Цели и организационная структура меркосур. Меркосур: современный этап развития, особенности функционирования и торговой политики в отношении третьих стран Меркосур история создания цели структура

МЕРКОСУР был образован 26 марта 1991 г. по Асунсьонскому договору, предусматривающему создание зоны свободной торговли, а к 2006 г. - таможенного союза, которые обеспечат свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также привлечение инвестиций в регионе. Название организации происходит от сокращения испанских слов, означающих «общий рынок юга».

Государства-члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Позднее к зоне свободной торговли МЕРКОСУРА присоединились Чили и Боливия, получив, таким образом, статус будущих членов организации.

К концу 90-х гг. XX в. около 85 % таможенных тарифов были устранены. Исключение составили таможенные тарифы Парагвая и Уругвая.

Институциональная структура: Совет общего рынка (высший политический орган), Группа общего рынка (исполнительный орган), Торговая комиссия, Парламентская комиссия, Консул-тативный социально-экономический форум и секретариат.

Организация открыла 21 информационный центр по всему миру. Штаб-квартира и секретариат располагаются в Монтевидео.

Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС) создана в 1991 г. В организацию входят Белиз, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор.

Высший орган ЦАИС - Совещание глав государств. Между саммитами работу ЦАИС координирует Генеральный секретариат , который занимается практической реализацией решений, принимаемых на саммитах и заседаниях Совета Министров (штаб-квартира - в г.Сан-Сальвадор).

В рамках ЦАИС действуют Центральноамериканский парламент (г.Гватемала), решения которого носят рекомендательный характер, и Центральноамериканский суд (г.Манагуа), который занимается оказанием консультационных услуг по различным международно-правовым вопросам.

Функционируют Центральноамериканский банк экономической интеграции, Центральноамериканский институт управления, Центральноамериканский институт исследований и промышленных технологий, Техническая комиссия по телекоммуникациям, Координационный центр по предотвращению стихийных бедствий и другие.

ЦАИС располагает солидной договорно-правовой базой, охватывающей практически все вопросы интеграции стран субрегиона (учредительный Протокол Тегусигальпы, Протокол Гватемалы об экономической интеграции, рамочный Договор о демократической безопасности, Договор о социальной интеграции).

Центральноамериканская интеграционная система создавалась прежде всего для решения задач экономического сотрудничества. Однако страны-участницы преследуют цели и политической интеграции. Этапным событием стало подписание в 1997 г. «Декларации Никарагуа» о политическом союзе стран субрегиона.



Большие надежды в субрегионе возлагаются на реализацию так называемых инвестиционных "мегапроектов", которые могли бы позволить существенно продвинуться в вопросе развития общей инфраструктуры стран ЦА и их экономик в целом. Особое место в этом вопросе отводится разработанному по мексиканской инициативе плану "Пуэбла-Панама", равно как и самой Мексике, которую в странах ЦАИС рассматривают в качестве своеобразного локомотива всех интеграционных процессов в субрегионе.

В контексте процесса, направленного на создание межамериканской зоны свободной торговли, страны ЦАИС (кроме Белиза и Панамы) пошли на заключение соглашения о свободной торговле с США (ратифицирован Палатой Представителей американского Конгресса в июле 2005 г.).

Ведутся переговоры с Евросоюзомо заключении соглашений о политическом сотрудничестве. На IV саммите Евросоюз-ЛАКБ (май 2006 г., Вена) достигнута договоренность о начале переговоров по соглашению об ассоциации, включая создание общей зоны свободной торговли.

Ассоциация карибских государств

Ассоциация карибских государств создана 24 июля 1994 г. на основе конвенции, вступившей в силу годом позже, в каче-стве координирующей структуры и для укрепления позиций национальных правительств, промышленных и деловых кругов во внешних сношениях.

Ассоциация является форумом для консультаций, развития сотрудничества и согласования деятельности в культурных, экономических и технических сферах, а также в области туризма и транспорта.

Члены организации (2004 г.): Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гонду-рас, Гренада, Гайана, Доминика, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сури-нам, Тринидад и Тобаго, Сальвадор, Ямайка.

Ассоциированные члены: Аруба, Франция (от имени Француз-ской Гвианы, Гваделупы и Мартиники), а также Голландские Антильские Острова.

Статус наблюдателя имеют: Аргентина, Бразилия, Великобритания, Египет, Индия, Испания, Италия, Канада, Марокко, Нидерланды, Перу, Россия, Турция, Украина, Финляндия, Чили, Эквадор, Южная Корея и ряд международных организаций.

Секретариат расположен в Порт-оф-Спейне, на островахТринидад и Тобаго.

Лекция 9. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

1. Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

2. Цели, задачи, структура и деятельность СБСЕ.

Цель лекции – раскрыть историю создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Ключевые слова – ОБСЕ, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

1. Строго говоря, ОБСЕ не является исключительно европейской организацией. В географическом смысле ее присутствие распространяется от Ванкувера до Владивостока.

Истоки ОБСЕ (до 1994 г. - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе - СБСЕ) находятся во временах холодной войны, когда процесс установления взаимногодоверия только зарождался.

ОБСЕ сформировалась в эпоху так называемой разрядки в начале 70-х гг. XX в. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан в 1975 г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 стран Европы, а также США и Канады. Не будучи международно-правовым актом, он фактически оказался долгосрочной программой развития процесса разрядки, сближения народов и сотрудничества в Европе. С подписания в 1990 г. Парижской хартии для Европы и создания ряда специальных институтов начался новый период в деятельности СБСЕ, основные вехи которого обозначили ключевые конференции в Берлине (1991 г), Праге (1992 г.), Стокгольме (1992 г), Хельсинки (1992 г), Риме (1993 г), Будапеште (1994 г), Лиссабоне (1996 г.) и Стамбуле (1999 г.).

ОБСЕ, которые могут и желают внести вклад в эту программу. ПРМ выходит за рамки диалога и направлена на создание партнерства как постоянного элемента архитектуры европейской безопасности.

ОБСЕ отличает всесторонний и основанный на сотрудничестве подход к обеспечению безопасности; всесторонний в том смысле, что он охватывает три измерения безопасности - человеческое, военно-политическое и экономическое (экологическое).

Цели и задачи ОБСЕ: предупреждение конфликтов, контроль над вооружениями, защита прав человека, преодоление межгосударственных кризисов, а также установление кодекса поведения государств, касающегося прозрачности отношений вооруженных сил и общества.

Официально цели ОБСЕ сформулированы следующим образом: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению устойчивого мира; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами; признание тесной взаимосвязанности проблемы безопасности в Европе и во всем мире; действенный вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

В контексте Парижской встречи на высшем уровне (ноябрь 1990 г.) было заключено важное соглашение по контролю над вооружениями - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). В актив военно-политического измерения СБСЕ/ ОБСЕ вошло несколько других важных договоров, касающихся военной безопасности, в том числе Договор по открытому небу 1992 г. и Венские документы 1990,1992,1994и 1999 гг, атакже имеющий ключевое значение Документ о легком и стрелковом оружии(2000г.).

Контроль над вооружениями и разоружением стран ОБСЕ предусмотрен также положениями Венской декларации 1992 г. по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению и Заключительным актом переговоров о сокращении численности обычных вооруженных сил в Европе (Хельсинки, 1992 г).

На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в ОБСЕ. Это решение не только отразило быстрое институционалыное развитие организации с момента окончания холодной войны, но и придало ее работе новый политический импульс.

Итогом Лиссабонской встречи на высшем уровне 1996 г. стало повышение ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех трех измерениях. Эта встреча стимулировала разработку в ОБСЕ Хартии европейской безопасности, котррая была принята на Стамбульской встрече на выс-шем уровне в ноябре 1999 г. На этой встрече 30 государств -участников ОБСЕ подписали адаптированный Договор об ОБСЕ.

ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности. Это объясняется несколькими факторами: широтой ее членского состава, охватывающего страны Евроатлантического и Евроазиатского регионов; ее всеобъемлющим и основанном на сотрудничестве подходом к безопасности; глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса; функционированием широкой сети ее миссий на местах, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества с другими международными институтами.

Отношения ОБСЕ с Объединенными Нациями основываются на рамочном договоре с Секретариатом ООН и статусе наблюдателя при Генеральной Ассамблее. В Хельсинкской декларации 1992 г. государства-члены объявили ОБСЕ региональным соглашением, соответствующим положениям главы VII Устава ООН.

2. ОБСЕ действует при наличии трех предпосылок: воли государств-членов к действию; принципиального консенсуса по поводу принятых решений; готовности к использованию согласованных механизмов ОБСЕ.

10 базовых принципов ОБСЕ: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов рас-поряжаться своей судьбой; межгосударственное сотрудничество; добросовестное выполнение международно-правовых обязательств.

Основной постоянный орган для политических консультаций и принятия решений - Постоянный совет. Его члены, постоянные представители государств, еженедельно собираются на заседания водворце Хофбург(Вена) для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции ОБСЕ, и принятия решений. В Хофбурге также проводятся регулярные заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, который занимается вопросами контроля над вооружениями и мерами укрепления доверия и безопасности, и Совместной консулытативной группы, которая осуществляет контроль за выполнением Договора об ОВСЕ.

Министры иностранныхдел 55 государств встречаются ежегодко в рамках Совета министров за исключением тех лет, когда проводится встреча на высшем уровне с участием глав государств и правительств. В области экономического и экологического измерения раз в год в Праге проводится встреча руководящего совета, заседающего в качестве Экономического форума.

Действующий председатель - министр иностранных дел страны, проводившей предшествующее заседание Совета, помощь которому оказывают предшественник и преемник («тройка»), занимается координацией текущей деятельности ОБСЕ. Он может назначать личных и специальных представителей.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств обеспечивает раннее предупреждение правонарушений. Его бюро находится в Гааге.

Наиболее молодой институт ОБСЕ - Бюро представителя по вопросам свободы средств массовой информации - создан для наблюдения за положением дел в области СМИ.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) осуществляет контроль выполнения обязательств в сфере человеческого измерения; координирует и подцерживает связи между государствами-членами; распространяет информацию о человеческом измерении и гуманитарном международном праве; организует встречи и семинары по вопросам создания банковдан-ных и укрепления демократических институтов сотрудничества с международными организациями. Базируется в Варшаве.

Парламентская ассамблея проводит ежегодные сессии в го-родах государств-членов. Она состоит из 312 мест, принадлежащих национальным делегациям (от 2 до 17 членов в зависимости от численности населения страны). Решения принимаются, как правило, простым большинством, однако применяется и процедура консенсуса. Парламентская ассамблея имееттри комитета: по вопро-сам политики и безопасности, экономическим, гуманитарным вопро-сам. Ассамблея оценивает деятельность ОБСЕ, проводит дебаты по вопросам, обсуждаемым на заседаниях Совета ОБСЕ или на встречах глав государств и правительств, информирует национальные парламенты. Ее секретариат располагается в Копенгагене.

В рамках создания механизмов урегулирования споров в 1992 г. был учрежден Суд по примирению и арбитражу в Женеве.

Секретариат ОБСЕ располагается в Вене, имеет четыре департамента: конференций, администрации и бюджета, поддержки председателя, Центр по предупреждению конфликтов.

Лекция 10. Европейский Союз

1. Договор о Европейском Союзе.

2. Основные цели и органы ЕС. Ценности ЕС.

3. Основные направления сотрудничества ЕС.

Цель лекции – раскрыть историю создания Европейского Союза.

Ключевые слова – ОБСЕ, зона евро, сообщество, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

1. Относительно понимания Европейского Союза как международной организации среди специалистов нет единодушия. Некоторые ученые, особенно юристы-международники, считают ЕС не организацией в чистом виде, а промежуточной, переходной формой, видят в нем прообраз будущего многонационального европейского регионального государства. Некоторые специалисты рассматривают ЕС как полугосударственное образование. эволюционирующее в сторону полноценной федерации. ЕС сохраняет общие черты с международной (межправительственной) организацией и с конфедерацией государств. Тем не менее авторитетные справочники по межгосударственным организациям и международному праву относят ЕС к разряду МО.

Если исходить из формальных определений, Европейский Союз - это интеграционная организация, главная цель которой -построение «как можно более тесного союза европейских народов» (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).

Членом ЕС имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее «принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства» (ст. 6, 49 Договора о Европейском Союзе). Для этого необходим уровень экономического развития страны, сопоставимый со средними показателями ЕС, а также осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привес-ти внутреннее законодательство государства-кандидата в соответствие с нормами права Европейского Союза.

Члены Европейского Союза (2004 г.): Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г); Греция (с 1981 г); Испания, Португалия (с 1986 г.); Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г); Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (с 2004 г). Кандидатом на вступление в Союз считается Турция; рассматривается вступление в 2007 г. Болгарии и Румынии.

Европейский Союз формировался постепенно, по мере усиления интеграционных прсцессов между входящими в его состав государствами и народами. Поэтапный характер строительства ЕС отражается в его устройстве.

По характеру компетенции ЕС выступает как надгосударственная (наднациональная) организация политической власти, в пользу которой государства-члены добровольно ограничили свой суверенитет.

В начале XXI в. Европейский Союз вступил в новый этап преоб-разований, цель которых - сделать эту организацию способной эффективно функционировать в условиях, когда она будет включать около 30 государств-членов.

МЕРКОСУР - торговый союз стран Южной Америки, который объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента.

В МЕРКОСУР входят : Аргентина, Бразилия, Уругвай, Венесуэла.

Ассоциированные члены: Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу.

Также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.

Причины создания : стремление к экономическому развитию, улучшению благосостояния стран-членов, уменьшению влияния США на страны-члены группировки.

Цели МЕРКОСУР :

· содействие свободной торговле;

· оптимизация логистики и доставки товаров внутри континента;

· объедение населения и развитие экономики;

· эффективное использование инвестиций;

· повышение международной конкурентноспособности экономик региона.

Интеграционный процесс:

· Соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай

· 1991 г.: подписание Асунсьонского договора - основного документа, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи

· С 1 января 1995 года в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994 году, МЕРКОСУР перешёл от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %)

· Декабрь 1995 г.: соглашение о взаимодействии с ЕС

· 1996 г.: соглашение о свободной торговле с Чили, в 1997 г. ассоциированным членом стала Боливия

· Февраль 1997 г.: соглашение о взаимодействии с Андским сообществом

· август 2010 г.: утверждение общего Таможенного кодекса, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР

Влияние на страны-члены группировки:

На начальном этапе формирование ЗСТ(зона свободной торговли) оказало интенсивное стимулирующее воздействие на развитие внутризоновой торговли, привлечение иностранного капитала, а также увеличение производства в экспортоориентированных отраслях.

МЕРКОСУР важно как объединение, служащее стабилизационным механизмом для экономик стран блока. Констатировано, что сдерживание инфляции осуществлялось посредством увеличения импорта, регулирование тарифной политики способствовало «торможению» темпов экономического спада, например, в Аргентине и Бразилии. В 1991-1993 гг., в период, когда темпы экономического роста в Бразилии были весьма низкими, местная промышленность смогла выжить в значительной мере благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой как раз тогда переживала подъем. Этим южноамериканцы объясняют достижение положительного сальдо во взаимной торговле и сохранение уровня занятости.



В 1994-1995 гг. ситуация между Аргентиной и Бразилией повторилась в «зеркальном отображении» – спад в Аргентине и начало подъема в Бразилии. Страны пошли по отработанному сценарию и теперь уже аргентинцы отмечали положительные стороны сотрудничества в МЕРКОСУР.

С ноября 2002 г. граждане стран группировки могут перемещаться по территории МЕРКОСУР и проживать там без оформления визы. Создание МЕРКОСУР не только привело к резкому увеличению взаимной торговли, но и способствовало расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками.

На современном этапе деятельность МЕРКОСУР характеризуется энергичным восстановлением национальных экономик, сближением позиций политических элит, схожестью приоритетов социально-экономических политик государств-членов.


52. АСЕАН: причины и цели создания, этапы интеграционного процесса. Что означает АСЕАН+1, АСЕАН+3, АСЕАН+6?

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии.

Страны-участницы АСЕАН : Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам.

Среди мотивов, причин создания АСЕАН были: желание правящей элиты её членов сосредоточиться на государственном строительстве, общий страх перед коммунизмом, недоверие к ведущим иностранным державам в 1960-х, и стремление к экономическому развитию.



В принятой Декларации АСЕАН ставились следующие цели :

▪ ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восгочной Азии;

▪ укрепление мира и региональной стабильности;

▪ расширение активного сотрудничества и взаимопомощи стран- участниц в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров:

▪ развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;

▪ расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц;

▪ установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.

Интеграционный процесс в рамках АСЕАН включает в себя:

▪ в соответствии с Соглашением о создании зоны преференциальной торговли (1977 г.) предоставление торговых льгот странам-участницам;

▪ в соответствии с Соглашением АФТА (ASEAN Free Trade Arrangment) - создание зоны свободной торговли. Соглашение вступило в силу с 1 января 2002 г.;

▪ схемы промышленного сотрудничества АСЕАН;

▪ в соответствии с рамочным соглашением о зоне инвестиций АСЕАН (АИА) либерализацию движения капитала.

В 1970-е гг. зародилась система так называемых диалогов АСЕАН с ведущими государствами мира прежде всего в АТР.

АСЕАН+1: Регулярный характер приобрели ежегодные постминистерские встречи с представителями региональных партнеров (США, Канада, Япония, Южная Корея, Китай, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Индия, ЕС) по схеме «10 + 1», то есть асеановская «десятка» плюс один из партнеров.

АСЕАН+3 : механизм углубленного взаимодействия АСЕАН с восточной «тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея).

АСЕАН+6: 10 стран АСЕАН, Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия.

В Латинской Америке наиболее динамичной является МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur) — Общий рынок Южного конуса. Соглашение вступило в силу в 1991 г. и объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай, а также Чили и Боливию в качестве ассоциированных членов. Интегрированы около 60% территории, 50% населения и совокупного Латинской Америки. Страны имеют разный уровень экономического развития: в Аргентине составлял 6,2 тыс. долл., в Парагвае — 1,7 тыс. долл. Именно в 1990-е гг. в этих странах разрушалась система, основанная на импортозамещении, дирижизме и протекционизме. Модель национального развития в рамках закрытой экономики с опорой на собственные силы привела к «долговой яме» неэффективного хозяйствования. Происходит поворот к новой парадигме развития — неолиберализму, квинтэссенция которого изложена в так называемом Вашингтонском консенсусе. МЕРКОСУР формируется на гребне успехов рыночных преобразований первой волны.

Асунсьонский договор о создании МЕРКОСУР предусматривал такие этапы интеграции, как:
  • отмена тарифных и нетарифных ограничений между странами блока;
  • введение единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам;
  • координация макроэкономической и отраслевой политик, в том числе фискальной и валютной, а также в части движения услуг и капитала.

Оговариваются совместные шаги по борьбе с наркобизнесом, а также сотрудничество в области науки, образования и культуры.

В 1994 г. на встрече в Бразилии была создана организационная структура МЕРКОСУР, включающая Совет Общего рынка (высший орган, функционирующий на уровне министров иностранных дел и министров экономики), Группу Общего рынка (исполнительный орган), Комиссию по торговле (вспомогательный орган, руководящий проблемными группами и комитетами), Парламентскую комиссию, Социально-экономический консультативный орган и Секретариат (г. Монтевидео). Решения принимаются на основе консенсуса всех членов.

В результате деятельности МЕРКОСУР были отменены таможенные пошлины на более чем 90% товаров и принят (с некоторыми изъятиями) Единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) стран-участниц. Произошел стремительный рост внутригрупповой торговли, в том числе между Бразилией и Аргентиной (более чем в 5 раз). Нарастает взаимное трансграничное перемещение капитала, особенно в форме прямых инвестиций.

МЕРКОСУР становится не только центром латиноамериканской интеграции. В 1995 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о сотрудничестве с ЕС (г. Мадрид). Основная цель — постепенное создание межконтинентальной зоны свободной торговли, выработка общей внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, унификация норм качества и сертификатов о происхождении товаров и др.

Интеграция в рамках МЕРКОСУР породила не только успехи, но и новые испытания для стран-участниц . Либерализация экономик имела оборотную сторону: высокие социальные издержки реформ и рост внешних рисков («ловушки глобализации»). Уже в середине 1990-х гг. страны МЕРКОСУР входят в полосу финансово-экономических потрясений, имеющих характер цепной реакции. Финансовый кризис стран Юго-Восточной Азии негативно отразился на экономике Бразилии — крупнейшей страны группировки, а затем и на всех странах МЕРКОСУР. Падение спроса приводит к квотированию импорта и антидемпинговым разбирательствам. Постепенно кризис был преодолен.

5 июля 2006 г. Венесуэла стала членом МЕРКОСУР. В своей речи президент Уго Чавес заявил, что вступление Венесуэлы в МЕРКОСУР — это реализация заветов отца нации, освободителя Симона Боливара, краеугольный камень в деле достижения новой независимости народов Америки. Президент Венесуэлы подчеркнул также, что в одиночку ни одна из наших стран не смогла бы продвинуть вперед этот подлинный интеграционный проект развития.

Более семи лет потребовалось на то, чтобы Протокол о присоединении Венесуэлы к южноамериканскому торгово-экономическому блоку стал реальностью, и в этом огромная заслуга самого Чавеса, который сломал прежнюю традицию венесуэльских лидеров послушно следовать в кильватере Соединенных Штатов, часто в ущерб отношениям со странами региона и особенно с Бразилией, которая, не без подсказки геополитиков и консультантов из США, рассматривалась в качестве естественного оппонента Венесуэлы. Согласно графику, за четыре года Венесуэла должна принять общую внешнюю таможенную политику МЕРКОСУР и выработать соответствующий тариф. С 2010 по 2013 г. страны постепенно откроют друг другу рынки и создадут зону свободной торговли. Со вступлением Венесуэлы ВВП МЕРКОСУР составит около 1 трлн. долл., или 76% всего ВВП Южной Америки.

В 1990 г. США, в лице президента Дж. Буша (старшего), выдвинули идею формирования единой континентальной зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли» — «Инициативу для Америк». В 1994 г. в Майами на встрече глав государств и правительств Западного полушария
Б. Клинтон подтверждает готовность США создать панамериканскую ЗСТ уже к 2005 г. Бурные дебаты показали большие разногласия между Севером и Югом в понимании условий и методов интеграции. США предлагали латиноамериканским странам присоединяться к НАФТА на условиях, принятых в этой группе. Имеются в виду не только отмена тарифных и нетарифных преград, но и ограничение субсидий, либерализация движения капитала, гарантии защиты прав интеллектуальной собственности, унификация законодательств и процедур урегулирования споров. Бразилия предложила свою концепцию, основанную на принципе свободного регионализма: постепенная, по мере роста экономик, интеграция стран Юга вокруг МЕРКОСУР и лишь затем консолидированное объединение с . Такой вариант в большей мере гарантирует соблюдение принципа паритета (равенства) интересов при объединении столь разных экономик. Кроме того, страны Южной Америки настаивают на отмене субсидирования аграрной продукции со стороны США.

На всех континентах, исключая, конечно, Антарктиду, страны объединяются в региональные Создание общего экономического пространства, помогает государствам усилить и создать условия местному бизнесу для конкуренции с глобальными компаниями. Торгово-экономический союз МЕРКОСУР, состав стран которого постоянно расширяется, был создан для организации общего латиноамериканского рынка. МЕРКОСУР - это сокращение от Mercado Común del Sur (переводится как "южноамериканский общий рынок").

История создания

Понимание того, что нужно объединяться, к руководителям стран региона пришло давно: первая попытка была предпринята в 1960 году. Десятью странами была создана Латиноамериканская ассоциация свободного рынка.

В объединение вошли как относительно развитые страны - Бразилия и Аргентина, - так и бедные - Боливия и Эквадор. Изначально заложенное в основу экономическое неравенство не способствовало успешному развитию сотрудничества, прежде всего торговли. Политические и экономические кризисы окончательно уничтожили интерес стран к этой организации. В 1986 году Бразилия и Аргентина объявили об учреждении открытого проекта экономической интеграции и призвали страны региона присоединяться. В 1991 году был подписан Асунсьонский договор о создании таможенного союза и общего рынка стран МЕРКОСУР. В 1995 году договор вступил в силу, на более чем 85 % товаров из третьих стран стали действовать

Участники

Договор о создании латиноамериканского интеграционного объединения подписали четыре страны. К двум инициаторам проекта прибавились буферные страны, и состав стран МЕРКОСУР стал таким: Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай. В 2012 году полноправным членом объединения стала Венесуэла. Но и сейчас ответ на вопрос, какие страны входят в МЕРКОСУР, не всегда однозначный. Членство Парагвая и Венесуэлы периодически приостанавливается за нарушение демократических принципов. Ассоциированные страны - члены МЕРКОСУР - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Кто управляет

Всеми вопросами функционирования интеграционного объединения занимаются три главных института, отвечающие за принятие основных политических решений. Высшим органом является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и министры экономики стран МЕРКОСУР. Работу Совета обеспечивает в том числе Комиссия постоянных представителей, Совещание министров, Группа высокого уровня и другие институты.

Исполнительным органом интеграционного союза является Группа общего рынка, в которую страны делегируют по одному представителю. Среди членов обязательно должны быть представители министерств экономики, иностранных дел и центральных банков. Торговая комиссия несет ответственность за обеспечение применения общих инструментов коммерческой политики, необходимых для функционирования таможенного союза, а также мониторинг, обзор и вопросы, связанные с общей коммерческой политикой, с торговлей внутри государств, входящих в МЕРКОСУР, и с третьими странами. Единственный постоянно действующий орган - секретариат, предоставляет консультации и техническую поддержку работе интеграционного союза.

Первые шаги

Как и любой другой международный интеграционный проект, МЕРКОСУР начался с шагов по созданию свободного общего рынка. Страны МЕРКОСУР объявили о формировании единого рынка и организации таможенного союза. В Латинской Америке была создана субрегиональная зона свободной торговли, с беспрепятственным движением капитала, товаров и услуг. Внутри объединения были отменены пошлины, квоты и нетарифные ограничения. Для торговли с третьими странами были приняты общие таможенные правила, которые предусматривали в том числе и единый внешний тариф. Страны договорились координировать политику в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи. Также участники объединения собирались вести согласованную валютно-финансовую политику. МЕРКОСУР должен был также обеспечить проведение общей политики в отношении третьих стран и других интеграционных объединений.

И первые успехи

Интеграционная модель МЕРКОСУР, предусматривающая использование инструментов открытой рыночной экономики, прежде всего либерализацию торговли, помогла быстро достичь первых успехов. В первые годы была реализована программа по созданию свободного рынка, в том числе ежегодное снижение таможенных пошлин на 7 %. В результате удалось освободить от таможенных пошлин и нетарифных ограничений почти 90 % сфер взаимной торговли.

В 1991-1998 годах торговля внутри интеграционного союза выросла с 4,1 до 12 миллиардов долларов США, доля по отношению к общему экспорту стран с 8,8 до 19,3 %, а к 1998 году до 25,3 %. Страны - участники МЕРКОСУР увеличили взаимную торговлю в первую очередь за счет промышленных товаров, произведенных автомобильной, химической, фармацевтической промышленностью. Большой общий рынок, либеральные условия торговли привлекли значительные иностранные инвестиции. В 1999 году почти четверть всех инвестиций в развивающиеся рынки пришелся на МЕРКОСУР, 55,8 миллиарда долларов. Это десятикратное увеличение по сравнению с периодом образования союза.

Что в настоящем

Этап бурного роста закончился к 1998 году, вместе со всем миром объединение переживало экономический кризис. Снизились объемы взаимной торговли, страны МЕРКОСУР перестали соблюдать соответствующие правила. Кризисы крупнейших членов интеграционного союза Бразилии и Аргентины сильно ударили по экономике всех стран региона. Торговля на сократилась более чем вдвое: с 41.3 миллиарда (1998 год) до 20 миллиардов долларов в 2002 году. Доля в общем экспорте уменьшилась до 11,4 %.

Восстановление мировой экономики и изменение модели интеграционного объединения позволило оживить МЕРКОСУР. Рост экономики стран МЕРКОСУР дал возможность существенно увеличить международную торговлю, доля объединения в мировом экспорте выросла с 1,5 % до 1,7 % в период с 2002 по 2008 год. И продолжает увеличиваться. Торговля росла даже во время кризиса 2008-2009 годов. Постепенно интеграционные процессы переносятся и в другие сферы, в том числе социальную политику и гражданское общество. С 2015 года между странами МЕРКОСУР и Колумбией, Чили, Эквадором, Перу можно путешествовать без паспорта.

Международное сотрудничество

За время существование МЕРКОСУР страны-участники значительно увеличили свой экономический потенциал, а Бразилия стала одной из ведущих экономических держав мира. Соответственно, поднялся и авторитет организации на глобальном рынке. Латиноамериканский интеграционный союз стал проводить активную политику по налаживанию экономических связей с другими странами и союзами на других континентах. Заключены соглашения о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Южноафриканским таможенным союзом, Советом сотрудничества стран Персидского залива, АСЕАН. Долгие переговоры ведутся с Европейским союзом - они близки к успешному завершению. Заключены торговые соглашения с Индией, Израилем, Иорданией, Малайзией. МЕРКОСУР вошел в Союз южноамериканских наций, объединяющий все государства континента. Основная задача - создать свободный общий рынок на всем континенте.

МЕРКОСУР МЕРКОСУР

МЕРКОСУР (Mercosur, сокращение от исп. Mercado Comun del Sur, что переводят как Южноамериканский общий рынок), межгосударственное экономическое объединение стран Южной Америки.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (с июля 2006), а в качестве ассоциированных членов - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу. Первым шагом к созданию объединенного рынка на континенте послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986. Через четыре года к ним присоединились Парагвай и Уругвай.
Главный орган управления Меркосур - Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат с головным офисом в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики
Основной принцип деятельности органов Меркосур - консенсус (см. КОНСЕНСУС) . Идея создания наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки. Создание Меркосур привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991-1997 она выросла примерно в шесть раз, хотя товарооборот с развитыми странами почти не менялся. В зоне свободной торговли первых четырех стран-участников были ликвидированы таможенные пошлины на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро-Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешел на более высокий уровень интеграции: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников был введен единый таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МЕРКОСУР" в других словарях:

    МЕРКОСУР - (Mercado Comu n del Cono Sur MERCOSUR) субрегиональный торгово экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены Боливия и Чили. Название переводится с испанского как «Рынок Южного конуса»… … Юридическая энциклопедия

    Экономическая организация Рынок Южного конуса Mercado Comu’n del Cono Sur1. Учреждена 1 января 1995. Полноправными членами Меркосур являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, ассоциированными членами Чили и Боливия. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    Меркосур - объединённый рынок стран южного конуса исп.: Mercosur, Mercado Comun del Cono Sur http://www.mercosur.org/​ исп … Словарь сокращений и аббревиатур

    Флаг Меркосур … Википедия

    Флаг Меркосур МЕРКОСУР общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных… … Википедия

    МЕРКОСУР - наиболее динамичное объединение среди интеграционных группировок в Латинской Америке. В 1991 1995 гг. объем взаимной торговли между странами участницами вырос почти в 4 раза и составил 15 млрд. долл. Доля внутризональной торговли в суммарном… …

    МЕРКОСУР - MERCOSUR (MERCADO COMUN DEL SUR) Региональный таможенный союз, созданный в 1995 г. с целью развития свободной торговли между странами членами. В союз входят Бразилия, Уругвай, Аргентина и Парагвай. Ассоциированными членами являются Боливия, Чили … Словарь-справочник по экономике

    МЕРКОСУР - интеграционное объединение в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая … Экономика: глоссарий

    Меркосур - (Mercosur)Mercosur, латиноамериканская организация, основанная Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в марте 1991г. с целью создания Общего рынка в регионе … Страны мира. Словарь

    МЕРКОСУР, Группировка стран южно - общий рынок субрегиональный торгово экономический союз в рамках Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАЙ). Включает Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. Охватывает территорию 12 млн. кв. км с населением 200 млн. человек. Штабквартира… … Внешнеэкономический толковый словарь

Книги

  • Интеграционые процессы в западном полушарии , Галина Костюнина. В предлагаемой монографии рассмотрены интеграционные процессы в Северной Америке в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), в том числе вопросыторговой и инвестиционной…