Международные конфликты: причины, формы проявления и характер развития. Манойло А.В


66. Понятие, типы и функции конфликта в международных отношениях. Особенности международных конфликтов в эпоху «холодной войны».

Конфликт – это столкновение между участниками международных отношений по поводу ценностей, статусов, власти или ресурсов, в котором цели каждой и сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить соперника.

Внешние конфликты:


  • - дипломатические споры

  • - территориальные притязания

  • - экономические противоречия

  • - вооруженный конфликт (в т.ч. война)
Выделяют 3 группы международных конфликтов:

  1. классический межгосударственный к. – война (нац.-освободит., территориальн.)

  2. территориальный к. – отделение / присоединение территории

  3. нетерриториальный к. – этнич., националистич., религиозню, идеологич.
В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:

  • межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

  • национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

  • внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).
Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

  • их субъектами выступают государства или коалиции;

  • в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

  • межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

  • современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

  • межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.
В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:


  • конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;

  • конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

  • конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;

  • территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

  • религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.
Функции конфликта:

Позитивные:


  • разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

  • получение новой информации об оппоненте

  • сплочение народа при противоборстве с внешним врагом

  • стимулирование к изменениям и развитию

  • снятие синдрома покорности у народа

  • диагностика возможностей оппонентов
Негативные:

  • большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

  • ухудшение социально-психологического климата в стране, регионе

  • представление о побежденных группах, как о врагах

  • после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между группами народов

  • сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).
Холодная война – это политическое, экономическое, идеологическое противостояние государств и систем, включая гонку вооружений.

Один из главных теоретиков и практиков ХВ – Дж. Фостер Далльс.

Особенности:

Противостояние двух сверхдержав - СССР и США - и возглавляемых ими блоков было ведущим фактором политического развития мира в период «Холодной войны» и до некоторой степени «снимало» конфликты более низкого уровня. Эти конфликты нередко использовались сверхдержавами в их военно-политическом противостоянии. В то же время сверхдержавы старались держать региональные конфликты под контролем, понимая, что в противном случае они могут стать неуправляемыми и перерасти в глобальную войну. Поэтому в наиболее опасных случаях лидеры биполярного мира, несмотря на жесткое противостояние, координировали свои действия по снижению напряженности, чтобы избежать прямого столкновения. Несколько раз такая опасность, например, возникала при развитии арабо-израильского конфликта в период холодной войны. Тогда каждая из сверхдержав оказывала влияние на своего союзника с тем, чтобы снизить накал конфликтных отношений. В период холодной войны были ситуации и прямой жесткой конфронтации СССР и США. Одним из таких наиболее острых моментов стал в 1962 г. Карибский (Кубинский) кризис, когда и США, и СССР всерьез рассматривали возможность нанесения ядерных ударов. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке » международной напряжённости и ограничению вооружений.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология . Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы - победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

Ведение массированной «психологической войны », целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «вражеских» стран и «третьего мира» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока. С этой целью создавались радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника».

Основоположник – У.Черчилль (выступление в Фултоне 1946г.): призвал к созданию военно-политического союза, чтобы противостоять социалистической системе.


  1. 1946-1953: начало противостояния

  2. 1953-1962: на грани ядерной войны

  3. 1962-1979: «Разрядка»

  4. 1979-1986: новый виток противостояния

  5. 1987-1991: «новое мышление» Горбачёва и завершение противостояния
Берлинский кризис 1948-49 гг.: Советский Союз блокировал железнодорожный и автомобильный доступ западных союзников в районы Берлина, находящиеся под их контролем (причины – соглашение США и Великобритании о слиянии их зон в единую, потом добавилась Франция; становление собственной валюты в ФРГ).

Итогом этого берлинского кризиса стало резкое ухудшение общественного мнения западных стран о СССР, а также ускорение подготовки к объединению в мае 1949 г. земель, находившихся в западной зоне оккупации, в Федеративную Республику Германия (ФРГ), при этом Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным наземным транспортным коридором с ФРГ. В ответ на это в октябре 1949 г. в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Мармеладный бунт : берлинский кризис 1953 года. Причина – повышение цен на товары первой необходимости. Начало кризиса в ГДР. Противостояние жителей ГДР и советских властей и войск.

Венгерский кризис 1956г . Массовые убийства коммунистов, работников МВД, Госбезопасности. Выступления против советского режима на территории страны. Хотели выйти из Варшавского договора. Многие повстанцы были репрессированы, убиты.

Берлинский кризис 1961г . – один из самых напряженных моментов ХВ. СССР требовал вывода амер., брит. войск с территории Зап. Берлина. Массовые миграции населения из ГДР в ФРГ. Социалистическая партия приняла решение о закрытии всех пропускных пунктов между ГДР и ФРГ. 15 августа 1961г. – возведение Берлинской стены. Эта стена породила противостояние военных сил Запада и Востока. Только 3 сент. 1971 подписано соглашение по Берлину, признававшее его самостоятельным государством, независимым от ФРГ (Великобрит., СССР, США, Франция).

Карибский кризис 1962г. Связан с вступлением Ф. .Кастро в должность президента Кубы, желанием строить социализм. США планировали операции по свержению режима, включ. экономическую, политическую изоляцию, организацию внутренней подрывной деятельности, военное вторжение. СССР разместил военные базы на Кубе, в т.ч. ядерные ракеты. Советское оружие поставлялось на Кубу бесплатно. 1962г. – морская блокада Кубы Америкой и усилия для нормализации отношений с СССР. В результате кризиса достигнута договоренность: СССР убирает ракеты с Кубы, США – из Турции.

Корейская война (1950-1953) часто рассматривается как опосредованное противостояние СССР и США.

Ввод советских войск в Афганистан (1979) – новый виток противостояния. На Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла». В 1983-1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

Разрядка. В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. В декабре того же года Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с «программой ослабления противостояния», заявил о сокращении советских вооруженных сил.


страница 1

Методологической основой отечественных исследований международного конфликта, нашедших отражение в литературе 70-80-х гг., чаще всего является положение диалектической философии о том, что конфликт - это крайняя форма обострения противоречия

Существующее в научной литературе многообразие подходов к исследованию международных конфликтов во многом объясняется различием трактовок содержания понятия «международный конфликт». Кроме того, понятие «международный конфликт» имеет самостоятельное значение для выработки теоретических представлений , адекватных международной политической практике.

Международные конфликты , таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.

Международный конфликт как политическое отношение воспроизводит не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру субъективные, противоречия, обусловленные спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране.

Известный американский ученый Л. Козер определял социальный конфликт как «столкновение между коллективными акторами по поводу ценностей, статусов, власти или редких ресурсов, в котором цели каждой из сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить своих соперников » (Совег. Р. 8). Принимая такую точку зрения, некоторые исследователи международных отношений исходят из того, что конфликт имеет объективное содержание. Так, по К. Боул-дингу конфликт - это «ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая»



Иная точка зрения у Дж. Бертона, согласно которому «конфликт носит в основном субъективный характер... Конфликт, который как будто затрагивает «объективные» расхождения интересов, может быть преобразован в конфликт, имеющий позитивный результат для той и Другой из сторон , при условии такого «переосмысления» ими восприятия друг друга, которое позволит им сотрудничать на функциональной основе совместного использования оспариваемого ресурса»

Широко распространено мнение о разрушительной и дестабилизирующей функции конфликта в общественных отношениях и о необходимости его избегания, недопущения или подавления. Однако, как было показано еще Зигмундом Фрейдом, конфликты - неотъемлемая часть социальных взаимодействий. Дж. Зиммель, JT. Козер и другие исследователи показали, что конфликт имеет множество, позитивных:, созидательных функций. С этой точки зрения конфликт не допускает стагнации, стимулирует интерес и любопытство.

Конфликт – это столкновение между участниками международных отношений по поводу ценностей, статусов, власти или ресурсов, в котором цели каждой и сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить соперника.

Типология конфликтов столь же многообразна, сколь многообразны их определения и так же зависит от «угла зрения», целей анализа и т.п

Внешние конфликты:

· - дипломатические споры

· - территориальные притязания

· - экономические противоречия

· - вооруженный конфликт (в т.ч. война)

Выделяют 3 группы международных конфликтов:

1. классический межгосударственный к. – война (нац.-освободит., территориальн.)

2. территориальный к. – отделение / присоединение территории

3. нетерриториальный к. – этнич., националистич., религиозню, идеологич.

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:

· межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

· национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

· внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).

Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

· их субъектами выступают государства или коалиции;

· в основе межгосударственных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон;

· межгосударственный конфликт является продолжением политики государств-участников;

· современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения;

· межгосударственный конфликт сегодня несет опасность массовой гибели людей в странах-участницах и во всем мире.

В основе классификаций межгосударственных конфликтов могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:

· конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;

· конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

· конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;

· территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

· религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Функции конфликта:

Позитивные:

· разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

· получение новой информации об оппоненте

· сплочение народа при противоборстве с внешним врагом

· стимулирование к изменениям и развитию

· снятие синдрома покорности у народа

· диагностика возможностей оппонентов

Негативные:

· большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

· ухудшение социально-психологического климата в стране, регионе

· представление о побежденных группах, как о врагах

· после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между группами народов

· сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

Конфликты и кризисы

При изучении международного конфликта необходимо различать понятия конфликта и конфликтности в международных отношениях . Конфликтность может рассматриваться как общая черта, присущая той или иной международно-политической ситуации или даже целой исторической эпохе. Она в конечном счете основана на объективных противоречиях, на доминировании конфронтационных интересов в политике целого ряда государств. Такого рода конфликтность в основе своей - функция международной напряженности, зависящая от ее степени. Она может служить фоном и предпосылкой международного конфликта, но это еще не конфликт.

Кризисы в общественных отношениях не сводятся только к обострению проблем в сфере внутри- и внешнеполитической безопасности . Они включают также природные бедствия и катастрофы, вызванные деятельностью человека, проблемы гуманитарного характера, экономические трудности и конфликты и т.п. Многие из подобных кризисов так или иначе «выходят» в сферу международных отношений, но не обязательно сопровождаются конфликтом.

Очень часто международный конфликт отождествляют с международным кризисом. Однако соотношение международного конфликта и кризиса - это соотношение целого и части .

Международный кризис лишь одна из возможных фаз конфликта. Он может возникнуть как закономерное следствие развития конфликта, как его фаза, означающая, что конфликт дошел в своем развитии до той грани, которая отделяет его от вооруженного столкновения, от войны. Кризис придает всему развитию международного конфликта весьма серьезный и трудноуправляемый характер , формируя кризисную логику развития, убыстряя эскалацию всего конфликта. На этапе кризиса неимоверно возрастает роль субъективного фактора, поскольку, как правило, весьма ответственные политические решения принимаются узкой группой лиц в условиях острого дефицита времени.

Дж. Уинкенфельд и Ш. Мозер называют "международным кризисом" такое изменение в отношениях между сторонами, которое определяется наличием двух необходимых и достаточных условий:

1) нарушение типичного характера и усиление интенсивности разрушительных взаимодействий между двумя или большим числом противников, сопровождающиеся высокой степенью вероятности военных действий, а во время войны - высокой степенью вероятности неблагоприятных изменений в соотношении военных сил;

2) возникновение угрозы для сохранения существующей структуры глобальной, доминантной или региональной силы международных отношений, которую несут в себе «больше чем обычные» конфликтующие взаимодействия".

Иначе говоря, понятия «конфликт» и «кризис» могут не только сближаться, но и расходиться: уменьшение озонового слоя планеты или же потепление климата на Земле представляют собой кризисы, однако не влекут за собой конфликтов, а напротив, стимулируют международное сотрудничество в разработке мер по преодолению отрицательных последствий подобных явлений.

Под кризисом понимают стадию обострения конфликта, резкое, внезапное ухудшение конфликтных отношений . Однако ситуация может развиваться и в обратном направлении: не от конфликта через его обострение - к кризису, а от обострения кризиса - к развязыванию конфликтов.

В международно-политической науке под кризисом понимается национальная или международная ситуация, при которой существует угроза для первоочередных ценностей, интересов или целей актора . В основе такого понимания лежит определение кризиса К. Холсти как ситуации «непредвиденной угрозы важным интересам с ограниченным временем на принятие решения». Ключевая проблема кризиса - восприятие. Поэтому кризис - это не только ситуация, которая коренным образом отличается от рядовых событий, но это и восприятие событий как серьезной угрозы национальным интересам и ценностям (угрозы, которая возникает неожиданно и при дефиците времени для принятия ответных действий) лицами, принимающими решения в сфере безопасности. Так же как и конфликты, кризисы в международных отношениях неизбежны, и они требуют управления и урегулирования, а учитывая возможность их обострения и перерастания в вооруженное столкновение - активных мер для своего предупреждения или избежания путем использования национальных и международных институтов.

Таким образом, относительная самостоятельность кризиса в связке «конфликт - кризис», а также взаимосвязь этих двух элементов могут быть охарактеризованы следующими отличительными чертами .

· Во- первых, кризис связан с фактором времени: события во время кризиса развиваются очень быстро (по сравнению с их привычным течением), а институты и политики не готовы к этому.

· Во-вторых, характерными чертами кризиса являются интенсивность, уплотнение, напряженность происходящих событий, в результате чего затруднено быстрое понимание их сути.

· В-третьих, как уже говорилось, важной чертой кризиса является формирование восприятия сопровождающих его событий политическим классом, лицами, принимающими решения, населением. Иначе говоря, кризис всегда имеет свою субъективную сторону (переживается как угроза), которая может даже стать основной стороной его развития.

· В-четвертых, кризис нередко (хотя не всегда) сопровождается жестокостью, насилием, жертвами. Особенности и функции конфликта в биполярном мире

50. Выявите особенности международных конфликтов в эпоху
«холодной войны». Назовите отличительные черты и функции
конфликта в биполярном и многополярном мире

Конфликт – это столкновение между участниками международных отношений по поводу ценностей, статусов, власти или ресурсов, в котором цели каждой и сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить соперника.

Холодная война – это политическое, экономическое, идеологическое противостояние государств и систем, включая гонку вооружений.

Один из главных теоретиков и практиков ХВ – Дж. Фостер Далльс.

Особенности:

Противостояние двух сверхдержав - СССР и США - и возглавляемых ими блоков было ведущим фактором политического развития мира в период «Холодной войны» и до некоторой степени «снимало» конфликты более низкого уровня. Эти конфликты нередко использовались сверхдержавами в их военно-политическом противостоянии. В то же время сверхдержавы старались держать региональные конфликты под контролем, понимая, что в противном случае они могут стать неуправляемыми и перерасти в глобальную войну. Поэтому в наиболее опасных случаях лидеры биполярного мира, несмотря на жесткое противостояние, координировали свои действия по снижению напряженности, чтобы избежать прямого столкновения. Несколько раз такая опасность, например, возникала при развитии арабо-израильского конфликта в период холодной войны. Тогда каждая из сверхдержав оказывала влияние на своего союзника с тем, чтобы снизить накал конфликтных отношений. В период холодной войны были ситуации и прямой жесткой конфронтации СССР и США. Одним из таких наиболее острых моментов стал в 1962 г. Карибский (Кубинский) кризис, когда и США, и СССР всерьез рассматривали возможность нанесения ядерных ударов. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

Одной из главных составляющих конфронтации была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы - победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплоченности всех членов противоположных блоков.

Ведение массированной «психологической войны», целью которой была пропаганда собственной идеологии и образа жизни, а также дискредитация в глазах населения «вражеских» стран и «третьего мира» официальной идеологии и образа жизни противоположного блока. С этой целью создавались радиостанции, вещавшие на территорию стран «идеологического противника».

Основоположник – У.Черчилль (выступление в Фултоне 1946г.): призвал к созданию военно-политического союза, чтобы противостоять социалистической системе.

1. 1946-1953: начало противостояния

2. 1953-1962: на грани ядерной войны

3. 1962-1979: «Разрядка»

4. 1979-1986: новый виток противостояния

5. 1987-1991: «новое мышление» Горбачёва и завершение противостояния

Берлинский кризис 1948-49 гг.: Советский Союз блокировал железнодорожный и автомобильный доступ западных союзников в районы Берлина, находящиеся под их контролем (причины – соглашение США и Великобритании о слиянии их зон в единую, потом добавилась Франция; становление собственной валюты в ФРГ).

Итогом этого берлинского кризиса стало резкое ухудшение общественного мнения западных стран о СССР, а также ускорение подготовки к объединению в мае 1949 г. земель, находившихся в западной зоне оккупации, в Федеративную Республику Германия (ФРГ), при этом Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным наземным транспортным коридором с ФРГ. В ответ на это в октябре 1949 г. в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Мармеладный бунт: берлинский кризис 1953 года. Причина – повышение цен на товары первой необходимости. Начало кризиса в ГДР. Противостояние жителей ГДР и советских властей и войск.

Венгерский кризис 1956г. Массовые убийства коммунистов, работников МВД, Госбезопасности. Выступления против советского режима на территории страны. Хотели выйти из Варшавского договора. Многие повстанцы были репрессированы, убиты.

Берлинский кризис 1961г. – один из самых напряженных моментов ХВ. СССР требовал вывода амер., брит. войск с территории Зап. Берлина. Массовые миграции населения из ГДР в ФРГ. Социалистическая партия приняла решение о закрытии всех пропускных пунктов между ГДР и ФРГ. 15 августа 1961г. – возведение Берлинской стены. Эта стена породила противостояние военных сил Запада и Востока. Только 3 сент. 1971 подписано соглашение по Берлину, признававшее его самостоятельным государством, независимым от ФРГ (Великобрит., СССР, США, Франция).

Карибский кризис 1962г. Связан с вступлением Ф. .Кастро в должность президента Кубы, желанием строить социализм. США планировали операции по свержению режима, включ. экономическую, политическую изоляцию, организацию внутренней подрывной деятельности, военное вторжение. СССР разместил военные базы на Кубе, в т.ч. ядерные ракеты. Советское оружие поставлялось на Кубу бесплатно. 1962г. – морская блокада Кубы Америкой и усилия для нормализации отношений с СССР. В результате кризиса достигнута договоренность: СССР убирает ракеты с Кубы, США – из Турции.

Корейская война (1950-1953) часто рассматривается как опосредованное противостояние СССР и США.

Ввод советских войск в Афганистан (1979) – новый виток противостояния. На Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла». В 1983-1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

Разрядка. В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. В декабре того же года Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с «программой ослабления противостояния», заявил о сокращении советских вооруженных сил.

Международные отношения приобретают биполярный характер – противостояние двух «сверхдержав» – СССР и США – одна олицетворяла социалистический мир, другая – капиталистический. В целом на протяжении всего периода биполярного мира отношения между двумя его главными акторами были разными. Они носили волнообразный характер – периоды «холодной войны», накалы отношений менялись «разрядкой», «политическим потеплением». Большой вклад в изменение международного политического климата внесла перестройка 1985-1991 гг., осуществляемая под руководством М.Горбачева. Результатом политики «нового мышления», проводимой М.Горбачевым, явились такие события, как падение Берлинской стены и объединение двух Германий, вывод войск из Афганистана, подписание ряда договоров с США о сокращении различных видов оружия. Они положили начало нового периода «разрядки» в системе международных отношений биполярного мира и окончания «холодной войны».

Одни считают, что многополярный мир будет более справедливым и стабильным, т.к. сформируются несколько центров силы, которые будут соблюдать международный баланс и мир. Но известно, что мировые войны начинались в условиях многополярного мира. Другие полагают, что многополярность может принести миру усложнения и нестабильность (увеличатся разного рода конфликты).

Вместе с тем, есть суждение, что мир движется не в сторону формирования многополярности, а в сторону мира бесполярного, в котором не будет глобальных доминирующих центров силы, возможности региональных держав будут ограничены, роль международных организаций будет сведена на нет. В бесполярном мире глобальная война маловероятна, он будет расколот на много частей. Региональные конфликты и войны, нестабильность будет составлять основу мировой политики и нового миропорядка в ближайшем будущем.

Центральной проблемой теории международных отношений является проблема международных конфликтов. Международный конфликт подразумевает столкновение двух или нескольких сторон (государств, групп государств, народов и политических движений) на основе имеющихся между ними противоречий объективного или субъективного характера. По своему происхождению эти противоречия и порожденные ими проблемы в отношениях между государствами могут быть территориальными, национальными, религиозными, экономическими, военно-стратегическими.

Мировой опыт показывает, что основной характеристикой субъектов международных конфликтов является сила. Под ней понимается способность одного субъекта конфликта навязать свою волю другому субъекту. Иными словами, сила субъектов конфликта означает способность к принуждению.

Поскольку предметом международного конфликта является противоречие во внешнеполитических интересах различных государств или их объединение, то функциональным предназначением конфликта является разрешение данного противоречия. Но далеко не всегда следствием разрешения конфликта является полномасштабная реализация национально - государственных интересов одной из сторон конфликта. Тем не менее, в процессе разрешения международного конфликта удается прийти к взаимоприемлемому балансу интересов его участников, хотя с известными оговорками. Однако в некоторых случаях, особенно в ходе вооруженной борьбы, не может быть и речи о балансе интересов. В этом случае следует говорить о подавлении интересов одной из сторон, но в таком случае конфликт не получает своего разрешения, а лишь переходит в латентную фазу, что чревато, в дальнейшем его обострением при первой же возможности.

Международные конфликты распространены по всей Земле. Например, по данным ООН в 1994 г. в мире было 34 вооруженных конфликта в 28 зонах (территориях государств, где вспыхивали конфликты). А в 1989г. их насчитывалось 137. Распределение их по регионам было следующим: Африка- 43, из них в 1993г.-7; Азия - 49, в том числе в 1993г.-9; Центральная и Южная Америка -20, в 1993 г.-3;Европа-13, в 1993 г- 4; Ближний Восток -23, из них в 1993г.- 4. Как показывает данный анализ, общая тенденция -уменьшение зон конфликтов в конце 1990-х годов. Но единственным регионом, где наблюдалась тенденция к увеличению конфликтов, как ни странно, была Европа. В 1993 году их число увеличилось с 2-х до 4-х.

В целом же, если говорить об общей тенденции в развитии конфликтов на планете, то большинство исследователей соглашаются с тем, что после некого всплеска количества конфликтов в конце 1980-х-начале 1990-х годов их число пошло на убыль в середине 1990-х, и с конца 1990-х годов продолжает держаться примерно на одном уровне.

Современные же международные конфликты определяются следующей спецификой: их субъектами выступают государства или коалиции; данный конфликт является продолжением государств- участников; международный конфликт в настоящее время несет опасность массовой гибели людей в странах- участниц и во всем мире; также надо помнить, что в основе международных конфликтов лежит столкновение национально-государственных интересов конфликтующих сторон; современные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отношения.

Исходя из интересов субъектов конфликта, выделяют следующие типы международных конфликтов: конфликт идеологий; конфликт политического господства; территориальный конфликт; этнический конфликт;религиозный; экономический конфликт.

Каждый из конфликтов имеет свои особенности. Территориальный конфликт послужит нам примером этих особенностей. Данному конфликту предшествуют территориальные претензии сторон друг другу. Это может быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая принадлежит одной из сторон. Такие претензии, например, привели к конфликтам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим. Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующих государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России, в Грузии.

Таким образом, конфликт в международных отношениях выступает как многогранное явление, имеющее политический оттенок. В нем в единый узел сплетаются самые различные по характеру и содержанию внешнеполитические интересы. Международные конфликты порождаются широким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому, анализируя конкретную ситуацию, невозможно отнести ее к тому или иному типу.

Как было подмечено выше в основе международных конфликтов лежат противоречия, возникающие между государствами. При анализе данных противоречий необходимо учитывать их характер. Противоречия могут быть объективными и субъективными, исчезновение которых может осуществиться в связи со сменой политического руководства или лидера одной из сторон конфликта; кроме того, противоречия могут носить антагонистические и неантогонистический характер, что скажется на формах, масштабах и средствах развития международного конфликта.

Возникновение и развитие международного конфликта связано не только с объективными противоречиями, возникающими в отношениях между государствами, но и с такими субъективными факторами, как внешняя политика. Конфликт вызывается, «подготавливается», разрешается именно сознательной целенаправленной внешней политикой государств, но нельзя игнорировать такой субъективный фактор, как личные характеристики и качества причастных к принятию решений политических деятелей. Иногда личностные отношения между лидерами могут оказать существенное влияние на межгосударственные отношения, в том числе и на развитие конфликтных ситуаций.

Между этими можно отметить, что одной из особенной международных конфликтов является взаимосвязь с внутриполитическими. Данная особенность может проявляться в различных вариантах. Во-первых, это переход внутриполитического конфликта в международный. В этом случае внутриполитический конфликт провоцирует вмешательство в ее делах других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта. Примерами могут служить эволюции афганского конфликта в 70-80 -х годах или корейский конфликт в конце 40-х-начале 50-х годов.

Во-вторых, влияние международного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классическим примером является первая мировая война, ставшая одной из причин двух русских революций 1917.

В-третьих, международный конфликт может стать временным урегулированием внутриполитического конфликта. Например, в годы второй мировой войны Движение сопротивления Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политических партий.

Политическая наука и практика международных отношений различает разные типы и виды международных конфликтов. Однако единая, признаваемая всеми исследователями типология международных конфликтов отсутствует. Наиболее часто в классификациях конфликтов разделение на симметричные и асимметричные. К симметричным относят конфликты, которые характеризуются примерно равно силой вовлеченных в них сторон. Асимметричные конфликты, в свою очередь, это конфликты с резким различием потенциала конфликтующих сторон.

Интересную классификацию конфликтов предложил канадский политолог А.Раппопорт, использовавший в качестве критерия форму протекания международного конфликта. По его мнению, конфликты бывают трех видов: в форме «сражения», в форме «игры» и в форме «дебатов». Наиболее опасным является конфликт в форме сражения. Стороны, вовлеченные в него, изначально настроены воинственно по отношению друг к другу и стараются нанести противнику максимальный урон. Поведение участников такого конфликта можно определить как иррациональное, так как они часто ставят перед собой недостижимые цели, неадекватно воспринимают международную ситуацию и действия противоположной стороны.

В свою очередь, в конфликте, который разворачивается в форме «игры» поведение участников определяется рациональными соображениями. Несмотря на внешние проявления воинственности, стороны не склонны доводить обострение отношений до крайности.

Для конфликта, развивающегося как «дебаты», характерно стремление участников разрешить противоречия путем достижения компромисса.

Как известно, международные конфликты не могли появиться беспричинно. Их появлению способствовали различные факторы. Так, дали о себе знать проблемы, связанные с распространением оружия, его бесконтрольным использованием, непростыми отношениями между индустриальными и сырьевыми странами при одновременном усилении их взаимозависимости. К этом следует добавить развитие урбанизации и миграцию населения города, к чему оказались неготовыми многие государства в частности Африки; рост национализма и фундаментализма как реакции на развитие процессов глобализации. Существенным оказалось и то,что в период холодной войны имевшее глобальный характер противостояние Востока и Запада до некоторой степени «снимало» конфликты более низкого уровня. Эти конфликты нередко использовались сверхдержавами в их военно-политическом противостоянии, хотя они старались держать их под контролем, понимая, что региональные конфликты могут перерасти в глобальную войну. Поэтому в наиболее опасных случаях лидеры биполярного мира, несмотря на жесткое противостояние между собой, координировали действия по снижению напряженности, чтобы избежать прямого столкновения. Например, такая опасность возникла несколько раз в ходе холодной войны при развитии арабо-израильского конфликта. Тогда каждая из сверхдержав оказывала влияние на «своего» союзника, чтобы снизить накал конфликтных отношений.

И все же среди большого количества факторов, влияющих на развитие конфликтов следует выделить перестройку мировой политической системы, ее «отход» от Вестфальской модели, господствующей в течение длительного времени. Этот процесс перехода связан с узловыми моментами мирового политического развития.

Конечно, существует и ряд других причин возникновения международных конфликтов - это конкуренция государств; несовпадение национальных интересов; территориальные притязания; социальная несправедливость в глобальном масштабе; неравномерное распределение природных ресурсов; негативное восприятие сторонами друг друга. Перечисленные причины являются основными факторами разжигания международных конфликтов.

Международным конфликтам присуще как положительные, так отрицательные функции.

К положительным можно отнести следующие: предотвращение стагнации в международных отношениях; стимуляция созидательных начал в поисках выходов из затруднительных ситуаций; определение степени рассогласованности интересов и целей государств; предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой интенсивности.

В свою очередь, деструктивные функции проявляются в следующем: вызывает беспорядок, нестабильность, насилие; усиливает стрессовое состояние психики население в странах-участницах; порождают возможность неэффективных политических решений.

Определив место и значимость международных конфликтов, дав им характеристику, можно в полной мере уделить внимание международным конфликтам современности.

Говоря о структуре конфликтности в международных отношениях 21 века, целесообразно можно выделить три группы столкновений. Первая - верхний этаж структуры, конфликты между развитыми странами. На современном этапе они практически отсутствуют, потому что действуют инерция, стереотипы «холодной войны»; группу возглавляет ведущая сверхдержава- США, и вряд ли возможен конфликт между ней и любой другой развитой страной.

На нижнем этаже этой системы, где находятся беднейшие страны, конфликтность остается весьма высокой: Африка, бедные страны Азии(Шри-Ланка, Бангладеш, Афганистан, страны Индокитая), но эта конфликтность мало кого пугает. К жертвам в этих случаях мировая общественность привыкла, а ситуация разрешается за счет комбинации вмешательства ООН или бывших колониальных метрополий(Франция) и эмиграции наиболее активной части населения из этих регионов в более процветающие страны- США и Западную Европу.

Самой сложной частью структуры остается середина - страны, расположенные между «низом» и «верхом». Эти страны переходного пояса. К их числу относятся государства бывшего социалистического содружества и стран бывшей колониальной периферии, которые начали движение в направлении высокоразвитых стран с развитой демократией и рыночной экономикой, но в силу причин не доросли до своих идеалов. Они «застряли» в своем движении где-то на средних этажах и испытывают по той причине сложности: внутри этих обществ идет борьба сил разной ориентации, в отношениях с бывшими собратьями по уровню развития, которые так и остались топтаться на месте, образуются конфликты; согласи также не происходит и с высокоразвитыми странами. Возможно, именно здесь и сосредоточен эпицентр того, что называют « конфликтом цивилизаций», поскольку здесь остается Китай, Иран, арабские страны, крупные Южной Америки.

В целом ситуация с конфликтностью в международных отношениях начинает выглядеть как значительное ухудшение по сравнению с периодом «холодной войны». Более не действуют ограничения, навязанные опасениями по поводу ядерного конфликта; уровень противоречий не снижается. Мало того, с распространением ядерного оружия перспектива ядерного конфликта между Индией и Пакистаном выглядит реальной.

Каждая эпоха в военной истории человечества имеет свою технологическую и политическую специфику. Войны 20 века были вооруженными конфликтами глобальных масштабов. В этих конфликтах участвовали практически все крупные индустриальные державы. В 20 веке войны, которые страны расколотого на две группировки Запада вели против незападных противников, воспринимались как второстепенные. Так, началом Второй мировой войны официально считается нападение Германии на Польшу, а не вторжении Японии в Китай. Страны, не принадлежащие к европейской цивилизации, были преимущественно политически неразвитыми, технически отсталыми слабыми в военном в военном отношении. Со второй половины 20 века страны Запада начали терпеть поражения в отдаленных регионах (Суэц, Алжир, Вьетнам, Афганистан), но третий мир в целом хотя и превратился в основное поле «свободной охоты» сверхдержав, оставался военно-политической периферией.

20 столетие открылось войной между «столпами» тогдашнего мирового порядка, а завершилось серией этнических конфликтов, вспыхнувших в результате распада СССР и Югославии. Начало «военно-политического» 21 века ознаменовалось террористической атакой США 11 сентября 2001 года. Новое столетие началось под знаком глобализации всех сфер жизни, в том числе и сферы безопасности. Зона стабильного мира, которая включает страны Европейского союза и НАТО, Северную Америку, Японию, Австралию, большую часть Латинской Америки, Россию, Китай, Индию, Украину, Белоруссию и Казахстан и некоторые другие страны, расширились. Но на нее все сильнее воздействует зона дефицита безопасности (Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, большая часть Африки и Юго-Восточная Азия, Кавказ и Балканы). Войны 21 столетия (во всяком случае, его первой четверти) - это межцивилизационные войны. Речь идет о столкновении западной цивилизации с ее непримиримыми врагами, отвергающими все ее ценности и достижения. США в Ираке и Афганистане, Россия на Северном Кавказе (не исключено, что и в Центральной Азии). Израиль в своем противостоянии с палестинскими экстремистами ведут войны с противником, который не опирается на государство, не располагает определенное территорией и населением и, который думает и действует иначе, чем современные государства. Гражданская война внутри мусульманских обществ является специфической частью этих войн.

В первой четверти 21 столетия главной причиной войн и конфликтов в мире по-прежнему остаются противоречия, порождаемые модернизацией стран Ближнего и Среднего Востока. Деятельность Усамы бен Ладена, Аль-Каиды, Исламского движения Туркестана, талибов - это прежде всего реакция на растущую вовлеченность Ближнего и Среднего Востока в глобальные процессы. Сознавая общую отсталось арабо-мусульманского мира, его экономическую неконкурентоспособность и в то же время-зависимость Запада от ближневосточной нефти, реакционеры стремятся дискредитировать правящие режимы стран региона, объявив их пособниками Запада, свергнуть их под исламистскими лозунгами и,захватив власть, установить новый порядок-халифат. Наряду с угрозой, исходящей от исламистов-экстремистов, опасность представляют попытки некоторых режимов данного региона получить доступ к ядерному оружию. Эти две политические тенденции и определяют основное содержание проблемы военной безопасности в сегодняшнем мире и в дальнейшем будущем (ближайшие 15-20 лет).

Ниже я приведу экспертные оценки вероятности военных конфликтов, как ядерных, так и с применением только обычного оружия. Прогноз ограничивается только первой четвертью 21 века.

Широкомасштабная ядерная война между США и Россией уже невозможна. После Карибского кризиса 1962 ода ядерное оружие перестало рассматриваться как средство достижения победы в войне. С тех пор Москва и Вашингтон практикуют политику ядерного сдерживания, основанную на на принципе гарантированного взаимного уничтожения. После того как в начале 1990-х годов исчезла политическая и идеологическая основа глобального противоборства, российско- американское сдерживание сделалось в большей степени технической проблемой. Преодолев открытый антагонизм, Россия и США не превратились ни в союзников, ни в полноценных партнеров. Москва и Вашингтон по-прежнему не доверяют друг другу, соперничество ослабело, но не прекратилось. Соединенные Штаты считают, что главная проблема российского ракетно-ядерного потенциала - его безопасность, иначе говоря, техническая исправность и исключение несанкционированного доступа к «кнопке запуска». С точки зрения РФ, ядерное оружие является «статусным символом», позволяющим российскому руководству претендовать на роль великой державы. В условиях, когда международное влияние России существенном снизилось, а ощущение уязвимости резко возросло, оно играет роль «психологической поддержки».

В китайско-американских отношениях идеологическая составляющая отсутствует, а геополитическое соперничество носит ограниченный характер. При этом налицо огромная, постоянно растущая экономическая взаимозависимость. холодная война между Китаем и США вовсе не является неизбежностью. В свое время китайское руководство, в отличие от советского, не пошло по пути резкого наращивания ядерного потенциала, не стало соревноваться с Америкой в гонке ракетно-ядерных вооружений. По-видимому, Китай и США склонны избегать обострения отношений, способных спровоцировать конфликт. В ближайшие два десятилетия вероятность конфликта мала, даже несмотря на тайваньскую проблему, которую Вашингтон, и Пекин не выпускают из поля зрения.

В силу того, что соседние государства Китай и Россия имеют ядерное оружие, то взаимное ядерное сдерживание неизбежно. С точки зрения правительства РФ, ядерное оружие - единственный действенный военный инструмент в политике сдерживания Китая.

Из отношений Москвы с Лондоном и Парижем «ядерный аспект» исчез полностью. Что касается перспективы создания ядерных вооруженных сил Европейского союза, можно утверждать, что в первой половине 21 века этого не произойдет.

В условиях «ползучего» распространения ядерного оружия повышается вероятность ограниченных ядерных войн. Появление ядерного оружия у Индии и Пакистана в 1998 году обозначило возможность такой войны в Индостане. Не исключено, однако, что последовавший вслед за этим Каргильский инцидент - первый в истории вооруженный конфликт между государствами, обладающими ядерным оружием, сыграл в индо-пакистанских отношениях примерно такую же роль, как Карибский кризис в советско-американском противостоянии.

Израиль уже давно прибегает к ядерному сдерживанию в отношении арабских соседей, политика которых угрожает самому существованию еврейского государства. Процесс мирного урегулирования на Ближнем Востоке, начавшийся вскоре после окончания войны 1973 года, привел к установлению стабильных отношений Израиля с Египтом и Иорданией. Тем не менее полная нормализация отношений с арабским миром - дело отдаленного будущего, а до тех пор ядерный фактор сохраняет свое значение в израильско-арабских отношениях.

Если ядерное оружие появится у Ирана, то последствия могут быть многообразными: это и превентивная война США и Израиля против Ирана, и дальнейшее распространение ядерного оружия (Саудовская Аравия, Египет и Сирия), и оформление взаимного сдерживания США в союзе с Израилем, с одной стороны, и Ирана-с другой. Любой из этих сценариев сопряжен с серьезным риском для региональной и всеобщей безопасности.

Тем временем становится все более вероятным использованием ядерного оружия (ядерных материалов) террористами. Объектами их атак могут оказаться США, Россия, Израиль, европейские страны, Австралия и многие другие государства. Велика опасность применения и других видов оружия, прежде всего биологического.

Итак, напрашивается вывод, что возможный масштаб конфликтов с применением ядерного оружия резко сократился, но вероятность их возникновения существенно возросла.

Прогнозирование будущих конфликтов без применения ядерного оружия примерно выглядят следующим образом.

Самыми распространенными конфликтами в 21 столетии, видимо, станут локальные войны, порождаемые межэтническими противоречиями. Для России особенно опасным было бы возобновление армяно-азербайджанской войны. Вооруженная борьба за Нагорный Карабах будет носить характер как традиционного межгосударственного, так и межэтнического столкновении. Региональной дестабилизацией грозят и «замороженные» этнические конфликты в Закавказье (Абхазия, Южная Осетия) и на Балканах (Косово, «албанский вопрос» в Македонии), если только их не удастся разрешить. На Ближнем Востоке международное «землетрясение» может вызвать актуализация курдского вопроса. Впрочем, эксперты прогнозируют, что главным «полем» столкновением и войн станет Африка

Для Запада, как и для России, наибольшую угрозу представляет активность исламских экстремистов. Принципиально важно, смогут ли Ирак, Афганистан и Палестина создать жизнеспособные светские режимы, стремящиеся к модернизации своих обществ. Независимо от того, как будут развиваться события в Ираке и Афганистане, степень военно-политической вовлеченности США в ближневосточную ситуацию останется высокой.

Развитие событий в Центральной Азии и на Среднем Востоке (Ирак, Иран и Афганистан) определит и характер будущих военно-политических отношений между основными державами - США, Россией, Китаем и Индией. Возможно, им удастся найти путь прагматичного сотрудничества, соединив усилия в противостоянии общим угрозам, и тогда отношения между некоторыми из этих стран могут перерасти в долгосрочное сотрудничество. Если же державы-лидеры пойдут по пути соперничества, то он уведет их от решения реальных проблем безопасности. Мир вернется к традиционной политике «баланса сил» с непременными периодическими «пробами сил». И тогда ситуация, сложившаяся на рубеже 20 и 21 веков, когда все основные участники системы международной безопасности не рассматривают друг друга в качества вероятных противников, уйдет в историю. Уникальный шанс будет упущен.

Таким образом, в заключении можно отметить, что международный конфликт- это центральная проблема теории международных отношений, основной характеристикой которого является сила, подразумевающая способность к принуждению. Предметом конфликтов является противоречие, урегулировав которые можно предотвратить конфликт. Существует определенная типология конфликтов, которая проявляется в трех формах: игры, сражении и дебатов. Международные конфликты - это не беспричинное следствие чего-либо, это последствие определенных причин.

Международный конфликт – столкновения субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса.

Этапы конфликта: противоречия, спор, кризис, конфронтация, урегулирование.

Типы конфликтов:

– количество участвующих сторон (двух- и многосторонние конфликты);

– международно-правовой статус сторон. межгосударственные, в которых все участники являются субъектами международного права, и внутренние, в которых статусом субъекта обладает лишь одна

– территориальный охват (локальные, региональные и глобальные конфликты);

– предмет спора (территория, ресурсы, сферы влияния);

– наличие идейной стороны (этнические, религиозные, идеологические);

– соотношение интересов сторон. конфликты с нулевой суммой, в которых интересы сторон полностью противоположны и выигрыш одной из них точно равен проигрышу другой, и конфликты с ненулевой суммой, не имеющие столь однозначной зависимости.

– легальность: конфликты, разрешенные правом (антиколониальные, национально-освободительные, оборонительные) и запрещенные им (агрессивные, превентивные войны);

– степень применения силы (террористические акты, использование обычного вооружения, ограниченная или глобальная ядерная война);

– характер протекания: конфликты низкой интенсивности (протекающие в форме массового терроризма, партизанских войн против правящей политической элиты, движений сепаратистского типа, приграничных конфликтов из-за спорных территорий) и высокой интенсивности (уровень войны);

– участие великих держав (периферийные, внутриблоковые, региональные, мировые войны).

Функции конфликтов:

Положительные: предотвращение стагнации в международных отношениях; стимулирование созидательных начал в поисках выходов из слож­ных ситуаций;определение степени рассогласованности интересов и целей госу­дарств;предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение ста­бильности путем институционализации конфликтов малой интен­сивности.

Отрицательные : вызывают беспорядок, нестабильность и насилие; усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах; вызывают неблагоприятные демографические процессы; порождают возможность неэффективных политических решений.

Особенности современных конфликтов: интернационализация локальных и региональных конфликтов; расширение состава и рост многообразия участников международных конфликтов; неравенство сил участвующих в конфликтах сторон; увеличение тяжести последствий конфликтов для гражданского населения; возрастание трудности урегулирования конфликтов традиционными дипломатическими средствами.

В рамках политических методов предупреждения и урегулирования конфликтов различают традиционные и институциональные методы.

Традиционные методы. Наиболее распространенными методами урегулирования конфликтов являются переговоры, использование услуг третьей стороны и посредничества с целью помочь сторонам прийти к согласию. Гаагские Конвенции 1899 г . сделали в этом отношении шаг вперед, создав комиссии по расследованию с целью установления фактов, которые могли лежать в основе межгосударственного конфликта и быть его причиной. метод примирения характерен тем, что элементы спора становятся предметом разбирательства смешанной комиссии под председательством «третьей стороны».

Институциональные процедуры. странам - членам ООН вменяется в обязанность до любого применения силы использовать только мирные средства урегулирования. В соответствии с Уставом ООН конфликтующие стороны должны сначала прибегнуть к одной из традиционных процедур урегулирования конфликта. использование институциональных механизмов позволило придать таким механизмам коллективный характер. Теперь развести противников пытается не представитель «третьего» государства, а межправительственная организация.

Механизмы урегулирования сейчас. в условиях уменьшения роли государства-нации наблюдается снижение эффективности дипломатических методов урегулирования конфликтов, растет роль экономических механизмов и финансовых средств. Все более заметную роль в составе механизмов урегулирования конфликтов играют гуманитарные операции. Растет роль информационного элемента.

Остается бесспорной роль военного элемента в предупреждении, урегулировании конфликтов и осуществлении над ними контроля со стороны международного сообщества (ООН). Во-первых, это участие в военных операциях. Вторая задача формулируется как оказание помощи местной гражданской администрации и включает в себя обеспечение правопорядка в зоне поддержания мира. Третья задача - оказание гуманитарной помощи населению при стихийных бедствиях, поддержка НПО. четвертая задача связана со спасением насильственно удерживаемого персонала, по эвакуации мирного населения.

миротворческие операции:

1. Собственно миротворество (или установление мира) - дипломатические усилия, связанные с организацией посредничества и/или переговоров.

2. Поддержание мира -операции небоевого характера, осуществляемые с согласия сторон в целях выполнения достигнутых соглашений.

3. Принуждение к миру - боевые операции или угроза применения силы по принуждению или сдерживанию воюющих сторон.

4. Построение мира - деятельность, осуществляемая после завершения боевых действий и направленная на восстановление экономики и политической стабильности в регионах конфликта.

Проблемы: Малая эффективность международного регулирования конфликтов. разрыв между военной стороной операции и политическим урегулированием приводил к затягиванию процесса постконфликтного миростроительства. Несоблюдение принципа непредвзятости в урегулировании конфликтов. Отсутствуют четкие правовые критерии для определения случаев, когда возможно применение силы для достижения мира. Таким образом, операции по международному вооруженному вмешательству с целью принуждения к миру не могут не рассматриваться лишь как крайняя мера.

Регионализация в МО

Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс ее перераспределения.

Регионализа́ция - процесс перераспределения властных компетенций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях. Наглядным примером процесса регионализации является Европейский союз.

Важной вехой на пути совершенствования механизмов координации региональных политик стали Маастрихтский и Лиссабонский договоры. Центральным моментом в этом контексте явилось создание Комитета регионов. Комитет регионов – это консультативный орган Европейского Союза. В него входят представители местных и региональных органов власти. В 2007 г. Европейская Комиссия подготовила Белую книгу о надлежащем управлении. большое внимание уделяется созданию так называемых Европейских групп по трансграничному сотрудничеству. Естественное развитие процесса регионализации в Европейском союзе привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Во второй половине 90-х годов Европейским союзом началась разработка инициативы INTERREG в целях развития межрегионального сотрудничества и стимулирования полноценного участия приграничных регионов в экономике Европы.

Первопроходцем новой архитектуры региональной парадипломатии стал в 1984 году Бирмингем. Муниципальный совет этого города принял тогда решение открыть свое представительство в Брюсселе. В 1985 г. в Брюсселе появились офисы федеральных земель Германии.

постепенно к регионам переходит роль факторов международных отношений, в частности посредством заключения рамочных международных договоров о сотрудничестве. Появляется такое понятие, как международный маркетинг региона

Для признания организации региональной необходимо: пространственное единство государств-членов; пространственное ограничение целей, задач и действий.

Одна из особенностей ОБСЕ - ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европей­скими государствами участвовали Соединённые Штаты Аме­рики и Канада. Противоречивыми, с позиций регионального регулирова­ния, являются черты НАТО. Сформированный в 1949 г. блок объединил как государства Северной Америки, так и Западной Европы; а затем и Юго-Восточ­ной Европы. Судьба НАТО тесно соприкасается с состоянием ОБСЕ.

региональная интеграция является игрой с положительной суммой. региональное объединение выделяется из остального мира и обосабливается от него. региональная интеграция - сознательный и добровольный процесс. интеграция охватывает внутреннюю и внешнюю политику государств-членов. региональная интеграция охватывает многие сферы общественной жизни. обычно региональная группировка имеет общие органы и нормативную базу. региональная интеграция базируется на представлении об общей будущей судьбе ее участников.

Наиболее распространенное определение трактует интеграцию как постепенное сращивание национальных рынков и формирование на основе этого целостного хозяйственного комплекса, а потом и политического союза. Сторонники федерализма полагают, что интеграция должна вести к созданию сверхгосударства. В теории коммуникации интеграция рассматривается как сплоченное и безопасное сообщество, исповедующее общие ценности. Неофункционалисты полагают, что интеграция - процесс формирования нового сообщества, полезного для его членов, с центральными органами власти. региональная интеграция представляет собой модель сознательного и активного участия группы стран в процессе глобальной стратификации мира. Ее главная общая цель - создание максимально успешной страты.

Под региональными конфликтами мы будем понимать конфликты, которые возникают на основе противоречий, скла­дывающихся между отдельными государствами, коалициями государств, и охватывают большие географические и социальные пространства. Региональные конфликты непосредственно связаны с глобальными. В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии и идеологии, и они, как правило, про­текают в русле национально-этнических и религиозных столкнове­ний. Региональные конфликты отличаются составом субъектов, в ка­честве которых выступают административно-территориальные обра­зования или этнические группы внутри государства. Региональные конфликты отличаются также зонами распро­странения и влияния. Региональные конфликты носят затяжной характер.

В настоящее время складывается принципиально новое качество влияния региональных процессов на глобальный уровень международных отношений. Региональные процессы могут выдаваться за глобальные или альтернативные глобальным.

По характеру противоречий, лежащих в основе международного конфликта, выделяются экономические, политические, военно-стратегические, геополитические, идеологические, социально-политические, этнические и религиозные противоречия, которые условно можно разбить на две группы: политические и неполитические.

По пространственно-временному масштабу. В данном случае можно выделить глобальные конфликты, затрагивающие интересы всех участников международных отношений; региональные, локальные, которые включают в качестве сторон конфликта ограниченное число участников, двусторонние.

В зависимости от длительности международные конфликты могут быть затяжными, средней длительности, краткосрочными.

В зависимости от применяемых средств обычно выделяют вооруженные международные конфликты и конфликты с применением только мирных средств

По характеру развития можно выделить: эволюционные международные конфликты, в ходе которых конфликт, последовательно проходит многие фазы развития: скачкообразные, при которых возможно перескакивание через фазы развития в сторону как эскалации, так и деэскалации конфликта, вялотекущие и взрывные; латентные и явные.

В международных конфликтах основными субъектами преимущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:

Межгосударственные конфликты (обе противостоящие стороны представлены государствами или их коалициями);

Национально-освободительные войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

Внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства).

_________________________________________________________________________________

Изучению международного конфликта как само­стоятельного объекта научного анализа были посвя­щены монография Н. И. Дорониной, труды Л. А. Нечипоренко, С. А. Тюшкевича, Д. М. Проэктора и других исследователей.
На Западе были разработаны примерно в это же время концепция «стратегии управления конфликтом» и концепция «стратегии деэскалации конфликта», по­лучившие довольно широкое хождение.
В последовавшие после окончания «холодной вой­ны» годы внимание к проблематике международных конфликтов не ослабевало. Для этого имелись (и име­ются) серьезные основания. Ликвидация СССР создала новую, весьма сложную геополитическую обстановку, которой не преминули воспользоваться в своих ин­тересах многие страны как на Западе, так и на Востоке. В частности, активизировались их попытки включить в сферу своего влияния бывшие республики СССР, отношения между которыми оказались тоже непро­стыми (особенно некоторых из них с Россией). Не прекращаются локальные конфликты на Ближнем Востоке и т. д.
Характерной особенностью исследований в 90-е годы является то, что они все больше приобретают комплексный, междисциплинарный характер. Значи­тельное место отводится и попыткам прогнозировать и предупреждать международные конфликты.
Приведенные суждения и выводы не исчерпывают всего многообразия оснований и критериев типологизации конфликтов, но дают достаточно полное представление о возможных в этом плане подходах.



Типы политических конфликтов: есть много различных типологий конфликтов, приведу 2 самые известные:

Кетрин Барнс (Институт анализа и разрешения конфликтов, Лондон) выделяет следующие разновидности современных политических конфликтов, которые присутствуют в современных социальных отношениях:

· внутренние конфликты (1.государственно-правовые конфликты. Возникающие в самой системе государственной власти)Ех: функционирование старых и возникновение новых гос.институтов, объем их полномочий, ресурсы власти;2. статусно –ролевые конфликты(неравное распределение власти, прав, свобод; 3. расхождения в политической культуре(способы политического мышления, расхождения в восприятии реальности,действия больших социальных групп)

· малые войны (локальные конфликты);

· гражданские войны;

· конфликты в постколониальных государствах;

· этнические конфликты;

· конфликты за ресурсы (экономические, таможенные, торговые);

· конфликты в распадающихся государствах;

· сложные политические кризисы;

· гуманитарные катастрофы;

· «новые войны» (определение президента США Дж. Буша).

1.Конфликты интеесов-преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах. Политическая норма- «торг» вокруг дележа экономич. пирога.наиболее легко поддается урегулированию, т.к. всегда можно найти компромиссное решение

2.конфликт ценностей-характерны для развивающихся госуд.с неустойчивым гос.строем. требуют больше усилий для урегулирования т.к. сложнее найти компромисс

3. конфликт идентичности-характерно для обществ, в которых происходит отожествление себя с определенной группой(этнической, религиозной), а не с обществом в целом.

Теория человеческих потребностей: Наиболее известный представитель Дж. Бертон(ДЛЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ_МАСЛОУ не подайдет!!). По Бертону неудовлетворение основных человеческих потребностей ведет к конфликту. Потребность он понимает как глубинные инстинкты (потребность в идентичности, пище, безопасности). Невозможно говорить палестинцу: «Забудь о своей идентичности», т.к. именно это для него основная мотивация для участия в конфликте. По его мнению, конфликты возникают, когда социальные структуры лишают вас идентичности (пример конфликтов с национальными меньшинствами). Часто по идентичности нельзя достичь компромисса и, по Бертону, именно эти конфликты сложные и глубоко укорененные. Бертон считает, что решить их можно. Например, во Франции мусульманам носить платок важно для определения их идентичности. Американские подростки проявляют свою идентичность в уличных хулиганских вылазках (движение хиппи, графити). Бертон считает, что базовые человеческие потребности должны решаться все вместе, в увязке. Он также разработал систему законопослушного государства и предложил процесс, который называет процессом принятия решений. Единственный метод - когда человек может удовлетворить свои человеческие потребности - только тогда не будет социальных конфликтов. Идея базовых человеческих потребностей предполагает не сильную государственную власть и влияние, а развитое гражданское общество. Бертон утверждал, что основные человеческие нужды лежат в основе конфликтов, а основные социальные институты, которые подавляют потребности, служат конфликту, и чтобы избежать проявления насилия, нужно, чтобы в стратегиях этих институтов человеческий фактор стоял на первом месте.

Теория разрешения конфликтов (conflict resolution) Дж. Бертон, К. Митчелл:

В рамках современных политологических дисциплин есть несколько направлений и школ, которые изучают конфликты, исследуют и прогнозируют их. Выделим лишь три основных - это изучение конфликта с точек зрения школ «real politic», «ideal politic» и «conflict resolution study».

«real politic»- рассматривает конфликт как столкновение интересов. Основные сторонники- представители классического реализма. Согласно классическому реализму, международные отношения - это борьба за власть, военную, экономическую и любую другую, и которая ведется ради богатства, престижа и влияния. Эта школа объясняет существование любого конфликта и его неизбежность именно интересами сторон, которые, например, государство не может не преследовать, так как они во многом определяют политическое, геополитическое и геоэкономическое пространство страны. Интересы, подкрепляемые в той или иной степени силой, т.е. возможностью оказывать давление (политическое, чаще экономическое) на другую сторону, и являются основной доминантой конфликтных отношений. В конфликте, да и в политике вообще, как считают реалисты, каждое общество должно зависеть от своей собственной силы и коварства, что они называют инстинктом самосохранения. Современная геополитика указывает на несколько видов реалистов.

Ультрареалисты - последователи Макиавелли или Гоббса - противники компромиссов, считают, что конфликт неизбежен, они придерживаются идеи уничтожить противника, относятся к войне просто как к иному средству политики. В 1917 основатель СССР Ленин также придерживался позиции ультрареализма. Он поддерживал все действия, направленные на диктатуру рабочего класса в мировом масштабе.

Умеренные реалисты не столь радикальны, они пытаются искать компромисс и надеются избежать войны. Со времен второй мировой в США, например, правили умеренные реалисты. Так, в 1946-1947 году Кеннан разработал известную стратегию сдерживания советской экспансии с помощью экономических, политических и военных мер США и их партнеров. Умеренными реалистами можно считать также Спайкмена, Нейбура и Моргентау, которые собрали вместе и описали шесть аксиом реализма:

1. Природа человека: человек жаден и часто агрессивен.

2. Сейчас государство - это главное действующее лицо в мировой политике. ООН - это инструмент каждого государства.

3. Власть и интерес: основной интерес каждого государства - увеличить свою силу. Политика - это борьба за власть. На своей территории государства выстраивают военные силы и экономику, а за ее пределами вступают в альянсы против других.

4. Рациональность: государство продумывает, как рациональнее максимально увеличить силу государства.

5. Аморальность: среди государств нет общего морального кода. Мораль каждого действует не далее его границ. Как писал Моргентау, «реалисты отказываются узнавать моральные стремления отдельной нации, моральные законы которой правят вселенной».

6. История и науки: глубокое изучение истории - лучший способ понять суть международных отношений, научные модели и статистические данные не могут определить жизненности политики.