Политическое сознание. Политическая идеология и политическая психология

После выхода в свет "Идеологии и утопии" Манхейма тема идеологии в социальных и политических науках долгие годы не разрабатывалась. По мнению видного израильского политолога, профессора Еврейского университета в Иерусалиме Мартина Селигера, подобное положение было обусловлено тем, что в научной среде утвердилось узкое понимание идеологии как формы ложного сознания, которое впервые встречается у Маркса. Отказ от научного исследования идеологии серьезно обеднил теоретический и практический потенциал политической науки, привел к образованию значительных пробелов в знаниях о движущих мотивах политической деятельности. Восполнить эти пробелы и возродить интерес к данной проблеме Селигер попытался в вышедшей в 1972 г. книге "Идеология и политика".

К этому времени автор уже приобрел достаточную известность на Западе как специалист по истории политических учений. Помимо работ на иврите им были опубликованы в США и Англии монографии "Либеральная политика Джона Локка" и "Марксова концепция идеологии". В качестве преподавателя политической науки Селигера приглашали на работу в Манчестерский университет и Лондонскую школу экономики.

Взаимосвязь идеологии, политической культуры и практической политики – центральная проблема работ Селигера. Понимая под идеологией любую систему политических убеждений, ученый указывает, что носитель идеологии нуждается в политических средствах для ее реализации, в то время как практическому политику для получения общественного признания своей деятельности необходимо апеллировать к моральным ценностям, составляющим стержень идеологических воззрений.

Политическая окраска идеологии может быть выявлена через ее соотнесение с преобладающей в обществе культурой. Консервативная идеология требует сохранения существующей политической культуры, умеренная – выступает за отдельные преобразования, а радикальная – требует создания принципиально новой политической культуры. Таким образом, подчеркивает Селигер, одна и та же идеологическая система в разных социально-культурных контекстах может выступать и как радикальная, и как консервативная.

Идеология представляет собой комплекс представлений, включающий элементы научного знания, этические и религиозные ценности, оценки, обязательства добиваться в практической деятельности определенных целей, прибегать к определенным средствам для их достижения. "Сверхзадачей" любой идеологической системы является организация совместных действий больших групп людей, нацеленных на сохранение, изменение или уничтожение существующих форм социально-экономического и политического устройства.

М. Селигер проводит четкое разграничение между идеологией и политической философией, что некоторые исследователи считают несущественным. По мнению ученого, в рамках политической психологии могут получить развитие те принципы, которые служат основанием идеологической системы. В этом смысле идеология превращает философскую доктрину в средство мобилизации массы и элиты для совместного социального действия. Однако с гносеологической точки зрения одни и те же принципы в рамках идеологии и политической философии ожидает разная судьба. Философ обязан постоянно доказывать достоверность этих принципов, сопоставляя их с реальностью и требованиями логики. Идеолог же оперирует ими как святынями, не подлежащими сомнению.

Структура идеологии, как считает Селигер, определяется характером содержащихся в ней суждений: описательных, аналитических, моральных и "технических" предписаний, заявлений о средствах претворения идеологии в жизнь, отрицаний. По мнению исследователя, преобладание в идеологической системе того или иного вида суждений характеризует культурно-психологические особенности ее сторонников.

При практическом применении в идеологическом комплексе выделяются две части, далеко не всегда находящиеся в соответствии друг с другом: "фундаментальная идеология" и "оперативная идеология". Центром первой являются моральные предписания, охватывающие принятое в данном культурном контексте почитание добра и зла. Стержнем "оперативной идеологии" становятся предписания технические, указывающие средства ведения конкретной политики.

Выделяя три типа идеологии – коммунистический, либеральный и фашистский – Селигер утверждал, что наибольший разрыв между фундаментальными принципами и оперативной идеологией был характерен для коммунистического режима, а наименьший – для фашистского. Так, террор, по его мнению, был свойствен обоим режимам, но если террористические методы органически вытекали из фашистской морали, общегуманистическая идеология находилась с ними в противоречии.

М. Селигер считал, что в условиях западной демократии сходство "оперативных идеологий" часто становится основой для коалиции политических сил, придерживающихся фундаментальных ценностей. История двух мировых войн дала немало примеров того, как существовавшие на уровне "оперативной идеологии" элементы национализма сплачивали в единый блок враждовавшие партии. В мирных условиях наличие общих для всей страны проблем также заставляет политиков забывать о своих фундаментальных принципах, примером чего мог служить предложенный в свое время Итальянской компартией "исторический компромисс".

Сближение "оперативных идеологий" и создание на этой основе системы "консоциативной демократии", как подчеркивает Селигер, не являются результатом стабильности и надежности западной политической системы. Напротив, ее надежность и стабильность в значительной степени обусловлена действием вышеуказанных факторов. В связи с этим Селигер полагает, что лидеры развивающихся стран должны обратить первоочередное внимание на эту черту западного общества при моделировании собственного политического развития.

Политическая психология – это область политического сознания людей, которая состоит, главным образом, в чувственно наглядном восприятии политики и эмоциональном отношении к ней, и непосредственно связана с деятельностью людей в сфере политики.

По содержанию в политической психологии можно выделить устойчивую часть (здравый смысл, менталитет, психологический склад этноса, традиции и т. д.) и часть более подвижную, неустойчивую (настроения, переживания, эмоции, чувства, ожидания). Важнейшее значение среди неустойчивых, быстро преходящих проявлений политической психологии имеют настроения – общие, ярко выраженные черты психологии, охватывающие на определённый период времени большие массы людей и определяющие их отношение к тому или иному политическому событию или проблеме. Настроения оказывают значительное воздействие на политическое поведение больших масс людей.

К существенным преходящим моментам политической психологии нужно отнести также заражение – быстрое распространение, охват определённым психическим состоянием больших масс людей – и внушение, характеризующееся некритическим восприятием воздействия объектом внушения.

Политическая идеология – это систематизированная теоретически оформленная иерархия политических ценностей, на основе которой вырабатываются цели по сохранению или изменению социальной действительности.

К политическим ценностям относят наиболее общие ориентиры политической практики – гуманизм, безопасность, свобода, справедливость, демократия, порядок и др.

В отличие от политической идеологии политическая психология включает в себя как рациональные , так и подсознательные (нерациональные, иррациональные) элементы. Политическая психология возникла исторически раньше, нежели политическая идеология.

Политическая идеология вербализует (высказывает), теоретически оформляет, логически обосновывает то, что уже имеет место в политической психологии. Разрозненным представлениям, смутным чувствам и настроениям она придаёт теоретически систематизированную форму. В конечном итоге, все идеологии возникают на соответствующем психологическом базисе. С другой стороны, политические идеологии, созданные искусственно, без реальной психологической базы как бы повисают в воздухе и не выполняют функций, для осуществления которых они создаются.

Функциями политической идеологии являются:

1. Нормативная. Идеология является стандартом для оценок и ориентиром в деятельности.

2. Интеграционная функция . Идеология нацелена на объединение сторонников соответствующих ценностей.

3. Мобилизационная функция . Идеология должна вдохновить и поднять массы на реализацию определённых задач.



4. Легитимация и делегитимация определённых политических сил и режимов.

5. Познавательная . Идеология даёт определённый образ социальной действительности;

6. Конструктивная функция. На основе идеологий создаются конкретные программы действий.

Политические идеологии, как и политические ценности, отражают потребности, интересы людей. В силу многообразия, расхождения этих потребностей и интересов в обществе обычно существует несколько идеологий.

Наиболее влиятельными формами политического сознания являются политическая идеология и политическая психология. Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться как своеобразная форма специализированного, интегрированного сознания или как «надстройка» над общественной психологией.

Понятие «идеология» введено в научный оборот в 1796 г. А.Д. де Траси - лидером группы философов, названных в дальнейшем в докладе «Проект идеологии» идеологами. И в этом докладе, и в более позднем четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей нового времени - Ф. Бэкона, Д. Локка, Э. Кондильяка, К. Гельвеция и создать общую «теорию идей», или науку об идеологии.

Большое влияние на формирование различных подходов к идеологии в современной науке имела концепция немецкого социолога К. Мангейма, разработанная им в книге «Идеология и утопия» с близких к марксизму позиций. Идеология, по Мангейму, - это разновидность ложного, «апологетического» сознания, которое, будучи «трансцендентным» по природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Напротив, утопия по Мангейму, является «трансцендентной ориентацией» сознания, переходящей в действие и стремящейся взорвать существующий в данный момент порядок. Такое противопоставление «консервативной идеологии» и «революционной утопии» оказалось в конечном итоге несостоятельным.

Литература ХХ в., посвященная идеологии, способствовала тому, что этим понятием стали называть различные системы философии, социальные теории, учения, различные типы верований, социальных мифов, придав ему тем самым чрезвычайно неясный, запутанный смысл. Термин «идеология» нельзя заменить термином «идея», поскольку его целесообразнее использовать для обозначения «превращения идей в рычаги социального действия». Идеологии отличаются от различных идей, теорий и философских систем тем, что они всегда ориентированы на действие, на соединение с практикой, тяготея таким образом к сфере политики.

Современная политическая идеология является многоуровневой. Обычно выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический (пропагандистско-просветительный) и актуализированный (житейский).

Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологии, начиная с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных и кончая левым экатремизмом.

Идеологической политической культурой специалисты называют специфическую структуру индивидуальных и групповых ориентаций, вырабатываемых в процессе перехода от традиционных обществ к секуляризированным общественным формам, в рамках которых политика постепенно становится результатом переговоров и рационально обоснованных проектов, не испытывая потребности в иррациональных стимулах.

Политическая психология нередко имеет более существенное значение для политики, чем другие формы политического сознания. Она представляет собой совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.

Признание такого духовного образования ориентирует научные исследования на переход от рассмотрения человека как носителя определенных политических функций, статусов, прав и доктрин к анализу его конкретных чувств и психологических механизмов, которые управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей. В этом отношении учитываются уже не свойства абстрактного «человека политического», а конкретные способности индивидуальных или групповых субъектов к межличностному (межгрупповому) общению и сплоченности, особенности их восприятия политических явлений, интенсивность ожиданий, особенности темперамента (общительность, чуткость, тревожность сознания), механизмы привлечения внимания и внушения, подражания и заражения, структура предпочтений (социометрическая структура) и другие психические реакции.

Одной из форм общественного сознания является политическое сознание. Политическое сознание имеет прямое отношение к мыслям и переживания участника политического процесса.

Политическое сознание

Субъективным внутренним отношением людей к объективным политическим условиями, функциям и ролям в политической жизни принято называть политическое сознание. Отражение политических явлений в мыслительном процессе людей, переживаниях и чувствах – это и есть политическое сознание.

В основе такого типа сознания находится отрицательное или положительное значение политических отношений. Причем политическое сознание каждого человека совершенно по-разному формируется и определенным образом отражает объективные политические процессы.

Отражение происходит на двух уровнях: обыденно-практическом или идеолого-теоретическом.

Политическая идеология

Интересы разных социальных групп находят свое отражение в политической идеологии. Такая идеология содержит в себе взгляды конкретной группы на действия власти, на саму власть, на политическую жизнь и на использование власти в своих интересах.

С помощью политической идеологии можно определить, какой должна быть государственная власть, и какая политика должна ею проводиться. Другими словами, политическая идеология представляет собой систему идей и понятий, отражающих взгляд на политическую жизнь определенного субъекта.

Политическая идеология функционирует в сознании граждан и именно она в конечном итоге определяет политическое поведение граждан. А силу идеологии можно определить степенью ее освоения гражданами и мерой ее воплощения.

Политическая психология

Одним из главных элементов политического сознания является психологическая психология. Под этим понятием понимают политические чувства, настроения и эмоции, другие психологические компоненты политической жизни общества.

Политическая психология формируется в повседневной жизни, она образовывается в процессе взаимодействия граждан с различными институтами власти. Это происходит на уровне обыденного сознания.

О политической психологии можно говорить, как о практическом типе сознания. Такой тип сознания представляет собой несистематизированную и порой противоречивую совокупность воззрений и подсознательные элементы.

К относительно устойчивой части политической психологии относят нравы, здравый смысл, менталитет. К более изменчивой принято относить эмоции, настроения, ожидания и переживания.

Все перечисленные компоненты политической психологии оказывают прямое влияние на политическое поведение человека.

Выделяют такие виды политической психологии: психология личности (например, личность лидера), психология малой группы и психология большой социальной группы и общностей. Также выделяют политическую психологию масс и массовых настроений.

Тема: Политическое сознание. Политическая идеология и психология

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.62K | Скачано: 125 | Добавлен 17.10.12 в 13:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Смоленск 2012


Введение 3

1. Понятие «политического сознания», его структурные компоненты 5

2. Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования 10

3. Практическое задание 17

Заключение 18

Список литературы 19

Введение.

Политическое сознание личности складывается в ходе переосмысления внешних для нее целей и ценностей политической системы, семьи, ближайшего окружения. Но определять поведение эти идеи, цели и убеждения могут только став ее собственными составляющими. Чтобы выработать у личности глубокие убеждения, которые «как закон» определяли бы ее поведение в политике, необходимо включить все «этажи» личности, все уровни ее сознания и деятельности. В современной психологической литературе выделятся три ведущих уровня структуры личности: биологический, психологический и социальный. Начиная с биологических элементов, мы поднимемся к психологическим, а затем к социальным, имея в виду, что высший уровень личности интегрирует свойства низших, управляет их функционированием. Свойства человека как индивида входят в структуру личности, подвергаясь при этом социализации.

Вопрос о том, влияет ли на политическое поведение личности ее биология, занимает ученых давно. Важно понимать, какое место в политике могут занимать такие биологические компоненты личности, как наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и телесная конституция. Не будучи самостоятельными, они определяют те аспекты политического поведения, в которых личность имеет существенное значение. Прежде всего, по этим факторам идет отбор тех, кто займет в политике активную, ведущую роль.

В психологический уровень личности включаются такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление и характер в целом. Каждый из них может оказать воздействие на политическое поведение. Так, трудно переоценить роль эмоций в политике: страх и радость, удивление и ненависть, зависть и корысть, солидарность и соперничество — все эти и многие другие эмоции не просто сопровождают политику, но нередко становятся ее движущими силами, особенно когда они принимают массовый характер. Будучи проявлением потребностей, эмоции входят в важнейшие механизмы мотивации политических действий. Так, политические психологи, изучающие проблему лидерства, отмечают огромную роль эмоциональной сферы политиков в их стремлении сделать карьеру. Среди мотивов они находят чувство долга и стремление к власти, желание быть признанным и чувство неполноценности, которое может быть компенсировано высоким социальным статусом.

Социальный уровень личности представлен наиболее тонкими личностными структурами: установками, ценностями, целями, мировоззрением. В процессе политической социализации индивид переосмысливает цели и ценности своей культуры. Так, сегодня граждане младших возрастов впитывают по преимуществу демократические ценности, между тем, как их родители получили в детстве иную ценностную структуру личности. Анализ политической структуры личности невозможен без выявления интересов, потребностей и мотивов, которые являются частью именно социальной структуры личности.

1.Понятие «политического сознания», его структурные компоненты.

Политическое сознание - это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводиться в идеальном плане политическая реальность, а также осуществляется ее истолкование и оценка.

Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания и т. д., складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

В соответствии с глубиной и адекватностью постижения политической реальности выделяют следующие структурные компоненты политического сознания:

Политическая теория - воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и т. д. Основная задача - выработка систематизированного знания о политике.

Обыденное политическое сознание - стихийно формирующиеся представления социальных групп и индивидуумов о политике. Обычно отличаются поверхностностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий.

Политическая идеология - система теоретических взглядов, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений.

Политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов.

Объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о «сущем» (о том, что есть), но и о «должном» (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы. На первый взгляд может показаться, что здесь нет никакого несоответствия - любая теория обладает предсказательной силой и, следовательно, возможностью проникновения в будущее. Это, конечно, верно, но в применении к общественной жизни данный тезис требует существенных поправок в связи с субъективно-волевым фактором развития социальной реальности.

Например, если идеология предсказывает реализацию в будущем какой-либо социальной модели, то здесь возможны варианты, ибо осуществление того или иного социального проекта в немалой степени зависит от субъективно-волевого выбора человечества. Обосновать этот выбор строго теоретически невозможно, так как в его основании лежат определенные ценности, приемлемость или неприемлемость которых не может быть полностью научно обоснована. Поэтому-то теория (наука) в принципе должна быть одна, а идеологий - много.

Другим уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.д.

Таково в целом соотношение основных уровней политического сознания, различаемых по степени проникновения в сущность политической реальности и, как следствие, - по способу формирования, социальным функциям и пр. При таком структурном расчленении политическое сознание анализируется главным образом с точки зрения содержания заключенного в нем знания, т.е. определенного объема информации о мире политики. Но для объяснения многих политических процессов и явлений важны не только наличие у человека знания о политике, но и сам способ существования этого знания, его встроенность в механизмы политического поведения человека. По этому основанию в политическом сознании можно выделить такие элементы, как: политические убеждения, установки, ценностные ориентации, настроения, ожидания, стереотипы, предрассудки и т.д. Эти структурные элементы политического сознания характеризуют по большей части его эмоционально-волевую сторону и потому традиционно рассматриваются внутри политической психологии.

Сложность структуры политического сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют, если можно так выразиться, «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются культурными анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии.

Мифологией, как известно, называют мистифицирующий способ объяснения природной и социальной реальности на ранних стадиях общественного развития. Это ассоциативно-образный, чувственный тип мировоззрения, оформляющий свое содержание с помощью метафор и символов. Мифу, например, свойственны принципиальная алогичность, безразличие к противоречиям, антропоморфизм (объяснение любых явлений через перенесение на них отношений между людьми), культ богов и героев и т.д.

Подобные черты можно обнаружить и у многих современных идей и доктрин. Идеи национальной или расовой исключительности, безусловного превосходства социализма, принципиальной непогрешимости политических вождей, существования мировых заговоров (сионистских, масонских) и прочее демонстрируют явное родство с мифологией. Эта архаичная форма сознания регулярно воспроизводится в политике ввиду своей простоты, логической непритязательности и одновременного требования благоговейного почтения к любому содержанию мифа. Фрагменты мифологии встречаются не только на уровне обыденного сознания. Порой не брезгует мифами и теоретически организованное сознание: вспомним хотя бы «вечно живое и всепобеждающее» учение марксизма недавних лет.

Своеобразной рационализированной формой мифа можно считать утопии - произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства. Утопическими эти образы называют потому, что их практическая реализация в принципе невозможна (слово «утопия» в буквальном переводе означает «место, которого нет»).

Утопия, по определению, осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Служить препятствием абсолютизации современных порядков, догматизации мышления - вот главная функция утопических идей. Полное исчезновение утопий было бы вредно для общественного сознания, последнее стало бы чрезмерно статичным.

Однако преувеличивать необходимость утопий не следует: они полезны как лекарства - в малых дозах. В больших же количествах они дезориентируют общество, ведут к бессмысленной трате общественных сил и энергии. Главная же проблема, порождаемая существованием утопий, заключается в том, чтобы суметь отличить утопические социальные проекты от вполне реализуемых. Ставить какой-либо системе идей диагноз «утопия» бывает весьма рискованно. Как ни парадоксально, но те идеи, которые на момент своего появления выглядят абсолютной утопией (идея межпланетных путешествий во времена К. Э. Циолковского, например), имеют обыкновение осуществляться, а те концепции, которые представляются чуть ли не самоочевидными (идея всемирно-исторической миссии рабочего класса, допустим), часто оборачиваются в итоге разочаровывающей утопией. Впрочем, политические мифы, утопии - это «периферийные», «пограничные» элементы политического сознания. Сердцевину же его, центральную ось образуют политические идеологии.

Таким образом, политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении. Как один из видов общественного сознания политическое сознание отражает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности общества. Это система взглядов, представлений знаний, установок, чувств о реальной и воображаемой политике, внутренняя «реакция» индивида или социальной общности на политическую жизнь.

2.Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования.

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания воздействующую на содержание властных отношений, то орудие «духовного княжения» (Макиавелли) определенной группы, которое задает направленность деятельности государства и других важнейших институтов власти.

Термин идеология, появившийся в XVIII в., первоначально означал «наука об идеях». А слово «идея» греческого происхождения, в переводе - понятие, представление. Однако в дельнейшем значение слова «идеология» менялось. В современной науке под политической идеологией понимается система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, политической партии, общественного движения).

Политическую идеологию часто называют «ядром» политического сознания. Аналогия с физическим миром здесь не случайна: подобно тому, как практически вся масса атома приходится на его ядро, так и в политическом сознании основная «тяжесть» идей и концепций сосредоточена в идеологиях. Именно они разрабатывают концептуальные политические схемы, объясняют и оправдывают возникающие политические коллизии, проявляют и рационализируют смутные и неопределенные политические «чувства» народных масс. Центральное положение идеологий в структуре политического сознания изначально обусловлено рядом отличительных особенностей их формирования и функционирования. К таким особенностям обычно относят следующие:

Целостность, систематичность представленного в идео-логии знания, использование средств познания теоретического уровня;

Появление на свет в результате деятельности идеологов, профессионалов интеллектуальной деятельности (стихийно, «сама собой» идеология не складывается);

Изначальная нацеленность на изменение или закрепле-ние существующих политических отношений и институтов;

Обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);

Апелляция к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;

Склонность к некоторой «лакировке действительности» (т. к. это взгляд на социум с позиций определенной социальной группы, преследующей свои интересы. Но в условиях идеологической конкуренции с другими социальными группами возникает большой соблазн обнаружить в мыслях и действиях соперников скрытые, корыстные мотивы, далекие от искреннего стремления к «чистой» истине. Поэтому любая критика «своей» идеологии рассматривается прежде всего как проявление предвзятости, ангажированности критикующей стороны интересами явно вненаучного порядка. Второе обстоятельство, придающее идеологическим построениям лакировочный блеск, связано с тем, что идеология стремится переустроить, преобразить мир в соответствии с определенным идеалом, она всегда нацелена в будущее.)

К числу ведущих функций идеологии относятся следующие:

Целеобразующая - формулировка целей общественного развития, придающих смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;

Программно-практическая - перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования;

Интегративная - сплочение, формирование единства социальной группы;

Мотивирующая - побуждение людей к политической активности;

Коммуникативная - формирование особого языка политического общения - знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».

К числу основных функций идеологии можно также отнести познавательную, ценностную, пропагандистскую, защиты политического имиджа властвующей элиты и т.д. Таково в целом назначение идеологии в современном мире.

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм. Все они имеют давние исторические традиции и ныне представляют собой разветвленные комплексы идей, принципов, установок, составляющие основу программ и стратегий различных политических сил. Данные системы воззрений оказываются настолько мощными, что фактически перешагивают формальные рамки собственно политической сферы и превращаются в своеобразные типы или способы мышления, определяющие отношение людей ко всему окружающему миру.

Однако, роль духовных факторов в политике отнюдь не ограничивается воздействием на людей идеологических доктрин и программ. Не менее, а нередко и более существенное значение для политики имеет другая форма политического сознания политическая психология. Она представляет собой совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.

В целом сфера политической психологии включает в себя такие явления:

Социально-политические основания психологической активности (потребности, интересы, мотивы, стремления);

Психологические механизмы взаимодействия с политической средой (установки, стереотипы, предрассудки);

Психологические состояния людей, обусловленные политическими реалиями (настроения, ожидания, чувства, эмоции);

Устойчивые политико-психологические формы и продукты деятельности (традиции, навыки, привычки);

Психологические процессы политической коммуникации (внушение, подражание, убеждение, слухи) и др.

Все эти психологические феномены имеют особенности проявления на личностном, групповом и общесоциальном уровнях. Не имея возможности воспроизвести все это многообразие, охарактеризуем вкратце некоторые элементы политической психологии личности и социальных групп.

Исходным пунктом политико-психологической активности людей выступают соответствующие потребности и мотивы. Потребность вообще - это рассогласованное отношение субъекта со средой обитания, которое переживается как состояние нужды, недостатка в чем-либо. Политические потребности людей появляются, во-первых, как следствие проецирования базовых потребностей человека на политическую плоскость (потребности в еде, жилище, безопасности и прочем порождают необходимость в регуляции макросоциальных процессов, создающих требуемые условия для удовлетворения этих исходных нужд). Во-вторых, политические потребности возникают как результат функционирования самой политической сферы, ее организаций и учреждений. Осознанная, нашедшая свою цель потребность преобразуется в мотив, уже непосредственно стимулирующий политическую активность человека.

Мотивационный пласт нашей психики существует в единстве и взаимодействии с другими - познавательным, эмоциональным и коммуникационным. Познавательный горизонт политической психологии у непрофессионалов в этой области достаточно узок - это житейский, обыденный тип знания, добываемого в рамках доступного рядовому гражданину политического опыта. Получаемая им политическая информация как бы примеривается, приспосабливается к личным жизненным целям и задачам индивида. Оттого ее интерпретация часто бывает упрощенной, «приземленной», а то и просто искаженной.

Один из характерных приемов такого упрощения - например, персонификация политических процессов. Суть ее в том, что содержание политических событий сводится к действиям или намерениям видных политических фигур. Это похоже на мифотворчество, при котором значимые для людей явления природы объясняются проявлением злой или доброй воли божества.

Еще одним компонентом психики людей, корректирующим содержание мотивов политического поведения, являются эмоции. Эмоциональный окрас наших политических предпочтений (радость, гнев, возмущение, страх, апатия и пр.) свидетельствует о том, что последние переживаются нами, а следовательно, затрагивают жизненно важные для нас потребности и интересы. Эмоциональный компонент психики обладает способностью как многократно усиливать, так и предельно ослаблять значение различных политических мотивов и представлений.

Есть также в нашей психике и такие образования, в самоопределение которых входит понятие устойчивости, постоянства. Это установки, стереотипы, предрассудки. Их назначение заключается в своеобразной экономии затрат психической энергии. Они используются как готовый шаблон, алгоритм восприятия и реакции на внешние раздражители, который позволяет существенно уменьшить объем поисковой активности психики в неопределенных ситуациях.

Установка - это определенная предрасположенность человека осуществлять именно те действия, которые отвечают благоприятной или неблагоприятной оценочной реакции на что-либо или кого-либо. Если, например, человек считает, что все представители политического истеблишмента сплошь властолюбцы и мздоимцы, то этот критицизм обязательно проявится и в намерениях действовать негативным образом (не участвовать в выборах, не платить налоги и т.д.). При этом установки и реальное поведение как бы подпитывают друг друга: установка провоцирует поведение, а поведение усиливает исходную установку.

Психологическая установка - явление сложное. Она включает в себя как познавательный, так и аффективный (чувства) и поведенческий (намерения) компоненты. Устойчивость установки объясняется тем, что хотя она и формируется в опыте, но является внесознательным психическим процессом.

Люди вообще достаточно редко сознательно вырабатывают свое особое отношение к политической реальности. Как правило, они пользуются уже готовыми шаблонами, извлекаемыми из социально-культурного опыта, которые сначала фиксируются в сознании на вербальном (словесном) уровне, а затем уже закрепляются в аффективном и бессознательном пластах психики. Так что установка служит простейшим средством включения масс людей в политическую жизнь.

Той же цели упрощения реальности для скорейшей к ней адаптации служат и такие психологические феномены, как предрассудки и стереотипы. По сути дела предрассудки - это те же установки по отношению к чему-либо, только неоправданно негативные. Стереотипами же принято называть стандартизованное, обобщенное мнение о социальном или политическом объекте. В отличие от установки стереотип представляет лишь познавательный (когнитивный) аспект нашей психики. Стереотипы отражают типичные ситуации, и в большинстве случаев они действительно облегчают людям восприятие политической реальности. Однако в условиях резкой и радикальной перестройки политической системы они нередко играют негативную роль, мешая адекватно оценивать изменившуюся ситуацию и затрудняя формирование новых установок.

Таковы характеристики некоторых феноменов политической психологии. В целом же этому уровню политического сознания присущи следующие особенности:

Спонтанный, малоконтролируемый процесс формирования;

Преобладание чувственно-эмоциональных компонентов сознания;

Взаимоналожение рациональных и иррациональных духовных элементов;

Известная противоречивость и рассогласованность различных элементов;

Выполнение в основном адаптивной и мотивирующей функций;

Подвижность, изменчивость, быстрая приспособляемость к складывающейся ситуации и т.д.

Наличие в политической психологии личности и социальных групп устойчивых, медленно меняющихся элементов позволяет говорить о ее исторических и национальных типах.

Таким образом, духовная составляющая политической жизни общества - политическое сознание - предстает сложной, многоуровневой конструкцией, основной вес которой приходится на политические идеологии и психологию. Степень их развитости, а также характер взаимодействия между ними оказывают существенное влияние как на формы политического поведения граждан, так и на режимы функционирования политических институтов. Единство же всех этих компонентов позволяет говорить об определенном типе политической культуры общества.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах. Основные идеологии современного мира — консерватизм, либерализм, социализм — отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

3. Практическое задание

Объясните смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в конституции РФ.

Я считаю, что конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет и не может иметь приоритета перед другими, который бы закреплялся официально государством с помощью закона или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии,

принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но их выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать. Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать, однако, в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею. Напротив, государственные деятели и политические партии четко придерживаются своей идеологии. Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за выдвижение своих сторонников в те или иные органы власти, что убедительно демонстрируют выборы в представительные органы власти. Кроме того, закрепленная в той же Конституции многопартийность полностью исключает возможность создания государственной идеологии кА единственно правильной и обязательной. В демократическом обществе этого быть не должно.

Заключение

Как показывает анализ, взаимодействие личности и политики подчиняется закономерностям разного уровня, которые, накладываясь друг на друга, образуют, с одной стороны, определенную ситуацию развития личности, а с другой, — воздействуют на ход политических событий. Сегодня личность развивается в сильно политизированной среде. Одновременно политика нуждается в личности нового типа: активном гражданине, способном к самостоятельному принятию решений и ответственности. Появление такого массового политического типа личности пробивает себе дорогу через борьбу противоречивых тенденций в современной политике: с одной стороны, активизация личности в политике становится общественной потребностью в современном мире, с другой — налицо процессы политического отчуждения, которые проявляются в росте неверия в политику как средство разрешения важных человеческих проблем. Политические философы усматривают в борьбе этих тенденций общую закономерность новейшего времени: происходящую смену регуляторов поведения человека. На место жесткого внешнего контроля государства и его институтов приходят внутриличностные регуляторы: совесть, убеждения, ценности, в которые человек верит.

Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.