Марксистская философия (Marxism). Марксистская философия: основные источники, этапы

Марксизм – это основанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и развитая их последователями, в частности В. И. Лениным, система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая :

    философский материализм и диалектику;

    материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций);

    обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);

    теорию классов и классовой борьбы;

    теорию пролетарской революции и перехода к коммунистическому обществу.

Диалектический материализм

Марксизм стоит на позиции материализма, т. е. считает бытие, материю первичной, а сознание, мышление - вторичными. Сознание - свойство высокоорганизованной материи отражать действительность, поэтому само оно, как свойство, не является материей и не сводится ни к одному из материальных процессов, лежащих в его основе (практическая деятельность общества, высшая нервная деятельность, вторая сигнальная система).

Сознание не только отражает мир, но и изменяет его, поскольку, будучи порождено человеческой деятельностью, оказывает на неё обратное определяющее влияние.

Источником марксистского материализма был материализм Фейербаха, однако в марксизме преодолена односторонность домарксова материализма, заключавшаяся в:

    неисторичности, непонимании развития, эволюции;

    созерцательности, непонимании роли практики, изменения субъектом объекта и самого себя;

    непонимании сущности человека как совокупности общественных отношений.

Диалектика была взята Марксом и Энгельсом у Гегеля (который развивал её с позиций объективного идеализма), но переработана на материалистической основе и утратила многие характерные черты и категории гегельянства. Как писал Энгельс, «…гегелевская диалектика была перевёрнута, а лучше сказать - вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове».

Диалектический материализм рассматривает природу как целое, в котором объекты и явления взаимосвязаны и взаимообусловлены. Всё в природе движется и изменяется: что-то появляется и всё время развивается, в то же время что-то отмирает и исчезает.

В марксизме диалектика - это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления:

1. Единство и борьба противоположностей . Данный закон вскрывает источник развития. Развитие вызывается внутренними противоречиями, которые неизбежно содержатся во всех объектах и явлениях природы: всё имеет свои положительные и отрицательные, исчезающие и развивающиеся, противоречащие друг другу, взаимоисключающие и в то же время взаимопроникающие стороны и тенденции, и внутренняя борьба между ними является сущностью развития.

2. Переход количественных изменений в качественные . Данный закон показывает механизм развития. Развитие природы - это процесс, в котором в результате малых, незаметных и постепенных количественных изменений, внезапно происходит скачок в новое качество (качественный скачок), перерыв в постепенности.

3. Отрицание отрицания . Этот закон показывает направление развития. Каждый новый этап развития характеризуется отрицанием пройденного этапа, но таким отрицанием (диалектическим отрицанием, снятием, которое сохраняет черты прошлого этапа, связь, единство с ним.

В свою очередь, новый этап в дальнейшем также подвергается отрицанию, и таким образом развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но иначе, на более высокой базе. Развитие идёт не по прямой линии и не по кругу, а по восходящей спирали.

Материалистическое понимание истории (исторический материализм)

«Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия».

Марксизм трактует человека как производное от общества, как продукт и субъект общественной трудовой деятельности. Человек есть совокупность всех общественных отношений.

Определяющим условием превращения человекообразной обезьяны в человека марксизм считает труд. Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет образ их жизни. Человек же не просто приспосабливается к данным условиям, а, объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и т. д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определённого образа жизни, культуры и психологии. Человек не является изолированным существом, он всесторонне включён в контакт, общение с обществом, даже когда остаётся наедине с собой.

Осознание человеком себя как такового всегда осуществляется посредством его отношения к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и вместе с тем он несёт в себе некую родовую сущность.

До возникновения марксизма во взглядах на общество безраздельно господствовал идеализм. Даже материалисты до Маркса не были материалистами в понимании общественной жизни.

Важнейшие принципы исторического материализма таковы:

    признание первичности материальной жизни общества - общественного бытия по отношению к общественному сознанию и активной роли последнего в общественной жизни;

    выделение из всей совокупности общественных отношений - производственных отношений как экономической структуры общества, определяющей, в конечном счёте, все другие отношения между людьми, дающей объективную основу для их анализа;

    исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории и понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций;

    идея о том, что история делается людьми, трудящимися массами, а основу и источник побудительных мотивов их деятельности следует искать в материальных условиях общественного производства их жизни.

Марксом был сформулирован закон соответствия производственных отношений (отношений людей по поводу производства материальных благ) уровню развития и характеру производительных сил (совокупности средств производства и людей, занятых в производстве).

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания.

Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Производительные силы определяют производственные отношения. Соответствие производственных отношений уровню производительных сил необходимо для нормального функционирования и развития производительных сил.

Однако, развиваясь в рамках данных производственных отношений, производительные силы на известной ступени своего развития приходят с ними в противоречие. «Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».

Однако исторический материализм отнюдь не рассматривает экономику в качестве единственной активной силы в истории. Исторический материализм требует учитывать относительную самостоятельность различных общественных явлений. Зависимость духовной жизни от материальной, надстройки от базиса, всей социальной системы от способа производства отнюдь не является односторонней.

Исторический материализм обосновывает огромную роль идей, субъективного фактора в развитии общества. История есть результат сложного взаимодействия различных общественных явлений, социальных сил. Но способ материального производства всегда является основой взаимодействия всех сторон общественной жизни, и, в конечном счёте, определяет характер общества и общее направление исторического процесса.

Важнейшей категорией исторического материализма является понятие общественно-экономической формации - исторически определённой ступени в развитии человеческого общества, характеризующейся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.

Это понятие позволяет выделить то общее, что имеется в порядках разных стран, находящихся на одинаковой ступени исторического развития, и тем самым применить в историческом исследовании общенаучный критерий повторяемости, подойти к познанию объективных законов развития общества.

Каждая общественно-экономическая формация представляет собой своеобразный «социальный организм», специфика которого определяется, в первую очередь, материальными производственными отношениями, составляющими базис формации.

Базис образует как бы «экономический скелет» социального организма, а его «плоть и кровь» составляет возникающая на основе данного базиса надстройка (совокупность идеологических, политических, нравственных, правовых, т. е. вторичных, отношений; связанных с ними организаций и учреждений - государство, суд, церковь и т. д.; различных чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, в сумме составляющих общественную психологию и идеологию данного общества).

Базис и надстройка с достаточной определённостью и полнотой характеризуют особенность каждой формации, её качественное отличие от других формаций.

Марксизм выделяет следующие общественно-экономические формации :

    первобытнообщинная,

    рабовладельческая,

    феодальная,

    капиталистическая,

    коммунистическая.

После первобытнообщинной формации в результате разделения труда и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства.

Такое разделение труда приводит к отчуждению от человека всех других видов деятельности, кроме сравнительно узкой сферы его труда. Создаваемые людьми материальные и духовные ценности, а также сами общественные отношения уходят из-под их контроля и начинают господствовать над ними.

Все общественные формации, после первобытнообщинной (исключая будущую коммунистическую) основаны на эксплуатации и антагонизме классов.

По определению Ленина, классы - это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

По Марксу, всякая историческая борьба в любой идеологической области есть более или менее ясное выражение борьбы общественных классов.

Источником борьбы классов является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические (непримиримые) и неантагонистические. Антагонистическими являются, прежде всего, взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы - рабовладельцы, крестьяне - феодалы, пролетарии - буржуазия.

Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (например, между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов.

Политическая экономия

Предметом изучения марксистской политической экономии являются исторически развивающиеся и сменяющие друг друга общественные способы производства, или системы производственных отношений.

Методом марксистской политической экономии является диалектический метод как отражение объективной диалектики (общих законов становления, развития и гибели) способа производства.

Источником марксистской политической экономии явилась политическая экономия Адама Смита и Давида Рикардо, в частности, развитая ими трудовая теория стоимости.

Главным предметом исследования Маркса и Энгельса в области политической экономии являлся капиталистический способ производства (хотя в процессе его исследования Маркс и Энгельс положили начало также и политической экономии докапиталистических способов производства).

Основным трудом, исследующим капиталистический способ производства, является «Капитал» К. Маркса.

Капитализм

Капитализм – это общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом.

Основные признаки капитализма: господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами.

Целью капиталистического производства является присвоение создаваемой трудом наёмных рабочих прибавочной стоимости.

Как закономерная стадия в историческом развитии общества, капитализм сыграл в своё время прогрессивную роль. Он разрушил патриархальные и феодальные отношения между людьми, основывавшиеся на личной зависимости, и заменил их денежными отношениями. Капитализм создал крупные города, резко увеличил городское население за счёт сельского, уничтожил феодальную раздробленность, что привело к образованию буржуазных наций и централизованных государств, поднял на более высокую ступень производительность общественного труда.

Основным противоречием капитализма является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Это противоречие порождает анархию производства, безработицу, экономические кризисы, непримиримую борьбу между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией - и обусловливает историческую обречённость капиталистического строя, создавая объективные предпосылки нового строя, основанного на общественной собственности на средства производства.

Научный коммунизм

Научный коммунизм (или научный социализм) - одна из трёх составных частей марксизма, изучающая социальное движение, направленное на ликвидацию капитализма и построение коммунистического общества.

Научный коммунизм указывает реальный, основанный на науке путь ликвидации эксплуатации человека человеком и введения новой, не знающей противоречий капитализма организации общества, о которой мечтали представители утопического социализма (Оуэн, Сен-Симон, Фурье).

Как составная часть марксизма, научный коммунизм опирается на выводы двух других его составных частей - марксистской философии и политической экономии. Особенно большое значение для научного коммунизма имеют теория классовой борьбы и теория прибавочной стоимости.

«…неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества. Обобществление труда, в тысячах форм идущее вперёд всё более и более быстро … - вот главная материальная основа неизбежного наступления социализма.

Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат. Его борьба с буржуазией, проявляясь в различных и всё более богатых содержанием формах, неизбежно становится политической борьбой, направленной к завоеванию политической власти пролетариатом («диктатура пролетариата»).

Обобществление производства не может не привести к переходу средств производства в собственность общества …

Громадное повышение производительности труда, сокращение рабочего дня, замена остатков, руин мелкого, примитивного, раздробленного производства коллективным усовершенствованным трудом - вот прямые последствия такого перехода».

Классовая борьба

Марксизм считает классовую борьбу движущей силой развития общества, разделённого на антагонистические классы.

«… всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена».

Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса - буржуазию и пролетариат. Пролетариат - первый из угнетённых классов, классовая борьба которого принимает действительно интернациональный характер и всемирный размах.

Основными формами классовой борьбы пролетариата являются экономическая, политическая и идеологическая.

Экономическая борьба - это борьба за профессиональные интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.). Она противодействует наступлению предпринимателей на жизненные условия рабочих, подготавливает рабочих к борьбе за более широкие цели, способствует их революционному воспитанию и организации.

Политическая борьба является высшей формой классовой борьбы пролетариата. Особенности этой формы состоят, во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата. Во-вторых, политическая борьба - это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отдельных предприятий против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов. В-третьих, в политической борьбе складывается партия - высшая форма классовой организации пролетариата. Самое главное в политической борьбе пролетариата - борьба за установление и упрочение им своей власти.

Достижение этой цели невозможно без идеологической классовой борьбы, задача которой состоит, прежде всего, в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния буржуазной идеологии. Идеологическая борьба призвана внести в массы пролетариата социалистическую идеологию, что необходимо для превращения стихийной классовой борьбы в борьбу сознательную.

Социалистическая революция и переход к коммунистическому обществу

Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая при всём многообразии её форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов.

Социальная революция – это коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного строя. Социальная революция завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя; разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую их политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями - господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой государственной власти.

Поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые классы должны ниспровергнуть существующий государственный строй.

Ленин определил революционную ситуацию как совокупность объективных и субъективных условий, складывающихся в обществе накануне революции :

    «кризис верхов», т. е. невозможность для господствующих классов сохранить своё господство в неизменном виде, ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому;

    резкое обострение выше обычного нужды и бедствий угнетённых классов;

    значительное повышение активности масс, их готовность к самостоятельному революционному творчеству.

Глубинная основа революционной ситуации - конфликт между производительными силами и производственными отношениями, но непосредственно она вытекает из взаимоотношений классов.

Время возникновения революционной ситуации, её формы и темпы развития зависят от всей системы социально-политических отношений: от состояния государственной машины, прочности позиций господствующего класса, от силы революционного класса, его связей с другими слоями населения, накопленного им политического опыта.

Если прогрессивные классы по тем или иным причинам не готовы к активным и организованным действиям, то в развитии революционной ситуации наступает спад, массовое революционное возбуждение гаснет, господствующий класс изыскивает средства удержания власти в своих руках.

Социалистическая революция представляет собой высший тип социальной революции и коренным образом отличается от всех революций прошлых эпох, т. к. она производит наиболее глубокие изменения в жизни народов. Прежние революции лишь заменяли одну форму эксплуатации другой; социалистическая революция ликвидирует эксплуататорские классы и искореняет всякую эксплуатацию человека человеком.

Социалистическая революция начинается при отсутствии готовых форм нового способа производства и поэтому носит творческий характер. Захват власти пролетариатом - только начало революционных преобразований. Строительство нового общества охватывает целый исторический период коренных социальных преобразований, который Маркс определил как особый переходный период от капитализма к коммунизму (к первой его фазе, ныне называемой социализмом). Переходный период - это качественный скачок от капитализма к коммунизму.

Орудием построения нового общества в переходный период в политической области служит диктатура пролетариата.

Исторически первой формой диктатуры пролетариата явилась Парижская Коммуна, которая обогатила марксизм ценнейшим опытом, позволившим Марксу сделать вывод о государственной форме будущего социалистического общества.

Диктатура пролетариата - государственная власть пролетариата, устанавливаемая в результате ликвидации капиталистического строя и разрушения буржуазной государственной машины. Пролетариат использует свою власть для подавления сопротивления эксплуататоров, закрепления победы революции, предотвращения попыток реставрации власти буржуазии, обороны от агрессивных действий международной реакции.

Однако диктатура пролетариата означает не только насилие и главным образом не насилие. Её основная функция - творческая, созидательная. Диктатура служит пролетариату для завоевания на свою сторону широких масс трудящихся и вовлечения их в социалистическое строительство, для революционных преобразований во всех сферах жизни: в экономики, культуре, быту, для коммунистического воспитания трудящихся и построения нового, бесклассового общества.

В экономике переходному периоду соответствует сосуществование общественной и частной собственности на средства производства, плана и товарно-денежных отношений, при постепенном сокращении вторых и росте первых.

Социализм и коммунизм

Социализмом принято называть первую, низшую стадию коммунистической общественно-экономической формации.

Коммунистическая общественно-экономическая формация в целом (а следовательно, и социализм, как её низшая стадия) характеризуется общественной собственностью на средства производства, отсутствием товарно-денежных отношений и классов, плановым ведением хозяйства. Коммунизм - это «союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общественную рабочую силу».

Государство, как аппарат насилия господствующего класса, продолжая существовать в переходный период, как диктатура пролетариата, с исчезновением классов должно отмереть.

«Первый акт, с которым государство выступает действительно как представитель всего общества - экспроприация средств производства в пользу всего общества, - будет в то же время его последним самостоятельным актом, как государства.

Вмешательство государственной власти в общественные отношения будет становиться в одной области за другой излишним и прекратится само собой. Управление людьми заменится управлением вещами и регулированием производственного процесса.

Государство не будет «отменено», оно отомрёт».

Однако низшая стадия коммунистической формации - социализм - ещё только выходит из недр капиталистического общества, и поэтому сохраняет распределение по труду.

«…каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам даёт ему. То, что он дал обществу, составляет его индивидуальный трудовой пай. Например, общественный рабочий день представляет собой сумму индивидуальных рабочих часов; индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нем.

Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной форме, он получает обратно в другой форме».

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Подчинение человека разделению труда может исчезнуть лишь при двух непременных условиях:

    когда средства производства переходят из частной в общественную собственность и наступает конец стихийному развитию общества;

    когда производительные силы достигнут такой ступени развития, что люди перестанут быть прикованными к строго определённым орудиям труда и видам деятельности, перестанут быть непосредственными агентами производства.

С этим связаны два коренных изменения: во-первых, прекращается обособление людей в труде, труд в полной мере становится непосредственно общественным; во-вторых, труд приобретает подлинно творческий характер, превращается в технологическое использование науки, когда субъект выступает рядом с непосредственным процессом производства, овладевает, управляет им и контролирует его. Это два непременных условия достижения подлинной свободы, всестороннего развития и самоутверждения человека как разумного существа природы.

Марксистское понимание человека исходит из того, что человек может быть свободным лишь в свободном обществе, где он не только является средством осуществления общественных целей, но выступает прежде всего как самоцель. Идеал такого общества марксизм видит в коммунистическом обществе, так как только в нём человек получит средства, дающие ему возможность полностью выявить свою индивидуальность.

Маркс указывал, что производительный труд должен стать одновременно и самоосуществлением субъекта. Разумеется, специализация трудовых процессов неизбежно будет продолжаться вместе с расширением воздействия людей на природу. Например, биолог всегда будет отличаться по объекту и роду деятельности от геолога. Однако оба они, как и все другие члены общества, будут заниматься свободно избранным творческим трудом. Все люди будут сотрудничать, дополняя друг друга и выступая как субъекты, разумно управляющие силами природы и общества, т. е. подлинными творцами.

Сокращение рабочего дня и громадное увеличение свободного времени дадут возможность людям наряду с профессиональным творческим трудом постоянно заниматься любимыми видами деятельности: искусством, наукой, спортом и т. д. Так полностью будет преодолена односторонность, вызываемая разделением труда, обеспечено всестороннее и свободное развитие всех людей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Сибирская Государственная Автомобильно-дорожная Академия

Центр дополнительного образования

по предмету: Философия

на тему: Марксистская философия

Выполнила:

Сапожникова Т.А.

Калачинск 2008

Введение

Исторические условия возникновения марксистской философии

Теоретические источники марксистской философии

Теория марксистской философии

Практика в марксистской философии

Материалистическая диалектика

Исторический материализм

Литература

Введение

Вся история философии - это история борьбы двух партий философии - материализма с одной стороны и идеализма с другой стороны. Эта борьба актуальна и поныне.

Развитие общественно-исторической практики, науки и философии к середине XIX века требовало их глубочайшего философского осмысления. Именно поэтому в данный период появляются такие направления материалистической философии как позитивизм и марксистская философия, которые ставят перед собой задачи исследования действительности, обнаружения ее законов, понимание и объяснение жизни общества.

В своей работе я рассматриваю причины возникновения, и основные понятия марксистской философии, которая была создана революционными мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

1. Исторические условия возникновения марксистской философии

К середине XIX века буржуазные революции были практически уже позади. Формировался пролетариат, условия которого были тяжелыми или даже невыносимыми. Классовые столкновения все более обострялись. Все больше происходило восстаний (восстание ткачей в Лионе, Германии, широко развертывались движения в Англии). Но на данный момент выступления рабочих носили стихийный характер, они были не организованы.

Противоречия между бедными и богатыми, трудом и капиталом вызывали гневные протесты сторонников утопического социализма (Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн), мечтавшими о социальной справедливости. Но они не видели реальной силы, которая совершила бы такие социальные преобразования

Пролетариат мог освободить себя, лишь разрушив экономические условия эксплуатации, но для этого необходима была организация рабочего класса. Маркс и Энгельс пришли к выводу о всемирной освободительной миссии рабочего класса и неизбежности перехода от капитализма к социализму. Только пролетариат может разрушить старый мир и построить новое общество. Этот вывод мог быть сделан только на основе тщательного научного исследования законов развития общества, и предполагал выработку нового мировоззрения и методологии. На основании этого Карл Маркс и Фридрих Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом» - это научная теория социализма.

2. Теоретические источники марксистской философии

Одной из важнейших предпосылок возникновения марксистской философии стали современные достижения и открытия. Это и создание Эйнштейном теории относительности, Менделеевым периодической системы химических элементов и многие другие открытия.

Но философы, при разработке своего учения, опирались не только на достижения естествознания, но и, прежде всего на достижения общественных наук. Теоретическими источниками марксистской философии являются немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм.

Философия диалектического материализма не могла возникнуть без такого открытия Карла Маркса, как материалистическое понимание истории. Понимание исторического развития - это социально-философская концепция, раскрывающая органическое единство природного и социального, индивидуального и социального, объективного и субъективного, материального и духовного. Она достраивает материализм «доверху», и позволяет качественно с новых позиций рассматривать человека и всю его жизнедеятельность.

Непосредственными предшественниками, оказавшими существенное влияние на философские взгляды Маркса и Энгельса, были Гегель и Фейербах. Их работы были основополагающими для создателей марксистской философии. Они считают себя учениками Гегеля, но с первых шагов они препарируют идеи Гегеля и используют их по своему.

3. Теория марксистской философии

В советской философской литературе укрепилось представление, что философия Маркса и Энгельса - это диалектический и исторический материализм.

Долгие годы велись дискуссии о понимании соотношения диалектического и исторического материализма. Об этих спорах многие оппоненты марксистской философии отзывались, как о «схоластических дискуссиях». Дж. Белл, современный американский социолог, упрекал советских марксистов в незнании подлинных взглядов К. Маркса, в отождествлении их с популяризаторскими взглядами Г. В. Плеханова.

Следует отметить, что сами К. Маркс и Ф. Энгельс не рассматривали свою философию, как исторический и диалектический материализм, а говорили об историческом материализме в рамках своей философии - диалектического материализма. То есть они говорили о «теории исторического процесса», как об историческом материализме, как составной части диалектического материализма.

В естественнонаучном обосновании марксистской философии серьезное значение имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли выдающиеся естественнонаучные открытия. Марксистская философия не принимает позитивистские трактовки природы, познания и общества. Это доказывается тем, что марксистские философы осудили позитивизм, популярного в рабочем движении, Евгения Дюринга, объявившего себя социальным реформатором и выступившего с критикой взглядов Карла Маркса. В ответ Фридрих Энгельс, по предложению К. Маркса, написал серию статей с критикой философских взглядов Дюринга, которые собрал вместе и создал в 1878 году книгу «Анти-Дюринг». В этой работе Энгельс особое внимание уделяет тому, на основе какого метода должно развиваться научное познание, как развивать науку. Именно Энгельсом сформулированы положения марксистской философии о сущности диалектической логики, ее основных проблемах, об отношении диалектики к формальной логики.

Диалектические разработки Гегеля в переработанном виде послужили философским источником формирования материалистической диалектики. В своей критике материалистических взглядов Гегеля основоположники марксистской философии опираются, прежде всего, на материализм Фейербаха, входящий в состав всей материалистической традиции. Диалектический материализм и есть результата коренной творческой переработки того и другого на основе нового осмысления сознательной и природной реальности.

Идеи выдающихся английских экономистов (А. Смита, Д. Рикардо), которые создали экономическую анатомию буржуазного общества и трудовую теорию стоимости, способствовали созданию Марксом и Энгельсом научной социальной философии - исторического материализма.

В процессе критики философии Фейербаха, марксисты раскрыли концепцию материального понимания исторического процесса. Это понимание заключается в том, чтобы исходя из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс общественного производства. А также понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения, то есть гражданское общество на его различных ступенях развития, как основу всей истории. Затем необходимо отразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить обусловленную им различные теоретические взгляды и формы сознания, в том числе религию, философию и мораль. Важно исследовать и проследить процесс их возникновения на этой основе, так как этим можно объяснить процесс развития общества в целом, а следовательно и взаимодействие между его различными сторонами.

Это можно сделать с помощью материалистической диалектики. Материалистическая диалектика по словам Энгельса - это наука об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления, которая не является философией, стоящей над прочими науками

Материалистическая диалектика исходит из признания объективных законов общества, но эти законы и деятельность людей - не два распложенных и независимых фактора движения в обществе, а единый процесс, поскольку социальные отношения существуют и проявляются в деятельности людей: масс, классов, партий, отдельных личностей.

По мнению марксистов, ядро философии заключается в том, чтобы не только различным образом объяснить мир, но и пытаться изменить его. Это объясняет то, что вследствие идеализма ни одна философская система не создала науки раскрывающей законы революционного преобразования общественной жизни. Выведя теорию из практики, марксистская философия подчинила ее интересам революционного преобразования мира. К. Маркс и Ф. Энгельс создали философию масс, в которой обосновали решающую роль народа в истории.

4. Практика в марксистской философии

Еще в своем первом научном произведении - докторской дисертации «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософии Эпикура», молодого Карла Маркса интересует проблема человеческого самосознания. Именно Карл Маркс и Фридрих Энгельс впервые в истории человеческой мысли обратили внимание на то, что сознание - это не абсолютно самостоятельная сила, а имеет свое основание в материальном жизненном процессе. Они указывают, что сознание обладает активностью и действенностью. марксистская философия материализм

Подлинная роль практики в человеческом обществе и человеческой истории они обосновывали в преодолении основных недостатков материализма Фейербаха и всего предшествовавшего материализма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс развивали диалектику в борьбе против метафизики в ее классической форме, для которой «вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого». К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр 21 Маркс уделял огромное значение теоретической мысли, как не просто объяснительной функции философии, а преобразующей функции. Далее он связал эту функцию с тем, что теория служит практике, а практика определяет теорию.

Понимание практики у Маркса и Энгельса имело различные подходы: практика - это предметная деятельность; практика - это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества; практика - это общественно-историческая деятельность людей; практика - это характеристика жизнедеятельности людей.

Сегодня при определении практики все чаще используется понятие субъект и объект, к которым Маркс обратился в своих «Тезисах о Фейербахе». Он писал, что главный недостаток всего предшествующего материализма - включая фейербаховский - заключается в том, что предмет, действенность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Маркс К, Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т3 с. 36-37

Маркс дает определение объекту, как предмету приложения человеческих сил, субъекта, под которым имеется в виду не только отдельный человек, но и человеческие общности (классы, нации, народы, государство и др.) Материально-производственная деятельность («обработка природы людьми») и социально-преобразовательная деятельность («обработка людей людьми») - это основные виды практики по Марксу.

Своеобразие сущностных сил человечества состоит в их опредмечивании. Маркс уделял особое внимание практике и истории промышленности и возникшему предметному бытию промышленности, которое является «раскрытой книгой человеческой сущности». Под результатом практики Маркс понимает изменение материальных и других общественных отношений. Это отражается в его труде «Капитал».

Категория «практика» введенная марксистской философией в анализ процесса познания (основа, цель познания и критерий истины), позволила не только преодолеть агностицизм, но и связала воедино всю концепцию материалистического понимания истории с гносеологией, способствуя их более глубокой разработке.

Для рассмотрения проблем онтологии категория «практика» явилась фундаментом. Раскрытие сущности сознания предполагает указание на отражение в нем прежде всего материальной жизни людей и всех условий их общественного бытия. С материальными условиями постановкой и достижением цели, наличием необходимых средств для ее реализации связано само целеполагание человека. Процессом выработки цели является процесс отражения объективного мира в форме образа предстоящей практической деятельности. Как считают марксисты, цель есть идеальный образ подлежащих созданию предметов, образ, который существует до того, как эти предметы будут произведены.

Марксисты рассматривают все явления и процессы, при взаимодействии их с социальным субъектом, как результат настоящей или предшествующей человеческой деятельности, в сложном взаимодействии ее практических и теоретических, объективных и субъективных моментов, показывая, что практической является вся общественная жизнь.

Марксистская философия - это такая система взглядов, которая опирается на практику человечества, ее осмысление, что позволило марксизму подойти к философии не только как к любомудрию и «душе культуры», пониманию ее как свойства человеческого ума, но увидеть то, что в весьма абстрактной форме сформулировал еще Аристотель - «быть учением о наиболее общих принципах бытия и познания», исследовать эти принципы как законы природы, общества и человеческого мышления.

Философия марксизма внесла качественное изменение в содержание и социальную роль философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс связали в единый узел революционную теорию с революционной практикой.

5. Материалистическая диалектика

Маркс и Энгельс не признавали идеалистической диалектики, по их мнению «стоящей на голове», каковой являлась гегелевская диалектика. Но все же они неоднократно подчеркивали в своих трудах приверженность диалектике, но только разработанной ими самими - исторической форме диалектики - материалистической диалектике.

Диалектика Гегеля по мнению Маркса - это диалектика духа, мышления, «движения мыслей», которая не способствует пониманию сущностных сил самого человека. Для Гегеля субъектом является не действительный человек как таковой, а абстракция человека, его самосознание. Человеческие же сущностные силы - это разумение истинной формы духа, мыслящего, логического духа. Таким образом, Гегель рассматривает всю предметную действительность не как деятельность человека, а как результат творящей идеи. С помощью же материалистической диалектики возможно раскрыть сущность явлений, чего не позволяет сделать идеалистическая диалектика. Здесь важно обращение к действительным явлениям, предметам, источникам действительного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс не только высоко оценивали, но и широко использовали разработанные Гегелем учения, в том числе и учение о противоречиях, о снятии противоречий, как предметном движении, которое вбирает в себя отчуждение и положительные моменты, о диалектике существенности, явления, кажимости, а также о диалектике случайности и необходимости, единичного, особенного и общественного, абстрактного и конкретного, исторического и логического.

Марксистская философия рассматривает связь объективной и субъективной диалектики, как диалектики природы, общества и познания, как отражение объективной диалектики человеческим сознанием, теорией диалектики.

В марксистской философии существуют два подхода к диалектике. Первый подход - это подход к диалектике, как к теории и второй подход - как к методологии познания законов капиталистического общества и человеческой истории. Здесь исследуются изменения явлений, их развитие, переход из одной формы в другую, закономерные связи, законы, открытия, учитывая их специфику, определяемую конкретными условиями.

Рассматривая развитие явлений через противоречия, К. Маркс приходит к уяснению существенности явлений, открытию экономических и других законов. Так рассмотрение труда абстрактного и единства конкретного труда К. Маркс смог определить стоимость товара.

Марксистская философия исследует категории и законы диалектики, основные диалектические принципы - развития, связи, детерминизма и др.

В марксистской философии диалектика процесса познания исходит прежде всего из развития общественно-исторической практики, которая выступает основой познания, целью познания и критерием истины. Так же она рассматривает процесс познания через диалектику абсолютного и относительного, объективного и субъективного, чувственного и рационального моментов познания.

К. Маркс уделил внимание специфике познания общественных явлений, их роли в познании диалектических методов - метода восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, а так же метода единства исторического и логического.

Материалистическая диалектика рассматривает абстрактное и конкретное не как два различных понятия, а как два связанных друг с другом момента одного и того же понятия. Одно и то же понятие может быть и абстрактным и конкретным. В отношении к одному понятию оно может быть конкретным, ибо его содержание наполнено большим числом определений, а в отношении к другому содержанию, которое богаче определениями, - абстрактным. Процесс образования понятий начинается с конкретности чувственного познания, которую можно назвать диффузной, хаотической конкретностью. Эту конкретность живого, чувственного созерцания иногда ошибочно называют понятием.

От этой первоначальной конкретности происходит переход к абстракции, к выявлению отдельных сторон, свойств предметов, выражающих сущность. В итоге от отдельных, простых абстракций переходим к новому конкретному, которое представляет собой закономерную связь, систему различных абстрактных определений.

Материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления одновременно является теорией познания и логикой. Законы мышления в ней совпадают с законами бытия по своему содержанию, так как первые являются отражением вторых. Материалистическая диалектика при изучении мышления и ее законов ставит своей задачей также обнаружение отраженных в них объективных законов. Она ставит своей целью дать научное понимание объективной действительности, вскрыть законы ее развития. Это научное понимание действительности возможно как обобщение результатов развивающегося процесса познания. Вне изучения опыта всех наук, вскрывающих законы движения отдельных сторон действительности, всей многообразной практики людей, нельзя постигнуть наиболее общие законы развития природы. Общества и мышления.

Материалистическая диалектика понимает мышление как субъективную деятельность. Она вскрывает законы движения вещей и процессов, становится методом движения мышления к обнаружению объективной природы предмета. Диалектика направляет процесс мышления по объективным законам, с тем чтобы мысль в своем содержании совпала с объективной реальностью, то есть привела к объективной истине.

Материалистическая диалектика снимает вопрос о существовании чистой онтологии как таковой, которая бы изучала только законы бытия.

Познанные законы и формы развития превращаются в сознательно используемые принципы и проблемы теоретического мышления, и, таким образом объективное становится субъективным, формой деятельности познания человека.

Предметом материалистической диалектики являются наиболее общие законы объективного мира, но эти же законы становятся законами и формами постижения мыслью объективного мира, они используются человеком для дальнейшего познания и практического переустройства действительности. Поэтому в задачу материалистической диалектики как науки входят: обнаружение наиболее общих законов развития объективного мира; раскрытие значения их как законов мышления, уяснение их функции в движении познания.

К. Маркс и Ф. Энгельс создают материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. Она стала «душой марксизма», так как способствовало не только разработке всех составных частей марксистской теории, но и явилась методологической основой для решения практических задач.

6. Исторический материализм

Основным вопросом философии является понимание исторического процесса. В марксистской философии ответ на этот вопрос дается с помощью исторического материализма.

Марксистская философия утверждает, что люди сами являются творцами истории, но творят ее не по произволу, а на основе унаследованных ими от прошлых поколений объективных, материальных условий, в соответствии с объективными законами. Бытие людей определяет их сознание, то есть сознание отражает общественное бытие.

Но эти два понятия не являются одинаковыми. Общественное бытие и общественное сознание не тождественны, так же как не тождественны бытие вообще и познание вообще. Из того, что люди вступают в общение как сознательные существа, никак не следует, что общественное сознание являлось одинаковым по значению общественному бытию. Вступая в общение люди не сознают того, какие при этом образуются общественные отношения, по каким законам они развиваются.

Дело не в том, что люди субъективно не желают сознавать это, а в том, что они объективно не могут. Не могут потому, что общественное сознание не в состоянии охватить сумму всех тех изменений, которые происходят в общественном бытии, так как оно является отражением этого общественного бытия. Эти изменения не проходят через общественное сознание, из них складывается необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от общественного сознания, не охватываемая им полностью никогда. Учение К. Маркса состоит в том, что общественное бытие отражается в общественном сознании, и это отражение может быть верной приблизительной копией отражаемого.

Это положение является исходным во всей теории исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса, которое связано с исходным положением философского материализма. Здесь как и в философском материализме материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества.

Маркс и Энгельс, ведя борьбу с философами, которые были «материалистами внизу и идеалистами вверху», обратили главное внимание на достраивании философии материализма доверху, то есть на материалистическое понимание истории. В своих работах говоря об историческом материализме они делали основной акцент на слове «исторический».

Исторический материализм тесно связан с жизнью, и непросто с жизнью, а с революционной жизнью общества. «Без этой связи правильные положения исторического материализма теряют свою ясность и определенность, лишаются силы и жизненности, становятся жертвой догматизма и сектантства, разложения и очень часто встречающегося «растворения» в других, в совсем не марксистских утверждениях», - В. И. Ленин. Так же они теряют свою истинность, основное качество всякой научной теории.

В марксистской философии утверждается единство естественно исторических законов развития природы и общества. Но при этом между ними определяется существенное различие. Этот закон выражает устойчивое, прочное в отношениях между явлениями, но в природе в отличии от общества он выступает как взаимодействие слепых, стихийных сил. В обществе же он возникает и функционирует в процессе целенаправленной деятельности людей.

Следовательно, по мнению марксистов, общество - это новая и высшая ступень в развитии материального мира. Будучи особой и высшей ступенью материального мира, общество представляет собой саморегулирующуюся систему, имеющую свой внутренний источник развития и оказывающую активное и сознательное воздействие на природу (в отличии от стихийного воздействия природы на общество).

Большим достижением марксистской философии была разработанная К. Марксом идея об общественно-экономических формациях. Понятие общественно-экономической формации - одно из центральных понятий исторического материализма, выработанное марксистской философией. В основе этого понятия лежит способ добывания средств к жизни, а также связь между людьми, которая возникает под влиянием данного способа, и система отношений возникающих при этом. При этом образуется та основа общества, которая облекается политико-юридическими формами и известными течениями общественной мысли.

Идея Маркса об общественно-экономических формациях, выдвинутая им в качестве научной гипотезы, открывала новые возможности познания развития общества. Выделяя из всех общественных отношений производственные отношения как первоначальные и определяющие, К. Маркс нашел объективный критерий для строго научного анализа исторических и общественных проблем. Он сделал анализ возникновения политико-юридических форм, который был намного глубже тех представлений, что господствовали в современное ему время, распространив его на происхождение самих общественных идей человека, сделав вывод о зависимости «хода идей» от «хода вещей».

Анализ материальных общественных отношений, введенный марксистской философией, позволил выявить повторяемость и правильность в развитии социальных явлений и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие общественной формации. Но при этом К. Маркс и Ф. Энгельс истолковывали конкретный исторический процесс какой-либо страны или групп стран как открытие в своем противоречивом развитии не одну, а часто две и более возможностей.

В истолковании марксистов общественно-экономические формации - первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая - являются историческими эпохами в прогрессивном развитии человечества.

При величайшем многообразии исторических явлений понятие общественно-экономической формации отражает единство и цельность исторического процесса, что имеет громадное значение для исследования конкретной истории, познания диалектики исторического процесса.

Мыслители прошлого нередко стремились к созданию законченного учения, которое должно дать ответы на все вопросы. Но это противоречило жизни - непрерывно текучей и изменчивой.

Марксистская философия в отношении не только к действительности, но и также в отношении к самой себе коренным образом отличается от всех предшествующих ей философских систем. Она не только критична, но и само критична. Основные принципы марксистской философии основаны на практике общественного развития, на новых достижениях науки, новом опыте.

В современном мире, а особенно в России, многие упрекают марксистскую философию. Но в истории человечества не так много людей, которые оказали такое колоссальное воздействие не только на развитие духовной культуры, но и на судьбы человечества.

Ядром философии является то, чтобы не только различными способами объяснять мир, но и пытаться изменить его. По мнению К. Маркса, стремление духовности к материальности изменит мир в лучшую сторону.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса первой создала идею о революционном развитии общества, о том что на его развитие влияют не отдельно взятые личности, а народ в целом.

Литература

«История философии в СССР в пяти томах», том 4. - М: «Наука», 1971г.

«Философия», под ред. Лавриненко В. Н. - М: Юрист, 1998 г.

Спиркин А. Г. «Основы философии» - М: Политиздат, 1988 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование и развитие марксистской философии, ее характерные черты. Три группы основных идей философии Маркса. Общественное бытие и материальная жизнь общества. Понятие производительных сил и отношений. Концепция человека в марксистской философии.

    реферат , добавлен 05.07.2011

    Основные этапы становления и развития марксистской философии, главные идеи, методологические принципы; категории диалектики материализма, "практика" как целенаправленная деятельность людей по преобразованию объективного мира; труды классиков марксизма.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    История возникновения, характеристика периодов формирования и развития марксизма, особенности основных этапов. Качественные отличия философии, созданной К. Марксом, сущность теории его противников. Характеристика и особенности ленинского этапа марксизма.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2011

    Вклад основоположника марксизма - Карла Маркса в развитие системы научных знаний о человеке и обществе. Научная значимость творческого наследия Маркса. Сходства и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля. Значение исторического материализма.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Исторические условия возникновения средневековой философии. Изучение проблем души и тела, разума и веры, свободной воли. Мировоззренческие теории Шопенгауэра, Кьеркегора и Ницше. Понятие, структура и законы диалектики. Глобальные проблемы современности.

    курс лекций , добавлен 13.04.2013

    Понятие и основополагающие принципы марксистской философии, история развития. Научное обоснование догадок натурфилософии XVIII в. Судьба марксизма в XX столетии, оценка его положительных и отрицательных сторон. Идеологическая сила философии сталинизма.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Рационально-схоластическая философия средних веков. Научные определения материи. Предпосылки возникновения и специфика марксистской философии. Принципы научной теории познания. Предназначение философии, ее смысл и функции. Философское понятие культуры.

    шпаргалка , добавлен 05.02.2010

    Формирование и развитие философских идей К. Маркса. Вклад Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова в разработку теории марксизма. Влияние марксистской философии на судьбы народов не только нашей страны, но и всего человечества.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Познание, как целенаправленный процесс изучения чего-либо и контакт человека с окружающим миром вообще. Суждение и этические школы античной философии. Эпикур - великий древнегреческий материалист. Противоположность марксистской и гегелевской диалектики.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    На чем основано мифологическое мировоззрение. Исторические этапы развития философии. Философия всеединства в России. Каково место философии в советской и постсоветской философии. Философский смысл понятий "бытие" и "материя". Основные законы диалектики.

Марксистская философия возникла в первой половине 40-х годов 19 ст. благодаря стараниям двух фундаментальных отцов пролетарского класса – Карлу Марксу (1818- 1883) и Фридриху Энгельсу (1820 – 1895). Теория марксизма включает в себя политэкономию, а также социально – политическую проблематику (научный коммунизм).

Появление марксизма было обосновано критикой идеалистической философии Гегеля, метафизического материализма Фейербаха. В основу философии марксизма легли такие труды мировых философов и ученых, как английская политэкономия Адама Смита, целое направление французского социализма-утопизма Сен-Симона, Фурье, Оуэна, немецкая классика Канта, Фихте, Шеллинга. Маркс и Энгельс были изначально младогегелианцами, поэтому философия марксизма появилась, как левая форма ответвления гегелианского течения.

Марксизм, как философское течение, отстаивает позицию первичности материи. Сознание – вторично и является формой и способностью высокоорганизованной материи превозносить действительность, и поскольку оно тесно связано с человеческой деятельностью, то не может быть прямым отхождением материи, потому что направлено на ее изменение.

Понятие диалектического материализма, которое выступает в марксизме ключевым, отображает природу, как целое, где обьекты и явления взаимообусловлены между собой. Мир вокруг нас быстротечный и изменяемый – все течет и движется, что-то появляется и что-то исчезает, но эти события связаны между собой. Борьба и единство противоположностей – это закон, который отображает источник развития. Все явления и обьекты природы имеют противоположные основы в своей сути и только благодаря их вечной борьбе происходит такое таинство жизни, как развитие, движение вперед. Закон, который отображает механизм развития в полной мере – это переход количественных изменений в качественные. Постепенные количественные изменения, которые накапливаются в природе, переходят в резкий качественный скачек. Третьим законом диалектического материализма является отрицание отрицания. Каждый новый этап в своей сути отрицает пройденный ранее этап. Таким образом перед нами предстает направление развития. Впервые была предложена система восходящей, спиралевидной модели развития. Каждый предыдущий этап помнит и имеет в своем запасе качества предыдущего, но переходя на новый виток, дает нечто новое, не похожее, отрицающее уже полученное ранее.

Исторический материализм – толкование истории на марксистских начала – в полной мере отображает суть этих трех законов. Во-первых, история имеет цикличный процесс, а также человек выступает как субьект общественной деятельности. Труд формирует человека. Он помогает переходить ему на новую ступень развития, новый качественный этап, но в то же время и отдает самого человека от сути. Мы обосабливаем свое отношение к другим людям, к социальным группам, и таким образом осознаем себя, как личность, как человека трудового. Отчуждение трудового человека происходит в результате того, что он (человек) не властвует над теми товарами, которые являются результатом его трудового действия. Буржуа полностью поработили рабочий класс, поэтому, находясь в отчуждении, человек чувствует себя изгоем. Чтобы разрушить это отчуждение, человеку нужно работать ради результатов своего труда и получать от этого удовольствие. Таким образом, провозгласив первенство пролетарского (рабочего) класса, Маркс и Энгельс доносят идеи коммунистического общества, где пропадет надобность потреблять товары, а их появление и распространение будет естественным товарообменным путем, поэтому труд не будет довлеть над человеком, а будет его качественной характеристикой, формирующим фактором.

Скачать данный материал:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине философия

Марксистская философия

Екатеринбург 2010 г.


Марксистская философия

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблемем земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Философия марксизма есть исторический и диалектический материализм. Материализм был применен к исследованию природы, общества и самого человека. Марксистской философии присуща диалектика, как метод философского мышления и теория развития. Для этой философии характерна ориентация на практическое изменение мира, в котором существует человек труда.

Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883)и Фридрих Энгельс (1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление было обусловлено рядом обстоятельств:

1. Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.

2. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.

3. Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия - гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.

Философская эволюция Маркса и Энгельса выразилась в переходе от идеализма к материализму и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Существенное влияние на формирование философских позиций Мракса и Энгельса оказали английская политическая экономия в лице А.Смита и Д.Рикардо и французский утопический социализм (А. де Сен-Симон и Ш.Фурье).

1844-1848 годы – весьма ответственный период в жизни Маркса и Энгельса. когда происходит их знакомство и выработка философских основ нового мировоззрения в процессе пересмотра философского наследия Гегеля и Фейербаха.

Главными положениями новой философии стали:

Органическое сочетание принципа материализма с диалектическим методом познания природы и общества, что нашло выражение в развитии диалектического и исторического материализма. Используя разработанный Гегелем диалектический метод мышления, Маркс и Энгельс применили его к анализу объективной действительности, утверждая, что субъективная диалектика (диалектика мышления) есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества.

Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины.

Совершенно новаторским в марксизме стало рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее в своей основе экономическую деятельность людей, порождающую социально-классовое деление общества. Тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания явился способом решения основного вопроса философии применительно к обществу. Это позволило преодолеть односторонность социального идеализма, господствовавшего в истории философской мысли до середины XIX в.

Распространение материалистического принципа в объяснении мира на понимание истории позволило увидеть внутренние социальные противоречия как источника развития общества. Исторический процесс предстал как поступательная смена общественно-экономических формаций и лежащих в их основе способов материального производства.

Гуманистическая направленность марксистской философии связана с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения. Именно этой идеей проникнуты все совместные ранние работы Маркса и Энгельса, связанные с переосмыслением антропологического материализма Фейербаха.

Общие мировоззренческие установки вовсе не исключали особенностей философских взглядов каждого из основоположников марксизма. Так, Энгельс сосредоточил свое внимание на изучении проблем философии природы, в работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг» он дает философский анализ достижений естествознания в создании научной картины мира. Выдвинутые им принципы классификации форм движения материи и исследование процесса антропогенеза и социогенеза не потеряли свое значения для современной науки.

Философские взгляды Маркса по сути своей антропоцентричны, так как его интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе. Этому посвящена его ранняя работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года», впервые опубликованная в 1932 г., в которой он исследует условия отчуждения человека в обществе. В основе социального отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение человека в сфере экономике, связанное с возникновением частной собственности, что приводит к отчуждению человека от самого процесса труда и его продуктов, а также к отчуждению в сфере общения, к разрыву социальных связей. Процесс исторического развития рассматривается им как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации отчуждения и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека. По сути дела создание основного труда его жизни «Капитала» было вызвано не просто интересом к анализу тенденций развития буржуазного экономического строя, но и поиском реальных условий освобождения человека от позорных последствий принудительного труда. Таким образом, в отличии от абстрактного гуманизма Фейербаха гуманизм Маркса опирается на глубокий анализ самой действительности.

Марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленное Руссо, опирается на представление, что капиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая порождает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процесс был разделен на две крупные эпохи:

1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации). В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или государства, стихией рынка и т.д. На смену предыстории должна придти подлинная история, которая будет твориться людьми сознательными. Идея социалистической революции – идея радикального способа перехода общества из состояние несвободы в царство подлинной свободы. В Марксизме революция рассматривается как изменение экономических основ общества, преодоление частной собственности, как источника эксплуатации человека человеком. Этот переворот должен осуществить пролетариат, как неимущий класс, а сама революция станет двигателем исторического процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории человечества, эпохой полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунизма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей. В итоге утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.

«Манифест Коммунистической партии» – первое программное произведение марксизма. «Капитал» – основное произведение марксизма в котором Маркс раскрыл экономическое строение современного ему капиталистического общества. В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования.

Марксизм состоит из трех частей: материалистическая философия, политическая экономия, теория научного социализма. В Западной Европе – Меринг, Лафарг, Каутский и т.д. Благодаря их усилиям, марксизм стал международным явлением. В России марксистская теория стала проникать в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Ленинизм – это марксизм эпохи подготовки и практического осуществления пролетарских революций в некоторых странах Европы.

Взгляды Ленина изложены в «Философские тетради», «Государство и революция», «Материализм и империокритицизм». Взгляды Ленина были очень радикальными. В марксистской теории он видел, прежде всего, инструментальную функцию, которая обслуживала бы практику политической борьбы.

Основное в системе марксизма – это дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.

Судьба учения Маркса и Энгельса весьма драматична, так как дальнейшее развитие марксизма как социально-политического и философского течения сопровождалось бесчисленными фальсификациями и односторонними интерпретациями. В этой связи можно говорть о многообразии версий марксизма в контексте разных эпох и особенностей национального восприятия его учения в разных странах. Так, применительно к России можно говорить о ленинской, плехановской, сталинской и других версиях марксизма.

Основателями марксизма были К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895). Их философия изложена в целом ряде трудов. В частности, К. Маркс и Ф. Энгельс "Немецкая идеология", "Манифест коммунистической партии"; К. Маркс "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "К критике политической экономии", "Предисловие", "Капитал". Т. 1", "Критика Готской программы"; Ф. Энгельс "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Карл Маркс", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии".

Философия марсксизма возникла в 40-е гг. XIX в. Ее теоретическими источниками были самые значительные философские, экономические и социально-политические теории конца XVIII — начала XIX вв. и, в частности, немецкая классическая философия в лице таких мыслителей, как Гегель и Фейербах, классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо), работы социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и труды французских историков эпохи Реставрации (Тьери, Гизо, Минье). Возникновению марксистской философии способствовали великие достижения в области естественных наук: закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Дарвина и др. и их философское обобщение. Как видим, Маркс и Энгельс в своей творческой деятельности опирались на самые значительные идеи своего времени, которые они критически переработали, усвоив все наиболее ценное из созданного их предшественниками.

Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм , по мысли Энгельса, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи, специфическая функция человеческого мозга, обладающая способностью отражать объективно существующий мир. Диалектическая сущность марксизма определяется признанием всеобщей взаимосвязи предметов и явлений мира, находящихся в постоянном движении и развитии.

Составной частью марксистской философии выступает исторический материализм, изучающий наиболее общие законы развития человеческого общества. Главное отличие философии марксизма от всех предыдущих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.

А теперь рассмотрим наиболее подробно суть диалектического материализма. Диалектический материализм изучает соотношение сознания и материи, мышления и бытия, законы, категории, в самой общей форме выражающие универсальные формы бытия и познания.

Диалектический материализм считает, что материя первична, а сознание вторично.

Фундаментальным принципом марксистской теории познания является диалектико-материалистическое решение вопроса о примате материальной действительности по отношению к мышлению, признания основой процесса познания человеческой практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающей его действительностью в конкретно-исторических условиях и одновременно выступающей в качестве критерия истинности или ложности результатов человеческой деятельности.

Согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, человек и природа тесно связаны друг с другом и одновременно представляют собой две разнокачественные материальные системы. Воздействуя всеми возможными способами, и, в первую очередь, орудиями труда на явления природы, человек преобразует природу и одновременно изменяется, развивается сам. Именно такая предметная материальная деятельность людей называется практикой. Практика, понимаемая в самом широком смысле, выступает стрежневым понятием, в первую очередь, в теории познания.

Важнейшая роль в философии, согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, принадлежит всеобщим диалектическим законам развития и категориям.

Ф. Энгельс полагал, что знание универсальных законов имеет определяющее значение в познании природы, общества и мышления, но конкретные формы их проявления возможно изучать только на основе и знании частных законов, т. е. законов, характерных только для отдельных конкретных сфер человеческой деятельности.

Важное значение в марксистской теории познания принадлежит категориям. Обобщенно они отражают универсальные формы бытия и познания.

Основные идеи исторического материализма были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом уже в своих первых работах, таких, как "Экономическо-философские рукописи 1884 года", "Святое семейство", "Немецкая идеология" и особенно в работах "Нищета философии" и "Манифест коммунистической партии". Дальнейшее развитие и углубление эта теория получила в последующих трудах основоположников этого учения.

Предметом исторического материализма выступает общественная жизнь во всем ее многообразии и сложности. В ней, по представлениям Маркса и Энгельса, действуют социальные законы, имеющие универсальный характер. К ним относятся: закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; определяющей роли производительных сил по отношению к экономическим отношениям; определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке, а также относятся закон разделения общества на классы и классовой борьбе, характерный только для нескольких общественно-экономических формаций.

Особенность исторического материализма состоит в том, что общественное развитие он рассматривает как естественно-исторический процесс, т. е. такой же закономерный и объективный, как и природные явления, не только не зависящий от людей, но формирующий их волю и сознание.

Далее рассмотрим основополагающие идеи исторического материализма. При изучении человеческого общества основоположники марксизма исходят из того, что фундаментальной основой общественной жизни выступает материальное производство. Чтобы существовать, общество должно что-то производить.

Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство есть не что иное, как воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе — трудовая деятельность людей.

Важную роль в материальном производстве основоположники марксистской философии отводят производительным силам общества и производственным отношениям и взаимоотношению между ними. Под производительными силами подразумеваются те, при помощи которых общество воздействует на природу и использует ее в своих целях.

Главная роль в материальном производстве, по мнению Маркса и Энгельса, принадлежит общественным производительным силам, под которыми подразумеваются созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ.

Важное значение в материальном производстве имеют производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения — экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями.

Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.

Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.

Согласно представлениям основоположников марксистской философии, взаимодействие производительных сил и производственных отношений осуществляется в соответствии с законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это означает зависимость производственных отношений от производительных сил. Радикальные изменения в производительных силах требуют изменений в производственных отношениях. В свою очередь производственные отношения могут способствовать или же тормозить развитие производительных сил.

Одним из существенных компонентов исторического материализма является учение об общественно-экономической формации. Анализируя историю существования человеческого рода от глубокой древности до XIX в., основоположники марксизма выделили ряд периодов, имеющих много общего и одновременно отличающихся друг от друга. Исторический материализм выделяет пять основных общественно-экономических формаций, различающихся друг от друга формами собственности и базирующихся на ней производственных отношений: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

При анализе общественно-экономической формации наряду с использованием таких понятий, как материальные и идеологические отношения, марксизм использует также понятия "базис" и "надстройка". Эти понятия соотносительные и тесно связаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис — это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений.

Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. По мере исторического развития общества активность надстройки увеличивается, и она может оказывать существенное влияние не только на функционирование своего базиса, но и на его изменение.

Поступательное развитие человеческой цивилизации, согласно марксизму, осуществляется благодаря смене общественно-экономических формаций. Преемственность истории определяется производительными силами, которые постоянно совершенствуются и развиваются. Что же касается производственных отношений, то для их развития характерна прерывность. Выполнившие и исчерпавшие свой ресурс производственные отношения отмирают или же ликвидируются, а на их месте возникают более современные и эффективные производственные отношения.

Значительное место в социальной философии марксизма отводится изучению социальной структуры общества, происхождению классов, классовой борьбе и социальной революции.

Кроме рассмотренных проблем, исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса уделяет внимание вопросам значения науки в истории человечества, роли народных масс и личности в истории общества, а также проблемам этики и эстетики.