Попытка создания системы коллективной безопасности в европе. Системы коллективной безопасности: исторический экскурс и современные реалии

СИСТ Е́МА «КОЛЛЕКТ И́ВНОЙ БЕЗОП А́СНОСТИ»

Система «коллективной безопасности» - состояние международных отношений, при котором совместные усилия государств исключают нарушение всеобщего мира в мировом или региональном масштабе. В 1930-х годах к созданию такой системы стремились СССР и Франция, нацеленные на сдерживание агрессии, прежде всего германской. Главными идеологами «коллективной безопасности» в межвоенный период были премьер-министр Франции Л. Барту и народный комиссар иностранных дел СССР М. М. Литвинов.

Путь к идее «коллективной безопасности»

Нападение Японии на Маньчжурию в 1931 году и особенно приход нацистов к власти в Германии в 1933 году заставили СССР переосмыслить прежние внешнеполитические установки. Новое германское руководство открыто заявляло о своём негативном отношении к советской идеологии и не отказывалось от сформулированной Гитлером цели завоевать для Германии «жизненное пространство на Востоке». Это создавало потенциальную опасность для СССР. От поддержки пересмотра Версальского порядка советская внешняя политика перешла к позиции защиты основ послевоенного статус-кво. На XVII съезде партии Сталин сказал, что «дело идёт к новой империалистической войне». Он назвал несколько возможных сценариев начала конфликта и высказал мнение, что любой из этих сценариев будет плачевен для его организаторов. По поводу Германии Сталин заметил, что подозрительность СССР по отношению к новым властям этой страны обусловлена не столько сущностью фашистской идеологии, сколько завоевательными планами Гитлера. Более жёсткую позицию занял Н. И. Бухарин: зачитав несколько выдержек из «Майн кампф» Гитлера и других работ нацистских и японских авторов, главред «Правды» заявил: «Вот кто стоит перед нами, и вот с кем мы должны будем, товарищи, иметь дело во всех тех громаднейших исторических битвах, которые история возложила на наши плечи».

Ещё в июне 1933 года СССР заявил Германии о прекращении с сентября военного сотрудничества между странами. После этого Москва вступила в консультации с французской стороной о заключении договора о взаимопомощи. 29 декабря 1933 года, выступая на IV сессии ЦИК СССР, нарком иностранных дел М. М. Литвинов наметил «новый курс» советской внешней политики на ближайшие годы. Предполагалось, что СССР будет, во-первых, придерживаться принципа ненападения и соблюдать нейтралитет в любом конфликте; во-вторых, проводить политику умиротворения в отношении Германии и Японии; в-третьих, участвовать в создании системы коллективной безопасности; в-четвёртых, вести себя открыто в диалоге с западными демократиями. За два года «новый курс» принёс советской дипломатии ряд успехов: Ещё в ноябре 1933 года СССР признали США, чему способствовал визит в Вашингтон Литвинова и его переговоры с президентом Ф. Рузвельтом, а летом 1934 года - Румыния, Чехословакия и Болгария. В сентябре того же года Советский Союз вступил в Лигу Наций и сразу был принят в постоянные члены Совета Лиги как великая держава.

«Коллективная безопасность»: достижения и издержки

Принимая во внимание то, что 26 января 1934 года Германия заключила пакт о ненападении с Польшей, в Москве нацелились на более интенсивное сближение с Францией. Советское руководство поддержало предложения французского министра иностранных дел Л. Барту. Первое из них заключалось в том, что все государства Восточной и Центральной Европы, включая Германию и СССР, должны подписать соглашение об обязательстве оказывать взаимную помощь тому из них, которое станет жертвой агрессии. Это соглашение, так называемый «Восточный пакт», должен был стать аналогом Локарнских соглашений для Западной Европы. Второе предложение предусматривало, что Франция и СССР подпишут двусторонний договор о взаимопомощи в случае военной агрессии в Европе и, таким образом, свяжут между собой две системы коллективной безопасности, восточно- и западноевропейскую (локарнскую). Французская и советская стороны занялись совместной выработкой проекта Восточного пакта, однако Германия сразу наотрез отказалась подписывать подобное соглашение, о своём нежелании делать это заявила и Польша. 9 октября 1934 года в Марселе Л. Барту был убит вместе с королём Югославии Александром I хорватскими террористами. К проекту Восточного пакта новый глава МИД Франции П. Лаваль возвращаться не стал, но идею советско-французского договора поддержал. После того, как Германия, нарушив одно из условий Версальского договора, восстановила обязательную воинскую повинность, СССР и Франция подписали двусторонний договор о взаимопомощи в случае военного нападения в Европе. Это произошло 2 мая 1935 года, а ещё спустя две недели СССР подписала аналогичный пакт с Чехословакией. Параллельно шло и советско-британское сближение, апогеем которого стал визит в Москву министра иностранных дел Великобритании Э. Идена в марте 1935 года.

3 октября 1935 года итальянские войска вторглись в Эфиопию, началась итало-эфиопская война. Советские дипломаты в Лиге Наций выступили за применение к агрессору санкций вплоть до эмбарго на поставки нефти, которых опасался Муссолини. Однако из-за нерешительности действий Франции и Великобритании осуществить нажим на Италию не удалось.

28 февраля 1936 года - спустя девять месяцев после подписания - был ратифицирован советско-французский договор о взаимопомощи. Гитлер использовал это как предлог для ремилитаризации Рейнской области. 7 марта 1936 года, заявив, что на заверения Германии о дружбе Франция ответила «открывающим ворота Европы большевизму» альянсом с Советским Союзом, он приказал ввести войска не территорию Рейнской области. Тем самым власти Германии нарушили Версальский договор и Локарнские соглашения. В Москве на шаг Гитлера отреагировали заявлением о готовности предпринять совместно с Францией и Великобританией в рамках Лиги Наций все необходимые меры для обеспечения соблюдения существующих договоров. Что касается великих держав Запада, то они уклонились от активных действий, не желая связывать себя обязательствами с СССР.

В июле 1936 года началась гражданская война в Испании. Италия и Германия поддержали мятежников, выступивших против законного республиканского правительства в Мадриде. Со временем итало-германская помощь Франко становилась всё более существенной. Несмотря на то, что установление режима Франко в Испании создавало Лондону и Парижу большую угрозу, чем Москве, Франция и Великобритания предложили международные обязательства по невмешательству. СССР был вынужден присоединиться, хотя в самом начале войны в Испании и дал понять, что занимает сторону законного правительства. Несмотря на то, что к обязательствам формально примкнули и Германия с Италией, они продолжали поддерживать мятежников. С учётом этого осенью 1936 года в Москве решили самостоятельно оказывать помощь республиканскому правительству: посылать оружие, направлять инструкторов, а также добровольцев, из которых формировались интернациональные бригады.

В октябре 1936 года Германия и Италия заключили соглашение о военно-политическом сотрудничестве, создав так называемую Ось Берлин - Рим. 25 ноября 1936 года в Берлине Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт. Через год к нему присоединилась и Италия. В результате образовался блок, который под лозунгами борьбы с коммунизмом начал активную подготовку к войне. В марте 1938 года Германия осуществила «аншлюс» Австрии - территория республики вошла в состав северного соседа. Французское и британское правительства ограничились формальным осуждением аншлюса. СССР призвал к коллективному отпору агрессии, однако его предложение не встретило поддержки.

Мюнхенское соглашение и крах политики «коллективной безопасности»

Западные державы, рассчитывая на то, что Гитлер ограничит свои экспансионистские планы восточным направлением, взяли курс на проведение политики уступок нацистской Германии. В сентябре 1938 года Гитлер потребовал от властей Чехословакии передачи Германии Судетской области, где немцы составляли большинство населения. Прага была готова обороняться, но Франция отказалась от своих союзнических обязательств и вместе с Великобританией убедила чехословацкое правительство уступить Судетскую область. Советская сторона предложила державам Запада совместными усилиями защитить Чехословакию, но те, не заинтересованные в падении национал-социалистического режима в Германии, ответили отказом. Отказалась от помощи СССР и Чехословакия, власти которой опасались, что это создаст условия для советской интервенции. В ночь с 29 на 30 сентября 1938 года на конференции глав правительств и министров иностранных дел четырёх государств в Мюнхене было подписано соглашение, которое в советской историографии было принято называть «Мюнхенским сговором». По его условию, Судетская область переходила в состав Германии. Представители СССР в Мюнхен приглашены не были, а сам Советский Союз оказался единственным государством, отказавшимся признать последствия достигнутой в Мюнхене договорённости. Пример Германии развязал руки итальянскому диктатору Б. Муссолини: в апреле 1939 года итальянские войска оккупировали Албанию.

Мюнхенское соглашение показало, что западные державы не готовы сотрудничать с СССР в рамках системы коллективной безопасности, и это заставило советское руководство пересмотреть принципы внешней политики страны. Москва взяла курс на нейтралитет в случае конфликта между капиталистическими державами, рассчитывая на извлечение выгоды из будущей войны. В апреле 1939 года, в условиях нарастания военной угрозы, СССР начал переговоры с Великобританией и Францией о взаимных обязательствах в оказании помощи в случае агрессии против любой из трёх стран в Европе, но попытки договориться зашли в тупик. Великобритания, тем временем, тайно вела переговоры с Германией с целью направить агрессию Гитлера против СССР. В августе 1939 года советская сторона предложила тем же государствам подписать военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооружённых сил трёх держав в случае германской агрессии. Предполагалось, что СССР получит возможность провести войска через территорию Польши, чтобы выйти к границе Германии. Варшава, к тому моменту уже имевшая гарантии Франции и Великобритании о защите в случае нападения Германии, категорически отказалась, а французское и британское правительства не пытались убеждать её в обратном. Переговоры вновь потерпели неудачу, и это перечеркнуло последнюю попытку создать единый антигитлеровский фронт в Европе.

Стремясь предотвратить реальную угрозу войны, советское правительство вступило в диалог с Германией. Переговоры начались 15 августа 1939 года, а уже 23 августа стороны подписали в Москве Пакт о ненападении сроком на десять лет, а одновременно с ним - дополнительный секретный протокол, в котором оговаривалось разграничение сфер интересов обоих государств в Восточной Европе. С германской стороны подпись на документах поставил глава МИД страны И. Риббентроп, с советской - его коллега В. М. Молотов. Ещё в мае 1939 года он сменил на посту наркома иностранных дел СССР главного идеолога политики коллективной безопасности в Европе М. М. Литвинова. Заключение советско-германского договора о ненападении поставило точку в планах СССР по созданию системы коллективной безопасности в Европе.

Исторические источники

Коллонтай А. М. Из моей жизни и работы. М., 1974.

Литвинов М. Против агрессии. М., 1938.

Майский И. М. Воспоминания советского дипломата. М., 1971.

Проблема обеспечения мирного сосуществования различных государств до сегодняшнего дня остается самой глобальной. Первые попытки создания организаций для защиты от внешней агрессии появились после окончания Первой мировой войны. Каждое военное вторжение приводило к наступлению плачевных последствий для жизни и здоровья различных национальностей, а также для экономики государств. Система коллективной безопасности была создана для устранения угрозы миру в планетарном масштабе. Впервые вопрос о создании такой системы был вынесен на обсуждение в ходе переговоров СССР и Франции.

Создание комплекса коллективной безопасности предусматривает принятие всеобъемлющих мер, которые внедряются различными государствами на универсальном или региональном уровнях. Целью создания такого защитного комплекса является устранение угрозы мирному сосуществованию, подавление актов внешней агрессии, а также создание необходимого уровня глобальной безопасности. На сегодняшний день в практике под комплексом коллективной безопасности понимается совокупность форм и методов борьбы стран мира с проявляемой агрессией.

Как развивалась система безопасности на межгосударственном уровне?

Как уже говорилось, первые попытки создания в Европе системы коллективной безопасности были предприняты в 1933 году. Между Советским Союзом и Францией был заключен договор о предоставлении взаимопомощи. Впоследствии этот документ получил название Восточный пакт. Далее проводились многосторонние переговоры, в которых участвовали, помимо указанных стран, США, Китай, Япония и ряд других государств. В результате была достигнута договоренность о заключении тихоокеанского пакта.

Тихоокеанский пакт так и не был заключен из-за воздействия Германии и ее требований о равноправии в сфере вооружения. Из-за проявления агрессии с германской стороны, Советский Союз заключил ряд договоров о военной взаимопомощи с европейскими странами. Это были первые шаги на пути становления соединенной схемы безопасности.

Исторические факты указывают на то, что СССР выполнялись действия, направленные на подписание мирных соглашений и пактов о ненападении.

После 1935 года вопросы обеспечения международной защиты стали предметом неоднократного обсуждения в Совете Лиги Наций. Предполагалось расширить состав стран-участниц таких переговоров. Однако Великобритания воздержалась от подписания каких-либо соглашений. Многочисленные попытки Советского Союза по созданию общественной системы международной безопасности в межвоенный период оказались напрасными. После Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, которая документально утвердила соглашение о коллективной безопасности.

Элементный состав и классификация систем общественной безопасности

Объединенная защита прав и интересов всего населения на межгосударственном уровне включает в себя ряд компонентов:

  • Соблюдение принципов международного права;
  • Соблюдение суверенности и неприкосновенности границ;
  • Невмешательство во внутриполитические дела страны;
  • Принятие общих мер, направленных на борьбу с агрессией и устранение угрозы мировому сообществу;
  • Ограничение и сокращение вооружений.

Основой создания такого масштабного комплекса стал принцип неделимости мира. Общепринято выделять два основных вида систем общественной безопасности:

  • Универсальный;
  • Региональный.

На видео – о системе коллективной безопасности в Европе:

На сегодняшний день Организация Объединенных Наций является гарантом соблюдения норм международного права и принципов мирного сосуществования. Коллективные мероприятия, которые выполняются для поддержания мира, закреплены в Уставе ООН. Уставным документом предусмотрены следующие положения:

  • Перечень запретных мер (угроза силой или ее применение в межгосударственных отношениях);
  • Меры мирного урегулирования спорных вопросов;
  • Перечень мер по разоружению держав;
  • Создание и функционирование региональных защитных организаций;
  • Принудительные меры реагирования без использования вооружения.

Поддержание мира в планетарном масштабе осуществляется Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей. К задачам, поставленным перед международной организацией в рамках универсальной системы, относятся:

  • Расследование случаев и инцидентов, угрожающих миру;
  • Проведение дипломатических переговоров;
  • Проверка выполнения соглашений о прекращении огня или военном вторжении;
  • Поддержание законности и правового порядка государств-участников организации;
  • Гуманитарная помощь нуждающимся субъектам;
  • Контроль над сложившейся ситуацией.

Региональные системы безопасности представлены в виде организаций или соглашений, которые регулируют мирное сосуществование в отдельном регионе либо континенте. В региональные комплексы может входить несколько участников. Компетенция такой организации распространяется исключительно на страны, которые подписали соответствующее соглашение.

На видео – речь В.В. Путина на пленарном заседании Совета коллективной безопасности:

Условия деятельности международной организации в сфере поддержания мира

С момента создания ООН и до сегодняшнего дня, в случае возникновения военных ситуаций или внешнего вторжения, организация может выполнять миротворческие операции. Условиями проведения таких операций являются:

  • Обязательное согласие обеих сторон конфликта на выполнение каких-либо регулирующих действий;
  • Прекращение ведения огня и гарантия обеспечения защиты и безопасности миротворческим подразделениям;
  • Принятие Советом Безопасности соответствующего решения по проведению операций, контроль над которыми осуществляет лично Генеральный Секретарь;
  • Согласованная деятельность всех сформированных воинских подразделений, которые направлены на урегулирование конфликта;
  • Беспристрастность и невмешательство во внутриполитические дела миротворческих организаций и подразделений;
  • Финансирование деятельности регулирующих международных органов посредством финансовой помощи и специальных взносов.

Принципы построения и функционирования общественного комплекса защиты

Среди принципов построения коллективной системы охраны и ее функционирования выделяют следующие:

  • Разработку определенных подходов, документов, концепций, взглядов на возникающие проблемы мирного сосуществования;
  • Обеспечение национальной (внутригосударственной) и мировой безопасности;
  • Военное строительство, формирование штабов и подготовку квалифицированных военных кадров;
  • Разработку нормативных документов в государстве, которые соответствуют нормам международного права в области обороны и обеспечения мира;
  • Двустороннее или многостороннее сотрудничество государств в содружествах;
  • Совместное мирное использование составных элементов военизированной инфраструктуры, водного и воздушного пространств.

Создание мирного пространства в СНГ

В 1991 году Россия, Украина и Беларусь подписали соглашение о формировании Содружества Независимых Государств. Позже к данному Союзу присоединились другие страны постсоветского пространства (например, Азербайджан, Армения, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан). Определяющим направлением деятельности СНГ является поддержание мира и создание безопасных условий жизни для населения.

В рамках СНГ выделяют два основных механизма регулирования.

На видео – о сотрудничестве России и Казахстана:

Первый механизм предусмотрен Уставом. В случае возникновения угрозы конституционному строю или внешнего вмешательства, страны-участницы обязательно консультируются друг с другом и принимают меры по мирному урегулированию спорных вопросов. При необходимости может выполняться миротворческая миссия с использованием вооруженных подразделений. При этом действие вооруженных сил должно быть четко согласованным между всеми участниками.

Второй механизм был закреплен в договоре об обеспечении общей безопасности. Этот документальный акт был принят в 1992 году. Договор предусматривает отказ стран от принятия участия в проявлении агрессии со стороны какого-либо государства. Особенностью заключенного соглашения является то, что если одно из государств проявит агрессивные действия, то это будет расценено как проявление агрессии в отношении всего Содружества. Государству, которое подвергнется агрессии, будет оказана любая необходимая помощь, в том числе и военная. В указанных документах механизм управления и регулирования обеспечения мира четко не закреплен и может содержаться в других международных документах. Вышеуказанный Устав и Договор имеют отсылочный характер на другие нормативные акты СНГ.

Мысль о том, что военный конфликт это чистое зло, и необходимо все силы сосредоточить на поддержание мира, а также недопущения военных действий, посещали различных личностей уже очень давно. Ещё в восемнадцатом веке в странах Европы начались попытки создания систем социальной безопасности.

Одной из таких систем была «Коллективная безопасность населения» и характеризовалась как совместная деятельность некоторых стран, направленная на создание мира и его поддержку, а также на на подавления действий стран агрессоров. Система подразумевала ряд составных элементов.

Полезная информация: готовитесь к пляжному сезону, а солнцезащитных очков все еще нет? Интернет магазин ray-store.ru предлагает большой ассортимент оригинальных, модных и стильных очков в богатом ассортименте. Здесь вы найдете горячие новинки, а также классические модели известных брендов.

Элементы системы коллективной безопасности.

1. Базисом принципов считается международное право, а самым главным — признание незаконными действия любой страны или группы людей, чья деятельность угрожает целостности государственных границ, любого признанного государства, а также запрет вторжения в внутреннюю деятельность государства с помощью силы.

2. Коллективные нормы мер от каждого государства системы, которые направлены против агрессоров и их союзников.

3. Меры разоружения, идеалом которых будет полный отказ от военного комплекса всех стран участников.

4. Система прав на совершение действий вооружёнными силами, только в рамках подавления агрессии и установления мира.

Европейская система коллективной безопасности и её история

В различные годы в странах Европы предпринимались пробы создания разных систем безопасности, но до нашего времени можно выделить лишь одну удачную попытку. Таким успешным проектом можно назвать организацию объединённых наций (ООН), которая признана странами всего мира.

Вопрос создания такой организации появился после первой и второй мировых войн, и создания множества видов оружия массового поражения. Таким образом, в 1920 году была сформирована «Лига Наций», которая была должна обеспечить социальную безопасность. Но вторая мировая война показала на практике её недостатки и отсутствие способов борьбы с агрессором.

Попыток создать общую систему коллективной охраны и безопасности по принципу организации объединённых наций было несколько. Различные требования и претензии стран Европы всегда вызывали проблемы, которые небыли решены. Этому служили и сложные отношения с Союзом Советских Социалистических Республик.

В итоге весной 1973 года в Хельсинкских совещаниях по вопросу глобальной безопасности и взаимопомощи в странах Европы, были выслушаны все 34 страны, их требования и пожелания связанные с общей безопасностью. Результат таких действий не принёс единогласного решения о создании системы новой эпохи, но работа ведётся и сейчас.

Похожие материалы:

Сам термин тоталитаризм, как некий политический строй целиком соответствует своему буквальному переводу с латыни и означает безграничное контролирование государственной...

В наши дни мир с каждым годом становится все более сложным, что увеличивает его противоречивый характер. На фоне этого на современной политической карте мира возникает и все...

Многие люди постсоветского пространства не раз слышали фразу «Анархия — это мать порядка». Она довольно часто звучала в кинофильмах о гражданской войне, ...

Содержание1 Направления деятельности2 Выгоды торговли3 Ориентируемся на нужды современного человека4 Актуальные идеи в производстве5 Что сейчас актуально в сфере услуг? В...

Гражданам России законодательно разрешено не только участвовать в выборах с стороны тех, кто выбирает, но и со стороны тех, кого выбирают. А для того, чтобы быть избранным, ...

Впервые предложение о необходимости борьбы за коллективную безопасность было выдвинуто в постановлении ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года.

Проект коллективной безопасности основывался на равенстве всех участников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.

Советский Союз в осуществление своей идеи коллективной безопасности выступил с предложением о заключении Восточного пакта, который дал бы гарантии безопасности всем европейским странам и устранил бы «испытываемое повсеместно чувство неуверенности в безопасности, неуверенности в ненарушении мира вообще и в частности в Европе». Восточный пакт должен был включать в себя Германию, СССР, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Все участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказывать стороне, на которую напали, военную помощь. Франция, не подписывая Восточного пакта, брала на себя гарантию его выполнения. Это означало, что в случае, если бы кто-либо из участников пакта оказался выполнить постановление о помощи стороне, на которую напали, Франция обязана была бы сама выступить. Одновременно СССР брал на себя обязательство гарантии Локарнского пакта, в котором он не участвовал. Это означало, что в случае его нарушения (имелось в виду нарушение со стороны Германии) и отказа кого-либо из гарантов Локарнского пакта (Великобритании и Италии) выступить на помощь сторону, подвергшейся нападению, СССР должен был выступить со своей стороны. Тем самым «были исправлены» недостатки и односторонность Локарнских договоров. При наличии такой системы для Германии была бы затруднительной попытка нарушить свои как западные, так и восточные границы.

Советские предложения предусматривали также проведение взаимных консультаций участников пакта при возникновении угрозы нападения на кого-либо из участников.

Политическая атмосфера в начале 1934 года, в связи с непрерывным ростом гитлеровской агрессии, давала значительное количество поводов опасаться, что независимость прибалтийских государств может оказаться под угрозой со стороны Германии. Советское предложение от 27 апреля об обязательствах «неизменно учитывать в своей внешней политике обязательность сохранения независимости и неприкосновенности прибалтийских республик и воздерживаться от каких бы то ни было действий, которые могли бы нанести ущерб этой независимости» было, таким образом, направлено к созданию более спокойной атмосферы в Восточной Европе и одновременно к выявлению действительных намерений гитлеровской Германии. Эти намерения, в частности, были раскрыты в меморандуме Гугенберга, оглашенном на мировой экономической конференции в Лондоне в 1933 году. Отказ германского правительства принять предложение СССР на основании отсутствия необходимости защиты этих государств за неимением подобной угрозы раскрывал подлинные цели Гитлера в отношении стран Прибалтики.

К проекту Восточного регионального пакта имеет отношение также и заявления Советского правительства о согласии гарантировать границы Германии, сделанное в Лондоне и Берлине. Предложение, сделанное Германии еще весной 1934 года получило ответ лишь 12 сентября 1934 года. Германия категорически отказывалась принять участие в проектируемом пакте, ссылаясь на свое неравноправное положение в вопросе о вооружениях. Через два дня после германского отказа последовал отказ Польши. Из участников проектируемого пакта лишь Чехословакия безоговорочно присоединилась к этому проекту. Что касается Латвии, Литвы и Эстонии, то они заняли колеблющуюся позицию, а Финляндия вообще уклонилась от какого бы то ни было ответа на франко-советское предложение. Отрицательная позиция Германии и Польши сорвала подписание Восточного пакта. В этом срыве активную роль сыграл и Лаваль, наследовавший после убийства Барту портфель министра иностранных дел Франции.

Согласно плану о Восточном пакте, система безопасности, создаваемая им, должна была быть также дополнена вступлением СССР в Лигу Наций. Позиция СССР в этом вопросе была определена в беседе И.В. Сталина с американским корреспондентом Дюранти, происходившей 25 декабря 1933 года. Несмотря на колоссальные недостатки Лиги Наций, СССР в принципе не возражал против ее поддержки, ибо, как сказал в указанной беседе Сталин, «Лига сможет оказаться неким бугорком на пути к тому, чтобы хотя несколько затруднить дело войны и облегчить в некоторой степени дело мира».

Вступление СССР в Лигу Наций приобретало особый характер, вследствие того, что в 1933 году из состава Лиги вышли два агрессивных государства - Германия и Япония.

Обычный порядок вступления отдельных государств в Лигу, а именно просьба соответствующего правительства о допущении в Лигу, был естественно неприемлем для Советского Союза как великой державы. Вот почему с самого начала в соответствующих переговорах было условленно, что СССР может войти в Лигу Наций лишь в результате просьбы Ассамблеи, обращенной к Советскому Союзу. Для того чтобы быть уверенным в результате последующего голосования, необходимо было, чтобы это приглашение было подписано, по крайней мере, двумя третями членов Лиги Наций, ибо для принятия в Лигу требуется большинство в две трети голосов. Ввиду того, что в Лиге в это время состояло 51 государство, необходимо было, таким образом, чтобы приглашение было подписано 34 государствами. В результате переговоров, которые велись министром иностранные дел Франции Барту и министром иностранных дел Чехословакии Бенешем, приглашение, подписанное представителями 30 государств, было послано.

Правительства Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии, ссылаясь на свою позицию нейтралитета, уклонились от подписания общего приглашения, направленного СССР, и ограничились лишь заявлением, что их делегаты в Лиге будут голосовать за принятие СССР в Лигу, и отдельными извещениями, выражающими их благожелательное отношении к вступлению СССР в Лигу Наций.

В данном случает ссылка на позицию нейтралитета прикрывала боязнь этих стран Германии, которая могла бы счесть приглашение СССР вступить в Лигу Наций после того, как сама Германия вышла из Лиги, в качестве недружелюбного по отношению к ней шага. В сентябре 1934 года СССР был официально принят в Лигу Наций. Одновременно при переговорах был решен не вызывавший, впрочем, сомнения вопрос о предоставлении СССР постоянного места в Совете Лиги.

Параллельно со вступлением СССР в Лигу Наций происходит так называемая «полоса дипломатического признания» Советского Союза. В этот период СССР устанавливает дипломатические отношения с рядом государств. 16 ноября 1933 года устанавливаются нормальные дипломатические отношения с США, в 1934 году - с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и другими странами.

Это явилось непосредственным результатом как общей международной обстановки 1934 года, так и увеличения роли и значения Советского Союза в качестве фактора мира. Одной из непосредственных причин, повлиявших, например, на решение Румынии и Чехословакии установить нормальные отношения с СССР, былофранко-советское сближение 1933-1934 годов. В течение ряда лет Франция не только не способствовала нормализации отношений между СССР и странами Малой Антанты, но, наоборот, всячески препятствовала каким-либо попытками добиться этой нормализации. В 1934 году же Франция была заинтересована не только в собственном сближении с Советским Союзом, но и в создании целой системы безопасности, системы, которая включала бы в себя как союзников Франции в лице Малой Антанты, так и СССР. В этих условиях французская дипломатия не только не препятствует нормализации отношений между странами Малой Антанты и СССР, но, наоборот, всячески активизирует эти отношения. Под непосредственным влиянием французской дипломатии конференция министров иностранных дел стран Малой Антанты, происходившая в Загребе (Югославия) 22 января 1934 года, вынесла решение «о своевременности возобновления государствами - членами Малой Антанты нормальных дипломатических отношений с Союзом Советских Социалистических Республик, как только будут налицо необходимые дипломатические и политические условия».

Несмотря на то, что было получено согласие некоторых стран-участниц на заключение Восточного регионального пакта, в результате открытого противодействия Германии, возражений Польши и маневров Англии, продолжавшей политику германских устремлений на Восток, эту идею в 1933-1935 гг. реализовать не удалось.

Тем временем, убедившись в нежелании ряда западных стран пойти на заключение Восточного пакта, Советский Союз в дополнение к идее многостороннего регионального соглашения предпринял попытку подписать с рядом государств двусторонние соглашения о взаимопомощи. Значение этих договоров в плане борьбы против угрозы войны в Европе было велико.

В 1933 году параллельно с переговорами о Восточном пакте и о вопросе вступления СССР в Лигу Наций начались переговоры о заключении франко-советского договора о взаимопомощи. В сообщении ТАСС о беседах советских руководителей с французским министром иностранных дел указывалось, что усилия обеих стран направлены «к одной существенной цели - к поддержанию мира путем организации коллективной безопасности».

Советско-чехословацкий договор о взаимопомощи от 16 мая 1935 года был совершенно идентичен советско-французскому пакту от 2 мая 1935 года за исключением ст. 2, введенной по требованию чехословацкой стороны, которая гласила, что участники договора придут на помощь друг другу только в том случае, если Франция придет на помощь государству, ставшему жертвой агрессии. Таким образом, действие советско-чехословацкого договора ставилось в зависимость от поведения Франции. Тогдашний министр иностранных дел Чехословакии Бенеш искренне стремился к сближению с СССР и считал, что такое сближение целиком отвечает коренным интересам безопасности Чехословакии. Вот почему в отличие от франко-советского пакта, советско-чехословацкий договор был почти немедленно ратифицирован и обмен ратификационными грамотами имел место в Москве 9 июня 1935 г., во время визита Бенеша в столицу СССР.

Договоры о взаимопомощи представляли собой дальнейший этап (по сравнению с договорами о ненападении) в реализации политики мирного сосуществования государств в различным социальным строем и могли стать важными элементами в создании системы коллективной безопасности, имеющей целью сохранение европейского мира. Однако, к сожалению, эти договоры не смогли сыграть свою роль в предотвращении войны. Советско-французский договор не был дополнен соответствующей военной конвенцией, которая позволила бы обеспечить военное сотрудничество между двумя странами.

Договор не предусматривал также автоматизма действий, что значительно снижало его возможности и эффективность.

Что касается советско-чехословацкого договора, то его осуществление затруднял пункт, ставивший вступление в силу взаимных обязательств обеих сторон в зависимость от действий Франции. Во Франции же в конце 30-х гг. все больше закреплялась тенденция стремления не к организации коллективного отпора агрессору, а к соглашательству с ним, к попустительству действиям германского фашизма.

Столь же безуспешными оказались попытки Советского Союза достигнуть договоренности с Англией и мобилизовать Лигу Наций. Уже в начале 1935 года Германией был нарушен Версальский договор (пункт о запрете вооружения), что не привело к каким-либо серьезным последствиям для нее. По вопросу нападения Италии на Абиссинию в конце 1934-1935, хотя и была созвана срочная конференция Лиги Наций, но она так же ничего не решила. Принятые позднее, по настоянию нескольких стран, санкции против агрессии Италии, предусмотренные ст. 16 Устава Лиги были слишком мягкими, а в июле 1936 г. были отменены. Так же практически без внимания остался еще ряд инцидентов.

Венцом политики попустительства агрессии явился Мюнхенский пакт руководителей Англии и Франции с лидерами гитлеровской Германии и фашистской Италии. советский республика политика безопасность

Текст Мюнхенского соглашения от 29 сентября 1938 г. Устанавливал определенные способы и условия отторжения Судетской области от Чехословакии в пользу Германии «согласно достигнутому принципиальному соглашению» глав четырех государств: Германии, Великобритании, Франции и Италии. Каждая из сторон «объявляла себя ответственной за проведение необходимых мероприятий» для выполнения договора. Список этих мероприятий включал в себя немедленную эвакуацию Судетской области в период с 1 по 10 октября, освобождение от несения военной и полицейской обязанности всех судетских немцев в течение четырех недель и др.

В сентябре 1938 г., пользуясь тяжелым положением Чехословакии, во время так называемого судетского кризиса, польское правительство решило захватить некоторые районы Чехословакии. 21 сентября 1938 г. Польский посланник в Праге предъявил чехословацкому правительству требования об отторжении от Чехословакии и присоединении к Польше районов, которые польское правительство считало польскими. 23 сентября польский посланник потребовал немедленного ответа чехословацкого правительства на это требование. 24 сентября между Польшей и Чехословакией было полностью прекращено железнодорожное сообщение.

Выступление Советского правительства имело своей целью оказание дипломатической поддержки чешскому правительству. Несмотря на вызывающий тон ответа польского правительства на представления правительства СССР, Польша не решилась на немедленное выступление против Чехословакии. Только после Мюнхенской конференции, а именно 2 октября, Польша захватила Тешенский район. Это было сделано вследствие того, что на Мюнхенской конференции Чемберлен и Даладье полностью «капитулировали» перед Гитлером.

Неизбежным непосредственным результатом Мюнхенского соглашения был захват Гитлером Чехословакии в марте 1939 года. 14 марта при помощи Гитлера создалось «самостоятельное» Словацкое государство. Чешские войска были удалены с территории Словакии. В тот же день венгерское правительство заявило, что оно настаивает на присоединении Карпатской Украины к Венгрии (к началу 1939 года Венгрия целиком вошла в фарватер внешней политики Германии и Италии, полностью утратив самостоятельность своей политики).

Германия потребовала от чехословацкого правительства признания отделения Словакии и Карпатской Украины, роспуска чехословацкой армии, упразднения должности президента республики и учреждения вместо нее регента-правителя.

  • 15 марта президент Чехословакии Гаха (заменивший ушедшего в отставку Бенеша) и министр иностранных дел Хвалковский были вызваны в Берлин к Гитлеру. Пока они туда ехали, германские войска перешли границу Чехословакии начали занимать один город за другим. Когда Гаха и Хвалковский явились к Гитлеру, последний в присутствии Риббентропа предложил им подписать договор о присоединении Чехии к Германии.
  • 16 марта 1939 г. словацкий премьер-министр Тиссо обратился к Гитлеру с телеграммой, в которой просил его взять Словакию под свою защиту. Кроме СССР и США все страны признали присоединение Чехословакии к Германии.

Захват Гитлером Чехословакии 15 марта 1939 г., резкое обострение польско-германских отношений и навязанное Румынии экономическое соглашение, превратившее Румынию фактически в вассала Германии, привели к некоторому изменению позиции Чемберлена, а вслед за ним и Даладье. Упорно отказываясь в предшествовавший период от неоднократно предлагавшихся Советским правительством переговоров по вопросу об укреплении системы коллективной безопасности, правительства Чемберлена и Даладье в середине апреля 1939 г. сами сделали СССР предложение начать переговоры о создании тройственного фронта мира. Советское правительство приняло это предложение. В мае 1939 г. в Москве начались переговоры между представителями СССР, Великобритании и Франции. Эти переговоры продолжались до 23 августа 1939 года и не дали никаких результатов. Неудача этих переговоров была вызвана позицией правительств Чемберлена и Даладье, которые в действительности вовсе не стремились к созданию фронта мира, направленного против германского агрессора. При помощи московских переговоров Чемберлен и Даладье предполагали произвести политическое давление не Гитлера и заставить его пойти на компромисс с Англией и Францией. Поэтому переговоры, начатые в Москве в мае 1939, тянулись так долго и в конечном результате закончились неудачно. Конкретно, переговоры натолкнулись на определенные затруднения, а именно Великобритания и Франция требовали от СССР участия в договорах, предусматривавших немедленное вступление в войну Советского союза в случае агрессии против этих двух стран и совершенно не предполагавших их обязательную помощь в случае нападения на союзников СССР - прибалтийские государства. И это при том, что Чемберлен в своем выступлении 8 июня признал, что «требования русских, чтобы эти государства были включены в тройственную гарантию хорошо обоснованны». Далее, странным было то обстоятельство, что Польша, которая могла явиться непосредственным объектом германской агрессии и о гарантии безопасности которой шла речь во время переговоров, сама упорно отказывалась от участия в этих переговорах, а правительства Чемберлена и Даладье ничего не сделали, чтобы ее к ним привлечь.

Позиция СССР во время переговоров в Москве была определена и зафиксирована в выступлении В.М. Молотова на Сессии Верховного Совета СССР 31 мая 1939 года. Эти условия оставались неизменными в течение всего процесса ведения переговоров и заключались в следующем: «Заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимопомощи против агрессии, имеющего исключительно оборонительный характер; гарантирование со стороны Англии, Франции и СССР государств Центральной и Восточной Европы, включая в их число все без исключения пограничные с СССР европейские страны, от нападения агрессора; заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах немедленной и эффективной помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам в случае нападения агрессора».

Во второй стадии переговоров Чемберлен и Даладье вынуждены были пойти на уступки и согласиться на гарантию против возможной агрессии Гитлера по отношению к прибалтийским странам. Однако, делая эту уступку, они дали согласие лишь на гарантию против прямой агрессии, т.е. непосредственного вооруженного нападения Германии на страны Прибалтики, отказываясь в то же время от каких-либо гарантий на случай так называемой «косвенной агрессии», то есть прогитлеровского переворота, в результате которого мог бы произойти фактический захват стран Прибалтики «мирным» путем.

Следует отметить, что в то время как при переговорах с Гитлером в 1938 г. Чемберлен трижды ездил в Германию, переговоры в Москве со стороны Англии и Франции были поручены лишь соответствующим послам. Это не могло не отразиться на характере переговоров, равно как и на их темпе. Это говорит о том, что англичане и французы не хотели договора с СССР, основанного на принципе равенства и взаимности, то есть на СССР складывалась фактически вся тяжесть обязательств.

Когда же в течение последней стадии переговоров, по предложению советской стороны, были начаты параллельно специальные переговоры по вопросу о военной конвенции между тремя государствами, то со стороны Англии и Франции они были поручены малоавторитетным военным представителям, которые либо вообще не имели мандатов на подписание военной конвенции, либо их мандаты носили явно недостаточный характер.

Все эти и ряд других обстоятельств и привели к тому, что переговоры в Москве весной-летом 1939 года - последняя попытка создания системы, гарантирующей европейские страны от агрессии гитлеровской Германии и фашистской Италии - закончились неудачей.

Таким образом, период 1933-1938 гг. прошел под знаком стремления Советского Союза реализовать в целом или по отдельным элементам систему коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.

Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами Англии и Франции, их опасения и нежелание идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе государственного устройства, атмосфера взаимного подозрения и недоверия привели к неудаче планов создания системы коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир в страшную и опустошительную Вторую Мировую Войну.

В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.

Выработка и принятие совместных коллективных мер по обеспечению безопасности оказалась значительно более глубоким и сложным элементом мирного сосуществования, чем установление дипломатических отношений между странами с различными социальными системами и даже развитие между ними торговых и экономических связей.

КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМА - состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме и реализованное усилиями государств в мировом или региональном масштабе.

Обеспечение коллективной безопасности опирается на принципы мирного сосуществования, равенства и одинаковой безопасности, на уважение суверенитета и границ государств, взаимовыгодное сотрудничество и военную разрядку.

Вопрос о создании системы коллективной безопасности впервые был поставлен в 1933-1934 гг. на переговорах СССР и Франции о заключении многостороннего регионального европейского договора о взаимопомощи (впоследствии получил название Восточного пакта) и переговорах СССР с правительством США о заключении регионального тихоокеанского пакта с участием СССР, США, Китая, Японии и других государств.

Однако в Европе настойчивое противодействие Великобритании, маневры французского правительства, пытавшегося договориться с Германией, и уловки А. Гитлера, требовавшего равноправия Германии в области вооружения, - все это сорвало заключение регионального пакта и обсуждение вопроса о коллективной безопасности вылилось в бесплодную дискуссию.

Растущая угроза агрессии со стороны гитлеровской Германии заставила СССР и Францию начать создание системы коллективной безопасности с заключения советско-французского договора о взаимной помощи (2 мая 1935 г.). Хотя он не предусматривал автоматизма действия обязательств о взаимопомощи в случае невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства и не сопровождался военной конвенцией о конкретных формах, условиях и размерах военной помощи, тем не менее это был первый шаг в организации системы коллективной безопасности

16 мая 1935 г. был подписан советско-чехословацкий договор о взаимной помощи. Однако в нем возможность оказания Чехословакии помощи со стороны СССР, равно как и чехословацкой помощи Советскому Союзу, была ограничена непременным условием распространения аналогичного обязательства и на Францию.

На Дальнем Востоке СССР предложил заключить тихоокеанский региональный пакт СССР, США, Китая и Японии, чтобы предотвратить агрессивные замыслы японского милитаризма. Предполагалось подписать договор о ненападении и неоказании помощи агрессору. Первоначально США положительно встретили данный проект, но, в свою очередь, предложили расширить состав участников пакта, включив Великобританию, Францию и Голландию.

Однако английское правительство уклонилось от ясного ответа по вопросу создания тихоокеанского пакта региональной безопасности, так как потворствовало японской агрессии. Гоминьдановское правительство Китая не проявило достаточной активности в поддержке советского предложения, так как надеялось на сговор с Японией. Учитывая рост японских вооружений, США встали на путь гонки морских вооружений, заявив, что «пактам веры нет» и что действенным гарантом безопасности является только сильный флот. В результате к 1937 г. переговоры о заключении регионального пакта для коллективного обеспечения мира на Дальнем Востоке зашли в тупик.

Во второй половине 1930-х гг. вопрос о системе коллективной безопасности не раз обсуждался на Совете Лиги Наций в связи с нападением Италии на Эфиопию (1935), вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область (1936), дискуссией об изменении режима Черноморских проливов (1936) и безопасности судоходства на Средиземном море (1937).

Проведение западными державами политики «умиротворения» Германии и натравливания ее на СССР накануне Второй мировой войны 1939-1945 гг. привело к затягиванию английским и французским правительствами переговоров о заключении с СССР соглашения о взаимной помощи и о военной конвенции в случае нападения на одну из трех стран. Нежелание содействовать организации коллективного отпора фашистской агрессии проявили также Польша и Румыния. Бесплодные переговоры военных миссий СССР, Великобритании и Франции (Москва, 13-17 августа 1939) стали последней попыткой в межвоенный период создания системы коллективной безопасности в Европе.

В послевоенный период для поддержания мира и международной безопасности была создана Организация Объединенных Наций. Однако достижение системы коллективной безопасности было затруднено в связи с развертыванием «холодной войны» и созданием двух противостоящих военно-политических группировок - НАТО и ОВД. На Женевском совещании 1955 г. СССР внес проект Общеевропейского договора о коллективной безопасности, в котором предусматривалось, что государства - участники военно-политических блоков возьмут на себя обязательства не применять вооруженную силу против друг друга. Однако западные державы отклонили это предложение.

Разрядка международной напряженности, достигнутая во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг., способствовала созданию политических гарантий международной безопасности. Важным итогом в этом процессе стало в августе 1975 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1990 г. - ). «Заключительный акт...» СБСЕ включал Декларацию принципов взаимоотношений между государствами: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела др. государств; развитие взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах. Реализация этих принципов на практике открывает широкие возможности для решения важнейшей международной задачи - упрочение мира и безопасности народов.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 228-229.