Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования. Постдипломное обучение в ординатуре по специальности «ортодонтия» на кафедре детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевойхирургии

Заведующий кафедрой

Доктор медицинских наук, профессор

Малыгин Юрий Михайлович


Заведующий учебной частью

Кандидат медицинских наук, доцент

Самохина Елена Семеновна

129090, г. Москва, 2-й Троицкий пер., д. 6-А, строение 13

[email protected]

ФИО
Ученая степень
Ученое звание
Должность
МАЛЫГИН Юрий Михайлович

доктор медицинских наук
профессор
заведующий кафедрой
Является одним из известных ортодонтов в нашей стране и за рубежом. Профессиональный и творческий рост проходил в стенах ЦОЛИУ врачей под руководством проф. Л.В. Ильиной-Маркосян.
С 1965 г. считает себя также учеником проф. Ф.Я. Хорошилкиной. После окончания клинической ординатуры и аспирантуры, защитил кандидатскую диссертацию в 1970 г. на тему: «Лечение постериального прикуса функциональным методом Р.Френкеля». Много лет работал ассистентом и доцентом кафедры ортопедической стоматологии ЦОЛИУВ. В 1991 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Клинико-лабораторное обоснование топико-морфометрической диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий и совершенствование методов их лечения».
Большинство научных исследований Ю.М.Малыгина посвящены проблемам диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий и их функциональному лечению с помощью различных ортодонтических аппаратов. Он пионер освоения и внедрения в практику функционального метода Р.Френкеля в нашей стране. Результатом совместной многолетней научной работы в составе интернациональной группы ученых была опубликована в 1987 году с его участием монография «Диагностика и функциональные методы лечения зубочелюстно-лицевых аномалий».
Научные интересы проф. Ю.М.Малыгина широкие и разносторонние. Он много сил отдает развитию теоретических аспектов специальности и понятию норма и болезнь в ортодонтии, разработке алгоритма ортодонтического диагноза и иерархии зубочелюстно-лицевых аномалий. Им создана теория диагноза - топико-морфометрическая диагностика аномалий прикуса, введено понятие симптоматическая диагностика. Используя системный подход и системный анализ, он разработал систематизацию зубочелюстно-лицевых аномалий по причинно-следственным взаимосвязям в процессе роста, развития и формирования зубочелюстной системы.
Проф. Ю.М. Малыгин внес большой вклад в конструирование ортодонтических аппаратов, им создана классификация ортодонтических аппаратов, а также их деталей. Это нашло отражение в книгах и справочнике по ортодонтии, которые стали настольными для врачей и зубных техников. Особый интерес представляют его данные по изучению морфологии зубочелюстно-лицевой области на основании клинических, биометрических исследований в норме и при патологии. Хорошо известны его обобщения о росте и формировании зубочелюстной системы, о факторах риска возникновения аномалий, патогенетическом механизме их развития.
Ю.М. Малыгин за 45 лет педагогической деятельности зарекомендовал себя как высоко квалифицированный преподаватель, эрудированный научный работник и клиницист. Он является автором 196 научных работ, соавтором б книг в том числе 3 руководств по ортодонтии и детской cтоматологии; 1 справочника по ортодонтии, 2 методических рекомендаций МЗ СССР и ГУЗМ; 12 учебных пособий, а также квалификационных тестов и унифицированной программы по ортодонтии. Он имеет 4 авторских свидетельства и 35 удостоверений на рацпредложения, является лауреатом выставки научно-технического творчества молодежи на ВДНХ, награжден двумя бронзовыми и одной серебряной медалью ВДНХ.
Профессор Юрий Михайлович Малыгин много сил и внимания отдает подготовке кадров. Под его научным руководством защищены 8 кандидатских диссертационных работ и выполняются еще 5.
Под руководством профессора Ю.М.Малыгина проведено 5 научно-практических конференций и издано 5 сборников научных работ.

Наименование направления подготовки и специальности – Диагностика, классификация зубочелюстно-лицевых аномалий. Общие принципы и способы ортодонтического и комплексного лечения больных с патологией зубочелюстной системы.
Повышения квалификации: очередное повышение квалификации по специальности в 2013 году. ОУ "Актуальные вопросы дополнительного медицинского образования" 2007 год.
«ОРТОДОНТИЯ»с 8 февраля 2016 по 7 марта 2016 г. на кафедре ортодонтииГБОУДПОРМАПОМинистерства Здравоохранения Российской Федерации
Общий стаж работы с 1962 года.
Стаж работы по специальности c 1965 г.
САМОХИНА Елена Семёновна
кандидат медицинских наук

доцент
С 1970 по 1974 гг. являлась заочным аспирантом на кафедре ортопедической стоматологии ЦОЛИУВ. В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию, по теме: «Профилактика и раннее лечение зубочелюстных аномалий у воспитанников детских садов в условиях районной поликлиники» (научный руководитель проф. Л.В. Ильина-Маркосян).
С 1981 г. ассистент на кафедре ортодонтии ЦОЛИУВ (ныне РМАПО), с 1989 г. - доцент. С 2000 г. является заведующей учебной частью кафедры.
Автор 34 научных работ, в том числе 2 методических пособий. Является членом ученого совета стоматологического факультета ФГБОУ ДПО РМАПО.

Приоритетным направлением в сфере научных интересов являются функциональные методы лечения зубочелюстно-лицевых аномалий.

Преподаваемая дисциплина «Ортодонтия».
Направление подготовки: Этиология, патогез и профилактика зубочелюстных аномалий. Функциональные методы лечения зубочелюстно-лицевых аномалий.
Повышение квалификации: очередное повышение квалификации по специальности в 2013 году. ОУ "Актуальные вопросы дополнительного медицинского образования" 2007 год.
Общий стаж работы – с 1963 года.
Стаж работы по специальности - с 1966 года.

САМОЙЛОВА Нина Валентиновна
кандидат медицинских наук
доцент
доцент
Поступила на кафедру ортодонтии в 1984 году в клиническую ординатуру. Досрочно завершила кандидатскую диссертацию под руководством профессора Ф.Я.Хорошилкиной на тему «Стоматологическая реабилитация детей и подростков при врожденном отсутствии зубов», успешно защитила ее в 1990 году и стала ассистентом кафедры. Владение английским языком и редкая научная тематика способствовали ее приглашению в 1994 году в США в составе первой группы Российских ортодонтов, где она выступала с научными докладами, участвовала в конгрессе Американской Ассоциации ортодонтов, прошла стажировку в Миссурийском Университете и трех частных клиниках штата Канзас. В том же году по гранту Европейского общества ортодонтов усовершенствовалась и читала лекции в ортодонтическом отделении Guy’sHospitalЛондонского Университета. В 1997 году удостоена гранта Royal Society Великобритании для проведения совместной научно-исследовательской работы с Лондонским Университетом. Результаты этой работы опубликованы в двух американских журналах, доложены на XIV конгрессе итальянского общества ортодонтов SIDO в Венеции, где удостоены первой премии. В 2001 году в качестве международного спикера выступала с двумя часовыми докладами на конференции Британского общества ортодонтов.

В 2001 году Самойловой Н.В. присвоено звание доцента.

Продолжает развивать новое направление в стоматологии, а именно ортодонтическое лечение, подготовка и проведение зубочелюстного протезирования у детей при врожденном множественном и полном отсутствии зубов. Теоретически обосновала и практически доказала целесообразность и возможность применения ранней имплантации у детейпри сложных анатомо-топографических условиях в полости рта с целью оптимизации фиксации ортопедических конструкций. Завершает работу над докторской диссертацией.

Владеет методом ортодонтического лечения с применением лингвальной системы самолигирующих брекетов по французской технологии д-ра Пьера Куриэла, являясь единственным сертифицированным специалистом в нашей стране.

Является членом Ученого Совета стоматологического факультета ФГБОУ ДПО РМАПО, членом Профессионального общества ортодонтов России и его Проблемной комиссии, с 1995 года – действительный член Европейского общества ортодонтов (EOS).
В 2006 году избрана Консулом в состав Управляющего Совета Европейского общества ортодонтов.

В 2013 году приняла активное участие в организации Общественного фонда помощи детям-инвалидам с синдромами эктодермальной дисплазии в сочетании с врожденным множественным или полным отсутствием зубов и выступила с докладом на его первой конференции.

Принимает активное участие в работе съездов и конгрессов ПО России и EOS, ежегодно выступает с докладами, в том числе и на английском языке. Имеет более 80 опубликованных научных работ, из них 5 учебно-методических пособий, используемых в педагогической практике.

Является почетным редактором журналов «Annals Maxillo-Facial Surgery» и «International Dental Journal».
Преподаваемая дисциплина «Ортодонтия».
Ученая степень - Кандидат медицинских наук.
Направление подготовки: Детское зубочелюстное протезирование. Ранняя имплантация у детей. TRG в ортодонтии. Стоматологическая реабилитация больных при синдромах эктодермальной дисплазии.
Повышение квалификации: очередное повышение квалификации по ортодонтии в 2013 году. ОУ "Актуальные вопросы дополнительного медицинского образования " 2007 год. ПП ”Хирургическая стоматология” в 2014 году. ПП ”Ортопедическая стоматология” в 2015 году.
Общий стаж работы – с 1980 года.

ТАЙБОГАРОВА Салтанат Сагинтаевна
кандидат медицинских наук

доцент
С 1990 по 1992 гг. обучалась в клинической ординатуре на кафедре стоматологии детского возраста ВНПО «Стоматология» г. Москвы, а с 1993 по 1996 гг. - в аспирантуре на кафедре ортодонтии ФУВ стоматологов МЗРФ.
В 2001 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительная характеристика эффективности лечения дистального прикуса несъемными аппаратами различных конструкций», выполненную под руководством зав. кафедрой ортодонтии д.м.н., проф. Ю.М. Малыгина.
С 2001 г. работает ассистентом кафедры ортодонтии Российской медицинской академии последипломного образования, а 2010 г. - доцентом.
В настоящее время продолжает заниматься научной работой на тему «Оценка отдаленных результатов лечения дистального прикуса с помощью несъемной вестибулярной дуговой техники».
Автор 52 опубликованных научных работ и методических разработок, имеет патент на изобретение.
Преподаваемая дисциплина «Ортодонтия».
Направление подготовки: Лечение дистального и глубокого прикусов. Современные несъемные ортодонтические техники.
Повышение квалификации: очередное повышение квалификации в 2013 году. ОУ "Актуальные вопросы дополнительного медицинского образования" 2007 год.
2-х годичный курс постдипломного образования по ортодонтии «Философия «Face»» - Рота Вильямса с мая 2015 по сентябрь 2017 г.
(Испания).
«Современные концепции лечения дисфункции ВНЧС» - ноябрь 2017 г. (США).
«Трехмерная радиодиагностика челюстно-лицевой области» - июнь 2017 г. (Москва).
Инновации в диагностировании и планировании ортодонтического лечения с применением метода микроимплантации для создания скелетной опоры» октябрь 2016 г. (Москва)
«Ортодонтические проблемы хирургических пациентов» - апрель 2016 г.
«Основы современных методов ортодонтического лечения» - февраль 2014 г. (Москва).
Общий стаж работы с 1983 года.
Стаж работы по специальности с 1984 года.
Педагогический стаж 16 лет; с января 2001 г.
МИНАЕВА Ирина Николаевна
кандидат медицинских наук

доцент
В 1990 г. поступила в аспирантуру на кафедре ортодонтии ВНПО «Стоматология». Выполнила и в 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Нарушения лицевого отдела черепа и окклюзии у детей и подростков при дистальном прикусе (научные руководители проф. Ф.Я.Хорошилкина, проф. Н.А.Рабухина).
С 1994 по 2002 гг. работала ассистентом, затем доцентом кафедры стоматологии детского возраста ФУВС МЗ РФ (РМАПО). С 2002 г. - доцент кафедры ортодонтии РМАПО. Принимала участие в работе Круглого стола в Мосгордуме (июнь 2007 г.), посвященном улучшению профилактики зубочелюстных аномалий у детей г. Москвы.
В настоящее время она углубленно изучает вопросы организации ортодонтической помощи и функционального единства зубочелюстной системы, взаимосвязь с состоянием других органов и систем организма.
Проходила стажировку по отдельным вопросам ортодонтии в Германии, Италии. Имеет более 30 печатных научных работ, в том числе методическую разработку на тему «Обследование детей раннего возраста у стоматолога» (соавторы доктор медицинских наук Н.В. Морозова, кандидат медицинских наук Е.В. Васманова).
Является членом Редакционного Совета журнала «Детская стоматология и профилактика».
Работает над докторской диссертацией по вопросам организации ортодонтической помощи (научный консультант - академик РАН, доктор медицинских наук, профессор В.К. Леонтьев).
Преподаваемая дисциплина «Ортодонтия».
Занимаемая должность – доцент.
Направление подготовки: Гнатология. Профилактика и ранее лечение зубочелюстных аномалий. Организация стоматологической, ортодонтической помощи. Правовые основы работы врача-ортодонта.
Повышение квалификации: очередное повышение квалификации в 2013 году. ПП «Организация здравоохранения и общественного здоровья» 2013 г. ОУ "Актуальные вопросы дополнительного медицинского образования" 2007 год. ТУ "Молекулярные и клеточные основы современной медицины” 2012 год.
Общий стаж работы – с 1985 года.
Стаж работы по специальности - с 1990 года.
КОРЖУКОВА Марина Васильевна
кандидат медицинских наук

доцент
С 1990 по 1992 гг. во время учебы клинической ординатуре выполнила научные исследования под руководством профессора Ф.Я. Хорошилкиной.
С 1993 по 1996 гг. обучалась в аспирантуре на кафедре ортодонтии НПО «Стоматология». С 1996 по 2001 гг. работала старшим лаборантом на той же кафедре.
В 2001 г. М.В. Коржукова успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Анализ состояния тканей полости рта и смешанной слюны у пациентов, пользующихся современной несъемной ортодонтической техникой» (научные руководители: зав. кафедрой ортодонтии РМАПО профессор Ю.М.Малыгин и зав. кафедрой биохимии МГМСУ профессор Т.П. Вавилова).
2001 г. М.В. Коржукова прошла по конкурсу на должность ассистента кафедры ортодонтии РМАПО, а с 2010 г. – доцент кафедры.
М.В. Коржукова является членом Профессионального научного общества ортодонтов России, Всемирного и Европейского обществ ортодонтов. Занимается исследованием и анализом психологических аспектов ортодонтического лечения под руководством профессора Л.Н. Карпенко.
Автор 36 опубликованных научных работ, в том числе 2 методических пособия, 3 рационализаторских предложения.

Преподаваемая дисциплина «Ортодонтия».
Направление подготовки: Медицинская психология, этика, деонтология, мотивация. Гомеостаз полости рта. Анализ состояния тканей полости рта и смешанной слюны при ортодонтическом лечении. Биометрические методы исследования в ортодонтии. Болезни пародонта.
Повышение квалификации: очередное повышение квалификации по ортодонтии в 2013 году. ОУ "Актуальные вопросы дополнительного медицинского образования " 2007 год. ТУ "Молекулярные и клеточные основы современной медицины” 2012 год. ТУ "Клиническая фармакология внутренних болезней” 2012 год. ТУ "Дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского обучения” 2013 год. ТУ ”Организационно-методологические основы медицинского права” 2013 год.
Общий стаж работы – с 1984 г.
Стаж работы по специальности - с 1985 г.

Малыгин Михаил Юрьевич

кандидат медицинских наук

ассистент

Преподаваемые дисциплины: ОРТОДОНТИЯ.

Наименование направления подготовки и (или) специальности:ОРТОДОНТИЯ, ортопедическая стоматология,стоматология общей практики

Повышение квалификации на сертификационных циклах:

«стоматология общей практики» с 12 апреля 2015 по 7 февраля 2015 г. на кафедре стоматологии ГБОУ ДПО РМАПО;

«ортодонтия» с 13.05.2013 по 02.06.2013 на кафедре ортодонтии ГБОУ ДПО РМАПО;

Общий стаж работы 22 года

Стаж работы по специальности 15 года; педагогический стаж 2 года; с 11.01.2016 г.

Первая кафедра ортодонтии в СССР была организована 1 декабря 1980 г. в Центральном институте усовершенствования врачей в день его 50-летнего юбилея.

Зарождению и становление ортодонтии как самостоятельной стоматологической дисциплины предшествовала длительная работа по подготовке врачей этого профиля на циклах усовершенствования по ортопедической стоматологии, которая была проведена в течение 30 лет (1950-1980 гг.) в Центральном институте усовершенствования врачей.

Огромный вклад в подготовку научных и педагогических кадров ортодонтов внесла доктор медицинских наук, профессор Ильина-Маркосян Людмила Владимировна.

Л.В. Ильина-Маркосян - основоположник нового направления в стоматологии, основанного на ассимиляции ортодонтии и зубного протезирования у детей, подростков и взрослых. В научных трудах Л.В.Ильина-Маркосян соединила ортодонтию и зубочелюстное протезирование, обосновала пользу ортодонтического лечения у пациентов любого возраста. Одной из первых заговорила о необходимости участия ортодонтов в стоматологической диспансеризации, систематическом комплексном ортодонтическом, ортопедическом, хирургическом лечении больных с врожденной расщелиной губы, альвеолярного отростка и нёба, а также в оказании им логопедической помощи.

В 1967 г. была выделена кафедра ортопедической стоматологии (куда входила и ортодонтия), которую возглавила профессор Л.В.Ильина-Маркосян. В последующием из диссертационных работ, выполненных под руководством Л.В.Ильиной-Маркосян, четыре имели ортопедическую направленность, а 26 были посвящены актуальным вопросам ортодонтии. Л.В.Ильина-Маркосян - автор 145 научных работ, соавтор трех справочников по стоматологии, «Руководства по ортопедической стоматологии» и двух монографий. Была награждена медалями СССР, в том числе знаком «Отличнику здравоохранения».

Дальнейшее развитие ортодонтии в нашей стране тесно связано с именем ее учеников - Февралины Яковлевны Хорошилкиной и Юрия Михайловича Малыгина.

Хорошилкина Февралина Яковлевна заслуженный деятель наук, доктор медицинских наук, профессор, кавалер двух орденов, награждена орденом «Почета» РФ, орденом «I степени за заслуги перед стоматологией» (СтАР), почетный член Американской медицинской академии имени П.Фошара, Европейской академии имплантологии.

С 1973 по 1977 гг. она была и.о. зав. кафедрой ортопедической стоматологии, а с 1977 по 1980 гг. - профессор этой кафедры ЦОЛИУВ.

После организации кафедры ортодонтии в ЦИУВ в 1980 г. проф. Ф.Я.Хорошилкина стала заведующей этой кафедры и руководила ею в течение 17 лет. Ф.Я.Хорошилкина внесла неоценимый вклад в развитие отечественной ортодонтии. Она является автором более 600 научных работ, в том числе 42 книг. Под её руководством выполнено и защищено 28 кандидатских и докторских диссертационных работ. Ф.Я.Хорошилкиной получено 5 авторских свидетельств и патентов на изобретения, 29 удостоверений на рационализаторские предложения. Она награждена 6 почётными дипломами ЦОЛИУв, Золотой и Серебряной медалями ВДНХ, значком «Отличника здравоохранения», медалью «Ветерана труда».

В 1997 г. по приглашению проф. Л.С.Персина Ф.Я.Хорошилкина перешла в ММСИ на кафедру ортодонтии и детского протезирования. А руководство кафедрой перешло к ученику кафедры - доктору мед. наук Ю.М. Малыгину опытному клиницисту, талантливому преподавателю и научному работнику.

Кафедра осуществляет образовательную деятельность в соответствии с установленными государственными требованиями к подготовке специалистов в системах дополнительного и послевузовского профессионального образования и имеющейся лицензии на образовательную деятельность.

Кафедра внесла большой вклад в обучение ортодонтов на циклах усовершенствования врачей. Это позволило поднять уровень оказания ортодонтической помощи населению страны и укомплектовать стоматологические поликлиники требующимися кадрами. Помощь органам здравоохранения заключалась также в рекомендациях кафедры по штатным нормативам, разработке нормативов для врачей и зубных техников, создании Ю.М. Малыгиным методики определения степени трудности ортодонтического лечения и методики планирования его объема и сроков, что в настоящее время особенно актуально для страховой медицины.

Педагогическая работа всегда тесно переплеталась с методической. Создана первая «Унифицированная программа последипломного обучения врачей стоматологов ортодонтов». Составлены учебные планы и программы для двенадцати циклов усовершенствования врачей, программы для подготовки врачей различного уровня - высшей, первой и второй категорий, вопросы для тестового контроля знаний, а также программированные учебные пособия – программы для обучения ординаторов и аспирантов.

Основные направления научных исследований кафедры ортодонтии соответствовали девизу: «Гармония формы и функции зубочелюстной системы - залог здоровья и красоты человека». В соответствии с ведущей научной проблемой, над которой работал наш институт, «Научные основы медицинской педагогики» наша кафедра также включилась в решение этой проблемы и внесла свой определенный вклад. Ф.Я.Хорошилкиной и Ю.М. Малыгиным была заложена научная основа преподавания ортодонтии, базирующаяся на разработанных ими дидактических принципах преподавания стоматологии. Эта научно-методическая и научно-педагогическая тематика была затем продолжена в виде серии научных статей многих сотрудников кафедры.

Кафедра в течение 10 лет проводила совместную научно-исследовательскую работу по межинститутскому сотрудничеству с челюстно-ортопедическим (ортодонтическим) институтом ГДР (г. Цвикау, директор профессор Рольф Френкель). Результатом совместной работы стала монография; авторы Хорошилкина Ф.Я., Френкель Р., Демнер Л.М., Фальк Ф., Малыгин Ю.М., Френкель К. «Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно- лицевых аномалий». - М.: Медицина, 1987, 303 с.

У кафедры ортодонтии широкие творческие контакты со специалистами из Европы и США.
Для повышения уровня знаний врачей ортодонтов г. Москвы кафедра неоднократно устраивала лекции, семинары, конференции с ведущими специалистами Европы и США.
Вклад кафедры в инновацию ортодонтической науки, ее теорию и практику.
Теоретические изыскания:
- разработка понятий о норме и болезни в ортодонтии (Ю.М. Малыгин);
- теоретическое обоснование периодов развития классификационных правил, отражающих уровень развития ортодонтии на различных этапах ее становления (Ю.М.Малыгин);
- классификация диастем и систематизация способов устранения аномалии (Ф.Я.Хорошилкина);
- классификация аномальных уздечек языка (Ф.Я.Хорошилкина);
- концепция симптоматического функционального диагноза и диагностический ключ для определения вида прикуса (Ю.М.Малыгин);
- клинико-морфологические разновидности дистального прикуса (Ю.М.Малыгин);
- разновидности частичной и множественной адентии: морфологические, функциональные и эстетические (Ф.Я.Хорошилкина, С.Х.Агаджанян);
- классификация адентии и дефектов зубных рядов (Н.В.Самойлова);
- классификация функциональных методов лечения в ортодонтии и рекомендации к их клиническому применению (Ф.Я.Хорошилкина);
- систематизация методов изучения боковых телерентгенограмм головы, разработка показаний к их применению (Ф.Я,Хорошилкина);
- среднестатистические размеры мозгового и лицевого отделов черепа
в периодах смены временных зубов постоянными и при окклюзии постоянных зубов в норме и при сагиттальных аномалиях (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин);
- характеристика зубо-альвеолярных, гнатических и краниальных форм зубочелюстно-лицевых аномалий (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин);
- нарушения в зубочелюстно-лицевой области, обусловленные разновидностями врожденного несращения верхней губы, альвеолярного отростка и нёба (Ф.Я.Хорошилкина, Г.Н.Гранчук, Л.П.Набатчикова);
- классификация зубочелюстно-лицевых аномалий с учетом функциональных, морфологических, эстетических нарушений, общих нарушений организма и их этиологии (Ф.Я.Хорошилкина);
- теоретические принципы топико-морфометрической диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий (Ю.М.Малыгин);
- систематизация разновидностей зубочелюстно-лицевых аномалий по причинно-следственным взаимосвязям в процессе роста, развития и формирования зубочелюстной системы (Ю.М.Малыгин);
- теоретическая концепция ортодонтической лабораторной техники (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин);
- дифференциальная диагностика сужения и укорочения зубных рядов, носительной и абсолютной макродонтии, одностороннего и двухстороннего мезиального смещения боковых зубов верхней челюсти и др. (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин, Ю.К.Петрова);
- установление стабильности положения центра резцового сосочка в процессе роста и ортодонтического лечения, возможность его использования для изучения положения передних и боковых зубов в сагиттальном направлении (Ф.Я.Хорошилкина);
- классификация ортодонтических аппаратов (Ю.М.Малыгин).

Практические предложения:
- периодизация развития и роста ребенка, выявление факторов риска (Ю.М.Малыгин);
- степени формирования постоянных зубов, с учетом возраста и пола в норме и при аномальных прикусах (ТА.Точилина);
- резистентность эмали зубов (М.В.Коржукова, В.В.Вавилова);
роль третьих моляров в планировании и прогнозировании ортодонтического лечения (Ю.А.Ахмедханов);
- этиопатогенез зубочелюстно-лицевых аномалий и их профилактика. (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин, Л.П.Зубкова, Е.С.Самохина, Л.П.Набатчикова).

По вопросам диагностики:
- методы антропометрической диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М. Малыгин, Ю.К.Петрова, Л.П.Зубкова);
- методы измерения и анализа боковых телерентгенограмм головы, диагностики с помощью ЭВМ графического построения лицевого отдела черепа ручным и машинным способами, определение индивидуальногостроения лицевого скелета с помощью методов регрессионного анализа (В.А.Билиг, Е.Л.Берсенева, Ю.М.Малыгин, Г.А.Фрейман);
методы рентгенологического и гнатологического изучения ВНЧС (Ю.М.Малыгин, И.Н.Минаева, О.П.Шулепова);
- методика диагностики аномалий прикуса при смещениях нижнейчелюсти - клинические функциональные пробы (Ю.М.Малыгин);
уточнение предварительной симптоматической диагностики аномалий прикуса по 5 пограничным контактам (Ю.М.Малыгин);
- диагностика нейтрального прикуса и его разновидностей (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин, О.Л.Попова);
диагностика дистального прикуса и его разновидностей (Ю.М.Малыгин, СИ.Абакаров, М.Ю.Малыгин);
- диагностика мезиального прикуса и его разновидностей (Ю.М.Малыгин, А.А.Бедняков);
- диагностика глубокого прикуса с учетом направления роста челюстей (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин, А.В.Берсенев);
- методика анализа ТРГ головы (Ю.М.Малыгин, Е.Л.Берсенева);
- разработка иерархии ортодонтических диагнозов и их номенклатуры (Ю.М.Малыгин).

По вопросам лечения и профилактики:
- методики определения степени трудности ортодонтического лечения (Зиберт-Малыгин), планирования его объема и сроков (Ю.М.Малыгин, A.M.Белый);
- определение мезио-дистальных величин колонок постоянных резцов и боковых зубов (временных клыков и моляров, а также заменяющих их постоянных зубов) и ориентация на разработанные среднестатистические пределы с целью выбора метода ортодонтического лечения без удаления отдельных зубов или после удаления (Ф.Я.Хорошилкина, В.П.Норкунайте);
- удаление первых временных моляров и зачатков первых премоляров с целью профилактики и лечения зубочелюстно-лицевых аномалий (В.П.Норкунайте);
- определение пропорциональных соотношений апикальных базисов зубных рядов и зубо-альвеолярных высот по Di Paolo и Witts-числа с целью определения показаний к ортодонтическому лечению мезиоокклюзии без удаления отдельных зубов, после удаления или к ортогнатной хирургии (Ю.А.Гиоева);
- способы выявления ошибок, допускаемых врачом при лечении зубочелюстно-лицевых аномалий с помощью эджуайз-техники (Ф.Я.Хорошилкина, Д.Осман).
Функциональное направление ортодонтического лечения:
- апробация, освоение и внедрение в практику регуляторов функций Френкеля и разработка их модификаций (Ф.Я. Хорошилкина, Ю.М.Малыгин);
- сочетание функционально действующих двухчелюстных аппаратов с лицевой дугой и внеротовой тягой (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин;
- функционально действующий аппарат-биоретрактор (И.Ю.Майчуб, Ф.Я.Хорошилкина);
- устройство (бианатор) для устранения сагиттальных аномалий прикуса (Ф.Я.Хорошилкина, И.В.Токаревич);
- твин-блок терапия (Н.В.Самойлова).

Механотерапия для ортодонтического лечения:
- апробация, освоение и внедрение в практику несъёмных вестибулярных дуговых аппаратов различных конструкций и их модификаций (Ю.М.Малыгин, С.С.Тайбогарова);
- апробация, освоение и внедрение в практику внеротовых ортодонтических аппаратов (Ю.М.Малыгин, С.С.Тайбогарова, Н.В.Пылева);
- апробация, освоение и внедрение в практику механически действующих и функционально направляющих аппаратов;
- каркасно-пружинных аппаратов (П.Д.Маилян);
- магнитотерапии (Ю.М.Малыгин, Э.В.Вольский);
- для раскрытия срединного нёбного шва (Ф.Я.Хорошилкина);
- двойных пластинок Шварца, ортодонтических аппаратов со сменными пружинами на общей оси (Ю.М.Малыгин, Ф.Я.Хорошилкина, Э.В.Вольский, В.Ф.Квасов).

Вспомогательные хирургические мероприятия:
- частичное сошлифовывание эмали отдельных зубов при исправлении зубочелюстных аномалий (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин, С.С.Тайбогарова);
- щадящий способ компактостеотомии путем тоннелирования
(Ф.Я.Хорошилкина, М.С.Шварцман). Организация ортодонтической помощи:
- диспансеризация пациентов с зубочелюстно-лицевыми аномалиями (Ф.Я.Хорошилкина, Ю.М.Малыгин, Е.С.Самохина, И.Н.Минаева);
Кафедрой получено более 40 удостоверений на рационализаторские предложения, 8 авторских свидетельств на изобретения, 1 золотая, 2 серебряные и 3 бронзовые медали ВДНХ.

За лучшие научные работы кафедра награждена 7 Почетными дипломами Центрального института усовершенствования врачей.

Кафедра играла главную (головную) роль в подготовке научно-педагогических кадров по специальности. Всего подготовлено 29 преподавателей для вузов нашей страны и зарубежных стран, в том числе 7 заведующих кафедрами.

Первая в стране кафедра ортодонтии в системе последипломной подготовки врачей этого профиля, организованная тридцать лет назад, явилась первой отечественной школой ортодонтии. Она сыграла и продолжает играть огромную роль в специализации и последующем усовершенствовании врачей ортодонтов, а также в подготовке «кадров для кадров». Ученики кафедры преподают ортодонтию в большинстве медицинских институтов и институтах усовершенствования врачей России, ближнего и дальнего зарубежья.

Под руководством профессоров Ф.Я.Хорошилкиной и Ю.М.Малыгина с 1980 г., т.е. со времени организации кафедры ортодонтии, выполнено и защищено 36 диссертаций - кандидатских и докторских.

Научно-педагогическая школа кафедры соответствует нормам европейских стандартов.
Для облегчения усвоения теоретических знаний курсанты пользовались библиотекой кафедры, стендом с учебными и методическими пособиями. Более 100 настенных таблиц и фотоальбомов помогали осваивать вопросы диагностики и лечения зубочелюстно-лицевых аномалий.
На кафедре было создано более 10 учебно-научных кинофильмов, которые регулярно демонстрировались на конференциях, съездах в нашей стране и за рубежом, а также при обучении курсантов.
Особое внимание уделено созданию учебных, наглядных и методических пособий, а также публикациям книг на актуальные темы ортодонтии.
Для освоения обучающимися практических навыков созданы учебно-диагностическая, зуботехническая лаборатории и типодент-фантом класс.

    Арсенина О.И. «Использование функционального несъёмного телескопического аппарата и системы пассивного самолигирования «Damon» при лечении пациентов с дистальной окклюзией зубных рядов» Стоматология. Спец. выпуск. - 2007. - № 1. - С. 99-105.

    Берсенев А.В. «Совершенствование диагностики и лечения глубокого прикуса с учетом направления роста челюстей» . Дис. . канд. мед. наук. / А.В.Берсенев. - Москва, 2007. - 148 с.

    Гиоева Ю.А., Персин Л.С. Мезиальная окклюзия зубных рядов. - М.: «Медицина», 2008. - 165 с.

    Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций / Р. Френкель, Л.М. Демнер, Фальк, Ю.М. Малыгин, К. Френкель. - М.: Медицина, 1987. - 304 с.

    Кларк У.Д. Ортодонтическое лечение парными блоками, 2007. - 382.

    Коржукова М.В. «Профилактика осложнений при использовании несъемной ортодонтической аппаратуры, фиксированной на композитных материалах». - М., 2006. - 48 с.

    Малыгин Ю.М. и др. «Качественная характеристика результатов лечения дистального прикуса с помощью несъёмных аппаратов по данным оценки 6 ключей окклюзии по Эндрюсу» // Достижения ортодонтии, ортопедической и общей стоматологии по специальности и ее преподаванию: сборник научно практических материалов, посвящённый 25-летию кафедры ортодонтии стоматологического факультета РМАПО. - М., 2005. - С. 274 - 278.

    Малыгин Ю.М. «Закономерности развития и роста лицевого отдела черепа и факторы риска для ее аномального формирования», - М., 2008. - 41 с.

    Малыгин Ю.М. «Эпидемиологическая и биометрическая характеристика дистального прикуса» / Ю.М. Малыгин, С.С. Тайбогарова, М.Ю. Малыгин // Стоматология XXI века. Эстафета поколений: сборник трудов научно-практической конференции, посвящённый 5-летию студенческого научного общества стоматологического факультета. - М., 2009. - С. 88 - 89.Малыгин Ю.М. «Анализ результатов функционального метода лечения дистального прикуса» / Ю.М. Малыгин, Е.С. Самохина, М.Ю. Малыгин // Стоматология XXI века. Эстафета поколений: сборник трудов научно-практической конференции, посвящённый 5-летию студенческого научного общества стоматологического факультета. - М., 2009. - С. 86-88.

    Малыгин Ю.М. Закономерности развития и роста лицевого отдела головы и факторы риска для ее аномального формирования: учебное пособие / Ю.М. Малыгин. - М.: ГОУ ВНПО «ГУУ», 2008. - 41 с.

    Малыгин Ю.М. Симптоматическая диагностика аномалий прикуса и их классификация. - М.: ООО «ТЕСТ», 2012. - 62 с.

    Малыгин Ю.М. Принципы симптоматической и топико-морфометрической диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий по Малыгину //Ортодонтия. - 2016. - № 2 (74).- С 2-63.

    Малыгин Ю.М. Алгоритм лечения типичных разновидностей дистального прикуса / Ю.М. Малыгин, С.И. Абакаров, С.С. Тайбогарова, М.Ю. Малыгин// Достижения ортодонтии, ортопедической и общей стоматологии по специальности и ее преподаванию: Сборник научно- практических материалов.
    - М.: РМАПО, 2012. С. 123-137.

    Малыгин Ю.М. Диагностика, профилактика и лечение зубочелюстно-лицевых аномалий, сочетающихся с глубоким резцовым перекрытием: учебное пособие /Ю.М. Малыгин, Ф.Я. Хорошилкина С.С. Тайбогарова. - М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2013. - 55 с.

    Малыгин Ю.М. Достоинства и недостатки классификации Энгля и ее усовершенствование в трудных случаях / Ю.М. Малыгин, Н.И. Велиева, М.Ю. Малыгин, Е.С. Самохина, С.С. Тайбогарова//Ортодонтия. - 2016. № 2 (74). - С. 66.

    «Микроимплантация в ортодонтии». – 2006. – Кафедра ортодонтии Кенгвбукского национального университета. ДЭГУ Корея.

    Минаева И.Н. Объективные возможности развития ортодонтической помощи детям. Ж. Стоматология сегодня, - 2009 г., № 4.

    Митчелл Лаура. Основы ортодонтии.: Пер. с англ. под ред. Ю.М. Малыгина, 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. -336 с.

    Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 640 с.

    Проффит У.П. «Современная ортодонтия» (перевод с английского). – М.: Медпресс-синдром, 2015. – 560 с.

    Ракоши Т. Зубоальвеолярное и челюстно-лицевое ортодонтическое лечение/ Тормас Ракоши, Томас М. Грабер. - Львов: Галдент, 2012. – 348 с.

    Самойлова И. В., Кларк, В. Дж. Применение двойного блокового аппарата Кларка при разновидностях аномалий окклюзии. Учеб.-метод. пособие. - М.: РМАПО, 2005. - 80 с.

    Улитовский С.Б. Гигиена в ортодонтии: учебное пособие/ С.Б. Улитовский. - СПб.: Человек, 2012. - 152 с.

    Хорошилкина Ф.Я., Персии Л.С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстно-лицевых аномалий современными ортодонтическими аппаратами. Кн. I, II. – М.: ООО «Ортодент-Инфо», 2000. - Книга 1 - 212 с.; Книга II - 269 с.

    Хорошилкина Ф.Я., Персии Л.С. Ортодонтия. Кн. III. - М.: ООО «Ортодент-Инфо», 2001. - 172 с.

    Хорошилкина Ф.Я. Телерентгенометрическая диагностика при сагиттальных аномалиях окклюзии /Ф.Я. Хорошилкина, А.Г. Чобанян// Ортодонтия. - 2012. - № 1. - С. 102.

    Шулепова О.П. Функционально-анатомические особенности височно-нижнечелюстных суставов при аномалиях прикуса с латеральным смещением нижней челюсти и тактика их лечения. Автореф. дис. . канд. мед. наук. / О.П. Шулепова. - Тверь, 2007. - 22 с.

Кафедра ортодонтии была первой не только по времени ее организации, но также играла передовую клиническую роль. Сотрудники постоянно апробировали новые методы диагностики и лечения зубочелюстно-лицевых аномалий, разрабатывали и патентовали новые методы лечения и конструкции ортодонтических аппаратов. Научные, клинические и методические разработки легли в основу серии монографий, руководств, справочников, печатных лекций, учебных пособий, методических рекомендаций, научных статей, книг. Они стали фундаментом по изучению, преподаванию освоению современных достижений ортодонтии.

Кафедра 10 раз переезжала на новые клинические базы, что очень затрудняло ее работу. Однако сотрудники сохраняли высокий уровень проводимых исследований, активно осваивали новые методы диагностики и лечения зубочелюстно-лицевых аномалий и внедряли их в практическую работу и педагогический процесс.

Несмотря на трудности в работе на первой в нашей стране кафедре последипломного обучения ортодонтии, по мнению Ф.Я.Хорошилкиной, ей выпало счастье работать в коллективе людей, фанатично преданных специальности, талантливых, прекрасных педагогов и клиницистов, не жалеющих сил для развития ортодонтии.

В настоящее время кафедра заключила договора о клинических базах с госбюджетными учреждениями г. Москвы: детскими стоматологическими поликлиниками № 28 и № 1 Департамента здравоохранения г. Москвы.

В этих поликлиниках сотрудники кафедры проводят практические клинические занятия со слушателями циклов усовершенствования и клиническими ординаторами, применяя современные методы диагностики и лечения ортодонтических больных. Регулярно проводятся консультации сложных пациентов с участием врачей-ортодонтов клиники и обучающихся на кафедре.

Самохина Елена Семеновна
зав. учебной частью кафедры,
кандидат мед. наук, доцент
Самойлова Нина Валентиновна
кандидат мед. наук, доцент Минаева Ирина Николаевна
кандидат мед. наук, доцент
Коржукова Марина Васильевна
кандидат мед. наук, доцент
Тайбогарова Салтанат Сагинтаевна
кандидат мед. наук, доцент
Берсенева Елена Леонидовна
старший лаборант
Бедняков Александр Александрович
старший лаборант Карпова Галина Михайловна
зубной техник высшей категории
Ключенко Алексей Михайлович
зубной техник



Кафедра организована в 2008 году согласно с ходом реализации концепции совершенствования и модернизации системы управления стоматологической службой в медицинских учреждениях Управления делами Президента Российской Федерации.

Кафедра объединяет на функциональной основе педагогический и научно-методический потенциал и клинические возможности внедрения передовых технологий диагностики и лечения в стоматологии.

Созданная на кафедре инфраструктура открывает возможности для реализации ключевых принципов международного опыта по непрерывному профессиональному образованию. Используемые цифровые технологии обеспечивают возможность прямого и дистанционного обучения, а комплектация рабочих мест позволяет вести обучение по любым современным технологиям, применяемых в настоящее время в стоматологии.

Кафедра состоит из тренажерного фантом-зала, клинического кабинета для телекоммуникационных технологий, компьютерного класса, клинических кабинетов, зуботехнической лаборатории и двух лекционных залов.

Кафедра проводит обучение по основным профессиональным программам высшего образования подготовки кадров высшей квалификации по специальностям ординатуры "стоматология терапевтическая", "стоматология детская", "ортодонтия", "стоматология ортопедическая", "стоматология хирургическая"; аспирантуры научная специальность "Стоматология"

Кафедра осуществляет подготовку по программам дополнительного профессионального образования:

профессиональная переподготовка по специальностям: "стоматология терапевтическая", "стоматология детская", "стоматология ортопедическая", "стоматология хирургическая";

повышение квалификации по специальностям: "стоматология терапевтическая", "стоматология детская", "стоматология ортопедическая", "стоматология хирургическая" "стоматология общей практики"

После окончания обучения возможно получение (подтверждение) квалификационной категории для среднего медицинского персонала и врачей специалистам негосударственных (коммерческих) медицинских организаций (ОАО, ЗАО, МКЦ и др.) и различных ведомств и агентств, а также государственных медучреждений при наличии из вышестоящей организации.

Клинические базы (распределение ординаторов на производственную практику) :

1. ФГБУ «Поликлиника 1» УДП РФ, отделение терапевтической стоматологии, отделение ортопедической стоматологии, отделение хирургическое

г. Москва, Сивцев Вражек, 35

2. ФГБУ «Поликлиника №2» УДП РФ, отделение стоматологии

г. Москва, 2-я Фрунзенская улица, дом 4

3. ФГБУ «Поликлиника №3» УДП РФ, отделение стоматологии

г. Москва, Грохольский переулок, д. 31

4.ФГБУ «Поликлиника№4» УДП РФ, отделение стоматологии

г. Москва, Кутузовский просп., 20

5. ФГБУ «Поликлиника№5» УДП РФ, отделение стоматологии

г. Москва, улица Плющиха, 14

6. ФГБУ «ЦКБ с Поликлиникой» УДП РФ, отделение стоматологии,

г. Москва, ул. Маршала Тимошенко, 15

7. ФГБУ «Больница с Поликлиникой» УДП РФ, отделение стоматологии

г. Москва, Романов пер,2/6

8. ФГБУ «Объединенная больница с Поликлиникой» УДП РФ, отделение стоматологии

г. Москва, Мичуринский проспект, 6

9. ФГБУ «Клиническая больница №1», отделение стоматологии,

г. Москва, ул. Староволынская, 10м. Славянский бульвар

10. Государственное автономное учреждение здравоохранения города Москвы «Стоматологическая поликлиника № 66 Департамента здравоохранения города Москвы»

г. Москва, Сосинский проезд, 8/12

11. Государственное автономное учреждение здравоохранения города Москвы «Стоматологическая поликлиника № 11 Департамента здравоохранения города Москвы»

г. Москва, 2-я Квесисская ул., 4

12. Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена – филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации

г.Москва, 2-й Боткинский пр-д, 3.

Для поступления нужно иметь медицинское образование по специальности лечебное дело или педиатрия.

Ортодонтия является одной из самых перспективных отраслей стоматологии. Врачи-ортодонты помогают своим пациентам решить проблемы с прикусом. Профессионалы занимаются устранением дефектов челюстно-лицевого отдела в целом, либо же отдельных зубов. Работа ортодонта является непростой не только в физическом плане, но и в психологическом, поскольку нужно уметь точно прогнозировать результат лечения, иначе ошибка в исправлении прикуса может быть замечена лишь спустя несколько месяцев.

Профессионалы могут подобрать индивидуальный способ лечения и наиболее подходящие приспособления. Как правило, для исправления деформаций прикуса используются брекеты, которые устанавливает и снимает сам врач, определяющий, подходит ли такая технология пациенту.

Условия поступления

Для того чтобы поступить на специальность 31.08.77 «Ортодонтия», необходимо не только узнать, какие предметы сдавать. Для этого нужно иметь медицинское высшее образование по специальности:

  • лечебное дело;
  • педиатрия.

Также потребуется сдать профильный экзамен, который устанавливается тем учебным заведением, куда поступает будущий ортодонт.

Будущая профессия

Обучение на данной специальности обеспечит подготовку квалифицированного кадра, который сможет полностью реализовать себя в будущей профессии. Выпускник сможет:

  • принимать пациентов, проводить опрос и осмотр состояния его ротовой полости, обнаруживать существующие дефекты и ставить диагнозы;
  • подбирать наиболее подходящую технику лечения, прогнозировать результаты и объяснять процесс лечения пациенту;
  • учитывать все особенности текущего состояния зубов пациента и предупреждать возникновение более сложных ситуаций;
  • проводить плановые осмотры пациентов для наблюдения за их состоянием;
  • грамотно оформлять медицинскую документацию и вести больных.

Куда поступать

Обучение по специальности данного направления предлагают такие вузы Москвы и других городов России:

  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого;
  • Ярославский государственный медицинский университет;
  • Уральский государственный медицинский университет;
  • Курский государственный медицинский университет;
  • Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова;
  • Сибирский государственный медицинский университет.

Всего в Российской Федерации около 65 высших учебных заведений, которые предлагают получить образование по специальности 31.08.77 «Ортодонтия».

Сроки обучения

Срок обучения зависит от возможностей студента и от того, какую форму обучения он выбрал. Всего существует два варианта:

  • очная;
  • индивидуальная.

Заочная форма обучения по данной специальности не предусмотрена. На дневной форме срок составит 2 года, в случае с индивидуальной - срок может устанавливаться вузом, однако составить он может не более 3 лет.

Изучаемые дисциплины

В процессе получения образования студент будет изучать такие предметы:

  • социальная гигиена и общественное здоровье;
  • организация медицинской ортодонтической помощи населению;
  • нормальная и патологическая анатомия головы;
  • способы диагностики в ортодонтии;
  • технологии лечения пациентов с заболеваниями и деформациями зубочелюстно-лицевой области;
  • ортодонтические инструменты и техника;
  • развитие и профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций;
  • аномалии и деформации зубов и челюстей;
  • аномалии окклюзии;
  • дефекты челюстей, зубных рядов и болезни краевого пародонта;
  • травмы челюстно-лицевой области, патологии в развитии лица, челюсти.

Некоторые специальности для факультативного изучения ординат может выбирать по желанию.

Приобретаемые навыки

В процессе учебы будущий врач-ортодонт научится:

Это далеко не полный перечень умений и навыков, которыми овладеет студент во время обучения в вузе. Все знания будут применены на практике до момента выпуска, что обеспечивает большое количество практических занятий.

Перспективы трудоустройства по профессии

Часто будущие выпускники интересуются, кем работать по окончанию вуза. Для этого можно ознакомиться с перечнем предполагаемых должностей:

  • врач-ортодонт;
  • зав. отделения;
  • главврач.

Доктор сможет либо работать по специальности врача-ортодонта и совершенствовать свои навыки, повышая опыт, либо же выбрать для себя в будущем руководящие должности. В первые годы работы зарплата может составлять от 30 тысяч рублей.

Преимущества обучения в аспирантуре

После того как ординатура окончена, можно поступить в аспирантуру и продолжить повышение уровня знаний. Студент сможет получить важные управленческие и педагогические компетенции, что позволит ему существенно расширить предполагаемый список занимаемых должностей.

Также по окончанию аспирантуры пишется и защищается диссертация, позволяющая получить степень кандидата стоматологических наук. Это положительно скажется на уровне заработной платы будущего специалиста вне зависимости от того, будет ли он работать в государственном или частном лечебном заведении.

Кафедра ортодонтии и пропедевтики ортопедической стоматологии

Год основания кафедры ортодонтии и пропедевтики ортопедической стоматологии - 1982

Заведующий кафедрой - заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор медицинских наук, профессор Флис Пётр Семёнович.

Место проведения занятий - кафедра ортодонтии и пропедевтики ортопедической соматологии НМУ (ул. Зоологическая, 1).Клиническая база - Стоматологический медицинский центр НМУ имени А.А. Богомольца (ул. Зоологическая, 1).

Кафедра имеет 5 оснащённых пропедевтических кабинетов, 6 клинических кабинетов с 35 современными стоматологическими установками.

На кафедре работают 6 доцентов, 11 ассистентов, 4 старших лаборанта.

При кафедре работает отделение ортодонтии и пропедевтики ортопедической стоматологии - 10 врачей и 20 зубных техников.

Телефон кафедры: 044-483-13-02

Электронная почта:...

0 0

В отношении лиц, получивших высшее медицинское образование в 2000 году и позднее применяются требования, предусмотренные приказом Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1999 no337. В этом случае требования к квалификационным характеристикам предусматривают:
- наличие высшего медицинского образования по специальности "стоматология",
- подготовку врача в аспирантуре, или клинической ординатуре, или интернатуре по специальности "стоматология",
- наличие сертификата специалиста по специальности "стоматология",
- подготовку врача в аспирантуре, или клинической ординатуре, или на цикле профессиональной переподготовки по специальности, требующей углубленной подготовки (ортодонтия к ним относится)
- наличие сертификата специалиста по специальности, требующей углубленной поготовки

Если у Вас, Даша есть сертификат по специальности "стоматология", то все...

0 0

Кафедра ортодонтии

Адрес: 220004 г. Минск, ул. Сухая, 28
Телефоны: + 375 17 226-50-58.
Эл.почта: [email protected]

Кафедра ортодонтии Белорусского государственного медицинского университета была создана 5 июля 2000 года. С момента основания руководит ей профессор И.В. Токаревич. Основная задача кафедры – теоретическое и практическое обучение студентов стоматологического факультета диагностике, профилактике и лечению зубочелюстных аномалий в различные периоды формирования прикуса.

В настоящее время кафедра ортодонтии представлена 13 преподавателями, шестеро из которых имеют ученую степень – 1 доктор и 7 кандидатов медицинских наук. Готовятся к защите 5 диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

Основная задача кафедры: теоретическое и практическое обучение студентов комплексному и индивидуальному подходу к диагностике, профилактике и лечению зубочелюстных аномалий в различные периоды формирования...

0 0

KoTToK, если у Вас не хватает ортодонтов, может есть возможность устроится в ординатуру по целевому направлению, поговорить с кем-нибудь в поликлинике, чтобы помогли. у нас в Санкт-Петербурге приветствуются люди из других городов в качестве ординаторов, да и ординатура хорошая, Вам и лекции читать будут хорошие, и практика будет, и сложных случаев полно. да и работать будет получатся, если не пугает то, что выходных не будет.
я заканчиваю в этом году ординатуру и очень довольна, хотя и тяжело было совмещать и учебу и работу.
а этих злобных людей, типа Премоляра, не слушайте. они и сами иногда советуют людям странные вещи, типа последовательного удаления у растущих пациентов или типа того, что съемные аппараты не работают... это прошлый век и надо развиваться, а не советовать людям лечение прошлого века, еще дугу Энгля бы предложили... грамотный современный ортодонт должен много знать и понимать, а не просто хаить других. а если возникает критика к работе другого врача,...

0 0

26-28 мая 2016 года в Санкт-Петербурге состоялся 17 Съезд ортодонтов России, который был приурочен сразу к нескольким юбилейным датам:
90-летие профессора Хорошилкиной Ф.Я.
75-летие профессора Малыгина Ю.М.
35 лет кафедры ортодонтии РМАПО
25 лет кафедры ортодонтии МГМСУ
Съезд ортодонтов России - это одно из важнейших событий отрасли, позволяющее врачам из разных городов и регионов познакомиться и пообщаться друг с другом, принять участие в различных интерактивах и повысить свою квалификацию.
Традиционно Кафедра ортодонтии СЗГМУ им. Мечникова принимала участие в работе съезда.
Заведующий кафедрой профессор Попов С.А. совместно с доцентом Статовской Е.Е. представили доклад "Гнатология и функциональная диагностика: организационные и клинические подходы в ортодонтии". Аспирантом нашей кафедры Фроловым А.О. совместно с Поповым С.А. был представлен доклад "Интрузия зубов верхней челюсти у взрослых пациентов с опорой на мини-имплантаты".
...

0 0

Образование врача ортодонта, или как стать врачом ортодонтом?

Ортодонтия как направление стоматологии призвана решать не только эстетическую задачу. Правильный прикус - не только красивая улыбка, но и профилактика развития многих заболеваний зубов, челюстей и как следствие других систем организма.

В данном обзоре мы рассмотрим более подробно то, как получает врач ортодонт образование.

Задача врача ортодонта - диагностика, предотвращение и исправление нарушения положения зубов, изучение и лечение аномалий прикуса, формы зубных дуг, а также профилактика данных нарушений. Решение данных проблем полностью зависит от уровня квалификации врача.

Сроки обучения на врача ортодонта

В среднем обучение ортодонтов продолжается 8-9 лет. Сюда входит:

1.Получение высшего медицинского образования по специальности "стоматология";

2. окончание интернатуры и (или) ординатуры (докторантуры) по специальности "ортодонтия";

3. приветствуется...

0 0

Добрый день.
Здесь http://www.instom.ru/news/9550/ написано, что теперь у вас можно пройти ординатуру по ортодонтии. Дополнительной информации на сайте я не нашел.

Я в этом учебном году заканчиваю ВУЗ (стоматология, само собой). Если я хочу поступить к вам, каковы мои действия после получения диплома? гарантировано ли я смогу поступить? есть ли у вас конкурс? Не изменятся ли цены?

Еще хотелось бы узнать по поводу клинического приема.. сколько в среднем пациентов принимает у вас ординатор в неделю? В чем заключается его работа - это полноценный прием или стояние за спиной?

я так понял, что в конце выдается сертификат и обучаемый становится полноправным ортодонтом... Это верно?

Максим Ступин

Администратор

Сообщений: 206

Регистрация: 28.08.2008

Добрый день, уважаемый Антон!
Конкурса у нас нет, но мы набираем только 10 ординаторов, так что гарантировать поступление Вам можно только, если вы...

0 0

Структура программы ординатуры включает в себя:

Учебный план; учебно-методические комплексы (рабочие программы) дисциплин (модулей); обучающего "симуляционного курса"; программу практики;

обеспечивающие реализацию модульной технологии обучения.

Обучение в ординатуре ведется с отрывом от основного места работы.

Блок 1. «Дисциплины (модули)»
Включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2. «Практики»
Относятся к вариативной части программы.

Блок3. «Государственная итоговая аттестация»
Относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Врач-ортодонт».

Результаты освоения программы:

В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы:

Универсальные компетенции не зависящие от конкретного...

0 0

Тема 1- Ортодонтия как раздел стоматологии- цель задачи Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

Методическая разработка

ПО ОРТОДОНТИИ

(Для проведения занятий со студентами 4 курса стоматологического факультета VII семестра)

Обсуждено на заседании кафедры

Протокол № ________

Ортодонтия как раздел стоматологии: цель, задачи. История и направления развития специальности. Организация ортодонтической помощи в РБ. Оснащение ортодонтического кабинета, ортодонтический инструментарий.

Общее время занятия 6.0 академических часов

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Ортодонтия это наука, которая занимается изучением этиологии, патогенеза, клинической картины, методов диагностики, лечения и профилактики стойких аномалий и деформаций зубочелюстного аппарата у детей и взрослых, а также этиологией, патогенезом, клинической картиной, диагностикой, методами лечения и профилактикой дефектов зубов, зубных рядов и лица у...

0 0

11

Ортодонт ординатура

Обучение для врачей по исправлению зубов

Отечественная ординатура по ортодонтии - это комплексное обучающее звено в системе российского здравоохранения.

Ортодонт ординатура - это кафедральная служба, которая призвана обучить начинающего врача ортодонта основам исправления прикуса. Все врачи работают разными методами и разной техникой, в ординатуре можно освоить сразу несколько вариантов исправления зубов и понять какая техника используется в каждом конкретном случает.

Поступление в ординатуру по ортодонтии проводится на конкурсной основе и наиболее перспективные выпускники обучаются в ней бесплатно. Платное прохождение двухлетнего курса на кафедре, после которого вы сможете получить свидетельство об окончании ординатуры, проводится ежегодно, но от участия в конкурсной программе вам сложно будет уйти. С каждым годом растет спрос на специальность "ортодонтия", но от этого увеличения спроса не растут места на...

0 0

12

Дорогие красавицы!

помогите советом! знаю что поможете принять правильное решение только вы и только тут))

к кому бы вы пошли и кому бы доверили свои зубки (при условии что ситуевина не простая)))

врач 1 vs Врач 2 ПОД КАТ))

1995-1997 гг. - член студенческого научно-практического кружка на кафедре ортопедической стоматологии (1 научная работа).

1997-1999 гг. - клиническая ординатура на кафедре ортодонтии ММСИ им.Семашко.

2003 г. - курс повышения квалификации по ортодонтии в РМАПО 2003-2005 гг. - зав. ортодонтическим отделением в Центральной Поликлинике Национального Медико-хирургического Центра им.Пирогова.

2005-2006 гг. - поликлиника № 1 Управления Делами президента РФ.

2007 г.- курс повышения квалификации по ортодонтии в РМАПО Присвоена Первая квалификационная категория.

его фишка - комплексный подход. он, в отличие от других ортодонтов, говорит что можно развить челюсти в любом возрасте, что нужно...

0 0

13

Первые сведения о лечении аномально расположенных зубов появились в XVIII веке.

Термин "ортодонтия"

(от греческого orthos - прямой и odontos - зуб) был основан Лe Фулон (1840) и трактовался как выравнивание зубов. На протяжении многих лет ортодонты занимались именно выравниванием неправильного расположения отдельных зубов с помощью специальных приспособлений - ортодонтических аппаратов. Болгарский ученый Сл. Давыдов (1971), ссылаясь на данные Соломона, в развитии ортодонтии выделяет 4 периода.

Первый период - с 1728 по 1889 годы - получил название "старой школы". В 1728 году французский ученый Пьер Фошар описал зубочелюстные деформации и ортодонтические аппараты, которые применялись для их исправления. В XVIII веке впервые описано применение наклонной плоскости для исправления прогении и устройство для повышения прикуса. Возрастные показания к ортодонтическому лечению колебались в пределах от 12 до 24 лет.

Основателем второго периода ("новой...

0 0

14

Профессиональная переподготовка (ПП) является одним из путей освоения врачом-стоматологом узкой специальности, вторым путем является обучение в ординатуре. Сравнивая сроки обучения по этим программам: 504 часа (3,5 мес) на ПП и 2 года в ординатуре, естественно предположить, что объем получаемых знаний, умений и навыков не может быть одинаковым. Учитывая, что додипломная подготовка стоматологов предусматривает по ортодонтии меньшее количество часов, чем по другим разделам стоматологии, подготовку соответствующих узких специалистов целесообразно проводить только через ординатуру. Именно эта форма обучения позволит готовить специалистов, компетентных как в вопросах диагностики аномалий и планирования лечения, так и владеющих всеми методами аппаратурного и комплексного ортодонтического лечения. Несмотря на эти весомые аргументы, мы считаем преждевременным отказ от подготовки ортодонтов через профессиональную переподготовку.

На кафедре ортодонтии Российской медицинской академии...

0 0

15

Утверждено научно-методическим советом университета в качестве учебнометодического пособия, протокол № А в т о р ы: д-р мед. наук, проф. И. В. Токаревич; канд. мед. наук, доц. Н. А. Гарбацевич; канд. мед. наук, доц. И.В. Москалева; асс. М.В. Чернявская; асс. Е. Г. Коломиец Р е ц е н з е н т ы: зав. каф. ортопедической стоматологии, д-р мед. наук, проф. С. А. Наумович; зав. каф. общей стоматологии, канд. мед. наук, доц. Н.М. Полонейчик Основы ортодонтии: учеб.-метод. пособие / И. В. Токаревич и др. – Минск: БГМУ, 2010. – 107 с. В пособии представлена современная классификация оттискных материалов. Рассмотрены основные вопросы клинических и лабораторных методов диагностики зубочелюстных аномалий. Приведены принципы изготовления съемных и несъемных ортодонтических конструкций. Даны общие понятия об ортодонтических аппаратах и изменениях в зубочелюстной системе при их применении. Предназначено для студентов стоматологического факультета. ДК 616 314.2 – 007.26 – 08 (075.8) ББК 56.6 я73 1...

0 0

Профессиональная переподготовка (ПП) является одним из путей освоения врачом-стоматологом узкой специальности, вторым путем является обучение в ординатуре. Сравнивая сроки обучения по этим программам: 504 часа (3,5 мес) на ПП и 2 года в ординатуре, естественно предположить, что объем получаемых знаний, умений и навыков не может быть одинаковым. Учитывая, что додипломная подготовка стоматологов предусматривает по ортодонтии меньшее количество часов, чем по другим разделам стоматологии, подготовку соответствующих узких специалистов целесообразно проводить только через ординатуру. Именно эта форма обучения позволит готовить специалистов, компетентных как в вопросах диагностики аномалий и планирования лечения, так и владеющих всеми методами аппаратурного и комплексного ортодонтического лечения. Несмотря на эти весомые аргументы, мы считаем преждевременным отказ от подготовки ортодонтов через профессиональную переподготовку.

На кафедре ортодонтии Российской медицинской академии последипломного образования профессиональная переподготовка врачей-стоматологов по специальности «ортодонтия» проводится с 2001 г. Срок этой формы обучения на нашей кафедре превышает минимально необходимые 504 академических часа (3,5 мес) и составляет 576 часов (4 мес). За 8 лет прошли обучение более 112 человек.

Возможность после 4 мес обучения получить сертификат и право работать по специальности привлекла в первую очередь руководителей детских стоматологических поликлиник, в которых дефицит квалифицированных специалистов ощущается наиболее остро. В 2001—2003 гг. по направлению стоматологических поликлиник такое обучение проходили врачи-стоматологи с многолетним опытом работы по специальности. До выделения ортодонтии как отдельной специальности врачи-ортодонты в большинстве своём именовались детскими стоматологами. Несмотря на большой опыт работы, отсутствие соответствующих записей в трудовой книжке не позволяло им получить сертификат по специальности.

С 2004 г. на профессиональную переподготовку стали приходить врачи-стоматологи, не имеющие опыта работы в ортодонтии. Их целесообразно разделить на 2 группы: врачи со стажем, но работающие по другим стоматологическим специальностям в собственных кабинетах и клиниках (1 группа) и молодые врачи после окончания интернатуры или ординатуры по стоматологии общей практики (2 группа).

Их дальнейшая профессиональная деятельность складывается по-разному. Среди врачей 1 группы только один включил ортодонтическое лечение в оказываемый им комплекс стоматологической помощи. В дальнейшем он активно занимался самообразованием и посещал различные тематические семинары и мастер-классы по ортодонтии.

Среди врачей 2 группы большинство предпочло продолжить своё образование по специальности в ординатуре либо на нашей кафедре, либо в других вузах. Только врачи, проходившие профессиональную переподготовку по направлению детских стоматологических поликлиник (которые оплачивали их обучение), сразу после получения диплома приступили к работе по специальности.

Эти данные подтверждают идею о том, что для полноценного овладения всеми разделами специальности и наработки практических навыков в использовании современных методов диагностики и лечения зубо-челюстных аномалий 4 мес недостаточно.

По нашему мнению, система последипломного образования в настоящее время не может обеспечить подготовку достаточного количества специалистов-ортодонтов в ординатуре по ряду причин.

В настоящее время имеет место колоссальная потребность в ортодонтической помощи, которая продолжает возрастать. По данным эпидемиологических исследований ряда авторов, среди которых Ф.Я. Хорошилкина, Ю.М. Малыгин и Н.А. Королькова, обобщившие данные отечественной литературы за 60 лет и собственные исследования, известно, что зубочелюстно-лицевые аномалии имеются у 1/3 населения, в крупных городах — у 37 %, по Москве — более 41 %. При этом из них в оказании помощи нуждается 80 %.

Сегодня в стране насчитывается только 2000 врачей-ортодонтов, тогда как их требуется в 10 раз больше. Проблема подготовки кадров стоит очень остро, причем как практических врачей, так и преподавателей.

Прежде всего, не все вузы, осуществляющие такую форму обучения, имеют в своем составе кафедры ортодонтии. В большинстве случаев раздел ортодонтии преподается на кафедрах стоматологии детского возраста, где только 1 человек (реже 2) из профессорско-преподавательского состава являются ортодонтами. На кафедрах ортопедической стоматологии, где также иногда проводят обучение ординаторов по ортодонтии, этот вид деятельности не является основным для преподавателей. Это приводит к тому, что значительную часть учебного времени ординатора занимает работа по смежным специальностям.

Мы считаем, что качественная подготовка врача-ортодонта может быть осуществлена только на профильных кафедрах, количество которых ограничено.

Количество и уровень подготовки обучаемых специалистов должно также соответствовать нуждам практического здравоохранения.

На сегодняшний день наиболее востребованным является ортодонтическое лечение с помощью современных несъёмных аппаратов различных типов (брекетов). Этот вид лечения оказывается преимущественно пациентам со сформированным постоянным прикусом на платной основе как в негосударственных, так и в государственных лечебных учреждениях. ФОМС, как правило, его не оплачивает.

Должность врача-ортодонта присутствует в штатном расписании только тех лечебных учреждений, которые оказывают стоматологическую помощь детям. Согласно должностным обязанностям эти специалисты обязаны проводить профилактические осмотры, диспансеризацию детей с целью профилактики зубочелюстных аномалий, а также их лечение во всех периодах формирования прикуса. Наиболее активно в период его смены, когда чаще встречаются аномалии, требующие использования функциональных методов лечения.

Таким образом, ортодонтическая помощь фактически разделена на 2 раздела: профилактика и функциональное лечение; лечение с использованием несъёмных аппаратов. Сопоставив их с уровнями оказания стоматологической помощи, мы увидим определенное соответствие:

  • 1 уровень — квалифицированная помощь — не включает ортодонтическое лечение (на этот уровень целесообразно возложить основные обязанности по профилактике зубочелюстных аномалий у детей);
  • 2 уровень — специализированная помощь — диспансеризация детей с целью профилактики зубочелюстных аномалий и их лечение функциональными и другими съемными аппаратами;
  • 3 уровень — узкоспециализированная — ортодонтическое лечение детей и взрослых современными несъёмными аппаратами.
Очевидной становится потребность в 2 уровнях подготовки врачей—ортодонтов. Нам всем хотелось бы видеть всех врачей-ортодонтов высококвалифицированными специалистами, владеющих всеми методами диагностики и лечения. Однако финансовые возможности государственных стоматологических поликлиник, оказывающих помощь детям в объеме государственных гарантий, ограничены. Обучение врача в ординатуре, как правило, является платным. Для государственных и муниципальных лечебных учреждений нецелесообразно готовить в течение 2 лет специалиста, чьи профессиональные возможности окажутся невостребованными.

За 4 мес ПП невозможно качественно подготовить специалиста, владеющего всеми методами ортодонтического лечения, но, ограничив программу обучения вопросами этиологии, патогенеза, диагностики, профилактики, общих принципов лечения зубочелюстных аномалий, а также подробным изучением функциональных методов лечения, мы сможем готовить достаточно грамотных специалистов для нужд государственной стоматологической службы.

Для овладения практическими навыками работы с современными несъемными аппаратами необходимо обучение врача в ординатуре.

Вопрос о разделении уровней компетенции специалистов, прошедших ПП и обучение в ординатуре, требует серьезной проработки, которую могло бы провести Профессиональное Общество Ортодонтов России (ПОО).

Ю.М. Малыгин, И.Н. Минаева, Е.С. Самохина, Н.В. Самойлова, М.В. Коржукова, С.С. Тайбогарова
ГОУ ДПО «РМАПО»