Прямая военная агрессия. Агрессия (политика)

Введение. 4

1. Агрессии в современном международном уголовном праве. 6

1.1. Агрессия, как международное преступление. 6

1.2. Круг субъектов уголовной ответственности за совершение агрессии. 14

1.3. Совершение агрессии во исполнение приказа. 26

Заключение. 31

Библиографический список. 33

Введение

Агрессия (от лат. aggressio – нападение) – понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства. Агрессия не может быть оправдана никакими соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного, и является преступлением против международного мира.

Понятие агрессии включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение каким-либо государством вооруженной силы первым).

Вооруженное нападение одного государства на другое считается международным преступлением против мира и безопасности человечества. Понятие агрессии включает признак инициативы, означает применение каким-либо государством силы первым. Осуществляемые в порядке самообороны, хотя бы и с применением вооруженной силы, действия государства, подвергшегося нападению, не могут считаться актом агрессии, так же как коллективные действия государств, предпринимаемые в соответствии с Уставом ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Объектом агрессии также обычно является государство.

Агрессия – это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

Причины агрессии изучались многими исследователями. Есть весомые субъективные факторы – историческая память, обычаи мести, фанатизм и экстремизм в некоторых религиозных течениях, внедряемый через СМИ образ сильного человека и даже индивидуальные психологические этические черты политиков. Современные гражданские общества имеют возможность противостоять социальной агрессии – мировое движение мира состоит из миллионов протестующих против насилия граждан.

В международном праве обращение к войне независимо от ее целей традиционно рассматривалось как неотъемлемое право каждого государства, как высшее проявление его суверенитета в международных отношениях. Это право охранялось всей системой принципов и норм международного права. Такое отношение начало меняться в XX веке.

Акты агрессии принято разделять на прямые и косвенные:

Прямая агрессия – это вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любая аннексия (насильственное присоединение) территории другого государства. К прямой агрессии относятся также бомбардировка или использование оружия против иностранного государства; блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы (флоты) другого государства; нарушение установленных международным соглашением условий военного присутствия на территории другого государства.

Косвенная агрессия – это засылка государством вооруженных банд и групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Актом соучастия в агрессии считаются действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась последним для совершения акта агрессии против третьего государства.

Цель данной работы – изучить регламентацию агрессии в международном праве.

1. Агрессии в современном международном уголовном праве

1.1. Агрессия, как международное преступление

В отечественной и зарубежной литературе, посвящен­ной проблемам современного международного уголовного права практически единодушно утверждается, что именно агрессия является наиболее тяжким (наиболее опасным) международным преступлением. Принципиально соглашаясь с данным положением, необходимо отметить, что понимание агрессии как уголовного преступления против международ­ного мира юридически было оформлено только в документах послевоенных преступлений – Статутах Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных На­ций впервые признала необходимость учреждения постоян­ного механизма для судебного преследования массовых убийц и военных преступников в 1948 году после Нюрн­бергского и Токийского процессов по окончании второй мировой войны, и этот вопрос с того времени обсуждался в Организации Объединенных Наций.

Международный уголовный суд не ограниченным по времени или месту. Его действия будут более оператив­ными, чем действия специального трибунала, который не­обходимо будет учредить. Он является постоянным орга­ном, и само его существование будет сдерживающим факто­ром и будет служить серьезным предупреждением потенци­альным преступникам. Он будет также стимулировать госу­дарства к расследованию и судебному преследованию чудо­вищных преступлений, совершаемых на их территории или их гражданами, поскольку, если они не будут этого де­лать, Международный уголовный суд будет осуществлять свою юрисдикцию.

Суд будет заниматься рассмотрением самых серьезных преступлений, совершенных физическими лицами: агрессия, геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Эти преступления указаны в Статуте и тщательно определены во избежание неопределенности или расплывчатости.

Определения преступлений в Статуте являются ре­зультатом многих лет упорной работы, которую проводили многие делегации и их эксперты. Каждое определение чет­ко сформулировано, с тем чтобы отражать действующие нормы международного права и отвечать требованию опре­деленности в уголовном праве. Судьи Суда должны строго толковать определения и не применять их по аналогии. Цель заключается в установлении объективных международ­ных стандартов, не оставляющих места для произвольных решений. В случае неопределенности эти определения должны толковаться в пользу подозреваемого или обвиняе­мого.

Геноцид охватывает конкретно перечисленные запре­щенные деяния (например, убийство, причинение серьезных телесных повреждений), совершаемые с намерением уничто­жить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

Преступления против человечности охватывают те конкретно перечисленные запрещенные деяния, которые со­вершаются в рамках широкомасштабного или систематиче­ского нападения на любых гражданских лиц. Такие деяния включают в себя убийство, истребление, изнасилование, обращение в сексуальное рабство, насильственное исчез­новение людей и преступление апартеида.

Это сложное социально-политическое явление. О войне писали многие выдающиеся деятели прошлого и многие из них считали вооруженную борьбу основным содержанием войны. Немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц (1780- 1831) так определял войну: « есть не что иное, как единоборство крупного масштаба. …война есть акт насилия, имеющий целью заставить противника выполнить нашу волю».

По Клаузевицу, насилие вооружается изобретениями искусства и науки, чтобы сражаться с насилием. Все тот же К. фон Клаузевиц писал, что война «есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами»; «война - не только политический акт, но и подлиннос орудие политики, продолжение политических отношении, про ведение их другими средствами».

Такое определение войны как вооруженной борьбы и продолжения политики насильственными средствами относится к периоду классических войн (столкновения армий и применения огня). Такое определение войны вошло в наши энциклопедии, словари, в политическую и военную практику разных стран, в том числе и Тайланд . «Война вооруженная борьба между государствами или общественными классами за осуществление их экономических и политических целей, продолжение политики насильственными средствами».

Война это вид агрессии (от лат. aggressio - нападение), вооруженное нападение, организованная вооруженная борьба между государствами или группами государств, классами, группами, нациями или народами Война ставит цели захватить чужие территории и богатства, подчинить другие страны и народы, она заключается в нападениях на них, совершении насилия, давления, угроз и т.п.

Война включает обязательной признак - применение военной силы. Если мы возьмем военный пли политический словарь, ТО сразу натолкнемся на признак силы в определении войны. Война - одна из форм разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами военного насилия.

Но в конце XX в. организованное применение военной силы (военное насилие) утратило своей обязательный статус, а вместе с ним исчерпаны возможности войны только в ее классическом понимании. В наше время многие политики и военные допускают фундаментальную ошибку, связанную с отождествлением понятий «война» и «вооруженный конфликт», «вооруженная борьба».

Современное понятие войны шире и глубже по объему первого - вооруженной борьбы. Это отождествление понятий не позволяет дать более полное определение войны, установить верное соотношение между политикой и войной, решать стратегические вопросы отражения военной агрессии и безопасности страны. Политика между враждующими государствами или потенциальными противниками - это вид войны. Можно сказать, что политика - всего лишь сублимированная война, что политика ищет иные методы (экономические, дипломатические, информационные и др.) для уничтожения врага, не прибегая к открытому насилию.

«Холодная» между СССР и США привела к распаду СССР без вооруженной борьбы, которая определяла ранее ход и исход всякой войны. Способов и средств ведения войны, помимо методов вооруженной борьбы, может быть много (политические, дипломатические, экономические, информационные и др.}; вооруженная борьба - это крайний способ ведения войны. Пример: информационная война. Российский специалист в области теории информационного противоборства доктор технических наук С. П. Расторгуев определяет понятие информационной войны (ИВ) как «открытых и скрытых целенаправленных воздействий информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере».

По мнению ученого, информационная война не отличается от обычной войны в части признаков поражения противника. Агрессор добивается победы, исключительно подчинив себе структуры управления и психики противника, которые являются объектами («мишенями») информационного поражения. Современные информационные «бомбы» (газеты, телевизор, экономическая реклама и др.) поражают сознание руководи гелей, экономический потенциал, социальные энергии и духовные ценности сграны-противника, подобно тому как в прошлых войнах пушки расстреливали города и промышленные объекты.

Современная война - это политика, которая ставит своей целью добиться победы над противником любыми доступными путями, методами, способами и средствами. Добавим, война - это конфронтационная, агрессивная политика, осуществляемая с применением любых доступных путей, методов, способов и средств ее ведения.

В эпоху воин нового типа претерпевает изменения и понятие «агрессия». Согласно международным нормам, военная агрессия - вооруженное вторжение или нападение на другое государство. В Международном междисциплинарном энциклопедическом словаре «Глобалистика» термин «агрессия» трактуется значительно шире и означает практику насильственных действий, нападений или захватов чужих территорий, враждебное, разрушительное поведение, причинение вреда другим, инструмент господства над другими. Современный агрессор вторгается в политическое, организационное, экономическое и духовное просгранство страны, не прибегая к вооруженным силам. Современные войны задают новое, более широкое, понимание агрессии. Сегодня можно говорить о военно-силовых (жестких) и несиловых стратегиях и технологиях, которые соотносятся с понятием агрессии, а соответственно и о разных формах агрессии: военно-силовой, политической, экономической, информационной, психологической и др. «Бархатные революции» в Восточной Европе, «реформы» в России, «Оранжевая революция» па Украине, «Тюльпановая революция в Киргизии все это разновидности политической, организационной и информационной агрессии.

В современной войне агрессия в вооруженном плане может вообще не потребоваться, поскольку все субъекты сопротивления, отражения агрессии - власть, государство, элита, армия, народ - сдались без боя, прежний строй ликвидирован, и нет необходимости никакого вооруженного вмешательства. Цели войны оказались достигнутыми невооруженным путем, стратегией непрямых действий, действиями, так сказать, паравоениого свойства.

Вся классическая теория войн была ориентирована на изучение баланса вооружений противников, на столкновение боевых сил. на географический театр войны («передовая», «тыл», «фронты»). Но это низший уровнь иерархической структуры социума. Современная война включает более высокие уровни войн: геоэкономический, социально-организационный, информационный и духовный театры войны. В арсенал современной войны входят военно-силовая, политико-дипломатическая, экономическая, информационная, сетевая, психологическая и другие воины.

Современная теория войны рассматривает «войну» как социально-политический процесс, характеризующийся борьбой субъектов геополитики за ресурсы, за выживание, за роли и статус в этом мире, за возможность передела территорий, формирования ими новой картины мира и последующим использованием стратегических успехов и побед. На смену классическим мировым войнам с противоборством армий с их вооружениями, противостоянием держав и коалиций, как это было в Первой и Второй мировых войнах, пришла глобальная перманентная война. Причем, война одной сверхдержавы (США) за мировое господство и контроль за ресурсами Планеты.

В XXI в. устремленность к войне трансформировалась в ее новые формы («холодная война», дозированное применение вооруженной борьбы, более гибкое комбинирование вооруженной борьбы с экономической, политико-идеологической, подрывной тайной борьбой спецслужб, использование «агентов влияния», частных военных компаний и т.п.), поиск новых средств и способов ведения принципиально иных войн, нежели прежде информационных, психологических, сетевых, компьютерных и т.п.

В конце XX века в «игру» вступили новые «фшуранты войны» - политические и иные организации, частные военные компании, финансово-экономические структуры, бизнес-корпорации, преступные организации и наркокартели. Современная война не представляли собой уже классическое столкновение на поле боя двух и более сторон с их техникой, а более сложный социальнополитический, организационный и информационный процесс.

Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке.

Понятие «страна-агрессор» появилось в международной правовом поле после окончания Второй мировой войны. Когда уже стало очевидно, что война близится к своему завершению, представители стран антигитлеровской коалиции включились в работу по созданию объединения и правового обеспечения с тем, чтобы не допустить где-либо в мире появления подобного рода агрессора. Однако, несмотря на конвенции и международное право, в мире продолжаются вооруженные столкновения, в том числе с участием крупных держав, таких как США.

Основы безопасности

Вторая мировая война закончилась в сентябре с капитуляцией Японии, а уже 24 октября 1945 года на конференции в Сан-Франциско был утвержден устав который был подписан представителями пятидесяти государств. В документе, в частности, были прописаны полномочия при обнаружении угрозы дает рекомендации или самостоятельно принимает решения по ее устранению и восстановлению безопасности. Именно в уставных документах ООН впервые появилось полноценное определение термина «страна-агрессор»: что это такое, каковы ее основные признаки.

Главный Устав

В документе при определении агрессии основной акцент делается на вооруженное посягательство на суверенитет, территориальную неприкосновенность и политическую независимость. При этом реакция ООН не зависит от того, является ли атакуемое государство членом организации или нет. В Уставе также подробно расписаны действия государств, которые могут быть расценены как агрессивные. К актам агрессии относятся любые силовые вторжения, нападения, а также последствия этих действий в виде оккупации или аннексии. Кроме того, в списке таких актов применение любого оружия, блокада с помощью вооружений, а также засылка на территории отрядов наемников, присутствие которых можно расценивать как акты агрессии.

Законные основания

В Уставе ООН прописано и то, что агрессия никоим образом не может быть оправдана. В частности, указывается, что политические, экономические, военные и другие соображения не могут оправдывать агрессивные действия одной страны по отношению к другой. Поскольку подобное поведение расценивается как преступное, страна-агрессор в международном праве расценивается как преступник. Соответственно, совершение подобного преступления влечет за собой ответственность. Также уточняется, что любые полученные вследствие агрессии приобретения не могут быть признаны мировым сообществом и получить законный статус.

Блок миролюбия

По мнению многих мировых политологов, решения по устройству международного миропорядка принимались с участием Америки. Это вряд ли может быть абсолютным утверждением, но тот факт, что Устав ООН сочинялся и принимался в одном из американских городов, заставляет смотреть на этот вопрос более внимательно. Для военного противостояния любой агрессии в 1949 году был создан Военно-политический блок североатлантического альянса, известный больше как НАТО. В блок входят 28 государств: большее количество стран Европы, США и Канада. Штаб-квартира - в Брюсселе (Бельгия). По состоянию на 2010 год объединенная армия насчитывала порядка 3,8 млн. человек.

Альянс, создававшийся главным образом для борьбы с СССР и отражения его атак, после исчезновения Советского Союза переключился на нового врага, имя которому - терроризм. Именно под эгидой борьбы с терроризмом воевали на территории Афганистана, Югославии и Ливии. Свержение режимов в этих государствах с подачи Вашингтона преподносилось как освобождение живущих там людей от тирании боевиков и наращивание на этих территориях демократических ценностей, которые могли быть достижимы только кровавым путем.

Между тем, какие бы лозунги не воспевались в мировом сообществе, большинство понимало, что НАТО действует в интересах сверхдержавы, а именно США. Однако, имея одну из самых мощных армий, "звездно-полосатые" и сами успешно справлялись в "нагнетании" демократии в разных уголках мира.

США как главный мировой агрессор

Термин «страна-агрессор» в том понимании, которое было изначально заложено в постулаты ООН, явно дискредитирован. И хотя с юридической точки зрения, возможно, был выполнен полный церемониал, чтобы Америка фигурировала как сильный столп мирового порядка, спешащий на помощь при малейшем нарушении прав человека, тем не менее в конце прошлого столетия крепко укрепилась формула: «США - страна-агрессор».

Сегодня во многих соцопросах большинство респондентов безусловными лидерами по уровню международной агрессии называют именно американцев. Социологи винят в этом СМИ, которые делают усиленный акцент на «крестовых походах» США на Балканы, Ближний Восток, Латинскую Америку, Африку. В то же время стран, которые реально могут уничтожить мир, порядка пяти-шести - это государства, в арсенале которых есть ядерное оружие.

Необходимый противовес

Политологи, видя результаты соцопросов, склонны смотреть на эту ситуацию несколько иначе. По их мнению, несложно представить, что будет с миром, если не будет такого лидерства - очевидного и безоговорочного. В этом случае при отсутствии явной гегемонии сверхдержавы стократ усиливаются местные конфликты и борьба за лидерство.

Это ведет к большей неустойчивости в мире, итогом которой так или иначе становится крупный объединяющий конфликт и новый передел миропорядка. В этом смысле в системе сдержек и противовесов, в которой живет мир, лидерство одного государства гарантирует безопасность большей части мирового населения.

Крым и украинский кризис

В конце 2013 года на Украине стал разворачиваться сильнейший политический кризис. Протестующие вышли на Майдан, требуя отставки действующей власти. Неожиданным последствием этих событий стало присоединение Крыма и Севастополя к Российской Федерации в марте 2014 года. В феврале русскоговорящие жители Крыма вышли на улицы протестовать против пришедших к власти в Киеве в результате переворота сторонников Евромайдана. Сменившаяся в республике власть объявила новое руководство Украины нелегитимным и попросила помощи у России. Тогда же впервые прозвучало обвинение, брошенное со стороны всего Западного полушария, что Россия - страна-агрессор. Кремль обвинили в аннексии Крыма, подразумевающей насильственное включение территории в состав России, что, согласно международному праву, влечет за собой ответственность.

С целью соблюдения международных требований в Крыму был проведен референдум, который официально обозначен как нелегитимный в большей части стран Евросоюза и США. Украина также не признает действия российского руководства и с апреля 2014 года позиционирует Крым как оккупированную территорию. Кроме того, в конце марта приняла резолюцию, согласно которой референдум в Крыму считается незаконным. За документ проголосовало абсолютное большинство.

В конце января текущего года украинское руководство официально признало Россию страной-агрессором по отношению к своим юго-восточным территориям.

Санкции как манипуляции

Действия России стали причиной для организации международной изоляции. Инициатором выступили США, которые продавили свою позицию угрозой потенциального экономического ущерба, в результате Евросоюз также ввел экономические и политические санкции. К ним присоединились партнеры по «Большой семерке» и другие. Санкции предусматривали несколько заходов. Первый пакет определил заморозку активов и ограничение въезда тем персоналиям, которых Запад считает приближенными президента Владимира Путина. Среди таких оказались, в частности, бизнесмены братья Аркадий и Борис Ротенберг. Иностранные компании в разных странах начали постепенное сворачивание сотрудничества с Россией во многих Статус «Россия - страна-агрессор» многих пугал, потерять партнера в лице Вашингтона никто оказался не готов.

Российская интерпретация агрессии

В реалиях санкций и контрсанкций совершенно новое звучание приобрел термин «страна-агрессор». Законопроект, вводящий в правовое поле России новые реалии, предложили депутаты от «Единой России» Антон Романов и Евгений Федоров. Последний также является координатором организации «Национальное освободительное движение» совместно с Сергеем Катасоновым, членом фракции ЛДПР. Документ был внесен в правительство на рассмотрение в декабре 2014 года. В пояснении к законопроекту его авторы аргументировали необходимость такого закона агрессивным и непартнерским поведением государств, которые вводят против России и ее граждан, а также юридических лиц санкции.

Предполагалось, что российское правительство будет наделено правом определять реестр государств, к которым может быть применим данный термин, для защиты основ конституционного строя. Необходимость законопроекта также обуславливалась обеспечением национальной безопасности, развития национальной экономики и ее защиты. Среди основных целей, которые преследует закон, - нивелирование присутствие в российском консалтинговом бизнесе иностранных компаний.

В частности, фирмам, оказывающим консультационные услуги в области аудита, права и прочего, родиной которых является страна-агрессор, будет запрещено осуществлять свою деятельность в России. Кроме того, запрет должен был распространиться также и на аффилированные с иностранными российские компании. По мнению авторов законопроекта, рынок консалтинговых услуг представляет собой монополию зарубежных фирм. По их данным, 70% рынка, оборот которого в 2013 году превысил 90 млрд. руб., принадлежит таким крупным игрокам, как британская Ernst &Young или американская Deloitte. Разработчики законопроекта отмечают, что при нынешней международной обстановке это может нанести серьезный ущерб экономической безопасности, поскольку аудит большинства российских стратегических предприятий проводят именно зарубежные компании.

Правительство не одобряет

Несмотря на, казалось бы, актуальность введения такого политического статуса, как страна-агрессор, российское правительство не стало поддерживать инициативу депутатов. Как следует из заключения за подписью Сергея Приходько, главы аппарата правительства, статус «страна-агрессор», определение, которое дают ему авторы проекта, противоречат содержанию, вложенному в термин «агрессия» Генеральной ассамблеей ООН. Помимо этого, в пояснении отмечено, что положения нового законопроекта не учитывают особенностей разграничений полномочий главы и парламента государства в области защиты российского суверенитета. Кроме того, новеллы предлагаемого законопроекта противоречат нормам законодательства о закупках.

Политологи и депутаты скептически восприняли возможность принять такой закон: «страна-агрессор» - это термин, введение которого может повлечь за собой еще большую эскалацию конфликта.

Действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, - это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АГРЕССИЯ

вооруженное нападение одного государства на другое, предпринимаемое эксплуататорскими государствами обычно в целях захвата чужих территорий, нарушения независимости или порабощения чужих народов.

А., являясь одним из основных средств внешней политики эксплуататорских государств, обусловлена их классовой сущностью и прямо вытекает из их внешней функции (см. Государство).

Определение А. впервые было разработано и сформулировано Советским Союзом в феврале 1933 г. и предложено в качестве проекта всеобщей Декларации на конференции по разоружению. Цель этой Декларации заключалась в том, чтобы понятие А. было определено возможно более точным образом и дано в качестве руководящих указаний для всех государств от имени международной организации. Это определение тогда же (в мае 1933 г.) было одобрено большинством Комитета по вопросам безопасности при Лиге наций, состоявшего из представителей 17 государств.

Согласно советскому определению агрессором признается нападающее в международном конфликте государство, которое первым совершит одно из следующих действий:

a) которое объявляет войну другому государству;

b) вооруженные силы которого, хотя бы и без объявления войны, вторгнутся на территорию другого государства;

c) сухопутные, морские или воздушные силы которого бомбардируют территорию другого государства или сознательно атакуют суда или воздушные суда этого последнего;

d) сухопутные, морские и воздушные силы которого будут высажены или введены в пределы другого государства без разрешения правительства последнего

или нарушат условия такового разрешения, в частности, в отношении времени или расширения района их пребывания;

e) которое установит морскую блокаду берегов или портов другого государства;

f) окажет поддержку вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или откажется,

несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от него меры для лишения названных

банд всякой помощи или покровительства.

Неотъемлемой и важной частью советских предложений является указание на то, что никакие соображения политического, стратегического или экономического порядка, ни стремление к эксплуатации на территории атакуемого государства естественных богатств или к получению всякого рода иных выгод или привилегий, так же как и ни ссылка на значительные размеры вложенного капитала или на другие особые интересы, могущие иметься на этой территории, ни отрицание за ней отличительных признаков государства не могут служить оправданием нападения. В определении также предусматривается, что, в частности, не может служить оправданием А.:

А. Внутреннее положение какого-либо государства, как, напр.:

a) отсталость какого-либо народа в политическом, экономическом или культурном отношении;

b) недостатки, приписываемые его управлению;

c) опасность, могущая грозить жизни или имуществу иностранцев;

d) революционное или контрреволюционное движение, гражданская война, беспорядки или забастовки;

e) установление или сохранение в каком-либо государстве того или иного политического, экономического или социального строя.

Б. Никакое действие, законодательство и распоряжение какого-либо государства, как, напр.:

a) нарушение международных договоров;

b) нарушение прав и интересов в области торговли, концессий или всякой иной экономической деятельности, приобретенных другим государством или его гражданами;

c) разрыв дипломатических или экономических отношений;

d) меры экономического или финансового бойкота;

e) отказ от долгов;

f) воспрещение или ограничение иммиграции или изменение режима иностранцев;

g) нарушение привилегий, признанных за официальными представителями другого государства;

h) отказ в пропуске вооруженных сил, следующих на территорию третьего государства;

i) мероприятия религиозного и антирелигиозного характера;

j) пограничные инциденты.

Кроме того, в советском предложении указывается, что в случае мобилизации или сосредоточения каким-либо государством значительных вооруженных сил вблизи своей границы государство, которому такие действия угрожают, имеет право прибегнуть к дипломатическим или иным способам, позволяющим мирное разрешение международных споров. Оно может также принять тем временем ответные меры военного характера, аналогичные указанным выше, но не переходя, однако, границу.

Советское определение А. является до сих пор единственным определением, получившим широкое признание в международном праве. На основе этого определения в 1933 г. СССР заключил в Лондоне с 11 государствами 3 конвенции об определении А.– первая была подписана 3 июля 1933 г. представителями СССР, Эстонии, Латвии, Польши, Румынии, Турции, Персии и Афганистана (в дальнейшем присоединилась Финляндия); вторая – 4 июля 1933 г. представителями СССР, Румынии, Югославии, Чехословакии и Турции и третья – 5 июля того же года между СССР и Литвой.

Советское определение А. использовалось обвинителями на процессе над главными военными преступниками в Международном военном трибунале в Нюрнберге.

Советское определение А. охватывает различные виды агрессивных актов и различные формы проявления А.

Основной формой А. являются захватнические войны.

Марксизм-ленинизм учит, что постоянным спутником эксплуататорских обществ и особенно империализма являются агрессивные войны. «...Война нужна империалистам, так как она есть единственное средство для передела мира, для передела рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капитала» (Сталин И. В., Соч., т. 12, стр. 249). Агрессивные войны неизбежно вытекают из классовой природы эксплуататорского общества.

В период империализма войны между капиталистическими странами и их неизбежность обусловлены действием основного экономического закона монополистического капитализма.

Примерами агрессивных войн являются германо-итальянская фашистская А. в Европе во второй мировой войне, японская А. в Азии в 1931–45 гг., захватнические войны фашистской Италии против Абиссинии в 1935–36 гг. и Албании в 1939 г. и др.

Примером А. является вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, совершенное 22 июня 1941 г., которым германский фашизм разоблачил себя в глазах всего мира, как кровавого агрессора.

Один из видов агрессивной войны представляет собой военная интервенция (см.), которая является войной худшего типа. Примерами таких войн являются военная интервенция Англии, Франции, США, Германии, Японии и др. империалистических государств против Советской России в 1918–20 гг., военная интервенция США в Корее, начатая в 1950 г.

А. может проявляться также в форме отдельных агрессивных актов, как вторжение вооруженных сил государства на сухопутную территорию другого государства (напр., японских войск на территорию СССР в районе озера Хасан в 1938 г.), в территориальные воды другого государства, в воздушное пространство другого государства, нападение на суда другого государства и т. п. А. может выражаться также в незаконном установлении морской блокады берегов или портов другого государства (напр., блокада США берегов Кореи в 1950 г.) (см. Блокада морская), в оказании государством прямой поддержки вооруженным бандам, вторгающимся на территорию другого государства, и т. п.

Понятие А. и агрессора применимо только в отношениях между государствами и неприменимо к гражданским войнам и другим вооруженным конфликтам внутри того или иного государства, поскольку субъектом А. может выступать только государство, но не часть населения, борющаяся против другой его части в рамках одного и того же государства или нации. Объектом А. (жертвой нападения) также обычно оказывается государство. Однако империалистическая практика полна примеров совершения агрессивных нападений и ведения агрессивных войн и против наций и народов, ведущих борьбу за национальное самоопределение и создание своего собственного национального государства (А. США, Англии и Голландии против народов Индонезии и франко-американская А. против народов Вьетнама в 1945 г., а впоследствии против уже созданных самостоятельных государств – Индонезийской республики, Демократической Республики Вьетнам и др.).

Запрещение. А. и борьба с ней. Современное международное право запрещает А., рассматривая ее как тягчайшее преступление против человечества (см.). Инициатором запрещения А. выступило Советское государство, заявившее в Декрете о мире (см.), что оно считает продолжение первой мировой войны величайшим преступлением против человечества. С целью борьбы против А. Советский Союз заключил ряд договоров и соглашений о нейтралитете и ненападении: в 1925 г. – с Турцией, 1926 г. – с Германией, 1927 г. – с Ираном, 1932 г. – с Финляндией, Польшей, Францией, 1933 г. – с Италией, 1937 г. – с Китаем и др. Той же цели служили договоры о взаимопомощи, заключенные в 1935 г. Советским Союзом с Чехословакией и Францией, в 1936 г. – с Монгольской Народной Республикой. Однако выполнение договоров с Чехословакией и Францией было сорвано англо-французскими империалистами, старавшимися направить А. фашистской Германии против Советского Союза. С целью предотвращения войны Правительство СССР вступило летом 1939 г. в переговоры с Великобританией и Францией о заключении пакта о взаимопомощи в случае фашистской А. Однако в ходе этих переговоров выяснилось, что правительства этих стран не имеют никаких серьезных намерений предотвратить фашистскую А., а лишь стремятся направить ее против СССР.

Борясь за мир, против агрессивных войн, Советский Союз не только заключал двусторонние соглашения с другими странами, но и принимал активное участие в международных мероприятиях, которые могли хотя бы в некоторой мере способствовать созданию условий, затрудняющих развязывание агрессивных войн. Так в 1928 г. Советский Союз не только присоединился к пакту Бриана – Келлога (см. Келлога – Бриана пакт), осудившему обращение к войне как к средству разрешения международных спороз и провозгласившему отказ от войны в качестве орудия национальной политики, но и досрочно ввел его в действие в отношениях со своими соседями.

Идя на признание А. международным преступлением, правительства империалистических государств в то же время стремятся не допустить конкретного определения А., желая тем самым сделать невозможным определение нападающей стороны и избежать ответственности за А.

Советское государство в борьбе за мир взяло на себя благородную задачу воспрепятствовать этим стремлениям империалистических государств и дать

определение А. 24 мая 1933 г. Комитет по вопросам безопасности на конференции по сокращению и ограничению вооружений принял советское предложение об определении А. В том же году СССР заключил 3 упомянутые выше конвенции об определении А. с 11 государствами. Эти конвенции явились крупным достижением Советского Союза в его борьбе за мир, за запрещение А.

С целью борьбы против А. Советский Союз вступил в 1934 г. в Лигу наций, использовав трибуну этой международной организации для разоблачения и обуздания агрессоров и их пособников.

Однако Англия, Франция, США и другие капиталистические страны содействовали агрессивным государствам в их захватах и в развязывании второй мировой войны. США помогли гитлеровцам создать в короткий срок военно-экономическую базу германской А. и вооружили таким образом эту А.; англофранцузские правящие круги отказались от коллективной безопасности и тем самым расстроили ряды миролюбивых стран, разложили единый фронт этих стран против А., очистили дорогу для фашистской А. и помогли Гитлеру развязать вторую мировую войну.

Ведя освободительную войну против фашистских агрессоров, Советский Союз и все миролюбивые народы стремились не Только к разгрому немецкого фашизма, но и к созданию таких условий, которые сделали бы невозможным возникновение новой А.

В ходе второй мировой войны по инициативе Советского Союза был принят ряд деклараций и решений на международных конференциях (Московской 1943 г., Тегеранской 1943 г., Крымской и Потсдамской 1945 г.), в которых предусматривались гарантии против возникновения новой А., а также предусматривалось наказание главных военных преступников в Европе и Азии, развязавших преступную агрессивную войну. Запрещение А. зафиксировано в Уставе ООН, в котором указывается, что все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций (ст. 2, п. 4), и что задачей Организации является поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии (ст. 1, п. 1).

Международно-правовые нормы о признании преступности А. были единодушно поддержаны всем передовым человечеством. Это было выражено в Обращении Второго Всемирного конгресса сторонников мира к Организации Объединенных Наций, где указывалось, что агрессия является преступным актом того государства, которое первым применит вооруженную силу против другого государства, под каким бы то ни было предлогом.

Ответственность за А. Преступность А. влечет за собой возложение на агрессивное государство и его правителей ответственности за подготовку и совершение актов А. Агрессия и вторжение в чужие страны не должны оставаться безнаказанными, если действительно стремиться предупредить новые агрессивные войны и иные акты А.

Государство-агрессор несет морально-политическую (вплоть до временного ограничения суверенитета, демилитаризации и т. д.) и материальную (возмещение ущерба пострадавшим от А. странам) ответственность за А. Физические лица, виновные в подготовке, планировании и осуществлении А., несут уголовную ответственность. Благодаря решительной борьбе СССР и под давлением мирового демократического общественного мнения принцип ответственности за А. был закреплен в ряде международных соглашений (Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства 1943 г., решения Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 г., Уставы Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов) и был применен на практике после второй мировой войны (см. Ответственность государства, Военные преступники).

После окончания второй мировой войны США, Англия и Франция отказались от согласованного курса политики, проводившегося союзниками военного времени и закрепленного в постановлениях Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций держав. Целым рядом действий США обострили международную обстановку, поставив мир перед угрозой новой мировой войны. Агрессивная направленность политики империалистических государств в послевоенный период проявилась в создании военных союзов и блоков, направленных против СССР и стран народной демократии, – Западного союза (см.), Северо-Атлантического союза (см. Северо-Атлантический пакт) и т. п., в создании объединенных вооруженных сил с участием возрождаемой германской реваншистской армии, в размещении вокруг демократических стран американских военных баз и аэродромов и т. д.

В 1950 г. США вмешались в гражданскую войну в Корее. Осуществляя эту военную интервенцию, вооруженные силы США грубо нарушают законы и обычаи войны (в отношении мирного населения, военнопленных и др.).

Стремясь оправдать свою интервенцию в Корее, правящие круги США пытались применить к гражданской войне в Корее понятие А., в то время как в действительности при наличии гражданской войны или какого-либо иного внутреннего конфликта в данной стране агрессором может быть только иностранное государство, которое в этот конфликт вмешается.

Учитывая, что наличие точного определения понятия «агрессия» облегчило бы изобличение напавшей стороны и помешало бы стремлению по тем или иным политическим мотивам прикрыть или оправдать агрессора, Советский Союз внес предложение в ООН о принятии определения А.

Однако делегации США, Англии и других капиталистических государств сорвали обсуждение и принятие советского предложения об определении А. на 5-й и 6-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Только на 7-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, вопреки желанию и стараниям американской делегации, Советскому Союзу удалось добиться обсуждения своего предложения об определении А. и принятия резолюции о желательности и необходимости определения А.

Неизменно проводя политику мира как отвечающую жизненно важным интересам развития народов и считая, что мирное сосуществование двух систем – социализма и капитализма – вполне возможно и что нет таких разногласий между ними, которые нельзя было бы разрешить мирным путем, Советский Союз продолжает настойчиво добиваться принятия реальных, вытекающих из современной международной обстановки предложений, направленных к предотвращению новой войны и прекращению военных действий там, где они уже развернулись. «В области внешней политики, – указывает товарищ Маленков, – наша главная забота состоит в том, чтобы не допустить новой войны, жить в мире со всеми странами. Коммунистическая партия Советского Союза, Советское Правительство считают, что самой правильной, необходимой и справедливой внешней политикой является политика мира между всеми народами, основанная на взаимном доверии, действенная, опирающаяся на факты и подтверждаемая фактами.

Правительства должны верно служить своим народам, а народы жаждут мира, проклинают войну. Преступными явятся те правительства, которые захотят обмануть народы, пойдут против священного желания народов сохранить мир и не допустить новой кровавой бойни».

Отличное определение

Неполное определение ↓

международно-правовое понятие, характеризующее незаконное применение вооруженной силы одного государства (группы государств) против другого государства (группы государств) для его захвата, порабощения или принуждения к принятию своих условий путем нарушения его суверенитета, территориальной целостности, политической и экономической независимости. Определение агрессии принято в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года. В основу этого определения положен факт первенства (инициативы) в применении вооруженной силы. Конкретно агрессия может осуществляться в форме нанесения упреждающего удара, комбинированного нападения различного масштаба, авиационного удара или вторжения. К актам агрессии относятся: -военная оккупация; -аннексия с применением силы; -блокада берегов или портов вооруженными силами; -нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства, применение вооруженных сил, находящихся на территории другого государства, в нарушение соглашений с принимающим государством; -предоставление государством своей территории другому государству для нападения на третье государство; -засылка государством военных формирований, вооруженных банд или наемников на территорию другого государства для применения вооруженной силы. По своему характеру агрессия может быть прямой и косвенной. К прямой агрессии относятся военное нападение, вторжение, военная оккупация (как бы долго она ни продолжалась), любая аннексия территории другого государства, военная блокада портов и берегов, продолжение пребывания вторгнувшихся вооруженных сил после прекращения военных действий на территории страны, подвергшейся агрессии. Примером прямой агрессии может служить нападение фашистской Германии на Польшу, Советский Союз и другие государства во время Второй мировой войны. Косвенная агрессия заключается в замаскированном применении вооруженных сил одного государства против другого, засылке на территорию другого государства вооруженных банд и террористических групп, оказании содействия в формировании враждебных иррегулярных вооруженных сил или отрядов наемников. Особой формой агрессивных действий является спонсорство агрессии - оказание помощи агрессору в осуществлении его планов политическими, экономическими или военными средствами (поставки вооружения и военной техники, направление военных советников и специалистов). Определение агрессии дается Советом Безопасности ООН с учетом всех обстоятельств ее совершения. При этом никакие соображения политического, экономического, другого характера не могут служить оправданием агрессии. Территориальные приобретения или какие-либо другие выгоды, полученные в результате агрессии, признаются незаконными. Государство, подвергнувшееся агрессии, имеет право на индивидуальную или коллективную самооборону (статья 51 Устава ООН). При этом действия государства, даже если они являются наступательными, считаются оправданными. В случае агрессии Совет Безопасности ООН может принимать решения на применение против агрессора как невоенных мер (разрыв политических и экономических отношений, введение экономических санкций и т.п.), так и военных мер (применение вооруженных сил ООН, а также вооруженных сил государств-членов ООН) с проведением соответствующих военных операций. Может предусматриваться также временное ограничение суверенитета государства-агрессора, оккупация его территории, признание его правительственных и военных органов, а также политических партий незаконными и преступными. Согласно статье 5 Устава ООН агрессивная война считается тягчайшим преступлением против человечества. Агрессор несет международно-правовую и материальную ответственность в форме репараций и реституции. Задачи усмирения агрессии состоят в создании барьеров, пресекающих или предотвращающих агрессию, а также в культурном развитии, служащем преобразованию природного инстинкта агрессии в безопасные виды социальной и психической энергии.