Что такое тбо и что обязательно нужно знать.

Наступил 2016 год, и пора поговорить об уже вступивших в силу изменениях законодательства в сфере вывоза бытовых отходов , которые теперь стали отдельной коммунальной услугой. Рассмотрим, какие проблемы могут возникать на пути реализации этой сферы услуги и как их можно решить.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».

Согласно новому закону, с 1 января 2016 года плата за вывоз твёрдых бытовых отходов перестала входить в состав ставки за содержание общего имущества МКД и выделена как отдельная коммунальная услуга. Эта сфера деятельности теперь будет лицензирована, и у каждого региона появится своя программа её реализации и свой оператор по вывозу ТКО.

Региональная программа

Раньше транспортировкой, вывозом, сбором и утилизацией бытовых отходов занимались разные организации. То есть собирать мусор могла управляющая компания, вывозить отходы - какая-нибудь другая организация, а утилизировать - третья. Весь этот процесс не был сосредоточен в руках одной организации. Теперь решено систематизировать этот процесс и передать в руки одного юридического лица - регионального оператора по вывозу мусора .

  • выбрать регионального оператора по вывозу ТКО;
  • установить предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение мусора, а также определить единую ставку на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ;
  • утвердить региональную программу по обращению с ТКО;
  • разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.

В региональную программу должны входить:

  • целевые показатели;
  • список мероприятий для организации и софинансирования объектов сбора мусора, выявления мест несанкционированного размещения отходов ;
  • сведения об источниках финансирования;
  • другие вопросы.

В территориальную схему обращения с ТКО должны входить данные о:

  • местоположении источников образования ТКО;
  • количестве образующихся отходов с классификацией по видам и степени опасности;
  • целевых показателях;
  • местоположении сбора и накопления мусора;
  • местоположении объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;
  • схеме потоков отходов, включая ТКО.

Возможные проблемы, связанные с обращением с ТКО

С 1 января 2016 года поменялась схема договорных отношений. В соответствии со ст.1 ФЗ №458 региональный оператор должен заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками помещений в МКД . Согласно ст.161 ЖК РФ договор на вывоз мусора является публичным. Поэтому его заключение с региональным оператором является обязательным для управляющих компаний и ТСН.

Так как региональный оператор по вывозу мусора оказывает коммунальную услугу , то он автоматически становится ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, после заключения прямого договора между региональным оператором и собственниками помещений в МКД, в его обязанности будет также входить выставление квитанций и сбор платы за вывоз ТКО.

А это очередная головная боль и дополнительные расходы для данной ресурсоснабжающей организации . Кроме того, как и всем РСО региональному оператору также придётся раскрывать информацию о своей деятельности на Реформе ЖКХ и в ГИС ЖКХ после его вступления в силу с 1 июля 2016 года.

Расставил всё на свои места Высший арбитражный суд. Судья посчитал, что управляющая компания не может быть привлечена к ответственности за ведение деятельности по сбору ТКО без лицензии по нескольким причинам (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 №16692/10).

Во-первых, УК не должны получать лицензию на сбор ТКО, так как это не является осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД . Во-вторых, перемещение работниками УК отходов из мусоропроводов МКД в мусоровозы регионального оператора не является деятельностью по сбору отходов.

Таким образом, в обязанности управляющей компании и товарищества входит только деятельность по накоплению мусора и его временного складирования (на срок не более 6-11 месяцев) в местах, обустроенных для этого по требованию законодательства, для его дальнейшей транспортировки в пункты утилизации и обезвреживания.

Другим проблемным вопросом остаётся установление точки поставки коммунального ресурса, а также определение границ эксплуатационной ответственности для УК и регионального оператора. И хотя всё это закреплено в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года , но на практике зачастую даёт сбой. Законодатель хочет, чтобы каждая сторона этого процесса приняла в обслуживание то, что висит у неё на балансе. Вот тут и начинаются расхождения.

Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги по вывозу ТКО от контейнерной площадки. К ним есть свои требования по содержанию в надлежащем состоянии, которые утверждены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» .

Согласно этим требованиям, мусорные контейнеры должны размещаться на специально оборудованных площадках с бетонным или асфальтовым покрытием. Также они должны быть ограждены бордюром, по периметру которого высажены зеленые насаждения. Обязательно должен быть предусмотрен подъездной путь для автотранспорта, собирающего и вывозящего мусор.

На сегодняшний день пока ещё сбором денег за вывоз мусора занимается управляющая компания или ТСН, которые по инерции обслуживают контейнерные площадки. Но уже сейчас в квитанциях потребителей ЖКУ плата за вывоз ТКО выделяется в отдельную строку коммунальной услуги. Соответственно, эти деньги перестанут попадать в руки управляющей компании. Возникает вопрос, за чей счёт будут обслуживаться контейнерные площадки?

Если опять же обратиться к закону, то там сказано, что за содержание контейнерных площадок ответственность несут физические и юридические лица, а также ИП, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды, управления или другом вещевом праве. Однако, как показывает практика, в большинстве регионов нашей страны контейнерные площадки не принадлежат никому, ни собственникам помещений в МКД, ни муниципалитетам. Как быть в этом случае?

Согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД . Поэтому, прежде всего, необходимо оформить контейнерные площадки в собственность, после чего определить их как общее имущество собственников помещений в МКД. Для оформления нужно иметь сформированный земельный участок. Также понадобится соответствующее решение ОСС (ПП РФ №491 от 13.08.2006

Под твердыми бытовыми отходами (общепринятое – ТБО) подразумевают предметы, которые не утилизируются в быту и не имеют нужных потребителю свойств.

  • кодексы, законы и постановления;
  • правила и нормы – строительные, санитарные, ведомственные;
  • существующие стандарты и технические условия.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Государственная политика в такой отрасли отражена в первую очередь в федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ. Этот закон определяет:

  • права собственности на отходы;
  • классы опасности отходов;
  • компетенцию государства, полномочия ее граждан и власти на местах;
  • нормирование, государственный учет и отчетность;
  • экономическое регулирование;
  • государственный надзор;
  • степень ответственности в случае нарушения законодательства.

Помимо этого, в указанном нормативно-правовом акте закреплено за муниципальной властью право организовывать работу в сфере ТБО. Что еще раз подтверждается другим федеральным законом от 16.09.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последняя редакция от 14.10.2014) №307-ФЗ. Получается, что в компетенцию местных органов власти входит сбор ТБО, сортировка и утилизация.

Законы, регламентирующие утилизацию ТБО

  • Экологические проблемы тесно связаны с проблемами утилизации ТБО. Отсюда наличие в нормативно-правовой базе по ТБО таких федеральных законов:
    от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции
    от 24.11.2014 №361-ФЗ (обязывает соблюдение требований безопасной утилизации ТБО);
  • от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 23.07.2013 №226-ФЗ (регламентирует правила переработки, обезвреживания и захоронения с учетом нанесения наименьшего вреда атмосфере путем выброса в воздух вредных веществ);
  • от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 23.06.2014 №160-ФЗ (регулирует порядок, условия, способ сбора, транспортировку ТБО с точки зрения санитарных норм).

Перечень документов в жилищно-коммунальной области

Законодательная база, которая регулирует деятельность в жилищно-коммунальной сфере , выступает неотъемлемой частью законодательных актов, определяющих деятельность в сфере вывоза ТБО.

Следует отметить такие нормативно-правовые документы:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (редакция от 21.07.2014);
  • закон РФ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (редакция от 04.10.2014);
  • от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (редакция от 01.05.2005);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (редакция от 23 мая.2006);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 28.07.2012);
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.12.2014) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В соответствии с Жилищным кодексом плата за оказание такой услуги, как сбор и , не входит в плату за коммунальные услуги. Она входит в структуру расчета по содержанию и ремонту жилых территорий в многоквартирных домах. Это отражено в постановлениях правительства России от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 27.08.2012) и от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (редакция от 26.03.2014).

Другие документы

Помимо перечисленных законодательных актов существует еще множество методических рекомендаций (например, методические рекомендации по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов), санитарных норм (например, СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест») и технических условий (типа «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» от 2003 года), определяющих политику нашего государства в сфере ТБО.

Класс опасности

Работа, связанная с накоплением отходов І–V категории опасности, а также работа, связанная со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов V категории опасности, не требует лицензирования.
Если отходы перемещаются с помощью транспортных средств, то это не подлежит лицензированию. При наличии у компании договора, который заключен с третьим лицом, на размещение отходов на полигоне лицензия не нужна (сбор и перемещение освобождены от лицензирования).
Однако мусор, который образуется в связи с жизнедеятельностью человека, в России не сортируется и зачастую относится к ІV–V классу опасности. Иногда трудно определить класс вывозимых ТБО.

Поэтому для сбора, перевозки, хранения, и обезвреживания требуется лицензия. Выделяют лицензии на:

  • вывоз;
  • транспортировку;
  • утилизацию;
  • сбор;
  • полигон;
  • обеззараживание.

Лицензирование

Закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 14.10.2014 №307-ФЗ требует наличия лицензии, когда осуществляется деятельность по накоплению, утилизации и использованию отходов І–ІV категории опасности.

Орган, выдающий лицензии представлен, федеральной службой, осуществляющей надзор в области природопользования. Действие разрешения бессрочное. Оформляется в течение 2,5–3 месяцев. Лицензию получают специализированные предприятия, у которых есть соответствующая техническая база, возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических и других нормативных требований. Чаще всего для получения бумаги обращаются в компании, которые занимаются сбором и представлением документов в необходимые инстанции.

Существует российские классификаторы экономической деятельности ОКВЭД (код на этот вид деятельности 90.00.2) и ОКПД (код для вывоза ТБО 93 190) , которые были обновлены в сентябре 2014 года.

Учет

Существует три группы потребителей: население, бюджетные и прочие.

Каждой группе соответствует своя система образования тарифов. Для каждого человека тарифы устанавливаются согласно нормам накопления ТБО. Тарифы разрабатываются в органах местного самоуправления и меняются только после прохождения специальной экспертизы.
Эта отрасль требует совершенствования.

Существует методика расчета тарифов на 1 м3, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов, от марки автомобиля на котором их вывозят. В качестве исходной калькуляции затрат выступают себестоимость работ и получаемая прибыль. Себестоимость включает в себя:

  • сбор и выгрузку отходов;
  • доставку ТБО до мест обезвреживания;
  • заезды в дома для сбора ТБО;
  • нулевые пробеги.

Зачастую проблемы в организации учета источников влекут за собой превышение объемов ТБО. В результате – наличие огромного количества несанкционированных свалок по всей стране. Подсчитано, что один представитель человечества за 365 дней может производить мусора около трехсот килограммов.

В настоящее время этот хлам содержит много пластика, пластмассы, использованную технику. Это все имеет длительный период распада, что, соответственно, сильно загрязняет окружающую среду. Множество вопросов, связанных с утилизацией мусора, стоят очень остро и затрагивают многие сферы нашей жизни.

Многие из нас часто сталкиваются с незнанием того, что означает тот или иной термин, при этом наше любопытство бесконечно. Каждый взрослый человек должен знать, что такое «ТБО», ведь с этим понятием связаны наши платежи, определенные требования закона и СанПиНа, а также множество экологических проблем, виной которым является человечество.

Расшифровка аббревиатуры «ТБО» – твердые бытовые отходы. ТБО – это уже использованные и ненужные человеку предметы, которые он выбрасывает в мусорные контейнеры или транспортирует в специально обозначенные зоны. При этом ТБО принято делить на органическую составляющую (еда) и бытовой мусор (например, стекло, пластмасса и др.). Из всех видов отходов ТБО составляют 25%, причем количество выбрасываемого бытового мусора каждый год неуклонно увеличивается, что превращается во все более серьезную экологическую проблему.

В нашей стране уже накоплено более 35 миллиардов тонн твердых отходов, занимающих 4 миллиона гектаров площади Российской Федерации.

Классификация твердых бытовых отходов

На данный момент выделяется несколько типологий классификации мусора. Так, отходы разделяют по составу, длительности использования и степени опасности для природы и человека.

По морфологическому составу ТБО выделяют:

  • органические отходы;
  • резину;
  • кожу;
  • стекло;
  • текстиль;
  • древесину;
  • металлы;
  • пластик;
  • бумагу и картон.

По длительности использования:

  • кратковременные (бумага, одежда и пр.);
  • длительного пользования (техника, электроника, шины и др.).

Разделение ТБО на классы опасности разберем подробнее, так как от присвоенной степени зависит модель экологического поведения общества.

Классы опасности ТБО

Как и любой продукт жизнедеятельности человека, бытовые отходы могут представлять опасность для жизни людей или быть абсолютно безвредными.

В составе ТБО встречаются отходы, относящиеся к одному из пяти классов опасности:

  1. I класс – материалы, которые могут принести колоссальный вред людям и природе. Окружающая среда не может восстановиться после концентрирования токсичных соединений опасного мусора. К этому классу относятся различные материалы, содержащие ртуть ( , и т.д.).
  2. II класс – предметы, которые также крайне негативно влияют на природную среду, однако она может в дальнейшем медленно восстановиться (от 30 лет и более), если вовремя принять меры по ликвидации отрицательного воздействия отходов. К данному классу относятся машинные , и пр.
  3. III класс – материалы, которые причиняют вред окружающей среде, но при этом природа способна «залечить раны» за временной промежуток в пределах одного десятилетия. К этому классу опасности относится : цемент, ацетон, краски, металлосодержащая продукция.
  4. IV класс – почти безвредные для человека и окружающей среды отходы. Загрязненная таким мусором природа может полностью восстановиться за 3 года. Данный класс составляют такие ТБО, как бумага, дерево, пластик и пр.
  5. V класс – материалы, безвредные и для природного окружения, и для человека. К этому классу относят пищевые отходы, посуду, керамику и т.д.

Классы опасности отходов определяются на основании паспорта – документа, в соответствии с которым оценивается угроза мусора для окружающей среды и человека. Посмотреть, к какому классу по степени опасности относится тот или иной вид ТБО, можно в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО).

Оборудование для работы с ТБО

Основным оборудованием для переработки мусора на заводах ТБО являются:


Названное оборудование может быть как стационарным (неподвижным), так и мобильным (передвигающимся). Выбор между этими 2 формами зависит от стратегии и целей предприятия. При этом существуют дополнительные орудия, помогающие утилизации. К ним относятся тягачи, доставляющие груз, печи, в которых мусор сжигается, омыватели и сушилки, измельчители макулатуры, разрыватели пакетов и др.

Что гласит СанПиН и закон о ТБО?

Санитарные правила и нормы регламентируют принципы обращения с утильсырьем (СанПиН по ТБО). Они включают несколько пунктов:

  1. Мусор должен храниться строго определенное время. Так, зимой срок его хранения может быть не больше 3 суток, а летом – не более суток.
  2. Сбор утильсырья должен производиться в металлические контейнеры.
  3. Диапазон, в котором должны быть установлены контейнеры, составляет от 20 до 100 метров от жилого комплекса.
  4. Летом контейнерные шкафы должны промываться минимум один раз за 10 суток.
  5. Не допускается забирать мусор из сборных пунктов, чтобы использовать его как вторичное сырье.
  6. Новые жилые комплексы, которые имеют 5 и более этажей, должны быть оборудованы мусоропроводами, причем они обязаны соответствовать строительным нормам класса 8-72.
  7. Вывоз мусора из контейнеров осуществляется 1 раз в неделю. За это ответственен орган, следящий за жилым комплексом (управляющая компания или ТСЖ).

За несоблюдение любого из этих пунктов СанПиН на нарушителей накладывается штраф.

В РФ существует отдельный федеральный закон о ТБО, освещающий правовые стороны вопроса об обращении с отходами (ФЗ №89 от 24.06.1997 «Об отходах производства и потребления»). В нем прописаны классы опасности мусора, права и обязанности государства и граждан в области экологии, ответственность за нарушение закона. Также в документе говорится об обязательном получении лицензии на осуществление деятельности, связанной с опасными ТБО.

Последняя редакция закона от 28. 12. 2016 внесла некоторые изменения в правила обращения с ТБО. Так, вывоз мусора стал коммунальной услугой. Сейчас исполнительная власть обязана проводить тендер, на котором будет выбран единый оператор по работе с твердыми коммунальными отходами (ТКО), называющийся теперь «единой городской службой ТКО». В каждом регионе власть выбирает регионального оператора – юридическое лицо, которое единолично будет распоряжаться делами по утильсырью. Между исполнительными органами и оператором заключается договор, где прописываются обязанности сторон и формы контроля над деятельностью ответственного за обращение с ТКО лица. С введением термина «ТКО» изменилась и система расчета платежа за вывоз мусора: теперь он исчисляется по количеству проживающих в квартире людей.

Обратите внимание! ТКО и ТБО отныне являются синонимами.

Кроме того, сферу обращения с ТБО регламентируют ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» (затрагиваются вопросы утилизации), ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (рассказывает о правилах уничтожения, переработки и захоронения отходов), ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (определяет механизм сбора ТКО, условия, при которых это происходит, правила транспортировки).

Лицензия

Лицензия для ведения деятельности, связанной с отходами, предполагается законом РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», последняя редакция которого была 14.10.2014 №307-ФЗ. Оформление лицензий ТБО, как правило, занимает не менее 2 месяцев, для ускорения процесса ее получения необходимо соблюдение нескольких базовых параметров: наличие необходимой техники, следование нормам СанПиНа. Чтобы было удобнее отслеживать и контролировать подобные занятия, в РФ разработаны классификаторы экономической деятельности (ОКВЭД под кодом 90.00.2 для деятельности по сбору твердых отходов) и общероссийский классификатор продукции по видам деятельности (ОКПД 93 190).

Требования к транспорту для сбора ТБО

СанПиН также устанавливают определенные ограничения для сбора и перевозки мусора, которые выражаются в различных видах автомобилей под неоднородный состав ТБО.

  1. В документе указывается, что если контейнер-сборник постоянный, то его должен забирать кузовной собирающий мусоровоз с механической загрузкой/разгрузкой, а если он сменяемый, то должен быть автомобиль с водонепроницаемым контейнером с крышкой. При этом, если контейнер сменный, то перевозчики обязаны чистить и обрабатывать его хотя бы один раз за 10 дней.
  2. Прессованный мусор перевозится транспортными мусоровозами.
  3. Перевозка ТБО при помощи водного транспорта проводится в особых непромокающих емкостях.
  4. Биологические отходы вывозятся кузовными собирающими мусоровозами, причем они должны быть помещены в одноразовую не проницаемую для воды тару.
  5. Запрещено пользоваться транспортом, предназначенным для перевозки биоотходов, в других целях (например, для доставки токсичного утильсырья).
  6. Пищевые останки для кормления домашних животных доставляются в многоразовой таре.
  7. Твердые токсичные отходы вывозятся в контейнерах, емкостях из пластика или пакетах из полиэтилена, а жидкие или пастообразные остатки доставляются в вакуумных машинах.

Как устроены свалки ТБО?

Наибольшее распространение в России приобрело захоронение ТБО. Некоторые эксперты утверждают, что практически 95% отходов ликвидируется таким образом. Как это происходит? Свалки ТБО и полигоны являются по своей сути определенными котлованами или низинами, оврагами и карьерами. Как правило, они располагаются за пределами населенных пунктов.

На свалках введена система талонов. Когда заказчик и исполнитель договариваются об акте приема-передачи мусора, выдается определенная бумага, в которой указывается марка транспортного средства, забирающего мусор, его государственный знак, вид отхода и его вес. Талоны также подразделяются на несколько категорий в зависимости от вида мусора. Так, выделяют талоны на захоронение:

  • твердых отходов;
  • мусора крупного размера;
  • стройотходов;
  • грунта;
  • засоренного грунта.

Для удобства организации сбора мусора работают биржи, на которых компания или человек может разместить информацию о том, что они отдают утильсырье. Там же можно найти контрагента по этой сделке, посмотреть фирмы, которые предоставляют услуги по вывозу или утилизации ТБО. Биржи представляют собой удобную площадку для координирования усилий людей по природоохранной деятельности.

Экономически развитые государства стараются уменьшить количество бытовых отходов, вывозимых на свалки. Эти страны делают упор на и дальнейшее использование на благо своего населения. На данный момент самым эффективным способом переработки является термический, позволяющий снизить в 10 раз объем ТБО, который поступает на свалки. Сегодня процентное соотношение сжигаемых ТКО к не сжигаемым в РФ составляет 2%, в то время как, например, в Дании эта цифра достигает 80%.

Самым передовым методом сжигания является плазменная обработка, которая позволяет переработать мусор в электроэнергию и дизельное топливо Плазменная обработка ТБО является инновационной технологией в данной сфере.

Рано или поздно каждую свалку ТБО приходится закрывать, когда на ней набирается максимально допустимое количество отходов. Соответственно, земли, которые были ими заняты, приходится рекультивировать (заново вводить в использование). Такая операция должна изначально вноситься в план постройки полигона, чтобы потом дополнительно не изымать средства откуда-либо еще. Можно сказать, что рекультивация – это работа, которая направлена на возрождение значимости, ценности занятых ранее территорий.

Повторное введение участков в использование проходит в 2 этапа: технический и биологический. Техническая ступень включает в себя фильтрацию и переработку биологического газа, сбор и обезвреживание фильтрата и стоковых вод, производство защищающего экрана. Биологический этап состоит из агротехнических мероприятий (посев растений, забор газа со свалки), которые способствуют восстановлению нарушенных земель.

Помимо того, что заново облагораживается территория, образующийся на полигоне свалочный газ можно использовать для получения дополнительной энергии. Здесь применяется специальная техника — скрубберы, которые являются газоочистительными аппаратами (некоторые промывают газ водой). На этой методике основано несколько иностранных технологий рекультивации свалок ТБО. Однако свалочный газ состоит из большого количества углекислого газа, который не особо энергоэффективен, поэтому его дополнительно обогащают (увеличивают количество метана до предела), что позволяет тут же использовать полученную смесь для газовых сетей городов и деревень.

Рекомендуем посмотреть видео о том, как происходит переработка ТБО на Ярославском заводе. Помогать разбираться в этом вопросе вам будет легендарный вратарь футбольного клуба Манчестер «Юнайтед» Петер Шмейхель.

Мы разобрались, что такое ТБО и почему технологии их транспортировки и переработки так важны в современных условиях. Грамотная экологическая политика позволяет минимизировать риски нанесения вреда природе, что благотворно сказывается и на самом человеке.

В настоящее время проводится большая нормативная работа в сфере обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами. Ниже приведены некоторые нормативные акты, регламентирующие этот вид деятельности и применяемые на практике.

Наименование и реквизиты НПА

Сфера применения

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 269

утверждает правила определения региональными органами нормативов накопления ТКО

Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881

устанавливает правила проведения властями субъектов РФ конкурса для выбора регионального оператора, который возьмет на себя обязанность и ответственность за вывоз ТБО

Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484

определяет систему, принципы и методы регулирования тарифов на услуги по обращению с ТКО, на которые должны ориентироваться органы исполнительной власти субъектов РФ

Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572

упорядочивает уборку мест погрузки отходов

Постановление Правительства РФ от 18.10.2018 № 1245

вводит квоту на количество малых и средних предприятий среди региональных операторов ТКО (15 %)

Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р

утверждает перечень отходов с полезными компонентами, в отношении которых нельзя проводить захоронение

Указывается ли вывоз ТБО в квитанции

Самым главным изменением для потребителей в сфере обращения с отходами является то, что с 2018 — 2019 года вывоз ТБО стал самостоятельным видом коммунальных услуг. До этого сбор и вывоз твердых отходов входил в содержание общедомового имущества, но с 2018 — 2019 года по этой графе оплачивается сбор и транспортировка только жидких БО (подп. «д» п. 11 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Вывод! Таким образом, в квитанции, выставляемой к оплате жильцам многоквартирного или собственного дома, появилась новая графа — вывоз ТБО. Об этом же говорится и в письме Минстроя России от 22.02.2017 № 5554-АТ/04.

Размер платы за данный вид услуг рассчитывается по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — правила № 354).

Оформление вывоза и утилизации твердых бытовых отходов в 2018 — 2019 году

Согласно п. 148 (1) правил № 354 предоставление услуг по обращению с ТКО осуществляется по договору возмездного оказания услуг. Его особенности состоят в следующем:

  1. Договор заключается между региональным оператором и жильцами МКД / частного сектора (ЧС), управляющими жильем субъектами права (управляющей организацией, ТСЖ), предпринимателями и юрлицами, осуществляющими свою деятельность в помещениях ЧС и МКД. Об обязанности последних оформлять договоры см. Письмо Росприроды России от 29.11.2018 № 12-50/09872-ОГ.
  2. Услуги по вывозу и утилизации ТБО, их захоронению оплачивают и собственники нежилых помещений (кроме владельцев машиномест в МКД).
  3. Договор заключается в письменном виде или путем совершения конклюдентных действий.
  4. Договор может быть заключен на срок присвоения организации статуса регионального оператора (от 10 лет) или меньше. Если мусоровывозящая компания утратила указанный статус, то договор автоматически перезаключается с ее правопреемником.
  5. Согласно п. 39 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — правила № 1156), договор на утилизацию ТКО можно заключать не только с региональным оператором, но и с имеющими такую лицензию ИП и организациями.

Обратите внимание! Форма типового договора содержится в правилах № 1156.

Код услуги «вывоз мусора» по ОКВЭД, ОКПД2

ОКПД2 был введен приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14 и заменил собой ОКПД, ОКУН и ОКП. Тем же приказом № 14 был введен ОКВЭД2 — вместо ОКВЭД 2001 и 2007 годов.

Между этими классификаторами - ОКПД2 и ОКВЭД2 - имеются определенные различия:

Объект классификатора

вид продукции

вид деятельности

Способ присвоения кодировки

самостоятельно самим хозяйствующим субъектом

регистрирующим органом посредством фиксации в общедоступном реестре

Сфера применения

используется при размещении госзаказов, обеспечении системы государственной контрактации

используется для кодирования информации в информационной системе ЕГРЮЛ

При этом все указанные коды используются для разработки нормативных актов, регулирующих ту или иную экономическую деятельность, подготовки статистической информации на международном уровне и т.д.

Обратите внимание! Услуга «вывоз ТБО» по ОКПД2 входит в группировку 38, вывоз ТБО по ОКВЭД также находится в группировке 38.

При этом формулировка «вывоз мусора» или «вывоз ТБО» в ОКПД2 и ОКВЭД отсутствует, вместо нее применяется термин «удаление отходов».

Отсутствует в кодировках и формулировка «прием ТБО», вместо нее используется понятие «сбор отходов».

Коды ОКПД2 для проведения госзакупки на услугу по сбору (приему) и вывозу ТБО

Органы исполнительной и муниципальной власти при необходимости проводят тендер на заключение контракта на сбор и вывоз ТБО с ИП или организацией, имеющей соответствующую лицензию. С 01.01.2018 тендеры на заключение договоров о сборе и транспортировке ТКО находятся в ведении региональных операторов (торги осуществляются по правилам Закона № № 44-ФЗ).

Обратите внимание! В аукционной документации кроме основных сведений о требованиях к участникам, списку необходимых документов и т.д., в том числе указывается код ОКПД2 услуги, которую закупает организатор госзакупки:

  • для услуги по вывозу ТБО используется код ОКПД2 38.11.11 «Cбор неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования: картона, бумаги, пластмассы и т. п.»;
  • если нужно собрать и увезти мусор, непригодный для повторного использования, то по ОКПД2 вывоз мусора ТБО будет обозначаться кодом 38.11.21;
  • если нужно обработать мусор, утилизировать его, то берутся коды из раздела 38.2.

Обратите внимание! Классификатор содержит коды и для отдельных видов отходов. Например, отходы стекла обозначаются кодом 38.11.51. А вывоз твердых бытовых медицинских и прочих опасных биологических отходов обозначен кодом 38.12.11.

Вывод! Таким образом, коды ОКПД2 для вывоза ТБО в 2018 - 2019 году остались прежними, но в самом классификаторе появились новые услуги. Например, услуги по обращению с отработавшим ядерным топливом (код 38.22.11.100).

Вывоз твердых бытовых отходов стал одной из коммунальных услуг. Это связано с меняющимся экологическим законодательством: государство стало принимать меры по сокращению объемов ТКО и их переработке.

Классическая организация вывоза отходов компаний и крупных объектов – это комплексная работа. У коммунальной службы должны быть технические возможности, транспорт и персонал, чтобы обслуживать крупные объекты. При работе с организациями приходится своевременно доставлять и вывозить емкости, содержать парк машин, спецтехники и контейнеров, собственный штат рабочих для повседневного вывоза и резерв на случай резкого увеличения объема отходов.

Компания «Грэта 2000» предлагает обслуживание на высоком уровне. Возможна организация вывоза мусора контейнерами разного объема и подбор дополнительных услуг таким образом, что отправка отходов становится незначительной частью жизни компании, происходит автоматически и никогда больше не доставляет хлопот.

Емкости для вывоза мусора

Модели контейнеров подбирают в зависимости от типа отходов, объемов хлама, графика – в вывозе могут участвовать одинаковые или разные по объему конструкции. Выберите одну или несколько моделей контейнеров, которые удовлетворят вашу потребность в мусорных баках:

  • Емкость 0,8 м3. Компактный вариант для сбора ТБО и пищевых отходов. Предоставляются модели на колесах, с крышками, они не портят облик заднего двора учреждения и открытой контейнерной площадки. При необходимости баки перекатываются с места на место для ускорения сбора отходов или навстречу мусоровозу.
  • Бак 1,1 м3. Увеличенный вариант для бытовых отходов. В него влезает на 0,3 кубометра мусора больше. Обе модели подходят организациям для ежедневного вывоза отходов и обслуживаются мусоровозом, который выгружает содержимое в кузов и оставляет баки на площадке.
  • Бункер 8 м3. Удобная модель для организованного сбора и вывоза строительных и крупногабаритных отходов объемом до 8 кубометров. Конструкция подходит для ручной загрузки (передний край выполнен ниже остальных). Грузоподъемность модели 5,5 тонны – очень прилично для такой компактной модели.
  • Контейнер 20 м3. Конструкция в виде вагона без верха. Борт высотой от 1,6 метра все еще позволяет грузить отходы вручную, но обычно такие модели работают в паре с фронтальным погрузчиком. Второй вариант загрузки всех моделей «вагонного» типа – контейнеры используются для сбора отходов в мешках или коробках, которые грузчики заносят через распашные двери на торце. Стандартная грузоподъемность модели – в одном ящике вывозится до 12 тонн хлама.
  • Вагон 27 м3. Тара дает заказчику 7 дополнительных кубометров. При этом борта поднялись почти до двух метров по сравнению с емкостью 20 м3, то есть мусор в модель грузят только с помощью фронтального погрузчика. Вагон позволяет вывезти до 15 тонн мусорного груза на свалку.
  • Контейнер 36 м3 – самый крупный вариант мусорного контейнера компании «Грэта 2000». Длина кузова увеличилась до 7,5 метров, теперь внутрь можно складывать целые деревья, части конструкций, столбы и любые крупногабаритные предметы. Размеры и объем контейнера позволяют забыть об экономии места и быстро заполнять емкость, не тратя время на демонтаж, распиливание и прочую подготовку к вывозу отходов.

Большие емкости перевозятся на бункеровозах или грузовиках с системой мультилифт, то есть загружаются на шасси без помощи спецтехники. Объемы и грузоподъемность контейнеров иногда отличаются от стандартных – за счет дополнительных ребер жесткости и доработки конструкции ящики становятся прочнее и помогают заниматься вывозом более тяжелых грузов.

Цена на вывоз мусора разными контейнерами

*Контейнеры 0,8 м3 и 1,1 м3 вывозим только в пределах МКАД при заключении договора на вывоз от 3-х раз в неделю

0,8 м3* от 650 руб.

Введите свой номер телефона

1,1 м3* от 750 руб.

Введите свой номер телефона

8 м3 от 7 000 руб.

Введите свой номер телефона

Наши менеджеры:

  • Подскажут, какой контейнер выбрать?
  • Посоветуют, как сэкономить на объемах
  • Согласуют время вывоза

20 м3 от 18 000 руб.

Введите свой номер телефона

27 м3 от 21 000 руб.

Введите свой номер телефона

36 м3 от 30 000 руб.

Введите свой номер телефона

Разовый вывоз мусора в Москве

Обычно коммунальщиков Москвы вызывают отдельно, чтобы вывезти большую кучу отходов. Услуга требуется после (или во время) масштабных работ: уборки в здании или на территории, реконструкции, перепланировки, изменения ландшафта, строительства или сноса построек.

Для отправки используют емкости от 8 кубометров. Отходы складывают в один бак нужного объема или вывозят мусор несколькими рейсами. Такая организация вывоза отходов позволяет одним махом избавиться от кучи ненужного хлама, убрать территорию, оперативно вывезти снег.

Именно в этот формат работы с компаниями включаются дополнительные услуги – уборка территории организаций, заполнение тары крупногабаритными и строительными отходами, участие в сборе и погрузочных работах трактора и спецтехники. Компания «Грэта 2000» предлагает помощь техникой и рабочими в борьбе с большими объемами мусора.

Разовый вывоз мусора часто практикуется при регулярном обслуживании баками 0,8 или 1,1 м3, когда компания не производит много мусора в стандартном режиме. В этом случае компаниям не требуется постоянный контейнер для крупногабаритного и строительного мусора – хватает разовой отправки. Организовать сбор, погрузку и вывоз можно за 5-10 минут.

Организация вывоза мусора по мере наполнения контейнера

Такой формат работы коммунальной службы позволяет регулировать вывоз. Мусор складывается постепенно и оплачивается отправка только полных баков. Мы устанавливаем контейнеры на участке и ждем звонка – техника выезжает по первому требованию и оставляет заказчику пустую тару для следующей партии отходов.

Вариант работает со всеми типами емкостей – от 0,8 м3 до 36 м3. Единственное исключение – пищевые отходы. Если в мусор попадают скоропортящиеся продукты, следует вывозить их регулярно, пока содержимое не начало портиться.

Организация вывоза отходов по графику

Регулярное обслуживание – вариант вывоза отходов предприятий без участия персонала заказчика. На территории появляются мусорные баки, за которыми время от времени приезжает машина. Это удобно, можно выбрать удобную периодичность, подходящую емкость и передать заботу о мусоре профессионалам.

Стандартная схема работы с жилыми многоквартирными домами, хозяйственными зданиями, предприятиями, торговыми центрами – ежедневная отправка смешанных бытовых отходов. В них может оказаться макулатура, пищевые продукты, упаковочные материалы – все что угодно, ведь сбором и сортировкой не занимаются специальные службы. Рекомендуется вывозить такой груз, пока не появился неприятный запах.

Смешанный вариант вывоза

Каждая организация найдет в «Грэта 2000» индивидуальный, удобный и недорогой вариант раздельного вывоза мусора. Обычно мы рекомендуем бытовые отходы складывать в малые баки и отправлять ежедневно. Контейнеры объемом 8, 20, 27 и 36 м3 заполнять строительным и крупногабаритным мусором и вывозить по мере накопления отходов. При этом заказчику не обязательно следить за баками – сотрудники сами сообщают коллегам, что пора приезжать за полным контейнером.

Организация вывоза мусора крупных компаний зависит от типа отходов, объема и пожеланий заказчика. Звоните, подберем удобный вариант, который поможет сэкономить средства на отправке отходов.

Цена вывоза мусора для организации

Для проведения разового вывоза цена зависит от расположения объекта, объема груза и списка дополнительных услуг. В этом случае стоимость рассчитывается простым сложением расценок.

Как заказать вывоз мусора

Оставьте контакты на сайте или позвоните менеджеру. При работе с организациями мы заключаем договор на обслуживание, подписываем официальный документ. У компании «Грэта 2000» есть все необходимые разрешения, которые можно предъявить во время проверок. Мы работаем официально. Вывозим мусор только на действующие полигоны. Проведение работ идет по правилам, законно и не вызывает дополнительных вопросов у санитарных, пожарных и любых других органов контроля, которые могут проверить организацию удаления мусора.

Позвоните, уточните расценки, укажите свои требования и условия. Доверьте работу с мусором профессионалам – позвольте нам заняться организацией вывоза отходов и отправки мусора и уборка отходов станет примером грамотного построения рабочего процесса.