Порядок организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Кто выдает лицензию на вывоз мусора, и что нужно для ее оформления

Классическая организация вывоза отходов компаний и крупных объектов – это комплексная работа. У коммунальной службы должны быть технические возможности, транспорт и персонал, чтобы обслуживать крупные объекты. При работе с организациями приходится своевременно доставлять и вывозить емкости, содержать парк машин, спецтехники и контейнеров, собственный штат рабочих для повседневного вывоза и резерв на случай резкого увеличения объема отходов.

Компания «Грэта 2000» предлагает обслуживание на высоком уровне. Возможна организация вывоза мусора контейнерами разного объема и подбор дополнительных услуг таким образом, что отправка отходов становится незначительной частью жизни компании, происходит автоматически и никогда больше не доставляет хлопот.

Емкости для вывоза мусора

Модели контейнеров подбирают в зависимости от типа отходов, объемов хлама, графика – в вывозе могут участвовать одинаковые или разные по объему конструкции. Выберите одну или несколько моделей контейнеров, которые удовлетворят вашу потребность в мусорных баках:

  • Емкость 0,8 м3. Компактный вариант для сбора ТБО и пищевых отходов. Предоставляются модели на колесах, с крышками, они не портят облик заднего двора учреждения и открытой контейнерной площадки. При необходимости баки перекатываются с места на место для ускорения сбора отходов или навстречу мусоровозу.
  • Бак 1,1 м3. Увеличенный вариант для бытовых отходов. В него влезает на 0,3 кубометра мусора больше. Обе модели подходят организациям для ежедневного вывоза отходов и обслуживаются мусоровозом, который выгружает содержимое в кузов и оставляет баки на площадке.
  • Бункер 8 м3. Удобная модель для организованного сбора и вывоза строительных и крупногабаритных отходов объемом до 8 кубометров. Конструкция подходит для ручной загрузки (передний край выполнен ниже остальных). Грузоподъемность модели 5,5 тонны – очень прилично для такой компактной модели.
  • Контейнер 20 м3. Конструкция в виде вагона без верха. Борт высотой от 1,6 метра все еще позволяет грузить отходы вручную, но обычно такие модели работают в паре с фронтальным погрузчиком. Второй вариант загрузки всех моделей «вагонного» типа – контейнеры используются для сбора отходов в мешках или коробках, которые грузчики заносят через распашные двери на торце. Стандартная грузоподъемность модели – в одном ящике вывозится до 12 тонн хлама.
  • Вагон 27 м3. Тара дает заказчику 7 дополнительных кубометров. При этом борта поднялись почти до двух метров по сравнению с емкостью 20 м3, то есть мусор в модель грузят только с помощью фронтального погрузчика. Вагон позволяет вывезти до 15 тонн мусорного груза на свалку.
  • Контейнер 36 м3 – самый крупный вариант мусорного контейнера компании «Грэта 2000». Длина кузова увеличилась до 7,5 метров, теперь внутрь можно складывать целые деревья, части конструкций, столбы и любые крупногабаритные предметы. Размеры и объем контейнера позволяют забыть об экономии места и быстро заполнять емкость, не тратя время на демонтаж, распиливание и прочую подготовку к вывозу отходов.

Большие емкости перевозятся на бункеровозах или грузовиках с системой мультилифт, то есть загружаются на шасси без помощи спецтехники. Объемы и грузоподъемность контейнеров иногда отличаются от стандартных – за счет дополнительных ребер жесткости и доработки конструкции ящики становятся прочнее и помогают заниматься вывозом более тяжелых грузов.

Цена на вывоз мусора разными контейнерами

*Контейнеры 0,8 м3 и 1,1 м3 вывозим только в пределах МКАД при заключении договора на вывоз от 3-х раз в неделю

0,8 м3* от 650 руб.

Введите свой номер телефона

1,1 м3* от 750 руб.

Введите свой номер телефона

8 м3 от 7 000 руб.

Введите свой номер телефона

Наши менеджеры:

  • Подскажут, какой контейнер выбрать?
  • Посоветуют, как сэкономить на объемах
  • Согласуют время вывоза

20 м3 от 18 000 руб.

Введите свой номер телефона

27 м3 от 21 000 руб.

Введите свой номер телефона

36 м3 от 30 000 руб.

Введите свой номер телефона

Разовый вывоз мусора в Москве

Обычно коммунальщиков Москвы вызывают отдельно, чтобы вывезти большую кучу отходов. Услуга требуется после (или во время) масштабных работ: уборки в здании или на территории, реконструкции, перепланировки, изменения ландшафта, строительства или сноса построек.

Для отправки используют емкости от 8 кубометров. Отходы складывают в один бак нужного объема или вывозят мусор несколькими рейсами. Такая организация вывоза отходов позволяет одним махом избавиться от кучи ненужного хлама, убрать территорию, оперативно вывезти снег.

Именно в этот формат работы с компаниями включаются дополнительные услуги – уборка территории организаций, заполнение тары крупногабаритными и строительными отходами, участие в сборе и погрузочных работах трактора и спецтехники. Компания «Грэта 2000» предлагает помощь техникой и рабочими в борьбе с большими объемами мусора.

Разовый вывоз мусора часто практикуется при регулярном обслуживании баками 0,8 или 1,1 м3, когда компания не производит много мусора в стандартном режиме. В этом случае компаниям не требуется постоянный контейнер для крупногабаритного и строительного мусора – хватает разовой отправки. Организовать сбор, погрузку и вывоз можно за 5-10 минут.

Организация вывоза мусора по мере наполнения контейнера

Такой формат работы коммунальной службы позволяет регулировать вывоз. Мусор складывается постепенно и оплачивается отправка только полных баков. Мы устанавливаем контейнеры на участке и ждем звонка – техника выезжает по первому требованию и оставляет заказчику пустую тару для следующей партии отходов.

Вариант работает со всеми типами емкостей – от 0,8 м3 до 36 м3. Единственное исключение – пищевые отходы. Если в мусор попадают скоропортящиеся продукты, следует вывозить их регулярно, пока содержимое не начало портиться.

Организация вывоза отходов по графику

Регулярное обслуживание – вариант вывоза отходов предприятий без участия персонала заказчика. На территории появляются мусорные баки, за которыми время от времени приезжает машина. Это удобно, можно выбрать удобную периодичность, подходящую емкость и передать заботу о мусоре профессионалам.

Стандартная схема работы с жилыми многоквартирными домами, хозяйственными зданиями, предприятиями, торговыми центрами – ежедневная отправка смешанных бытовых отходов. В них может оказаться макулатура, пищевые продукты, упаковочные материалы – все что угодно, ведь сбором и сортировкой не занимаются специальные службы. Рекомендуется вывозить такой груз, пока не появился неприятный запах.

Смешанный вариант вывоза

Каждая организация найдет в «Грэта 2000» индивидуальный, удобный и недорогой вариант раздельного вывоза мусора. Обычно мы рекомендуем бытовые отходы складывать в малые баки и отправлять ежедневно. Контейнеры объемом 8, 20, 27 и 36 м3 заполнять строительным и крупногабаритным мусором и вывозить по мере накопления отходов. При этом заказчику не обязательно следить за баками – сотрудники сами сообщают коллегам, что пора приезжать за полным контейнером.

Организация вывоза мусора крупных компаний зависит от типа отходов, объема и пожеланий заказчика. Звоните, подберем удобный вариант, который поможет сэкономить средства на отправке отходов.

Цена вывоза мусора для организации

Для проведения разового вывоза цена зависит от расположения объекта, объема груза и списка дополнительных услуг. В этом случае стоимость рассчитывается простым сложением расценок.

Как заказать вывоз мусора

Оставьте контакты на сайте или позвоните менеджеру. При работе с организациями мы заключаем договор на обслуживание, подписываем официальный документ. У компании «Грэта 2000» есть все необходимые разрешения, которые можно предъявить во время проверок. Мы работаем официально. Вывозим мусор только на действующие полигоны. Проведение работ идет по правилам, законно и не вызывает дополнительных вопросов у санитарных, пожарных и любых других органов контроля, которые могут проверить организацию удаления мусора.

Позвоните, уточните расценки, укажите свои требования и условия. Доверьте работу с мусором профессионалам – позвольте нам заняться организацией вывоза отходов и отправки мусора и уборка отходов станет примером грамотного построения рабочего процесса.

Под твердыми бытовыми отходами (общепринятое – ТБО) подразумевают предметы, которые не утилизируются в быту и не имеют нужных потребителю свойств.

  • кодексы, законы и постановления;
  • правила и нормы – строительные, санитарные, ведомственные;
  • существующие стандарты и технические условия.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Государственная политика в такой отрасли отражена в первую очередь в федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ. Этот закон определяет:

  • права собственности на отходы;
  • классы опасности отходов;
  • компетенцию государства, полномочия ее граждан и власти на местах;
  • нормирование, государственный учет и отчетность;
  • экономическое регулирование;
  • государственный надзор;
  • степень ответственности в случае нарушения законодательства.

Помимо этого, в указанном нормативно-правовом акте закреплено за муниципальной властью право организовывать работу в сфере ТБО. Что еще раз подтверждается другим федеральным законом от 16.09.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (последняя редакция от 14.10.2014) №307-ФЗ. Получается, что в компетенцию местных органов власти входит сбор ТБО, сортировка и утилизация.

Законы, регламентирующие утилизацию ТБО

  • Экологические проблемы тесно связаны с проблемами утилизации ТБО. Отсюда наличие в нормативно-правовой базе по ТБО таких федеральных законов:
    от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции
    от 24.11.2014 №361-ФЗ (обязывает соблюдение требований безопасной утилизации ТБО);
  • от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в редакции от 23.07.2013 №226-ФЗ (регламентирует правила переработки, обезвреживания и захоронения с учетом нанесения наименьшего вреда атмосфере путем выброса в воздух вредных веществ);
  • от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 23.06.2014 №160-ФЗ (регулирует порядок, условия, способ сбора, транспортировку ТБО с точки зрения санитарных норм).

Перечень документов в жилищно-коммунальной области

Законодательная база, которая регулирует деятельность в жилищно-коммунальной сфере , выступает неотъемлемой частью законодательных актов, определяющих деятельность в сфере вывоза ТБО.

Следует отметить такие нормативно-правовые документы:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (редакция от 21.07.2014);
  • закон РФ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (редакция от 04.10.2014);
  • от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (редакция от 01.05.2005);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (редакция от 23 мая.2006);
  • правительство Российской Федерации приняло Постановление
    от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 28.07.2012);
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 01.12.2014) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В соответствии с Жилищным кодексом плата за оказание такой услуги, как сбор и , не входит в плату за коммунальные услуги. Она входит в структуру расчета по содержанию и ремонту жилых территорий в многоквартирных домах. Это отражено в постановлениях правительства России от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (редакция от 27.08.2012) и от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (редакция от 26.03.2014).

Другие документы

Помимо перечисленных законодательных актов существует еще множество методических рекомендаций (например, методические рекомендации по определению временных нормативов накопления твердых бытовых отходов), санитарных норм (например, СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест») и технических условий (типа «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» от 2003 года), определяющих политику нашего государства в сфере ТБО.

Класс опасности

Работа, связанная с накоплением отходов І–V категории опасности, а также работа, связанная со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов V категории опасности, не требует лицензирования.
Если отходы перемещаются с помощью транспортных средств, то это не подлежит лицензированию. При наличии у компании договора, который заключен с третьим лицом, на размещение отходов на полигоне лицензия не нужна (сбор и перемещение освобождены от лицензирования).
Однако мусор, который образуется в связи с жизнедеятельностью человека, в России не сортируется и зачастую относится к ІV–V классу опасности. Иногда трудно определить класс вывозимых ТБО.

Поэтому для сбора, перевозки, хранения, и обезвреживания требуется лицензия. Выделяют лицензии на:

  • вывоз;
  • транспортировку;
  • утилизацию;
  • сбор;
  • полигон;
  • обеззараживание.

Лицензирование

Закон РФ от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 14.10.2014 №307-ФЗ требует наличия лицензии, когда осуществляется деятельность по накоплению, утилизации и использованию отходов І–ІV категории опасности.

Орган, выдающий лицензии представлен, федеральной службой, осуществляющей надзор в области природопользования. Действие разрешения бессрочное. Оформляется в течение 2,5–3 месяцев. Лицензию получают специализированные предприятия, у которых есть соответствующая техническая база, возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических, экологических и других нормативных требований. Чаще всего для получения бумаги обращаются в компании, которые занимаются сбором и представлением документов в необходимые инстанции.

Существует российские классификаторы экономической деятельности ОКВЭД (код на этот вид деятельности 90.00.2) и ОКПД (код для вывоза ТБО 93 190) , которые были обновлены в сентябре 2014 года.

Учет

Существует три группы потребителей: население, бюджетные и прочие.

Каждой группе соответствует своя система образования тарифов. Для каждого человека тарифы устанавливаются согласно нормам накопления ТБО. Тарифы разрабатываются в органах местного самоуправления и меняются только после прохождения специальной экспертизы.
Эта отрасль требует совершенствования.

Существует методика расчета тарифов на 1 м3, которая зависит от расстояния до места обезвреживания отходов, от марки автомобиля на котором их вывозят. В качестве исходной калькуляции затрат выступают себестоимость работ и получаемая прибыль. Себестоимость включает в себя:

  • сбор и выгрузку отходов;
  • доставку ТБО до мест обезвреживания;
  • заезды в дома для сбора ТБО;
  • нулевые пробеги.

Зачастую проблемы в организации учета источников влекут за собой превышение объемов ТБО. В результате – наличие огромного количества несанкционированных свалок по всей стране. Подсчитано, что один представитель человечества за 365 дней может производить мусора около трехсот килограммов.

В настоящее время этот хлам содержит много пластика, пластмассы, использованную технику. Это все имеет длительный период распада, что, соответственно, сильно загрязняет окружающую среду. Множество вопросов, связанных с утилизацией мусора, стоят очень остро и затрагивают многие сферы нашей жизни.

Наступил 2016 год, и пора поговорить об уже вступивших в силу изменениях законодательства в сфере вывоза бытовых отходов , которые теперь стали отдельной коммунальной услугой. Рассмотрим, какие проблемы могут возникать на пути реализации этой сферы услуги и как их можно решить.

Напоминаем, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».

Согласно новому закону, с 1 января 2016 года плата за вывоз твёрдых бытовых отходов перестала входить в состав ставки за содержание общего имущества МКД и выделена как отдельная коммунальная услуга. Эта сфера деятельности теперь будет лицензирована, и у каждого региона появится своя программа её реализации и свой оператор по вывозу ТКО.

Региональная программа

Раньше транспортировкой, вывозом, сбором и утилизацией бытовых отходов занимались разные организации. То есть собирать мусор могла управляющая компания, вывозить отходы - какая-нибудь другая организация, а утилизировать - третья. Весь этот процесс не был сосредоточен в руках одной организации. Теперь решено систематизировать этот процесс и передать в руки одного юридического лица - регионального оператора по вывозу мусора .

  • выбрать регионального оператора по вывозу ТКО;
  • установить предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение мусора, а также определить единую ставку на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ;
  • утвердить региональную программу по обращению с ТКО;
  • разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.

В региональную программу должны входить:

  • целевые показатели;
  • список мероприятий для организации и софинансирования объектов сбора мусора, выявления мест несанкционированного размещения отходов ;
  • сведения об источниках финансирования;
  • другие вопросы.

В территориальную схему обращения с ТКО должны входить данные о:

  • местоположении источников образования ТКО;
  • количестве образующихся отходов с классификацией по видам и степени опасности;
  • целевых показателях;
  • местоположении сбора и накопления мусора;
  • местоположении объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;
  • схеме потоков отходов, включая ТКО.

Возможные проблемы, связанные с обращением с ТКО

С 1 января 2016 года поменялась схема договорных отношений. В соответствии со ст.1 ФЗ №458 региональный оператор должен заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками помещений в МКД . Согласно ст.161 ЖК РФ договор на вывоз мусора является публичным. Поэтому его заключение с региональным оператором является обязательным для управляющих компаний и ТСН.

Так как региональный оператор по вывозу мусора оказывает коммунальную услугу , то он автоматически становится ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, после заключения прямого договора между региональным оператором и собственниками помещений в МКД, в его обязанности будет также входить выставление квитанций и сбор платы за вывоз ТКО.

А это очередная головная боль и дополнительные расходы для данной ресурсоснабжающей организации . Кроме того, как и всем РСО региональному оператору также придётся раскрывать информацию о своей деятельности на Реформе ЖКХ и в ГИС ЖКХ после его вступления в силу с 1 июля 2016 года.

Расставил всё на свои места Высший арбитражный суд. Судья посчитал, что управляющая компания не может быть привлечена к ответственности за ведение деятельности по сбору ТКО без лицензии по нескольким причинам (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 №16692/10).

Во-первых, УК не должны получать лицензию на сбор ТКО, так как это не является осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД . Во-вторых, перемещение работниками УК отходов из мусоропроводов МКД в мусоровозы регионального оператора не является деятельностью по сбору отходов.

Таким образом, в обязанности управляющей компании и товарищества входит только деятельность по накоплению мусора и его временного складирования (на срок не более 6-11 месяцев) в местах, обустроенных для этого по требованию законодательства, для его дальнейшей транспортировки в пункты утилизации и обезвреживания.

Другим проблемным вопросом остаётся установление точки поставки коммунального ресурса, а также определение границ эксплуатационной ответственности для УК и регионального оператора. И хотя всё это закреплено в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года , но на практике зачастую даёт сбой. Законодатель хочет, чтобы каждая сторона этого процесса приняла в обслуживание то, что висит у неё на балансе. Вот тут и начинаются расхождения.

Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги по вывозу ТКО от контейнерной площадки. К ним есть свои требования по содержанию в надлежащем состоянии, которые утверждены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» .

Согласно этим требованиям, мусорные контейнеры должны размещаться на специально оборудованных площадках с бетонным или асфальтовым покрытием. Также они должны быть ограждены бордюром, по периметру которого высажены зеленые насаждения. Обязательно должен быть предусмотрен подъездной путь для автотранспорта, собирающего и вывозящего мусор.

На сегодняшний день пока ещё сбором денег за вывоз мусора занимается управляющая компания или ТСН, которые по инерции обслуживают контейнерные площадки. Но уже сейчас в квитанциях потребителей ЖКУ плата за вывоз ТКО выделяется в отдельную строку коммунальной услуги. Соответственно, эти деньги перестанут попадать в руки управляющей компании. Возникает вопрос, за чей счёт будут обслуживаться контейнерные площадки?

Если опять же обратиться к закону, то там сказано, что за содержание контейнерных площадок ответственность несут физические и юридические лица, а также ИП, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды, управления или другом вещевом праве. Однако, как показывает практика, в большинстве регионов нашей страны контейнерные площадки не принадлежат никому, ни собственникам помещений в МКД, ни муниципалитетам. Как быть в этом случае?

Согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД . Поэтому, прежде всего, необходимо оформить контейнерные площадки в собственность, после чего определить их как общее имущество собственников помещений в МКД. Для оформления нужно иметь сформированный земельный участок. Также понадобится соответствующее решение ОСС (ПП РФ №491 от 13.08.2006

8.5.1. Система обращения с отходами на территории города включает комплекс мер по рациональному сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых, в том числе крупногабаритных, жидких бытовых и пищевых отходов.

8.5.2. Порядок организации деятельности в области обращения с отходами, в том числе порядок сбора отходов, требования к конструкции контейнеров, к размещению контейнерных площадок, иных мест хранения отходов, порядок организации вывоза и утилизации твердых бытовых отходов определяется администрацией муниципального образования город Тула.

8.5.3. Сбор и вывоз отходов производства и потребления должен осуществляться по бестарной и контейнерной системе в установленном порядке.

8.5.4. Физические и юридические лица обязаны собирать бытовой мусор и другие отходы в мусоросборники и контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках с твердым покрытием, размещенных в соответствии с санитарными правилами и нормами.

8.5.5. Физическим и юридическим лицам на территории общего пользования муниципального образования запрещено:

Сжигать отходы производства и потребления.

Складировать отходы, образовавшиеся во время ремонта, в места временного хранения отходов, мусоросборники, на контейнерных площадках, предназначенных для хранения ТБО.

8.5.6. Физические и юридические лица обязаны осуществлять вывоз отходов способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.

8.5.7. Вывоз опасных отходов может быть осуществлен только организациями, имеющими лицензию, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

8.5.8. Вывоз жидких нечистот собственники или иные законные владельцы земельных участков, зданий, строений и сооружений обязаны производить по договорам или разовым заявкам организациям, имеющим специальный транспорт.

8.5.9. Собственники жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений, иных предприятий, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны обеспечивать подъезды непосредственно к выгребным ямам, мусоросборникам и контейнерным площадкам.

Запрещается установка мусоросборников и контейнерных площадок в местах, не позволяющих обеспечить непосредственный подъезд к ним.

8.5.10. Вывоз пищевых отходов следует осуществлять с территории ежедневно. Остальной мусор рекомендуется вывозить систематически, по мере накопления, но не реже одного раза в два дня, а в периоды года с температурой выше 14 градусов - ежедневно.

8.5.11. Запрещается содержание и эксплуатация санкционированных мест хранения и утилизации отходов с нарушением настоящих Правил и иных норм действующего законодательства.



Запрещено складирование нечистот на проезжую часть улиц, тротуары и газоны.

8.5.12. При очистке смотровых колодцев, подземных коммуникаций грунт, мусор, нечистоты необходимо складировать в специальную тару с немедленной вывозкой силами организаций, занимающихся очистными работами.
8.5.13. Собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности обязаны обеспечивать своевременный вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора (далее по тексту - ТБО), образуемых ими в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности, самостоятельно (в строгом соответствии с санитарными правилами и нормами) либо путем заключения договоров на вывоз ТБО со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов.

8.5.14. В случае если производитель отходов, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в здании, строении, сооружении, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, сбор, вывоз и утилизацию отходов данного производителя отходов обязаны производить собственники вышеперечисленных объектов недвижимости.

8.5.15. Контроль за соблюдением подраздела 8.5. настоящих Правил всеми физическими и юридические лицами осуществляется уполномоченным органом органа местного самоуправления.

В случае принятия решения о вывозе образуемых всеми физическими и юридические лицами в процессе производственной, хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора самостоятельно, без привлечения третьих лиц (специализированного предприятия, имеющего лицензию на сбор и транспортировку ТБО), они обязаны представлять в уполномоченный орган местного самоуправления план мероприятий по сбору и вывозу ТБО с указанием способа, периодичности, объема и места вывоза, а так же лицензию специализированной организации.

8.5.16. Договоры на сбор и вывоз ТБО (в случае отсутствия возможности самостоятельно и надлежащим образом, в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами, обеспечивать сбор и вывоз твердых бытовых отходов) заключаются физическими и юридическими лицами со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов.

8.5.17. Вновь зарегистрированные организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, в том числе гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, в течение месяца со дня их государственной регистрации обязаны заключить договор на вывоз ТБО со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор и транспортировку ТБО, либо (в указанный срок) и представлять на согласование в уполномоченный орган местного самоуправления план мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

8.5.18. В случае, если по месту нахождения организации договор на вывоз ТБО заключен собственником и (или) владельцем здания, строения, сооружения, помещения, вновь образованное юридическое лицо предоставляет копию договора, заключенного указанными лицами со специализированной организацией.
8.5.19. Договор на вывоз ТБО заключается с учетом норм накопления и тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, утвержденных решением Тульской городской Думы, действующих на момент заключения договора. При изменении норм накопления ТБО в договор на вывоз твердых бытовых отходов должны быть внесены соответствующие изменения.
8.5.20. Запрещено заключение договора подряда на вывоз ТБО с организацией, не имеющей лицензии на данный вид деятельности.

8.5.21. Физическим и юридическим лицам запрещается производить сброс ТБО в не отведенных для этих целей местах, включая контейнеры для сбора ТБО, на вывоз мусора с которых не заключен договор.

8.5.21.1. Запрещается складирование крупногабаритного мусора около мусорных камер многоквартирных жилых домов.

8.5.22. Уборку просыпавшегося мусора при погрузочно-разгрузочных работах и его дальнейшей транспортировке обязаны осуществлять специализированные организации с которыми заключен договор на вывоз ТБО, либо собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственностисамостоятельно.

8.5.23. Торговое (торгово-промышленное) предприятие (комплекс), осуществляющее сдачу в аренду торговых мест, самостоятельно несет ответственность за сбор и вывоз ТБО с территории предприятия (комплекса).

8.5.24. Решение о прекращении сбора твердых бытовых отходов в определенном месте принимается заказчиком и исполнителем по договору на вывоз ТБО в соответствии с его условиями и действующим законодательством.

8.5.25. Физические и юридические лица обязаны предоставлять по запросу органов местного самоуправления, специализированных предприятий, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК или иного органа управления многоквартирным домом, копии заключенных договоров на вывоз ТБО и (или) КГО и иные документы, подтверждающие факт исполнения данных договоров.

8.5.26. В случае самостоятельного вывоза, подтверждающим документом вывоза и утилизации ТБО и иного мусора на полигон является отметка о приеме мусора на полигоне и расчет норм накопления, утвержденный в установленном порядке. Периодичность самостоятельно вывоза должна соответствовать нормам действующих СанПиН.

8.5.27. Отсутствие заключенных договоров на вывоз отходов и (или) отсутствие талонов сдачи отходов на полигон ТБО и (или) КГО (или корешков актов приема отходов в организации, обслуживающей полигон ТБО и (или) КГО) является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
8.5.28. Требования по сбору твердых бытовых отходов.

8.5.28.1. Все организации и собственники (владельцы) индивидуальных жилых домов обязаны предусмотреть места для накопления и сбора твердых бытовых отходов, обеспечивать их вывоз и утилизацию (захоронение) в порядке, установленном муниципальным образованием город Тула.

8.5.28.2. Обращение с твердыми бытовыми отходами, образующимися в результате жизнедеятельности населения и деятельности хозяйствующих субъектов, должно обеспечивать уменьшение количества и объемного веса отходов, вовлечение их в хозяйственный оборот. Захоронение твердых бытовых отходов должно осуществляться после отбора утильных фракций (обеспечиваемого раздельным сбором твердых бытовых отходов либо их первичной обработкой, включающей сортировку) и прессования не перерабатываемого остатка.

8.5.28.3. Собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования, обязаны заключать договоры на вывоз и утилизацию ТБО и КГМ со специализированными организациями и предприятиями:

От имени собственников имущества в многоквартирных жилых домах - управляющие организации;

Собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов – самостоятельно;

От имени предприятий, учреждений организаций - руководители предприятий, учреждений, организаций.

Организация сбора ТБО и КГМ:

8.5.28.4. Бытовой мусор и другие отходы должны собираться в мусоросборники и контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках с твердым покрытием, размещенных в соответствии с санитарными правилами и нормами. Уборку указанных площадок и территорий, прилегающих к ним, осуществляют собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности в соответствии с заключенным договором.

8.5.28.5. Ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГМ в бункеры-накопители, зачистку (уборку) территории контейнерных площадок, в том числе и по периметру контейнерной площадки на расстоянии 10 м возлагается:

На территории многоквартирных жилых домов – на управляющие организации, в ведении которых находятся жилые дома, жители которых осуществляют пользование контейнерной площадкой;

В зоне застройки индивидуальными жилыми домами – на собственников и (или) пользователей индивидуальных жилых домов;

На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – на данных физических или юридических лиц.

8.5.28.6. Сбор и временное хранение отходов производства промышленных предприятий осуществляется силами этих предприятий в специально оборудованных для этих целей местах, расположение которых согласовывается в установленном законом порядке. Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, должны иметь установленные специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В случаях, когда в соответствии с действующими нормами и правилами невозможно устройство контейнерной площадки, организацией по согласованию с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, определяются места временного хранения отходов.

8.5.28.7. Складирование отходов на территории предприятия, организации вне специально отведенных мест и превышение разрешенного к временному накоплению количества отходов запрещается. Временное складирование растительного и иного грунта разрешается только на специально отведенных участках.

8.5.28.8. Запрещается бросать в урны и контейнеры жидкие бытовые отходы, песок, крупногабаритные и строительные материалы, землю, смет, непогашенные угли, тлеющие материалы, отходы горюче – смазочных материалов.

8.5.28.9. Вывоз ТБО и КГМ осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности, в сроки, установленные в графике (приложение к договору на вывоз ТБО и КГМ). Ответственность за несоблюдение графика несут специализированные организации.

8.5.29. Контроль за соблюдением графика вывоза и объемов ТБО осуществляют управляющие организации или другие организации и предприятия, заключившие договоры на вывоз мусора.

8.5.30. Проектирование, ремонт (текущий, капитальный) контейнерных площадок, в том числе регулирование количества контейнеров на них осуществляют:

На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, в ведении которых находятся мусоросборники.

8.5.30.1. Контейнерные площадки должны постоянно содержаться в чистоте и техническом исправном состоянии организацией, в ведении которой она находится.

8.5.30.2. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием владельца. Замена контейнеров для сбора ТБО проводится по мере необходимости либо по предписанию уполномоченного органа местного самоуправления.

8.5.30.3. В случае нарушения конструкции контейнеров, ограждения, водонепроницаемого покрытия контейнерной площадки, ремонт должен осуществляться сразу после обнаружения неисправности.

8.5.30.4. Окраска контейнеров масляными составами должны осуществляться по мере необходимости (но не реже 1 раза в год).

8.5.30.5. Запрещается устанавливать контейнеры на проезжей части, тротуарах, газонах, в проходных арках домов.

8.5.30.6. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке и с органом местного самоуправления.

8.5.30.7. На автозаправочных станциях (АЗС)- контейнеры для сбора ТБО должны быть оборудованы крышками (запираться на замки).

8.5.30.8. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров мусоровывозящим транспортом, обязаны производить работники организации, осуществляющей вывоз отходов.

8.5.31. На площадях и улицах, в садах, парках, на рынках, остановках общественного транспорта, у входов в магазины, предприятия сферы обслуживания, офисные помещения юридических и физических лиц, имеющие отдельные входы, у объектов с кратковременным сроком эксплуатации и т.п. устанавливаются в достаточном количестве урны для мусора. Установка урн для мусора и своевременная их очистка (содержание) осуществляется:

На площадях и улицах, в садах, парках, на рынках, остановках общественного транспорта – лицами, в обязанность которых входит уборка соответствующих территорий, улиц, площадей, садов, парков, рынков, остановок.

У входов в магазины, на предприятия сферы обслуживания, в офисные помещения юридических и физических лиц, у объектов с кратковременным сроком эксплуатации и иных объектов - юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность в указанных объектах.

8.5.31.1. Урны (баки) должны содержаться в исправном и опрятном состоянии, промываться и дезинфицироваться лицами, на которых возложена обязанность по уборке территории, на которой расположены урны (баки) не реже одного раза в месяц.

8.5.32. Утилизация отходов производства осуществляется по разрешению специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и при наличии лицензии на прием и захоронение отходов.

8.5.33. Единственным местом захоронения ТБО на территории муниципального образования город Тула является полигон ТБО, предусмотренный по адресу: г. Тула, ул. Новомосковская, 68 (7-ой км).

8.5.34. Производственные отходы I - III классов опасности, биологические отходы, медицинские, радиологические, ртутьсодержащие изделия (аккумуляторы, автомобильные шины, ртутные и люминесцентные лампы и т.д.), собираются и утилизируются в порядке, установленном законодательством. Лица, утилизирующие указанные выше отходы должны иметь отдельные договоры на их утилизацию.

8.5.35. Для последующей утилизации отходов I - III классов опасности должны быть определены места для временного хранения указанных отходов. Складирование такого рода отходов на территории муниципального образования город Тула вне специально отведенных местах запрещается.

8.5.36. Для складирования крупногабаритного, строительного мусора должны быть определены места (по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия прав человека по Тульской области) и организованы специальные контейнерные площадки.

8.5.37. Ответственность за складирование крупногабаритного, строительного мусора, а также отходов I - III классов опасности на территории муниципального образования город Тула вне специально отведенных местах несут:

На территории многоквартирных жилых домов – управляющие организации, в ведении которых находятся жилые дома, жители которых осуществляют пользование контейнерной площадкой;

В зоне застройки индивидуальными жилыми домами – собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов;

На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, в ведении которых находится соответствующая территория.

8.5.38. Крупногабаритный мусор (КГМ).

8.5.38.1. Сбор крупногабаритных бытовых отходов осуществляется в специальные места для сбора крупногабаритных бытовых отходов, обозначенные соответствующим указателем.

8.5.38.2. Вывоз крупногабаритных бытовых отходов осуществляется на основании договора, заключенного со специализированной организацией по вывозу отходов либо подрядной организацией по обслуживанию жилищного фонда мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом. Вывоз утильных фракций осуществляется на предприятия по переработке (обработке) отходов, других отходов - на полигон.

8.5.38.3. Договоры на вывоз и утилизацию КГМ со специализированными организациями и предприятиями заключают лица согласно пункта 8.5.16. к настоящим Правилам.

8.5.38.4. Ответственность за сбор КГМ в контейнеры, зачистку (уборку) территории контейнерных площадок, в том числе и по периметру контейнерной площадки на расстоянии 10 м возлагается на лица согласно пункта 8.5.17. к настоящим Правилам.

8.5.39. Проектирование, ремонт (текущий, капитальный) контейнерных площадок для сбора КГМ, в том числе регулирование количества контейнеров на них осуществляют лица согласно пункта 8.5.22. к настоящим Правилам.

8.5.40. Жидкие бытовые отходы (ЖБО).

8.5.40.1. Для сбора жидких бытовых отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые уборные, имеющие водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций.

8.5.40.2. Объем и необходимое количество выгребов устанавливается исходя из нормы накопления жидких бытовых отходов и количества жителей.

8.5.40.3. Жидкие бытовые отходы из мест сбора вывозятся ассенизационным транспортом к месту утилизации.

Осуществлять складирование, хранение, утилизацию и обращение с ТБО, КГМ и ЖБО с нарушением порядка, установленного разделом 8 к настоящим Правилам;

Оставлять на территориях общего пользования ТБО и (или) КГМ, за исключением случаев, когда для данных юридических и физических лиц оборудовано специальное место для приема ТБО и (или) КГМ;

Использовать места складирования мусора, не установленные заключенным договором на вывоз ТБО и (или) КГМ;

Засорять общественные места различного рода мусором (окурки, бумага, бутылки и т.д.);

Устанавливать на территориях домовладений и многоквартирных домов дополнительные контейнеры для обслуживания специализированными предприятиями коммерческих и торговых организаций и учреждений без согласования с органами местного самоуправления и организацией, обслуживающей жилой фонд;

Препятствовать размещению службами жилищно-коммунального хозяйства контейнерных площадок и отдельных контейнеров на территориях, где их установка не противоречит требованиям СанПиН и настоящим Правилам;

Пользоваться контейнерами, расположенными на территориях общего пользования, размещенными в жилищном фонде всех форм собственности без согласования с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК или иными органами управления многоквартирными домами.

8.5.42. Лица, разместившие отходы производства и потребления в местах, специально не отведенных для указанных целей, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.

8.5.43. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления в местах, специально не отведенных для указанных целей, удаление таких отходов и рекультивацию территорий производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с 8.2.2. настоящих Правил.

8.5.44. В случае если физическими и юридическими лицами, перечисленными в пункте 8.5. настоящих Правил, не обеспечивается своевременный сбор и вывоз ТБО, они несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

И вот, одна из читательниц задала нам вопрос на похожую тему: «Пыталась найти информацию о «вывозе ТБО». Ни в Жилищном Кодексе, ни в пока еще действующем 307 Постановлении Правительства теперь вообще ничего про вывоз нет. Эта строка сейчас не обозначена как составляющая «коммунальных услуг». Не подскажите нормативно-правовые акты, где можно порыться, чтобы понять как найти управу на УК (ключи получили недавно, стояки для мусора пока закрыты, а баков для мусора ни дня не было, зато строка на 100 рублей в виде «вывоза…» присутствует)».

Напомним, что почти четверть всего мусора на Земле – бытовые отходы. Взрослый гражданин за год «производит» около 300 кг хлама, значительная часть которого – это пластиковые упаковки, пустые бутылки, жестяные банки, исписанная бумага, изношенная одежда, строительный мусор, старая мебель и бытовая техника, то есть твердые бытовые отходы.

Твердые бытовые отходы (ТБО) – это неутилизируемые в быту предметы, потерявшие потребительские свойства. Они подразделяются на 5 классов опасности в зависимости от степени воздействия на человека и окружающую среду.

В России проблема вывоза и утилизации ТБО – одна из острых, затрагивающая сферы экономики, экологии и жилищного хозяйства. В настоящее время Правительство ищет экологически рациональные и экономически выгодные способы ее решения. Однако причина проблемы не только в устаревших технологиях сбора и переработки мусора, но и в весьма запутанной правовой базе.

Сегодня она состоит из Федеральных законов (в том числе кодифицированных), подзаконных актов, ведомственных документов, а также многочисленных санитарных и строительных норм и правил.

Одни из основных законов – «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года последними изменениями в начале этого года), – который закрепляет основные принципы государственной политики в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных), порядок определения права собственности на них, а также основы экологического контроля. Кроме того, данный нормативно-правовой акт относит организацию деятельности в области обращения с отходами к компетенции органов местного самоуправления. На это же указывает и другой Федеральный закон – №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, порядок сбора ТБО, места их сортировки и утилизации, санитарные нормы и правила благоустройства определяют местные органы власти.

Кроме того, деятельность, связанная с ТБО, всегда соприкасается с экологией. Поэтому значительную часть нормативной базы, регулирующей данную сферу, составляют такие законы, как: ФЗ «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 года), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (от 4 мая 1999 года), ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 года), Земельный Кодекс РФ и другие.

С точки зрения ЖКХ можно выделить следующие нормативно-правовые акты:

Жилищный кодекс РФ;
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»;
Постановление Правительства от 21 августа 2001 г. № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов»;
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

А также многочисленные методические рекомендации, СанПиНы, СП и СНиПы (к примеру, СП 31-108-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений»; СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и др.).

Согласно ЖК РФ, а также Постановлению Правительства №307, вывоз ТБО не является коммунальной услугой. Однако он включается в плату за содержание и ремонт жилого помещения. По общему правилу размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, где не создано ТСЖ или ЖСК, определяется на общем собрании собственников. Если дом находится в управлении управляющей компанией, формирование платы за его содержание и ремонт происходит УК совместно с жильцами.

Вывозом ТБО сегодня вправе заниматься специализированные организации, имеющие техническую базу и разрешение (лицензию). С такими организациями управляющие компании (а также ТСЖ, ЖСК и частные лица) должны заключать договор о вывозе ТБО. Они же в свою очередь устанавливают тарифы за свои услуги, исходя из стоимости горюче-смазочных материалов, рабочей силы и т.д. Эту цену управляющие компании включают в платежные документы для жильцов. Таким образом, производят мусор жильцы, УК организуют деятельность по обращению с отходами, а непосредственный сбор и вывоз осуществляют подрядные организации.

Напоследок следует отметить, что несоблюдение кем бы то ни было правил обращения с ТБО влечет уголовную и административную ответственность.