Взаимодействие Вооруженных сил России с религиозными объединениями: современное развитие традиции. Взаимодействие войск

Организацию взаимодействия командир тр (тб) проводит методом постановки задач командирам подчиненных (приданных, поддерживающих) подразделений, после участия в рекогносцировке, проводимой командиром тб (тп). Если позволяет обстановка, то организацию взаимодействия командир тр (тб) проводит на КНП, а если не позволяет обстановка, то по карте или на макете местности.

1. Тр (тб) имеет задачу _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рубеж развертывания КНП артиллерийских подразделений ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Район ОП: - основных __________________________________________

____________________________________________________________________

Временных ____________________________________________________

____________________________________________________________________

Ложных _____________________________________________________

____________________________________________________________________

4. В ходе боя перемещать:

КНП артиллерийских подразделений в направлении _______________

____________________________________________________________________

ОП с овладением рубежа ______________________________________

____________________________________________________________________

в район ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сигналы управления: - вызов огня _______________________________

Перенос огня _________________________________________

Прекращение огня ____________________________________

Перемещение КНП ___________________________________

Перемещение ОП _____________________________________

6. Задачи, выполняемые старшим начальником в интересах тр (тб) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Порядок выдвижения и развертывания:

Рубеж развертывания КНП занять к ________________________________

Район ОП занять к ____________________________________________

8. Огневое поражение противника осуществить по периодам огневого поражения:

а) артиллерийская подготовка наступления (АПгН):

АПгН – от «Ч» - _______________ до «Ч» - ______________, ____________ минут;

Огневыми налетами (ОгН), сигнал _________________;

Построение АПгН:

1 ОгН – от «Ч» - __________ до «Ч» - ____________, _____________ минут, сигнал ______________;

2 ОгН – от «Ч» - __________ до «Ч» - ____________, ______________ минут, сигнал ______________;

3 ОгН – от «Ч» - ___________до «Ч» - ___________, ______________ минут, сигнал ______________;

4 ОгН – от «Ч» - ___________до «Ч» - ___________, ______________ минут, сигнал ______________;

5 ОгН – от «Ч» - ___________до «Ч» - ___________, ______________ минут, сигнал ______________;

Перекрывающий ОгН – от «Ч» - _________до «Ч» + ________, ______ минут, сигнал ____________________.

б) артиллерийская поддержка наступающих войск (АПдНВ).

АПдНВ осуществить методом:

При прорыве обороны противника на глубину батальонов I эшелона - ___________________________________________________________________

При ведении боя в межпозиционном пространстве ________________

____________________________________________________________________

При прорыве позиций _________________________________________ резервов __________________________________________________________

___________________________________________________________________

9. Рубежи возможных контратак противника:

№ 1 __________________________________________________________

№ 2 __________________________________________________________

10. Огневое поражение при отражении контратаки противника осуществить по периодам:

Артиллерийская подготовка отражения контратаки;

Артиллерийская поддержка подразделений, отражающих контратаку.

11. Возможные рубежи ввода в бой 2 эшелона:

№ 1 _____________________________________________________________

в направлении ____________________________________________________

_________________________________________________________________

№ 2 _____________________________________________________________

_________________________________________________________________

в направлении _____________________________________________________

12. Огневое поражение противника при вводе в бой II эшелона осуществить по периодам:

Артиллерийская подготовка ввода в бой;

Артиллерийская поддержка ввода в бой.

13. Готовность тр (тб) к наступлению ___________________.

14. Готовность артиллерийских подразделений __________________

C. 3. Марш И Встречный бой

Организовывая взаимодействие на марше, командир ТР (ТБ) обязан указать командиру артиллерийского подразделения:

Исходный пункт и время его прохождения;

Место артиллерийского подразделения в колонне;

Скорость движения колонны;

Порядок поддержания связи на марше;

Порядок преодоления завалов;

Порядок отражения нападения диверсионной разведывательной группы и воздушного противника;

Порядок поражения противника при встрече с передовыми подразделениями противника;

Сигналы управления огнем, оповещения и взаимодействия;

Мероприятия по защите от высокоточного оружия противника.

Организовывая взаимодействие во встречном бою, командир ТР (ТБ) обязан указать командиру артиллерийского подразделения:

Возможный характер действий противника;

Способы и последовательность его разгрома;

Задачи артиллерийских подразделений;

Объекты для поражения артиллерийскому подразделению;

Направление сосредоточения основных усилий;

Район ОП и время готовности на них;

Рубеж КНП.

Кроме того, командир тр (тб) обязан ЗНАТЬ:

Сигналы оповещения и взаимодействия;

Сигналы управления огнем;

Боевые возможности артиллерийского подразделения.

Организуя встречный бой, командир тр (тб) обязан:

Контролировать вызов, открытие и перенос огня артиллерийского подразделения.

Проведя организацию взаимодействия, командир тр (тб) контролирует подготовку артиллерийской батареи (АДН) к предстоящим боевым действиям по докладам командира артиллерийской батареи (АДН), а при наличии времени лично проверяет готовность артиллерийской батареи (АДН).

Рис. 40. Марш усиленной танковой роты

Доклад начальника управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации А.И.Суровцева на «военной» секции XXIII Международных Рождественских образовательных чтений

Дорогие участники Рождественских чтений!

Прежде всего, разрешите всех Вас поздравить с долгожданным возвращением главного военно-церковного форума России в Военную академию Генерального штаба.

Это не только возобновление старой доброй традиции. Это свидетельство глубокого понимания значения Рождественских образовательных чтений для формирования системы духовных ценностей военнослужащих Вооруженных Сил. Военная секция чтений реализует возможность акцентировать внимание как на актуальных, так и на фундаментальных аспектах жизни личности, общества и Армии. Сегодня эти аспекты рассматриваются в свете деяний равноапостольного князя Владимира, определивших цивилизационный выбор России.

Духовное наследие святого благоверного князя Владимира для защитников Отечества состоит в том, что он совместил в себе качества двух типов высшего служения Богу и Отчеству. Он СВЯТ, то есть благочестив, праведен, справедлив, милосерден, но он и КНЯЗЬ, то есть он повелитель, воин, защитник, военачальник, способный отстаивать ценности не только молитвой, но и мечом.

Хорошо известен защитникам Руси и ее противникам завет святого благоверного князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!». Менее известен тот факт, что празднование святому равноапостольному князю Владимиру было установлено именно Александром Невским после того, как 15 мая 1240 г. им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Двадцатилетний Александр Невский воспринял победу как знак заступничества святого Владимира.

У святого князя Александра были свои последователи и ученики. Один из них — святой благоверный великий князь Даниил, первый князь Московский, он же – сын Александра Невского.

Даже этих двух примеров достаточно, чтобы понять, как велика роль традиции. А также путей и людей ее хранящих и передающих.

Духовный выбор современной Российской Армии во многом зависит от личных духовных ориентиров руководителей и преподавателей высшей военной школы, в центре которой была и остается Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

За 20 с лишним лет жизни в современной России многие из нас осознали губительность отказа от таких духовных основ жизни народа, как религиозные ценности. Возврат к ним произошел стремительно, так как они всегда духовно востребованы и органичны внутреннему миру человека.

В условиях предоставленной духовной свободы Армия и Церковь встретились как родственные, но насильно разлученные на 70 лет части общественного организма. На наших глазах пять лет назад в Вооруженных Силах произошло историческое событие – был учрежден (а по сути – восстановлен) институт штатного военного духовенства. В настоящее время он насчитывает более 150 священнослужителей, в их числе 2 мусульманских имам-хатыба и 1 буддийский лама.

Создана трехуровневая структура органов по работе с верующими военнослужащими, включающая:

управление по работе с верующими военнослужащими в составе Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил;

отделения по работе с верующими военнослужащими в управлениях по работе с личным составом военных округов и отделение в отделе по работе с личным составом Черноморского флота;

помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими в соединениях, воинских частях и учебных организациях Министерства обороны.

Всего в штате военного духовенства более 250 должностей, замещаемые священнослужителями традиционных религиозных объединений России, и 10 – замещаемые гражданскими служащими, не имеющими духовного сана.

Нередко приходится слышать вопросы о целесообразности введения института военного духовенства, о соотношении ожидаемых и достигнутых результатов.

Без какой-либо натяжки можно сказать: на все эти вопросы самой жизнью даны положительные ответы. Институт военного духовенства в Вооруженных Силах создан, он в войсках востребован и успешно функционирует. Это в целом.

Но это не значит, что процесс становления принципиально новой структуры для современных Вооруженных Сил проходит, как говорится, безоблачно. Даже ответ на простой, казалось бы, вопрос – «зачем в армии священники?», – претерпел некоторую эволюцию.

В основе, конечно, было и остается конституционное право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания. Поэтому главная задача военного духовенства состоит в удовлетворении религиозных потребностей военнослужащих.

Но весь предыдущий и вновь наработанный опыт свидетельствует: присутствие, а вернее, активная работа священнослужителя в воинских коллективах дает зримый «дополнительный» эффект. По мнению командиров и других должностных лиц, регулярное общение военного духовенства с личным составом улучшает общий моральный климат в подразделениях, военнослужащие становятся более зрелыми, целеустремленными, ответственными и дисциплинированными.

В июле 2014 года военные социологи провели специальное исследование и подсчитали, что количество военнослужащих, называющих себя верующими, за 5 лет выросло на 15% и составило 78%. К православным христианам отнесли себя 71% всех военнослужащих, к мусульманам – 6 %, к буддистам – 0,5%, к иудеям – 0,01%, к другим религиям – 0,5%. Большинство верующих военнослужащих хотели бы иметь в своих воинских частях священнослужителя в качестве штатного помощника командира.

В практической плоскости взаимодействие Вооруженных Сил с религиозными объединениями реализуется по ряду направлений.

Первое и главное – это организация богослужебной деятельности. В Вооруженных Силах установлен общий для всех верующих военнослужащих порядок удовлетворения религиозных потребностей, в том числе проведения богослужений, обрядов и встреч со своими духовными наставниками.

Религиозные обряды и церемонии, как правило, предполагают наличие специальных культовых помещений. Во многих гарнизонах по инициативе личного состава построены храмы и часовни, созданы молитвенные комнаты.

На территории Министерства обороны в 2009 году насчитывалось 150 культовых сооружений, сегодня их число удвоилось. В основном это православные храмы и часовни, но не только. По инициативе военнослужащих-мусульман создана мечеть, духовный центр и 5 молитвенных комнат. Военнослужащими-буддистами построена юрта.

Второе направление – духовно-просветительская работа с верующими военнослужащими. Она направлена на углубление знаний о своей религии, ее канонах, заповедях, правилах поведения. Для проведения духовно-просветительской работы в гарнизонах предоставляются возможности военных культурно-досуговых учреждений.

С большим интересом военнослужащие и члены их семей участвуют в просмотрах видеофильмов духовного содержания, в посещении выставок, раскрывающих богатство отечественной духовной культуры.

Министерство обороны совместно с Отделом Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами реализуют совместный, говоря современным языком, медиапроект. Была подобрана электронная библиотека литературы духовного, исторического, военно-патриотического содержания, включающая около 3000 источников. Их «закачивают» в электронные книги, которые передаются в воинские части и подразделения.

Третье направление – духовно-нравственное и патриотическое воспитание военнослужащих, укрепление правопорядка и дисциплины, профилактика суицидальных происшествий. По своей сути – это продолжение духовно-просветительской работы, только значительно расширенное по тематике и составу участников.

В обязанности военного священнослужителя входит проведение занятий по общественно-государственной подготовке со всеми военнослужащими независимо от их вероисповедания по соответствующим темам.

В личных беседах помощники командиров по работе с верующими военнослужащими обращаются к проблемам смысла и ценности жизни, персональной ответственности за нарушение моральных и правовых норм. И там, где своевременно выявляются так называемые «группы риска», священники, благодаря искусству индивидуальной работы, способны минимизировать или даже свести к нулю реализацию греховных замыслов.

Четвертое направление – духовная и психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших физические и психологические травмы. Военное духовенство принимает активное участие в учебно-боевой деятельности войск. Итоги учений, проводимых в Вооруженных Силах, свидетельствуют, что работа военных священнослужителей в особых условиях востребована и оказывает на морально-психологическое состояние личного состава положительное воздействие.

Особого эффекта она достигает при организации совместной работы с военными медиками и психологами. Так, в военном клиническом госпитале Южного военного округа была введена должность помощника начальника госпиталя по работе с верующими военнослужащими. Настоятель госпитального храма вместе с супругой создали при госпитале православное сестричество. Сестры милосердия оказывают помощь медицинскому персоналу в уходе за больными, а пациентам – духовную поддержку.

В ходе стратегического командно-штабного учения «Восток – 2014» отработан вопрос функционирования специальных совместных мобильных групп с учасием священнослужителей и военных психологов.

Пятое направление – подбор кандидатов, подготовка и назначение должностных лиц по работе с верующими военнослужащими. Данное направление оценивается как одно из ключевых.

В соединениях, где по штату предусмотрены помощники командиров по работе с верующими военнослужащими, кандидаты на должности подбираются исходя из пропорционального соотношения верующих военнослужащих. Практически во всех соединениях и воинских частях большинство верующих – это православные христиане. Поэтому для работы с военнослужащими-мусульманами назначаются имамы в военные округа – помощниками начальников отделений по работе с верующими военнослужащими.

Совместно с религиозными объединениями проработана программа целевой подготовки кандидатов на должности военного духовенства. Со стороны Минобороны военно-профессиональная подготовка включает обучение священнослужителей на курсах повышения квалификации в Военном университете. Группы набираются 2 раза в год, срок обучения – 1 месяц. Уже прошли обучение 4 группы. В настоящее время приступает к учебе 5-я группа.

Шестое направление – сохранение памятников культуры, передача имущества религиозного назначения и военно-мемориальная работа. Наиболее масштабными проектами Министерства обороны по сохранению памятников культуры в последние годы стало восстановление Морского Никольского собора в г. Кронштадте, Владимирского собора – усыпальницы адмиралов Российского флота в г. Севастополе.

Совсем недавно в Подмосковье создано Федеральное военно-мемориальное кладбище. Его органичной частью стал храм преподобного Сергия Радонежского, освященный и торжественно открытый Патриархом Московским и всея Руси 5 ноября 2014 г. в присутствии Министра обороны генерала армии С.К.Шойгу.

С целью дальнейшего совершенствования взаимодействия Вооруженных Сил с религиозными объединениями нами спланирован ряд практических мер.

Разрабатывается общий порядок создания и содержания культовых сооружений на территории Министерства обороны. С руководством Департамента имущественных отношений проведены соответствующие консультации и достигнуты положительные договоренности.

Принято решение о серьезной переработке отчасти устаревшего Положения по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Министром обороны в 2010 году.

На основе опыта учений уточняется порядок работы военного духовенства в полевых условиях, в том числе вопросы предоставления мест для работы в поле с верующими военнослужащими, а также полевого быта самих военных священнослужителей.

По мнению экспертов, религиозным объединениям необходимо начать специализированную подготовку священнослужителей к работе в Вооруженных Силах в духовных учебных заведениях. Регулярное повышение квалификации по военно-профессиональной подготовке Министерством обороны уже организовано.

По указанию Министра обороны во всех военных вузах вводится дисциплина «Организация работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации», в которой предусмотрен раздел «Работа с верующими военнослужащими».

Таким образом, современная практика взаимодействия Вооруженных Сил и религиозных объединений имеет положительный опыт и хорошие перспективы для развития.

Важно отметить, что развитие военно-конфессиональных отношений не является самоцелью, но лишь средством к достижению более высокой степени духовного просвещения военнослужащих.

Здесь уместно вспомнить слова выдающегося русского поэта Василия Андреевича Жуковского, который считал, что «народ без просвещения есть народ без достоинства». Следовательно, народ способен обрести и возвысить свое достоинство через просвещение, в первую очередь — духовное. А также через сохранение и развитие традиций.

Желаю всем участникам военной секции Рождественских образовательных чтений неутомимости в духовных трудах на благо земного и Небесного Отечества!

Организация и осуществление взаимодействия - слож­ный, многогранный творческий процесс, требующий от ко­мандира и офицеров штаба глубокого предвидения развития боевых событий, умения эффективно использовать огневые, ударные и маневренные возможности частей и подразделений родов войск и специальных войск в различных условиях об­становки, тесно увязывать их действия между собой, компен­сировать слабые стороны, недостатки одних родов войск пре­имуществами других, с тем чтобы совместными и согласован­ными усилиями успешно выполнить боевую задачу.

Основы взаимодействия закладываются в решении коман­дира на бой. Если главное в решении - определить цель боя и способы ее достижения, то самое важное в организации взаи­модействия - наметить конкретные пути реализации постав­ленных задач с учетом возможных изменений обстановки, различных вариантов действий своих войск и противника, возникновения кризисных ситуаций.

Важно отметить, что организация взаимодействия осу­ществляется не только при подготовке, но и в ходе боя, если в результате резких изменений обстановки ранее установ­ленный порядок взаимодействия перестает соответствовать реалиям. Взаимодействие в ходе боя должно непрерывно поддерживаться, а в случае нарушения - немедленно вос­станавливаться.

Основным содержанием взаимодействия является согла­сованность действий всех участвующих в бою подразделе­ний и частей родов войск, специальных войск и средств по­ражения. Она достигается в интересах тех общевойсковых подразделений, которые действуют на главном направле­нии, выполняя в тот или иной момент боя наиболее важные задачи по разгрому противника. Согласование усилий всех сил и средств осуществляется по задачам, направлениям,


рубежам, времени и способам выполнения тех частных за­дач, которые могут возникать перед подразделениями.

Организация взаимодействия включает три этапа. На первом - определяются (уточняются) исходные данные; на втором - осуществляется разработка проектов боевых документов и под­готовка к организации взаимодействия; на третьем - заверша­ется разработка проектов боевых документов по организации взаимодействия, которые утверждаются командиром (рис. 11).

Взаимодействие организуется непосредственно на мест­ности (обычно на глубину видимости) и на макете местности или по карте - на всю глубину боевой задачи. При этом ко­мандир детализирует в необходимой степени те главные воп­росы взаимных действий частей (подразделений), которые были доведены при постановке боевых задач, конкретизиру­ет порядок поддержания взаимодействия и восстановления его в ходе боя, указывает сигналы оповещения, управления и взаимодействия.


В условиях ограниченного времени командир организу­ет взаимодействие обычно методом отдачи подчиненным необходимых указаний, в которых он согласовывает их усилия по наиболее вероятным действиям противника. При наличии достаточного времени может применяться метод розыгрыша основных тактических эпизодов пред­стоящего боя с заслушиванием докладов подчиненных об использовании имеющихся у них сил и средств в сложив­шейся обстановке. Вопросы взаимодействия отрабатыва­ются с учетом наиболее вероятной последовательности развития обстановки в предстоящем бою и тех осложне­ний, которые могут возникнуть. Отработка вопросов сог­ласованного применения сил и средств в каждом из рас­сматриваемых тактических эпизодов начинается, как пра­вило, с тех общевойсковых подразделений, в интересах которых осуществляется взаимодействие.

К работе по организации взаимодействия привлекаются командиры подчиненных и приданных подразделений, ос­новные должностные лица штаба, начальники родов войск, специальных войск и служб. В результате должно быть дос­тигнуто единое понимание цели боя, боевых задач и спосо­бов их выполнения при различных предполагаемых вариан­тах действий противника, а также твердое знание сигналов оповещения, взаимного опознавания и целеуказания. Штаб по указанию командира детально разрабатывает вопросы взаимодействия, увязывает необходимые вопросы с соседя-

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 06(11-12)/2002, стр. 36-42

Некоторые проблемы организации взаимодействия сил и средств оперативной разведки в противодесантной обороне побережья

Полковник А.В. НИКОЛАЙЧУК

ОРГАНИЗАЦИЯ и поддержание непрерывного взаимодействия являются важнейшей составной частью общего комплекса подготовки и ведения операций и одной из основных функциональных обязанностей командующих (командиров) и штабов различных звеньев управления. Необходимо отметить, что действующие уставы, наставления и другие руководящие документы достаточно полно регламентируют порядок работы всех должностных лиц по организации взаимодействия в основных видах боевых действий войск (сил). Однако, как показывает опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий XX века, реальное воплощение в боевую практику уставных положений сталкивается с рядом существенных проблем, которые значительно усложняют выполнение поставленных задач.

Из всего многообразия форм ведения боевых действий оперативными (оперативно-стратегическими) объединениями вооруженных сил, по нашему мнению, наиболее сложной в вопросах организации взаимодействия является проводимая совместными усилиями объединений СВ, ВМФ и ВВС в пограничной области трех физических сфер (суши, воды и воздуха) противодесантная операция (ПДО), которая сегодня приобретает все больший вес и значимость.

Достаточно отметить, что уже после Второй мировой войны США и их союзники высадили 94 морских и воздушных десанта различного масштаба. Одной из крупнейших морских десантных операций явилась Инчхонская, в ходе которой в сентябре 1950 года на побережье Корейского полуострова было высажено более 40 тысяч американских, английских и южнокорейских солдат и офицеров. В 1982 году вооруженные силы Великобритании провели успешную морскую десантную операцию на Фолклендских (Мальвинских) островах. В ходе войны коалиционных сил против Ирака в зоне Персидского залива в 1991 году в полном объеме была подготовлена и проведена операция по высадке морского десанта на острова Файлака и Бубиян.

Известно, что противодесантная операция является совместной операцией видов ВС и представляет собой совокупность согласованных по цели, задачам, месту и времени боевых действий войск фронта и сил флота, проводимых по единому замыслу и плану вместе с объединениями ВВС и ПВО в целях воспрещения вторжения противника с моря, срыва (отражения) высадки его морских и воздушных десантов и удержания обороняемого побережья с находящимися на нем важными объектами. По нашему убеждению, в согласовании усилий разновидовых группировок войск заключается главный смысл организации взаимодействия, и именно данная часть работы командующего (командира) и штаба - основа успеха противодесантной обороны.

Об этом свидетельствует опыт прошлых войн и вооруженных конфликтов. Например, высадка морского десанта немецких войск в сентябре 1944 года на о. Сурсари (Гогланд), находящийся в центральной части Финского залива, была сорвана в результате нанесения поражения противнику благодаря четкой организации взаимодействия между авиацией и силами Балтийского флота. Используя данные морской разведки, 9-я и 11-я штурмовые авиационные дивизии блокировали воздушное прикрытие немецкого десанта на аэродромах в Реквере и нанесли шесть мощных ударов по походному ордеру десанта противника. В итоге оказались потопленными девять десантных судов, транспортное судно, несколько десантных барж, поврежденными два корабля и сбитыми 22 истребителя.

В качестве противоположного примера можно привести противодесантную операцию вооруженных сил Японии на Филиппинских островах в октябре 1944 года. Из-за отсутствия взаимодействия между сухопутными войсками, отдельными группами кораблей и авиацией, в первую очередь разведывательной, ПДО японцев, располагавших крупными силами, окончилась полным провалом.

Характерно то, что оба приведенных примера напрямую связаны не только с особенностями организации взаимодействия между соединениями различных видов вооруженных сил, но и с такой его важнейшей составной частью, как взаимодействие сил и средств разведки.

В современных условиях в противодесантной операции кроме сухопутных войск, ВМФ и ВВС активное участие будут принимать другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности государства военными методами, а также органы управления ими: внутренние войска и другие формирования Министерства внутренних дел, пограничные войска Федеральной Пограничной службы, формирования Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы Железнодорожных войск РФ, Службы внешней разведки (в дальнейшем для краткости - другие войска). Кроме того, на отдельных операционных направлениях непосредственное и активное участие в организации и ведении ПДО могут принимать вооруженные силы государств - союзников России. Следует отметить, что пока структура, вооружение и основы оперативного применения большинства из них аналогичны российским. Казалось бы, что особых проблем в организации и поддержании непрерывного взаимодействия между воинскими формированиями наших государств быть не должно. Однако опыт проведенных мероприятий оперативной подготовки с участием представителей армий стран СНГ, Вооруженных Сил и других войск РФ свидетельствует, что в организации их взаимодействия существует немало проблем как объективного, так и субъективного характера.

Субъективные - обусловлены личностными индивидуальными особенностями командующих (командиров), начальников штабов и других руководителей, а также коллективов штабов. По нашему мнению, наиболее характерным и общим недостатком в их работе является недооценка роли и значения разведки как важнейшего вида оперативного обеспечения, недопонимание прямой зависимости ее эффективности от своевременной организации и непрерывности ведения различными силами и средствами.

Объективные проблемы в организации взаимодействия сил и средств разведки, в свою очередь, можно разделить на две большие группы: организационные и технические. Среди проблем организационного плана прежде всего следует отметить отсутствие единого подхода в разработке руководящих документов, регламентирующих порядок и последовательность организации взаимодействия сил и средств разведки различных силовых структур. Главное противоречие при этом заключается в межведомственных барьерах, не позволяющих осуществлять полный и эффективный обмен разведывательной информацией в интересах подготовки ПДО.

Основой организации взаимодействия между Вооруженными Силами и другими войсками, и в том числе их силами и средствами разведки, является решение Верховного Главнокомандования, а также приказы, директивы, указания министра обороны и руководителей других министерств и ведомств.

В угрожаемый период предусматривается переподчинение военным округам той части других войск, которая дислоцирована на их территории. При этом решение многих вопросов организации взаимодействия значительно упрощается, так как вся деятельность привлекаемых войск (сил) будет осуществляться под непосредственным руководством командующих войсками военных округов, наделенных правами оперативно-стратегических командований. Однако подобное переподчинение безнадежно запаздывает. Для эффективного применения сил и средств разведки взаимодействие между разведками Вооруженных Сил и других войск целесообразно организовывать на более ранней стадии, т.е. еще в мирное время. Основой, регламентирующей вопросы организации такого взаимодействия как в военное, так и в мирное время, должны стать межведомственные руководства, инструкции, утвержденные соответствующими руководителями силовых структур.

Сегодня подобного рода руководящие документы разработаны только для Вооруженных Сил и федеральной пограничной службы РФ, но и в них, на наш взгляд, вопросы организации и поддержания взаимодействия между силами и средствами разведки ВС и ФПС детально не отражены.

Специфика решаемых различными ведомствами задач предусматривает конфиденциальность получаемой информации, а поэтому полный обмен ею между структурами, не подчиненными друг другу, не только не возможен, но и зачастую вреден. Однако именно механизм взаимодействия разведок разновидовых, разноведомственных сил и средств должен быть разработан уже на период мирного времени. Он может включать в себя комплекс различных мероприятий, но главная его цель - дать недвусмысленные ответы на вопросы: кто организует взаимодействие в интересах разведывательного обеспечения выполнения тех или иных задач? Как (каким образом и способом) организуется и поддерживается взаимодействие? Когда (в какой период и в какие сроки) осуществляется организация взаимодействия.

Как показывает боевая практика, организация и поддержание взаимодействия сил и средств разведки осуществляются на основе личных контактов должностных лиц соответствующих силовых структур без опоры на четкую правовую базу. Поэтому эффективность таких мероприятий напрямую зависит от субъективного человеческого фактора и не может полностью отвечать требованиям, предъявляемым к организации и проведению современной совместной операции.

В этой ситуации не лишним было бы вспомнить и применить на практике богатый опыт Великой Отечественной войны, когда суровая действительность выдвинула острую необходимость срочной разработки руководящих документов по организации взаимодействия. Так, уже в 1943 году к началу стратегического наступления наши Вооруженные Силы получили для руководства единое «Наставление по совместным действиям Сухопутных войск с Военно-Морским Флотом и военными речными флотилиями», сыгравшее свою значительную роль в последующих операциях фронтов и флотов.

На наш взгляд, для сокращения сроков и качественной разработки правовых основ взаимодействия необходимо сформировать рабочие группы с привлечением не только офицеров Генерального штаба, но и представителей всех органов федеральной исполнительной власти.

Другая, не менее важная проблема организационного плана, которая непосредственно пересекается с предыдущей и практически вытекает из нее - отсутствие единого органа управления силами и средствами разведки различных органов федеральной исполнительной власти в интересах подготовки и проведения операции на стратегических направлениях. Необходимость его создания продиктована усилением роли и значения системы раннего предупреждения о возможной агрессии противника. Особенно важно заблаговременное создание единого органа управления разведкой на изолированных стратегических направлениях, где возможны все формы применения Вооруженных Сил, в том числе противодесантные операции.

На наш взгляд, единые центры управления разведкой наиболее целесообразно формировать на базе разведывательных управлений военных округов. В мирное время их главной задачей станет организация взаимодействия между силами и средствами разведки различных органов федеральной исполнительной власти, а в угрожаемый период и в военное время - управление всеми разведывательными органами и поддержание непрерывного взаимодействия в интересах оборонительной операции фронта. Следовательно, общее руководство войсками всех органов федеральной исполнительной власти в этот период будет осуществлять непосредственно командующий войсками военного округа (фронта).

Однако некоторые военные специалисты полагают, что при проведении ПДО общее руководство войсками и силами должно возлагаться на командующего флотом, так как именно на эту структуру ложится основная тяжесть борьбы с противником на всех этапах морской десантной операции (за исключением последнего - непосредственного отражения высадки десанта и боевых действий на берегу). Вопрос о руководстве войсками на приморских направлениях особенно обострился в последнее десятилетие XX века в связи с реформированием ВС РФ, в ходе которого часть сухопутных войск некоторых военных округов была переподчинена флоту. Соответственно управление силами и средствами разведки и организация взаимодействия между ними должны быть возложены на разведывательное управление флота.

История Второй мировой войны знает много примеров различного решения этой проблемы. Так, 22 ноября 1941 года директивой Ставки ВГК было создано единое командование войск Крыма с подчинением ему 51-й Отдельной и Приморской армий, всех частей на Крымском полуострове и в оперативном отношении - Черноморского флота. Возглавлял единое командование заместитель наркома ВМФ вице-адмирал Г.И. Левченко, а заместителем по сухопутным войскам был назначен командующий 51-й ОА генерал-лейтенант П. И. Батов, хотя штаб и Военный совет войск Крыма создавались на армейской основе. Отсутствие в штабе 51 -и ОА морского отдела и специалистов морской разведки затрудняло конкретное планирование использования сил и средств разведки3.

В апреле 1942 года Ставка ВГК сформировала Главное командование Северо-Кавказского направления под руководством Маршала Советского Союза С.М. Буденного. Ему были подчинены войска Крымского фронта, Севастопольского оборонительного района, Северо-Кавказского военного округа, Черноморского флота и Азовской флотилии. При штабе направления была создана морская группа численностью 26 человек, которая включала (помимо офицеров-операторов) связистов, тыловиков, офицеров разведки, а также специалистов из числа старшинского и рядового состава, что существенно повышало эффективность разведюг.

Опыт ведения совместных боевых действий показал, что при решающей роли Сухопутных войск на приморских направлениях флот мог оперативно подчиняться фронту, штаб которого, имея морской отдел, обеспечивал грамотное использование морских сил и взаимодействие с силами и средствами разведки флота. Для захвата портов и баз противника Черноморскому флоту в оперативное подчинение передавалась сухопутная группировка.

Подобный принцип руководства совместными группировками войск и сил, на наш взгляд, целесообразен и в современных условиях. Необходимо еще раз подчеркнуть, что наибольшая эффективность руководства войсками на приморских направлениях достигалась при создании объединенных штабов, включавших представителей от воинских формирований всех видов Вооруженных Сил, действующих в данном регионе. Попытки приспособить для этой цели имеющиеся штабы, как правило, не давали желаемых результатов. Причины такого положения дел обусловливаются прежде всего отсутствием в штатах общевойсковых штабов специалистов видов Вооруженных Сил, готовых приступить к выполнению поставленных задач немедленно.

Об этом же свидетельствует и современный практический опыт оперативной подготовки военных округов, который показывает, что временные объединенные органы управления, создаваемые на период командно- штабных учений и тренировок по принципу выделения оперативных групп от всех войск федеральной исполнительной власти, с огромным напряжением справляются с возложенными на них задачами из-за отсутствия слаженности. Особенно остро указанная проблема стоит в системе управления разведкой.

С предыдущей напрямую связана и третья проблема, суть которой заключается в том, что большинство офицеров штабов военных округов, в том числе и офицеры-разведчики, слабо представляют себе предназначение, структуру и возможности непосредственно взаимодействующих с ними органов разведки флота, ВВС и ПВО, а также других войск и органов федеральной исполнительной власти. Анализ результатов командно-штабных учений показывает, что большая часть времени представителей оперативных групп других войск уходит на доведение до офицеров штабов именно этих вопросов, а не на работу по организации и поддержанию взаимодействия. Тематика действующих в ВС программ командирской подготовки офицерского состава не предусматривает изучения организационно-штатной структуры, задач и возможностей других войск. Поэтому решение данной проблемы видится в ознакомлении офицеров с взаимодействующими силами и средствами разведки в ходе самостоятельной подготовки под руководством непосредственных начальников, а также с привлечением представителей разведывательных структур соответствующих органов федеральной исполнительной власти непосредственно перед проведением командно-штабных учений, тренировок и в период, предшествующий планированию разведки на предстоящий календарный год.

Существенное место в вопросах организации и поддержания непрерывного взаимодействия в ПДО занимают технические проблемы, касающиеся прежде всего средств связи и автоматизированной системы управления.

Имеющиеся на вооружении средства связи не обеспечивают надежное и скрытное управление разновидовыми и разноведомственными группировками войск даже в условиях мирного времени, а выделение дополнительных каналов в военное время предусмотрено только для высшего руководящего звена. По нашему мнению, возникает острая необходимость разработки и внедрения в жизнь целевой программы обеспечения связи взаимодействия на мирное и военное время. Она должна включать в себя детальный расчет потребного количества радиосетей, радионаправлений, а также технических средств связи не только по основному, но и по дублирующему, а также резервному вариантам взаимодействия. До окончательной реализации данной программы требуется пересмотреть распределение имеющихся средств связи для наиболее полного обеспечения ими взаимодействия между силами и средствами разведки.

Другая проблема технического плана при организации взаимодействия сил и средств разведки - отсутствие сопряженных между собой автоматизированных центров сбора и обработки разведывательной информации. Создание таких центров позволит принимать сведения о противнике в интересах подготовки и проведения операций от всех добывающих органов, осуществлять их первичную обработку, анализ и выдавать информацию в автоматизированном режиме не по заявкам, а прямым вхождением потребителя в сеть.

Важность и эффективность таких автоматизированных центров (особенно на приморских направлениях) уже давно оценили разведывательные структуры вооруженных сил многих зарубежных государств. В частности, только в Тихоокеанской зоне США развернули три центра, которые принимают, обрабатывают, квалифицируют информацию по важности и времени получения и выдают по запросам потребителей в автоматическом режиме. Создание аналогичных центров (автоматизированных систем) значительно повысило бы возможности командующих и штабов по своевременному принятию решений на поражение важных объектов и группировок войск (сил) противника.

Серьезным препятствием в организации взаимодействия сил и средств разведки в ПДО остается разобщенность разведывательной инфраструктуры. Ведь в некоторых регионах России субъекты взаимодействия удалены друг от друга на сотни, а то и на тысячи километров. Частично ее можно решить за счет выделения разведывательным структурам, организующим взаимодействие, дополнительных каналов закрытой связи гарантированной стойкости.

В заключение следует отметить, что в статье отражены лишь некоторые аспекты взаимодействия сил и средств разведки в противодесантной операции. Дальнейшая дискуссия на страницах журнала, по нашему мнению, поможет в более полном объеме вскрыть весь спектр и глубину рассматриваемой проблемы.

История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т. 4. М.: Воениздат, 1962. С. 459. С.

История второй мировой войны. Т. 9. М.: Воениздат, 1978. С. 352.

ЦАМО РФ, ф. 132, oп. 2642, д. 29, л. 91.

ЦВМА, ф. 83, д. 6104, л.4.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Организация взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений в современном общевойсковом рассматривается как система мероприятий и действий, проводимых командирами взаимодействующих подразделений по повышению слаженности действий при подготовке и в ходе выполнения задач.

Главной задачей в подготовке войск определено поддержание боевой и мобилизационной готовности воинских соединений и подразделений на уровне, гарантирующем выполнение задач, как в мирное, так и в военное время. При этом особое внимание должно быть уделено повышению эффективности взаимодействия общевойсковых формирований с другими войсками, воинскими формированиями и органами при выполнении задач. В ходе подготовки войск усилия должны быть направлены на совершенствование практических навыков работы командиров по управлению разноведомственными силами и средствами в различных условиях обстановки.

Данные требования актуальны, а их реализация требует колоссальных усилий. В современном противоборстве значение взаимодействия войск резко возросло. Поэтому совершенствование организации взаимодействия войск на всех уровнях - является одним из наиболее рациональных путей повышения эффективности тактических действий подразделений. Каждому виду, форме и способу применения войск может соответствовать свой конкретный способ организации взаимодействия. Ввиду того, что для раскрытия данного положения потребуется рассмотреть довольно большой перечень мероприятий, в статье будет сделана попытка систематизации порядка работы командиров взаимодействующих мотострелкового и артиллерийского подразделений в ходе уяснения задачи при переходе в наступление с выдвижением из глубины.

На порядок работы командиров подразделений по организации взаимодействия при уяснении задачи, а, следовательно, и на его эффективность, будут оказывать влияние условия тактической обстановки. К ним следует отнести: выполнение предшествующей тактической задачи завершено или нет; подготовка к вновь поступившей задаче осуществляется одновременно с завершением предшествующей задачи или после ее выполнения; состав сил и средств подразделений для выполнения поставленной задачи прежний или потребуется его вновь создавать; каков уровень обеспеченности подразделений материально-техническими средствами, состав, состояние и положение сил и средств подразделений из других воинских формирований; качество подготовки командиров, штабов и личного состава, их психологическая готовность к предстоящим действиям и другие.

Немаловажным является и тот факт, насколько осведомлен о составе, состоянии и положении подразделений старший начальник (зависит от своевременности и объективности представленных донесений старшему начальнику и правильному выполнению им задачи по расчету требуемого состава сил и средств для совместных действий). Рассмотрим вариант, когда подразделения заняли указанные районы сосредоточения, а их личный состав выполняет задачи, определенные указаниями их командиров по соответствующей тактической задаче.

После выполнения минимально необходимого объема мероприятий по приведению личного состава, вооружения и военной техники в боеготовое состояние командиру соединения поставлена задача на наступление. Командир батальона на основе ориентирования и полученных указаний ставит задачи подчиненным командирам на подготовку подразделений, вооружения и военной техники к предстоящим действиям. При этом, он определяет: к каким действиям быть готовым; сроки и порядок подготовки подразделений, вооружения и военной техники. Остальные данные им будут доведены до подчиненных после получения предварительного боевого распоряжения. Вопросы взаимодействия командиром батальона начнут прорабатываться уже на данном этапе подготовки наступления.

Так что же такое взаимодействие? Говоря о взаимодействии именно мотострелковых и артиллерийских подразделений, то под ним понимают - согласование огня и маневра артиллерийских подразделений с действиями мотострелковых подразделений. Главная цель такого согласования для артиллерийского подразделения будет состоять в том, чтобы огневым воздействием в нужное время, по указанным (назначенным) объектам (целям) противника нанести ущерб, в результате которого противник будет лишен способности выполнять свои задачи в полной мере и, тем самым создать условия для выполнения боевых задач мотострелковыми подразделениями с наименьшими потерями. Эффективно организованное взаимодействие мотострелковых подразделений и сил огневого поражения, позволяет непрерывно осуществлять поддержку мотострелкового подразделения огнем.

Что является одним из основных принципов боевого применения артиллерии. Как же добиться желаемого результата? Кто, когда и как организует взаимодействие мотострелковых и артиллерийских подразделений?

Как организовать взаимодействие и провести его мероприятия так, что бы в результате этой работы командиры взаимодействующих мотострелковых и артиллерийских подразделений «говорили на одном языке» и понимали друг друга с полуслова. Являясь составной частью организации тактических действий, организация взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений в современном общевойсковом бою представляет собой сложный, творческий процесс работы командира батальона и штаба и командиров взаимодействующих подразделений, требующий от них предвидения развития событий, умения эффективно использовать огневые, ударные и маневренные возможности мотострелковых и артиллерийских подразделений в различных условиях обстановки, чтобы совместными согласованными усилиями успешно выполнить боевую задачу в любых сложившихся условиях обстановки.

Однако, основным организатором взаимодействия должен быть один человек, и это - общевойсковой командир. Он вырабатывает замысел, он принимает решение на бой, он определяет задачи подразделениям, он будет руководить боем, он устанавливает время, место и порядок организации взаимодействия. И здесь важно понять и помнить, что сам по себе процесс организации взаимодействия не является какимто отдельным, обособленным актом в работе командира по организации боя. Нет.

Вопросы взаимодействия командир продумывает параллельно с принятием решения на бой. Начинается с уяснения полученной задачи и продолжает, осуществляется в ходе оценки обстановки, определении замысла боя и боевых задач подразделениям. Работа будет вестись как при подготовке к тактическим действиям, так и в ходе ведения тактических действий и, будет состоять из мероприятий решающих вопросы: организации взаимодействия, поддержания взаимодействия и восстановления взаимодействия. Вопросы, решаемые в ходе организации взаимодействия, будут содержать в себе те же три составляющие: мероприятия по организации взаимодействия; мероприятия, направленные на поддержание взаимодействия; мероприятия по восстановлению взаимодействия.

Получив предварительное боевое распоряжение, командир батальона приступает к уяснению задачи. При уяснении с командиром батальона, как правило, работает начальник штаба батальона, который наносит на карту; положение противника и его огневых средств; задачу батальона; задачи соседей и взаимодействующих подразделений; разграничительные линии с ними; задачи решаемые силами и средствами старшего начальника и другие данные.

Этот порядок характерен для действий, когда одновременно с предварительным боевым распоряжением будет получен (доставлен) комплект карт соответствующей номенклатуры и количества. Карты на командиров приданных подразделений целесообразно заготавливать штабом батальона. В ходе уяснения задачи командир и штаб батальона определяют исходные данные для производства расчета времени на подготовку наступления, в которых должны найти отражение вопросы, включающие основные мероприятия организации наступления, подготовки подразделений к предстоящим действиям, практическую работу в подчиненных подразделениях и сроки их выполнения.

Это своего рода структурная схема, позволяющая тесно увязать комплекс мероприятий подготовки наступления со сроками их выполнения не только подразделениями батальона, но и с мероприятиями проводимыми старшим начальником. После определения основных мероприятий подготовки и их временных параметров командир батальона отдает указания начальнику штаба батальона на производство расчета времени на подготовку наступления.

Определив мероприятия для производства расчета времени на подготовку наступления, командир батальона с начальником штаба приступает к подготовке перечня мероприятий и соответствия сроков их выполнения, которые составят основу указаний при ориентировании заместителей, помощников и командиров подчиненных подразделений. Определенную сложность в реализации данного мероприятия составляют краткие выводы из уяснения задачи. Они должны быть лаконично сформулированы, записаны в рабочую тетрадь в соответствии со структурой замысла. Потребует определенных временных затрат разработка соответствующего комплекса мероприятий для отдачи указаний по подготовке необходимых данных для оценки обстановки и принятия решения.

Однако командиру батальона следует учитывать то, что при выполнении задачи - ориентирование заместителей, помощников необходимо кроме доведения сведений о противнике, содержании полученной задачи, выводов из уяснения задачи потребуется ставить задачи о сроках разработки боевых документов и выполнении других мероприятий подготовки наступления, определенных в расчете времени. Количество и содержание этих мероприятий будут зависеть на данном этапе подготовки наступления, прежде всего от положения и состояния подразделений батальона.

На разработку этого документа потребуется определенное время - около одного часа. При подготовке данного документа начальнику штаба предстоит связываться с офицерами оперативного отделения, начальниками родов войск и служб бригады по согласованию мероприятий подготовки. Не менее важным фактом является то, что командиру батальона необходимо сформулировать указания по подготовке необходимых данных для оценки обстановки и принятия решения и записать их в рабочую тетрадь.

Только такой подход позволит реализовать мероприятия подготовки и дополнять их для выполнения вновь возложенных задач в ходе ее осуществления. При формировании указаний командиром батальона определяется несколько уровней взаимодействия. Так, например, при определении необходимых данных для оценки обстановки и принятия решения организуется взаимодействие между офицерами управления батальона и в какой-то мере с командирами рот; при определении времени и способа доведения задач - между заместителями и помощниками командира батальона; о порядке, времени и месте встречи приданных подразделений - с заместителями, помощниками командира батальона и командирами подразделений от которых выделяются силы и средства усиления, а возможно и с соответствующими начальниками родов войск и служб вышестоящего штаба.

Всю работу командира по организации взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений при подготовке наступления можно условно разделить на три взаимосвязанных этапа: первый - при определении основ взаимодействия, в ходе принятия решения; второй - при постановке боевых задач подразделениям и отдаче указаний по взаимодействию; третий - непосредственная работа командира и штаба по организации взаимодействия на местности, макете местности или по карте.

При выработке основ взаимодействия должны быть определены: последовательность выполнения каждой тактической задачи; привлекаемые для этого силы и средства; ответственность командиров подразделений за стыки и промежутки между подразделениями (элементами боевого порядка). Получив боевое распоряжение (приказ), командир для организации взаимодействия должен уяснить условия взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений, когда и где потребуется наиболее тесное согласование усилий взаимодействующих подразделений. И в этом вопросе основным должностным лицом, работающим с командиром, по вопросам боевого применения артиллерии батальона и взаимодействия мотострелковых подразделений и артиллерии будет командир штатной минометной (артиллерийской) батареи. Если же мотострелковому подразделению будет придано или выделено на поддержку артиллерийское подразделение, то вопросы взаимодействия будут решаться совместно с командиром назначенной (выделенной) батареи.

Порядок работы в этом случае будет следующим. Командир батареи, получив задачу от вышестоящего артиллерийского командира (начальника), в установленное время обязан прибыть к командиру батальона (роты), для поддержки которого назначен или которому придан, в готовности доложить: состав, положение, состояние, обеспеченность и огневые возможности батареи, поставленные огневые задачи и установленный расход боеприпасов, назначенные районы огневых позиций и районы (рубежи) команднонаблюдательных пунктов, время и порядок их занятия, порядок перемещения в ходе боя, время готовности к открытию огня.

Командир батареи всегда должен быть готов ответить на вопросы общевойскового командира, связанные с боевым применением своего подразделения. После доклада командир батальона знакомит командира батареи с полученной задачей и замыслом боя.

Уясняя полученную задачу, командир батареи должен понять: цель предстоящих боевых действий и замысел командира батальона, которому батарея придана или который поддерживает; объекты (цели), поражаемые средствами старших командиров (начальников) на направлении действий общевойскового подразделения; задачи батареи по огневому поражению противника поставленные старшим начальником; задачи соседей и порядок взаимодействия с ними; время готовности к выполнению задачи, а также районы огневых позиций и рубежи командно-наблюдательных пунктов; основное направление стрельбы; способ определения установок для стрельбы на поражение; порядок выдвижения батареи в назначенный район и порядок маневра в ходе боя; порядок обеспечения боеприпасами.

На этой основе командир батареи делает выводы, в которых определяет: роль батареи в выполнении задачи общевойсковым подразделением, направление сосредоточения основных усилий по огневому поражению противника при выполнении каждой тактической задачи. Кроме того, командир батареи уясняет порядок поддержки (усиления) общевойсковых подразделений, порядок всестороннего обеспечения боевых действий, какие и кому отдать распоряжения, когда и где поставить задачи подчиненным.

Командир мотострелкового батальона в ходе уяснения поставленной ему задачи и по результатам доклада командира артиллерийского подразделения должен понять (уяснить) для выработки основ взаимодействия следующие вопросы: границы района, в котором будут согласовываться усилия мотострелковых и артиллерийских подразделений (для определения условий местности, в том числе влияющих на организацию взаимодействия, в том числе необходимость назначения дополнительных точек (пунктов) организации взаимодействия и т. д.). Если артиллерийскому и общевойсковому командиру обстановка не позво-лит располагаться совместно, взаимодействие необходимо осуществлять через артиллерийских корректировщиков, что существенно усложняет организацию взаимодействия. На данном этапе подготовки наступления вероятность встречи командира батальона с командиром приданной артиллерийской батареи весьма низкая.

При благоприятных условиях возможно прибытие офицера-корректировщика. Встреча с командиром приданной артиллерийской батареи возможна лишь при постановке боевых задач или при проведении рекогносцировки. От корректировщика в этом случае требуется не только, чтобы он был хорошим артиллеристом и владел во всех деталях своим оружием, но и имел хорошие знания тактики общевойсковых подразделений, знал их возможности и умел определять их потребности в артиллерийской поддержке. Он должен быть всегда хорошо осведомлен о решении общевойскового командира, быть инициативным. Он должен помнить, что поддержка общевойскового подразделения огнем артиллерии, которую он представляет, должна быть своевременной и эффективной. А это зависит от поступления своевременной и правильной информации от него к командиру батареи о действиях общевойскового подразделения, своем положении, месте, где он может наблюдать свои разрывы, времени открытия и прекращения огня; состав, состояние и возможный характер действий противостоящего мотострелковому подразделению противника; порядок выполнения постав-ленной задачи.

В случае, когда не представляется возможность прибытия и офицера корректировщика, то основные мероприятия по подготовке необходимых документов возлагаются на командира штатной минометной (артиллерийской) батареи. Необходимо исходить из того, что при уяснении боевой задачи командир батальона уже начинает формировать цели и структуру взаимодействия. Такой подход позволит командиру определить состав основных вопросов взаимодействия. Взаимодействие будет организовываться, как правило, в той же последовательности, которая характерна для выполнения каждого этапа выполнения боевой задачи (каждой (частной) тактической задачи).

Так, при наступлении на обороняющегося противника с выдвижением из глубины взаимодействие мотострелковых и артиллерийских подразделений организуется по этапам: выдвижение и развертывание подразделений в боевой порядок, а затем по этапам выполнения задачи (ближайшая задача, дальнейшая и т. д.). В указаниях командиром батальона определяются этапы взаимодействия, и может быть в общем виде определены цели взаимодействия. То есть, может быть определено заглавие («головка», «шапка») таблицы взаимодействия. И это будет ключевым моментом в определении, когда и где потребуется наиболее тесное согласование усилий мотострелковых и артиллерийских подразделений. Далее в ходе уяснения задачи, командир батальона должен понять: будет ли осуществлено усиление артиллерией (какие подразделения и когда будут получены на усиление (поддержку).

В зависимости от состава артиллерии батальона, то есть, будет ли это штатная артиллерийская (минометная) батарея, или артиллерийское подразделение, приданное или поддерживающее, будет зависеть, будет ли иметь место совместное расположение командных пунктов командиров мотострелковых и артиллерийских подразделений или необходимо будет выделение артиллерийских корректировщиков тем командирам, которым необходимо будет иметь поддержку огнем на определенных этапах выполнения задач); время и место прибытия артиллерийского подразделения, возможности его по огневому поражению противника, в том числе высокоточным боеприпасом, выделенный ресурс боеприпасов; задачи, выполняемые средствами старшего начальника в интересах мотострелковых подразделений (на каком этапе, когда и какие цели будут поражаться средствами старшего начальника); задачи, поставленные артиллерии батальона старшим начальником (когда и на каком этапе артиллерия батальона будет выполнять задачи по плану старшего начальника); время готовности мотострелковых и артиллерийских подразделений к выполнению задач (время начала действий и время готовности артиллерии к открытию огня. Как, правило, это будет 1–2 часа до начала действий, либо готовность к открытию огня непосредственно перед началом выдвижения батальона).

Залогом твердого и устойчивого взаимодействия мотострелковых и артиллерийских подразделений будет являться уже то, что на данном этапе подготовки наступления будет достигнуто твердое знание и правильное понимание командирами артиллерийских подразделений боевых задач общевойсковых подразделений (частей) и порядка их выполнения; назначение артиллерийских подразделений для поддержки общевойсковых в строгом соответствии с замыслом боя и задачами общевойсковых подразделений; целесообразное распределение целей между средствами поражения; личное общение командиров артиллерийских и общевойсковых подразделений и совместное расположение их пунктов управления; наличие устойчивой связи между ними; личное наблюдение командиров артиллерийских подразделений за ходом боя и своевременной подготовкой предложений по поражению противника огнем артиллерии; установление единых сигналов взаимодействия и средств и способов взаимного опознавания.

Командиру мотострелкового подразделения необходимо в свою очередь знать тактикотехнические характеристики артиллерийских систем и боевые возможности взаимодействующего артиллерийского подразделения, их возможности по ведению разведки и обслуживанию стрельбы, знать задачи стрельбы артиллерии, понимать основы теории стрельбы и уметь управлять огнем артиллерии. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что представленный порядок и содержание работы командиров взаимодействующих мотострелковых и артиллерийских подразделений, и систематизация этой работы по вопросам организации взаимодействия на этапе уяснения задачи, поможет командирам подразделений сосредоточить внимание на информации, с помощью которой возможно наиболее полно определить основы взаимодействия. Что в дальнейшем позволит затратить меньше времени на организацию взаимодействия и организовать взаимодействие наиболее эффективно, используя все возможности взаимодействующих общевойсковых и артиллерийских подразделений.

Неиспользованные возможности - это снижение вероятности выполнения поставленной задачи. И соответственно наиболее полное использование возможностей - это увеличение вероятности выполнения задачи. А умелая организация, осуществление, поддержание и восстановление взаимодействия - это залог наиболее эффектив-ного использования имеющихся возможностей и получение «новых» возросших возможностей в результате взаимодействия. Таким образом, важность организации взаимодействия актуальна и очевидна. Что предполагает особое внимание командира любого ранга к вопросам организации взаимодействия. В современных условиях у командира мотострелкового подразделения наиболее мощным огневым средством, а зачастую и единственным имеющимся в распоряжении будет артиллерийское подразделение. Поэтому знание и понимание содержания и порядка организации взаимодействия на этапе уяснения задачи, как при подготовке, так и в ходе боя будет залогом успешного выполнения поставленных задач.