Роль россии в мобилизации отпора вызову международного терроризма и экстремизма, в противодействии другим новым вызовам и угрозам. Новые» угрозы международной безопасности Новые угрозы безопасности имеют более широкий понятийный смысл и включают в себя не

Разделяем обеспокоенность мирового сообщества эволюционирующей террористической угрозой. Перед цивилизованным миром по-прежнему стоят задачи организации коллективного отпора терроризму при центральной координирующей роли ООН, на основе международного права, без политизации, скрытых повесток дня и «двойных стандартов».

На международных площадках Россия традиционно выступает с различного рода предложениями и инициативами, направленными на противодействие подпитке терроризма ‑ идеологической, кадровой и материальной, особенно - оружием.

Последовательно отстаиваем линию на строгое соблюдение государствами соответствующих принципов и норм международного права, включая Устав ООН, при принятии мер по борьбе с терроризмом, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН, прежде всего 1373, 1624, 2178, 2199, 2253, 2354, 2396, нацеленных, в том числе, на укрепление мер выявления и пресечения каналов подпитки терорганизаций, а также резолюций СБ ООН, устанавливающих санкционные режимы в отношении ИГИЛ, «Аль-Каиды» и Движения талибов. Настроены на повышение санкционного давления на эти террористические организации и связанные с ними группировки и лица по линии комитетов СБ ООН 1267/1989/2253 и 1988.

Россия энергично поддерживает усилия Контртеррористического комитета СБ ООН и Контртеррористического исполнительного директората по мониторингу выполнения государствами упомянутой базовой резолюции СБ ООН 1373.

Придаем важное значение всеобъемлющей реализации всех четырех основных направлений Глобальной контртеррористической стратегии ООН.

Выступаем за согласование проекта Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме, которая содержала бы общепризнанное определение терроризма. Исходим из необходимости найти такое решение, которое было бы приемлемым для всех государств-членов ООН. Только тогда данная конвенция сможет реально стать всеобъемлющей и послужит эффективным инструментом мирового сообщества в борьбе с терроризмом.

В целях повышения эффективности международного сотрудничества в приоритетной для Российской Федерации области противодействия международному терроризму в 2017 г. в рамках запущенного процесса реформирования ООН и перестройки ее контртеррористической архитектуры активно содействовали созданию в Секретариате ООН Управления по контртерроризму (УКТ; учреждено 15 июня 2017 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 71/291), которое возглавил заместитель Генерального секретаря ООН россиянин В.И.Воронков. Россия оказывает необходимое финансовое и экспертное содействие УКТ в его работе, прежде всего по линии предоставления профильного техсодействия странам Центральной Азии.

Перед мировым сообществом остро стоит проблема иностранных террористов-боевиков (ИТБ), которые после военного поражения ИГИЛ в Сирии и Ираке массово возвращаются в страны происхождения или проживания либо перемещаются в третьи страны – особенно в те, где им легче избежать наказания за свои преступления. Считаем, что добросовестный обмен информацией об ИТБ является одним из наиболее востребованных инструментов в борьбе с этим феноменом. В этой связи призываем иностранных партнеров подключиться к созданному НАК России Международному банку данных по противодействию терроризму.

За последние несколько лет удалось постепенно разморозить взаимодействие по антитеррору с рядом западноевропейских партнеров. В сентябре 2017 г. после долгого перерыва восстановлена работа подгруппы по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотиков и оргпреступности российско-германской Рабочей группы высокого уровня по вопросам политики безопасности. Возобновлена деятельность соответствующих рабочих групп и с другими странами. В частности, последние заседания в таком формате под сопредседательством заместителя министра иностранных дел Российской Федерации О.В.Сыромолотова состоялись с Италией – в декабре 2017 г. в Москве, с Турцией – в июне 2018 г. в Анкаре, с Испанией – в июле 2018 г. в Мадриде.

На регулярной основе осуществляются контакты по антитеррору со швейцарскими и сербскими партнерами.

Удовлетворены результатами соответствующих контактов с США.

Поддерживаются двусторонние контакты по различным аспектам антитеррора со странами Африки, в том числе в формате рабочих групп с Египтом и Мали.

Международное антиэкстремистское сотрудничество

Наша страна обладает уникальным ресурсом противодействия экстремизму и радикализации, состоящем в способности эффективно подключать элементы гражданского общества (традиционные конфессии, образовательные, научные и деловые круги) к антиэкстремистским задачам в формате государственно-частного партнерства.

Сохраняем сдержанное отношение к инициативам, которые не учитывают данные принципы. Речь идет об активно продвигаемой с 2015 г. концепции «противодействия насильственному экстремизму» (ПНЭ), создающей условия и предпосылки для вмешательства во внутренние дела государств, дестабилизации «неугодных режимов» за счет оправдания действий террористов и «насильственных экстремистов», смягчения уголовно-правовой ответственности в отношении данной категории преступников. Понятие «насильственный экстремизм» нигде в международных документах не определено и «размывает» традиционные задачи антитеррора, в том числе на площадке ООН.

Важно совместно вырабатывать и продвигать оптимальные стандарты эффективного сотрудничества в области борьбы с экстремизмом. Хорошим примером в этом смысле является одобренная в июне 2017 г. государствами-участниками Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, которая в отличие от концепции ПНЭ отражает выверенные коллективные подходы России и ее единомышленников к борьбе с терроризмом и питающим его экстремизмом.

Эффективная борьба с экстремизмом невозможна без создания в обществе атмосферы отторжения насилия, что предполагает объединение усилий компетентных органов и гражданских структур, а также СМИ. Поддерживаем идеи, направленные на закрепление в международно- правовом понятийном аппарате концепции «добровольных контртеррористических ограничений СМИ и официальных лиц», подразумевающей воздержание от нагнетания медийного контекста, способного поддержать, а то и спровоцировать ведущую к терроризму радикализацию общественных и политических настроений.

Противодействие провокационной и дезинформационной деятельности организации «Белые каски» в Сирии

Подчеркиваем недопустимость «двойных стандартов» в области антитеррора, проявляющихся, в частности, в финансировании рядом государств деятельности псевдогуманитарной организации «Белые каски» (БК) в Сирии.

Поддерживаем инициативы представителей гражданского общества, независимых экспертов по изобличению устойчивых связей «белокасочников» с террористическими структурами, осуществлявшихся членами БК грабежей и мародерств, захватов школ, детских садов и поликлиник с прекращением их работы, а также пожарных станций, магазинов и частных домов. Обращаем внимание мировой общественности на факты участия псевдогуманитарщиков в инсценировках химических атак, артиллерийских и авиаударов, убийствах гражданских лиц, в том числе детей, в целях незаконного изъятия органов. Отдельно акцентируем тот факт, что БК содействовали расширению вербовочной деятельности террористических организаций.

Соответствующую информацию, в том числе полученную из открытых источников, представляем на международных площадках, в частности в ООН, привлекаем внимание мирового сообщества к проблеме, которое, к сожалению, в отношении БК продолжает пребывать в совершенно необоснованных иллюзиях.

Международное сотрудничество в решении мировой проблемы наркотиков

Россия традиционно играет одну из ключевых ролей в решении мировой проблемы наркотиков, является Стороной трех профильных антинаркотических конвенций в сфере контроля над наркотиками – Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., является членом Комиссии ООН по наркотическим средствам.

Основной целью внешнеполитической усилий России на антинаркотическом треке является значительное сокращение производства и потребления опиатов, кокаина, каннабиса, а также синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ с долгосрочной перспективой по созданию общества, свободного от наркотиков. Решение этих задач должно основываться на принципах общей и совместной ответственности всех государств в решении мировой проблемы наркотиков, а также комплексного и сбалансированного подхода к стратегиям и мерам по сокращению спроса и предложения на наркотики, включая недопустимость легализации употребления любых видов наркотиков в немедицинских целях.

В условиях ухудшения ситуации с незаконным производством наркотиков в Афганистане и их контрабандой по «северному маршруту» приоритетом Российской Федерации является активизация комплексных международных усилий, направленных на борьбу с афганской наркоугрозой, которая квалифицирована в ряде документов ООН в качестве угрозы международному миру и стабильности. Россия совместно с Францией стали инициаторами инициативы Парижского пакта – уникального международного механизма с участием более 50 государств и международных организаций, нацеленного на борьбу с опиатами афганского происхождения. Осуществляется регулярное взаимодействие со странами-членами ОДКБ и ШОС по антинаркотической повестке дня. С 2007 года «под эгидой» Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) реализуется проект по подготовке антинаркотических кадров Афганистана, Пакистана и стран Центральной Азии.

Российская Федерации придает важное значение принятой на саммите ШОС в Циндао Антинаркотической стратегии на период 2018-2023 гг. и Плана действий по ее реализации, а также Концепции по реабилитации наркозависимых лиц.

Правительство Российской Федерации ежегодно выделяет 2 млн. долл. США в качестве добровольного взноса в Фонд УНП ООН, которые идут на поддержку около 20 антинаркотических проектов Управления, в том числе по формированию кинологической службы МВД России в Афганистане, содействию в укреплении потенциала Службы по борьбе с наркотиками МВД Киргизии, а также по развитию альтернативного сельского хозяйства в афганской провинции Бадахшан.

Борьба с транснациональной организованной преступностью

Российская Федерация последовательно выступает в поддержку центральной координирующей роли ООН в консолидации международных усилий в борьбе с глобальными вызовами и угрозами, прежде всего, с транснациональной организованной преступностью.

Наиболее важными документами, которые представляют основу для антикриминального сотрудничества государств, являются Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и протоколы к ней. Российская Федерация приняла активное участие в разработке и запуске механизма обзора указанных международных договоров.

Помимо прочего, на антикриминальном направлении немаловажной является работа по формированию договорно-правовой базы сотрудничества правоохранительных органов. К настоящему времени заключено около 20 двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (Чехия, Дания, Абхазия, Южная Осетия, ОАЭ, Болгария, Италия, Франция, Словения, Греция, Португалия, Испания, ФРГ, Норвегия, Великобритания, Египет, Венгрия, Узбекистан, Финляндия, ЮАР). Прорабатываются проекты двусторонних соглашений о сотрудничестве в области борьбы с транснациональной организованной преступностью с другими странами.

На сегодня остается определенная угроза для российского торгового флота со стороны пиратских группировок, базирующихся на побережье Африканского Рога, Гвинейского залива, Малаккского, Сингапурского проливов, Южно-Китайского моря, а также морей Сулу и Сулавеси. За последние 6-7 лет имели место случаи захвата «пиратами XXI века» российских граждан в заложники (как правило, членов экипажей иностранных судов). Россия принимает немалые усилия для их освобождения и благополучного возвращения на Родину.

Международная информационная безопасность

В третьем тысячелетии информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превратились в один из основных вызовов глобального развития. Виртуальное пространство все чаще используется в военно-политических, криминальных и террористических целях. Мишенью компьютерных атак становятся государства и частные компании, а зачастую и рядовые граждане. Интернет активно «осваивают» террористы и преступники. Не отстают от них отдельные страны, которые открыто наращивают военный потенциал в цифровой сфере, создают системы массовой электронной слежки.

Россия традиционно рассматривает данную проблематику как единую «триаду» угроз военно-политического, террористического и криминального характера. Исходим из того, что в сложившихся условиях необходимо сосредоточить международные усилия на предотвращении конфликтов в информационном пространстве, не допустить противоправного применения ИКТ, гарантировать соблюдение прав человека в цифровой сфере.

Наиболее эффективной формой международного сотрудничества в области противодействия всему комплексу угроз в сфере МИБ, на наш взгляд, станет принятие универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Такие правила должны закрепить в цифровой сфере принципы неприменения силы, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения основных прав и свобод человека, а также равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет.

Россия совместно с государствами-членами ШОС, партнерами по БРИКС и СНГ активно продвигает на международной арене соответствующие миротворческие инициативы. Именно страны ШОС инициировали предметное обсуждение правил поведения государств в информационном пространстве. Так, в 2011 г. ими был подготовлен и распространен в ООН проект «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности». Его обновленная с учетом поступивших комментариев версия вновь внесена в ООН 2015 г.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН подавляющим большинством голосов принят проект российской резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». В результате впервые в истории международным сообществом одобрен выдвинутый по инициативе России кодекс поведения государств в информационном пространстве и восстановлен на новом качественном уровне переговорный процесс по МИБ под эгидой ООН.

Меры укрепления доверия являются важным условием предотвращения потенциально конфликтных ситуаций в сфере использования ИКТ. Большая работа в этом направлении проделана в рамках ОБСЕ. В декабре 2013 г. Постоянный совет ОБСЕ утвердил «Первоначальный перечень мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования ИКТ», что впервые создало региональный механизм взаимодействия государств в целях противодействия угрозам в сфере МИБ и дало старт формированию «страховочной сетки» в информационной сфере на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Одной из наиболее актуальных тем, связанных с МИБ, является т.н. «наращивание потенциала». Нет сомнения в том, что потребности развивающихся стран в информационно-коммуникационной сфере должны быть учтены, однако практическое наполнение данной тематики требует конкретизации. В этой связи важно гарантировать, чтобы программы «наращивания потенциала» не использовались в качестве прикрытия для вмешательства во внутренние дела государств-получателей, а переданные технологии не применялись впоследствии в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

Возрастает актуальность криминальной составляющей «триады» угроз МИБ. Борьба с преступностью в глобальном информационном пространстве осложняется отсутствием полноценной международно-правовой базы сотрудничества государств. В связи с этим Российская Федерация последовательно выступает с инициативой разработки под эгидой ООН универсальной конвенции по противодействию информационной преступности.

В ходе 73-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН большинством голосов был принят проект российской резолюции «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях». В результате впервые в практике ООН принята отдельная резолюция по данной проблематике, нацеленная на запуск широкой политической дискуссии по вопросам противодействия информационной преступности на площадке ГА ООН.

В вопросах использования Интернет мы исходим из стратегической задачи интернационализации управления данной сетью и повышения в этом контексте роли Международного союза электросвязи. Необходимо обеспечить равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет и суверенное право государств на регулирование и обеспечение безопасности ее национального сегмента.

Проблематика МИБ находит свое отражение и в деятельности ряда организаций и площадок. Так, на высшем уровне приняты полномасштабные политические документы в рамках БРИКС и ШОС, диалогового партнерства Россия – АСЕАН, Восточно-азиатского саммита.

В отсутствие универсальных договоренностей в этой сфере в многостороннем формате активно развивается двустороннее сотрудничество России с государствами из разных регионов мира. На данный момент Российской Федерацией подписаны соглашения о сотрудничестве в области обеспечения МИБ с 7 странами. На очереди еще целый ряд заинтересованных сторон, число которых продолжает неуклонно расти.

Для современного мира характерно новое понимание вызовов и угроз безопасности. Традиционно угрозы национальной безопасности воспринимались, прежде всего, как внешние угрозы военного характера. Распад одних и появление других государств в подавляющем большинстве случаев происходили в результате либо вооруженной агрессии извне, либо участия государства в длительных и упорных войнах, которые истощали силы нации и вызывали внутренние смуты.

В наше время на первый план выходят угрозы невоенного характера. Мы стали свидетелями распада государств, на территорию которых не вступал ни один иностранный солдат. Сотни тысяч граждан гибли в ходе внутренних конфликтов, прежде всего межэтнических. Огромные финансовые и интеллектуальные вложения в оборону не смогли обеспечить национальную безопасность и оказались бесполезной тратой ресурсов.

Невоенные угрозы часто исходят не только от государств, но и от идеологических, религиозных, национальных и других структур. Это, прежде всего, международный терроризм, религиозный экстремизм, транснациональная преступность, деятельность теневых международных финансовых структур, незаконный оборот наркотиков, кибертерроризм, пиратство, дефицит продовольствия и воды, экологические катастрофы, пандемии. К военным угрозам можно отнести распространение оружия массового уничтожения и риск возникновения региональных вооруженных конфликтов. Кроме того, появляются многочисленные «горячие точки», которые превращаются в «отложенные» или «замороженные» конфликты - угрозу новых локальных или региональных войн.

Укажем на некоторые вызовы и угрозы международной безопасности.

Во-первых, усиливающиеся дисбалансы мировой энергетики.

Специалисты Международного энергетического агентства прогнозируют быстрый рост потребления энергии в мире - к 2030 г. на 53% - до 17 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. В период между 2015 и 2035 г. добыча нефти в мире достигнет пиковых значений. Далее начнется падение объемов добычи и нарастание дефицита этого вида энергоресурсов. Поскольку на базе нефти и нефтепродуктов построена вся современная экономика, это изменит мир радикальным и непредсказуемым образом. Запасы газа значительно больше, однако подавляющая часть месторождений расположена в районах мира с высоким конфликтным потенциалом или труднодоступных, что делает рынок природного газа нестабильным.

Осознание этой перспективы мировым сообществом будет порождать острую конкуренцию на рынках энергоресурсов, а вопросы обеспечения энергетической безопасности станут занимать все более важное место во внешней политике государств и могут послужить причиной новых конфликтов.

Во-вторых, угрозы, связанные с миграционными и демографическими процессами. В условиях демографического спада многие развитые страны нуждаются в привлечении рабочей силы извне. Однако приток иммигрантов с иными культурными традициями и принадлежностью к иной религиозной конфессии может нарушить внутриполитическую стабильность и создать очаги конфликтов. Ряд стран уже столкнулись с растущими внутриполитическими сложностями в результате активных иммиграционных процессов.

В-третьих, угрозы повторения глобальных финансово-экономических кризисов. Многие страны оказались беззащитными перед финансово-экономическим кризисом, который начался осенью 2008 г., и полностью зависимыми от ситуации на мировых финансовых рынках. Кризис создал острые внутренние проблемы, включая безработицу, распространение алкоголизма, наркомании, преступности и рост протестных настроений. Из-за бюджетных проблем государства вынуждены сократить расходы на обеспечение безопасности.

В-четвертых, риск распространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Расширяется круг государств, стремящихся к обладанию ядерным оружием. В частности, международное сообщество проявляет сильную озабоченность в отношении неясных моментов в ядерной программе Ирана. Перспектива обретения Ираном ядерного оружия имела бы для региона и мира в целом тяжелые последствия. Возник бы эффект домино: целый ряд стран Ближнего Востока заявляют, что в этом случае предпримут все усилия, чтобы также обрести ядерное оружие. Это крайне опасный сценарий развития событий с учетом клубка межгосударственных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов на Ближнем Востоке. Проведенные в КНДР ядерные испытания значительно осложнили военно-политическую обстановку в Восточной Азии.

Наконец, в современном понимании процесс обеспечения национальной безопасности не сводится исключительно к реагированию на возникшие угрозы. Все более важное место отводится прогнозированию вызовов, управлению рисками и принятию упреждающих действий, нацеленных на то, чтобы не допустить перерастания потенциальных вызовов в реальные угрозы национальной безопасности. Последняя задача достигается, прежде всего, через развитие в самых разных сферах функционирования государства и общества.

Все эти подходы нашли отражение в Стратегии национальной безопасности Республики Казахстан. Стратегия исходит из фундаментального положения о взаимосвязи устойчивого развития государства и обеспечения национальной безопасности, в связи с чем оперирует не только привычными терминами «вызовы» и «угрозы», но и новым понятием "стратегические национальные приоритеты". Это важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности. Вопросам обеспечения безопасности в традиционном понимании посвящены только 2 из 9 приоритетов: «национальная оборона», а также «государственная и общественная безопасность». Остальные приоритеты - повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, наука, технологии и образование, здравоохранение, культура, экология живых систем и рациональное природопользование - нацелены на развитие страны, но с учетом интересов национальной безопасности.



Обеспечению международной безопасности посвящен приоритет «стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. В этом разделе документа делается акцент на обеспечение стратегической стабильности путем последовательного продвижения к миру, свободному от ядерного оружия, и создания условий равной безопасности для всех; отхода от блокового противостояния и стремления к многовекторной дипломатии; рациональной и прагматичной внешней политики, исключающей затратную конфронтацию.

Комплексный взгляд на обеспечение национальной безопасности, согласно которому военная сила имеет ограниченные возможности, а укрепление безопасности достигается, в первую очередь, путем диалога, взаимного доверия и учета интересов, а также сотрудничества, проявляется у многих стран. В частности, содержание новой стратегии национальной безопасности США. В то же время мы считаем, что возможности международного сообщества по парированию угроз ограничены из-за острого дефицита механизмов коллективной безопасности, которые соответствовали бы условиям нарождающегося многополярного мира.

Существующие в Евроатлантическом регионе структуры и механизмы коллективной безопасности были созданы в другую эпоху и выстроены без должного учета интересов новых независимых государств. В 2008 г. Президент РФ выдвинул инициативу заключения Договора о европейской безопасности (ДЕБ), которая придала важный импульс обсуждению вопросов, связанных с обновлением архитектуры европейской безопасности. В проекте Договора зафиксирован принцип неделимости безопасности, недопустимости попыток укрепления собственной безопасности одних государств в ущерб безопасности других.

Что касается большинства других регионов, например Азиатско-Тихоокеанского, Ближнего Востока и др., то там не создано даже зачатков коллективных систем безопасности.

Задача формирования современной системы глобальной безопасности на принципах полицентризма требует нестандартных подходов и новых организационных форм. Первая Встреча в Сочи вряд ли позволит урегулировать серьезные проблемы со значительным конфликтным потенциалом. В то же время наш форум дает возможность обменяться оценками вызовов, чреватых дестабилизацией международной обстановки, и может способствовать лучшему взаимопониманию между руководителями государственных структур, которые выполняют координирующие функции по обеспечению безопасности и оказывают влияние на выработку политики в этой области. Взаимное дополнение многостороннего и двустороннего форматов в усилиях по гармонизации наших подходов к проблеме безопасности весьма полезно и заслуживает дальнейшего развития.

1. Атабиев А. Х.. Экологическая безопасность в структуре национальной безопасности. М.: Институт проблем рынка, 1998.
2. Барабин В. В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности. М.: Международная программа образования, 1997.
3. Богданов И. Я. Экономическая безопасность: сущность и структуры. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2000.
4. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Председатель ред. коллегии – Торкунов А. В. Хрестоматия в четырех томах. Том 1. М.: РОССПЭН, 2002.
5. Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: НПО «Модуль», 2000.
6. Информационные вызовы национальной и международной безопасности. Под ред. Федорова А. В., Цыгичко В. Н. М.: ПИР-Центр, 2001.

Современные вызовы и угрозы международной безопасности

Начало XXI в. характеризуются прогрессирующим во всем мире ростом количества социальных, экономических, техногенных и экологических угроз разного уровня.

Увеличилось количество конфликтов и локальных войн (вспышка национальных конфликтов и рост напряженности в Европе и на Балканах, на Ближнем Востоке, на границе между Индией и Пакистаном), так как исчезли механизмы, сдерживающие их в период холодной войны. Процессам фрагментации и регионализации противостоят мощные центростремительные силы, усиливающие стремление к глобальной стратегической взаимосвязанности, о чем свидетельствуют следующие факты Хартия Шанхайской организации сотрудничества (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 октября 2006 г. N 43 ст. 4417.: угроза конфликт война

Первый факт, угроза национальной безопасности принимает все более разнообразный характер, перестает быть исключительно военной. Такие проблемы планетарного масштаба, как рост запасов оружия массового уничтожения, международный терроризм, организованное насилие и вооруженные конфликты, потоки беженцев, несут с собой глобальные угрозы, которым можно противостоять только коллективными усилиями.

Второй факт, подтверждающий, тенденцию стремления к глобальной взаимосвязанности, заключается в том, что во многих регионах происходит постепенный сдвиг в направлении к совместной обороне или многосторонним мерам безопасности. В настоящее время военная глобализация, угрозы и вызовы, имеющие глобальный характер, заставляют серьезно переосмыслить идею национальной безопасности и практическую ее реализацию.

В современном мире безопасность обеспечивает Организация Объединенных Наций, которую можно назвать межправительственной организацией глобального уровня. Принадлежность государства к ООН (членами ООН являются 192 государства) теоретически предполагает участие в глобальном режиме коллективной безопасности. Совет Безопасности как основная структура ООН (в Совет Безопасности входят пять постоянных членов - Великобритания, Китай Россия, США, Франция, обладающих правом вето, и десять непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года) рассматривает и принимает решения по самым сложным проблемам в сфере региональной и глобальной безопасности Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // СПС "Гарант"..

В основных регионах мира наряду с уже существующими межправительственными организациями появляются новые. На евроатлантическом пространстве основной действующей международной военной и инфраструктурой остается НАТО (Организация Североатлантического договора)

В настоящее время НАТО - самый крупный военно-политический блок. На ежегодные саммиты глав государств НАТО съезжаются почти 50 лидеров различных групп стран, включая 26 официальных союзников.

Суммируя сказанное о проблеме увязки в единые оценочные критерии количественные показатели интересов и угроз международной безопасности, отметим, что в настоящее время существует лишь общая теория международной безопасности, где много пробелов, а фундаментальной теории пока не сложилось. Существующие ныне методы, формы и способы использования органов, сил и средств системы обеспечения международной безопасности в основном направлены на решение задач борьбы с угрозами безопасности, главным образом, в режиме их последействия, ликвидации последствий уже материализовавшихся угроз

Сегодня развитие мировой политики и международных отношений протекает в условиях весьма противоречивых процессов, отличающихся высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом как традиционных («старых»), так и «новых» вызовов и угроз.

Казалось бы, в связи с новыми научно-технологическими, экономическими и социальными достижениями, расширением круга пользователей глобальной сетью Интернет, распространением демократии, достижениями в области свобод и прав человека после окончания холодной войны и падения коммунизма возросли возможности трансграничного общения, обмена товарами и услугами, перемещения людей, повышения их уровня и качества жизни. В то же время утрата прежних и отсутствие новых рычагов регулирования мирового порядка серьезно деформировали традиционную связь между национальным суверенитетом и национальной безопасностью, привели к появлению новых проблем, не поддающихся урегулированию военным путем. В их числе ненадежность институтов и механизмов ООН в обеспечении глобальной безопасности; претензии США на мировое господство; доминирование в глобальном информационном пространстве западных СМИ; нищета и озлобленность населения глобального «Юга»; последствия распада многонациональных государств; деградация Вестфальской системы; политические устремления субнациональных групп и регионов; рост этнического и религиозного экстремизма; сепаратизм и политическое насилие; региональные и локальные вооруженные конфликты; сохранение целостности государств, распространение и диверсификация ОМП; киберпреступность и высокотехнологичный терроризм с использованием ОМП; международная коррупция и организованная преступность; неконтролируемые трансграничные потоки мигрантов; растущая деградация окружающей среды; планетарный дефицит продовольствия, питьевой воды, энергоресурсов и т.

Комплекты постельного белья купить постельное белье. Лавка рукоделия.

д. Все это повышает значение либерально-идеалистической парадигмы в исследовании мировой политики и международных отношений.

Как можно заметить, при относительном снижении значения угроз военного характера, потенциальными носителями которых остаются государства, в планетарном масштабе происходит нарастание невоенных угроз безопасности глобального характера. Все чаще источниками угроз и инструментами их нейтрализации становятся негосударственные действующие лица разнообразного толка, в том числе мультинациональные корпорации, финансовые, военно-политические, религиозные, экологические, правозащитные, преступные, террористические организации мирового масштаба, субнациональные акторы и регионы. «В такой обстановке, - указывает Павел Цыганков, - все более очевидной становится недостаточность имеющегося в международно-политической науке теоретического багажа. Возникла необходимость в новых концептуальных построениях, которые позволили бы не только рационально осмыслить меняющиеся реалии, но и выполнить роль операциональных инструментов влияния на них в целях снижения рисков и неуверенности, с которыми столкнулись международные акторы» .

Если раньше главным рычагом влияния на международную ситуацию рассматривали силу государства на основе его основной мощи (англ.: hard power), то в условиях глобализации государства и международные организации чаще стали уповать на применение мягкого влияния, или мягкой силы (англ.: soft power). Так, реагируя на трагические события 11 сентября 2001 г. , прочно связавшие безопасность США с глобальной безопасностью, американцы стали прилагать систематические усилия по расширению зон глобальной стабильности, устранению некоторых наиболее вопиющих причин политического насилия. Они также усилили поддержку политических режимов, которые, по их мнению, исходили из основополагающей ценности прав человека и конституционных механизмов.

Анализируя Стратегию национальной безопасности США 2002 г., Р. Каглер обращает внимание на то, что она нацелена не только на решение сложнейших проблем безопасности сегодняшнего дня и отражение угроз, «исходящих от террористов и тиранов», но и на оказание содействия глобальному экономическому прогрессу, борьбе с глобальной бедностью, укреплению открытого общества и демократии, обеспечению свобод человека в неблагоприятных регионах, отстаиванию стремления к уважению человеческого достоинства. По его мнению, решение этих задач имеет своим результатом «специфический американский интернационализм», нацеленный на создание равновесия сил, которое благоприятствует свободе человека и делает мир в условиях глобализации безопаснее и лучше.

В концепции миротворчества ООН в последние годы проводится комплексный подход к преодолению как военных, так и невоенных угроз. Поэтому поддержание и закрепление мира в каком-либо регионе сегодня не ограничивается только сдерживанием вооруженного насилия, принуждением к миру и созданием условий для организации переговорного процесса. На миротворцев возлагаются задачи по оказанию помощи сторонам конфликта в восстановлении экономики, обеспечении гражданского правопорядка, защите прав человека, подготовке и проведении выборов, передаче власти местным органам, организации местного самоуправления, здравоохранения, образования и т. д. Большое значение придается просветительской работе, направленной на примирение участников конфликта, формирование у них установок на ненасильственное разрешение спорных вопросов, толерантное поведение с использованием СМИ.

В начале XXI в. оформился качественно новый набор приоритетных угроз международной безопасности. «Старые» угрозы, проистекавшие из прямого соперничества, в первую очередь между наиболее мощными в военном плане государствами и их союзами, начали отодвигаться на второй план. Можно утверждать, что большинство «старых» угроз сегодня находится в «дремлющем» состоянии. К «новым» угрозам сегодня относят триаду, включающую международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также внутренние вооруженные конфликты.

Близко к ним примыкает феномен «международных вооруженных вмешательств», который в определенных случаях может играть роль нейтрализатора возникающих угроз, но и сам становится угрозой - в других случаях. Эти угрозы существовали и раньше. Но в то время они были в тени «старых» угроз. Существенное повышение их приоритетности в последние годы объясняется развитием внутреннего потенциала и опасности каждой из этих угроз и их совокупности.

Региональная безопасность

Глобальные проблемы международной безопасности все больше находят свое отражение в комплексах региональной безопасности. Но их проявление в различных регионах не одинаково. На региональные процессы оказывает влияние проецируемая извне политика ведущих держав. Но в том или ином регионе особое значение имеют локальные проблемы, присущие главным образом или исключительно конкретному региону.

Региональная безопасность - составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т. п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона.

Региональная безопасность имеет общие черты с безопасностью международной, в то же время отличается множественностью форм проявления, учитывающих особенности конкретных регионов современного мира, конфигурации баланса сил в них, их исторические, культурные, религиозные традиции и т. п. международный государство безопасность

Отличается она, во-первых, тем, что процесс поддержания региональной безопасности могут обеспечивать как специально созданные для этого организации (в частности, в Европе Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера (Организация американских государств - ОАГ, Организация африканского единства - ОАЕ, и др.). Например, ОБСЕ провозгласила в качестве своих основных целей следующие: «Содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира, поддержка разрядки международной напряженности, признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами, признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире». Во-вторых, отличием в обеспечении безопасности в различных регионах мира является неодинаковая степень вовлеченности великих держав в обеспечение региональной безопасности. Согласно Уставу ООН допускается создание региональных соглашений и институтов, если они не противоречат целям и принципам ООН. Объединение стран в региональные группы осуществляется, как правило, на добровольной основе, преследуют мирные цели. Необходимость и вытекающая отсюда специфика региональной безопасности заключена в культурно-историческом, экономическом и политическом многообразии современного мира, несмотря на его целостность и взаимозависимость. Геополитические различия и международной разделение труда рождает региональную общность военных, политических и экономических интересов стран, что закрепляется созданием их военно-политических и политико-экономических союзов, блоков, организаций. Помимо этого данная общность выражается в межгосударственных договорах (к примеру, договоры о создании безъядерных зон). В современном мире действует ряд традиционных систем региональной безопасности - к примеру, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Африканского единства (ОАЕ), ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Современные системы региональной безопасности корректируются в соответствии с глобальными переменами в международной политике после распада СССР и окончания «холодной войны».