Где проходил изюмский шлях. Значение изюмский шлях в большой советской энциклопедии, бсэ

ИЗЮМСКИЙ ШЛЯХ

шлях, один из главных путей, которым пользовались крымские татары для набегов на Русь в 16-18 вв. (см. также Муравский шлях). Начинался у верховий р. Ораш (левый приток Днепра), где отделялся от Муравского шляха, пересекал по Изюмскому броду Северский Донец и в междуречье верховьев Псла, Ворсклы, Северского Донца и Оскола вновь сливался с Муравским шляхом.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИЗЮМСКИЙ ШЛЯХ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШЛЯХ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    306125, Курской, …
  • ШЛЯХ
    (польск. szlach) в Русском государстве 16-17 вв. степная дорога в районе южных границ. Иногда называлась тюркским словом …
  • ШЛЯХ
    (польск, szlach), большая дорога, …
  • ШЛЯХ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. На юге России и на Украине: наезженная …
  • ШЛЯХ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, о шляхе, на шляху, мм. -и, -6в и -и, -ов, м. На Украине и на юге России: наезженная …
  • ШЛЯХ
    (польск. szlach), в Рус. гос-ве 16-17 вв. степная дорога в р-не юж. границ. Иногда наз. тюрк. словом …
  • ШЛЯХ
    шля"х, шляхи", шля"ха, шляхо"в, шля"ху, шляха"м, шля"х, шляхи", шля"хом, шляха"ми, шля"хе, шляха"х, …
  • ШЛЯХ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    шля"х, шля"хи, шля"ха, шля"хов, шля"ху, шля"хам, шля"х, шля"хи, шля"хом, шля"хами, шля"хе, шля"хах, …
  • ШЛЯХ в словаре Синонимов русского языка:
    большак, дорога, путь, …
  • ШЛЯХ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ШЛЯХ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    шлях, -а, предл. на шляху и на шляхе, мн. -и, -ов и-и, …
  • ШЛЯХ в Орфографическом словаре:
    шлях, -а, предл. на шлях`у и на шл`яхе, мн. -и, -ов и -`и, …
  • ШЛЯХ в Словаре русского языка Ожегова:
    На Украине и на юге России: наезженная дорога, путь Чумацкие …
  • ШЛЯХ в Словаре Даля:
    муж. , стар. , южн. , зап. тракт, дорога, путь, тор, накат. Большой шлях, столбовая дорога. | След, сакма, особ. …
  • ШЛЯХ
    (польск. szlach), в Русском государстве 16-17 вв. степная дорога в районе южных границ. Иногда называлась тюркским словом …
  • ШЛЯХ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    шляха, о шляхе, на шляху, м. (старин., обл.). Дорога, путь. У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. …
  • ШЛЯХ в Толковом словаре Ефремовой:
    м. местн. Наезженная дорога (на юге России и в …
  • ШЛЯХ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. местн. Наезженная дорога (на юге России и в …
  • ШЛЯХ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. местн. Наезженная дорога; тракт (на юге России и в Украине) …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЧЁРНЫЙ ШЛЯХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    шлях, одна из дорог, которыми пользовались крымские татары для нападений на Правобережную Украину, Галичину и Польшу в 16-17 вв. Ч. …
  • НОГАЙСКИЙ ШЛЯХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    шлях, один из основных путей набегов кочевников на русские земли в 13-17 вв.; название получил в начале 16 в., …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ
    большая муравская дорога (или тракт), по которой ходили в России крымские татары и которую, поэтому, усиленно стерегли московские стражники и …
  • ИЗЮМСКИЙ 33-Й ДРАГУНСКИЙ ПОЛК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    переформирован в 1765 г. в Изюме из И. слободского казачьего полка (учрежденного в 1651), в 6-эскадронном составе, под названием И. …
  • МУРАВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МУР́АВСКИЙ ШЛЯХ, степной путь в 16-18 вв. Шёл от Перекопа по водоразделу pp. Ворскла и Северский Донец на Ливны и …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ
    ? большая муравская дорога (или тракт), по которой ходили в России крымские татары и которую, поэтому, усиленно стерегли московские стражники …
  • ИЗЮМСКИЙ 33-Й ДРАГУНСКИЙ ПОЛК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? переформирован в 1765 г. в Изюме из И. слободского казачьего полка (учрежденного в 1651), в 6-эскадронном составе, под названием …
  • МУРАВСКИЙ ШЛЯХ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    степной путь в 16-18 вв. Шел от Перекопа по водоразделу рек Ворскла и Северский Донец на Ливны и Тулу. Один …
  • ОГУРЕЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ОГУРЕЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Не столь распространенная фамилия, как Огурцов или Огурков, Огуркин. Хотя источник происхождения - старое русское имя-прозвище Огурей. Откуда оно взялось? …
  • ОНУФРИЙ (ЛЕГКИЙ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Онуфрий (Легкий) (р. 1970), архиепископ Изюмский, викарий Харьковской епархии. В миру Легкий Олег …
  • ЕПИСКОПАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Епископат Русской Православной Церкви - ныне здравствующие архиереи в порядке сана и епископской хиротонии (у …
  • АЛЕКСАНДР (НЕСТЕРЧУК) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр (Нестерчук) (род. 1950), епископ Городницкий, викарий Киевской митрополии. В миру Нестерчук Василий …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIX XX XXI 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 …
  • 14 МАРТА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 27 марта по новому стилю Март (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …
  • ПАВЛОВЫ-СИЛЬВАНСКИЕ (Н.Г., Н.Н., Н.П., П.Н.)
    Павловы-Сильванские: 1) Николай Гаврилович - протоиерей (1806 - 1879), сын протоиерея из дворян. За сочинение "Наставления по части дупляночного пчеловодства", …
  • ГЕРБЕЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Гербель, Николай Васильевич - поэт-переводчик (1827 - 1883). По окончании нежинского лицея служил в изюмском гусарском, затем в лейб-гвардии уланском …
  • ГАВРИЛОВ АЛЕКСАНДР ИППОЛИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Гаврилов, Александр Ипполитович - собиратель народных песен (1856 - 1888). Был земским врачом в Полтавской губернии. Собирал народные песни в …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Литературной энциклопедии:
    1. см. « Ядвигин ». 2. Иван Семенович (псевдоним Нечуй) — украинский писатель второй половины XIX века. Р. …
  • КУЛЫК в Литературной энциклопедии:
    Иван Юлианович — современный украинский пролетарский поэт. Р. на Киевщине в семье деревенского учителя. Приняв участие в революционном движении …
  • ЗЕРОВ в Литературной энциклопедии:
    Микола Костевич — современный украинский критик, историк литературы, переводчик и поэт. Р. в семье учителя, окончил Киевский университет, с …
  • ДНИПРОВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Иван — украинский драматург, поэт и беллетрист. Р. в крестьянской семье, окончил 6 классов гимназии и филологический факультет Каменец-подольского …
  • ВЫШНЯ в Литературной энциклопедии:
    Остап (псевдоним Павла Михайловича Губенко) — популярный современный украинский писатель-юморист. Родился в крестьянской семье на Полтавщине, в местечке Грунь …
  • СЛОБОДСКИЕ КАЗАКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    казаки, казачье население, проживавшее на территории Слободской Украины. Начало С. к. положили украинские казаки, переселявшиеся сюда уже в …
  • РУБКИ ЛЕСА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    леса, вырубка деревьев и удаление их из леса с целью получения древесины, а также возобновления, оздоровления и повышения продуктивности леса. …
  • ПОЛК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) воинская часть различных родов войск и специальных войск во всех видах вооруженных сил; организационно самостоятельная боевая, административная и хозяйственная …
  • ИЗЮМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    город в Харьковской области УССР, на р. Северский Донец. Железнодорожная станция на линии Харьков - Красный Лиман. 51 тыс. жителей …
Уже ни для кого не секрет, что нет такого села, через которое, по данным местных краеведов, не проезжала бы императрица Екатерина II , и не проходил бы Муравский шлях. При этом, никто из постулирующих подобные утверждения, не отягощает себя поисками документального подтверждения сей информации. И никого не смущает тот факт, что большинство наших сёл, якобы возникших на Муравском шляхе, начали своё существование через 100-200 лет после того, как Муравский шлях стал приходить нашим пращурам исключительно в кошмарных снах.

Именно в кошмарных! Ваш покорный слуга отнюдь не оговорился! В русскоязычной википедии с замиранием сердца читаем: «Муравский шлях или Муравская сакма - один из главных путей (дорога , сакма ) нападения и торговли крымских татар и ногайцев в XVI - начале XVII веков на Великое княжество Московское ». Поскольку к началу XVII века российские передовые отряды стояли уже в Изюме, на Торе (т.е. в Славянске) и в Бахмуте, а западнее и юго-западнее хозяйничали запорожские казаки, то Муравским шляхом нападали и на территории современной восточной Украины. Как видим, лет 400-500 назад торговать здесь, а тем более - закладывать населённые пункты вдоль Муравского шляха, было крайне опасно. Но главное совсем не это: как можно утверждать, что Муравский шлях проходил через село Имярек, даже при условии точнейшей (плюс-минус три версты) идентификации шляха, если последнее было основано в тысяча девятьсот лохматом году? Какое, простите, отношение тогда имеет село Имярек к Муравскому шляху? И какая преемственность от шляха к селу может просматриваться в таком смелом заявлении?

А вот, что пишет о Муравском шляхе украиноязычная википедия: «Муравский шлях - один из важнейших стратегических путей 16-18 веков, который проходил с Южной Украины на север к границе с Московским государством. Этимология названия связана с травой-муравой или спорыш (Polygonum). На месте разрушенных горизонтов почвы вырастает совсем другой состав трав, отличный от обычной степной растительности. Мурава являлась своеобразным индикатором дороги. Низкорослая трава росла именно в местах с бедными почвами ». Первая и главная подсказка: широкой проторенной дороги, дорожных знаков и указателей вдоль того, что ранее называлось Муравским шляхом, попросту не существовало! Главный ориентир, согласно данным источника, - спорыш, по которому и совершали дружинники, татары, казаки и прочие временные обитатели «Дикого поля» марш-броски в направлении Москвы или Перекопи.

И ещё. Основать село на Муравском шляхе было невозможно, поскольку у него не было чёткой трассы. Ну не существовало её, - хоть Вы деритесь! Спорыш разрастался на довольно обширной территории. Да и историки рисуют нам направления Муравского шляха, самые что ни на есть, различные! О чём это говорит? На Муравском шляхе не было никакой грунтовки, по которой можно было безошибочно неподготовленному путнику доскакать до места назначения. Путники шли от одного ориентира к другому вдоль разросшейся муравы практически «напóмацкы». Можно было ориентироваться по солнцу, ветру, курганам, рекам, балкам… по спорышу, наконец. Вряд ли можно было, не отклоняясь от условной оси шляха, пройти в одном направлении дважды. Уверен, что фраза «в России нет дорог, а есть одни направления» корнями именно из таких «магистралей», подобных Муравскому шляху.

Отдельные исследователи старины указывают, что Муравский шлях появился задолго до печальных событий «в XVI - начале XVII веков ». Ряд «толкователей» незабвенного «Слова о полку Игореве» указывают, что Игорь в 1185 году шёл на половцев именно Муравским шляхом. А в 1223 (или в 1224?) году Муравским шляхом проскакала дружина богатырей Алёши Поповича, - чтобы погибнуть на Калке в неравном бою с неизвестными доселе монголо-татарами. Но это - уже далеко не предмет нашей беседы.

А сейчас - об общем направлении Муравского шляха. Некоторые исследователи старины трассируют его в направлении село Гришино - Доброполье - Александровка - станция Дубово, а в направлении Селидово - Новоэкномическое - Октябрьское - село Очеретино - Барвенково - Изюм - знаменитый Изюмский шлях. Насколько эти утверждения коррелируют с документами ушедшей эпохи?

Согласно «Книге Большому Чертежу», Муравский шлях, проходил от Тулы до Перекопи через район современного города Лозовая. Имелись следующие указатели: «А на речке на Терновке стоит человек камен, а у него кладут из Белгорода станичники доездныя памяти, а другие памяти кладут на Самаре у дву девок каменных; а от каменного человека до Самари верст с 30. А от Самари до Волчьих Вод верст з 20; а Волчьи Воды пали в Самарь. А ниже Волчьих Вод пала в Самарь река Бык, от Волчьих Вод верст з 10… А вверх по Быку дорога Муравская ».
Итак, от реки Терновка до «дву девок каменных» на Самаре - 30 вёрст, плюс 20 вёрст - до Волчьих Вод и 10 вёрст - до Быка. Достаточно запутанное описание: река Бык впадает в Самару не ниже, а выше Волчьей, и между ними никак не 10 вёрст.

Если же предположить, что Волчьи Воды - это не Волчья, а речка Водяная, левый приток Самары, то картина становится более ясной. Ведь в некоторых дореволюционных документах (например, в «Пояснительной записке к сооружению Руднично-Лозовской железной дороги» И.П.Табурно) речка Водяная указывается именно как Волчья. А ещё может быть, что это Водяная в совокупности со своей «сестрой» Гнилушей. «Человек камен» мог располагаться в районе современного пгт Близнецы, у истока Терновки, откуда «дорога Муравская» могла направляться по водоразделу Днепра и Дона через район станции Дубово к реке Самара, где находились «две девки каменные». От Близнецов до Александровки по водоразделу и затем по Граничной балке - около 35 км, то есть примерно 30 вёрст. Далее: «вёрст з 20» соответствует длине речки Водяной от Самары до истока в районе Нововодяного. И от истока Водяной до речки Бык - «вёрст з 10»; и Бык, действительно, впадает в Самару, которая «Самарь», ниже Волчьих Вод, «которые Водяная».

Ключевое словосочетание здесь, конечно же, «если предположить». Сам «большой чертёж», - то бишь, карта государства Российского, которому и посвящена «Книга...», и который мог бы пролить свет на трассировку Муравского шляха, увы, утерян. Зато сохранилась карта Г.Боплана, где этот самый шлях указан. Карта довольно запутанная - здесь сверху указан юг, а не север, как мы привыкли это видеть на остальных картах. Зато на карте указаны реки Самара, её притоки Волчья, Терновка, Чаплинка, Бык, Бычок, и дорога Муравская (Morasky Szlac) пересекает верховья Волчьей и Самары, но проходит немного восточнее рассматриваемой нами трассы, - не говоря уже о селе Муравка Покровского района, которое местные краеведы связывают с прохождением шляха именно здесь.

С высокой вероятностью можно предполагать, что система троп под общим названием «Муравский шлях» проходила через Покровский (Красноармейский), Добропольский и Александровский районы в их центральной и восточной части. Восточной «оконечностью» данного направления можно считать «Днепрово-Донской шеломянь» то есть водораздел бассейнов рек Днепр и Дон. По нему и немного западнее, цепляя истоки и верхнее течение речек Бык, Водяная и Самара, проходит железная дорога Покровск - Дубово. Шлях должен был пересекать реки именно в верхнем течении: с одной стороны, не должно было быть крупных водных преград, а с другой - нужно было напоить коней, помыться и т.д. Ещё западнее проходила старая дорога из Гришино в Доброполье, и далее на Барвенково. Столетие назад её называли «большой проезжей». Правда, современное шоссе в направлении Покровск - Барвенково проходит несколько по-иному, но это - уже совсем другая история. Не хотелось бы давать современным коммуникациям громкие названия «современное воплощение Муравского шляха» и т.п., - чтобы не получилось, как с нашими сёлами.

Если «Книга Большому Чертежу» позволяет, пусть и с массой предположений, провести трассу Муравского шляха через район райцентра Александровка (то есть, через наши края), то с Изюмским шляхом ситуация более печальна. Известно, что Изюмская дорога проходила левее дороги Муравской (если смотреть с севера на юг). Второй ориентир - от Изюма до Муравской дороги - «вёрст з 40… верх реки Орели». От города Изюма до реки Орели в районе современной станции Краснопавловка намного больше 40 вёрст! Южнее Северского Донца описание Изюмской дороги довольно «размыто», и явно не позволяет «выгнать крымского хана с Изюмского шляха»… Простите, - шутка явно неуместна, - правильно было бы сказать «трассировать «Изюмский шлях» по водоразделу Самары и Маячки, и далее на Казённый Торец».

Итак, доступные источники позволяют идентифицировать трассу Муравского шляха лишь приблизительно, потому что... трассы-то, как таковой, у шляха не было.

Отдельные исследователи называют Муравский и Изюмский шляхи чумацкими. Действительно, по документам середины XIX века можно довольно точно трассировать: «большую чумацкую Харьковскую дорогу», проходящую через территорию современных сёл Анновка и Грузское Добропольского района; «большую чумацкую дорогу на Харьковскую и Великороссийские губернии», проходящую через район современных Спасско-Михайловки и Шестаковки Александровского района; «большую Мариупольскую Крымскую чумацкую дорогу», проходящую через Селидовку, Сонцовку, Андреевку. Это - в общем направлении Гришино - Барвенково, Изюм - Селидовка - Крым. Но к событиям XVI - XVII веков приставка «чумацкий» («-ая») вряд ли имеет какое-либо отношение. Хотя…

Чумацкий промысел существовал в Украине с тех самых времён, когда и казачество, - с XVI века. Все наслышаны рассказами, как чумаки возили из Крыма соль в Речь Посполитую и Российское государство. Но чумацкой в XIX веке называли и доставку угля волами. Профессор А.А.Гапеев уже в советские годы указывал: «Пласт угля… разрабатывавшийся когда-то давно, «когда уголь ещё на волах возили ». Поди-разберись, почему дороги в документах середины XIX века называли «чумацкими»…

После распада Орды на отдельные ханства затишье на Руси не наступило - с востока и юга страну по-прежнему окружали враждебные племена кочевников, а на ее территорию то и дело совершали набеги ногайские ордынцы, астраханцы, но больше всего горя доставили ей жители Крымского ханства - татары, прямые потомки монгольских завоевателей.

Правила крымскими татарами династия ханов Гиреев, которые гордились тем, что имели в предках Чингисхана. Ханство быстро попало в зависимость к Османской империи и платило туркам дань, собирая ее золотом, товаром, а главное - рабами и рабынями с окрестных земель. Вот за этим-то товаром и совершали татары набеги на Киев, на Польшу и Русь. Вся территория от крымского Перекопа до самой Тулы была покрыта множеством дорог, которые по-украински назывались шляхами или сакмами.

Эти дороги еще называли татарскими, и главными из них были две - Муравский шлях и Кальмиусский шлях.

Шли они по водоразделам, минуя глубокие балки, и были прекрасно заметны по земляным гребням, которые появлялись по сторонам дороги, когда татарские кони выбивали копытами степную землю.

Ширина шляхов составляла от 40 до 60 метров, а глубиной они были «до колена человеку». По преданиям, шляхи были выбиты монгольскими войсками еще в XIII веке, когда орды Бату-хана шли завоевывать Европу.

Изюмский шлях - территория страха

Однако излюбленной дорогой кочевников стал Изюмский шлях, ведь на всем его протяжении, начиная от брода через Северский Донец, не было больше ни одной реки, а значит, передвигаться по нему можно было очень быстро.

Может показаться, что шлях получил свое название от города Изюм, мимо которого он проходит на юге, но на самом деле шлях появился гораздо раньше: первые упоминания о нем появляются в летописях в 1571 году.

«Дорога горя» брала начало в верховьях речки Ораш на левом берегу Днепра и шла на север через Изюмский брод между реками Северский Донец и Оскол, чтобы недалеко от одноименного города влиться в Муравский шлях.

Если Муравский шлях использовали только Крымские татары, а Кальмиусский - ногайцы, то по Изюмскому шляху ходили и те, и другие, и набеги их начались задолго до падения Золотой Орды.

Никоновская летопись свидетельствовала, что осенью 1482 года на Русь по татарским шляхам пришел Менгли-Гирей - он «град Киев взя и огнем сожже, … а оного полону бесчисленно взя, и землю Киевскую учиниша пусту…»

Псковская летопись дополняет картину упадка: «по всем волостям мужи и жены, и дети множество пленивше, сведоша в Орду, и от Киева защед плени рускых порубежных городов 11 и много зла створиши, отъидеше». В 1492 году крымские ордынцы наголову разбили армию воевод Колтовского и Сидорова. В 1501 году хан Шейх-Ахмет взял Рыльск и Ногород-Северский, разорил Брянск и Стародуб.

После распада Золотой орды начался длительный период войн между Крымским ханством и государством Российским, а татары начали ходить по Изюмскому шляху многотысячными ордами. Степная окраина Руси превратилась в территорию страха.

Например, в «Разрядной книге 1475–1605 годов» встречается послание от князя Ивана Шуйского, который прислал в Москву голову Григория Коробьина с известием о том, что от Северского Донца идет огромное татарское войско: «а по сакме сметил тысяч с тридцать». (Сакмá - слово тюркского происхождения, неизвестное современному читателю, означало в старину след, оставленный на земле зверем или конницей. В русской летописной терминологии сакмы - пути передвижения татарских войск.)

Дикое поле

Французский картограф Гийом де Боплан, который служил в Литве, вспоминал, что кочевники ходили в набеги налегке, каждый на своей лошади, нередко захватывали с собой еще и запасную - для награбленного. Лошади были покрыты шкурами или грубыми попонами, татары были вооружены луками и саблями, и брали с собой минимум вещей: огниво для костра, а главное, веревки для связывания рабов - такая добыча называлась ясырем (от турецкого esir - узник войны, пленный).

Часть рабов отдавали хану, часть османам, остальных - продавали на рынках Крыма: это и была основа экономики ханства. По приблизительным подсчетам через невольничьи рынки полуострова прошло не менее 3 млн рабов.

Если баран стоил всего 20 акче (от турецкого akçe - «беловатый» - мелкая серебряная монета, обращавшаяся на территории Османской империи и сопредельных государств в XIV-XIX вв.), то цена женщины достигала 600 акче, а крепкого мужчины - 900 акче.

Французский наёмник Жак Маржерет, который с 1600 года был на службе у Российского государства, указывал, что всего в пятистах верстах от столицы страна была практически необитаема, за исключением нескольких городков. Он замечал, что земля здесь была плодородна, но обрабатывать её было некому. Местные жители старались засевать свои наделы в непосредственной близости от городов.

А географ Юрий Георгиевич Чендев в статье «Татарские шляхи в географическом ландшафте» указывает, что даже после того, как в конце XVIII века татарские набеги прекратились, никто не отваживался обрабатывать землю вблизи этих дорог еще добрых полвека.

Защищались, как могли

Чтобы защититься от татар, русские с 1571 года выжигали степи, чтобы лишить татарских лошадей корма и остановить вторжения. Этим, например, в 1647 году занимался воевода Валуйский. Осенью с сентября по октябрь, пока не начались затяжные дожди, группы всадников под предводительством «боярских детей» выжигали степи с востока и с юга от Валуек.

Поджоги степи продолжались плоть до первой трети XVIII столетия. В конце XVII века для защиты от татар была возведена Изюмская черта - оборонительная линия, которая проходила по территории современных Белгородской и Харьковской областей.

Изюмская черта представляла собой комплекс оборонительных сооружений в виде крепостей, земляных валов, которые строились из земли и бревен, и засечных черт - сооружений из рвов и поваленных перед ними деревьев.

Кроме Изюмской черты были возведены Перекопский и Палатовский валы.

Изюмская черта проходила от городка Коломака, через Высокополье, Новый Перекоп, Змиев, Лиман, Изюм до Острополья и Валуйков и завершалась на речке Тихая Сосна.

Набеги татар прекратились, а Изюмский шлях перестал быть «дорогой горя» только в конце XVIII века, когда Екатерина Великая присоединила Крым к Российской империи. Население Крыма к этому времени составляло 3 000 000 человек.

«Выбить крымского хана с Изюмского шляха» – помните «царский указ», который отдавал попавший в прошлое герой в знаменитом фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Изюмский шлях и ещё одна дорога – Муравский шлях – пролегали в том числе и по территории Белгородской области. Шляхом, или сакмой, называли длинные широкие дороги. Именно по ним татары и другие недруги шли завоёвывать русские города. На Изюмском шляхе путь врагу перегородил земляной город– крепость Яблонов (на этом месте расположено село Яблоново Корочанского района), на Муравском – крепость Болховец (сейчас – окраина Белгорода) и город–крепость Карпов, который располагался недалеко от нынешнего села Томаровка Яковлевского района. Даже названия сёл здесь напоминают о тех давних славных временах: Пушкарное, Драгунское, Стрелецкое, Казацкое...

Практически ничего не сохранилось от деревоземляного города Яблонов. А между тем он считался одним из самых важных на Белгородской черте. Город был окружён Яблоновым валом, вдоль которого со стороны «Поля» через каждый километр были отсыпаны земляные городки. В них находились караульные избы, а на самих валах – деревянные башни. В ближайшие годы в селе Яблоново Корочанского района, которое стоит на месте бывшего земляного города, построят производственно-туристический комплекс «Город-крепость Яблонов», который будет очень похож на древнюю крепость.

Реки- защитницы

Татары – главные враги русских городов – шли не столько завоёвывать поселения, сколько грабить и уводить в плен жителей. Воду татары не любили, флота своего у них не было, и набеги свои они совершали по суше или высохшим поймам рек. А для русских людей того времени реки были главными транспортными магистралями. Тем более что Везёлка и Северский Донец, да и другие реки, были широки и полноводны, и по ним ходили суда.

Предки Пушкина

В городах Белгородской черты служили дальние предки великого поэта Александра Пушкина – Фёдор Тимофеевич Пушкин был воеводой в Хотмыжске, а Борис Иванович – в Яблонове. Ещё до строительства черты, когда отдельные крепости не были соединены оборонительными сооружениями, воеводами Белгорода были ещё один предок Пушкина – Гаврила Григорьевич – и предок писателя Ивана Тургенева Афанасий Дмитриевич Тургенев. Одним из первых воевод Белгородской черты был старший сын освободителя Москвы Дмитрия Пожарского – князь Пётр Пожарский. Правда, вспоминают о нём как о человеке, который не обладал большими способностями к управлению. Своим продвижением по службе он был обязан знаменитому отцу.

А воевода города-крепости Яблонов стольник Андрей Бутурлин прославился тем, что под его руководством деревянный острог с шестью башнями был возведён всего за две недели! На строительстве работали две тысячи московских стрельцов, а лес для надолб и засек заготавливали белгородцы и оскольчане.

Три Белгорода

Белгород – главный город-крепость Белгородской черты – дважды переносили с одного места на другое. Первую крепость Белгород построили на меловой горе на правом берегу Северского Донца. Сейчас на этой местности располагается авторынок, рядом остались те самые меловые горы. Крепость была хорошо укреплена, но очень трудно было снизу подавать грузы, да и подземных водных источников в том месте не было. Так что долгую осаду такая крепость выдержать не могла. Стояла первая крепость всего 16 лет – с 1596 по 1612 год. В 1612 году её разграбили и сожгли польско-литовские войска.

Новую крепость построили в другой части города, на левом берегу Северского Донца. Сейчас это район Старого города и Крейды. Она простояла дольше – с 1613 по 1650 год. Сооружения возвели в низине реки, и постоянные паводки подмывали деревянные и земляные укрепления.

Третья крепость существовала с 1650 года до середины XVIII века, построили её на левом берегу реки Везелицы. Если смотреть на современную карту города, располагалась она в пределах улицы Пушкина, проспекта Славы, проспекта Богдана Хмельницкого в районе остановки «Родина» и вниз в сторону железнодорожного вокзала. Башни её часто перестраивались, наряду с жилыми домами строились артиллерийские склады и казармы для солдат. Когда в 1783 году Крымское ханство стало частью Российской империи (вошло в состав Таврической губернии на территории Крыма, центром её стал город Симферополь), надобность в Белгородской крепости как оборонительном сооружении отпала. В начале XIX века рвы были засыпаны, а земляные валы разрушены, деревянные башни снесены. На месте Белгородского кремля прошла улица Ново– Московская (сейчас – проспект Славы), на месте жилых домов построена Соборная площадь – центр обновлённого города.

Засеки и валы

В местах, где было много лесов, города строились из дерева, а особенностью богатых лесом мест были засеки – заграждения, созданные из поваленных деревьев. Их укрепляли деревянными кольями, камнями и т. д. Кроны деревьев «смотрели» в сторону противника. А ещё вокруг крепостей устанавливали надолбы – врытые в землю навстречу врагу тяжёлые столбы. Их выстраивали линиями в два-три, а то и четыре ряда.

Там, где лесов не было или было очень мало, строились огромные земляные валы – высокие заграждения из насыпанной земли. У крепостей (Белгород, Болховец, Новый Оскол и Нежегольск и др.) земляные валы служили ещё и городскими стенами.

Некоторые крепости так и называли – «земляные города». Конечно, дома и башни там строили не из земли, а из дерева, но главными оборонительными сооружениями были именно валы. Они были нужны не только для того, чтобы не пустить врага на Русь, но и чтобы не выпустить его и взять в плен или уничтожить. Были случаи, когда татары заставляли русских пленников рыть сквозь валы проходы, чтобы спастись бегством от русского войска. Так что земляные валы были больших размеров и в ширину, и в высоту. Поэтому неправильно называть Белгородскую оборонительную черту засечной чертой: засеки были лишь частью оборонительных укреплений.

Привратные святыни

В те времена все люди были верующими, и поэтому в каждом городе и селе была церковь. Строили храмы или часовни и в городах Белгородской черты. Практически над воротами каждой въездной башни (так назывались башни с проходом, через который можно было попасть в крепость) висела привратная икона. И путники, и служилые люди молились иконе, прежде чем войти в город.

В XVII веке был особый тип икон – с изображением русских царей. Такие святыни жаловали только в города, имевшие особую значимость для Русского государства. Одна из таких икон была торжественно передана и в Белгород, что подчёркивало важную роль города в жизни государства Российского.

Подземные ходы

В каждом городе-крепости были тайники и подземные ходы. Вход в тайник оборудовали в виде колодца глубиной 10-15 метров, из которого уходил подземный ход, заканчивающийся за крепостными стенами. От острогов копали рвы, обкладывали их внутри брёвнами и засыпали землёй. Тайники вели к рекам или монастырям. Эти спасительные подземные ходы позволяли служилым людям и другим жителям крепостей запасаться водой или посылать гонцов за подмогой. Это было очень сложным инженерным сооружением. Внутри подземные ходы обкладывали дубовыми плахами, а щели между ними заливали свинцом, чтобы не проходила вода.

Многие монастыри, особенно подземные (в Белгородской области таких два – Холковский монастырь в Чернянском районе и монастырь святого Игнатия Богоносца в Валуйском районе), тоже имели свои подземные ходы. Некоторые строения в крепостях Белгородской черты были соединены такими тайными подземными магистралями.

Многие подземные ходы сохранились и до наших дней, особенно вырубленные в меловых горах. Кстати, в Белгороде на проспекте Славы, возле старинного дворянского дома, где сейчас расположен овощной магазин, строители обнаружили провалы в земле, похожие на засыпанные подземные ходы. Может быть, это и есть отголосок древней истории нашего края?

Подвиг 700 ливенцев

Самой кровопролитной битвой за всю историю оборонительной черты стал бой у Савиной дубравы. Защитники города-крепости Ливны вступили в бой с татарским войском, которое почти в 30 (!) раз превосходило по численности отряд русских служилых людей. А в ту пору – в 1632 году – отдельные построенные в степи крепости ещё не были соединены в одну оборонительную черту и не спасали от нападений врага.

Отряд из 300 татар возвращался из набега мимо города Ливны (сейчас это город в Орловской области). Вслед за ними выехали 700 ливенских казаков и детей боярских. 3 августа 1632 года ливенцы настигли врага, но татары были хитры: к этому времени с Изюмского и Муравского шляхов подошла целая орда – 20 тысяч крымцев! Они окружили русских воинов. Завязался неравный бой…

Начальник отряда голова Гринёв отвёл ливенцев в Савину дубраву – густой лес в 50 верстах от Ливен. Сейчас это окрестности деревни Становое Курской области. Там вплоть до ХХ века при раскопках находили фрагменты кольчуг и стрел.

Врагов у ливенцев было не только много: в этом походе у крымского хана была в составе орды и лучшая пехота в Восточной Европе – несколько тысяч турецких янычар, которые хорошо владели огнестрельным оружием и везли с собой артиллерию. Больше суток 700 ливенских воинов сдерживали многотысячную орду. Это позволило выиграть время, организовать оборону на подходах к Москве. Жители успели попрятаться в леса и остроги, увели скот, да и воинские люди лучше подготовились к бою с врагом. Больше тысячи ордынских воинов положили отважные ливенцы, 300 человек погибли, остальных татары увели в плен. Потом враги напали на Ливны, другие поселения, грабили и убивали жителей…

Вот чтобы больше не допустить таких разрушительных набегов, и решили соединить разрозненные крепости в одну оборонительную черту, которая широким заслоном стала бы на пути многочисленных врагов и не пустила их в самое сердце Руси.

Слободка Белгородского Никольского монастыря на речке Харьков в Белгородском уезде

Мало кто знает, но современный город Харьков был на самом деле основан не в 1653– м или 1656 году, как об этом пишут в Интернете, а несколько раньше. Как минимум он уже существовал в 1648 году как слободка Белгородского Никольского монастыря на Белгородской кринице. И на тот момент в ней жило более ста человек монастырских крестьян. Управлял ею от Никольского монастыря белгородский поп Иван. Население было смешанное – русские и украинцы. Жили дружно, помогали друг другу. Вместе трудились, вместе отбивались от разного рода врагов, вместе и праздновали.

Часы с боем

В 1667 году Белгород стал не только военным и административным, но и духовным центром – в этом же году учредили Белгородскую епархию.
А в 1669 году на Никольской воротной башне, которая соединяла две части Белгорода – «Малый» и «Большой» города, – установили часы с боем, сработанные французскими мастерами. Это были единственные башенные часы на всей Белгородской черте! Такие часы – знак признания особой роли Белгорода в жизни Российского государства.

Редакция «Большой переменки»

Изюмский шлях - ответвление Муравского шляха. Если Муравский шлях шел по западному берегу Северского Донца, то Изюмский шлях пересекал Северский Донец в районе "Изюмского перевоза", далее шел по восточному берегу Северского Донца в междуречье Северского Донца и Оскола, что бы вновь встретиться с Муравским шляхом в верховьях Северского Донца.

Проще говоря, это была татарская сакма, шедшая по водоразделу Северского Донца и Оскола. Если считать напрямик, то длина Изюмского шляха составляла около 220 километров. Сегодня он проходит по территории современных Белгородской и Харьковской областей.

Преимущества Изюмского шляха перед Муравским очевидны:

Представляя собою по сравнению с Муравским шляхом только одно неудобство - переправу через Донец, Изюмский шлях зато был наиболее прямой и короткой дорогой от московской Украины к Крыму.

Сыроечковский В.Е. Пути и условия сношений Москвы с Крымом на рубеже XVIв.


Пожалуй, самое известное описание Изюмского шляха содержится в Книге Большого Чертежу (КБЧ) . Оно так и называется "Роспись Изюмские дороги". В нем 26 топонимов, используя его правильно можно многое узнать об Изюмском шляхе:


Семских Котлубанов(1) , ис под Пузацкого лесу(2) Юшковы бояраки(3) .


Юшковых бояраков , вышла речка Дубенка(4) и пала в Оскол ниже города Оскола (5).

А проехав Юшковы бояраки, верховье речки Орлей(6) , с левые стороны Изюмские дороги, а речка Орлея пала в Оскол же. А проехав Орлей, по правой стороне Изюмскои дороги, 2 речки Корень(7) да Короча(8) , а пали в реку в Нежеголь(9) , а Нежеголь пала в Донец, ниже Белагорода верст з 20, а от речек Корени и Корочи, по левой стороне Изюмскои дороги, речка Олешенка(10) пала в Оскол.

А от речки Олешенки к речкам к верх Холка (11) и Холани(12) . А речка Холка и Холань, по левую сторону Изюмские дороги, пали в Оскол от речек от Холки и от Халани, на правой стороне Изюмскои дороги, речка Волчьи Воды 13) пала в Донец.

А против Волчьих Вод, с левые стороны Изюмскои дороги, Розгромнои колодезь (14) пал в Оскол.

А от речки от Волчьих Вод и от Розгромного колодезя, на левой стороне Изюмскои дороги, речка Козинка(15) , а пала в Оскол ниже Валуики города в Козиной поляне (16).

речка Хотомль (17) пала в Донец.

а пали в Донец.

речка Булуклея (20) пала в Донец.

А от речки Булуклеи к речкам ка а пали в Донец под Изюмским Курганом (23), от Царева города (24) верст с 8; и тут Донец Северскои (25) возятся.

А перевезшись Донец, итти от Северского Донца на Муравскую дорогу, а от Северского Донца до Муравскои дороги верст с 40, а взойдет на Муравскую дорогу верх реки Орели (26).


А от Царева города до Перекопи скорою ездою ехати 5 дней, а с телегами ехати недели 2.

Значительная часть шляха удачно показана на одной из карт Делиля.

https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b55003020j/f1.item.r=Joseph%20Nicolas%20Delisle.zoom

Делится ли описание Изюмского шляха на логические части?

На первый взгляд такого деления в тексте нет). Но в географических описаниях 16-17 века порой достаточно классифицировать указанные топонимы, что бы понять, что деление существует.

Из 26-ти топонимов Изюмского шляха большая часть это реки, стекающие с водораздела по которому шлях проходит. Однако вначале описания упоминаются два леса Пузацкий лес (2) и Юшков буерак (3), а затем следует упоминание Валуек на Козиной Поляне (16) . ну и в конце следует упоминание Изюмского Кургана (23) и Царева города (24).

На самом деле и лесов и селений на Изюмском шляхе в 17 веке было гораздо больше. Например, тот же самый Белгород в верховьях Северского Донца. Почему же в Книге Большого Чертежу указываются именно эти три группы топонимов?

Собственно говоря перед нами указание на пять разделителей Изюмского шляха:

1 . Шлях ответляется от Муравского шляха (Пузацкий лес и Юшков буерак).

2 . Шлях идет в междуречье Оскола и Северского Донца.

3 . Шлях дойдя до "линии Валуек" поворачивает к Северскому Донцу.

4 . Шлях форсирует Северский Донец у Изюм кургана.

5. Шлях поднимается к Муравскому шляху.

.

Часть 1-я. Изюмский шлях, как часть Муравского шляха.

Как мы помним, Муравский шлях идет по западному берегу Северского Донца, а Изюмский шлях по восточному. Следовательно Изюмский шлях должен ответвляться в районе верховья Северского Донца. Но в описании что дается в Книге Большого Чертежу это не так. Сначала описывается большой участок Муравского шляха между Сеймом и Осколом который собственно Изюмскому шляху предшествует. Авторы как будто, готовят путника к повороту от основного маршрута задолго до того как этот поворот состоится.

Зачем же так тщательно описывать участок собственно Муравского шляха называя его Изюмским? Ведь на карте хорошо видно что шляхи разойдутся только между Орликом и Корочей. Перед нами один из характерных приемов составителей Книги Большого Чертежу. Точно также "не разделяются", например, Пахнутцева и Луковская дорога идущие от Мелового брода. На самом деле от Мелового брода идет только один водораздел между Лещином и Хоном.

От Муравскои дороги на лево, от Семских Котлубанов(1) , ис под Пузацкого лесу(2) , Изюмская дорога, а по леву Изюмские дороги леве Юшковы бояраки(3) . От Изюмские дороги на леве, из Юшковых бояраков , вышла речка Дубенка(4) и пала в Оскол ниже города Оскола (5). А проехав Юшковы бояраки, верховье речки Орлей(6) , с левые стороны Изюмские дороги, а речка Орлея пала в Оскол же.


Теперь о мелких несоответствиях современной карты и данных КБЧ:

  • Четыре западных притока Оскола отмеченных сиреневым КБЧ не знает.
  • Пузацкий лес относится не к бассейну Сейма, а к бассейну Оскола.
  • Река Дубенка действительно течет из под Юшковых буераков, только вот между ними весьма широкий водораздел, и текст КБЧ это особенно подчеркивает фразой "вышла речка Дубенка".

Наконец немаловажно отметить что топоним Орел (Орель, Орлик), как известно означает угол. Собственно, Изюмский шлях начинается от угловой реки Орлик и заканчивается у угловой реки Орель.



Часть 2-я. Собственно, Изюмский шлях.





Часть 3-я. Поворот к Северскому Донцу.

В этой части описания Книги Большого Чертежу всякая подробность исчезает. Чем дальше на юг, тем меньше знают московские географы! Составители указывают лишь притоки Северского Донца. Хотомль, Гнилица, Бурлук, Булуклея, верховья Изюма и Изюмца. Все эти топонимы сохранились на современной карте, а поскольку искать шлях по столь скудным указаниям проблематично приведем интересную карту Делиля:


А от речки от Хозинки, по правой стороне Изюмскои дороги, речка Хотомль (17) пала в Донец.

А от речки Хотомли, по правой стороне Изюмскои дороги, речка Гнилица (18) да речка Бурлук (19), а пали в Донец. А от речки Гнилицы да от Бурлука, по правой стороне Изюмскои дороги, речка Булуклея (20) пала в Донец.А от речки Булуклеи к речкам ка верховью к Изюму (21) да к Изюмцу (22),


Часть 4-я. Переправа через Донец.

Сведения о переправе достаточно скудны.

а пали в Донец под Изюмским Курганом (23), от Царева города (24) верст с 8; и тут Донец Северскои (25) возятся.

Но на одной из карт Делиля этот участок изображен весьма отчетливо:


https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b550031522/f1.item.r=Nicolas%20Delisle%20des%20territoire.zoom

Весьма любопытные сведения о переправе через Донец опубликованы Д. И. Багалеем. Оказывается к переправе через Донец татары шли через редкодуб (дубовый лес из больших деревьев в котором велико пространство между старыми дубами):

Книги описные и мерные новой черте от Цареборисова города вверх по реке Северскому Донцу и по речке Мжу до старова валу и до Коломка... 1680 г.




А против тех пришибов на крымской стороне от устья Каменки до Изюмского перелазу по Донцу займище лес и озера и болота ширина верста перелазов татарских не бывало для зимних перелазов на руской стороне по Донцу быть засеке.


А от того пришиба до устья Изюмца три версты восмьдесят сажень. От Изюмца до большого переполянья что к Изюмскому броду двести семьдесят сажень лесу и озер быть засеке. А того переполянья до Изюмского броду с русскую сторону и до Изюмской сакмы и до броду, где татаровя через Донец Ходять степи триста сажень сделаны надолбы.


От того броду по Донцу до перевозу Торского с рускую сторону степи восмьсот пятдесят сажени а по крымской сторне тут конец лесу и озерам что от Каменки, а по конец лесу к перевозу редкодубу против устья Изюма к Донцу двести сажень а меж озер и лесу тем редкодубом татаровя ходят Изюмскскою сакмою быть надолбам и башне.

От перевозу до устья Изюма лес и по переполянью и через брод Изюмскую сакму по берегу и по перевозу на руской стороне зделаны ныне вновь надолбы а на сакме против броду зделана башня.


Около устья изюмского от перевозу длина лесу и озер пятьсот сажень а вверх того лесу по речке Изюму до Изюмского городка верста шестьдесят сажень в городке казаков семьдесят дворов промеж сакмы Изюмской и городка Изюма в поляне на перевозе пристойно быть городу великому для Изюмского перелазу и Торской дороги, а до Тору дватцать верст.



Часть 5 -я.Подъём к Муравскому шляху и расстояние до Перекопа.

Последний отрезок Муравского шляха Книга Большого Чертежу описывает весьма поверхностно:

" А перевезшись Донец, итти от Северского Донца на Муравскую дорогу, а от Северского Донца до Муравскои дороги верст с 40, а взойдет на Муравскую дорогу верх реки Орели (26). А от Царева города до Перекопи скорою ездою ехати 5 дней, а с телегами ехати недели 2."

С точки зрения географии и логики это сообщение бессмысленно. Так как Верховья Орели лежат гораздо севернее Изюмского шляха. Зачем же двигаясь на юг возвращаться на север?. Обстоятельства этой географической ошибки хорошо видны на одной из карт Делиля:


https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b550030015/f1.item.r=vorskla.zoom

Проистекает ошибка вероятно оттого, что от верховьев Орели на Изюмский шлях с Муравского ездили станичники по данным Разрядной книги:
"Устройство станичной службы въ Чугуевѣ было предписано послѣ отписки изъ Чугуева о несообщеніи въ Чугуевъ вѣстей бѣлгородскими станичниками, ѣздившими на Муравскій шляхъ къ Орели и Самарѣ и наИзюмскую сакму ..."

Следует предполагать что при движении по Муравскому шляху с юга на север подъем все же осуществлялся от верховьев Самары