Организации жизнедеятельности выработки совместных правил. Жизнедеятельность организаций; организационное развитие

О понятии «жизнедеятельность». Жизнедеятельность - взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей кон­кретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества.

Сложившаяся жизнедеятельность обычно устанавливает состоя­ние относительного равновесия между человеком, группой, кол­лективом и средой (X.Й. Лийметс).

Жизнедеятельность воспитательной организации становится условием развития человека постольку, поскольку он может и стремится реализовать в ней свою активность, выступая в качест­ве субъекта представленных в конкретной воспитательной орга­низации сфер жизнедеятельности.

Содержание жизнедеятельности. Содержательно жизнедеятельность воспита­тельной организации может включать в себя ряд сфер: общение (в которой активность человека направлена на взаимодействие с людьми); познание (активность направлена на познание окружающего мира); пред­метно-практическую деятельность (в которой происходит реали­зация активности в работе, связанной с освоением и преобразова­нием предметной среды); духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и (или) использованием духов­ных и социальных ценностей); спорт (где реализуется функцио­нально-органическая активность); игру (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).

Активность человека побуждается рядом потребностей разно­го уровня, которые имеют половозрастные, дифференциально-групповые и индивидуальные особенности. Потребность побуждает человека действовать определенным образом в определенной ситуации, в которой она может быть удовлетворена.

Развитие человека в том или ином возрасте определяется тем, насколько благоприятны условия для успешной реализации его активности в различных сферах жизнедеятельности, особенно в наиболее значимых для конкретного возрастного этапа. Актив­ность человека неравномерна в каждой из выделенных выше сфер его жизни. Кроме того, в каждой сфере активность может иметь различные направления и формы реализации.

Конечно, предложенное выделение сфер жизнедеятельности не­сколько условно, ибо в реальности они тесно взаимосвязаны и пе­реплетены. Так, реализация человеком активности в сфере обще­ния происходит главным образом в межличностных отношениях с окружающими его людьми. Но эта же активность реализуется и в других сферах жизнедеятельности. Активность в сфере познания реализуется и в процессе обучения, и в процессе общения, и в процессе игры и т. д.

В зависимости от типа воспитательной организации та или иная из выделенных сфер может быть содержательной основой ее жизне­деятельности (познание - в школе, познание и предметно-прак­тическая деятельность - в ПТУ и т.д.), ее компонентом (предметно-практическая деятельность - в школе, в летнем лагере) или фоном жизнедеятельности (общение, спорт, игра в любой организации).

Организаторы-воспитатели - руководители (впредь будем ис­пользовать термин «руководитель») вносят некое нормативное содержание жизнедеятельности в соответствии с функциями той или иной воспитательной организации. При этом они могут исхо­дить только из норматива и своих предпочтений, игнорируя осо­бенности и интересы тех, чья жизнедеятельность организуется (вариант А), а могут в большей или меньшей степени учитывать интересы и особенности воспитуемых (вариант Б).

Вариант В - организация «встречи» целей, ценностей, форм, опре­деляемых нормативами и предпочитаемых руководителями, с це­лями, ценностями, интересами воспитуемых и выработка в этом диа­логе содержания жизнедеятельности воспитательной организации.

Вариант Г - «работа» руководителей на «материале» воспи­туемых, т.е. жизнедеятельность организуется в соответствии с целями, ценностями, интересами последних, а руководители избе­гают явного предъявления своих целей, ценностей, форм.

Очевидно, что это - крайние варианты, которые в практике воспитания встречаются и в чистом виде, но чаще они бытуют в «смазанном», или комбинированном, виде.

То, какой путь реализует руководитель, во многом зависит от присущего ему стиля руководства.

Стиль руководства жизнедеятельностью воспитательной организации. Стиль - характерная для руководителя сис­тема приемов и манера взаимодействия с воспитуемыми.

Вариант А обычно реализуют те, кому при­сущавтократический (самовластный)стильруководства: руководитель осуществляет единоличное управление коллективом, членам которого не позволяется высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, претендо­вать на участие в принятии решений; руководитель последователь­но предъявляет требования к коллективу и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.

В варианте Б реализуютавторитарный (властный)стиль руко­водства , которому свойственны основные черты автократическо­го. Но в этом случае руководимым позволяют участвовать в об­суждении проблем жизни коллектива, вопросов, их касающихся. Однако решение в конечном счете принимает руководитель в со­ответствии со своими планами и установками.

В варианте В реализуютдемократический стиль руководства . руководитель опирается на коллектив, стимулирует самодеятель­ность, самоуправление и самостоятельность его членов, которые настойчиво привлекаются к обсуждению проблем жизни коллекти­ва и побуждаются делать определенный выбор решения. Руководи­тель проявляет терпимость к критическим замечаниям, стремится вникнуть в проблемы, волнующие членов коллектива, понять их. Но окончательное решение формулируется руководителем или должно быть им одобрено.

Вариант Г может быть реализован руководителями, которым свойственны демократический или эгалитарный стили.

От руководителя демократического стиля требуется наличие очень высокого уровня методического мастерства, благодаря ко­торому он во многом имитирует вариант Г, на самом деле реали­зуя вариант В.

Эгалитарный (равноправный)стиль руководства предполагает, что руководитель и члены коллектива в равной мере участвуют в приня­тии решений по проблемам организации своей жизнедеятельности.

Попутно заметим, что в практике довольно часто руководите­лями реализуются игнорирующий и непоследовательный стили.

Игнорирующий (пренебрегающий)стиль руководства проявля­ется в том, что руководитель стремится как можно меньше вме­шиваться в жизнедеятельность коллектива, практически устраня­ясь от руководства им, ограничиваясь формальным выполнением указаний вышестоящих руководителей.

Непоследовательный стиль руководства характерен тем, что руководитель в зависимости от внешних обстоятельств или собст­венного эмоционального состояния пытается реализовать любой из описанных выше стилей.

Стиль руководства не только определяет, как организуется жиз­недеятельность организации, но и накладывает отпечаток на всю систему взаимодействия руководителя с коллективом и между его членами (в частности на то, как воспринимает руководитель тех, кем он руководит, и как воспринимают они его, как часты его конфликты с коллективом); на поле интеллектуально-морального напряжения коллектива. Например, руководители автократиче­ского и авторитарного стилей явно недооценивают развитие ини­циативности, самостоятельности у членов коллектива, довольно часто считают их ленивыми, импульсивными, неорганизованны­ми и т.д. В то же время руководители демократического стиля более адекватно оценивают членов руководимых ими коллекти­вов, что проявляется уже в том, что они дают им намного более разнообразные, дифференцированные и индивидуализированные характеристики.

Исследования и повседневный опыт показывают, что руководи­тель обычно последовательно реализует какой-либо один стиль руководства (в том числе и непоследовательный). «Стиль - это че­ловек», как гласит французская пословица. Он обусловлен рядом объективных и субъективных обстоятельств. К объективным мож­но отнести доминирующий стиль воспитания, присущий той или иной культуре (естественно, что в стиле воплощаются имеющиеся у руководителя осознанные или неосознанные - имплицитные - кон­цепции личности и воспитания), а также, с некоторой долей услов­ности, стиль руководства, присущий администрации воспитатель­ной организации. Под субъективными можно понимать характеро­логические особенности личности руководителя (темперамент, во­левые качества, эмоциональность, гибкость и др.), а также такие свойства, как широта общей культуры, толерантность (терпимость, снисходительность к кому-, чему-либо), особенности отношений к себе и с собой, к миру и с миром.

Соотношение управления, самоуправления и самоорганизации в жизнедеятельности воспитательной организации. Стиль руководства во многом определяет то, как реализуется управление жизнедеятельно­стью воспитательной организации и состав­ляющих ее коллективов, а также соотноше­ние управления с самоуправлением и само­организацией.

Управление - сознательное использование руко­водителями отношений власти, имеющихся ре­сурсов (материальных, организационных, личностных и др.), научных знаний для получения результатов, как можно полнее реали­зующих задачи и цели социального воспитания.

В идеале управление имеет циклический характер и включает в себя такие стадии, как сбор информации об объекте, прогно­зирование, проектирование, планирование, организация, регу­лирование и анализ процессов, происходящих в воспитательной организации и в составляющих ее первичных коллективах.

Управление, осуществляемое руководителем, «предшествует» жизнедеятельности, в которую включаются члены того или иного коллектива. Оно реализуется в процессе «внесения» содержания и форм организации жизнедеятельности в виде определенных реше­ний и инструкций, а также норм взаимодействия, необходимых для ее осуществления.

Управление «сопровождает» жизнедеятельность: руководитель корректирует ее содержание и способы организации в различных сферах; координирует усилия и корректирует нормы и ход взаи­модействия членов коллектива.

Управление «следует» за жизнедеятельностью: руководитель ана­лизирует процесс взаимодействия участников, оценивает получен­ные результаты, вносит коррективы в содержание и формы органи­зации в различных сферах, в нормы и организацию взаимодействия.

Стиль руководства определяет меру «жесткости» - «мягкости» управления, а также объем и содержание функций, полномочий, прав, которые руководитель делегирует органам самоуправления, создаваемым в воспитательной организации и в составляющих ее первичных коллективах.

Самоуправление - решение вопросов жизнедеятельности воспи­тательной организации и (или) первичных коллективов их членами в рамках полномочий, делегированных руководителями.

Эффективное самоуправление предполагает участие большой части членов коллектива в выборе целей жизнедеятельности, в оп­ределении путей их достижения, в организации и осуществлении жизнедеятельности, а также в ее анализе и оценке, в результате чего между ними создаются отношения ответственной зависимости.

Самоуправление реализуют общее собрание и система подот­четных ему органов, формирующихся на выборной основе, с периоди­чески сменяемым составом членов. Структура органов самоуправ­ления воспитательной организации и первичных коллективов, их взаимосвязь зависят от содержания жизнедеятельности, воз­раста и других характеристик членов коллектива, уровня его развития, сложившихся в организации традиций.

Изменение условий и содержания жизнедеятельности органи­зации, состава и возраста членов коллектива ведет к изменению делегированных самоуправлению прав и структуры его органов.

Самоорганизация - самопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы неформальных отношений, субкультурные особенности и другие социально-психологические фе­номены.

В сфере самоорганизации действуют очень эффективные не­формальные санкции по отношению к тем членам коллектива, которые каким-либо образом нарушают принятые обычаи, нормы и пр. (от насмешки и сплетен до разрыва отношений и изоляции). Самоорганизация может играть как конструктивную (созидатель­ную), так и деструктивную (разрушительную) роль.

Учет и использование конструктивного потенциала самоорга­низации (предполагая знание руководителем неформализованной структуры коллектива и специфичных для нее ценностей) помогают достичь такого положения, когда направленность процессов само­организации в основном совпадает с усилиями по достижению це­лей управления. В таком случае самоорганизация становится важ­ным фактором развития самоуправления и условием эффективно­сти управления жизнедеятельностью коллективов и воспитательных организаций.

Стиль руководства и соотношение управления, самоуправления и самоорганизации играют важную роль в актуализации воспита­тельных возможностей всех сфер жизнедеятельности в конкретных коллективах и организациях.

Пути актуализации содержания жизнедеятельности воспитательной организации. Актуализация воспитательных возможно­стей содержания жизнедеятельности проис­ходит в том случае, если руководители, с одной стороны, возбуждают у членов кол­лектива, как минимум, интерес к содержа­нию жизнедеятельности, желание активно взаимодействовать с товарищами, а с другой - делают это содер­жание настолько субъективно значимым, чтобы оно давало пищу для размышлений и побуждало стремление осмысливать себя, других, отношения к себе, с собой, к миру и с миром.

Для этого в содержании жизнедеятельности делается акцент на том, что может стать субъективно значимым для конкретных кол­лективов и микрогрупп в силу возрастных особенностей их членов или преобладающих у них интересов, или переживаемого периода развития. Для отдельного человека содержание жизнедеятельности может стать значимым, если он ощущает возможность решения в ее процессе возрастных и индивидуальных задач и проблем (само­осознания, удовлетворения интересов, нахождения благоприятной позиции среди окружающих и многое другое), а также, в опреде­ленной мере, удовлетворения своих потребностей.

И для коллектива, и для его членов в отдельности привлека­тельность жизнедеятельности связана с формами ее организации (например с тем, насколько эти формы учитывают возрастные особенности стиля жизни и тенденции моды).

Актуализация содержания жизнедеятельности во многом зави­сит и от того, насколько оно имеет социально ориентирующий характер. Имеется в виду то, насколько оно расширяет видение мира членами коллектива, способствует познанию ими различных сторон социальной действительности, человеческих отношений в их многообразии, а главное - помогает определить собственную позицию в мире. Это становится реальным, во-первых, если со­держание субъективно значимо, во-вторых - информационно на­сыщено, в-третьих, позволяет реализовать и развивать креатив­ность членам коллектива.

Актуализация содержания жизнедеятельности становится эф­фективной, если оно предполагает и стимулирует в той или иной мере (в зависимости от сферы и конкретной ситуации) самодея­тельность членов коллектива. В связи с этим полезно, организуя жизнедеятельность коллектива и воспитательной организации, знать, учитывать и использовать особенности микрогрупп, их направленность, интересы, знания, умения и т. д.

Важным условием актуализации жизнедеятельности коллекти­вов и организаций можно считать необходимость периодического усложнения ее содержания и форм организации. Это связано с тем, что в любой сфере жизнедеятельности со временем возникает противоречие между ее содержанием и формами организации, с одной стороны, и уровнем развития членов коллектива - с другой (меняется их возраст, накапливается индивидуальный и группо­вой социальной опыт, меняется социальная ситуация и т. д.). Од­ним из продуктивных способов преодоления этого противоречия и являются обогащение и усложнение содержания тех или иных сфер жизнедеятельности и изменение форм ее организации. В свя­зи с этим особую роль приобретает реализация дифференциро­ванного подхода в процессе организации жизнедеятельности кол­лективов в воспитательных организациях.

Дифференцированный подход в воспитании. Дифференцированный подход в социальном воспитании* - один из способов реализации гуманистического педагогического мировоз­зрения, решения педагогических задач с учетом социально-психоло­гических особенностей воспитанников.

* Использован материал В. И. Максаковой.

Он осуществляется во взаимодействии с группами воспитуемых. Это могут быть как реальные структурные единицы организации или коллектива (класс, клуб, микрогруппа и т.п.), так и номи­нальные, существующие лишь в сознании руководителя группы, к которым он относит людей одного возраста, пола, имеющих сход­ные индивидуальные, личностные качества, уровень подготовлен­ности к определенной деятельности и пр. Отнесение к той или иной номинальной группе нередко осуществляется и на основе импли­цитных представлений руководителя о личностных особенностях воспитанников того или иного возраста и пола.

В процессе дифференцированного подхода руководитель изу­чает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления, выделяя наиболее общие, типичные черты, ха­рактерные для определенной группы членов коллектива, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с этой груп­пой и конкретные задачи и цели воспитания, формы включения ее в общую жизнедеятельность и взаимодействие.

Необходимое условие применения дифференцированного под­хода - изучение деловых и межличностных отношений в коллек­тиве, так как они во многом определяют как характер и особенно­сти проявления личности, так и состав и особенности реально существующих в коллективе групп.

В свою очередь, дифференцированный подход дает возмож­ность воздействовать на отношения: между личностью и группой, группой и коллективом; между группами; отдельными личностя­ми в группе и в коллективе.

Реализации дифференцированного подхода способствует созда­ние временных творческих групп; делегирование какой-либо группе права представлять коллектив за его пределами; создание специ­альных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоин­ства того или иного члена коллектива, которые плохо знают окру­жающие; организация групповых игр, конкурсов и соревнований.

Естественное стремление людей к объединению в группы мо­жет развалить коллектив, если не применять дифференцирован­ный подход, т. е. если не включать группы с разной направлен­ностью интересов, разными отношениями к коллективу, разны­ми умениями и пр. в общую жизнедеятельность так, чтобы успех ее зависел от сотрудничества групп, их взаимопомощи и взаи­мопонимания. В этом отношении эффективно повышение в кол­лективе авторитета каждой из групп как наиболее компетентной в определенной области знаний или практических умений и т. п.; расширение диапазона деятельности каждой группы; создание ат­мосферы общей заинтересованности успехами каждой из них; орга­низация дел, рассчитанных на расширение круга интересов каж­дой группы; иногда - введение лидеров групп в органы само­управления.

Дифференцированный подход в масштабах воспитательной организации связан с учетом возрастной и половой принадлежно­сти воспитуемых, требующим знания задач каждого возраста и особенностей развития человека на том или ином этапе его жиз­ни; влияния возраста и пола на поведение и мироощущение, инте­ресы и предпочтения человека.

В работе с разновозрастным объединением дифференциро­ванный подход позволяет определить правильную дозировку психологических и физических нагрузок на старших и младших участников общей жизнедеятельности: проводить дела, в кото­рых человек того или иного возраста получает возможность для идентификации со сверстниками; каждая возрастная группа осо­знает свою отличность от других и одновременно общность с другими возрастными группами, значимость для них, связанную, в частности, с теми интересами, формами самовыражения, к кото­рым более младшие или старшие уже (или еще) не тянутся (или стесняются это демонстрировать), хотя объективно они им все еще необходимы.

Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффек­тивной педагогической помощи личности и занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспи­танником. Он облегчает и упорядочивает деятельность руководи­теля, так как позволяет разрабатывать содержание и формы вос­питания не для каждого члена коллектива в отдельности, что практически невозможно (например, в условиях большой напол­няемости классов и загруженности учителя), а для «категорий» людей, входящих в коллектив.

Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от атмосферы творческого сотрудничества, доброжелательности, гуманистической направленности и коллек­тивных ценностей, демократичности педагогического управления.

Жизненный цикл организации - совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель орг. - выживание, что требует от ее руководства таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. Детство - стадия высокорисковая, в этот период происходит несоразмерный, по сравнению с изменением управленческого потенциала, рост организации. На этой стадии большинство вновь образующихся организаций терпят крах из-за неопытности и некомпетентности менеджеров. Основная задача - укрепление своих позиций на рынке; особое значение придается усилению своей конкурентоспособности. Юность - это период перехода от менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель орг.- обеспечение ускоренного роста, полный захват своей части рынка. Зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией. Однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении. К руководству приходят опытные администраторы, а талантливые специалисты заменяются более «послушными». Стадия старения характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких структурах управления. Главная задача - борьба за выживание и стабильность. В период возрождения в организацию приходит новая команда менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществлять программы внутренней перестройки, изменять структуры управления. Главная цель - оживление организации.

С точки зрения системного подхода организация - открытая система. Основные переменные, которые влияют на внутреннюю среду орг.:

  • 1) Цели орг - идеальный образ желаемого, возможного или необходимого состояния системы.
  • 2) Структура орг. - предполагает логические взаимоотношения в такой форме, которая помогает наиболее эффективно достигать целей орг. С другой стороны, предполагает специализированное разделение труда между специалистами.
  • 3) Задачи - это предписанная работа/серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в определенные сроки.
  • 4) Технологии - это средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги.
  • 5) Люди - интеллект, талант, энергия и профессионализм.

Внешняя среда - это совокупность элементов, окружающих орг. и оказывающих на ее деятельность заметное влияние. Выделяют 2 группы факторов внешней среды:

  • 1 гр. - факторы внешней среды прямого воздействия (поставщики, трудовые ресурсы, законы, учреждения гос. регулирования, потребители, конкуренты).
  • 2 гр. - факторы внешней среды косвенного воздействия - это те, которые не влияют непосредственно, но их отсутствие сказывается на характере деятельности орг.:
    • ? состояние экономики, соц-культурные факторы (жизненные ценности, мода, традиции) - влияют на принципы трудоустройства работников;
    • ? политическая обстановка: стабильность режимов и пр.;
    • ? Отношение с местным населением.

Линейная структура управления: во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: одно лицо сосредотачивает в своих руках управление всей совокупностью операций, подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Структура используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

  • ? личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения;
  • ? единство и четкость распорядительства;
  • ? согласованность действий исполнителей;
  • ? четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным;
  • ? быстрота реакции в ответ на прямые указания и др.
  • ? перегрузка менеджеров высшего уровня;
  • ? низкий уровень специализации руководителей;
  • ? концентрация власти в управляющей верхушке;
  • ? ярко выраженный авторитарный стиль руководства.

Функциональная структура управления предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально.

Структура нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Используются в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства.

  • ? высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  • ? использование в работе консультаций опытных специалистов, уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;
  • ? снижение риска ошибочных решений.
  • ? трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  • ? длительная процедура принятия решений;
  • ? снижение персональной ответственности за конечный результат.

Разновидностью функциональной структуры является линейно-функциональная структура. Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные -- консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных с руководством процессом производства.

  • ? более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
  • ? освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с планированием финансовых расчетов, материально-техническим обеспечением и др.;
  • ? построение связей «руководитель -- подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.
  • ? каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы;
  • ? отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями.

Дивизионная структура управления: ключевыми фигурами в управлении организациями становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения, на предприятиях создаются производственные отделы, которым предоставляется определенная самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. За общей администрацией остается право жесткого контроля по ключевым вопросам стратегического развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций. Структуризация организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по выпускаемой продукции (продуктовая специализация), по ориентации на потребителя, по обслуживаемым регионам. Руководители вторичных функциональных служб отчитываются перед управляющим производственного подразделения.

  • ? улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу;
  • ? четкое разграничение ответственности;
  • ? высокая самостоятельность структурных единиц;
  • ? простота коммуникационных сетей.
  • ? высокая потребность в руководящих кадрах;
  • ? сложная координация;
  • ? сложность осуществления единой политики;
  • ? разобщенность персонала.

Матричная структура управления - гибкая структура, кот. представляет собой решетчатую структуру, в которой организация управления по функциям осуществляется начальниками отделов. Организация выполнения проектов осуществляется руководителями проектов. Эта структура построена на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны -- непосредственному руководителю функциональной службы, с другой стороны -- руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями в соответствии с запланированными сроками выполнения данного проекта.

Тенденции эволюции ОСУ:

  • 1) Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления (уменьшение издержек);
  • 2) Реструктизация ОСУ;
  • 3) Диверсификация операций (внутри крупных орг. создаются мелкие);
  • 4) Отказ от административно-бюрократических структур (использование методов мотивации работников);
  • 5) Ориентация на рыночные условия и удовлетворение потребностей потребителей;
  • 6) Расширение благотворительной, гуманной деятельности орг.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие.

Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции - временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени.

Процессы жизнедеятельности организации:

Выхаживание: Этот первый этап сводится к тому, что основатель компании собирает вокруг себя людей, которые постепенно вникают в его идею, принимают ее и соглашаются гласно рискнуть и попробовать воплотить ее в жизнь;

Младенчество. На данном этапе компания не обладает еще четкой структурой и системой распределения полномочий и ответственности, но в этот период начинается процесс организации, переход от чистых идей к практическим действиям;

Детство. Компания начинает работать все продуктивнее, преодолевая первые препятствия, в том числе и главное - недостаток ликвидности. Люди осознают, что идея начала работать и может быть экономически эффективной. На основании этого меняется представление людей о будущем компании;

Юность. Компания очень сильно меняется на этом этапе. Самое значимое событие в ее жизни заключается в том, что основатель осознает невозможность руководить растущим бизнесом самостоятельно. В компании появляются профессиональные управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации и контроля;

Расцвет. На стадии расцвета организация имеет относительно четкую структуру, прописанные функции, системы поощрения и наказания. Успешность деятельности организации оценивается по факторам удовлетворения потребностей клиентов и достижения поставленных целей;

Стабилизация. Это первая стадия старения организации, когда компания постепенно отходит от политики быстрого развития, захвата новых рынков и расширения присутствия насуществующих.

Ранняя бюрократизация. Организация постепенно погружается в ряд сложных и порой неразрешимых структурных конфликтов, которые пытается решить, увольняя людей, но не меняя структуру.

Смерть. Смерть организации, ориентированной на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты массово перестают пользоваться услугами компании. Если же этого не происходит по причине того, что организация предоставляет монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени.

Организация одновременно проявляется как живой, развивающийся сложнейший социальный организм и как рационально устроенный, ориентированный на достижение поставленных целей механизм .

Организация как живой организм имеет следующие характеристики:

· свое особое поведение, свою манеру реагирования на разные события, на изменения во внешней среде;

· определенные возможности, способности, умения, компетентность, в том числе и уникального характера;

· неповторимую индивидуальность - характер, темперамент, “привычки”, преобладающий эмоциональный настрой;

· возраст, свою историю, свою биографию, свою судьбу;

· внутренние закономерности жизнедеятельности и развития.

Наличие у организации внутренней логики саморазвития (процессов жизнедеятельности, стадий жизненного цикла) отнюдь не предполагает, что организационная жизнь может быть полностью расписанной в планах и полностью зависит от замыслов и действий руководителей. Организации как живому организму всегда присуща некоторая непредсказуемость и даже неуправляемость.

Однако, поскольку организация в какой-то мере и специально создаваемый социальный механизм, то руководитель вправе (и обязан) заботиться о наилучшем устройстве и функционировании всех его частей, высоком КПД, о том, чтобы организационная «машина» эксплуатировалась оптимальным образом.

Такой взгляд на организацию позволяет утверждать, что она может находиться в различных режимах жизнедеятельности. Режим жизнедеятельности - это особенности, специфика работы на различных этапах жизни организации. Основными режимами жизнедеятельности организации являются: становление, стабильное (стационарное) функционирование, развитие, кризис. Эти режимы имеют множество характеристик, но наиболее существенными являются – результативность и устойчивость (стабильность ).

Режим становления - период от момента создания проекта, модели организации до начала ее открытия и функционирования. Итогом этого этапа является: создание и взаимная подгонка структуры объектов и субъектов управления, всех их звеньев, участков, компонентов, связей и отношений между ними. При таком режиме жизнедеятельности результативность работы, стабильность и устойчивость возрастает практически всегда.

Режим стабильного функционирования - устойчивая работа в заданном режиме по заданным параметрам. Находясь в этом режиме при благоприятных обстоятельствах, организация может достичь наивысших возможных в имеющихся условиях результатов при рациональных расходах времени, сил, средств. С точки зрения стабильности и устойчивости этот режим может оказаться избыточным. Это может привести к снижению производственных результатов.

Режим кризиса - характеризуется тем, что организация перестает эффективно функционировать. Результатом может явиться упадок, разложение, распад, регресс. Данный режим как правило обусловлен длительным периодом сверхстабилизации, застоя, стагнации в деятельности организации.

Режим развития - реализация отдельных проектов или же целостных программ совершенствования организации. Этот режим рассчитан не столько на более высокие результаты по старым меркам, сколько на смену самих мерок. В то же время далеко не всегда и не сразу результативность достигает ожидаемых уровней. В этот период стабильность уменьшается. Риск – главная проблема данного режима жизнедеятельности. Это предполагает решение двух сложных задач:

· как развиваться, не допуская существенного снижения результатов.

Нахождение оптимального равновесия стабильности и обновления – высший пилотаж развития организации.

Между режимами стабильности и развития лежит переходной период. Период начинается тогда, когда организация ставит перед собой новые, наиболее напряженные цели, соответствующие прогнозируемому будущему. Эти цели требуют новых средств их достижения. Они предполагают освоение новых правил игры, новых критериев оценки, создание новых технологий.

Переходный период характеризуется подготовительной работой. Он включает: проблемно ориентированный анализ ситуации в организации, вычленение приоритетных проблем и их ранжирование по степени значимости, поиск идей для ликвидации выявленных проблем, конструирование обновленной организации, разработку перехода к ней, постановку новых целей, разработку плана действий и как итог – программу развития организации.

После реализации на требуемом уровне целей и ценностей развития организации наступает период стабильной работы. Он будет продолжаться до тех пор, пока организацию будут удовлетворять достигаемые результаты. Однако если этот период затянется, то начнется стагнация и регресс. У организации не будет другого выхода, как обновляться, то есть срочно входить в режим развития.

Таким образом, развитие организации это не однонаправленный, прогрессивный процесс движения только вперед и вверх. Развитие включает в себя кризисы, стагнацию, умирание, а также реформирование, продолжение того, что уже делалось и делается хорошо, компенсацию неизбежных в ходе всякого развития потерь, восстановление и возрождение.

В то же время, стабильное функционирование и развитие - два вида процессов, постоянно присущих организации. Эти процессы практически объединяются в единое целое.

Часто эти режимы необоснованно противопоставляются, причем режим функционирования подается и воспринимается эмоционально только как нечто отстающее, застойное, прошлое - в целом как отрицательное, а режим развития - только со знаком «плюс». Такое противопоставление некорректно вне анализа результатов работы конкретной организации.

Организация, работающая в стабильном режиме функционирования, может долгое время обеспечивать достаточно высокие производственные результаты. Режим стабильного, стационарного функционирования организации только тогда заслуживает негативной оценки, когда организация не достигает поставленных целей.

Существует объективная диалектическая взаимосвязь режимов функционирования и развития:

· чем большего достигает организация в стабильном режиме функционирования, тем выше ее исходный уровень для развития, больший задел для успешного освоения нового;

· вопрос о развитии организации должен ставиться на основе всесторонней оценки достигнутого уровня в режиме функционирования;

· перейти сразу в режим развития невозможно, этот процесс происходит по этапам, и потому по каким-то направлениям организация будет продолжать жить в режиме функционирования, а по каким-то перейдет в режим обновления;

· после периода освоения новшеств снова на какое-то время наступает стационарный режим функционирования, ибо бесконечные нововведения приводят к утрате устойчивости, крайне необходимой для организации , кроме того, люди не могут бесконечно жить в перестроечном режиме;

· все режимы жизнедеятельности организации являются одновременно моментами и условиями ее развития;

· в любой момент своей истории прогрессивная организация и функционирует, и развивается.

Функционирование и развитие - два вида процессов, постоянно присущих эффективной организации. Таким образом, название режима жизнедеятельности организации носит лишь относительный характер и определяется по доминантному признаку.

Переход организации из одного режима жизнедеятельности в другой непрост. Для обеспечения быстрого, безболезненного перехода организации в новое состояние (в режим развития) руководителям необходимо решать целый ряд сложных проблем:

· научно-методические (разработка концепций, программ, стратегий перехода и т.д.);

· ресурсные (финансы, оборудование, помещения, кадры, время и т.д.);

· человеческие (формирование позитивного отношения персонала к смене режима жизнедеятельности, мотивация, преодоление сопротивления новому и т.д.);

· нормативно-правовые (разработка положений, уставов, учредительных документов, аккредитация, аттестация, лицензирование и т.д.).

В решении этих проблем огромная роль принадлежит грамотному управлению, обеспечивающему не любой, а именно наиболее экономный (по расходам времени и сил) и наиболее надежный (с точки зрения получения спрогнозированных результатов) путь.