Подписание договора ликвидации ракет средней дальности. Технические аспекты: характер обеспокоенности

Наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности.

Следует, однако, отметить, что окончательно эта классификация была введена только договором 1987 года. До его подписания в США баллистические ракеты делились на межконтинентальные (свыше 5000 км), средней (от 500 до 5000 км) и меньшей (от 150 до 500 км.) дальности. В СССР до середины 1980-х выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 км). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели дальность полета от 1 до 150 км. В 1987 г. была окончательно установлена новая классификация. Поэтому применительно к периоду до середины 1980-х гг. в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.

В соответствии с договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР . Это был первый в истории случай договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. Договор также предусматривал процедуры проверки инспекторов, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.

Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:

  • ракеты средней дальности
    • СССР - РСД-10 «Пионер» , «Р-12 », «Р-14 » (по классификации НАТО, «СС-20», «СС-4» и «СС-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО - SSC-X-4 «Slingshot»);
    • США - «Першинг-2 » и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
  • ракеты малой дальности
    • СССР - «ОТР-22 «Темп-С» » и ОТР-23 «Ока» («СС-12» и «СС-23»);
    • США - «Першинг-1А ».

Аналогичное заявление о возможном выходе России из договора о РСМД ранее (в июне ) уже делал президент РФ Владимир Путин в ответ на объявление США о выходе из Договора об ограничении систем ПРО .

Лидеры :

  • Иосиф Сталин
  • Георгий Маленков
  • Никита Хрущёв
  • Леонид Брежнев
  • Юрий Андропов
  • Константин Черненко
  • Михаил Горбачёв
  • Гарри Трумэн
  • Дуайт Эйзенхауэр

Генерал-майор М. Вильданов,
профессор Академии военных наук,
кандидат военных наук, доцент

Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД) был подписан президентами СССР и США в Вашингтоне 8 декабря 1987 года и вступил в силу 1 июня 1988-го. К 1991 году уничтожению подлежали советские баллистические ракеты средней дальности (БРСД) типа "Пионер", Р-12, Р-14, крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55, а также баллистические ракеты меньшей дальности - OTP-22 и ОТР-23 ("Ока"). В США предусматривалось ликвидировать БРСД "Першинг-2", КРНБ BGM-109G, а также РМД "Першинг-1А". Вместе с ракетами ликвидации подлежали их пусковые установки (ПУ) и связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование.

В результате реализации Договора к 1 июня 1991 года на территории СССР было уничтожено 1 846 ракет, 825 ПУ и 812 корпусов головных частей, а в США соответственно 846 ракет и 289 пусковых установок.

Выполнение сторонами Договора о РСМД стало реальной демонстрацией возможности выхода из сложившейся взрывоопасной ситуации ядерного противостояния, преодоления психологического барьера в отношениях между двумя ядерными державами. Этот Договор стал первым в истории международным соглашением в области ядерного разоружения. В результате его реализации из ядерного арсенала сторон были полностью исключены ракеты с дальностью от 500 до 5 500 км. При этом важнейшее значение для Москвы имело то обстоятельство, что США ликвидировали свои ракеты с коротким подлетным временем к стратегическим объектам СССР.

Накопленный в ходе реализации Договора о РСМД опыт был использован при подготовке и выполнении последующих соглашений в области ядерного разоружения.

ПУ КР наземного базирования BGM-109G

Вместе с тем ключевые положения бессрочного Договора о РСМД в настоящее время преднамеренно нарушаются военным руководством США при проведении испытаний элементов системы ПРО.

Так, в Статье I Договора отмечается: "Каждая из Сторон ликвидирует свои ракеты средней и меньшей дальности, не будет иметь такие средства в дальнейшем". В пункте 5 Статьи II определено, что "термин "ракета средней дальности" означает БРНБ (баллистическая ракета наземного базирования) или КРНБ, дальность которой превышает 1000 км, но не превышает 5 500 км". Пункт 6 этой же главы гласит, что "термин ракета меньшей дальности" означает БРНБ или КРНБ, дальность которой равна или превышает 500 км, но не превышает 1 000 км".

Важно подчеркнуть, что американцы самостоятельно ввели и применяют термин "ракета промежуточной дальности". Кроме того, Статья VI регламентирует, что ни одна из Сторон: а) не производит никаких ракет средней дальности, не проводит летные испытания таких ракет и не производит никаких ступеней и никаких пусковых установок таких ракет. И, наконец, имеется пункт 12 Статьи VII, который считается у американцев сильнейшим аргументом и используется ими при обосновании своих действий: "Каждая из Сторон имеет право производить и использовать для ускорительных средств только существующие типы ускорительных ступеней. Пуски таких ускорительных средств не рассматриваются как летные испытания ракет средней и меньшей дальности при условии, что такие ускорительные средства используются только в целях исследований и разработок для испытания объектов, но не самих ускорительных средств". Зарубежные специалисты считают, что такими объектами могут быть полезные нагрузки, выводимые в верхние слои атмосферы или в космос.

Отмечается, что американская сторона каких-либо исследований с выводом объектов в космое в рамках Договора о РСМД не проводит. В то же время на основе ступеней баллистических ракет "Минитмэн-2", "Трайдент-1" и др. изготовлены ракеты-мишени HERA, LRALT и MRT, которые задействуются при испытательных пусках противоракет (ПР), что означает нарушение требований вышеизложенных статей соглашения.

В этой связи еще 4 января 2001 года было сделано первое заявление МИД РФ: "В США имеется опыт создания на базе второй и третьей ступеней МБР "Минитмэн-2" ракеты-мишени баллистической ракеты наземного базирования средней дальности нового типа HERA в нарушение Договора о РСМД. Вопрос о нарушениях Соединенными Штатами Договора о РСМД, а также Договора СНВ-1 Россией неоднократно ставился на различных уровнях. Однако удовлетворительного ответа от американской стороны представлено не было".

В связи с продолжением испытаний элементов системы ПРО 7 августа 2010 года, уже в период действия "перезагрузки", МИД РФ было сделано очередное заявление: "Американская сторона систематически нарушает основные положения Договора о РСМД, используя для отработки элементов системы ПРО ракеты-мишени, имитирующие БРСД типа HERA, LRALT и MRT. Согласно Договору о РСМД проведение пусков этих ракет квалифицируется как испытания БРНБ средней дальности "нового типа", что является нарушением Статьи VI".

По оценкам зарубежных специалистов, испытания противоракет (ПР) типа "Стандарт-3" мод.1А характеризуются высокой результативностью: из 28 пусков ПР на перехват 23 квалифицированы как успешные. В связи с этим Генеральный конструктор уникальных ракетных комплексов стратегического назначения ВС РФ академик Ю. С. Соломонов отмечал, что Соединенные Штаты в нарушение Договора о РСМД фактически создали ракету средней дальности. Следует подчеркнуть, что большинство пусков ПР американские военные совмещают с проведением мероприятий оперативной и боевой подготовки стратегических наступательных и оборонительных сил США, тренировками боевых расчетов и испытаниями систем предупреждения о ракетно-ядерном ударе (СПРЯУ) и контроля космического пространства (СККП).

Ракета мишень LRALT

Кроме того, американская сторона нарушает положения Договора о РСМД при проведении испытательных пусков противоракет ГБИ (GBI - Ground-Based Interceptor), предназначенных для перехвата стратегических ракет на среднем участке траектории их полета. Известно, что ПР этого типа приняты на вооружение и развернуты в количестве 30 единиц (26 - в Форт-Грили, штат Аляска, и четыре - на АвБ Ванденберг, Калифорния).

В обход Договора о РСМД американская сторона: 1) разрабатывает ракеты-мишени средней и промежуточной дальности для отработки задач противоракетных перехватов; 2) без согласования с российской стороной ввела термин "промежуточная дальность"; 3) не представила ракеты-мишени на демонстрацию и показ ее отличительных признаков; 4) не заявила места пусков ракет-мишеней; 5) не передает уведомления о состоянии и перемещении ракет-мишеней; 6) предназначение и тактико-технические характеристики ракет ГБИ не заявлены, данные об их противоракетной принадлежности договорами не подтверждены.

Кроме того, проведение незаявленных пусков ПР ГБИ из шахтных пусковых установок (ШПУ) является дестабилизирующим фактором обстановки, поскольку может создать предпосылки к ядерным инцидентам между США, Россией и Китаем. Это объясняется тем, что уведомления о пусках изделий ГБИ применительно к "Соглашению между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок" от 31 мая 1988 года не представляются.

Как следствие, вполне реально провоцирование ответного ракетного удара из-за ложной классификации пуска изделий ГБИ и неверной их идентификации в полете, особенно при возникновении кризисной ситуации в мире. По мнению зарубежных экспертов, отличить в полете атакующую МБР от противоракеты достаточно сложно.

Кроме того, с АвБ Ванденберг проводятся учебно-боевые и испытательные пуски МБР типа "Минитмэн-3" с задействованием штатных РЛС системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе и контроля космического пространства, пунктов управления различного уровня, объектов инф|>§г структуры наземной сети передачи данных. К тому же отмечается недостаточный уровень профессиональной подготовки американских специалистов СЯС и частей ядерного обеспечения, допустивших в последние годы несколько ядерных происшествий, получивших мировую известность.

Помимо этого, американцы нарушают ранее принятые и заявленные обязательства по проведению испытательных пусков изделий ГБИ только из экспериментальной ШПУ.

Генеральный конструктор Ю. С. Соломонов неоднократно подчеркивал, что "хотя теоретически ракета-мишень - это ракета класса "земля - воздух", доработать ее до класса "земля - земля" не является проблемой, потому что после активного участка долететь по баллистической траектории до земли не составит труда". Безусловно, такие возможности могут быть реализованы в изделии ГБИ, так как дальность его полета составляет около 4 000 км.

Данные нарушения Договора о РСМД, в свою очередь, привели к нарушению ключевого положения преамбулы Договора о СНВ о "наличии взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями, возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения стратегических ядерных вооружений и о том, что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений сторон". По оценкам экспертов, для российской стороны эта взаимосвязь и ее динамика не соответствуют интересам военной безопасности государства.

США успешно завершили первый этап программы "Европейский поэтапный адаптивный подход" (ЕПАП) и начали работы по программе второго, допуская при этом нарушения Договора о РСМД.

Следует также подчеркнуть, что работы по модернизации изделий ГБИ потребуют создания paкет-мишеней межконтинентальной дальности, а это повлечет за собой нарушения Договора о РСМД, а также Договора о СНВ.

Продолжающиеся испытания элементов системы ПРО и непрекращающиеся американской стороной нарушения Договора о РСМД вынудили МИД РФ сделать очередное заявление, датируемое 31 июля 2014 года: "Проблемы, связанные с выполнением Договора о РСМД, не новы. Они хорошо известны обеим сторонам. У нас накопилось немало претензий к США в контексте Договора. Это испытания ракет-мишеней ПРО, сходных по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности, производство американцами вооруженных беспилотников, которые со всей очевидностью подпадают под содержащееся в Договоре определение крылатых ракет наземного базирования. В последнее время все большую актуальность приобретает тема наземных пусковых установок типа "Мк-41", которые США планируют развернуть в Польше и Румынии. Эти ПУ, после незначительной доработки, способны осуществлять пуски крылатых ракет средней дальности, и поэтому их наземный вариант может рассматриваться как прямое нарушение Договора о РСМД. Мы неоднократно доводили наши озабоченности до американской стороны, однако слышать нас в Вашингтоне не хотят. Тем не менее мы ожидаем получить от США разъяснения по существу поставленных Россией вопросов, а также подтверждение готовности совместно работать над обеспечением соблюдения Договора о РСМД и повышением его жизнеспособности".

Как считают зарубежные и российские политики, по вине американского руководства отсутствует прогресс в реализации российской инициативы по глобализации Договора о РСМД, которая была заявлена на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 году. Белый дом, формально поддержав данную инициативу, проявляет явную незаинтересованность в ее продвижении. Отмечается рост количества стран, обладающих ракетами средней дальности, способными поражать стратегические и критически важные объекты на территории РФ, что выгодно американцам. В то же время в Вашингтоне не считают ракеты данного класса угрозой национальной безопасности, поскольку объекты на территории США для них недосягаемы. В связи с этим американская сторона и не выражает готовности к обсуждению условий и принципов, на базе которых могла быть выработана всеобщая договоренность о ликвидации РСМД,

Таким образом, военно-политическое руководство США, нарушая основные положения бессрочного Договора о РСМД, с целью достижения военно-стратегического превосходства в области стратегических наступательных вооружений продолжает испытания и развертывание элементов системы глобальной ПРО и ее региональных сегментов. Вышеизложенные нарушения Договора о РСМД дезавуировали ключевое положение преамбулы Договора о СНВ, где говорится "...что нынешние стратегические оборонительные вооружения не подрывают жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений".

Главным договором, затрагивающим нестратегические ядерные вооружения, является советско-американский Договор о ракетах средней и меньшей дальности (Договор о РСМД), подписанный в Вашингтоне в декабре 1987 г. Этот документ, имеющий бессрочный характер, впервые в истории предусматривал взаимную и проверяемую ликвидацию целых двух классов нестратегического ракетно-ядерного оружия СССР и США - баллистических и крылатых ракет наземного базирования дальностью от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км. При этом запрет охватывал не только развернутые, но и складированные ракеты, их производство и испытания.

Согласованный в рамках Договора режим проверки также носил беспрецедентно интрузивный характер включая проведение инспекций на местах и постоянный мониторинг объектов. Предусмотренные Договором сокращения были выполнены к июню 1991 г., т. е. еще до распада СССР. В соответствии с его положениями Советский Союз уничтожил 1846 ракет средней и меньшей дальности: РСД-10 (или СС-20 по западной классификации), Р-12, Р-14, РК-55, ОТР-22 и ОТР-23.

Соединенные Штаты уничтожили 846 единиц («Першинг-2», КРНБ «Томагавк», «Першинг-1А», «Першинг-1В»). После распада Советского Союза в декабре 1991 г. его правопреемниками по Договору стали все 12 государств СНГ. Однако фактические обязательства по этому документу в части проведения инспекций на объектах, заявленных согласно Договору, несли только 6 государств - Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Туркмения. Соответствующие решения были приняты в июле и октябре 1992 г. Прибалтийские государства формально вышли из состава СССР в сентябре 1991 г.

Они полагали, что были аннексированы Советским Союзом в 1940 г. незаконно и, следовательно, не могли выполнять принятые им юридические обязательства включая Договор о РСМД. С согласия сторон эта точка зрения была принята, и бывшие советские объекты на территории этих стран остались вне режима верификации. Договор, подписанный в 1987 г., естественно, не предусматривал проведение проверок на территории союзных государств. После распада Советского Союза Москва была бы заинтересована проводить проверку на бывших советских объектах в странах Центральной и Восточной Европы включая Прибалтику на предмет полного уничтожения этими странами всей инфраструктуры РСМД. Однако в начале 1990-х годов Россия такой вопрос не ставила. По условиям Договора проведение инспекций предусматривалось в течение 13 лет после вступления Договора в силу, т. е. до 2001 г. В 2001 г. в соответствии с российско-американским заявлением такая деятельность было прекращена.

После изменения российско-американского ядерного баланса, вызванного односторонним выходом США из Договора по ПРО в 2002 г., а также вступления в НАТО прибалтийских государств оживилась дискуссия о возможном выходе России из Договора о РСМД. Насколько известно, впервые о возможности такого выхода было заявлено с российской стороны в ходе встречи между министрами обороны России и США в 2004 г. Впоследствии о возможности такого шага стали говорить и представители военного руководства. Наконец, в октябре 2007 г. на встрече с госсекретарем США Кондолизой Райс и министром обороны Робертом Гейтсом президент Путин заявил о неприемлемости ситуации, когда только Россия и США придерживаются запрета на обладание РСМД, а другие страны таким запретом не связаны.

В ноябре 2007 г. в ООН было распространено совместное заявление Российской Федерации и Соединенных Штатов, призывающее все страны мира присоединиться к глобальному запрету на РСМД. Действительно, уже сейчас до территории России и ее союзников достают ракеты Китая, Пакистана, Индии, Израиля и КНДР. В перспективе к ним могут присоединиться Иран, а также некоторые арабские государства. Кроме того, страны - члены НАТО, Япония и Южная Корея не связаны какими-либо международно-правовыми ограничениями, запрещающими им создавать РСМД. Однако все неядерные союзники США, имеющие потенциал ракетостроения, являются членами ДНЯО и отказались от создания ядерного оружия, которым можно было бы оснастить их ракеты.

Как уже упоминалось, Великобритания и Франция в одностороннем порядке отказались от обладания РСМД наземного базирования. Что касается азиатских государств, их отказ от РСМД представляется маловероятным. У Китая такие системы являются основой ядерных сил, и Пекин готов подключиться к процессу ядерного разоружения лишь тогда, когда арсеналы других ядерных государств сократятся до уровней, сопоставимых с китайским. Пакистан рассматривает РСМД как важнейшую гарантию безопасности, нейтрализующую превосходство Индии по обычным вооружениям и вооруженным силам. Для Дели помимо Пакистана еще большее значение имеет ядерное сдерживание Китая.

Израиль полагает необходимым держать под прицелом Тегеран и арабские столицы, удаленные от него на расстояние свыше 500 км. В этих условиях присоединение к глобальному мораторию на РСМД означало бы для этих стран отказ от ключевого компонента их национальной безопасности, тогда как Россия и США сохранили бы многие тысячи единиц ядерного оружия на стратегических носителях, авиации среднего и тактического радиуса действия и в составе ТЯО с дальностью менее 500 км. Следует отметить, что после подписания Договора в 1987 г. ситуация с азиатскими ракетно-ядерными странами не слишком изменилась в худшую сторону.

Крупнейший ракетноядерный потенциал среди этих стран - китайский - остается примерно на том же уровне, что и в конце 1980-х годов, и в нем постепенно расширяется как раз стратегическая составляющая. При этом политические отношения между Москвой и Пекином существенно улучшились. На момент подписания Договора Израиль уже располагал РСД «Иерихон». КНДР пока не имеет ядерных боеголовок, которыми она могла бы оснастить свои ракеты. Трудно представить себе и сценарий ядерного противостояния между Россией и Индией - традиционными стратегическими партнерами. Определенные опасения имеются в отношении Пакистана, однако связанная с ним опасность исходит скорее не от санкционированного использования его ядерного арсенала, а от перспектив его попадания в руки исламистов. Выход России и США из Договора о РСМД никак не поможет бороться с подобной ситуацией.

В США вновь обвиняют Россию в развертывании новых вооружений, якобы нарушающем Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Договор запрещает крылатые ракеты наземного базирования с дальностью более 500 км. В России вновь повторяют, что развертывание ПРО США в Европе может похоронить существующую систему безопасности на континенте. Беспокойство Москвы вызывают и планы по разработке беспилотников с ядерным оружием, существующие в США. Кто на самом деле торпедирует Договор о РСМД и с какой целью?

Возможности есть, доказательств нет

По данным из анонимных источников, на которые ссылается газета The New York Times, Россия в нарушение Договора о РСМД развернула новые крылатые ракеты большой дальности наземного базирования. В России развернуты два полноценных батальона [речь идет, вероятно, о дивизионах, в NYT допущена терминологическая ошибка - прим. ЕЭ], включающие по четыре самоходные пусковые установки (сходные с «Искандерами») для применения новой крылатой ракеты большой дальности (КРБД) 9М729 . Один – якобы на полигоне «Капустин Яр», расположение второго неизвестно. Кроме того, создан запас крылатых ракет.

Госдепартамент США также в очередной раз выразил обеспокоенность , однако традиционно не представил конкретной информации о сути «продолжающихся нарушений договора».

Пусковые установки ОТРК 9К720 «Искандер-М».

В настоящее время с российской стороны отсутствует какая-либо официальная информация относительно развертывания этой системы (за исключением отрицания американских обвинений на уровне МИД России и Администрации Президента), а также официальных характеристик ракеты 9M729.

Тем не менее, учитывая уровень российских ракетных и смежных технологий, технических препятствий для получения заявленных характеристик нет (по различным оценкам, дальность полета составляет от 2 000 до 5 000 км, длина ракеты со стартовым ускорителем около 8 метров, масса боевой части 400-500 кг).

При этом в 2016 г. была запланирована закупка 8 шасси для производства 4 самоходных пусковых установок и 4 транспортно-заряжающих машин, предположительно, предназначенных для испытаний и опытной эксплуатации модифицированного комплекса «Искандер-М» с улучшенными характеристиками.

Мотивы России

С военно-технической точки зрения обосновывать развертывание без подтверждения этого факта весьма сложно, поэтому попробуем рассмотреть вопрос под другим углом.

Принимая во внимание, что возможное развертывание нарушало бы Договор о РСМД, есть гораздо более реальный способ достижения аналогичных военных результатов без нарушений: малые ракетные корабли проекта 21631 («Буян-М», знаменитые «калиброносцы»), которые способны перемещаться по внутренним водным путям.

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» проекта 21631.

Политическим аргументом в пользу развертывания КРБД наземного базирования (либо угрозы такого развертывания) может быть наличие встречных обвинений в адрес США, и, соответственно, желание вернуть Вашингтон за стол переговоров.

Сложно утверждать наверняка, но такая логика выглядит соответствующей российским подходам в области обороны и безопасности: «озвучить проблему – поднять ставки в случае неготовности контрагента к диалогу по существу – повторить процедуру».

Проблема не только в ПРО США

Российские официальные лица и эксперты регулярно высказывают два главных аргумента, которые ставят под вопрос будущее ДРСМД:

1. Нарушения со стороны США, которые тесно переплетены с вопросами противоракетной обороны, одной из острейших проблем в российско-американских отношениях, а именно:

Универсальные пусковые установки Mk41системы ПРО Aegis Ashore, развернутые в Румынии и планируемые к размещению в Польше. По официальным данным , в них загружены противоракеты SM-3, однако в них технически возможно и размещение ударных средств, например, из семейства крылатых ракет BGM-109 «Томагавк». Следует отметить, что именно американская сухопутная версия BGM-109G «Грифон» была ликвидирована в рамках ДРСМД.


Церемония начала строительства объекта ПРО в Польше.

Мишени-имитаторы баллистических ракет, используемые для тестирования систем ПРО – фактически, баллистические ракеты средней и меньшей дальности, детальная информация по которым недоступна российской стороне;

- «Тяжелые» беспилотные летательные аппараты (БПЛА),возможно, должны попадать под ограничения ДРСМД (они уже учтены в Режиме контроля за ракетными технологиями). Ситуация усугубляется все более активными призывами к созданию в США БПЛА – носителей ядерного оружия. В частности, такое предложение содержится в официально неопубликованном докладе Научного совета при Пентагоне.

2. Значительное количество ракет средней и меньшей дальности, развернутых по всей Евразии (Китай, Пакистан, Иран, Индия, КНДР и др.). Российские МБР и оперативно-тактические ракетные комплексы (а также иные силы и средства) в настоящее время обеспечивают необходимый уровень сдерживания, но в перспективе этого может быть недостаточно.

Варианты развития событий

Есть ли выход из сложившейся ситуации? В части двусторонних отношений между Россией и США, обе страны извлекают выгоду из Договора о РСМД. С одной стороны, отведена угроза стремительного обезглавливающего удара по Кремлю крылатыми и баллистическими ракетами – с минимальным подлетным временем. С другой стороны, американские базы в Евразии не находятся под постоянным прицелом, тем более, что российские ракеты значительно превосходят аналоги так называемых «стран-изгоев», в том числе в части возможностей по прорыву ПРО.

Один из путей разрядки кризиса – создать порядок подтверждения реальных целей сторон, организовав совместные инспекционные визиты на объекты ПРО США и в районы базирования «Искандеров».

Правда, препятствием в этом деле могут стать сложные отношения на постсоветском пространстве, особенно между Россией и Украиной, являющейся одной из сторон договора, наравне с партнерами по ОДКБ – Беларусью и Казахстаном.

Хорошим сигналом можно считать проведение тридцатой сессии Специальной контрольной комиссии по ДРСМД осенью 2016 г. Впрочем, никаких подробностей дискуссии раскрыто не было. Любопытный факт: официальные заявления всех сторон были абсолютно идентичны (с поправкой на язык) и ограничены упоминанием самого факта обсуждения вопросов выполнения Договора.

Вместе с тем, не исключена и дальнейшая эскалация. В США уже подготовлен законопроект , отменяющий ограничения ДРСМД. В России также звучат подобные инициативы.

А что соседи по континенту?

Если быть точным, то название американского законопроекта звучит как «Акт о сохранении Договора РСМД», что позволяет надеяться на приоритет поддержания статус-кво для американских политиков. В рамках законопроекта помимо призывов к разработке соответствующих систем вооружений содержится и указание на целесообразность их последующей передачи союзникам, и здесь мы переходим к следующему комплексу проблем.

Перспективы сохранения ДРСМД в том числе лежат в плоскости третьих стран, особенно с учетом возможного кризиса между , в том числе в военной сфере.

Призывы к пересмотру обязательств по ДРСМД на тихоокеанском театре военных действий встречаются даже в работах Комиссии по вопросам американо-китайских отношений в области экономики и безопасности.

Любопытно, что озабоченность в связи с возможным нарушением ДРСМД со стороны России высказала Франция. Здесь также следует отметить два фактора: с одной стороны, предыдущий президент Франции Н. Саркози высказывался в пользу универсализации ДРСМД, а с другой, еще в ходе переговоров, предварявших заключение Договора по РСМД между Россией и США, Французская Республика всячески противилась распространению ограничений на собственные ядерные силы и средства.

В настоящее время сложно представить, каким образом можно убедить Китай, Францию и другие государства присоединиться к Договору о РСМД.

Однако начать дискуссию по данному вопросу было бы очень полезно, тем более, реализовать какие-то меры безопасности представляется вполне возможным: например, начав с уведомлений об учениях, а затем и о предполагаемых типах поражаемых целей.

Официальная позиция Москвы была озвучена президентом России в октябре 2016 г. на площадке «Валдайского клуба»:

  • ДРСМД необходимо соблюдать;
  • ДРСМД стал бы значительно более ценным, если бы к нему присоединились третьи страны.

Также нельзя не обратить внимание на «своевременность» обострения вопроса соблюдения ДРСМД американской стороной, в первую очередь, американскими СМИ. В сочетании с акцентированной проблемой принадлежности Крымского полуострова, дискуссией вокруг антироссийских санкций и увольнением Майкла Флинна складывается ощущение, что теперь у Дональда Трампа значительно ограничено пространство для маневра на российском направлении.

Дмитрий Стефанович, независимый военный эксперт

Следует отметить, что еще один предполагаемый объект обвинений в нарушении ДРСМД – это «легкая» МБР РС-26 «Рубеж» , предположительно обладающая возможностями баллистической ракеты «средней» дальности.

Кстати, еще на этапе предварительных переговоров, завершившихся заключением ДРСМД, наша сторона делала попытки увязки этой проблематики с вопросами Стратегической оборонной инициативы Р. Рейгана.

При этом даже примитивные ракеты йеменских хуситов и их союзников успешно поражают цели на территории Саудовской Аравии, обладающей американскими противоракетными системами PAC-3.

Intermediate-Range Forces Treaty Preservation Act.

Недавно американские эксперты с опорой на имеющиеся исследования и спутниковые снимки сделали попытку определить, куда и как планируют попадать китайские ракетчики. Главный вывод – целятся они в американские военно-морские и авиационные базы, и у них есть необходимые носители и «полезная нагрузка» для нанесения максимального ущерба.

За встречей Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в декабре 1987-го пристально следила вся планета. На кону была судьба не только двух супердержав — мир был на пороге ядерной войны.

"Договор о полной ликвидации советских и американских ракет средней и меньшей дальности. Я убежден, это станет исторической датой", — заявил Михаил Горбачев.

Это подписание стало , которое началось еще в 70-е, когда Америка объявила новой основой своей военной политики концепцию обезглавливающего или ослепляющего удара. По мысли министра обороны Шлезингера, противник не успеет ответить, если застать его врасплох.

"Высокоточные системы, размещенные около границ страны, — это возможность разоружения. Оно имеет смысл только как первый удар, потому что, если другая сторона уже подняла свои ракеты в небо, то бить по шахтам бессмысленно", — отметил Вячеслав Никонов, депутат Годсумы, исполнительный директор правления фонда "Русский мир".

Ставка была сделана на быстрые ракеты средней — от 1000 до 5500 километров — и меньшей — от 500 до 1000 километров — дальности. Осталось только перебросить их поближе к границам Союза.

"Решение было принято о том, что в Европе будет развернута группировка баллистических ракет средней дальности и крылатых ракет наземного базирования. Предусматривалось 108 Pershing и 464 Tomahawk", — отметил Евгений Бужинский, экс-заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ.

Мобильные баллистические Pershing и управляемые крылатые Tomahawk сотнями гостеприимно "принимали" партнеры по блоку НАТО: Франция, Великобритания. Бельгия, Италия, Нидерланды и ФРГ. Время подлета с военных баз составляло всего 6-8 минут. СССР в ответ разместил свои похожие ракеты системы "Пионер" вдоль всей западной границы, а потом на территории ГДР и Чехословакии.

Гонка вооружений шла с обеих сторон. И в 80-е противостояние было такое, вспоминает дипломат Валенитин Фалин, что для всемирного пожара хватило бы и одной искры.

"Все висело на волоске. Любая неполадка, а один раз она случилась — стартовала ракета Pershing... До сих пор, кстати, не установлено, почему она стартовала, но она рухнула. Если бы она долетела до Москвы, от Европы ничего бы не осталось", — сказал Фалин.

То, что США их просто подставляют под удар, первыми поняли в Западной Германии. По всей стране прокатились масштабные акции протеста. Может, повлияло европейское недовольство, но, скорее, смена власти в СССР. Стороны тогда все-таки сели за стол переговоров и подписали Договор по РСМД.

Ликвидировать ракеты малой и средней дальности решили до нуля. Хотя уже в советском военном руководстве считали это несправедливым. По факту у Советского Союза было на тот момент гораздо больше ракет.

"Это был неравноправный договор сам по себе в силу конфигурации противостояния. Но не объясняя причин, Горбачев пошел на то, что от него не требовалось. Он ликвидировал ракеты средней дальности не только в нашей Европе, но и на Дальнем Востоке, и в других регионах", — отметил Валентин Фалин.

Четыре года боеголовки резали на части, взрывали на специальных полигонах. Американские контролеры фиксировали каждый этап. При этом выяснилось, что под нож отдали и самые перспективные советские ракетные комплексы "Ока", хотя их дальность действия не доставала до 500 километров.

"Однако американцы поставили ультиматум в самый последний момент: не будет ликвидирована "Ока" — не будет договора", — рассказал Евгений Бужинский.

В итоге Советский Союз уничтожил 1846 ракетных комплексов, а США — только 846. Но американцы почти сразу начинают этот договор нарушать. Уже через 3 года у них появляются ударные беспилотники среднего радиуса действия, а с 2004-го — противоракеты, которые переделываются под наступательные на раз-два. И вот теперь они снова грозят разместить свои Pershing вблизи российской границы.

"Теоретически они могут возобновить производство крылатых ракет наземного базирования большой дальности. Те же Pershing, которые они уничтожили, могут возродить. А если будет размещение, да еще в ядерном оснащении, будет прямая угроза безопасности Российской Федерации", — подчеркнул Евгений Бужинский.

"Если какая-то европейская страна, будь то Великобритания или еще кто-то, она должна прекрасно понимать, что тут же станет мишенью для удара, вероятно, для ядерного", — отметил Вячеслав Никонов.

Настоящее дежавю. С одним важным отличием — новые страны Альянса стали гораздо ближе к России. А ведь нерасширение НАТО на Восток тоже было обещанием США.

"Я всегда говорил нашим всем генеральным секретарям, начиная с Хрущева и заканчивая Горбачевым: не верьте американскому слову. Я им приводил примеры. Ни одно из этих обещаний не было выполнено, даже если оно было закреплено в договоре", — вспоминает Валентин Фалин.

Военные относятся к новым американским угрозам спокойно. Есть средства наблюдения, которые фиксируют все.

"Мы, как несли боевое дежурство в постоянном режиме, так и несем. Люди выполняют свои обязанности. Любое перемещение скрыть сейчас невозможно. Есть средства и космической разведки, и оптико-электронная разведка. Пока это политические разговоры", — уверен Айтеч Бижев, генерал-лейтенант, экс-заместитель главнокомандующего ВВС России по Объединенной системе ПВО СНГ.

И уже независимо от американской истерии войска Воздушно-космической обороны . Новейшая ракета-перехватчик ближнего действия. Никакие договоры не нарушает. Цель поразила исправно. И точно так же, заверили в штабе, способна защитить от любых баллистических ракет.