Мышление
является высшей формой отражения мира. Это процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности; активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи (достижения цели). Мышление возникает при наличии соответствующего мотива. Как отмечалось выше, умственная деятельность в значительной мере опосредуется речевой функцией (внутренняя речь). Согласно данным нейрофизиологических и нейропсихологических исследований, наглядно-образное или предметно-пространственное мышление обусловливается преимущественно структурами правого полушария большого мозга, а абстрактное, словесно-логическое - левой. Нарушения мышления, интеллектуальной деятельности наблюдается в целом при повреждении теменно-затылочных и височных отделов левого полушария большого мозга лобных долей.
Сознание
- специфическая форма отражения деятельности и целенаправленного регулирования взаимоотношений человека с окружающим миром. Она формируется только при общественной жизни. Сознание определяется также как знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано другим людям, стать достоянием других членов общества. Она объединяет все то, что может быть сообщено или сообщается, передается другим людям. В формировании сознания решающую роль играет деятельность языковых структур мозга. Как отмечалось выше, для осознания нужен некоторый уровень активности высших отделов ЦНС, который главным образом поддерживается восходящей активизирующего системой головного мозга (ретикулярная формация мозгового ствола, неспецифические ядра таламуса, гипоталамо-лимбических структуры).
Наряду с сознанием психическая деятельность человека включает в себя подсознание Термин «подсознание» (вместо «бессознательное») используется для обозначения неосознаваемого психического, неразрывно связанного с сознанием. К этой группе психических явлений относится все то, что было осознанным или может стать осознанным при определенных условиях, например, глубоко и прочно усвоенные человеком социальные нормы («голос совести», «чувство долга», «зов сердца» и др.), прочно автоматизированные навыки (например, двигательные навыки шофера, спортсмена, пианиста и др.)., появление интуиции, основанной только на ранее приобретенном жизненном или профессиональном опыте. Так, опытный врач интуитивно (подсознательно) ставит правильный диагноз, потому что его мозг хранит следы (энграммы) ряда симптомов, типичных для данного заболевания (характерная поза, мимика, цвет кожи, окраска склер и т.д.). Специфическими проявлениями деятельности подсознания является активизация творческих возможностей человека в состоянии глубокого гипноза, гипнопедия (обучение во время сна, то есть без участия сознания), а также, очевидно, и механизм сновидений как разновидности поисковой активности. О подсознательные проявления психической деятельности человека свидетельствует также возможность выработки условных рефлексов в ответ на неосязаемые (подпороговые) звуковые раздражения.
Разновидностью бессознательного психического также сверхсознание (суперсвидомисть). В сферу сверхсознательного относятся первичные этапы всякого творчества (возникновение новых идей, смелых гипотез, оригинального замысла, творческих замыслов), возникающие на почве следов, полученных извне впечатлений (без сознательного волевого усилия, преждевременного вмешательства сознания и т.д.). Сверхсознание играет важную роль и в происхождении различных предрассудков, мифов и др..
Патологически измененная взаимодействие сознания с под-сверхсознанием может проявиться в виде бреда, галлюцинаций, возникающих под воздействием некоторых психотропных веществ (ЛСД, галоперидол и др.)..
Таким образом, психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание.
С физиологической стороны процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора.
Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.
Существовавшее ранее представление о точных границах центральных отделов анализаторов в коре головного мозга опровергается последними достижениями физиологической науки: «Пределы анализаторов гораздо больше, и они не так резко разграничены друг от друга, но заходят друг за друга, сцепляются между собой» (И. П. Павлов).Эта «специальная конструкция» коры облегчает установление связей в деятельности самых различных анализаторов. «Кору больших полушарий головного мозга необходимо рассматривать как грандиозную мозаику бесчисленной массы нервных пунктов с определенной у каждого из них физиологической ролью. Вместе с тем кора представляет собой сложнейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объединению, к установлению единой, общей связи» (И. П. Павлов).
Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном возбуждении этих участков коры нервные связи отражают действительные связи в вещах. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи и составляют физиологическую основу процесса мышления. «Мышление,- говорил И. П. Павлов,- …ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».
Вначале эти ассоциации имеют генерализованный характер, отражая реальные связи в их самом общем и недифференцированном виде, а иногда даже и неверно, по случайным, несущественным признакам. Лишь в процессе повторных раздражений происходит дифференцировка временных связей, они уточняются, закрепляются и становятся физиологической основой более или менее точных и правильных знаний о внешнем мире.
Возникают эти ассоциации прежде всего под воздействием первосигнальных раздражителей, вызывающих соответствующие им ощущения, восприятия и представления об окружающей внешней среде. Реальные взаимодействия и взаимосвязи этих раздражителей обусловливают собой возникновение соответствующих временных нервных связей первой сигнальной системы.
В осуществлении процесса мышления принимают участие нервные процессы в речевых центрах коры . Мышление опирается не только на первосигнальные связи. Оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не просто заместителями, сигналами предметов, а обобщенными раздражителями.
Вторая сигнальная система - специально человеческая. Она возникает у человека в связи с его трудовой деятельностью и вызванной ею необходимостью общения с другими людьми, но возникает все же на базе первой сигнальной системы и находится с нею в органической связи. В этом взаимодействии главная роль принадлежит второй сигнальной системе.
Ввиду обобщенного характера второсигнальных раздражителей - слов, позволяющих отражать объективные связи в их общей форме, вторая сигнальная система приобретает ведущее значение в сложных нервных процессах, подчиняя себе деятельность первой сигнальной системы. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в процессах мышления и состоит в том, что вторая сигнальная система в этом единстве занимает главенствующее положение и направляет процессы первой сигнальной системы.
Слово преобразует первосигнальные нервные связи в обобщенные образы действительности, что позволяет человеку в процессах мышления оторваться от конкретных особенностей воспринимаемых явлений и мыслить существующие связи в их обобщенном виде, в форме понятий, а не в форме восприятий и представлений.
Мышление – это психически-познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека недоступное непосредственное восприятие. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью. Свойства мышления: 1. Опосредованность мышления – способ передачи знаний от поколения к поколению. 2. Мышление социально обусловлено – развивается в социуме (обществе). 3. Обобщенность мышления – обобщение существенных свойств окружающего мира. 4. Целенаправленность и произвольность – мышление всегда связано с решением какой-либо задачи и сопровождается волевыми усилиями. 5. Для мышления характерна связь с сознанием и бессознательностью.
Операции мышления: (Функции)
1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.
3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
4. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части.
6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.
7. Обобщение - процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объединить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака
8.сравнение (установление сходства и различия между объектами),
9. абстрагирование (выделение важных в данный момент свойств объекта и игнорирование тех качеств объекта, которые нам в данный момент кажутся несущественными)
10. обобщение (выделение общих признаков у класса объектов).
Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).
В психологии распространена классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.
36 Подходы к изучению мышления. Ассоциативная психология мышления. Психология мышления в рамках вюрцбургской школы и гештальтпсихологии.
Мышление как ассоциация представлений
Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. До этого времени основной была ассоциативная психология - все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплексы. (Гартли, Эббингауз, В. Вундт). Понимание познания как созерцания, принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущении». Конечным предметом мышления являются субъективные ощущения, образы восприятия и представления. Поэтому представители ассоциативной психологии не считали нужным специально исследовать мышление. Понятие отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение - как ассоциация представлений; умозаключение - как ассоциация двух суждений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него.
Ассоциативная теория сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания - к ассоциативным законам. Мышление сводится к процессу ассоциации связей следов прошлого и настоящего сенсорного опыта.
Критика: Мышление имеет свое качественно специфическое содержание и свои качественные специфические закономерности протекания. Специфическое содержание мышления выражается в понятиях; понятие же никак не может быть сведено к простой совокупности ассоциативно связанных ощущений или представлений. Представители ассоциативной теории не смогли решить проблему активности мышления, творческие способности по их мнению существовали априори.
Вюрцбургская школа о мышлении
Представители: А. Бине, Кюльпе, Марбе Вюрцбургская школа сделала разработку психологии мышления своей основной задачей; положила начало системному изучению мышления.
Основное положение: мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к содержанию ощущений и восприятия. Но слишком оторвали мышление от восприятия, они вообще не связаны. В результате вюрцбургская школа пришла к неправильному пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания. Положение о предметной направленности мысли (интенция). Поскольку (из идеализма) мышление было внешне противопоставлено всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления на предмет (интенция) превратилась в чистый акт (в мистическую активность вне всякого содержания).
Представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе. За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. В начале были утверждения о безобразном характере мышления (О. Кюльпе, X. Дж. Уатт, К. Бюлер в ранних своих работах), затем представители вюрцбургской школы выявили и подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Также изменились взгляды на взаимоотношение мышления и речи. Вначале (у О. Кюльпе, например) мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от речи. Затем мышление и образование понятий (Н. Ах) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, где бессмысленный знак - правитель мышления, была по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.
Мышление с позиций гештальтпсихологии
Представители: Вергеймерт, Келер, Коффка. Критика вюрцбургской школы.
Основа мышления – способность формировать и преобразовывать структуры в реальной действительности. Мышление совершается в замкнутом круге (сфере сознания). В итоге мышление сводится к движению мыслей в замкнутой структуре сознания.
Исходная ситуация, в которой возникает проблема, - это в своем наглядном содержании неуравновешенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую. Посредством последовательного ряда таких переходов происходит преобразование, т. е. изменение структуры, исходного наглядного содержания, которое и приводит к решению задачи. Задача оказывается решенной попросту в результате того, что мы под конец по-иному, чем вначале, непосредственно видим содержание исходной ситуации.
В противовес психологии мышления вюрцбургской школы, которая оторвала мышление от чувственного созерцания, Коффка попытался, таким образом, осуществить на основе принципа структуры то же сведение мышления к наглядному содержанию, которое на основе учения об ассоциациях отстаивала ассоциативная психология. Эта попытка игнорирует специфику мышления.
37 Разработка проблемы мышления в рамках бихевиоризма и психоанализа. Информационная теория мышления .
Бихевиоризм о мышлении как поведении
Бихевиоризм возник в Америке в начале XX в. Отбросили понятие психики и сознания, предмет – поведение. Против интроспекции, за наблюдение. Ощущение, восприятие, мышление и другие понятия психических процессов или функций рассматривались с точки зрения поведенческого опыта, главная функция - приспособления к окружающей среде.
Проблема мышления в раннем бихевиоризме.
Уотсон: мышление отождествил с поведением, это не познавательный процесс. Разделял поведение на внешнее (непосредственно наблюдаемое извне) и внутреннее (мышление в широком смысле слова, или умственная Д). Умственная Д вызывается внешними стимулами, опосредует видимое поведение. Умственная Д не связана с мозгом. По сравнению с непосредственно наблюдаемым поведением мыслительная деятельность, по мнению Уотсона, отличается лишь очень большой свернутостью, сокращенностью. Мышление не обусловлено социально, главная функция – обеспечить приспособление организма к среде (мышление = совокупность реакций, вызываемых окружающей средой).
Закономерности мышления Уотсон сводит к закономерности образования навыков. Организм приобретает навык путем проб и ошибок, аналогично любой другой деятельности.
Проблема мышления в современном бихевиоризме.
Основы теории мышления - Кларк Халл. Он первый (1930 г) применил общую необихевиористическую теорию поведения к анализу знаний, процесса решения задач, образования понятий. Проблемой мышления занимаются Скиннер, Толмен и другие необихевиористы.
Мышление - форма приспособления организма к новым условиям. Эти новые условия представляют для организма проблемную ситуацию, или ситуацию задачи, поэтому процесс приспособления к проблемной ситуации описывается бихевиористами как решение задачи.
Критика: не рассматривают мышление как психический процесс познания закономерных отношений между вещами, процесс отражения тех сложных (причинно-следственных, функциональных и т. п.) отношений между объектами, в которых раскрывается сущность предметов. И ранние, и поздние бихевиористы: мышление человека и животных не отличаются. Лишь в самое последнее время бихевиористы начали иногда говорить о некоторых качественных особенностях мышления человека. Но они продолжают сводить решение задач к процессу проб и ошибок или отбору приспособительных реакций.
Психоанализ
Мышление рассматривается в психоанализе как мотивационный процесс 3 Фрейду принадлежит работа по психологии мышления \"Остроумие и его отношение к бессознательному\" В ней \"остроумие\" объяснено как проявление творческого м мышление В основе ее лежат бессознательные первичные мотивы Возникает остроумие и ее результаты в обход недовольство первичных потребностей, т.е. творчество является сублимированным удовольствием этих потребностей Мыслительная действовали ьнисть может происходить под влиянием бессознательного мотива или его заменителя - желаемого мотивамінника - бажаного мотиву.
Психоанализ частично коснулся проблемы связи мышления с мотивами Вопросов, как влияет мотивация на организацию, строение мыслительной деятельности, не изучали
С психоанализом связанатеория аутистического мышления (Е Блейлер) Аутизм объясняют как доминирование внутренней жизни, уход от внешнего мира проявлениями аутистического мышления являются сновидения, мифология, народные поверья, шизофреническое мышление и т.д. Е Блейле ер в своей концепции показывает регулирующий влияние мотивационно-эмоциональной сферы на мышлениелення.
Информационная теория мышления. По данным исследований, творческое мышление обнаруживает себя уже во время постановки задачи и имеет своеобразный ход (Г. Вертхаймер, Г. Вудвортс, К. Дункер, О. Зельц, С. Калмыкова, Г. Линдсей, А. Лук, Я. Пономарев). Как и процесс мышления вообще, оно проходит следующие этапы: создание образа, который соответствует условиям задачи; операции анализа, синтеза и прежде всего обобщения; нахождения принципа решения; получение результата. Однако в этом случае содержание каждого этапа отличается особой сложностью. Кроме того, этот вид мышления основывается на высокой интеллектуальной активности иотношении к творчества как к ценности.
Особенности мышления.
Особенности, физиологические основы, виды мышления.
Мышление.
4.8. Особенности, физиологические основы, виды мышления.
4.8.1. Особенности мышления.
4.8.3. Физиологические основы мышления.
4.8.4. Виды мышления.
Литература.
Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом.
И.П. Павлов
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями.
1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем их в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретно наблюдаемого явления.
4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому что мышление находит отражение в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов жизнедеятельности, направленных на переустройство окружающего мира.
Выделяют определенные операции мышления.
Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.
Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому,
Сравнение - операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.
Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
Обобщение - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
Конкретизация - движение мысли от общего v частному.
Различают конкретные формы мышления.
Понятие - отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.
Умозаключение - выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают умозаключение индуктивное, дедуктивное, по аналогии.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного исследования всех условий.
Выделяют определенные виды мышления.
Наглядно-действенное - мышление, непосредственно включенное в деятельность.
Образное - мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.
Отвлеченное - мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.
И, наконец, различают определенные способы мышления
Индукция - способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
Дедукция - способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции.
С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.
Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами объективного мира.
Мышление... ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли. И.П. Павлов
Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления.
При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т. е. коды.
Нейронные коды отражают частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны в зависимости от решаемых мыслительных задач могут перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами тех или иных мыслительных операций человека.
При принятии решений в ходе мышления образуются определенные функциональные системы (см. 3.16), которые обеспечивают разные уровни принятия решения и наличие вызванных для них потенциалов - определенных реакций разных зон коры головного мозга на конкретное внешнее событие, которые сопоставимы с реальным психологическим процессом переработки информации.
Деятельность функциональных систем психики, наличие конкретных уровней принятия решения и проявление определенных вызванных потенциалов в целом выступают психофизиологическими механизмами мыслительной деятельности
text_fields
text_fields
arrow_upward
Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. Первый этап в организации мышления у детей состоит в построении сенсомоторных схем (до 2-х лет). Сенсомоторная схема - это выполнение организованной последовательности действий, составляющих определенную форму поведения (ходьба, еда, речь и пр.). Сенсомоторная схема соотносит сенсорную информацию с моторными (мышечными) действиями. В формировании сенсо- моторных схем ведущая роль принадлежит таламо-кортикальным системам головного мозга. С развитием речи и появлением способности мысленно активировать сенсорно- моторные схемы, не совершая действия, формируется первая фаза чело веческого мышления (2-7 лет).
Фазы человеческого мышления
text_fields
text_fields
arrow_upward
Первая фаза человеческого мышления
Основной особенностью первой фазы человеческого мышления становится способность ребенка предсказывать результат действия, не производя его фактически. В этот период ребенок уже хорошо знает, что случится, если, например, бросить чашку со стола на пол, или дернуть кошку за хвост, или прыгать по лужам и т.д. Действие, однако, остается основным элементом мышления ребенка в этом возрасте. Если попросить ребенка дать определение какому-либо бытовому предмету или понятию, то его ответ будет содержать действие: стул - это то, на чем сидят, стол - это то, на чем едят, прогулка - это то, где бегают и т.д. В этот период развивается речь, которая первоначально базируется также на сенсорно-моторной схеме: слушаю - повторяю. При развитии речи сенсо-моторная схема получает название - слово. В период 2-7 лет бурное развитие претерпевает височная и моторная области коры головного мозга.
Вторая фаза человеческого мышления
Вторая фаза - способность к логическому рассуждению и использование, конкретных понятий в пределах реальных событий. В этот период (7-10 лет) активируются корково- корковые ассоциативные связи. Третья фаза - способность к формальным операциям, к абстракциям, к оценке гипотез (11-15 лет). Считают, что в этот период завершается формирование связей лобной коры с другими отделами мозга.
Мысленное моделирование человеком различных событий составляет сущность его мышления. Человек оценивает свои действия, ведущие к поставленной им цели, условия, которые приводят к успешному результату. Причем, последовательность событий может моделироваться в любом направлении, мысленные действия могут совершаться в разных точках выбора решения. Например, человек может начинать рассмотрение цепи событий и действий с желаемого результата и двигаться назад - в направлении начальных действий, мысленно выявлять, какие из них ведут к цели, находить условия, которые следует соблюсти для ее достижения.
Аспекты человеческого мышления
text_fields
text_fields
arrow_upward
Мышление имеет, как минимум, два аспекта :
- распознавание (при нятие решения) и
- устойчивое сохранение поиска (стратегия решения задач).
Мышление, как процесс принятия решения , требует участия височных и лобных отделов коры больших полушарий.
Мышление, как поиск , осуществляется при участии, преимущественно, задних (теменно-затылочных) отделов коры мозга, а соответствие решения выработанному критерию (стратегия) реализуется при участии фронтальных, височных и лимбических отделов мозга.
Структурные предпосылки мышления
text_fields
text_fields
arrow_upward
Структурные предпосылки мышления считают связаными с корой больших полушарий, преимущественно, с теми ее областями, которые объединены общим названием ассоциативная кора. В отличие от специфических, первичных корковых проекций различных сенсорных систем, ассоциативная кора является местом интеграции информации, поступающей из первичных проекций. Кроме того, считают, что в ассоциативных областях текущие сенсорные данные объединяются с информацией, содержащейся в памяти. Например, ассоциативные поля теменной зоны объединяют сведения, приходящие от первичных корковых проекций кожи, мышц, сухожилий, суставов, со слуховой и зрительной информацией, поступающей от височной и затылочной коры. Интеграция всех сенсорных данных со следами памяти (участие височной коры и гиппокампа) дает возможность человеку оценивать положение тела и головы в пространстве. Включение в оценку пространственных отношений лобных отделов коры позволяет человеку интерпретировать сенсорные раздражения в зависимости от конкретной ситуации. Именно ассоциативные поля коры лобной доли мозга имеют особое значение в интерпретации раздражителей и событий. Благодаря двусторонним связям лобной коры и лимбической системы, в систему оценки ситуации включаются эмоции. Кроме того, лобная кора ответственна за выбор целей и прогнозирование событий.
Решающая роль лобных долей мозга в планировании и решении задач подтверждается сведениями о поведении людей с повреждениями этих областей коры. Они оказывались неспособными к решению задач в изменившейся ситуации или к осуществлению последовательных действий. То есть, одна и та же задача не могла быть решена, если ставилось дополнительное условие. Кроме того, использование языка, совершенно необходимое для многих мыслительных действий, возможно только при совместной работе лобных и височных долей (зоны Брока и зоны Вернике).
Билатеральная (полушарная) организация мозга - это еще один анатомический аспект, необходимый для целостного понимания того, как организовано мышление. Проникновение в процессы, связанные с мышлением, обусловлено возможностью клинического и физиологического исследования людей с повреждениями мозга, в особенности тех, у кого полушария оказались разделенными друг от друга - расщепленный мозг.
Человек имеет два полушария - правое и левое, выполняющие разные функции, но совместно обеспечивающие целенаправленное поведение. Полушария связаны между собой пучками волокон, самым мощным из которых является мозолистое тело.
Правое полушарие контролирует и регулирует сенсомоторные и двигательные функции левой половины тела, левое - правой . То, что многие функции левого и правого полушарий головного мозга различны, было обнаружено у людей с расщепленным мозгом после травм или хирургических операций, выполненных в лечебных целях при тяжелых формах эпилепсии.
Каждое полушарие обладает собственными ощущениями, восприятием, мыслями и идеями, характеризуется разной эмоциональной оценкой идентичных событий. Каждое полушарие располагает собственной цепью воспоминаний и усвоенных знаний, недоступных для другого полушария.
В определенных отношениях каждое полушарие имеет отдельное, собственное мышление. Левое - речевое, правое - зрительно-пространственное . Левое полушарие обрабатывает информацию аналитически и последовательно, правое - одновременно и целостно. Каждое полушарие вносит свой уникальный вклад в мышление и сознание (рис. 17.4). Ниже приводятся два примера различных функций правого и левого полушарий.
Исследования лиц с расщепленным мозгом
text_fields
text_fields
arrow_upward
Рис.17.4. Основные функции правого и левого полушарий мозга человека.
Женщина, у которой было перерезано мозолистое тело по поводу тяжелой эпилепсии, для предотвращения генерализации припадков, проходила зрительное тестирование с помощью тахистоскопа - прибора, позволяющего предъявлять на экране зрительное изображение в течение точно контролируемого, обычно короткого, времени (десятые доли секунды). В центре экрана находится черная точка, на которую должна смотреть испытуемая, не отрывая взгляда, так называемая, точка фиксации взора. На десятую долю секунды справа от точки появляется изображение предмета. За столь короткое время испытуемая не успевает перевести взор от точки на изображение. Смысл подобной стимуляции состоит в том, чтобы изображение попало в одно полушарие мозга, в данном случае - в левое. Если на экране справа появляется ложка, то оперированная испытуемая отвечает, что она видела «ложку». Если изображение ложки появляется слева от точки фиксации взора, то есть попадает в правое неречевое полушарие, то испытуемая отвечает: «Не видела ничего». Однако, если ей предлагалось выбрать левой рукой наощупь среди нескольких предметов тот, который возможно мелькнул на экране, но не был ею опознан, то она выбирала ложку. То есть, правое полушарие было способно опознавать предмет, но не смогло его назвать, т.к. связи с речевым левым полушарием были рассечены. На вопрос, что она держит в руках, оперированная отвечала: «карандаш». Больная «знает», и наощупь, т.е. пространственным способом, опознает, что она видела, но не может правильно определить предмет словесно.
В другом исследовании с применением тахистоскопа испытуемой с расщепленным мозгом предъявляли четыре фотографии разных людей и называли их имена. Затем испытуемая садилась перед экраном, фиксировала взор на точку в центре экрана. Справа от точки на экране появляется половина фотографии лица одного человека, слева - половина изображения лица другого. Испытуемая называет имя человека, фотография половины лица которого попала в правое поле зрения и, соответственно, в левое полушарие. То есть, на вопрос отвечает левое, речевое полушарие. Потом части фотографии лица человека предъявляются испытуемой еще раз. Но на этот раз ее просят показать, а не назвать человека, лицо которого она видела. Испытуемая показывает на фотографии лицо, половина изображения которого попала в левое поле зрения, т.е. в правое, не говорящее полушарие, но способное оценить зрительно-пространственные соотношения.
Итак, исследования лиц с расщепленным мозгом свидетельствуют о том, что левое полушарие отвечает за язык и речь, а правое управляет пониманием и навыками, связанными с пространственным и зрительным восприятием. В то же время, правое полушарие обладает способностью понимать речь, но не может ее программировать. Таким образом, если схематизировать функции полушарий в отношении мышления, то оказывается, что левое и правое полушария в равной степени способны к распознаванию стимулов внешнего мира, но пользуются разными способами или стратегиями решения задачи и имеют разные возможности в выражении результатов решения - языковую для левого полушария и пространственно-зрительную для правого полушария.
Между полушариями головного мозга существуют не только функциональные, но и структурные различия, особенно в височной области. В частности, участок коры височной доли, примыкающий и перекрещивающийся с зоной Вернике, у подавляющего большинства людей (70 из 100 исследованных посмертно) слева значительно больше, чем справа.
Структурная ассиметрия характерна не только для мозга взрослого человека, владеющего речью, но и для мозга человеческого плода. Асимметрия правой и левой половины мозга зарегистрирована с помощью вызванных потенциалов также у новорожденных. Асимметрия выявилась и при изучении ископаемых черепов неандертальского человека. Видимо, асимметрия полушарий составляет часть генетической программы человека.
При удалении височных зон левого полушария у взрослого больного человека развивается необратимый дефект речи - афазия. Однако, подобная операция у детей младенческого возраста не приводит к нарушениям речи. Более того, специальные психологические тесты не выявляют различий в развитии интеллекта между детьми, перенесшими операцию, и их нормальными сверстниками. Нет различий также и в развитии детей с право- и левосторонней гемисферэктомией (удаление большей части полушария). Причиной компенсации функций при повреждении мозга является его пластичности.
Два полушария мозга обладают специализированными функциями, но в интактном мозге они взаимодействуют и обуславливают высокую приспособляемость человека к окружающим условиям среды, огромную пластичность его поведения, обеспечивая целостное восприятие внешнего мира и самого себя.