Темы и планы лекций цикла дисциплин по военно-технической подготовке. Военно-инженерный институт военная кафедра дисциплина военно-техническая подготовка лекция

Тактическая подготовка

Самое эффективное оружие - это не танки и артиллерия, а умение планировать боевые действия таким образом, чтобы достичь максимального результата, не потеряв при этом ни людей, ни технику. Любой, даже локальный, бой необходимо контролировать, обеспечивая превосходство над противником, даже если силы неравны. Именно этому и учит программа тактической подготовки.

Тактическая подготовка: цели и задачи

Обучение тактике состоит из теоретических и практических занятий, на которых, овладев определенным багажом знаний, личный состав пытается выстроить ход боя. Они должны:

    знать теоретические основы общевойскового боя;

    уметь прогнозировать ситуацию в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

    научиться координации и четко понимать технические возможности группы;

    действовать выдержанно, с минимальным риском для военнослужащих, и стараться выполнить поставленную задачу.

Тактическая подготовка дает и дополнительную мотивацию для дальнейшей службы в армии, прививает уважение к своему делу, формирует высокие моральные, боевые и психологические качества.

Отработка тактических приемов на практике

После закрепления основ начинается практическая подготовка в условиях, максимально приближенных к боевым. Используется как тяжелая техника (танки, БРТ), так и стрелковое оружие. Военнослужащие должны мгновенно реагировать на изменение ситуации, четко следовать приказам и работать в команде, координируя свои действия с другими.

Для старшего личного состава проводятся дополнительные лекции и семинары, обучающие как эффективному руководству группой, так и созданию оптимального психологического и морального настроя у солдат.

Справочная информация

Боевые возможности вооружения подразделения по поражению бронеобъектов, их уязвимые места. Приемы и способы борьбы с танками, бронированными машинами и противотанковыми средствами противника, особенности борьбы с ними в населенном пункте, в горах и в лесу Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты современного общевойскового боя и требования предъявляемые к нему Ведение огня по команде командира и самостоятельно. Смена огневой позиции (места для стрельбы). Бой с противником, ворвавшимся в траншею, оказание помощи товарищу Ведение переговоров по средствам связи Виды боевых готовностей США и их характеристика Выбор места расположения для отдыха, устройство ночлега, обогрев в зимних условиях Действия при перевозке войск Действия при пленении противника Действия солдата-мотострелка в бою Занятие места в БМП (БТР). Подготовка вооружения к использованию. Выдвижение к рубежу перехода в атаку, спешивание, действия при артиллерийском (минометном) обстреле противника Изучение норматива: «Спешивание подразделений с БТР (МТ-ЛБ) и развертывание в цепь» Изучение норматива: «Действия подразделения в обороне при выходе из укрытия» Изучение норматива: «Доставка боеприпасов под огнем противника» Изучение норматива: «Занятие окопа, траншеи, позиции (огневой позиции), опорного пункта или указанного места военнослужащим». Подготовка к ведению огня днем (ночью): изучение местности; определение расстояний до ориентиров; закрытых (непоражаемых) участков местности и вероятных путей движения противника. Наблюдение за противником и местностью днем (ночью), доклад командиру о результатах наблюдения Изучение норматива: «Обнаружение целей» Изучение норматива: «Передвижение на поле боя (скрытое выдвижение к объектам противника)» Изучение норматива: «Посадка личного состава в автомобили, БТР (МТ-ЛБ) на месте» Изучение норматива: «Посадка подразделений в БТР (МТ-ЛБ) в ходе наступления (движения)» Изучение норматива: «Развертывание из походной колонны в предбоевой порядок при действиях в пешем порядке» Изучение норматива: «Смена огневой позиции (позиции, опорного пункта) в обороне (отход боевого охранения (огневой засады)) на новую (основную или запасную позицию)» Изучение нормативов: «Действия подразделения в обороне по занятию укрытия» Нормы Международного гуманитарного права. Кодекс поведения военнослужащего ВС РФ – участника боевых действий Обеспечение военной безопасности РФ Общие обязанности военнослужащего в бою Общие обязанности солдата в бою и по его штатному предназначению Ознакомление с вооружением и военной техникой воинской части Основные документы, регламентирующие организацию боевого дежурства Основные задачи Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск Основные параметры вооруженных сил США Основные угрозы военной безопасности РФ Ответственность (обязанности) должностных лиц и личного состава по соблюдению требований безопасности Преодоление минно-взрывных заграждений в составе отделения бегом в колонну по одному (по два) или на боевой машине по заранее проделанному проходу. Преодоление препятствий с опорой на плечи товарища, с помощью подручных средств, оказание помощи одним военнослужащим другому военнослужащему при перелезаниях через препятствия и т.д. Тренировка безопорных и опорных прыжков Преодоление минно-взрывных заграждений, ведение огня на ходу, атака переднего края обороны и уничтожение противника в первой траншее гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою. Действия при обнаружении огневых средств противника, встрече с бронетехникой противника, ведении огня снайпером противника, при появлении самолетов (вертолетов). Действия при остановке атаки. Поддержка соседа огнем для его продвижения вперед Приготовление пищи Приемы и способы передвижения на поле боя (ускоренным шагом, бегом, перебежками и переползанием), их применение в зависимости от интенсивности огня противника и рельефа местности. Сочетание огня с движением, использование местных предметов и укрытий в ходе передвижения для наблюдения и ведения огня. Наблюдение за противником и местностью в ходе передвижения, доклад командиру о результатах наблюдения

Тема 4. Методика технической подготовки

Техническая подготовка является одним из основных предметов обучения личного состава частей и подразделений, вооруженных бронетанковой техникой. Она направлена на подготовку экипажей, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения технически грамотной эксплуатации боевых машин, содержания их в постоянной боевой готовности и умелого применения в бою.

Конкретные задачи технической подготовки для каждой категории обучаемых, ее объем (в учебных часах) и содержание определяются программами боевой подготовки личного состава учебных и линейных подразделений.

Успешное выполнение задач технической подготовки достигается:

Повседневным руководством технической подготовкой со стороны старших начальников, высокой их требовательностью и оказанием частям и подразделениям своевременной и конкретной помощи в устранении выявленных недостатков;

Правильной организацией технической подготовки и высоким качеством проведения всех занятий в полном объеме программ боевой подготовки;

Постоянным совершенствованием технических знаний и практических навыков личного состава в процессе повседневной эксплуатации боевых машин;

Систематическим совершенствованием технических знаний и методических навыков руководителей занятий по технической подготовке;

Наличием учебно-материальной базы, отвечающей современным требованиям боевой подготовки войск.

Обучение личного состава должно быть неразрывно связано с его воспитанием. Поэтому на всех занятиях по технической подготовке необходимо прививать обучаемым высокие морально-волевые качества, советский патриотизм, глубокое понимание своего воинского долга, верность военной присяге, дисциплинированность, любовь к своей боевой технике и чувство личной ответственности за содержание ее в постоянной боевой готовности.

Ответственность за состояние технической подготовки личного состава несут все командиры и их заместители по технической части (по технической подготовке).

Руководитель занятий по технической подготовке непосредственно отвечает за качество обучения личного состава. Он обязан:

1. В совершенстве знать материальную часть изучаемой боевой техники, правила ее эксплуатации и технологию войскового ремонта, уметь образцово выполнять все практические работы по техническому обслуживанию машин. Систематически повышать уровень своих знаний, практических навыков и методического мастерства.

2. При обучении личного состава строго руководствоваться программой, знать ее содержание, учебные цели и задачи технической подготовки всех категорий обучаемых. Знать уровень общеобразовательной и технической подготовки каждого обучаемого, их индивидуальные способности.

3. Тщательно готовиться к проведению каждого занятия, используя необходимую техническую и методическую литературу, а также имеющиеся в части типовые методические разработки. Своевременно составлять и представлять на утверждение старшему начальнику план (план-конспект) проведения занятия. Заблаговременно готовить к занятиям все необходимое материальное обеспечение, своевременно подавая в техническую часть заявки на учебно-боевые машины и другое оборудование; контролировать готовность материального обеспечения накануне занятия.

4. Все занятия проводить на высоком организационно-методическом уровне, обеспечивая успешное выполнение учебных целей занятий. Строго следить за соблюдением на занятиях мер безопасности и требовать от обучаемых бережного отношения к учебному оборудованию. В своих действиях быть принципиальным, требовательным и в то же время внимательным к обучаемым.

5. Вести учет посещаемости, успеваемости и накопления практических навыков; после проведения занятия делать необходимые записи в журнале учета боевой подготовки.

В зависимости от учебных целей, места и метода проведения различают два основных вида занятий: 1) занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации; 2) практические занятия (тренировки) на машинах или на учебных стендах.

Усвоение материала, изученного на этих занятиях, проверяется на контрольных занятиях.

Занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации.

Занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации в зависимости от их учебной цели и содержания могут проводиться в классах материальной части машины, в классе эксплуатации или в парке на учебно-боевых машинах.

Основными методами проведения этих занятий являются рассказ (объяснение) и беседа. Оба метода во всех случаях обязательно сопровождаются показом изучаемых агрегатов (механизмов, систем) или приемов (действий) по их обслуживанию (разборке, промывке, сборке, регулировке).

Рассказ - это систематизированное, последовательное изложение учебного материала руководителем занятий. Этот метод применяется, как правило, при изложении новых сведений. Если руководитель во время рассказа прибегает кразличного рода рассуждениям, раскрывающим принципы и закономерности работы механизмов, то такую форму рассказа называют объяснением.

Беседа - это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения, обеспечивающий активное участие обучаемых в учебном процессе. Такой метод применяется при повторении ранее изученного материала в целях закрепления полученных знаний. Предлагаемые руководителем вопросы должны быть правильно подобраны и четко сформулированы. При этом вопросы рекомендуется ставить перед всей группой обучаемых. Это повышает активность обучаемых, так как обязывает всех участвовать в обдумывании ответа.

Руководитель обязан вести беседу в нужном направлении, следить за участием в ней всего личного состава, внимательно вслушиваться в ответы с тем, чтобы не допускать в них неточностей и ошибок. Для повышения активности обучаемых их можно привлекать к уточнению и дополнению ответов.

Рассказ и беседа большей частью рационально дополняют друг друга. В начале любого занятия беседа позволяет проверить, как усвоен материал прошлого занятия, в ходе занятия - установить степень усвоения изучаемого материала и в конце занятия - обобщить рассмотренные вопросы.

Наряду с этим в процессе беседы руководитель может также прибегать к рассказу или объяснению для уточнения и углубления знаний обучаемых или для обобщения их ответов.

Эффективность беседы зависит в первую очередь от правильного подбора вопросов, которые определяют ее направление. В начальной стадии обучения рекомендуется предлагать более простые вопросы, например перечисление основных деталей агрегата или механизма. В последующем можно предлагать вопросы, требующие анализа и обобщения пройденного материала. К таким относятся вопросы, которые требуют объяснить принцип работы агрегата, системы или механизма, правила обнаружения неисправностей и т. п.

Не следует задавать такие вопросы, на которые ответ может быть односложный – «да» или «нет». Неправильный ответ или использование обучаемым неправильной терминологии должны быть обязательно учтены и поправлены.- "

Если никто из обучаемых не может ответить на поставленный вопрос, им надо предложить наводящий вопрос. Если и в этом случае обучаемые не смогут дать правильный ответ или точную формулировку, то это должен сделать сам руководитель.

Доходчивость занятий по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации в решающей степени зависит от их материального обеспечения, от умения руководителя использовать имеющиеся наглядные пособия.

Материальное обеспечение занятий обычно включает учебные агрегаты, стенды, учебно-боевые машины, макеты, плакаты, схемы, учебные кинофильмы и диафильмы.

Порядок использования наглядных пособий должен обеспечить быстрое осмысливание, понимание и прочное закрепление учебного матери-ала. Так, первичное представление об изучаемом агрегате или механизме достигается показом его в натуре. Для подробного изучения его устройства вначале рекомендуется объяснить принцип его работы, используя при этом макет или принципиальную схему, и только после этого перейти к объяснению устройства и работы самого агрегата (механизма). Такая последовательность применения наглядных пособий и объяснений облегчает понимание устройства и работы сложного механизма.

В процессе показа демонстрируемые объекты должны быть хорошо видны обучаемым. Для этого требуется достаточное их освещение и установка на подставки в соответствующем удалении.

В учебных частях хорошо зарекомендовал себя метод дублирования действий (показа) руководителя командирами учебных отделений. В этом случае в распоряжении каждого командира отделения на учебном месте должны быть такие же наглядные пособия, как и у руководителя занятия.

Большое значение для успешного усвоения обучаемыми изучаемых вопросов имеет поведение руководителя занятия. Объяснять материал следует стоя с тем, чтобы иметь возможность наблюдать за всеми обучаемыми и не допускать ослабления их внимания. Контроль за их поведением и восприятием излагаемых сведений позволяет руководителю замечать затруднения в понимании сложных учебных вопросов и своевременно на них реагировать, изменяя соответствующим образом методику объяснения. Изложение должно быть четким, кратким и ясным. Речь руководителя должна быть достаточно громкой и убедительной. Главное (основное) содержание материала рекомендуется выделять изменением интонации. Наиболее важные вопросы следует излагать в темпе, позволяющем их записать.

Расположение в машине;

Назначение;

Общая характеристика;

Устройство и работа;

Правила пользования;

Регулировка;

Уход при эксплуатации;

Неисправности, их причины, меры предупреждения и способы устранения.

Назначение агрегатов и систем - это точная формулировка того, какие функции они выполняют в машине. При этом объясняется и необходимость этих функций.

Общая характеристика агрегата или системы - это объяснение их типа, или, иначе говоря, перечисление тех основных конструктивных особенностей, по которым данный агрегат или система отличаются от других. Так, например, общая характеристика блокировочного фрикциона планетарного механизма поворота среднего танка формулируется следующим образом: сухой, многодисковый, с трением сталь по стали, с шариковым механизмом выключения.

Устройство и работа агрегатов и систем включают изучение составных частей агрегата (системы), взаимной их связи и взаимодействия во время работы.

В связи с тем, что согласно требованиям программ боевой подготовки главное внимание должно уделяться изучению устройства агрегатов и механизмов, которые обучаемые при техническом обслуживании машины должны уметь разбирать (собирать) или регулировать, содержанием занятий предусмотрен различный объем (глубина) изучения составных частей машины: принцип устройства, общее устройство.

Принцип устройства и работы агрегатов, механизмов и приборов изучается только по их принципиальным схемам без изучения конструкции.

Общее устройство систем, агрегатов и механизмов изучается на материальной части путем показа и объяснения назначения и основ взаимодействия во время работы только их основных частей (узлов в сборе).

Устройство агрегатов, механизмов и приборов изучается на материальной части путем показа и подробного объяснения назначения и взаимодействия во время работы всех их деталей.

При объяснении устройства материальной части основное внимание следует уделять главным деталям агрегата, объяснять в первую очередь самые характерные и важные для эксплуатации, обслуживания и ремонта особенности конструкции. Не следует заниматься описанием формы деталей, перечислением числа отверстий, шпилек, болтов и других второстепенных элементов конструкций, так как обучаемые смогут рассмотреть их во время самоподготовки.

Регулировка механизмов и приводов управления - это установка и восстановление зазоров, свободных и рабочих ходов, усилий и т. п. в целях обеспечения нормальной и длительной их работы.

1) технические условия на нормально отрегулированный агрегат или привод управления;

2) причины нарушения исходного состояния агрегата или привода, последствия, к которым приводит это нарушение;

3) последовательность проверки регулировки;

4) восстановление исходного состояния регулировки (порядок выполнения регулировки, применяемый при этом инструмент).

Уход за агрегатами и системами при эксплуатации машины - изучение объема и периодичности обслуживания, установленного соответствующими руководствами и инструкциями по эксплуатации машины, для обеспечения нормальной работы агрегатов и механизмов, продления срока их службы и содержания машины в постоянной боевой готовности.

При изучении этого вопроса руководитель не должен ограничиваться перечислением работ по обслуживанию и сроков их проведения. Необходимо также рассказать и показать, как и с использованием какого инструмента и принадлежностей выполняются эти работы.

Неисправности узлов, агрегатов, приводов управления и систем - рассмотрение нарушения геометрических размеров деталей, их взаимного расположения и нормального действия. На занятиях необходимо изучать только характерные, чаще всего встречающиеся в процессе эксплуатации неисправности.

1) признаки неисправностей, определяемые осмотром, на слух, по контрольным приборам или по характеру движения машины;

2) причины и последствия неисправностей;

3) способы обнаружения и устранения;

4) меры предупреждения.

Последовательность подготовки к занятиям и составление плана

(плана-конспекта)

Качество занятий, проводимых с личным составом, а следовательно, и общий уровень технической подготовки обучаемых зависят прежде всего от уровня личной подготовленности руководителей занятий.

Систематично и последовательно излагать учебный материал темы можно только при условии глубокого знания предмета, понимания цели каждого занятия в общей системе подготовки экипажей (водителей) боевых машин. Поэтому руководитель занятий по технической подготовке должен хорошо знать программу, цели обучения, объем знаний и практических навыков, необходимых обучаемым, четко представлять себе, какие учебные вопросы являются главными и какие - второстепенными.

Для быстрого восприятия и прочного усвоения учебного материала обучаемыми исключительно большое значение имеет методика проведения занятий, умение руководителя доходчиво передать свои знания и практические навыки. Это умение вырабатывается практикой обучения и специальной методической подготовкой.

Таким образом, успешная организация технической подготовки требует тщательной и всесторонней подготовки руководителей занятий, непрерывного совершенствования их методических навыков.

Подготовку руководителя к занятиям можно разделить на два этапа: предварительную подготовку и подготовку к проведению конкретных занятий.

Предварительная подготовка руководителя занятия

Хорошая предварительная подготовка руководителя является одним из основных условий качественного проведения занятий. Она осуществляется методом самостоятельной работы и на занятиях по совершенствованию специальной и методической подготовки офицеров (прапорщиков), проводимых по планам и программам их командирской подготовки.

До начала занятий руководитель обязан изучить весь комплекс основных вопросов по всей программе технической подготовки, используя для этого основные учебные пособия, методическую литературу и имеющуюся в части учебно-материальную базу. Кроме того, чтобы занятия были поучительными и интересными, руководитель должен постоянно следить за издаваемой технической литературой, изучать новую бронетанковую технику и передовой опыт эксплуатации машин, состоящих на вооружении части, следить за их конструктивными изменениями и подбирать характерные примеры из опыта боевой подготовки, подтверждающие справедливость рассматриваемых правил и положений и вместе с тем способствующие лучшему запоминанию учебного материала.

Предварительная подготовка руководителя занятий должна сопровождаться ведением рабочего конспекта. Без этого невозможно обеспечить систематическую и глубокую проработку того или другого вопроса. Нельзя надеяться на память, то, что свежо в памяти сейчас, может быть забыто через некоторое время. Форма и порядок ведения рабочего конспекта могут быть различными. Они зависят прежде всего от личных качеств, квалификации и опыта руководителя занятий. Конспект рекомендуется вести по отдельным вопросам или темам программы технической подготовки. При составлении конспекта необходимо оставлять чистые страницы для накопления и расширения материала. Записи внутри каждой темы целесообразно систематизировать по отдельным основным вопросам. При этом полезно указывать источники конспектируемого материала (наименование руководств, учебников, статей и т. д.).

Хорошо составленный и непрерывно ведущийся рабочий конспект является одним из основных пособий при подготовке к проведению занятия.

Он значительно сокращает время на подготовку и способствует повышению качества проводимых занятий.

Особое внимание руководители занятий должны уделять вопросам овладения методами обучения, постоянному повышению уровня своей методической подготовки;

Самостоятельная работа является основой совершенствования методической подготовки руководителя занятия. Только личный упорный труд в этом вопросе обеспечит успех.

После каждого проведенного занятия руководитель должен провести его анализ, критически оценить свои действия и результаты выполнения плана занятия.

Положительные методические приемы и недостатки в проведении занятий необходимо зафиксировать в плане-конспекте. Эти заметки пригодятся в дальнейшем при проведении этого же занятия с другим подразделением или при подготовке к проведению аналогичного занятия по другой теме.

Подготовка руководителя к занятию

Подготовка к проведению конкретного занятия заключается в личной подготовке руководителя и подготовке материального обеспечения занятия. Руководитель обязан заблаговременно проверить наличие учебного оборудования и других средств материального обеспечения, необходимых для проведения занятия. Если потребуется, расположить учебное оборудование в классе так, чтобы им удобно было пользоваться во время занятия.

Личная подготовка руководителя заключается в глубоком усвоении всего материала по теме занятия и в тщательном продумывании вопросов организации и методики проведения занятия. При этом используются личный рабочий конспект, техническая и методическая литература, а также методические разработки, имеющиеся в части. После изучения всех исходных материалов принимается решение по вопросам организации и методики проведения занятия, уточняется перечень учебных вопросов, подлежащих изучению, и отрабатывается план-конспект или план проведения занятия. В нем отражается построение и содержание занятия, дается расчет времени.

Планы-конспекты (планы) в зависимости от квалификации руководителя могут быть различными, но по возможности краткими. Вместе с тем следует считать целесообразным, чтобы в плане-конспекте был четко выражен тот объем сведений, который должен быть законспектирован обучаемыми на занятиях. Это способствует, с одной стороны, точности формулировок, а с другой - руководитель занятия, определяя объем и содержание записей обучаемых, имеет возможность заранее предусмотреть выделение на это необходимого времени.

Структура содержания занятия

Каждое занятие по технической подготовке состоит из вводной, основной и заключительной частей.

Вводная часть . На вводную часть занятия отводится не более 5-10 мин. За это время руководитель принимает рапорт, здоровается и проверяет наличие личного состава и их готовность к занятию, объявляет тему и учебную цель данного занятия.

В случае необходимости в вводной части проводится также опрос обучаемых по ранее пройденному материалу в целях проверки качества его усвоения, закрепления наиболее важных положений и нормативов, а также для подготовки их к восприятию новых сведений. Такой опрос особенно полезен в том случае, если тема предстоящего занятия связана с предыдущей или является дальнейшим развитием уже рассмотренных вопросов.

Если в результате опроса будет установлено, что обучаемые недостаточно твердо знают необходимый предшествующий материал, руководитель должен предусмотреть краткое его повторение в процессе занятий.

В вводной части практического занятия руководитель дополнительно объявляет порядок проведения занятия, указывает учебные места и порядок их прохождения, распределяет учебную группу на подгруппы в соответствии с количеством учебных мест и напоминает меры безопасности.

Основная часть. В основной части занятия по изучению устройства материальной части и правил эксплуатации излагается, как правило, новый учебный материал. На это расходуется большая часть учебного времени, отведенного на занятие. Руководитель обязан использовать его так, чтобы планомерно изучить с обучаемыми все предусмотренные содержанием занятия учебные вопросы.

Очень важное значение имеет последовательность преподнесения учебного материала. Она должна быть тщательно продумана, отражена в плане-конспекте и в ходе занятия строго выдерживаться.

При изложении учебного материала руководитель должен разумно пользоваться планом-конспектом, а не читать его непрерывно, так как чтение подрывает авторитет руководителя, приводит к потере связи с аудиторией и снижает активность обучаемых. К плану-конспекту рекомендуется обращаться лишь в случае необходимости контроля правильной последовательности изложения учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, определений и регулировочных параметров, которые должны быть законспектированы и требуют поэтому неоднократного дословного повторения.

Объем необходимых записей руководитель должен определять заранее, исходя из наличия учебных пособий по изучаемой теме.

В основной части занятия нужно обязательно предусматривать время для ответа на вопросы обучаемых. Задавать их можно только с разрешения руководителя. Если содержание вопроса оторвано от темы занятия или не представляет интереса для большинства обучаемых, отвечать на него целесообразно во время перерыва или после занятия. Ни в коем случае нельзя давать неправильный, необдуманный ответ. Если руководитель затрудняется сразу дать правильный ответ, лучше это сделать на следующем занятии.

В основной части практического занятия сначала может быть показан порядок выполнения основных операций или работ. Это делается главным образом тогда, когда данные работы выполняются первый раз. После этого обучаемые отрабатывают их самостоятельно на учебных местах.

Если для выполнения работ предусмотрено использование оборудования и инструмента, с которыми обучаемые ранее не работали, руководитель занятия на учебном месте обязан предварительно объяснить и показать правила их применения.

В целях привития обучаемым навыков в выполнении работ на машинах в установленной технологической последовательности практические занятия необходимо проводить с применением специальных заданий и технологических (операционных) карт, выдаваемых на каждое учебное место. Пользование технологическими (операционными) картами особенно целесообразно для курсантов, впервые выполняющих данную работу.

Заключительная часть любого занятия предназначена для подведения итогов занятия, оценки знаний и практических навыков обучаемых и постановки задач на самоподготовку. При постановке задачи на самоподготовку руководитель занятия указывает, какие разделы учебника или официальных руководств (технического описания и инструкции по эксплуатации) обязаны изучить обучаемые и что они должны записать в свои конспекты. В конце заключительной части указывается тема, время и место проведения следующего занятия.

Заключительная часть практического занятия состоит, кроме того, из разбора качества выполнения изучаемых работ и операций в целом и тех недостатков, которые были допущены обучаемыми. При этом руководитель делает выводы на основании собственных наблюдений и докладов руководителей занятий на учебных местах. При необходимости перед проведением разбора предусматривается время для приведения в порядок учебных мест.

Самостоятельная работа с книгой или плакатом дает возможность обучаемым при повторении устройства материальной части изучить чертежи, схемы и рисунки, которые они не смогли достаточно хорошо рассмотреть во время объяснений руководителя занятия всей учебной группе. Сравнивая подлинные детали и узлы с их графическим изображением, обучаемые получают навыки в чтении чертежей, схем и плакатов и одновременно закрепляют свои знания по устройству материальной части, полученные на занятиях в классе.

Для эффективной и целенаправленной работы обучаемые должны точно знать время и место самоподготовки, перечень подлежащих изучению вопросов, необходимую для этого литературу и наглядные пособия. Поэтому руководитель обязан сообщить порядок проведения самоподготовки и дать обучаемым конкретные задания заблаговременно, обычно в заключительной части предшествующего занятия.

.11.2015

Перечень

вопросов, выносимых на зачет по военной подготовке для студентов, обучающихся по ВУС-104182

Обсуждено на заседании кафедры ПВО

«30 » октября 2015 г.

Протокол № 2-1

Обсуждено на заседании ПМК ВФ БГУ

по общевоенным дисциплинам

Протокол №____

Минск 2015
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Раздел 1. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Теоретические вопросы:

1. Организационная структура Вооружённых Сил Республики Беларусь.

2. Виды Вооружённых Сил Республики Беларусь, их состав и назначение.

3. Организационно-штатная структура и назначение родов войск и специальных войск Сухопутных войск.

4. Сущность современного общевойскового боя. Силы, средства и характерные черты современного боя. Условия достижения успеха в бою. Виды общевойскового боя и их характеристика.

5. Основные положения международного гуманитарного права.

6. Обязанности личного состава в бою.

7. Организационно-штатная структура подразделений мотострелковой роты.

8. Тактико-технические характеристики основных образцов вооружения и боевой техники мотострелковой роты.

9. Организация, вооружение мотопехотного взвода армии США. ТТХ БМП М2 «Брэдли».

10. Организация, вооружение мотопехотного взвода армии ФРГ. ТТХ БМП «Мардер».

11. Порядок и содержание работы командира отделения по организации наступления. Пункты боевого приказа.

12. Порядок и содержание работы командира отделения по организации обороны. Пункты боевого приказа.

РАЗДЕЛ №2 ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

Практические вопросы:

1. Измерить расстояние с помощью циркуля-измерителя и поперечного масштаба.

2. Определить абсолютную высоту объекта (цели) по карте.

3. Определить дирекционный угол по карте.

4. Определить крутизну ската.

6. Определить географические координаты объекта (цели).

7. Определить прямоугольные координаты цели (объекта).

РАЗДЕЛ №3. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретические вопросы:

1. Инженерное обеспечение. Цели и задачи инженерного обеспечения.

2. Последовательность фортификационного оборудования позиции отделения.

3. Инженерные заграждения, назначение и требования предъявляемые к ним. Классификация инженерных заграждений.

Практические вопросы

1. ТТХ и порядок подготовки к работе ИПМ.

2. ТТХ и порядок подготовки к установке мины ТМ-62М.

РАЗДЕЛ 4. РХБ ЗАЩИТА

Теоретические вопросы:

1. Ядерное оружие: общее устройство, виды и поражающие факторы ядерных взрывов.

2. Химическое оружие: назначение, классификация и боевые свойства отравляющих веществ.



3. Биологическое оружие: общая характеристика, средства и способы применения.

4. Зажигательное оружие: краткая характеристика, средства и способы защиты.

5. Назначение, классификация и порядок пользования средствами индивидуальной защиты.

6. Назначение, классификация и состав средств коллективной защиты.

Практические вопросы:

1. Выполнение норматива по РХБЗ № 1.

2. Выполнение норматива по РХБЗ № 4. (а,б)

РАЗДЕЛ №5. ПОДГОТОВКА ПО СВЯЗИ.

Теоретические вопросы .

1. Назначение, общее устройство, комплектность и порядок подготовки к работе радиостанции Р-159.

2. Назначение, общее устройство, комплектность и порядок подготовки к работе радиостанции Р-173.

3. Назначение, общее устройство, комплектность и порядок подготовки к работе радиостанции Р-123

4. Назначение, общее устройство, комплектность и порядок подготовки к работе радиостанции Р-157.

Практические вопросы.

1. Подготовка радиостанции Р-159 к работе (выполнение норматива №1 по связи)

РАЗДЕЛ №6. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Табельные средства оказания первой медицинской помощи и профилактики поражений (краткая характеристика и наименования).

2. Порядок оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

3. Понятие о ране. Кровотечение и его виды.

4. Личная и общественная гигиена военнослужащих.

Практические вопросы.

1. Правила наложения кровоостанавливающего жгута (выполнение норматива Н-М-3).

2. Выполнение норматива Н-М-6.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА



1. Назначение и состав ПЗРК «Игла».

2. ТТХ комплекса ПЗРК «Игла» и его средств.

3. Особенности реализации системы управления полетом ракеты ПЗРК «Игла».

4. Назначение и тактико-технические характеристики ЗУР 9М39.

5. Общее устройство ракеты 9М39.

6. Назначение и тактико-технические характеристики головки самонаведения ЗУР 9М39.

7. Устройство следящего координатора цели ЗУР 9М39.

8. Рулевая машинка ЗУР 9М39.

9. Бортовые источники энергии (бортовой источник питания) ЗУР 9М39.

10. Пороховой управляющий двигатель ЗУР 9М39.

11. Назначение и состав боевого отсека ЗУР 9М39.

12. Общее устройство боевой части и основные характеристики ЗУР 9М39.

13. Назначение и общее устройство двигательной установки ЗУР 9М39.

14. Устройство и работа стартового двигателя ЗУР 9М39.

15. Устройство и работа маршевого двигателя ЗУР 9М39.

16. Назначение и устройство пусковой трубы 9П39.

17. Назначение, устройство и принцип действия наземного источника питания 9Б238.

18. Назначение и общее устройство пускового механизма 9П516-1.

19. Взаимодействие элементов комплекса ПЗРК «Игла» до вылета ракеты из трубы.

20. Действия ракеты 9М39 в полете.

21. Порядок перевода комплекса ПЗРК «Игла» в готовность к боевому применению.

22. Общее требования эксплуатации ПЗРК «Игла». Режимы эксплуатации. Транспортировка комплекса.

23. Виды и периодичность технического обслуживания ПЗРК «Игла».

Составил:

старший преподаватель кафедры ПВО

подполковник Е.П.Дударенок

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

3.6.4. Техническая подготовка военнослужащих

Техническая подготовка предназначена для обучения личного состава владению военной техникой, выработке умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, поддержания в боевой готовности и умелого применения в бою.

Основными задачами обучения по технической подготовке считаются:

изучение устройства штатной боевой техники и приборов;

приобретение навыков в эксплуатации штатной боевой техники и приборов, их техническом обслуживании и поддержании в постоянной боевой готовности, обнаружении и устранении простейших неисправностей.

Занятия по технической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами организуются в системе командирской подготовки, а с личным составом других категорий – в масштабе взвода, роты (батареи).

Занятия в системе командирской подготовки проводят наиболее подготовленные офицеры и прапорщики части; занятия с сержантами и другими категориями военнослужащих – командиры рот (батарей), взводов и командиры отделений (расчетов). С механиками-водителями боевых машин занятия проводятся в группе. Руководит занятием старший техник роты (батареи) или заместитель командира батальона (дивизиона) по технической части. Иногда занятия по технической подготовке с личным составом могут проводиться по группам в масштабе батальона (дивизиона) или части. Занятия проводятся, как правило, на штатном вооружении, технике или тренажерах, стендах, макетах и др.

Основные виды занятий по технической подготовке – групповые и практические. На групповых изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания сущности и принципов работы аппаратуры и механизмов. Основу технической подготовки личного состава составляют практические занятия. В них главное внимание должно уделяться изучению устройства вооружения и военной техники; умению правильно ее эксплуатировать; устранению простейших неисправностей.

Используются следующие методы обучения: рассказ с показом, практическая работа по обслуживанию вооружения и техники, тренировки. Основные формы обучения – занятия в составе подразделений в парках и в поле на штатной технике, в кружках; комплексные занятия по некоторым элементам; тренировки и др.

Личный состав необходимо учить аккуратному и бережному обращению c механизмами, деталями, аппаратурой и строгому соблюдению требований безопасности при работе с ними.

Методика проведения занятий по технической подготовке имеет ряд особенностей. Первая заключается в том, что руководителю необходимо тщательно продумать, какой вид занятия выбрать. Важную роль в достижении его цели играют определение места проведения, т. е. на какой базе оно состоится, определение количества учебных вопросов занятия и распределение времени на их отработку.

При подготовке руководитель обычно разрабатывает один документ (план, план-конспект или конспект). В отдельных случаях могут разрабатываться карточки произвольного образца с изложением отдельных вопросов, схем, зарисовок и т. д.

Подготовку обучающихся руководитель обычно начинает еще на предыдущем занятии, где ставит задачу на очередное занятие и может уточнять место его проведения.

Его выбирают с таким расчетом, чтобы тема занятия была отработана в полном объеме с минимальными затратами материальных средств. Особое внимание обращается на подготовку учебно-материальной базы, литературы, формирование учебных групп, организацию учебных точек, определение требований безопасности. Существенное влияние на качество проведения предстоящего занятия оказывает работа руководителя в ходе подготовки к нему на месте его проведения.

Ряд особенностей имеется и при проведении занятия по технической подготовке. Во вступительной части руководителю необходимо подробно остановиться на доведении обучающимся требований безопасности при работе с образцами вооружения, военной техники, узлами, механизмами, тренажерами, макетами. В ходе контрольного опроса обучаемые должны использовать учебно-материальную базу. Для охвата контролем всех обучающихся могут применяться тесты и технические средства контроля, обучающие устройства.

В основной части группового занятия – при отработке учебного вопроса – рекомендуется следующий порядок его изложения: доложить название агрегатов, места их расположения; назначение, общую характеристику; устройство и работу; порядок использования; порядок проведения регулировок, настроек; уход в процессе эксплуатации, возможные неисправности, их причины, способы устранения и меры безопасности. Материал сообщается обычно всей группе. Завершается основная часть практической работой обучаемых на стендах, агрегатах, макетах, орудиях. Для этого создается несколько групп, каждая из которых занимается на отдельном учебном месте (точке). Обучающиеся закрепляют полученные на занятии знания, получают навыки, необходимые для последующей практической работы. В конце путем постановки контрольных вопросов следует выяснить их знания по изучаемому материалу.

При изучении боеприпасов в начале отработки учебного вопроса необходимо излагать требования безопасности при обращении с ними, а затем обращаться к главному материалу.

На практическом занятии в начале основной части при необходимости может быть показан порядок выполнения основных операций или работ, объяснены устройство или правила использования оборудования, ЗИП (запчастей и принадлежностей), агрегатов и т. д. В ходе отработки вопросов руководитель должен постоянно поддерживать взаимодействие со своими помощниками на учебных местах. Сам руководитель в ходе занятия контролирует работу наиболее слабо подготовленных обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь менее подготовленным помощникам.

В заключительной части кроме общих вопросов руководителю занятия целесообразно обратить внимание на соблюдение обучающимися требований безопасности при возвращении вооружения и техники в первоначальное состояние, а также указать время и место проведения следующего занятия.

Военно-инженерный институт Военная кафедра Дисциплина «Военно-техническая подготовка» Лекция Тема № 1 «Основы теории радиолокации» Занятие № 1 www. sfu-kras. ru http: //ivo. institute. sfu-kras. ru

Цели занятия 1. Довести до студентов суть целевого предназначения дисциплины; основные направления развития РЭТ РТВ Воздушно-космических сил; 2. Рассмотреть этапы развития и соответствующие им образцы РЭТ радиотехнических войск Воздушнокосмических сил Учебные вопросы 1. Структура дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки военного инженера. 2. История развития радиолокации

Сибирский федеральный университет Литература: 1. Размахнин, М. К. Радиолокация без формул, но с картинками. М. : Советское радио, 1971. – 128 с. 2. Радиолокационные системы: учебник / В. П. Бердышев, Е. Н. Гарин, А. Н. Фомин [и др. ] ; под общ. ред. В. П. Бердышева. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 400 с. ISBN 978 -5 -7638 -2479 -7. 3. Основы теории радиолокационных систем и комплексов: учеб. / М. И. Ботов, В. А. Вяхирев; под общ. ред. М. И. Ботова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 530 с. ISBN 978 -5 -7638 -2933 -4

Сибирский федеральный университет Вопрос № 1 « Структура дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки военного инженера»

Под термином радиолокация будем понимать диалектическое единство двух относительно самостоятельных научных систем: а) системы, направленной на выявление и адекватное отражение специфики, сущности и основных закономерностей РЛ (энергоинформационного) взаимодействия, основанного на генерировании, излучении и приеме отраженных (излученных и/или переизлученных объектом локации) электромагнитных волн (теоретическая радиолокация);

б) системы нормативов, методических схем, приемов инженерной (системотехнической) деятельности и ее методологии, основанной на закономерностях РЛ взаимодействия и направленной на разработку, проектирование, производство и техническую эксплуатацию РЛ систем (РЛ системотехника, или теория РЛ систем). АС РПУ СИНХР АП РПр. У УЗ ОУ

Учебная дисциплина «Военно-техническая подготовка» относится к группе военно-специальных дисциплин, является профилирующей и закладывает основы инженерной подготовки студентов военной кафедры по специальности. Дисциплина обеспечивает формирование высококвалифицированного военного инженера, способного максимально использовать возможности современных систем вооружения и самостоятельно осваивать новые образцы вооружения и военной техники.

Предметом первого раздела дисциплины «Основы построения РЛС РТВ ВВС» являются принципы построения и функционирования устройств и отдельных элементов РЛС РТВ при наличии непреднамеренных и преднамеренных помех.

Военнотехническая подготовка Основы построения РЛС РТВ ВВС (5 семестр) Тактика РТВ ВВС Устройство РЛС (РЛК) РТВ ВВС (6 семестр) Эксплуатация РЛС РТВ ВВС (7 семестр) Боевое применение подразделений и частей РТВ ВВС

В результате обучения дисциплине каждый должен: ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ об основных направлениях научно-технического развития радиоэлектронной техники, о перспективах и тенденциях развития РЭТ РТВ; ЗНАТЬ: принципы построения устройств и отдельных элементов РЛС РТВ; пути и средства обеспечения основных тактико-технических характеристик РЛС; УМЕТЬ: рассчитывать и оценивать зону обнаружения РЛС при отсутствии и наличии помех.

Всего на раздел № 1 отводится - 62 учебных часа (лекций – 32 часа; групповые - 16 часов; семинары – 8 часов; зачёт – 6 часов; самостоятельная работа – 21 ч) Раздел 1 Основы построения РЛС РТВ ВВС Тема № 1 Основы теории радиолокации Тема № 2 Элементная база аппаратуры РЛК Тема № 3 Основы построения систем и устройств РЛК (РЛС) РТВ ВВС Зачет с оценкой

На раздел № 2 отводится – 118 часов Раздел 2 Устройство РЛС (РЛК) РТВ Тема № 4 Устройство изделия 1 РЛ 131 Р Тема № 5 Устройство изделия 1 РЛ 130 ЭКЗАМЕН Тема № 6 Особенности построения радиолокационной системы опознавания

На раздел № 3 отводится – 54 часа Раздел 3 Эксплуатация и ремонт РЛК (РЛС) РТВ ВВС Тема № 7 Ремонт РЛК (РЛС) РТВ ВВС Тема № 8 Организация технического обслуживания РЛК (РЛС) РТВ ВВС ЗАЧЁТ

Истоки радиолокации 1839 г М. Фарадей. Теоретикоинтуитивное предсказание существования радиоволн 1873 г Д. Максвелл. Теоретически доказал существование радиоволн

Истоки радиолокации 1886 г. Г. Герц экспериментально подтверждает существование радиоволн А. С. Попов 7 мая 1895 г. На заседании Русского физикогеографического общества демонстрирует первый радиоприемник.

Истоки радиолокации 1899 г П. Н. Лебедев Проводит эксперимент с радиоволнами, в котором присутствует передатчик излучающий радиоволны и приемник, принимающий их. 1901 г. А. С. Попов организует в интересах флота радиосвязь и обнаруживает факт влияния посторонних кораблей на качество радиоканала.

Истоки радиолокации 1918 г. В Советской России принимается «Декрет о централизации радиодела» , в соответствии с которым создается Центральная радиолаборатория в Ленинграде, а также Нижегородская лаборатория.

Истоки радиолокации 30 -е годы Советские ученые Ю. Б. Кобзарев, А. И. Берг, Н. Д. Девятков и др. развивают теоретические основы радиолокации. 1932 -1933 г. г. П. К. Ощепков, М. М. Лобанов разработали основы построения РЛС

Истоки радиолокации Июнь 1932 года. На испытательном полигоне ГАУ РККА проводится показ новых образцов инженерной техники, средств связи и интендантского имущества, разработанного отечественной промышленностью. В числе демонстрировавшихся образцов первый документально зафиксированный образец вооружения будущих РТВ звукоулавливатель ЗТ-2

Истоки радиолокации 1932 г. Звукоулавливатель ЗТ-2 позволял обнаружить СВН в полете на дальности 3… 12 км.

Истоки радиолокации 1932 -1934 г. г. Создание первых образцов теплообнаружителей самолетов. Июнь 1934 г. Испытания показали на то время их низкую эффективность для обнаружения самолетов.

Идея радиолокационного обнаружения летательных аппаратов зародилась в начале 30 -х годов прошлого века в связи с потребностями противосамолетной обороны, а история радиолокации начинается с гениально простого изложения идеи П. К. Ощепковым в 1934 году («Сборник ПВО» , № 2). В этом же 1934 году была заказана и испытана РЛС непрерывного излучения дециметрового диапазона «Буря» для управления стрельбой зенитной артиллерии и прожекторами. П. К. Ощепков.

Истоки радиолокации Январь 1934 г. Ю. К. Коровин. Первые испытания приема сигнала отраженного самолетом. Дальность обнаружения факта отражения - 700 м.

Истоки радиолокации Июль 1934 г. Б. К. Шембель Испытание аппаратуры радиообнаружения «РАПИД» . Обнаружен самолет на дальности 5… 6 км от приемника.

Истоки радиолокации 9 августа 1934 г. Закончены испытания и принята на вооружение первая РЛС РУС-1 «Ревень»

Истоки радиолокации Октябрь 1934 г. Начато промышленное производство РЛС РУС-1. Подписан договор о создании пяти образцов РЛС.

В предвоенный период (до 1941 г.) происходило освоение основных технических решений для создания генераторов СВЧ, направленных антенн, приемных и индикаторных устройств, методов измерения дальности и угловых координат целей. Первые выпускаемые серийно РЛС метрового диапазона волн для обнаружения Самолетов РУС-1 («Ревень») были многопозиционными и лишь фиксировали пролет самолета через линию «передатчик-приемник» . Всего было выпущено 44 комплекта РЛС. В 1940 г. была принята на вооружение первая импульсная РЛС РУС-2, обладающая разрешением по дальности, а одноантенные варианты этой РЛС («Редут» на автомобилях и «Пегматит» - в прицепах) стали основными РЛС разведки воздушного противника в годы Великой Отечественной войны.

Истоки радиолокации 1937… 1938 г. г. Кобзарев Ю. Б. Создает первый импульсный передатчик и приемник для приема импульсных колебаний.

Истоки радиолокации 1940 г. ВНИИ РТ (Москва) Созданы два опытных образца РЛС «Редут» . Ри = 50 к. Вт, = 4 м, Добн = 100 км, линейная светящаяся развертка, вращающаяся антенна, фургон. Изготовлено 10 образцов.

Истоки радиолокации 1940 г. Закончены испытания и принята на вооружение РЛС РУС-2 автомобильный вариант. ТТХ по сравнению с РУС-1 улучшены на 30. . 40 %.

В 1944 г. на основе РУС-2 была создана РЛС П-3 А, способная измерять третью координату – высоту цели с помощью двухярусной антенны и гониометра.

Великая Отечественная война показала необходимость усиленного развития военной радиолокации, а начавшаяся «холодная война» сделала решение этой проблемы безотлагательным. Создание радиолокационной техники было поручено ряду специализированных НИИ с привлечением виднейших ученых В 1946 г. закончился первый этап – этап первоначального развития радиолокационной техники.

Второй этап развития радиолокационной техники охватывает ориентировочно 1946 – 1962 г. г. Этот период характеризуется освоением сантиметрового диапазона волн (1949 г. – РЛС «Обсерватория» П-50, 1951 г. – «Перископ» П-20), индикаторов с яркостной отметкой – ИКО; ростом дальности, высоты обнаружения целей и точности радиолокационных измерений координат, измерением высоты цели «На проходе» (V - луч). Появляются системы защиты от пассивных помех, перестройка по частоте передатчиков РЛС.

В 1956 г. на смену РЛС П- 20 поступает полностью отечественный вариант – РЛС П-30 (в дальнейшем дальномеры П-35, П-37, 1 Л – 118 «Лира»), отличающиеся от зарубежных аналогов простотой, надежностью при высоких значениях ТТХ. Этими же качествами обладали и РЛС метрового диапазона: П-8 (1950 г.), П-10, П-12 (1956 г.). На этом же этапе принимаются на вооружение оригинальные РЛС: П-15 дециметрового диапазона волн для маловысотного поля (1956 г.), радиолокационные комплексы «дальномер-высотомер» (П-35 и ПРВ-10 - 1956 г. , П-80 «Алтай» с высотомером ПРВ-11 – в 1962 г.), мощная РЛС метрового диапазона П-14 с зеркальной антенной большого размера, первая общегосударственная система радиолокационного опознавания «Кремний – 2 М» , которой оснащаются все РЛС.

Развитие радиолокации 1950 г. Под руководством Е. В. Бухвалова разработана РЛС дальнего обнаружения П 8. Обеспечивала обнаружение самолетов в режиме кругового обзора, имела СДЦ, НРЗ, и аппаратуру защиты от радиотехнических (нешумовых) помех. ЭЛТ имела светящийся экран с двумя слоями - голубого и янтарного цвета. Измерение высоты гониометром.

ТТХ РЛС П-8 Добн = 150 к м при высоте полета цели около 8000 м; разрешающая способность по дальности 2, 5 км, по азимуту 24 ; мощность в импульсе 70… 75 к. Вт; чувствительность приемника 7 мк. В; антенна «Волновой канал» 2 яруса, гониометр позволял измерять высоту с точностью 500… 800 м; длина волны около 4 м. Коллектив авторов под руководством Г. Т. Отрыжко удостоен Государственной премии. В 1951 г. для этой РЛС разработана новая антенна «Унжа»

Развитие радиолокации Часть 2 1949 г. принятие на вооружение трехкоординатной РЛС СМ- диапазона волн П-20. Измерение высоты методом V-луча, Добн = 190 км, н=500 м П-20 Оснащена аппаратурой опознавания «Кремний-1»

Развитие радиолокации П-20 РЛС имела три транспортные единицы, обеспечивала подавление пассивных помех, активных помех от РЭС близкого диапазона, магнетронный генератор, ЭЛТ с длительным послесвечением и межобзорную обработку (первая неудачная попытка)

Развитие радиолокации П-10 1951… 1953 г. г. Принятие на вооружение РЛС метрового диапазона П-10, являющуюся дальнейшим развитием РЛС П-8.

ТТХ РЛС П-10 Добн=180… 200 км; Потолок обнаружения 16000 м; Максимальная ошибка определения азимута 3 ; дальности 1000 м; высоты 2 % от дальности; Разрешающие способности по Д 2, 5 км, по 2, 5 ; Мощность излучения 55… 75 к. Вт; Чувствительность приемника на основной частоте 3 мк. В; на крайних частотах 4 мк. В; Перестройка частоты, имеет НРЗ, АЗПП, аппаратуру защиты от импульсных помех, гониометр, ИКО.

Развитие радиолокации 1956 г Принятие на вооружение РЛС П-12. Стояла на вооружении ВПВО, ВВС, ВМФ. Имела 1 ИКО в кабине и 3 ВИКО, Измерение высоты методом гониометрии. Аппаратура защиты от ПП, НИП, ОИП, перестройка по частоте

Развитие радиолокации П-15 1956 г. РЛС П-15 Маловысотная, мобильная, может работать на штатную антенну, либо на выносную типа «Унжа» , АЗПП, АЗ НИП, перестройка на одну из трех частот трех программ, некогерентное накопление пачечного эхо-сигнала.

Развитие радиолокации 1974 РЛС П-19. Дальнейшая модификация П-15. Оснащена аппаратурой АСПД для сопряжения с КСА ПВО СВ. Характеристики аналогичны П-15

Радиолокаторы стоящие на вооружении в некоторых государствах П-35 1957 г. РЛС П-35. Является дальнейшей модификацией РЛС П 20. Имеет 6 частотных каналов, АЗПП, АЗ от НИП, ОИП. Добн=250 км, точность высокая.

Развитие радиолокационной техники, расширение пространственно-временных границ ее использования обусловили появление в 1952 году самостоятельного рода Войск ПВО – радиотехнических войск. Период с середины 60 -х до середины 70 -х г. г. прошлого века можно считать третьим этапом развития радиолокационной техники РТВ. Принцип комплексирования радиолокационных дальномеров (РЛДр) и радиовысотомеров на этом этапе был основным. РТВ оснащаются более совершенными радиовысотомерами: ПРВ-11 (1962 г.), ПРВ -13 (1969 г.), ПРВ-17 (1975 г.) и для маловысотных целей – ПРВ-9, ПРВ-16. Основным РЛК радиотехнических войск стал комплекс 5 Н 87 (1972 г.), обладающий высокой дальностью и высотой обнаружения целей, высокой помехозащищенностью. Его модернизации (РЛК 64 Ж 6) поступали в войска и в 80 -х годах.

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы Специализированна я РЛС - радиовысотомер ПРВ-11. Обеспечивал измерение высоты с высокой точностью, имел аппаратуру защиты от пассивных помех.

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 1957 г. П-14 «Лена» 1968 г. П-14 Ф «Фургон» 1974 г. 5 Н 84 А «Оборона»

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 5 Н 84 А - имеет самые высокие показатели боевых возможностей для РЛС М-диапазона. Аналогов в мире не имеет. Высокая помехозащищенность от ПП, АШП, Имп. П.

На основе РЛС П-14 в 1969 г. создана специальная РЛС большой дальности П-70 «Лена-М» , обладающая высоким энергетическим потенциалом (впервые применен сложный ЛЧМ зондирующий сигнал).

Радиолокаторы стоящие на вооружении в некоторых государствах П-37 1967 г. РЛС П-37. Развитие РЛС П-35. Дополнительно имеет поляризационную селекцию, более совершенную аппаратуру СДЦ и подавления НИП, ОИП. 5 частотных каналов

Таким образом, для третьего этапа развития радиолокационной техники характерны: 1. Увеличение средней мощности, сложности модуляции и улучшение степени когерентности зондирующих сигналов; 2. Улучшение качества и рост размеров антенных систем РЛС; 3. Внедрение комплекса методов и технических средств помехозащиты, в том числе адаптивных; 4. Развитие системы пассивной локации постановщиков активных помех; 5. Автоматизация процессов извлечения, сбора, обработки и передачи радиолокационной информации (РЛИ): поступают в войска комплексы средств автоматизации (КСА) «Воздух» и «Луч» .

Развитие радиолокационной техники в 60 -х – 70 -х г. г. прошлого века происходило с опорой на развитую теорию радиолокации и помехозащиты. В создание этой теории и практическое совершенствование РЛС внесли большой вклад ученые ВИРТА ПВО. Пятеро из них: В. И. Гомозов, С. И. Красногоров, И. В. Перетягин, В. В. Фединин, Я. Д. Ширман были удостоены Государственной премии.

Четвертый этап развития радиолокационной техники (с середины 70 -х годов) характерен новыми техническими возможностями и новыми требованиями к информативности, помехозащищенности, живучести РЛС РТВ. По этим причинам пришлось отказаться от комплексов РЛДр+ ПРВ и снова перейти к трехкоординатным РЛС кругового обзора, но на качественно, новом уровне, используя многоканальность в угломестной плоскости. Так в 1978 г. Принимается на вооружение 3 координатная РЛС дальнего обнаружения дециметрового диапазона 5 Н 69 (СТ-67) с двухзеркальной антенной больших размеров. Трехкоординатные РЛС маловысотного поля 5 Н 59 (1979 г.) и 19 Ж 6 (1981 г.) выполнены с широким использованием цифровой техники обработки сигналов и радиолокационной информации

СТ-67 (5 Н 69) "Салют" Радиолокационная станция трехкоординатная перевозимая. Разработка-1967 года. - индекс заказцика: 5 Н 69 - прозвища: "Ступа", В некоторых местах за шумную и огромную антенну РЛС имела прозвище"Стратегически й вентилятор" - шифр разработчика: "Салют" , "Обь"

В 1982 г. Принята на вооружение трехкоординатная РЛС метрового диапазона волн 55 Ж 6 («Небо»).

В РЛС 5 У 75 «Перископ-В» (1978 г.) и её модернизированном варианте 57 У 6 (1984 г.) предназначенных для горных позиций, применены системы дистанционного управления и автоматического контроля технического состояния, цифровая фильтрация сигналов. 1978 г. РЛК 57 У 6. Специальный РЛК для горной местности. Обеспечивает ведение РЛР и выдачи РИ и БИ в сложной помеховой обстановке 57 У 6

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 1961 г. РЛС «Силовой борьбы» П-90. Стационарная высокопотенциальная РЛС обнаружения СВН, выдачи РИ и БИ в условиях интенсивного радиопротиводействия

Развитие РЛС РТВ в 1961… 1985 годы 1962 г. РЛС П-80 1974 г РЛК 5 Н 87, модификация 64 Ж 6. Высокопотенциальный РЛК боевого режима, комплектовался 2 дальномерами и 2 или 4 радиовысотомерами ПРВ-13, ПРВ-17.

Следует отметить, что на этом этапе активно совершенствуется и техника АСУ ротного, батальонного и более высоких уровней. На смену объектам АСУ системы «Луч- 2» приходят объекты АСУ «Луч- 3» и «Пирамида» , построенные на новой элементарной базе и с улучшенными характеристиками. Кроме того, функции первичной обработки РЛИ перешли к РЛС нового поколения, обеспечивающих, как правило «автосъем» координат целей и выдачу их в цифровой форме на АСУ, в ряде образцов и автоматическую проводку трасс целей.