Крит в эпоху минойской цивилизации. Минойская цивилизация

Раскопки на Крите дали возможность судить о культуре и быте острова. Искусство минойцев пронизано дыханием жизни. Оно очень эмоционально и рассчитано на мгновенное впечатление. Предметы мелкой пластики - чашечки, ритоны (священные сосуды в форме головы животного), золотые печатки, кувшины и статуэтки - показывают, что у минойцев было прекрасное чувство формы. На золотых печатях, относя-щихся к XV в. до н. э., можно увидеть ритуальные сцены. великолепно умели передавать движение, они почти не изображают людей в застывших позах. Если человек и останавливается на мгновение, то всё его тело пружинисто и напряжено, так что не остаётся сомнения: через минуту он снова двинется в путь.

Известна бронзовая статуэтка молящегося юноши из Тилиса (около 1500 г. до н. э.), его торс сильно прогнут назад, рука вскинута к голове. Точно такие же изображения встречаются и на печатях. Там можно увидеть, что юноша поклоняется богине, стоящей со скипетром в вытянутой вперёд руке на вершине горы. Властную позу богини повторяет царь. На печати из Кастелли, найденной в 1983 г., Минос стоит на вершине дворца со скипетром в вытянутой руке. Он как бы венчает собой мировую гору. Царь представлен молодым, полным сил, его длинные локоны развеваются на ветру.

В минойском искусстве образ мужчины царя всегда сюжетно подчинён образу женщины-богини. Она символизирует мощь Земли и доминирует в большинстве композиций. Если царь всегда юноша, подтянутый и даже хрупкий, то богиня предстаёт в облике зрелой женщины с пышными формами. Её осиная талия только подчёркивает тяжёлую грудь и широкие бёдра.

Храмов в привычном смысле слова на Крите археологам обнаружить не удалось. Минойцы поклонялись своим богам в горных святилищах и специальных помещениях дворца. Это были небольшие комнаты, обособленные и закрытые. В них вмещалось восемь - десять человек Следовательно, отправление культа ограничивалось числом ближайших родственников. Эвансу удалось раскопать в Кноссе несколько таких святилищ, разрушенных землетрясением. Расчистив строительный мусор, археолог нашёл в основании одного из них два больших бычьих черепа. «Перед тем как здание перестало служить местом обитания человека, - писал учёный, - в нём совершались торжественные очищающие жертвоприношения подземным богам».

Этих богов можно представить по статуэткам, обнаруженным в тайнике Кносского дворца. Там находились две фаянсовые (глина, покрытая глазурью) фигурки богинь со змеями в руках (ОКОЛО 1600 г. до н. э.). Одна из них высотой 32 см, другая - 29 см. Исследователи полагают, что это мать и дочь - критские Деметра и Персефона. Они облачены в традиционную для критских женщин одежду: складчатые юбки, передники, кручёные пояса, корсаж, обнажающий грудь. Любопытно, что в том же тайнике найдены сохранившиеся остатки одежды и поясов. Вероятно, они принадлежали придворной жрице, а фигурки участвовали в дворцовых ритуалах.

Дворец в Кноссе был богато украшен росписями. Учёных удивляет тот факт, что эти фрески возникли как бы «внезапно», около 1600 г. до н. э., и достигли своего расцвета в период до 1200 г. до н. э. Археологи не обнаружили никаких подготовительных стадий развития живописи на Крите. Возможно, ранние образчики росписей погибли при землетрясениях. Ведь и те фрески, что сохранились до наших дней, подчас известны лишь фрагментарно.

Одна из наиболее знаменитых - «Парижанка», выполненная около 1500-1450 гг. до н. э. Она расположена в северной части дворца и изображает молодую девушку, накрашенную очень ярко. Когда-то «Парижанка» была частью большой картины пира, восстановить которую невозможно. Девушка отнюдь не красавица, у неё неправильные черты лица, но древний художник блестяще передал биение жизни и обаяние юности, присущее его модели.

На стенах Коридора процессий археологи расчистили изображение шествия юношей и девушек, несущих дары богине на её главный праздник - он приходился на середину лета. Это цветы, дорогие сосуды и новое одеяние. аналогичный ритуал будут называть дарением пеплоса и символизировать возрождение богини. Фреска «Собиратель шафрана» также имеет религиозный смысл. Синяя обезьянка (сначала её принимали за фигурку юноши, но позже на картине удалось восстановить хвост) прыгает по грядкам между скромными белыми соцветиями-звёздочками. Синий - цвет смерти - говорит о том, что дело происходит в мире ином.

Раскопки, проведённые в долине Мессары и Молхоса, открыли купольные гробницы с небольшими расписными саркофагами из терракоты, их называют ларнаками. Они служили родовыми усыпальницами, и в каждой похоронены десятки людей. К югу от Кносского дворца хоронили правителей. Их гробница имеет заупокойный зал с колоннами, погребальную камеру с центральным столбом, а сверху над ней располагалось святилище. По росписям ларнаков удалось понять, Крита представляли себе смерть. Они воспринимали уход из жизни как длительный путь души в глубины земли. Одновременно менялось и тело, кости которого должны очиститься от тленной плоти. Поэтому в днищах ларнаков проделывались дырочки, сквозь которые просачивалась материя. Потом приходило возрождение - на костях нарастала новая плоть. Залогом возрождения является жертва бога-быка. На ларнаке из Агиа Триады (1400 г. до н. э.) показаны сцены похорон и заклания быка.

Раннеминойский период (XXX–XXIII). Изначальное население Крита принято именовать минойцами, которые создали очень развитую археологическую минойскую культуру. В начале III тысячелетия на Крите, как и во многих частях земного шара, осваивается производство меди, а позднее и бронзы. Со второй половины III тысячелетия на Крите появляются города, а также частная собственность. На Крите начинают править первые цари (басилеи ), жившие в городах Кносс, Маллия и Фест .

Среднеминойский период (XXII–XVIII). На Крите уже сеют пшеницу. Развиваются садоводство и виноградарство; разводят мелкий рогатый скот, в основном овец и коз.

В ремесле широко применяется гончарный круг, развивается бронзолитейное дело, высокого уровня достигает ювелирное производство. Совершенствуется строительное дело: в Кноссе, Маллии и Фесте строятся крупные сооружения, по которым среднеминойский период обозначается как «период старых дворцов» . «Дворцы» являлись центрами, вокруг которых, как и вокруг храмов на Востоке, сосредоточивалась хозяйственная жизнь населения острова. Особенность Крита данного времени состоит в полном отсутствии следов боевых действий. Поселения, несмотря на свою массивность, не были специально укреплены.

Внешние связи Крит в основном осуществлял с Малой Азией и Египтом. В Малой Азии критяне торговали с населением знаменитой Трои и хеттами, а в Восточном Средиземноморье – с Кипром и сирийскими царствами. С Египтом торговые отношения были весьма развитыми: из Крита в Египет, где правила 12 династия (XIX–XVIII вв. до Р. Х.), ввозились лес, расписная посуда и другие вещи. Фараоны присылали на Крит послов и имели на острове свое постоянное представительство.

Позднеминойский период (XVII–XII). Около 1700 г. археологически зафиксированы пожаром и разрушение крупных вышеназванных дворцов в Кноссе, Фесте и Маллии. Пожар был связан с землетрясением или внутренними междоусобицами, которые могли совпасть. В прежнем виде «дворцы» перестают существовать. Они отстраиваются заново, поэтому начало позднеминойского времени (XVII–XV вв. до Р. Х.) еще называется периодом «новых дворцов» , когда критские государства переживают максимальный расцвет.

Активно развивается судостроительство – начинается период вла­ды­чес­тва Крита на море, талассократия . Строятся грузовые и военные корабли (у военных на носу устанавливались тараны). Греческие законодатели последующего времени ссылались на Миноса как на творца самых древних законов Греции. Царь сочетал в себе функции жреца и светского правителя, поэтому критское общество можно назвать теократическим . Имя Миноса носили все представители царской династии.

На Крите строится сеть дорог – один из первых показателей роста производства. Продолжается развитие связей с Египтом и Восточным Средиземноморьем: в Угарите (Сирия) существовало целое поселение критских торговцев.

Крито-ми­кен­ская письменность. Уже в III тысячелетии до Р. Х. на Крите было зафиксировано рисуночное письмо – пиктография, – позднее эволюционировавшее видеографическое . С XVIII в. до Р. Х. на основе этой традиции появляется настоящая критская письменность, называемая линейным письмом А . Оно представляло собой слоговую письменность , в которой знак означал слог. Письмо А до сих пор не расшифровано. С XV века появляется другой вид письменности – линейное письмо Б . Письмо Б протогреческое, хотя и содержащее определенное количество доиндоевропейских слов. Один знак, как и в письме А (связь с которым очевидна), означал слог; в конце каждой строки могли стоять идеограммы – схематические рисунки, объяснявшие написанное.

Крито-микенское письмо называют линейным потому, что оно состояло из линий, нанесенных на глиняные таблички.

Гибель критской цивилизации. В середине XV в. на Крите происходит катастрофа. Ее объясняют землетрясением, вызванным мощнейшим извержением вулкана Санторин , находившегося в 110 километрах к северу от Кносса, на острове Фера . Возможно, хотя и сомнительно, этим было вызвано землетрясение на Крите. С другой стороны, извержение могло создать большую волну – цунами, смывшую дворцы. А после бедствия на Крит для грабежа могли прийти ахейцы. К этому происшествию восходит загадка Атлантиды .

После катастрофы Крит уже не оправился. В отличие от предыдущего катаклизма, когда дворцы были отстроены заново, Крит перестает существовать как независимое крупное государство: его эпоха завершается. После разрушения дворцов северо-восточная часть Крита заселяется ахейским населением, перебравшимся с материковой Греции – критская цивилизация, хотя и про­дол­жа­ет свое существование до XII века, тем не менее уже не самостоятельна.

Длительный период неолита на острове сменила блестящая минойская эпоха, чье название происходит от имени мифического царя Миноса, правителя царства и Кносского дворца.

Минойская цивилизация была создана и процветала от 2900 г. до н.э. до 1100 года до н.э., период более чем 1500 лет.

Минойский период делится на четыре основных:

Додворцовый период (3300 - 2000 до н.э.)

Стародворцовый период (2000 - 1750 до н.э.)

Новодворцовый период (1750 - 1490 до н.э.)

Последворцовый период (1490 - 1100 до н.э.)

Раскопки британского археолога сэра Артура Эванса впервые пролили свет на культуру, о существовании которой до этого было известно только из гомеровского эпоса и греческого мифа о Минотавре.

Минотавр - наполовину человек, наполовину - бык, пожирал молодых мужчин и женщин, которые доставлялись ему в качестве дани с материковой Греции.

Эванс в начале прошлого века нашел руины Кносского дворца, существовавшего на острове Крит с 1700 г. до н.э. и после.

В Кносском дворце была вода и канализационная сеть, которая оказалась совершеннее, чем любая другая, построенная в Европе в римскую эпоху. Стены были искусно украшены фресками, на которых минойцы выглядели счастливыми и мирными людьми, которые жили в гармонии с природой, имели очевидную склонность к танцам и любили большие общественные фестивали и спортивные соревнования.

Структура Кносского дворца казалась хаотичной и сложной для первых посетителей и, возможно, этот факт породил миф о знаменитом лабиринте.

То, что не подходило для выращивания зерновых культур, было идеально для лозы или оливы. С тех пор и до сегодняшнего дня масло и вино - главные сельскохозяйственные продукты, выращиваемые и экспортируемые с Крита

Море

Минойцы вскоре поняли, что море, которое их окружало и которого они все ещё опасались, на самом деле стал их новым лучший другом. Море было эффективным сдерживающим фактором вторжений, чем любое из укреплений.

Во время развития и процветания цивилизации, минойцам не приходилось строить стены вокруг своих городов. Благодаря морю минойцы установили культурные связи с другими странами. Постепенно они стали виртуозами в судостроении, а Минойская цивилизация стала одной из первых цивилизаций, основавшей свое развитие в коммерческом флоте. Минойцы быстро колонизировали близлежащие острова Эгейского моря, Киклады, и начали торговать с Египтом и Сирией. Считается, что они прибыли в Сицилию. Прибыль от торговли и накопленный опыт позволили им построить большие порты, акведуки и впечатляющие дворцы.

Минойские моряки были самоотверженными и суда их были более совершенными.

На фресках изображались корабли с высоким носом, короткой кормой, большой мачтой в центре квадратной ткани и большой лопастью на корме для руля.

И когда дул ветер, более 25 гребцов на каждом борту судна обеспечивали ему необходимую силу для перемещения. Высокие носы разрезали волны, а тяжелые и надежные корпуса делали их сильнее и устойчивее во время шторма. Даже высокомерные египтяне восхищались морскими способностями минойцев. В египетской гробнице фреска изображает группу минойцев, которых они называли «кефтиу», приносящих дары фараону. Вполне вероятно, что фараон Египта, нанимал минойцев с их судами для перевозки ливанского кедра в свою страну.

Характер

Минойцы разработали эффективный центральный орган для управления и отслеживания торговых операций. Регистры были написаны на глиняных табличках, изначально с формой записи, которая выглядела как египетские иероглифы и после 1700 г. до н.э. - с использованием слогового письма, известного как линейное.

Возможно, из-за своей изоляции, минойцы меньше воевали, чем другие народы того времени. Они никогда не покрывали стены сценами битв или военных подвигов и не описывали боевые подвиги.

Их любимыми темами был человек в его повседневной жизни или религиозных и спортивных мероприятиях, а так же образы природы - цветы, рыбы, птицы и дельфины.

Также они не возводили статуи или большие курганы, чтобы удовлетворить тщеславие или подчеркнуть чью-то власть. Вместо этого в их искусстве преобладают портреты очаровательных людей с длинными черными волосами, высоких и стройных, в красивых, красочных костюмах. Женщины, в частности, изображены в цветных потрясающих платьях, которые оставляют грудь открытой, возможно, как знак красоты, здоровья и плодородия. Греки предполагали, что именно минойцам принадлежит появление танцев.

Минойское искусство спонтанное и легкое, полное ритмических движений. Если верить тому, что изображено на фресках, минойцы были, вероятно, самыми счастливыми людьми бронзового века.

Общество

Женщины на Крите пользовались большей свободой, чем женщины в любой другой культуре этой эпохи, даже большей, чем в Египте. Фрески во дворцах изображают их свободными, одетыми в элегантные платья, они имели макияж и наслаждались общественными торжествами с мужчинами, или даже принимали участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Для настенной росписи характерно изображение публичной церемонии празднования, когда толпа собиралась на площади Кносского дворца, чтобы посмотреть, как спортсмены совершают сложные и рискованные прыжки через быка.

Возможно, Гомер интуитивно предполагал, когда утверждал в Илиаде, что Крит имел 90 городов. Тем не менее, во время зенита минойской цивилизации (1700 - 1200 до н.э.), население на острове достигло 250.000 человек и 40.000 из них проживали в Кноссе.

Сливки критского общества состояли из благородной аристократии, жрецов и жриц.

Средний класс состоял из ремесленников, купцов и служащих, а рабочий класс того времени - из фермеров, пастухов и работников. Последний социальный класс - крепостные. Последние, несмотря на их скромное положение, жили лучше, чем рабы в любой другой цивилизации бронзового века.

Крит никогда не испытывал социальных волнений и потрясений, которые влияют на эпоху большинства обществ.

Тысячу лет спустя Аристотель скажет, что крепостные минойского Крита получили все привилегии минойских граждан, за исключением двух: они не могли носить оружие и не могли принять участие в спортивных и гимнастических мероприятиях.

Мы не знаем, все ли или большинство минойцев могли жить в больших домах, но уверены, что многие из них жили комфортно, украшая свои дома красивыми горшками и садами. В их домах не было очагов для приготовления пищи. Для готовки они использовали отдельные печи, сделанные из глины или бронзы. Ели лучше, чем их современники египтяне Месопотамии. Они готовили хлеб из смеси пшеницы и ячменной муки. Из их садов и огородов поставлялись салат, чечевица, фасоль, горох, слива, айва и инжир. Их коровы и козы давали необходимое количеств молока, из которого они делали свой сыр. Ну а море снабжало их осьминогом, кальмаром, мидиями и многими видами рыб. Они пили в основном вино, тем не менее, в связи с постепенным увеличением выращивания зерновых, в какой-то момент его стало недостаточно, и появилось пиво.

Религия

Культура Минойцев, религия и политика были связаны между собой. Тронный зал царя Миноса, красивый, но не особенно роскошный, был местом, где в дополнение к политике, религиозные служители часто выполняли важные церемонии. Спортивные события также носили характер культовых обрядов.

Священным животным минойцев Крита был Таврос. Произведения искусства, изображающие священное животное везде, во всем дворце... вазы в форме головы быка использовались в церемониях. Самый популярный вид спорта -церемония прыжков через быка, где спортсмены хватали животное за рога и делали сложное сальто вдоль всего тела животного.

Возможно, царь Минос носил маску с головой быка, и это был факт, из которого греки впоследствии сформировали образ Минотавра.

Мы имеем мало информации о минойской религии в отличие от того, что мы знаем о соответствующих религиях этого периода на Ближнем Востоке. Здесь не было никаких больших храмов или крупных культовых статуй богов. Главным минойцев была Великая Мать Богиня, которая, возможно, объясняет важное место женщин в критском обществе. Многие статуи женщин, модно одетых, в причудливых платьях, обнажающих грудь, с впечатляющими прическами. Часто они держат в обеих руках по две змеи. Возможно, это являлось вдохновляющим фактором в создании образов последующих греческих божеств, таких как Афина, Деметра и Афродита. Иногда появляется Богиня-Мать с юношей, который может быть ее сыном.

Церемонии, спортивные мероприятия и быки носили жертвенный характер, чтобы позволить Богине Матери защитить их от серии катастроф, таких как затонувшие суда, болезни, неудачи в сельском хозяйстве, особенно - от землетрясений. Такие разрушительные землетрясения происходили на восточном Средиземноморье через регулярные промежутки времени - как правило, такие большие землетрясения были каждые пятьдесят лет, и всякий раз, они хоронили под развалинами целые города.

Минойцы никогда не забывали об этом природном явлении и объясняли его существованием огромного Тавроса, который жил под землей и своим ревом сотрясал мир.

Конец Минойской эпохи

Несмотря на жертвоприношения, минойская цивилизация исчезла после очередного удара стихии. Серии землетрясений и толчков вызвали столько разрушений и так много смертей, что прерывается плавное развитие общества на острове. Бои вспыхнули между Кноссом и другими минойскими крупными городами. В конце вышел победителем Кносс, а другие дворцы на острове были разрушены. На материке ахейцы, которые узнали секреты навигации минойцев, нашли возможность и поняли многое из организации колоний минойского Крита, ограничивающих экономическую и политическую власть.

Около 1160 г. до н.э. пришла еще большая стихия, когда все, что было ранее, казалось незначительным. В 70 морских милях к северу от Крита взорвался вулкан Санторини. Взрыв был настолько велик, что две трети острова исчезли, а взрывная волна создала огромное цунами, которое сильно ударила по густонаселенному северному побережью Крита, принеся широкомасштабные разрушения и смерть. Минойский флот был уничтожен, и остров естественно, остался незащищенным.

Оставшиеся в живых на острове были разбросаны в изолированных поселениях. Около 1100 г. до н.э. на остров начали высадку греки дорийцы, чьи корабли стали преобладать в Средиземном море. Кносский дворец был занят новыми захватчиками, которые постепенно начали вытеснять старых жителей и брать власть на острове в свои руки.

Началась новая эра не только для острова, но и для всей Греции и Средиземноморья...

Крит находится в Средиземном море в 100 км к югу от материковой Греции. Это узкий, вытянутый с запада на восток гористый остров с благоприятным для земледелия климатом, довольно плодородной почвой и превосходными мелкими гаванями вдоль глубоко изрезанного северного берега. Здесь-то, зародившись ок. 4000 лет назад, развилась, расцвела и угасла цивилизация, известная ныне под названием минойской.

Минойцы были народом мореплавателей, с высокоразвитой и сложной системой религиозного культа и устойчивыми торговыми традициями. В эпоху, когда минойцы достигли максимального могущества, их флоты плавали от Сицилии и Греции до Малой Азии, Сирии, Финикии и Египта. Минойские ремесленники производили не только массовую продукцию, но и керамику с изумительными по красоте росписями, и чрезвычайно разнообразные резные самоцветы для религиозных целей и украшений, они строили великолепные дворцы, а стены расписывали изысканными фресками.

Археологическое открытие минойской цивилизации состоялось лишь в 1900, несмотря на то, что греческие мифы и литература были с самого начала наполнены сказаниями о богатстве и мощи Крита. В гомеровской Илиаде на заре греческой литературы упоминается царь Минос , правивший в городе Кноссе за несколько поколений до Троянской войны.

Согласно греческому мифу, Минос был сыном финикийской принцессы Европы и бога Зевса, который, превратившись в белого быка, похитил ее и доставил на Крит. В ту эпоху Минос был самым могущественным государем. Он принудил Афины регулярно платить ему дань, присылая юношей и девушек, которые становились пищей быкоголового чудовища Минотавра . Афины освободились от этой повинности после того, как герой Тесей убил Минотавра с помощью дочери Миноса Ариадны. Миносу служил хитроумный мастер Дедал, который построил лабиринт, куда попался Минотавр.

В 19 в. немногие серьезные ученые верили, что у этих легенд имеется какое-либо историческое основание. Гомер был поэтом, а не историком, и считалось, что большие города, войны и герои – всецело плод их воображения. Однако Генрих Шлиман верил гомеровскому повествованию о Троянской войне. В 1873 он обнаружил в Малой Азии развалины Трои как раз на том месте, где помещал Трою Гомер, а в 1876 повторил то же самое в Микенах, городе, где правил царь Агамемнон , который повел объединенную греческую армию против Трои. Престиж Гомера был восстановлен.

Открытия Шлимана вдохновили состоятельного английского любителя древностей и журналиста Артура Эванса , который решил, что раз Троя действительно существовала, то существовать мог и Кносс. В 1900 Эванс начал на острове раскопки. В результате был обнаружен колоссальный дворец и обилие росписей, керамики, драгоценностей и текстов. Однако обнаруженная цивилизация явно не была греческой, и Эванс назвал ее минойской, по имени легендарного царя Миноса.

Возникновение минойской цивилизации.

Первыми обитателями Крита, которые оставили по себе материальные свидетельства, были пользовавшиеся каменными орудями земледельцы, появившиеся здесь задолго до 3000 до н.э. Неолитические поселенцы применяли тесла и топоры из шлифованного камня и изготавливали красиво отполированную и украшенную керамику. Они выращивали пшеницу и разводили коров, свиней и овец. Деревни появились до 2500 до н.э., и жившие здесь люди занимались торговлей (как по морю, так и по суше) со своими соседями, которые научили их пользоваться бронзой, вероятно, ок. 2500 до н.э.

Культура раннего бронзового века на Крите задала загадку тем, кто занимался минойской цивилизацией после Эванса. Многие ученые продолжают следовать Эвансу и называют этот период ранним минойским, датируя его приблизительно с 3000 по 2000 до н.э. Однако все раскопки на Крите неизменно обнаруживали, что достигшие полного развития минойские города (такие, как дворцовые города в Кноссе , Фесте и Маллии) располагаются непосредственно над остатками неолитической культуры. Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой внезапно возникли ок. 1950 до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития на Крите городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о «минойцах» лишь после 1950 до н.э., насчет же т.н. ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской.

Но как произошла эта городская революция ок. 1950 до н.э.? Вероятно, минойская цивилизация получила импульс от пришельцев извне – могущественных народов-мореплавателей, которые завоевали Крит и установили здесь талассократию, державу, опиравшуюся на господство на морях. Кем были эти пришельцы, оставалось загадкой до расшифровки минойского письма, известного как линейное письмо А. Минойский язык, как обнаруживается по данным линейного письма А, оказался западносемитским языком, относящимся к тому типу, на котором говорили в Финикии и прилегающих областях.

Известно, что вплоть до 18 в. ученые соглашались со свидетельствами древних греков, которые говорили об их культурной зависимости от древнего Ближнего Востока. Например, греки называли свой алфавит финикийским, или Кадмовыми буквами – по Кадму, финикийскому принцу, основателю династию в Фивах .

Минойские пришельцы были мореплавателями с восточных берегов Средиземного моря. Они и принесли на Крит большую часть новшеств и установили разветвленные культурные и торговые отношения со всем Средиземноморьем. К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории. Вдоль его берегов уже произошло слияние импульсов, исходивших из Египта, Сирии с Палестиной, Месопотамии и Малой Азии, и целая группа народов, чрезвычайно разноплановых по этническому происхождению и языку, образовывала новые сочетания. Такая составная культура была характерна и для пришельцев, уже вовлеченных в систему торговых связей. К примеру, Угарит, оживленный порт на севере Сирии, вел с Критом активную торговлю, благодаря которой имел место приток новых идей и практических навыков не только с берегов Сирии и Палестины, но и из Египта и Месопотамии.

Личные имена минойских текстов происходят со всего Ближнего Востока. Среди обнаруживаемых здесь распространенных западносемитских имен – Da-we-da (Давид) и Gu-pa-nu (Гупан); имя Гупан встречается также в текстах из Угарита. Финикийская богиня Тинит появляется как Ti-ni-ta. Северо-западный семитский бог Ям(му) пишется здесь как Ya-mu. По крайней мере два имени, обнаруженных на табличках линейного письма А, Da-ku-se-nй и Su-ki-ri-te-se-ya, – хурритские, т.е. принадлежат несемитскому народу, который занимал видное место на всем Ближнем Востоке, от Малой Азии до Египта, на протяжении II тысячелетия до н.э. Встречаются также и египетские имена, такие, как Ne-tu-ri-Re (что означает «Солнце божественно»). Минойское искусство обнаруживает тесные связи с Египтом: на некоторых фресках изображаются египетский тростник и кошки египетской породы.

Минойская религия была близко связана с Ханааном . В отличие от греческого Зевса, критский Зевс рождается и умирает подобно Ваалу (Белу) ханаанеев. Было принято считать, что очаровательная богиня с поднятыми разведенными в стороны руками и обнаженной грудью, одетая в юбку с оборками, возглавляла на минойском Крите местный пантеон. До расшифровки линейного письма А такие истолкования, как правило, не вызывали возражений. Однако был упущен из виду чрезвычайно важный результат археологических раскопок. В дворцовых святилищах совершенно нет культовых статуй; более того, здесь нет даже пьедестала, на который могла бы быть поставлена такая статуя. Археологические свидетельства из иудейских святилищ указывают на то, что результаты раскопок на Крите могут быть истолкованы иначе. Минойские U-образные «рога посвящения» невозможно отделить от иудейских рогов алтаря, упомянутых в Псалмах 117, 27 и сохранившихся по углам каменных алтарей раскопанных иудейских святилищ. Археологи находят статуэтки, изображающие обнаженную богиню плодородия Астарту , в домах древних евреев вплоть до периода разрушения первого Храма (586 до н.э.). Однако из Библии нам известно, что официальный культ Яхве был аниконическим (т.е. не связанным с изображениями), и культовых статуй Яхве (отождествляемого с Элом, главой ханаанейского пантеона) не обнаружено. При том что минойцы более политеистичны, чем древние евреи, по табличкам линейного письма А, найденным в Агиа-Триаде, можно заключить, что большая часть жертвоприношений совершалась не богиням, а мужскому божеству A-du (произносится «Ах-дуу» или «Хах-дуу»), что было в угаритских текстах другим именем Ваала, наиболее деятельного бога в ханаанейском пантеоне.

В Теогонии Гесиода первым царем богов был Уран, на смену которому пришел Кронос. Этот последний породил сменившего его Зевса, который появился на свет на горе Дикте на Крите. Прототипом этой генеалогии является хурритский миф о Кумарби. Поскольку у повествования Гесиода – хурритский источник, поскольку он помещает место рождения Зевса на Крите и поскольку мифы обычно бережно сохраняют названия мест, ясно, что сказка эта не была завезена в Грецию путниками или заезжими купцами, а прибыла вместе с хурритами, которые обосновались на минойском Крите.

На протяжении своей славной истории минойцы в полной мере изведали как взлеты, так и падения. За пределами бассейна Эгейского моря известно 11 принадлежавших им колоний, широко раскинувшихся по восточному и центральному Средиземноморью. В ходе раскопок были обнаружены их дворцы в восточной части Крита – в Кноссе, Фесте, Маллии и Закро. Минойские находки (включая также и тексты), сделанные возле Ханиа, дают основания предполагать, что был дворец и на западе. Относящиеся к минойской цивилизации объекты были обнаружены и на других островах южного Эгейского моря, прежде всего на Фере, Мелосе, Кифере, Кеосе и Родосе.

Наибольшее значение имеют раскопки, которые проводятся на Фере. В результате вулканического взрыва в середине II тысячелетия до н.э. середина острова исчезла, а остальная его часть оказалась засыпанной вулканическим пеплом, который похоронил существовавший здесь город. Катастрофа, постигшая минойцев, сохранила в неприкосновенности значительные фрагменты их культуры. Чрезвычайно примечательны фрески на Фере. Особенно заслуживает внимания изображение судов, где представлены как увеселительная морская прогулка знати, так и военный корабль в пылу сражения.

Судя по надписям, из которых мы черпаем сведения о жизни Крита, представляется сомнительным, что обширная минойская «империя» управлялась из единого центра. Куда более правдоподобно предположение, что минойская держава была образована конфедерацией городов-государств, таких, как Кносс, Маллия и Фест. Мы знаем имена нескольких царей, самым известным из которых был Минос. Это имя носили по крайней мере два царя, и возможно, что слово «минос» сделалось общим обозначением правителя.

Хотя центром минойской цивилизации был Крит, эта культура распространилась на многие острова и прибрежные области Эгейского моря и Средиземного моря в целом, а также по крайней мере на одну удаленную от моря область за Иорданом. Мощная культура мореплавателей не поддается точной локализации: свидетельства археологии, а в некоторых случаях и письменные источники, обнаруживаемые в весьма отдаленных краях, говорят об отношениях, которые поддерживали минойцы с областями Греции, Малой Азии, Кипром, Сирией, Палестиной, Египтом, Вавилоном и другими странами. Большая часть графических изображений минойцев, обнаруженных вне сферы минойской цивилизации, сосредоточена в Египте. Так, на росписях в гробнице Сенмута, архитектора и доверенного лица царицы Хатшепсут (правила ок. 1503–1482 до н.э.), изображены минойцы, приносящие дары.

Минойцы вели активную торговлю, их многочисленный торговый флот выходил в море с ценным грузом – керамикой, изделиями из металла, вином, оливковым маслом, чтобы обменять их за морем на медь, олово, слоновую кость и золото. У минойских торговых кораблей были, как правило, высокий нос, низкая корма и выступающий назад киль. В движение их приводили сидящие в два ряда гребцы и парус.

Успехи минойцев в области военного дела не ограничивались флотом. Долгое время критяне славились как искусные лучники и пращники. Их составной лук был так хорошо известен, что в текстах из Угарита говорится, что его изготовил бог Котар-ва-Хасис на Крите.

Быт.

Судя по изобразительному искусству самих минойцев, они были изящными и жизнерадостными людьми. Длинные волосы носили и мужчины, и женщины, но женщины оформляли их особенно разнообразно, укладывая локонами и завитками. Одежда мужчин состояла практически лишь в широком кожаном поясном ремне и кожаном же гульфике. Женщины носили длинные и пестрые юбки с оборками, а также лиф, который оставлял обнаженными руки и грудь.

Городскую общину составляли высший класс (куда входили царское семейство, знать и жрецы), средний класс и рабы. Как можно предполагать, по положению в обществе женщины были во всем равны мужчинам, они участвовали во всех видах деятельности, включая наиболее опасные виды атлетических занятий. Земледельцы, обитавшие в сельской местности, выращивали пшеницу и ячмень, а также оливки, миндаль и виноград. Кроме того, они вырабатывали шерсть и лен для производства тканей. В городах имелись утонченные мастера, резчики по драгоценным камням и по слоновой кости, живописцы, златокузнецы, изготовители каменных ваз и кубков. Популярны были танцы и занятия атлетикой, например кулачным боем. Главным видом спорта были прыжки через быка. Молодой мужчина или женщина становился перед нападающим быком и хватал его за рога; когда бык взмахивал головой, прыгун делал сальто через рога, отталкивался руками от бычьей спины и приземлялся на ноги позади быка.

Наиболее полную картину жизни минойского Крита дали археологические раскопки, проведеные в Гурнии, городе в восточной части Крита. Здесь обнаружены дворец, площадь для общественных мероприятий, святилище, а также характерный лабиринт домов, возведенных из бутового камня и сырцового кирпича.

Религия.

Минойцы поклонялись многим богам, часть которых можно возвести к глубокой древности. Наши сведения об этих богах скудны, но подмечая сходные моменты с более известными богами в других регионах Ближнего Востока, можно делать заключения относительно самих критских богов и характера поклонения. Так, в горных святилищах поклонялись широко почитаемому богу (Y)a-sa-sa-la-mu (произносится «йа-ша-ша-ла-муу»), имя которого означает «Тот, Кто Дает Благополучие». Ему посвящены по крайней мере шесть минойских культовых объектов – каменных столов для возлияния и т.п.

Наиболее широко известное минойское божество – это богиня, обыкновенно изображаемая в юбке с оборками, с поднятыми разведенными в стороны руками, причем тело ее и руки нередко обвивают змеи. Ее статуэтки сделались символом минойской цивилизации. Эта богиня, как и Йашашалам, возможно, также имеет семитское происхождение, поскольку она появляется на цилиндрических печатях из Месопотамии, более ранних, чем изображения с Крита. Иногда минойские художники изображали ее стоящей на горе в окружении животных.

Имя Дагона, упоминаемое в Библии в качестве бога филистимлян , появляется на минойских табличках в форме Da-gu-na. Это тоже широко почитаемое семитское божество: угаритские мифы называют его отцом бога плодородия Ваала. Некоторые верования, распространенные на минойском Крите, просуществовали вплоть до античности. Гесиод и другие греческие поэты упоминают о мифах, в которых говорится, что бог Зевс не только родился на Крите, но там же умер и погребен. История об узурпации Зевсом власти своего отца Кроноса является почти точной параллелью мифу о хурритском боге бури Тешубе, который точно таким же образом смещает своего отца Кумарби. Гесиод связывает это событие с Критом, и его рассказ включает много неприглядных подробностей оригинала, не оставляя никаких сомнений относительно источника позднейшего мифа.

Общей чертой, характерной для минойской религии, было поклонение природе – священным деревьям, источникам и каменным столбам.

В отличие от многих древних обитателей Ближнего Востока, минойцы не воздвигали своим богам величественных храмов. Совместные культовые действия совершались ими на дворцовых площадках, в пещерных святилищах, в домовых храмах, в часовенках, построенных над истоками ручьев, но в первую очередь в святилищах на вершинах. Маленькие храмы, построенные на горных вершинах, являются характерной чертой ханаанейской религии, их можно сравнить с «высокими холмами», на которые, в связи с существовавшей на них практикой поклонения, яростно обрушиваются израильские пророки.

Важную роль в минойской религии играл бык. В греческих мифах, связанных с Критом, события часто разворачиваются вокруг быка, как в случае похищения Зевсом Европы или в легенде о Минотавре. Минойские алтари и крыши святилищ нередко имели рогообразные выступы, которые, возможно, происходили от рогов священного быка и обыкновенно назывались рогами посвящения. Даже минойские прыжки через быка имели, помимо атлетической, еще и религиозную сторону.

Искусство.

Минойское искусство – наиболее радостное и лучезарное из всех древних искусств. На рельефном изображении вазы из Агиа-Триады мы видим шествие земледельцев на празднике урожая. Типично минойская деталь на этой вазе – изображение сваленного с ног хмелем гуляки, который уткнулся в землю и спит.

Минойские фрески неизменно поражают свежестью и естественностью. Юноши и девушки беззаботно перепрыгивают через рога бросающихся на них быков; скачет по скалам критский козел; дельфины и летучие рыбки скользят по волнам.

Важной художественной условностью, введенной минойцами, было изображение животных, скачущих галопом. Этот прием, столь успешно позволяющий изобразить стремительность движения, распространился отсюда в Египет, Персию, Сибирь, Китай и Японию. Минойцы использовали также статичные узоры – зигзаги, перекрестную штриховку и другие линейные средства, известные по ближневосточной расписной керамике.

Яркие, насыщенные цвета использовались в минойском искусстве не только на фресках, но и в архитектуре, и на керамике, изготовлявшейся на гончарном круге. То, что минойцы зачастую раскрашивали мужчин в красный цвет, а женщин – в желтый, не было лишь условностью. Следуя широко распространенному в древности обычаю, минойские мужчины в церемониальных целях раскрашивали свои тела красным, а женщины подкрашивались желтой краской. Именно такими изображены люди на саркофаге из Агиа-Триады, где они несут телят и другие дары и играют на лирах по случаю похорон царевича.

Кроме того, минойцы производили чрезвычайно разнообразные керамические изделия, печати, каменные сосуды, металлические орудия и ювелирные изделия, продолжая таким образом туземные ремесленные традиции, которые предшествовали расцвету минойской цивилизации.

Архитектура.

Наиболее примечательные образцы минойской архитектуры мы находим среди остатков дворцовых городов, таких, как Кносс и Маллия на севере, Фест и Агиа-Триада на юге Крита. Городской планировкой минойцы, по сути, не занимались. Глава общины выбирал для своего дворца лучшее место, а его родичи и свита отстраивали дома вокруг дворца. По этой причине города имели радиальную планировку, с улицами, берущими начало от дворца в центре и связанными между собой более или менее концентрическими переулками.

Дворцовые города обычно располагались в глубине суши, а с портовыми городами соединялись мощеными дорогами. Примечательным исключением из этого правила является Маллия: прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом.

Самые большие минойские дворцы представляют собой колоссальные лабиринтообразные системы помещений; возможно, они-то и послужили образцом для лабиринта Минотавра . Такой «накопительный» принцип строительства сделался характерным, вероятно, еще с позднего неолита, когда на Крите появились первые деревни. Минойские здания имели несколько этажей в высоту (такими они и сохранились на Фере) и плоские крыши. Дворцы могли быть возведены из тесаного камня, но нижние этажи обычных домов, как правило, строили из необработанного камня. Для верхних этажей использовался кирпич-сырец, иногда даже при возведении дворца. В некоторых случаях, чтобы обеспечить хотя бы частичную защиту от землетрясений, стены дворцов укрепляли переплетающимися деревянными связями.

Среди минойских дворцов самый знаменитый – Кносский (Дворец царя Миноса). Первоначальный облик дворца угадывается по тому виду, который дворец приобрел ок. 1700 до н.э., когда его разрушило землетрясение или ряд землетрясений, а затем он был восстановлен. Дворец, возведенный вокруг большого прямоугольного открытого двора, был почти квадратным в плане, каждая сторона имела в длину ок. 150 м. Залы и парадные покои располагались по крайней мере двумя этажами выше двора. Красивая и величественная, образованная многими маршами лестница, построенная после первого разрушения дворца, вела от этих покоев вниз в открытый дворик, по бокам которого были возведены два ряда довольно коротких колонн, плавно сужавшихся от широкой вершины к узкому основанию. Световой колодец в этом дворике является типично минойским решением проблемы освещения большого числа внутренних помещений. Проложенная от дворца мощеная дорога была по виадуку из громадных каменных глыб переброшена через глубокий овраг и соединялась с большой пересекавшей остров дорогой, которая вела из Кносса в Фест.


В Тронном зале возвышается уникальный в своем роде трон из гипса, по бокам от которого – фрески, изображающие грифонов. Деревянный трон стоял когда-то и в находившемся в жилой части дворца Зале двойных топоров (названном так потому, что на камнях его светового колодца обнаружена метка каменщика – топор с двумя лезвиями). Фактически это был глубокий портик, выходивший фасадом на восток. Узкий проход ведет из него в небольшую изящно отделанную комнату, называемую Мегарон царицы, с двумя световыми колодцами – с западной и восточной стороны. Рядом с ней имелся небольшой бассейн для омовений, а по длинному коридору можно было попасть в туалетную комнату: сюда были подведены водопровод и канализация.

Землетрясения, разрушившие Кносский дворец, не причинили значительного ущерба дворцу в Маллии, и потому его перестройка была куда менее существенной. Фестский дворец, который был возведен в период с 1900 по 1830 до н.э., был так поврежден землетрясениями ок. 1700 до н.э., что к его восстановлению даже не приступали, он был просто заброшен, а неподалеку, в Агиа-Триаде, построили новый дворец.

Письменность и язык.

Наиболее раннее критское письмо – пиктограммы, как правило, на глиняных табличках, датируемые временем приблизительно до 2000 до н.э. Эти пиктограммы принято называть критскими иероглифами. По-видимому, они в основном местного происхождения, хотя некоторые символы аналогичны египетским. Особенное и единственное в своем роде пиктографическое письмо, надо полагать более позднего типа, мы находим на т.н. Фестском диске, круглой глиняной табличке (диаметр 16 см), на обеих сторонах которой с помощью печатей выдавлены пиктограммы. Расшифровка в будущем связанного с этими пиктограммами линейного письма заставляет надеяться на разрешение загадки диска.

На смену иероглифам пришло линейное письмо, разработанное на их основе, в Кноссе это произошло ок. 1700 до н.э., в Фесте несколько ранее. Это письмо, которое называют линейным письмом А, все еще сохраняет следы своего пиктографического происхождения; оно встречается на ряде глиняных табличек, относящихся ко времени с 1750 по 1400 до н.э.

Около 1450 до н.э. в Кноссе наряду с линейным письмом А стало употребляться и линейное письмо Б. Тексты, написанные линейным письмом Б, были обнаружены также в континентальной Греции, и это навело многих ученых на мысль, что этой письменности соответствовала какая-то форма греческого языка.

Темы, которым посвящены минойские тексты, написанные как на глиняных табличках, так и на каменных культовых объектах, – в основном хозяйство и религия. Около 20 культовых объектов происходят из разных мест, разбросанных по центральному и восточному Криту. Более 200 хозяйственных табличек, преимущественно расписки в получении и описи, были найдены в нескольких местах в восточной половине острова. Далеко превосходит все прочие коллекция табличек из Агиа-Триады – ок. 150 хозяйственных и административных глиняных документов.

Микенцы и упадок минойской цивилизации.

В какой-то момент после 1900 до н.э. из области Балкан или, быть может, из более отдаленных регионов на востоке в континентальную Грецию вторглись грекоязычные народы. Распространившись от Македонии до Пелопоннеса, они основали множество городов, таких, как Пилос, Тиринф, Фивы и Микены. Этих греков, которых Гомер называет ахейцами, принято теперь называть микенцами.

Воинственные микенцы были поначалу сравнительно мало цивилизованы, но приблизительно начиная с 1600 до н.э. они вступили в разнообразные связи с минойцами, в результате чего их культура на континете претерпела разительные изменения. Период с 1550 по ок. 1050 до н.э. на Крите некоторые ученые называют позднеминойским. Около 1400 до н.э. микенцы овладели Кноссом, и начиная с этого момента Крит был родиной объединенной минойско-микенской культуры. С этой датой и последующими двумя или тремя столетиями у нас прежде всего ассоциируется линейное письмо Б: микенские греки приспособили критскую письменность к собственному языку.

Между 1375 и 1350 до н.э. могущество минойцев было подорвано. Извержение на Фере покрыло восточный и центральный Крит толстым слоем вулканических отложений, что сделало почву бесплодной. Извержение вызвало также опустошительную приливную волну, натворившую немало бед не только на близком Крите, но и во всем восточном Средиземноморье. Другим фактором, внесшим лепту в упадок минойцев, был постоянный приток микенцев с континента.

Микенская культура продолжала процветать. Троянская война произошла ок. 1200 до н.э., и Гомер упоминает, что царь Идоменей с Крита прибыл с отрядом микенцев, чтобы помочь грекам. Крушение микенцев произошло ок.1200 до н.э., когда они были разгромлены вторгшимися дорийцами, последним грекоязычным народом, явившимся в Грецию с севера, после чего сама Греция и Крит вошли в период т.н. «Темных веков», который длился свыше 300 лет.

Каковы бы ни были детали, представляется, что крах минойской и микенской культур спровоцировал ряд массовых миграций т.н. «народов моря», которые сокрушили хеттскую державу в Малой Азии, угрожали Египту и изменили ход истории на Ближнем Востоке. Одна из наиболее важных среди этих миграций – переселение двух эгейских народов, известных в истории как филистимляне и даниты, которые угрожали дельте Нила в правление фараона Рамсеса III (ок. 1194–1162 до н.э.). В конце концов египтяне отразили это нападение, после чего эти народы отправились на северо-восток, чтобы поселиться на южном берегу Палестины (слово это – производное от «Филистии»).

Филистимляне постоянно воевали с еврейскими племенами, однако даниты откололись от них и двинулись в глубину континента, впоследствии они объединились с евреями, образовав колено Дана. Филистимляне и даниты, в прошлом союзники, стали закоренелыми врагами. Самсон, величайший герой данитов в борьбе против филистимлян, появляется в Библии в качестве одного из «судей» израилевых.

У минойской истории весьма любопытное послесловие. В двух городах восточного Крита, Прес и Дрер, уцелели очаги минойских семитов, которые жили с бок о бок греческими соседями. Две различных в лингвистическом отношении общины в том и другом городе оставили надписи. Ученые присвоили негреческому языку подобающее имя: «этеокритский», что означает «подлинно (или изначально) критский». Те и другие надписи составлены с помощью одних и тех же знакомых букв греческого алфавита. Среди надписей из Дрера имеются две этеокритско-греческих билингвы. Этеокритские тексты датируются периодом ок. 600–300 до н.э. Еще во времена Римской империи было широко известно, что старый негреческий язык на Крите – это семитский язык. В литературной мистификации, относящейся к 4 в. н.э., записках о Троянской войне Диктиса Критского , якобы спутника критского царя Идоменея, утверждется, что их оригинал, написанный «финикийскими буквами», был найден пастухами в могиле Диктиса вблизи Кносса. Таков последний дошедший до нас обломок минойской цивилизации.

Минойская цивилизация, ее история обрисована археологами довольно схематично. Археологические находки свидетельствуют о том, что первые жители, как видно, прибыли на Крит около 3000 года до н э. Они были выходцами из Малой Азии, то есть с побережья современной Турции. Около 2800 года до н э. на острове стали формироваться первые общины, а то культурно-историческое явление, которое мы сегодня называем минойской цивилизацией, вероятно, сложилось около 2600 года до н э., когда жизнь людей эпохи неолита приняла более организованные формы.

Около 2000 года до н э. на острове были возведены первые дворцы; у них были скромные размеры и не шли ни в какое сравнение с величественными комплексами, пришедшими им на смену.

Крит с древности располагается в сейсмоактивной зоне, и частые землетрясения неизбежно оказывали пагубное влияние на древние дворцы. После того как дворец в очередной раз становился жертвой катастрофы, его восстанавливали в увеличенных масштабах. Кносс, находящийся на севере острова, Маллия, расположенная в 20 милях к востоку от него, и Фест на крайнем юге - вот только основные из некогда величественных дворцовых ансамблей, лежащих сегодня в руинах.


Когда-то стены этих дворцов украшали удивительные фрески, а в сокровищницах хранились огромные богатства. Кладовые и житницы поражали своими размерами, и в них было все необходимое для самой роскошной жизни. Эти дворцы являлись центрами цивилизации, и вокруг них быстро росли и развивались небольшие городки. Торговля процветала. Природа щедро наделила Крит многими удобными гаванями, и минойцы, будучи искусными мореходами, вели активную торговлю с материковой Грецией, северным Средиземноморьем и Египтом.

О системе административного управления, сложившейся на Крите в минойскую эпоху, мы не знаем почти ничего. Между тем имеются все основания считать, что в минойском обществе царило социальное партнерство. У дворцов практически не было оборонительных укреплений - лучшее доказательство миролюбия и социальной стабильности. В искусстве минойской эпохи почти полностью отсутствуют батальные сцены, изображения оружия и военная тематика.

Согласно мифологии, у минойцев был внушительный флот для охраны своих берегов и отпора набегам пиратов, но, хотя укрепленные форпосты минойцев, как известно, существовали по всему побережью Средиземного моря, не имеется никаких данных о том, что минойцы приходили в эти места как захватчики. Тем не менее древнегреческие мифы, сложившиеся значительно позднее, рассказывают немало мрачных историй о царе Миносе (имя которого, следует отметить, стало названием всей критской цивилизации), утверждая, что он правил во всем Средиземноморье, что называется, железной рукой. По легендам, на Крите существовало куда более воинственное общество, чем это позволяют считать практически неукрепленные дворцы и отсутствие военной тематики в памятниках минойского искусства.

Минойцы оставили довольно мало следов материальной культуры, которые давали бы возможность судить, кто они и откуда. Более того, мы также ничего не знаем об их языке. В то же время нам известно, что минойцы были искусными ремесленниками и в особенности, как, впрочем, и многие другие жители Западной Европы эпохи позднего каменного и бронзового века, любили изображать всевозможные завитки и спирали.

Я всегда считал, что у такой почти всеобщей страсти к этому мотиву в древнем искусстве имеются религиозные корни. На Крите найдены разнообразные декоративные фрески, украшавшие стены роскошных дворцов, и многие сотни резных печатей. В особенности высокого уровня минойцы достигли в создании изысканной керамики, множество шедевров которой обнаружено на острове. В отделке и украшении стен и сводов дворцов принимали участие мастера керамики, камнерезы, резчики по кости и золотых дел мастера. Дело в том, что дворцы эти были не просто жилыми покоями, но и по праву могли считаться своего рода святилищами и культовыми центрами.

Минойцы не воздвигали грандиозные храмы, сравнимые с комплексами долины Нила и позднейшей Греции, предпочитая превращать в святилища естественные пещеры в горах, а также небольшие крипты в самих дворцах. Эти крипты служили как бы искусственно созданными аналогами пещер. Богу неба, предшественнику Зевса, который, по мнению греков, появился на свет на Крите, поклонялись на вершинах гор, над которыми в грозовые летние ночи можно увидеть ослепительные стрелы молний.

На острове найдены миниатюрные святилища, но они как правило почти полностью лишены каких-то украшений, за исключением голубей, изображавшихся на самом верху колонн. При чем голубя часто изображали в стилизованно-сакральной манере. Крупные святилища существовали вне дворцовых комплексов. Углубления по всей окружности колонн в небольших святилищах могут свидетельствовать о том, что возлияния масла совершались непосредственно на сами колонны. Но где же образы богов минойцев?

Создается впечатление, что минойцам попросту не нужны были изображения богов, чтобы поклоняться им. Если минойцы верили, что боги пребывают в реальном мире и неотделимы от него, то вполне можно сделать предположение, что они не считали возможным создавать их образы из глины или камня. Минойцы были людьми, боготворившими природу, и они, как видно, считали, что боги постоянно окружают их, что они - повсюду: в горах, на плодородных долинах, в оливковых рощах и речных струях.

Но, невольно догадываясь, что именно представляет из себя , я начал подозревать, что у минойцев могли быть и какие-то другие объекты для поклонения, кроме природы. Если этот диск в действительности представлял собой календарь, вполне вероятно было предположить, что минойцы изучали звездное небо. А у нас есть свидетельства, которые со всей определенностью подтверждают, что минойцы в действительности изучали его. Но тогда не поклонялись ли древние критяне небесным телам, которые, как они могли наблюдать, двигались по небу через регулярные интервалы времени?

Вероятность этого представлялась вполне возможной. Само появление этих небесных тел служило для минойцев убедительным доказательством ненужности их земных подобий. В результате и полное отсутствие статуй. Но если это так, то у минойцев должна была существовать вера в то, что боги рождались в горных пещерах и только после этого возносились на небеса. Подобная возможность выглядела довольно интригующе, но мне нужны были доказательства справедливости этой версии.

Со временем все глубже вникая в суть вопроса и сформулировав для себя свои мысли о Фестском диске, я стал понимать, что все необходимые мне доказательства находятся… прямо передо мной, на самом диске. И я решил обратиться к анализу знаков как чисел. Да, да, числа здесь играли основную роль.

Кносский дворец. Макет

На Крите были найдены и раскопаны 4 главных дворца минойцев - Маллия, Кносс, Фест и Закрое, не считая многих десятков зданий, поселений, портов и культовых объектов. Население острова в то время, как видно, было довольно значительное. Можно не сомневаться, что главные дворцы не возвышались в гордом одиночестве посреди безлюдной пустыни, потому как известно, что прямо возле их ворот существовали довольно крупные поселения.

Многими современными знаниями об истории минойской цивилизации мы обязаны неутомимой энергии сэра Артура Эванса, который в самом начале XX столетия вел активные и крупномасштабные раскопки на Крите. И хотя некоторые гипотетические реконструкции Кносского дворца, предпринятые Эвансом, впоследствии подверглись довольно обоснованной критике, в целом он был авторитетным и искушенным археологом, тщательно и осторожно снимавшим ветхие покровы времени, которыми закрыта от нас минойская эпоха.

Современному туристу, посетившему Кносский дворец, по праву считающийся самым величественным среди всех дворцов Крита, предстает археологический объект столь внушительных масштабов, что для него абсолютно необходим опытный гид или, по крайней мере, подробный план-схема дворцового комплекса. Именно здесь, в этом дворце, по предположению ученых, существовал тот самый лабиринт, в котором обитало грозное чудовище - Минотавр. Что и говорить, история очень любопытная, за исключением двух фактов.

Слово «лабиринт» происходит от древнего «лабрис», что означает «двойной топор». Мотив двойного топорика встречается на многих исторических памятниках Крита, и предполагалось, что Кносский дворец мог быть известен как Дворец Двойного Топора. Кроме этого, план - схема дворца отличается исключительной сложностью. В нем было столько связанных друг с другом переходов, покоев, комнат и световых колодцев, что Тесея вполне можно простить за то, что он принял дворец за лабиринт-ловушку гигантских размеров.

Все минойские дворцы были возведены по единому плану; их главные здания находились вокруг вытянутого внутреннего двора. Постройки были сориентированы так, что ось этого внутреннего двора слегка отклонялась от оси «север - юг». В Кносском дворце облицованные камнем фасады с колоннами, контрфорсами и резными порталами со всех сторон выходят во внутренний двор. Некоторые части здания дворца могли иметь 4 или даже 5 этажей в высоту, образуя впечатляющий комплекс, который возвышался на естественном холме с площадкой для двора наверху, которая была расчищена перед началом строительства.

Позднейший вариант Кносского дворца был полностью возведен из камня, и только балки перекрытий выполнены из цельных стволов деревьев. Несущие столбы чуть отклонялись назад и не были скрыты в толще стен. Огромные лестницы тоже опирались на столбы, являя из себя подлинные чудеса строительного искусства, которыми современные архитекторы не перестают восхищаться вот уже многие десятилетия. В те помещения, где не было окон, свет поступал через отвесные световые колодцы, идущие от крыши. Все помещения проветривались при помощи больших съемных ширм, которые давали возможность уменьшить размеры самих комнат и в то-же время обеспечивали регулирование температуры внутри здания.

В западной части огромного прямоугольника, рядом с кладовыми и хранилищами, находились ритуально-культовые помещения. Большую часть восточного крыла занимали парадные залы, из окон которых открывался вид на сады и подобия парков. В некоторых частях комплекса и сегодня возможно увидеть узкие коридоры и переходы, вызывающие чувство, что вы вдруг оказались в запутанном лабиринте без окон. Зато когда вы оказываетесь в парадных апартаментах и просторных коридорах, свет, падающий на стены, высвечивает фрагменты дивных древних фресок. На них запечатлены буквально все стороны жизни обитателей острова, а также обитатели моря, к примеру резвящиеся дельфины. Вообще натуралистические сценки - характерная черта искусства минойской эпохи. И повсюду - сочный, живой колорит.

Осматривая многочисленные покои и залы, умело проложенные сливные трубы, и имея в виду, что здесь когда-то была проведена проточная вода, и, разумеется, поражаясь грандиозными масштабами Кносского дворца, а также дворца в Фесте, не уступающего ему в роскоши и великолепии, и несколько более «провинциального» дворца-комплекса в Маллии, трудно не отдать должное искусству древних зодчих и ремесленников, которые смогли возвести такие долговечные сооружения, используя орудия бронзового века.

Взять хотя бы удивительные подвесные лестницы в Кносском дворце. Чтобы построить их, минойцам необходимо было обладать солидными знаниями сопромата - о распределении сил и нагрузок. Дворцы окружали постройки меньших размеров. Они не уступают им в чисто архитектурных достоинствах, как, впрочем, и небольшие виллы и селения, разбросанные по острову. Обычные жилые дома часто имели два, даже три этажа, при этом на плоских крышах многих домов были устроены навесы и тенты, позволявшие жителям спать на свежем воздухе в душные летние ночи.

За городской чертой обнаружены многочисленные археологические свидетельства того, что в древности на Острове существовала разветвленная сеть дорог, которые соединяли «глубинку» с торговыми, религиозными и общественными центрами. Дороги эти были проложены с особой тщательностью, так что по ним к портам и обратно свободно могли проехать повозки на больших деревянных колесах, а впоследствии и колесницы с грузом золота для златокузнецов, роскошных тканей из Северной Африки, всевозможных пигментов для изготовления красок и притираний, металлических отливок, из которых делали оружие и доспехи, и, в конце концов, слоновой кости и драгоценных и поделочных минералов.

Минойская цивилизация – карта

Все это доставляли на Крит. Взамен те же самые повозки увозили из дворцов в порты изделия, которые смело можно было называть самой изящной и тонкой керамикой своего времени. Здесь были и чаши со стенками не толще яичной скорлупы, и кувшины, и жертвенные сосуды, росписи которых воспевали жизнь и переливались всеми цветами радуги. В безопасных гаванях на якорной стоянке покачивались суда с грузом шерсти, меда, зерна и оливкового масла. На их борту были и дары фараонам Египта, и грузы, необходимые для поселений минойцев на дальних берегах, где-то за северной и западной окраиной горизонта.

Кроме навыков, необходимых для постройки таких величественных зданий, как Кносский и Фестский дворцы, вполне естественно предположить существование сложной инфраструктуры в обществе, обеспечивавшем столь крупномасштабный оборот товаров, который сумели достичь правители Крита. Минойская цивилизация напоминает более организованный и суровый мир инков в доколумбовой Америке, хотя и отличается от него бесконечно большей динамичностью и живостью.

Вероятно, на острове существовала и бюрократия, пронизывавшая своим влиянием все слои общества. Возможно, существовали и налоги, и подати, взимавшиеся для сохранения работоспособности государственной машины, которая являлась своего рода платой за поддержание Pax Minoica, просуществовавшего в течении целого ряда веков.

Мы можем предположить существование у минойцев пирамидальной системы власти во главе с царем или царицей, резиденция которых в поздний период, как видно, могла находится в Кносском дворце. Функции управления могли осуществляться по нисходящей дворцовыми чиновниками, местными губернаторами, резиденциями которым служили сельские виллы и, не исключено, небольшие дворцы в отдаленных районах острова. Такие губернаторы были почти полновластными правителями в своих областях; они облагали налогами и поборами купцов, земледельцев и рыбаков.

Собранные средства шли по цепочке вверх, пополняя кладовые и сокровищницы дворцов. Потому как нет никаких известий о волнениях и мятежах в ту эпоху, вполне вероятно, что налоги, взимавшиеся правителем, были не слишком обременительны. В противном случае, если бы угроза восстаний была реальной, это потребовало бы строительства куда более основательных укреплений, чем те, которые имелись в Кносском и других дворцах.

Было предположение, что в то время уже существовали зачатки частного предпринимательства. Так, можно не сомневаться, что виллы, находящиеся недалеко от портов, и прочие резиденции сильных мира сего принадлежали богатым купцам, которые вели собственную торговлю. Не вполне ясно, какие именно отношения складывались между этими богатыми коммерсантами и представителями власти, хотя полная независимость в отдельных случаях могла приводить к разбою и волнениям.

Но каких-то сведений о такого рода волнениях не сохранилось. Возникает впечатление, что минойская цивилизация была обществом равных, представляя из себя - в зародышевой форме - модель позднейших демократических идеалов Греции, которые медленно развивались и формировались на Крите. Впрочем, все это - не более чем заманчивая версия социальной истории острова, хотя минойцы, вне всякого сомнения, были людьми свободными, проникнутыми духом вольности, и относились к авторитарным поползновениям местных правителей ничуть не более терпимо, чем современные жители Крита, девизом которых служит гордая фраза: «Лучше смерть, чем рабство».

Как видно, минойцам было присуще развитое чувство индивидуальности. Всевозможные украшения, особенно женские, были нарочито многочисленны и сразу бросались в глаза. Мужчины на фресках и керамике редко изображаются в какой-то другой одежде, кроме набедренных повязок, тогда как царицы или жрицы носили длинные свободные юбки с особыми складками, чем-то напоминающие одеяния испанских танцовщиц фламенко.

Облегающие блузки подчеркивали женственность фигуры, оставляя грудь полностью обнаженной. В большом ходу были головные тюрбаны или огромные шляпки, фасоны которых - по крайней мере, у женщин правящей элиты - часто менялись, если судить по сохранившимся фрагментам росписей и миниатюрным статуэткам.

Наши представления о древней истории основаны на причудливом переплетении реальных фактов и домыслов. Что до минойцев, которые оставили ничтожно мало письменных свидетельств и памятников (к тому же ни один из них пока не расшифрован), то в наших знаниях о них неизбежно зияют огромные пробелы, которые приходится заполнять более или менее правдоподобными гипотезами.

Но лишенное дара речи не может лгать, и массивные каменные стены Кносского дворца, раскинувшегося на площади в сотни акров на срезанной вершине холма неподалеку от современного города Гераклион, являют из себя немые свидетельства о сильных и уверенных в себе людях, которые отнюдь не жили в своем замкнутом мирке и гордо, не склоняя головы, входили в огромные чертоги божественных фараонов Египта.

Это были люди, достойные уважения, с которыми приходилось считаться, как о том свидетельствуют настенные росписи и вещи в захоронениях, найденные в Египте. Это - реальное доказательство существования тесных контактов между Египетским царством и Критом. В конце концов, вполне вероятно, что то наследие, которое они оставили миру в качестве суммы накопленных ими знаний, на поверку может оказаться неизмеримо более важным и ценным, чем самые изысканные произведения искусства, когда-либо созданные в мастерских Кносса.