Звукорежиссер - одна из сложнейших творческих профессий в современном теле и аудио производстве. Обучение звукорежиссуре даст

Современный человек практически круглосуточно окружен звуковым фоном: телевидение, радиостанции, кинофильмы, фестивали, концерты, шоу-программы привлекают наше внимание звуковым сопровождением, которое, к счастью, сегодня радует нас своим качеством. И в этом заслуга не столько актеров, теле- и радиоведущих или певцов, сколько специалистов, которые скромно "управляют" звуком оставаясь "за кадром". Мы говорим о профессии звукорежиссера – "повелителе" звуков и "укротителе" звуковых шумов.

Современный человек практически круглосуточно окружен звуковым фоном: телевидение, радиостанции, кинофильмы, фестивали, концерты, шоу-программы привлекают наше внимание звуковым сопровождением, которое, к счастью, сегодня радует нас своим качеством. И в этом заслуга не столько актеров, теле- и радиоведущих или певцов, сколько специалистов, которые скромно "управляют" звуком оставаясь "за кадром". Мы говорим о профессии звукорежиссера – "повелителе" звуков и "укротителе" звуковых шумов.

Да, звукорежиссер не выступает на эстраде, не появляется на обложках глянцевых журналов, у него нет клуба фанатов, а его фамилия, появляющаяся в титрах к фильму, вряд ли привлечет внимание зрителя. Но вот парадокс, иногда именно от профессионализма этого незаметного широкой публике специалиста зависит успех шоу-программы, ток-шоу, кинофильма или концерта популярного артиста. Почему? Ответ на этот вопрос Вы найдете в нашей статье, посвященной особенностям профессии звукорежиссера.

Кто такой звукорежиссер?


– работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.

Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались "управлять" непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.

Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и "навороченнее" аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.

Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).

Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.

Каким личностными качествами должен обладать звукорежиссер?


Работа звукорежиссера – это, прежде всего, творческий процесс, где многое зависит от вдохновения и способности к самовыражению. При этом специалист вряд ли сможет добиться заметных успехов на профессиональном поприще, если не будет обладать такими личностными качествами, как:

  • тонкий музыкальный слух;
  • креативность;
  • находчивость;
  • развитое воображение;
  • хорошая звуковая память;
  • музыкальная эрудиция;
  • коммуникабельность;
  • чувство меры;
  • стрессоустойчивость.

Не стоит также забывать о том, что профессия звукорежиссера является не только творческой, но и технической. Поэтому настоящий профессионал своего дела должен обладать обширными познаниями в областях акустики, физики звука, особенности звучания музыкальных инструментов и технологии записи и обработки звука. Кроме того, звукорежиссеру не обойтись без навыков пользования спец.аппаратурой (а это высокотехнологичное оборудование (в том числе, цифровое и аналоговое), которое постоянно усовершенствуется и обновляется) и знания профессионального программного обеспечения.

Преимущества профессии звукорежиссера

Поскольку профессия звукорежиссера больше всего востребована на телевидении и в сфере шоу-бизнеса, основным преимуществом этой профессии многие назовут возможность личного знакомства с известными и популярными людьми. Однако на этом преимущества профессии звукорежиссера не ограничиваются. Стоит также отметить:

  • востребованность – сфера деятельности звукорежиссера постоянно расширяется, а потому потребность в таких специалистах будет постоянно возрастать;
  • универсальность – поскольку профессия звукорежиссера подразумевает владение всеми навыками создания, записи и воспроизведения звуков, то такой специалист может работать не только по своей специальности, но и по смежным: звукооператор, оператор микрофона, звукоинженер и т.д.;
  • неординарность – каждый рабочий день звукорежиссера никогда не похож на предыдущий, поэтому такую работу можно смело назвать увлекательной, интересной и веселой.

Недостатки профессии звукорежиссера


Если говорить о недостатках профессии звукорежиссера , то в первую очередь необходимо отметить "неоцененность" работы такого специалиста. Признание и восторги за качественный "продукт" (саундтрек, фильм, программу или концерт) достаются звездам кино и шоу-индустрии, которые "почивают на лаврах" и блистают на "красных дорожках". А звукорежиссеры, без которых качественное звуковое сопровождение было бы невозможным, остаются "в тени" и "блистают" только в стенах звукового цеха.

Еще одним немаловажным недостатком этой профессии можно назвать очень нервные условия труда. Ведь звукорежиссеры зачастую работают непосредственно со звездами кино и эстрады, некоторые из которых отличаются непростым характером и страдают "звездной" болезнью.

Ну и самый главный недостаток – относительно небольшая зарплата. Конечно же, "маститые" звукорежиссеры могут рассчитывать на достойную оплату труда. А вот молодым специалистам придется довольствоваться зарплатой в пределах 15-30 тысяч рублей (в зависимости от региона России).

Где можно получить профессию звукорежиссера?

Получить профессию звукорежиссера можно в любом высшем учебном заведении России, где имеется специальность "Звукорежиссура кино и телевидения". Также можно освоить первичные навыки этой профессии на специальных курсах, организацией которых занимаются ведущие киностудии, радиостанции, звукозаписывающие и телевизионные компании. Однако при этом необходимо понимать, что профессия звукорежиссера потребует от Вас не только свободного владения специальными навыками и понимания творческого процесса, но и музыкального образования, обширных технических знаний, а также познаний в области физики и акустики.

Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическому звукорежиссерскому образованию , которое можно получить только в ВУЗе, а обучение на курсах использовать для повышения уровня своего мастерства. При этом выбирать лучше всего профильный ВУЗ, где Вы получите не только технические и практические навыки будущей профессии, но и узнаете все секреты творческого процесса. К таким ВУЗам можно отнести.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Звукорежиссёр - одна из наиболее востребованных специальностей сферы кино, телевидения, шоу - бизнеса. Профессия звукорежиссера связана с созданием музыкального сопровождения на радио, в кино, на телевидении, на сцене концертного зала и театра, в мультипликационных фильмах и компьютерных играх. В арсенале профессионального специалиста пение птиц, крики животных, человеческая речь, морской прибой, шум дождя и раскаты грома, природные, музыкальные звуки. Выбирая звуки, создавая музыкальное оформление, звукорежиссер придает художественному произведению новый смысл, углубляя то, что было заложено в него автором, делая произведение более выразительным и объемным, усиливая его эмоциональное звучание, дополняя зрительную информацию информацией звуковой.

Условия поступления

Будущему специалисту необходимо обладать не только особым музыкальным слухом, чувством прекрасного, но и техническими знаниями . При поступлении на обучение абитуриенту необходимо подготовиться к сдаче следующих вступительных экзаменов:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • математика;
  • творческий экзамен, в роли которого может выступать прослушивание, анализ фонограмм, экзамен по гармонии и теории музыки, коллоквиум.

Будущая профессия

Несмотря на то, что профессиональная деятельность звукорежиссера остается, как правило, за кадром, переоценить социальную значимость профессии невозможно. Любая передача, ток-шоу, фильм или постановка, которую мы видим, создается при непосредственном участии специалистов этого направления. Казалось бы, нет ничего сложного в звуковом оформлении интервью, но как быть, если оно записывается в уличном шуме, в аэропорту, на стадионе? В такой ситуации без профессиональной деятельности звукорежиссёра велик риск того, что вместо голоса ведущего будет слышен лишь шум толпы или работающих механизмов. Незаменима работа звукорежиссёра и в процессе обработки голоса ведущего, участников передачи, певца. Благодаря современным техническим средствам обработки голоса перед будущим специалистом открываются необозримые горизонты придания того звучания, которое запомнится слушателям или зрителям, сможет вызвать у аудитории ответную реакцию.

Профессия требует от будущего специалиста особых талантов, фантазии, знания компьютерных программ, технологии, техники в звукорежиссуре. Специальность - на стыке техники, творчества и технологий, имеющая огромные перспективы развития в будущем и позволяющая наиболее талантливым выпускникам создавать новые шедевры мировой цивилизации, культуры.

Куда поступать

Будущие звукорежиссеры отвечают за создание звуковых образов, звуковой концепции, формирование звуковой драматургии произведения. В его задачи входит запись, обработка, компоновка и воспроизведение звуковых компонентов при помощи использования специальных технических средств. Вузы, осуществляющие подготовку специалистов данного направления, должны иметь кроме высококвалифицированного педагогического персонала соответствующую материально-техническую базу, включая наиболее современные средства обработки звукового ряда. На сегодняшний день обучением звукорежиссеров занимаются следующие отечественные учебные заведения:

  • Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
  • Московский институт телевидения и радиовещания "Останкино";
  • Российская академия музыки им. Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова.

Сроки обучения

Нормативный срок обучения составляет 5 лет.

Изучаемые дисциплины

Профессия музыкального звукорежиссера возникла практически одновременно с появлением кинематографа и технических средств, позволяющих осуществлять запись и воспроизводство звуков, соответственно, специальные теоретические дисциплины курса связаны с изучением технических параметров, характеристик. В процессе обучения студенты изучаются следующие теоретические аспекты профессиональной деятельности:

Приобретаемые навыки

Звукорежиссер - одна из профессий, которые требуют от специалиста не только высокого уровня мастерства, но и зависит непосредственно от развития техники: чем более совершенную аппаратуру использует профессионал, тем больше у него возможностей создания концептуально новых звуковых оформлений, придания абсолютно нового звучания произведению.

Работа над трансформацией зрительного ряда в музыкальные образы требует сформированности профессиональных умений, включая следующие:

  1. Профессиональное использование звукотехнической аппаратуры: микшерных пультов, громкоговорителей, микрофонов, различных стереофонических систем, приборов обработки звука.
  2. Настройка аппаратной для реализации студийной записи, звукоусиления, трансляции.
  3. Осуществление планирования звукозаписи спектакля, ролика, клипа, размещение мизансцены, создание и реализация концептуального музыкального оформления последних.
  4. Осуществление микширования музыки.
  5. Осуществление реставрации архивных записей и фонограмм.
  6. Осуществление обеспечения музыкального сопровождения театральных постановок, развлекательных программ, концертов, шоу, спортивных мероприятий, парадов, дискотек.
  7. Осуществление руководства работой технического персонала.
  8. Создание эстрадных фонограмм, записи ансамблей.

Перспективы трудоустройства по профессии

На сегодняшний день выпускники направления востребованы во всех сферах, которые так или иначе прибегают к музыкальному оформлению (телевидение, музыкальные студии, радио, шоу-программы, концертная деятельность и пр.) . После завершения обучения специалисты направления могут работать в качестве:

Заработная плата молодого специалиста стартует от 18 000 руб., более опытные звукорежиссеры зарабатывают до 36 000 руб. в месяц. Те немногие, кому удалось достигнуть высокого уровня мастерства, и стать востребованными в сфере звукозаписи, установить сотрудничество с выдающимися представителями шоу-бизнеса или устроится в одну из ведущих студий звукозаписи, могут рассчитывать на более высокую оплату своего труда.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Уровень профессионализма звукорежиссера напрямую зависит от развития науки и техники, появления новых технических средств обработки голоса, создания новых музыкальных образов и умения с ними работать. Поскольку современная наука не стоит на месте и навыков оперирования техническим оборудованием, полученных при обучении, бывает недостаточно, для повышения собственного профессионализма, целесообразным представляется продолжить обучение в магистратуре.

При поступлении в магистратуру, аспирантуру или докторантуру, Вы можете быть уверены, что под руководством научного руководителя Вы продолжите дальнейшее самосовершенствование в теоретическом плане, а также в процессе работы над новой аппаратурой, с использованием всех новых возможностей, которые предоставляет современная техника. Написание магистерского исследования является оптимальным способом формирования научной компетенции, которая в сочетании с творческим началом и глубокими техническими знаниями позволит Вам реализовать совершенно новые подходы к музыкальному оформлению произведений. Продолжение обучения автоматически влечет за собой продолжение общения с творческой элитой нашей страны, что повышает Ваши шансы на то, что Вы будете замечены и востребованы . Диплом магистранта является признанным на международном уровне, что также является важным преимуществом для будущего специалиста.

Современный человек практически круглосуточно окружен звуковым фоном: телевидение, радиостанции, кинофильмы, фестивали, концерты, шоу-программы привлекают наше внимание звуковым сопровождением, которое, к счастью, сегодня радует нас своим качеством. И в этом заслуга не столько актеров, теле- и радиоведущих или певцов, сколько специалистов, которые скромно "управляют" звуком оставаясь "за кадром". Мы говорим о профессии звукорежиссера – "повелителе" звуков и "укротителе" звуковых шумов.

Современный человек практически круглосуточно окружен звуковым фоном: телевидение, радиостанции, кинофильмы, фестивали, концерты, шоу-программы привлекают наше внимание звуковым сопровождением, которое, к счастью, сегодня радует нас своим качеством. И в этом заслуга не столько актеров, теле- и радиоведущих или певцов, сколько специалистов, которые скромно "управляют" звуком оставаясь "за кадром". Мы говорим о профессии звукорежиссера – "повелителе" звуков и "укротителе" звуковых шумов.

Да, звукорежиссер не выступает на эстраде, не появляется на обложках глянцевых журналов, у него нет клуба фанатов, а его фамилия, появляющаяся в титрах к фильму, вряд ли привлечет внимание зрителя. Но вот парадокс, иногда именно от профессионализма этого незаметного широкой публике специалиста зависит успех шоу-программы, ток-шоу, кинофильма или концерта популярного артиста. Почему? Ответ на этот вопрос Вы найдете в нашей статье, посвященной особенностям профессии звукорежиссера.

Кто такой звукорежиссер?


– работник звукового цеха, отвечающий за создание концепции звука и звуковых образов, формирование звуковой драматургии и обработки/реставрациии звукового ряда. Другими словами, это специалист, который производит запись, воспроизведение, компоновку и обработку звуковых компонентов с использованием специальных технических средств.

Профессия появилась одновременно с возникновением кинематографа и различных технических средств, позволяющих воспроизводить и записывать звуки, что позволяет говорить о ней, как об относительно молодой специальности. Однако предпосылки для возникновения профессии режиссера появились еще в далекой древности, когда шаманы с помощью имитации природных звуков пытались "управлять" непредсказуемой погодой. Кстати, первооткрывателем звукорежиссуры, по мнению многих специалистов, стал Сергей Эйзенштейн, который применил для озвучивания своих фильмов революционные на тот момент приемы сознательной деформации звука и звукового монтажа.

Это одна из тех профессий, развитие и возможности которых зависят не только от уровня мастерства специалиста, но и от достижений науки и техники: чем современнее и "навороченнее" аппаратура звукорежиссера, тем больше возможностей у него для создания концептуально новых звуков, неожиданных звуковых решений и принципиально новых способов обработки звукового ряда.

Независимо от места работы (а звукорежиссер очень востребован практически во всех сферах, где так или иначе используется звуковое сопровождение (телевидение, радио, музыкальные студии, шоу-программы и т.д.) в обязанности звукорежиссера входит: запись синхронных шумов, синхронизация звука и изображения (или происходящего на сцене), руководство процессом речевого озвучания и монтажом звука, сведение звукоряда и управление подачей звука (регулирование громкости и частоты, переключение одного источника звука на другой и т.д.).

Отметим, что для создания новых и синхронных звуков звукорежиссеры порой используют не только профессиональное оборудование, но и самые обычные материалы и предметы, которые можно встретить повсеместно: миску с галькой для воспроизведения звука шагов, картонные стаканчики для имитации топота копыт, хомус для подражания кукушке и т.д. В целом же, у опытного звукорежиссера в арсенале всегда имеется огромное количество уже записанных звуков (от птичьих трелей до шума работающего двигателя гоночного болида), которые позволяют создавать уникальные звуковые образы.

Каким личностными качествами должен обладать звукорежиссер?


Работа звукорежиссера – это, прежде всего, творческий процесс, где многое зависит от вдохновения и способности к самовыражению. При этом специалист вряд ли сможет добиться заметных успехов на профессиональном поприще, если не будет обладать такими личностными качествами, как:

  • тонкий музыкальный слух;
  • креативность;
  • находчивость;
  • развитое воображение;
  • хорошая звуковая память;
  • музыкальная эрудиция;
  • коммуникабельность;
  • чувство меры;
  • стрессоустойчивость.

Не стоит также забывать о том, что профессия звукорежиссера является не только творческой, но и технической. Поэтому настоящий профессионал своего дела должен обладать обширными познаниями в областях акустики, физики звука, особенности звучания музыкальных инструментов и технологии записи и обработки звука. Кроме того, звукорежиссеру не обойтись без навыков пользования спец.аппаратурой (а это высокотехнологичное оборудование (в том числе, цифровое и аналоговое), которое постоянно усовершенствуется и обновляется) и знания профессионального программного обеспечения.

Преимущества профессии звукорежиссера

Поскольку профессия звукорежиссера больше всего востребована на телевидении и в сфере шоу-бизнеса, основным преимуществом этой профессии многие назовут возможность личного знакомства с известными и популярными людьми. Однако на этом преимущества профессии звукорежиссера не ограничиваются. Стоит также отметить:

  • востребованность – сфера деятельности звукорежиссера постоянно расширяется, а потому потребность в таких специалистах будет постоянно возрастать;
  • универсальность – поскольку профессия звукорежиссера подразумевает владение всеми навыками создания, записи и воспроизведения звуков, то такой специалист может работать не только по своей специальности, но и по смежным: звукооператор, оператор микрофона, звукоинженер и т.д.;
  • неординарность – каждый рабочий день звукорежиссера никогда не похож на предыдущий, поэтому такую работу можно смело назвать увлекательной, интересной и веселой.

Недостатки профессии звукорежиссера


Если говорить о недостатках профессии звукорежиссера , то в первую очередь необходимо отметить "неоцененность" работы такого специалиста. Признание и восторги за качественный "продукт" (саундтрек, фильм, программу или концерт) достаются звездам кино и шоу-индустрии, которые "почивают на лаврах" и блистают на "красных дорожках". А звукорежиссеры, без которых качественное звуковое сопровождение было бы невозможным, остаются "в тени" и "блистают" только в стенах звукового цеха.

Еще одним немаловажным недостатком этой профессии можно назвать очень нервные условия труда. Ведь звукорежиссеры зачастую работают непосредственно со звездами кино и эстрады, некоторые из которых отличаются непростым характером и страдают "звездной" болезнью.

Ну и самый главный недостаток – относительно небольшая зарплата. Конечно же, "маститые" звукорежиссеры могут рассчитывать на достойную оплату труда. А вот молодым специалистам придется довольствоваться зарплатой в пределах 15-30 тысяч рублей (в зависимости от региона России).

Где можно получить профессию звукорежиссера?

Получить профессию звукорежиссера можно в любом высшем учебном заведении России, где имеется специальность "Звукорежиссура кино и телевидения". Также можно освоить первичные навыки этой профессии на специальных курсах, организацией которых занимаются ведущие киностудии, радиостанции, звукозаписывающие и телевизионные компании. Однако при этом необходимо понимать, что профессия звукорежиссера потребует от Вас не только свободного владения специальными навыками и понимания творческого процесса, но и музыкального образования, обширных технических знаний, а также познаний в области физики и акустики.

Поэтому специалисты рекомендуют отдавать предпочтение классическому звукорежиссерскому образованию , которое можно получить только в ВУЗе, а обучение на курсах использовать для повышения уровня своего мастерства. При этом выбирать лучше всего профильный ВУЗ, где Вы получите не только технические и практические навыки будущей профессии, но и узнаете все секреты творческого процесса. К таким ВУЗам можно отнести.

Инструкция

Перед выбором факультета разберитесь для себя в разнице профессий звукооператора, звукорежиссера и звукоинженера. Первый занимается записью звука, второй - его концепцией, третий - технической стороной вопроса. Высшие учебные заведения предлагают кафедры и факультеты звукорежиссуры, которые включают в себя обучение навыкам работы звукооператора и звукоинженера.

В дальнейшем вы сможете работать звукооператором в различных областях: кино, радио, театр, концертная звукорежиссура, студийная работа с классикой, джазом, рок музыкой. Стоит заранее прикинуть для себя, что вам ближе, так как предлагают те или иные области в звукозаписи: "Музыкальная звукорежиссура", "Звукорежиссура кино и телевидения", "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников".

Если в ваших планах специальность "Музыкальная звукорежиссура", то вы можете освоить профессию в следующих вузах Москвы: Российская Академия музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных), Государственный специализированный Институт Искусств (ГСИИ), Институт современного искусства. В Петербурге выдает дипломы по этой специальности Санкт-Петербургский Государственный университет Профсоюзов (СПбГУП). Самым престижным считается первый.

По специальности "Звукорежиссура кино и телевидения" вы получите диплом в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Всероссийском Государственном университете им. С.А. Герасимова (ВГИК). В Петербурге диплом выдает Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ).

Если ваш выбор - "Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников", то поступайте или в Московский Государственный университет культуры и искусства, или в Петербургский университет Профсоюзов.
Санкт-Петербургский Государственный университет кино и телевидения единственный вуз, который предлагает сугубо инженерную профессию работы со звуком на кафедре акустики и звукотехники. Это техническая должность. Вступительные испытания проходят с уклоном на знания физики и математики.

Обратите внимание

Во всех российских вузах специальности работы со звуком - это молодые факультеты, зарубежные учебные заведения могут лучше вас подготовить.

Полезный совет

Если вы имеете хорошую музыкальную подготовку, или закончили музыкальное училище, то есть шанс получить бесплатное место в Петербургском университете Профсоюзов.

Источники:

  • Санкт-Петербургский университет кино и телевидения
  • Российская Академия музыки им. Гнесиных
  • ВГИК
  • Музыкальное звукооператорское мастерство

Задача отстроить звук возникает в концертной практике звук орежиссера и звук ооператора. И, если, к примеру, на стационаре (то есть на собственной сцене) звук отстраивается один раз, а дальше только корректируется, то на гастролях каждый раз приходится отстраиваться заново. Все, разумеется, зависит от зала, но на такие случаи есть довольно устойчивый алгоритм – на «раз-два-три-четыре».

Инструкция

Проверка наличия аппаратуры, имеющейся в звук оцехе этого зала – «раз». Прямо по списку проверьте наличие обязательной аппаратуры: микшера, микрофонов, коммутации, предусилителей, усилителей выхода, акустических систем (портал, сателлиты, сабвуфер), эквалайзера, процессора эффектов, компрессора/лимитера, MD-CD-плеера (или компьютера с выходом).

Вместе с местным звук ооператором определитесь, работаете вы с «местного» пульта (микшера), или со своего, или со своего через местный, в зависимости от коммутации, установленной на сцене – это «два». Как правило, на выездныве усилители выхода и акустические системы с собой берут немногие; если вы входите в число этих немногих, то общее правило таково: акустика и микрофоны – только свои (если мало – дополняем местными). В этом случае вы работаете со своего пульта. Так же, со своего – но выдавая звук через местный – работаете в случае специфических условий (например, у нас цифровой пульт с набором сложных предустановок). Во всех прочих случаях лучше работать через местный пульт, дополнив набор имеющихся процессоров при необходимости.

Расставьте на сцене микрофоны, инструменты, подключите шнуры, скоммутируйте – это «три». Проверьте, все ли работает.

Собственно , или «саунд-чек», происходит непосредственно перед выступлением – «четыре». Ваша задача – максимальная разборчивость звук а при оптимальной плотности. Сначала установите общую акустическаую картину: выставьте уровни звук а, панораму, реверберацию. Солиста, если он один, поставьте в центр панорамы, если несколько, разнести вправо-влево. Стереобаза сопровождения (если есть) в целом выставляется не более 70 градусов, если солистов нет, то до 90-100. Общую реверберацию проверьте на самом громком звук е – должно быть аккуратное эхо, не разрушающее разборчивости. Отстойте динамический диапазон (разницу самого громкого и самого тихого звучания), в зависимости от этого установите компрессию. После этого вам остаются тонкие, « » настройки. Эквалайзером выделите наиболее яркие тона голоса солиста и инструментов. Можете аккуратно добавить реверберации в отдельные каналы, перепроверить общую картину на самом громком и самом тихом звучании. Проверьте слышимость в мониторах: у солиста отдельно, сопровождения отдельно, у всех вместе. Установите точные уровни громкости и нужных эффектов. Спраосите музыкантов, все ли хорошо звучит. Если да, объявите «готово» и включите на Mute на всех рабочих каналах. С этого момента аппаратура не выключается из сети до конца . Когда артисты встанут на сцену и возьмут инструменты, в нужное время mute снимается, и начинается.

Кинематограф – полноправный представитель современного искусства, и, в отличие от остальных его жанров, наиболее понятный массовому зрителю. Несмотря на это, кино вполне можно назвать самым молодым жанром в искусстве: ему едва насчитаешь хотя бы сотню лет.

Инструкция

В начале 20 века бывали случаи, что когда люди видели на экране первого кинотеатра паровоз, который ехал прямо на них, они вскакивали со своих мест и в ужасе разбегались в стороны. Современный зритель настолько привык к кино, что воспринимает 3Д-технологии, при которых практически разворачивается вокруг него самого, как нечто само собой разумеющееся.

Некоторые критики во всеуслышание заявляют, что кино перестало быть искусством, так как утратило смысловое и стало массовым. Но так ли это? Кино позволяет погрузить зрителя в совершенно необычный мир, фантастический и нереальный, остро ощутить любую ситуацию, как никакой другой . После хорошего люди чувствуют смятение, а особо впечатлительные целыми днями ходят под впечатление. Кто-то годами не может забыть определенные сцены из фильмов. Искусство – это то, что влияет на человека, приводит его внутренний мир в движение. Кино делает это как нельзя лучше, пусть даже порой жертвуя прямыми смысловыми интерпретациями.

Она находится как бы на стыке искусства и электроники, поэтому круг знаний, необходимых звукорежиссеру, необычайно широк.
Он должен иметь совершенный слух, хорошую музыкальную и техническую подготовку, прекрасную память, быструю реакцию, и что немаловажно - эстетический вкус Звукорежиссеру приходится общаться не только с техникой, но и с людьми, и значит, ему нужно быть компетентным критиком, иметь организаторские способности, знать психологию зрителей.
Звукорежиссура - это работа со звуком, а звукорежиссер — это человек, обладающий очень тонким слухом. Как известно, каждый звук насыщен множеством обертонов, которые определяют окраску, тембр звучания. Каждый инструмент имеет определенный набор частот, которые воспринимаются человеческим ухом. Определенный спектр этих частот делает звучание того или иного инструмента жестким или мягким, тонким или глухим. Например, можно добиться от инструмента металлического или какого-либо другого характера звучания. Все это делает мелодию приятной для человеческого уха, что является определяющим для хита. При этом звукорежиссер должен хорошо представлять себе весь технологический процесс музыкального производства: от первичных записей до окончательного звучания композиции.
Цель данного курса - подготовить всесторонне образованных, творчески мыслящих специалистов в области звукозаписи, дать слушателям глубокие теоретические знания, заложить навыки практической работы на телевизионных передачах различных жанров, подготовить для телекомпаний специалистов, способных грамотно записать звукоряд для любой телевизионной передачи и иного аудимтнриала, песни музыки, дубляжа и тд.

Выпускники отделения звукорежиссуры профессионально работают по направлениям:

    запись музыки разных стилей и творческих направлений в исполнении инструменталистов, вокалистов и составов исполнителей любой сложности;

    звукоусиление концертов различной жанровой принадлежности;

    реставрация звукозаписей;

    работа с готовыми фонограммами;

    монтаж фонограмм;

    экспертиза качества фонограмм и звуковоспроизводящей аппаратуры.

В АИИ ведется обучение музыкальных звукорежиссеров по очной, очно-заочной, очно-дистанционной и вечерней формам обучения!

В АИИ имеется оснащенная современным оборудованием студия звукозаписи для создания оптимального звучания музыки различных стилей и жанров. Акустические качества студии и аппаратной полностью соответствуют международным стандартам качества.

Учащиеся АИИ имеют возможность получить дополнительные знания, практические навыки и опыт журналиста, критика, редактора и лектора в различных областях музыкального, музыкально-театрального и эстрадного искусства.

Обучение проводится по Учебным планам, составленным в полном соответствии с Государственными требованиями, которые предъявляются этим специальностям.

Отделение Звукорежиссуры возглавляет Истомин Деонид Дмитриевич .

Групповые и индивидуальные занятия со студентами ведут преподаватели - ведущие звукорежиссеры Москвы, имеющие богатый опыт практической и педагогической работы.

Задача курсов: обучить профессии звукорежиссера, нучить пользоваться передовыми программами звукозаписи, уметь применить современное оборудование, а также познать секреты мастерства. Одним из основных моментов на различных этапах обучения, это практические занятия, необходимые для решения тех или иных задач. Без практических занятий под руководством профессионала, невозможно до конца овладеть профессией - звукорежиссер, иначе все Ваши усилия сведуться к домашнему, любительскому, т.е поверхостному знанию данного вопроса. .