Конспект терроризм и опасность вовлечения подростка. Конспект урока "терроризм и опасность вовлечения подростка в тэд"

Среди радикальных движений, которые могут оказать негативное влияние на государственность нашей страны, на сегодняшний день, можно выделить « », «Джаммат хиджра валь джихад» и « » (деятельность всех организаций на территории РФ запрещена). Что же привлекает людей в эти сектантские преступные группировки? И какая связь существует между ними?

Особенности радикально настроенных движений

Источник фотографии: ugarpro.ru

Чтобы понять, что такое сектантские течения, для начала нужно разобраться в самим понимании сект.

«Секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона», - пишет известный специалист по сектам А. Л. Дворкин.

Сатана сбивает мусульманина с прямого пути двумя способами: отдаляя от ислама или делая его ярым приверженцем, который перестает замечать всех вокруг себя и становится религиозным фанатиком. Любая крайность опасна для человека. В Коране Всевышний Аллах предостерегает:

«Скажи: «О, люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине…» (Коран, 5:77)

«О, люди! Не проявляйте излишества в вашей религии и говорите об Аллахе только правду!» (Коран, 4:171)

Также Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

«Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя думали, что поступают хорошо!» (18:103-105)

Руководствуясь вышесказанным, рассмотрим две основные радикальные течения в исламе, которые привели к созданию преступной группировки ИГИЛ (идеологии которых запрещены на территории РФ).

«Таблиги Джамаат»

Источник фотографии: posredi.ru

Формально «Таблиги Джамаат» (Запрещенная организация в РФ) является мирной группой проповедников, которая требует от своих последователей только преданности Аллаху, соблюдения канонов ислама, уважения к другим мусульманам и, главное отличие, вменяет в обязанность вести миссионерскую деятельность для привлечения в ислам людей (вернее возвращения на путь истинный этнических мусульман). «Таблиговцы» большую часть своей жизни посвящают распространению ислама, становясь профессиональными миссионерами. При этом они не призывают своих членов к получению фундаментального религиозного образования, а ограничиваются лишь ознакомлением с несколькими книгами составленными исключительно «таблиговскими» ученными. Это делает «Таблиги Джамаат» уязвимым к проникновению в их среду адептов различных радикальных деструктивных течений ислама. Благодаря же их путешествиям из города в город или из страны в страну их течение становится «переносчиком» радикальной «болезни».

Зачастую они нетерпимы к другим течениям в исламе, критикуют официальное духовенство за бездействие и «отсидку» в мечетях, вместо того чтобы выходить в массы и вести призыв. Жестко регламентируют жизненный уклад членов свой группы, обязательные выходы (хурудж) для проповеди на три дня в месяце, на сорок дней в году и на четыре месяца в жизни. Причем четырехмесячное путешествие сводиться к нахождению в определенных странах, а именно в Индии, Пакистане, Бангладеше.

Хотя на первый взгляд идеи дагвата (проповеди) кажутся очень хорошими, идея возвращения сошедших с правильного пути мусульман постепенно оборачивается идеей обращения всех людей в ислам.

Во время дружеских бесед, совместных поездок и продолжительных чаепитий с проповедниками «Таблиги Джамаат», мусульмане постепенно вовлекаются в движение, а далее становятся его активными членами. Человеку навязывается идея, что у него есть религиозный долг, обязательства перед мусульманской уммой (общиной). И такого человека, в своих преступных целях уже могут начать использовать вербовщики террористических организаций.

Некоторые исследователи считают, что вступление в ряды «Таблиги Джамаат» является первым этапом на пути дальнейшей радикализации мусульман. Именно поэтому французский исследователь Marc Gaboriea высказал мнение о том, что цель движения как раз состоит в «планомерном захвате мира» средствами джихада.

«Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)

Источник фотографии: pigstiesearl.blogspot.ru

Формально приверженцы этого течения выступают за мирные способы борьбы за свои идеи (через политику и идеологическую пропаганду населения). Однако иногда на деле они выступают за вооруженные действия. Так, с появлением нового руководителя палестинского происхождения Ата Абу Рашта в партии «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» (Запрещенная организация в РФ) в 2003 году, это утверждение лишь подтвердилось. Хизбут-тахрир начал пропагандировать борьбу ради борьбы, а не ради распространения ислама.

Идеология хизбут-тахрировцев основана на понимании слабости мусульманской общины перед лицом «сионистского сговора» и светской власти и в несостоятельности общины вне халифата. Как следствие, они всеми дозволенными и не дозволенными методами стараются создать халифат, при этом апеллируя известным хадисом Пророка Мухаммада с.а.в.с.: «Тот кто умер без присяги мусульманскому правителю - умер смертью джахилии (не мусульманином) ». Это позволяет им проникать в умы простых верующих. Однако этот хадис имел местную территориальную и временную применимость и завершил свою актуальность со смертью последнего халифа.

С самого начала основания «партии» они позиционировали «идеологическую борьбу» с правительствами «не-халифатских» стран выше догм ислама. В конце концов, идеологическая борьба привела «тахрировцев» к преуменьшению значимости основных канонов ислама и получению религиозного знания. Их деятельность стала ориентироваться на изучение основ политического строя других стран и возможность дестабилизации обстановки в них. В ряде крупных городах России как Москва, Казань, Волгоград, еще несколько лет назад проходили серии спланированных провокационных акций, направленных на противоборство мусульман и государства. Например, халатное отношение или игнорирование дополнительного поклонения и духовному совершенствования в целом.

Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ, или ДАИШ)

Идею построения халифата, но в отличной от приведенных выше течений, постарались реализовать приверженцы ИГИЛ (Запрещенная организация в РФ). Правда это не тот халифат, который был при первых праведных халифах, наполненный высокой моралью и справедливостью к иноверцам, а тоталитарное государство, основанное на крови невинных и общественном устрашении. Все свои преступления они проводят во имя "всемирного халифата", созданием которго грезит Америка. Для того чтобы иметь контроль над единственной реальной силой, которая рано или поздно одержит верх над всеми мировыми системами.

Как и «хизбут-тахрировцы» (Запрещенная организация в РФ), приверженцы ИГИЛ (Запрещенная организация в РФ) основным своим врагом видят «неверных» и страны с «кяфирским» режимом. Такими они считают практически всех людей на планете, все страны и даже мусульман, которые не разделяют взгляды ИГИЛ.

Считается, что игиловцы ведут беспощадную войну с другими течениями ислама, считая их заблудшими. Однако их заинтересованность в «чистоте ислама» более, чем сомнительна. Против них выступило абсолютное большинство признанных мусульманских ученных всех стран. Даже ученные Саудовской Аравии, которых принято обвинять в излишнем радикализме и фундаментализме, объявили игиоловцев «хариджией» - выведя их из лона ислама и лишив любой идеологической подпитки. Проповедники всех стран, включая Россию, записали множество видео обращений и статей указывающих что ИГИЛ - это не Ислам.

Существует множество целей, которые под прикрытием ислама, преследует ДАИШ и те, кто стоит за ними. Так, приверженцы этой преступной организации желают захватить господство над священными городами мусульман Меккой и Мединой, считая, что «кто управляет Каабой - тот управляет мусульманами». Другие же из лидеров псевдоисламского государства говорят, что нужно разрушить священный символ (Каабу), и убивать паломников за идолопоклонничество, которое совершается вокруг нее. Помимо этого ИГ стремится стереть с лица земли следы всех мировых культур, которые возникли в доисламский период на территории современных государств Ближнего Востока - Сирии, Ирака, Ирана, Турции.

Как происходит вербовка?

Сколько бы СМИ не говорили об опасности тех или иных радикальных движений, связывающих себя с исламом, люди попадаются под уловки этих сект. Методика воздействия на сознание людей, особенно религиозных, очень четко разработана и описана в ряде научных трудов психологов и сектоведов.

Проблемой в данном случае является не малая изученность приемов, а неумение донести до широкой массы способов предостережения от влияния сектантов. К сожалению, на крючок вербовщиков чаще всего попадаются самые психологически нестабильные, слабые и незрелые категории людей. Это те, кто сильно переживают потерю члена семьи или близкого человека, религиозно необразованные люди, молодежь, люди потерявшие смысл жизни вследствие неизлечимых болезней и другие.

Однако самое интересное заключается в том, что не люди ищут секту, а профессиональные, обученные вербовщики сект пытаются завербовать их. И даже необязательно, чтобы человек при этом был в состоянии апатии, депрессии или неуверенности в себе.

В целом можно дать краткое объяснение методики действий вербовки в различные секты новых жертв. Оно не отражает полную картину того, как все происходит на деле, но показывает некоторые основные инструменты действий вербовщиков.

Шаг 1. Контроль организации над поведением адептов

Мусульмане попадают в секту, из-за отсутствия «прививки», которое им может дать фундаментальное религиозное знание о традиционном Исламе. Необразованные мусульмане, зачастую, не знают, чем эта группа является на самом деле. Сначала вербовщики не сообщают им обо всех дополнительных религиозных требованиях, которые будут предъявляться к члену группы. Новые друзья (обычно к одному человеку «прикрепляются» двое или трое) выглядят искренне дружелюбными и откровенными, они замещают старых, проверенных друзей, а иногда, становятся больше, чем частью семьи, входят в полное доверие человека, полностью располагая его к себе.

Надпись: "Добро пожаловать в теплые объятия Багдади". Источник фотографии: i.kinja-img.com

Вновь вошедшие в состав группы, подвергаются постоянному вниманию завербовавших их. Не проходит и части дня, чтобы им не позвонили и не завязали религиозный диалог, не проходит и дня без встречи в мечети или в квартире у вербовщика. Таким образом, новый адепт, со временем начинает подчиняться новому, строго регламентированному, режиму дня. Это оставляет мало времени для уединения и самоанализа.

Если «таблиговцы» объединяются в группы с завидной периодичностью и «выходят на путь ислама» с целью проповедования, то «хизбут-тарировцы» проводят собрания или занятия у кого-нибудь дома. Это происходит под прикрытием изучения «настоящего» ислама.

В ходе близкого общения начинают подниматься темы проблем общества, говорят о долге мусульманина. Мир становится «черно-белым», разделяется на плохих и хороших, а позднее на верующих и неверующих. Одним из инструментов манипулирования на данном этапе является обвинение самого человека в слабости веры, призыв к чувству совести и ответственности.

«Ты ведь мусульманин, который пять раз в день встает на намаз. Если Аллах спросит тебя, что ты сделал для уммы, что ты ответишь?! Если ты считаешь, что твой иман крепок, то твоя вера в опасности!» - говорят человеку, который стал жертвой вербовки.

Шаг 2. Отказ от прошлого

Человек должен признать, что вся его прошлая жизнь была ошибочной.

В «Таблиги джамаат» человеку начинают внушать тщетность своего существования, и он начинает видеть свой долг не в обеспечении семьи, и работе над собой, а призыве людей на путь ислама. Это приводит к смене деятельности и привычек, человек часто отпрашивается с работы (берет «отгул» или административные дни), часто преподает в мечети с постоянной компанией, увлекается чтением «особенной» литературы и просмотром видеоматериалов. Ему даются новые прозвища (куньи): Абу Мансур, Абу Амир, Абу Малик и прочее; либо не называя по имени, обращаются «брат» или «сестра».

Известны случаи того, что люди приходя в ислам, начинает получать образование сначала в своем регионе, а потом решают бросить все и уехать в Египет или другую арабскую страну, «ведь только там возможно получить истинные знания об исламе». Если человек считает, что в российских исламских учебных заведениях информация искажена, то это сигнал о тревоге. Зачастую по возвращению эти люди окончательно обрывают все связи с друзьями, родными и даже перестают посещать мечеть своей махалли.

Если родители и супруги принимают путь новоиспеченного сектанта, дальнейшая работа идет со всеми членами. Если он находит стену непонимания, новой семьей становятся члены секты. Они же помогают подобрать новую супругу из числа «посвященных» в истину мусульманок.

Шаг 3. Контроль над информацией

Источник фотографии: islam.ru

Для того, чтобы стать полноценным членом нового общества, «открыть глаза на настоящий ислам», человеку предлагаются к прочтению ряд книг, которые обосновывают деятельность того или иного радикального движения. Помимо этого вся информация из окружающей среды, в том числе средств массовой информации, тоже находится под выборкой более опытных членов группы. В рамках «Хизбут-тахрира» это происходит в призыве заступничества за арестованных братьев. Начинается угнетаться обстановка вокруг о том, как все плохо, что мусульмане бездействуют, когда их братья и сестры по вере притесняются. Так, призыв заступиться за единоверца здесь в России позднее может обернуться борьбой за права мусульман в международных масштабах - джихаде на Ближнем Востоке.

С контролем поступающих сведений идет контроль и внутригруппового общения. Начинается манипулирование сознанием человека через нейролингвистическое программирование, а именно подмена понятий, искажений истин, смыслов фраз.

На руку радикальным преступным движениям ситуацию обостряется отождествление у большей части общества ношение хиджаба и бороды с терроризмом. В этом случае мусульмане становятся прекрасной наживой для различных террористических движений.

Шаг 4. Разделение сознания и воли человека

Достигается это различными способами. Например, это может делаться посредством религиозной песни воспевающей Аллаха (нашида). Постоянно повторяя одни и те же слова как заговор, человек, во-первых, теряет свою волю, во-вторых, слова песни постепенно проникают в подсознание и заменяют собственные мысли. Так, на видеохостинге Youtube огромное количество видео с нашидами на тему джихада с соответствующим зрительным сопровождением, вдохновляющими на путь войны с неверными, вызывая жалость и желание помочь.

Такие нашиды могут вдохновлять и дать уверенность в себе, особенно в сочетании с постоянным повторением одних и тех же слов.

Еще более действенным на подсознательном уровне являются видео, которые сопровождаются не просто отрывками войны и боли людей, а отвлеченными, не имеющими отношениями непосредственно к убийствам визуальным рядом. Этот психологический маневр способствует тому, что человек ассоциирует свою миссию с чем-то неземным (уже не мирским, а именно возвышенным), глобальным, свободным от современного общественного строя, считая это добродетелью. Кони и намеки на средневековых арабских наездников, ассоциируются уже со временем первых исламских войн и строительством халифата при первых праведных халифах.

Шаг 5. Контроль над их эмоциональной жизнью

Учение секты прописывает чему можно и нужно радоваться, а чему нельзя, что достойно похвалы, а что презрения. Перед человеком возводятся новые цели и идеалы. При этом происходит давление на самые больные точки мусульманина в вопросах имана и исхана. Простые истины преподносятся так, что отвержение их или совершение незначительного греха, автоматически делает человека неверующим (кяфиром) или лицемером (мунафиком). Признание же одной истины логично перетекает в признание другой, так формируются новые жизненные принципы и установки; так готовятся новые солдаты ИГИЛ.

Например, желая подготовить террориста-смертника, ему задают вопрос: «Ты боишься смерти?». Тонко смещая акценты, подводят человека под нужный ответ. Ответ «нет» сразу помогает перейти к этапу самопожертвования, ответ «да» повлечет разговор о силе имана: «Верующий становится настоящим мусульманином только тогда, когда перестает бояться смерти», - скажут сектанты. Признавая этот факт, человек попадается не первую ловушку. Далее разворачивается вопрос о роли человека в этой жизни, о его миссии, надавливают на новые слабые точки: «Истинный мусульманин пожертвует свою жизнь ради других мусульман. Если ты сделаешь это, станешь великим мучеником!» И здесь уготована вторая ловушка. В конце концов, чтобы человек не задумывался о тяжести совершаемых преступлений, ему скажут: «Не думай, сколько людей будет убито, всколыхни волну в сердцах общественности!» Так и всколыхнулась общественность от ужаса массовых и извращенных убийств ИГИЛ.

В Священном Коране и хадисах Пророка Мухаммеда с.а.в.с. сказано о том, как жить, а не о том, как умереть. Лишь некоторые хадисы указывают на смерть и отношение к ней. Он говорит о том, чтобы мусульманин чаще вспоминал о смерти как о неком рубеже, переходе в другой мир, для того, чтобы человек накапливал положительный багаж дел, с которым он предстанет в Судный день. Смерть можно представить в виде неких ворот, которые представляют конец дуньи и начало ахыра (загробного мира). В той жизни мы будем пожинать плоды нашей деятельности. Для благочестивого мусульманина смерть ничего страшного не представляет. Панический страх умереть, как правило, есть у европейцев, американцев и других культур, которые к смерти относятся иначе. У мусульман такого не должно быть. Страх должен быть только в отношение Аллаха наряду с надеждой и любовью ко Всевышнему. Наш страх должен быть обоснован только тем, что мы можем не успеть подготовиться к смерти: не раскаемся вовремя, не накопим благие дела.

Несомненно вербовка в ряды террористических организаций не остановить, наше законодательство просто не успевает запрещать видео и аудиофайлы с призывом вступить в ряды ИГИЛ. На запрещенный один фильм в тот же день снимают десять новых. Победить это можно лишь переосмыслив ценности, которыми апеллирует террористическая организация. Не так страшна проблема, как отношение к ней. Важно каждому гражданину страны довести факт того, что за каждый поступок и каждое слово нам предстоит ответить. Воспитав в обществе ответственность за свои дела, мы сможем противодействовать информационному потоку, который продолжает прибывать с мест господства ИГИЛ.

Нельзя забывать о приобретении знаний об Исламе. Ведь изучая нашу религию, мы заполняем в голове пустоту и ставим заслон инакомыслию и кривотолкам.

Помните, что джихад - это прежде всего борьба со своим нафсом, а не другими людьми. Халифат сначала нужно построить у себя в семье, соблюдая права супругов, соседей, родственников, а потом думать о государственном уровне. Любые изменения начинаются с изменениями своей жизни в рамках, установленных шариатом.

С учетом активизировавшихся боевиков террористической организации, запрещенной на территории России, «Исламское государство», меры для предотвращения пополнения ее рядов нужны как никогда. Всем известны участившиеся случаи вербовки людей террористами, которые девушкам предлагают несметные богатства, любовь до гроба и все прочие вытекающие из этой «любви» последствия. Представители ИГ знакомятся с девушками в интернете, проявляя внимание, увлеченность ее интересами, заваливая красивыми словами, комплиментами и обещаниями лучшей жизни в семье исламистов.

Увы, женщины любят ушами, и многие на все эти уловки террористов с легкостью и радостью ведутся, бросая семью, бросая всю свою прошлую жизнь и ставя жирный крест на своем будущем.

Итак, Антитеррористический центр государств – участников СНГ, Общественная палата Российской Федерации и МИА «Россия сегодня» разработали методичку по борьбе с вербовкой «Исламского государства». Эту памятку будут распространять по вузам стран Содружества Независимых Государств, которая будет доступна как в бумажной, так и в электронной версии.

Задача методички проста – рассказать студентам, как не попасть под влияние террористов и избежать этой самой вербовки. Молодым людям напомнят о том, какую ответственность они могут понести за участие в подобных организациях.

Так, к примеру, не так давно жителям Карачаево-Черкесии Руслану Ионову и Мураду Назирову был вынесен обвинительный приговор за вербовку россиян на войну в Сирии: Ионов осужден сроком на 7 лет колонии строгого режима, Назиров – к 3 годам колонии общего режима.

Житель Согдийской области Таджикистана приговорен к 16 годам лишения свободы за участие в боях в Сирии в составе ИГ и вербовку в нее молодежи в России. В 2013 году он прибыл в Сирию и присоединился к связанной с «Аль-Каидой» группировке «Джабхат-ан-Нусра». Последняя на тот момент являлась союзником «Исламского государства».


Также все помнят Варвару Караулову, студентку МГУ, которая была задержана на пути в Сирию сотрудниками турецких правоохранительных органов. Ее целью также было присоединение к террористам «Исламского государства».

В истории останется и студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Мариам Исмаилова, которая уехала из дома все туда же, к боевикам.

«Памятка уже разработана, сейчас она проходит проверку спецслужб, и в конце октября-начале ноября мы будем организовывать пресс-конференцию, где презентуем ее и обсудим все. До конца года будем уже распространять по вузам», - рассказала глава комиссии Общественной палаты России по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина.

Первая партия брошюр будет состоять из 1 тысячи экземпляров, но в случае необходимости, тираж готовы расширить. Как отмечают разработчики, методичка будет носить разъяснительный характер: объяснять, как действовать в ситуации, когда молодой человек или девушка ушли из дома и не вернулись, куда и как обращаться.

«В исламе считается непозволительным всё, что может нанести вред людям. Сторонники террористической группировки ничего общего с исламом не имеют, - отметил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Хазрат Гизатуллин. - Мы всесторонне должны принимать участие в воспитательном процессе подрастающего поколения. Работу нужно вести не только в вузах, но и в других учебных заведениях. Молодежь всегда была в поисках ответов, задача старшего поколения и государственных органов власти - дать их и таким образом уберечь молодых людей от ошибочных шагов».

Как заявил декан филологического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова Владимир Миронов, профилактика в университетах идет постоянно. Однако методичка лишней не будет, тем более что вербовка ИГ набирает обороты.


Цифры неутешительны: только по официальным данным Федеральной службы безопасности на сегодняшний день на стороне «Исламского государства» воюют порядка 2,4 тысяч граждан Российской Федерации. Вербовка, как было сказано ранее, ведется в основном в интернете. Да, Роскомнадзор уже заблокировал почти 900 страниц по вербовке ИГ , но экстремистская информация, связанная с «Исламским государством» в русскоязычном интернете есть, пусть и в меньших объемах.

«В настоящее время наблюдается тенденция к снижению количества выявляемых адресов в связи с активным удалением противоправной информации», - отметил представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский.

Ранее уже появлялась информация о том, что к концу 2015 года в Москве должна выйти методичка/брошюра, в которой будет сказано, как распознать террористов «Исламского государства». Данные памятки будут распространять в поликлиниках, центрах госуслуг, управах и префектурах, а также по почтовым ящикам, в общем, в местах социально значимых и часто посещаемых.

«Надо активизировать профилактические мероприятия и разъяснительную работу об опасности деятельности экстремистских и террористических организаций», - пояснил начальник отдела информационных программ управления заммэра Москвы по вопросам антитеррористической деятельности Вячеслав Попов.

Конечно же, в обществе мысль о создании методички, рассказывающей о вербовке, о террористах была воспринята неоднозначно : одни заявляют, что эта мера крайне необходима, другие кричат, мол, толку от брошюр этих никакого, стоит вспомнить те же самые памятки о вреде курения, которые толку никакого не приносят…


Вербовка стала реальностью. Как с ней бороться? Да, попытка неплохая, касаемо данных брошюр. Но достаточная ли это мера? Ведь все равно будут те, кто свято верит в лучшую жизнь бок о бок с террористами, кто может вернуться, спустя какое-то время обратно, на Родину, и увезти с собой еще парочку таких же товарищей…

В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Основной «группой риска» для антиобщественной пропаганды является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Главную причину вовлечения молодежи в деятельность экстремистов работники правоохранительных органов видят в безработице и… Интернете. Как правило, первое знакомство подростка с «новыми » взглядами происходит на улице либо на сайте конкретной экстремистской организации в Сети. В последнее время вербовать новичков по Интернету стало особенно легко. Пользователей стало больше, детей и подростков среди них также появилось немало, интерес к сетевым ресурсам возрос. К сожалению, далеко не всегда удается уберечь молодых людей от опасного контента, и зачастую они попадают на сайты далеко не самого лицеприятного содержания. Террористы, экстремисты, тоталитарные секты — все это воздействует на их психику и систему ценностей, навязывая специфические взгляды и суждения.

Важно помнить, что попадание подростка под отрицательное влияние легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка в запрещённые религиозные организации, экстремистские движения и террористические организации:

— Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения, вопросы религии. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и пропагандисты зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

— Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

— Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде антиобщественных элементов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние чуждой идеологии, можно свести к следующим:

— его (ее ) манера поведения становится значительно более резкой и грубой (замкнутой и отрешенной), прогрессирует специфическая, ненормативная либо жаргонная лексика;

— резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

— на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями религиозного, экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

— в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика;

— подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

— повышенное увлечение вредными привычками;

— резкое увеличение числа разговоров на политические, религиозные и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

— псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние организации, деятельность которой запрещена в РФ, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы — такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину его настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

2. Начните «контрпропаганду ». Основой «контрпропаганды » должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей, религий и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Презентацию на тему Терроризм и опасность вовлечения подростка (7 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: ОБЖ. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайдов.

Слайды презентации

Терроризм и подросток

План урока 7 класс

1. Введение 2. Краткая история терроризма 3. Виды терроризма 4. Наиболее характерные черты поведения человека 5. Заключение МБОУ Богородская гимназия Г. Ногинск Учитель ОБЖ ФИНЯК ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжёлых преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, нападение на компьютерные сети и другие).

Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” - страх, ужас и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века. Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций. Главная цель современного терроризма: захват власти.

Современный терроризм возник в начале 60-х годов прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения в политическом и военном отношении.

К концу ХХ века террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей. Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищения людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

В список организаций, признанных Верховным судом России террористическими и деятельность которых запрещена на территории нашей страны, входят: «Высший военный Маджлисуль Шура объединённых сил моджахедов Каказа», «Аль – Каида», «Асбат аль-Ансар» («Лига партизан»), «Священная война» («Аль-Джихад») и другие (всего 18 организаций). Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности.

Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.

Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу. Примеры: «эскадроны смерти в латинской Америке», «японская красная бригада»

Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе и вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти одного из вероучений.

Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения веры. Примеры: печально известная «Аль-Каида», движение «Талибан» в Афганистане, «Аум-Синрикё»

Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций. Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками.

Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и форма идентичны. Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками.

Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

Технологический терроризм заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. А также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм, состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появления недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверх опасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Такие действия проводятся в интересах достижения политических, военных, экономических, социальных и других целей террористов.

Отмечается рост опасности кибертерроризма, заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, или наступления иных общественно опасных последствий. Опасной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, объекты энергетики.

Для того, чтобы не попасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т.д.).

Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном. Потом в местах, за которыми наблюдали или куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди. Прежде всего террористы рассчитывают не вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».

Для того, чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей. Важно также иметь твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!».

Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны внешними факторами – социальной средой, т.е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны – внутренними факторами – жизненным опытом, приобретённом в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врождёнными качествами, такими как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолики флегматик.

Наиболее характерные черты поведения человека по типам темперамента Сангвиник – человек, отличающийся быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением своих эмоций и лёгкой их сменяемостью. Как правило, это весёлые, подвижные, горячие, энергичные, впечатлительные, любящие поговорить люди. Холерик – сильный, но неуравновешенный, легко раздражающийся и не очень-то быстро успокаивающийся человек. Чаще всего вспыльчив и прямолинеен. Меланхолик – слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающийся человек. Флегматик – сильный, уравновешенный тип человека. Он спокоен, ровен, готов нести на своих плечах любую ношу. Его деловые качества – устойчивость и упорство в труде.

Телефонный терроризм Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п

Национальный антитеррористический комитет России провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т.н. телефонных террористов – это подростки в возрасте 11-17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную. Следует помнить, что наказание за ложное сообщение не минуемо.Технические средства позволяют установить личность хулигана очень быстро.

Заключение

В числе примеров преступной деятельности на территории Российской федерации в 2007-2012гг. можно привести: 13 августа 2006г был организован теракт у здания ГУВД в Назрани (Республика Ингушетия). Террорист протаранил ворота заминированной «Газелью», въехал во двор, где шло построение сотрудников УВД и привёл в действие мощное взрывное устройство. Погибло 25 человек, пострадали262 человека. 27 августа 2007г в Тверской области произошло крушение поезда «Невский экспресс» сообщением Санкт-Петербург-Москва. Ранено свыше 60 человек. 29 марта 2010г утром произведены взрывы в поездах на станции метро «Лубянка» и «Парк культуры».Взрыв произвели террористки-смертницы. Погиб 41 человек, ранено 88 человек. Домашнее задание § 6.1 стр. 144-155; практ. №2 письменно.

Признаки подростка, который попал под влияние экстремистов

Когда говорят экстремизм, то обычно подразумевают систему взглядов, учения и ценности, которые категорически по многим пунктам отрицают существующие и общепринятые системы ценностей, выступают за насилие при смене этих ценностей на свои в обществе. Экстремизм может проявляться в разных средах - в политической, культурной (социальной), при этом наиболее опасный экстремизм - на религиозной почве.

В Интернете часто путают эти два понятия, экстремизм и терроризм. Обычно экстремисты становятся террористами в крайнем случае. Экстремисты не устраивают подрывы машин у зданий правительств, не захватывают социальные учреждения: школы и больницы. А вот уличные акции, которые сопровождаются насилием и рукоприкладством, часты у экстремистов.

Сейчас следы деятельности экстремистов можно встретить часто в Интернете. Обычно экстремисты занимаются пропагандой. При этом продвигается их комплекс ценностей и целей, предлагаются доказательства прогрессивности и неизбежности таких действий. Противники существующих ценностей и целей часто любят находить врагов и устраивать против них войну в социальных сетях. Также экстремисты обычно дают консультации - по поводу того, как себя вести, как следует жить, при этом любые возражения пресекаются. Далее следует призыв «присоединяться», чтобы участвовать в «борьбе».

Впрочем, экстремисты довольно-таки безобидны для думающих людей, которые уже исповедуют свою систему ценностей. Однако они могут повлиять на подростков. Обычно в Интернете экстремисты романтизируют свой активный протест. Подростки сами полны внутреннего протеста, поэтому поддаются влиянию пропаганды - начинают вести себя агрессивно, ассоциально, так, что их не отличить от обычных хулиганов.

Социальный и политический экстремизм обычно не возникает просто так - на молодежь влияют социальные и политические проблемы в государстве и мире. Люди хотят решить эти проблемы, уничтожить бедность, несправедливость, низкие зарплаты. Однако быстрый путь чаще всего является экстремистским, приводит к стычкам, беспорядкам на улицах.
При этом в Конституции неплохо прописано понятие экстремизма. Это разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, призывы к незаконным насильственным действиям в отношении инакомыслящих, а также к насильственному изменению конституционного строя.

Группой риска, на которую могут повлиять экстремисты, принято считать подростков с 13-ти лет. В это время активно осуществляется формирование личности.

Каковы признаки подростка (парня или девушки), который попал под влияние экстремистской идеологии?

Во-первых, манера его поведения изменяется. Она становится грубой, резкой, появляется жаргонная лексика. Одежда и внешний вид также меняется, так как экстремисты обычно действуют под "флагом" какой-либо субкультуры. Также на страничке в социальной сети появляются ролики с экстремистко-политическими или экстремистко-религиозными текстами. Подросток приносит домой предметы, которые могут использоваться как оружие. Одним из признаков попадания в такую компанию является отказ от компьютерных игр, если раньше подросток в них активно играл. Также подросток пытается поговорить с родителями о политических, социальных, религиозных темах, высказывает суждения, которые носят признаки нетерпимости.

Появление большого количества экстремистов среди подростков - результат того, что родители и школа устраняются от воспитательных функций. Родители считают главной своей функцией зарабатывание денег, а не воспитание ребенка.

Как же себя вести, если вы заметили в подростке признаки экстремистских действий?

1. Нельзя осуждать сына или дочь, так можно сильнее вызвать протест. Поддерживайте разговоры о социальной сфере и политике, при этом мягко и ненавязчиво продвигайте тезис о том, что человек может больше сделать для переустройства страны, если он будет дальше учиться, станет лидером и авторитетом, человеком, которого будут слушать без применения силы.

2. Если подросток попал под влияние религиозных экстремистов, следует рассказывать о том, как люди разных национальностей вместе добились определенных целей. Скажем, насчет ненависти к кавказцам всегда можно напомнить, что кавказец Сталин руководил всей Россией и сделал из нее сверхдержаву. Для России больше всего таких примеров дает Великая Отечественная война – кстати, хорошее лекарство против увлечения нацизмом.

И никогда не надо забывать, что экстремизм – болезнь социальная. Поэтому к ней нужно подходить с инструментом не хирурга, а психолога. Тогда, возможно, удастся если не излечить главного пациента – общество – то хотя бы контролировать течение болезни. Пока же остается только пожелать нам в этом удачи.

Несколько слов о том, что такое терроризм
Сегодня в СМИ мы постоянно слышим, видим и читаем: терроризм, террористы, террористический акт.
Что же такое терроризм? Существует множество определений. Вот одно из них: терроризм - способ достижения политических целей путём диверсий, шантажа жизнями заложников и нагнетания страха в обществе. Терроризм абсолютизирует роль насилия. Для террористов насилие – это и способ влиять на общество в необходимом направлении, и форма демонстрации несогласия с устоявшимися правовыми, моральными, социальными нормами. Террористы все чаще обращают свое внимание на подростков как на легкодоступный для вербовки в свои ряды объект. Почему именно подростки? Дело в том, что именно в подростковом возрасте проявляются те самые условия, которые считаются критическими для вовлечения в секты, террористические организации и другие виды противоправной деятельности. Так, дети в подростковом возрасте остро переживают несправедливость. У них нарушается социальная идентичность. Они стремятся завоевать признание окружающих, стараясь доказать свою взрослость, вступают в группы, которые ассоциируются у них с силой и независимостью. При этом вербовщики деструктивных организаций, в том числе террористических, в первую очередь используют такую особенность подростков и юношей, как тяга к героизму, приключениям, преодолению различных преград, и юношеский интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и тому подобное.

Новые времена – новые возможности.
В век новых информационных технологий социальные сети (соцсети) превратились в мощный инструмент управления сознанием и поведением молодых людей, в том числе и подростков. Этот инструмент активно, а главное, эффективно влияет на общественное мнение, как в России, так и за рубежом. Большинство террористических организаций ведут свою деятельность, в первую очередь используя Интернете. Так проще захватить умы молодых людей, учитывая доступность и популярность социальных сетей в молодежной среде.
Террористические организации стремятся использовать любые коммуникационные возможности для пропаганды своих идей, привлечения новых сторонников. В Интернете существует большое количество сайтов, не связанных напрямую с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию.
Соцсети предоставляют экстремистским организациям большие преимущества для вовлечения молодых людей в их ряды. Это и простота доступа к информации, и независимость от географического расположения, и неограниченная потенциальная аудитория, и небольшие финансовые и материальные затраты. А еще анонимность общения, высокая скорость передачи информации, мультимедийность среды, позволяющая комбинировать различные типы передаваемой информации (текстовую, графическую, аудио и видеоматериалы). И что очень существенно, трудности в осуществлении контроля со стороны правоохранительных органов.
Вербовщики террористических организаций, активно используя личную информацию, вводимую пользователем при регистрации в соцсетях, анализируют отношение пользователя к той или иной проблеме и таким образом выявляют, подходит ли та или иная кандидатура для будущей вербовки.
На своих сайтах экстремисты размещают подробные сведения о своей деятельности, дают различные инструкции. Террористы практикуют работу на форумах различной направленности.
Все вышесказанное следует учитывать в работе с детьми.
Противодействие.
Один из способов борьбы с экстремисткой идеологией в Интернете – это изоляция сайтов экстремистской направленности. В школах, в том числе и в нашей, это достигается путем фильтрации информации, поступающей по каналам Интернета. В настоящий момент доступ к подобной информации через школьные компьютеры, которые используют учащиеся, перекрыты полностью.
Но молодежь, подростки находят другие возможности доступа к Интернету, например, через домашний компьютер, имеющий выход в Глобальную сеть. В таких случаях для фильтрации нежелательной информации необходимо установить на компьютер одну из программ «родительского контроля», например «Интернет цензор». Эта программа бесплатная. Найти и скачать ее можно в Интернете.
Еще один способ доступа к Интернету может быть реализован подростками через планшетный компьютер или сотовый телефон, которые имеют возможность выхода в Глобальную сеть. В этом случае действенной мерой будет выбор телефонного тарифного плана без возможности выхода в Интернет.
Но наиболее действенным способом уберечь ребенка от влияния экстремистских и других деструктивных организаций остаются все же доверительные отношения между родителями и детьми, умение родителей аргументированно и убедительно объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». И об этом надо помнить.

Памятка родителям по профилактике вовлечения подростков в деятельность запрещённых религиозных объединений, экстремистских движений и террористических организаций

В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Основной «группой риска» для антиобщественной пропаганды является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет - в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Главную причину вовлечения молодежи в деятельность экстремистов работники правоохранительных органов видят в безработице и… Интернете. Как правило, первое знакомство подростка с «новыми» взглядами происходит на улице либо на сайте конкретной экстремистской организации в Сети. В последнее время вербовать новичков по Интернету стало особенно легко. Пользователей стало больше, детей и подростков среди них также появилось немало, интерес к сетевым ресурсам возрос. К сожалению, далеко не всегда удается уберечь молодых людей от опасного контента, и зачастую они попадают на сайты далеко не самого лицеприятного содержания. Террористы, экстремисты, тоталитарные секты - все это воздействует на их психику и систему ценностей, навязывая специфические взгляды и суждения.

Важно помнить, что попадание подростка под отрицательное влияние легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка в запрещённые религиозные организации, экстремистские движения и террористические организации:

- Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения, вопросы религии. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и пропагандисты зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

- Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

- Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде антиобщественных элементов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние чуждой идеологии, можно свести к следующим:

- его (ее) манера поведения становится значительно более резкой и грубой (замкнутой и отрешенной), прогрессирует специфическая, ненормативная либо жаргонная лексика;

- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями религиозного, экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика;

- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические, религиозные и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние организации, деятельность которой запрещена в РФ, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину его настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей, религий и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Будьте более внимательны к своим детям!