Краткая биография ивана мазепы самое главное из жизни политического деятеля. Гетман Иван Мазепа

(Иван Степанович) - гетман Украины. Родился в шляхетской православной семье; место рождения его - вероятно, село Мазепинцы, недалеко от Белой Церкви; год рождения Мазепы с точностью неизвестен; существуют указания на 1629-й и 1644-й гг., второе указание правдоподобнее. Воспитывался Мазепа при дворе польского короля Яна Казимира, окончил образование за границей. Любовная истории с женой польского шляхтича заставила Мазепу покинуть двор и удалиться на Украйну. Рассказывают, что и там ревнивый муж, узнав об измене жены, привязал Мазепу к спине дикой лошади, лицом к хвосту, и пустил лошадь в степь. Израненного Мазепу нашли казаки, освободили и приютили его.

Среди казаков и казацкой старшины Мазепа скоро выдвинулся. Сперва ротмистр гетманской надворной компании, потом писарь, он пристал к Дорошенку, женился на богатой шляхтянке, был послан в Турцию, по дороге схвачен запорожцами и отправлен в Москву, где вкрался в доверие бояр и действовал во вред Дорошенку. Перейдя на службу к гетману Самойловичу, сперва в звании войскового товарища, потом в чине генерального есаула, Мазепа расположил к себе влиятельного тогда кн. В. В. Голицына и интригами низвергнул Самойловича. 25 июля 1687 г. Мазепа был избран малороссийским гетманом и в этом качестве принимал участие во втором крымском походе Голицына. В 1689 г. во время пребывания своего в Москве Мазепа понравился Петру и уехал в Малороссию, вполне успокоенный за свое гетманство. В начале 90-х гг. ему пришлось много хлопотать над усмирением восстания так называемого Петрика на Украйне. В обоих походах Петра к Азову Мазепа принимал самое деятельное участие и приобрел большое доверие Петра. В начале Северной войны гетман Мазепа весьма деятельно помогает Петру I; в 1705 г. он совершает поход на Волынь, на помощь союзнику Петра - Августу; в 1706 г. состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа деятельно принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости.

Гетман Иван Мазепа

В этот же период времени, однако, Мазепа задумывает измену Петру, переход на сторону Карла XII и образование из Малороссии самостоятельного владения под верховенством Польши. Существуют сведения, что первый замысел измены обсуждался гетманом Мазепой и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 г. Позже Мазепа вступает в тайные переговоры сперва с кн. Дольской, затем с королем Станиславом Лещинским и в октябре 1707 г. открывается своему генеральному писарю Орлику. Незадолго перед тем он обвинил фастовского полковника Палея в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Изветы Мазепы были приняты благосклонно; Палей был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Томск. Но и сам Мазепа уже с 1688 г. подвергался постоянно доносам, варьировавшим одну и ту же тему: Мазепа - поляк, он собирается изменить московскому царю и перейти на сторону его врагов, он дружит с поляками и желает завести на Украйне польские порядки. Доносам на Мазепу не верили, доносчиков пытали и наказывали, а доверие Петра I к гетману только все больше возрастало. В 1708 г. Мазепа пользовался им неограниченно. В то время, когда Мазепа уже значительно подвинул переговоры с Лещинским и Карлом XII, последовал новый, самый опасный донос на гетмана Мазепу со стороны Кочубея и Искры (см.).

Напуганный этим доносом, Мазепа после успешного для него исхода следственного дела еще энергичнее повел переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укрепленные пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. По договору со Станиславом вся Украйна с Киевом, Северщина с Черниговом и Смоленск присоединялись к Польше, Мазепа же становился властителем воеводств Полоцкого и Витебского, с титулом князя и на правах, сходных с правами герцога курляндского. Перед некоторыми из старшин, которым открылся Мазепа, текст договора был скрыт, а целью его указывалось освобождение Малороссии от московской власти и образование из нее самостоятельного государства. Мазепа рассчитывал, что почти вся старшина и большинство казаков изменит Петру, так как Украйна, еще недавно присоединенная к России и неустроенная, была недовольна московским правительством, особенно ввиду распространявшихся слухов, что Петр собирается сильно ограничить ее автономию и уничтожить многие старые порядки. К тому же Мазепа полагал, что перед победоносным Карлом Петр окажется бессильным. Между тем в Малороссии уже существовала упорная борьба казачества и старшины; последняя мечтала о порядках, напоминающих польские, шляхетские, но первое возлагало надежды свои на уравнивающую силу монархизма.

Осенью 1708 г. Петр приглашает гетмана Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом; Мазепа медлит, ссылается на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на Ю. и его предложениями, - и в то же время совещается со старшинами, примкнувшими к нему, ведет переговоры с Карлом через Быстрицкого и дипломатические речи с Меншиковым через Войнаровского. Меншиков решает поехать к больному Мазепе. Тогда Мазепа быстро бежит (в конце октября) с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем в Ю. в. от Новгорода-Северска, в Горках. С Мазепой было всего 1500 казаков. Из шведского лагеря гетман пишет письмо Скоропадскому, стародубскому полковнику, выясняя причины своей измены и приглашая старшину и казаков последовать его примеру. Между тем Меншиков, узнав об измене гетмана Мазепы, берет приступом и разоряет Батурин, и Петр 6 ноября на раде в Глухове приказывает избрать нового гетмана. Согласно желанию Петра, избран Скоропадский. 12 ноября Мазепа предан анафеме; царь издает тогда же манифесты к верному малорусскому народу. К шведам, кроме отряда Мазепы, присоединились только запорожцы в числе 3000 чел., под начальством своего кошевого - Кости Гордиенка. Некоторые из старшин, изменивших Петру, вскоре стали уходить от Мазепы к царю. Первыми бежали от Карла Данило Апостол и Игнатий Галаган. После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на Ю. к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли наконец в Бендеры. Султан турецкий отказался выдать Мазепу царскому послу Толстому; не помогли и 300000 ефимков, которые Петр предлагал великому турецкому муфтию за содействие к выдаче бывшего гетмана; Но силы Мазепы уже были подорваны; он умер 22 августа 1709 г. По распоряжению племянника Мазепы, Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там похоронено.

Карл XII и Мазепа после Полтавской битвы. Художник Г. Седерстрём

См. Н. Костомаров, "Руина" и "Мазепа и мазепинцы"; статьи и заметки о Мазепе в "Киев. стар." (1882, № 4; 1883, № 7; 1884, № 12; 1885, №№ 7 и 12; 1886, № 12; 1887, №№ 1 и 2; 1888, № 5); "Liste alphabétique des portraits russes", par A. Wassiltschikoff (1875, I, 497, с портретом); ст. А. М. Лазаревского в "Русск. арх." (1876, № 12); А. Е. Д-ого, в "Киевск. телегр." (1866, №№ 1, 2, 3 и 4); А. Терещенко в "Русск. арх." (1865, № 9), о Мазепе и Палии в "Черниг. лист." (1862, №№ 4, 5, 6 и 8), о Мазепе и Горленках в "Вест. Европы" (1872, т. III, ст. де Пуле). Судьба Мазепы интересовала многих писателей и поэтов; наиболее ценны поэтические изображения Мазепы Пушкиным, Байроном, Готшаллем и Словацким.

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Он поминутно терял рассудок от невыносимых, адских болей, проистекающих от десятков неизлечимых болезней. А, приходя в сознание, после долгого нелепого бормотания, истошно скулил: «Отруты мэни - отруты!» («Яду мне - яду!»)…

Но поскольку травить православного даже перед тяжкой смертью всегда считалось непростительным грехом, то старшины и челядь порешили действовать по старинному обычаю - долбить дырку в потолке крестьянской хаты. Чтобы, значит, облегчить грешной душе умирающего расставание с бренным телом.

Как тут не вспомнить старинное поверье: чем больше человек грешит при жизни, тем мучительнее смерть его ожидает. И впрямь - в обозримом прошлом и настоящем тогдашней Малороссии трудно было сыскать более коварного, злого и мстительного человека, нежели Мазепа. Он являл собой пример классического и законченного злодея на все времена и для всех народов.Даже при том, что общие нравы малорусских политиков той поры особой шляхетностью (благородством) не страдали. Оно и понятно: люди, живущие в окружении более сильных и могущественных соседей, вынуждены были постоянно решать тягостною, но неотвратимую дилемму - под кого бы выгоднее «подлечь». Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач.

К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких

«В нравственных правилах Ивана Степановича, - пишет историк Н.И. Костомаров, которого никак не заподозришь в русофильстве, - смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.

Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем (Пётр I. - М.З )», перед которым ещё недавно льстил и унижался… Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представлен никакой национальной идеей. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приёмам жизни, он перешёл в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями».

«Он лгал всем, всех обманывал - и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был сделать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду»

Историк Бантыш-Каменский так характеризует Мазепу: «Имел дар слова и искусство убеждать. Но с хитростью и осторожностью Выговского он соединял в себе злобу, мстительность и любостяжение Брюховецкого, превосходил Дорошенка в славолюбии; всех же их - в неблагодарности".

Как всегда исчерпывающе точно определил сущность Мазепы А.С. Пушкин: «Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть проклятия человечества».

И в «Полтаве» продолжил: «Что он не ведает святыни,/ Что он не помнит благостыни,/ Что он не любит ничего,/ Что кровь готов он лить, как воду,/ Что презирает он свободу,/ Что нет отчизны для него».

Наконец, чрезвычайно точная оценка злодея принадлежит и самому украинскому народу.

Выражение «Проклята Мазепа!» веками относилось не только к плохому человеку, но и вообще к любому злу. (На Украине и в Белоруссии мазепа - неряха, грубиян, злой хам -устар .)

Весьма примечательная деталь. До нас дошли более десятка портретов этого исторического деятеля и даже несколько художественных полотен с его изображением. Удивительно, однако, но среди них нет элементарной схожести! Такое впечатление, что этот человек имел множество взаимоисключающих ликов. И дней рождения, у него как минимум пять - с 1629 по 1644 годы (то-то раздолье у политических фанатов гетмана - отмечать его «круглые» юбилеи!). Впрочем, и дат смерти у Мазепы… три. Такой вот скользкий. Всё у него было не как у людей…

Сознательно опускаю детство, отрочество и юность Мазепы. Ибо сам чёрт ногу сломит в том отрезке его ущербной биографии. Хотя следующую выдержку приведу исключительно из уважения к авторитету авторов: «Тот, кто занимал тогда этот пост, был польский шляхтич, по имени Мазепа, родившийся в Подольском палатинате; он был пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский лоск. В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагим к дикой лошади и выпустить её на свободу.

Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар. Благодаря превосходству своего ума и образования он пользовался большим почётом среди казаков, слава его всё более и более росла, так что царь принужден был объявить его украинским гетманом». Это цитата Байрона, приведённая по-французски, взятая им у Вольтера.

Правда, при этом трудно не подивиться, как два выдающихся европейских творца повелись на элементарную придумку. Ибо подобного в действительности не могло быть по определению. И поневоле ещё думаешь: видать не зря столь выдающиеся европейцы и так давно стали поэтизировать «хохлацкого Иуду». Даже утверждали, что «царь принуждён был». То есть на равных ставили шляхтича-выскочку и величайшего монарха в истории человечества.

Все современники Мазепы в один голос утверждают, что он был «чародiем». Наверное, потому так полагали, что по-иному им трудно было объяснить невероятное умение этого талантливого проходимца производить впечатление на людей и внушать им доверие к себе.

Меж тем именно такие коварные способности (элементарно гипнозом владел!) и вознесли Мазепу на вершину власти

Когда гетманом Правобережной Украины был Павло Тетеря, Мазепа поступил к нему на службу. Гетманы в ту пору менялись, как перчатки у капризной дамы. И Тетерю сменил Петро Дорошенко. Он - естественно «очарованный» молодым шляхтичем, назначает его генеральным писарем - личным секретарем и главой своей канцелярии. При этом гетман Дорошенко вел сложную, тройную игру. Оставаясь подданным польского короля, он отправил своего секретаря к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу с уверениями, что желает служить русскому царю.

Но уже через несколько месяцев послал того же Мазепу к турецкому султану - просить помощи у извечного врага православных. А в подарок туркам преподнёс «ясык» - пятнадцать рабов из казаков, захваченных на левой стороне Днепра. По пути Мазепу с «гостинцами» захватили запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко.Тем самым, что писал со своими казаками знаменитое письмо турецкому султану Магомету IV: «Свиняча ты морда, кобыляча срака, кусача собака, нехрещеный лоб, мать твою …. Не будешь ты и свиней христианских пасти. Теперь кончаемо, ибо числа не знаемо, календаря не маемо, а день такой как и у Вас, за что поцелуй в сраку нас!»

И вот я сейчас задаюсь вопросом, на который никто и никогда не сможет ответить. Ну почему преданный Самойловичу (значит, и русскому царю!) атаман Сирко, этот неистовый защитник православных, заклятый враг татар и турок, не отрубил Мазепе голову на месте за то, что тот, подонок, вёз пятнадцать русских душ в рабство? Ведь Иван Дмитриевич всегда безжалостно истреблял пособников бусурман. А тут взял и отправил «подлую вражину» к гетману Самойловичу. Не иначе, как Провидение вознамерилось убедиться: насколько же низко и подло ещё способна упасть душа Мазепы.

Здесь, на Левобережье, происходит ещё одно, почти невероятное, во всяком случае, трудно объяснимое - именно Мазепу, как уже своё доверенное лицо, Самойлович посылает в Москву для переговоров. Там его разбитной порученец встречается с… самим царём Алексеем Михайловичем! И потом ещё много раз ездит в русскую столицу, укрепляя теперь уже свой собственный авторитет. Опуская бесчисленные тактические и стратегические ходы Мазепы, между которыми он благополучно «слил» Самойловича и всю его семью, где был почти родным человеком, заметим лишь, что 25 июля 1687 года хитрый царедворец получает с помощью подкупа российской чиновничьей верхушки «клейноты» (символы) гетманской власти - булаву и бунчук.

В правление Мазепы закрепощение посполитых (так называли тогда крестьян) приняло особенно широкий размах

А гетман стал самым крупным крепостником по обе стороны Днепра. На Украине (в то время Гетьманщине) он прибрал к рукам около 20 тысяч дворов. В России - многим более 5 тысяч. В общей сложности Мазепа имел свыше 100 тысяч крепостных душ. Ни один гетман до него и после не мог похвастаться столь сказочным богатством.

А в это время в России происходили очень серьёзные тектонические сдвиги империи, в результате которых на престол взошёл Пётр I. Будете смеяться, но и к молодому царю Мазепа почти с ходу втёрся, как впечатался, в невероятное доверие. Даже сейчас в это с трудом верится, однако в 1700 году Мазепа получает орден Андрея Первозванного - высшая русская награда за №2! (первым награждён князь Иван Головин). Видать, крепко понравился русскому царю ушлый гетман, хотя возрастная разница, их разделявшая, составляла 33 года.

И далеко ведь не случайно Мазепа писал Петру: «Наш народ глуп и непостоянен. Пусть великий государь не слишком дает веру малороссийскому народу, пусть изволит, не отлагая, прислать на Украину доброе войско солдат, чтоб держать народ малороссийский в послушании и верном подданстве».

Это, кстати, к вопросу о восторгах некоторых историков по поводу самого долгого гетмановского правления Мазепы - двадцать один год - и о его якобы страстном стремлении к независимости Украины любой ценой. Уже не говорю о так называемых Коломацких статьях, подписанных лично гетманом при его вступлении в должность. Там чёрным по белому указано, что Украине запрещаются любые внешнеполитические сношения. Запрещалось гетману и старшин назначать без согласия царя. Зато все они получали русское дворянство и нерушимость имений.

И, позвольте, где тут «борьба за независимость Украины»? Да, в течение двух десятилетий Мазепа неукоснительно выполнял волю Петра I. И правильно делал. Только предпринимал он это исключительно к выгоде своей. Тут никакой «нэзалэжностью» даже не пахнет. Запахло позже, когда ущербный по всем нравственным параметрам гетман почему-то уверовал, что непобедимая шведская армия разгромит войска нарождающейся Российской империи.Тогда-то впервые звериное, волчье чутьё Мазепы крепко его подвело. Вестимо, сколько верёвочке не виться… Но прежде, чем напомнить об окончательном падении гетмана, как политика, остановимся ещё на его самой безобразной человеческой подлости…

Первая песнь пушкинской «Полтавы», кто не забыл, начинается так: «Богат и славен Кочубей».

И далее: «Но Кочубей богат и горд/ Не долгогривыми конями,/ Не златом, данью крымских орд,/ Не родовыми хуторами,/ Прекрасной дочерью своей/ Гордится старый Кочубей».Долгие годы почти ровесники (Мазепа старше Кочубея на год), они были друзьями - не разлей вода. И даже породнились: племянник гетмана, Обидовский, женился на старшей дочери Кочубея, Анне, а младшей Кочубеевне, Матрёне, Мазепа стал крестным отцом.У меня, на Украине, кумовство издревле почитается как духовное родство. Крёстные родители опекают крестников, пока те не встанут на ноги, а потом и крестники должны заботиться о крёстных родителях как о собственных. В 1702 году Мазепа похоронил свою жену и вдовел два года.В ту пору ему было далеко за шестьдесят, а Матрёне Кочубей - шестнадцать (в «Полтаве» она - Мария). Разница по самым скромным подсчётам - в полвека.И старик решил жениться на юной крестнице, хотя до этого соблазнил её мать. «Чародiй» пустил в ход все приемы своего обольщения: «Мое серденько», «моя сердечно кохана», «целую все члонки тельца твоего беленького», «помни слова свои, под клятвою мне данные, в тот час, когда выходила ты из моих покоев». «Я с великою сердечною тоскою жду от Вашей Милости известия, а в каком деле, сама хорошо знаешь».Из писем Мазепы видно, что Матрена, ответившая на его чувства, сердится за то, что гетман отослал её домой, что родители её ругают. Мазепа негодует и называет её мать «катувкой» - палачихой, советует в крайнем случае уйти в монастырь. Естественно, родители решительно воспротивились возможной женитьбе. Официальная причина отказа была в церковном запрете на браки между крестным отцом и крестницей.Однако изворотливый Мазепа, не заслал бы сватов, если бы не рассчитывал, что церковные власти, великолепно им прикормленные, снимут для него запрет. Скорее всего, Кочубеи прекрасно осознавали, в какую «халэпу» (напасть) может завести всё их семейство коварный и злой жених. Да со временем и Матрёна избавилась от заблуждений:

«Вижу, что Ваша Милость совсем изменилась своею любовью прежнею ко мне. Как знаешь, воля твоя, делай что хочешь! Будешь потом жалеть». И свои угрозы Мазепа исполнил сполна.

По прямому (и это установлено точно!) навету Мазепы, Кочубея и полковника Захара Искру подданные царя приговорили к смерти и выдали гетману для показательной казни. Перед казнью Мазепа приказал ещё раз люто пытать Кочубея, чтобы тот выдал, где спрятаны его деньги и ценное имущество. Кочубея жгли каленым железом всю ночь перед казнью, и он всё рассказал.

Эти «кровавые деньги» поступили в сокровищницу гетмана. 14 июля 1708 года безвинным страдальцам отрубили головы. Обезглавленные тела Кочубея и Искры были переданы родственникам и погребены в Киево-Печерской лавре. На гробовом камне высекли надпись: «Поскольку нам смерть повелела молчати,/ Сей камень о нас должен людям вещати:/ За верность к Монарху и преданность нашу/ Страданья и смерти испили мы чашу».

… А через пару месяцев после этой казни Мазепа предал и Петра I

С первых шагов шведских войск по украинской земле население оказывало им сильное сопротивление. Мазепе нелегко было оправдываться перед Карлом за «неразумность своего народа». Они оба поняли, что ошиблись - как друг в друге, так и в стратегических расчётах - каждый. Однако коварство, подлость и запредельная низменность Мазепы ещё не до конца была исчерпана. Он послал к царю полковника Апостола с предложением, ни много ни мало, предать в руки Петра шведского короля с генералами!

Взамен хамски просил ещё большего: полного прощения и возвращения прежнего гетманского достоинства. Предложение было более, чем неординарное. Посовещавшись с министрами, царь дал согласие. Для блезиру. Он прекрасно понимал: Мазепа предсмертно блефует. Сил для пленения Карла у него не наблюдалось. Полковник Апостол и многие его товарищи пополнили ряды войска Петра I.

Как известно, после исторической Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом и остатками его войска. Царь очень хотел заполучить гетмана и предложил туркам большие деньги за его выдачу. Но Мазепа заплатил в три раза больше и таким образом откупился.

Тогда разгневанный Пётр Алексеевич распорядился изготовить специальный орден «в ознаменование предательства гетмана». Диковинная «награда» представляла собой круг весом 5 кг, сделанный из серебра. На круге был изображён Иуда Искариот, повесившийся на осине. Внизу - кучка из 30 сребреников.Надпись гласила: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Церковь предала имя Мазепы анафеме. И снова из «Полтавы» Пушкина: «Забыт Мазепа с давних пор;/ Лишь в торжествующей святыне/ Раз в год анафемой доныне,/ Грозя, гремит о нём собор».

На несколько столетий имя презренного предателя считалось даже неприлично упоминать в серьёзных сочинениях

Лишь немногие украинские русофобы, такие как А. Оглоблин, пытались обелить «пса клятого» (выражение Тараса Григорьевича Шевченко). Этот, с позволения сказать, историк в период фашистской оккупации стал бургомистром Киева. Его правление отмечено массовыми казнями в Бабьем Яре. После войны Оглоблин бежал в США. Главную свою книгу, монографию «Гетман Иван Мазепа и его правление», фашистский бургомистр написал к 250-летию смерти предателя (как же, однако, все подлые люди цепко держатся друг друга!) По его мнению, цели гетмана-предателя были благородны, замыслы дерзновенны. На всякий случай: «Он хотел восстановления мощной автократичной гетманской власти и строительство державы европейского типа, со сбережением системы козацкого строя». Интересно лишь, кто бы это ему позволил сделать в тогдашние времена?

И всё же по-настоящему, с государственным, так сказать, размахом реанимировал память о «хохлацком Иуде» другой Иуда - вначале главный идеолог ленинизма-коммунизма на Украине, а после первый закопёрщик рыночного беспредела президент Леонид Кравчук

Кличка, кстати, взята из его личных юношеских поэтических упражнений: «Иуда я. Искариот!»

…Никогда не забуду лета 1991 года. Тогда под юрисдикцию Украины перешла самая большая часть Советской армии: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии (около 1100 боевых самолётов) и отдельная армия ПВО. Общая центробежная эйфорическая сила развала всего и вся захватила и меня, тогдашнего советского полковника. Грешен, в воспалённом мозгу мелькали спорадические мысли, а не перейти и мне, украинцу, служить на Украину?

Благодарю Бога, что не поддался спонтанному чувству.

А вот философствование директора Центра украиноведения Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко, академика АН Украины доктора исторических наук Владимира Сергийчука. В советские времена сей ученый муж скромно и нешумно занимался сельским хозяйством. А в нэзалэжной стал одним из первых исследователей деятельности Организации украинских националистов (ОУН) и подвигов Украинской повстанческой армии (УПА): «Да, Мазепа изменил российскому царю, но сделал это во имя украинского народа, во имя Украины.

Условие, что Карл ХII будет протектором нашей страны, то есть возьмет Украину под свою опеку, на то время для Украины было довольно выгодно. Мазепа был настоящим отцом украинской нации! А тем людям забитым, которые не хотят интересоваться собственной историей, уже ничего не поможет».

Ещё более «прогрессивным» идеологом в данном направлении стал киевский политолог Дмитрий Выдрин: «Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна. Мы предавали всё! Мы давали одну присягу и целовали одно знамя. Потом предали эту присягу и знамя, стали целовать другое знамя. Почти все наши вожди - бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна.

Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль. Предательство - это тот фундамент, на котором мы стоим, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы и все остальное».

А мы ещё удивляемся: как это братья и сёстры Украины мирятся с разгулом откровенно фашистов-бендеровцев; как в их жилах кровь не стынет от одесской Катыни ; почему многие украинские матери, вместо того, чтобы сплочённо и жертвенно выступать против братоубийственной войны, выказывают президенту претензии: у наших сыновей нет бронежилетов, у них мало боеприпасов и их плохо кормят. Да это же всё прямое следствие нынешней «национальной украинской идеи: мы, украинцы, - предатели, и в этом наша сила!».

Давно истлевшим костям пана Мазепы впору пускаться в пляс: «щэ нэ вмэрла» Украина в его разумении

Она - не вся, конечно, но значительная её часть - чтит и молится на него, невзирая на все его запредельные злодеяния. Воистину чума мазепии бушует ныне на Украине.

Горе тому народу, у которого в национальных героях числятся такие ущербные личности, как Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич, etc. На их примерах хорошо выращивать майданутых гопников.

Когда же за образец для подражания бойцу подсовывают «славные деяния» ублюдка Мазепы, то боец и будет поступать соответственно. Неужели этого не понимают? А ведь действительно не понимают.

…После выхода фильма известного кинорежиссера Ю. Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе», встретился я со своим старым другом, ныне покойным артистом Богданом Ступкой, сыгравшем заглавную роль. Наши давнишние отношения (знакомы мы были с 1970 года) позволяли серьёзную степень обоюдной откровенности. И я, не мудрствуя лукаво, спросил: «Бодя, зачем ты взялся за Мазепу?». «Ну, ты же умный человек и понимать должен, что для актёра не существует запретных ролей. Чем подлее герой, тем его интереснее играть».

«Согласен с тобой, если это Ричард Ш. Он - всегда вне идеологических рамок. Но в данном случае, ты же прекрасно понимал, что ярый националист Ильенко использовал и тебя, и твоё имя, чтобы нагадить России своим кинокошмаром. Ладно, оставим за скобками то, что Юра (мы с ним тоже были давние знакомцы) - автор сценария, режиссёр, оператор, актёр, а сын его сыграл молодого Мазепу. Но там же реки крови, головы рубят, как капусту, а жена Кочубея - Любовь Фёдоровна - мастурбирует с отсечённой головой мужа. Пётр I насилует своих солдат. Неужели это тебя не покоробило? А этот эпизод: Пётр I стоит над могилой Мазепы, из-под земли появляется рука гетмана и хватает царя за горло - тоже не задел?».

Богдан Сильвестрович долго и мучительно молчал. Потом сказал: «Как там поётся: не сыпь мне соль на рану. Скоро я у Бортко, надеюсь, сыграю Тараса Бульбу. Вот и реабилитируюсь перед людьми». Великий, мирового уровня актёр, он конечно же понимал, что Юрий Герасимович элементарно его «употребил» на правах старого друга. И роль его - катастрофическая неудача. По иному и быть не могло. Равно как и сам фильм оказался убийственно провальным. Его отправили на Берлинский кинофестиваль. Однако там ленту показали лишь в категории фильмов… для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией!

Потом мы продолжили разговор о Мазепе. И пришли к общему выводу.

Если бы преступника Колединского за уши не притягивали нынешние украинские политики-выскочки в действующую идеологию, то мы о нём бы и вспоминали не чаще, чем о других гетманах

А так его личность излишне демонизируется. Меж тем он был элементарным, хоть и очень злым, негодяем. Досадно, что нынешним украинским властям он так по душе.

…Можно сколько угодно говорить, писать и вещать о том, каким выдающимся государственным деятелем был Мазепа, 305 лет назад покинувший наш бренный мир. Достаточно зайти на украинскую Википедию и увидеть там несметное перечисление заслуг славного патриота «нэзалэжной Украины» Ивана Степановича: и полиглот он, и меценат, и храмостроитель, и поэт, и любовник, и «чародей», и… Но потом вспомнишь Пушкина: «Однако ж какой отвратительный предмет! Ни одного доброго, благосклонного чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость». И всё встаёт на свои места.

1. Иван Степанович Мазепа родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы под Белой Церковью в шляхетской православной семье. Предки Мазепы, как и он сам, относились к казачьей вольнице, зажатой между Россией, Османской империей и Речью Посполитой.

2. Адам-Степан, отец Ивана Мазепы, был назначен польским королём на должность подчашего Черниговского. Эту должность он занимал вплоть до своей смерти.

Портрет начала XVIII века. Из «Киевской старины» Фото: Public Domain

3. Благодаря положению отца юный Иван Мазепа был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. После смерти отца в 1665 году он занял должность подчашего Черниговского.

4. Карьера Ивана Мазепы при дворе польского короля забуксовала из-за вероисповедания: он был православным, в то время как при дворе преобладали католики, которые относились к Ивану пренебрежительно.

5. Взятый в плен людьми гетмана Войска Запорожского на Левобережной Украине Ивана Самойловича Мазепа был назначен воспитателем его детей. Завоевав расположение гетмана, он был пожалован чином генерального есаула.

6. Иван Мазепа, ездивший в Москву с различными поручениями, сумел завоевать расположение фаворита царевны Софьи Василия Голицына . Когда его покровитель Самойлович попал в опалу, Мазепа при поддержке Голицына был избран гетманом Войска Запорожского на Левобережной Украине.

7. Падение Софьи и переход власти к Петру I на положении Мазепы не сказались. Более того, гетман вошёл в число приближённых царя. 8 февраля 1700 года Мазепа стал вторым кавалером учреждённого Петром ордена Андрея Первозванного. Пётр лично возложил знаки ордена на гетмана «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы».

8. Осенью 1707 года Иван Мазепа сказал приближённым: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству». Под «крайней нуждой» гетман понимал неизбежное военное поражение русского царя. До момента открытого перехода Мазепы на сторону Швеции Пётр I не раз получал на него доносы, но не верил им. Генеральный судья Войска Запорожского Василий Кочубей , предупреждавший царя о предательстве Мазепы, был казнён за клевету на гетмана.

9. Пётр I, поражённый предательством Мазепы, повелел избрать нового гетмана, которым стал Иван Скоропадский . В ноябре 1708 года в Глухове Мазепу предали церковной анафеме, а затем учинили над ним символическую казнь. Чучело, изображавшее гетмана, было публично повешено палачом. Мазепу лишили всех его наград и владений, по приказу Петра I был изготовлен специальный Орден Иуды. Царь намеревался нацепить пятикилограммовый серебряный круг с изображением повесившегося на осине предателя Христа на шею пленённого Мазепы.

10. Официальный договор со шведским королём Карлом XII о борьбе против Петра I Мазепа подписал в апреле 1709 года, а уже в июне шведские войска были наголову разбиты в Полтавском сражении. Для семидесятилетнего гетмана-предателя это был полный крах. Сумев избежать плена, он укрылся в Бендерах на территории Османской империи. 22 сентября 1709 года он умер. 11 марта 1710 года Пётр I издал манифест, в котором категорически запрещалось попрекать «малороссийский народ» изменой Мазепы.

Одной из самых «пререкаемых» фигур в русско-украинской истории остается по сей день Гетман Мазепа . По традиции, идущей от Петра I, его принято считать чуть ли не исчадием ада. Недавно появилась и другая тенденция — к героизации Мазепы; особенно это характерно для нынешней Украины, ищущей исторических скреп. И то, и другое — явные кривды. Демоном во плоти знаменитый гетман не был. Но, несомненно, некая патология в поведении гетмана Мазепы по отношению к соратникам прослеживается.

Гетман Иван Мазепа, юные годы

Иван Степанович Мазепа происходил из православной шляхетской семьи. Он появился на свет в 1639 году в родовом имении Мазепинцы неподалеку от Белой Церкви. Образование получил, согласно своему статусу, превосходное — сначала в Киево-Могилянской коллегии, затем в иезуитском коллегиуме в Варшаве, а впоследствии учился в Италии, Голландии, Франции и Германии. Свободно владел европейскими языками и латынью.

Известно, что в молодые годы гетман Мазепа состоял при дворе польского короля Яна Казимира, где числился среди «покоевых дворян». Придворная участь молодого «схизматика» была, конечно, незавидна. Н. И. Костомаров пишет:

«Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь».

Карьерист

На Волыни, согласно Костомарову, Иван Мазепа имел романтическое приключение. Он вступил в связь с молодой женой некоего престарелого пана Фальбовского, за что был жестоко им проучен. Фальбовский подкараулил соперника, раздел его донага, привязал к спине лошади и, нахлестав ее, пустил вскачь. Лошадь, не разбирая пути, через кусты, ринулась к дому, и через некоторое время ошарашенные слуги Мазепы снимали с нее своего окровавленного господина. Впоследствии этот сюжет не раз вдохновлял живописцев.

Имело ли место это происшествие в действительности, мы не знаем. Дальнейшая личная судьба Мазепы складывалась вполне благополучно и здраво — до роковой истории с Мотрей Кочубей. В 1665 году он после смерти отца получил должность подчашего Черниговского, в 1668 году женился на вдове белоцерковского полковника Анне Фридкевич, не упуская из виду, вероятно, той пользы, которую мог принести ему в его карьере тесть — генеральный обозный Семен Половец. Расчет оказался верен. Именно по протекции Половца Мазепа вошел в ближний круг гетмана Петра Дорошенко и сравнительно скоро дослужился до звания генерального писаря.

В 1674 году Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь просить помощи у турецкого султана (а за несколько месяцев до того по его же поручению Иван Мазепа был в Переяславле на казацкой раде, где свидетельствовал о желании гетмана пойти под руку московского царя; такая вот «школа измены»).

Мазепа меняет высоких друзей

С поездкой в Туретчину связана резкая перемена в биографии Мазепы. Правда, в Константинополь он так и не попал. Костомаров повествует:

«Кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепу повели к допросу в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и к Чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенку, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей. Вскоре после того он лишился жены».

К Самойловичу он также умел войти в доверие. Тот поставил его наблюдать за воспитанием своих сыновей, а затем пожаловал чином генерального есаула. По поручениям гетмана Мазепа не раз бывал в Москве, где свел близкое знакомство с . Голицын, с его полонофильством, не мог, конечно, не очароваться образованным и учтивым на польский манер посланником гетмана. И именно ему Мазепа был обязан избранием в гетманы. Когда после неудачного крымского похода (первого) Самойлович оказался «во всем виноват», Голицын устроил ссылку гетмана в Сибирь и продвижение своего учтивого друга на его место. Интриговал ли сам Мазепа против Самойловича, некогда, по чести говоря, его облагодетельствовавшего? Неизвестно. Но плодами интриг воспользовался. И, сколько можно судить, не без удовольствия.

В очередной свой приезд в Москву гетман Мазепа обнаружил здесь перемены. И, с легкостью отрекшись от голицынско-софьинской партии, обаял молодого Петра.

«Мазепа ведает любовь»

Уже из этих успехов гетмана Мазепы можно заключить нечто о его характере. Но на Петре он, кажется, успокоился. Впрочем, лишь до времени.

Что же касается ситуации в Малороссии, безраздельно подвластной Мазепе, то она была очень непроста. Мазепа «панствовал», народ роптал. Против гетмана беспрестанно составлялись доносы. Но царь не имел веры им, всецело положившись на своего соратника. Тот же умело поддерживал в нем убеждение в собственной незаменимости, постоянно подчеркивал лукавство и ненадежность казаков. Даже донос Кочубея оказался неопасен для него.

Справедливости ради следует сказать, что у любого возникли бы сомнения в правдивости этого доноса: слишком известна была вражда между Мазепой и Кочубеем, которого дочь Матрена (в пушкинской «Полтаве» — Мария) сбежала в 1704 году к гетману «без венца». Гетман и не прочь был повенчаться, но Мотря приходилась ему крестницей. Он отослал девушку к родителям, однако продолжал писать любовные письма, где называл ее своим «серденьком». Ясно было, что опозоренный Кочубей пойдет на все, лишь бы отомстить. Но месть вышла боком ему самому: в 1708 году бывшего генерального писаря Войска Запорожского после пыток казнили через отсечение головы.

Гетман Мазепа - Кавалер ордена Иуды


В 1708 году гетман Мазепа, захватив с собой гетманскую казну, бежал к Карлу XII, стоявшему лагерем неподалеку от Новгорода-Северского. Для Петра I, ожидавшего военной помощи от гетмана, весть об его измене стала оглушающим ударом. Покуда войска не сошлись в решающей битве, в ход были пущены приемы информационной войны. Жестоко разорив руками Меншикова гетманскую столицу Батурин, Петр назначил выборы нового гетмана в Глухове. Было всенародно объявлено, что:

«Иоан Мазепа изменил и пристал к еретическому королю шведскому, малороссийские отчизни отчуждился, хотя оную под иго работы лядской поддати и храмы Божии на проклятую обратити унею»,

Мазепа, в свою очередь, научил Карла XII распространить слух, что Петр сам ведет переговоры с Римом об искоренении правой веры и насаждении «латинства». Но в это мало кто верил.

Вообще, союз Мазепы с Карлом оказался несчастен и для того, и для другого. Народ, никогда ничего доброго от гетмана не видевший, за ним не пошел. Те немногие казаки, что пристали к нему, быстро образумились и явились с покаянием к Петру. При бывшем гетмане остались едва ли не только самые отчаянные запорожцы. Но от них уж добра ждать не приходилось никому. Известно, что за обедом в палатке Мазепы (чуть ли не в присутствии короля) некие из них так упились, что стали грабить со стола посуду. Кто-то сделал им замечание. И тотчас был зарезан.

После Полтавской битвы Мазепа бежал с Карлом XII в Бендеры, где вскоре умер. Он, без сомнения, знал, что Петр тщится выкупить его у османов, желая предать позорной казни. Знал и о том, что специально для него в единственном экземпляре изготовлен серебряный орден Иуды...

Иван Степанович Мазепа (Мазепа-Колединский 1639-1709) - гетман Украины в 1687-1709гг. Происходил из украинской шляхты на Белоцерковщине. Отец гетмана Адам принадлежал к белоцерковской шляхте и владел селом Мазепинцы. Мать гетмана Мазепы Мария происходила из шляхетского рода Макиевских. Обучался в Киево-Могилянской Академии, был пажем при дворе польского короля Яна-Казимира. В совершенстве владел латинским языком, хорошо знал польский, немецкий и итальянский языки. По воспоминаниям современников, Мазепа привлекал к себе внимание окружающих не только своей высокой образованностью но также умением устанавливать дружественные отношения с людьми, вселять в них доверие к себе. После возвращения из Польши поступил на службу в казацкое войско. Во время правления гетмана Самойловича был назначен генеральным есаулом, а также выполнял важные дипломатические поручения. После неудачной Крымской кампании 1687г. всю вину было возложено на гетмана Самойловича, который был смещен с поста гетмана и сослан в Сибирь. При поддержке со стороны фаворита тогдашней правительницы царевны Софьи боярина Василия Голицина, 25 июля 1687г. Ивана Степановича Мазепу избрали гетманом.

Острих шабель добувайте, а за волю, хоч умріте, і вольності бороніте

Мазепа Иван Степанович

В течение всего своего 21-летнего правления Мазепа проводил традиционную для гетманов Левобережной Украины политику укрепления положения казацкой старшины. Благодаря щедрым подаркам царя Петра I, Мазепа получил во владение около 20 тыс. поместий и стал одним из наиболее богатых феодалов Европы. Ревностный покровитель православия, он построил на землях Гетманщины множество церквей в стиле украинского барокко. За время правления гетмана Мазепы Киево-Могилянская Академия смогла построить новые корпуса и увеличить количество студентов до 2 тысяч.

Мазепа оказывал активную поддержку Петру I в его походах против турок и татар, кульминацией которых стало овладение в 1696г. Азовом - ключевой турецкой крепостью на Азовском море. Стареющий гетман постоянно давал советы молодому монарху в польских делах: со временем между ними возникла искренняя дружба..

Однако в начале XVIII ст. появляется напряженность в отношениях гетмана и царя. В 1700г. началась великая Северная война. В изнурительной борьбе за владение побережьем Балтийского моря главными соперниками выступали русский царь Петр I и 18-летний король Швеции Карл XII. После нескольких катастрофических поражений в начале войны Петр I решает модернизировать армию, ее управление и вооружение. В рамках новой государственной политики русского царя под угрозой оказалась гарантированная Переяславским договором традиционная автономия гетманской Украины.

Нехай вічна буде слава - же през шаблю маєм права!

Мазепа Иван Степанович

Во время войны царь выдвинул украинцам неслыханные ранее требования. Вместо охраны своих земель от непосредственных врагов - турок, татар и поляков, украинцы были вынуждены сражаться со шведскими армиями в далекой Ливонии, Литве и центральной Польше. В этих походах стал до боли очевиден факт, что казаки не могут на равных сражаться с регулярными европейскими армиями. Их полки постоянно несли тяжелые потери, которые достигали 70% личного состава. Когда, стараясь согласовать действия своих войск, Петр I поставил во главе казацких полков русских и немецких командиров, моральный дух казаков упал. Чужестранные офицеры с презрением относились к казацкому войску, часто используя его в качестве пушечного мяса.

Общее недовольство казаков политикой царя вынудило Мазепу искать нового покровителя. Когда польский союзник Карла XII Станислав Лещинский стал угрожать нападением на Украину, гетман обратился за помощью к Петру I. Царь, ожидая нападения шведов, отказал Мазепе в оказании военной помощи. Считая, что Петр I нарушил обязательство защищать Украину от ненавистных поляков, что было основой Переяславского договора 1654г., украинский гетман перестал считать себя обязанным хранить верность царю. 28 октября 1708г., когда Карл XII, который шел на Москву, повернул на Украину, Мазепа, в надежде предотвратить разграбление своей земли, перешел на сторону шведов. Вместе с ним перешло около 3000 казаков и часть казацкой старшины. Условия, на которых украинцы присоединились к шведам, были оговорены в договоре, подписанном в начале весны 1709г.

Жалься, Боже, з України, що не вкупі має сини!

Мазепа Иван Степанович

За оказание военной помощи и предоставление продовольствия, Карл XII обещал защищать Украину и воздерживаться от подписания договора с русским царем до полного освобождения Украины от власти Москвы и восстановления ее прав. Через несколько дней после перехода Мазепы на сторону шведов гетманская столица Батурин была уничтожена отрядом русских войск под командованием Меншикова, при этом погибло более 6 тыс. населения, включая стариков и детей. Известие о бойне в Батурине, аресты и казни при малейшем подозрении в симпатии к Мазепе изменили планы многих потенциальных сторонников гетмана. Тем временем Петр I приказал казацкой старшине, которая не пошла за Мазепой, избрать нового гетмана и 11 ноября 1708 г. им стал Иван Скоропадский. Страшная батуринская расправа, жестокость русских войск посеяли страх среди украинского населения, протестанты-шведы также вызывали настороженность. Поэтому большая часть населения не поддержала гетмана Мазепу. Единственной значительной группой населения, принявшей сторону гетмана стали запорожцы. За это решение они заплатили дорогую цену. В мае 1709г. русские войска разрушили Запорожскую Сечь, а царь издал указ о казни на месте любого пойманного запорожца.