1 организация объединенных наций. Организация объединённых нации \(оон\)

  • 4. Соотношение международного и внутригосударственного права.
  • 8. 1. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 11. 2. Признание государств в международном праве.
  • 14. 3. Основные принципы в международном праве.
  • 18. 2. Основные стадии заключения международного договора.
  • 57. Условия и последствия недействительности договоров.
  • 12. 3. Прекращение и приостановление международного договора.
  • 22. 1. Понятие, виды, порядок работы международных конференций.
  • 21. 2. Понятие и классификация международных (межгосударственных, межправительственных) ор-ганизаций.
  • 23. Краткая история создания оон
  • 24. Организационная структура оон.
  • 26. Международный суд оон: формирование, юрисдикция и судебный процесс.
  • 29. Основные направления деятельности специализированных учреждений оон.
  • 40. 1. Понятие отрасли. Классификация органов внешних сношений государств.
  • 2. Международные правовые нормы, регламентирующие дипломатическую деятельность государств.
  • 45. Личные привилегии и иммунитеты дипломатических представителей.
  • 3. Международные правовые нормы, регламентирующие консульскую деятельность государств.
  • 67. Международно-правовые средства разрешения международных споров
  • 38. Понятие и виды агрессии. Обстоятельства, влияющие на квалификацию дан-ного международного преступления
  • 69. Сотрудничество государств в борьбе с преступностью в рамках международ-ных организаций (межправительственных и неправительственных)
  • 70. Интерпол: структура и основные направления деятельности
  • 39. Понятие населения в международном праве
  • 58. Принципы и способы приобретения и утраты гражданства
  • 60. Правовое положение иностранцев
  • 61. Право убежища. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  • 62. Международно-правовая защита прав человека
  • 31. Понятие и основания международно-правовой ответственности государств
  • 34. Материальная ответственность государств. Понятие и формы возмещения вреда
  • 35. Понятие и основания ответственности международных межгосударственных (межправительственных) организаций
  • 37. Международно-правовая ответственность физических лиц
  • 50. Понятие и стадии установления государственной границы
  • 53. Понятие, правовой режим и охрана государственной границы рф
  • 54. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 64. Общие и специальные принципы отрасли: Право международной безопасности
  • 66. Обеспечение коллективной безопасности на региональной основе
  • 75. Виды территорий в международном морском праве и их правовая характеристика
  • 80. Состояние войны и ее правовые последствия.
  • 82. Ограничения на методы и средства ведения военных действий.
  • 23. Краткая история создания оон

    Со вступлением США в войну с Японией и Германией в конце 1941 г. в Вашингтоне была созвана расширен-ная конференция, в которой участвовали представители всех союзных государств. В ходе выработки совместной де-кларации родилось название военного союза - Объединенные нации (название предложено Ф. Рузвельтом).

    Четкая идея о необходимости создания всемирной организации по вопросам поддержания и упрочения мира была впервые закреплена в Декларации правительств СССР и Польши, подписанной 4 декабря 1941 г. При созда - нии такой организации решающим моментом должно быть уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех союзных государств.

    Решение о создании всемирной международной организации по поддержанию международного права и без-опасности было закреплено в Московской декларации, подписанной правительствами СССР, США, Великобрита-нии и Китая 30 октября 1943 г.

    Решения Московской конференции получили всеобщее подтверждение на Тегеранской конференции, где 1 декабря 1943 г. была подписана Декларация., в которой главы СССР, США и Великобритании заявили о следую-щем: «Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных Нациях за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения».

      течение первого полугодия 1944 г. происходили переговоры между участниками Московской конференции 1943 г. о правовом статусешироком смысле) новой международной организации по вопросам мира и безопасно-сти.

    На Крымской (Ялтинской) конференции вопрос о создании совместно с другими миролюбивыми государ-ствами универсальной международной организации для поддержания мира и безопасности занимал одно из важ-нейших мест.

    25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско была созвана Конференция Объединенных Наций для подготовки устава такой организации в соответствии с положениями, выработанными в ходе предварительных переговоров. Было условле-но, что в основу деятельности ООН должен быть положен принцип единогласия постоянных членов Сове-та Безопасности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира. Участники Конференции договори-лись о том, что Великобритания и США поддержат советское предложение о допуске к первоначальному членству в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР.

    Окончательный текст Устава ООН был выработан и подписан в Сан-Франциско (США) 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций по вопросу о создании международной организации. Устав вступил в силу 24 октября 1945 г. после ратификации его СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Этот день был объявлен Днем Организации Объединенных Наций (Резолю-ция 168 (I I) от 31 декабря 1947 г.).

      преамбуле Устава указано, что члены ООН преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой лично-сти, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свобо-де. В связи с этим члены ООН берут на себя обязательства проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с дру-гом, как добрые соседи, объединить свои усилия для поддержания международного мира и безопасности, использо-вать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

    Цели ООН в свою очередь следует рассматривать как важнейшие принципы ее деятельности:

      поддерживать международный мир и безопасность, с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру;

      улаживать или разрешать в соответствии с принципами справедливости и международного права междуна-родные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира;

      развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоо-пределения народов;

      осуществлять многостороннее сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и пр.;

      быть центром для согласования наций в достижении этих общей целей.

    Устав ООН является единственным международ­ным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

    Миротворческая деятельность

    Одной из главных задач Организации Объединенных Наций является поддержание мира во всем мире. Согласно Уставу, государства-члены разрешают свои международные споры мирными средствами и воздерживаются от угрозы силой или ее применения против других государств.

    На протяжении многих лет Организация Объединенных Наций играла важную роль в содействии предотвращению международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществляла комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи. Ей также приходилось предотвращать назревающие конфликты. В постконфликтных ситуациях она все чаще предпринимает скоординированные усилия, направленные на устранение коренных причин насилия и создание основ для прочного мира.

    Организация Объединенных Наций добилась впечатляющих результатов. Так, в 1948-1949 годах ей удалось разрядить напряженность во время берлинского кризиса, снять остроту Карибского кризиса в 1962 году и кризиса на Ближнем Востоке в 1973 году. В 1988 году усилия Организации Объединенных Наций по мирному урегулированию позволили прекратить ирано-иракскую войну, а в следующем году благодаря переговорам, проводившимся под эгидой Организации Объединенных Наций, советские войска были выведены из Афганистана. В 90-е годы Организация Объединенных Наций оказала содействие восстановлению суверенитета Кувейта, сыграла важную роль в прекращении гражданских войн в Камбодже, Сальвадоре, Гватемале и Мозамбике, восстановление демократически избранных правительств в Гаити и Сьерра-Леоне, а также урегулировала или предотвратила конфликты в ряде других стран.

    Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются прекращение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) и договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.

    В рамках своей миротворческой деятельности Организация Объединенных Наций, используя дипломатические механизмы, помогает противоборствующим сторонам прийти к соглашению. Совет Безопасности в рамках своих усилий по поддержанию международного мира и безопасности может рекомендовать пути предотвращения конфликта и восстановления или обеспечения мира, например, посредством переговоров или обращения в Международный Суд.

    Важную роль в миротворческой деятельности играет и Генеральный секретарь. Он может доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, создают угрозу международному миру и безопасности. Генеральный секретарь может использовать «добрые услуги», выполнять посреднические функции или заниматься «тихой дипломатией», действуя за кулисами самостоятельно или через специальных посланников. Генеральный секретарь также может использовать механизм «превентивной дипломатии» в целях урегулирования споров до обострения ситуации. Помимо этого, он может направлять миссии по установлению фактов, оказывать поддержку миротворческим усилиям, предпринимаемым на региональном уровне, и создавать в странах политические отделения Организации Объединенных Наций для оказания сторонам содействия в укреплении доверия.

    В рамках своих усилий по поддержанию мира и международной безопасности Совет Безопасности учреждает операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и определяет рамки их полномочий и мандат. Большинство таких операций предполагает участие военнослужащих, которые следят за соблюдением режима прекращения огня или создают буферную зону, пока за столом переговоров ведутся поиски долгосрочных решений. В других операциях могут участвовать гражданские полицейские или гражданские специалисты, которые помогают организовать выборы или осуществлять контроль за соблюдением прав человека. Некоторые операции, подобные той, которая осуществляется в бывшей югославской Республике Македонии, развертывались в качестве превентивной меры и предотвращали развязывание военных действий. В ряде случаев операции направлены на обеспечение контроля за соблюдением мирных соглашений и осуществляются во взаимодействии с миротворческими контингентами региональных организаций.

    Соблюдение прав человека, международного права .

    Благодаря усилиям Организации Объединенных Наций правительствами заключены сотни многосторонних соглашений, которые делают мир более безопасным и здоровым, более перспективным и справедливым для всех нас. Разработка этого всеобъемлющего свода норм международного права и стандартов прав человека является крупным достижением Организации Объединенных Наций.

    Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей в 1948 году, провозглашены основные права и свободы, которыми обладают все мужчины и женщины, -- в том числе право на жизнь, свободу и гражданство, право на свободу мысли, совести и религии, право на труд, образование и участие в управлении.

    Юридически обязательный характер этим правам придают два международных пакта, участниками которых является большинство государств. Один пакт посвящен экономическим, социальным и культурным правам, другой -- гражданским и политическим правам.

    Вместе с Декларацией они составляют Международный билль о правах человека.

    Декларация заложила фундамент для подготовки более 80 конвенций и деклараций по правам человека, включая конвенции о ликвидации расовой дискриминации и дискриминации в отношении женщин; конвенции о правах ребенка, статусе беженцев и предотвращении геноцида; декларации о самоопределении, насильственных исчезновениях и праве на развитие.

    Органы Организации Объединенных Наций по правам человека задействуются в усилиях по раннему предупреждению и предотвращению конфликтов, а также усилиях, направленных на устранение коренных причин конфликтов.

    Устав Организации Объединенных Наций ставит перед Организацией Объединенных Наций конкретную задачу поощрять прогрессивное развитие международного права и его кодификацию. Конвенции, договоры и нормы, являющиеся результатом этой работы, обеспечивают основу для укрепления международного мира и безопасности и содействия социально-экономическому развитию. Государства, ратифицировавшие эти конвенции, юридически обязаны их выполнять.

    Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями разработаны международные соглашения, представляющие собой основные правовые инструменты для борьбы с терроризмом.

    Гуманитарная помощь

    В условиях катастроф организации системы Организации Объединенных Наций поставляют жертвам -- в большинстве своем детям, женщинам и старикам -- продовольствие и медикаменты, дают им убежище и обеспечивают материально-техническую поддержку. Для покрытия расходов, связанных с предоставлением этой помощи нуждающимся, Организация Объединенных Наций мобилизовала у международных доноров средства на миллиарды долларов. В 1998 году благодаря усилиям Организации Объединенных Наций в ответ на призывы о предоставлении чрезвычайной гуманитарной помощи для приблизительно 25 миллионов человек были приняты обязательства о предоставлении около 2 млрд. долл. США. В 1997-1998 годах Организация Объединенных Наций оказала помощь более чем 51 государству-члену в их усилиях по преодолению последствий более чем 77 стихийных бедствий и экологических катастроф.

    В связи с предоставлением гуманитарной помощи Организации Объединенных Наций приходится преодолевать серьезные проблемы материально-технического снабжения и обеспечения безопасности на местах. Со сложными препятствиями может быть сопряжена уже сама задача добраться до пострадавших районов. В последние годы многие кризисы осложняются несоблюдением прав человека. Гуманитарному персоналу не дают доступа к нуждающимся, а стороны в конфликте умышленно наносят удары по мирным жителям и работникам, занимающимся предоставлением помощи. За период с 1992 года в составе гуманитарных операций в разных районах мира более 139 гражданских сотрудников Организации Объединенных Наций погибли и 143 были взяты в заложники. Стремясь обеспечить защиту пострадавшего населения, Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека играет все более активную роль в деятельности, разворачиваемой Организацией Объединенных Наций в связи с чрезвычайными ситуациями на местах, уделяя внимание потенциальной опасности нарушений прав человека в условиях разразившегося кризиса.

    Подписание Устава Объединенных Наций в Сан-Франциско

    В апреле 1945 г., до завершения войны, представители 50 стран, участвовавших в войне против Германии, Японии и их союзников, собрались в Сан-Франциско, чтобы разработать и принять Устав международной организации, задачей которой стало бы отстаивание мира. Она заменит собой Лигу Наций, возникшую в 1919 г. и имевшую те же цели, но оказавшуюся неспособной выполнить свою миссию.

    26 июня 1945 г. полномочные делегаты 50 государств (к которым вскоре присоединится Польша) подписали Устав Объединенных Наций, или Сан-
    Францискскую хартию.

    Этот документ создал Организацию Объединенных Наций (ООН), штаб-
    квартира которой находится в Нью-Йорке. Последнее обстоятельство отражает политический вес Соединенных Штатов и перемещение центра тяжести мировой политики (Лига Наций заседала в Женеве).

    Устав содержит два типа положении. С одной стороны, общие принципы, предназначенные стать основой международного права: равенство и суверенность государств; запрещение прибегать к силе или к угрозе силой для решения международных споров; обязанность решать их путем переговоров. С другой стороны, это обычный устав организации, определяющий органы управления и правила функционирования.

    Основанная государствами-победителями во Второй мировой войне, ООН оставалась открытой для побежденных и для новых стран, освободившихся от колониального гнета, и стала таким образом организацией практически универсальной. Объединяя на первом этапе 51 страну, ООН выросла до 176 членов по состоянию на 1 мая 1992 г.35

    Рождение Устава ООН

    При разработке Устава главным было избежать слабостей, приведших к банкротству Лиги Наций. Хотя последняя была создана по инициативе американского президента Вудро Вильсона, Соединенные Штаты к ней не присоединились. Вильсон не смог заставить сенат Соединенных Штатов ратифицировать двумя третями голосов (как того требует конституция) Версальский договор и вступление в Лигу Наций. С другой стороны, попустительство некоторых стран – членов Лиги Наций – фашистским государствам и их агрессивной политике помешало Лиге Наций применить к ним санкции, предусмотренные уставом, или же сильно ослабило их эффективность.

    Другая задача вытекала из необходимости осудить принципы и методы, применяемые фашистскими странами: использование силы и политики захватов, неуважение человеческого достоинства и насаждение расистской идеологии, а также их последствия (концлагеря, геноцид еврейского народа в Европе, пренебрежение к демократии).

    В Уставе провозглашены принципы, которые являются антитезой этих принципов и практики.

    Так, в Атлантической хартии, подписанной в августе 1941 г. британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем и американским президентом Франклином Рузвельтом, выражается решимость подписавшихся не допустить территориальных изменений, которые не отражали бы свободно выраженную волю заинтересованных народов. Они также обещают уважать "право всех народов избирать себе ту форму управления, при которой они хотят жить", и содействовать "восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем".

    Союзники решили создать Организацию Объединенных Наций и выработать ее основные положения на конференции трех держав (Соединенные Штаты, Великобритания, СССР) в Думбартон-Оксе, вблизи Нью-Йорка.

    Ялтинская конференция (4–11 февраля 1945 г.) собрала в Крыму Черчилля, Рузвельта и Сталина. Она не "разделила" мир на сферы влияния, как об этом часто пишут (раздел произошел позже и не по ялтинским решениям), а утвердила раздел Германии на оккупационные зоны и решила два спорных вопроса о будущей ООН. Был принят принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности (неверно называемый "правом вето") и достигнута договоренность, что СССР будет иметь в ООН три места (СССР, Украина и Белоруссия), а не 16 (по одному от каждой союзной республики), как он того требовал.

    Основные положения Устава

    Преамбула Устава утверждает "веру в основные права человека, в ДОСТОИНСТВО и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций". Объединенные Нации обещают "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе".

    Первая статья провозглашает необходимость проводить улаживание международных споров мирными средствами и путем переговоров, "уважение принципа равноправия и самоопределения народов". Вторая статья уточняет, что организация основана "на принципе суверенного равенства всех ее членов", и требует от них воздерживаться "в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства". Статья подчеркивает, что Объединенные Нации не могут вмешиваться "в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства".

    ООН имеет два главных органа. Генеральная Ассамблея состоит из всех ее членов, но может принимать только "рекомендации".

    Совет Безопасности состоит из 11 членов: пяти постоянных ("великие" державы, победители 1945 г.: США, СССР, Великобритания, Франция, Китай) и шести непостоянных, избираемых на два года Генеральной Ассамблеей и не подлежащих немедленному переизбранию.

    В случае угрозы миру и агрессии Совет Безопасности может принять дипломатические, экономические и даже военные санкции (ст. 41 и 42), но только при условии голосования "за" семи членов Совета, среди которых пять постоянных членов. Постоянные члены должны быть единодушными. Такое правило часто интерпретируется как "право вето" внутри Совета Безопасности, но это не вполне верно. Даже воздержание, а не только голосование "против" одного постоянного члена может воспрепятствовать принятию любого решения.

    Такой состав и такие права Совета Безопасности отражают соотношение сил, существовавшее в 1945 г. И хотя в это время холодная война еще не началась, но неявно мир уже разделен на две системы, и принцип единогласия принят для того, чтобы избежать использования ООН в интересах одного блока против другого.

    Однако после начала холодной войны США и их западные союзники имели в Генеральной Ассамблее широкое большинство. В 1950 г. во время корейской войны США воспользовались отсутствием СССР, который бойкотировал Совет Безопасности, протестуя против отказа позволить представителю Китайской Народной Республики занять место Китая (хотя КНР существует с 1949 г.). Это место было занято представителем националистического Китая, точнее острова Тайвань (только в 1971 г. народный Китай занял свое место). США добились таким маневром одобрения ООН их военных действий в Корее.

    Ситуация постепенно менялась со вступлением в ООН новых членов – обломков колониальных империй. В нарушение своих принципов Устав утвердил в 1945 г. существование "несамоуправляющихся территорий", колоний и стран "под опекой". Деколонизация постепенно приведет к их исчезновению, и голосование в Генеральной Ассамблее примет "третьемирский" характер. Добавим, что новые члены ООН часто получали поддержку социалистических стран.

    Специализированные организации ООН

    Растущая интернационализация всех процессов экономической, социальной, культурной жизни привела к увеличению специализированных международных организаций, призванных решать проблемы, остававшиеся прежде в мировом масштабе без внимания.

    Это организации, как существовавшие ранее (например Международный почтовый союз, образованный в 1878 г.), так и вновь созданные (ЮНЕСКО, ФАО и др.). Они имеют статус "специализированных организаций" ООН.

    Будущее ООН

    Достаточно много критики раздается по поводу бессилия или неэффективности ООН. Критика не всегда справедлива. ООН смогла во многих случаях сыграть свою позитивную роль арбитра.

    Ее трудности объясняются стремлением великих держав использовать ее в качестве орудия для оправдания своей политики.

    Однако верно и то, что структуры ООН уже не соответствуют реалиям современного мира. Налицо, с одной стороны, желание Германии и Японии стать постоянными членами Совета Безопасности, что подтверждает его роль привилегированного инструмента великих держав; с другой стороны, желание стран "третьего мира" расширить представительство "малых стран" в Совете Безопасности, что требует расширения полномочий Генеральной Ассамблеи.

    Специально для безграмотных и дурно воспитанных - в столбце "Дата вступления в ООН" для Российской Федерации указано: "24 октября 1945 года (СССР)", т.е. в 45 году членом этой международной организации стал Союз Советских Социалистических Республик. Стоит отметить, что основы деятельности ООН и её структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции, т.е. СССР в том числе.

    После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-продолжатель СССР в вопросах ядерного потенциала, внешнего долга, государственной собственности за рубежом, а также членства в Совете Безопасности ООН, т.е. Российская Федерация является полноправным правопреемником СССР - с международно-правовой точки зрения это одно и тоже государство, следовательно членство нашей страны в рядах ООН с 1945 года бесспорно.

    Для повышения вашего уровня интеллекта:

    Правопреемство государств - это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

    Правопреемство происходит в случаях перехода территории одного государства другому государству, а также в случаях образования новых государств. В связи с этим различают:

    • Разделение - государство распалось на два (и более) государства. Старое государство исчезает, на его месте возникают новые
    • Выделение - из государства выделилась часть, но само государство осталось
    • Объединение - два и более государства становятся одним
    • Присоединение - одно государство присоединяется к другому

    Восполню ваш образовательный пробел и по другому вопросу. Вы заявляете, что Российской Федерации в 1945 году "и в помине не было..." - если вы из-за умственной ограниченности не смогли выучить историю своей страны, то это не значит, что РФ не существовало. Вот вам исторический факт: Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (официальная аббревиатура РСФСР) - союзная республика в составе СССР с 1922 по 1991 г. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Российская Советская Республика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика было введено Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. Наряду с вышеперечисленными официальными названиями в советский период также широко использовались такие неофициальные названия как Российская Федерация и Россия.

    P.S. Как совет - попытайтесь перейти с жаргона люмпена на нормальный русский язык...

    Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

    Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

    В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

    • поддержание международного мира и безопасности;
    • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
    • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
    • согласование действий наций в достижении общих целей.

    Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

    Система ООН имеет сложную организационную структуру:

    1. Главные органы ООН (собственно ООН).
    2. Программы и органы ООН.
    3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
    4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
    5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

    Органы ОНН

    Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

    Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

    Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

    Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

    Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

    Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

    • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
    • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
    • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
    • ряд экспертных органов;
    • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

    Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

    Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

    Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

    Бюджет ООН

    Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

    Программы ООН

    Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

    ЮНКТАД

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

    Организационная структура ЮНКТАД

    Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

    Совет по торговле и развитию исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

    Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

    Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

    Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

    С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

    Самостоятельные учреждения ООН

    К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

    Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

    Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

    Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

    — важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

    Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

    Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

    Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

    Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

    Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

    Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

    Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.