Профессия биотехнолог плюсы и минусы. Профессия биотехнолог

Биотехнология - это именно та дисциплина, которая, как физика в середине прошлого века, определяет сегодня научно-технический прогресс. Во всем мире на рубеже веков она бурно развивается, в нее вкладываются огромные средства. Полученные с помощью генной инженерии лекарства и продукты питания - эти достижения биотехнологии уже вошли в нашу жизнь, а завтра их число может возрасти в геометрической прогрессии. Поэтому подготовка кадров для биотехнологии должна стать одним из приоритетов в сфере образования.

По инициативе Общества биотехнологов России, Союза предприятий биотехнологической отрасли и "Медицинской газеты" при поддержке партии "Единая Россия" в редакции "МГ" состоялся "круглый стол" на тему "Подготовка кадров в медицинской биотехнологии". В нем приняли участие заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ММА им. И.М.Сеченова, президент Общества биотехнологов России академик РАМН Анатолий ВОРОБЬЕВ, директор Государственного научного центра антибиотиков профессор Иван ВАСИЛЕНКО, главный научный сотрудник Института биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К.Скрябина РАН (Пущино) член-корреспондент РАН Лев КАЛАКУЦКИЙ, заведующий лабораторией Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН профессор Николай ЯНКОВСКИЙ, заведующая кафедрой микробиологии, иммунологии и вирусологии Ставропольской государственной медицинской академией профессор Виктория ПОЖАРСКАЯ. Вели "круглый стол" вице-президент Общества биотехнологов России, исполнительный директор Союза предприятий биотехнологической отрасли профессор Раиф ВАСИЛОВ и редактор отдела науки и медицинского образования "МГ" Федор СМИРНОВ.

Ф.Смирнов. Мы хотели бы остановиться на проблеме подготовки кадров для биотехнологии, этого важнейшего направления науки, и обсудить, насколько существующая система образования соответствует сегодняшним и завтрашним потребностям, ведь ситуация меняется достаточно быстро.

Р.Василов. В редакции "Медицинской газеты" собрался круг наиболее компетентных экспертов по биотехнологии, и мы приглашаем их к заинтересованному разговору.

А.Воробьев. Биотехнология - это интегральная наука, которая определяет научно-технический прогресс. Таково мнение ведущих ученых, в том числе российских нобелевских лауреатов академиков Алферова и Гинзбурга. Биотехнология - это единственная дисциплина, объединяющая фундаментальную и прикладную науку, а также производство. Результаты ее развития крайне необходимы для повышения качества жизни людей.

В советское время биотехнология находилась у нас на очень высоком уровне, и мы по ассортименту биотехнологической продукции не уступали передовым, западным странам. Было несколько постановлений ЦК партии и Совмина по развитию этой отрасли, которые выполнялись. Однако с перестройкой все это рассыпалось. Теперь нет ведомства, которое бы занималось проблемами биотехнологии.

В этой ситуации мы, ученые, работающие в сфере биотехнологии, проявили инициативу и создали Общество биотехнологов. Большую помощь нам в этом оказали партия "Единая Россия" и лично один из ее руководителей - Олег Морозов. Без их поддержки нам бы не удалось собрать в Пущино представителей 47 российских регионов. Такая консолидация специалистов, работающих в разных областях биотехнологии - медицинской, сельскохозяйственной, ветеринарной, пищевой, жизненно необходима.

Когда-то в нашей стране шло мощное развитие индустрии под лозунгом: "Техника решает все", потом он сменился на другой: "Кадры решают все". Сейчас в области биотехнологии ситуация похожая. Нам надо развивать промышленную, техническую базу, а что касается людей, которые должны осваивать эту сложную технику, то пока еще есть специалисты, способные этому научить. Но скоро их может и не остаться - или уйдут на пенсию, или уедут за рубеж. Вопросы технической оснащенности и подготовки кадров следует решать параллельно. Пока никто не может точно сказать, сколько и каких специалистов в области биотехнологии нам необходимо готовить. В ММА им. И.М.Сеченова, ведущем медицинском вузе России, есть кафедра биотехнологии, но она готовит ограниченный круг специалистов, в основном остающихся работать на ней. А единой программы подготовки кадров нет. Такая подготовка, как мне представляется, должна проходить на базе центров общей биотехнологии, подобных тому, который работает в Пущино.

Л.Калакуцкий. Биотехнология - это не просто наука, а очень обширная и важная сфера человеческой деятельности, имеющая массу аспектов. Согласно одному из многих определений биотехнологии, это использование биологической информации. Поиск информации идет в разных лабораториях с участием физиков, математиков, химиков, биологов. Поэтому специалисты, работающие в крупных биотехнологических компаниях, должны обладать знаниями по разным научным дисциплинам - это, например, "гибрид" химика и специалиста в области интеллектуальной собственности, или биолога и специалиста по информатике.

Разработки по запуску в производство биотехнологической продукции требуют значительно больших затрат, чем научный поиск и более продолжительны по времени. Проходит немало времени, прежде чем тот или иной биотехнологический продукт поступает в распоряжение общества. Мы эту цепочку порой представляем себе не очень четко и начинаем делать некие разработки, считая их полезными, но не оценивая при этом перспектив. Однако если нет возможности обеспечить этапы разработок, формирования продукта и его выхода на рынок, то научная деятельность представляет собой всего лишь удовлетворение любопытства ученого за государственный счет. Такая деятельность в общем полезна, поскольку никакого другого движущего стимула, кроме стремления человека раскрыть тайны природы, в основе науки нет. Но в основе биотехнологии должны лежать и дополнительные стимулы, связанные с востребованностью обществом ее достижений. Наша застарелая проблема внедрения научных достижений в практику и производство должна решаться с учетом современных реалий. И образование здесь крайне важно. Должна происходить смена поколений.

Сегодня в подготовке специалистов в области биотехнологии задействованы очень многие учреждения, как образовательной системы так и в последние годы научные центры, в том числе РАН. Преподаватель и научный работник обычно преподают то, что они знают. С одной стороны, если надо решать вопросы обновления кадров, это хорошо, но в то же время, если смотреть в отдаленное будущее, возникают некоторые опасности. Получается матричное воспроизводство специалистов. Еще Эйнштейн утверждал, что не только мы говорим языком, но и язык говорит нами. Тот язык, на котором ведется преподавание, - язык учебников, имеющих достаточный возраст. Но что будет больше востребовано в будущем - просто матрица или тот симбиоз знаний, о котором я говорил?

Меня в свое время поразили статистические сведения о том, что в США средний возраст студентов составляет 47 лет. Дело в том, что студентом там считается каждый обучающийся. Специалисты постоянно пополняют багаж своих знаний во время работы на различных курсах протяженностью от двух недель до года.

Если бы мы спросили биотехнологические предприятия о том, какие специалисты им нужны, то они бы дали нам некую информацию. Но я не уверен, что эта информация будет дана с учетом того, что станет необходимым этим предприятиям через 5-10 лет. Если бы, например, 10 лет назад в Москве провели опрос о том, сколько нужно производить сотовых телефонов, то получилась бы цифра, близкая к нулю. А сегодня их поступает на рынок более миллиона в год. Это показатель того, как общество реагирует на инновацию. Вовлечь в процесс оценки перспектив нужно не только матрицы специалистов, но и потребителей, которые эволюционируют на глазах.

Р.Василов. Механизм вовлечения потребителей в корректировку этой модели уже отработан за рубежом.

Л.Калакуцкий. Это так, но не все заграничное у нас срабатывает, необходима адаптация к российским условиям. От потребителей хотелось бы иметь большую активность и большую грамотность в этих вопросах. Я лично слышал, как после инновационного семинара, в котором участвовали представители бизнеса, один из них сказал другому: "Понимал только глаголы, да и то не все". Мост взаимопонимания должен строиться с обеих сторон.

Н.Янковский. Большая проблема в области подготовки кадров по биотехнологии - это учебная литература. Издательство "Мир" перестало существовать, и больше нет организации, которая бы ставила своей главной целью издание хорошо зарекомендовавшей себя на Западе научной и учебной литературы на русском языке. То, что издательство "Мир" выпустило до прошлого года, будет жить еще несколько лет, но со временем этот разрыв станет возрастать, поскольку широкий спектр отечественной литературы по биотехнологии появится не скоро.

Издательство "Nature" издало 6-томную геномную энциклопедию - это базовое пособие для всех специалистов, работающих в этой сфере. Современные учебники выходят в сопровождении зрительного ряда, и одна из ведущих западных фармацевтических компаний подготовила образовательную программу по генетике нерекламного характера. Программа предназначена для обучения специалистов, работающих в разных странах в сфере биотехнологии. Она построена по нескольким уровням глубины - от простого к сложному. Эта программа переведена на русский язык, и в самом ближайшем будущем компакт-диск с ней будет доступен в нашей стране.

Я являюсь членом Всемирного Совета по исследованию генома человека и руковожу там комиссией по образованию. По моей инициативе был составлен список лекторов из шести человек, которые могут читать лекции на 22 языках бесплатно, на условиях покрытия только прямых расходов. Эти лекции будут размещены в Интернете. Они ориентированы на обычных людей - не специалистов по генетике, поскольку, по общему мнению членов Всемирного Совета по исследованию генома, пока эта область не воспринимается потребителями в той мере, чтобы создаваемый в результате исследований по геномике продукт был бы востребован. Присутствуют или ожидания чего-то несбыточного, или необоснованные страхи. Цель нашей комиссии - сформировать у широкой публики более рациональные представления и правильное отношение к геномике. При этом не надо перегружать потребителей научной информацией. Люди работают за компьютером, не понимая, как он устроен, и так же они должны научиться пользоваться достижениями биотехнологии.

Р.Василов. Вы не думали над тем, чтобы составить такой же список из отечественных лекторов?

Н.Янковский. К сожалению, российских ученых, готовых взять на себя этот груз, оказалось немного. Это дополнительная затрата времени и сил, да и не каждый, даже хороший специалист умеет читать лекции, тем более для широкой публики.

Я читаю лекции по общей биологии в Московском физико-техническом институте, и там перед лектором ставится задача по доведению своего курса до общедоступного набора слайдов. Если такая практика распространится на другие учебные заведения, то это станет неплохим образовательным ресурсом, который появится в нашей стране в условиях отсутствия современных учебников.

А.Воробьев. Такую лекционную библиотеку целесообразно сосредоточить в одном центре.

Н.Янковский. Да, но есть еще и возможности дистанционного обучения через Интернет. На Западе все больше отходят от традиционной формы чтения лекций в зале. Например, в Японии лекции читают даже на вокзалах, и людям это чрезвычайно интересно. В Великобритании существуют научные кафе, где делают сообщения нобелевские лауреаты, а посетители слушают их за кружкой пива. С трудом представляю, как подобную практику можно реализовать у нас, но такое прямое общение лектора с аудиторий вызывает правильное отношение людей к сложным научным проблемам.

Я с беспокойством воспринимаю информацию о том, что в нашей стране и за рубежом появляются частные лаборатории, которые занимаются ДНК-диагностикой заболеваний. Люди хотят получить такую информацию о себе, но она может носить вероятностный характер, а в ряде случаев быть просто необоснованной, что может дискредитировать ДНК-технологии еще до того, как они войдут в практическую медицину. Потребность в них формируется уже сейчас, и я опасаюсь, что в наш адрес прозвучат обвинения в необоснованных прогнозах недобросовестных специалистов.

Р.Василов. Как вы считаете, насколько критична для отечественной биотехнологии проблема "утечки мозгов"?

Н.Янковский. По моему опыту, недостатка в людях, которые хотят идти в науку, нет. Конечно, многие мечтают о научной карьере на Западе, но есть ученые, которые занимаются наукой только потому, что они жить без этого не могут. Вопрос в том, чтобы оплата их труда была поднята до такого размера, который бы позволял этим людям существовать. Но несмотря на экономические трудности, научный уровень диссертаций за последние годы не снизился. Специалистам, которые хотят уехать, нужно набрать реальный уровень, а остальным это просто интересно. Закрепление людей в науке зависит не от нас, а от состояния дел в государстве. Хотя даже сегодня защитившиеся в нашем институте аспиранты получают зарплату в 800-1000 долл., не уезжая из страны. Они идут работать по специальности в коммерческие структуры или получают зарубежные гранты.

И.Василенко. В свое время в СССР предпринимались шаги к интеграции образования в области биотехнологии в странах СЭВ. Из этого опыта можно почерпнуть много полезного, поскольку были сформулированы требования к специалистам, созданы несколько крупных центров по биотехнологии, и некоторые из них до сих пор работают на мировом уровне.

В последние 13-15 лет российская биотехнологическая наука жила своей жизнью, а производство - своей, и они совершенно не пересекались. По моим оценкам, дефицит инженерных кадров в медицинской промышленности составляет 30-40 тыс. человек. А все вузы страны выпускают в год не более 1000 специалистов по биотехнологии, из них на предприятия может попасть в лучшем случае четвертая часть, несмотря на то что там сейчас уровень зарплаты достаточно высок. Нарастающий дефицит инженерных кадров, биологов, генетиков, химиков - это проблема не только нашей страны, но и всего мира. Я веду несколько курсов в вузе и не понаслышке знаю, что сегодня найти работу за рубежом выпускникам по этим специальностям не составляет труда. Поэтому проблема "утечки мозгов" связана не только с низким уровнем жизни в России, но и с нехваткой квалифицированных специалистов в области биотехнологии в мире.

Студенты за последние годы резко изменились. Если раньше не только на младших, но и на старших курсах процветало школярство, то теперь мотивация у молодых огромная. Но есть принципиальная проблема - чему их учить. Ведь реально востребованность тех знаний, которые сегодня получают студенты, появляется через 10-15 лет после окончания вуза. Конечно, необходимы и обратная связь, взаимодействие с производственниками, отслеживание современных тенденций. Например, в последнее время появилась острейшая потребность в специалистах по управлению качеством, а их в настоящее время не готовит ни один вуз. Россия стремится в ВТО, и мы должны учить студентов правилам GMP.

Мы проводим курсы повышения квалификации для работников заводов. Уровень их подготовки, к сожалению, очень низкий. Студентам такие знания сегодня никто не дает, и это серьезный пробел. Взаимосвязь между вузами, наукой и производством должна быть, необходима площадка, на которой обсуждаются эти проблемы. В образовании должен сохраняться здоровый консерватизм, там нельзя все быстро менять, но определенная эволюция необходима.

Просто так, без административного давления, повышать квалификацию сейчас крайне сложно. Для врачей необходима аттестация раз в пять лет, и это правильно. Для специалистов по биотехнологии должен быть такой же порядок. Но мест, где они могут повысить квалификацию, крайне мало. Если сегодня не начать решать проблему подготовки кадров, то с каждым годом дефицит специалистов будет сказываться все сильнее. Те, кто распоряжается финансами в сфере образования и принимает решения, далеки от этого. Значит, нам их надо образовывать.

Россия не должна превращаться в страну, выпускающую только ширпотребную продукцию. Биотехнология - это наукоемкая сфера, обеспечивающую максимальную прибыльность и высокий уровень экономического развития и жизни. Все передовые страны оставляют такие технологии у себя, сбрасывая массовое производство в Юго-Восточную Азию. Но, собирая только компьютеры и автомобили, нельзя достичь высокого уровня жизни. Нужно развивать наукоемкие отрасли, среди которых биотехнология занимает ведущее место.

Чтобы перейти на GMP, необходима проверка предприятий экспертами, дипломы и аттестация которых приняты международным сообществом. У нас нет ни таких экспертов, ни организаций, под эгидой которых они могли бы работать. Декларированный переход на GMP с 1 января 2005 г. нереален. Это требует значительных капиталовложений, и не только. GMP - это культура производства и управления, которую нельзя ввести в административном порядке. Это подобно созданию научной школы - по приказу такие вещи сделать невозможно. Недавно я проводил технологический аудит на одном из российских фармацевтических заводов, ряд участков которого перешли на GMP. Это предполагает наличие технологической карты, где должен досконально фиксироваться каждый этап технологического цикла производства. Оказалось, что эта карта заполняется раз в неделю и в обратную сторону... И это напрямую связано с проблемой образования, которую мы сегодня обсуждаем.

Р.Василов. Раньше была система заказов на подготовку специалистов, и вузы точно знали, какое число инженеров, химиков, биологов им необходимо выпустить. Сейчас никто такой информацией не владеет. Неизвестно, сколько и каких специалистов будет нужно стране через 5-10 лет. Иван Александрович Василенко говорил о нехватке десятков тысяч специалистов в области биотехнологии, и вполне возможно, что настанет время, когда мы будем вынуждены ввозить специалистов из-за границы, повторяя то, что делал Петр I. Платить им придется гораздо больше, чем нашим.

Итак, предприятия страдают из-за нехватки кадров, вузы не имеют для их обучения достаточной финансовой базы и уверенности, что такие специалисты будут востребованы. Нас часто уверяют, что рынок все отрегулирует, но с этим далеко не всегда можно согласиться. Как вы считаете, какой должна быть система мероприятий по подготовке кадров для биотехнологии?

И.Василенко. Я неоднократно общался с коллегами из Дании, Голландии, Германии, других стран. Там проблема оценки состояния рынка труда решается просто - делается заказ в маркетинговую или консалтинговую фирму. В серьезных министерствах западных стран информацией о потребности своей отрасли в кадрах располагают. В России консалтинговых фирм, которые могли бы анализировать ситуацию на рынке труда, нет.

Я много лет работал в приемной комиссии и могу сказать, что когда общаешься со студентом, очень часто за его спиной стоят родители, а сам молодой человек не понимает, чего он хочет. А если бы информация о потребности в кадрах публиковалась в широкой прессе, то это помогло бы сориентировать будущих студентов в выборе профессии, создать имидж той или иной специальности.

Р.Василов. Крупная компания может оплатить подготовку кадров для себя и даже открыть собственный вуз. Но ведь биотехнология в значительной степени - это малый и средний бизнес...

Л.Калакуцкий. На одной из конференций в Пущино меня попросили сделать доклад о преподавании биотехнологии. Я говорил о том, что опасно ориентироваться только на тот заказ, который мы можем получить от предприятий, и было бы хорошо попытаться использовать дополнительный опыт. Например, в Москве действует масса агентств, занимающихся поиском и подбором кадров, и с ними было бы полезно войти в контакт. На следующий день после этого доклада мне позвонили из рекрутингового агентства и предложили сотрудничество. Когда я посмотрел на присланные ими вакансии, то убедился в том, что за океан ехать не надо - здесь, под Москвой, специалистам в области биотехнологии предлагают заокеанскую зарплату. Я предложил эти вакансии нескольким аспирантам, сначала они ими заинтересовались, но когда речь пошла о наборе необходимых требований, энтузиазма заметно поубавилось. Это для меня сигнал о том, что мы ведем недостаточно комплексную подготовку, потому что люди пугаются тех требований, которые к ним предъявляют работодатели. Я думаю, что с агентствами по трудоустройству надо обязательно взаимодействовать и ввести адресную дополнительную подготовку кадров, например по той же GMP.

В.Пожарская. Необходима программа по подготовке кадров, в которую могли бы вложить деньги заинтересованные предприниматели. Нам нужно объединиться с промышленниками и создать фонд по обучению специалистов по биотехнологии. Без финансовых вливаний ничего не получится. Что касается тонкой доработки, о которой говорил Лев Владимирович Калакуцкий, то я двумя руками за. Выпускник должен обладать необходимым минимумом знаний, чтобы можно было продолжать его обучение по биотехнологии, а будущую научную элиту нужно готовить лет на 15 вперед.

И.Василенко. Молодой человек обычно оканчивает вуз в 21-22 года, а наибольший творческий расцвет обычно наступает после 35. То есть человек использует те знания, которые он получил в вузе, через 15 лет.

В.Пожарская. Да, и эти годы специалист не должен думать, как ему свести концы с концами и прокормить семью. С человеком, получившим в вузе бесплатное образование, должен заключаться контракт, согласно которому он должен отработать 2-3 года в определенном месте.

А.Воробьев. Надо сказать, что сегодня уровень студентов гораздо выше, чем раньше. При нашей академии есть факультет подготовки научных и педагогических кадров. Там обучаются элитные ребята, которые через 10 лет после окончания вуза становятся докторами наук.

Есть и еще один способ получения образования - через иностранные фирмы. Например, одна из американских биотехнологических фирм, заинтересованная в распространении своей продукции в России, организовала и оплачивает при кафедре питания ММА курсы по подготовке биотехнологов. В России создан Союз предприятий биотехнологической отрасли, там есть состоятельные люди и, возможно, они также смогут участвовать в подготовке биотехнологов.

И.Василенко. На базе Государственного научного центра по антибиотикам действует учебный центр по повышению квалификации специалистов. В год у нас бывают от 40 до 50 студентов. Кому-то они, конечно, мешают работать, но готовить кадры без связи с практикой нельзя. В советское время я ездил по всем предприятиям фармацевтической отрасли с проходящими практику студентами. К сожалению, сегодня я не могу повести студентов ни на одно предприятие - там их не желают принимать.

А.Воробьев. Надо брать пример с медицинского образования, где действует трехступенчатая система. При нашей академии есть четыре школы, где преподают сотрудники нашей академии. Там учат будущих лечебников, специалистов по медико-профилактическому делу и фармацевтов. Наиболее отличившиеся выпускники поступают без экзаменов в вуз. Второй этап - это учеба в академии, и третий - последипломная специализация.

Р.Василов. Гигантские планы в области образования реализовать вряд ли удастся. А вот малые дела, умные, конкретные, необходимы. Для этого создан и Союз предприятий биотехнологической отрасли. У нас есть свой сайт в Интернете, где активно идет электронное общение специалистов.

И.Василенко. Действительно, "планов громадье" перспектив в настоящее время не имеет. Надо начинать с информационного обеспечения образовательной деятельности, и здесь очень важна роль Общества биотехнологов.

В.Пожарская. Базовые дисциплины и теоретические основы, которые преподаются будущему биотехнологу, должны быть значительно более емкими, чем институтская программа. Если мы не подготовим думающих ученых, то биотехнология в России вряд ли будет развиваться. Это не массовая подготовка кадров, но такие люди должны существовать.

А.Воробьев. Все мы приходим к одному и тому же выводу - нам нужно создавать систему образования и подготовки кадров для биотехнологии, и здесь, повторюсь, нельзя упускать довузовскую подготовку. В биотехнологии существуют разные направления - медицинская, ветеринарная, сельскохозяйственная, пищевая, и наша задача - консолидировать их, ведь базовые принципы в биотехнологии одни и те же. Специалист должен иметь базовое образование того направления, в котором он будет работать. Необходимы учебные программы по каждому из них, создание соответствующих кафедр в вузах.

В Обществе биотехнологов есть секция по образованию, и ее надо укрепить специалистами, в том числе сидящими здесь. Она должна выработать определенные направления деятельности на основе тех предложений, которые прозвучали на нашем "круглом столе". На предстоящей конференции по биотехнологии в Казани в июне этого года намечен доклад по подготовке кадров. И еще я бы обратился в правительство с информационным письмом о положении дел в этой сфере.

Р.Василов. В ходе нашего обсуждения мы не смогли затронуть все вопросы подготовки кадров в области медицинской биотехнологии. Нашей задачей было нащупать основные проблемы и предложить пути их решения. Даже делая маленький шаг, мы должны видеть то, к чему мы собираемся прийти. А прийти мы собираемся к восстановлению разорванной связи между тремя основными звеньями цепочки - наукой, образованием, производством.

Можно ли сегодня говорить о подготовке кадров, которые будут востребованы через 10-15 лет? Есть один-единственный рецепт - разрыва между наукой и практикой не должно быть. Надо объединяться не формально, а физически под одной крышей. Основной центр тяжести перемещается в сторону создания исследовательских университетов, особенно в таких наукоемких областях, как биотехнология. Такие университеты уже действуют в сфере технических наук, и нам надо перенимать этот опыт. Второй очень важный момент - подготовка специалистов среднего звена, то есть инженеров и технологов, которые будут работать на производстве. Общество биотехнологов России и Союз предприятий биотехнологической отрасли должны выработать определенный механизм подготовки таких кадров. Особо следует выделить талантливую молодежь, это штучный товар. Что касается "утечки мозгов", то этой проблемы у нас не будет при экономическом росте, достойной зарплате специалистов. Но даже в нынешней ситуации можно сохранить в стране квалифицированные кадры. Дело в том, что в России уже есть целые научные лаборатории по синтезу субстанций для западных фармацевтических компаний. Уровень оплаты труда их сотрудников соответствует европейским стандартам.

Среди практических рекомендаций, прозвучавших на нашем "круглом столе", - оценка рынка труда в области биотехнологии и программ подготовки специалистов. Этим будет заниматься также Общество биотехнологов России. И, наконец, как уже здесь отмечалось, наряду с подготовкой кадров мы должны заниматься просвещением общества в целом. И здесь велика роль СМИ, в том числе уважаемой "Медицинской газеты", где мы сегодня собрались.

Ф.Смирнов. Спасибо всем участникам нашего "круглого стола" за содержательный и важный обмен мнениями. "МГ" планирует и в будущем обращать самое пристальное внимание на проблемы биотехнологии и приглашает к разговору на эту тему всех заинтересованных специалистов.

Слово БИОТЕХНОЛОГ происходит от сочетания греческих слов «bios» — жизнь, «techne» — мастерство, искусство и «logos» — учение. Это в полной мере отражает деятельность биотехнолога. Профессия подходит тем, кого интересует физика, математика, химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Специалисты по биотехнологии искусно используют живые биологические организмы, их системы и процессы, применяя научные методы генной инженерии, с целью создания новых сортов продуктов, растений, витаминов, лекарственных средств, а также улучшения свойств существующих видов в растительной и животной среде, устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям, вредителям и болезням. В медицине биотехнологи играют неоценимую роль в создании новых лекарственных препаратов для ранней диагностики и успешного лечения самых сложных болезней.

Как любая наука биотехнология постоянно развивается, достигая небывалых высот. Так, в последние десятилетия она закономерно вышла на уровень клонирования и достигла определенных успехов в этой сфере. Клонирование жизненно важных человеческих органов (печень, почки) даёт шанс на лечение, полное выздоровление и повышение качества жизни людей во всём мире.

Биотехнология как наука находится на стыке клеточной и молекулярной биологии, молекулярной генетики, биохимии и биоорганической химии.

Отличительной особенностью развития биотехнологии в 21 веке в дополнение к её бурному росту в качестве прикладной науки является то, что она проникает во все сферы жизни человека, способствуя эффективному развитию всех отраслей экономики. В конечном итоге всё это содействует экономическому и социальному росту страны. Рациональное планирование и управление достижениями биотехнологии может решить такие важные для России проблемы, как освоение пустующих территорий и занятости населения. Это станет возможным, если применять достижения науки как инструмент индустриализации для создания маленьких производств в сельских районах.

Общий прогресс человечества во многом обязан развитию биотехнологии. Но с другой стороны, справедливо считается, что если допустить неконтролируемое распространение генно-модифицированных продуктов - это может способствовать нарушению биологического баланса в природе и в конечном итоге создать угрозу здоровью человека.

Особенности профессии

Функциональные обязанности биотехнолога зависят от того, в какой отрасли промышленности он работает.

Работа в фармацевтической отрасли предполагает:

  • участие в разработке состава и технологии производства лекарств или пищевых добавок;
  • участие во внедрении нового технологического оборудования;
  • испытание новых технологий на производстве;
  • работа по совершенствованию разработанных технологий;
  • участие в выборе оборудования, материалов и сырья для новой технологии;
  • контроль за правильностью выполнения вспомогательных технологических операций;
  • участие в разработке технико-экономических показателей (ТЭП) по лекарственным средствам;
  • пересмотр их по причине замены отдельных составляющих или изменения технологии;
  • своевременное ведение необходимой документации и отчетности.

Работа в научно-исследовательской сфере заключается в исследованиях, методических разработках и открытиях в области генной и клеточной инженерии.

Работа биотехнолога в такой важной сфере как охрана окружающей среды предполагает такие обязанности:

  • биологическая очистка сточных вод и загрязнённых территорий;
  • утилизация бытовых и промышленных отходов.

Работа в образовательных учреждениях предполагает преподавание биологических и сопутствующих дисциплин.

В любой области работа биотехнолога является творческой, научно-исследовательской и, безусловно, интересной и необходимой обществу.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Специалисты по биотехнологии чрезвычайно востребованы в настоящее время, а в дальнейшем будут востребованы ещё больше, так как биотехнология — профессия будущего и ей предстоит бурное развитие. В перспективе профессия биотехнолога будет востребована и в других отраслях человеческой деятельности, которые даже ещё не существуют или только находятся в стадии становления.

К плюсам можно отнести престиж профессии и её многозначность, то есть возможность трудоустройства на смежные профессии в самые различные организации (см. места работы) на позиции генетического биоинженера, инженера биопроцессов, биотехнолога липидов, биотехнолога белка, биотехнолога фармацевтики, биоинженера клетки и ткани.

Биотехнологи тесно сотрудничают с зарубежными научно-исследовательскими институтами. Российские ученые пользуются высоким спросом, поэтому можно сделать хорошую карьеру за рубежом.

Минусы

Не всегда оправданное отрицательное отношение общественности и части научного мира к продуктам генной инженерии.

Место работы

  • фармацевтические компании;
  • парфюмерные производства;
  • фирмы и компании по производству продуктов питания;
  • предприятия аграрно-промышленного комплекса;
  • научно-исследовательские институты и лаборатории;
  • биотехнологические предприятия;
  • компании в сфере космонавтики и робототехники.

Важные качества

  • аналитический ум;
  • широкая эрудиция;
  • любознательность;
  • нестандартное мышление;
  • наблюдательность;
  • терпение;
  • ответственность;
  • чувство долга;
  • целеустремленность.

Обучение на Биотехнолога

На этом курсе можно получить профессию микробиолога за 3 месяца и 15 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Оплата труда

Зарплата на 02.04.2019

Россия 26000—90000 ₽

Москва 30000—150000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

Биотехнологи могут работать на позициях биохимика, биолога, вирусолога, микробиолога. Начинающие специалисты, как правило, устраиваются лаборантами химического анализа в фармацевтических компаниях или на предприятиях пищевой промышленности. На заводах по производству лекарств и пищевых добавок можно работать контролером производства. Карьеру можно сделать по вертикали, повышая профессиональный уровень и, соответственно, разрядность должности, вплоть до руководителя производства. Работая в НИИ, при стремлении к научным открытиям, можно сделать карьеру в научном мире.

Знаменитые биотехнологи

Ю.А.Овчинников - один из самых известных ученых в биотехнологии, ведущий ученый в сфере мембранной биологии. Автор множества научных работ (более 500), в том числе «Биоорганическая химия», «Мембрано-активные комплексоны». Его именем названо Общества биотехнологов России им. Ю.А.Овчинникова.

Новости трансгенной инженерии. Учёные скрестили попугая и сахарный тростник. Теперь сахар сам говорит, сколько его класть в чай.

История возникновения биотехнологии как науки:

В самые давние времена люди, сами того не осознавая, применяли биотехнологии в выпечке хлеба, в производстве вина и кисломолочных продуктов.

Научную основу под все подобные процессы подвел Л.Пастер в XIX веке, доказав, что процесс брожения обусловлен микроорганизмами. Но в современном виде биотехнология как наука возникла не сразу, а пройдя несколько этапов:

  1. В 40-50-е годы ХХ века в результате биосинтеза пенициллина была создана микробиологическая промышленность.
  2. В 60-70-е годы произошло развитие клеточной инженерии.
  3. В 1972 году создание первой гибридной молекулы ДНК «in vitro» в США повлекло за собой возникновение генетической инженерии. После этого стало возможным преднамеренное изменение генетической структуры живых организмов. В 70-е годы возник и сам термин «биотехнология».

Поэтапность появления биотехнологии обусловило её неразрывную связь с клеточной и молекулярной биологией, биохимией, молекулярной генетикой и биоорганической химией.

Пищевая промышленность, Сельскохозяйственная промышленность, Фармацевтическая промышленность, Экология и природопользование

Вид деятельности

Исследовать, получать новые знания, экспериментировать

Краткое описание

      Биотехнолог – специалист, занимающийся переработкой биологического сырья с помощью микроорганизмов, культур и клеток растений и животных. Используя знания из области биологии, генной инженерии, химии, физики биотехнологи придумывают новые способы применения микроорганизмов для решения практических задач в самых разных отраслях.

      Например, биотехнолог в пищевой промышленности разрабатывает пищевые добавки. Именно этим специалистам пищевая промышленность обязана выделением с помощью плесневого гриба лимонной кислоты, которая служит подкислителем, консервантом, усилителем вкуса пищевых продуктов.
      В фармацевтической промышленности , биотехнологи занимаются созданием биологически активных добавок и витаминов.
      А в сельскохозяйственной промышленности – выведением устойчивых к неблагоприятным климатическим условиям, вредителям и болезням сортов растений, пород животных.
      Кроме того, результаты работы биотехнологов применяются в защите окружающей среды – например, они создали бактерии, способные перерабатывать нефть и устранять последствия ее разливов.

      Материалы о профессии
      - Видео «Подготовка по специальности «Биотехнология»

Где учиться

      Направления обучения:
      Биологические науки (06.00.00)
      Промышленная экология и биотехнологии (19.00.00)

      Вузы:

      06.03.01 - Биология

    • Институт ветеринарной экспертизы, санитарии и экологии
    • Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (МГУТУ) Институт биотехнологий и рыбного хозяйства
    • Московский педагогический государственный университет (МПГУ) Институт биологии и химии
    • Российский государственный аграрный заочный университет (РГАЗУ) Факультет охотоведения и биоэкологии
    • Факультет зоотехники и биологии
      19.03.01 – Биотехнология
    • Московский государственный технический университет "МАМИ" (МАМИ) Экологический факультет
    • Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина (МГАВМиБ) Ветеринарно-биологический факультет
    • Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ) Фармацевтический факультет
    • Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП) Институт технологии и производственного менеджмента
    • Московская государственный университет тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МИТХТ) Факультет биотехнологии и органического синтеза
    • Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева (РГАУ – МСХА) Факультет агрономии и биотехнологии
    • Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (РХТУ) Факультет биотехнологии и промышленной экологии

Где работать

      - Предприятия фармацевтической промышленности
      - Предприятия пищевого производства
      - Сельскохозяйственные предприятия
      - Научно-исследовательские лаборатории, клиники
      - Организации по защите окружающей среды

      Компании мечты:*

    • Новартис Фарма
    • Abbvie
    • Дымовское колбасное производство
    • Nestle
      *Информация основана на рейтингах сайтов по поиску работы

За последние четыре года уровень занятости в сфере бионауки постепенно увеличился. С 2012 года индустрия выросла на 2,2 процента. Этому росту способствуют пять главных ее подразделений - исследования, опыты, медицинские лаборатории, лекарства и фармацевтическая продукция.

Бюро трудовой статистики США, главное государственное агентство, занимающееся измерением активности рынка труда, ожидает в ближайшие десять лет дальнейший рост биотеха. Основываясь на прогнозах Бюро, издание Biospace.com составило список из 10 профессий в области биотехнологий, которые будут очень востребованы в 2024 году.

10 профессий в области биотехнологий, которые будут востребованы в 2024 году:

1. Медицинский лаборант и медтехник

Медицинские лаборанты и медтехники выполняют тесты и процедуры по указу хирургов и терапевтов. Они анализируют жидкости человеческого тела, ткани и прочие субстанции. Большая часть этих сотрудников работает в больницах (58% и 44% соответственно), хотя некоторые находят работу в медицинских/диагностических лабораториях и врачебных кабинетах. Согласно прогнозам Бюро трудовой статистики США, в период с 2014 по 2024 год востребованность медтехников и медицинских лаборантов увеличится на 16%. В это же время количество свободных вакансий увеличится на 52100 мест.

2. Медицинский научный сотрудник

К медицинским научным сотрудникам относятся исследователи рака, специалисты по иммунной химии, нейробиологи, серологи, токсикологи и геронтологи. Они занимаются исследованиями в области улучшения здоровья человека. Большинство работают в сфере медико-биологических исследований (3%), колледжах и университетах (27%) и больницах (15%). Согласно прогнозам Бюро трудовой статистики США, в период с 2014 по 2024 год востребованность таких специалистов возрастет на 8%, и в это время появится 9000 рабочих мест.

3. Инженер-биомедик

Инженер-биомедик сочетает в своей работе инженерию и бионауку для создания инструментов, устройств и программного обеспечения для здравоохранения, а также для разработки новых процедур и решения клинических проблем. Многие специалисты этого типа занимаются производством медицинского оборудования и инструментов (23%), либо работают в сфере медико-биологических исследований (16%). Фармацевтические компании также нанимают много таких специалистов (12%). По прогнозам Бюро трудовой статистики США, в период с 2014 по 2024 год востребованность инженеров-биомедиков возрастет на 23%, и для них появится 5100 новых рабочих мест.

4. Биотехник

Биотехники работают в командах многих исследовательских центров. Они помогают ученым в области медицины и биологии проводить тесты и эксперименты. Многие из них работают в сфере медико-биологических исследований (26%), а также в государственных колледжах и университетах (16%). По прогнозам Бюро трудовой статистики США, в период с 2014 по 2024 год востребованность биотехников возрастет на 5%, и для них появится 4100 новых рабочих мест.

5. Биохимик и биофизик

Биохимики и биофизики - это ученые, которые занимаются изучением процессов живого организма, а также его химических и физических основ. Большинство работают в сфере медико-биологических исследований (47%) или колледжах и университетах (16%), но некоторые устраиваются к производителям медицинских препаратов (14%). По прогнозам Бюро трудовой статистики США, в период с 2014 по 2024 год востребованность этих специалистов возрастет на 8%, и для них появится 2800 новых рабочих мест.

6. Химик-технолог

Химики-технологи - это группа специалистов, к которой в основном относятся медицинские лаборанты и техники химической обработки. Они помогают химикам и химическим инженерам в исследовании, разработке, тестировании и производстве химических продуктов и их процессов. Многие из них работают в испытательных лабораториях (21%), в сфере медико-биологических исследований (10%) или у производителей медицинских препаратов (9%). По прогнозам Бюро трудовой статистики США, в период с 2014 по 2024 год востребованность этих специалистов возрастет на 2%, и для них появится 1200 новых рабочих мест.

7. Зоолог и зообиолог

Зоологи и зообиологи - это ученые, которые изучают животных и их взаимодействие с экосистемой, а также влияние на них людей. Большинство этих специалистов работает в правительстве американского штата (33%) и страны (21%), но некоторые устраиваются в научно-консультационные (10%) и исследовательские (8%) организации. По прогнозам Бюро трудовой статистики США, в период с 2014 по 2024 год востребованность этих специалистов возрастет на 4%, и для них появится 800 новых рабочих мест.

8. Микробиолог

9. Консультант по генетическим вопросам

Консультанты по генетическим вопросам работают с результатами теста ДНК, чтобы обнаружить наличие или риск передачи по наследству различных генетических заболеваний или врожденных пороков. Большинство таких специалистов работает в больницах (39%) и врачебных кабинетах (20%), где консультируют пациентов и лечащих их врачей. По прогнозам Бюро трудовой статистики США, в период с 2014 по 2024 год востребованность этих специалистов возрастет на 29%, и для них появится 700 новых рабочих мест.

10. Эпидемиолог

Эпидемиологи изучают случаи и характер массовых заболеваний, вызванные инфекциями и биологическим оружием. Большинство этих специалистов работает в в правительстве штата (31%) и страны (22%). По прогнозам Бюро трудовой статистики США, в период с 2014 по 2024 год востребованность эпидемиологов возрастет на 6%, и для них появится 400 новых рабочих мест.


Содержание

Введение…………………………………………………… …………………...3
1. Моя профессия –биотехнолог……………………………………………… 4
2.Карьера и ее виды…………………………………………………………….9
3. Моя карьера биотехнолог………………… ……………………………….13
Заключение……………………………………………… …………………….16
Список использованной литературы………………………………………...17

Введение

Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продукты их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.
В медицине биотехнологические приемы и методы играют ведущую роль при создании новых биологически активных веществ и лекарственных препаратов, предназначенных для ранней диагностики и лечения различных заболеваний. Антибиотики - самый большой класс фармацевтических соединений, получение которых осуществляется с помощью микробиологического синтеза. Созданы генноинженерные штаммы кишечной палочки, дрожжей, культивируемых клеток млекопитающих и насекомых, используемые для получения ростового гормона, инсулина и интерферона человека, различных ферментов и противовирусных вакцин. Изменяя нуклеотидную последовательность в генах, кодирующих соответствующие белки, оптимизируют структуру ферментов, гормонов и антигенов (так называемая белковая инженерия).
Вклад биотехнологии в сельскохозяйственное производство заключается в облегчении традиционных методов селекции растений и животных и разработке новых технологий, позволяющих повысить эффективность сельского хозяйства.
Таким образом, целью данной работы является рассмотреть карьеру биотехнолога. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть профессию биотехнолога;
- изучить основы карьеры;
- представить свою карьеру.

1. Моя профессия – биотехнолог

С древнейших времен человек использовал биотехнологические процессы при хлебопечении, приготовлении кисломолочных продуктов, в виноделии и т. п., но лишь благодаря работам Л. Пастера в середине 19 в., доказавшего связь процессов брожения с деятельностью микроорганизмов, традиционная биотехнология получила научную основу. В 1940-1950-е, когда был осуществлен биосинтез пенициллинов методами ферментации, началась эра антибиотиков, давшая толчок развитию микробиологического синтеза и созданию микробиологической промышленности. В 1960-1970-е начала бурно развиваться клеточная инженерия. С созданием в 1972 группой П. Берга в США первой гибридной молекулы ДНК in vitro формально связано рождение генетической инженерии, открывшей путь к сознательному изменению генетической структуры организмов таким образом, чтобы эти организмы могли производить необходимые человеку продукты и осуществлять необходимые процессы. Эти два направления определили облик новой биотехнологии, имеющей мало общего с той примитивной биотехнологией, которую человек использовал в течение тысячелетий. Показательно, что в 1970-е получил распространение и сам термин «биотехнология». С этого времени биотехнология неразрывно связана с молекулярной и клеточной биологией, молекулярной генетикой, биохимией и биоорганической химией. За краткий период своего развития (25-30 лет) современная биотехнология не только добилась существенных успехов, но и продемонстрировала неограниченные возможности использования организмов и биологических процессов в различных отраслях производства и народного хозяйства.
Биотехнологии - очень модное направление. Речь идет о дисциплине на стыке биологии, физики и химии. Биотехнолог изучает, как протекают процессы на клеточном уровне и в организме в целом, разрабатывает препараты для лечения людей и животных, искусственные имплантанты. Клонирование органов - это тоже работа биотехнолога.
Используют живые организмы и биологические процессы в промышленном производстве. Развивают микробиологический синтез ферментов, витаминов, аминокислот, антибиотиков и т. п. Перспективно промышленное получение других биологически активных веществ (гормональных препаратов, соединений, стимулирующих иммунитет, и т. п.) с помощью методов генетической инженерии и культуры животных и растительных клеток. Биотехнологи также стремятся помочь старым апробированным сортам - улучшить их продуктивность, качество или товарный вид.
На сегодняшний день биотехнологии (технологии, основанные на применении свойств биологических систем или их элементов) достаточно быстро входят в нашу повседневную жизнь, однако бурное развитие биотехнологий ещё впереди, поэтому специалист по биотехнологиям – профессия будущего. Сегодня биотехнологии активно проникают в сельское хозяйство, медицину, фармацевтическую промышленность, транспорт. В будущем профессия биотехнолога будет востребована во многих других отраслях человеческой деятельности, часть из которых ещё просто не существует или находится в стадии становления.
В медицине биотехнологические приемы и методы играют ведущую роль при создании новых биологически активных веществ и лекарственных препаратов, предназначенных для ранней диагностики и лечения различных заболеваний. Антибиотики - самый большой класс фармацевтических соединений, получение которых осуществляется с помощью микробиологического синтеза. Созданы генноинженерные штаммы кишечной палочки, дрожжей, культивируемых клеток млекопитающих и насекомых, используемые для получения ростового гормона, инсулина и интерферона человека, различных ферментов и противовирусных вакцин. Изменяя нуклеотидную последовательность в генах, кодирующих соответствующие белки, оптимизируют структуру ферментов, гормонов и антигенов (так называемая белковая инженерия). Важнейшим открытием явилась разработанная в 1975 Г. Келером и С. Мильштейном техника использования гибридом для получения моноклональных антител желаемой специфичности. Моноклональные антитела используют как уникальные реагенты, для диагностики и лечения различных заболеваний.
Вклад биотехнологии в сельскохозяйственное производство заключается в облегчении традиционных методов селекции растений и животных и разработке новых технологий, позволяющих повысить эффективность сельского хозяйства. Во многих странах методами генетической и клеточной инженерии созданы высокопродуктивные и устойчивые к вредителям, болезням, гербицидам сорта сельскохозяйственных растений. Разработана техника оздоровления растений от накопленных инфекций, что особенно важно для вегетативно размножаемых культур (картофель и др.). Как одна из важнейших проблем биотехнологии во всем мире широко исследуется возможность управления процессом азотфиксации, в том числе возможность введения генов азотфиксации в геном полезных растений, а также процессом фотосинтеза. Ведутся исследования по улучшению аминокислотного состава растительных белков. Разрабатываются новые регуляторы роста растений, микробиологические средства защиты растений от болезней и вредителей, бактериальные удобрения. Генноинженерные вакцины, сыворотки, моноклональные антитела используют для профилактики, диагностики и терапии основных болезней сельскохозяйственных животных. В создании более эффективных технологий племенного дела применяют генноинженерный гормон роста, а также технику трансплантации и микроманипуляций на эмбрионах домашних животных. Для повышения продуктивности животных используют кормовой белок, полученный микробиологическим синтезом. Биотехнология в производстве Биотехнологические процессы с использованием микроорганизмов и ферментов уже на современном техническом уровне широко применяют в пищевой промышленности. Промышленное выращивание микроорганизмов, растительных и животных клеток используют для получения многих ценных соединений - ферментов, гормонов, аминокислот, витаминов, антибиотиков, метанола, органических кислот (уксусной, лимонной, молочной) и т. д. С помощью микроорганизмов проводят биотрансформацию одних органических соединений в другие (например, сорбита во фруктозу). Широкое применение в различных производствах получили иммобилизованные ферменты. Для выделения биологически активных веществ из сложных смесей используют моноклональные антитела. А. С. Спириным в 1985-88 разработаны принципы бесклеточного синтеза белка, когда вместо клеток применяются специальные биореакторы, содержащие необходимый набор очищенных клеточных компонентов. Этот метод позволяет получать разные типы белков и может быть эффективным в производстве. Многие промышленные технологии заменяются технологиями, использующими ферменты и микроорганизмы. Таковы биотехнологические методы переработки сельскохозяйственных, промышленных и бытовых отходов, очистки и использования сточных вод для получения биогаза и удобрений. В ряде стран с помощью микроорганизмов получают этиловый спирт, который используют как горючее для автомобилей (в Бразилии, где топливный спирт широко применяется, его получают из сахарного тростника и других растений). На способности различных бактерий переводить металлы в растворимые соединения или накапливать их в себе основано извлечение многих металлов из бедных руд или сточных вод.
Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием биотехнологии. Вместе с тем необходимо учитывать, что неконтролируемое распространение генноинженерных живых организмов и продуктов может нарушить биологический баланс в природе и представлять угрозу здоровью человека.

Анализируя исследования разных стран, как близких соседей, так и наиболее развитые общества, Польское бюро статистики провело детальный анализ развития разных отраслей и определило те, которые будут развиваться наиболее динамично.
Среди самых популярных отраслей, в соответствии с прогнозом на 2010 год, оказались:
Информатика, Интернет и компьютерные технологии
Биотехнология и ее применение
Охрана среды
Эксплуатация моря и морского дна
Современные финансовые операции, электронный банкинг, электронная торговля
Здравоохранение, профилактика, домашняя опека над престарелыми
Информация, поп-культура, развлечения.
Профессиями, пользующимися наибольшей популярностью в информатике, являются:
администратор компьютерных систем
специалист компьютерных сетей
программист
компьютерный дизайнер
аналитик системы
советник компьютерных систем.
Потребность в специалистах этих отраслей вызывает новые процессы и явления, появляющиеся в информатике, телефонии, Интернете и компьютерных технологиях. Сюда относятся:
информатизация производственных процессов и услуг
компьютеризация публичных услуг
компьютеризация домашних хозяйств
развитие мобильной связи.
Биотехнологии
Следующей отраслью, с которой эксперты связывают развитие рынка труда, являются биотехнологии.
Именно они дают шанс на улучшение качества жизни миллионов людей в мире. Речь идет, например, о клонировании жизненно важных органов, таких как почка или печень, которые ныне пытаются заменить искусственными не до конца удобными имплантантами.
Так, возрастает популярность следующих профессий:
биотехнолог
генетический биоинженер
инженер биопроцессов
биоинженер клетки и ткани
В сфере биотехнологий также прогнозируются популярность профессий:
биотехнолог липидов
биотехнолог белка
биотехнолог фармацевтики.

2.Карьера и ее виды

Карьера - продвижение в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения.
Благодаря многозначности слов в русском языке, о "карьере" можно говорить и как о "деятельности вообще".
Карьера начинается с того момента, когда человек осознает, что же конкретно, ему нужно в этой жизни, когда формируется представления о своем будущем, о возможных способах самовыражения, о месте труда в жизни.
В стремлении к "порядку" можно классифицировать большинство явлений нашей жизни. Вот и "карьеру" можно "разложить по полочкам".

Карьера:
- внутриорганизационная;
- межорганизационная;
- профессиональная;
- специализированная;
- профессиональная
- неспециализированная;
- вертикальная;
- горизонтальная;
- центростремительная (скрытая);
- ступенчатая.
Вот их сколько. И не всегда, резвый скачок на место своего непосредственного начальника, является наилучшим карьерным ходом.
Неспециализированная профессиональная карьера.
В наиболее "чистом виде" этот вид карьеры можно наблюдать на примере некоторых японских корпораций.
По мнению мудрых японцев, руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании. Поднимаясь по служебной лестнице, заботящийся о карьере человек получает возможность взглянуть на компанию с разных сторон. В процессе ротаций, последовательно сменяющих друг друга, руководитель отдела сбыта может поменяться местами с руководителем отдела снабжения, а спустя еще несколько лет заняться проблемами производства.
Как правило, служащие переводятся с одной работы на другую раз в 3-5 лет. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным личным опытом.
Японский опыт работы с персоналом получает все большее распространение, на данный момент по этим принципам начинают работать в США, Франции и Германии.

В силу специфики бизнеса в России эту разновидность карьерного роста воплотить в жизнь достаточно сложно. Но в наших условиях "неспециализированную профессиональную карьеру" можно попробовать построить, работая в различных фирмах. Этот вид карьеры наиболее подойдет "управленцам чистой воды".
Специализированная профессиональная карьера.
В этой карьерной разновидности человек углубляет и расширяет знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения и профессиональной деятельности. Переходя с должности на должность и меняя работодателя, человек оттачивает нюансы мастерства и, при благоприятном стечении обстоятельств, становится "Мастером" своего дела.
и т.д.................