет - The Arctic Council. Год создания: 1996г. Участники: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция, США, постоянными участниками также являются Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (RAPON), Инуитская циркумполярная конференция (Inuit Circumpolar Conference (ICC)) и Совет Саамов (Saami Council). Цели: обеспечение механизма решения общих вопросов и развития, касающихся правительств Арктических стран и народов Арктики; обеспечить развитие и координацию сотрудничества взаимодействие арктических стран по проблемам Арктики; руководить и координировать программы, созданные под эгидой АЕПС; определить мандат, а также осуществлять руководство и координацию программой устойчивого развития Арктики; распространять информацию, содействовать образованию и стимулировать интерес к арктическим проблемам. Основная деятельность: охрана окружающей среды Арктики и устойчивое развитие как средство улучшения экономического, социального и культурного благополучия Севера; интеграция программ АЕПС
АМАП - Программа по арктическому мониторингу и оценке состояния окружающей среды Arctic Monitoring and Assessment Programme(AMAP). Год создания: 1991 г. Участники: члены арктического Совета. Цели: представление достоверной и необходимой информации о состоянии и угрозах окружающей среды Арктики, предоставление научных консультаций о действиях, которые должны быть предприняты для поддержки усилий правительств арктических стран для осуществления корректировочных и предупредительных действий, касающихся загрязнителей. Основная деятельность: подготовка оценки состояния арктической среды с учётом устойчивых органических соединений, радионуклидов, тяжёлых металлов и закисляющих веществ; исследование вопросов загрязнения углеводородами, изменения климата, озонового слоя и ультрафиолетовой радиации; мониторинг и оценка источников загрязнения в арктическом регионе и в более низких широтах; исследование путей распространения загрязнителей в Арктику, уровни, направления, длительность существования и их влияние на арктические экосистемы и народонаселение.
КАФФ - Программа по охране арктической флоры и фауны - Conservation of Arctic Flora and Fauna (CAFF). Год и место принятия: 1992 г., Оттава, Канада. Участники: 8 государств Арктического региона. Цели: сохранение арктической флоры и фауны, их разнообразия и условий обитания; защита Арктических экосистем от угрозы негативного воздействия; улучшение законодательства, норм и практики по сохранению и управлению Арктикой; интеграция интересов Арктики в глобальном природоохранном контексте. Основная деятельность: сохранение арктического биоразнообразия; интеграция коренного населения и его знаний в КАФФ; разработка и выполнение стратегий и планов действий по охране природы, например, для Циркумполярной сети охраняемых территорий (Circumpolar Protected Areas Network, CPAN); анализ и разработка рекомендаций по предотвращению угрозы биоразнообразию в Арктике; картографирование традиционных экологических знаний о белуге и т.д.
РЭЦ - Региональный центр по окружающей среде для Центральной и Восточной Европы - Regional Environmental Centre for Central and Eastern Europe (REC). Год создания: 1990г. Участники: 15 государств Центральной и Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Югославия), США, Комиссия Европейских сообществ. Цели: содействие сотрудничеству между различными экологическими группами и движениями, оказание финансовой помощи в решении экологических проблем и проблем развития инфраструктуры экологических организаций. Основная деятельность: осуществление проектов по предотвращению деградации и восстановлению ресурсов окружающей среды; содействие развитию рыночной экономики; совершенствование навыков решения экологических проблем; экологическое образование и просвещение; обмен информацией.
Комитет по окружающей среде и устойчивому развитию Межпарламентского союза - Committee on Environment and Sustainable Development. Inter-Pahiamentary Union. Год создания: 1889г. Участники: парламентарии из 131 государства. Цели: содействие процессу устойчивогоьразвития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: выполнение на парламентском уровне рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), сбор информации о действиях по выполнению рекомендаций.
BMO - Всемирная метеорологическая организация - World Meteorological Organization (WMO).Год создания: 1947г. Участники: 166 государств. Цели: развитие международного сотрудничества в области метеорологических наблюдений; содействие в быстром обмене информацией; стандартизация метеонаблюдений, публикации сводок и статистических данных. Основная деятельность: развитие всемирной системы наблюдения за погодой и телекоммуникационной связи; выполнение всемирных программ по климату, исследованию атмосферы и окружающей среды, гидрологии и водных ресурсов
Альпийское действие - Alps Action. Год основания: 1990г. Участники: 7 государств Европы. Цели: объединение деловых кругов, научных и общественных организаций для осуществления проектов по сохранению культуры и природной среды Альпийского региона. Основная деятельность: взаимодействие в выполнении более 30 проектов, в том числе 4 проекта по лесовосстановлению "Зеленая крыша для Европы", международной кампании по реинтродукции редких видов животных; осуществление информационных и образовательных программ, включая присуждение ежегодных премий за лучшие журналистские работы на телевидении, в прессе и фотоискусстве.
Организация защиты растений Европы и Средиземноморья - European and Mediterranean Plant Protection Organisation (EPPO).
Международный совет по охоте и охране дичи - International Council for Game and Wildlife Conservation (CIC).
Международное бюро по изучению водоплавающих птиц и водно-болотных угодий (МБИВ) - International Waterfowl and Wetlands Research Bureau (IWRB).
ПАМЕ - Рабочая группа по защите арктической морской среды - Working Group on Protection of the Arctic Marine Environment (РАМЕ).
ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (до 01.01.95 Конференция) - Organisation for Security and Cooperationin Europe (OSCE).
Европейский Союз - European Union (EU).
Совет Европы (СЕ) - Coundl of Europe.
Неправительственные и природоохранные организации
Однако как бы там ни было, проблемами состояния окружающей среды обеспокоены не только правительства различных стран, но и рядовые граждане, Эта обеспокоенность выражается в создании неправительственных организаций:
АКОПС - Консультативный комитет по защите морей - Advisory Committee on Protection of the Sea(ACOPS). Год создания: 1952 г. Участники: это одна из первых неправительственных организаций. Цели: поощрение заключения международных соглашений для уменьшения нефтяного загрязнения морей, в том числе из источников, находящихся на суше, а также решение вопросов, связанных с другими аспектами деградации окружающей среды побережий и морских акваторий. Основная деятельность: исследования и количественная оценка проблемы морского загрязнения; выработка вариантов политики и проведение исследований в сотрудничестве с центральными и местными правительствами и межправительственными агентствами; проведение образовательных программ по всем вопросам в научном, правовом и политическом аспектах проблемы; поддержка в установлении диалога между Севером и Югом и обеспечение осуществления экологических соглашений; проведение кампаний по информированию общественности через международные конференции лиц высокого уровня.
ВВФ - Всемирный фонд дикой природы -World Wide Fund for Nature (WWF) – Всемирный фонд защиты природы - Мировой фонд живой природы - Фонд дикой природы. Год создания: 1961 г. Участники: 5,3 млн. постоянных спонсоров и национальных ассоциаций пяти континентов. Цели: предотвращение деградации природной среды; помощь в построении будущего с гармоничным сосуществованием человека и природы; привлечение финансовых средств для охраны природы и спасения от исчезновения отдельных видов флоры и фауны. Основная деятельность: сохранение разнообразия (генетического, видового и экосистемного); обеспечение устойчивой модели использования возобновляемых природных ресурсов; содействие снижению загрязнения, рациональному потреблению ресурсов и энергии; разработка стратегических подходов к проблеме сохранения природы.
Ветлэндз Интэрнэшнэл - Международная организация по сохранению водно-болотных угодий (Правление; Исполком; Ветлэндз Интэрнэшнэл Америка; Ветлэндз Интэрнэшнэл Африка, Европа, Средний Восток (АЕМЕ); Ветлэндз Интэрнэшнэл Азия, Тихий океан) - Wetlands International. Год создания: 1995г. Участники: три материнские структуры - Международное бюро по исследованию водоплавающих птиц и водно-болотных угодий, Азиатское бюро водно-болотных угодий и Бюро водно-болотных угодий для Америки - International Waterfowl and Wetlands Research Bureau (IWRB), the Asian Wetland Bureau, and Wetlands for the Americas. Цели: влияние, поддержка и помощь организациям мира в деле сохранения целостности и разнообразия природы; обеспечение разумного и экологически устойчивого использования природных ресурсов. Основная деятельность: исследования, связанные с вопросами Рамсарской Конвенции, Афро-Евразийского Соглашения об охране перелётных птиц (AEWA) в рамках Боннской Конвенции (CMS).
Гринпис - Greenpeace International. Год создания: 1971 г. Участники: тесно связанная сеть национальных и региональных отделений - 1330 сотрудников 43 отделений в 30 странах. Цели: гарантировать способность Земли воспроизводить жизнь во всём её многообразии. Основная деятельность: кампании по биоразнообразию, по защите атмосферы, антиядерная, по токсичным веществам и др
Пакт о Черноморском экономическом сотрудничестве - Black Sea Economic Co-operation pact (Organisation) (BSEC). Год создания: 1992 г. Участники: 11 - Россия, Украина, Турция, Грузия, Румыния, Болгария, Албания, Армения, Азербайджан, Молдавия и Греция (в 1998 г. Германия высказала заинтересованность в получении статуса наблюдателя). Цели: обеспечение мира, стабильности и благополучия на Чёрном море; поощрение дружеских и добрососедских отношений. Основная деятельность: проведение международных саммитов, координация деятельности Черноморского банка, Центра исследований Чёрного моря.
Европейское бюро по окружающей среде - European Environmental Bureau (EEB). Год создания: 1974г. Участники: 75 неправительственных организаций из 12 стран Европы. Цели: содействие действиям по охране окружающей среды, сохранению и восстановлению природных ресурсов. Основная деятельность: распространение информации по природоохранной политике, охране природы и диких животных, контролю за загрязнением окружающей среды; разработка и реализация образовательных программ.
Международная организация "Зеленый крест" (МЗК) - Green Cross International. Год создания: 1993г. Участники: национальные организации и подготовительные комитеты в 50 странах мира, частные лица. Цели: осуществление мер по борьбе с антропогенными экологическими бедствиями, содействие обмену экологическими знаниями и технологиями, поддержка в развитии экологического законодательства. Основная деятельность: реализация проектов по различным аспектам ООС, в том числе по уничтожению токсичных веществ, созданию системы оповещения о катастрофах, экологическому просвещению, разработке международного экологического кодекса.
Трест no охране Земли - Earthtrust. Год создания: 1976г. Участники: деловые круги, правительственные и неправительственные организации стран мира. Цели: охрана диких животных и среды обитания. Основная деятельность: проведение правоохранных кампаний и инициатив, в том числе по запрещению использования дрифтерных сетей; по запрещению незаконного китобойного промысла; по охране исчезающих видов птиц, черепах, дельфинов, тюленей и их мест обитания; по охране популяций тигра и других видов азиатского континента.
Центр для нашего общего будущего – Centre for Our Common Future. Год создания: 1988 г. Участники: 150 организаций мира, специализирующихся в различных областях знаний и деятельности. Цели: реализация концепции «устойчивого развития», изложенной в докладе «Наше общее будущее» Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Основная деятельность: обмен информацией о действиях глобального уровня, связанных с устойчивым развитием, предоставление информации, необходимой для принятия решений и установления партнерских связей в реализации Повестки 21 века.
Римский клуб - это неправительственная организация, объединяющая около 100 членов из различных стран мира: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и культуры. Цели: разработка стратегии достижения экологической безопасности. Он был создан в 1968г. по инициативе вице-президента компании «Оливетти» Аурелио Печчеи. В качестве основного принципа своей деятельности клуб принял «метод свободного и широкого рассмотрения идей и выводов», разрабатываемых в рамках клуба программ. Исследования клуба «Затруднительное положение человечества», «Пределы роста», «За пределами века расточительности» и другие заслужили широкое признание.
БАЛТИКА 21 - Программа на 21 век для региона Балтийского моря - BALTIC 21 (+Группа старших должностных лиц SOG).
Международный совет по местным инициативам в области окружающей среды – International Council for Local Environmental Initiatives (ICLEI).
Международный союз организаций по лесоведению - Intentional Union of Forestry Research Organizations (IUFRO).
Федерация природных и национальных парков Европы - Federation of Nature and National Parks of Europe.

Финансовые организации

Охрана природы, к сожалению, в отличие от процесса её загрязнения, занятие довольно дорогостоящее, зачастую не по карману не только неправительственным организациям, но и даже отдельным странам. Тогда на помощь приходят различные финансовые организации, поддерживающие различные проекты по охране окружающей среды:

ГЭФ - Глобальный экологический фонд = Глобальный фонд окружающей среды - Global Environment Facility (GEF). Год создания: 1990г. Участники: 142 (24 развитых и 118 развивающихся)страны мира. Цели: финансовая поддержка проектов в области охраны окружающей среды. Основная деятельность: оказание финансовой и технической помощи в реализации проектов по сокращению выбросов тепличных газов, охране биоразнообразия, охране международных вод и охране озонового слоя; установление критериев для отбора проектов; выбор приоритетных направлений деятельности

ЕБРР - Европейский банк реконструкции и развития European Bank for Reconstruction and Development (EBRD).
МВФ - Международный валютный фонд - International Monetary Fund (IMF).
Всемирный банк (ВБ) - The Worid Bank (WB) - Мировой банк - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) + (де-факто) Международная ассоциация по развитию – International Bank for Reconstruction and Development (IBRD) + the International Development Association (IDA).

Системы мониторинга и наблюдений
Однако все выше перечисленные организации, а так же другие природоохранные организации не всегда имеют возможность следить за всеми изменениями, происходящими в окружающей среде, и тут им на помощь приходят системы мониторинга и наблюдений. Самые известные среди них:
и т.д.................

В настоящее время в мире функционирует более ста различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии .

Охраной окружающей среды занимаются следующие виды международных организаций:

Специализированные учреждения и органы ООН ;

Межправительственные организации;

Международные неправительственные организации универсального типа;

Региональные и субрегиональные органы.

Природоохранного направления (ЮНЕП, Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП);

Комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО);

Специального природоохранительного профиля.

Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит ООН, ее специализированным учреждениям. Она рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает резолюции, проводит международные совещания и конференции.

В полномочия Генеральной Ассамблеи ООН входит:

Определение основных направлений экологической политики международного сообщества;

Разработка принципов взаимоотношений государств по охране окружающей среды;

Принятие решений о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды;

Разработка проектов международных конвенций, рекомендации по охране окружающей среды;

Создание новых природоохранительных органов.

При ООН функционируют специализированные международные организации, занимающиеся в той или иной мере решением проблем в области обеспечения экологической безопасности:

Экономический и Социальный совет ООН,

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ),

- "Человек и его окружающая среда",

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП),

Департамент по экономической и социальной информации и анализу политики,

Департамент по оперативно-функциональному и управленческому обеспечению развития,

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК),

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО),

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию,

Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН),

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП),

Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций,

Университет Организации Объединенных Наций,

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО),

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),

Международная морская организация (ИМО),

Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО),


Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

Так, одним из главных органов ООН является Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), который наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимается экологическими проблемами.

МСОП является неправительственной организацией. Ее основная задача состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, отдельных граждан в следующих сферах:

Сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира;

Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;

Организация заповедников, национальных природных парков; экологическое просвещение.

МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП подготовил Международную "Красную книгу" (10 томов).

ВОЗ занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте взаимодействия его с окружающей средой. ВОЗ:

Осуществляет санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды;

Обобщает данные о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды;

Проводит санитарно-гигиеническую экспертизу окружающей среды и дает оценку ее качества.

ВОЗ решает проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха.

Членами этой организации являются правительственные (министерства, комитеты, комиссии) и общественные организации многих государств. ВОЗ проводит углубленные исследования и анализирует законодательные акты, включая законы и положения 18 стран, касающиеся охраны окружающей среды. В своих выводах ВОЗ указывает на то, что природоохранные нормы разбросаны по целому ряду законов, затрагивающих многие вопросы.

Например, в 1992 г. Аргентина приняла закон, исключительно касающийся опасных отходов; в штате Квинсленд, Австралия, был принят Закон о транспортных операциях (загрязнении морской среды); Бельгия приняла закон о запрещении загрязнения морской среды с судов; Чешская Республика приняла закон об охране озонового слоя Земли; в Эстонии принят закон об охране прибрежной полосы моря и пресноводных водоемов, побережья и отмелей. Их тексты публикуются в краткой форме в ежеквартальном журнале ВОЗ international Digest of Health Legislations МАГАТЭ: разрабатывает правила строительства и эксплуатации атомных электростанций; проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС; устанавливает нормы радиационной безопасности.

ЭСКАТО имеет большую подборку базовых природоохранных законов в странах Азиатского региона и Тихого океана. Вопрос о применении природоохранного законодательства излагается в докладах ЭСКАТО о состоянии окружающей среды в регионе и Тихом океане. Из этих докладов видно, что за последнее десятилетие усилились санкции за экологические правонарушения. Чаще всего в правоприменительной деятельности в области обеспечения экологической безопасности используются административные санкции. Они применяются в случае несоблюдения правил выдачи разрешений, а также административных норм и распоряжений или нарушения запретов, и могут привести к отзыву или аннулированию разрешений, к административным штрафам и к другим мерам административных наказаний. Правонарушители иногда привлекаются к административной ответственности в соответствии с действующими законами большинства стран непосредственно органами, осуществляющими экологический контроль или выдающими лицензии на определенный вид деятельности.

Уголовные санкции в экологическом законодательстве, принятом за последнее десятилетие, включают самые разнообразные штрафы, а также тюремное заключение. В некоторых странах денежные средства, получаемые за счет штрафов, идут на покрытие административных расходов, на содержание системы, борющейся с загрязнением окружающей среды. В других странах суды могут постановить, чтобы штрафы использовались для возмещения причиненного окружающей среде ущерба. С другой стороны, тюремное заключение, как представляется законодателями большинства стран, является крайним средством и поэтому используется редко, лишь в случаях серьезных или вопиющих нарушений.

Радикальный подход применяется на Филиппинах, где учрежден Совет по рассмотрению дел о загрязнении окружающей среды, который обладает исключительной юрисдикцией рассматривать дела о загрязнении окружающей среды и выносить по ним решения на территории всей страны. Кроме того, в 1993 г. Верховный суд Филиппин признал, что граждане и неправительственные организации могут возбуждать иски в суде для защиты права нынешнего и будущих поколений на чистую окружающую среду. Австралия подписала несколько двусторонних соглашений о взаимной помощи в вопросах уголовного правосудия, что также включает помощь в расследовании экологических преступлений.

ПРООН в соответствии с ее полномочиями по линии инициативы "Потенциал 21" Отдела по вопросам устойчивого развития энергетики и окружающей среды оказывает помощь нескольким странам (в рамках более широких программ по созданию потенциала) в принятии или усилении экологического законодательства. Однако основная направленность ее деятельности заключается в осуществлении мероприятий по созданию потенциала, особенно в сотрудничестве с ЮНЕП в рамках совместной программы ПРООН/ЮНЕП по экологическому праву, которая осуществляется в семи африканских странах и предусматривает наращивание у них потенциала в области экологического права.

Специальным центральным органом, который занимается исключительно охраной окружающей среды, является ЮНЕП.

В ЮНЕП входят:

Совет управляющих (представители государств);

Совет по координации охраны окружающей среды;

Фонд окружающей среды.

Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих.

ЮНЕП в рамках Лусакского соглашения о совместных правоохранительных операциях занимается решением проблем, направленных против незаконной торговли видами диких животных и растений. Лусакское соглашение было принято в сентябре 1994 г. и вступило в силу в декабре 1996 г. Оно представляет собой совместный региональный договор о борьбе с незаконной торговлей видами диких животных и растений. Договор направлен на сокращение и в конечном счете ликвидацию этой торговли на основе создания органов по обеспечению эффективного функционирования механизма уголовного преследования за нарушение норм экологического права на национальном и региональном уровнях. На региональном уровне оно предусматривает организацию постоянной многонациональной рабочей группы в составе сотрудников национальных правоохранительных органов из каждого государства-участника, способной осуществлять трансграничные операции по борьбе с уголовно наказуемыми деяниями в области незаконной торговли видами диких животных и растений.

В своей деятельности по осуществлению Лусакского соглашения ЮНЕП тесно сотрудничает с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом), секретариатом Конвенции о международной торговле видами диких животных и растений, находящимися под угрозой исчезновения, и другими органами Организации Объединенных Наций и неправительственными организациями. ЮНЕП и Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию разработали совместные меры по борьбе с экологическими преступлениями. ЮНЕП и Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию сотрудничают в рамках Лусакского соглашения, а также в области соблюдения и применения уголовно-правовых норм экологического права на региональном и национальном уровнях.

Области сотрудничества включают оказание юридической помощи в расследовании транснациональных преступлений против диких животных и растений, организацию учебных курсов по вопросам экологических преступлений для сотрудников правоохранительных органов, работников прокуратуры и судей, а также разработку новых законов по охране диких животных и растений. Кроме того, ЮНЕП занимается проблемой экологических правонарушений и их пресечением в рамках своей программы технической помощи в области экологического законодательства на основе оказания технической поддержки в разработке типовых природоохранных законов, а также региональных законов.

По мнению ЮНЕП, уголовные санкции будут и далее включаться в национальные законы, по мере того как все большее число стран начнет осознавать роль уголовного права в охране окружающей среды. По более широкому вопросу незаконной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, ЮНЕП осуществила несколько исследований и инициатив в контексте реализации различных международных соглашений, таких как Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и Конвенция о международной торговле видами диких животных и растений, находящимися под угрозой исчезновения.

Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций в настоящее время осуществляет учебную программу по применению экологического права. Важное место в ней занимают вопросы правоохранительной деятельности, включая применение юридических мер ответственности. Центральное место в этой программе принадлежит заочному обучению, а также проведению специализированных последующих семинаров и практикумов на региональном или межрегиональном уровнях и принятию отдельных мер по совершенствованию экологического права на национальном уровне.

Данная программа призвана оказать помощь правительственным чиновникам и другим участникам этой деятельности на национальном уровне в деле повышения эффективности природопользования в интересах устойчивого развития. В ходе различных учебных курсов рассматриваются вопросы применения природоохранных норм и предписаний. Рассматривается также возможность применения уголовных санкций, особенно в случае нанесения ущерба окружающей среде на международном уровне. Университет Организации Объединенных Наций создал небольшое количество учебных программ в области международного экологического права.

Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО) осуществляет охрану почв. Правовое управление ФАО подготовило руководящие принципы для содействия принятию и применению на национальном уровне Соглашения по обеспечению выполнения международных мер по сохранению и управлению рыболовными судами в открытом море, одобренные в резолюции 15/93 Конференции ФАО на ее 27 сессии 24 ноября 1993 г. В этих руководящих принципах предусматривается применение санкций для обеспечения эффективного соблюдения Соглашения.

ИМО является разработчиком документа, озаглавленного "Статус международных конвенций в области загрязнения морской среды, у которых депозитарием или организацией, ответственной за выполнение секретарских функций, является ИМО". В этом документе содержится информация о заключенных двусторонних и многосторонних договорах, включая законодательные акты, призванные обеспечить их выполнение, а также сведения о ходе осуществления международных конвенций на национальном уровне.

Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана для изучения и обобщения степени воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Она действует в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС).

ЮНЕСКО также принимает участие в решении экологических вопросов.

ЮНЕСКО осуществляет следующие функции:

Учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию;

Оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов.

ЮНИДО при разработке любой эффективной программы регламентации деятельности промышленных предприятий учитывает экологические факторы. Они состоят из четырех компонентов: нормы, разрешения, контроля за соблюдением и обеспечения соблюдения охраны окружающей среды.

Обеспечение соблюдения предполагает применение гражданских и уголовных санкций. ЮНИДО внесла предложение о том, чтобы при любом обсуждении вопросов правоприменительной деятельности с использованием норм уголовного права придавалось также важное значение дополнительным мерам в области выдачи лицензий и разрешений, а также экологического контроля.

Уже несколько лет международные организации принимают резолюции о применении системы уголовного правосудия к экологическим нарушениям. Прошедший в 1990 г. в Гаване 8-й Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками принял резолюцию о роли уголовного права в защите природы и окружающей среды, призывающую Генерального секретаря содействовать включению в разрабатываемые международные конвенции об охране окружающей среды положений, рекомендующих государствам налагать наказания, предусмотренные национальным уголовным законодательством.

5 июня 2015

Охрана природы в нашем крае - важнейший комплекс мероприятий в сложившейся сложной экологической обстановке, которая наблюдается во многих регионах страны. Такой деятельностью занимаются не только в России. Существует огромное количество международных организаций, которые контролируют состояние окружающей среды по всей Земле.

Организации по охране природы в России

Охрана окружающей природы - это то, чем должен заниматься каждый человек. Зачастую из-за безответственного и халатного отношения к миру вокруг себя происходят техногенные катастрофы и массовые загрязнения. Охранять природу нужно как в частных, так и в глобальных масштабах. Все начинается с малого. Каждый должен контролировать себя и своих близких, не сорить, бережно относится к природе и т. д.

Охрана природы в нашем крае регулируется действиями множества организаций, которые специализируются на этом. Ниже перечислены основные из них:

  • ВООП - Всероссийское общество охраны природы.
  • Экологическое движение "Зеленые".
  • РРЭЦ - Российский региональный экологический центр.
  • "Зеленый крест" и др.

ВООП было основано в 1924 году, оно действует и сегодня. Главной целью общества является сохранение окружающей среды. Участниками проводится комплекс мер по поддержанию многообразия фауны и флоры. Общество занимается просвещением населения, внедрения в массы экологического образования. Участники консультируют субъектов природопользования, занимаются природоохраняемой деятельностью и многим другим.

Экологическое движение в России - относительно новое явление. В 1994 году было основано общество "Зеленых", которые появились на основе организации "Кедр". До 2009 года действовала так называемая экологическая политическая партия, но позже ее деятельность была прекращена. Движение "Зеленые" своей целью считает изменение отношения к окружающему миру государства и населения. Участники считают, что только организованными политическими мерами можно достичь результата.

РРЭЦ появился только в 2000 году. Центр был утвержден Академией госслужбы и Европейской комиссией при президенте РФ. Целью создания РРЭЦ стало налаживание связей с подобными центрами других стран. Это необходимо для продвижения передовых идей для обеспечения благополучия жизнедеятельности. Благодаря диалогам между экологическими организациями можно стабилизировать состояние России, внедрять и продвигать стандарты и методы по охране окружающей среды.

Неправительственная организация "Зеленый крест" появилась также не так давно - в 1994 году. Цель участников - воспитание у населения способности жить в добром соседстве с природой.

Международные организации по охране природы

Во всем мире таких сообществ очень много. Наиболее известными являются:

  • "Гринпис".
  • Фонд дикой природы.
  • Международный "Зеленый Крест".
  • Международный союз по охране природы и др.

Мероприятия по охране природы

Закон об охране природы говорит о том, что каждый должен сохранять, рационально использовать и по возможности восстанавливать природные ресурсы.

Нужно поддерживать чистоту вод, лесов, атмосферы, заботиться об окружающем мире - представителях флоры и фауны и др. Существуют определенные меры по охране природы:

  1. Экономические.
  2. Естественнонаучные.
  3. Технико-производственные.
  4. Административные.

Правительственные программы по охране окружающей среды играют огромную роль для Земли в целом. В отдельных регионах удалось добиться отличных результатов. Но нужно понимать, что на все уходит не один год. Ярким примером служит природоохраняемая программа по очистке вод в Великих озерах. Спустя несколько лет ее благополучный итог налицо. Однако данный комплекс мероприятий было очень дорогостоящим.

Подобные меры принимаются и на региональном уровне. В 1868 году во Львове было принято решение охранять сурков и серн, свободно живущих в Татрах. Благодаря собравшемуся сейму и принятым решениям животных стали защищать и спасли от вымирания.



В связи со сложившейся экологической ситуацией было необходимо принять комплекс мер, который ограничил использование природных ресурсов в промышленности и др. Использовать ядохимикаты было запрещено. Также в комплекс мер входили мероприятия по:

  • восстановлению земель;
  • созданию заповедников;
  • очистке окружающей среды;
  • упорядочению использования химикатов и др.

"Гринпис"

Охрана природы в нашем крае во многом опирается на принципы работы международных организаций, хотя и носит региональный характер. "Гринпис" - самое известное сообщество, которое имеет представительства в 47 странах мира. Главный офис находится в Амстердаме. Действующий директор - Куми Найду. Штат организации - 2500 человек. Но в "Гринписе" работают и добровольцы, их насчитывается около 12 000 человек. Участники пропагандируют экологически чистый образ жизни, призывают людей защищать и охранять окружающую среду. Проблемы, которые стремятся решить "гринписовцы":

  • сохранение Арктики;
  • изменение климата, борьба с потеплением;
  • китобойный промысел;
  • радиация и др.



Международный союз по охране природы

Международные организации по охране природы появились в разное время. В 1948 году был учрежден Всемирный Союз. Это международная некоммерческая организация, основной целью которой является сохранение многообразия представителей животного и растительного мира. В союз вступило более 82 стран. Было открыто более 111 правительственных и 800 неправительственных учреждений. В организации работает более 10 000 ученых со всего мира. Члены союза считают, что нужно сохранять целостность и разнообразие природного мира. Ресурсы должны использоваться равномерно. В составе организации - 6 научных комиссий.

Всемирный фонд охраны дикой природы

Охрана природы в нашем крае - составная часть международного фонда. Эта общественная организация, занимающаяся сохранением дикой природы во всем мире, своей миссией считает достижение баланса, гармонии между человеком и всем тем, что его окружает. Символ Фонда - большая панда, которая занесена в Красную Книгу. Организация проводит множество мероприятий, в число которых входят:

  • лесная программа;
  • охрана редких видов;
  • климатическая программа;
  • экологизация нефтегазовых месторождений и др.

Охрана природы в нашем крае - обязанность каждого жителя страны. Только вместе можно сохранить естественное величие окружающего мира в нетронутом виде.

За последние столетия человечество совершило небывалый технологический рывок. Появились технологии, способные существенно изменить мир. Если раньше воздействие человека на природу не могло нарушить хрупкий экологический баланс, то новые хитроумные изобретения позволили ему добиться этого прискорбного результата. В результате многие виды животных были уничтожены, немало живых существ находится на грани вымирания, на Земле начинаются масштабные климатические изменения.

Результаты человеческой деятельности наносят столь чудовищный ущерб окружающей среде, что всё больше людей начинают беспокоиться за будущее нашей планеты. Результатом нарастающего беспокойства стали многочисленные общественные организации по охране природы. Сегодня они ведут свою деятельность повсюду, следят за сохранением уникального природного наследия, объединяя миллионы энтузиастов по всему земному шару. Но так было не всегда, большой путь был проделан первопроходцами экодвижения, чтобы добиться нынешнего положения дел.

Зарождение организаций по охране природы

Началом создания международного экологического сообщества можно считать 1913 год, когда в Швейцарии состоялась первая Международная конференция, посвящённая охране природы. В ней приняли участие 18 стран, но встреча носила чисто научный характер, не предполагая никаких действий в Через 10 лет в Париже проходит первый Международный конгресс по защите природы. Затем в Бельгии открылось Международное бюро защиты природы. Однако оно не пыталось хоть как-то повлиять на экологическую обстановку в мире, а просто собирало статистические данные о заповедниках и природоохранном законодательстве.

Затем, в 1945 году, была создана которая перевела экологическое сотрудничество между государствами на совершенно новый уровень. В 1948 году в ООН было создано специальное отделение — международный совет защиты природы. Именно он отвечал за международное партнёрство в деле защиты окружающей среды. Учёные вдруг начали понимать, что невозможно решить экологические проблемы на уровне одной страны, ведь экосистема — это тонкий механизм, полный неочевидных, затейливых взаимосвязей. Изменение природного баланса в одном месте планеты может катастрофически отразиться на других, казалось бы, очень далёких местах. Необходимость совместного решения проблем экологии стала очевидна.

Дальнейшее развитие

В дальнейшем международная стала одной из важнейших тем для обсуждения на крупнейших научных и культурных событиях. В 1972 году в Швеции прошла конференция ООН по окружающей среде, в которой приняло участие 113 стран. Именно на этом мероприятии были заложены основы современного движения по охране природы. Этот день стал международным праздникомВсемирным днём окружающей среды.

Затем в экологическом движении наступили годы застоя, когда общественные организации по охране природы начали получать всё меньше финансирования, а популярность их идей пошла на убыль. Но в начале 1980-х ситуация стала меняться в лучшую сторону, результатом чего стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Бразилии. Это мероприятие проходило в Рио-де-Жанейро и продолжило дело, начатое в Швеции. На конференции были приняты основные понятия, затрагивающие тему дальнейшего гармоничного развития человечества. Рассмотренная в Рио модель устойчивого развития предлагает абсолютно новый взгляд на дальнейшее развитие человеческой цивилизации. В ней предполагается контролируемое развитие в определённых рамках, дабы не навредить окружающей среде. Конференция в Бразилии обозначила деятельность организаций по охране природы вплоть до наших дней.

Наши дни

На сегодня общество сильно встревожено изменениями в экологии, вызванными деятельностью человека. Многие страны приняли ряд законов, контролирующих а такие организации, как "Гринпис" или Всемирный фонд дикой природы, приобрели миллионы сторонников по всему миру. Практически в любой более-менее крупной стране есть представительства международных организаций по охране природы. Интернет-сообщества и тематические сайты позволяют получать быстрый и удобный доступ к информации, связанной с экологией. Также интернет позволяет координировать усилия людей по всей планете — здесь каждый сможет сделать вклад в защиту экологии.

Наука тоже не стоит на месте, постоянно появляются новые изобретения, приближающие эру экологически чистой энергии. Многие страны начали активное использование природной энергии: энергии ветра, воды, геотермальных источников, солнца и т. д. Конечно, техногенные выбросы не стали меньше, а корпорации всё так же беспощадно эксплуатируют природу ради прибыли. Но всеобщий интерес к проблеме экологии позволяет надеяться на светлое будущее. Давайте рассмотрим крупнейшие общественные организации по охране природы.

"Гринпис"

Организация "Гринпис" на сегодняшний день является популярнейшей природоохранной компанией на Земле. Появилась она благодаря энтузиастам, противостоящим бесконтрольным испытаниям ядерного оружия. Первые члены "Гринпис", они же - его основатели, сумели добиться прекращения ядерных испытаний американцами в районе острова Амчитки. Дальнейшие акции протеста привели к тому, что Франция также прекратила испытания ядерного оружия, позже к ней присоединились и остальные страны.

Несмотря на то что "Гринпис" создавался для протестов против ядерных испытаний, этим его деятельность не ограничивается. Члены организации проводят по всему миру акции протеста, призванные нашей планеты от самоубийственной и глупой деятельности человека. Таким образом активисты "Гринпис" смогли прекратить жестокую охоту на китов, которая ещё в прошлом столетии велась в промышленных масштабах.

Современные протестные акции этой необычной организации направлены на борьбу с загрязнением воздуха. Несмотря на то что вред, который наносят атмосфере выбросы с фабрик и заводов, доказан, корпорациям и их беспринципным владельцам глубоко плевать на всё живое на этой планете, их волнует лишь прибыль. Поэтому активисты "Гринпис" проводят свои акции, призванные остановить варварское отношение к окружающей среде. Печально, но вполне вероятно, что их протесты никогда не будут услышаны.

Всемирный фонд дикой природы

Существуют самые разнообразные организации по охране природы. Список неправительственных объединений будет неполным, если не упомянуть Всемирный фонд дикой природы. Эта организация ведёт свою деятельность более чем в 40 странах мира. По количеству сторонников Фонд дикой природы обгоняет даже "Гринпис". Миллионы людей поддерживают их идеи, многие из них борются за сохранение всех форм жизни на земле не только словом, но и делом, более 1000 природоохранных проектов по всему миру — отличное тому подтверждение.

Как и многие другие общественные организации по охране природы, Всемирный фонд дикой природы ставит своей основной задачей на Земле. Члены этой природоохранной организации пытаются защитить животных от пагубного влияния человека.

Программа ООН по окружающей среде

Безусловно, возглавляет общественные и государственные организации по охране природы Организация Объединённых Наций. Именно её носят наиболее масштабный характер. Практически на каждом собрании ООН затрагиваются вопросы окружающей среды и международного сотрудничества в сфере улучшения экологической ситуации на планете. Отделение, занимающееся проблемами охраны природы, называется ЮНЕП. В его задачи входит контроль за загрязнением атмосферы и мирового океана, сохранение видового разнообразия.

Эта система охраны природы занимается своим делом не только на словах, немало важных международных законов, призванных охранять окружающую среду, было принято именно благодаря ООН. ЮНЕП смог добиться более тщательного наблюдения за перевозкой опасных веществ, также была создана комиссия, которая наблюдает за пытаясь остановить эту напасть.

Российские организации по охране природы

Выше были описаны некоторые международные экологические движения. Теперь давайте рассмотрим, какие организации занимаются охраной природы в России. Несмотря на то что популярность отечественных природоохранных организаций существенно ниже, чем у их международных коллег, всё же эти общества выполняют свою функцию, привлекают новых энтузиастов.

Всероссийское общество охраны природы — крупная и влиятельная организация, занимающаяся проблемами экологии на территории РФ. Она выполняет много различных задач, одна из основных — продвижение знаний об экологии в массы, просвещение людей, привлечение внимания к проблемам окружающей среды. Также ВООП занимается научной деятельностью и следит за соблюдением природоохранного законодательства.

Всероссийское общество охраны природы было создано в далёком 1924 году. То, что эта организация смогла дожить до наших дней, при этом увеличив свою численность до трёх миллионов человек, показывает неподдельный интерес людей к экологической проблеме. Существуют и другие российские объединения защитников экологии, но ВООП, безусловно, самая крупная всероссийская организация охраны природы.

Дружина охраны природы

Дружина охраны природы была создана в 1960 году на и продолжает свою работу по сей день. Более того, некоторые из крупных российских университетов присоединились к этой организации и создали собственные дружины. На сегодняшний день ДОП занимается той же деятельностью, что и другие организации по охране природы в России. Они проводят разъяснительную работу, стараясь повысить образованность граждан в экологической сфере. Помимо этого дружина охраны природы занимается проведением протестных акций против уничтожения диких уголков России, помогает в борьбе с лесными пожарами и делает свой вклад в науку.

Будущее природоохранных организаций

Существуют самые разнообразные организации по охране природы, список некоторых неправительственных их представителей таков:

  1. Всемирный фонд дикой природы.
  2. "Гринпис".
  3. Программа ООН (ЮНЕП).
  4. Всемирное общество защиты животных.
  5. Global Nest.

Количество подобных объединений растёт с каждым годом, они набирают всё большую популярность. Это неудивительно, так как последствия варварской экспансии, проведённой человеком, становятся всё более заметны. Учёные и общественные деятели, как и большинство людей на Земле, давно поняли, что нужно что-то менять, пока мы не превратили нашу планету в безжизненную свалку. Конечно, сегодня мнения людей не являются значимыми ни в одном из существующих государств, что позволяет промышленным магнатам продолжать своё грязное дело, пользуясь безнаказанностью и собственной недальновидностью.

Однако надежда на светлое будущее ещё есть. С появлением интернета неправительственные организации по охране природы получили возможность вести свою просветительскую деятельность с миллионами людей. Теперь каждый, кого волнует экология, может пообщаться с единомышленниками и получить любую необходимую информацию об окружающей среде, стало значительно проще объединять сторонников и координировать протестные акции. Конечно, большинство людей всё так же остаются жертвами многолетней пропаганды, выставляющей движения «зелёных» в неприглядном свете. Однако ситуация может измениться в любую секунду, ведь природоохранные организации стали силой, с которой приходится считаться.

Что можно сделать для охраны природы?

Громкие речи о защите экологии и сохранении видового разнообразия способны будоражить умы юных энтузиастов. Но, к сожалению, это всё, на что способны слова, реальную пользу природе можно принести лишь действиями. Конечно, можно узнать, какие организации занимаются охраной природы в вашем городе, и с головой окунуться в их полезную деятельность. Такой путь подойдёт отнюдь не каждому, поэтому лучше всего начать спасение природы с того, что перестать уничтожать и загрязнять её своими руками.

Каждый хоть раз видел прекрасные лесные поляны, заваленные грудами мусора после чьего-то бурного отдыха. Так вот, прежде чем начать природе, сначала нужно перестать причинять ей вред. Как можно призывать других заботиться об экологии, если вы сами загрязняете окружающую среду? Мусор, собранный после отдыха, вовремя затушенный костёр, деревья, которые вы не убили ради дров, — всё это очень просто, но приносит замечательный результат.

Если каждый будет помнить, что Земля — наш дом, и от её состояния зависит судьба всего человечества, то мир преобразится. Для тех же, кто хочет активнее участвовать в защите окружающей среды, многочисленные российские организации по охране природы готовы предоставить такую возможность. Наступила эпоха перемен, именно сегодня решается, что мы оставим своим потомкам — радиоактивную свалку или прекрасный зелёный сад. Выбор за нами!