Православный свято-тихоновский гуманитарный университет (пстгу). Пстгу

В ноябре 2008 года исполнилось 16 лет со дня основания Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета – одного из первых светских высших учебных заведений Русской Православной Церкви.

Именно в девяностые, когда храмы начали передавать церкви и многие люди, в том числе и молодые, стали креститься, возникла необходимость хотя бы начального богословского образования. Тогда и родилась идея создания учебного заведения, в котором бы гармонично сочетались богословские и специальные гуманитарные дисциплины. Поэтому в 1992 году по благословению святейшего патриарха Алексия на основе богословских курсов был создан Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. В первые годы существования учебное заведение не имело государственной аккредитации, не было и хороших помещений для проведения лекций, преподаватели работали во славу Божью, а студенты вынуждены были ездить на занятия из одного района Москвы в другой – все держалось на молитвах к Богу, энтузиазме людей и помощи спонсоров.

Первое время существовал лишь один богословский факультет, но потом открылись факультеты, готовящие специалистов в области истории, европейских, славянских, арабских, древних языков, педагогики, церковного пения, церковного шитья. Институт стал Университетом и получил аккредитацию и право выдавать дипломы государственного образца. Так же с течением времени постепенно решалась проблема с учебными аудиториями: помимо главного здания на Новокузнецкой улице, факультеты расположились в корпусах на Поклонной горе и Озёрной улице. Большое значение в жизни ПСТГУ имело приобретения в собственность здания бывшего Епархиального дома в Лиховом переулке, где в 1917 году состоялся поместный собор, избравший святителя Тихона патриархом Московским и всея Руси. Сейчас этот старинный дом находится на реконструкции, а 17 ноября, накануне университетского праздника, Преосвященнейший Арсений, Архиепископ Истринский, викарий Московской епархии, освятил крест Князь-Владимирского храма, который находился в Епархиальном доме до революции.

Примерно год назад у Университета появилась возможность размещать иногородних студентов в собственном общежитии. Сейчас ПСТГУ – это одиннадцать факультетов, поэтому каждый молодой человек может выбрать профессию, исходя из личностных качеств и склонностей. Помимо дневной формы обучения, существуют вечерняя и заочная.

Богословский факультет самый старый в университете. Многие из выпускников этого факультета становятся священнослужителями и преподавателями богословских и философских дисциплин. Студенты изучают широкий круг богословских предметов, древнегреческий, латинский, английский, немецкий языки, проходят стажировку в Германии и других европейских странах, где принимают участие в различных богословских конференциях.

Миссионерский факультет ставит своей главной задачей подготовку специалистов для духовной работы с людьми разного возраста и социального положения, поэтому основным направлением его деятельности является духовное просвещение. Факультет готовит миссионеров, научных работников, лекторов, преподавателей богословских дисциплин и законоучителей Русской Православной Церкви. Студенты и преподаватели факультета регулярно участвуют в миссионерских экспедициях по центральной России, в Архангельской области и других регионах.

Факультет церковных художеств готовит специалистов в области искусствоведения, иконописи, реставрации живописи и художественного шитья. При факультете создан небольшой музей, где представлены отреставрированные студентами иконы.

Возникновение факультета церковного пения стало ответом на потребность в специалистах хорового дела, обладающих обширными знаниями в области церковного пения. На факультете накоплен уникальный опыт сочетания традиций светского и духовного музыкального образования. Факультет проводит обучение по специальностям: «Дирижирование академическим хором», «Музыковедение», «Музыкальное искусство». Студенты проходят практику в Николо-Кузнецком храме и в паломнических поездках Университета.

Филологический факультет один из самых многочисленных в ПСТГУ. Студенты изучают русский, английский, немецкий, итальянский, испанский, французский, польский, сербо-хорватский, болгарский, македонский, грузинский, арабский, церковнославянский, древнегреческий, амхарский, геез, коптский, сирийский и другие языки. При отделениях славянских и романских языков созданы студенческие научные общества, студенты участвуют и занимают призовые места на межвузовских олимпиадах. На вечерах славянской, романской, германской, восточной культур учащиеся ставят спектакли по произведениям иностранной литературы на языке оригинала.

На педагогическом факультете готовят учителей начальных классов и социальных работников. Педагогическая практика является неотъемлемой частью учебного процесса факультета и выступает важнейшим средством формирования у студентов профессиональных умений и навыков, активно вовлекает будущих православных педагогов в профессиональную деятельность, она проходит в школах, летних лагерях, детских домах.

Исторический факультет готовит историков, не только изучивших основы христианского учения, но и умеющих обосновать христианский взгляд на историю, поэтому в учебном процессе комплекс традиционных исторических предметов дополнен рядом богословских и церковно-исторических дисциплин. Реализация данного подхода требует восстановления традиций христианского осмысления истории, представленных в трудах многих богословов, религиозных философов и ученых зарубежья и дореволюционной России, утраченных в советское время.

Факультет экономики и права создан в ноябре 2005 года, первый прием студентов осуществлен в 2006 году. В настоящее время обучение идет по направлению «экономика» с последующим получением квалификации «бакалавр экономики». Оформляется лицензия по направлению «юриспруденция», после получения которой начнется обучение юристов с присвоением квалификации «бакалавр юриспруденции». Выпускники получат диплом государственного образца.

В 2007/2008 учебном году в ПСТГУ впервые в истории учебных заведений Русской Православной Церкви начал работу социологический факультет. Начавшая формироваться в конце XIX – начале XX вв. православная традиция христианской социологии, связанная с именами о.Сергия Булгакова, о.Павла Флоренского и ряда религиозных философов того времени, сегодня формируется и как научная парадигма в социологии, и как область эмпирических социально-религиозных исследований. Факультет организован с целью подготовки специалистов для Русской Православной Церкви, государственных и муниципальных органов власти и управления, общественных организаций, а также для современного российского бизнеса.

Выпускники факультета информатики и прикладной математики получают диплом государственного образца по специальности «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Полученная квалификация позволит выпускникам послужить Русской Православной Церкви в настоятельно необходимом деле оснащения ее епархиальных, образовательных, миссионерских структур современными информационными технологиями, а также найти интересную, престижную и высокооплачиваемую работу в научно-исследовательских, коммерческих, проектных организациях, административных структурах, образовании и на промышленных предприятиях.

Факультет дополнительного образования проводит обучение по программам профессиональной переподготовки, краткосрочного и среднесрочного повышения квалификации в области Теологии. Программы рассчитаны на людей, имеющих высшее и среднее специальное образование, и включают дисциплины только богословской направленности. Использование на факультете дистанционных технологий (обучение через Интернет) позволяет получить образование не только москвичам, но и жителям отдаленных областей России и зарубежья, а также людям, не имеющим возможности посещать занятия и экзамены по состоянию здоровья и другим причинам.

Шестнадцатилетние Университета отмечалось 18 ноября. Накануне вечером было совершено торжественное Всенощное бдение, которое возглавил Преосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, викарий Московской епархии в сослужении ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева и клириков Университета. А в сам день праздника после Божественной Литургии, отслуженной архиерейским чином, в конференц-зале Первого гуманитарного корпуса МГУ состоялся торжественный годичный акт.

С преподавателями и студентами разделил торжество архиепископ Истринский Арсений. Им было зачитано поздравление святейшего патриарха Алексия II, в котором отмечалась огромная роль университета в воспитании и обучении православных специалистов в различных областях человеческой деятельности.

В праздничной речи отец ректор, протоиерей Владимир Воробьев, перечислил главные достижения университета за 16 лет, рассказал о роли церковно-исторических исследований вуза в сближении и соединении Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом, об изучении и прославлении подвига новомучеников и исповедников Российских. Большое значение, по словам ректора, имеет работа ПСТГУ по легализации религиозного образования в российском образовательном пространстве, введение кафедр Теологии в светских вузах.

Далее каждый из 11 факультетов представил презентацию с рассказом о своей деятельности. Факультеты Богословский и Церковного пения дополнили свой отчет хоровым выступлением, что придало празднику особую красоту и торжественность.

Зал был заполнен студентами, выпускниками и преподавателями, атмосфера была теплой и радостной.

За час до начала торжественного собрания открылась выставка работ Факультета церковных художеств. Здесь было представлено монументальное искусство, лицевое церковное шитье, работы кафедры реставрации и ранее не выставлявшиеся работы молодых иконописцев.

Как студентка ПСТГУ могу сказать, что сам процесс обучения в таком необычном, на первый взгляд, вузе мало чем отличается от занятий в светских университетах. Мы так же ходим в библиотеки, так же пишем контрольные и курсовые, сдаем экзамены, проходим практику, гуляем, отдыхаем вместе, устраиваем по мере сил свой досуг, только каждое дело несет отпечаток православной веры.

Ольга Руднева


Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет отмечает 20-летие со дня основания. О том, как создавался вуз, вспоминает ректор – протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ

Люди жаждали слова о вере

Когда началась перестройка и пришла свобода, несколько московских священников – отец Димитрий Смирнов, отец Аркадий Шатов (ныне епископ Пантелеимон), отец Александр Салтыков, отец Валентин Асмус и я – стали проводить короткие лектории в разных местах Москвы. Сначала собирались в кинотеатрах. Как только вешали объявление, кинотеатры набивались битком. Люди слушали лекции с жадностью, задавали вопросы – это было живое, интенсивное общение.

Через какое-то время нам предложили прочитать годовой курс. Мы договорились об аренде великолепного зала в ЦДКЖ (Центральный Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади), и целый год, каждую неделю, проводили там лекции. Привлекли еще несколько священников, в том числе, отца Глеба Каледу, который тогда еще скрывал свое священство, и приходил просто как профессор, доктор наук.

Выступления продолжали собирать много людей: о них стало известно всей Москве. Вход был бесплатный,. Так мы провели два года. Весной, когда заканчивались лекции, нас стали просить открыть курсы – люди хотели получить хотя бы небольшое богословское образование.

В это время создавались православные братства, которые обычно инициировали священники и миряне. Высшая церковная власть в виду нестабильности политической обстановки не торопилась реагировать на новые возможности, которые щедро предлагало время. Видя эту нерешительность, миряне объединялись самостоятельно. Мы тоже создали братство Всемилостивого Спаса, которое и проводило лекции.

Патриархия решила создать Союз Православных братств, чтобы братское движение не уходило от Церкви.

В Союзе Православных братств организовали пятнадцать секторов – по направлениям деятельности. Всем предложили выбирать, в каком секторе кто будет работать. Мы, конечно, выбрали образовательный сектор. Решили открыть катехизаторские богословские курсы и избрать ректором этих курсов отца Глеба Каледу, для того, чтобы помочь ему легализовать свое священство. Отец Глеб был рукоположен тайно митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) еще в 1972 году, и митрополит Иоанн для безопасности на ставленнической грамоте не поставил дату. Когда позже отец Глеб принес эту грамоту в Патриархию, ее не приняли потому, что нет даты. Мы подумали, что ректорство поможет отцу Глебу в этой ситуации.

Отец Глеб Каледа стал ректором курсов. Он очень быстро нашел помещение, мы вместе сидели, составляли учебный план, распределяли лекции. В феврале 1991 года курсы начали действовать.

Вторым сектором, который стал активно действовать, стал сектор благотворительности. В те годы с Запада в Россию шел большой поток гуманитарной помощи, и ее нужно было распределять по разным приходам, монастырям, школам. Отец Иоанн Экономцев предложил Святейшему Патриарху Алексию создать два синодальных отдела: первый – по религиозному образованию и катехизации, второй – по благотворительности.

Наши курсы работали успешно, и отца Глеба взяли в новый синодальный отдел. Отец Иоанн попросил святейшего Патриарха об отце Глебе, и Патриарх принял его в клир, наша цель была достигнута.

Но весной этого же года отец Глеб, который, видимо, уже тогда болел, сказал, что ему трудно исполнять все свои обязанности: он был и ректором курсов, и возглавлял главный сектор синодального отдела, и был приходским священником с большой паствой. Ему было жалко оставлять курсы, но он просил заменить его на посту ректора. Тогда меня выбрали ректором курсов.

От курсов – к институту

Скоро стало ясно, что курсы надо превращать в институт. Об этом просили учащиеся, которым два года казались недостаточными, чтобы получить религиозное образование. Ученый совет курсов проголосовал «за», и в марте 1992 года мы зарегистрировали богословский институт, учредителями которого стали Патриарх Алексий и Священный Синод.

Осенью 1992-го у нас состоялась презентация богословского института. Было подписано совместное учредительное соглашение Патриархом Алексием и ректором МГУ В.А.Садовничим. Но Минюст сказал, что государственный университет не может выступать учредителем религиозного учебного заведения, даже вместе с Патриархией.

По ходатайству ученого совета, институту было присвоено имя святого Патриарха Тихона. Отец Глеб Каледа в первые годы вел курс научной апологетики, который он очень любил. Но силы его слабели, он перестал преподавать. А в 1994 году отца Глеба не стало.

Некоторые наши студенты ночевали на вокзалах

Студентами у нас стали учащиеся Катехизаторских курсов, которые перешли на второй и третий курсы нового института, а на первый мы набрали прихожан нашего храма (святителя Николая Мирликийского в Кузнецах) и других московских храмов. Поначалу были одни вечерники – из этих студентов потом вышло очень много хороших священников. У нас не хватало преподавателей, не было денег. Бывало: что способный студент учится на третьем курсе, а на первых двух – уже преподает. Студентами- преподавателями были будущие священники Олег Давыденков и Александр Прокопчук. Работать преподавателям приходилось почти или вовсе бесплатно.

Бывали случаи, когда студенты, приехавшие издалека, и не имевшие возможности устроится жить, ночевали на вокзалах, а утром приходили на лекции. Чтобы поддержать их существование, мы открыли благотворительную столовую. Комиссия, которая была организована ОВЦС, смогла получить грант Всемирного совета церквей, на который мы поставили столовую из нескольких вагончиков за алтарем Николо-Кузнецкого храма. Продукты мы брали из гуманитарной помощи – кормили студентов американским картофельным пюре, которое разводили в воде, или рисом без масла. Студенты даже за такую еду были благодарны.

Было трудно, но радостно! Было даже ликование: «у нас есть богословский институт, мы можем учиться, мы можем слушать образованных, культурных, православных людей, которые знают гораздо больше нас!». После долгого периода советской власти возможность получить богословское образование казалась чудом. То, что вместе можно идти в Церковь, вместе молиться, вместе совершать литургию и причащаться Святых Христовых Тайн, читать Евангелие, слушать лекции по православному богословию, по нашей церковной истории, было удивительно!

Последние лекции протоиерея Иоанна Мейендорфа

Однажды, весной 1992 года, во время воскресной всенощной, когда читали канон, к алтарю приходит сторож и говорит: «Вас вызывают к телефону. Какой-то священник Иоанн из Америки» (тогда еще не было мобильных телефонов). Я сразу понял, кто был этот священник Иоанн из Америки, и побежал в сторожку. Беру трубку и в телефоне слышу голос отца Иоанна Мейендорфа: «Отец Владимир, я в России! Чем могу быть вам полезен?» Это было еще одно чудо. Отца Иоанна долго не пускали в Россию. И вдруг он приезжает в тот момент, когда мы организовали первую нашу конференцию – «Чтения памяти протоиерея Всеволода Шпиллера», да еще предлагает нам свою помощь! Конечно, я его просил принять участие в наших чтениях. Он приехал и прочитал у нас несколько лекций.

Чтения проходили в храме святого Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице, другого места у нас не было. Поставили прямо в храме стулья, приехал отец Иоанн, выступал, беседовал, отвечал на вопросы. Это было такое драгоценное общение! Отец Иоанн сказал, что хочет оставить пост ректора Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, приехать в Россию, и читать лекции в Московской Духовной Академии и в нашем институте, который только что открылся, перевести на русский язык свои книги, чтобы они стали доступны здесь.

Общение с отцом Иоанном Мейендорфом было таким прекрасным, теплым, замечательным – это трудно передать словами! В последний день пребывания его в Москве мы собрались у нас дома, приехали молодые священники, была незабываемая беседа с отцом Иоанном. Все было как-то особенно благодатно… Но вернувшись в Америку, он через два месяца скончался от скоротечного рака. Оказалось, что лекции, которые он прочитал у нас, были последними в его жизни…

Благодаря тому, что отец Иоанн проявил к нам такое внимание и участие, Патриарх Алексий тоже приехал к нам, тоже выступил у нас, и институт получил в глазах церковного народа определенное признание. А по образу наших Шпиллеровских чтений будущий отец Киприан (Ященко), работавший тогда в Отделе религиозного образования и катехизации, организовал Рождественские чтения.

Вы хотите составить конкуренцию духовным школам?

Сначала благословение Патриарха было получено заочно. Потом я пришел к Святейшему Патриарху, когда нужно было перерегистрировать устав в связи со сменой названия. Помню теплый разговор со Святейшим Патриархом, он с улыбкой спросил меня: ‘Вы что, хотите составить конкуренцию духовным школам?’ Я ответил ему, что здоровая конкуренция полезна и поможет развитию и духовных школ тоже.

Он согласился с этим и подписал наш устав.

Конкуренция – доброе дело, если в ней нет зависти. Братское сотрудничество должно быть. Если друг добивается успеха в каком-то деле, а ты смотришь на него и хочешь идти в ногу с ним, то все получится хорошо.

Московские духовные школы смотрели на нас, а мы на них. Мы решились устроить духовное образование по типу университетского, а в духовных школах было традиционное образование закрытого типа. У закрытого образования есть свои сильные и слабые стороны, так же как и у открытого.

20 лет

Думаю, что существование нашего института помогло реформе духовных школ.

В Свято-Тихоновском институте (тогда он еще не имел статуса университета) был разработан первый религиозный стандарт по Теологии. Затем удалось добиться его утверждения государством. Без этого стандарта лицензирование духовных школ и закон об их аккредитации, который принят недавно, бвли бв невозможны. Создание и утверждение государственного поликонфессионального стандарта по теологии – важная веха в развитии теологического образования в России. Причем в развитии именно конфессионального образования , а не атеистического или агностического. Наш университет, мне кажется, внес этим немалую лепту в преодоление ленинского декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».

Законодательство России до сих пор еще не свободно от влияния советских законов. Согласно закону о свободе совести существует светское образование и религиозное образование. Религиозное образование по определению закона имеет целью подготовку священнослужителей, это – духовные школы. Все остальное образование – светское. Светское образование до сих пор у нас в стране в подавляющем большинстве школ в соответствии со стандартом (или раньше – государственными учебными программами) осуществляется на базе атеистического мировоззрения.

В законе об этом ничего не сказано, но фактически это так. Когда мы в министерстве образования сказали, что стандарт по теологии, утвержденный тогда министерством и написанный в контексте научного атеизма, нас абсолютно не устраивает, потому что это – пародия на теологию, нам сказали: «Напишите другой стандарт». Мы ответили: «Вы понимаете, что стандарт по теологии не может быть атеистическим, он может быть только конфессиональным»? Нам ответили, что конфессий в стране много, и предложили сделать один стандарт для всех религий. Естественно, мы сказали, что это невозможно, потому что невозможно объединить христианскую теологию и, например, магометанскую. Нам сказали: «Вы что, хотите сделать множество стандартов? Чтобы весь перечень стандартов заняли стандарты по теологии: католические, исламские, протестантские? Это невозможно!» Тогда мы предложили сделать единый поликонфессиональный стандарт, устроенный наподобие «пучка» стандартов, имеющих общее основание – блоки гуманитарные, экономические, социологические, естественнонаучные. А конфессиональные блоки каждая религия пишет для себя сама.

Это было сделано, но министерство утверждать стандарт не торопилось, говоря, что по конституции у нас образование имеет светский характер и этот стандарт якобы нарушает конституцию. Понадобилось несколько лет для того, чтобы доказать, что преподавание теологии и вообще образование на базе религиозного мировоззрения, может быть светским, что «светский» – это совсем не обязательно – «атеистический». Это потребовало много сил и времени, но труды увенчались успехом.

В результате этой победы религиозное образование стало очень быстро развиваться. На сегодняшний день в России действует уже около пятидесяти теологических кафедр, причем больше половины из них открыты в государственных университетах. Подавляющее большинство из них православные, есть и мусульманские, и иудейские.

Стандарт был первым легитимным актом, которым было узаконено сотрудничество Церкви и государства. Такое сотрудничество было и раньше в других областях, но законного обоснования для него не было. В стандарте было написано, что преподавателей вероучительных дисциплин следует привлекать по рекомендации Церкви. Значит, отныне школа не отделена от Церкви, потому что религиозное образование без Церкви невозможно.

Много и других новых начинаний было осуществлено за эти годы, «но, если говорить о них подробно», наша беседа еще не скоро закончится.

Записал Александр Филиппов

Фото Юлии Маковейчук, Михаила Моисеева и из архива ПСТГУ

Несмотря ни на что, вспоминаю ПСТГУ с тёплым чувством. Я там вела себя отвратительно, всем хамила, нарушала все правила, но меня простили и выдали диплом. Я не стала монументалистом при храме, уволилась. Теперь светский живописец, лицо не заинтересованное. Моё мнение объективно на 100%. Преподаватели сильные, уровень высокий. Учиться можно вполне спокойно, если не болтать, не конфликтовать и не нарушать правила демонстративно.

Моя любовь к ПСТГУ - это не высокопарные слова, а внутренняя потребность духовного поиска. Закончив этот институт в 2002 году, я почти каждый день захожу на сайт узнать что-то новое, и очень радуюсь успехам этого ВУЗА. Да, денег богословское образование не дает, сотрудники живут на мизерную зарплату, даже сам диплом вызывает удивление в светских кругах, а неверующие люди сразу начинают думать, что это либо курсы йоги, либо курсы сектантских духовных практик, а на бирже труда просят не упоминать...

Замечательный универ, прекрасные преподы, но, возможно и нас могут встретиться не самые компетентные кадры, но их ничтожные крупицы. Я не представляю своей жизни без Кузнецов и ПСТГУ. Тут очень высокий уровень образования. Но драть будут в три шкуры. Помните, что вы приходите в конфессиональный университет и здесь от вас будут требовать минимальный дресскод. Юбка и скромность в одежде – вот и все. Если вы не хотите соблюдать правил, то вы ошибетесь универом. Да, послушания будут, но так везде. В...
2015-09-04


Педагог по образованию, учился дистанционно, заочно. Уверен - методологически преподавание организованно безграмотно! 1. Темп учебы непродуманный, фактически как у очников. Чтобы учиться, подготовиться к семинару необходимо забросить работу от всего отказаться и читать, читать и читать. Ни к одному семинару не успевал физически прочитать даже половины требуемой литературы. А ведь еще нужно проанализировать, обдумать. Попытки как-то повлиять на систему - проваливались. 2. Среди обучающихся большая...
2015-09-03


Люди добрые, православные христиане! Отзыв пишу отрицательный не из мести университету, а просто, чтобы правду знали вы, постараюсь писать объективно и непредвзято - я здесь отучился, меня никто не выгонял, никому не мщу. Просто знайте правду. Сначала скажу о достоинствах: задумка такого учреждения действительно хорошая, здесь преподают очень хорошие и умные люди из МГУ, МГИМО и др. Но на них хорошее и заканчивается, ибо парадокс в том, что реально по-человечески и по-христиански добрые и достойные...

О ВУЗе

Духовно-нравственное возрождение народов России, а следовательно, и преодоление общего кризиса, охватившего Россию, требует скорейшего возвращения к историческим духовным и культурным корням народной и государственной жизни, к Православию.
Одним из событий общенародного и общецерковного масштаба и значения явилось создание Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (Богословского Института) в Москве.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году и удостоился чести носить имя святого Патриарха Всероссийского Тихона. Университет имеет государственную аккредитацию по пяти образовательным направлениям - Теологии, Религиоведению, Педагогике, Филологии и Истории, а также по специальностям – Историко-архивоведение, Искусствоведение, Методика начального образования, Социальная педагогика, Дирижирование, Живопись, Декоративно-прикладное искусство.
Впервые за последние 80 лет духовная школа Русской Православной Церкви может выдавать государственные дипломы своим выпускникам, что открывает широкие возможности для работы православных специалистов в государственных учреждениях.

Студенты обучаются на 9 факультетах: богословском, миссионерском, историческом, филологическом, педагогическом, церковных художеств, церковного пения, факультете социальных наук, факультете дополнительного образования. Имеется дневное отделение (на всех факультетах кроме факультета дополнительного образования), вечернее отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, церковного пения, теоретическом отделении факультета церковных художеств, факультете дополнительного образования), заочное отделение (на факультетах богословском, миссионерском, педагогическом, социальных наук, дополнительного образования).

Университет имеет государственную аккредитацию по пяти образовательным направлениям - Теологии, Религиоведению, Педагогике, Филологии и Истории". Уже второй год Университет имеет государственную аккредитацию по направлению "Музыкальное искусство" (бакалавриат).

Университет является первым в истории России высшим учебным заведением, обеспечивающим богословское образование для мирян (до настоящего времени богословские дисциплины изучались только в духовных школах, имеющих целью подготовку клириков). Студенты всех факультетов получают базовое богословское и гуманитарное образование. Список богословских предметов и их содержание соответствуют программам, принятым в высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Изучаются также основные гуманитарные дисциплины: всемирная и русская история, зарубежная и русская философия, современные и древние языки. Богослужебную практику студенты проходят в храмах университета.

За время своего существования университет развернул подготовку по многим государственным направлениям и специальностям. В его стенах можно получить высшее богословское, гуманитарное, педагогическое образование. Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет готовит специалистов в области православного богословия и истории Церкви, преподавателей Закона Божия, богословских и церковно-исторических дисциплин, миссионеров, катехизаторов, лекторов. Высокий уровень гуманитарного и педагогического образования (признанный государством) позволяет получать профессиональную квалификацию в области истории, русского языка и литературы, иностранных языков, выпускник университета может стать учителем начальной школы, преподавателем православной гимназии или средней школы, специалистом по переводу святоотеческого наследия и произведений церковных писателей христианского Востока. Желающие послужить Церкви через приобретение творческой профессии могут стать специалистами в области христианского искусства, иконописцами, монументалистами, реставраторами, мастерами церковного шитья, регентами, певчими, преподавателями церковно-певческих школ.

Вечернее отделение Университета было сформировано на основе вечерних Богословско-катехизаторских Курсов, успешно работавших в течение двух лет на общественных началах. Дневное отделение начало свою работу с сентября 1992 года, заочное (экстернат) с октября 1993 года. На всех факультетах Университета есть подготовительные отделения.

Обучение на Богословском и Миссионерском факультетах построено по принципу соединения традиционного богословского образования с гуманитарным. Учебный план включает все основные богословские дисциплины. В то же время, преподается всемирная и русская история, читается большой курс истории зарубежной и русской философии. Большое внимание уделяется древним и новым иностранным языкам, на изучение языков у студентов младших курсов уходит до 40% учебного времени. Иностранный язык изучают все студенты гуманитарных факультетов. Изучение церковно-славянского языка обязательно для всех студентов очного и заочного отделения. Всего в Университете на разных отделениях преподается 12 языков.

Лекционные и семинарские занятия проходят в МГУ, и в зданиях Университета на Новокузнецкой улице, на территории Николо-Кузнецкого храма, Троицкого храма на Пятницкой ул, На Озерной улице и на Поклонной горе. Некоторые занятия проходят в помещениях при храме Воскресения в Кадашах и свт. Николая в Кленниках (не считая занятий в художественных мастерских и индивидуальных занятий на факультете Церковного пения). Университет имеет 6 иконописных мастерских, 2 мастерских мозаики и фрески, 3 мастерских церковного шитья, 1 мастерскую по реставрации икон. Библиотечный фонд составляет 54000 единиц.

Студенты Университета проходят практику по своей специальности. Студенты педагогического факультета проходят педагогическую практику в гимназиях и приходских воскресных школах Москвы и Подмосковья, а также в общеобразовательных школах, детских домах и приемниках. Например, летняя практика 1998 г. была организована в 5 епархиях (Новосибирской, Курской, Волгоградской, Ярославской, Московской), где студенты работали в качестве воспитателей, помощников воспитателей, начальников смен. Студенты Исторического и Филологического факультетов в основном проходят практику в общеобразовательных средних школах. Студенты Богословского и Миссионерского проходят практику в миссионерских поездках.

Студенты Факультета Церковного пения проходят богослужебную практику в двух университетских храмах, участвуют в Патриарших богослужениях, выступают с концертами. При факультете имеется отделение среднего специального образования - Хоровое училище, где ведется обучение по специальности: "Хоровое дирижирование" (квалификация "Руководитель хора и творческого коллектива, преподаватель хоровых дисциплин; артист хора, ансамбля"). Училище имеет государственную аккредитацию. Поступление в училище осуществляется после 9-го, 10-го и 11-го классов.

Факультет церковных художеств устраивает поездки по древнерусским городам (Новгород, Псков, Ростов Великий, Киев, Санкт-Петербург). Студенты-иконописцы летом проходят выездную практику по иконописи, копированию и расчистке росписей (с. Богослово и с. Харинское Ярославской обл., Псков, Ростов Великий), будущие специалисты монументального искусства копируют фрески и помогают в настенных росписях в Пскове и Оптиной пустыни. Студенты-реставраторы проходят выездную практику по консервации и реставрации икон в г. Ярославле, Ростове Великом, Новгороде, Тутаеве (всего за три года студентами спасено от разрушения более 60-ти икон). Отделение церковного шитья практикуется в Богоявленском Анастасьином женском монастыре г. Костромы, в Ростове Великом.

Обучение на старших курсах предполагает участие в научной работе. Значительное место в научной жизни Университета занимает исследовательская работа по истории Русской Православной Церкви XX в. По результатам этих исследований опубликовано несколько книг, в том числе сборник документов "Акты Святейшего Патриарха Тихона:", справочно-биографическое издание "За Христа пострадавшие", "Следственное дело Патриарха Тихона".

Ежегодно Университет принимает участие в нескольких десятках конференций, как всероссийских, так и международных. Широкую известность приобрела университетская Ежегодная Богословская конференция, в которой принимают участие преподаватели и сотрудники Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, а также других духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и братских Православных Церквей, представители академических институтов, университетов, архивов, библиотек, специалисты по церковному искусству.

Актовый день Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета по традиции проводится 18 ноября - в день избрания св. Патриарха Тихона на Патриарший престол. В этот день в университетском храме Живоначальной Троицы на Пятницкой ул. совершается архиерейская служба, на Торжественном Акте в стенах МГУ им. Ломоносова выступают гости ПСТГУ, вручаются дипломы выпускникам.

Широкие международные связи Университета позволяют лучшим студентам проходить стажировку в зарубежных учебных заведениях.

Университет учрежден в 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II как Богословский институт. В том же году по ходатайству Ученого совета ему было присвоено имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Первое название вуза – «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» (ПСТБИ).

В 2004 г. институт получил государственный статус университета и новое название «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» (ПСТГУ).

Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол – 5/18 ноября.

Ректором университета с момента его основания является избранный Ученым советом и назначенный указом Святейшего Патриарха протоиерей Владимир Воробьев.

Университет имеет государственную аккредитацию, все выпускники получают дипломы государственного образца.

С 1997 г. в университете действует Ученый совет по защите кандидатских и докторских диссертаций на соискание ученых степеней по богословию и церковной истории.

В университете был разработан и в 2001 г. утвержден Министерством образования государственный образовательный поликонфессиональный стандарт второго поколения по образовательному направлению «Теология», а через год – по специальности «Теология». В Свято-Тихоновском университете реализуется православный компонент стандарта.

ПСТГУ стал крупнейшим учебным заведением Русской Православной Церкви. В нем обучаются около 3000 учащихся.

В университете трудятся более 500 преподавателей, в их числе 60 священников и диаконов. Среди преподавателей 230 имеют ученые степени доктора и кандидата наук, 16 выпускников МДАиС, 110 выпускников МГУ, 160 выпускников ПСТГУ и ПСТБИ. Докторов богословия, церковной истории – 9 человек, кандидатов богословия – 15 человек.

Действуют отделения: очное, очно-заочное (вечернее), заочное, дистанционное (интернет-обучение), подготовительное.

Факультеты:

  • Богословский
  • Педагогический
  • Церковных художеств
  • Церковного пения
  • Филологический
  • Исторический
  • Дополнительного образования
  • Социальных наук
  • Информатики и прикладной математики

При университете действует Хоровое училище, обучение в котором ведется по программе среднего профессионального образования.

На всех факультетах кроме основного учебного плана студенты проходят дополнительный курс Основ богословия, сориентированный на профессиональную подготовку на факультете; кроме основного диплома студенты получают сертификат о профессиональной переподготовке по богословской программе.

ПСТГУ создан в организационно-правовой форме частного учреждения. Для того чтобы осуществлять необходимую подготовку для студентов, желающих в дальнейшем принять священный сан, при ПСТГУ вновь открыт Богословский институт, имеющий организационно-правовую форму религиозного учебного заведения, аналогичного духовным школам. Будущие ставленники обучаются здесь параллельно с учебой в ПСТГУ и получают диплом духовной школы образца Русской Православной Церкви.

Профессиональная подготовка учащихся ведется по следующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования:

  • Теология, Религиоведение, История, Филология (Зарубежные языки: классическая филология; древние языки христианского Востока; романский язык; английский язык. Отечественная филология: русский язык и литература со знанием современного славянского языка; прикладная филология; преподавание филологических дисциплин, русский язык и литература с углубленным изучением современного европейского языка), Культурология, Туризм, Социальная работа (социальная работа с молодежью; социальная работа в системе некоммерческих организаций и развития добровольческого движения; информационные технологии в социальной работе), Педагогическое образование (начальное образование; дошкольное образование; религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе), Живопись (Реставрация темперной живописи. Иконопись. Монументальное искусство), История искусства, Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Церковное шитье), Дирижирование академическим хором, Художественное руководство академическим хором, Социология, Экономика, Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.
  • Теология, в том числе с применением дистанционных технологий в полном объеме, Религиоведение, История, Филология, Педагогическое образование, История искусств, Экономика.