Воображение: понятие и значение в жизни человека. Роль воображения в психической деятельности человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Специальность 010400

Студентка II курса Латышева И.С.

РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Курсовая работа

Научный руководитель - Шубовская С.В.

Череповец

Введение.

Творческой деятельностью называется всякая такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всю человеческую деятельность можно подразделить на 2 основных вида поступков.

1. Первый вид деятельности можно назвать воспроизводящим; или репродуктивным; он бывает связан теснейшим образом с памятью, его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создававшиеся и выработанные приёмы поведения, или воскрешает следы от прежних впечатлений.

2. Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а сознание новых образов или действий, будет принадлежать этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращённым только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией. Обычно под воображением, или фантазией, имеется ввиду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют всё то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьёзного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное научное и техническое творчество. В этом смысле всё, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно

только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и ниши дни. Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека. Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Целью данной работы является изучение психологической литературы по теме «воображение», задачей - показать, что воображение действительно играет огромную роль в жизни человека. Объект исследования - воображение как психический процесс, а предметами являются виды, приёмы создания образов воображения, влияние воображения на жизнь и творчество человека.

Понятие, виды и функции воображения.

1.Понятие воображения.

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. (Цит. по 18, 349). Отличительной

особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий. (Цит. по 34, 123).

Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.» (Цит. по 17). А по мнению К. Маркса: «Паук совершает операции ткача, и пчела перестройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В процессе труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека». (Цит. по 24 , 182).

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». (Цит. по 4, 10).

Существует несколько форм синтезирования образов: 1.агглютинация-«склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, танк-амфибия…);

2.гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами);

3.заострение, подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры);

4.типизация, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

2.Виды воображения.

Воображение может быть четырех основных видов (рис.1):


Рис.1 Основные виды воображения

1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.

3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

4. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

3.Функции воображения и его развитие

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

ств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде. Таким образом, в работе будут освещены следующие моменты: · понятие об ощущениях; · классификация ощущений; · влияние ощущений на психологию деятельности и на познавательные процессы в...

Не отождествляются с психомоторными способностями, т. е. качественными и количественными характеристиками двигательных действий, такими как сила, быстрота, выносливость, координированность. Роль двигательной активности и психомоторики в жизни человека Прежде чем рассматривать вопросы, традиционно относящиеся к психомоторике (двигательные умения и качества), представляется необходимым...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1.1 Воображение как процесс преобразования представлений

2. Виды воображения

2.1 Воссоздающее воображение

3.1 Различия между людьми по степени развития воображения

3.2 Характеристика степени развития воображения

Заключение

Список литературы

Введение

Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и воспроизведением -- хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным -- и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображения. Воображать -- это преображать.

Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое.

Цель данной работы - рассмотреть процесс воображения как основную форму разумной жизни человека.

1. изучить теоретические источники и дать определение воображению;

2. выявить роль воображения в психической деятельности;

3. рассмотреть различные виды воображения;

4. выявить индивидуальные особенности воображения и его развитие.

1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

1.1 Воображение как процесс преобразования представлений

Воображение -- это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения -- объективная реальность.

Воображение -- это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или мысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач.

Доля вымысла всегда присутствует в продуктах воображения. Часть или все элементы, из которых сложен вымысел, взяты из действительности, получены из прошлого опыта, являются результатом преднамеренного анализа множества фактов. Но способность воображения состоит не в анализе, а в своеобразии синтеза данных фактов.

В психологии различают произвольное или непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе -- в сновидениях, так называемых изменных состояниях сознания и т. д.

Функции воображения:

Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;

Регулирования эмоциональных отношений;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

Формирование внутреннего плана человека;

Планирование и программирование деятельности человека.

Формы выражения воображения:

1. Построение образа, средств и конечного результата деятельности.

2. Создание программы поведения в условиях неопределенности ситуации.

3. Создание образов, соответствующих описанию объекта и др.

1.2 Роль воображения в жизни человека

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.

Ценность воображения заключается в том, что оно позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии полной информации, необходимой для мышления. Человеческая фантазия позволяет "перепрыгнуть" через какие-то этапы мышления и представить себе искомый результат.

Можно сделать вывод, что сила воображения -- в возможности успешно действовать при недостатке информации, а слабость -- в том, что по сравнению с мышлением оно не дает точного результата, а чаще всего расплывчатый образ.

2. Виды воображения

2.1 Воссоздающее воображение

Воссоздающее воображение -- один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира.

Главным образом воссоздающее воображение -- это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

2.2 Творческое воображение и мечта

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека -- предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.

Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания лот гики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может "мысленным взором" увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение -- это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи; представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый -- операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -- операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация -- отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация -- первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации -- существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация -- создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Фантазия -- вид воображения, дающий образы малосоответствующие действительности. Однако образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности не существует Грезы -- фантазия, связанная с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Сновидения -- пассивные и непроизвольные формы воображения, в которых находят выражения многие жизненно важные потребности человека. Галлюцинации -- фантастические видения, как правило, результат нарушений психики или болезненных состояний. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

2.3 Активное и пассивное воображение

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные -- пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия -- способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

Агглютинация -- "склеивание" различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

Гиперболизация -- преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

Схематизация -- отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

Типизация -- выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

Заострение -- подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

3. Индивидуальные особенности воображения и его развитие

3.1 Различия между людьми по степени развития воображения

Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.

Прежде всего, для характеристики личности и ее отношения к миру очень показательна степень легкости или трудности, с которой ей вообще дается преобразование данного. Одни до такой степени скованы ситуацией, так подчинены данному, что всякое мысленное преобразование его представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь со своего места, даже представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины. Для других всякая данная ситуация -- это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности, и это опять-таки глубоко показательно для характеристики личности и ее отношения к миру.

Вслед за вопросом о том, насколько данный субъект склонен и способен к преобразованию данного в воображении, существенное значение приобретает вопрос о характере того преобразования действительности, которое характерно для его воображения.

Решающее значение имеет в этом плане соотношение между ролью, которую в воображении данного индивида играет, с одной стороны, эмоциональность или аффективность, а с другой -- критический контроль интеллекта. В зависимости от господства одних или других моментов выделяются различные типы воображения: с одной стороны, субъективное воображение, слабо подчиняющееся критическому контролю мышления, мало считающееся с реальностью, которую оно застилает пленкой фантастики; с другой стороны -- критическое, реалистическое воображение, которое не бесконтрольно подчиняется субъективности чувства и, преобразуя данное, учитывает закономерности и тенденции развития объективной действительности.

3.2 Характеристика степени развития воображения

У разных людей воображение проявляется по преимуществу в различных областях -- у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности -- интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным -- у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого -- в области художественного, у третьего -- в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то "кусочек фантазии", но у каждого фантазия и воображение проявляются по-своему.

Воображение представляет собой опережающее отражение действительности. Но следует заметить, что опережающее отражение действительности, осуществляющееся в рамках воображения, происходит в конкретно-образной форме в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования абстрактными понятиями.

3.3 Этапы развития воображения

Зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображения ребенка. Когда ребенок начинает устанавливать связь между заместителем и обозначаемым предметом, он впервые приобретает возможность представлять себе по рассказу взрослого или картинке вещи, события, действия.

Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Вместе с тем его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и явлениям и вызываемых ими чувств.

В первой половине дошкольного детства, как и в раннем возрасте, преобладает воссоздающее воображение, которое состоит в воссоздании образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, материала, накопившегося в его памяти, и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинах. Однако опыт ребенка беден, уровень понимания еще достаточно низок. Поэтому возникающие образы часто далеки от реальности, содержат смешение самых разнородных элементов, почерпнутых из разных источников. В частности, в них часто смешиваются реальное и сказочное, фантастическое. Взрослым это часто кажется проявлением силы воображения. Но на самом деле -- это проявление недостатка опыта и критичности, неумения отличить возможное от невозможного. Ребенок старается понять, мы же считаем, что он сознательно фантазирует.

Старший дошкольный возраст -- возраст, в котором активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач. Складываются действия воображения -- создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

3.4 Индивидуальный характер развития воображения

Возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее - речь.

На втором году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши. Малыша катают на коленях, делая вид, что роняют. Создать мнимую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые они включают в бытовые процессы. В мнимых ситуациях малыш участвует сначала с помощью реальных действий (бегает, ходит, прыгает), а потом условных, когда, слушает потешку. Взрослый учит сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки. И учит ребенка имитировать действия людей и животных. Постепенно малыш приобретает большую самостоятельность в создании неких ситуаций и включает в них собственную речь.

Такие ситуации интересны для ребенка третьего года жизни, они оказывают положительное влияние на становление его воображения. Но основным в руководстве этим процессом становится обучение детей использованию предметов - заместителей в игре и построению воображаемой ситуации. Для развития замещения надо, чтобы ребенок освоил функцию предмета. Только знакомое действие ребенок переносит в другую ситуацию, в том числе и воображаемую.

Даже уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы - заместители. Расширение представлений об окружающей, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям помогает малышу создать воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является основание продуктивной деятельности, например, умение наделять определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания.

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая, включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значениями в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение. Развитие воображения тесно связана с освоением законов родного языка. Слово делает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствии. А основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в не свойственные им ситуации, наделение не свойственными функциями и соединение разнообразных объектов в новый образ.

Важно научить ребенка формировать различные по степени сложность замыслы и реализовывать их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень. Формирование критичности мышления вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии.

Заключение

Воображение - это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов. Функция воображения - преобразовать результаты прошлого опыта.

Воображение может быть:

Пассивное (непроизвольная трансформация образов);

Активное (формирование, оперирование образами);

Воспроизводящее;

Творческое.

Воображение вместе с мышлением участвует в процессе научного творчества. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействуют ее разрешению.

Творчество - открытие нового - совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания, оно может быть отнесено на счет воображения. Воображение, необходимое для преобразования действительности, формируется в процессе этой деятельности.

Воображение по видам деятельности делиться на:

Конструктивное;

Техническое;

Научное;

Художественное;

Музыкальное;

Живописное.

Список литературы

1. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 1995

2. Петерс В.А. Психология и педагогика. - М.: Велби, Проспект, 2005

3. Психология и педагогика. / Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1999

4. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. - М.: Экзамен, 2004

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2001

Подобные документы

    Характеристика воображения как процесса преобразования представлений, его роль в психической деятельности. Индивидуальные особенности дифференциации воображения, основные этапы его развития. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Общее представление о воображении. Особенности воображения в дошкольном возрасте. Виды и функции воображения дошкольника; этапы развития. Проявление воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2003

    Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации. Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения. Виды воображения. Творческое воображение.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2006

    Феномен воображения как психического и познавательного процесса и необходимого элемента творческой деятельности человека. Виды воображения и их характеристика. Преобладание среднего и низкого уровня развития воображения у глухих и слабослышащих детей.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Специфические функции воображения в жизни человека. Различные формы и виды человеческого воображения, его проявления. Взаимосвязь воображения с творчеством. Периодизация возрастных периодов в психологии, разноречивость в определении возрастных границ.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Понятие воображения как интегрального процесса. Описание воображения как психического процесса. Возрастные особенности развития и формирования воображения. Уровень развития воображения (на материале экспериментального психологического исследования).

    контрольная работа , добавлен 23.02.2010

    Изучение соотношения воссоздающего воображения в вербальном и невербальном плане в среднем дошкольном возрасте. Психологическая характеристика основных видов воображения. Проблема воображения в отечественной и зарубежной психологии. Генезис воображения.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2013

    Понятие воображения, его виды (активное и пассивное). Основные стадии, этапы и уровни его развития в дошкольном возрасте. Семь механизмов продуктивного воображения. Операции моделирования у дошкольников. Проверка уровня развития творческого мышления.

    презентация , добавлен 06.10.2014

    Понятие воображения и когнитивных процессов, их связь с восприятием. Особенности творческого воображения у младших школьников, экспериментальная работа по их исследованию. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения.

    дипломная работа , добавлен 02.05.2015

    Наука о закономерностях развития личности. Специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Оценка особенностей воображения по рисунку. Способы развития воображения. Переживания или мысли человека.

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения- показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,- такова логика творческого воображения.

Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают "полный простор своему воображению". Роль фантазии в науке высоко оценивал и Ленин, считая, что "она нужна не только поэту. Даже в математике она нужна, ведь фантазия есть качество величайшей ценности". Специфическая роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению. воображение творческий фантазия интеллектуальный

Очень ярко роль воображения показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить себе такую ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся условиям. Другими словами, он должен вообразить проведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда "проводил эксперимент" своим воображением перед настоящим опытом, был физик Э. Резерфорд.

Как уже известно, воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество - это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Иногда людям более зрелого возраста трудно представить себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы? различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их показывать. Дети же, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на стеснительность.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность - это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации-все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Талантливые дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками, и достигают они этих результатов гораздо легче. Эти дети отличаются большей чувствительностью к окружающему миру, а в конкретные периоды для них характерна и особо высокая чувствительность. Такие периоды психологи называют "сензитивными". В эти периоды конкретная функция (например, речь или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается, и дети проявляют особые достижения в различных видах деятельности. И если обычный ребенок может испытывать "сензитивный" период для одной функции, то талантливый ребенок демонстрирует "сензитивность" сразу многих функций.

При помощи творчества и воображения, естественно, ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Особый интерес для ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы и другие объекты. В одном исследовании принимало участие 210 детей; и было обнаружено, что 45 из них имели воображаемых компаньонов: из этого числа 21 были единственным ребенком в семье и еще 21 имели только одного родственника каждый. Наблюдатели отмечали, что, хотя у 45-ти детей было много благоприятных возможностей для того, чтобы играть с другими детьми, они не делали этого. Воображаемый компаньон? это создание самого ребенка, он в принципе может наделить его любыми свойствами и заставить персонификацию обращаться с ним так, как сам того пожелает. Следует отметить, что игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает установки родителей, и известен случай с девочкой, которая имела двух воображаемых товарищей? один был наделен всеми добродетелями, как она их понимала, а другой? всеми недостатками, которые она в себе находила. Но необходимо отметить, что психиатры считают такое фантазирование симптомами душевного расстройства; с их точки зрения, такие персонификации создаются, чтобы компенсировать отсутствие теплоты и сердечности в реальной жизни.

В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта - образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане "перебрать" разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

С возрастом большинство из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придумать новую сказку для ребенка. Для сохранения и развития воображения существует целый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогической литературе.

В одной из лабораторий США по созданию искусственного интеллекта перед учеными стояла проблема: как научить машину видеть? Казалось бы, все просто: поставь камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но нет.

Задача была не просто научить "видеть", а сделать так, чтобы робот мог воспринимать не только отдельные объекты, но и целые сцены. Для этого ему необходимо через зрительные органы узнавать огромное количество информации о предмете. Например, его положение по отношению к другим предметам в пространстве, качество его поверхности, его размеры, цветовые характеристики, назначение и т.д.

Все это для машины представляет довольно большие трудности. Например, чтобы видеть относительное положение тел в пространстве нужно обладать стереоскопическим зрением, но эта проблема вполне разрешима. Гораздо важнее и труднее научить машину "понимать" какие-либо ситуации или сцены. Ведь ученые еще не совсем понимают, как этот процесс происходит у человека, чего уж говорить о машине!

Ясна только цель: нужно создать у машины искусственное воображение, и тогда, осмотрев несколько отдельных предметов, она сможет представить ситуацию в целом и проанализировать ее. А значит, можно будет создать и искусственный интеллект.

Ивановская государственная текстильная академия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Выполнила: Серихина И.И.

Спец. 280900

Проверил: ________________

Н. Новгород - 2003

1. Воображение и его роль в познании и практической деятельности человека

1.1 Классификация воображения

1.2 Операции воображения

2.1 Управленческая культура руководителя

2.2 Анализ управленческой деятельности


1. Воображение и его роль в познании и практической деятельности человека

1.1 Классификация воображения

Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основании прошлого опыта.

Воображение – это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.

Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще несуществующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических форм и идеалов.

Классификация воображения основывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание.

ВООБРАЖЕНИЕ

Ведения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.

Грезы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины. Артистическое мышление помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки).

Более активный вариант грез – мечты, как образа желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательно регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.

Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных с другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем больше активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.

Творческое воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, т.е. с творчеством, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, т.к. содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.

1.2 Операции воображения

Для трансформации данных и создания продуктов в воображении, как и мышлении, используются операции –слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.

Слияние – произвольное комбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных разных объектов в одном образе. Особый вид слияния – это агглютинация, при которой соединяются несоединимые в реальности черты.

Гиперболизация повышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-то определенные черты.

Акцентирование связано с намеренным усилием какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этой операции в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, которая становится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являются шаржи и карикатуры.

Другим способом придания дополнительной выразительности образу, является типизация, связанная с обобщением наиболее типичных для данной группы людей черт. Естественно, что полностью игнорируются все специфические личностные качества.

Воображение тесно связано с другими сторонами психики – эмоциями, памятью, мышлением.

Любая сильная эмоция стимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различные опасности, часто существенно их преувеличивая. Чувство неуверенности в себе часто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, упреками в абсолютно нейтральных замещениях и т.д. положительные эмоции, например, ожидаемая радость, также вызывают в воображении разнообразные картины реализации желания.

Однако не только чувства вызывают воображение, но и воображение усиливает переживания.

Не менее тесной является и связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует распространенный стереотип о том, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослого человека. Однако это мнение в корне неверно, т.к. у детей, несмотря на их более гибкую психику и способность быстро откликаться на события, крайне низка продуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания и желания. В своих рассказах дети на стремятся создать что-то, но хотят снизить эмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их не волнуют, и переживания выливаются в традиционный набор фраз и фабул, заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотип отражает только тот факт, что дети чаще делятся своими желаемыми желаниями и страхами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нет опыта этой жизни).

Роль памяти, знаний особенно видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известные человеку, он просто не может себе представить. Воображение заменяет мышление в затруднительных случаях при решении проблемных ситуаций, помогая дополнить недостающие данные воображаемыми.

Творческое воображение, как и творческое мышление, связаны с креативностью, т.е. творчеством, стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности.

Выделяют образную и вербальную креативность, т.е. преимущественную способность создавать новое в образном или словесном (вербально) планах. Первой в онтогенезе проявляется образная креативность, которая до 7-8 лет существенно опережает вербальную у всех детей. Развитие креативности подтверждает сензитивность творческого мышления в схеме, т.к. вербальный план в творчестве, как правило не развивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей и взрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческой деятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоих планах.

Важным моментом является несовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнем мышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровня стимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление (особенно словесно-логическое) может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность на быстрое достижение правильного, но не оригинального, результата. Более тесной является связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этом хорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, но ее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.

2. Функциональный анализ управленческой деятельности (функции руководителя)

2.1 Функции и управленческая культура руководителя

К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят:

· информационно-аналитическую;

· мотивационно-целевую;

· планово-прогностическую;

· организационно-исполнительскую;

· контрольно-диагностическую;

· регулятивно-коррекционную.

Эти функции в управлении предприятием реализуются директором и его заместителями. На качество функционирования предприятия влияет способность всех членов управленческого аппарата выполнять свои функциональные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий.

Функциональные обязанности директора предприятия:

· несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав людей;

· представляет интересы предприятия в государственных и общественных органах;

· создает необходимые условия для организации работы на предприятии;

· проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку кадров предприятия;

· по согласованию с советом предприятия устанавливает надбавки к заработной плате персоналу;

· несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом.

2.2 Управленческая культура руководителя

Управленческая культура руководителя предприятия представляет собой самореализацию личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на создание, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении предприятием.

план

1. Значение воображения в жизни человека

2. Воображение как познавательный психический процесс

3. Образы воображения, приемы их создания

4. Виды и индивидуальное своеобразие воображения

Значение воображения в жизни человека

Воображение - это специфически человеческий познавательный психический процесс, который называют также имажинативний деятельностью. Ее значение в жизни человека раскрывают функции воображения.

Функции воображения

Эвристическая: воображение - обязательный фактор всех видов творчества.

Предсказания: обеспечивает постановку цели деятельности как идеального образа будущего результата. Дом, который человек планирует построить, она сначала рисует в своем воображении.

А в дальнейшем действует в соответствии с этим мысленного образа. Эту особенность называют упреждающим отображением.

Практическая: человек создает мир культуры наряду с существующим миром природы. Каждый предмет культуры является реализованным замыслу человека, аналоги которого в природе отсутствуют.

Познавательная: человек открывает сущность явлений, недостижимых для чувств. Например, в неевклидовой геометрии приходятся утверждения, нельзя проверить на практике, но которые сбываются в воображаемых условиях. Ее основатель - М.К. Лобачевский - назвал свою теорию "воображаемой геометрией».

Эстетическая: конструирование человеком прекрасного, воплощение идей о гармоничности, пропорциональности в произведениях искусства.

Влияние на развитие личности через мечту и идеал, которые обеспечивают постановку жизненных перспектив и является выражением жизнетворчества.

Мечта - образ желаемого будущего. Она побуждает человека к действиям, мобилизует ее усилия.

Идеал - это представление о наивысшее совершенство, вроде, ицо определяет образ действий человека. Является составной частью мировоззрения; организует и направляет деятельность человека.

Воображение как познавательный психический процесс

Чтобы раскрыть сущность воображения, нужно ответить на два вопроса. Во-первых, можно считать воображение самостоятельным психическим процессом, в чем заключается принципиальное отличие воображения, прежде всего, по сравнению с образным мышлением и представлениями памяти? Во-вторых, можно считать воображение познавательным процессом?

Проанализируем первый вопрос. Долгое время психологи отождествляли воображение или образным мышлением, или с представлениями памяти и самостоятельно не изучали (Вольф, Рибо). Дело в том, что традиционное понимание воображения как создание нового четко не разграничивает ее с другими познавательными процессами. Эти же признаки присущи и другим познавательным процессам. Так, формирование образа восприятия - это уже создание нового (А. Леонтьев). Образ памяти тоже превращается со временем (активность хранения).

Чтобы отличить образы воображения от представления, нужно оценить, насколько творческим был процесс построения этих образов; насколько принципиальным является разрыв образа с реальностью. Для воображения свойственно более якраве выявления этих признаков. В представлении человек стремится воссоздать прошлый опыт как можно ближе к реальности. В творческом воображении человек ставит цель создать образ новый, несуществующий в реальности. Даже в воспроизводственный воображении ставится цель построить образ реально существующего, но того, чего не было в прошлом опыте (образ океана, если мы его не видели). Различается воображение от других психических процессов и динамикой своего развития в онтогенезе, как это видно из рис.9.

Рис. 9. Соотношением развития воображения и интеллекта в онтогенезе Условные обозначения: LK - развитие воображения; RO - развитие интеллекта; LR - возрастное развитие.

Как видно из рис. 9, развитие воображения особенно интенсивный на начальных этапах онтогенеза, а затем падает. Развитие интеллекта начинается позже и постепенно нарастает.

А.В. Петровский считает, что специфика воображения по сравнению с мышлением - в разном отображении проблемной ситуации. Если оно четкое, количество неизвестных не превышает возможности мышления для их нахождения, то задача решается на основе законов логики (работа инженера-практика). Ситуация со многими неизвестными, когда мышление неэффективно, решается с помощью воображения (работа инженера-изобретателя).

Некоторые психологи противопоставляют воображение другим познавательным процессам. Ведь последние - это отражение реально существующих явлений, а воображение - создает картины, которые не существуют в действительности. Воображение действительно представляет определенный отход от окружающей реальности, но в ней всегда сохраняется связь с действительностью. Эта связь подтверждается следующими фактами.

1. Новые образы возникают из жизненных впечатлений, элементы образа существуют реально, хотя в других сочетаниях (пегас, сфинкс, кентавр).

2. При создании новых образов учитываются известные закономерности. Благодаря этому образы воображения можно реально воплощать. Например, из 108 идей, описанных в произведениях писателя-фантаста Ж. Верна, нереализованными остаются десять, а с 50 идей, содержащихся в произведениях А. Беляева - три.

3. Благодаря воображению восстанавливаем картины, известные по описаниям: события прошлого, поверхности недосягаемых планет.

4. Через мысленные образы человек выражает свои эмоциональные состояния. С другой стороны, образы воображения вызывают у человека эмоции, сопровождающиеся реальными переживаниями. Так, ребенок по-настоящему боится страшных сказочных героев. Л. Выготский назвал этот факт "законом эмоциональной реальности воображения".

Таким образом, анализ поставленных вопросов приводит к выводу, что воображение - самостоятельный познавательный психический процесс, в котором оказывается активный опережающий характер познания человека.

Воображение - своеобразная форма отражения объективной действительности, психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, образованных в предыдущем опыте. Поэтому образы воображения называют вторичными.