Качества личности, необходимые для общения. Развитие общительности у детей

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г.,когда одновременно появились работыМакДауголлаи Э. Росса, в названия которых был включён термин «социальная психология». Сейчас она изучает психологические явления и отношениямежду людьми.

Тема: Общение

Успехи того или иного человека в его финансовых делах

процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний

и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми.

Дейл Карнеги [Дорошенко, с. 221]

Прагматичный Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов заплатить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире» [Дорош., с. 94].

Специальный хронометраж менеджерского времени показал, что более 80 % уходит на разговоры, т. е. на общение.

Общение – обмен информацией; процесс установления, развития и поддержания контактов между людьми.

Установить контакт – значит привлечь внимание, вызвать интерес, расположить собеседника к себе, т. е. вызвать у него желание общаться с нами. Решающими для формирования впечатления о человеке являютсяпервые четыре минуты общения с ним. Первое впечатление, хотя и не всегда бывает верным, однако довольно устойчивым. Меняется с большим трудом и долго.

Качества, помогающие и мешающие общению

Качества человека, помогающие и мешающие общению, приведены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Качества, помогающие и мешающие общению

Общению

помогают

мешают

Доброжелательность (желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность)

Недоброжелательность

Бесцеремонность (беззастенчивость и развязность, невежливость)

Дружелюбие (расположенность к кому-нибудь, симпатия)

Недружелюбие

Прямолинейность (откровенность, прямота, лишённые гибкости)

Приветливость (благожелательность, радушие, ласковость)

Неприветливость

Негибкость (неспособность изменить своё мнение и поведение, приспособиться к партнёру)

Искренность (выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность)

Неискренность, лживость

Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию)

Эмпатичность (способность поставить себя на место собеседника, проникнуться его чувствами, понять их)

Неэмпатичность

Демонстративность (совершение действий, подчёркнуто выражающих протест, несогласие, неприязнь)

Предупредительность (готовность оказать услугу и оказание её, внимательный, любезный)

Непредупредительность

Общительность (склонность общаться)

Необщительность

Самоуверенность

Вежливость (соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость)

Невежливость

Грубость, хамство (недостаточная культурность, неделикатность, нечуткость, нетонкость)

Уважительность (почтительность, учёт и соблюдение интересов собеседника)

Неуважительность

Резкость (прямота и жёсткость, отсутствие мягкости, нелицеприятность)

Тактичность (умение вести себя пристойно, уважая других, соблюдая чувства меры в поведении)

Бестактность

Вспыльчивость (склонность к горячности, лёгкая раздражительность)

Умение говорить

Неумение говорить

Заносчивость (высокомерность, чванство,)

Умение слушать

Неумение слушать

Агрессивность (стремление нанести вред, ущерб)

Коммуникабельность (способность общаться)

Некоммуникабельность

Занудство (надоедливость, нудность – монотонность и надоедливость)

Инициативность

Безинициативность

Наглость

Непринуждённость (лёгкость, лишённость натянутости, свободность)

Трудность вступления в общение

Нескромность, хвастливость

Открытость (доступность для общения; откровенность, отсутствие тайн)

Закрытость

Скрытность

Уход от зрительного контакта

Надёжность

Ненадёжность

Демонстрация превосходства

Обязательность (верность своему слову)

Необязательность (моё слово – захотел – дал, захотел – взял обратно)

Опрятность

Неопрятность

Эгоизм

Оптимистичность

Пессимистичность

Энергичность, активность

Вялость, пассивность

Чувство юмора

Отсутствие чувства юмора

Культурность

Некультурность

Неумность

Задание студентам: Продолжить списки качеств.

О человеке, обладающем качествами из первой колонки таблицы, говорят: у него лёгкий характер, он приятный человек.

О человеке, обладающем качествами из второй и третьей колонок таблицы, говорят, что у него тяжёлый характер, он провоцирует конфликты, его лучше избегать. Впереди у него – либо трудная работа над собой, либо одиночество.

На практике часто путают общение и отношения. Но они не совпадают. Общение – средство, процесс построения и реализации отношений.

Умение общаться – это умение строить взаимоотношения. Это умение ещё называюткоммуникативной компетентностью.

В последние годы наряду с общением используют понятие коммуникации . Нокоммуникация более широкое понятие, чем общение; изначально оно понималось как сообщение, связь; пути сообщения [словарь иностр. слов]. Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, газеты.

Процесс общения происходит между двумя активными сторонами, и в этом процессе есть не только сообщение, но и обратная связь, т. е. ответное сообщение, реакция.

Начинается общение с восприятия другого человека (перцепции ). Затем следует обмен информацией (коммуникация ) и/или обмен действиями (интеракции ).

В структуреобщения социальные психологи выделяют три стороны.

1. Перцептивная – выражается в восприятии партнёрами по общению друг друга.

2. Коммуникативная – выражается в обмене информацией.

3. Интерактивная выражается во взаимодействии партнёров в процессе организации и выполнении совместной деятельности.

Наверное, не надо тратить много слов на доказательство положения: чем бы ни был занят человек, какой бы профессией он ни обладал, он должен знать и понимать людей и уметь к каждому из них подойти.

Достижение такого понимания и овладение умением находить оптимальные способы общения, создающие у человека рабочий подъем, настраивающие его на мажорный лад, ведущие к развитию доброжелательного отношения к окружающим, - это дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Одним из условий получения именно такого результата является глубокое знание психологии другого человека - прежде всего его ценностных ориентаций, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне его притязаний. Необходимо также и знание имеющегося у человека представления о себе, знание того, что человеку в самом себе нравится, что он себе приписывает, а против чего восстает.

Выдающийся учитель и замечательный воспитатель А. С. Макаренко многократно подчеркивал, что главным принципом, которым надо руководствоваться в деловом официальном общении, должно выступать положение: как можно больше требовательности к человеку и одновременно как можно больше уважения к нему.

Следование этому принципу в повседневных делах, связанных с организацией воздействий на людей, предполагает умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого из этих людей. Вместе с тем индивидуальное своеобразие другого человека мы всегда будем

улавливать только случайно, если у нас отсутствуют качества, делающие нас знатоками других людей.

Главное, с чего начинается развитие названных качеств,- это формирование у человека такой направленности, при которой другие люди стояли бы не на периферии, а непременно в центре складывающейся у него системы ценностей. Что в этой системе будет на переднем плане - гипертрофированное «я» или «ты», - это оказывается вовсе не безразлично для проявления нашего умения глубоко проникать в другую личность и правильно строить с ней взаимоотношения.

Многие современники В. И. Ленина говорили, что он чувствовал бытие чужого «ты» так же сильно, как бытие своего «я». И это шло у него от полноты материалистического миропонимания, от глубокого и устойчивого интереса к людям.

Понимая значение развития направленности на других людей, необходимой для нормального общения в нашем обществе, выдающийся отечественный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир»1.

Между тем факты показывают, что такое чувствование чужого «ты» с той же силой, как чувствование своего «я», имеет место не у всех людей. Так, например, петербургская исследовательница Н. В. Ревенко2 установила, что у одной части руководителей различных предприятий направленность на людей сформирована весьма слабо, зато сильно развита направленность на технику, на продукцию, которую должно выпускать предприятие. У другой части их она, наоборот, обнаружила ярко выраженную направленность на других людей - на подчиненных или на вышестоящих начальников, а чаще - на тех и на других со всей сложностью их взаимоотношений - и сравнительно слабую направленность на техническую сторону деятельности предприятия, на его продукцию и экономику. И наконец, у третьей части руководителей она нашла одинаково развитые до высокого уровня и направленность на людей, и направленность на технику, продукцию предприятия, на экономические показатели его деятельности. Руководители,

отнесенные к последней группе, наиболее успешно решали как чисто производственные задачи, так и задачи, связанные с необходимостью организации различных воспитательных воздействий по отношению к отдельным работникам предприятия.

Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, которое порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке. А такая ориентировка важна для общения, так как она способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. А. М. Горький, имея в виду это значение направленности на человека, говорил, что в каждом человеке скрыт бубенчик и если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что в нем есть.

К сожалению, у человека может быть устойчивая ориентированность и на отрицательное в других людях. Вспомним, например, такую колоритную фигуру из русской истории, как Иван Грозный, о котором историк В. О. Ключевский писал: «Он был восприимчивее к дурным, чем к добрым впечатлениям, он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые скорее, охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарования или добрые качества»3.

Помимо направленности на людей - своеобразной психологической «повернутости» к ним, человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивают. В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам, которые в него входят: и к вниманию, и к восприятию, и к памяти, и к мышлению, и к воображению.

Достаточно большой объем внимания, умение его распределять, высокая устойчивость его - эти качества внимания нужны человеку не только для предметно-практической деятельности, но прежде всего для успешного общения с другими людьми. А между тем и наблюдения, и данные экспериментов свидетельствуют о том, что у некоторых людей эти качества внимания сильно

дают себя знать при взаимодействии с миром вещей и слабо проявляются при взаимодействии с миром людей.

То же следует сказать и о таком важном для общения качестве восприятия, каким является наблюдательность человека. Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательными по отношению к окружающим нас людям, по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало заметные большинству из нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности. И полностью прав известный журналист А. Ваксберг, когда пишет: «Многие люди поразительно слепы и, не тренируя свою наблюдательность, лишают себя возможности увидеть множество интересных вещей - в путешествиях, в общении с людьми, да и просто в повседневной жизни. Как много, к примеру, могут сказать о человеке его манеры, его речь, его одежда и то, как он ест, и как он зевает, и как стрижется или бреется, и какова форма его ногтей, и каково происхождение пятнышка на его шляпе, и какими нитками пришиты пуговицы к его пиджаку, и на какую шутку он реагирует, а какую пропускает мимо ушей. Для того, кто умеет все это подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее, люди перестают быть случайными прохожими или попутчиками - они открывают свои души»4.

Наша память, обращенная к другим людям, то, же условие нашего успешного общения с ними. Не перевирать их имена и отчества, помнить их лица, не забывать, что их выводит из себя, а что, наоборот, успокаивает, какие дни они особенно чтут, что каждый из них умеет и что не умеет, - в этом и во многом другом подобном проявляется такая память.

У каждого человека, и особенно если он руководитель, должна быть память на людей, особенно на хороших людей.

Современники Я. М. Свердлова, перечисляя качества, делавшие его ярчайшим организатором, указывают: «Каждого человека, который хоть раз у него побывал, Яков Михайлович запоминал навсегда, запоминал всего - с его характером, способностями, биографией, сильными и слабыми сторонами.

Как-то на прием пришел чуть сгорбленный человек с сильной проседью в густых темных волосах. Яков Михайлович в эту минуту

разговаривал по телефону. Положив трубку, он сказал: «Ну, слушаю тебя, Богдан!»

Посетитель с недоумением посмотрел на Свердлова: «Откуда Вы меня знаете? - Потом, вглядевшись, вскрикнул: «Товарищ Андрей! Ты?»

Оказалось, что он когда-то работал с Яковом Михайловичем на Урале, знал его под партийным именем «Андрей» и даже не подозревал, что этот «Андрей» и есть Свердлов. А Яков Михайлович знал и помнил о «Богдане» все - и где тот за эти годы работал, и где сел, и каким этапом шел, и где работает сейчас»5.

Важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение, является мышление человека. В данном случае речь идет о способности каждого из нас анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, которые руководят им, определять его поведение в различных ситуациях.

Очевидно, при таком проникновении во внутренний мир других людей большое значение имеет интуиция - постижение особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательств. Осмысление данных восприятия осуществляется у познающего другого человека субъекта в этих случаях путем мгновенного обобщения в виде мысленного замыкания непосредственно от исходных данных к результату; у него происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение сути какого-либо поступка, факта поведения или всей личности другого человека. Изощренный громадным опытом глаз мудрого педагога без рассуждений, по незначительным признакам схватывает характер переживаемого состояния учеником и причастность или непричастность этого ученика к какому-то событию, которое произошло в классе. Опытный руководитель по небольшому числу фактов поведения другого человека мгновенно решает, к какому типу личности этот человек относится, а потом уже обосновывает правильность своего «чутья».

Что такое интуиция в общении, очень ярко показывает в своих воспоминаниях генерал юстиции П. А. Доленко, наблюдавший ее у знаменитого нашего флотоводца - адмирала И. С. Исакова.

Шла война. Трибунал за грубое дисциплинарное нарушение должен был судить юношу-матроса. Его поступок в той конкретной ситуации заслуживал самого строгого наказания. Однако матрос написал рапорт адмиралу с просьбой пощадить его.

«...При всей нечеловеческой загруженности, проводя бессонные

ночи на самых опасных участках фронта, Исаков потребовал дело матроса, ознакомился с ним и велел привести парня к нему... Когда матроса после встречи увели, адмирал сказал: «По закону военного времени его следует судить и судить со всей строгостью, генерал. Но попробуйте помочь. Юноша с такими глазами не может быть злостным нарушителем дисциплины. Это подсказывает интуиция... Знаю, что Вам не до него. Все же не теряйте молодого человека из виду».

Матрос был наказан, но без тюремного заключения... Я время от времени просил докладывать о поведении матроса. Командир тепло отзывался о нем. Парень дважды был ранен, награжден пятью орденами, в том числе Красного Знамени, Красной Звезды. Прошли годы. Матрос после окончания высшего учебного заведения пошел в науку. Теперь он доктор биологических наук, недавно выступил с серьезным исследованием о перспективах развития подводной физиологии. Читая работу Дмитрия Новоселова - Димы, я то и дело вспоминаю слова Исакова, сказанные мне в трагические дни лета 1942 года: «Вы иногда верьте в интуицию»6.

Чтобы хорошо общаться с другими людьми, мы должны развивать у себя и воображение. Воображение в этом случае проявляется в нашем умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами.

Развитием такого умения мы также сильно отличаемся друг от друга. И жизнь свидетельствует, что порой даже у лиц, достаточно интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми, воображение при взаимодействии с ними может работать недостаточно контекстно и очень не точно воссоздавать их переживания, намерения, ход мысли. А в самых крайних случаях человек с неразвитым социальным воображением вообще просто-напросто приписывает свои собственные состояния, свои намерения и мысли другим людям.

И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выраженной способностью проникать во внутренний мир другого человека, ставить себя на его место, «влезать в его шкуру». Например, писатель В. А. Каверин, во время Великой Отечественной войны часто встречавшийся с прославленным командующим нашим Северным флотом адмиралом А. Г. Головко, пишет об этом незаурядном человеке: «Головко обладал редкой способностью ставить себя на место другого человека, с которым его сталкивала судьба. Более того, на место других, - будь это батальон морской пехоты или экипаж подводной лодки. Это означало, что он «входил в

положение». Он понимал «положение» как жизненную задачу»7.

Такую же ярко выраженную способность ставить себя на место другого человека наблюдали современники у И. Н. Ульянова, у Н. К. Крупской, у А. С. Макаренко. И она, без сомнения, помогала им успешнее строить взаимоотношения с людьми.

Условием успешного общения человека с другими людьми является соответствующая воспитанность его эмоциональной сферы, которая прежде всего проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям: чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои, способен ли он, говоря словами А. Н. Радищева, «сопечалиться человеку и совеселиться ему»8.

Наблюдения и эксперименты показывают, что широта проявления этой способности в значительной мере связана с тем, насколько велик тот круг людей, который включается человеком в категорию «мы», другими словами, насколько много в его окружении людей, которые субъективно значимы для него, по-настоящему ему дороги. У одних число предельно дорогих нам людей сравнительно невелико и не выходит за пределы семьи, а иногда и еще ýже, у других оно, наоборот, включает широкий круг людей - это еще и товарищи по работе; у некоторых оно еще шире и включает всех людей труда.

К чему приводит узость способности к сопереживанию, показывает следующий опыт, поставленный психологами в США9. За стеклянной перегородкой в кресле сидел человек, к телу которого были прикреплены электроды. Этот человек в условиях дефицита времени должен был научиться выполнять определенное задание. По другую сторону перегородки в другое кресло по очереди усаживались испытуемые, которым говорилось, что, нажимая на разные кнопки перед собой и вызывая у человека за перегородкой более слабые или, наоборот, более сильные неприятные ощущения от раздражения электрическим током, они должны побудить его быстрее справиться с заданием.

В этом опыте очень многие испытуемые хотя и видели, что человек за перегородкой корчится от болевых

ощущений, тем не менее нажимали на кнопки, которые эти ощущения у него вызывали. Истина «не желай другому того, чего сам себе не желаешь» в конкретном поведении этих людей не проявлялась. Может быть, резко сказано, но они, наверное, шли в своем поведении в этом опыте не от принципа «человек человеку - друг, товарищ и брат», а от принципа «человек человеку - волк».

Между прочим, недавно проведенные исследования10 показали, что в семье с одним ребенком формирование у него способности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребенку отождествить, идентифицировать себя с другим человеком легче, когда этот другой - сверстник.

При общей положительной настроенности на других людей, способности к сопереживанию и сочувствию им, которые выступают как общий фон, на котором протекает общение с людьми, наш конкретный эмоциональный отклик может меняться в зависимости от того, как они себя ведут и как работают над осуществлением дорогих для нас целей. Однако и в этом случае характер и богатство общей палитры проявляемых нами по отношению к другому человеку чувств оказываются обусловленными нашей гражданской, моральной воспитанностью.

Хотелось бы в связи со сказанным также отметить, что при субъективной оценке совершаемых человеком поступков, при субъективно определяемой значимости различных качеств личности обнаруживаются заметные различия между людьми. Сравнение по этому параметру мужчин и женщин установило, что у женщин характеристики, в которых проявляется отношение человека к другим людям, на шкале ценностей занимают более высокое место, чем у мужчин. Они для женщин субъективно более значимы. Для мужчин же относительно более значимы объекты, связанные с их работой11.

Косвенным свидетельством большей значимости сферы межличностных, в частности интимных, коммуникаций для женщин и меньшей - для мужчин являются причины мужских и женских неврозов. По статистике, которую накопил Ленинградский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, около 80% неврозов у женщин является следствием такого развития взаимоотношений в семейной сфере, которое расходится с их желаниями, с их притязаниями, а у мужчин только 20% неврозов имеет своей причиной непорядки в этой сфере. Эта бо́льшая субъективная значимость для женщин взаимодействия с другим человеком и вообще области взаимоотношений своим следствием имеет сравнительно большее развитие у них, чем у мужчин, социально перцептивных способностей: женщины тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре его голоса и в других сторонах его экспрессии, полнее отражают его внешний облик, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека и т. д.

Важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является его умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.

Как показывает жизнь, творчество необходимо не только в труде, направленном на создание материальных ценностей. Оно должно быть и в выборе средств воздействия на другого человека, в выборе подхода к нему.

Мы порой бываем недовольны поведением других людей, не замечая при этом, что мы сами своим обращением с ними толкаем их к действиям, которые нам не нравятся. Капризность ребенка, грубость ученика, неисполнительность подчиненного - это очень часто не проявление типичных для каждого из них свойств личности, а ответ на наш стиль поведения по отношению к ним, который спровоцировал эти ответы: капризность - на излишнюю уступчивость, грубость - на явную бестактность, неисполнительность - на низкую требовательность и отсутствие систематической проверки выполнения порученного.

Между прочим, характер обращения матери с ребенком, учителя со школьником, руководителя с подчиненным вызывает у того, с кем именно так, а не иначе обращаются, не только определенные формы эмоциональных

переживаний и формируют эмоциональный опыт, в котором начинают преобладать либо одни чувства, либо другие. Этот характер обращения столь же направленно влияет на то, какая манера поведения человека в различных ситуациях становится для него типичной.

Наше обращение с другими людьми, наше отношение к ним и наше понимание их обычно тесно друг с другом связаны.

У плохих работников, профессией которых является работа с людьми, сложившаяся в их опыте классификация типов людей (для начальников - типов подчиненных, для учителя - типов учеников, для врача - типов больных, для продавца - типов покупателей и т. д.) отличается узостью и бедностью, не исчерпывающей все многообразие встречающихся типов. Поэтому, сталкиваясь в общении с конкретными людьми и пытаясь оценить их, эти плохие «судьи» и дают им шаблонные, стереотипные оценки и столь же шаблонно ведут себя с ними.

Психолог С. В. Кондратьева, например, выяснила, что у учителей-мастеров представления о возможных типах учеников-отличников, учеников-«середнячков», учеников-отстающих намного богаче, чем у плохих учителей12. Так, учителя-мастера различали отстающих, причиной неуспеваемости которых были: 1) непорядки в познавательной сфере - невнимательность, плохая память, несформированность до нужного уровня мыслительных операций, пробелы в знаниях и пр.; 2) непорядки в эмоциональной сфере - большая заторможенность, излишняя возбудимость и др.; 3) непорядки в волевой сфере - отсутствие усидчивости и др.; 4) недоразвитие в личности ученика важных для успешного учения более интегральных личностных качеств - познавательных интересов, самостоятельности, ответственности и др.; 5) одновременное сочетание ряда недостатков. В то же время многие плохие учителя выделяли только два типа неуспевающих - лентяев и тупиц.

Эта способность более или менее глубоко проникать в личностную суть других людей, как правило, влияет на поведение, которое человек позволяет себе по отношению к другим людям. У людей - специалистов по человеческому общению «репертуар» приемов, к которым они прибегают, строя свои контакты с

окружающими их людьми, инструментовка поведения, адресуемого другим, намного богаче, чем у неспециалистов. Так, было установлено, что если хорошие учителя в своей работе с учащимися используют до 43 различных приемов воспитательного воздействия, то плохие - только 17-19. Та же тенденция обнаружена, когда сравнили «наборы» воздействий, к которым прибегают в повседневной работе с подчиненными хорошие и плохие руководители. У первых она оказалась намного разнообразнее и шире. А когда в этих «наборах» совпадали какие-то приемы, частота их применения у хороших и плохих руководителей была неодинаковой. Например, такой прием воспитательного воздействия, как выговор при всех, в резкой, а иногда и грубой форме плохие руководители использовали в шесть раз чаще, чем хорошие; угроза по частоте применения среди других приемов у плохих руководителей стояла на 7-м месте, у хороших - на 13-м. Нотаций хорошие руководители не читали вовсе, а плохие ими просто-таки злоупотребляли и т. д.13.

Личностные черты, формирующиеся у каждого из нас, и прежде всего те из них, которые образуют склад нашего характера, определяют общий рисунок нашего поведения при общении с другими людьми.

В пьесе С. Алешина «Все остается людям», по которой потом был снят фильм, любимый ученик академика Дронова Алеша Вязьмин с самого детства рос в интеллигентной семье. У него мягкая мать, вдумчивый, тактичный учитель. И он усвоил стиль поведения по отношению к другим людям, в основе которого лежит деликатность, уважительность. Но вот жизнь сталкивает его с жуликом и пройдохой Трошкиным. В ситуациях, в которые Вязьмин попадает, он не должен, не имеет права быть деликатным, уступчивым, а переломить себя Алеша не может.

Очень многое в нашей способности правильно настраиваться на другого человека и выбирать наиболее отвечающий обстоятельствам способ поведения зависит от

нашего знания не только другого человека, но и прежде всего - самих себя, от нашего умения на основе этого знания сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения. И поэтому полностью прав был Н. Г. Чернышевский, когда утверждал: «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»14.

| | |

Лице как субъекту общения присуща коммуникативно-речевая активность. Понятие "коммуникативно-речевая активность» - свойство человека, его деятельностный состояние, характеризующееся стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех коммуникативных возможностей, к которым она готова 8 аспекте владения языком. В коммуникативно-речевой активности проявляются волевые усилия личности, в то же время это ее внутренняя готовность действовать оптимально в конкретной коммуникативно-речевой ситуации.

Выделяют следующие разновидности коммуникативно-речевой активности:

а) в зависимости от волевых усилий личности:

Потенциальная;

Реализована;

б) в зависимости от характера выполняемой деятельности:

Репродуктивная;

Реконструктивная;

Творческая;

в) в зависимости от устойчивости проявления:

Ситуативная;

Интегральная.

Потенциальная активность внешне воспринимается как пассивность. Активность и пассивность составляют противоположность, существует в единстве. Пассивность выступает моментом активности и обязательного отношения кого-то и к чему-то предметного. Пассивным может выступать ранее активное и, наоборот, активное может перейти в относительно пассивное. Для реализации коммуникативно речевой активности необходимо наличие пассивности в том плане, что что-то должно оставаться (восприниматься, мыслиться) неизменным как основа изменения. Потенциальной коммуникативно-речевой активности созвучен закон ритма общения, который предусматривает необходимую "норму" молчания в ежедневном общении. Реализована коммуникативно-речевая активность личности постоянно порождает сама собою новые потенциальные виды активности.

Каждый вид коммуникативно-речевой активности делится по уровням и по степени проявления: высокая, средняя, ​​низкая (например, высокая потенциальная, но низкая реализована коммуникативно-речевая активность, высокая репродуктивная, но низкая творческая).

Для характеристики видов коммуникативно-речевой активности следует учитывать еще следующие аспекты:

Результативный, то есть те реальные достижения, которые являются результатом определенной речевой активности;

Динамичный, который дает формальную характеристику выполняемой человеком деятельности по таким ее качествами: легкость пробуждения коммуникативно-речевой активности, интенсивность, продолжительность, распределение во времени.

Коммуникативно-речевая активность требует от человека как субъекта общения ежедневной работы над собой, над своим умением быть в меру активным, не подавляя активности своих собеседников, оппонентов.

ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ людьми друг друга Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательный компонент общения и составляет то, что называют перцепции. Человек вступает в общение всегда как личность, она также воспринимается и другим человеком - партнером по общению также, как личность. На основе внешнего проявления поведения мы, по С. Рубинштейном, как "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что познавая другого, формируется сам индивид. Во-вторых, потому, что от уровня точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Итак, в процессе общения участвуют не менее двух человек, и каждый из них является активным субъектом. Сравнение себя с другим осуществляется с двух сторон: каждый партнер уподобляет себя другому. Итак, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится учитывать не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другое включает два аспекта: идентификацию и рефлексию.

Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему - идентификация . Это не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким примером, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена ​​тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеем в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии , то есть осознанием индивида, действующего того, как его воспринимает партнер. Это уже не просто знание или понимание другого, а знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс отражения друг друга, глубокое, последовательное взаемовидбиття, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир каждого партнера.

В психологии влияние - это процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека Сии установок, представлений, мнений, оценок) при взаимодействии с ней.

Тем, кто стремится к высокой культуре делового общения, желательно знать, какая информация усиливает влияние на других людей, а какая, наоборот, уменьшает его. Неадекватная самооценка обязательно проявляется во время делового общения. Если самооценка завышена, с таким коллегой очень трудно договориться, он всегда будет недоволен оценкой своей деятельности. Если же самооценка снижена, клиенты вряд ли будут доверять такому работнику. Ведь известно, что того, кто не уважает себя, не уважают и другие люди. Каждый участник общения должен знать себе цену и не унижать своих способностей, талантов или достижений.

Итак, адекватная самооценка - залог взаимопонимания в общении.

Компетентное использование человеком различных видов психологического воздействия в деловом общении является важной составляющей ее культуры. Именно правильный подбор средств и механизмов влияния способствует достижению оптимального результата, взаимодействия, развития личности, формированию у нее высоких моральных качеств, реализации ее творческих способностей и возможностей самосовершенствования.

Тема: Общение

Социальная психология.

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились работы МакДауголла и Э. Росса, в названия которых был включён термин «социальная психология». Сейчас она изучает психологические явления и отношения между людьми.

Успехи того или иного человека в его финансовых делах

процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний

и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми.

Дейл Карнеги [Дорошенко, с. 221]

Прагматичный Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов заплатить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире» [Дорош., с. 94].

Специальный хронометраж менеджерского времени показал, что более 80 % уходит на разговоры, т. е. на общение.

Общение – обмен информацией; процесс установления, развития и поддержания контактов между людьми.

Установить контакт – значит привлечь внимание, вызвать интерес, расположить собеседника к себе, т. е. вызвать у него желание общаться с нами. Решающими для формирования впечатления о человеке являются первые четыре минуты общения с ним. Первое впечатление, хотя и не всегда бывает верным, однако довольно устойчивым. Меняется с большим трудом и долго.

Качества человека, помогающие и мешающие общению, приведены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Качества, помогающие и мешающие общению

Общению
помогают мешают
Доброжелательность (желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность) Недоброжелательность Бесцеремонность (беззастенчивость и развязность, невежливость)
Дружелюбие (расположенность к кому-нибудь, симпатия) Недружелюбие Прямолинейность (откровенность, прямота, лишённые гибкости)
Приветливость (благожелательность, радушие, ласковость) Неприветливость Негибкость (неспособность изменить своё мнение и поведение, приспособиться к партнёру)
Искренность (выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность) Неискренность, лживость Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию)
Эмпатичность (способность поставить себя на место собеседника, проникнуться его чувствами, понять их) Неэмпатичность Демонстративность (совершение действий, подчёркнуто выражающих протест, несогласие, неприязнь)
Предупредительность (готовность оказать услугу и оказание её, внимательный, любезный) Непредупредительность Категоричность , безапелляционность (недопущение возражений)
Общительность (склонность общаться) Необщительность Самоуверенность
Вежливость (соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость) Невежливость Грубость, хамство (недостаточная культурность, неделикатность, нечуткость, нетонкость)
Уважительность (почтительность, учёт и соблюдение интересов собеседника) Неуважительность Резкость (прямота и жёсткость, отсутствие мягкости, нелицеприятность)
Тактичность (умение вести себя пристойно, уважая других, соблюдая чувства меры в поведении) Бестактность Вспыльчивость (склонность к горячности, лёгкая раздражительность)
Умение говорить Неумение говорить Заносчивость (высокомерность, чванство,)
Умение слушать Неумение слушать Агрессивность (стремление нанести вред, ущерб)
Коммуникабельность (способность общаться) Некоммуникабельность Занудство (надоедливость, нудность – монотонность и надоедливость)
Инициативность Безинициативность Наглость
Непринуждённость (лёгкость, лишённость натянутости, свободность) Трудность вступления в общение Нескромность, хвастливость
Открытость (доступность для общения; откровенность, отсутствие тайн) Закрытость Скрытность Уход от зрительного контакта
Надёжность Ненадёжность Демонстрация превосходства
Обязательность (верность своему слову) Необязательность (моё слово – захотел – дал, захотел – взял обратно) Авторитарность (требование беспрекословного подчинения)
Опрятность Неопрятность Эгоизм
Оптимистичность Пессимистичность
Энергичность, активность Вялость, пассивность
Чувство юмора Отсутствие чувства юмора
Культурность Некультурность
Ум Неумность



Задание студентам: Продолжить списки качеств.

О человеке, обладающем качествами из первой колонки таблицы, говорят: у него лёгкий характер, он приятный человек.

О человеке, обладающем качествами из второй и третьей колонок таблицы, говорят, что у него тяжёлый характер, он провоцирует конфликты, его лучше избегать. Впереди у него – либо трудная работа над собой, либо одиночество.

На практике часто путают общение и отношения. Но они не совпадают. Общение – средство, процесс построения и реализации отношений.

Умение общаться – это умение строить взаимоотношения. Это умение ещё называют коммуникативной компетентностью.

В последние годы наряду с общением используют понятие коммуникации . Но коммуникация – более широкое понятие, чем общение; изначально оно понималось как сообщение, связь; пути сообщения [словарь иностр. слов]. Средства массовой коммуникации – радио, телевидение, газеты.

Процесс общения происходит между двумя активными сторонами, и в этом процессе есть не только сообщение, но и обратная связь, т. е. ответное сообщение, реакция.

Начинается общение с восприятия другого человека (перцепции ). Затем следует обмен информацией (коммуникация ) и/или обмен действиями (интеракции ).

В структуре общения социальные психологи выделяют три стороны.

1. Перцептивная – выражается в восприятии партнёрами по общению друг друга.

2. Коммуникативная – выражается в обмене информацией.

3. Интерактивная – выражается во взаимодействии партнёров в процессе организации и выполнении совместной деятельности.

Картинка 10 из презентации «Ребёнок» к урокам обществознания на тему «Семья и дети»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока обществознания, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Ребёнок.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 582 КБ.

Скачать презентацию

Семья и дети

«Права ребёнка» - Мои предложения. Обязанности. Анкетирование. В чём главное отличие человека от животного? Каждый из нас обязан распространять документы, устанавливающие права ребенка в обществе. Не знают прав. Какие права имеют дети? Документы по правам ребёнка. Изучение международных документов по правам детей. Анализ международных документов пл правам детей.

«Любовь, семья и ребёнок» - Отец - лидер, учитель, защитник. Перечислите качества отца, его функции в семье. Некоторые родители нарушают Закон РФ «Об Образовании». Функции родителей. Семейные традиции России. Многодетная семья. Физическая близость. Любовь супругов. Перечислите качества матери, ее функции в семье. Семейные традиции.

«Несовершеннолетний человек» - Вопрос о занятости родителей осужденных. Возраст родителей: 2. 5. «Правовой статус несовершеннолетних». 1. Опрос осужденных Камышинской воспитательной колонии февраль 2008. Изучение состава семьи воспитанников колонии. 6. Есть ли у вас паспорт? У 1-го человека родителей нет.

«Законы о семье» - Понятие и источники семейного права. Возможность судебной защиты прав членов семьи. Присутствие жениха и невесты при регистрации брака обязательно. Каковы условия вступления в брак? Обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. Что такое семейные правоотношения? Супругам выдается свидетельство о браке.

«Права ребёнка и гражданина» - Права ребенка. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Расскажите о Конвенции о правах ребенка. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Права и свободы человека и гражданина. Каждый имеет право на жизнь. Конвенция о правах ребенка включает шесть групп прав. Цензура запрещается. Правоспособность выражается в способности субъекта иметь права и обязанности.

«Любовь и счастье» - Решительный. Толерантный человек. В синих шарах – голубые мечты, Чтобы мечтали по-прежнему вы. На классный час сегодня мы пришли, С собою в подарок шары принесли. Терпеливый. Смелый. Умный. Верный. Внимательный. Комплименты. Справедливый. Честный. Крутится, вертится шарик земной, Годы, как птицы, летят чередой.

Всего в теме 10 презентаций