Таких организаций как оон. Деятельность оон краткое описание

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками Антигитлеровской коалиции. Название «Объединенные Нации», предложенное Президентом США Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 г. в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Примечательно, что ранее для сотрудничества в отдельных областях создавались первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) и др. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 г. для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда , которая начала свою работу в 1902 г.

Всемирная продовольственная программа (ВПП);

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

Программа Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП);

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат; ПНПООН);

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП);

Программа добровольцев Организации Объединенных Наций (ДООН);

Фонд капитального развития Организации Объединенных Наций (ФКРООН);

Центр по международной торговле (ЦМТ);

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА).

Учебные и научно-исследовательские учреждения:

Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР);

Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ);

Научно-исследовательский институт социального развития при ООН (ЮНРИСД);

Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР).

Другие подразделения ООН:

Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (КПСООН);

Международный вычислительный центр (МВЦ);

Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС);

Университет Организации Объединенных Наций (УООН);

Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС), ООН-женщины.

Комиссия по наркотическим средствам;

Комиссия по народонаселению и развитию;

Комиссия по науке и технике в целях развития;

Комиссия по положению женщин;

Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию4

Комиссия по устойчивому развитию;

Комиссия социального развития;

Статистическая комиссия;

Форум Организации Объединенных Наций по лесам.

Региональные комиссии ЭКОСОС:

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Постоянные комитеты ЭКОСОС: Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями, Комитет по программе и координации.

Специальные органы ЭКОСОС: Специальная рабочая группа открытого состава по информатике.

Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:

Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям;

Комитет экспертов Организации Объединенных Наций по управлению глобальной геопространственной информацией;

Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ;

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности.

Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве: Комитет по политике в области развития, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет экспертов по государственному управлению, Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, Постоянный форум по вопросам коренных народов.

Связанные с Советом органы : Исполнительный совет Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин, Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения, Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, Международный совет по контролю над наркотиками.

При создании международной системы опеки Уставом ООН был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки.

Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - РФ, США, Великобритании, Франции и КНР. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд.

Является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он был учрежден Уставом ООН, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г., заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).

Секретариат.

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

Специализированные учреждения ООН и связанные с ней органы. Специализированные учреждения ООН - это самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Специализированные учреждения:

Всемирный почтовый союз (ВПС);

Группа Всемирного банка;

Международная ассоциация развития (МАР);

Международная финансовая корпорация (МФК);

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА);

Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

Всемирная туристская организация (ЮНВТО);

Международная морская организация (ИМО);

Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

Международная организация труда (МОТ);

Международный валютный фонд (МВФ);

Международный союз электросвязи (МСЭ);

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР);

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Связанные с ООН организации:

Всемирная торговая организация (ВТО);

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ);

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Cекретариаты конвенций:

Конвенция о правах инвалидов;

Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (КООНБО);

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКООНИК).

Целевые фонды ООН:

Фонд демократии Организации Объединенных Наций (ФДООН);

Фонд международного партнерства Организации Объединенных Наций (ФМПООН).

Руководство ООН представлено в лице Председателя Генеральной Ассамблеи и Генерального секретаря.

Председатель Генеральной Ассамблеи . Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на её заседаниях.

Генеральный секретарь . Главное административное должностное лицо, является символом Организации Объединённых Наций и выразителем интересов народов мира.

По Уставу, Генеральный секретарь выполняет функции, возлагаемые на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединённых Наций.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящее время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин государства - постоянного члена Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и КНР) не может быть Генеральным секретарём ООН.

Генеральные Секретари ООН:

Государства - члены ООН.

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., а также Польша. С 1946 г. в ООН было принято около 150 государств (но при этом ряд государств, таких как Югославия и Чехословакия, разделились на независимые государства). 14 июля 2011 г., с принятием в члены ООН Южного Судана, число государств - членов ООН составило 193.

Членами ООН могут быть только международно признанные государства - субъекты международного права. Согласно Уставу ООН, приём в члены ООН открыт для всех «миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». «Приём любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности».

Для приёма нового члена требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств - членов Совета Безопасности (при этом 5 постоянных членов - Россия, США, Великобритания, Франция и КНР - могут наложить на решение вето). После утверждения рекомендации Советом Безопасности вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети голосов. Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи.

Среди первоначальных членов ООН были страны, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: наряду с СССР, две его союзные республики - Белорусская ССР и Украинская ССР; колония Великобритании - Британская Индия (разделённая на ныне независимые члены - Индия, Пакистан, Бангладеш и Мьянма); протекторат США - Филиппины; а также фактически независимые доминионы Великобритании - Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.

В сентябре 2011 г. заявку на принятие в члены ООН подала Палестинская автономия (частично признанное Государство Палестина), однако удовлетворение этой заявки отложено до палестинско-израильского урегулирования и всеобщего международного признания Палестины.

Кроме статуса члена, существует статус наблюдателя ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее, решение принимается простым большинством. Наблюдателями ООН, а также членами специализированных учреждений ООН (например, ЮНЕСКО) могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования. Так, наблюдателями в данный момент являются Святой Престол и государство Палестина, а также некоторое время были, например, Австрия, Швейцария, Италия, Япония, Финляндия, и другие страны, имевшие право вступления, но временно им не воспользовавшиеся по разным причинам.

Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке.

Официальными языками Организации Объединённых Наций являются : английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский. Если делегация желает выступить на языке, который не является официальным, то она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.

Расчёт бюджета ООН - это процесс, в который вовлечены все члены организации. Бюджет выдвигается Генеральным секретарём ООН после согласования с подразделениями организации и на основании их требований. Впоследствии предложенный бюджет анализируется Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из 16 членов, и Комитетом по программе и координации, состоящим из 34 членов. Рекомендации комитетов направляются Административно-бюджетному комитету Генеральной Ассамблеи, включающему все государства-члены, который ещё раз тщательно анализирует бюджет. Наконец, он представляется Генеральной Ассамблее для окончательного рассмотрения и утверждения.

Главный критерий, используемый государствами-членами в Генеральной Ассамблее, - это платёжеспособность страны. Платёжеспособность определяется на основании величины валового национального продукта (ВНП) и ряда корректировок, в том числе корректировок на внешнюю задолженность и уровень дохода на душу населения.

Организация Объединенных наций (ООН) – это интернациональная организация, важнейшая цель которой – обеспечение мира и спокойствия на всей планете.

Что такое ООН?

Цели ООН сформулированы следующим образом:

— поддержание мира между странами и народами, предупреждение возможных конфликтов, подавление агрессии, улаживание споров дипломатическими средствами;

— развитие дружеских связей между нациями и государствами;

— поощрение сотрудничества в сфере экономики, политики, культуры.

Важнейший принцип, который исповедует ООН – это равноправие всех наций и их право на самоопределение, а также равные права для всех людей, вне зависимости от их расы, пола, языковой и религиозной принадлежности.

ООН – это крупная наднациональная организация, имеющая свои органы управления, штат сотрудников, регламент. Высший орган управления ООН – Генеральная ассамблея, состоящая из представителей всех 193 государств-членов. ГА ООН собирается на сессии, в рамках которых принимаются самые важные решения.

Совет безопасности ООН – постоянно действующий орган, отвечающий за практическую реализацию решений. Именно СБ несет ответственность за поддержание международной безопасности и принимает конкретные меры (вплоть до направления миротворческих сил ООН в зоны конфликтов).


В структуру ООН входят комитеты, отвечающие за конкретные направления деятельности, а также рабочие группы.

Когда и для чего была создана эта организация?

Идея объединить усилия разных государств для сохранения мира возникла еще в 19-м веке. В 1919 году была учреждена Лига Наций – организация, которая должна была бороться с ростом вооружений, предотвращать конфликты, способствовать дипломатическому урегулированию разногласий между странами. Но, как показала дальнейшая история, Лига Наций не справилась со своими задачами, и в 1946 году, по окончании Второй Мировой войны, была распущена.

Еще в ходе войны представители государств-участников антигитлеровской коалиции начали обсуждать планы создания нового сообщества. Окончательно контуры будущего проекта были оформлены на знаменитой Ялтинской конференции, которая состоялась зимой 1945 года. Сталин, Черчилль и Рузвельт договорились о создании международной организации по поддержанию мира и безопасности во всем мире.

Наконец, 25 апреля 1945 года делегаты от пятидесяти стран встретились в Сан-Франциско и начали работу над Уставом ООН. Учредительная конференция работала два месяца, и в июне 1945 года Устав был принят, однако ратификация его всеми участниками состоялась позже – 24 октября. Именно эта дата отмечается как День ООН.


Историки утверждают, что создание ООН – это величайшее достижение человечества. Впервые страны (многие из которых имели экономические и политические противоречия, были противниками) объединились, чтобы не допустить новой глобальной войны.

Для решения поставленных задач ООН работает по нескольким направлениям:

Поддержание мира. С этой целью ООН организует миротворческие миссии в районы конфликтов. В «горячих точках» представители организации проводят переговоры между противоборствующими сторонами, контролируют соблюдение договоренностей, пресекают возможные провокации, организуют доставку и распределение гуманитарной помощи, наблюдают за ситуацией в целом.

Соблюдение прав человека. ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека и принимает все меры к популяризации, распространению и соблюдению этого документа.

Гуманитарная помощь оказывается людям, оказавшимся в зонах катастроф (стихийных бедствий, военных конфликтов, техногенных потрясений). ООН не только обеспечивает население продуктами, медикаментами, предметами первой необходимости, но оказывает помощь в ликвидации последствий войн, восстановлении хозяйства, финансового сектора, образования и здравоохранения.

Совершенствование международного права. ООН вырабатывает проекты документов, регламентирующих отношения между странами. Ведется работа по систематизации существующих и выработке новых норм международного законодательства.

Помимо перечисленных направлений, Организация Объединенных Наций ведет работу в области экологии, социально-экономического развития, образования и т.д.

История создания ООН


Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.

По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.

В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.

Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что "они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые".

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.

Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций.24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что "организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации".

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании.

Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств.

Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации.

Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН.

организация объединенная нация межгосударственный

Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация - Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).

В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями: сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое "молодое" специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли.

В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.

Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

Генеральную Ассамблею ООН,

Совет безопасности ООН,

Экономический и Социальный Совет ООН,

Совет по Опеке ООН,

Международный Суд ООН, Секретариат ООН.

В систему также включаются и специализированные учреждения:

Международный валютный фонд,

Международный банк реконструкции и развития,

Международная финансовая корпорация,

Международная ассоциация развития,

Международная морская организация,

Международная организация гражданской авиации,

Международная организация труда,

Международный союз электросвязи,

Всемирный почтовый союз,

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,

Всемирная организация здравоохранения,

Всемирная организация интеллектуальной собственности,

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,

Всемирная метеорологическая организация,

Международный фонд сельскохозяйственного развития,

Международное агентство по атомной энергии


Направления деятельности ООН и ее органов


Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и деятельность каждого из них, а также те вопросы которые не относятся к их компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.

Генеральная ассамблея ООН - обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключением ст.12, давать рекомендации членам ООН и (или), Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам. Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности ООН, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения. Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и после обсуждения. Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполняет по отношению к ним возложенные на него Уставом ООН функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом. Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН. Генеральная Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.

Совет Безопасности ООН - главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио - и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этм проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.

Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна - Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе фактически не участвует.

Международный Суд ООН это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного Суда. Этот орган имеет множество специфических особенностей т.к. в отличии от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства - судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Секретариат ООН это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Центральное место среди международных организаций занимает Организация Объединенных Наций (ООН).

Система Организации Объединенных Наций состоит из главных и вспомогательных органов, специализированных организаций и учреждений и автономных организаций, являющихся составной частью в системе ООН.

К числу главных органов относятся: Генеральная ассамблея (ГА); Совет безопасности (СБ); Международный Суд и Секретариат. Вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми, учреждаются в соответствии с Уставом.

Система ООН включает ряд программ, советов и комиссий, осуществляющих возложенные на них функции.

Рассмотрим внутреннюю структуру международных экономических организаций системы ООН.

Генеральная ассамблея является ее главным органом. Она уполномочена решать любые вопросы в рамках Устава организации. Генеральная ассамблея выносит резолюции, которые, хотя и не являются обязательными для ее членов, все же оказывают заметное влияние на мировую политику и развитие международного права. За время существования принято 10 тыс. резолюций. Генеральная ассамблея окончательно утверждает все международные конвенции по экономическим вопросам. В ее структуре экономическими проблемами занимаются:
1) Комитет по экономическим и финансовым вопросам, вырабатывающий резолюции к пленарным заседаниям Генеральной ассамблеи;
2) Комиссия ООН по праву международной торговли - ЮНСИТ-РАЛ, занимающаяся гармонизацией и унификацией правовых норм в международной торговле;
3) Комиссия по международному праву, работающая над развитием и кодификацией международного права;
4) Комитет по инвестициям, оказывающий содействие в размещении инвестиций из средств фондов, находящихся под контролем ООН.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) является важнейшим органом ООН, отвечающим за экономические, социальные, культурные и гуманитарные аспекты политики ООН.

В функции ЭКОСОС входят:
проведение исследований и составление докладов по международным вопросам в области экономической и социальной сфер, культуры, образования, здравоохранения и представление по этим вопросам рекомендаций Генеральной ассамблее, членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям;
обсуждение международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработка рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств-членов и системы ООН в целом;
контроль и оценка осуществления общей стратегии политики и первоочередных задач, установленных Генеральной ассамблеей в экономической, социальной и смежных областях;
обеспечение согласования и последовательное практическое оперативное осуществление на комплексной основе соответствующих директивных решений и рекомендаций, принимаемых на конференциях ООН и других форумах в рамках системы ООН, после их утверждения Ассамблеей и/или ЭКОСОС;
обеспечение общей координации деятельности организаций системы ООН в экономической, социальной и смежных областях в целях осуществления первоочередных задач, установленных Генеральной Ассамблеей для системы в целом;
проведение всесторонних обзоров политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН.

ЭКОСОС имеет в своем составе комиссии, комитеты, специальные группы, которые занимаются экономическими вопросами. Это:
шесть функциональных комиссий и подкомиссий - социального развития, по контролю за наркотическими средствами, по науке и технике в целях развития, по поддержанию устойчивого развития, по статистике, по транснациональным корпорациям;
пять региональных комиссий - Европы, стран Азии и Тихого океана, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Западной Азии;
два постоянных комитета - для программ и координации, по непосредственным организациям;
семь органов-экспертов - Комитет по развитию планирования, Специальная группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, комитеты по транспортировке опасных грузов, по экономическим, социальным и культурным правам, по национальным ресурсам, по новым и возобновляемым источникам энергии и использованию энергии и в целях развития, а также встречи экспертов по государственному управлению и финансам.

Целями региональных комиссий являются изучение экономических и технологических проблем соответствующих регионов мира, разработка мер и средств по оказанию содействия экономическому и социальному развитию региональных членов путем координации их действий и проведения согласованной политики, направленной на решение кардинальных задач развития отраслей экономики и внутрирегиональной торговли.

Кроме непосредственных органов ООН в ее систему входят специализированные учреждения и межправительственные организации включающие:
1) фонды и программы ООН;
2) специализированные учреждения ООН;
3) автономные организации, связанные с ООН. Остановимся на наиболее важных организациях первой группы.

1. Фонд развития инвестиций оказывает содействие развивающимся странам путем дополнения существующих источников финансирования предоставлением помощи и займов. Ресурсы фонда образуются из добровольных взносов и оцениваются в 40 млн долл.
2. Программа развития ООП (ПРООН) представляет собой самую крупную организацию системы ООН, финансирующую многоотраслевую экономическую и техническую помощь. Ее ресурсы оцениваются в 1 млрд долл. и постоянно пополняются странами-донорами, в число которых входят большинство развитых и крупные развивающиеся страны. ПРООН занимается ключевыми аспектами устойчивого развития и основными глобальными проблемами: искоренением бедности, восстановлением окружающей среды, обеспечением занятости и т.д. Она организует глобальные форумы по этим проблемам, такие, как Форум по проблемам окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.), по социальному развитию (Копенгаген, 1995 г.). Деятельность программы охватывает в настоящее время более 150 стран, в которых осуществляется свыше 6500 проектов.
3. Программа ООП по окружающей среде (ЮНЕП) ведет постоянное наблюдение за окружающей средой и отвечает за координацию всех международных проектов в этой сфере. Ее деятельность направлена на решение глобальных экологических проблем.
4. Всемирная продовольственная программа (ВПП) координирует предоставление международной продовольственной помощи в случаях чрезвычайных ситуаций. Бюджет ВПП составляет свыше 1,2 млрд долл. и формируется в основном за счет взносов США (500 млн долл.), ЕС (235 млн долл.) и других развитых стран.

Среди связанных с ООН специализированных организаций можно выделить следующие.
1. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВО- ИС) объединяет усилия 18 межправительственных организаций по защите интеллектуальной собственности.
2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) объединяет 168 стран для содействия внедрению новых промышленных технологий, индустриализации развивающихся, особенно африканских, стран, оказания технической помощи. ЮНИДО создала Банк промышленной и технологической информации и систему обмена научно-технической информацией. К значительной части информационных массивов есть доступ в Интернет по адресу www.unido.org. Все организации системы ООН являются источниками бесплатной информации в Интернет. Их адреса практически всегда совпадают с аббревиатурой.
3. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) содействует инвестициям в сельское хозяйство, передаче новейших технологий развивающимся странам, аграрным реформам. На сайте www.fao.org. имеется информация об АПК всех стран.
4. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) кредитует сельское хозяйство в развивающихся странах.
5. Всемирный почтовый союз (ВПС) - старейшая организация в системе ООН, учрежденная еще в 1865 г. Занимается развитием и модернизацией почтовых служб.
6. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) координирует международные усилия в сфере развития метеорологических наблюдений.
7. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объединяет усилия 190 стран для решения проблем охраны здоровья людей.
8. Международная организация труда (МОТ) - создана еще в 1919 г. согласно Версальскому договору, в ее составе 171 страна. МОТ разработала Международный трудовой кодекс. Она занимается проблемами занятости и роста уровня жизни населения, социальными и экономическими реформами в сфере труда.
9. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - одна из самых авторитетных международных организаций. Занимается развитием международного сотрудничества в сферах информации, знаний, культуры, коммуникаций и т.д.

Среди автономных организаций, связанных с ООН, отметим Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), в функции которого входит:
поощрение и содействие развитию ядерной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях, а также проведению исследований в этой области;
предоставление материалов, услуг, оборудования и технических средств в целях удовлетворения потребностей научно-исследовательской работы в области атомной энергии и практического ее использования в мирных целях;
содействие обмену научно-технической информацией;
поощрение обмена научными работниками и специалистами и их подготовку.

Другие организации системы ООН в той или иной степени были рассмотрены в других разделах учебника, в частности, посвященных регулированию торговых и финансовых международных отношений.

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов. Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций. По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне впорос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании. Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств. Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации. Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН. Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация - Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры.

В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями: сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое» специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли. В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.

Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

Генеральную Ассамблею ООН,
Совет безопасности ООН,
Экономический и Социальный Совет ООН,
Совет по Опеке ООН,
Международный Суд ООН, Секретариат ООН.
В систему также включаются и специализированные учреждения:
Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития,
Международная финансовая корпорация,
Международная ассоциация развития,
Международная морская организация,
Международная организация гражданской авиации,
Международная организация труда,
Международный союз электросвязи,
Всемирный почтовый союз,
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
Всемирная организация здравоохранения,
Всемирная организация интеллектуальной собственности,
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,
Всемирная метеорологическая организация,
Международный фонд сельскохозяйственного развития,
Международное агентство по атомной энергии

Если у Вас есть интересная статья для этого раздела, пришлите ее нам по