Сокращение штата в музыкальных школах. Музыкальные школы и школы искусств сократят набор детей — их призвали оптимизироваться

Новость о том, что в Министерстве финансов придумали полностью лишить финансирования из госбюджета заведений эстетического воспитания для детей или попросту музыкальных школ, шокировала общественность, хотя окончательное решение по этому вопросу до сих пор в правительстве не приняли. Многие родители возмущены возможным закрытием музыкальных школ и бьют тревогу, боясь за досуг своих детей. Чтобы разобраться в ситуации, ГолосUA обратился за помощью к главе Всеукраинского совета директоров школ эстетического воспитания, директору музыкальной школы №35 в Киеве Александру Шалиту.

Сколько должны будут платить родители за образование детей в музыкальной школе, если государство полностью приостановит их финансирование?

Себестоимость оплаты в музыкальных школах должна учитывать несколько факторов. Во-первых, заработная плата работников школ, заработная плата техперсонала, начисления на заработную плату, потом содержание помещения, водоснабжение, водоотвод, канализация, свет, придомовые территории, ремонт музыкальных инструментов, покупка канцелярских товаров и моющих средств и т. д. - очень много всего. А если инструменты - дорогие и редкие, как, например, в моей школе, то за ними вообще нужен отдельный уход, который требует отдельных затрат. У меня по моей школе выскочила цифра - 3,5-4 тысячи грн на месяц с каждого родителя.

- А если взять средние цифры по Украине?

Если брать в среднем по Украине, то в небольших школах - это минимум 1300 грн в месяц, максимум - 2700 грн в месяц, это если не учитывать проведение текущих и капитальных ремонтов. Это исключительно заработная плата, содержание помещения и коммунальные услуги - то, что на сегодняшний день нам оплачивает государство. Но если нас переведут на так называемую экономически обоснованную плату за учебу, то тогда родителям придется платить минимум 1300 грн в месяц, а в таких заведениях, как мое, где - 3,5 - 4 тыс в месяц, как я уже говорил.

Сколько музыкальных школ закроется, если государство полностью приостановит финансирование их деятельности из госбюджета? И вообще какие возможности у заведений эстетического образования существовать за свой счет?

Учитывая то, что на сегодняшний день так называемый родительский сбор составляет лишь 7% от общего финансирования заведений внешкольного эстетического воспитания, а 90-93% - это государственные средства, то могу сказать, полный отказ государства финансировать нашу деятельность приведет к тому, что 100% школ закроются. Ни один родитель не сможет платить даже минимальную цену себестоимости музыкального обучения для ребенка — 1300 грн в месяц. Если на сегодняшний день минимальная заработная плата составляет 1417 грн, то ребенка нужно одеть, накормить, какие-то канцелярские товары ему купить и т. д. Откуда родитель возьмет еще деньги, для того чтобы ребенка обучать в заведениях эстетического воспитания.

- А если власть выберет серединный вариант и, например сократит финансирование музыкальных школ на 50%?

Все равно это будет полный обвал. Особенно, в первую очередь, исчезнут музыкальные школы в селах и поселках городского типа, потому что там люди просто несостоятельные работают и живут. О чем говорить, если даже в столице я воюю, пять лет пытаюсь выбить деньги для ремонта крыши, у меня с потолка вода течет, и я ничего не могу сделать. Родители, даже те, которые могли бы помочь, все равно не будут брать на себя расходы государства по обслуживанию помещения заведения.

А если немного сократить расходы, как любит говорить глава Кабмина Николай Азаров, «затянуть потуже пояса»?

Хочу сказать, что на сегодняшний день в законе прописано, что из местного бюджета должны выделятся средства, например, на покупку свидетельств об окончании учебы в школе — нам не выделили ни одной копейки, материальная база школы — ни одной копейки, настройка и ремонт музыкальных инструментов — ни одной копейки. У меня в штате есть настройщик, который следит, чтобы инструменты были в более-менее нормальном состоянии, но он не может сделать ремонт, потому что у нас нет ни фабрик по изготовлению струн для фортепиано, у нас вообще не ремонтируются народные инструменты — баяны, аккордеоны, потому что мастеров этих нет. С распадом СССР исчезли последние мастерские, которые занимались по безналичному расчету ремонтом музыкальных инструментов. Ужасная ситуация на сегодняшний день, просто...

Скажите пожалуйста, в истории независимой Украины уже были подобные ситуации, когда музыкальные школы оказывались на грани исчезновения?

Подобное было еще на рубеже 1999-2000 годов, когда в Министерстве финансов в первый раз попробовали нас перевести на полный хозяйственный расчет, и благодаря этому за счет нас повысить зарплату для библиотекарей и других профессий. Мы тогда тоже подняли общественность и не дали этого сделать. Так что это не в первый раз. Дело в том, что это позиция, которую занимают правительственные чиновники, в основном из Минфина. У нас многие вопросы решают чиновники среднего звена. Действительно, этот вопрос не решает министр культуры, а решает аппарат министерства культуры. Меня очень удивило, что только через два месяца после того, как рекомендательное письмо (о полном отказе в госфинансировании заведений эстетического образования — ред.) было зарегистрировано в Минкульте, на него поступила реакция. Разве должно быть так?

Учитель должен знать правовые аспекты кадровой политики. Статья вторая*

Мы продолжаем серию публикаций, знакомящих учителей с разными сторонами трудовых отношений в школе. Ведущий рубрики – кандидат юридических наук, заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ Анна Вавилова.

– Администрация вызвала нескольких учителей и сказала им: у нас в школе начинается сокращение штатов, пишите заявления об уходе «по собственному желанию». Педагоги подумали, решили, что ничего не поделаешь, и – написали…
– Такое требование администрации абсолютно незаконно. Она не вправе вынуждать учителей писать подобное заявление. Более того, если работник поддастся давлению и напишет заявление об увольнении по собственному желанию, а ему удастся доказать в суде, что его заставили сделать это насильно, – он может быть восстановлен на работе. Такие случаи в судебной практике есть.
Какие доказательства в этом случае учитель может предъявить суду? Например, свидетельские показания. Слышал ли кто-нибудь разговор об увольнении? Не предложил ли ему работодатель уволиться по собственной инициативе в присутствии конкретных третьих лиц? Могут ли эти лица подтвердить, что на работника давили, угрожали ему? Один раз я столкнулась с очень странной ситуацией, когда работодатель в письменной форме потребовал от работника написать заявление об увольнении «по собственному желанию». В резолюции на заявлении он указал, что только в этом случае работнику будет выплачен расчет. Заявление с резолюцией работник отнес в суд.
Однако давать предсказания относительно конкретного судебного спора достаточно сложно. Например, учитель придет в суд и скажет: меня заставили уволиться по собственному желанию, а работодатель, вызванный в суд, возра­зит – ничего подобного, он сам написал заявление. У нас нет ни одного доказательства, которое было бы обязательно для суда. Нужны свидетельства.
Шансов доказать в суде свою правоту у учителя будет гораздо больше, если кто-то из третьих лиц согласится прийти в суд и подтвердить, что на педагога оказывалось давление. Однако опыт показывает: даже если требование уволиться по собственному желанию слышал весь трудовой коллектив, люди не хотят свидетельствовать в суде против своего работодателя.
Поэтому достаточно часто свидетелями против работодателя выступают люди, которые работали в этой организации, но уже уволились из нее. Именно они, как правило, соглашаются подтвердить на суде то, что слышали. Но тут работодатель может заявить о том, что работники конфликтовали с администрацией (потому и уволились) и теперь в отместку намеренно оговаривают работодателя. Так что предсказать, кому из свидетелей поверит суд, очень сложно!

– Какой совет можно дать тем, кому в условиях сокращения штатов предлагают уволиться «по собственному желанию»?
– Просто не писать это заявление! Это намного проще, чем потом искать свидетелей и судиться. Предложить учителю уволиться «по собственному желанию» – для администрации очень удобный выход.
Во-первых, работник теряет все гарантии, которые ему предоставляются в связи с сокращением штатов.
Во-вторых, таким образом директор может избавиться от сложной и длительной процедуры увольнения по сокращению штатов. Как мы увидим далее, любая ошибка в соблюдении этой процедуры чревата судом и восстановлением на работе сокращаемого работника.
Учитель должен понимать: если идет сокращение штатов и если работодатель действительно намеревается сократить ту или иную ставку – он ее сократит. Но – в свое время, по закону, с социальными гарантиями и с выплатой компенсаций. Не торопите события. Ничего не подписывайте. Ждите.

– Во многих школах идут реорганизации и сокращение штатов. Между тем педагоги опасаются, что под маской сокращения штатов администрации стремятся избавиться от неудобных учителей. Как им вести себя в подобном случае?
– Прежде всего уточним, что это за процедура – сокращение штатов (оно является одним из оснований увольнения работников). Работодатель прибегает к ней, когда приходит к выводу, что его организация сможет эффективнее функционировать без конкретной штатной единицы.
Иногда задается вопрос: с какого количества ставок начинается сокращение штатов?
Оно может начаться (и ограничиться) с единственной ставки. Может быть сокращен только один человек, может – треть учителей. Если мы из 50 учителей оставляем 49 – это сокращение. Так же как если мы из 50 учителей оставляем только 10. Отличаются только масштабы.
Надо признать, что в последнее время сокращение штатов проходит во многих школах: падает рождаемость, сокращается численность детей. По не зависящим от работодателя причинам количество формируемых класс-комплектов уменьшается. Соответственно высвобождаются и учительские ставки.
Сокращение может происходить и при внутренней реорганизации. Работодатель реформировал учреждение, и в итоге оно может предоставлять образовательные услуги, задействовав меньшее количество работников.
Главный критерий, по которому можно определить, что сокращение законно, – сокращается должность, а не человек. Должность должна исчезнуть! Просто потому, что работодателю по тем или иным объективным причинам больше не нужна эта штатная единица. А вот ситуация, когда Иванов нам не нравится, а уволить его ни по какому основанию не получается, давайте его сократим, – абсолютно незаконна.
Если, к примеру, сокращают учителя начальных классов, а затем на его место принимают другого, это основание для обращения в суд. Уволенный работник выиграет дело в суде и будет возвращен на работу с выплатой заработной платы за вынужденный прогул, с выплатой компенсации за моральный вред.
Работодателям надо иметь в виду, что суд запросит и изучит множество документов, отражающих, действительно ли была сокращена спорная должность, в том числе штатное расписание до сокращения и после сокращения, фонд оплаты труда, количество отработанных часов в табеле…
Если суд установит, что должность не исчезла и на нее был принят другой человек, тогда работодателю не помогут объяснения, что он уволил работника по сокращению штатов с соблюдением официальной процедуры и выплатой положенных компенсаций. Увольнение будет считаться незаконным.
Следует указать еще на одно неправомерное сокращение: когда якобы сокращают работника, занимающего вакансию низкой квалификации, а реально сокращается работник, занимавший вакансию высокой квалификации. Для чего? Чтобы высвобождаемый работник высокой квалификации занял в той же организации более низкую должность. Например, высококвалифицированный педагог сокращается потому, что в школе происходит уменьшение численности педагогов, а какое-нибудь лицо из числа обслуживающего персонала увольняется по сокращению штатов для того, чтобы этого педагога поставить на его нижестоящую должность. Эта ситуация неправомерна. Если у нас сокращается должность педагога, то должен быть уволен педагог. Если в учреждении на данный момент нет вакансии с более низкой квалификацией, то незаконно уволить с какой-то вакансии человека, чтобы поставить на нее сокращаемого.

– Как учителям определить, что в школе действительно происходит сокращение штатов? Иногда администрация постоянно говорит педагогам о будущих увольнениях, чтобы кто-нибудь не выдержал и уволился сам…
– Если в школе действительно началось сокращение штатов, педагог должен получить обязательное письменное уведомление. В Трудовом кодексе сказано: оно должно быть получено не менее чем за два месяца. Работодатель может уведомить педагога о сокращении и гораздо раньше. Но получение уведомления позже этого срока является основанием для обращения в суд.
Теперь о форме уведомления. Это уведомление именно персональное, под роспись. Телеграмма, отправленная на место жительства, является ненадлежащей формой уведомления и будет считаться нарушением процедуры.
Если в школе говорят о сокращении штатов, а уведомления не получены, значит, педагогам следует поинтересоваться: почему работодатель не соблюдает процедуру, требуемую законом? Если в школе есть профсоюз – он должен быть уведомлен о сокращениях в обязательном порядке. Должна быть уведомлена также служба занятости.
Если в школе работает комиссия по сокращению – работников должны познакомить с результатами ее работы. Иначе, возможно, с итогами работы комиссии придется знакомить суд!
Подчеркну: наше трудовое законодательство исходит из того, что нарушение порядка увольнения – это уже основание для восстановления.
Для соблюдения процедуры сокращения штатов работодателю требуется не менее 2 месяцев. В более короткий срок невозможно уложиться.
Если администрация уведомила учителя о сокращении за две недели, а затем уволила, учитель будет восстановлен по суду, а работодателю придется начинать процедуру сокращения с самого начала, с предъявления письменного уведомления за 2 месяца. Даже если работник был предупрежден об увольнении не за 2 месяца, а за один месяц 29 дней (неправильно посчитали и решили, что один день – это пустяки), процедура увольнения нарушена, и ее необходимо начинать сначала.
У нас нередко получается так: администрация спохватывается в тот момент, когда работник уже ушел в отпуск. 1 сентября надо провести сокращение, а учителей в школе уже нет! Как нам быть, задается вопросом администрация. Если учитель ушел в отпуск 25 июня – то уже никак! Потому что соблюсти всю процедуру увольнения с отсутствующим работником нереально. А работник, вернувшись из отпуска (менее чем за 2 месяца до 1 сентября) и получив извещение о сокращении, имеет полное право обратиться в суд, если его сократят с первого числа, и суд вернет его на работу.
Иногда спрашивают: можно ли считать соблюденной процедуру, если педагогу не была объяснена причина увольнения? В самом уведомлении, которое дается педагогу под расписку, работодатель может указать причину сокращения, потому что при реальном сокращении штатов она всегда есть.

Официальные документы

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность)…
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

*Статья первая – «ПС» № 17

В музыкальных школах и других учреждениях культурного образования паника. В ходе оптимизации чиновники сокращают предметы и ставки преподавателей. Педагоги, соответственно, лишаются своих мест, а украинские дети - качественного эстетического образования.

Еще в июне 2013 года уполномоченный президента по правам ребенка Юрий Павленко заявлял, что оптимизация должна вывести все эти учреждения на «новый уровень развития». АиФ.ua попытался разобраться, к чему приведет это развитие.

Что ждет музыкальные школы

Обычные украинцы начали ощущать плоды оптимизации с началом нового учебного года, когда начали искать музыкальные школы для своих детей. Одним из них стал киевский блогер Роман Химич , который хотел записать своего сына в одно из таких учреждений на Оболони. В нескольких школах преподаватели посоветовали ему повременить с этим и обратиться к ним позже. По их словам, сейчас проходит сокращение и педагогов, и предметов. Из-за этого специалисты обращаются в разные инстанции, в том числе и в городское управление культуры.

В январе Минфин направил в Минкультуры письмо по оптимизации сети музыкальных и художественных школ и переводе их на самоокупаемость. Пообщавшись с педагогами, АиФ.ua выяснил, что в ближайшем будущем учреждения ждет:

  1. Сокращение общего количества часов преподавания по всем предметам.
  2. Полное исключение из программы занятий по теории, в частности, сольфеджио и музлитературе. На этих предметах обучают чтению нот и музыкальной грамоте.
  3. Увеличение количества учеников в группах с 10 до 18 человек.
  4. Повышение нагрузки на педагогов.
  5. Увеличение платы за обучение.
  6. Увольнение преподавателей.
  7. Покупка нужных для преподавания вещей за счет педагогов (журналы отчетности, мел).

Как уже оптимизировали учреждения

Из обозначенных прогнозов преподавателей пока воплотились не многие, но они уже ощутимы:

  1. В 2013 г. в киевских музыкальных школах плата за обучение уже возросла на 10-30 грн, хотя чиновники обещали ее не повышать. В Тернополе с родителей стали брать больше еще в 2011 г., в том числе и в художественных учреждениях. В этом же году на постепенное повышение оплаты стали жаловаться в Одессе. В 2012 г. цены возросли в харьковских музыкальных школах.
  2. Сокращение специалистов. К примеру, в этом году рассчитали педагогов пяти музыкальных школ Оболонского района Киева. До этого такая же участь постигла преподавателей учреждений на Печерске.
  3. Некоторые предметы отбирают у профессионалов и передают тем специалистам, которые не имеют соответствующего образования.
  4. Сокращение учебных часов. В частности, в Днепропетровском театрально-художественном колледже некоторым преподавателям нагрузку уменьшают больше, чем на 100 часов при традиционной нагрузке в 720 часов.
  5. Закрытие и объединение нескольких учреждений в одно. Яркий пример - апрельская ликвидация музыкальной школы № 1 в Калуше Ивано-Франковской обл. Ее совместили с другим учреждением.

Что обещают власти

В начале июня на пресс-конференции уполномоченный президента по правам ребенка Юрий Павленко обещал, что оплату за обучение в музыкальных школах не повысят. По его словам, для некоторых категорий детей она даже уменьшится. Плату намерены сделать экономически обоснованной, не ниже себестоимости и в то же время доступной для любой семьи.

В Верховной Раде переведение школ эстетического воспитания на самоокупаемость не поддержали. По словам нардепов, оптимизация противоречит социальным инициативам президента, которые предусматривают привлечение к внешкольному образованию до 70% детей.

Депутаты зарегистрировали проект постановления о введении моратория на закрытие школ эстетического воспитания. Один из его авторов - глава парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич. По ее словам, правительство вынуждает органы местного самоуправления сокращать такие учебные заведения вместо того, чтобы сохранить и наполнить их новым содержанием.

Система образования разваливается?

«Любое сокращение учебной программы неизбежно ведет к потере в знаниях и снижению уровня общей культуры учащихся, - считает директор киевской музыкальной школы № 3 им. Косенко Николай Лукьянчук . -Сейчас в Украине система детского эстетического воспитания и образования разваливается. Нововведения правительства приведут к невосполнимым потерям».

По его словам, если в музыкальных школах сократят уроки по теории, то, к примеру, на изучение Моцарта вместо трех-четырех уроков будут выделять половину занятия или рассказывать о нем «вперемешку» с Бахом. А если ученик пропустил урок, то тему уже не будет знать.

При сокращении предметов учеников будут бегло знакомить с азами дисциплин, а основной упор по ним придется на училища, где будут готовить желающих заниматься музыкой профессионально. Об этом АиФ.ua сообщила преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы Елена Осипенко . К тому же, при увеличении нагрузки зарплату педагогам не увеличат.

А в Днепропетровском театрально-художественном колледже преподавателям создают «интересные» ситуации, при которых они увольнялись бы сами. Об этом АиФ.ua сообщил источник из учреждения. Сокращения в основном касаются тех, кто не приближен к администрации. По данным источника, в этом году некоторым выпускным курсам по второму кругу поставили предметы «БЖД» и «Охрана труда», хотя они прошли это все на третьем курсе и сдали экзамены. Таким образом педагогам, наоборот, пытаются добавить учебные часы.

По словам Осипенко, Украину ждет аналог западной системы образования, в которой, в частности, нет предмета «теория музыки». За рубежом все упрощено до минимума - преподаватели просто обучают игре на инструменте. Вместо сохранения давних наработок музыкально образование просто «кастрируют», отметила специалист.

«Западная модель значительно уступает отечественной, - рассказал Н. Лукьянчук. - Диплом украинских музыкантов - единственный в мире, который не требует подтверждения. К примеру, медикам и инженерам за рубежом нужно переучиваться».

Музыкальная теория сохранилась только в регионах бывшего СССР, добавила Осипенко. Она считает, что из-за оптимизации «теоретики» могут стать исчезающим видом и «уйти в подполье». Коллега педагога из Германии рассказал, что в немецких музыкальных школах азы таких предметов преподаватель может дать только по своей инициативе. И то, уделить всего несколько минут, ведь уроки длятся до 45 минут и проходят раз в неделю. Теорию и ритмику иногда преподают в немецких консерваториях.

Кстати

Оптимизация входит в программу экономических реформ на 2010-2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». В рамках процедуры с 2010 по 2013 гг. объединили 25 украинских вузов, из-за чего в стране на 18 высших заведений стало меньше.

В частности, в этом году Закарпатский государственный университет присоединили к Ужгородскому национальному университету. В Днепропетровске создали Государственный экономический университет. По словам министра образования Дмитрия Табачника , для этого Таможенную академию объединили с «маленьким финансовым вузом».

Подобные действия властей вызвали волну протестов педагогов во Львове, Днепропетровске, Одессе и в Сумах.

Митинг профсоюзов «За справедливую бюджетную политику», проходивший 7 октября по всей стране, собрал в Волгограде на площади Ленина более 2000 человек. При нынешнем росте цен и тарифов, увеличении налогов и введении, по сути, нового налога на капремонт, недопустимо планируемое финансовым сектором правительства России повышение пенсионного возраста, уменьшение расходов на заработную плату бюджетникам, пенсии, социальные пособия и отказ от их индексации, считают митингующие. Особенно много было в этот раз на митинге учителей музыкальных школ Волгограда и Волжского, которым уже урезают зарплату, сокращают часы и надбавки. Сокращен до минимума и прием нового контингента учеников в музыкальные школы двух крупнейших городов региона.

«Требуем введени я прогрессивной шкалы налогообложения доходов »

За этот год страна по уровню бедности работающего населения откатилась на шесть лет назад: реальные доходы россиян уже сократились на 25%, по оценкам ВЦИОМ. А что будет до конца года при нынешней инфляции, вообще никто предсказать не может.

При этом разрыв между зарплатами топ-менеджеров компаний «народного достояния», от которого народ почему-то не получает никаких дивидендов, и зарплатами простых работяг и педагогов составляет сотни тысяч рублей. Но налоги все платят одинаковые. Правительство и Госдума уже много раз отказывались даже рассматривать вопрос о налоге на роскошь.

«Требуем введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов», — говорили на митинге профсоюзов, — «А то для одних суп жидок, а для других — жемчуг мелок».

А накануне промелькнула новость: «Правительство РФ засекретит данные о владельцах яхт и вилл».

Инициативы финансового блока правительства участники митинга назвали антинародными и бездумными. Вместо того, чтобы еще ниже опускать качество жизни трудового населения, лучше бы прекратили вкладывать деньги бюджета в доллары США, а начали, наконец, помогать реальному сектору экономики своей страны — заводам и аграриям. Тогда и денег бы в федеральном бюджете прибавилось.

Профсоюзы поддерживают курс президента России Владимира Путина и рассчитывают на то, что реформы в экономике будут осуществляться не за счет ущемления трудовых прав и снижения гарантий работников, — сказал с трибуны председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов Владимир Стариков.

Участники митинга единогласно приняли резолюцию, в которой потребовали от власти: Не допустить сокращения социальных расходов в бюджетах всех уровней на 2016 год, принятия законов, направленных на пересмотр мер социальной поддержки населения в сторону ограничения социальных выплат;

Довести минимальный размер оплаты труда к 2017 году до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, повысить реальную заработную плату;

Обеспечить безусловное выполнение указов Президента РФ в части повышения зарплаты работников бюджетной сферы, не допустить махинаций с методикой подсчета средней заработной платы;

Ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов граждан;

Приостановить взимание налога на недвижимость граждан на основе ее кадастровой стоимости;

Ликвидировать теневую занятость;

Вести решительную борьбу с коррупцией.

Митингующие также потребовали прекратить перекладывать бремя экономических проблем на плечи трудового народа.

Учителя музыки могут остаться без зарплаты

И даже после того, как большинство участников митинга профсоюзов разошлись, учителя музыкальных школ остались. У них сегодня сложилась самая тревожная ситуация по зарплате. Как «СП-Юг» писала ранее, власти Волгограда начали «оптимизацию» с того, что сократили всех педагогов дополнительного образования — музработников, ИЗО, а также логопедов и психологов в детских садах города-героя. Сейчас они взялись оптимизировать музыкальные школы. До себя-то, любимых, все никак руки у чиновников не дойдут.

С нового года учителей музыкальных школ Волгограда ждет сокращение на 10%. А учителей музыкальных школ соседнего города Волжского — вообще сократят на 20%. Также на 25% сокращают набор учащихся в музыкальные школы. Всем музыкальным школам дана рекомендация переводить как можно большее число учеников на платные услуги. Но реальная стоимость музыкального образования довольно дорогая — около 4000 рублей в месяц получается. Не каждый родитель потянет такую сумму.

Между прочим, дети в России по закону имеют право на бесплатное дополнительное образование. Часть наших налогов идет на это. Но, судя по логике городских чиновников Волгограда, даже если придет на прослушивание в музыкальную школу новый юный Ростропович или Чайковский, учителя должны будут рекомендовать ему обучаться за 4000 рублей в месяц или «от ворот поворот».

Более того, недавно директора музыкальных школ города-героя получили план перевода семилетнего музыкального образования на четырехлетнее: т.е. будут выпускать недоучек.

Несколько финансовых распоряжений мэрии свели на нет действие ФЗ 1601 о повышении зарплат педагогам дополнительного образования. Никакого повышения зарплат, как это должно было быть согласно указу президента России и этому закону, учителя музыки Волгограда и Волжского так и не увидели. Вместо этого всем посокращали учебные часы, а некоторых педагогов в августе еще и отправляли в вынужденные отпуска без оплаты.

Очередным новшеством от городских властей стало требование платить учителям музыки зарплату из расчета не за академический час (урок длится 40 минут), а за астрономический час: т.е. урезать зарплату за каждый урок на том основании, что учителя якобы «недорабатывают».

Интересно, что федеральный закон об образовании, в котором академический час приравнен к астрономическому, никто не отменял. Но для чиновников мэрии Волгограда, эта «мелочь», видимо, не преграда.

А недавно учителям музыкальных школ Волгограда объявили на экстренном совещании, что у мэрии нет денег на зарплату учителям музыкальных школ на ноябрь и декабрь этого года.

На днях руководителям муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей пришло письмо за подписью председателя комитета по культуре администрации Волгограда Е.В. Фоминой . Согласно этому письму, «Руководителями муниципальных учреждений, начисление и выплаты заработной платы работникам муниципальных образовательных учреждений было осуществлено в нарушение вышеуказанных положений (о том, чтобы выдавать деньги педагогам в пределах средств, направляемых на оплату труда на календарный год), что привело к тому, что на 1. 09.2015 года учреждения имеют финансовые средства, достаточные лишь для выплаты должностных окладов и части стимулирующих выплат». На основании этого директорам музыкальных школ Волгограда предписано «прекратить выплату стимулирующих выплат работникам, за исключением обязательных надбавок за стаж и наличие ученой степени, почетного звания, а также сумм обеспечивающих доведение работникам учреждений установленной зарплаты до уровня минимального размера оплаты труда в РФ на оставшийся период календарного года».

Эта бездумная оптимизация грозит развалом лучшего в мире музыкального образования: так считают музыканты во многих странах, куда педагоги Волгограда и Волжского возят на концерты своих учеников. Многие выпускники музыкальных школ Волгограда и соседнего Волжского сейчас музицируют на престижных сценах Парижа, Иерусалима и других городов мира и страны. А в это время их учителей сокращают потому, что чиновники мэрии не смогли организовать работу так, чтобы наполнить городской бюджет.

Учителя нескольких музыкальных школ Волгограда наняли юристов, чтобы помогли составить обращение в прокуратуру с просьбой разобраться в законности действий мэрии Волгограда.

Мой муж работал в школе учителем музыки. В сентябре ему сказали о сокращении и дали уведомление о сокращении штата. Я сама 25 лет работаю в школе учителем математики. У нас в семье 5 детей: старший учится в университете - 4 курс, дочери в 10,8,5 классах, младшему 5 лет. Имеет ли право директор уволить мужа? Что можно сделать в данном случае? Я жду вашего ответа в ближайшее время. С глубоким уважением Мунира.

Рашитова Мунира Зуфаровна

Ответ:

Уважаемая Мунира Зуфаровна! Если в данной школе действительно имеет место сокращение штата, значит сокращению подлежит штатная должность "учитель музыки". Ваш муж, в таком случае подлежит увольнению по п.2, ч.1, ст.81 ТК РФ, с выплатой пособия в размере среднемесячного оклада и сохранением среднемесячного заработка в течении 2-х месяцев (с учетом выплаченного пособия). В исключительных случаях, по решению службы занятости, сохранение среднемесячного заработка, продлевается до 3-х месяцев. Однако, сокращение штата - достаточно сложная процедура, проводимая в строгом соответствии с законом и уставом учреждения. В государственных образовательных учреждениях, сокращение штата преподавателей, не должно производиться в ущерб утвержденному учебному плану. Таким образом, если Ваш муж подлежит увольнению в связи с сокращением занимаемой им должности, но при этом, он является единственным учителем музыки в школе, это означает, что такой предмет как "музыка" должен быть исключен из учебной программы. Если учителей музыки в школе несколько, все они занимают соответствующие должности по штатному расписанию, а сокращению подлежит только одна должность - работодатель проводит увольнение работника с учетом норм ст. 179 ТК РФ, то есть принимая во внимание,в первую очередь: уровень квалификации и производительность труда работника, во вторую очередь: наличие иждивенцев в семье, отсутствие в семье других лиц. обладающих самостоятельным заработком, инвалидам ВОВ и боевых действий, лицам получившим трудовое увечье в период работы у данного работодателя, работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. также, коллективным договором могут быть предусмотрены другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе. Обжаловать увольнение Ваш муж может в суде, в соответствии со ст. 392 ТК РФ, в течении месяца со дня вручения трудовой книжки или приказа об увольнении. За более подробной информацией рекомендуем обратиться в адвокатскую консультацию, к специалисту в области трудового права.

Юридическая служба Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ