Сравнение подводного флота России и США: чей сильнее? Шесть самых мощных флотов в мире.

Всё началось с приходом к власти в СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Пересказывать в сотый раз, что происходило с нашей страной после этого - занятие рутинное и неинтересное. Поэтому перейдем сразу к сути. Задача настоящей работы состоит в том, чтобы понять, насколько сильно окончание холодной войны повлияло на сокращение корабельного состава флотов противоборствующих сторон - США и СССР. Уместно ли говорить об обвале, досрочном списании и деградации ВМФ России в сравнении с аналогичными потерями (если таковые имели место) в США?


Читателю постарше, пережившему 90-е на своей шкуре, сама постановка вопроса покажется абсурдной: ведь всем известно о произошедшем обрушении всего и вся, о царившем бардаке и разрухе. О чем тут вообще можно говорить и спорить? Всё очевидно и давно известно! Не исключение - и автор настоящей статьи.

Однако надо взять себя в руки и встать на место беспристрастного исследователя. Очевидно, что все мы, пережившие 90-е, находимся в положении пострадавших. А пострадавшие, как известно, не только находятся в особом эмоциональном состоянии, но и склонны очень сильно преувеличивать трагичность своего положения. Это не их вина, просто у страха глаза велики. А потому встает законный вопрос: действительно ли все так плохо было в 90-е годы? По сравнению с чем это «плохо» можно считать действительно «плохим»? По сравнению с 80-ми годами? По сравнению с современностью? По сравнению с положением в США в те же временные периоды?

Действительно, кто из тех, кто сокрушается о развале нашего ВМФ в 90-е годы, объективно проводил анализ сокращений в ВМС США? А что, если их сокращения еще масштабнее наших? Получается, что тогда наши потери не столь уж и огромны, если окончание холодной войны одинаково больно ударило и по нашему оппоненту. Вот он, остросюжетный детектив - расследование потерь американского флота!

Другой вопрос: если сокращение действительно было обвальным, то не является ли это следствием объективных процессов? Например, одномоментной утилизацией большого объема устаревшего вооружения. Тогда это просто неизбежная ситуация, и о какой-то катастрофе говорить не приходится.

Ветеранов советского ВМФ, а также остальных патриотично настроенных читателей прошу не закрывать после прочитанного выше эту статью. Самое интересное будет впереди.

Методика расследования

Чтобы ответить на все вопросы, сформулированные выше, нужно изучить и подсчитать все изменения в корабельном составе ВМС США и СССР. Одновременно происходит два процесса - пополнение новыми кораблями и списание выводимых из строя. Между этими двумя потоками находится текущее состояние флота - его боеготовый состав. Таким образом, задача сводится к тщательному учету этих двух потоков.

Работа получается настолько объемной, что требует принятия определенных условий и допущений. Это нормально, ведь любое измерение имеет свою погрешность, свои допуски. Занимаясь данной темой, автор столкнулся с рядом серьезных препятствий, которые и сформировали эти ограничения. Перечислим их ниже.

В расчетах учтены все боевые корабли и подводные лодки, построенные после 1950 года, а также более ранней постройки, выведенные из боевого состава флотов после 1975 года. Таким образом, исследуемый период: 1975-2015 годы.

В качестве основного показателя в подсчетах используется полное водоизмещение кораблей. Это связано с тем, что по ряду кораблей США в иностранных источниках указан только этот показатель и отсутствует стандартное водоизмещение. Поиск вне имеющихся баз данных слишком трудоемок. Чтобы подсчеты были справедливыми для обеих сторон, пришлось и для расчетов по ВМФ СССР также учитывать именно полное водоизмещение.

Очень скудная информация в доступных источниках о послевоенных торпедных катерах всех проектов и ракетных катерах проекта 183Р. Из расчетов они исключены. Однако ракетные катера более поздних типов (205, 205У, 12411, 206МР) учтены, т.к. для советской стороны они были важным фактором боевой мощи в прибрежной зоне.

Исключены из подсчета все боевые корабли с полным водоизмещением менее 200 тонн, а также десантные корабли с полным водоизмещением менее 4000 тонн. Причина - низкая боевая ценность данных единиц.

В качестве даты вывода из боевого состава принимается дата, с которой боевой корабль прекращал службу в своем изначальном качестве. Т.е. корабли, не уничтоженные физически, но переклассифицированные, например, в плавучую казарму, будут считаться списанными в момент перевода в статус ПКЗ.

Таким образом, костяк боевого состава, учтенный в полученном массиве данных, включает авианосцы и авианесущие корабли, подводные лодки, крейсера, эсминцы, фрегаты, БПК, СКР, МРК, МПК, РКА, тральщики и десантные корабли с водоизмещением более 4000 тонн.

Результаты представлены в таблице 1. Как видим, достаточно сложная для восприятия таблица. Потому разобьем ее на несколько этапов. Представим ту же информацию в виде таблицы 2 - средние значения по пятилеткам.

В таблице 3 занесены текущие значение полного водоизмещения кораблей и их число. Данные берутся на конец года.

Уже из этих данных можно заметить интересную особенность - ВМФ СССР имеет больше кораблей, но их общее водоизмещение меньше американского. Это неудивительно: едва ли не половину корабельного состава СССР занимали легкие силы - МРК, МПК и катера. Мы были вынуждены их строить, так как угрозы, исходящие от европейских союзников США в прибрежных морях, были существенны. Американцы обходились лишь крупными океанскими кораблями. Но «малые» силы советского ВМФ надо учитывать обязательно. Несмотря на то, что эти боевые единицы индивидуально были слабее иностранных фрегатов, все же они играли существенную роль. Причем не только в прибрежных морях. МРК и МПК были постоянными гостями в Средиземном, Южно-китайском и Красном морях.

Первый этап. Разгар холодной войны (1975-1985 годы)

За точку отсчета принят 1975 год. Время устоявшегося баланса холодной войны. Обе стороны к этому моменту, если так можно выразиться, успокоились. О быстрой победе никто не помышлял, силы были примерно равны, шла планомерная служба. В морях несли боевое дежурство сотни кораблей, постоянно осуществляя слежение друг за другом. Все размеренно и предсказуемо. Научно-техническая революция на флоте давно свершилась, и новых прорывов не предвиделось. Шло методичное совершенствование ракетного вооружения, боевой состав медленно рос. Обе стороны не ударяются в крайности. Одно слово - застой.

Из таблиц видно, как происходит планомерное развитие флотов без заметных перекосов в сторону утилизации, или, наоборот, резкого строительства. Обе стороны вводят в строй примерно одинаковый тоннаж, но США несколько больше заняты утилизацией. Это объясняется выводом из строя в 1975-1980 годах ряда авианосцев и крейсеров времен Второй мировой войны.

Общие цифры говорят о том, что за 10 лет обе стороны увеличили тоннаж флотов примерно на 800 000 тонн.

Второй этап. Накануне развала СССР (1986-1990 годы)

1986 год отмечается ростом утилизации кораблей в СССР. По сравнению с 1984 годом - увеличение более чем в два раза. Но еще более яркий скачок виден в 1987 году. В СССР начинается массовая утилизация кораблей, достигая к 1990 рекордных цифр: 190 кораблей общим тоннажем более 400 тысяч тонн. Невиданные ранее масштабы.

В США схожие процессы начинаются с отставанием в несколько лет, и скачок менее глобальный. К 1990 году США выходят на уровень 250 тысяч тонн и 30 кораблей. Это в 5 раз больше, чем средний уровень в предыдущие годы. Однако в СССР такой скачок еще сильнее - в 10 раз.

Чем объяснить такую ситуацию? В первую очередь очевидна связь со сменой руководства СССР. Начинания Горбачева и нового командующего ВМФ Чернавина в сторону сворачивания холодной войны приносят определенные плоды. Ясно, что нагрузка на экономику со стороны военных машин была огромна, как для США, так и для СССР, и сокращения были неизбежны. В контексте того исторического периода (конец 80-х) нельзя сделать однозначный вывод о вреде подобных сокращений - наоборот, это скорее нужно приветствовать. Вопрос только в том, как эти сокращения осуществляются, но об этом речь пойдет позднее. Пока отметим только то, что с началом разоружения в СССР начинается гигантская, невиданная ранее компания по утилизации корабельного состава, и то, что США подключаются к этой кампании на несколько лет позже. Очевидно, только после того, как убедились в правдивости намерений СССР начать сокращения. И что особенно важно, даже начав аналогичные процессы сокращения, США не торопятся обогнать в этом деле советского партнера - списание в целом идет в 2 раза меньше.

Что касается пополнения флотов, то и в СССР, и в США объем ввода в строй новых кораблей в этот период продолжает медленный рост. Начавшиеся сокращения в итоге на боевой состав влияют не сильно: общая численность флотов чуть снижается, но не слишком резко.

Третий этап. Разоружение на обломках СССР (1991-2000 годы)

Первые года после ликвидации СССР новая Россия придерживается ранее выбранного курса на массовую утилизацию. Хотя рекорд 1990 года не превзойден, цифры первое время колеблются около 300 тыс. тонн в год. А вот строительство новых кораблей выглядит как налетевший на бетонную стену автомобиль - резкое замедление. Уже в 1994 году введено в строй в 10 раз меньше кораблей, чем в 1990 году. Достраивается в основном советское наследие. Неудивительно, что выросший в 10 раз объем утилизации в сочетании с упавшим в 10 раз объемом строительства приводит к плавному падению численности боевого состава. За 90-е годы он снижается более чем в 2 раза.

США, как было отмечено выше, не торопятся перегнать Россию. Советский рекорд утилизации 1990 года США превосходят только в 1994 году. Далее объемы постепенно снижаются. Вроде бы теперь ярко просматривается паритет с Россией. Но это только если не обращать внимания на строительство новых кораблей. А оно в США хоть и снижается, но не так катастрофично, как в России. Причина понятна: в условиях, когда твой бывший противник отчаянно списывает свое , можно не сильно напрягаться. Однако цифры говорят сами за себя: в США строительство не остановилось, и даже относительно России стало в разы больше. В результате общая численность ВМС США снижается очень плавно и незначительно. Если в России падение в 2 раза, то в США всего на 20% от 1991 года.


И "у них" были преждевременные сокращения. На снимке эсминец DD-990 "Ingersoll", прослуживший всего 19 лет. В 2003 году он поработал в качестве мишени. Зафиксирован момент попадания двух ПКР "Гарпун" в учебной атаке

Четвертый этап. Стабильность (2001-2010 годы)

2002-й год становится для России рекордным: не введено в строй ни одного нового боевого корабля. Советский задел в целом достроен в 90-е годы, и вводить больше нечего. А те крохи, что еще не достроены, фактически остановлены в строительстве. Иссякают и объемы под утилизацию: списали уже почти всё, что можно, поэтому объемы продолжают плавно снижаться. Общая численность флота за 10 лет снижается в 1,5 раза. Падение плавное, но непрерывное.

В США в эти же 10 лет объемы утилизации также несколько снижаются, но остаются в 2-3 раза выше, чем в России, впервые за всю в исследуемый период. Но при этом строительство сохраняется на достаточно высоком уровне. По сравнению с РФ выше в фантастические 30-40 раз! Все это позволяет США обновлять боевой состав флота, а его общая численность падает так же плавно - всего на 7% за 10 лет (в то время как в РФ падение в 1,5 раза). Общий тоннаж флота США превышает российский в 3,5 раза, хотя еще в 1990 году отставание было в 1,4 раза.


Эсминец DDG-88 "Preble" в 2002 году после передачи ВМС США. Какой бы ни была масштабной утилизация, американский флот пополнялся новыми кораблями регулярно. В 2002 году ВМФ России впервые не получил ни одного боевого корабля. ВМС США получили три эсминца, включая показанный на фото

Пятый этап. Неустойчивый рост (2011-2015 годы)

Последние 5 лет характеризуются очень малыми объемами утилизации. Списывать, похоже, просто уже нечего. А вот со строительством есть первый, еще неустойчивый рост. Впервые с 1987 года (!) объем ввода в строй новых кораблей превзошел объем утилизации. Произошло это в 2012 году. Благодаря некоторому оживлению строительства за эти 5 лет общая численность боевого состава даже выросла, пройдя дно в 2011 году (опять же, впервые с 1987 года).

В США сохраняется ранее обнаруженная тенденция: плавное снижение численности, сохранение умеренных объемов строительства и списания. За 5 лет боевой состав ВМС США сократился всего на 2,8% и по-прежнему превосходит российский примерно в 3 раза.

Предварительные выводы

Итак, мы выявили главные процессы в области утилизации и пополнения корабельных составов в 1975-2015 годах. Можно подвести предварительные итоги. Но пока постараемся обойти выставления решительных оценок. Просто констатируем факты.

С 1987 года обе страны запустили процессы массового сокращения вооружения. СССР уверенно начал этот процесс первым и решительно, без оглядки на партнеров, наращивал объемы утилизации. США были более осторожны и наращивали объемы сокращений только после СССР. При этом обе стороны сохраняли объемы строительства новых кораблей. После развала СССР Россия продолжила процесс сокращений, но при этом остановила строительство. Вслед за российской стороной США в тот же период (с отмеченным ранее опозданием) нарастили объем утилизации, но от строительства новых кораблей не отказались. Далее Россия, достигнув дна в 2011 году, постепенно свела объемы списания к минимуму и сделала робкую попытку возобновить строительство (после 2012 года). США в то же время сократили как объемы строительства, так и списания, сохраняя при этом общую высокую численность состава флота.

Продолжение следует…

Использованы фото:
http://www.navsource.org/
http://www.navsource.narod.ru/

Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также, как флоты Первой и Второй мировой войны.

Статистические методы не работают. При многократном количественном разрыве, считать средний возраст корабельного состава не имеет смысла. Также, как и определять %-ое сооотношение новых и старых кораблей. В реальности, эти % будут выражаться различным числом кораблей для каждого из флотов. Слишком различным, чтобы относиться к такому расчету всерьез.

Феномен «средней температуры»

Достаточно исключить из расчетов “устаревшую технику” (корабли, построенные до 2001 г.), как выяснится неожиданное. За первые 15 лет наступившего века американские верфи передали флоту 36 эсминцев (включая, экспериментальный “Замволт” и бёркообразный “Финн” — еще официально не принятые в состав ВМС, но уже спущенные на воду и вышедшие на испытания).

Не менее серьезные результаты показала верфь “Дженерал Дайнэмикс Илектрик Боут”. В указанный период времени были введены в строй 12 многоцелевых атомных подлодок класса “Вирджиния” и одна АПЛ для специальных операций “Картер” (класса “Сивулф”).

Из крупных игроков — два атомных авианосца, “Рейган” и “Джордж Буш”. Еще один (“Форд”), признанный крупнейшим боевым кораблем в истории, был спущен на воду в 2013 г., этой осенью он пополнит боевой состав ВМС.

PCU (pre-comission unit — объект на стадии достройки) Джон Финн. Пройдет еще пара месяцев, и код PCU сменится на USS (Корабль Соединенных Штатов).

Из других авианесущих кораблей, были построены:
— вертолетоносец с неожиданным названием “Америка” (авиакрыло из 30 вертолетов, “Харриеров” и F-35).
— два универсальных десантных корабля класса “Уосп” (“Иводзима” и “Макин Айлэнд”, каждый вдвое крупнее Мистраля);
— экспедиционная плавбаза-вертолетоносец “Пуллер” (78 тыс. тонн).

Из экзотики — морская радарная база системы ПРО, получившая обозначение SBX.

Следующий пункт — шесть быстроходных боевых кораблей прибрежной зоны (LCS), дублирующих задачи сторожевиков, тральщиков и охотников за субмаринами.

Из других крупных единиц: 11 десантных кораблей типа “Сан Антонио” и два морских терминала для загоризонтной высадки бронетехники: “Гленн” и “Монфорд Поинт”.

В сумме — “бригада” из семидесяти кораблей океанской зоны средним возрастом меньше десяти лет. Вот вам и вся статистика.

Без учета “устаревших” кораблей, построенных в период 1980-90х гг. Самым старым действующим кораблем остается “Нимиц” (1975 г). Впрочем, возраст не так страшен для авианосущих кораблей. Их основное оружие непрерывно эволюционирует. За прошедшие 40 лет на палубе “Нимица” сменилось три поколения морской авиации (“Фантом” — F-14 — “суперхорнет”).

И снова о русской угрозе

В реальности все несколько иначе, чем на красивом трейлере российского флота. Успехи отечественных кораблестроителей, ожидаемо, оказались намного скромнее.

За прошедшие 15 лет российский флот получил многоцелевую атомную подлодку “Гепард” (пр. 971), многоцелевой атомоход “Северодвинск” (пр. 885) и три подводных ракетоносца стратегического назначения типа “Борей”.

Четыре дизель-электрические лодки пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”). Тридцать лет назад такие “черные дыры” представляли смертельную угрозу, однако, в начале XXI века, баланс сил несколько изменился. Лодкам не хватает анаэробной СУ, без которой им не выжить в условиях современной ПЛО (вынуждены всплывать раз в 3-4 дня вместо двух-трех недель у зарубежных аналогов).

Из надводных единиц — пять фрегатов (“Горшков”, “Касатонов”, “Григорович”, “Эссен”, “Макаров”). Четверо их них еще официально не приняты в строй, но мы можем уверенно говорить о них, как о построенных кораблях. Основной фронт работ остался позади; три фрегата уже вышли на этап швартовых испытаний и ГСИ.

Корвет, эсминец и фрегат.
При желании, можно занести в этот список еще семь корветов пр. 20380 и 11611. Говорить о более мелких единицах — МАК и МРК не имеет смысла.

Что такое корвет или малый ракетный корабль?

В ночь на 7 октября 2015 года группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля Дагестан и трёх малых ракетных кораблей проекта 21631 произвели групповой пуск 26-ти ракет 3М14 «Калибр-НК» по объектам Исламского государства в Сирии.

Залп малых кораблей Каспийской флотилии равен половине залпа эсминца “Арли Берк” (96 пусковых шахт). Дальнейшие комментарии излишни.

В отличие от кораблей меньших классов, эсминец еще способен поражать боеголовки баллистических ракет и сбивать спутники на низких околоземных орбитах. Не считая крупных гидроакустических станций, вертолетов и пр. оборудования военного назначения на его борту.

В этом смысле, боевая ценность “малюток” сильно преувеличена. Неужели кто-то всерьез решил приравнять МРК к эсминцам? Что ж, статистика все стерпит.

О техническом факторе вспоминать не любят вообще. Суровая истина состоит в том, что в составе ВМФ РФ, как и других флотов мира, в принципе, отсутствует техника, имеющаяся в распоряжении американских моряков.

Морская база ПРО, подводные ракетодромы, несущие в своих хребтах по 150 “Томагавков”, ракетно-артиллерийский эсминец и шестимегаваттный радар “Иджис”…

В своё время, пытаясь удержаться на пике прогресса, СССР генерировал множество свежих и уникальных контр-решений (сверхтяжелые ПКР, титановые подлодки, космическая система разведки “Легенда”). Современный ВМФ вынужден довольствоваться лишь теми из доступных технологий, реализация которых не требует больших затрат. В результате, получается то, чего и следовало ожидать.

Флот — это не только корабли. Это, в немалой степени, — морская авиация.

Потенциал морской авиации ВМФ России, несомненно, возрос с началом поставок палубных истребителей МиГ-29К (4 единицы) и истребителей берегового базирования Су-30СМ (8 единиц для авиации Черноморского флота).

На другой чаше весов — пять сотен F/E-18E и 18F “Супер Хорнет”, поставленных на палубы американских авианосцев с началом нового века.

Из других зарубежных инноваций — создание патрульного беспилотника “Тритон” (модифицированный для морских задач БПЛА “Глобал Хок”). 15-тонный аппарат c 40-метровым крылом и радаром кругового обзора, способный обследовать за сутки до 7 млн. кв. километров поверхности океана. Помимо РЛС с активной ФАР, в инструментарий дрона входит аппаратура радиотехнической разведки и комплекс оптических датчиков с лазерным дальнометром для визуального распознования целей. Новейшая история флота.

Эпилог. «Слон и моська»?

Любимое занятие наших “диванных экспертов” — заведомо бессмысленное сравнение потенциалов флотов России и США. Оно содержит не больше смысла, чем упоминания о “памперсах” и регулярные статьи об озабоченности американского командования в связи с “нарастающим отставанием в области морских вооружений от России и Китая”. Накопленный потенциал так велик, что американские адмиралы могут “не подниматься на мостик” до середины века.

В отличие от них, нам расслабляться противопоказано. Приведенная выше статистика отчетливо показывает, сколь эффективно идет перевооружение ВМФ России. И сколько еще предстоит сделать, чтобы выйти если не на равный (что невозможно ни по экономическим, ни по геополитическим соображениям), то на адекватный уровень по сравнению с “вероятным противником”. Притом, сразу объявлять такую армаду своим противником излишне опрометчиво. Лучше сделать все, чтобы ВМС США оставались союзником или, хотя бы, нейтралом.

Иначе, зачем рваться в битву, в которой невозможно победить?

«Скованные одной цепью»: БПК “Адмирал Пантелеев” и эсминец “Лассен”. Отработка дозаправки на ходу в море

Впрочем… Количественный и качественный уровень ВМФ России и США таков, что у них меньше шансов вступить друг с другом в бой, чем у кораблей периода Перовой и Второй мировой войны.

Из положительных моментов стоит признать, что сложившаяся ситуация не нова и имеет своё логичное объяснение географического характера. История англосаксов неразрывно связана с морем. У нас все совершенно иначе.

Положа руку на сердце — какие серьезные военные последствия имела Цусима? Японцы дошли до Москвы? Нет — вот и весь ответ. Так же, как и потеря части Севастополя во время Крымской войны и его повторная оккупация в годы ВОВ. Все это были совершенно незначительные, второстепенные неприятности для огромной сухопутной державы.

Решение президента США Дональда Трампа сосредоточиться на создании мощных глобальных ВМС согласуется с давней американской военной стратегией. Она восходит к работам идеолога экспансионизма и автора теории маринизма — контр-адмирала Альфреда Тэйера Мэхэна (1840—1914), который считал, что мощный флот будет продвигать коммерческие интересы Америки в стране и за рубежом. Об этом пишут американские аналитики на страницах известного издания Defence News.

Именно с этой стратегией Трампа эксперты увязывают недавнее посещение авианосца «Джеральд Р. Форд» в Ньюпорт-Ньюс, который должен вскоре быть введен в эксплуатацию. Американский лидер намерен в перспективе нарастить количество боевых кораблей с 272 до 350, при том, что планы Барака Обамы предусматривали увеличение флота до 308 кораблей.

Напомним, что в одном из своих предвыборных выступлений в октябре 2016 года Трамп заявил, что план по созданию флота в 350 кораблей будет крупнейшей перестройкой американских вооруженных сил со времен Рональда Рейгана . По его словам, это потребует усилий в масштабах всей страны. Численность, заданная Трампом, как писали СМИ, в последний раз отмечалась в ВМС США в 1998 году.

Однако авторы Defence News считают, что пока неясно, может ли численность ВМС, к которой стремится новый глава Белого дома, удовлетворить потребности страны в 21-м веке. Кроме того, пока не дан ответ на другой вопрос — является ли такая «перестройка» частью стратегического плана или она объясняется банальным желанием обладать большей военной мощью? Также неопределенны приоритеты кораблестроительной программы, а именно — какие корабли необходимы ВМС.

Так, даже с учетом намерений нового президента увеличить военный бюджет на 54 млрд долларов, этого будет недостаточно, чтобы обеспечить амбиции по строительству 78 новых кораблей. Один только авианосец «Джеральд Р. Форд» обошелся американскому бюджету примерно в 13 млрд долларов. Соответственно, чтобы достичь числа в 350 кораблей, администрация Трампа, скорее всего, пойдет на сокращение расходов на помощь иностранным государствам, защиту окружающей среды и т. д. Подобные меры вызывают резкую критику в американских политических и военных кругах, замечают аналитики.

Отметим, что осенью 2016 года в Конгрессе активно обсуждался специально подготовленный доклад о 350 кораблях, в котором эксперты сделали упор на новые надводные корабли океанской зоны и многоцелевые подводные лодки. В декабре 2016 года начальник штаба ВМС адмирал Джон Ричардсон заявил, что военная промышленность США готова и способна увеличить производство кораблей, если Дональд Трамп выполнит свое обещание расширить ВМС США.

Бывший руководитель Информационно-аналитического центра Минобороны России, заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев отмечает, что размышления экспертов на сайте Defence News — это отражение активного обсуждения в США долгосрочной программы по строительству новой архитектуры ВМС до 2030 года.

— В настоящее время в Конгрессе фигурируют материалы, подготовленные научными гражданскими организациями, которые как раз обосновывают необходимость увеличения количества кораблей в составе флота. Соответственно, формулируются такие задачи, которые бы подчеркивали роль США в мире как ведущей державы и которые давали бы возможность проецировать стране силу в новых условиях и в любом регионе.

Оценивая перспективы развития флота, американские эксперты приходят к выводу, что в составе ВМС должно быть больше многоцелевых подводных лодок и малых кораблей, при этом они подчеркивают, что такую программу можно выполнить только существенно нарастив военный бюджет. Кстати, все сообщения о том, что Трамп намерен увеличить финансирование вооружённых сил на несколько десятков миллиардов долларов, обосновываются не пожеланиями нового президента, а соответствующими докладами аналитических структур. В этом плане речь идет не только об увеличении численности ракетных кораблей и ударных субмарин, но и о крупномасштабном развертывании беспилотных подводных аппаратов во всех районах Мирового океана.

«СП»: — Помимо расширения флота Трамп также говорил про задачи увеличить количество боеготовых пехотных батальонов с 24 до 36, а также — численность сухопутных войск с 475 до 540 тысяч человек. Одновременное наращивание возможностей ВМС, СВ и корпуса морской пехоты возможно?

— Я думаю, да. Причем в чем-то это может быть полезно для России — в том смысле, что такие люди, как новый глава Пентагона Джеймс Мэттис , не понаслышке знают, что такое современные конфликты. Поэтому они смотрят на ядерную компоненту как на нечто, что обеспечивает баланс сил, но которая вряд ли когда-либо будет использована. На нынешнем этапе модернизации стратегических наступательных сил американцы, видимо, пойдут по пути модернизации с минимальными затратами, сделав упор на обычные силы.

«СП»: — Какой должна быть реакция России на такое увеличение возможностей ВС США? Только выполнение государственной программы вооружения?

— Здесь нам главное не допустить втягивания в гонку вооружений, а риск этого действительно есть, поскольку российский ВПК способен производить только военную продукцию. А поскольку будущее предприятий ВПК напрямую зависит от оборонных заказов, у некоторых есть соблазн раскручивать американскую угрозу, упирая на то, что нам также надо увеличивать расходы на оборону. Но сегодня в России есть трудности в социальной сфере, в здравоохранении, образовании и т. д. , и эти вопросы сложно решить из-за того, что нужно обеспечивать перевооружение ВС.

С одной стороны, хорошо, что в России наступил и осуществляется новый этап перевооружения, с другой — как я уже сказал, наши оборонные предприятия не производят гражданскую продукцию, а только военную, и в этом кроется опасность для развития экономики страны.

Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов отмечает, что, исходя из заявления нового руководства Белого дома, США все-таки возьмут курс на смещение силы в Азию, о чем только говорил Обама.

— При этом вряд ли на планы США сильно влияет «российская угроза». И в настоящее время возможности ВМС позволяют сдерживать Россию, причем, скорее всего, американцы отслеживают каждый российский подводный ракетоносец. Однако Штатам важно проецировать силу во всех регионах, в том числе для сдерживания КНДР, Ирана. Поэтому, учитывая все «обязательства», 272-х кораблей их ВМС уже не хватает.

К тому же увеличение численности плавсостава — это внутриполитическая тема, которая позволит поддержать промышленность. Во-первых, предусмотрено строительство новых стратегических атомоходов на замену лодок «Огайо». Во-вторых, американцы хотят построить еще один авианосец. Также, исходя из озвучиваемых целей и задач, они могут увеличить количество атомных подводных лодок типа «Вирджиния», эсминцев УРО «Арли Бёрк» и литоральных кораблей (Littoral Combat Ship).

— Важнейшая цель Дональда Трампа, которую он сам особо и не скрывает, — это загрузка национальной промышленности страны, причем высокотехнологичной, — отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Очевидно, что новое руководство Белого дома планирует в первую очередь сдерживать Китай, но вообще ставиться цель сделать Америку безоговорочно сильнее всех, потому что сейчас в ее мощи появились значительные сомнения.

«СП»: — Американские аналитики постоянно подчеркивают, что для США большой проблемой являются так называемые зоны воспрещения доступа/блокирования (районы A2/AD), создаваемые КНР в Южно-Китайском море и Россией — в Северном Ледовитом океане, в Балтийском, Черном, Средиземном, Японском морях.

— В мирное время это только теоретические рассуждения: никто никакой доступ ограничивать не может, если только речь не идет о непосредственно национальных водах, то есть 12-мильной зоне. Но в военное время, понятно, необходимо проламывать оборону противника, причем в значительной степени — проламывать массой. Вот для этого США и нужны новые корабли.

«СП»: — Эксперты Defence News отмечают, что у США есть проблемы с концепциями применения ВМС, причем уже сегодня.

— Раньше у них все четко сводилось к формуле «флот против берега», потому что после окончания холодной войны американцы посчитали, что на море у них больше нет соперников. Сейчас вдруг возникло впечатление, что эта формула нуждается в корректировке, но как ее перестроить — пока вопрос. Скажем, корабли контроля прибрежной зоны ВМС США — это откровенная ерунда: они слишком дорогие при крайне низком боевом потенциале, причем запущено сразу две серии и ни одна из них не выбрана для ВМС. Это чем-то напоминает советские годы, когда у нас объявляли конкурс, в котором кто-то побеждал, но в результате строили технику сразу по нескольким проектам. Точно также получилось и в США с литоральными кораблями. Главное — непонятно зачем это сделано и под какую концепцию.

«СП»: — На ваш взгляд, заявления Трампа о том, что одновременно будут расширены возможности всех видов ВС, реальны?

— Если США будут корректировать финансирование в военной области, то, очевидно, «пострадают» сухопутные войска. Скажем, в силу географического фактора для России предмет роскоши — это флот, а для США — сухопутные силы.

«СП»: — Есть мнения, что новый глава Пентагона Джеймс Мэттис, который долго служил в морской пехоте, свой род войск уж точно «не обидит»…

— В том и дело, что в США морская пехота давно стала вторыми сухопутными войсками, причем никакой разницы между ними абсолютно нет. В этом смысле снижение финансирования СВ при Трампе возможно.

Между Америкой и Россией давно ведется борьба практически во всех сферах деятельности. Гонка вооружений является постоянным спутником соперничества стран. Абсолютного лидера выявить так и не удалось за многие годы. Первенство в секторе военной промышленности постоянно переходит от одного государства к другому. В такой специфической отрасли, как подводный флот, на данный момент первое место занимают Соединенные Штаты.

Однако так дела обстояли далеко не всегда, в советское время пальму первенства держал отечественный производитель. Благодаря мощной базе, созданной советскими конструкторами, даже на данном этапе в базе российского флота существуют такие исключительные экземпляры, аналогов которым нет во всем мире. Так все-таки, чей подводный флот сильнее - России или США? Кто является победителем в гонке - российская эксклюзивность или американская техничность.

Первый проект подводной лодки

Сравнение, чей подводный флот сильнее (России или США), началось еще с восемнадцатого века. Тогда предметом спора была первая подводная лодка военного назначения. Долго не могли определиться, кто же стал тем самым первым разработчиком такого аппарата.

Конструктором и испытателем первого же подводного судна являлся Корнелиус Дреббель. Это физик и механик из Голландии. Тестирование своей разработки он провел на реке Темзе. Судно представляло собой лодку. Её обшивкой была кожа, пропитанная маслом. Управление и движение осуществлялось благодаря веслам. Они выступали на небольшое расстояние в подводное пространство. В состав экипажа могло входить три офицера и двенадцать гребцов. Согласно историческим данным на испытаниях присутствовал I. Технические характеристики построенного судна позволяли находиться ему в подводном пространстве на протяжении нескольких часов. Предел глубины погружения был равен пяти метрам.

Но дальнейшие разработки прервала смерть Дреббеля. Его последователем и продолжателем идей стал другой ученый из Франции, который написал практическое руководство по построению подводных суден. Согласно его рекомендациям, лодка должна быть изготовлена из металла (преимущественно меди), формой она должна походить на рыбу, однако края должны быть заостренными. Совершенствовать данный аппарат в размерном плане не нужно.

Разработки стран-соперников

Сравнение подводного флота России и США начинается еще с первых аппаратов. К тому же построены они были с разницей в полвека. Это дает право говорить, что начало истории подводного флота у обеих стран приблизительно одинаковое.

Современный подводный флот России во многом обязан своему соотечественнику Ефиму Никонову, с судна которого и началось освоение технологий и методов сооружения подводных лодок. Это был простой плотник из подмосковной деревни Покровское. Он хотел воплотить свою разработку в жизнь и направил прошение к Петру I, в котором предлагал проект подводной лодки. Идея тайного судна, которое будет способно громить вражеские корабли, очень привлекла царя. По его приказу Никонов явился в Санкт-Петербург и приступил к строительству аппарата. Проект был воплощен в жизнь за три года. На первых испытаниях присутствовал лично Петр I. В скором времени, дорабатывая и совершенствуя проект, талантливый плотник приспособил к кораблю пороховые огнеметы. Царь, видя такие успехи, предложил начать постройку аналогичного судна большей конфигурации. Но перспективу в этом деле видел лишь Петр I и после его кончины освоение подводного пространства прекратилось. Так и не завершенная лодка сгнила в сарае.

Совершенствование процессов в производстве

Сравнение подводного флота России и США невозможно без упоминания достижений ученых и инженеров, разработки которых стали основой современной деятельности. Впервые данный проект был запущен в производство в тридцать четвертом году девятнадцатого века. Руководителем проекта был К. А. Шильдер, который являлся военным инженером по образованию.

Конструкция судна включала в себя специальные гребки, с помощью которых осуществлялось перемещение аппарата под водой. При их разработке был взят принцип бионики, то есть для создания технического оснащения были приняты во внимание законы природы. В данном случае инженер обратил внимание на строение гусиных лапок. Такие приспособления были размещены попарно по обеим сторонам корпуса. Для того чтобы запустить такие «лапки», необходимо было приложить усилия матросов-гребцов. Это было очень неудобно, ведь при неимоверных усилиях экипажа скорость не была слишком впечатляющей. Она могла развиваться максимум до полукилометра в час. Для того чтобы усовершенствовать данный процесс и сделать его более производительным и эффективным при меньших затратах, руководитель проекта планировал применять электротехнические устройства. Но развитие данной отрасли шло семимильными шагами, и это сильно тормозило внедрение новых идей.

Лодка была военного образца. На её вооружении находились пусковые ракетные установки. Многочисленные проблемы свели на нет данную задумку, и работы по модернизации судна были прекращены.

Использование двигателя в подводном флоте

Следующим этапом в развитии подводного флота является внедрение в конструкцию суден двигателей. Первым к такому решению пришел изобретатель И. Ф. Александровский. Для реализации своей задумки он избрал мотор, работающий на сжатом воздухе. Изобретатель воплотил свою идею в жизнь. По его проекту была произведена лодка. Но сам проект оказался не особенно успешным, так как продуктивность все равно оставляла желать лучшего. Двигатель позволял на скорости в полтора узла проплыть всего лишь три мили.

Успехов в реализации данной задумки достиг только лишь другой российский изобретатель С. К. Джевецкий. Сравнение подводного флота России и США дает право говорить, что на данном этапе российские изобретатели сделали прорыв, ведь Джевецкий установил на своей лодке двигатель, который приводила в работу аккумуляторная батарея. На тот момент в мире еще не было аналогов такому судну, которое могло передвигаться от электричества. При этом аппарат мог развивать скорость в четыре узла.

По проекту этого же изобретателя была построена лодка «Почтовый». Её главной особенностью, которая при сравнении подводного флота России и США вновь отдает лидерство русским (такого судна больше нигде в мире на тот момент не было), является единый двигатель. Единственным недостатком аппарата является след в виде пузырьков, который она оставляет после себя. То есть из-за низкого уровня маскировки она не может использоваться в военных целях.

В то время в данной отрасли активно шло развитие и внедрение энергетических установок. Именно в тот период были сформированы такие схемы и принципы, которые используются при проектировании лодок до сих пор. Разработки проводились и в секторе вооружения. Джевецким были сконструированы торпедные аппараты, которые стояли на вооружении подводного флота долгий период времени. Но отсталость таких отраслей, как электротехника и двигательная промышленность, не позволяло создать полноценный боевой корабль.

Подводная лодка «Дельфин»

Сравнить подводный флот РФ и США можно именно по этому аппарату. Судно было возведено в начале двадцатого века по проекту Бубнова и Горюнова Балтийским заводом в Санкт-Петербурге. Двигательная система состояла из двух частей. Первой был мотор, работающий от бензина, а второй - электрический двигатель. Разработка была настолько мощная и нестандартная, что по техническим характеристикам превосходила американский аппарат «Фултон».

Начиная с этого момента, развитие подводного флота Российской Федерации пошло очень быстрыми темпами. Подготавливались квалифицированные кадры. Из проектных разработок данная отрасль превратилась в надежный род боевых войск страны. Правительством всячески поддерживался данный сектор. А после введения специального нагрудного знака для офицеров-подводников желание служить в этих войсках возросло, как и авторитет сферы в целом.

Современный состав ВМФ России

На данный момент в Военно-Морской Федерации входит пять подразделений. Каждое из них состоит из надводных и подводных сил. Выделяют следующие составляющие данного подразделения армии:

  1. Балтийский флот. Главная база этой составляющей находится в Балтийске. Флагманом является эскадренный миноносец «Настойчивый». Подводные силы Балтии характеризуются тремя дизельными лодками. Кстати, сравнение подводного флота России и США (2016) говорит о том, что данный тип аппаратов существует лишь на российской территории. В Соединенных Штатах от производства такого рода суден давно отказались.
  2. Северный флот. Главная база этой составляющей находится в Североморске. Флагманом является тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Северный подводный флот России отличается большим разнообразием технических средств. На базе этого подразделения находится три тяжелых ракетных подводных крейсера и восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Подводные лодки северного флота России представлены моделями с крылатыми ракетами (3 единицы), многоцелевыми атомными (12 единиц), дизельными (8 единиц), специального назначения (2 единицы).
  3. Черноморский флот. Главная база этой составляющей находится в Севастополе. Флагманом является ракетный крейсер «Москва». Подводная составляющая представлена двумя
  4. Тихоокеанский флот. Главная база этой составляющей находится во Владивостоке. Флагманом является ракетный крейсер «Варяг». Подводные силы имеют на балансе 5 ракетных подводных крейсеров, 6 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 7 многоцелевых атомных подводных лодок и 8 дизельных моделей.
  5. Каспийская флотилия. Главная база этой составляющей находится в Астрахани. Флагманом является сторожевой корабль «Татарстан». Это подразделение не имеет в своем составе подводных сил.

Многоцелевые аппараты

Сравнение подводного флота России и США (2016, как и другие года, не принес значимых прорывов в этой сфере) позволяет в целом оценить потенциал военно-морских сил. Одни из наиболее важных аппаратов, стоящих на техническом оснащении армии любой мощной морской державы - это лодки, перед которыми стоит решение задач оперативно-тактического характера. Цель таких суден - это уничтожение надводных целей противника и нанесение поражения по объектам береговой линии. В качестве оружия используются крылатые ракеты и торпеды. В зависимости от типа вооружения подводные лодки бывают:

  • с крылатыми ракетами;
  • с торпедами;
  • с крылатыми ракетами и торпедами.

Подводный США обладает большим количеством субмарин именно оперативно-тактического характера. Именно на такие судна нацелена общая военная концепция Америки. Если брать другой классификационный признак, такой как качество, то тут нельзя выделить явного лидера. Это обусловлено высоким техническим потенциалом обеих стран.

Лодки оперативно-тактического характера США

Чем опасен подводный флот США, так это именно субмаринами такого типа. На базе американских военно-морских сил находится пятьдесят девять моделей такого типа. Большая их часть (а это тридцать девять суден) поступили на баланс еще в семьдесят шестом году прошлого столетия. Они носят название «Лос-Анджелес» и относятся к третьему поколению. По типу вооружения они относятся к смешанному типу. В их состав входят противокорабельные ракеты «Гарпун» и торпеды. В перспективе планируется постепенно выводить эти судна из оборота и заменять их более новыми моделями. Планируется осуществить такую модернизацию до тридцатых годов.

Ставка делается на лодки четвертого поколения. Именно ими собираются заменить «Лос-Анджелес». К ним относятся такие модели, как «Вирджиния» и «Морской волк». Последняя была разработана еще в девяностых годах. Её построение стоит четыре с половиной миллиарда долларов. Но цена оправдана техническими параметрами. Она оснащена мощным комплексом из крылатых ракет и торпед. Также её особенностью является низкий уровень издаваемого шума. С выпуском каждой модели лодка становится все совершеннее. Однако сравнение подводного флота России и США (2017) дает право говорить, что отечественный «Ясень» ничем не уступает «Морскому волку» первой серии.

Американское преимущество

Подводный флот США и России на 2016 год отличается не только количественным составом, но и поколениями моделей. Американская подводная лодка «Вирджиния» была спроектирована гораздо позже, чем «Морской волк». Но, несмотря на это, по техническим характеристикам «Сивулф» гораздо опережает своего последователя. Если сравнивать обе эти американские модели с отечественным «Ясенем», то он находится где-то между ними. Отличительной особенностью и преимуществом российской субмарины является качество вооружения. Крылатые ракеты «Калибр» по своей эффективности являются гораздо лучше американского «Томагавка».

Среди российских моделей на уровне лучших американских лодок находится лишь «Северодвинск». Но он только один, хотя проектом предусмотрено возведение еще трех. Но к тому моменту, когда они будут построены, Америка перейдет на новый этап развития.

Дизельные модели

Подводный флот России (фото ниже) представлен мощным комплексом дизельных моделей. Этим и отличается отечественный сектор от американского. В Соединенных Штатах от выпуска лодок этого типа отказались еще в середине прошлого столетия. В России такие субмарины не только не собираются снимать с баланса, но и продолжают их активно выпускать и совершенствовать. Большая часть суден такого типа представляет собой модернизированную модель «Варшавянка». По своей техничности они уступают атомным лодкам, но по вооружению - нисколько.

В перспективе планируется запуск дизельного судна «Калина». Его отличием является двигатель, работающий без кислорода. Такая модель может находиться в подводном пространстве около месяца, и ей не нужно будет всплывать.

Итак, ВМС США сейчас находятся на пике развития. России же несколько отстает в качественном смысле, хотя в настоящее время ведется активная исследовательская работа по нескольким направлениям. Правда, пока неизвестно, какая именно разработка окажется наиболее удачной.


Современный военно-морского флот предназначен для выполнения трех основных задач: обеспечения стратегического сдерживания в виде одной из составляющих «ядерной триады», поддержки наземных войск в локальных конфликтах и выполнения «декоративных» функций, иначе называемых «демонстрацией флага». В отдельных случаях возможно :

Участие в международных операциях (разминирование Суэцкого канала или бухты Читтагонг);
- защита территориальных вод (вытеснение крейсера «Йорктаун»);

Поисково-спасательные операции (спасение экипажа «Альфа-Фокстрот 586» или поиск посадочных капсул космических аппаратов, приводнившихся в Индийском океане)

Специальные операции (уничтожение спутника USA-193 на низкой околоземной орбите или эскортирование танкеров в Персидском заливе во время Ирано-Иракской войны).

Исходя из вышесказанного, представляется любопытным узнать, как со своими задачами справляются два наиболее мощных флота в мире - Военно-морские силы США и Военно-морской флот Российской Федерации. И это отнюдь не нелепая шутка.
Российский флот по-прежнему является вторым по величине военным флотом, и, как ни странно, все еще способен выполнять поставленные задачи в ближней и дальней морской зоне.

Колоссальная разница в корабельном составе ВМФ России и ВМС США, обусловлена, в первую очередь, различием во взглядах на применение флота по обеим сторонам океана. Америка - преимущественно морская держава, отделенная от остального мира двумя глубокими «противотанковыми рвами» с соленой водой. Отсюда - очевидное стремление иметь мощный флот.

Во-вторых - об этом горят уже давно - мощь современных ВМС США избыточна. В свое время «Владычица морей» Великобритания ориентировалась на «Two power standard» - численное превосходство британского флота над двумя следующими по силе флотами. В настоящее время, американский флот имеет численное превосходство над всеми флотами мира вместе взятыми!

Но какое это имеет значение в век ядерного оружия? Прямой военный конфликт между развитыми державами грозит неминуемо перерасти в глобальную войну с уничтожением всей человеческой цивилизации. И какая разница, чем завершился бой между китайскими и американскими авианосцами, если ядерные боеголовки уже упали на Пекин и Вашингтон?
В то же время, для локальных войн сверхмощный ультрасовременный флот не требуется - «стрелять из пушки по воробьям» или «забивать гвозди микроскопом» - неистощимая народная фантазия уже давно подобрала определения для подобной ситуации. В существующем виде, ВМС США наносят больше ущерба самим Соединенным Штатам, чем их противникам.

Что касается России - мы исконно «сухопутная» держава. Нет ничего удивительного в том, что, несмотря на свои многочисленные подвиги и громкие слова во славу моряков, наш ВМФ практически всегда оставался на второстепенных ролях. Исход Отечественной войны 1812 года или Великой отечественной войны решался отнюдь не на морских просторах. Как следствие - ограниченное финансирование программ ВМФ (тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы иметь второй по величине флот в мире).

«Есть два типа кораблей - подлодки и мишени» - гласит морская мудрость. Подводная компонента - основа флота любого современного государства. Именно субмаринам доверена почетная должность «могильщиков Человечества» - невидимый и неуязвимый боевой корабль способен испепелить все живое на всем континенте. А эскадра ракетных подводных крейсеров стратегического назначения гарантированно уничтожит жизнь на планете Земля.

В составе ВМФ России находятся семь действующих РПКСН проектов 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», а также один новый ракетоносец проекта 955 «Борей». Еще два ракетоносца находятся в ремонте. Два «Борея» - в постройке, в высокой степени готовности.

Подводная лодка - морская гроза
Под черной пилоткой стальные глаза


В составе ВМС США таких лодок 14 - легендарные стратегические ракетоносцы типа «Огайо». Опасный противник. Предельно скрытный, надежный, с боекомплектом из 24 ракет «Трайдент II».

И, тем не менее, … паритет! Незначительная разница в количестве субмарин уже не имеет значения: 16 выпущенных ракет с 667БРДМ или 24 выпущенные ракеты с подлодки «Огайо» - гарантированная смерть для всех.

Но чудес не бывает. По многоцелевым подлодкам ВМФ России в полном проигрыше: всего 26 многоцелевых АПЛ и подводных носителей крылатых ракет против 58 атомных субмарин ВМС США. На стороне американцев не только количество, но и качество : двенадцать лодок - новейшие АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния» и «Сивулф», по совокупности характеристик являющиеся лучшими в мире. Еще четыре американские лодки - конвертированные ракетоносцы типа «Огайо», несущие вместо баллистических «Трайдентов» крылатые ракеты «Томагавк» - всего 154 ракеты в 22 шахтах + 2 шлюзовые камеры для боевых пловцов. Аналогов такой техники у нас нет.



Главный калибр!


Врочем, не все так безнадежно - в составе ВМФ России имеются атомные лодки специального назначения - одиозный «Лошарик» и его носитель - БС-64 «Подмосковье». Проходит испытания новая АПЛ проекта 885 «Ясень».
Кроме того, у российских моряков есть своя «козырная карта» - 20 дизель-электрических подводных лодок, в отличии от Америки, где ДЭПЛ не строят уже полвека. А зря! «Дизелюха» - простое и дешевое средство для операций в прибрежных водах, кроме того, в силу ряда технических причин (отсутствия мощных насосов контуров реактора и т.д.) - она значительно тише атомной подлодки.

Вывод: могло быть и лучше. Новые «Ясени», модернизация титановых «Барракуд», новые разработки в области создания малых ДЭПЛ (проект «Лада»). С надеждой смотрим в будущее.

Переходим к печальному - надводная компонента ВМФ России просто посмешище на фоне ВМС США. Или это иллюзия?

Легенда о Неуловимом Джо. В составе ВМФ России один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Авианосец или авианесущий крейсер? В принципе, от классического авианосца, советско-российский ТАВКР отличается только тем, что он слабее.

У американцев десять авианосцев! Все, как один, атомные. Каждый - вдвое крупнее нашего «Кузнецова». И…
И … неуловимого Джо поймать нельзя, потому что он никому не нужен. С кем собрались воевать американские авианосцы в открытом океане? С чайками и альбатросами? Или с недостроенной индийской «Викрамадитьей»?
Объективно, никаких противников для «Нимица» в открытом океане нет. Пусть бороздит бесконечную водную гладь и тешит американское самолюбие - пока Госдолг США не достигнет 30 трлн. долл. и не случится коллапс экономики Соединенных Штатов.



Но рано или поздно «Нимиц» подойдет к вражескому берегу и … нападёт на солнечный Магадан? Для сугубо континентальной России из всего американского флота опасны лишь стратегические подлодки «Огайо».
Впрочем, в любом из локальных конфликтов, атомный суперавианосец «Нимиц» оказывается малополезен. Что, впрочем, понятно - мощь палубного авиакрыла «Нимица» просто ничтожна на фоне тысяч боевых самолетов и вертолетов ВВС США, раздиравших в клочья Ирак, Ливию и Югославию.

А вот еще достойные представители класса авианосных кораблей - 17 универсальных десантных вертолетоносцев/кораблей доков типов «Тарава», «Уосп», «Остин», «Сан-Антонио»… Как российский перспективный «Мистраль», только вдвое крупнее.
На первый взгляд, колоссальная наступательная сила!
Но есть один нюанс: пусть все 17 этих кораблей попробуют высадить десант (17 тысяч морских пехотинцев и 500 единиц бронетехники) где-нибудь на побережье Ирана. А лучше - Китая. Кровь будет литься рекой. Второй Дьепп обеспечен.

Примечание. Дьепп - десантная операция, проведенная в августе 1942 года. Через три часа после высадки половина из 6000 десантников были убиты или ранены, союзники побросали танки, снаряжение и в ужасе эвакуировались с побережья Франции.

Десантные операции с использованием малых сил практически всегда обречены на неудачу. И американцы это знают лучше нас - к войне с Ираком они готовились полгода, два месяца терзали противника с воздуха, сбросив на него 141 тыс. тонн взрывчатки, а потом через границу Ирака из Саудовской Аравии хлынула лавина из миллиона солдат и 7000 единиц бронетехники.



USS Essex (LHD-2) - универсальный десантный корабль типа "Уосп"


Ввиду вышесказанного, боевая ценность десантных «Уоспов» и «Сан-Антонио» не слишком велика - их бесполезно использовать против сколь-нибудь серьезных стран. А применять такую технику против папуасов - глупо и расточительно, гораздо проще высадить десант в столичном аэропорту какого-нибудь Зимбабве.

Но как же воюют американцы? Кто доставляет на чужие берега тысячи танков и сотни тысяч солдат? Ясно, кто - быстроходные транспорты Командования морских перевозок. Всего у американцев в наличие 115 таких судов. Формально, не относятся к военно-морскому флоту, но всегда ходят в плотном кольце охранения из эсминцев и фрегатов ВМС США - иначе одна вражеская торпеда пустит на дно дивизию американской армии.



Эскадра быстроходных транспортов Military Sealift Command. Каждый размером с авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"


У ВМФ России таких кораблей, конечно, нет - зато есть Большие десантные корабли (БДК) Целых 19 единиц! Они старые, ржавые, медленные. Зато прекрасно справляются со своими функциями - продемонстрировать флаг и доставить в Сирию партию снаряжения и военной техники на глазах у всего возмущенного Западного мира. У БДК нет ни нормальной ПВО, ни крылатых ракет, - ничего, кроме примитивной артиллерии. Гарантия их безопасности - статус Российской Федерации, как ядерной державы. Попробуй тронь корабли под Андреевским флагом!
В реальный бой их гнать никто не собирается - там, где не может справиться 40 000-тонный «Уосп» нашему БДК (водоизмещение 4000 тонн) делать нечего.

Следующий важный момент - у ВМФ России на ходу всего 15 надводных кораблей дальней морской зоны: крейсеров, эсминцев, больших противолодочных кораблей. Из них лишь 4 могут обеспечить зональную ПВО эскадры в открытых морских районах - тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и три ракетный крейсера проекта 1164 - «Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов».

В составе ВМС США таких кораблей 84, в том числе: 22 ракетных крейсера «Тикондерога» и 62 эсминца типа «Орли Берк».
Американские крейсера и эсминцы несут от 90 до 122 ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых притаились крылатые «Томагавки», противолодочные ракетоторпеды ASROC или зенитные ракеты семейства «Стэндэрд», способные разить цели на дальности до 240 км и уничтожать объекты за пределами Земной атмосферы. Единая цифровая система управления оружием «Иджис» вкупе с современными радарами и универсальным вооружением делает «Тикондероги» и «Орли Берки» наиболее смертоносными из всех надводных кораблей ВМС США.



БПК "Адмирал Пантелеев" и USS Lassen (DDG-82)


15 против 84. Соотношение, конечно, позорное. При том, что последнего ровесника наших больших противолодочных кораблей - эсминец типа «Спрюэнс», американцы списали еще в 2006 году.

Но не стоит забывать, вероятность прямого военного конфликта между ВМС США и ВМФ России исчезающе мала - никто не хочет погибать в термоядерном аду. Следовательно, суперэсминцы «Орли Берк» могут лишь бессильно наблюдать за действиями наших кораблей. В крайнем случае - опасно маневрировать и атаковать ругательствами по радиосвязи.

В свое время, для нейтрализации суперкрейсера «Йорктаун» (тип «Тикондерога») оказалось достаточно маленького сторожевого корабля «Беззаветный» и его смелого командира кавторанга В. Богдашина - советский сторожевик проломил американцу левый борт, деформировал вертолетную площадку, снес пусковую установку ракет «Гарпун» и приготовился к повторному навалу. Повторения не потребовалось - «Йорктаун» поспешно покинул негостеприимные территориальные воды Советского Союза.

Кстати, о сторожевиках и фрегатах.

В составе ВМФ России 9 фрегатов, корветов и сторожевиков, не считая сотни малых артиллерийских, противолодочных и ракетных кораблей, ракетных катеров и морских тральщиков.
У ВМС США таких кораблей, разумеется, побольше: 22 пожилых фрегата типа «Оливер Хазард Перри» и три боевых корабля прибрежной зоны типа LCS.



LCS, во всех смыслах, вещь инновационная - ход 45-50 узлов, универсальное вооружение, просторная вертолетная площадка, современная электроника. Ожидается, что в этом году состав ВМС США пополнится четвертым кораблем этого типа. Всего в планах озвучена постройка 12 морских супермашин.

Что касается фрегатов «Перри», они сильно ослабли за последнее время. В 2003 году с них было полностью демонтировано ракетное вооружение. Ежегодно списываются по нескольку кораблей этого типа и к началу следующего десятилетия все «Перри» должны быть проданы союзникам или пущены на слом.

Еще один важный момент - морская базовая авиация.

На вооружении авиации ВМФ России находится порядка полусотни противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142 (будем реалистами - сколько из них в летном состоянии ?)
В составе ВМС США 17 эскадрилий противолодочных самолетов, самолетов морской радиоэлектронной разведки и самолетов-ретрансляторов, всего в количестве полутора сотен машин, без учета резерва и авиации Береговой охраны.
На вооружении стоят легендарные P-3 Orion, а также их специальная разведывательная модификация EP-3 Aries. В настоящее время на вооружение начали поступать новые реактивные противолодочные самолеты P-8 Poseidon.



P-3 Orion и P-8 Poseidon. Смена поколений



Дальний противолодочный самолет Ту-142 в сопровождении "Фантомов"


Даже в теории, морская базовая авиация ВМС США второе превосходит патрульную и противолодочную авиацию ВМФ России. И это, по настоящему, обидно. Не уверен насчет противолодочных способностей «Орионов» и «Посейдонов» (куда они смотрели, когда в Мексиканском заливе всплыла «Щука-Б»?), но в плане поисково-спасательных возможностей - у американцев они выше на порядок.
Когда все еще способные подняться в воздух Ил-38 неделю ищут и не могут найти плоты с места кораблекрушения или льдину с рыбаками - нет, ребята, так нельзя.

Выводы во всей этой истории будут противоречивы: с одной стороны, ВМФ России в его сегодняшнем состоянии, не способен вести сколько-нибудь серьезных боевых действий вдали от родных берегов. С другой стороны, Россия не собирается и не планирует воевать на другом конце света. Все наши современные интересы находятся в ближнем зарубежье, на Кавказе и в Средней Азии.

Демонстрация флага, участие в международных морских салонах и военно-морских учениях, доставка военной помощи дружественным режимам, гуманитарные операции, эвакуация российских граждан из зоны военных конфликтов, охрана территориальных вод Российской Федерации (там, где паковые льды не подходят близко к берегу), охота на пиратские фелюги- ВМФ России умеет делать все (или практически все), что должен делать флот в мирное время.



Российский флот на международных учениях
(на нижней иллюстрации - в голове второй колонны идет БПК пр. 1155)