История корабля «Парижская Коммуна» («Севастополь»).

В конце 1941 года на южно-украинском фронте развернулась ожесточенная битва за главную базу Черноморского флота, Севастополь, которая расположена на юго-западе Крымского полуострова и представляет собой уникальную гавань.

Севастопольская бухта состоит из 30 глубоководных незамерзающих заливов, которые могут принимать корабли любого водоизмещения и любой осадки. Верховное командование вермахта хорошо понимало стратегическое значение Севастополя. Через Крым - самый короткий путь на Кавказ, но до тех пор, пока здесь находился советский военно-морской флот, самый сильный на Черном море, немцы не могли захватить нефтяные месторождения Грозного и Баку.

Осенью воинские части Вермахта вторглись в Крым, но попытка захватить Севастополь с ходу провалилась. В декабре подтянув резервы с группы армии «Юг» немцы снова пошли в наступление. Главный удар наносился в северном секторе по направлению Севастопольской бухты. Здесь находились стоянки кораблей Черноморского флота. Сюда морем доставлялось подкрепление, боевая техника и боеприпасы для защитников города.

Утром 29 декабря 1941 года передовые подразделения 22-й немецкой пехотной дивизии готовились к атаке. До Севастопольской бухты оставалось всего 2 км. Последний бросок штурмовых батальонов и цель наступления достигнута - Черноморский флот лишится базы и крепость падет.

По переднему краю двигался дивизион самоходных орудий, разворачивались артиллерийские батареи. Внезапно со стороны Севастопольской бухты донесся низкий гудящий звук. Это была корабельная сирена ревун. Спустя мгновение немецкие позиции накрыл уничтожающий шквал снарядов огромной разрушительной силы. Пехотинцев засыпала волна песка и камней, штурмовые орудия взлетали вверх и переворачивались как игрушки. Этот сокрушительный удар нанесла артиллерия линкора «Парижская Коммуна ». Орудия главного калибра буквально в упор с дистанции 30 км расстреляли немецкие части. Обстрел велся прямо из центра города от здания «холодильника» в Южной бухте. Декабрьский генеральный штурм города закончился крахом.

судьба линкора «Парижская Коммуна»

Самый крупный и самый мощный среди надводных кораблей. Сложнейшее техническое сооружение размером в два футбольных поля и высотой с многоэтажный дом. Главное оружие линкора крупнокалиберная дальнобойная двуствольная артиллерия, а броневая защита делает линкор плавучей крепостью. В бою такой корабль способен уничтожить любой плавучий объект противника, при этом самому остаться неуязвим. Накануне Великой Отечественной войны Советский Союз имел три линкора «Марат », «Октябрьская Революция » несшие службу на Балтике, и линкор «Парижская Коммуна » - на Черном море. Все они были построены еще до революции по единому проекту. В основе проекта корабля лежало несколько революционных решений. Например, в качестве силовой установки вместо паровой машины была выбрана более легкая и более экономные четыре паровые турбины, общей мощностью 61000 л.с. Впервые в мире башни главного калибра были оснащены тремя, а не двумя орудиями и располагались в линию. Это позволяло вести огонь сразу из 12 стволов любого борта. Головной корабль серии, будущий линкор «Парижская Коммуна » назывался «Севастополь ». Линкор водоизмещением 23300 тонн нес на своем борту 12 орудий 305 мм в трех башнях и 16 орудий 120 мм в бортовых казематах. Дальность плавания составляла 3000 миль при экономичном ходу 24 узла. Служило на военном корабле 1220 матросов и офицеров. Строительство этого гиганта обошлось императорской казне в 40 миллионов рублей (по ценам 1914 года 30 тонн золотом). Большие пушки этого линкора стреляли дальше и точнее всех в мире. Рациональная компоновка башен главного калибра позволяла артиллеристам линкора производить по два залпа в минуту. 105 мм орудие стреляло на 24 км снарядами весом 470 кг. Для работы с такими тяжелыми боеприпасами мускульной силы было недостаточно, поэтому в механизмах подачи и заряжания использовались электрические и гидравлические приводы. Казематные 120 мм пушки линкора также были лучшими в мире. Они позволяли стрелять 32 кг снарядами на 14 км. После революции линкор «Севастополь» вошел в состав Рабоче-крестьянского Красного флота. В 1921 году вспыхнул Кронштадтский мятеж. Экипажи линкоров «Петропавловский» и «Севастополь» выступили против большевиков под лозунгом «Власть советам». На борьбу с мятежниками были направлены части Красной армии под командованием Михаила Тухачевского. В результате восстание было подавлено. Экипажи линкоров заменили, а корабли получили новые наименования «Петропавловск » назвали «Маратом », «Севастополь » - «Парижская Коммуна ». До 1930 года линкор «Парижская Коммуна» служил на Балтике, но затем был направлен на Черное море. В конце 1930 годов корабль прошел полную модернизацию на Севастопольском морском заводе. В первую очередь было заменено электропитание силовой установки. Прежде паровые котлы корабля работали на «черносливе», так моряки шутливо называли каменный уголь. Перед каждым выходом в море экипаж корабля вручную загружал его в угольные ямы - 2000 тонн, а затем с помощью тряпок, воды и мыла матросы убирали липкую угольную пыль. Этой тяжелой работой на протяжении суток занимался весь личный состав. Также линкор имел так называемое авиационное вооружение. На третьей башне была размещена катапульта, с которой взлетал самолет разведчик. Но позже от нее отказались, так как в условиях реального боя она только мешала стрельбе из орудий главного калибра. Водоизмещение модернизированного линкора увеличилось до 31000 тонн, а экипаж до 1730 человек. Это привело к ухудшению бытовых условий на линкоре. В некоторых кубриках на одного матроса приходились меньше 1 кв. метра жилого пространства. Но, несмотря на бытовые трудности, моряки гордились службой на линейном корабле, который называли «парижанкой».

линкор «Парижская Коммуна» фото

Южный театр военных действий занимал важное место в предвоенных планах советского командования. Военно-морской флот должен был уничтожить любого противника и обеспечить господство на Черном море. На первый взгляд эта задача выглядела вполне реальной, ведь в состав Советского Черноморского флота входили кроме линкора «Парижская Коммуна » еще 5 крейсеров, 19 лидеров эскадренных миноносцев и 47 подводных лодок. Потенциальный противник Германия по международным договоренностям и экономическим условиям не могла ввести корабли в Черное море. Турция имела в составе своего флота лишь один мощный корабль. Действительно серьезным противником являлась другая союзная Гитлеру страна - Италия. На вооружении флота Муссолини имелось 4 современных линкора, 22 крейсера, 59 эсминцев и 110 подводных лодок. В случае военного конфликта был возможен прорыв крупной итальянско-германской эскадры через проливы Дарданеллы и Босфор в Черное море. Здесь противников встречал передовой отряд советского Черноморского флота во главе с линкором «Парижская Коммуна ». Исход противостояния решался в артиллерийском сражении между эскадрами. Именно таким видели сценарий будущей войны в Черном море советские военные моряки.

22 июня 1941 года линкор «Парижская Коммуна » встретил на рейде Севастополя. В полночь начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Елисеев получил приказ наркома Кузнецова перевести линкор в боевую готовность №1, который разрешал открывать огонь по нарушителям воздушного пространства.

В 03:00 ночи смотрящие услышали шум авиационных моторов. Со стороны моря на небольшой высоте к Севастополю приближалась группа немецких бомбардировщиков. Зенитная артиллерия корабля отбила налет вражеской авиации. Так для линкора «Парижская Коммуна » началась война.

Советский флот в первые дни Великой Отечественной войны не потерял ни одного боевого корабля. Это произошло благодаря четко отработанной системе оперативных готовностей и своевременно отданному приказу адмирала Кузнецова. Однако в дальнейшем все складывалось, не так как ожидали в штабе Черноморского флота. Турция сохраняла нейтралитет. Румынские и болгарские боевые корабли стояли в своих базах. Германия и Италия крупные надводные корабли в Черное море не направляли.

На сухопутных фронтах Красная армия отступала. Вместо дальних морских походов кораблям Черноморского флота приходилось эвакуировать базу за базой и отходить все дальше в тыл. Главным противником советских моряков стали не линкоры и крейсеры, а самолеты.

В ходе модернизации линкор «Парижская Коммуна » получил более серьезное вооружение. Для борьбы с высотными целями, были смонтированы 6 зенитных орудий калибром 76 мм, по три над кормовой и носовой боевыми рубками. По низколетящим целям работали 12 зенитных автоматов калибра 37 мм по три на крышах всех четырех башен главного калибра. Их дополняли 12 крупнокалиберных пулеметов ДШК по шесть в носовой и кормовой частях корабля. Одним словом линкор «Парижская Коммуна » самый мощный артиллерийский корабль на Черном море представлял серьезную военную силу. Неудивительно немцы бросили на его уничтожение лучшие авиационные части. Судьба корабля теперь зависели от мужества, отваги и выучки зенитчиков корабля. С первого до последнего дня войны ни днем, ни ночью они не покидали своих батарей. Из 1730 человек личного состава погибли только 16, почти все они были зенитчиками.

Отступление Красной армии на восток летом и осенью 1941 года поставило Черноморский флот в тяжелое положение. Линкору «Парижская Коммуна » пришлось не только помогать войскам в прибрежных районах, но и защищать от нападения со стороны суши военно-морские базы. В ноябре немецкие войска прорвались в Крым. Возникла угроза потери главной базы ЧФ. 28 ноября 1941 года линкор «Парижская Коммуна » впервые открыл огонь главным калибром по немецким позициям на подступах к Севастополю, а это более 500 снарядов. 29 декабря в критический момент обороны Севастополя орудия линкора «заговорили» вновь. Корабль направился на огневую позицию в Южную бухту. При входе рядом с бортом взметнулись водные столбы. Это стреляла немецкая дальнобойная артиллерия, но корабль благополучно ошвартовался и открыл огонь по скоплению вражеских войск в Бельбекской долине. Обстрел фашистских позиций продолжался 14 часов. Линкор выпустил более 400 снарядов общим весом 100 тонн. Тогда гитлеровская армия не имела таких мобильных орудий как на «парижанке», поэтому все их попытки захватить город провалились.

Эффективность такого огня для поддержки сухопутных войск была очень высокой. Удары снарядов главного калибра намного сильнее любых других видов огневого воздействия, включая бомбардировку с воздуха. Дело в том, что скорость падающей авиабомбы составляет 150-200 м/с, а снаряд, выпущенный с корабельного 12-дюймового орудия, за 1 секунду преодолевает 1000 метров, а эта скорость придает снаряду огромную разрушительную силу.

Такие огневые возможности боевого корабля сделали линкор «Парижская Коммуна » «главным калибром Черноморского флота». В январе 1942 года линкор трижды открывал огонь по немецким укреплениям в Крыму. Огневые налеты были такими сокрушительными и внезапными, что противник не мог организовать никакого противодействия. Немецкие и румынские войска понесли тяжелые потери и были спешно отброшены в тыл для переформирования.

В конце февраля линкор «Парижская Коммуна » обстрелял причалы порта Феодосия, где по данным разведки стали базироваться немецкие торпедные катера. Вместе с линкором обстрел укреплений противника вели эсминцы «Безупречный » и «Бойкий ». В результате Феодосийский порт надолго вышел из строя. В ночь с 21 на 22 марта, зайдя в Керченский пролив, линкор произвел два огневых налета. Во время стрельбы от стволов орудий отлетали осколки металла, что говорило о предельном износе вооружения корабля. Ресурс, который составлял 250 боевых выстрелов, был исчерпан. У шести орудий главного калибра стволы треснули в районе дульных срезов, у трех вообще были оторваны. Линкор ушел в порт Поти и встал на ремонт, где замену выполнили в рекордный срок - 16 суток, но участие в боевых походах корабль больше не принимал. И основания были весомыми, к тому времени весь мир знал, какую угрозу для крупных надводных кораблей представляла авиация. Политические последствия потери линкора «Парижская Коммуна » в условиях господства на море Германская авиация оказались бы слишком тяжелыми. Но, даже находясь в базе, линкор продолжал воевать. Более 500 членов экипажа сошли на берег, чтобы сражаться в частях морской пехоты. После войны линкор прожил долгую жизнь. Несколько поколений молодых моряков прошли подготовку на его палубах и боевых постах. Последний советский линкор спустил флаг 30 января 1957 года, с его уходом закончилась целая эпоха советского флота - эпоха больших артиллерийских кораблей.

«Севастополь»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Авиагруппа (после модернизации)

  • 2 гидросамолёта.

Артиллерия главного калибра

  • 12 (4 × 3) × 305-мм орудия;
  • 16 (16 × 1) × 120-мм орудия.

Универсальная артиллерия

  • 6 (6 × 1) × 76,2-мм;
  • 16 × 37-мм орудий.

Однотипные корабли

Строительство корабля

Закладка

В один день, 3 июня 1909 года, на Балтийском заводе прошли торжества по поводу закладки линкоров «Севастополь» и «Петропавловск », а на Адмиралтейском - «Гангут » и «Полтава ».

Спуск на воду

Молебен на палубе «Севастополя» перед спуском на воду

16 июня 1911 года на Балтийском заводе в торжественной обстановке состоялся спуск линкора «Севастополь» - головного корабля серии.

Однако после спуска работы непосредственно на всех кораблях серии практически прекратились. Причина заключалась в непоступлении на судостроительные заводы предназначенного для монтажа на линкорах оборудования, механизмов, вооружения. Фактически достроечные работы начались лишь через полгода после спуска. В течение 1912 года преимущественно велись корпусные работы: устанавливали главные бортовые броневые пояса; оборудовали по срочно переработанным чертежам, из-за принятия на вооружение в 1911 году 305-мм снарядов новых образцов, артиллерийские погреба; формировали и растачивали фундаменты под башенные установки.

Основной объем достроенных работ пришелся на 1913 год. За этот период были закончены все работы по корпусу, в том числе установка брони, был уложен деревянный настил верхней палубы, установлены дымовые трубы, мачты, боевые рубки, мостики. На корабли погрузили оборудование энергетических установок. Первая половина 1914 года ознаменовалась окончательным монтажом оборудования, систем, устройств, монтажом 305-мм башенных установок и подготовкой кораблей к сдаточным ходовым испытаниям.

Последние испытания

По мере готовности к ходовым испытаниям линейные корабли переводились в Кронштадт. Первой закончилась приемка работы энергетической установки линкора «Севастополь». 27 сентября машинная команда этого корабля в течение трех часов, в условиях отказа от форсирования режима работы, поддерживала мощность в 32 950 л.с. при частоте вращения главных турбин 260 об/мин, что на 950 л.с. превосходило проектную. Скорость при этом составила 19 уз, водоизмещение равнялось 25 300 т, осадка - 9,14 м.

К моменту вступления линейных кораблей в строй штатная комплектация каждого из них состояла из 31 офицера, 28 кондукторов и 1066 нижних чинов.

История корабля

Первая Мировая война

Севастополь идёт малым ходом в Морском канале

Весной и в начале лета 1915 года линкоры «Севастополь», «Петропавловск », «Гангут », «Полтава » несколько раз выходили в море, а их экипажи, осваивая корабли, проводили в районе Центральной позиции артиллерийские стрельбы и маневры. Тем временем командование противника в конце июля - начале августа провело набеговую операцию силами крупного соединения. В ходе ее германская эскадра, в составе которой было и два линкора-дредноута, с боем форсировала Ирбенскую минно-артиллерийскую позицию и три дня господствовала в Рижском заливе.

По уходе из залива германских кораблей Балтийским флотом проводились мероприятия по восстановлению минных заграждений в Ирбенском проливе. 14 августа участие в этом приняли и экипажи «Севастополя» и «Гангута». Непосредственно в тот день мины выставляли девять миноносцев. Обеспечивавшие прикрытие крейсеры «Олег» и «Богатырь» держались ближе к проливу, а линкоры - мористее, к югу от 58-й параллели. Несмотря на то, что операция проходила в условиях сильного шторма, постановка 310 мин прошла успешно.

Несчастный случай в фарватере

На следующий день корабли, разбившись на две группы, находясь в прямой видимости друг друга, следовали в Гельсингфорс стратегическим фарватером . В состав первой группы входили «Гангут» и «Олег», в состав второй - «Севастополь» и «Богатырь». Ширина обозначенного фарватера составляла 108 м. Дул свежий ветер силой до 5 баллов, и корабли, двигавшиеся со скоростью 12 узлов, испытывали небольшую килевую и бортовую качку. Примерно в 10 ч 45 мин «Севастополь» дважды с силой ударился о грунт.

При последовавшем третьем, еще более сильном, ударе линкор остановился, но через несколько минут, дав задний ход, сошел с мели без посторонней помощи. Вскоре идущий впереди «Гангут» оказался на участке фарватера, где часть вех вследствие свежей погоды была утрачена или снесена с места. В результате и этот линкор один раз с силой ударился о грунт. Наиболее серьезно пострадал «Севастополь»: оказалась смятой нижняя часть форштевня ; повреждения днищевой части протянулись вплоть до района второй башни и захватывали до трех поясьев наружной обшивки на каждом из бортов.

Это были и вмятины и трещина, а также две пробоины. Корабль принял более 350 т воды, затопившей в основном междудонное пространство под носовыми котельными отделениями. Полученные «Севастополем» повреждения пришлось в течение полутора месяцев исправлять в кроншадтском доке. Еще дважды в годы Первой мировой войны «Севастополь» серьезно повреждал днищевую обшивку, днищевой набор, килевую балку. Несомненно, аварии являлись следствием сложности управления в стесненных условиях восточной части Балтийского моря кораблями таких размерений.

17 октября 1915 года при погрузке боеприпасов на линкор «Севастополь» полузаряд 305-мм орудия, находившийся в металлическом футляре, упал на палубу зарядного погреба и воспламенился. К счастью, на другие полузаряды пожар не распространился. Пострадало пять человек, из которых один умер от полученных ожогов.

Гражданская война

С подписанием в начале 1918 года сепаратного Брестского мира для страны закончилась Первая мировая война, которая, с прекращением боевых действий против Германии, стремительно переросла в ожесточенную и бескомпромиссную Гражданскую войну.

По условиям Брестского мира Балтийский флот должен был покинуть свои базы в Финляндии, а значительная часть его личного состава подлежала демобилизации. 12 марта 1918 года Гельсингфорс покинул первый отряд кораблей. В него входили линейные корабли «Севастополь», «Гангут», «Полтава», «Петропавловск»; крейсеры «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Богатырь». Проводку осуществляли ледоколы «Ермак» и «Волынец».

Переход проходил в тяжелейших условиях: сплошные ледяные поля толщиной до 3 м; укомплектованность экипажей на разных кораблях составляла от 20 до 40% их штатной численности. Маршрут пролегал мимо островов Родшер и Гогланд. Движение осуществлялось в светлое время суток. Осложняло проводку то, что ширина более мощного и крупного из ледоколов «Ермака» составляла лишь 22 м, а ширина линкоров - более 26 м: часто приходилось останавливаться из-за того, что тот или иной корабль затирало в пробитом во льдах канале. Но, преодолев за пять суток 180 миль, 17 марта линейные корабли и крейсеры без существенных поломок достигли Кронштадта.

Деятельность Балтийского флота вплоть до середины ноября 1918 года сковывалась условиями Брестского мирного договора с Германией, согласно которому боевые корабли должны были иметь на борту сокращенные экипажи, численность которых определялась требованиями минимального поддержания исправности материальной части.

Тем не менее, в ожидании возможного возобновления Германией военных действий требовалось сохранять боевую готовность, а это в условиях охвативших страну Гражданской войны и разрухи выполнить было неимоверно трудно. В таких условиях большая часть кораблей выводилась в вооруженный резерв или ставилась на консервацию.

Кронштадский мятеж

В период с 1 по 18 марта 1918 года линкор принял участие в Кронштадтском мятеже, выпустив по форту "Краснофлотский", городам Ораниенбаум и Сестрорецк, а также по расположенным на северном берегу Финского залива железнодорожным станциям Лисий Нос, Горская, Тарховка 375 305-мм и 875 120-мм снарядов.

Межвоенный период

Учебная тревога

В межвоенный период линкор производил различные рейды, чаще по маршруту Севастополь - Кронштадт. На нём производилась модернизация и ремонт.

После возвращения из Неаполя в Севастопольскую бухту, линкор Парижская коммуна был включён в состав Морских сил Черноморского флота и стал его флагманом.

В 1933-1938 гг, в Севастополе, линкор «Парижская коммуна» прошел капитальный ремонт и модернизацию. на базе Севастопольского морского завода. Во время этого ремонта были проведены значительные работы по модернизации корабля: изменена энергетическая установка - 12 котлов большей паропроизводительности переведены только на нефтяное отопление, увеличена толщина крыш башен ГК до 152 мм, увеличена толщина броневых листов средней палубы до 75 мм, увеличена высота амбразур башен главного калибра, соответственно увеличен угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы, сделаны противоторпедные були, установлены новые системы связи и управления стрельбой, передней трубе был придан характерный скос назад, изменена и сделана более совершенной носовая оконечность для уменьшения заливаемости палубы на полном ходу. Помимо этого на носовой и кормовой башнях было открыто установлено шесть 76-мм зенитных пушек. В Севастополе линкор провёл всё время до 22 июня 1941 года... До начала Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война

Первый день войны, 22 июня 1941 г., линкор встретил под командованием капитана 1 ранга Ф.И.Кравченко в составе эскадры в Севастополе, в 4.49 перешел в готовность № 1. В течение октября 600 человек личного состава корабля плели маскировочную сеть площадью 4000 кв.м. 1 ноября, ночью, во главе отряда боевых кораблей ушел в Поти из-за угрозы ударов авиации противника с захваченных аэродромов Крыма.

Хронология событий

Справка

Всего же за время войны линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито 3 самолета.

08.11.1941

Линкор «Парижская Коммуна» первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. А через месяц линкор снова подошел к Севастополю и открыл огонь по боевым порядком врага. В этот раз было уничтожено 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты.

05.01.1942

«Севастополь» вышел из Новороссийска и в охранении эсминца «Бойкий» направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного калибра. март 1942 года «Парижская коммуна» зашёл в Кречинский пролив в охранении лидера «Ташкент», эсминцев «Железняков» и «Бойкий», и в ночь на 21 и 22 марта произвел два огневых налета, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного калибра. Во время стрельбы моряки заметили, что от стволов орудий отлетали осколки металла, что говорило о предельном износе вооружения корабля. Поэтому, возвратившись в Поти, линкор стал на ремонт.

12.04.1942

Замена всех стволов главного калибра была произведена, одновременно произвели средний ремонт приборов управления стрельбой противоминного калибра, элеваторов и оптических приборов. Однако активная боевая деятельность линейного корабля «Парижская коммуна» завершилась. Отчаянное положение под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом в конце мая предложить Ставке использовать линкор для переброски в Севастополь 25 танков КВ, но на это никто не пошел, и корабль до окончания военных действий не покидал Поти. Лишь однажды, 12.09.1942 г. его перевели в Батуми, но после начала успешного наступления под Сталинградом 25 ноября вернули обратно в Поти.

31.05.1943 - Линкору было восстановлено наименование «Севастополь».

1943 год

Еще один раз линкор хотели использовать для огневого обеспечения высадки войск морского десанта в районе селения Озерейка, но отсутствие господства на море вынудило заменить его на менее ценный крейсер «Красный Крым». Правда, отчасти корабль участвовал в Новороссийской десантной операции, когда в сентябре 1943 г. с него сняли часть 120-мм орудий и установили их в качестве отдельной береговой батареи «Севастополь».

05.11.1944

Линкор под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Ф.С.Октябрьского во главе эскадры вошел на рейд освобожденного Севастополя.

Послевоенные годы

Орден Красного Знамени

После войны «Севастополь» был награждён орденом Красного замени и продолжил ведение службы на Черноморском флоте. Через девять лет, в 1954 году линкор был переклассифицирован в учебный линейный корабль, а 17.02.1956 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, 7.07.1956 г. расформирован и в 1956-1957 гг. разделан на базе «Главвторчермета» в Севастополе на металл.

Командиры корабля

Список командиров

Постройка линкора

  • капитан 1 ранга Бестужев-Рюмин А.И. (07.1911 - 08.1915);
  • капитан 1 ранга Иванов Л.Л. (17.08.1915 - 08.1916);
Октябрьская революция и Гражданская война
  • капитан 1 ранга Владиславлев П.П. (08.1916 - 04.1917);
  • капитан 1 ранга Вилькен П.В. (04.1917 - 05.1918);
  • старший лейтенант Ставицкий С.П. (04.1918 - 11.1918);
  • Ставицкий Сергей Петрович (02.1919 - 02.1920);
  • капитан 2 ранга Белецкий Я.И. (02.1920 - 03.1921);
  • Карпинский Борис Андреевич (03.1921 - 03.1921);
  • Бологов Николай Александрович (03.1921 - 08.1921);
Межвоенный период
  • Самойлов Константин Иванович (06.1924 - 15.07.1930);
  • Кадацкий-Руднев Иван Никитич (15.07.1930 - 01.11.1930);
  • Летавет Александр Иванович (01.11.1930 - 10.1932);
  • Салмин Евгений Иванович (10.1932 - 12.1933);
  • капитан 1 ранга Пуга А.Я. (12.1933 - 09.1937);
  • капитан 3 ранга Челпанов Ф.И. (09.1937 - 12.1937);
  • капитан 1 ранга Леер А.Ф. (12.1937 - 07.1938);
  • капитан 2 ранга / капитан 1 ранга Челпанов Ф.И. (07.1938 - 08.1939);
Великая Отечественная война
  • капитан 1 ранга Кравченко Ф.И. (08.1939 – 21.03.1942);
  • капитан 1 ранга Зиновьев Ю.К. (21.03.1942 – 28.12.1944);
  • капитан 1 ранга Романов М.Ф. (28.12.1944 – 04.03.1947);
Послевоенные годы
  • капитан 1 ранга Беляев Б.П. (04.03.1947 - 10.09.1949);
  • капитан 1 ранга Уваров П.В. (08.1949 - 09.1951);
  • капитан 1 ранга Лобов С.М. (09.1951 - 12.1953);
  • капитан 1 ранга Коровкин В.А. (12.1953 - 30.01.1957).
  • В романе А. Азольского «Затяжной выстрел», действие которого происходит в 1953 году, главный герой служит на линкоре «Севастополь». Название прямо не называется, но легко определяется по следующей фразе: «Этот металлический остров длиною в 186 метров и водоизмещением 30 тысяч тонн был заложен в июне 1909 года, спущен на воду в июне 1911 года, сменил название, вернулся к тому, каким его нарекли, жил, дышал, стрелял, нападал и убегал, сжигал в себе соляр, мазут, порох, прокачивал через себя воду, воздух, механизмами и отлаженной службой пожирая людей, выпрямляя и калеча их судьбы».

Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год.

Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» - «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.


Линкоры типа «Севастополь» обладали корпусом характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Наибольшая длина корпуса составляла 181,2 м., ширина 27 м., осадка 8,5 м. Стандартное водоизмещение по проекту составляло около 23 тыс. тонн, на деле же на приемных испытаниях оно доходило до 24,8-25,9 тыс. тонн, изменяя осадку судна до 9,3 м. Энергетическая установка корабля включала в себя 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Топливом для котлов служил уголь, при форсированном режиме работы применялась нефть. Энергетическая установка в форсированном режиме выдавала 42 000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость в 23 узла, дальность плавания составляла 4000 миль.

Линкор класса Севастополь 1914 г.

Основным вооружением корабля служили 12 305-мм нарезных орудий производства Обуховского завода, которые были размещены в 4-х трехорудийных башнях, расположенных линейно. Техническая скорострельность орудий составляла 1,8 выстрела в минуту, на практике же все зависело от уровня обученности команды. Противоминное вооружение корабля состояло из 16-ти 120-мм орудий конструкции «Виккерс», их скорострельность доходила до 7 выстрелов в минуту. Все 16 орудий были размещены в казематах на средней палубе. Такое размещение артиллерии имело существенные недостатки и сказывалось на эффективности ее стрельбы. Стволы 120-мм орудий оказывались всего лишь в 4,6 м. над водой, что в сочетании с низкой мореходностью линкоров, зарывавшихся в волну по первую башню уже при незначительном волнении на море, сильно усложняло их использование (особенно носовых орудий). В какой-то степени это было болезнью многих линкоров того времени, но русские выделялись в худшую сторону из-за своей мореходности и расположения всей противоминной артиллерии на средней палубе.

Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли модернизацию. Работы по совершенствованию кораблей проходили по различным программам и в разные сроки с 1927 по 1938 год. Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО.

Последним модернизацию проходил линкор «Парижская коммуна», с 1933 по 1938 год корабль стоял в доках Севастопольского морского завода. После завершения всех работ водоизмещение линкора достигло 31 275 тонн (от проектных 23 000), длина составила 184,5 м., ширина 32,5 м. (за счет установки противоторпедных булей), осадка – 9,65 м. Мощность энергетической установки достигла 61 000 л.с., максимальная скорость 23,5 узла. Корабль получил существенно усиленное противовоздушное вооружение. На носовой и кормовой башне было открыто установлено 6-ть 76-мм зенитных пушек. Помимо этого корабль получил 16-ть 37-мм артиллерийских орудий и 14-ть 12,7-мм пулеметов.

Линкор после модернизации

Линкор «Парижская коммуна»

Война застала линкор в Севастополе, где уже 14 июля 1941 года он впервые открыл огонь по самолету Ju-88. С прорывом немецких войск в Крым, корабль стал уязвим для атак с воздуха, поэтому в ночь с 30 на 31 октября линкор в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул главную базу флота и отправился в Поти. С 26 по 29 ноября 1941 года линкор провел свою первую боевую операцию по поддержке обороняющих Севастополь войск. В ночь на 28 ноября, в условиях сильного шторма (ветер до 8-9 баллов) корабль подошел к мысу Фиолент и выпустил по скоплению немецких войск в селах Байдары, Павловка и Тыловое 146 фугасных 305-мм снарядов и еще 299 фугасных 120-мм снарядов. На обратном пути шторм усилился, скорость ветра достигла 11 баллов. В результате шторма за борт было смыто 3 матроса – эти матросы стали единственными за всю войну боевыми потерями на корабле.

27 декабря корабль вновь вышел из Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л.А.Владимирского в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Перед кораблями стояла та же задача – оказать артиллерийскую поддержку защитникам Севастополя. В ночь на 29 декабря линкор встал в Южной бухте и в течение 14 часов вел огонь по позициям немцев в Бельбекской долине, израсходовав 179 305-мм и 265 120-мм снарядов, огнем с линкора была подавлена открывшая по нему огонь батарея противника, сам линкор попаданий не получил. Приняв на свой Борт 1025 раненых защитников города, корабль 30 декабря прибыл в Новороссийск.

В первой половине 1942 года корабль принимал активное участие в поддержке действий 44-й армии, высадившейся в Крыму. Во время стрельб в ночь с 21 на 22 марта моряки заметили, что от орудий главного калибра отлетают осколки металла, что было сигналом предельного износа корабельных орудий. По возвращении в Поти корабль встал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, однако активная фаза боевых действий линкора на этом подошла к концу. Отчаянное положение войск под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом обратиться к Ставке с предложением использовать линкор для переброски в город 25 танков КВ, однако такого разрешения получено не было. В дальнейшем до окончания боевых действий корабль покидал Поти лишь раз. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его первоначальное имя «Севастополь».

Линкор "Севастополь" СССР


За время войны корабль совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль и выполнил 10 артиллерийских стрельб, поддерживая советские войска под Севастополем и на Керченском полуострове. Средства ПВО корабля отразили 21 налет вражеской авиации, сбив 3 самолета противника. 24.07.1954 года «Севастополь» был переведен в разряд учебных кораблей, а 17.02.1956 был исключен из состава флота.

Линкор «Марат»

Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт.

В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта.

Линкор "Марат" перед войной


К концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани.

Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники.

Линкор «Октябрьская революция»

Судьба данного линкора аналогична судьбе «Марата». Война застала линкор в Таллинне, откуда тот 1 июля ушел в Кронштадт, во время приближения немцев к городу «Октябрьскую революцию» включили в состав его артиллерийской обороны. Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль) и 19 попаданий артиллерийских снарядов. Линкор провел 126 стрельб главным калибром, выпустив по немцам 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 авианалета, в которых участвовало 597 самолетов, и сбили 13 из них, повредив 3.

Примечателен тот факт, что самые грозные корабли российского царского, а затем и советского флотов, ни разу за время Первой и Второй мировых войн не встретились в бою с кораблями противника. Единственный морской бой линкоры типа «Севастополь» провели в Гражданскую войну. В 1919 году линкор «Петропавловск», выполняя прикрытие эсминца «Азард», осуществлявшего разведку, отразил нападение 7 британских эсминцев.

Использованы источники:
www.flot.sevastopol.info/ship/linkor/sevastopol.htm
www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/Midel/07/04.htm
www.ussrfleet.1939-45.ru/lin.php
материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия»

В 1925 году линкор "Севастополь" принял участие в походе эскадры кораблей под флагом М.В.Фрунзе к Кильской бухте. Линкор прошел ремонт в 1922-1923 гг., 1924-1925 гг. и 1928-1929 гг. (с одновременной модернизацией). 22 ноября 1929 г. он начал переход из Кронштадта на Черное море. 18 января 1930 г. прибыл в Севастополь и вошел в состав Черноморского флота.

В те годы корабли Балтфлота “открывали сезон” плавания в мае. В одиночку и в составе отрядов они ходили по Финскому заливу, выполняя различные эволюции, артиллерийские и торпедные стрельбы, отражая “атаки” подводных лодок и т.п. Учеба заканчивалась общефлотскими осенними маневрами. С декабря по апрель лед сковывал “Маркизову лужу”. Корабли зимовали в кронштадтских гаванях или у причалов ленинградских заводов. В 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. В поход шел Практический отряд МСБМ в составе линкора “Парижская коммуна” и крейсера “Профмнтерн”. Командиром отряда был назначен опытный моряк Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Заход планировался только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с транспортов в море. Учитывая, что возвращение в Балтику может быть затруднено из-за ледовой обстановки, предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск.

22 ноября корабли покинули Большой Кронштадтский рейд. Благополучно пройдя осеннюю Балтику, отряд поздно вечером 24 ноября стал на якорь в Нильской бухте. Приняв топливо с транспортов, через день продолжили поход. Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. А шторм все усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях, корабли непрерывно работали турбинами “малый вперед”. Когда корабли опять вышли в Бискайский залив, шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной 100. Линкор получил тяжелые повреждения, зарываясь носом в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн на нем разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест.

10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Стоянка на якоре на открытом рейде дала лишь небольшой отдых измученным морякам. Дело в том, что местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу, но из-за непрекращавшегося шторма выход отложили. Только 26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно. Бискайский залив остался наконец за кормой; обогнув мыс Сан-Винсент, корабли взяли курс на Гибралтар.
Линкор "Парижская Коммуна" МАШИНОСТРОЕНИЕ, СССР, война, история, линкор, факты

Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярн на Сардинии. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег. Впервые за полтора месяца моряки могли почувствовать под ногами твердую землю. 8 января корабли покинули гостеприимный Кальяри, а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода.

Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не было. В 10 часов 14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс на Гибралтар, и в это время был получен долгожданный ответ из Москвы. “Добро” на заход в Севастополь было получено. Пройдены Средиземное и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. В полдень 17 января отряд вышел в Черное море. Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход, показавший хорошую морскую выучку моряков молодого советского флота, завершился. За 57 суток корабли прошли 6269 миль.

Линкор и крейсер решено было не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. Так Черноморский флот несколько неожиданно получил в своё распоряжение своего флагмана на последующие десятилетия.

Линкор "Парижская коммуна" прошел в Севастополе капитальный ремонт и модернизацию в 1933-1938 гг.на базе Севастопольского морского завода. Во время этого ремонта были проведены значительные работы по модернизаци корабля: изменена энергетическая установка - 12 котлов большей паропроизводительности переведены только на нефтяное отпление, увеличина толщина крыш башен ГК до 152 мм, увеличена толщина броневых листов средней палубы до 75 мм, увеличена высота амбразур башен главного калибра, соответственно увеличен угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы, сделаны противоторпедные були, установлены новые системы связи и управления стрельбой, передней трубе был придан характерный скос назад, изменена и сделана более совершенной носовая оконечность для уменьшения заливаемости палубы на полном ходу. Помимо этого на носовой и кормовой башнях было открыто установлено шесть 76-мм зенитных пушек.

Первый день войны, 22 июня 1941 г., линкор встретил под командованием капитана 1 ранга Ф.И.Кравченко в составе эскадры в Севастополе, в 4.49 перешел в готовность № 1. В течение октября 600 человек личного состава корабля плели маскировочную сеть площадью 4000 кв.м. 1 ноября, ночью, во главе отряда боевых кораблей ушел в Поти из-за угрозы ударов авиации противника с захваченных аэродромов Крыма.

08.11.1941 г. линкор "Парижская Коммуна" первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. А через месяц линкор снова подошел к Севастополю и открыл огонь по боевым порядком врага. В этот раз было уничтожено 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты.

05.01.1942 г. линкор "Парижская Коммуна" вышел из Новороссийска и в охранении эсминца "Бойкий" направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного колибра.

Во второй половине марта 1942 года, зайдя в Керченский пролив в охранении лидера "Ташкент", эсминцев "Железняков" и "Бойкий", линкор в ночь на 21 и 22 марта произвел два огневых налета, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного колибра. Во время стрельбы моряки заметили, что от стволов орудий отлетали осколки металла, что говорило о предельном износе вооружения корабля. Поэтому, возвратившись в Поти, линкор стал на ремонт.
Линкор "Парижская Коммуна" МАШИНОСТРОЕНИЕ, СССР, война, история, линкор, факты

12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, одновременно произвели средний ремонт приборов управления стрельбой противоминного калибра, элеваторов и оптических приборов. Однако активная боевая деятельность линейного корабля "Парижская коммуна" завершилась. Отчаянное положение под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом в конце мая предложить Ставке использовать линкор для переброски в Севастополь 25 танков КВ, но на это никто не пошел, и корабль до окончания военных действий не покидал Поти. Лишь однажды, 12.09.1942 г. его перевели в Батуми, но после начала успешного наступления под Сталинградом 25 ноября вернули обратно в Поти. 31.05.1943 г. линкору было восстановлено наименование "Севастополь".

Еще один раз линкор хотели использовать для огневого обеспечения высадки войск морского десанта в районе селения Озерейка, но отсутствие господства на море вынудило заменить его на менее ценный крейсер "Красный Крым". Правда, отчасти корабль участвовал в Новороссийской десантной операции, когда в сентябре 1943 г. с него сняли часть 120-мм орудий и установили их в качестве отдельной береговой батареи "Севастополь".
Линкор "Парижская Коммуна" МАШИНОСТРОЕНИЕ, СССР, война, история, линкор, факты

Всего же за время войны линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито 3 самолета. 05.11.1944 г. линкор под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Ф.С.Октябрьского во главе эскадры вошел на рейд освобожденного Севастополя.

08.07.1945 г. линейный корабль "Севастополь" был награжден орденом Красного Знамени.

24.07.1954 г. "Севастополь" был переклассифицирован в учебный линейный корабль, а 17.02.1956 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, 7.07.1956 г. расформирован и в 1956-1957 гг. разделан на базе "Главвторчермета" в Севастополе на металл.

Линкор "Парижская Коммуна" МАШИНОСТРОЕНИЕ, СССР, война, история, линкор, факты

ТТД:
Водоизмещение полное 31 275 т, нормальное - 30 395 т (до модернизации - 23 000); длина 184,5 м, ширина 32,5 м, осадка 9,65 м.
Мощность механизмов 61 000 л.с.;
Cкорость хода максимальная 23,5 уз.
Дальность плавания 2700 миль при 14 узл.
Бронирование: борт 50 - 75 мм, палуба 20 мм, орудийные башни 75 мм, боевая рубка 75 мм.
Вооружение: 12х305-мм, 16х120-мм, 6х76,2-мм и 16х37-мм орудий, 14х12,7-мм пулеметов, 8 параван-охранителей.
Экипаж 1546 человек.

1941 год ознаменовался ожесточенной борьбой на Южно-Украинском фронте. Битва шла за Севастополь, где базировался Черноморский флот.

Составляют 30 заливов, никогда не покрывающихся льдом. Здесь могут останавливаться суда любого водоизмещения и осадки. Стратегическое значение Севастополя было очевидно. Кавказ оставался недостижимым для вермахта до тех пор, пока Севастопольскую бухту защищал флот Черного моря.

Попытка молниеносного захвата города и бухты провалилась осенью 1941 года. Зимой немцы предприняли очередное наступление. К концу декабря немецким силам оставалось всего 2 км до Севастопольской бухты, и они усиленно готовились к атаке.

В разгар битвы со стороны моря в сторону противника посыпался град снарядов гигантской разрушительной силы. Силы противника были сметены артиллерией линкора «Парижская коммуна». Штурм Севастополя силами немецкой армии потерпел крах.

Линкор, или представляет собой очень сложное и мощное сооружение. Размер такого корабля может быть с два футбольных поля, а высота - с Линкор вооружен крупнокалиберной дальнобойной двуствольной артиллерией, а также защищен броней. Все это делает корабль настоящей плавучей крепостью. Ни один плавучий объект не способен противостоять напору линкора. К 1941 году СССР имел три линкора: «Парижская коммуна» (Черное море), «Марат» (Балтийское море) и «Октябрьская революция» (Балтийское море). Построили линкоры еще в дореволюционные времена по одному проекту. Несколько инновационных решений выгодно выделяло эти корабли. Прежде всего, роль выполняла не паровая машина, а 4 Башни главного калибра оснащались не двумя, а тремя орудиями. Башни были расположены в линию, что делало возможным одновременный выпуск орудий из 12 стволов.

Линкор «Парижская коммуна» ранее назывался «Севастополь». Водоизмещение судна составляло 23 300 тонн. Вооружение составляли три башни с 12 орудиями и 16 орудий в бортовых казематах. На создание этого гиганта из императорской казны было выделено 40 миллионов рублей, или 30 тонн золота. 1220 человек - столько требовалось людей, чтобы обслуживать, содержать и управлять таким кораблем. Это были солдаты и офицеры «Парижской коммуны». Это был самый точный и дальнобойный линкор в мире.

Революция перевела «Севастополь» в Красный флот. Корабль получил название «Парижская коммуна». До 1930 года база линкора была на Балтийском море, а затем его направили на Черное море, где была произведена его полная модернизация. В результате было увеличено водоизмещение корабля и численность экипажа. Но несмотря на тяжелые условия службы, солдаты и офицеры «Парижской коммуны» гордились своим кораблем.

Черноморский флот был призван обеспечить Советскому Союзу полное господство на Черном море и уничтожать любого противника. И это казалось совершенно реальным, ведь в состав флота входил корабль «Парижская коммуна», 47 подводных лодок, 19 миноносцев и 5 крейсеров. По условиям международных договоров, Германия не имела права водить корабли по Черному морю. Турция располагала только одним мощным кораблем. Только Италия выглядела серьезным противником. Её флот располагал 4 линкорами, 59 эсминцами, 22 крейсерами и 110 подводными лодками.

Легендарный корабль встретил на рейде, а в полночь был приведен в боевую готовность. Уже в 3 часа ночи линкор отбил первый налет фашистской авиации.

Позже немцы отправили на уничтожение «Парижской коммуны» свои лучшие силы. Корабль не раз спасал советских солдат на суше, когда немцы были на подступах к Севастополю. Благодаря команде корабля и его великолепному вооружению удавалось отбивать атаку за атакой. Через некоторое время корабль перестал участвовать в военных операциях, так как угроза со стороны авиации была слишком велика. Но его команда сошла на берег и вступила в ряды сражающихся на суше.

Линкор спустил флаг лишь в 1957 году, чем и закончил большую эпоху артиллерийских кораблей.