Первобытное общество: власть и управление, социальные нормы, этапы развития. Общественная власть в первобытном обществе

В раннепервобытной общине действовал принцип народовластия, при котором определяющее значение имела коллективная воля сородичей или общинников. Управление, вероятно, было равноправным: все наиболее важные вопросы жизнедеятельности рода решались общим собранием его взрослых членов с правом каждого на участие в обсуждении и принятии решения.

Власть и общество совпадали, каждый член общества был носителем частицы этой власти. Различие имело место лишь по половозрастному признаку.

Народное собрание выполняло также судебную функцию. При этом, естественно, особый авторитет имели зрелые, умудрённые опытом люди, очень часто – старшее поколение группы.

Знало такое общество различные организационные формы разрешения споров – состязания самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин.

Для осуществления оперативного управления родом избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Власть главаря служила интересам всей группы и, по существу, была конкретным повседневным воплощением её воли. В любое время старейшина мог быть отстранён от должности родовым собранием и заменён другим. Должность старейшины была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), наделённый большими организационными и умственными способностями, более опытный человек (на последующих стадиях) он заменял старейшину. Можно предположить, что противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя и своих интересов от рода, а с другой - должность старейшины предполагала определённую ответственность, заботу о роде и др. «Если доминантная личность отличается не только волей, но и умом, - пишет Т. В. Кашанина, - то возглавляемый ею коллектив способен быстро прогрессировать». К тому же должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою равную долю. Таким образом, власть старейшины основывалась не только на его физической силе, но и на моральных качествах - его личном авторитете, уважении и др.



Старейшина - это глава семьи или рода. Им становился волевой, зрелый, опытный, мудрый, авторитетный, умеющий предвидеть события и организовывать важные предприятия человек. Старейшину выбирали или признавали фактически, т. е. все сородичи считали, что он выделяется среди них особыми качествами. Его боялись, уважали, слушались и даже почитали. Старейшина руководил повседневной жизнью рода, рассматривал споры между сородичами и представлял их интересы в общественном производстве.

Кроме старейшин на время войны избирался военачальник, при необходимости могли быть избраны и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы.

Когда человеческая популяция разрослась, а роды объединились, появился круг вопросов, общих для всех соседствующих групп людей. Для решения межплеменных и межродовых проблем стали собираться советы старейшин, вождей и всех способных держать в руках оружие.

Племя, в свою очередь, управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет старейшин избирал племенного вождя. Эта должность на ранних этапах развития первобытного общества также была сменяемой и не давала привилегий. Союз племён управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождём).

Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание.

Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, а основывалась на силе его мнения. Она по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление, не участвуя в производственной деятельности.

Форма власти в первобытном обществе называется потестарной. Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жёсткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Словом, такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

Рассмотрим эволюцию власти в первобытном обществе. Организация власти в большей части сохраняла начала первобытного народовластия. Все важные вопросы (обсуждение крупных хозяйственных мероприятий, проступков, военных конфликтов и т.п.) по-прежнему решались на собраниях общинников или сородичей под руководством их признанного главы. Вместе с тем развитие общинно-родового и родоплеменного строя способствовало начавшейся иерархизации органов коллективной власти. Появились и новые механизмы приобретения личного главенства. В собраниях или на советах принимали участие все взрослые, полноправные общинники либо сородичи, хотя все чаще они превращались в собрания только взрослых мужчин.

Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных. Важнейшими качествами руководителей теперь считались хозяйственный опыт, трудолюбие, организаторские способности, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, нередко также воинское искусство или культовые знания.

В одних обществах, где функции главенства оставались неразделёнными, от главы требовалось обладание если не всеми, то многими из этих качеств; в других, где принцип целесообразности повёл к разграничению сфер руководства, обычный глава, военный предводитель, знахарь или колдун должны были обладать выдающимися способностями в своей специфической области. Решения принимались сообща, причём большое значение придавалось тому, чтобы было достигнуто единство мнений, а не просто подчинение одних воле других, пусть даже большинства. Поэтому многое зависело от глав и других уважаемых людей коллектива, их авторитета и красноречия.

Соподчинение органов коллективной власти могло достигаться путём представительства глав домохозяйств в общинных и родовых советах, а глав таких советов - в советах племён. Но принцип представительства ещё только вытеснял принцип всеобщего участия.

В условиях многородовых общин было важно, чтобы руководитель общины принадлежал к наиболее многочисленной родовой группе. Тем самым обозначалась тенденция закрепления главенства за определёнными родами.

Таким образом, вождество превращается в социально-политическую организацию, объединяющую группу поселений, иерархически подчинённых одному из них, в котором проживает верховный правитель.

На стадии позднепервобытной общины главенство, как правило, ещё не наследовалось. Но предпосылки к этому уже складывались. Усложнившаяся на этой стадии производственная, социальная и идеологическая деятельность часто требовала от руководителя намного лучших, чем у других членов общинно-родовой организации, умений и знаний. Приобрести их легче было тому, кто чаще контактировал с действующим главой, как правило, родственнику: сыну, брату или племяннику и т.д. При наличии вышеупомянутых качеств у него было больше шансов стать лидером.

Появление избыточного продукта и личных богатств повели к тому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов.

Применять власть по отношению к членам коллектива совету или лидеру по-прежнему приходилось не так уж часто. Семейные и внесемейные механизмы социализации продолжали надёжно обеспечивать соблюдение индивидами установленных порядков. Конфликты имели не столько внутригрупповой, сколько межгрупповой характер. И с разветвлением сегментарной организации они, естественно, учащались.

Родоплеменная организация власти, как правило, жёстко подчиняла поведение индивида интересам коллектива, одновременно ставя вне закона все, что находилось за рамками высшего звена этой организации – племени.

Обязанности вождей родовых общин становились все более многообразными. К традиционным функциям добавилась новая и важнейшая, так называемая, Редистрибутивная функция - функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, а усилиями всей группы, что закладывало элементы будущей системы эксплуатации, присущей государству.

Функции вождя, особенно редистрибутивная, приближают его власть к политической, государственной, поскольку она приобретает большую степень силы и обязательности для членов общины.

Одним из важнейших последствий неолитической революции, имевшим прямое отношение к генезису государства и права, было развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур.

Вокруг племенных лидеров постепенно сложилась простейшая система органов первобытной власти, состоящая из единоличных (вождь, жрец, старейшина) и коллективных (совет старейшин, собрание соплеменников, совет вождей) институтов публичного управления.

Растущая плотность населения вынудила людей к более тесному сплочению как внутри локальных групп, так и по отношению к внешнему миру. Благодаря расширяющимся брачно-семейным связям, соседние племена стали сближаться и образовывать союзы. Появилась потребность в субординации их деятельности. В процессе эволюции общественного строя складывается племя. Племя имело свою территорию, название, язык (или диалект), религиозные и бытовые обряды. Постепенно сложились и органы племенного самоуправления - племенной совет, в который обычно входили вожди и старейшины. Все большее значение приобретали племенные нормы (обычаи, обряды), регулирующие взаимоотношения между родовыми общинами, но неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.

Религиозно-идеологическая власть родовых общин принадлежала жрецам, шаманам, колдунам, ведунам, волхвам, гадателям, знахарям и т. д. Эти люди формировали мировоззрение соплеменников, внушали им надежду на будущий день, лечили больных, отпевали мёртвых, осуществляли связь с предками и богами, умиротворяли небесных духов и боролись с потусторонним злом. Благодаря астрономическим наблюдениям жрецы научились предсказывать погоду, затмения солнца, наводнения и другие природные явления. Знания и опыт позволили им монополизировать право на общение с потусторонними силами. Поэтому они были бесспорными властителями человеческих душ. Религиозные лидеры первобытных общин также считались блюстителями родовых обычаев и традиций.

Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами, привела к выделению специального слоя организаторов производства, управленческая деятельность которых постепенно становится профессиональной. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью перед созданием государства.

Теперь управленческие посты уже дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка стремится к постепенному закреплению своей власти. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать постепенно превращалась в государственную. Нередко общинная знать, как слой, становилась закрытой для большинства соплеменников, носила сословный или кастовый характер.

Власть вождя всё больше опирается на административную иерархию. Таким образом, протогосударство складывается и формируется не как внешняя сила по отношению к родоплеменной структуре, а как логическое и нормальное развитие общинного строя. Протогосударство скреплялось и цементировалось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной системы административной иерархии.

Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер.

Этап присваивающей экономики

Этап производящей экономики



Выборность,

Сменяемость

Срочность

Отсутствие привилегий

Общ.хар-р

Обычаями,

Ритуалами

Обрядами

Моралью и религ заповедями

1)брачно-семейные

Происхождение государства и права. Основные формы происхождения государства.

По мнению Энгельса возникновение гос-ва предшествовало 5 стадий крупного общественного разделения труда:

1.Выделение скотоводства. Появл необходимость привлекать дополнительную рабоую силу. Соответсвенно военнопленные становятся рабами. Из первого крупного разделения труда возникло первое крпное разделение общества на классы (господ и рабов). В этот же истор период времени изобретается примитивный ткацкий станок, налаживается плавка металлических руд.

2.Отделение ремесла от земледелия. Возникает товарное производство, благородные металлы становятся преоблад и всеобщим товаром.

3.Появление купцов, как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров. Появляются металлические деньги, собственность на землю, ростовщичество.

Развитие ремесла, торговли ведет к подвижности населения, возникновению городов. На одной территории проживают члены разных родов, чужестранцы, рабы.

4.Место родовой организации власти заняла новая организация – государство. Происхождение семьи в первобытном обществе способств раз-тие производства и возможность трудиться одной семье. Выделение семьи из рода ведет к обособленному владению имущества, а в последствии возникновению частной собственности.

Это создает предпосылки к имуществ неравенству, появлению частных интересов семьи.

Форма государства раскрывает собой особенности его внутренней организации: порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организационной и управленческой деятельности. Форма гос-ва – это способ организации и осуществления гос-власти.

Наиболее полное представление о форме гос-ва дают три составляющие: форма правления, гос-устройство, гос-правовой режим (политический режим).

Основные формы происхождения государства:

1)Афинская (классическая)

2)Древне Римская

3)Древне Германская

Марксистская теория (Маркс,Энгельс, Ленин)

Гос-во возникло в силу экономических причин – общ разделения труда, появление прибавочного продукта, частной собственности, раскола общ-ва на противостоящие классы. Гос-во возникло как организация экономически господствующего класса, к-ый при помощи гос-ва становится и политически господствующим, приобретая мощные ср-ва для подавления и угнетения эксплуатируемого класса. Факт появл гос-ва – положитеьная оценка, но гос-во постепенно отомрет вместе с исчизновением классов.

Потестарная (кризисная) теория

Гос-во не было навязано обществу извне. Оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общиников-земледельцев и перехода первобытного общ-ва от присваивающей к производящей экономике, в рез-те изменения материальных условий жизни общ-ва, необхожимости учета вклада каждого общинника в работу, распределения продуктов и др факторов.

Образование гос-ва шло постепенно, в теч длительного времени и не было одномоментным актом.

Становление и развитие классов и гос-ва идет параллельно, тк не только классы вызвали появл гос-ва, но и само гос-во стимулировало появление классов.

Раннеклассовое гос-во выражало и защищало интересы всего оьщ-ва, всех его слоев. Классовая природа гос-ва опредедилась лишь после появл классов и стремления отд из них поставить гос-во на службу интересам данного класса.

Возникновение гос-ва большую роль сыграл экологический фактор, к-ый повлиял на изменение мегафауны и обусловил в конечном счете переход человечества от присваивающей к производящей экономике. Процесс появления раннеклассового гос-ва различных народов шел непрямолинейно, но знал возвратные (попятные движ-я). Этот процесс подвержен субъективному и объективному возжействию, случайностям.

Иные теории: рассовая, теория инцеста, органическая, ирригационная.

Понятие и признаки права.

Право рассматривается в 3х аспектах:

1)общеобяз нормы, законы, деят-ть суд и др юр учрждений, те речь идет о реалиях, с к-ыми человек сталкивается в своей практической жизни;

2)особое сложное соц образование, такое же как гос-во, мораль, искусство

3)явление мирозданческого порядка – одно из проявлений жизни людей

При нормативном подходе, право – система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от гос-ва и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отожествляющего право и закон. Гос-власть явл источником права. Правом признается только то, что исходит от гос-ва, подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, создается иллюзия, что принятия закона достаточно для решения любых соц-вопросов. Право фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения, гос-во и право тесно связаны.

При философском подходе – право – идеологическое явление (идеи, представления, принципы, идеалы, мировоззрение), отражающее концепции справедливости, свободы человека и формального равенства людей. Право составляют нормы, к-ые не противоречат естественным и неотъемлемым правам человека. Право и закон могут не совпадать, тк существует высшее подлинное право как идеальное начало. В качестве права признается мера свободы и равенства как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма и др ценностей. Различается право и закон, не каждый закон мб правовым. Т.о представление о праве при данном подходе – расплывчатое, тк высокие идеи и представления не могут сами по себе заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми и определять критерии правомерного и неправомерного поведения. Участники общ отношений могут по разному понимать для себя ценности, справедливость, свободу, равенство.

При социологическом подходе, право – это не то, что задумано и записано законодателем, а то, что получилось в действительности, в практической деятельности адресатов норм права. Право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Право, зафиксированное в законах и право, фактически складывающееся на практике, отличаются так же, как живое и мертвое право. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике. Придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. При данном подходе есть опасность размывания понятия права, оно становится неопределенным, игнорируется тот факт, что право является не деят-ю S, а регулятором их деятельности, общ отнош-й.

При психологическом подходе, право – наряду с нормами и идеями права и правоотношениями в понятие права вкл и правосознание. Для этого подхода хар-но преувеличение роли псих-фактора в правовой жизни. Право – это не реальность, а лишь комплекс переживаний человека, права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юр чувства и мысли. Единственным источником права явл – сознание индивидуальное. Право – это переживания человека, к-ый, с одной стороны, учитывает чью-либо обязанность совершить какие-либо действия. Принимая новые НПА следует учитывать соц-псих-ю общ-ва, в частности псих-готовность общ-ва к восприятию новых правовых предписаний.

Принципы и функции права.

Под ф-циями права понимаются основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

Для ф-ций права характерно, что они: определяются сущностью права и его соц-значением; представляют собой необходимое воздействие на общ-е отношения, те без такого воздействия общ-во на данном этапе не может обойтись; направлены на осущ-е наиболее важных и коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общ-ва; активно воздейств на упорядочение общ-отн-й; отличаются непрерывностью и длительностью дей-я.

Внутренние ф-ции права – собственно юр ф-ции, те способы юр воздействияна поведение людей и на общ отн-я, сущ-е в рамках самого права. Выделяют регулятивную(главная ф-ция) и охранительную ф-ции.

Внешние ф-ции – находятся как бы за его пределами, характеризуют право как соц-регулятор. Они также называются общесоциальными и к ним относятся: культурно-историческая ф-ция, посредством к-ой право аккумулирует духовные ценности и достижения мир-културы; воспитательную, заключающуюся в способности права отражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю ф-ций; ф-ция соц-контроля, к-ая стимулирует определенное поведение и в тоже время ограничивает нежелательное поведение и дей-я, те удерживает от совершения неправомерных дей-й;

Структура нормы права.

Под структурой нормы права понимают совокуность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную самостоятельность нормы.

Гипотеза – указывает на условия и обстоятельства, при наличии к-ых реализуется диспозиция нормы права, и тем самым как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени.

Диспозиция – содержит правило поведения, права и обязанности S правового общения, определяет меру дозволенного и должного поведения. Дисп составляет ядро нормы права, без диспозиции нормы права не сущ-ет.

Санкция – называет те неблагоприятные последствия, к-ые могут наступить для нарушителей нормы права. Санкции содержат меры не только наказания, но и предупредительного воздействия, защиты, а также восстановительные и компенсационные меры, например административное задержание, привод, отмена административного акта и др.

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:

субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание).
Субъекты правоотношений - это физические (люди) и юридические (организации) лица, а также социальные общности и группы, участвующие в правоотношении - обладающие субъективными правами и несущие юридические обязанности. К основным видам субъектов правоотношения относятся:

Физические лица: граждане, лица, с двойным гражданством - выступают субъектами самых различных правоотношений, имеют максимум субъективных прав и в полном объеме выполняют свои обязанности; иностранный граждане; лица без гражданства - могут быть субъектами многих правоотношений, за исключением тех, где наличие гражданства обязательно (например: военная служба, участие в выборах, замещение государственных должностей);

юридические лица: государство, государственные органы - преимущественно являются субъектами конституционных, административных, земельных, финансовых, уголовно-правовых, международно-правовых правоотношений, как правило, с другими субъектами находятся в отношениях субординации (реже - координации), связь в правоотношении осуществляется через компетенцию - совокупность прав, обязанностей, функций; субъектами той же группы правоотношений, а также гражданско-правовых и трудовых являются государственные учреждения и предприятия, а также общественные организации;

коммерческие и некоммерческие организации (хозяйственные товарищества, общества, кооперативы, религиозные организации, фонды и т.д.) - обычно выступают в качестве субъектов гражданско-правовых отношений;

Социальные общности, группы: народ, нация, население региона, населенного пункта, иные социальные группы - являются субъектами особых правоотношений, чаще всего референдума и выборов.

Правовой статус правоотношения характеризует такое понятие, как правосубъектность - способность быть участником правоотношения. Правосубъектность включает в себя два основных элемента:

правоспособность - это возможность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, которая предусмотрена нормами права. Правоспособность человека начинается с момента его рождения, сохраняется за ним всю жизнь и заканчивается смертью.

дееспособность - это способность лица своими действиями приобретать субъективные права, реализовывать их, исполнять юридические обязанности. Разновидностями дееспособности являются: сделкоспособность - способность заключать гражданско-правовые сделки; деликтоспособность - способность нести юридическую ответственность за нарушение требований правовых норм.

Полностью недееспособными считаются дети в возрасте до 6 лет. Видами дееспособности являются: дееспособность малолетних детей (от 6 до 14 лет); дееспособность несовершеннолетних (от 14 до 18 лет) ; полная дееспособность.

Дееспособность малолетних детей (от 6 до 14 лет) заключается в праве самостоятельно заключать:

Мелкие бытовые сделки (например, покупки в магазине);

Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, которые не требует нотариального оформления или государственной регистрации;

Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Все иные виды сделок за детей в возрасте до 14 лет могут заключать от их имени только их родители, законные представители, опекуны. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет состоит в возможности: самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами; быть полноправным субъектом авторского права; быть полноправным субъектом патентного права; совершать мелкие бытовые сделки; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; быть членом кооператива (с 16 лет).

Все иные сделки осуществляются несовершеннолетними в возрасте 14-18 лет с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей и попечителей.

Полная дееспособность наступает с 18 лет и заключается в возможности иметь любые субъективные права и нести в полном объеме юридические обязанности. Полная дееспособность может наступить и ранее 18 лет в двух случаях:

Эмансипация - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, если он достиг 16 лет и работает по трудовому договору, осуществляется при согласии обоих родителей (усыновителей, попечителя) - органом опеки и попечительства, при отсутствии родителей (усыновителей и т.д.) либо их несогласии - решением суда;

Диспенсация - снижения брачного возраста, которое возможно по достижении несовершеннолнтним 16 лет; лицо считается полностью дееспособным с момента вступления в брак.

Лицо может не быть дееспособным после 18 лет также в 2 случаях:

Объявление лица частично недееспособным вследствие злоупотребления алкоголем либо наркотиками - все сделки, кроме мелких бытовых, заключаются им только с согласия попечителя;

Объявление лица решением суда полностью недееспособным, если лицо страдает психическим заболеванием и вследствие этого не понимает значения своих действий и не может руководить ими, - сделки заключаются опекуном.

Особенность правосубъектности юридического лица в том, что его правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно:

Правоспособность и дееспособность (правосубъектность) возникает с момента его государственной регистрации;

Правоспособность и дееспособность (правосубъектность) прекращаются в момент его преобразования (ликвидации).

Действия (сделки), совершенные неправосубъектным (неправоспособным или недееспособным) физическим или юридическим лицом, признаются юридически ничтожными.

Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности - юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения какого-либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль. Структура субъективного права:

возможность определенного поведения управомоченного лица;

возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица;

возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд);

возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью.

Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию.

Юридическая обязанность, являясь обратной стороной субъективного права, имеет следующую структуру:

необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них;

необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;

необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

Различия между субъективным правом и юридической обязанностью:

если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность - чужие интересы (управомоченного лица);

если субъективное право - мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность - мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя).

Вместе с тем рамки (мера) и возможного поведения (субъективного права), и необходимого поведения (юридической обязанности) должны быть четко очерчены в законодательстве.

Объект правоотношения.

Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ.

Выделяют два подхода к пониманию данной категории:

согласно первому из них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;

согласно второй точке зрения (разделяемой большинством ученых), объекты весьма разнообразны и могут быть:

1. материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.);

2. нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство, честь и т.п.);

3. продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.);

4. результатами действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.);

5. ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).

Задания, требующие развёрнутого ответа на вопрос по конституционному праву

1. Значения понятия «конституционное право».

2. Источники отрасли конституционного права в Российской Федерации.

3. Классификации конституций. Отличительные особенности различных видов конституций. Характеристика с точки зрения данных классификаций действующей Конституции Российской Федерации.

4. Процедура принятия поправок к действующей Конституции Российской Федерации. Внесение в Конституцию Российской Федерации изменений.

5. Конституционное правоотношение: понятие и юридическая конструкция. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения конституционных правоотношений.

6. Институты непосредственной демократии в Российской Федерации.

7. Стадии проведения референдума Российской Федерации.

8. Виды республик и различия между ними. Вид республики в Российской Федерации.

9. Способы приобретения гражданства Российской Федерации. Органы государственной власти, ведающие вопросами гражданства в Российской Федерации.

10. Личные права и свободы человека и гражданина по действующей Конституции Российской Федерации: сущность и содержание.

11. Политические права и свободы граждан Российской Федерации по действующей Конституции Российской Федерации: сущность и содержание.

12. Экономические права и свободы человека и гражданина по действующей Конституции Российской Федерации: сущность и содержание.

13. Социальные права и свободы человека и гражданина по действующей Конституции Российской Федерации: сущность и содержание.

14. Культурные права и свободы человека и гражданина по действующей Конституции Российской Федерации: сущность и содержание.

15. Обязанности граждан Российской Федерации по действующей Конституции Российской Федерации: сущность и содержание.

16. Гарантии реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

17. Классификации федераций. Отличительные особенности различных видов федераций. Характеристика с точки зрения данных классификаций Российской Федерации.

18. Принципы федеративного устройства России.

19. Порядок принятия в Россию иностранного государства или его части в качестве нового субъекта Российской Федерации. Порядок образования в составе России нового субъекта Российской Федерации.

20. Система органов государственной власти.

21. Принцип разделения властей. Президентская, контрольная, избирательная ветви власти.

22. Органы государственной власти России и органы местного самоуправления, формирующиеся путём выборов. Избирательные системы, используемые при формировании данных органов государственной власти.

23. Принцип всеобщего избирательного права. Исключения из данного принципа применительно к активному и пассивному избирательному праву.

24. Избирательный процесс в Российской Федерации на примере выборов Президента Российской Федерации.

25. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти России. Полномочия Президента Российской Федерации в области взаимодействия с другими ветвями государственной власти.

26. Правовые акты Президента Российской Федерации: виды и место среди источников конституционного права.

27. Основания и процедуры прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

28. Основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Особенности процедуры принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, процедуры принятия федерального конституционного закона, процедуры принятия федерального закона.

29. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации как представительный и законодательный орган Российской Федерации. Структура Федерального Собрания.

30. Способы прекращения полномочий Правительства Российской Федерации.

31. Виды судопроизводства в Российской Федерации и их соотношение с судебной системой Российской Федерации.

32. Конституционные принципы судебной власти.

33. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации и нижестоящих судов общей юрисдикции, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и нижестоящих арбитражных судов, судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей. Порядок назначения данных судей на должности.

34. Юрисдикционные и неюрисдикционные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

35. Стадии федерального судебного конституционного процесса в Российской Федерации.

36. Виды процессуальных решений Конституционного Суда Российской Федерации и их юридические свойства.

37. Прокуратура Российской Федерации: место в системе органов государственной власти и полномочия.

38. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: место в системе органов государственной власти, порядок назначения на должность, полномочия.

39. Конституционные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации.

40. Вопросы местного значения. Органы местного самоуправления, решающие вопросы местного значения. Способы решения вопросов местного значения.

Общественная власть и нормы в первобытном (догосударственном) строе.

В период становления общества люди жили малыми родственными группами, а охота и собирательство были основными источниками пропитания. Данный период можно охарактеризовать как период присваивающей экономики. Экономика такого общества была основана на общественной собственности.

Юр-наука используя археологическую периодизацию выделяет 2 этапа:

Этап присваивающей экономики

Этап производящей экономики

между ними рубеж неолитической революции

формой соц-организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. РО объединяла несколько поколений – родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Это был личный, а не территориальный союз людей. Сем-общины объединялись в родовые, племена, союзы племен. Все эти образования основаны на кровном родстве. Цель таких объединений – защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др. Власть в первобытном обществе основывалась на традициях. Подчинение носило естественный характер. Оно вытекало из единства интересов всех членов рода.

Власть распростр на опред личности. Обычаи поддерживались авторитетом старших и регулировали обмен, брачные, семейные и прочие отношения.

Власть того периода называется потестарной (от лат. Власть, мощь) – строилась на уважении к опред роду, племени.

Высшим органом власти было собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, т.е. лидера (мужчину), который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом.

Т.о. основными чертами власти в первобытном обществе являлись:

Выборность,

Сменяемость

Срочность

Отсутствие привилегий

Общ.хар-р

Соц.-значимые отношения регулировались:

Обычаями,

Ритуалами

Обрядами

Моралью и религ заповедями

Указанные нормы существовали в форме единых мононорм и обеспечивалиcь силой всех членов первобытного общ-ва. Мононормы – это регулияторы, к-ые отображала нерасчленненность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали.

Мононормами регулиировались следующие виды общ отношений:

1)брачно-семейные

2)половозростное разделение труда

3)отношение по разделению пищи и правила ведения охоты

4)правила разрешения споров между членами общины

5)правила ведения войн между племенами

Среди способов регулирования в качестве главного выделялись запреты (табу), небольшую долю составляли разрешения (дозволения, и позитивные обязывания.

Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине и др.

Главная > Учебное пособие

2.1.2. Первобытное общество: организация власти и нормы поведения

Первобытное общество стало исторически первой организацией взаимодействия людей и в то же время догосударственной стадией развития человечества. Это было общество равных, но равных в бедности людей. Причины возникновения первобытного общества :

    сложные климатические условия;

    необходимость объединения при добывании пищи (мамонты);

    необходимость в коллективной защите от хищников.

Характерные черты первобытного общества :

    отсутствие политической организации общества;

    отсутствие правовых норм;

    присваивающий характер экономики, общественная собственность на средства производства, уравнительное распределение продукции.

Власть в первобытном обществе : Основой организации и источником власти в первобытном обществе стал род (родовая община). Род это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Род представлял собой союз, основанный, прежде всего, на кровном родстве. Перемещение родов стало основой взаимодействия с другими родами и их объединения. Роды объединялись в племена , затем в союзы племен. Власть в первобытном обществе исходила от всего рода и носила общественный характер. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании. Специального аппарата управления общественными делами в родовой организации не было. Для руководства общими делами в роду избирались вожди и старейшины. Племя управлялось советом старейшин и племенным вождём. Союз племён управлялся советом племенных вождей и вождём союза племён. Иногда избирали двух вождей союза племен, один из которых был военным вождём. Вождей и старейшин избирали исключительно по личным качествам, они не имели никаких привилегий: работали наравне со всеми и получали положенную долю производимого продукта. Такую власть в первобытном обществе учёные называют протестарной властью (от лат. – «мощь, сила»).

2.1.3. Происхождение государства: причины и условия

Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями и массовым истреблением их людьми, привело к распаду крупных охотничьих родов. Увеличение числа населения при снижении объектов охоты способствовало расширению рациона за счет растительной пищи. Одновременно идет процесс улучшения орудий труда и совершенствования способов производства. Важным этапом развития первобытного общества стал переход от присваивающей экономики к производящей (от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству), так называемая, неолитическая революция. Происходит первое общественное разделение труда : земледелие отделяется от скотоводства , что радикально меняет характер общественных отношений в первобытном обществе, а именно:

    усложняется процесс труда, совершенствуются орудия труда, результат труда стал зависеть от отдельной семьи;

    при перемещении и взаимодействии родоплеменных объединений, родовые связи заменяются территориальными;

    родовая община трансформируется в соседскую, которая в отличие от родовой уже не имеет кровнородственных связей, имеет обособленное имущество отдельных семей, общинная земля распределялась между семьями, что создало основу для частной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда, что приводит ко второму разделению труда : ремесла выделяются в самостоятельную отрасль производства. Наличие излишков продукции у земледельцев, скотоводов, ремесленников стало основой для обмена их между представителями этих трёх групп. В результате возникает отдельная группа людей – посредников между этими тремя группами. Это приводит к третьему разделению труда – появлению купцов и торговцев. В результате неолитической революции:

    внутри общины развивается процесс накопления излишков у отдельных семей, что приводит к имущественному неравенству и появлению эксплуатации;

    усложняется управленческая деятельность: возрастает роль публичной власти: должности вождей становятся наследственными, вожди и старейшины приобретают привилегии;

    имущественное неравенство приводит к формированию классов ;

    в условиях ведения войн формируется своеобразный строй – военная демократия: выделяются военные, которые только воюют и получают от соплеменников вознаграждение;

    добровольное подношение военным в дальнейшем трансформируется в обязательную плату дани на содержание армии и аппарата управления.

Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает качественно новую организацию власти, способную не только поддерживать интересы имущих, но и сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией стало государство. Формирование государства у разных народов было различным, на это оказывало влияние природные и климатические условия их проживания. В связи с этим в науке теории государства и права различают два пути (формы) возникновения государства:

    «восточный» путь (типичная форма;

    «западный путь» (уникальная форма).

«Восточный» путь возникновения государства – это процесс возникновения государства, где устойчивыми, традиционными являлись земельная община и коллективная собственность (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Здесь родоплеменная знать, осуществлявшая управление общественной собственностью, плавно трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность превращалась в государственную. Характерные черты «восточного пути» :

    первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми;

    сохранены земельные общины, коллективная собственность на средства производства (частная собственность играет второстепенную роль);

    все государства были абсолютными монархиями, деспотиями (фараон, деспот);

    все государства обладали мощным чиновничьим аппаратом:

    отсутствие личных рабов, наличие государственного рабства.

    в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

«Восточный» путь возникновения государства – это процесс возникновения государства, где устойчивыми, традиционными являлись земельная община и коллективная собственность (Древний Восток, Африка, Америка, Океания). Здесь родоплеменная знать, осуществлявшая управление общественной собственностью, плавно трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность превращалась в государственную. «Западный» путь : По другому историческому пути шел процесс возникновения государства и права на территории Европы. Здесь главным фактором образования государства было кастовое расслоение общества благодаря формированию частной собственности на землю, скот, рабов. Ф.Энгельс выделял три основные формы возникновения государств «западного» типа: афинскую , римскую и древнегерманскую. Характерные черты «западного» пути :

    классовое разделение общества в связи с внутренними противоречиями;

    интенсивное формирование частной собственности;

    публичная власть используется для защиты имущественных классов;

    преобладание личных рабов.

Образование государства в России

Первая точка зрения . В России образование государства шло по типу Древней Греции: восточные славяне проживали на равнинной территории, где можно было заниматься земледелием; земли было всегда больше чем достаточно; ничто не препятствовало заниматься и скотоводством, и пчеловодством; издавна на Руси почитали старших; царя всегда называли "царь-батюшка". Вторая точка зрения . Фактор насилия сыграл важную роль при образовании Российского государства. Да, племена русичей занимались земледелием и торговлей (по их территории проходил торговый путь «из варяг в греки»). Надо учесть, что они проживали в очень суровом климате, и поэтому торговля и земледелие носили кратковременный характер и не давали большого дохода. Жители, особенно северяне, вынуждены были заниматься разбоем (нападать на проезжающих и отбирать провозимые продукты). Можно еще вспомнить, что и русские князья без конца выясняли отношения между собой с помощью меча. Третья точка зрения . Образование русского государства сходно с образованием египетского. Под строительством сооружений, требующих особых организаторов – будущих государственных служащих, можно понимать не только ирригационные (увлажняющие почву), но и все иные крупные сооружения, требующие привлечения большой массы людей, например те же пирамиды или оборонительные сооружения. Славяне жили на открытой равнинной территории. Они постоянно подвергались набегам гуннов, печенегов, монголов, варваров и других и были вынуждены строить большие оборонительные сооружения (крепостные стены, рвы, валы, искусственные водные и преграды и т.п.) Эти работы требовали большой организации и особых "организаторов", ставших впоследствии государственными служащими. Четвертая точка зрения . Процесс образования государства в России можно назвать диффузионным. Опыт государственной жизни в России пришел из Западной Европы, народы которой уже несколько столетий жили при государстве и успели убедиться в его эффективности. Существуют письменные свидетельства о том, что русские князья обращались к варягам с просьбой прийти к ним княжить (летопись Нестора).

2.1.4. Теории происхождения государства

Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросом о происхождении государства. Было множество создано теорий, по-разному раскрывающих эту проблему. Различие взглядов у авторов теорий объясняется спецификой исторических условий, в которых они жили, их идеологической принадлежностью. 1. Теологическая теория . Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства в результате божественной воли. Ее представителями были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос об истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это, в конечном счете, вопрос веры. 2. Патриархальная теория . Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, Н. Михайловский и др. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца. 3. Органическая теория . Эта теория возникла в XIX веке. Её представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. В соответствии с органической теорией, само человечество возникает как результат эволюции животного мира – от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность. 4. Теория насилия . Возникла в XIX веке, ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы. 5. Психологическая теория . Представителями этой теории, возникшей в XIX веке, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий. Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. 6. Договорная (естественно-правовая) теория . Эта теория была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева. Согласно этой теории в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. 7. Ирригационная теория . Ее представителем является современный немецкий ученый К. Виттфогель. Возникновение государства он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. 8. Материалистическая (марксистская, классовая) теория . Её представителями являются К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Они объясняют возникновение государства, прежде всего, социально-экономическими причинами. Государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. В результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Тема 2.2. Общество и право. Происхождение права

2.2.1. Правила поведения в первобытном обществе

Каждое общество имеет определенные нормы, выраженные в форме различных предписаний по поводу того, как надо правильно себя вести. В рамках этих предписаний стали складываться особые средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы, их назвали санкциями. Долгое время жизнь первобытного общества регламентировалась предписаниями, которые заключались в обычаях (обычай – обычное, привычное поведение), ритуалах, мифах, обрядовых и религиозных нормах. Они были достаточны для условий присваивающей экономики и обеспечивали гармоничное сосуществование родовых общин с природной средой. Хранителями обычаев рода выступали жрецы: колдуны, шаманы, гадатели. Нормы первобытного общества были направлены на сохранение рода, племени, отличались суровостью. Правила поведения первобытного общества называются мононормами (от греч. – «единые»), в них не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право. Характерные признаки первобытных обычаев:

    они исходили от рода и выражали его волю и интересы;

    исполнялись добровольно в силу привычки, а при необходимости их соблюдение осуществлялось в принудительном порядке;

    специальных органов управления, охраняющих незыблемость обычаев, не было;

    не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право;

    существовали в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения.

На основе обычаев сформировались определённые способы регулирования общественных отношений, такие как:

    регламент – определенные дозволения;

    тотем – обязанности совершать определенные действия, например, сохранять определенные виды животных.

    табу – запреты совершать определенные действия, подкрепленные страхом религиозного возмездия.

2.2.2. Причины возникновения права

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство, так как они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Причинами возникновения права явилось:

    усложнение социальных связей;

    обострение противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. Правовые нормы складывались преимущественно тремя путями:
    Перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства. Правотворчество государства , которое выражается в издании специальных документов – нормативных актов (законов, указов, и т.п.). Формирование судебного (прецедентного) права, состоящего из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения аналогичных дел).

2.2.3. Теории происхождения права

1. Теологическая теория . Её представителем является Ф.Аквинский. Суть теории: право, как все земное имеет божественное происхождение – оно создано Богом для регулирования поведения людей. Оно даруется человеку через посредство пророка или правителя. 2. Теория естественного права . Её представители: Конфуций, Аристотель, Цицерон и др. Суть теории: естественное право (право на жизнь, свободу, равенство и др.) присуще человеку от рождения, а потому на земле нельзя пренебрегать теми правами, которые дарованы людям природой. Позднее, после заключения общественного договора о создании государства, возникает, так называемое, позитивное право , т.е. нормы, правила поведения, которые создаются государством и сопровождаются санкциями за их нарушение. Такая позиция защищала интересы личности и доказывала важность соблюдения прав человека. 3. Теория насилия . Её представители: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Суть теории: причина возникновения права – насилие, завоевание. Право есть общественный порядок, установленный на захваченной территории и выгодный завоевателям. 4. Примирительная теория . Её представители: Г. Берман, Э. Аннерс. Суть теории: право возникло в результате необходимости прекратить конфликты между родами. Чтобы избежать невыгодных потерь людей в результате этих конфликтов, между родами при посредничестве совета старейшин подписывались договоры о примирении, на основании которых впоследствии и возникли нормы права, которые сначала передавались из поколения в поколение устно, а затем были оформлены государством в форме законов, содержащих в себе санкции за их нарушение. 5. Историческая теория . Её представители: Г. Гуго, К. Савиньи. Суть теории: право не создается законодателем, а возникает самопроизвольно, в результате развития народного духа, примерно так же, как возникает язык. Государство же, найдя готовое право, превращает его в действующее законодательство. Поскольку право является проявлением особенностей национального характера того или иного народа, то оно не обладает универсальным действием: право одного народа неприменимо к другим народам. 6. Марксистская теория . Её представители: К. Маркс, Ф. Энгельс. Суть теории: право является результатом классовой борьбы, определяется экономическими условиями жизни общества и представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса.

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Тема 3.1. Государство, его сущность, признаки и типы

3.1.1. Понятие государства, его признаки

Термин "государство" употребляется в двух значениях:

    государство – это страна на карте мира;

    государство – это организация власти, направляющей жизнь людей в определенное русло.

Государство – это не единственная организация. Существует множество объединений людей: политические партии, массовые движения, религиозные организации, профсоюзы и др. Существенные признаки государства:
    Территория э то пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. Без территории государство не существует, хотя его территория может со временем изменяться (уменьшаться после поражений в войне или увеличиваться в процессе завоеваний). Население его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из одного народа (нации) или быть многонациональным, как, например, в России, где проживают более 60 наций. Публичная власть , т.е. общественная власть, способная организовать жизнь большой массы людей. Власть - это способность влиять на людей в нужном направлении, или, иначе, способность подчинять людей своей воле. Право – это система общеобязательных правил поведения. В отличие от норм общего права, правовые нормы формируются государственными органами и охраняются силой государства; т.е. специальными государственными органами; Правоохранительные органы они составляют особую систему, в которую входят суды, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер. Армия необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между соседними государствами, но современное вооружение делает возможным нападение и захват территории стран, находящихся далеко от государства-агрессора. Вот почему вооруженные силы пока остаются необходимым признаком любого государства. Налоги это обязательные платежи с получаемых гражданами и организациями доходов. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплат пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. В нашей стране именно на налоговые средства финансируются образование, наука, культура, здравоохранение. За счет налоговых поступлений ликвидируются последствия чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий. Суверенитет это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни, это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо.
Различают внутренний и внешний суверенитет.

    внутренний суверенитет означает, что государственная власть может решать вопросы жизни страны исключительно по своему усмотрению.

    внешний суверенитет позволяет государству строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязательны юридически подчиняться другим государствам.

Государство это организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Власть в первобытном обществе не была однородной. Во главе семейно-клановой группы стоял отец-патриарх, старший среди более молодых родственников его поколения и следующих поколений. Глава семейной группы еще не собственник, не хозяин всего ее имущества, которое по-прежнему считается общим, коллективным. Но благодаря своему положению старшего и ответственного руководителя хозяйства и жизни группы он приобретает права распорядителя. Именно от его авторитарного решения зависит, кому и сколько выделить для потребления и что оставить в качестве запаса, для накопления и т.п. Он же определяет, как распорядится излишками, использование которых тесно связано с взаимоотношениями в общине в целом. Дело в том, что семейная ячейка, будучи частью общины, занимает в ней определенное место, а место это, в свою очередь, зависит от ряда факторов, объективных и субъективных.

Проблема ресурсов в общине на раннем этапе ее существования обычно не стоит - земли хватает всем, как и прочих угодий. Правда, кое-что зависит от распределения участков, но это распределение производится с учетом социальной справедливости, не редко по жребию. Другое дело - факторы субъективные, столь ощутимо проявлявшие себя в локальной группе и, пожалуй, еще более заметные в общине, хотя и в несколько ином плане. Одни группы многочисленнее и работоспособнее других; некоторые патриархи умнее и опытнее остальных. Все это сказывается на результатах: одни группы оказываются крупнее, зажиточнее, другие - слабее. Менее удачливые расплачиваются тем, что их группы становятся еще малочисленнее, так как на их долю не достается либо достается меньше женщин - следовательно, меньше и детей. Словом, неизбежно возникает неравенство между группами и домохозяйствами. Оно не в том, что одни сыты, другие голодны, ибо в общине надежно функционирует механизм реципрокного обмена, который играет роль страховки.

В общине всегда есть несколько высших престижных должностей (старейшина, члены совета), обладание которыми не только повышает ранг и статус, домогающиеся их претенденты, в основном из глав семейных групп, должны либо приобрести немалый престиж примерно тем же способом, как это делалось в локальных группах, т.е. посредством щедрых раздач излишков пищи. Но если в локальной группе претендент отдавал добытое им самим, то теперь глава группы мог раздать то, что было добыто трудом всей группы, имуществом которой он имел право распорядится.(Васильев Л.С.)

Таким образом, Васильев выделяет то, что старейшина имел право распоряжаться ресурсами общины по своему усмотрению, а это в свою очередь говорит о большом авторитете старейшины. Васильев ставит старейшину над другими обитателями общины, а это уже показатель проявления власти.

Говоря об общественном устройстве, власти и управлении в первобытном обществе, необходимо иметь в виду в основном период зрелого первобытного общества, потому что в период распада первобытнообщинный строй и присущие ему власть и управление подвергаются определенным изменениям.

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей -- род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества.

Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Иногда род отождествляют с семьей. Однако это не совсем так. Род не был семьей в современном ее понимании. Род -- это именно союз, объединение людей, связанных между собой родственными узами, хотя в определенном смысле род может называться и семьей.

Другой важнейшей формой общественного объединения первобытных людей было племя. Племя -- более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя -- это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе и такими, как совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.

Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) -- это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен -- это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых современных исследователей именно из союзов племен развивались ранние государства.

Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными формами общественного объединения первобытных людей, в то же время мало чем отличались друг от друга. Каждая из них - это лишь более крупная, а значит и более сложная форма по сравнению с предыдущей. Но все они были однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве.

Теперь посмотрим, как Маркс К. и Энгельс Ф. представляли себе власть и управление в период зрелого первобытного общества.

Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому обществу. Она возникает вместе с ним и является его непременным атрибутом. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Общественная власть -- это публичная власть, хотя нередко под публичной властью подразумевают только государственную власть, что не совсем правильно. С публичной властью тесно связано управление, которое является способом осуществления власти, претворения ее в жизнь. Управлять -- значит руководить, распоряжаться кем, или чем-либо.

Публичной власти первобытного общества, которую в отличие от государственной власти часто именуют потестарной (от лат. «potestas» -- власть, мощь), присущи следующие черты. Во-первых, она не была оторвана от общества и не стояла над ним. Она осуществлялась либо самим обществом, либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены другими. Какого-либо специального аппарата управления, какой-либо особой категории управляющих, что имеется в любом государстве, у этой власти не существовало. Во-вторых, публичная власть первобытного общества опиралась, как правило, на общественное мнение и авторитет тех, кто ее осуществлял. Принуждение, если оно и имело место, исходило от всего общества -- рода, племени и т.д., -- и каких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п., которые опять же есть в любом государстве, здесь тоже не было.

В родовой общине как первичной форме объединения людей власть, а вместе с ней и управление, выглядели следующим образом. Основным органом и власти, и управления было, как принято считать, родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов оно выбирало старейшину или вождя. Старейшина или вождь избирался из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Никакими привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Как все, он принимал участие в производственной деятельности и, как все, получал свою долю. Его власть держалась исключительно на его авторитете и уважении к нему со стороны других членов рода. Вместе с тем он в любое время мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой должности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время военных походов и некоторых других «должностных» лиц -- жрецов, шаманов, колдунов и т.п., которые тоже никакими привилегиями не обладали.

В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основным органом власти и управления здесь, как правило, был совет старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого практически ничем не отличалось от положения старейшины или вождя рода. Как и старейшина, вождь племени никакими привилегиями не обладал и считался лишь первым среди равных.

Аналогичной была организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Так же как в родах и племенах, здесь встречаются народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные предводители и прочие органы, которые являются олицетворением так называемой первобытной демократии. Никакого специального аппарата управления или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не существует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.

Таким образом, с точки зрения своего устройства первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления, который имеется в любом государстве, здесь не существовало, поскольку все вопросы общественной жизни решались самим обществом. Не существовало и специального аппарата принуждения в виде судов, армии, полиции и т.п., что тоже является принадлежностью любого государства. Принуждение, если в нем возникала необходимость (например, изгнание из рода), исходило только от общества (рода, племени и т.д.) и не от кого более. Выражаясь современным языком, само общество было и парламентом, и правительством, и судом. (Маркс К., Энгельс Ф.)

Ниже мы видим интересную форму описания черт власти родовой общины. К сожалению, автор не указан.

Черты власти родовой общины следующие:

  • 1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода);
  • 2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;
  • 3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции -- следовательно, властные структуры не были отделены от общества);
  • 4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;
  • 5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий;
  • 6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.

Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую.

Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции. На этой периодизации основана современная теория происхождения государства - потестарная, или кризисная.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.

В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы - камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, знатоками обычаев. Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота.

Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда, т.е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь);

б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова "potestus" - власть, мощь. Помимо авторитета потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом.

В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционно-бытового регулятора, зачаточного права и морали. Отечественный этнограф Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами. Они регулировали следующие виды общественных отношений: 1) брачно-семейные; 2) половозрастное разделение труда; 3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты; 4) правила разрешения споров между членами общины; 5) правила ведения войн между племенами. Мононормы представляли собой единые, общие для всех правила поведения. Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм - морали, религиозные. Чаще всего мононормы имели форму запретов, которые воспринимались как предписания, исходящие от сверхъестественных сил, и подкреплялись религиозно-магическими санкциями. Мононормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование первобытной общины и воспроизводство человека. Для нормативной системы этого периода характерна тотемная форма, т.е. объявление какого-либо животного или растения священным. Тотемная форма выступала экологическим регулятором и была своеобразной "Красной книгой". Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения и позитивные обязывания. Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине; дозволялась охота на определенных участках или на определенные виды животных. Позитивное связывание имело целью организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда. Но все способы нормативного регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы; они способствовали формированию наиболее эффективных форм присвоения предметов природы и их приспособлению для удовлетворения потребностей человека. Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. Обычаи были исторически первыми регуляторами отношений между людьми и закрепляли выработанные веками рациональные, полезные для людей варианты поведения, которые передавались из поколения в поколение и отражали в равной мере интересы всех членов общины. Обычаи изменялись медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода. Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины. Непререкаемость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий между этими интересами. Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления.

На основе изложенного можно сделать следующие выводы о нормативной системе этапа присваивающей экономики. 1. Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время выжить. 2. Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения. 3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований. 4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты, и лишь потом появились дозволения и позитивные связывания. 5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи.