Вузы физкультуры и спорта. Физической культуры и спорта вузы россии

Физкультурное образование

система подготовки преподавателей физического воспитания (См. Физическое воспитание) и преподавателей-тренеров (по видам спорта) для учебных заведений всех типов, физкультурно-спортивных организаций, учреждений и др., отрасль педагогического образования (См. Педагогическое образование). Зародилась в 1-й половине 19 в., когда в ряде стран Зап. Европы (Дания, Швеция, Франция, Германия и др.) появились первые учебные заведения для подготовки учителей гимнастики (как системы физических упражнений, методических приёмов, используемых для укрепления здоровья и всестороннего физического развития), в России – в середине 19 в. в военных учебных заведениях, например в Стрелковой офицерской школе, фехтовально-гимнастических кадрах (курсах) в Петербурге. В 1896 П. Ф. Лесгафт организовал в Петербурге специальные курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, явившиеся прообразом современных вузов физической культуры. В 1909 открылась петербургская Главная офицерская фехтовально-гимнастическая школа, по образцу которой стали создаваться школы в военных округах. Подготовка инструкторов по гимнастике и спорту велась также на курсах при спортивных обществах, союзах, клубах.

Как самостоятельная отрасль высшего и среднего специального образования Ф. о. получило развитие в 1-й четверти 20 в.

В СССР специализированные физкультурно-спортивные педагогические вузы были созданы уже в первые годы Сов. власти – в 1918 в Москве и в 1919 в Петрограде (см. Государственный центральный, им. П. Ф. Лесгафта). Становление сов. системы Ф. о. связано с именами Н. А. Семашко , Н. И. Подвойского (См. Подвойский), таких учёных и педагогов, как В. В. Гориневский , М. Ф. Иваницкий, А. Н. Крестовников, И. М. Саркизов-Серазини , А. Д. Новиков, П. А. Рудик.

В 30–40-е гг. институты и техникумы физической культуры, школы тренеров открылись в Баку, Харькове, Минске, Тбилиси, Ереване, Каунасе, Риге и др. городах, в ряде педагогических институтов и университетов организованы факультеты физического воспитания, в педагогических училищах – отделения; в институтах физкультуры созданы педагогические и спортивные факультеты, специальные кафедры по видам спорта, для высшего Ф. о. установлен 4-годичный срок обучения, для среднего – 3-годичный.

Ф. о. прикладного характера в системе курсовой подготовки и учебно-тренировочных сборов получают инструкторы-общественники по физической культуре и судьи по спорту, начальное Ф. о. – учащихся спортивных школ, основы знаний в области физической культуры и спорта – учащихся общеобразовательных школ и специальных учебных заведений всех типов в процессе обязательных занятий физической культурой.

В др. социалистических странах Ф. о. осуществляется по специальностям и учебным планам, близким к принятым в сов. системе Ф. о. Крупнейшие центры Ф. о.: высшие школы физической культуры в Лейпциге и Гаване, Варшавская академия физического воспитания, Бухарестский, Венгерский, Софийский, Улан-Баторский институты физической культуры, факультеты физического воспитания в Белградском, Люблянском, Загребском и Сараевском университетах.

В большинстве капиталистических стран государственных систем физического воспитания населения не существует и Ф. о. имеет в основном спортивную направленность (тренер-преподаватель по виду спорта). Специалистов с Ф. о., как правило, готовят факультеты и колледжи физического воспитания университетов (например, в США свыше 1,3 тыс. таких колледжей и факультетов). Известные центры Ф. о.: Высшая школа физической культуры в Кельне, факультеты физического воспитания Боннского, Франкфуртского, Мюнхенского, Марбургского университетов (ФРГ), специальные факультеты в Гарвардском, Калифорнийском, Мичиганском университетах (США), Национальный институт спорта в Париже, институты физического воспитания в Жуэнвиле и Шатен-Малабри (Франция), центральный гимнастический институт в Стокгольме (Швеция) и др.

А. А. Дубов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Физкультурное образование" в других словарях:

    Физкультурное образование - Целенаправленное физическое (телесное) формирование и обучение человека средствам и методам его осуществления. Цель Ф. о. – предельный идеальный результат целенаправленного физического формирования человека, воплощенный в понятии физического… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В …

    Подготовка кадров для различных видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. Под термином «В. о.» понимается совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (общественным, физико математическим, химическим и др.) и… … Большая советская энциклопедия

    ФИЗО - физкультурное образование образование и наука, спорт ФИЗО физо физкультурное образование образование и наука, спорт … Словарь сокращений и аббревиатур

    - … Википедия

    Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия

    Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия

    Физическая культура (Ф. к.) – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями… … Большая советская энциклопедия

    - (1939 г. р.), имеет высшее физкультурное образование. Кандидат биологических наук (1969). Профессор (1993). Опубликовал более 120 научных работ, в том числе монографии, учебники и учебные пособия. Мастер спорта (1964). Заслуженный тренер РСФСР,… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Обучение классическим лыжным ходам. Учебно-методическое пособие , . Учебно-методическое пособие соответствует стандарту направления подготовки 44. 03. 01 - "Педагогическое образование" (профиль" Физкультурное образование") (квалификация - бакалавр).…

Спортивных вузов в РФ не так много - но наша страна может гордиться кадрами, которые они выпускают. Поскольку спорт - одна из сфер, в которой Россия ничем не уступает лучшим мировым державам.

Особенности обучения

Много специфических отличий обучения в сфере и в сравнении с большинством остальных направлений высшей школы. Причём не только и не столько потому, что физической культуре в них уделяется значительная доля времени и сил. Главное отличие - в программе подготовки тех, кто по окончании вуза должен будет учить своих воспитанников «прыгать выше головы». Ведь в спорт чаще всего приходят в очень юном возрасте. И от того, каким окажется тренер этих мальчишек и девчонок, зависит то, вырастут ли они обычными людьми - или новыми Александрами Карелиными и Еленами Исинбаевыми.

Что касается непосредственно спортивной профессиональной подготовки, то в ведущих вузах количество профилирующих видов спорта доходит до 30 в одном вузе. От распространённых и массовых футбола и хоккея - до значительно более редких видов: киокушинкай-карате и парашютного спорта.

Кроме того, в соответствии с требованиями нового ФГОС, планы обучения спортивных вузов содержат:

ТОП-10

Среди 25 вузов (включая их филиалы), для которых физическая культура и спорт являются единственным профилем, а также, ещё 48 высших учебных заведений, при которых функционируют спортивные факультеты - лучшими следует назвать не только те, из стен которых вышло наибольшее число известных рекордсменов и их тренеров. Но и те, которые воспитали известнейших на весь мир спортивных врачей, способствовали массовому распространению спортивного туризма либо составили учебно-методическую литературу, поспособствовавшую популяризации здорового образа жизни в нашей стране.

В этом случае пальму первенства присутствия в ТОП-10 придётся отдать:

  1. (являющемуся филиалом Военно-медицинской академии им. Кирова).
  2. (г. Казань);
  3. (г. Краснодар);
  4. , Ростов-на-Дону;
  5. Сибирскому Государственному университету спорта и физической культуры (г. Новосибирск);

Эти вузы уже сейчас воспитали и выпустили из своих стен сотни докторов наук, известных тренеров, нынешних игроков команд НХЛ, питерского «Зенита», чемпионов молодёжного Чемпионата мира по хоккею и множество других, известных в мире спорта людей.

Качество обучения

В целом качество обучения в спортивных вузах России можно назвать удовлетворительным - хотя в топовых вузах его уровень значительно выше. Причина этого тривиальна - недостаточность финансирования, которая «уводит» лучших преподавателей в престижные вузы страны или за рубеж. Тем не менее, подготовка будущих специалистов самой массовой специальности - преподавателя физической культуры - вполне достаточна. Правда, и к престижным спортивным профессиям её отнести трудно - по причинам, указанным выше.

Самые популярные специальности (бакалавриат)

В вопросе же о самых престижных специальностях большую роль играет специфика факультета - поскольку, согласно опять-таки ФГОС, специальности будущих бакалавров в дипломах слишком обобщённы, и насчитывают всего лишь три варианта: педагог, педагог-психолог и менеджер по физической культуре и спорту. Но факультеты профессионального и олимпийского спорта готовят преподавателей (а, фактически - тренеров) совсем другого уровня, нежели факультеты менее престижные - особенно в провинциальных институтах.

В результате, в этом контексте правильнее говорить не о специальностях, а о профессиях - причём в определённой спортивной сфере (поскольку финансирование и зарплаты в различных видах спорта тоже очень разнятся). И наиболее престижными в рейтинге окажутся:

  • менеджеры в вышеупомянутой сфере профессионального и олимпийского спорта;
  • тренеры (в этой же сфере) высокобюджетных и рейтинговых видов спорта, таких как большой теннис, хоккей, футбол и некоторые другие;
  • врачи-специалисты в области физической реабилитации.
  • менеджеры в сфере спортивного туризма;
  • специалисты по валеологии.

Перспективы обучения

Перспективы окончивших обучение студентов связаны с популярностью профессий, упомянутых в предыдущем разделе. Поскольку тренер футбольной команды высшей лиги вряд ли может стоять на одном уровне с учителем физкультуры поселковой школы.

Спортивные вузы Москвы

Результаты поиска:
(найдено заведений: 5 )

Сортировка:

10 20 30

    Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации - это профильный стратегический ВУЗ обучающий офицеров российской армии, сотрудников ФСБ, пограничников и войск специального назначения.

    Институт финансов, экономики и права офицеров запаса - это который ориентирует свою деятельность в область профессиональной переподготовки, дополнительного образования, высшего образования и трудоустройства военнослужащих, офицеров запаса и их семей.

    Специальностей: 5 Стоимость: от 36.000

    Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации - это профильный ВУЗ Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в котором обучают офицеров для профессиональной службы.

    Специальностей: 3 Стоимость:

    Московская государственная академия физической культуры функционирует с 1976. Этот ВУЗ выростил не одно поколение спортсменов, которые становились чемпионами Европпы и мира в различных видах спорта.

    Специальностей: 0 Стоимость:

    Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации - это государственный ВУЗ, который обучает профессиональные кадры для пограничной службы.

    Специальностей: 4 Стоимость:

Спортивные вузы Москвы, рейтинг спортивных вузов с бюджетными местами 2019

Спортивные вузы подготавливают специалистов для работы с молодыми спортсменами и для организаторской деятельности развития спорта, проведения спортивных мероприятия и соревнований. Институты выпускают высококвалифицированных тренеров и методистов по созданию тренировочных программ для спортсменов различных видов спорта. За каждой победой спортсмена стоит работа огромного числа тренеров и сервисной бригады. Тренер должен учитывать все особенности площадки проведения соревнований, биологические ритмы спортсмена, уметь оценивать способности спортсмена и принимать взвешенные решении. От него требуются мгновенные решения, которые могут повлиять на ход соревнований. Так же важна работа сервисной бригады, от качества подготовки снаряда и формы спортсмена зависит очень многое.

Немалую часть в спорте решают химики и биологи. Подготовка особых смазочных материалов ложится на плечи специальных химиков, которым приходиться учитывать различные условия проведения соревнований и перепады температур снарядов. Медикам приходится разрабатывать специальные таблетки, которые не окажут на организм спортсмена стероидных эффектов. В то же время личным лечащим врачам необходимо искать грань между эффективностью препаратов и легальным воздействиям. Этим и другим тонкостям спортивного дела можно обучиться в университетах.

Спортивные институты

Один из крупнейших данного сектора – это РГУФКСМиТ. Этот институт позволит получить образование, которое позволит трудоустроиться не только в спортивную отрасль, но и в смежные с ней. Так факультет "Рекламы и связи с общественностью" позволит устроиться в СМИ спортивным обозревателем или комментатором. Качественное образование даст необходимые знания и навыки для успешной карьеры. Известные спортивные комментаторы пользуются народной любовью не меньше олимпийских чемпионов. Кроме того, получают большие гонорары за свою деятельность, и путешествуют по всему миру, посещая крупнейшие соревнования.

Страна требует от спортсменов высоких результатов на чемпионатах мира и олимпийских играх, а для побед нужны хорошо образованные кадры. Поэтому спортивные институты проводят важную работу по воспитанию спортивных тренеров, химиков, медиков и других специалистов. Невозможно представить ни одно крупное мероприятие без рекламной, лоббистской и организаторской деятельности. В этих учебных заведениям подготовляют спортивных чиновников, которые добиваются проведения соревнований на территории России, и успешно организуют проведения спортивных праздников для всего мира.

Спортивное образование

Главное правильно определиться с выбором профессии и подобрать соответствующий институт. Хотите ли вы быть спортивным химиком, биологом, тренером или чиновником, зависит от вас. Остаётся лишь почувствовать призвание и добросовестно учиться в высшем учебном заведении. Некоторые крупные спортивные клубы организуют собственные школы и институты, где готовят кадров для себя. Возможно, стоит задуматься о том, что бы связать свою карьеру с конкретной организацией и получить образование по её программам.

России необходимы спортивные достижения, так что присоединяйтесь к спортивному движению, становитесь различными его частями. Побед без подготовки не бывает, заложите основу будущих российских триумфов, поступив в лучшие спортивные ВУЗы России.

Спроса полно, если судить по нашей знакомой. Она еще не закончила учиться, а уже знает свою будущую основную работу - в спортивной школе с детками, уже там устроена, и подрабатывает индивидуальными занятиями с детьми богатых горожан. Конечно, у кого-то хуже получается пристроиться. Те, кто в фитнесе, я знаю, в нескольких клубах одновременно вести могут - бегают согласно расписанию. Так и юрист один хорошую работу найдет, другой вообще не найдет. Опять же, в такие ВУЗы не идут спонтанно, решив в 10-м классе. Там потребуются при поступлении спортивные достижения - как у художников творческий конкурс.
Когда я заканчивала школу, из параллельного класса мальчик пошел в военно-спортивный институт (был такой в соседнем городе). Мы его называли конно-балетный. Так вот сейчас тоже есть Военный Институт Физической Культуры, в Питере есть. Так, мальчикам на заметку.

Выпускникам института присваивается воинское звание «лейтенант» и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании с квалификацией «специалист по физической культуре и спорту».
Выпускники института назначаются на должности преподавателей физической культуры в высшие военно-учебные заведения и начальников физической подготовки и спорта воинских частей всех родов войск и видов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Институт готовит офицерские кадры военно-физкультурного профиля для войск и вузов армии и флота, а также всех силовых структур и ведомств Вооруженных Сил Российской Федерации. В процессе 5-летнего обучения в институте курсанты изучают основы философии, психологии, педагогики, анатомии, физиологии, тактики, военно-технической подготовки, иностранных языков, теории и организации физической подготовки войск, проходят курсы единоборств, спортивных игр, плавания, лыжной подготовки, легкой атлетики и ускоренного передвижения, преодоления препятствий, гимнастики, атлетизма, стрельбы, участвуют в многочисленных соревнованиях на первенство института, ЛВО, ВС РФ, Санкт-Петербурга, России и в международных соревнованиях.
Вот Кафедра Медико-биологических дисциплин -
анатомия, биохимия, физиология, медицинское обеспечение и медицинский контроль за физической подготовкой, биомеханика физических упражнений позволяют познать особенности строения человека, отдельных его систем и органов, их функциональные возможности. Знание биохимических и физиологических реакций, особенностей их протекания в организме тренированного и нетренированного человека, переносимости физических нагрузок, потенциальных возможностей организма дает возможность научно планировать учебно-тренировочную работу, правильно определятьтрудность задач и готовность обучаемого к их выполнению. На кафедре МБД курсанты изучают основы массажа и при желании получают соответствующие удостоверение.

Кафедра спортивных игр ВИФК -
описаны достижения спортсменов института и их великие руководители в разных видах спорта, от фехтования до баскетбола.

Кафедра Тактики -
науки о бое. На занятиях по тактике курсанты изучают организационную структуру подразделений, боевые свойства и способы использования вооружения и боевой техники в бою, организацию и ведение боевых действий, приобретают умения и навыки в руководстве подразделениями в сложных условиях современного боя, получают общие знания о радиационной химической и биологической защите в бою. Наряду с глубоким знанием тактики выпускник ВИФК должен хорошо разбираться в военной истории, топографии

Так что выпускают офицеров, отвечающих за физическую подготовку войск, за эту стороны боеспособности. И наукой там можно заниматься.

Кандидаты на поступление в институт должны иметь спортивные звания или спортивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта. На одну специальность там берут и женщин.

Образование - процесс усвоения знаний, умений, навыков путем их целенап­равленной передачи от одного поколения к другому, от одной общности людей к другой. Процесс этот может носить характер прямой их передачи (учения), либо самостоятельного их усвоения посредством самообразования с использованием передающих средств: книг, схем, рисунков и т.д.

В настоящее время в образовании на первое место выходит его гуманистичес­кий смысл - образование рассматривается с точки зрения интересов личности, удов­летворения ее потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном раз­витии.

Главная цель физкультурного образования - формирование физической культу­ры личности.

Физическая культура личности - это определенный уровень физичес­кого развития человека, его личных качеств, навыков, специальных знаний и ценно­стных ориентации, достигнутых в результате специальной деятельности.

Определить уровень физической культуры личности можно по следующим пока­зателям:

    устойчивость интересов и мотивов личности к физическому совершенствова­нию;

    состояние здоровья;

    объем физкультурных знаний;

    объем усвоенных двигательных умений;

    гигиенические навыки и привычки;

    соблюдение режима физической активности;

    уровень развития основных физических качеств.

В теории физической культуры к содержанию физической культуры относят сле­дующие компоненты:

физическое воспитание,

физическую рекреацию,

фи­зическую реабилитацию.

Физическое воспитание в свою очередь включает в себя такие компоненты как физическое развитие и физкультурное образование.

Основные задачи в области физического воспитания

    Специфические (К ним относятся: укрепление здоровья; совершенствование телосложения; обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств: силы, быстроты, ловкости и др.).

    Общепедагогические (Это задачи нрав­ственного, этического, мировоззренческого, психологического и аксиологическо­го (ценностного)характера).

    Специальные задачи в области физкультурного обра­зования , в меньшей степени разработанные в теории физического воспитания.

В современной социологии физкультурное образование определяется как со­вместная деятельность людей по подготовке к занятиям физической культурой. Физическая культура предполагает сознательное формирование и поддержание человеческой телесности, куда входит телосложение, телесно-двигательные каче­ства и двигательные действия. Она призвана обеспечить физическое состояние людей, целенаправленное использование их досуга, создание условий для обще­ния в процессе занятий физическими упражнениями и подготовку к спортивной деятельности.

Задачи физкультурного образования:

1. Познавательная (обеспечивает передачу знаний в области физической культуры от одного поколения к другому).

2. Социальная (выполняет роль адаптации людей к конкретным условиям жизнедеятельности).

3. Культурообразующая (обеспечивает развитие самой физической культуры).

4. Гуманистическая (культивируюет и развивает способности человека, раскрывает его творческий потенциал).

Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает возможности личности, но и вводит человека в опре­деленный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и час­тью культуры личности. Человек становится способным самостоятельно моделиро­вать свой образ и стиль жизни, а также состояние своего здоровья.

        Высшее физкультурное образование.

Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф. Лесгафта.

Как особая система учебных заведений профессиональное физкультурное об­разование сформировалось в СССР в 20-30-х годах нашего столетия. Сейчас в Рос­сии существует 9 высших специализированных учебных заведений, 28 факультетов в педагогических вузах и 14 техникумов. Образование во всех учебных заведениях унифицировано. Подготовку специалистов в области физической культуры регули­рует общий для всей системы высшего образования Государственный образова­тельный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный пра­вительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. Он определяет структуру выс­шего профессионального образования, которая подразделяется на первый уровень - неполное высшее образование в объеме не менее первых двух лет обучения, с получением соответствующего диплома, второй уровень, дающий полное высшее профессиональное образование, обеспечивающий подготовку специалиста с тра­диционной для России квалификацией "учитель", "инженер", "экономист", либо с квалификацией "бакалавр" и третий уровень, обеспечивающий подготовку специалистов с квалификацией "магистр". Нормативные сроки обучения "бакалавр" - не менее 4 лет, "магистр" - 6 лет с итоговой аттестацией, удостоверяемой дипломом.

Физкультурное образование в этом документе относится к гуманитарно-соци­альному (направление 521900, специальность 022300 по принятой в России систе­ме классификаций). Деятельность специалиста по физической культуре протекает в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом при­общения личности к культуре. Его деятельность осуществляется в системе "чело­век-человек" и опирается на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-эко­номических, естественно-научных, психолого-педагогических и медико-биологи­ческих знаний. Предмет этой деятельности составляет научно-обоснованное целеполагание, проектирование, конструирование и процессуальное развитие человека в различных областях физической культуры.

Это обусловливает широкий набор учебных дисциплин, знание которых необхо­димо для специалиста этого профиля. Система этих дисциплин в общем виде со­стоит из гуманитарных и социально-экономических, математических и естествен­но-научных, общих и специальных профессиональных дисциплин. В состав гумани­тарных и социально-экономических дисциплин входят философия, психология, ис­тория, культурология, педагогика, социология, экономика, политология и право. Специалист-бакалавр должен бытьзнаком с важнейшими отраслями и этапами раз­вития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и при­емами работы с ними. В области филологии - свободно владеть литературным рус­ским языком, знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профес­сиональную терминологию, обладать лексическим минимумом одного из иностран­ных языков.

По циклу общих математических дисциплин специалист должен иметь представ­ление о математическом моделировании, о физических и биологических методах исследования, знать и уметь использовать основы математического анализа, тео­рии вероятности и математической статистики, информатики, программирования, компьютерной культуры. Из системы медико-биологических дисциплин специалист по физической культуре изучает анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, спортивную медицину, гигиену, лечебную физическую культуру и массаж, валеологию.

Цикл общепрофессиональных дисциплин включает историю физической культу­ры, психологию физического воспитания и спорта, теорию и методику физической культуры, курс общей и социальной педагогики, менеджмента в физической культу­ре, экономику физической культуры. Помимо этого цикл общепрофессиональных дисциплин включает базовые виды спорта и частные методики обучения гимнасти­ке, плаванию, спортивным и подвижным играм, легкой атлетике, лыжному спорту, тяжелой атлетике, спортивным танцам и т.д.

В программу обучения также входит цикл специальных дисциплин, устанавлива­емых вузом (факультетом), дополнительные еиды подготовки - гражданская оборо­на и др., а также факультативы. Общая продолжительность теоретического обуче­ния - 7 344 ч. (136 недель). Продолжительность практики - 10 недель. Продолжи­тельность экзаменационных сессий - 30 недель и итоговой квалификационной ат­тестации - 2 недели.

Образование по способу его финансирования может быть бесплатным или плат­ным. Бесплатное, в свою очередь, - государственным, общественным, организуе­мым за счет тех или иных общественных организаций (религиозных и нерелигиоз­ных). Организуется оно по территориальному, ведомственному или профессиональному принципу. В США, к примеру, каждый штат организует у себя университет, ко­торый содержится в основном за счет местных (муниципальных) средств. Ведом­ственный характер носят там военные вузы, "чисто профессиональных" там прак­тически нет. В России с самого зарождения вузы финансиро-вались государством и строились по профессиональному принципу. В нынешней России вузы финанси­руются государством, носят преимущественно профессиональный характер, часть из них управляется Государственным комитетом Российской Федерации по выс­шему образованию, часть - ведомствами. Высшее физкультурное образование в нашей стране строится по профессиональному принципу, финансирование и уп­равление им осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по фи­зической культуре и туризму.

Традиционными в физкультурном вузе являются специализации тренера и учи­теля-преподавателя по физической культуре. Вуз готовит высококвалифицирован­ных специалистов в области базовых видов спорта и частных методик обучения.

Деятельность выпускника физкультурного вуза может осуществляться в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитарного спорта, физической реабилитации, занятий физическими упражнениями с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности, в местах пребывания инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем, школах-интернатах, лечебных учреж­дениях, реабилитационных центрах, в семье, клубах, средних и высших учебных за­ведениях, сборных командах по видам спорта.

Введение разных специализаций диктуется социальными потребностями. Спе­циализированное образование решает задачу подготовки профессионалов по фи­зическому воспитанию подрастающего поколения, по физкультурно-оздоровитель­ной и спортивной работе с разными социальными группами, различающимися по возрасту, уровню и стилю жизни, потребностям и мотивам в сфере занятий физи­ческими упражнениями и спортом. Это могут быть домохозяйки, туристы, инвали­ды разных категорий, люди, проходящие курс реабилитации, работники правоох­ранительных органов, пилоты и т.п. В 1995 г. была открыта спе-циализация "Адап­тивная физическая культура", предназначенная для инвалидов и лиц с предпатологией, с ослабленным здоровьем. Она направлена на сохранение жизнедеятельности, предупреждение травматизма, заболеваний и других нарушений в состоянии здо­ровья людей, развитие компенсаторных возможностей и необходимых физических качеств.

Высшее специализированное физкультурное образование необходимо для ра­боты с людьми, деятельность которых связана с особыми условиями - пожарные, работники милиции и другие профессиональные группы. Физкультурное образова­ние в этом случае включает в себя изучение характера будущей деятельности в эк­стремальных условиях, решает специальные задачи, такие, как овладение приема­ми захвата, формирует умения действовать в составе штурмовых групп, выработку умений и навыков, с помощью которых можно без огнестрельного оружия "пора­жать" противника в единоборстве с ним средствами рукопашного боя и различны­ми видами борьбы.

Специализированное физкультурное образование предполагает знание социаль­но-психологических особенностей социальных групп, их места в социальной сфе­ре общества а также знание их юридического статуса. В существующей чрезвычай­но изменчивой реальности и трудно предсказуемых условиях жизни и деятельнос­ти выпускников вузов жизненной необходимостью становится усиление научного базового образования, на основе которого человек имеет большие возможности для овладения знаниями и новыми специальностями.

Для успешного овладения новыми специальностями после окончания вуза су­ществует образовательное учреждение дополнительного профессионального об­разования (повышения квалификации) специалистов.

Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:

удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечествен­ном и зарубежном опыте;

организация и проведение повышения квалификации и профессиональной пе­реподготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений, государ­ственных служащих и др. категорий лиц;

организация и проведение научных исследований, научно-технических и опыт­но-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

Целью переподготовки специалистов является получение ими новой специаль­ности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессио­нального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования и осуществляется соот­ветственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессиональ­ного образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается соответ­ствующий диплом об образовании. Важной функцией профессионального физкуль­турного образования, подготовки специалистов высшей квалификации является обучение их работе с населением по осуществлению непрофессионального физ­культурного образования.

Непрофессиональное физкультурное образование представляет собой форми­рование ценностного отношения к физической культуре, к ее целям и обучение фи­зическим упражнениям, физкультурным занятиям, как правило, рекреационного ха­рактера. Непрофессиональное физкультурное образование в отличие от профес­сионального не используется для зарабатывания на жизнь, а существует как часть общей культуры человека и направлено на потребности и вкусы различных соци­альных групп. Непрофессиональное физкультурное образование должно начинать­ся как можно раньше - с освоения сущности и содержания физической культуры в процессе дошкольного и младшего школьного возраста - с обучения физическим упражнениям. Принципиальным является то, что акцент должен быть сделан на об­разовании, на получении знаний и уже на основе их - формировании физических качеств и навыков, разумеется, в соответствии с возможностями обучаемых.

Основным содержанием физкультурного образования детей и подростков явля­ется формирование у них физкультурной грамотности, первичных знаний о том, что такое физическая культура, каково назначение физических упражнений, для чего предназначены те или иные упражнения и как ими пользоваться. Особая роль при этом отводится тому, как научить их правильно двигаться, ходить, бегать, передви­гаться на лыжах, ездить на велосипедах, лазать, прыгать. Необходимо учить детей правильно, гуманно взаимодействовать между собой, играть, бороться, соревно­ваться, оперировать с предметами и приспособлениями. Как известно, у детей 5-7 лет преобладают эмоциональные мотивы. Занятия должны быть образными, нагляд­ными, необходимо широко применять метод имитации. Учитель сначала должен объяснять смысл упражнения, затем показывает, а потом предлагает его выполнять. Младшие школьники испытывают большую потребность в движении, и особое зна­чение приобретают подвижные игры и состязания, интересные для детей этого возраста. Совершенно другие мотивы занятий преобладают у старших школьников. В этом случае главным становится формирование самопознания и достижения свое­го физического идеала. В этом процессе большую роль играет мода, приближение к принятому в данном возрасте физическому идеалу и стилю жизни. В процессе занятий модными видами физической культуры, такими, как бодибилдинг, скейт­борд, восточные единоборства происходит осознание себя, окружающего мира и своего места в этом мире. Физкультурное образование основывается на мотивах и значении занятий физическими упражнениями в данном возрасте и обеспечивает условия для приобщения подростков к физической культуре в соответствии с их интересами как во время уроков, так и на досуге.

У взрослых людей преобладают другие цели занятий физической культурой. На первое место вышли такие мотивы как коррекция фигуры, забота о здоровье и спо­соб времяпрепровождения, а также мотивы психологического характера, связан­ные с самосознанием, общением, самореализацией и модным образом жизни. Период зрелости у человека самый долгий. Этот период характеризуется способ­ностью человека самостоятельно действовать, принимать решения, выбирать про­фессию, создавать и обеспечивать собственную семью.

Это период высших творческих возможностей человека. Закономерностями раз­вития зрелых людей занимается акмеология, составной частью которой является физкультурное образование. Акмеология рассматривает зрелость как способность к физическому, нравственному, психологическому, профессиональному совершен­ствованию средствами самообразования, самоорганизации человеком своей жиз­ни и деятельности. Собственно акмеологическая проблема состоит в том, чтобы понять, почему одни достигают вершины, другие нет и как это происходит. На осно­ве многолетних исследований были сделаны выводы о том, что движение к верши­нам осуществляется на основе системы ценностей личности. Уровень профессио­нальных достижений связан с универсальностью образования. Чем универсальнее образование, тем выше профессионализм. Непрофессиональное физкультурное образование взрослых должно прежде всего передать ценностное содержание фи­зической культуры, сформировать осознанное отношение человека к занятиям, физ­культурной деятельности вообще и к соответствующему стилю жизни. Непрофес­сиональное физкультурное образование формирует образ мыслей, дает знания в области физической культуры и способность (на этой основе) управлять самостоя­тельно процессом самосовершенствования.

Целью непрофессионального физкультурного образования зрелых людей явля­ется формирование у них физкультурной образованности, широких знаний о воз­можностях, функциях физической культуры, отдельных ее упражнений и умений ре­ализовать их. Особое место непрофессиональное физкультурное образование за­нимает в валеологии - науке о включении человека в процесс формирования своего здоровья. Валеология решает проблемы сохранения здоровья, развития творчес­кой активности каждой личности, создания условий для сохранения здоровья. Обу­чение специалистов знаниям и умениям использования физической культуры в фор­мировании здорового образа жизни также составляет важную функцию высшего физкультурного образования.

Непрофессиональное физкультурное образование лиц пожилого возраста мож­но характеризовать как формирование у них физкультурной мудрости, знаний и умений в деятельности по сохранению и совершенствованию всех жизненных фун­кций стареющего организма посредством упражнений, рациональной двигатель­ной деятельности в целом. Физкультурное образование предполагает формирова­ние высокого уровня сознания и мышления, возможности творческого уровня деятельности в области физической культуры. Другими словами, физкультурное образование представляет собой систему и процесс усвоения фундаментальных теоретических знаний и формирование интеллектуального уровня, позволяющего не только воспроизводить уже существующие знания, но и создавать новые в сфере физической культуры. Физкультурное образование составляет основу физического вос­питания, которое по сути своей составляет процесс усвоения норм и правил в области физической культуры и формирование отношения к данному виду деятель­ности и обучения как процесс и система выработки навыков и умений в области физической культуры.

Особое значение физкультурного образования состоит в том, что оно не только передает знания и развивает интеллектуальные возможности личности, но и вво­дит человека в определенный культурно-исторический процесс, где физическая культура становится для него не только средством, инструментом для достижения каких-то целей, но и элементом общей культуры личности. Человек становится спо­собным самостоятельно моделировать свой образ жизни, состояние здоровья и стиль жизни.