Приспособления к воде рыб. О жизни рыб

Открытый урок по биологии в 7 классе

Тема: «Надкласс Рыбы. Приспособления рыб к водной среде обитания»

Цель: Раскрыть особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания, показать многообразие рыб, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, указать необходимые меры по охране рыбных богатств.

Методическая цель: использование ИКТ - как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Цели урока:

    Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания.

    Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ.

    Воспитательные: воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах и группах.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с чертами строения рыб.

2) Продолжить формирование умений наблюдать за живыми

Организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

Учебную информацию с помощью мультимедийной презентации и видео.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,

План урока:

    Организационный момент

    Вызов интереса

    Постановка целей.

    Изучение новой темы

Операционно-познавательный

    Рефлексия

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный.

2 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к занятию, создает благоприятную непринужденную обстановку.

Делит на группы

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов

для работы на занятие.

Делятся на группы

2. Вызов интереса

3 мин

Игра “Черный ящик”

1. Существуют сведения, что разведением этих животных занимались еще в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад. В Месопотамии содержали их в прудах.

Держали в Древнем Риме и Греции.

В Европе впервые появились только в XVII в.

В Россию впервые попали из Китая в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.

В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.

Сказочный персонаж, исполняющий желания.

2. Есть такой знак зодиака

Учитель: -Так с кем мы познакомимся сегодня на уроке?

Ученики после каждого вопроса предлагают ответы.

Ученики: - золотая рыбка.

И постанавливают тему урока.

3.Постановка целей

Цель: активизировать познавательный интерес к изучаемой теме.

1) Познакомимся с чертами строения рыб.

2) Продолжим формирование умений наблюдать за живыми организмами, работать с текстом учебника, воспринимать

1) Изучат черты строения рыб.

2) Будут работать с текстом учебника, воспринимать

учебную информацию с помощью мультимедийной презентации.

4. Изучение новой темы.

Операционно-познавательный.

Цель: используя различные формы и приемы работы сформировать знание о внешнем и внутреннем строении рыб

15 мин

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с самыми древними позвоночными животными. Надкласс рыбы. Это самый многочисленный класс Хордовых. Насчитывается около 20 тыс. видов. Раздел Зоологии, изучающий рыб, называется ИХТИОЛОГИЯ.

I стадия – Вызов (мотивация).

Учитель: Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?

Учитель: А почему рыбе хорошо в воде?

Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока.

II стадия – содержание.

Какие Особенности водной среды обитания мы можем назвать:

1 задание. Посмотреть видео фрагмент.

С Помощью учебника и дополнительного текста, применив прием «Фишбоун» опишите приспособление рыб к обитанию в водной среде.

Слушают

Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).

(Она приспособлена к жизни в воде).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Большая плотность воды затрудняет активное передвижение.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.

Ограниченное количество кислорода.

Вода – растворитель (соли, газы).

Тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).

Прозрачность.Текучесть.

Вывод : приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).

- Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?

Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).

В чем особенности покровов тела рыбы?

Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?

Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ (гормон страха)

ЧТО ТАКОЕ «ВЕЩЕСТВО СТРАХА»
В 1941 году Нобелевский лауреат Карл фон Фриш (Karl von Frisch), изучая поведение рыб, обнаружил, что когда щука хватает гольяна, то из ран на его коже в воду попадает какое-то вещество, которое у других гольянов вызывает реакцию испуга: они сначала бросаются врассыпную, а потом сбиваются в плотную стайку и на какое-то время прекращают кормиться.

В современной научной литературе вместо словосочетания «вещество страха» чаще можно встретить термин «феромон тревоги». Вообще, феромоны - это такие вещества, которые, будучи выделенными во внешнюю среду одной особью, вызывают у других особей какую-то определенную поведенческую реакцию.

У рыб хранилищем феромона тревоги служат специальные клетки, расположенные в самом верхнем слое кожи. Они очень многочисленны и у некоторых рыб могут занимать больше 25% всего объема кожи. Клетки эти не имеют никаких связей с внешней средой, так что их содержимое может попасть в воду только в одном случае - если кожа рыбы получает какое-то повреждение.
В наибольшем количестве клетки феромона тревоги сосредоточены на передней части тела рыбы, в том числе и на голове. Чем дальше назад, к хвостовой части тела, тем клеток с феромоном меньше.

Каковы особенности окраски рыбы?

Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.

Что такое боковая линия и каково ее значение?

Составление общего Фишбоуна у доски .

Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.

Снижение трения воды

Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти) , а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью.

Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.

Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.

Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.

ФИЗ. МИНУТКА

Цель: сохранения здоровья.

3 мин

Делают упражнения.

12 мин

Какие еще приспособления есть у рыбы для жизни в воде?

Для этого вы будете работать в малых группах. У вас на столах есть дополнительный материал. Вы должны прочитать текстовый материал, ответить на вопросы и указать на рисунке особенности строения рыбы.

Раздает задание каждой группе:

«1. Прочитайте текст.

2. Рассмотрите рисунок.

3. Ответьте на вопросы.

4. Укажите на рисунке особенности строения рыбы».

Группа 1. Органы передвижения рыбы.

2. Как они работают?

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

Группа 3. Органы чувств рыбы.

1. Какие органы чувств есть у рыбы?

2. Зачем нужны органы чувств?

Ученики организуют поиск и обмен идеями через диалог. Организуется работа по заполнению рисунка.

4. Рефлексивно-оценочный.

Цель: определение уровня знаний полученных на уроке.

7 мин

Задание «Рыбалка»

1. Из каких отделов состоит тело рыбы?

2. С помощью какого органа рыба воспринимает течение воды?

3. Какие черты строения рыбы помогают ей преодолеть сопротивление воды?

4. Есть ли у рыбы паспорт?

5. Где у рыбы находится вещество страха?

6. Почему у многих рыб светлое брюхо и темная спина?

7. Как называется раздел зоологии, который изучает рыб?

8. Почему камбала и скат имеют плоскую форму тела?

9. Почему рыбы не могут дышать на суше?

10. Какие органы чувств есть у рыб?

11. Какие плавники рыб парные? Какие плавники рыб не парные?

12. Какие плавники рыба использует как весла?

Каждая команда выбирает рыбку и отвечает на вопросы.

3 мин

На доске вывешивается рисунок рыбы. Учитель предлагает оценить сегодняшний урок, что нового узнал и т.п.

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я научился…

5. Меня удивило…

6. Мне захотелось…

На разноцветных стикерах дети пишут то, что им больше всего понравилось на уроке, что нового они узнали и приклеивают их на рыбку в виде чешуи.

5. Домашнее задание.

Описать внутреннее строение рыбы.

Составить кроссворд.

Записывают домашнее задание в дневник.

Группа 1. Опорно-двигательная система рыбы.

1. Какие органы являются органами передвижения рыбы?

2. Как они работают?

3. На какие группы их можно разделить?

Плавник - это особый орган, необходимый для координации и управления процессом движения рыб в воде. Каждый плавник состоит из тонкой кожистой перепонки, которая при расправлении плавника натягивается между костными плавниковыми лучами и увеличивает тем самым саму поверхность плавника.

Число плавников у различных видов может быть разным, а сами плавники могут быть парными и непарными.

У речного окуня непарные плавники расположены на спине (их 2 - большой и малый), на хвосте (большой двухлопастный хвостовой плавник) и на нижней стороне тела (так называемый анальный плавник).

Парными являются грудные плавники (это передняя пара конечностей), а также брюшные плавники (задняя пара конечностей).

Хвостовой плавник играет важную роль в процессе движения вперед, парные необходимы для поворотов, остановки и сохранении равновесия, спинной и анальный помогают окуню сохранять равновесие во время движения и при резких поворотах.

Группа 2. Дыхательная система рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы составляют дыхательную систему рыбы?

2. Какое строение имеют жабры?

3. Как происходит дыхание у рыбы? Почему рыбы не могут дышать на суше?


Основным органом дыхания рыбы являются жабры. Косная основа жабры - жаберная дуга.

Газообмен происходит в жаберных лепестках, имеющих множество капилляров.

Жаберные тычинки «процеживают» поступающую воду.

Жабры имеют 3- 4жаберные дуги. На каждой дуге имеются с одной стороны ярко-красные жаберные лепестки , а с другой - жаберные тычинки . Снаружи жабры прикрыты жаберными крышками . Между дугами видны жаберные щели, которые ведут к глотке. Из глотки, захваченная ртом, вода омывает жабры. Когда рыба прижимает жаберные крышки, вода через рот поступает к жаберным щелям. Растворенный в воде кислород поступает в кровь. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели. Из крови в воду выходит углекислый газ.

Рыбы не могут находиться на суше, потому что жаберные пластинки слипаются между собой и воздух не поступает в жаберные щели.

Группа 3. Органы чувств рыбы.

Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

Укажите на рисунке особенности строения рыбы.

1. Какие органы составляют нервную систему рыбы?

2. Какие органы чувств есть у рыбы?

3. Зачем нужны органы чувств?

У рыбы есть органы чувств, которые позволяют рыбам хорошо ориентироваться в окружающей среде.

1. Зрение – глаза - различает форму и цвет предметов

2. Слух – внутреннее ухо – слышит шаги человека, идущего по берегу, звон колокольчика, выстрел.

3. Обоняние – ноздри

4. Осязания – усики.

5. Вкус – чувствительные клетки – по всей поверхности тела.

6. Боковая линия – линия вдоль всего тела - воспринимает направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

По бокам тела в чешуе видна боковая линия – своеобразный орган чувств у рыб. Он представляет собой канал, лежащий в коже и имеющий множество рецепторов, воспринимающих давление и силу течения воды, электромагнитные поля живых организмов, а также неподвижные предметы за счет волн отходящих от них. Поэтому в мутной воде и даже в полной темноте рыбы прекрасно ориентируются и не натыкаются на подводные объекты. Кроме органа боковой линии у рыб имеются органы чувств, расположенные на голове. В передней части головы находится рот, которым рыба захватывает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены ноздри – орган обоняния, с помощью которого рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. По бокам головы находятся глаза, довольно большие с плоской поверхностью – роговицей. За ней скрыт хрусталик. Рыбы видят на близком расстоянии и хорошо различают цвета. На поверхности головы рыбы не видно ушей, но это не значит, что рыбы не слышат. У них есть внутреннее ухо в черепе, что позволяет им слышать звуки. Рядом расположен орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела и не переворачивается.

В холодных и темных глубинах океанов давление воды так велико, что его не выдержала бы ни одно наземное животное. Несмотря на это, здесь обитают существа, которые смогли приспособиться к таким условиям.
В море можно встретить разнообразные биотопы. В морских глубинах тропического пояса температура воды достигает 1,5-5 ° С, в полярных районах она может упасть ниже нуля.
Большое разнообразие жизненных форм представлено под поверхностью на глубине, куда еще способно получить солнечный свет обеспечивает возможность фотосинтеза, а, значит, дает жизнь растениям, которые и в море начальный элементом трофической цепи.
В тропических морях обитает несравненно больше животных, чем в арктических водах. Чем глубже, то беднее становится видовое разнообразие, меньше света, холоднее вода, а давление выше. На глубине от двухсот до тысячи метров живет около 1000 видов рыб, а на глубине от тысячи до четырех тысяч метров - уже только сто пятьдесят видов.
Пояс вод глубиной от трехсот до тысячи метров, где царит - полумрак, называется мезопелагиаллю. На глубине более тысячи метров уже наступает темнота, волнение воды здесь очень слабое, а давление достигает 1 тонны 265 килограммов на один квадратный сантиметр. На такой глубине живут глубоководные креветки рода МоИОБиотиз, каракатицы, акулы и другие рыбы, а также многочисленные беспозвоночные.

ИЛИ ТЕБЕ ИЗВЕСТНО, ЧТО...

Рекорд в погружении принадлежит хрящевой рыбе басогигасу, которая была замечена на глубине 7965 метров.
Большинство беспозвоночных, живущих на большой глубине, имеют черную окраску, а большая часть глубоководных рыб есть коричневого или черного цвета. Благодаря такой защитной окраске они поглощают голубоватое - зеленый свет глубинных вод.
У многих глубоководных рыб есть наполненный воздухом плавательный пузырь. И до сих пор исследователям непонятно, как эти животные выдерживают огромное давление воды.
Самцы некоторых видов глубоководных удильщиков прикрепляются ртом к животу более крупных самок и прирастают к ним. В результате мужчина на всю жизнь остается прикрепленным к самке, питается за ее счет, у них становится общей даже кровеносная система. А самке, благодаря этому, не приходится искать самца в период нереста.
Один глаз глубоководного кальмара, который живет неподалеку от Британских островов, значительно больше второго. С помощью большого глаза он ориентируется на глубине, а вторым глазом он пользуется, когда поднимается к поверхности.

В морских глубинах царят вечные сумерки, однако в воде разными цветами светятся многочисленные жители этих биотопов. Свечение помогает им привлечь партнера, добычу, а также отпугивать врагов. Свечение живых организмов называют биолюминесценцией.
БИОЛЮМИНЕСИИЕНЦИЯ

Многие виды животных , населяющих темные морские глубины, могут излучать собственный свет. Это явление называется видимым свечением живых организмов, или биолюминесценцией. Его вызывает энзим люциферазы, который является катализатором окисления веществ, производимых в результате реакции свет - люциферина. Это так называемое " холодный свет " животные могут создавать двумя способами. Вещества, необходимые для биолюминесценции, находящихся в их теле или в теле светящихся бактерий. У европейского удильщика бактерии, излучающие свет, содержащиеся в пузырьки на конце вырасту спинного плавника перед пастью. Для свечения бактериям необходим кислород. Когда рыба не намерена излучать свет, она закрывает кровеносные сосуды, которые ведут к тому месту в теле, где находятся бактерии. Рыба скалпелус пятнистый (РИгоиоЬИерНатп раиреЬгаиш) в специальных сумках под глазами носит миллиарды бактерий, с помощью специальных кожаных складок рыба полностью или частично закрывает эти сумки, регулируя интенсивность излучаемого света. Для усиления свечения много ракообразных, рыб и кальмаров имеют специальные линзы или слой клеток, отражающих свет. Жители глубин по разному используют биолюминесценцию. Глубоководные рыбы светятся разными цветами. Например, фотофоры рибсокирок излучаются зеленоватый, а фотофоры астронеста - фиолетово - синий цвет.
ПОИСКИ ПАРТНЕРА
Обитатели морских глубин прибегают к различным способам привлечения партнера в темноте. Важную роль при этом играют свет, запах и звук. Для того, чтобы не потерять самку, самцы используют даже специальные приемы. Интересны отношения между самцами и самками вудильниковых. Лучше изучен жизни европейского удильщика. Самцы этого вида обычно без проблем находят большую самку. С помощью больших глаз они замечают ее типичные световые сигналы. Найдя самку, самец прочно прикрепляется к ней и прирастает к ее телу. С этого времени он ведет прикрепленный образ жизни, даже питается через систему кровообращения самки. Когда самка удильщика откладывает икру, самец всегда готов к ее оплодотворению. Самцы других глубоководных рыб, например, гоностомових, также мельче самок, в некоторых из них хорошо развито обоняние. Исследователи полагают, что в таком случае самка оставляет за собой пахучий след, который находит самец. Иногда по запаху самок находят также и самцы европейского удильщика. В воде звуки разносятся на большое расстояние. Именно поэтому самцы трехголовых и жабообразных особым образом двигают плавниками и издают звук, который должен привлечь внимание самки. Рыбы- жабы выдают гудки, которые передаются как "бууп ".

На такой глубине нет света, и здесь не растут растения. Животные, которые живут в морских глубинах, могут только охотиться на таких же глубоководных обитателей или питаться падалью и органическими остатками, разлагающимися. Многие из них, например, голотурии, морские звезды и двустворчатые моллюски, питаются микроорганизмами, которых они отфильтровывают из воды. Каракатицы обычно охотятся на ракообразных.
Многие виды глубоководных рыб съедают друг друга или охотятся на мелкую за себя добычу. Рыбы, питающиеся моллюсками и ракообразными, должны иметь крепкие зубы, чтобы раздавливать ними раковины, защищающие мягкие тела их добычи. У многих рыб является расположенная непосредственно перед пастью приманка, светится и привлекает добычу. Кстати если Вас интересует интернет магазин для животных . обращайтесь.

Приспособленность рыб к жизни в воде проявляется, прежде всего, в обтекаемой форме тела, создающей наименьшее сопротивление при движении. Этому способствует покров из чешуи, покрытой слизью. Хвостовой плавник как орган движения и грудные, брюшные плавники обеспечивают превосходную маневренность рыб. Боковая линия позволяет уверенно ориентироваться даже в мутной воде, не натыкаясь на препятствия. С хорошим распространением звука в водной среде связано отсутствие наружных органов слуха. Зрение рыб позволяет им видеть не только то, что находится в воде, но и заметить угрозу на берегу. Обоняние позволяет обнаруживать добычу на больших расстояниях (например, акулам).

Органы дыхания, жабры, обеспечивают организм кислородом в условиях низкого содержания кислорода (по сравнению с воздухом). Плавательный пузырь играет роль гидростатического органа, позволяя поддерживать плотность тела рыбы на различной глубине.

Оплодотворение наружное, кроме акуловых. У некоторых рыб живорождение.

Искусственное разведение применяют для восстановления поголовья проходных рыб на реках с гидроэлектростанциями, прежде всего в низовьях Волги. Производителей, идущих на нерест, отлавливают у плотины, выращивают мальков в закрытых водоемах и выпускают в Волгу.

Также разводят в товарных целях карпа. Толстолобик (отцеживает одноклеточные водоросли) и белый амур (кормится подводной и надводной растительностью) позволяют получать продукцию с минимальными затратами на подкормку.


Раздел 1. Приспособления к плаванию.

В плавании немало трудностей. Например, человеку, чтобы не тонуть, надо постоянно двигаться или по крайней мере прилагать усилия. А как же самая обыкновенная речная щука зависает в воде и не тонет? Проведите опыт: возьмите тонкую, лёгкую палочку и проведите ей в воздухе. Не трудно? А попробуйте провести в воде. Сложнее ведь, правда? А рыбы всегда движутся в воде, и ничего! Вот эти вопросы и разъяснятся в этом разделе.
Первый вопрос - почему рыбы не тонут. Да потому, что у них есть плавательный пузырь - видоизменённое лёгкое, наполненное газом, жиром или каким-либо другим наполнителем, который обеспечивает плавучесть тела рыбы. Расположен он под позвоночником, поддерживая его как самый тяжёлый элемент тела. У хрящевых нет этого пузыря, поэтому акулы и химеры большую часть времени вынуждены двигаться. Лишь у некоторых акул есть примитивные заменители пузыря. Раньше считалось, что акулы не смогут дышать, если остановятся, но это не так - акулы не прочь поваляться на дне грота и, что не исключено, даже поспать (хотя возможно, что в гротах "отдыхают" лишь изнурённые или больные особи). Только скатов не волнует отсутствие плавательного пузыря - они, лентяи, любят поваляться на дне. Что до костистых, то плавательного пузыря нет лишь у нескольких видов, в том числе у беспузырных окуней семейства скорпеновых, всех представителей камбалообразных и слитножаберникообразных. Плавательный пузырь может состоять из нескольких камер (карпообразные).

Второй вопрос - лёгкое движение в воде. Попробуйте взять доску или плоскую пластинку, плавающую на воде, положить её на воду и попробовать, не меняя положения, "затолкать" её в воду. Она станет вилять, и только потом поддастся. Поэтому для решения этого вопроса природа дала рыбам обтекаемую форму, то есть тело стало заострённым с головы, объёмистым к середине и сужающимся к хвосту. Но проблема не до конца решилась: вода - среда несжимаемая. Но рыбы преодолели и это: они начали плавать волнообразно, расталкивая воду сначала головой, затем телом, и потом хвостом. Отброшенная вода стекает по бокам рыбы, проталкивая рыбу вперёд. А те рыбы, которые не имеют такой формы - скорпена, морской чёрт, ковровая акула, скат, камбала и т. п. - и не нуждаются в ней: они - донные рыбы. Сидя на дне всю жизнь, можно обойтись без обтекаемости. Если же нужно двигаться, то скат, например, плывёт, совершая волнообразные движения плавниками (см. иллюстрации).
Остановимся на вопросе о покровах рыб. Выделяется четыре основных типа рыбьей чешуи и множество второстепенных, а также различные шипы и колючки. Плакоидная чешуйка напоминает пластинку с зубцом; такими чешуйками покрыты хрящевые. Ганоидная чешуя, ромбовидная и покрытая особым вещестом - ганоином - это признак некоторых примитивных

лучепёрых, в том числе панцирников. Костные пластины до 10 см в поперечнике - жучки - образуют 5 продольных рядов на коже осётра, это всё, что осталось у него от чешуи (да у него не то что чешуи - даже зубов нет, только слабые зубки у мальков). Мелкие пластинки да отдельные чешуйки, разбросанные по телу, можно не принимать в расчёт. Ктеноидная чешуя отличается от циклоидной лишь тем, что ктеноидные чешуйки имеют зазубренный внешний край, а циклоидные - гладкий. Эти два типа распространены среди большинства лучепёрых (в том числе и самых примитивных - вроде покрытой циклоидной чешуёй амии). Для древних лопастепёрых была характерна космоидная чешуя, состоявшая из четырёх слоёв: поверхностного эмалеподобного, второго - губчато-костного, третьего - костно-губчатого и нижнего - плотного костного. Она сохранилась у латимерий; у современных дипноев два слоя исчезли. У многих рыб есть шипы. Заострённые костные пластины покрывают сомика колючую броняку. У некоторых рыб шипы ядовиты (об этих рыбах во второй части главы "Опасные рыбы"). Своеобразная "щётка" из шипов на спине и множество шипов, покрывающих голову, - признаки древней акулы стетакантуса (подробнее - ).
Конечности рыб, помогающие при плавании, - плавники. У костных рыб на спине есть колючий спинной плавник, а после него - мягкий спинной плавник. Иногда спинной плавник один. Возле жаберных крышек с двух сторон находятся грудные плавники. В начале брюха у костной рыбы есть парные брюшные плавники. Возле мочевого и анального отверстий находится анальный плавник. "Хвост" рыбы - хвостовой плавник. У хрящевой рыбы (акулы) всё почти так же, лишь некоторые отклонения, но мы их рассматривать не будем. У современных миног и миксин есть спинной предплавник и хвостовой предплавник.
Теперь поговорим о том, что помогает рыбам жить в подводном мире.

Раздел 2. Мимикрия рыб.

Мимикрия - способность сливаться с фоном, быть незаметным. В этом разделе я расскажу о мимикрии рыб.

Тряпичник

На первом (или одном из первых) месте по мимикрии стоят рыбы отряда колюшкообразных - морские коньки и иглы. Коньки могут менять окраску в зависимости от водорослей, на которые "уселись". Водоросль жёлтая, сухая - и конёк жёлтый, водоросль зелёная - конёк зелёный, водоросль красная, бурая - и конёк красный или бурый. Морские иглы не умеют менять цвет, но они могут, заплывая в зелёные водоросли (сами иглы ведь зелёные), так ловко подражать им, что не отличишь от водорослей. А один конёк - тряпичник - и без пряток в водорослях спасётся. Он весь как будто рваный, ободранный. Если он плывёт, его нетрудно принять за тряпку или обрывок водорослей. Тряпичники разнообразнее всего у берегов Австралии.
Не хуже умеют прятаться и камбалы. Они приплюснуты с боков, и оба глаза у них на стороне, противоположной песку, на котором они лежат. Они лучше коньков умеют маскироваться, принимая почти любой цвет. На песке они песочного цвета, на сером камне - серого. Пробовали даже класть камбалу на шахматную доску. И она стала в чёрно-белую клеточку!
О мимикрии скорпен и ковровых акул я рассказывал чуть раньше. Многие рыбы (например, коралловая рыбка саргассовый клоун) маскируются, подобно морским иглам, под окружающие водоросли или кораллы.
Мимикрия скатов очень "хитра". Они не меняют цвет, не подражают водорослям. Они, ложась на дно, просто-напросто прикрывают себя слоем песка! Вот и вся маскировка.

Раздел 3. Чувства: шестое, седьмое...

Если у вас дома есть аквариум, можете провести простой опыт. Сделайте для всех рыб по "купальной шапочке", которая одевается на голову рыбе (с вырезами для глаз, рта, жабр и плавников). Окуните палец в воду. Рыбы бросились прочь? А теперь оденьте на них "шапочки" и снова окуните в

воду палец. Вас наверняка удивит ненормальная реакция рыб, ничуть не испугавшихся незнакомого предмета и даже давших себя потрогать. Всё дело - в "шестом чувстве" рыб, системой БОКОВОЙ ЛИНИИ (сейсмосенсорная система, или сейсмосенсорное чувство). Система каналов, называемая "боковой линией", проходит через всё тело рыбы как ряд чешуек, отличающейся от покрова всего тела, и позволяет воспринимать все движения воды. "Шапочка" блокирует органы боковой линии головы, и рыбка не чувствует приближения постороннего предмета. Именно существованием боковой линии объясняется то, что косяки рыбы мгновенно меняют направление, как одно целое, и ни одна рыба не движется медленнее остальных. Боковая линия есть у всех костных и хрящевых рыб, за редкими исключениями (брахиданио из семейства карповых), а также - в наследство от предков-рыб - у водных земноводных.
Но и органов боковой линии показалось мало акулам! И у них появилось "седьмое чувство". В коже любой акулы можно найти несколько выстланных внутри мешочков, называемых АМПУЛАМИ ЛОРЕНЦИНИ. Они открываются каналами на голове и нижней стороне морды акул. Ампулы Лоренцини чувствительны к электрическим полям, они как бы "сканируют" дно водоёма и могут обнаружить любое живое существо, даже затаившееся в укромном местечке. Именно для того, чтобы "сканировать" с помощью ампул как можно большую часть дна, у рыбы-молот такая форма головы. Кроме того, ампулы Лоренцини позволяют акулам ориентироваться по магнитному полю Земли. Разумеется, ампулы Лоренцини есть и у скатов, потомков акул.

Раздел 4. Рыбы-полярники, или эти удивительные нототениевые

У рыб, которые живут в каких-то необычных условиях, часто возникают необычные приспособления к ним. Как пример я рассмотрю удивительных рыб подотряда нототениевых (отряд окунеобразные), живущих не где-нибудь, а в АНТАРКТИДЕ.
В морях ледяного континента встречается 90 видов нототенивых. Их адаптация к недружелюбной среде началась тогда, когда материк Антарктида стал таковым, отделившись от Австралии и Южной Америки. Теоретически рыба способна выжить, когда кровь на один градус холоднее точки, после которой начинается замерзание. Но в Антарктике есть лёд, и он проникал через покровы в кровь рыбы и вызывал замерзание жидкостей организма даже при переохлаждении даже на 0,1 градуса. Поэтому у нототениевых рыб в крови стали вырабатываться особые вещества под названием АНТИФРИЗЫ, которые обеспечивают более низкую точку замерзания - они просто-напросто не дают расти кристалликам льда. Антифризы найдены во всех жидкостях организма, кроме жидкости глаза и мочи, у почти всех нототениевых. Благодаря этому они замерзают при температуре воды (у разных видов) от -1,9 до -2,2 градуса Цельсия, тогда как обычные рыбы - при -0,8 градусах. (Температура воды, скажем, в заливе Мак-Мердо близ Антарктиды - от -1,4 до (редко) -2,15 градусов.)
Почки нототениевых устроены особым образом - они выделяют из организма исключительно отходы, при этом оставляя антифризы "на посту". Благодаря этому рыбы экономят энергию - ведь вырабатывать новые "вещества-спасители" приходится реже.
Помимо этого, у нототениевых ещё много поразительных адапатаций. Вот, к примеру, у некоторых видов позвоночник пустотелый, а в подкожном слое и мелких отложениях среди мышечных волокон находятся особые жиры - триглицериды. Это способствует плавучести, которая становится чуть ли не нейтральной (т. е. удельный вес рыбы равен удельном весу воды, и рыба в своей среде фактически невесома)
.

Раздел 5. Тилапия, или некоторые любят погорячее.

В конце главы давайте перенесёмся из ледяных вод Антарктики в горячие источники Африки и посмотрим на рыбку, сумевшую приспособиться к этим непростым условиям. Обнаружить рыбёшек можно во время купания в таком источнике - внезапное лёгкое щекотание наверняка означает, что вами заинтересовалась стайка крошечных тилапий.

За время своего существования вода многих африканских озёр насыщалась щелочами настолько, что рыбы там жить просто не могли. Тилапиям озёр Натрон и Магади пришлось, чтобы выжить, перейти в пиающие озёра горячие воды. Там они адаптировались настолько, что гибнут в прохладной пресной воде. Однако же если обильные осадки делают воду озёр на время более опреснённой, количество тилапий увеличивается, мальки буквально кишат у границы источника и собственно озера. В 1962 году, к примеру, благодаря дождям тилапии наполнили озеро настолько, что на нём даже попробовали гнездиться любители наших рыбёшек - розовые пеликаны. Однако снова пошла "чёрная полоса" - то ли не хватило в воде кислорода, то ли снова увеличилось количество щёлочей, но так или иначе вся рыба в озере передохла. Надо ли объяснять, что гнездовья пеликанов там так и не возникло?
Приспособился к жизни в горячих источниках только один вид тилапии - Tilapia grahami. Однако существует ШЕСТЬСОТ других разновидностей этих африканских рыбёшек. Некоторые из них весьма интересны. Так, мозамбикскую тилапию разводят в искусственных прудах. Однако главное "достоинство" тилапии для зоолога - это то, что она вынашивает икру ВО РТУ!