Коллективная безопасность. Система европейской коллективной безопасности и ее экономические аспекты

ЛЕКЦИЯ 7

Нарастание военной опасности в мире (1933-1939 гг.)

В декабре 1933 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о развертывании борьбы за коллективную безопасность. Оно определило главное направление внешнеполитической деятельности СССР на кануне второй мировой войны. Реальный путь обеспечения мира правительство СССР видело в создании региональных пактов взаимной помощи. Оно заявило о своей готовности принять участие в таком пакте с широким привлечением европейских государств. В 1933 г. СССР выдвинул предложение о юридическом определении агрессора, что создавало бы основания для юридических санкций, а в сентябре 1943 г. Советский Союз вступил в Лигу Наций.

Воплощением идеи коллективной безопасности явился проект « Восточного пакта», инициатором которого явился министр иностранных дел Франции Луи Барту. Л. Барту активно поддержал принятие СССР в Лигу Наций, использовал все свое влияние для того, чтобы ускорить установление дипломатических отношений между СССР и Чехословакией, Румынией, преодолеть антисоветские выступления в Югославии.

Как предусматривалось, участниками пакта, помимо СССР и Франции, должны были стать государства Центральной и Восточной Европы- Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Кроме того, было решено пригласить присоединиться к пакту и Германию. В этом случае она неизбежно бы оказалась в русле советско-французской политики. Проект предполагал, во-первых, региональный договор о гарантии границ и взаимной помощи между странами Центральной и Восточной Европы (« Восточное Локарно») и, во-вторых, отдельный советско-французский пакт о взаимной помощи против агрессии. Советский Союз становился гарантом Локарнского соглашения (октябрь 1925 г.), а Франция- упомянутого регионального договора.

Однако после убийства Л. Барту в октябре 1934 г. позиция французской дипломатии становится более умеренной. 1 5 декабря 1934 г. были подписаны франко-советские соглашения, в соответствии с которыми обе страны отказывались от дальнейших шагов по подготовке регионального восточноевропейского гарантийного договора. Его частично сменил подписанный в мае 1935 г. договор о взаимопомощи между Францией и СССР в случае нападения какой-либо третьей стороны. Однако договор не был дополнен военной конвенцией.

Перед лицом нараставшей угрозы со стороны Германии пытались консолидировать свои силы и страны Юго-Восточной Европы. При поддержке Франции и Великобритании 9 февраля 1934 г. в Африке было подписано соглашение между четырьмя балканскими странами- Грецией, Румынией, Турцией и Югославией. Балканский пакт обязывал подписавшие его страны совместно защищать их внутрибалканские границы и согласовывать свою внешнюю политику.


____________________________________

1. Луи Барту убит в Марселе 9 октября 1934 г. во время встречи югославского короля Александра Македонского и хорватскими националистами. Король Александр также был убит.

Из балканских стран пакта не подписали, под влиянием Германии и Италии, Болгария и Албания.

Созданная Балканская Антанта дополнила Малую Антанту, организацию, существующую с апреля 1921 г. и объединявшую Чехословакию, Румынию и Королевство сербов, хорватов и словенцев.

Изменение тактики Коминтерна. С переходом советского правительства к тактике сотрудничества со всеми антифашистскими силами меняется и политика Коминтерна и РСИ (Рабочего Социалистического Интернационала). Еще в 20-е годы руководство Коммунистического Интернационала допустило крупную стратегическую ошибку, сделав вывод о том, что после экономического подъема наступит время мировой социалистической революции. Из этой ошибки вытекала ошибка и тактическая. Готовясь к мировой революции, лидеры Коминтерна (Сталин, Зиновьев, Бухарин) увидели своего главного врага в социал-демократах, которые якобы отвлекают внимание трудящихся от революции. На VI конгрессе Коминтерна (1928 г.) была принята тактика « класс против класса», которая предполагала отказ коммунистов от сотрудничества с другими партиями, как левыми, так и правыми.

В 20-е годы компартии развернули активную борьбу с социал-демократами, называя их социал - фашистами. В ответ РСИ назвал коммунистов левой разновидностью фашизма и запретил социал-демократическим партиям сотрудничать с коммунистами.

После прихода фашистов к власти в Германии Коминтерны и РСИ осознали необходимость изменения своей тактики. В октябре 1934 г. руководство РСИ разрешило социал-демократическим партиям сотрудничать с коммунистами. Поворот в позиции Коминтерна произошел на его VII конгрессе в августе 1935 г. На этом конгрессе коммунисты перестали называть социал-демократов « социал-фашистами» и назвали главной задачей борьбу за демократию, а не победу мировой революции и установление диктатуры пролетариата.

Этот поворот в позициях Коминтерна и РСИ позволил создать народные фронты во Франции и Испании, а в 1937 г. произошло объединение коммунистических и социал-демократических профсоюзов. Однако руководство РСИ отвергало все призывы КИ к объединению.

Такая позиция руководства РСИ во многом объяснялась действиями Сталина, который после смерти Ленина стал фактически руководителем КИ. Для Сталина решения VII конгресса Коминтерна означали личное поражение, так как они, по сути, признавали, что руководство КИ в 20-е годы проводило ошибочный курс. Именно поэтому Сталин не собирался выполнять решения VII конгресса. В 30-е годы были репрессированы многие видные деятели КИ, жившие в СССР. В 1938-39 гг. под давлением Сталина КИ распустил компартии Латвии, Польши, Западной Белоруссии и Западной Украины.

Подписание в 1939 г. советско-германского пакта о ненападении социал-демократы расценили как сговор коммунистов с фашистами. Отношения между РСИ и КИ вновь обострились. Достичь единства рабочего движения накануне войны опять не удалось.

Обострение международной обстановки в середине 30-х годов. По поводу создания Балканской Антанты европейская печать выражала сомнения в том, что новый договор будет способствовать общему умиротворению. Опасения эти оправдались. В июле 1934 г. австрийские нацисты предприняли попытку вооруженного переворота. Облачившись в форму федеральной армии и полиции, путчисты проникли в резиденцию федерального канцлера и захватили здание радиостанции. Они объявили по радио о мнимой отставке канцлера Дольфуса, что стало сигналом к мятежу в других городах страны. Путчисты выступали под лозунгом присоединения Австрии к Германии.

Дольфус был тяжело ранен и к концу дня скончался. Попытка переворота была в течение двух-трех дней повсеместно ликвидирована. И лишь жесткие действия Муссолини, который отдал приказ об отправке четырех дивизий к границам Австрии, заставили Гитлера отказаться тогда от прямой агрессии.

Следует отметить, что отношения фашистских режимов в Италии и Австрии с нацистской Германией первоначально складывались весьма напряженно. Причиной тому были и идеологические расхождения между национал -социализмом и фашизмом, и негативная реакция Австрии и Италии на возможность аншлюса, которого требовал Гитлер. Именно решительные меры Италии в большей степени, нежели дипломатические меры Великобритании и Франции, заставили нацистов временно приостановить давление на Австралию.

1 марта 1935 г. в результате плебисцита Саарская область вновь вошла в состав Германии. Возвратив Саарскую область, нацистская Германия укрепила свое положение на международной арене (с 1929 г. Саар находился под управлением Лиги Наций).

Торжественная акция перехода Саара под юрисдикцию Германии проходила в присутствии Гитлера. Решение об изменении статуса было принято 13 января 1935 г. в ходе плебисцита. 91 % населения Саара высказался за присоединение к германии. Воспользовавшись националистическими настроениями, царившими в стране, Гитлер объявил о введении всеобщей воинской повинности, что противоречило основным положениям Версальского мирного договора.

Все это вызвало особенно большую тревогу французской дипломатии и ужесточение ее позиции по германскому вопросу. По инициативе Франции и при полной поддержке Италии в итальянском городе Стрезе 11 апреля 1935 г. открылась международная конференция по германскому вопросу. Ее участники выступили с осуждением одностороннего нарушения Версальского договора. Несмотря на то что принятые резолюции носили весьма общий характер, политическое значение конференции было исключительно велико. Франция продемонстрировала на ней свою готовность отойти от безусловного следования курсу умиротворения и присоединиться к жесткой позиции Италии.

Но перспективы складывания франко-итальянского союза встревожили британскую дипломатию. Следуя традиционной политике « баланса сил», Лондон в июне 1935 г. идет на подписание сенсационного англо-германского договора о морских вооружениях. Согласно ему, между военными флотами Великобритании и Германии вводилось соотношение 100:35 (при равенстве по подводным лодкам). Британские политики рассматривали заключение этого соглашения как важный шаг на пути дальнейшего ограничения морских вооружений и своевременное дополнение к аналогичным статьям « Договора пяти» Вашингтонской конференции. Однако на практике нацистская Германия получила право на беспрепятственное расширение военно-морского строительства, так как разница в уровне морских вооружений позволяла обеспечить работой все верфи Рейка на десять лет, не нарушив при этом « букву договора».

Правительство Гитлера сразу после прихода к власти приступило к экономическому преобразованию тех отраслей экономики, которые производили вооружение. Экономическая политика национал-социалистов была прежде всего направлена на развитие « национального» вооружения.

В сентябре 1936 г. правительство объявило о введении 4-летнего плана. Предполагалось, что за этот период германская промышленность достигнет независимости в обеспечении сырьем. Одновременно будет проведена модернизация производства вооружений. В замечаниях Гитлера к плану говорилось: « Мы перенаселены и поэтому не можем прокормиться на собственной территории. Окончательное решение данной проблемы связано с расширением жизненного пространства, то есть сырьевой и продовольственной базы существования нашего народа…Для этого мною поставлены следующие задачи: 1. Германская армия должна будет через 4 года стать боеспособной. 2. Германская экономика должна через 4 года обеспечить возможность ведения войны».

Как видно, англо-германский договор полностью вписывался в план Гитлера развития экономики.

Пагубность британской стратегии стала очевидна в ближайшее время, когда произошло образование стратегического союза Италии и Германии. Поводом к такому неожиданному повороту стала агрессия Италии в Абиссинию (Эфиопию), которую Италия безуспешно пыталась завоевать в 1896 г. поскольку африканский континент был уже преимущественно « поделен», независимая Абиссиния оставалась единственным возможным объектом экспансии.

3 октября 1935 г. шестисоттысячная итальянская армия вторглась в Эфиопию. Компания против слабой эфиопской армии оказалась быстротечной и победоносной. 7 октября Совет Лиги Наций признал Италию агрессором и ввел против нее экономические санкции. Но эти санкции на исход дела не повлияли. 5 мая 1936 г. итальянские войска вступили в Адис - Абебу -столицу Абиссинии, а в июле Лига Наций прекратила применение санкций, полагая, что без военных мер они не действенны.

Воспользовавшись напряжением в отношениях между лидерами Лиги Наций и Италией, германский вермахт 7 марта 1936 г. занял демилитаризованную Рейнскую область. Гитлер нарушил не только Версальский договор, но и попрал обязательства Германии по Локарнским соглашениям. Как признавал позднее Гитлер, это была чистой воды авантюра, так как в то время у Германии не было ни сил, ни средств чтобы противостоять возможному ответу со стороны, в первую очередь, Франции. Но ни Франция, ни Лига Наций даже не осудили этот шаг, лишь констатировав факт нарушения Версальского договора.

При этом Италия, оказавшись в дипломатической изоляции, вынуждена была искать поддержки у своего бывшего противника. В июле 1936 г. Австрия подписала с Германией соглашение, по которому фактически обязалась следовать политике Германии. Италия по договору с Германией обязалась не вмешиваться в германо-австрийские отношения.

Тогда же, в июле 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж, во главе которого стал генерал Франко. С августа 1936 г. сначала Германия, а затем и Италия начали оказывать Франко военную помощь: за 3 года в Испанию было направлено 300 тыс. итальянских и немецких солдат и офицеров.

В августе 1936 г. в Лондоне по предложению премьера-социалиста Франции Леона Блюма был создан Комитет по невмешательству.

Образование очагов новой мировой войны. постепенно Германия и Италия стали сближаться друг с другом. В октябре 1936 г. был подписан итало-германский протокол, по которому Германия признавала захват Эфиопии Италией. Обе стороны признали правительство Франко и условились придерживаться общей линии поведения в Комитете по невмешательству. Этот протокол оформил « ось Берлин-Рим».

25 ноября 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый « антикоминтерновский пакт» сроком на 5 лет. Стороны обязались совместно бороться против Коминтерна и приглашали третьи страны присоединиться к пакту. 6 ноября 1937 г. к пакту присоединилась Италия, а в декабре она вышла из Лиги Наций. Образовался агрессивный блок Берлин-Рим-Токио, который противопоставил себя Лиге Наций и всему сложившемуся международно-правовому порядку. В два последующих года к пакту присоединились Венгрия, Манчжоу-Го, Болгария, Румыния и др. В мае 1939 г. Германия и Италия заключили договор о военно-политическом союзе (« Стальной пакт»). Этот договор содержал обязательства сторон о взаимопомощи и союзе в случае военных действий.

Политика умиротворения фашистских агрессоров. Действия Японии и Германии привели к краху Версальско-Вашингтонской системы, так как ее главные договоры оказались нарушенными. Однако Англия, Франция и США не предприняли никаких ответных шагов, хотя имели все возможности остановить агрессивные страны. В руководстве США сильные позиции занимала группа изоляционистов, считавшая, что США должны все внимание сосредоточить на Американском континенте и не вмешиваться в ситуацию в других регионах планеты. Правительства Англии и Франции не хотели начинать войну с Германией, т.к. боялись, что население их стран такую войну не поддержит. Поэтому правительства Англии и Франции избрали в отношении агрессоров политику « умиротворения», предполагавшую частичные уступки агрессорам в надежде предотвратить новую мировую войну. Правительства Англии и Франции рассчитывали, что Германия и Италия утихомирятся после устранения тех положений Версальской системы, которые вызывали их недовольство. Своеобразным манифестом политики « умиротворения» стала статья лорда Лотиана в Лондонской « тайне» от 1 февраля 1935 г. Он писал: « Германия хочет равенства, а не войны; она готова абсолютно отказаться от войны; она подписала договор с Польшей,* который устраняет из сферы войны на 10 лет самый болезненный элемент Версальского договора- Коридор; она окончательно и навсегда признает включение Эльзаса- Лотарингии в состав Франции, и, наконец (это является наиболее важным), она готова дать обязательство, что не будет вмешиваться силой в дела ее любимой Австрии при условии, если все ее соседи станут поступать так же. Он (Гитлер) идет еще дальше и говорит, что готов для доказательства искренности своего стремления к миру подписать пакты о ненападении со всеми соседями Германии, и в области вооружений не требует ничего, кроме « равноправия», и согласен принять международный контроль, если на это пойдут и остальные участники договора.

Я не имею ни малейшего сомнения в том, что эта позиция искренна. Германия не хочет войны….»

Документы из секретных архивов Берлина и Роима показывают, сколь быстро намеренное бездействие западных держав породило у агрессоров чувство полной безнаказанности, сколь пагубным оказался отказ Англии и Франции использовать Лигу Наций как инструмент противодействия агрессии. Интересна в связи с этим запись беседы Муссолини с Гарингом, посетившим в январе 1937 г. Рим в целях демонстрации прочности только что созданной « оси». Среди прочих проблем собеседники затронули и испанскую. Отвечая на вопрос Геринга о возможной реакции западных держав, Муссолини высказал убеждение, что с данной стороны не угрожает никакая опасность: « Нет….оснований для беспокойства, - заявил он, - поскольку нет никаких причин для того, чтобы созданный Лигой механизм, который уже в трех случаях бездействовал,* вдруг пришел в действие в четвертый раз….Английские консерваторы весьма боятся большевизма, и этот страх очень хорошо можно использовать в политических целях».

Эту точку зрения разделял и Геринг: « Консервативные круги (Англии.- Авт.), правда, сильно озабочены мощью Германии, но больше всего они боятся большевизма, и это дает возможность рассматривать их практически как полностью готовых к сотрудничеству с Германией ».

И это в полной мере учитывал Гитлер, который называл СССР главным врагом, достаточно успешно влиял на позицию Англии и Франции. Уже в начале 1938 г. было ясно, что Европа стоит на пороге войны. Гитлеровская Германия мобилизовала и держала в боевой готовности весь свой военный аппарат. От руководства германской армией были отстранены все лица, которые проявляли нерешительность или несочуствие проводимому Гитлером курсу. Вынужден был уйти в отставку генерал-фельдмаршал фон Бломберг. На его место был назначен генерал Кейтель. Геранг был возведен в звание генерал-фельдмаршала. Сам Гитлер объявил себя верховным главнокомандующим вооруженными силами Германии.

__________________________________________

* имеется ввиду германо-польская декларация 1934 г. о неприменении силы (известна также как пакт о ненападении) подписана 26.01.34 г. в Берлине; заключена на 10 лет.

* очевидно, имеется ввиду агрессия Японии в Северо -Восточном Китае, итальянское вторжение в Эфиопию, ремилитаризация Германией Рейнской зоны.

20 февраля 1938 г. Гитлер произнес в рейхстаге угрожающую речь. Он заявил, что Германия не может оставаться безучастной к судьбе 10 млн. немцев, проживающих в двух соседних странах и что она будет добиваться объединения всего немецкого народа. Было ясно, что речь идет об Австрии и Чехословакии.

12 марта 1938 г. Германия при поддержке австрийских фашистов совершила аншлюс (присоединение) Австрии под предлогом воссоединения двух германских государств. Поскольку феодальный канцлер Курт Шушниг отказался от проведения референдума о независимости Австрии, Германия 11 марта потребовала в ультимативной форме его отставки. Австрийский министр внутренних дел Зейсс - Инкварт сформировал национал -социалистическое правительство.

После аншлюса начались преследования евреев и политических противников нацизма.

Следующим шагом Гитлера стало требование передачи Чехословакией Судейской области, где проживало много немцев. В Судетах действовала судето - немецкая партия, которая требовала предоставления судетским немцам национальной автономии, свободы « немецкого мировоззрения»(точнее нацизма), « реконструкции» чехословацкого государства и изменение его внешней политики.

Чехословакия имела развитую военную промышленность и сильную армию, а с 1935 г. у нее были договоры о взаимопомощи с Францией и СССР. Все это позволяло Чехословакии дать отпор Германии, тем более, что у Германии еще не было сил, чтобы начинать войну.

Однако в этот решающий момент правительства Англии и Франции решили последовать политике « умиротворения». 26 сентября Гитлер предъявил Чехословакии ультиматум с требованием передачи Германии Судетской области. В сентябре-октябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция руководителей Англии, Франции, Германии и Италии. На ней лидеры Англии и Франции (Чемберлен и Даладье) фактически в ультимативной форме потребовали от Чехословакии удовлетворения требований Гитлера. Гитлер взамен пообещал соблюдать новые границы Германии. Примечательно, что мнения самой Чехословакии никто не спрашивал. Более того, ее представитель даже не был приглашен на конференцию.

СССР предложил Чехословакии военную помощь без участия Франции (что предусматривал договор 1935 г.) и даже сосредоточил на Украине военные силы. Но чехословацкое правительство от этой помощи отказалась, опасаясь, что СССР оккупирует страну. В итоге Чехословакия подчинилась мюнхенским решениям.

Однако получив Судетскую область, Гитлер на этом не остановился. 15 марта 1939 г. Германия оккупировала всю территорию Чехословакии, используя как повод активизацию сепаратистских движений в Чехословакии и ввод в Словакии военного положения. Чехия была присоединена к Германии, а в Словакии немцы создали Марионеточное государство. Между Германией и Словакией было заключено так называемое охранное, согласно которому Германия брала на себя охрану внутреннего порядка и территориальную интеграцию Словакии на 20 лет.

В марте 1939 г. Германия потребовала от Польши передать ей город Гданьск и предоставить железные и автомобильные дороги для связи с ним. Затем Германия аннулировала договор о ненападении с Польшей, подписанный в 1934 г. Гитлер также потребовал от Англии и Франции вернуть Германии ее колонии.

23 марта 1939 г. Германские войска вторглись в район слайпеды (Литва). Стоя на палубе броненосца « Германия», Гитлер объявил о присоединении Клайпеды к Германии.

Вслед за Германией активизировалась Италия. 7 апреля 1939 г. она попала на Албанию и быстро захватила ее. Албанский король Ахмед Зогу эмигрировал. Национальное собрание одобрило 12 апреля союз с Италией. После этого Муссолини выдвинул территориальные претензии к Франции.

В Азии Япония в 1937 г. напала на Китай и к концу 1938 г. захватила его приморскую часть. Летом 1938 г. японские войска нанесли удар по территории СССР в районе озера Хасан с целью захватить СССР прекратить помощь Китаю. Бои продолжались около месяца и завершились разгромом японских войск. В мае 1939 г. японские войска начали боевые действия против Монголии в районе реки Халкин-Гол. На помощь Монголии пришли советские войска, которые в августе 1939 г. разбили японцев и отбросили их с территории Монголии.

Увидев, что политика « умиротворения» провалилась, правительства Англии и Франции изменили стратегию. Они взяли курс на создание системы коллективной безопасности в Европе с целью сформировать антигерманскую коалицию и остановить германскую агрессию. Это была вторая попытка создать такую систему. Первая была предпринята СССР и Францией в 1934-1935 гг. в виде идеи создания многостороннего договора о взаимопомощи (Восточного пакта). Но тогда Германии удалось сорвать заключение такого договора.

В марте 1939 г. Англия и Франция предоставили гарантии безопасности и независимости Польше. 19 апреля они были распространены на Румынию и Грецию, а мае-июне 1939 г. они подписали договоры о взаимопомощи с Турцией.

В марте 1939 г. Англия и Франция предложили Советскому Союзу подписать совместную декларацию правительств Англии, Франции, СССР и Польши против агрессии и предусмотреть в ней обязательства консультации между этими странами. Правительство СССР ответило, что « такая декларация не решает вопроса». Тем не менее оно не возражало и против декларации.

23 марта 1939 г. Англия и Франция начали переговоры с СССР о создании Союза против Германии. Эти переговоры шли медленно, т.к. обе стороны не доверяли друг другу. Англия и Франция сомневались в боеспособности Красной Армии, ослабленной репрессиями против командного состава, и стремились прежде всего испугать Гитлера самим фактом переговоров. Именно поэтому Англия и Франция не спешили заключать военное соглашение с СССР, хотя Советский Союз делал конкретные предложения по этому вопросу. Переговоры со стороны Англии и Франции происходили лишь на уровне послов, а не глав правительств или дипломатических ведомств. Задачей западных держав на этих переговорах было предотвращение установления Россией каких-либо связей с Германией. Более того, Англия с июня 1939 г. сама вела секретные переговоры с Германией.

Со своей стороны Сталин подозрительно относился к Англии и Франции, считая, что они хотят втянуть СССР в войну с Германией и при этом остаться в стороне.

Отказ Англии и Франции заключить военное соглашение с СССР привел к переориентации Сталина на заключение соглашения с Германией. Это учел Гитлер, предложивший Москве заключить пакт о ненападении. 21 августа 1939 г. СССР прекратил переговоры с Англией и Францией и 23 августа 1939 г. подписал с Германией пакт о ненападении сроком на 10 лет. Этот документ, известный как пакт Молотова-Риббентропа, был подписан в Москве главами внешнеполитических ведомств двух стран. Чрезвычайно важный секретный протокол к договору стал известен лишь после окончания войны.

Заключенный сроком на 10 лет советско-германский пакт включал следующие пункты:

Отказ от взаимного насилия

Соблюдение нейтралитета в случае участия одной из сторон в войне при условии захватнического характера войны.

Секретное приложение разграничивало сферы интересов двух стран в Восточной Европе: Финляндия, Латвия, Бессарабия и Польша на востоке от рек Нарва, Висла и Сан попадали в советскую сферу влияния, территория к западу от этой линии объявлялась сферой интересов Германии.

Пакт Молотова-Риббентропа означал вынесение политического смертного приговора Польше. Он стал заключительным аккордом в подготовке Гитлера к войне с Польшей, которая началась 1 сентября 1939 г. Поодписанием этого договора завершились долговременные усилия Сталина по расширению коммунистического влияния на Балканы и Прибалтику. Дипломатический поединок с западными державами на политические симпатии Сталина Гитлеру удалось выиграть в последний момент. В течении 1939 г., после захвата Чехии и присоединения Клайпеды, Франция и Великобритания вели переговоры со Сталиным о заключении договора о взаимной поддержке, направленного против нацистской Германии. Британский премьер Невилл Чемберлен при этом имел в виду и советские гарантии для Польши, аналогичные тем, которые декларировались Великобританией уже 31 марта. Сталин настаивал на подписании договора о взаимной поддержке, в который была бы включена проблема прибалтийских стран и Финляндии. Однако эти страны, опасаясь коммунистического влияния, отвергли предложение Сталина. Польша переоценила собственные силы и, боясь утратить независимость, также отказывалась подписывать советский вариант договора. Она рассчитывала на военную и политическую поддержку западных государств. Обоюдное недоверие и затягивание переговоров сделали невозможным подписание политических и военных соглашений между СССР, Великобританией и Францией. Гитлер воспользовался этим и добился заключения договора с СССР, развязав себе руки для начала войны против Польши.

Чемберлен отреагировал на пакт Молотова-Риббентропа решительно. Через два дня после его подписания (25 августа) Великобритания заключила с Польшей соглашение о взаимопомощи в случае войны. обескураженный решительным шагом Великобритании, Гитлер был вынужден перенести запланированное нападение на Польшу с 26 августа на 1 сентября 1939 г.

Гитлеровская экспансионистская политика привела к тому, что результаты Мюнхенского соглашения оказались нулевыми.

Пакт 1939 г. стал серьезной ошибкой советской дипломатии. Он подорвал международный авторитет СССР и привел к обострению отношений СССР с западными странами. Но самое главное-пакт 1939 г. ускорил начало второй мировой войны, т.к. избавил Германию от угрозы войны на два фронта.

После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки. С целью предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы международного права, регулирующей отношения между государствами на

принципиально ином уровне, нежели это было раньше, и была создана первая в истории Европы международная организация - Лига Наций.

В начале 1930-х гг. СССР не состоял членом Лиги и не имел никаких оснований доверять объективности Совета Лиги в случае того или иного конфликта между СССР и какой-либо другой страной. Исходя из этих соображений, уже в этот период Советский Союз выдвигает ряду европейских государств предложения заключения договоров о ненападении, с целью

«укрепления дела мира и отношений между странами» в условиях «переживаемого ныне глубокого мирового кризиса».

Впервые советская делегация подняла вопрос о необходимости заключения специальной конвенции по определению нападающей стороны на конференции по разоружению в декабре 1932 года. 6 февраля 1933 г. советский проект конвенции был формально внесен в Бюро конференции.

Однако в это время происходит все большее дестабилизация обстановки и рост агрессивных тенденций в международных отношениях. Совсем немного времени требуется, чтобы в Италии и Германии установились тоталитарные фашистские режимы. В этих условиях особую актуальность приобретает тема создания новой системы международной безопасности, которая смогла бы предотвратить уже довольно реальную угрозу войны.

Впервые предложение о необходимости борьбы за коллективную безопасность было выдвинуто в постановлении ЦК ВКП (б) в декабре 1933 года. Проект коллективной безопасности основывался на равенстве всех участников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.

Таким образом, период 1933–1938 гг. прошел под знаком стремления Советского Союза реализовать в целом или по отдельным элементам систему коллективной безопасности, чтобы помешать возникновению войны.

Политика умиротворения фашистского правительства стран-агрессоров, проводившаяся правительствами Англии и Франции, их опасения и нежелание идти на соглашение со страной, основанной на принципиально иной системе государственного устройства, атмосфера взаимного подозрения и недоверия привели к неудаче планов создания системы коллективной безопасности в Европе. В итоге фашистская Германия вместе со своими союзниками ввергла мир в страшную и опустошительную Вторую Мировую Войну.

В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.

Выработка и принятие совместных коллективных мер по обеспечению безопасности оказалась значительно более глубоким и сложным элементом мирного сосуществования, чем установление дипломатических отношений между странами с различными социальными системами и даже развитие между ними торговых и экономических связей.

20. Основные этапы формирования блока агрессивных государств. Ось «Берлин-Рим-Токио».

Поддержка франкистов была первым случаем партнерства Италии с Германией. Оно способствовало их сближению. Однако полное примирение было невозможно в отрыве от компромисса по вопросу об Австрии. Ситуация упростилась, когда в июле 1936 г. Германия и Австрия подписали договор, в соответствии с которым Берлин обещал уважать суверенитет Австрии, а австрийское правительство подтвердило, что Австрия признает себя немецким государством. Итальянское правительство выразило удовлетворение найденной формулой. Германо-австрийское соглашение устранило важное препятствие для итало-германского сближения.

Через два дня после отказа СССР соблюдать эмбарго на поставки оружия мадридскому правительству, 25 октября 1936 г., в Берлин прибыл зять Муссолини граф Галеаццо Чиано, только что назначенный министром иностранных дел. В тот же день был подписан германо-итальянский протокол о взаимопонимании. Германия признала существующее положение в Эфиопии, стороны оговорили линии разграничения их экономических интересов в бассейне Дуная, и, самое главное, Германия и Италия договорились о проведении согласованной линии в испанском вопросе - по сути дела, речь шла о согласованном военном вмешательстве. Берлинский протокол оформил партнерские отношения между Германией и Италией без установления между ними формального союза. Была создана "ось Берлин - Рим".

В ноябре 1936 г. в Испанию стали прибывать итальянские и немецкие воинские контингенты. Это были не регулярные войска, а так называемые легионеры. Одновременно для оказания помощи мадридскому правительству из числа сочувствовавших ему добровольцев разных национальностей были сформированы интербригады, которые также приняли участие в гражданской войне.

В ноябре 1936 г. Германия и Италия, а в декабре - Япония признали правительство Франко Испанский государственный деятель). С появлением в Испании итальянских и немецких солдат соотношение сил стало меняться в пользу франкистов. Ни СССР, ни евроатлантические державы не были готовы пойти на риск противодействия итало-германской интервенции силой. К концу 1937 г. Франко имел явное военное преобладание. Республиканские силы продолжали сопротивление. Но они были расколоты. В Мадриде ситуацию удерживали коммунисты, которым помогал СССР. В Барселоне и во всей Каталонии франкистов сдерживали анархисты и троцкисты, которые сами призывали к свержению правительства в Мадриде. В марте 1939 г. антифранкистские силы потерпели в Испании окончательное поражение. В стране была восстановлена диктатура.

Стра́ны наци́стского бло́ка, страны (державы) «оси́», гитлеровская коалиция -агрессивный военный союз Германии, Италии, Японии и других государств, которому противостояли во время Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции.

Союз стран «оси» первоначально был основан на германо-японо-итало-испанском Антикоминтерновском пакте и германо-итальянском «Стальном пакте», а полностью оформился 27 сентября 1940 года, когда Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт о разграничении зон влияния при установлении «нового порядка» и военной взаимопомощи.

Это союз перед 2-й мировой войной фашистской Италии с нацистской Германией, к которому впоследствии присоединилась и милитаристская Япония. Был создан в противовес советскому Коминтерну, который стремился разрушить изнутри посредством подрывной деятельности компартий капиталистические страны.

21. Развитие германской агрессии в Европе и политика «умиротворения» Германии. Аншлюс Австрии. Мюнхенский сговор и его последствия.

Германия начала подготовку войны сразу же после прихода Гитлера к власти. Гитлеровский режим был создан германскими монополистическими кругами с полного одобрения правящего лагеря Англии, Франции и Соединённых Штатов.

Известно, что послеверсальский период ознаменовался для Германии целой системой мероприятий, направленных на восстановление германской тяжёлой индустрии, в частности, германского военно-промышленного потенциала. Громадную роль в этом деле сыграл так называемый репарационный план Дауэса для Германии, при помощи которого США и Англия рассчитывали поставить германскую промышленность зависимость от американских и британских монополий. План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала.

Первой и важнейшей предпосылкой гитлеровской агрессии было возрождение и обновление тяжёлой промышленности и военной индустрии Германии, что стало возможным лишь в силу прямой и широкой финансовой поддержки правящих кругов Соединённых Штатов Америки.

Другим решающим обстоятельством, содействовавшим развязыванию гитлеровской агрессии, явилась политика правящих кругов Англии и Франции, которая известна как политика «умиротворения» гитлеровской Германии, политика отказа от коллективной безопасности. Именно эта политика англо - французских правящих кругов, которая выражалась в отказе от коллективной безопасности, в отказе от отпора немецкой агрессии, в потакании агрессивным требованиям гитлеровской Германии, - привела ко второй мировой войне.

Уже вскоре после прихода Гитлера к власти, в результате усилий английского и французского Правительств, в 1933 году был в Риме подписан «Пакт согласия и сотрудничества» четырёх держав - Великобритании, Германии, Франции и Италии. Этот пакт означал сговор английского и французского Правительств с германским и итальянским фашизмом, уже тогда не скрывавшим своих агрессивных намерений. Вместе с тем этот пакт с фашистскими государствами означал отказ от политики укрепления единого фронта миролюбивых держав против агрессивных государств. Сговариваясь с Германией и Италией, в обход остальных держав - участниц происходившей тогда конференции по разоружению, обсуждавшей советское предложение заключить пакт о ненападении и пакт об определении нападающей стороны, - Великобритания и Франция нанесли удар по делу обеспечения мира и безопасности народов.

Вслед за тем в 1934 году Англия и Франция помогли Гитлеру использовать враждебную позицию союзной с ними панской Польши в отношении СССР, в результате чего был заключен германо-польский пакт о ненападении, явившийся одним из серьёзных этапов в подготовке немецкой агрессии. Этот пакт нужен был Гитлеру для того, чтобы расстроить ряды сторонников коллективной безопасности и показать на этом примере, что Европа нуждается не в коллективной безопасности, а в двухсторонних соглашениях. Это давало возможность немецкой агрессии самой решать, с кем и когда заключать соглашение, на кого и когда произвести нападение. Несомненно, что немецко-польский пакт был первой серьёзной брешью в здании коллективной безопасности.

Осмелев, Гитлер принял ряд мер к открытому восстановлению вооружённых сил Германии, что не вызвало никакого противодействия со стороны английских и французских правителей.

Советский Союз делал всё, что было возможно, чтобы преградить путь фашистским агрессорам. Советский Союз выступил инициатором и поборником коллективной безопасности.

А́ншлюс (нем. Anschluss (инф.) - присоединение, союз) - включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12-13 марта 1938 года. Независимость Австрии была восстановлена в апреле 1945 года, после её занятия союзными войсками в ходе Второй мировой войны, и узаконена Государственным договором 1955 года, запрещающим аншлюс.

Гитлер решил действовать. Он начал с Австрии. Этнически и культурно близкая Германии, независимая Австрия казалась фюреру, родившемуся и проведшему там юность, неотъемлемой частью Великой Германии. Нацистское движение в Австрии процветало, и это гарантировало простоту перенесения германских порядков на австрийскую почву. Уже в секретном приложении к германо-австрийскому соглашению от 11 июля 1936 г. австрийский канцлер Курт фон Шушниг согласился на уступки нацистскому движению в Австрии, хотя формально Германия и обязалась не вмешиваться в дела Австрии.

Гитлер потребовал, чтобы Шушниг немедленно подписал новое соглашение с Германией. На двух страницах документа, предложенного Шушнигу, Австрии предписывалось снять запрет на деятельность австрийской нацистской партии, амнистировать заключенных в тюрьмы нацистов (которые в значительной части были арестованы за террористическую деятельность), назначить одного из лидеров австрийских нацистов Зейс-Инкварта министром внутренних дел, а другого нациста, Глейс-Хорстенау, военным министром. Это было не соглашение, а ультиматум, и он, по сути, означал нацификацию Австрии и ее неминуемое и скорое поглощение рейхом.

Под нажимом Гитлера, Риббентропа и посла Германии в Вене Франца фон Папена Шушниг сдался. Он сделал только одну оговорку: по австрийской конституции лишь президент республики мог одобрить подобное соглашение. Гитлер, сделав вид, что его терпение иссякло, распахнул двери и крикнул: "Генерал Кейтель!" (Вильгельм Кейтель был начальником генерального штаба германских войск). Подмигнув Кейтелю и покинув Шушнига, подозревающего, что его ждет расстрел, на тридцать минут, Гитлер снова призвал австрийского канцлера и сказал, что он готов на единственную уступку - отсрочить исполнение "соглашения" на три дня. Смертный приговор Австрии был подписан.

За этим последовали "четыре недели агонии", продлившиеся до 11 марта, в течение которых нацисты готовились к аншлюсу при слабых усилиях австрийских социал-демократов противостоять ему. 11 марта под угрозой военного вторжения Германии Шушниг подал в отставку. Берлин (операцией руководил Герман Геринг) предъявил австрийскому президенту Микласу ультиматум: назначить Зейс-Инкварта канцлером или германские войска войдут в Австрию. Зейс-Инкварт, "глава временного правительства" Австрии, под диктовку из Берлина послал в Берлин же отчаянную телеграмму с просьбой послать германские войска в Австрию для предотвращения кровопролития. Уже 12 марта Гитлер был в австрийском Линце (где он провел школьные годы), а 13 марта 1938 г. подписал документ о полном аншлюсе Австрии. Австрия становилась "провинцией германского рейха".

Мюнхенский сговор . С весны 1938 г. гитлеровцы открыли кампанию неслыханного шантажа и провокаций против Чехословакии, требуя передачи Германии исконных чешских земель. Правящие круги Запада «оглашались с гитлеровцами, они решили предать Чехословакию в интересах развязывания войны между Германией и СССР. В этих условиях Чехословакию могла спасти только помощь с Востока. Но чешская буржуазия шла на неслыханное национальное предательство: президент Бенеш 16 декабря 1937 г. заверил германского посланника в Праге, что договор о взаимопомощи с СССР является «продуктом минувшей эпохи, но его нельзя так просто выбросить в корзину».

Между тем Советское правительство в этот критический для Чехословакии период твердо заявило о своей готовности прийти к ней на помощь.

Вся международная реакция не хотела войны в защиту Чехословакии, в которой неизбежно принял бы участие Советский Союз. По словам доверенного советника Н. Чемберлена, Г. Вильсона, «прибыль от этого получил бы только большевизм. Этому следует помешать. Необходимо признать право немцев на экспансию на Юго-Восток».

29 - 30 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялось совещание глав правительств Англии, Франции, Германии и Италии, созванное при активной поддержке США. Представители Чехословакии и СССР были устранены от участия в совещании. На нем была решена судьба Чехословакии. Германии в десятидневный срок передавалась Судетская область, в ближайшее время некоторые районы были захвачены Польшей и Венгрией.

30 сентября между Великобританией и Германией была подписана декларация о взаимном ненападении; схожая декларация Германии и Франции была подписана чуть позже.

22. Политический кризис в Европе 1939 года. Англо-франко-советские переговоры и причины их провала. Развитие международной ситуации в Европе в конце 30-х годов неумолимо вело к новому вооруженному столкновению между великими державами. К концу 1938 г. Версальская система в Европе практически прекратила свое существование, а Мюнхенское соглашение значительно усилило Германию. В этих условиях германское руководство поставило перед собой новую внешнеполитическую цель - достичь гегемонии в Европе, закрепив за собой роль великой мировой державы. В результате захватнических действий Германии и Италии в марте-апреле 1939 г. в Европе начался предвоенный политический кризис - период непосредственной расстановки военно-политических сил в предвидении вероятной войны.

Хотя Мюнхенское соглашение создало новую политическую обстановку в Европе, оно рассматривалось всеми великими державами как очередной этап их взаимоотношений. Ситуация осени 1938 - лета 1939 гг. в Европе представляла собой запутанный клубок дипломатической деятельности великих держав, каждая из которых стремилась к достижению собственных целей.

Германия пока не ставила своей целью войну с СССР, а, готовясь к захвату Чехо-Словакии, была заинтересована в нейтрализации Польши и невмешательстве Англии и Франции. С этой целью германия предложила Польше урегулировать проблемы Данцига и "польского коридора" на основе сотрудничества в рамках Антикоминтерновского пакта. Польское руководство было согласно на определенные уступки в вопросе о Данциге лишь в обмен на ответные шаги Германии. Неуступчивость Польши привела к тому, что германское руководство стало склоняться к мысли о необходимости военного решения польской проблемы в определенных условиях.

Англо-германские и франко-германские отношения были несколько омрачены ноябрьскими еврейскими погромами в Германии и появившимися в январе 1939 г. слухами о подготовке германского удара по Голландии. Все это вынуждало Англию и Францию координировать свою политику, ускорить модернизацию своих вооруженных сил, поддерживать контакты с СССР и одновременно добиваться всеобъемлющего соглашения с Германией в духе Мюнхена.

Германское руководство с осени 1938 г. стало постепенно добиваться нормализации отношений с СССР. 19 декабря 1938 г. без всяких проволочек был продлен на 1939г. советско-германский торговый договор.

В середине марта 1939 г. США, СССР, Англия и Франция располагали сведениями о подготовке Германии к оккупации Чехо-Словакии, но державы - гаранты Мюнхенского соглашения не предусматривали никаких мер противодействия. Кроме того, формально мюнхенские гарантии чехословацких границ действиями Германии нарушены не были. 14 марта Словакия под давлением Германии провозгласила независимость, а президент Чехо-Словакии выехал в Берлин, где в ходе "переговоров" дал согласие на политическое переустройство своей страны. 15 марта германские войска вступили в Чехию, на территории которой был создан Протекторат Богемия и Моравия. Первоначально реакция Англии и Франции была довольно сдержанной, но по мере возбуждения общественного мнения Лондон и Париж ужесточили свою позицию и 18 марта, как и СССР, выразили протест действиями Германии, из Берлина были отозваны "для консультаций" английский и французский послы.

17 апреля 1939 г. советское правительство предложило западным державам заключить тройственный договор о взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств, и военную конвенцию.

При этом предусматривалось оказание помощи государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями, в случае агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать договор о взаимопомощи и пыталась заручиться односторонними обязательствами СССР Польше и Румынии. Лишь после подписания Гитлером и Муссолини в мае «Стального пакта» о военно-политическом союзе начались трехсторонние переговоры в Москве.

Переговоры продвигались крайне медленно. Англия и Франция, приняв на словах принцип взаимопомощи, на деле не хотели соблюдения взаимности обязательств. И хотя текст договора к концу июля был в основном выработан, английское правительство дало указание своим дипломатам не допускать достижения договоренности с Москвой. Исходя из узкоэгоистических соображений и недоверия к политике Сталина, оно предпочитало предоставить Германии возможность развивать агрессию на Восток, а тройственными переговорами оказывать давление на Германию и вместе с тем препятствовать советско-германскому сближению. Одновременно с мая 1939 г. Англия вела секретные переговоры с Германией, зондируя почву для сделки о разделе мира на сферы влияния и сотрудничестве на рынках.

В конце июля западные державы приняли советское предложение начать переговоры по военным вопросам, но оперативности не проявили. Делегациям была дана инструкция затягивать переговоры. Английская миссия только к концу пребывания в Москве получила полномочия на их ведение. Обе делегации не были уполномочены подписывать военную конвенцию.

Стремясь к достижению сотрудничества с Англией и Францией, советская сторона выдвинула разработанные Генеральным штабом Красной Армии летальные предложения о количестве войск и вооружений, выставляемых СССР, и об их участии в отражении агрессии в Европе с учетом трех вариантов возможного развития военных событий. Английская и французская миссии уклонились от обсуждения конкретных вопросов и завели переговоры в тупик. Правительство Польши отвергло предложение о пропуске советских войск через ее территорию при возникновении германской агрессии. Англия и Франция не смогли оказать на Варшаву нужного воздействия, обесценив в итоге московские переговоры.

  • C. Астигматизм, обусловленный асимметрией оптической системы, сферическая аберрация, астигматизм косых пучков, дисторсия, хроматическая абеpрация
  • Gt; 3. Расследование нарушения правил эксплуатации ЭВМ, их системы или сети
  • I Развитие системы студенческого самоуправления в процессе интеграции учебно-воспитательной, научной и инновационной деятельности вуза

  • Введение

    безопасность североатлантический договор

    Обеспечение безопасности в Европе, пожалуй, практически всегда было одной из ключевых задач всех стран данного региона. Европа, будучи исторически неспокойной частью света, которая на протяжении, по крайней мере, пяти последних столетий, являлась эпицентром войн и вооруженных конфликтов как регионального, так и мирового масштаба. Породившая бесчисленные религиозные, междоусобные и территориальные конфликты и войны, в том числе две мировые войны, Европа сегодня является одним из самых мирных регионов мира.

    Можно с уверенностью говорить, что сложившаяся после Второй мировой войны система коллективной безопасности в Европе, в отличие от Вестфальской системы, а также подкрепленная деятельностью Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), военно-политическим блоком НАТО, во многом гарантирует минимизацию возможного развития кризисов и конфликтов в регионе. Однако, даже не смотря на это, нельзя рассчитывать исключительно на спокойное будущее в Европе, не замечая угроз в лице внутренней и внешней военно-политической напряженности в регионе, международного терроризма, экстремизма и сепаратизма.

    На сегодняшний день ключевыми задачами, которые ставит перед собой каждая европейская страна, является не только обеспечение собственной безопасности, исходя из собственных национальных интересов, но и, прежде всего, коллективной безопасности в рамках Европейского Союза и всей Европы в целом.

    При этом важно понимать, что подобную систему необходимо не только организовать, но и поддерживать в постоянной «боеготовности» на случай её непосредственного задействования и развивать в долгосрочной перспективе, а это требует определенных материальных, ресурсных, людских и денежных затрат. Сегодня каждая европейская страна, состоящая в Организации Североатлантического договора обязана тратить на оборону не меньше 2% ВВП, что позволить себе могут не многие европейские страны. При всем при этом, вопрос о финансировании безопасности в Европе сталкивается с реальным положением экономической и политической ситуации в регионе.

    В данной курсовой работе предметом моего исследования будет являться обеспечение безопасности Европе, а объектом - её экономические аспекты. Также я постараюсь дать оценку текущему состоянию обороноспособности стран исходя из их затрат на военную сферу (закупка вооружений, проведение исследований в военной области и модернизация армий), а также расходов на обеспечение внутренней безопасности и общественного порядка.

    Система европейской коллективной безопасности и ее экономические аспекты. Организация НАТО

    Предпосылки создания единой системы по обеспечению безопасности в Европе. Система коллективной безопасности в Европе

    Первые реальные попытки организации единой системы по обеспечению безопасности в Европе возникли в начале прошлого века. Тогда многие страны Европы вошли в состав Лиги Наций, которая действовала как международная организация, основанная на Версальском соглашении Версальско-Вашингтонской системы 1919 - 1920 гг. Данная организация, как, впрочем, и Версальско-Вашингтонская система показали свою полную неспособность предотвращения второй мировой войны. В дальнейшем место этой организации займет Организация Объединенных Наций (ООН), но обе эти организации были направлены по большей части на поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Однако, если первая организация после своей несостоятельности в вопросах предотвращения войны оказалась закрыта, то вторая функционирует до сих пор, и именно она во многом является определяющим элементом международной системы коллективной безопасности .

    Именно вторая мировая война, разразившаяся в Европе и захлестнувшая весь мир, а также её последствия, стали, пожалуй, главной причиной для создания в европейском сообществе особого мнения касаемо возможности создания системы обеспечения безопасности не столько на индивидуальном, государственном уровне, сколько на региональном, европейском.

    Саму коллективную безопасность можно определить, как состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов, в какой бы то ни было форме и реализованное усилиями государств в мировом и региональном масштабе .

    Но с началом холодной войны и появлением в Европе двух рьяно противоборствующих друг другу военно-политических блоков (Организация Североатлантического договора и Организация Варшавского договора) достижение системы коллективной безопасности было во многом затруднено.

    Так продолжалось вплоть до первой половины 70-х, когда разрядка международной напряженности позволила создать сколь-либо действенные гарантии международной безопасности. В 1975 году проходит Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, а с 1990 года - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ). Тогда были заложены, пожалуй, действующие до сих пор во всех сферах принципы взаимоотношений между государствами :

    · неприменение силы или угрозы применения силы;

    · территориальная целостность государств;

    · мирное урегулирование споров;

    · невмешательства во внутренние дела других государств;

    · развитие взаимовыгодного сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах и т.д.

    Соблюдение данных принципов во многом предопределяет и наличие ряда экономических составляющих или аспектов обеспечения безопасности в Европе. На сегодняшний день каждая европейская страна, участвующая в системе коллективной безопасности или в рамках организаций, участвующих в создании системы коллективной безопасности (например: НАТО) должна исходить из определенных экономических соображений в сфере обеспечения не только собственной, но и коллективно безопасности. К экономическим аспектам обеспечения безопасности я отнес три:

    1. оборонный (военный) бюджет страны;

    2. расходы на поддержание общественного порядка и обеспечения безопасности (полиция, спасатели и т.д.)

    3. различные отчисления в региональные и/или мировые организации по безопасности (при условии участия страны в таковой)

    Собственно, именно эти три пункта во многом и являются теми самыми главными элементами при рассмотрении каждой страны в обеспечении собственной и коллективной безопасности. На них я и буду опираться в дальнейшем своем исследовании, с учетом существующих экономических и военно-политических реалий сегодняшнего дня.

    В 1930-е гг. политическую активность на международной арене развернуло и советское руководство. Так, по инициативе СССР в мае 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий пакты о взаимопомощи против агрессии.

    Это могло бы стать серьезным шагом в направлении сдерживания агрессивной политики гитлеровской Германии и ее союзников и послужить основой создания системы коллективной безопасности в Европе.

    Советский Союз решительно осуждал агрессивные действия Германии и предлагал провести международную конференцию для организации системы коллективной безопасности и защиты независимости стран, которым угрожала агрессия. Однако правящие круги западных государств не высказали необходимой заинтересованности в ее создании.

    В 1939 г. СССР продолжал активные шаги, чтобы побудить правительства Великобритании и Франции к созданию системы коллективной безопасности в Европе. Советское правительство выступило с конкретным предложением о заключении между СССР, Великобританией и Францией договора о взаимной помощи в случае агрессии против любой из стран - участниц соглашения. Летом 1939 г. в Москве проходили трехсторонние переговоры о создании системы коллективной безопасности. Была достигнута договоренность о подписании политического и военного соглашений.

    Но английская и французская военные миссии прибыли в Москву со значительным опозданием и не были наделены полномочиями принимать решения. Для советского руководства стало очевидным, что руководство западных государств не желает быстрого достижения позитивных результатов. Переговоры зашли в тупик.

    Тем временем между Великобританией, Францией и Германией происходили переговоры, направленные на то, чтобы подтолкнуть нацистскую Германию к вооруженному конфликту с СССР.

    В такой сложной ситуации СССР вынужден был идти на переговоры с гитлеровской Германией. Необходимо отметить, что инициатива заключения германо-советского пакта принадлежала германской стороне. Так, 20 августа 1939 г. А. Гитлер прислал телеграмму И. В. Сталину, в которой предлагал заключить договор о ненападении: «... Я еще раз предлагаю Вам принять моего министра иностранных дел во вторник 22 августа, самое позднее - в среду 23 августа. Имперский министр иностранных дел будет наделен всеми необходимыми полномочиями для составления и подписания пакта о ненападении».

    Согласие было получено. 23 августа 1939 г. министр иностранных дел Л. Риббентроп прилетел в Москву. После переговоров вечером 23 авгус та 1939 г. был подписан германо-советский договор о ненападении Пакт Риббентропа - Молотова) сроком на 10 лет. Одновременно был подписан «секретный дополнительный протокол» о разделе сфер влияния в странах Европы.

    Как видно, в августе 1939 г. положение в Европе достигло высочайшего напряжения. Гитлеровская Германия не скрывала своего намерения приступить к военным действиям против Польши. После подписания германо-советского договора СССР не мог коренным образом повлиять на агрессивные действия берлинских властей. Известно, что И. В. Сталин был проинформирован германским руководством, что 1 сентября 1939 г. Германия нападет на Польшу, несмотря на подписание договора о ненападении.

    Система коллективной безопасности – это совместные действия всех государств, входящих в нее, направленные на поддержку мира во всем мире, а также на подавление агрессии. В эту систему входит несколько составляющих.

    Во-первых, она базируется на общепринятых принципах международного , из которых самыми главными признаются утверждения о нерушимости границ и территориальной целостности всех государств, а также о том, что вмешиваться в чужие внутренние дела, особенно, применяя силу.

    Во-вторых, это коллективные меры от всех государств, входящих в систему, направленные против актов агрессии и угроз миру. В третьих, это меры по разоружению, и в идеале, доведение всех государств до полного разоружения.

    Системы коллективной безопасности имеют право совершать действия вооруженного характера, направленные на то, чтобы утихомирить агрессию.

    Европейские системы коллективной безопасности: история и современность

    В разное время в Европе были предприняты попытки создавать различные системы коллективной безопасности, и на настоящий момент самой серьезной из них можно считать формирование ООН, которая к общемировым системам.

    В последние десятилетия, после двух разрушительных мировых войн и изобретения крайне эффективного массового поражения, необходимость создания системы коллективной безопасности встала как никогда остро.

    Первые теоретические проекты международной коллективной безопасности были предложены еще в 18 веке, и с тех пор идеи постоянно совершенствуются, но «вечный мир» не наступает.

    В 1919 году была создана Лига Наций, которая должна была стать системой коллективной безопасности. Но у нее с самого начала был изъян: в системе не было механизма против борьбы с агрессией. Вторая мировая показала всю несостоятельность этой системы.

    После нее в 1945 году была создана Организация Объединенных Наций. Были учтены печальные предыдущей системы коллективной безопасности. В настоящее время ООН действительно способна стать основой для создания эффективной системы безопасности. Деятельность ООН, согласно уставу, должна опираться на региональные организации по поддержанию мира. Предполагалось, что так проблемы могут быть решены наиболее простым путем.

    Попытки создать систему коллективной безопасности на основе ООН предпринимаются уже много десятилетий. Взаимные претензии европейских государств друг к другу, и во многом, напряженность отношений с СССР, постоянно служили камнем преткновения во многих вопросах, о которых не удалось договориться.

    В 1973 году в Хельсинки прошло Совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Были обсуждены взгляды 35 государств на создание системы коллективной безопасности. В 1975 году были достигнуты не ряду вопросов. В 1991 году было принято решение о создании «Механизма СБСЕ по урегулировании споров». С тех пор и переговоры не прекращаются, но новой системы коллективной безопасности в Европе, удовлетворяющей выдвигаемым к ней требованиям, пока что не существует.