От чего умер хрисипп. Хрисипп - учебный центр - корпоративное обучение - семинары и бизнес тренинги продаж, управление персоналом, тренинги


Достойно дожить до старости и достойно встретить смерть удаётся далеко не всем. А изучая историю Древней Греции кажется, что греческие философы и герои рождались для того, чтобы удивить мир своей нелепой смертью.

1. Унижение


Хиппонэкс был древнегреческим поэтом шестого века до н.э. и писал стихи, отражающие вульгарную сторону жизни. Судя по сохранившимся фрагментам, язык его чрезвычайно груб и резок, с обилием ругательств и проклятий, с жаргоном простолюдинов. Он был также одним из самых уродливых мужчин в истории. Два брата-скульптора Бупэлус и Афенид изваяли изображение Хиппонэкса, изобразив его даже еще уродливее и отвратительнее, чем он был на самом деле.

В отместку Хиппонэкс написал о них едкие сатирические стихи, которые были настолько жестоки, что Бупэлус, не выдержав позора, повесился. Существует и другая версия. Сделав предложение своей возлюбленной и получив отказ, Хиппонэкс написал серию стихов, оскорбляющих ее отца, Бупэлуса, после чего тот и повесился.

2. Смех


Хрисипп был величайшим философом-стоиком, поразительно трудолюбивым – число его сочинений превышает 705, но большинство из них было потеряно. Многие укоряли Хрисиппа за гадкий и непристойный язык. Умер он в припадке смеха. Увидев, как осел доедает собранные им смоквы, Хрисипп крикнул старой женщине, что теперь надо дать ослу вина, чтобы запить. Закатясь смехом от своей шутки, философ испустил дух. Можно представить, какие книги были написаны человеком, обладающим подобным чувством юмора.

3. Подарки


В 620 г. до н. э. законодатель из Афин по имени Драко, несмотря на его суровые законы, был очень популярен среди граждан и был буквально сокрушен под весом собственной популярности. Согласно легенде, в театре на Эгине, сотни людей, увидев Драко, начали срывать с себя и бросать ему свои шляпы, рубашки и плащи в знак своей любви и почитания. При этом они так увлеклись, что не заметили, что их любимец задохнулся под грудой одежды и подарков.

4. Собаки


Однажды философ ушел в горы и стал отшельником. Питаясь лишь травами и кореньями, Гераклит заболевает водянкой. Спустившись с гор, он загадочно спрашивал врачей, как «потоп превратить в засуху». Врачи не понимали, что имел в виду Гераклит, тогда он, обругав врачей, ушел лечиться самостоятельно. В конюшне он намазался навозом и лег под солнцем, надеясь, что патологическая влага из него испарится, и заснул.

Но, проснувшись, он не смог встать из-за толстого слоя засохшего навоза. Так Гераклит и лежал, пока не прибежали голодные собаки и не растерзали его. Когда именно умер философ – неизвестно, предположительно это случилось в 480 г. до н. э.

5. Смерть на полуслове


Древнегреческий историк Фукидид написал “Историю Пелопонесской войны”, историю войны между пелопоннесцами и афинянами, которая считается одним из наиболее достоверных источников. Во время войны в течение нескольких лет он находился в изгнании и писал свою книгу, но по окончании войны решил вернуться на родину. Но в пути он был убит, даже не успев закончить предложение, которое он в этот момент писал. И его книга так и осталась незаконченной.

6. Черепица


Легендарный греческий полководец Пирр был отважным воином. И даже не мог подумать, что его ждет смерть не в бою, а от рук пожилой женщины. Во время схватки в городе Аргос молодой аргосец, метнув копье, слегка ранил Пирра. Пирр поскакал за ним. Это увидела мать воина, сидевшая на крыше. Желая помочь своему сыну, она оторвала тяжелую черепицу с крыши и бросила ее вниз, прямо на Пирра. Черепица, попав ему в незащищенный участок, сломала позвоночник. Пирр упал с лошади, и один из аргосцев отрубил ему голову.

7. Недоедание и бессонница


Греческий ученый Филит был физически очень слабым человеком. Для того, чтобы не быть унесенным при сильных порывах ветра, он даже подкладывал в свою обувь грузы из свинца. Каждый раз, когда кто-то использовал неправильное слово или делал логическую ошибку, он очень много по этому поводу писал, педантично пытаясь доказать, в чем состоит ошибка. Наука также изнурила его, выпила все соки. Филит был настолько увлечен своими размышлениями, пытаясь доказать парадокс лжеца, что умер от голода и недосыпания. Случилось это примерно в 280 г. до н. э.

8. Воля к победе


Аррихион был панкратионистом. Панкратион – это очень жесткий вид борьбы с минимальными ограничениями. В финальном поединке за олимпийский венок в тот момент, когда соперник зажал его ногами и душил, Аррихион собрался и из последних сил вывернул тому лодыжку. От дикой боли противник сдался, и победа осталась за Аррихионом, но он в тот момент уже умер. Таким образом, Аррихион завоевал уникальную награду.

9. Черепаха


Эсхил, великий древнегреческий драматург, жил в постоянном страхе ожидания своего собственного трагического конца, поскольку оракул предсказал ему смерть от удара с небес. И, действительно, на его голову упала … черепаха. В то время, когда Эсхил был на Сицилии, орел пролетал над ним, неся в своих когтях черепаху. Он кидал свою добычу на скалы, чтобы разбить ее панцирь. И приняв лысину Эсхила за камень, орел выпустил черепаху из когтей. Но вместо панциря разбилась голова Эсхила.

10. Тщеславие и хвастовсто


Древнегреческий философ и врач Эмпедокл был довольно хвастлив. А после того, как ему удалось излечить женщину, которую другие врачи вылечить не смогли, он возомнил себя богом. Собрав 80 человек на вершине вулкана Этна, он объявил всем, что стал бессмертным и бросился в жерло вулкана. Закончилось это плачевно, вулкан выбросил обратно одну сандалию самоубийцы, и большинство людей посчитали его сумасшедшим. Но с другой стороны, этим поступком он все же обессмертил свое имя, пишем же мы о нем сегодня, спустя 2,500 лет после смерти.

Хрисипп – один из наиболее загадочных и вместе с тем интересных философов Древней Греции. О его жизни известно крайне мало, да и смерть вызывает немало споров и слухов, но вклад философа в мировую культуру трудно недооценить. За свою жизнь Хрисипп написал более 700 сочинений, но ни одно из них не сохранилось до наших дней полностью – в книгах других авторов есть отрывки, которые приписывают его руке.

Краткая биография

О биографии философа известно из сочинений Диогена Лаэртского, занимавшегося изучением истории философии. Родился Хрисипп примерно в 280 году до н.э. в небольшом городке Сол на территории Киликии (современная Турция) в семье некоего Аполлония – это все, что известно о его происхождении и семье.

В молодости увлекался бегом, но впоследствии занялся философией, в которой достиг больших успехов. Он представлял учение стоиков, получал образование в Афинах у лучших представителей данного течения: Клеанфа, Лакида, Аркесилая, а после кончины первого возглавил школу.

Учение Хрисиппа основывается на периодическом сожжении и уничтожении мира божественными сущностями, единстве души и жизни в согласии с природой. Единственными мудрецами в мире он считал Сократа и Зенона, основателя школы стоиков, а также впервые употребил слово «инстинкт» в отношении представителей животного мира. Кроме того, он выступает автором некоторых теорий в области физики и психологии.

Хрисипп прожил более 70 лет, причем существует две версии его смерти. Согласно первой из них, однажды он отправился на пир, выпил вина, после чего почувствовал себя плохо, упал и испустил дух. Вторая версия более интересна и утверждает, что причиной смерти Хрисиппа стал приступ неконтролируемого смеха. Однажды он угостил своего осла вином, и, наблюдая, как животное пытается съесть инжир, разразился хохотом и вскоре умер. Есть сведения, что этот случай был задокументирован современниками Хрисиппа, но правда о последних днях философа так и остается загадкой, хотя современные ученые не отрицают возможности летального исхода после длительного приступа смеха.

Ставьте лайк и подписывайтесь! Читайте нас во

Возглавлял стоическую школу, а также считался её вторым основателем (систематизатором ) - к его заслугам относят окончательное оформление стоицизма . Ученик и преемник Клеанфа .

Хрисипп
Χρύσιππος ὁ Σολεύς

Римская копия древнегреческого бюста Хрисиппа
Дата рождения 281/278 до н. э.
Место рождения
Дата смерти 208/205 до н. э.
Место смерти
  • Афины , Древние Афины
Страна
  • Солы
Направление стоицизм
Период Эллинизм
Основные интересы философия
Оказавшие влияние Клеанф
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Сын некоего Апполония. По происхождению финикиец. Занимался бегом. Учился в Афинах у стоика Клеанфа, а также у академиков Аркесилая и Лакида. После смерти Клеанфа возглавил школу. Прожил 73 года и умер в 143 олимпиаду.

Хрисипп считал, что всего было два мудреца – Сократ и основатель стоической школы Зенон .

Сочинения

Хрисипп написал огромное количество сочинений (705 книг по сообщению Диогена Лаэртского), но ни одно из них до нашего времени не дошло. Впрочем, в издании фон Арнима к Хрисиппу отнесено 1216 фрагментов - более, чем к кому-либо ещё из ранних стоиков. Его учениками были

Хрисипп/ Chrysippos

Хрисипп - древнегреческий философ, «второй основатель» стоицизма (после Зенона из Китиона) и его главный систематизатор, глава школы стоиков после смерти Клеанфа (232 до н. э.). Автор более 700 работ (сохранились только фрагменты), около половины из которых посвящена проблемам логики. Разрабатывал логику высказываний, установил двузначности принцип, легший затем в основу классической логики, и др.

Он создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

Согласно легенде, Хрисипп угостил своего осла вином, а затем умер от смеха, наблюдая, как тот пытается есть инжир.

Диоген Лаэртский говорил о нем: «Он отличался большим дарованием и всесторонней остротой ума;… Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они бы занимались диалектикой по Хрисиппу. Содержания у него было в избытке, но стиль был неровный. А трудолюбием он превзошел всех и каждого - это видно из его сочинений, число которых свыше 705. Впрочем, он умножал свои сочинения тем, что по нескольку раз обрабатывал одно и то же, писал обо всем, что попадется, многократно поправлял сам себя и подкреплял себя множеством выписок: так, в одном сочинении он переписал почти целиком «Медею» Еврипида, и недаром какой-то его читатель на вопрос, что у него за книга, ответил: «Медея»Хрисиппа!»

Кто-то его попрекнул, что он не ходит слушать Аристона, как все. «Если бы я делал, как все, я не был бы философом»,- ответил Хрисипп.

Хрисипп - философ «не как все»

Хрисипп - (ок. 280/277- ок. 208/204 до н.э.) - древнегреческий философ, крупнейший представитель Ранней Стои, ученик и преемник Клеанфа.

Будучи по происхождению финикийцем, Хрисипп учился в Афинах у стоика Клеанфа, а также у академиков Аркесилая и Лакида. Был чрезвычайно работоспособен - писал «по 500 строк в день» (поэтому сочинения Хрисиппа изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем). От многочисленных сочинений Хрисиппа сохранилось лишь ок. 1000 фрагментов (изданы во «Фрагментах ранних стоиков», тт. 2-3), утрачена даже часть каталога его сочинений - у Диогена Лаэртия упомянуто лишь 161 название из 700.

Хрисиппу принадлежит заслуга упорядочения и систематизации школьной стоической доктрины и защита стоической догматики в полемике с платониками-академиками. Практически он стал вторым основателем Стои: «если бы не было Хрисиппа, не было бы и Стои» (Diog.L. VII 183).

Хрисипп предложил порядок изложения учения не «логика, физика, этика», а «логика, этика, физика», считая целесообразным в конце курса обратиться к вопросам теологии (физика и теология стоиков находятся в одной предметной области). Внес существенные уточнения в гносеологию (учение о чувственном «впечатлении», «общих представлениях»). Формальная логика Стои была практически полностью разработана Хрисиппом как наука о соотношении «мыслимых предметностей» (лектон), а также об условиях истинности умозаключений. Считается, что логическая система Хрисиппа представляет собой вариант логики пропозиций, первой в истории европейской логики.

Основные новации Хрисиппа в области физики - учение о причинности (деление на основные и вспомогательные, различие между «необходимостью» и «судьбой») и реформа психологии (считал все импульсы производными от разума и полностью отождествил их с суждениями). Рационализм в психологии был призван подчеркнуть автономию субъекта в принятии своих решений. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы неразумных импульсов, и стал объектом критики в Средней Стое.