Особенности устной речи; вспомогательные средства общения и их место. Речь: классификация речи, виды и стили речи

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Устная речь
Рубрика (тематическая категория) Психология

Речь, произносимая вслух, принято называть устной (экспрессивной) и служит целям общения. В экспрессивной речи, в ее содержании, темпе и ритме, в ее плавности отражается личность человека. По нарушениям речи можно судить о наличии определœенных заболеваний. К примеру, больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или крайне медленно, с элементами скандирования. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нервной системы плавность речи нарушается, появляется заикание. В корне его часто лежит страх перед слушателями, боязнь плохо выразить свои мысли и т. д.

В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития.

Показателœем развития речи является активный словарь – запас слов, которые употребляет человек в своей речи. Пассивный словарь - ϶ᴛᴏ запас слов, которыми человек сам не пользуется в общении с людьми, но способен понять в чужой речи.

У некоторых больных речь становится обедненной. Так, нередко бывает при поражениях лобных долей мозга, при агрофических заболеваниях мозга (Альцгеймера, прогрессивный паралич, органические заболевания мозга).

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т. е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсœем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т. п.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолоᴦ. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим монологический характер.

Устная речь - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Устная речь" 2017, 2018.

  • - Устная речь Письменная речь

    Лекция № 3 Тема: Особенности устной и письменной речи Вопросы: 1.Устная и письменная речь – формы существования языка. Специфика устной и письменной речи. 2.Устная речь. Монолог и диалог. 3.Письменная речь. Официально-деловые тексты. 1.Русский литературный язык... .


  • - Устная речь: ее ведущие признаки

    Устную речь нередко характеризуют слова: произносимая, звучащая, говоримая. Какое из этих определений, на наш взгляд, более точно обозначает суть устной речи? Непосредственность живого общения делает устную речь несколько нестройной: человек и мыслит, и говорит... .


  • -

    Спам Скрипт Гаджет Сервер Интерфейс ГЛОССАРИЙ Задание на СРСП:1.Составить формы приветствия, благодарности, извинения, поздравления и др. на русском языке 2. Глоссарий. Логико-коммуникативные задачи: запись... .


  • - Самым распространенным средством осуществления деловых коммуникаций является письменная и устная речь.

    Значение коммуникации в управлении. Виды коммуникаций. Элементы процесса коммуникаций. Этапы процесса коммуникаций. Обратная связь и преграды коммуникаций. Принципы связи и передачи информации в организационных системах. Типы коммуникативных структур и их... .


  • -

    С физической точки зрения устная речь человека представляет собой акустический сигнал, который образуется в результате функционирования сложной анатомо-физиологической системы, включающей центральную нервную систему и речевой аппарат. Устная речь любого человека... .


  • - Устная речь

    Речь, произносимая вслух, называется устной (экспрессивной) и служит целям общения. В экспрессивной речи, в ее содержании, темпе и ритме, в ее плавности отражается личность человека. По нарушениям речи можно судить о наличии определенных заболеваний. Например, больные,... .


  • Что такое речь?

    1 класс

    Тема. «Речь устная и письменная».

    Цель. Сформировать понятие о двух формах речи – устной и письменной.

    Оборудование. Карточки с терминами; магнитофон; аудиозапись «Птичьи голоса»; рисунки, иллюстрирующие термины «устная» и «письменная речь».

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы урока

    Учитель. Ребята, хотите поиграть? Тогда во время моего чтения постарайтесь представить картину происходящего.

    Учитель читает стихотворение Виктора Лунина «Капли и цапли»:

    Капают, капают
    На болото капли,
    Бегают, бегают
    По болоту цапли.
    Капли хватают –
    Никак не поймают.
    Никак не поймают,
    Отчего – не знают.
    Стукнет капля по воде –
    Глядь, и нет ее нигде,
    Лишь болото да вода.
    – Капли, капли! Вы куда?
    Горько плачут цапли:
    – Утонули капли!

    – Понравилось ли вам стихотворение?

    Дети. Да.

    У. Вокруг нас постоянно раздаются какие-нибудь звуки. Одни раздражают нас, другие ласкают наш слух, а многие звуки мы порой совсем не замечаем. И все эти звуки, если постараться, можно передать. Предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие в самый прекрасный мир – мир звуков.

    III. Работа по теме урока

    У. Давайте изобразим все, что происходит на болоте. Девочки будут изображать звук падающих капель дождя стуком пальчиков по парте. Мальчики топотом ножек – как бегают цапли, а хлопками ручек – как они ловят капли.

    – Представьте, что за нашими действиями кто-нибудь наблюдал через стекло окон. Смог бы этот человек понять, о чем идет речь?

    Д. Нет. Он не слышал словесную формулировку.

    У. Ребята, тс-с-с... Прислушайтесь...

    Учитель читает стихотворение:

    С утра, спозаранку
    Я слышу во сне,
    Как с улицы звуки
    Стучатся ко мне:
    Шаги почтальона,
    Шуршанье газет,
    И ветра, и веток
    Привет и ответ,
    Подков лошадиных
    Размеренный звон,
    Скрипучих повозок
    Кряхтенье и стон,
    И голос молочницы
    Издалека,
    И грохот бидонов,
    И плеск молока.
    Я слышу мычание
    Сонных коров –
    Как будто дыханье
    Далеких лугов.
    Когда прогоняют
    Овец под окном –
    Мне слышится эхо
    В овраге лесном...
    Но звуки все громче –
    Лай, щебет, возня,
    И солнце сквозь ставни
    Находит меня
    И шепчет:
    «Глаза поскорее протри!
    Довольно подслушивать.
    Встань и смотри!»

    – Что вы услышали? Какие звуки нарушили сон автора?

    Дети отвечают.

    – Давайте попытаемся передать все эти звуки во время чтения стихотворения «Утренние звуки».

    Идет инсценирование стихотворения.

    – Какие утренние звуки с улицы стучатся к вам? Изобразите их, а мы попытаемся определить их хозяина.

    Дети изображают звуки.

    – Кто испытывал затруднения во время игры? Почему?

    Дети отвечают.

    Ясность мысли всегда связана с четкой словесной формулировкой. А сейчас на некоторое время мысленно перенесемся в июльский день. Вы в лесу. Вокруг вас мир ярких красок. И вдруг...

    – Понравилась ли вам прогулка в летнем лесу? В чем прелесть этого момента? Какие картины вы мысленно себе нарисовали? Как вы думаете, так ли беспечна и радостна жизнь наших пернатых друзей? Какую роль играют птицы в природе? Нуждаются ли птицы в помощи людей? Какую роль играют для птиц издаваемые ими звуки? Удалось ли вам определить, о чем пели птицы?

    Дети отвечают на поставленные вопросы.

    – Постарайтесь представить героя стихотворения Саши Черного «Воробей» и изобразить его действия.

    Воробей, мой воробышка!
    Серый, юркий, словно мышка.
    Глазки – бисер,
    Лапки – врозь,
    Лапки – боком,
    Лапки – вкось...
    Прыгай, прыгай, я не трону –
    Видишь, хлеба накрошил...
    Фурх! Удрал... какой нахал!
    Съел все зерна,
    Съел все крошки –
    И спасибо не сказал.

    – Почему воробей не сказал спасибо?

    Д. Он не умеет говорить.

    У. Предлагаю игру «Закончи предложения».

    На доске:

    – Что такое речь?

    Д. То, что произносит человек.

    речь .

    – Для чего речь нужна человеку, если можно общаться при помощи мимики, жестов, звукоподражания?

    Выслушиваются рассуждения детей.

    – Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.
    Что произносит человек, открывая рот?

    Д. Звуки.

    У. Во что складываются эти звуки?

    Д. В слова.

    У. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова, пользуются правилами того или иного языка. Многие мысли и действия невозможно выразить без слов.

    На доске появляется карточка со словом слово .

    – Писатель Шибаев пишет:

    Слова, слова, слова...
    Всему название дано –
    И зверю, и предмету.
    Вещей вокруг полным-полно,
    А безымянных нету.

    И все, что может видеть глаз, –
    Над нами и под нами
    И все, что в памяти у нас,
    Означено словами.

    – Что образуют слова, связанные по смыслу?

    Д. Предложения.

    На доске появляется карточка со словом предложение .

    У. В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, различные другие истории. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удалось?

    Д. Люди пересказывали их.

    У. В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению.
    Во время урока для высказывания и доказательств своих суждений мы использовали работу губ, языка, гортани.
    Вся информация шла из уст в уста. Мы использовали устную речь.

    устная речь .

    – Шло время. Люди стали пытаться различными знаками обозначать устную речь на письме. Так в жизни человека возникла другая форма речи.

    На доске появляется карточка со словами письменная речь .

    – Что необходимо для письменной речи?

    Д. Знать буквы и уметь записывать слова.

    У. Вот мы и построили схему.

    На доске:

    – Что вы можете рассказать по этой схеме?

    Д. Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений, которые образованы с помощью слов.

    У. Почему к карточкам слово и предложение стрелки подходят с двух сторон?

    Д. И устная, и письменная речь состоит из слов и предложений.

    IV. Закрепление пройденного материала

    У. О какой речи напоминают эти загадки?

    Поле белое, овцы черные.

    Д. Бумага и буквы. Это письменная речь.

    У. Белый камешек растаял,
    На доске следы оставил.

    Д. Мел.

    – Это письменная речь.

    У. Без языка живет.
    Не ест и не пьет,
    А говорит и поет...

    Д. Радио. Это устная речь.

    У. Лист бумаги по утрам
    На квартиру носят к нам.
    На одном таком листе
    Много разных новостей.

    Д. Газета. Это письменная речь.

    У. Какой речью пользуются люди, изображенные на рисунках?

    На доске – четыре иллюстрации:

    1. Два товарища беседуют.
    2. Ученик пишет на доске.
    3. Ученица отвечает у доски.
    4. Женщина читает письмо.

    – Приведите примеры других ситуаций использования устной и письменной речи.

    Дети отвечают.

    V. Итог урока

    У. Для чего нам нужна речь?

    Ответы детей.

    – Ребята, на нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. И мне очень бы хотелось, чтобы вы его использовали только для блага окружающих. Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.

    Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах – устной и письменной.

    Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил двух типов:

    1) правил референции;

    2) правил предикации.

    Прежде всего речевая деятельность – это речь, включающая говорение. Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида. другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включающую говорение. При этом выделяют два понятия:

    1) речевой акт;

    2) структуру языка.

    Язык изучают как явление социальное. Действительно, язык всегда развивается только в обществе, и человек понимает себя постольку, поскольку его слова понятны другим.

    Основой речевой деятельности является мышление. Наши мысли мы можем передавать посредством органа говорения – языка. Из биологии мы знаем, что это подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.

    Лизать языком, попробовать на язык (т. е. на вкус).

    Язык также понимается как исторически сложившийся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

    Устная речь – это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности:

    1) свобода в выборе лексики;

    2) использование простых предложений;

    3) употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода;

    4) повторы;

    5) незаконченность выражения мысли.

    Устная форма представлена в двух своих разновидностях:

    1) разговорная речь;

    2) кодифицированная речь.

    Разговорная речь допускает непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств коммуникации (жестов и мимики); возможность смены ролей говорящего и слушающего. Разговорная речь имеет свои нормы, которых каждый говорящий должен придерживаться.

    Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (на конференциях, собраниях и т. д.).

    Письменная речь – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Для нее характерны преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов.

    Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.

    Оформление предикативности и референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «нового» в сообщении.

    Первые два отличия устной формы объединяют ее с произносимой вслух письменной речью. Третье отличие характеризует речь, производимую в устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную. Разговорная речь разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную.

    Устная речь имеет свою специфику. Она происходит в условиях территориальной и временной близости собеседников. Поэтому в устной речи важную роль играют не только языковые средства, но и интонации, жесты, мимика.

    Интонация создается мелодикой речи, местом логического ударения, его силой, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать интонацию.

    Особенности устной речи для адресата

    Устная речь — это речь звучащая. Каждый человек обладает своими, только ему свойственными особенностями речевого аппарата.

    Устная речь — это речь звучащая

    В зависимости от темперамента человек говорит быстро, медленно или в среднем темпе.

    • Темп речи может меняться и зависеть от эмоционального состояния говорящего.

    Психологи утверждают, что особенно трудно воспринимается медленная речь, хотя иногда только такая речь может способствовать выполнению поставленной задаче как слушателя, так и говорящего. В то же время есть такие ситуации общения, когда необходим быстрый темп речи, например в работе дикторов.

    • Тембр речи (разница звуковых колебаний, которая помогает отличить один звук от другого) также характеризует устную речь.

    Различный тембр речи может по-разному быть воспринят слушателями. Так, очень высокий, визгливый голос скорее вызовет неприятную реакцию слушателей.

    • Громкость голоса также влияет на восприятие слушателя и регулируется различными ситуациями..
    • Интонация (повышение или понижение тона) — еще одна характеристика устной речи.

    С помощью интонации человеку удается передавать малейшие оттенки чувств. Невыразительная интонация может затруднить восприятие и общение. Звуковые характеристики устной речи дополняются жестами и мимикой, что делает устную речь более выразительной.

    В зависимости от разнообразных ситуаций общения устная речь бывает подготовленной и неподготовленной. В отличие от дружеской беседы, доклад, выступление, ответ на уроке требуют от автора серьезной продуманной подготовки.

    Устная речь — подготовленная и неподготовленная

    • Для неподготовленной устной речи характерны : повтор мысли, слов, прерывистость, речевые ошибки, непоследовательность изложения и т.п.
    • Подготовленная устная речь более стройна и логична по композиции, возможность появления в ней стилистических и речевых ошибок значительно меньше.

    Для слухового восприятия важны, как уже говорилось, темп, тембр, громкость, интонация, а для зрительного — мимика, жесты, внешность, одежда, прическа — все это вместе составляют особенности устной речи для адресата.

    • возраст,
    • социальную принадлежность,
    • уровень образованности,
    • настроение аудитории и т.п.

    Если устное выступление подготовлено, то автор, безусловно, продумал его композицию, ход, подобрал необходимые примеры, нашел средства словесной образности.

    • перестроить, если нужно, свое выступление,
    • опустить какие-либо части,
    • вернуться к ранее сказанному,
    • акцентировать внимание на важной, по его мнению, мысли,

    хотя при устном выступлении автор не всегда имеет возможность исправить уже сказанное. Непосредственный эмоциональный отклик аудитории говорит о немедленной реакции на слова автора. Взаимопонимание говорящего и слушающего приносит выступающему огромное наслаждение.

    Об этом говорит, в частности, герой рассказа Чехова «Скучная история». Герой рассказа, старый профессор, называет студенческую аудиторию стоголовой гидрой, которую необходимо укротить. Опытный лектор, он вовремя замечает усталость аудитории:

    «Это значит внимание утомлено. Пользуясь удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго шум моря… Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать».

    Смотрите нашу презентацию по теме


    Письменная и устная речь отличаются средствами словесного выражения

    Речь в основном монологична, т.к. предполагает высказывание одного автора о теме, им избранной.

    Устная речь — диалогична, предполагает участие собеседников (по крайней мере двух) в раскрытии темы. Иногда автор и в письменной речи выбирает форму диалога, но это бывает значительно реже.

    В письменной речи широко используются причастные и деепричастные обороты, обороты с отглагольными существительными.

    В устной речи они заменяются предложениями с различными видами придаточных, глагольными конструкциями.

    Различен и объем предложений в устной и письменной речи. В устной речи широко используются неполные и нераспространенные предложения, и по объему они, как правило, значительно меньше, чем в письменной.

    Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

    Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

    Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую - письменной?

    Вы знаете, что главный работник в нашем языке - слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете - это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

    Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)?

    Рис. 1. Речевые действия ()

    Говорят и слушают - это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают - это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь - знаками.

    Речь

    устная письменная

    слушаем и говорим пишем и читаем

    Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

    Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

    Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

    В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

    Рис. 2. Устно народное творчество ()

    В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей - внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

    Рис. 3. Устное народное творчество ().

    Прочитайте народную мудрость:

    «Хорошую речь хорошо и слушать».

    «От приветливых слов язык не отсохнет».

    «Иное слово пропускай мимо ушей».

    «Сперва подумай, а потом и скажи».

    «Красно поле пшеном, а беседа умом».

    Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

    Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый - слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй - речь, которую надо исправлять:

    Речь (какая?) - понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

    Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

    Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

    А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор - тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

    Рис. 4. Состязание ораторов ()

    Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

    У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

    Рис. 5. Богиня красноречия ()

    Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)?

    Рис. 6. Дореволюционная школа ()

    Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии - красивого и чистого письма - и владению своим голосом - его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

    К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

    На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар - умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык - это то, что человек знает, речь - это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь - устную и письменную.

    Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

    Список литературы

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
    1. Nsc.1september.ru ().
    2. Festival.1september.ru ().
    3. Nsportal.ru ().

    Домашнее задание

    1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

    2. Почему устная речь так называется?

    3. Из чего состоят устная и письменная речь?

    4. Выберите слова, которые называют речевые действия.

    Слушают, сидят, разговаривают по телефону, смотрят, читают, спят, пишут, печатают на компьютере, рассказывают, делятся впечатлениями, рисуют, посылают s м s -сообщение.

    5. Прочитайте загадку. Какой речью пользуются читатели?

    Всё я знаю, всех учу,

    Но сама всегда молчу.

    Чтоб со мною подружиться,

    Надо грамоте учиться.

    6. Соедините части пословиц. Какую речь они характеризуют?

    Не стыдно молчать… вовремя смолчать.

    Умей вовремя сказать… не говори лишнего.

    Бойся вышнего… коли нечего сказать.