Возникновение христианства. Учение первых христиан и состав их общин Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Вяткина Елена Арсентьевна

МОУ «Забелинская СОШ» д. Федотовская Котласского района Архангельской области

Учитель истории

Урок «Первые христиане и их учение»

Цель: способствовать формированию умений выделять главное, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Задачи урока :

    определить причины возникновения христианства как мировой религии и показать, что христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости;

    формировать умение работы с историческим документом, развивать познавательный интерес к прошлому;

    способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Раздел курса: Римская империя в первые века нашей эры.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма : комбинированный.

Основные понятия : Иисус Христос, Рождество Христово, Страшный суд, Царство Божие на земле, Иуда, апостолы, христиане, евангелие.

Основная дата : Рождество Христово, наша эра.

Основные этапы урока:

    актуализация изученных знаний, подготовка к восприятию нового материала;

    постановка проблемного задания;

    изучение нового материала: работа в группах; беседа; работа с историческими источниками: «Почему римляне не могли поверить, что в Иисуса воплотился Бог» - рассказ, составленный по произведению Цельса «Правдивое слово» (2 век н.э.), «Поучение Иисуса в Нагорной проповеди»; комментированное чтение по учебнику; работа с нравственными законами общества;

    закрепление изученного материала – ответ на проблемное задание и первичный контроль усвоения /«Словесная эстафета»/;

    домашнее задание.

Ход урока

Сегодня у нас урок необычный- присутствует много гостей. Думаю, что это нам только поможет. Сегодня каждый из вас будет работать с Рабочим листом, который останется у вас. 1.Актуализация знаний. А) Игра «Да»-«Нет» по теме «Император Нерон» и «Император Траян» (ученицы зачитывают вопросы, составленные учащимися) -император Нерон был актёром?-Колоны появились при императоре Траяне ?-колоны-это здания с колоннами?-колоны –это земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет?-по ночам злодейские действия со своими дружками негодяями совершал император Траян ?-При императоре Траяне перестали преследовать за неосторожное слово или обидную для императора шутку?-в поджоге Риманарод обвинял императора Траяна ?-император Нерон объявил поджигателями христиан?-Христиане поклонялись римским богам?-за поклонение Иисусу христиан распинали на крестах и отдавали на растерзание собакам?Б)Задание 3 группам: соотнести богов и государства, разместив на магнитах на доске и сделать вывод: Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет, бог Амон-Ра, бог Геб, Бог Яхве, апостолы, богиня Маат, Бог Посейдон, богиня Артемида, бог Гефест, бог Марс, богиня Веста, Иисус, христиане, единобожие.Итог: 1) Древняя Греция: Бог Посейдон, богиня Артемида, бог Гефест – вывод - язычество 2)Древний Рим : бог Марс, богиня Веста –язычество, христиане и Иисус - единобожие 3)Древний Египет : бог Амон-Ра, бог Геб, богиня Маат – язычество Посмотрите на группу «Древний Рим». Попробуйте сформулировать вопрос, над которым мы сегодня будем думать.

Проблемное задание : почему на территории Римской империи возникает и распространяется христианство – одна из мировых религии.

2. Новая тема «Первые христиане и их учение» Эпиграф (записать, евангелие – благая весть) «... Во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте
и вы с ними»
/из Евангелия от Матфея
План урока (записывают): 1.Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса. 2.Кем были первые христиане. 3.Поучения Иисуса.У нас осталась надпись «Бог Яхве». -Какое древнее племя поклонялось богу Яхве? (еврейские племена, Главная книга евреев - Библия: Ветхий Завет (мифы, предания, древние законы, заповеди). Новый завет? Работа с модулем: схема «Библия».

Ученики делятся на 3 группы, каждая из которых получает Рабочий лист с заданием. Работа длится 5 мин. 1 группа: прочитать и дописать предложения, сформулировать вывод. В ходе выступления учащихся учитель добавляет материал об апостолах.(О проповедовании апостолами по всему миру-звуковой модуль) 2 группа : ответить на вопросы, которые записать в виде схемы Картина 3 группа: работа с историческим документом.Ученики рассказывают, используя записи и делая выводы.

Учение Иисуса не призывало к ненависти. Было обращено ко всем людям. Обратимся к картине Иванова «Явление Христа народу».

О чём же говорил Иисус Христос с людьми? Об этом мы узнаем из «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди». Комментированное чтение стр. 258 учебника Вигасина А.А.,Годера Г.И., Свенцицкая И.С.

Иисус говорил: «Блаженны /счастливы / плачущие / страдающие /, ибо они утешатся».

Плачущие, т. е. люди, сожалеющие о своих поступках, недостатках. Бог их простит, даст на земле утешение, а на земле вечную радость, блаженство.

«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять не отвращайся ».

Помогай ближнему советом, примером и достатком. Сделав доброе дело, не хвались и не жди похвал.

«Не противься злу».

На зло не отвечай злом, на грубость – грубостью, на жестокость – жестокостью.

На зло отвечай добром.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… Любите всех людей – все люди – дети одного отца – Бога, поэтому одинаково надо любить всех людей».

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец небесный».

Если вы простите людям поступки, недостатки, то и вам простят.

«Не судите, да не судимы будете» .

Не осуждайте других, и вас никто не осудит. Каким судом вы судите, таким и вас будут судить.

«Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучите, и вам отворят» .

Иисус сказал, кто просит, тот получает; кто ищет, тот находит. Если такой человек, у которого бы вы попросили бы хлеба, а он бы вам подал камень? А вместо рыбы – змею?

Всякое доброе дело мы должны делать не из-за награды, а из-за любви к ближнему, любви к Богу, – так говорил Иисус.

«И так во всем поступайте, как хотели бы, чтобы с вами поступали».

Тебе неприятно, когда тебя обижают – не обижай ни словом, ни делом. Ты желаешь себе счастья и здоровья, желай это и другим.

Так говорил Иисус в Нагорной проповеди. Это были законы Божественной любви и счастья, однако есть законы строгой правды.

Какие это законы?

    не убий.
    Не только не «убий», но если человек сердится на другого человека, то он уже виновен.
    Иди и помирись, а в душе уничтожь злобу.

    не лги;

    не кради;

    почитай отца и мать;

    не завидуй.

    Итак , основные заповеди, которые вы должны знать и запомнить это: /текст «Христианские заповеди» магнитами закреплен на учебной доске, учащиеся вслух читают заповеди/ Не убий. Не лги. Не укради. Почитай отца и мать. Не завидуй. Не суди, да не судим будешь. Возлюби ближнего своего, как самого себя. Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой так поступали.

Можете ли вы теперь ответить на вопрос : почему на территории Римской империи возникает христианская религия? Ответьте, пожалуйста, письменно на листочках. Зачитывают и прикрепляют на доску

Это религия спасения от зла и несправедливости. В учении Иисуса бедняки искали утешение, надежду на лучшую жизнь.

Христиан заставляли отречься от Христа и совершать жертвоприношение Богам. Христиан травили на аренах амфитеатра хищными зверями, сжигали заживо, распинали на крестах.

Но удивительная стойкость была этих людей – самые страшные пытки не могли заставить этих людей отречься от своей веры. Такое мужество вызывало уважение, и вопреки гонениям число христиан росло.

«Словесная эстафета» - подведём итоги- каждый одним предложением ( Что же сегодня вы изучили на уроке? Что взволновало вас? Что для себя вы решили?)

На доске - Д/З: 1.вопросы 1,2,4стр.261 или подобрать ситуацию из вашей жизни и соотнести с одной из заповедей Список использованных источников: 1.Г.А.Цветкова «Дидактические материалы по истории Древнего мира» 5 класс, М., «Владос-пресс», 2003г.,с.248

2.Элемент открытого урока "Возникновение христианства". Казаковой Виктории Анатольевны, социального педагога, учителя истории и обществознания «

3.А.Гин «Приёмы педагогической техники», М., «Вита»,2007г.

Рабочий лист по теме «Первые христиане и их учение»

1.Прочитайте пункт 1 стр. 256 параграфа 56 и допишите: Родина Иисуса – Родители Иисуса Христа – Город, в котором родился Иисус – Какие чудеса творил Иисус – Страшный суд наступит для_________________________________________________ Царство Божие на земле – это царство ________________________________________

Как возникли выражения «тридцать сребреников», «поцелуй Иуды»?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Апостолы – это______________________________________________________________ Апостолы разнесли учение Христа по ___________________________________________ Евангелие – это______________________________________________________________ Вывод (о чём узнали?) ________________________________________________________

2. Прочитайте пункт 2 «Кем были первые христиане» стр. 259,260, ответьте на вопросы и запишите в виде схемки. -Кто мог стать христианином?_________________________________________________ -Какой национальности были христиане?_________________________________________________________________ -При каком условии верующий мог войти в Царство Божие? -Как относились римские власти к христианам? Вывод (о чём узнали?) _______________________________________________________

3.Прочтите текст «Почему римляне не могли поверить, что в Иисуса воплотился Бог» - рассказ, составленный по произведению Цельса «Правдивое слово» (2 век н.э.). Ответьте на вопросы: А) что удивляло римлян в учении христиан? Б) расскажите, что римлянам казалось «неправильным» в облике и поведении Иисуса, кому, по их мнению, был подобен Иисус больше: богу или человеку; В)каким, по представлениям римлян, должен быть человек, в которого мог воплотиться бог; Г) составьте ответ римлянам от имени христиан , объясните, почему Иисус выглядит, страдает и умирает как обыкновенный человек, но именно в него воплотился божественный дух. Вывод (о чём узнали?) _______________________________________________________























Включить эффекты

1 из 23

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Первые христиане и их учение" призвана познакомить учащихся с первыми христианами, помочь изучить рассказы первых христиан о жизни Иисуса, а также выяснить чему обучал Иисус Христос земных людей. Состоит из двадцати трех информативных слайда.

  1. Что рассказывали первые
  2. Христиане о жизни Иисуса.
  3. Кем были первые христиане.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

Слайд 2

План урока:

  1. Что рассказывали первые
  2. Христиане о жизни Иисуса.
  3. Кем были первые христиане.
  4. Вера в различные судьбы людей после смерти.
  • Слайд 3

    Задание на урок:

    Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

    Слайд 4

    Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины.

    Слайд 5

    Почти 2000 лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия – Иисуса.

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Первые христиане

    Слайд 6

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 7

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 8

    Слайд 9

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 10

    У Иисуса было 12 ближайших учеников. Были у него и враги. Для римлян Иисус был просто смутьяном, подрывавшим власть императора.

    Слайд 11

    Один из 12 учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за 30 серебряных монет. Ночью Иуда привёл стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

    Слайд 12

    Иуда подошёл к учителю и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса.

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 13

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 14

    Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса

    Слайд 15

    Что рассказывали первые христианео жизни Иисуса

    Воскрешение Христа

    Слайд 16

    Апостолы – (в переводе с греческого) «посланцы»

    Слайд 17

    Кем были первые христиане

  • Слайд 18

    Слайд 19

    Запишем определение:

    «Евангелие» (по-гречески) - «благая весть».

    Слайд 20

  • Слайд 21

    Параграф 56, вопросы, записи, задание в тетради

  • Слайд 22

    Антоненкова А.В.учитель историиМОУ Будинской ООШТверская область

  • Слайд 23

    В работе использованы:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    �PAGE � �PAGE �1�

    Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Первые христиане и их учение»

    Материал разработан учителем истории

    МОУ Будинской ООШ Тверской области

    Антоненковой Анжеликой Викторвной

    Цели: - познакомить учащихся с первыми христианами,

    Выяснить, что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса;

    Выяснить чему учил Иисус Христос людей;

    Оборудование : презентация, компьютер

    Ход урока.

    1. Организационное начало урока.

    2. Проверка домашнего задания:

    устный ответ

    3. Сообщение темы и целей урока.

    (сл. 2) План урока:

    1. Что рассказывали первые Христиане о жизни Иисуса.

    2. Кем были первые христиане.

    3. Вера в различные судьбы людей после смерти.

    (сл. 3) Задание на урок:

    Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

    4. Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя:

    - (сл. 4) Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.

    �(сл. 5) Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса . Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. (сл. 6) Они утверждали, что матерью Иисуса была Мария - бедная жительница палестинского городка Назарета. Отцом же его был еврейский Бог Яхве. (сл. 7 – 8) В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде простые пастухи и мудрецы из далеких восточных стран пришли поклониться божественному младенцу. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества. (сл. 9) Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле - царство добра и справедливости.�(сл. 10) У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине.

    - (сл. 11) Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

    - (сл. 12) Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним.

    - (сл. 13 – 14) Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь - распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Иисус воскрес.

    - (сл. 15) Спустя немного времени воскресший Иисус явился ученикам, обещая им вернуться снова для свершения Поучения Иисуса в Нагорной проповеди Божьего суда. Он послал своих учеников разнести его учение по разным странам и народам. Поэтому учеников Иисуса называют (сл. 16) апостолами (в переводе с греческого-«посланцами»).

    Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (что можно перевести с греческого как «избранный Богом»), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки - все те, которым жилось особенно трудно, кто был беззащитен перед жестокостью и произволом римских властей. Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины. Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден и творит добрые дела. (сл. 17) Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни.

    - (сл. 18) Они вынуждены были тайно собираться в заброшенных каменоломнях, на кладбищах и в других укромных местах. Друг другу христиане оказывали помощь, ухаживали за больными и стариками, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне. Христиане выбирали священников, которые руководили их молитвами. Читали вслух евангелия. Так называют записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа. (сл. 19) Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

    3. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти . Христиане ждали второго пришествия Иисуса, но шли годы, а он не являлся и Царство Божие на земле не наступало. Тогда они прониклись верой в то, что будут вознаграждены за все страдания после смерти. Верующие вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

    Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, брошенные ему с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его. Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В загробной жизни подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответ богачу был такой:

    «Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

    Дополнительный материал:

    Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну:

    Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам. Я прошу твоего совета. Дело о христианах, по-моему, заслуживает обсуждения. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям.

    Из ответного письма Траяна Плинию:

    Ты поступил вполне правильно, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

    Стр. 258, 260 – в синей рамке

    5. Подведение итога урока:

    Вопросы на стр. 261

    6. Домашнее задание:

    Параграф 56, вопросы, термины.

    �PAGE � �PAGE �1�

    Урок по истории Древнего мира в 5 классе

    Урок на тему: "Первые христиане и их учение"

    Цели:

      Дать представление о процессе зарождения и развития христианства;

      Показать зависимость религиозных идей от исторических условий;

      Развивать умение давать оценку исторических событий и деятелей.

    Планируемые результаты:

      Предметные: овладеть целостными представлениями о зарождении христианства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения зарождения христианства.

      Метапредметные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели; давать определения понятий, анализировать, систематизировать, сравнивать; строить логические цепочки рассуждений.

      Личностные: осмысливать важность изучения истории; выражать свое мнение к роли истории в жизни человеческого общества.

    Оборудование: карта «Палестина во времена Иисуса Христа», проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Ход урока.

      Организационный момент.

    Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Доброе утро, гости нашего урока. Ребята, сегодня у нас необычный урок истории, потому что на уроке присутствуют гости. Я желаю вам только хорошего настроения, активной работы и, конечно, достижения поставленной цели.

      Актуализация знаний.

    Скажите, пожалуйста, как вы понимаете, что такое христианство?

    Сегодня христианство – это мировая религия. Прошло много веков с его появления, а количество верующих только увеличивается. Изучая историю разных стран, мы знакомились с религиозными верованиями проживающих там народов.

      Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне?

      Что общего между верой в богов греков и римлян?

      Что такое язычество?

      Как называется книга, в которую вошли заповеди?

      На прошлом уроке мы говорили с вами о личности Нерона. Каким человеком был император Нерон?

      Вспомните, в чём император Нерон обвинил христиан? На какие муки их осудил?

      Мотивационно-целевой этап.

    Итак, языческая религия не давала человеку утешения в жизни, ничего не обещала после смерти. Особенно разочарованы были богами нищие, рабы. Язычество не давало ясных ответов на вопросы, как следует жить человеку, как относиться к другим людям, для чего вообще дана человеку жизнь. Нужна была новая вера.

    Давайте постараемся сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

    Запись в тетради числа и темы урока. «Первые христиане и их учение»

    Изучая данную тему, на какие вопросы вы бы хотели найти ответы? (Что хотели бы узнать о христианстве?)

    Подытожив, мы можем сформулировать цель урока. Что самое главное о христианстве мы должны будем узнать? (Узнать, почему возникла новая религия – христианство и как она развивалась?)

    План урока.

      Жизнь и учение Иисуса Христа.

      Кем были первые христиане?

      Работа по теме урока.

    Две тысячи лет назад в Палестине, находившейся под властью Рима, возникла новая религия – христианство. Создателем новой религии стал Иисус Христос.

    Проходят ли вам мысли о том, почему современное летоисчисление мы ведём именно от рождения Иисуса Христа?

      Поработаем с картой. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 269, слайд.

      Назовите города на карте, связанные с жизнью Христа. Как они отмечены? (белые кружочки): Назарет, Иерусалим, Вифлеем.

    Ребята, новая вера появилась в Палестине не случайно. Евреи жили под гнётом вавилонян, персов, македонян, римлян, но они верили, что бог Яхве пошлет им избавителя, мессию. Ученики утверждали, что бог Яхве был отцом Иисуса, а матерью - Мария, бедная жительница палестинского города Назарета.

      А кто может сказать, что говорили первые христиане о жизни Иисуса Христа?

    (сообщение пункта 1, презентация)

    Обсуждение в классе:

      Кто такой Иисус Христос?

      Чему он учил?

      Почему новая вера возникла именно в Палестине?

      Почему евреи ожидали появления мессии?

      Как они себе его представляли?

      Что он должен был сделать? Кого и каким образом освободить?

      Кто в Палестине постоянно предвещал приход мессии?

    Итак, ребята, основы нового вероучения Иисус Христос заложил в знаменитой Нагорной проповеди.

      Сейчас я прошу вас обратиться к документу на стр. 270 учебника.

      Как называется документ?

      Зачитав заповедь, прошу вас дать анализ, представить ваше понимание «блаженны…» - блаженные – это люди, сожалеющие о своих поступках, бог их простит и даст утешение на земле, а на небе – вечную радость.

    «Просящему…» - помогай ближнему советом, примером, но не хвались

    «Не противься злому» - на зло не отвечай злом, на грубость – грубостью, на жестокость – жестокостью.

    «Любите врагов» - все люди – дети одного бога, поэтому надо любить всех.

    «Если будете прощать» - простите и вам простят.

    «Не судите» - не осуждайте других

    «Просите.» - кто просит, тот получает, кто ищет, тот найдет.

    «И так во всем» - если вы себе желаете счастья и добра, тогда желайте и другим.

    Скажите, каким эпитетом можно озаглавить эту заповедь, это правило верующих? (Золотое правило нравственности)

      Скажите, какое значение эти поучения имеют для людей нашего времени?

    О золотом правиле нравственности и о появлении христианства вы уже знаете из курса «Основы духовно-нравственной культуры» за 4 класс.

    2. Кем были первые христиане.

    Итак, кем же были первые христиане?

      Работа с учебником.

      Задание: изучить пункт 2 параграфа 56 и определить, кем были первые христиан, е и в каких условиях им приходилось существовать. Заполните таблицу, формулируя основные тезисы положения христиан. На выполнение задания дается 5 минут.

      Первые хр-не: бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки.

      Это люди любой национальности.

      Каждый верующий

      Оказывали помощь, прятали от римских преследователей

      В безопасных местах, катакомбах, церквях

      Выбирали священников и читали Евангелие – книги о жизни Иисуса Христа.

      Жестокое.

    На карточке группы нарисуйте улыбку, если считаете, что справились с заданием.

    Сделаем вывод, что такое христианство и запишем в тетрадь.

    Христианство – мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа.

      Вера в различные судьбы людей после смерти.

      Работа в парах. Прочитайте текст пункта 3.

      Ответьте на вопрос: Какие надежды давала христианам назидательная история о Лазаре и богаче?

      Подведение итогов.

    Обобщение:

      Чем привлекала бедняков, рабов и других обездоленных людей христианская религия?

      Как римские власти относились к христианам?

      Какое значение проповедей Иисуса для современного человека?

      Откуда возникли выражения: «тридцать серебреников», «Поцелуй Иуды»? В каких случаях и по отношению к кому можно употребить эти выражения в современном мире?

      Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

      Что вам не понравилось в течение урока?

    Сегодня вы получили знания, которые нужно закрепить. Выполнив домашнее задание :

    Задание для любознательных: подготовить презентацию на тему: «Христианство – мировая религия»

    Рефлексия.

    Я прошу вас каждого оценить самого себя. Выходя из кабинета на доске приклейте стикер, соответствующий той оценке, которую вы себе поставили за работу на уроке: зеленый – оценка 3, желтый – оценка 4, красный – оценка – 5.

    Благодарю вас за урок. Ребята, вы молодцы.

    Первые записи христианского учения

    Когда первые, еще очень малочисленные христианские группы появились в городах Римской империи (сначала в Палестине, а затем в соседних восточных провинциях), они меньше всего думали о записи своего учения. Да и учения в точном смысле слова еще не было. Бродячие христианские проповедники рассказывали о помазаннике божием Иисусе, распятом и воскресшем. Одни говорили, что слышали об Иисусе от очевидцев и его учеников, другие - что слышали от тех, кто слышал очевидцев. Так складывалась устная христианская традиция.

    Примерно около полувека христианство распространялось прежде всего благодаря устным проповедям и рассказам. Само слово «евангелие» (благовестие) не имело первоначально в представлении христиан специфического значения писаного произведения. Существование устного «благовестия» отразилось и в первых христианских сочинениях, в частности в посланиях Павла. В Послании к галатам автор упрекает христиан Галатии в том, что они перешли к «иному благовествованию» (в греческом тексте - евангелию), «которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово (т. е. превратно излагающие «благовестие». - И. С.) ». Автор послания предает проклятию тех, кто «благовествует» иначе, чем он, и добавляет: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (1:6-7, 11). Сходное словоупотребление встречается во Втором послании к коринфянам (11:4): «…если бы кто, придя, начал проповедовать… иное благовестие (евангелие. - И. С.) …» В Послании к римлянам сказано: «В день, когда, по благовествованию моему, бог будет судить тайные дела человеков…» (2:16).

    Ясно видно, что для автора посланий евангелие не писание, а проповедуемое странствующими пророками «благовестие» о Христе и его миссии. Из посланий следует также, что содержание таких благовестий-евангелий было различным у разных проповедников.

    Само слово «евангелие», которое кажется специфически христианским, могло прийти в христианство из языческого окружения: греческое слово «евангелие» употреблялось при прославлении римских императоров. В надписях I в. до н. э., обнаруженных в двух малоазийских городах, император Август назван спасителем (сотером); там сказано, что рождение бога (т. е. Августа) стало началом «благовестий» (евангелий), связанных с ним.

    Христиане не признавали культов, официальных и неофициальных, которые существовали в Римской империи, противопоставляя им свою веру в иного бога. Они поклонялись не властителю, а плотнику, не восседающему на троне, а распятому на кресте, как раб и преступник… Противопоставляя себя миру язычников, отмежевываясь от него, христиане оперировали его представлениями, его терминологией, мыслили, по существу, в тех же понятиях, только «переворачивая» и переоценивая их. Например, спасителем мира в официальных надписях называли императора, для христиан им стал Иисус, а вместо евангелий о событиях из жизни Августа для христиан стал евангелием указанный их мессией путь к спасению. «Возвещали» евангелие странствующие пророки и апостолы, о которых говорится в Дидахе (Учении двенадцати апостолов) - руководстве по внутренней жизни христианских общин, написанном в начале II в. Как правило, такие пророки и апостолы проводили в каждой общине два дня, а затем шли дальше, взяв хлеба на дорогу. Они продолжали ходить и проповедовать и когда появились первые писания. Мы знаем, что некоторые христиане предпочитали устную традицию записанной. Евсевий в «Церковной истории» приводит слова писателя Папия, жившего в первой половине II в., который собирал именно устные предания: «…если мне случалось встречать кого-либо, общавшегося со старцами, то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, что говорил Андрей, что - Петр, что - Филипп, что - Фома или Иаков… Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющий голос».

    Длительное господство устной традиции объясняется и особенностями самого христианского учения, и общественной психологией всей окружающей христиан среды. Для первых последователей христианства «священным писанием» были только книги иудейской Библии - Ветхого завета. Для грекоязычных проповедников священным текстом был перевод Библии на греческий язык, осуществленный в Египте в III в. до н. э. жившими там иудеями (так называемая Септуагинта - перевод семидесяти). Септуагинта была почитаема иудеями, жившими вне Палестины, многие из которых уже не знали древнееврейского языка. Использование Септуагинты делало понятными самому широкому кругу слушателей цитаты из священных иудейских книг, которые приводились христианскими проповедниками. В проповедях христиане неизменно ссылались на авторитет библейских книг, в особенности на авторитет пророчеств. Эти ссылки затем были включены и в евангелия: там часто, например, встречается выражение «да сбудется реченное через пророков» при описании тех или иных событий из жизни Иисуса. Авторы евангелий стремились таким образом доказать, что ветхозаветные пророчества о мессии относились именно к Иисусу. Существуют в Новом завете заимствования и из других книг Ветхого завета. Святость «закона и пророков», как обычно христиане обозначали иудейские религиозные книги, не позволяла им писать новые «священные» книги.

    В науке существует точка зрения (правда, не общепринятая), что первыми христианскими записями были сборники цитат из Ветхого завета, прежде всего тех, где речь шла об ожидаемом мессии (так называемые свидетельства - тестимонии).

    Но не только «священность» древних библейских писаний предопределяла преимущественно устный характер проповеди нового религиозного учения. В античном мире роль устного слова вообще была исключительно велика. Рукописные книги были дороги и малодоступны, да и уровень грамотности за пределами древних городских центров был не столь высок. Но главное все же было не в этом. Всюду, где в древности существовали самоуправляющиеся коллективы - общины или города-государства, устными выступлениями пользовались очень широко: речи произносились в народных собраниях и на заседаниях городских советов; от умело построенной речи, произнесенной в судебном заседании, часто зависел исход дела. Речи всегда были обращены к коллективу, прежде всего к коллективу граждан. Они не просто несли информацию, а были рассчитаны на возбуждение определенной реакции слушателей. Такое совместное слушание сплачивало людей, создавало ощущение их причастности к «общему делу». Писатель II в. Лукиан передает легенду о том, что «отец истории» Геродот приехал на Олимпийские игры и там стал читать свою историю. Сам Лукиан также отправился в Македонию, чтобы рассказать о своих произведениях. И в городах, потерявших свою независимость в составе Римской империи, продолжало существовать публичное красноречие: там были свои любимые ораторы и философы, свои «златоусты», хотя часто выступления их сводились к восхвалению императоров.

    Первые христиане, среди которых было много людей, не входивших в гражданский коллектив городов, в которых они жили, - переселенцев, вольноотпущенников, рабов, не признавали официальных публичных торжеств, религиозных празднеств, но и эти люди, собираясь где-нибудь за городом или в опустевших ремесленных мастерских, ощущали свою общность, слушая пришедшего к ним проповедника. Эта общность, в свою очередь, усиливала эмоциональное воздействие устного слова. Такое воздействие вряд ли могло оказать уединенное чтение записей о жизни Иисуса или библейских пророчеств.

    У первых христиан не было потребности в записях своего учения еще и потому, что обещания спасения, установления тысячелетнего царства божия на земле были обращены именно к ним, к «этому» поколению. Главным в общинах первых христиан было учить и проповедовать, а не писать. Еще во II в. сохранились разные бродячие проповедники, которых ярко описал противник христианства Цельс: «Многие безвестные личности в храмах и вне храмов, некоторые даже нищенствующие, бродящие по городам и лагерям, очень легко, когда представляется случай, начинают держать себя, как прорицатели. Каждому удобно и привычно заявлять: «Я - бог, или дух божий, или сын божий. Я явился. Мир погибает и вы, люди, гибнете за грехи. Я хочу вас спасти. И вы скоро увидите меня возвращающимся с силой небесной. Блажен, кто теперь меня почтит; на всех же прочих, на их города и земли я пошлю вечный огонь… А кто послушался меня, тем я дарую вечное спасение». К этим угрозам они вслед за тем прибавляют непонятные, полусумасшедшие, совершенно невнятные речи, смысла которых ни один здравомыслящий человек не откроет; они сбивчивы и пусты, но дураку или шарлатану они дают повод использовать сказанное, в каком направлении ему будет угодно».

    Хотя Цельс и не называет здесь прямо христиан, но излагаемое им содержание проповеди указывает на ее христианское происхождение.

    Многие современные ученые полагают, что в период устного распространения христианства сложились отдельные «блоки» традиции: речения, притчи, сказания о чудесах, эпизоды, иллюстрирующие библейские пророчества. Разные проповедники применительно к своему пониманию нового учения по-разному соединяли эти «блоки», кое-что выбрасывая, кое-что добавляя.

    В условиях, когда пророчества играли для верующих столь большую роль, естественно появление в качестве одного из первых жанров христианской литературы так называемых откровений (апокалипсисов) - рассказов о видениях, якобы предвещавших конец света. Под влиянием ветхозаветных пророческих книг и экзальтированных устных проповедей появилось Откровение Иоанна, или Апокалипсис, включенное позже в новозаветный канон. Это - описание видений Страшного суда, адресованное семи христианским общинам в малоазийских городах. Оно начинается как наставление, в котором порицаются одни христиане, одобряются другие, но затем от этих наставлений автор переходит к рассказу о видениях, переполненному символами, аллегориями, устрашающими образами того, «чему надлежит быть». Откровение Иоанна было создано в конце 60-х годов I в.; в нем сохранились живые воспоминания о страшном пожаре, опустошившем Рим в 64 г.; ясны связи этого произведения с ветхозаветными пророчествами; в нем нет развитого учения о Христе. Ф. Энгельс датирует Апокалипсис 68-69 гг. Возможно, он был отредактирован переписчиками в 90-х годах, т. е. уже после падения Иерусалима (70 г.) и поражения I иудейского восстания против римлян (73 г.). Именно к этому времени относит создание Откровения Иоанна церковная традиция.

    В Откровении Иоанна упоминаются последователи таких спорящих друг с другом проповедников внутри христианских общин: николаиты, сторонники Валаама, сторонники пророчицы Иезавели. Все эти группы осуждаются автором Апокалипсиса. И, напротив, он с похвалой отзывается об эфесских христианах за то, что они не послушались «тех, которые называют себя апостолами, а на самом деле не таковы». Христиане Смирны, пребывающие «в нищете и скорби», еще и «терпят злословие» от тех, которые «говорят о себе, что они иудеи, а на самом деле не таковы».

    Такое же разнообразие проповедей и проповедников отражено и в посланиях Павла: в Первом послании к коринфянам автор его пишет, что коринфских христиан раздирают споры: «…у вас говорят: «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «а я Христов» (1:12). Призывая к единомыслию, автор посланий в свою очередь спорил с «иным благовестием», со «старшими», или высшими, апостолами; обвинял Петра в лицемерии (Гал. 2:11 - 13). Те же христиане, которые сохраняли иудейскую обрядность, главным апостолом почитали Петра, а Павла называли лжеапостолом, как об этом пишет Ириней.

    Мы не всегда можем точно определить, в чем именно заключались расхождения между отдельными проповедниками, но само существование расхождений не вызывает сомнений. Да иначе и быть не могло. Проповедуя в разной этнической среде людям с разными религиозными традициями, бродячие пророки и фразеологически и по существу передавали легенды, притчи, поучения, связанные с именем галилейского проповедника Иисуса, применительно к особенностям восприятия своих слушателей. Для христиан из иудеев главную роль играли библейские пророчества, перефразированные установления и поучения иудейской секты ессеев, жившей в районе Мертвого моря, с которой были связаны первые палестинские христиане. Но проповедовать римским беднякам только словами иудейских «священных» книг было невозможно. И вот очередной проповедник, собравший горстку слушателей в душных подземельях Рима, начинал рассказ о бедствиях Иисуса знакомыми им словами: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда, а сын человеческий не имеет, где приклонить голову…» (Мф. 8:20). Похожие слова когда-то звучали в речах защитника римских крестьян Тиберия Гракха; во всяком случае, эти слова вложил в его уста писатель Плутарх, живший на рубеже I и II вв.: «И дикие звери в Италии имеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые сражаются и умирают за Италию, не владеют в ней ничем, кроме воздуха и света…» (Плутарх. Тиберий Гракх, 9) И галилейский пророк становился ближе и понятнее потомкам тех римских крестьян, которые когда-то выступали за Гракха…

    Различия в отдельных догматах, обрядах, этических нормах у разных групп христиан были еще более существенными, чем различия в образном строе проповедей или отдельных словоупотреблениях. Мы рассмотрим эти различия в последующих главах, когда будем рассказывать о конкретном содержании апокрифических писаний.

    Поддержать сознание правоты у малочисленных последователей христианства, изолировавших себя от окружающего греко-римского общества, его мировоззрения и этики, противопоставлявших себя стихии языческого мира, могла только слепая вера. Но такую веру могли внушить и внушали лишь проповедники-фанатики, которые каждое слово свое считали истинным, а все иные слова - ложными. Такова была парадоксальность развития первоначального христианства. Каждый проповедник стремился объединить, сплотить христиан, и в этой борьбе за сплочение каждый называл другого, хоть в чем-то расходящегося с ним проповедника лжепророком. И все эти пророки в борьбе за распространение «единственно правильной» веры вели между собой беспощадную борьбу. Наиболее деятельные проповедники стремились насадить свое понимание христианства как можно шире в разных христианских общинах. Таким проповедникам приходилось не только произносить устные речи, но и писать послания, напоминая, переубеждая, хваля или, наоборот, угрожая карой, в те города, куда они не могли прийти сами и куда посылали с письмами своих сторонников. Письма эти были предназначены для чтения вслух перед собравшимися верующими. К такого рода письмам относится и большинство посланий Павла, который, согласно христианской легенде, был сначала ревностным гонителем христианства, а потом стал еще более ревностным его приверженцем. Поскольку эти письма - не богословские трактаты, не обобщение всего вероучения, а защита определенных взглядов на христианство перед конкретными (уже принявшими христианство) группами людей, то ни жизнеописания Иисуса, ни системы его учения в посланиях Павла нет.

    С течением времени расхождения между различными вариантами устной традиции становились все значительнее. Шли споры относительно необходимости соблюдения обрядов и норм иудейской религии. Менялись представления о путях спасения. «Страшный суд» отодвигался в неопределенное будущее. Как мы увидим дальше, проблема царства божия (его сущность, «местонахождение», возможность его достижения) станет одной из важнейших теологических проблем, которую будут обсуждать христиане во II в. Непрерывные споры христиан между собой были заметны и их противникам. Так, философ II в. Цельс писал о них: «Вначале их было немного и у них было единомыслие, а размножившись, они распадаются тотчас же и раскалываются: каждый хочет иметь свою собственную фракцию…»

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Дракула автора Стокер Брэм

    Из книги Дракула автора Стокер Брэм

    Из книги История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима автора Бауэр Сьюзен Уайс

    автора

    Дневники и дневниковые записи

    Из книги Афоризмы и мысли об истории автора Ключевский Василий Осипович

    Дневниковые записи 1891-1901 гг. 1891 г.Чит[ал] 19 окт[ября] 1891.Хочет догматизировать и канониз[ировать] свои социалист[ические] или даже просто служебные похоти.Этот зуд общественности - реакция сибаритскому индивидуализму праздного барства как желанье жить на земский счет и

    Из книги Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях автора Забелин Иван Егорович

    1. КРЕСТОПРИВОДНЫЕ ЗАПИСИ По сей записи целуют крест государыни царицы и великие княгини Евдокеи Лукьяновны истобничей и дети боярские и иные царицына чина дворовые люди. Яз имрк целую сей святый и животворящий крест Господень государю своему царю и великому князю

    Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

    Основы христианского учения В христианстве, вобравшем в себя немалое наследие предшествовавших религий и учений, отчетливо ощущаются и доктрины иудаизма, и митраизм с его системой обрядов и культов, и идея умирающего воскресающего божества из древневосточных религий.

    Из книги История Древнего мира [От истоков Цивилизации до падения Рима] автора Бауэр Сьюзен Уайс

    Глава седьмая Первые записи событий Между 3800 и 2400 годами до н. э. шумеры и египтяне начинают пользоваться печатями и знакамиПисьменная история началась около 3000 года до н. э. В начале этого тысячелетия существовали всего две вещи, достаточно важные, чтобы пронестись

    Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

    3. Первые очертания христианского общества От экономики к политике: власть элит в галлии VI века Несомненно, что лишь большие церковные хозяйства и самые богатые земельные собственники собирали в своих руках излишки возрожденного производства, обирая крестьян,

    Из книги Индокитай: Пепел четырех войн (1939-1979 гг.) автора Ильинский Михаил Михайлович

    Записи из дневника. Морские ворота Если, обозначая по суше северные и южные точки Вьетнама, обычно говорят: Каобанг и Камау, то при определении морского побережья республики упоминают другие названия: Монгкай и Хатиен. Между этими населенными пунктами на расстоянии более

    Из книги История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) автора Макарий Митрополит

    Глава III. Первые училища в России и памятники духовного просвещения и учения Равноапостольный князь, как только крестились киевляне, повелевая приводить на крещение людей по всем градам и селам и всюду устроять церкви, вместе с тем повелел «поимати у нарочитое чади дети и

    автора Поснов Михаил Эммануилович

    Борьба Церкви с ересями II и III в. Положительное раскрытие христианского учения. Теперь посмотрим, как раскрывалось церковное сознание и реагировало на только что представленные заблуждения среди отдельных христиан или целых обществ.Первыми христианскими памятниками

    Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

    Глава IV. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (IV-VIII-го

    Из книги Воспоминания о службе автора Шапошников Борис Михайлович

    ПЕРВЫЕ ГОДЫ УЧЕНИЯ Почему же именно Красноуфимское промышленное училище отец выбрал для моего образования? От Петропавловского винокуренного завода до Красноуфимска было свыше 200 километров, железной дороги не существовало, о ней в то время даже и не мечтали. Ближе было

    Из книги Ленинград действует. Книга 3 автора Лукницкий Павел

    Глава пятая Июньские записи Возвращение с передовых - В войсках противника - В госпитале - Крепкие люди - Опять в ДКА - Мой час - Обстановка в городе(Ленинград. 1 июня - 2 июля 1943 г.)Возвращение с передовыхНочь на 1 июня. ДКАС командного пункта полка Никитич, я и капитан

    Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

    Урок по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Первые христиане и их учение»

    Цели: - познакомить учащихся с первыми христианами,

    Выяснить, что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса;

    Выяснить чему учил Иисус Христос людей;

    Оборудование : презентация, компьютер

    Ход урока.

    1. Организационное начало урока.

    2. Проверка домашнего задания:

    устный ответ

    3. Сообщение темы и целей урока.

    (сл. 2) План урока:

    1. Что рассказывали первые Христиане о жизни Иисуса.

    2. Кем были первые христиане.

    3. Вера в различные судьбы людей после смерти.

    (сл. 3) Задание на урок:

    Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?

    4. Изучение нового материала.

    1) рассказ учителя:

    - (сл. 4) Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.


    (сл. 5) Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса . Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия - Иисуса. (сл. 6) Они утверждали, что матерью Иисуса была Мария - бедная жительница палестинского городка Назарета. Отцом же его был еврейский Бог Яхве. (сл. 7 – 8) В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде простые пастухи и мудрецы из далеких восточных стран пришли поклониться божественному младенцу. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества. (сл. 9) Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле - царство добра и справедливости.
    (сл. 10) У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине.

    - (сл. 11) Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.

    - (сл. 12) Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним.

    - (сл. 13 – 14) Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь - распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Иисус воскрес.

    - (сл. 15) Спустя немного времени воскресший Иисус явился ученикам, обещая им вернуться снова для свершения Поучения Иисуса в Нагорной проповеди Божьего суда. Он послал своих учеников разнести его учение по разным странам и народам. Поэтому учеников Иисуса называют (сл. 16) апостолами (в переводе с греческого-«посланцами»).

    Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (что можно перевести с греческого как «избранный Богом»), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки - все те, которым жилось особенно трудно, кто был беззащитен перед жестокостью и произволом римских властей. Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины. Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден и творит добрые дела. (сл. 17) Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни.

    - (сл. 18) Они вынуждены были тайно собираться в заброшенных каменоломнях, на кладбищах и в других укромных местах. Друг другу христиане оказывали помощь, ухаживали за больными и стариками, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне. Христиане выбирали священников, которые руководили их молитвами. Читали вслух евангелия. Так называют записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа. (сл. 19) Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».

    3. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти . Христиане ждали второго пришествия Иисуса, но шли годы, а он не являлся и Царство Божие на земле не наступало. Тогда они прониклись верой в то, что будут вознаграждены за все страдания после смерти. Верующие вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.

    Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, брошенные ему с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его. Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В загробной жизни подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответ богачу был такой:

    «Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.

    Дополнительный материал:

    Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну:

    Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам. Я прошу твоего совета. Дело о христианах, по-моему, заслуживает обсуждения. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям.

    Из ответного письма Траяна Плинию:

    Ты поступил вполне правильно, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.

    Стр. 258, 260 – в синей рамке

    5. Подведение итога урока:

    Вопросы на стр. 261

    6. Домашнее задание:

    Параграф 56, вопросы, термины.