Первый российский ученый естествоиспытатель мирового значения, поэт, ставший основоположником современного русского языка, художник, историк, поборник.

Аристотель родился на побережье Эгейского моря, в Стагире. Год рождения его находится в промежутке 384-332 годов до н.э. Будущий философ и энциклопедист, получил хорошее образование, ведь его отец и мать служили врачами у царя, деда Александра Македонского.

В 17-летнем возрасте подающий надежды юноша, обладая энциклопедическими знаниями, поступил в Академию самого , которая располагалась в Афинах. Там он пробыл целых 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, которого достаточно высоко ценил и в то же время позволял себе входить с ним в споры из-за разных взглядов на значимые вещи и идеи.

Покинув греческую столицу, Аристотель стал личным наставником и переехал в Пеллу на 4 года. Отношения между воспитателем и учеником складывались достаточно тепло, до того момента, пока Македонский не взошел на трон с завышенными амбициями - покорить весь мир. Великий естествоиспытатель не одобрял этого.

Аристотель открыл собственную философскую школу в Афинах - Ликей, которая имела успех, однако после смерти Македонского началось восстание: взгляды ученого не были поняты, его назвали богохульником и атеистом. Местом смерти Аристотеля, многие идеи которого живы до сих пор, называют остров Эвбея.

Великий естествоиспытатель

Значение слова «естествоиспытатель»

Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.

Что изучал и описывал Аристотель?

Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.

Достижения и открытия

Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».

Вклад в философию

Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида - теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.

Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.

Взгляды на политику

Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени - и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.

Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля - это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы - их верными слугами.

Этика и учение о душе

Невозможно недооценить и вклад Аристотеля в психологическую науку, ведь его учение о душе является центром всех мировоззренческих взглядов. В соответствии с представлениями мудреца, душа связана с одной стороны - с материальной составляющей, а с другой - с духовной, т.е. с Богом. Она представляет собой только естественное тело. Иными словами, всё живое имеет душу, которых по убеждению ученого, всего три вида: растительная, животная и человеческая (разумная). Однако мнение о переселении душ древнегреческий философ категорически опровергал, считая душу хоть и не телом, но его неотделимой частью, и уверяя, что душе небезразлично, в чьей именно оболочке она пребывает.

Этика Аристотеля - это, в первую очередь, «правильная норма» поведения человека. Причём норма не имеет теоретических оснований, а обуславливается особенностями социума. Центральный принцип его этики - это разумное поведение и умеренность. Ученый был убежден, что только через мышление человек делает свой выбор, а творчество и поступки - это не одно и то же.

Значение трудов Аристотеля

Взгляды Аристотеля были распространены арабами по всей средневековой Европе и были поставлены под сомнение только во время технической революции середины 16 века. Все лекции ученого были собраны в книги - 150 томов, десятая часть которых сохранилась и до наших дней. Это биологические трактаты, философские сочинения, работы об искусстве.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Состоялась Первая Всероссийская конференция «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты», посвященная 120-летию со дня рождения оренбургского ученого и педагога Михаила Антоновича Скавронского (1897-1981). Организаторами конференции выступили Институт степи УрО РАН, Институт экологии волжского бассейна РАН, Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской, Тольяттинское отделение Русского Ботанического общества. В конференции приняли участие сотрудники оренбургских, тольяттинских и московских ВУЗов и научно-исследовательских институтов.

Основная задача конференции – вспомнить, почтить имена и заслуги ученых, внесших большой вклад в развитие естественных наук, но по тем или иным причинам остались забытыми. Тем не менее, их архивы, коллекции, черновики и рукописи и по сей день являются востребованными современниками.

Именно таким исследователем в области ботаники являлся Михаил Антонович Скавронский, к 120-летию со дня рождения которого, была приурочена конференция. Михаил Антонович внес огромнейший вклад в ботанические исследования Оренбургской области. Во время начала целинной компании изучал флору восточных районов области, считая «необходимым зафиксировать растительность этой территории до распашки». Им была подготовлена монография «Высшие растения Оренбургской области», включавшая подробную информацию о 111 семействах, 600 родах и примерно 1500 видов высших растений, встречающихся на территории Оренбургской области, которой так и не суждено было увидеть свет («из-за отсутствия бумаги» в издательстве). В результате многолетней работы ученым был собран и обработан большой гербарный материал, часть из которого бережно хранится в коллекции (ORIS) Института степи УрО РАН. Именно качественно оформленные образцы гербария, подписанные рукой исследователя, обратили на себя внимание сотрудников Института степи Кин Наталии Олеговны, Калмыковой Ольги Геннадьевны и Савиновой Татьяны Николаевны, что привело к проявлению интереса к деятельности М.А. Скавронского, изучению его биографии и стало предпосылкой для организации первой в своем роде конференции.

Отдельные листы гербария, собранного и определенного М.А. Скавронским, были представлены на выставке в конференц-зале.

После доклада о деятельности исследователя время было уделено воспоминаниям очевидцев, знавших Михаила Антоновича. Приглашенные на конференцию родственники (присутствовал внук М.А. Скавронского – кандидат медицинских наук, доцент Баталин Вадим Александрович), коллеги и ученики, ныне остепененные сотрудники ВУЗов и исследовательских институтов г. Оренбурга, поделились своими впечатлениями о педагоге и малоизвестными фактами из его жизни.

Кроме того, прозвучали доклады о деятельности экономиста и ученого в области аграрной статистики Алексея Федоровича Фортунатова, зоолога Петра Артемьевича Положенцева, ботаников Дмитрия Эрастовича Янишевского и Георгия Ивановича Степнина.

Интерес вызывал доклад члена-корреспондента РАН, главного научного сотрудника Института экологии Волжского бассейна РАН (г. Тольятти) Розенберга Геннадия Самуиловича «О скорости забывания ученых-естествоиспытателей, имен и фактов».

Организаторами конференции было внесено предложение о проведении Всероссийской конференция «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты» один раз в пять лет. Предложение полностью поддержано участниками и приглашенными лицами.

ПРОГРАММА Первой Всероссийской конференции «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты», посвященная 120-летию со дня рождения оренбургского ученого и педагога Михаила Антоновича Скавронского (1897-1981) представлена на сайте.

«Не смейтесь надо мной деленьем шкал, естествествоиспытателя приборы!» – в отчаянии восклицает Фауст в бессмертной трагедии И.В.Гете. А что это за человек – естествоиспытатель, насколько правомерно применяет герой к себе такое определение?

Значение слова «естествоиспытатель» лежит на поверхности – «тот, кто испытывает природу». Речь идет, разумеется, не об «испытании на прочность», что сплошь и рядом делает и с природой современный человек, а об «испытывать», точнее – «пытать» в значении «спрашивать». Естествоиспытатель, таким образом, осмысливается как человек, который желает получить от природы ответы на человеческие вопросы – т.е. изучает ее.

Природу исследуют многие науки – да практически все: физика, химия, география, астрономия, биология… Но так было не всегда. Для того, чтобы каждая из этих наук выделилась в нечто самостоятельное, нужно было время, за которое ученым нужно было накопить и систематизировать достаточное количество информации, сформулировать какие-то законы (ведь именно наличие законов отличает науку от области знания). А изначально – около трех тысяч лет назад – человек еще рассматривал природу как единое целое, потому-то познание даже в пределах одной личности не ограничивалось только растениями, звездами или веществами – то была эра «неразделенных» естественных наук, которые в таком изначально синкретическом виде именуются естествознанием (этот термин сохраняется и сейчас как обобщенное название естественных наук).

Под таким углом зрения смотрели на мир древние и средневековые философы. Но если философия носила в большей степени обобщенно-умозрительный характер, то там, где появлялось описание конкретных фактов и эксперимент, там уже можно говорить о деятельности испытателя. Следует заметить, что – в отличие от гетевского героя – исторический Иоганн Георг Фауст в эту категорию не попадает: современники говорят о нем как о хироманте, свидетельствуют о его астрологических прогнозах, но не о научных изысканиях – так что с нашей точки зрения это скорее лжеученый.

Но даже в Новое время – когда естественные науки уже обособились друг от друга, термин «естествоиспытатель» сохраняется применительно к тем, кто проявил себя в нескольких науках.

Пример такого естествоиспытателя Нового времени – немецкий ученый Карл фон Райхенбах (1788-1869). Этот человек проявил себя и в химии открытием креозота и парафина, и в то же время исследовал нервную системы. Именно он впервые связал такие расстройства, как истерия, патологические страхи и сомнамбулизм с сензитивностью – яркостью сенсорных способностей.

Если же говорить и русских естествоиспытателях, то в первую очередь нужно вспомнить, конечно, М.В.Ломоносова, проявившего себя и в физики, и в химии, и в астрономии, и в приборостроении, и в металлургии.

В современности мы, пожалуй, уже не встретим естествоиспытателей. Слишком много информации накоплено человечеством в каждой науке, и чтобы чего-то в ней достичь, надо посвятить ей всего себя без остатка, не отвлекаясь ни на ч то иное. Поэтому сейчас можно говорить о физиках, химиках, астрономах и т.д., но не о естествоиспытателях.

Древнегреческий период – (VI III в. до н. э.)

Пифагор (582-500) и его ученики ввели в математику иррациональные числа. Считали Землю шарообразной, вращающейся вокруг собственной оси. Рассматривали числа как основу всего существующего, ключ к представлению о мироздании.

Демокрит (460-370) – ввел понятие атомов, малых и далее неделимых частиц, из которых состоит Вселенная.

Платон (428-347) – образовал в Афинах философскую школу, названную Академией. По Платону истинным бытием обладает мир вечных и неизменных идей, а предметы материального мира это лишь тени, отражения идей. Мир человек познает благодаря знаниям, которые скрыты в его душе, и которые он должен "вспомнить". Космос, согласно Платону, зрим, осязаем и материален, он существовал не всегда, а появился в результате творческого акта. Космос разделен на семь небесных кругов, соответствующих планетам и Солнцу, которые движутся вокруг шарообразной Земли.

Аристотель (384-322). Сочинения Аристотеля содержат практически все знания, накопленные до него в Греции, однако собственные исследования Аристотеля малочисленны. Отец Аристотеля был врачом. Образование получил в Академии Платона. В 343 г. стал воспитателем сына царя Македонии, будущего великого полководца Александра. В 335 г. основал в Афинах свою философскую школу, получившую название Ликей. После смерти Александра Македонского был вынужден бежать из Афин и умер 62-летнем возрасте в городе Халкиде на острове Эвбее.

Аристотель считал, что все существующее в мире состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня. Занимался классификацией и анатомией животных. Отрицал эволюцию.

Архимед (287-212). Родился на острове Сицилия в городе Сиракузы. Убит римским солдатом после взятия города полководцем Марцеллом. Разделял атомистические идеи Демокрита, считал, что Земля вращается вокруг Солнца. Положил начала статике (закон равновесия рычага) и гидростатике (закон Архимеда).

Евклид (IIIв. до н. э.) Жил и работал в Александрии. Написал пятнадцатитомный труд по математике "Начала". Создал аксиоматический метод в математике, который использовал для изложения геометрии.

Эпикур (341-270). Считал, что мир состоит из атомов и пустоты. Признавал существование богов, но считал, что боги живут далеко в межзвездном пространстве и в жизнь людей не вмешиваются и на нее не влияют. В последующие столетия Эпикур признавался философом-безбожником.

Римский период iiIв. До н. Э.

Клавдий Птолемей (90-160). Древнегреческий ученый, жил и работал в Александрии. В основном труде Птолемея, "Альмагесте", дано полное изложение всего, что было известно в астрономии к тому времени. Птолемей придерживался геоцентрической системы мира.

История довольно странным образом обошлась с личностью и трудами Птолемея. О его жизни и деятельности нет никаких упоминаний у историков той эпохи, когда он жил. В исторических работах первых веков нашей эры Клавдий Птолемей иногда связывался с династией Птолемеев, но современные историки полагают это ошибкой, возникшей из-за совпадения имён.

Период создания классической науки.

Возрождение (Начало зарождения капитализма,XV–XVIв.) – конецXIXв.

Николай Коперник (1473 – 1543)

Польский ученый-астроном, основатель гелиоцентрической системы мира. Основной научный труд "Об обращении небесных сфер" опубликован в 1543 г. Получив первый отпечатанный экземпляр работы, Коперник в ту же ночь скончался.

Джордано Филиппо Бруно (1548 – 1600)

Итальянский ученый, философ и поэт. В возрасте 15 лет принял монашество. В возрасте 24 года получил сан священника. Спасаясь от обвинения в ереси, покинул Италию. Около 15 лет за границей он занимался философией, космологией и поэзией. Джордано Бруно признавал гелиоцентрическую систему Коперника, считал, что во Вселенной имеются множества небесных светил подобных Солнцу, высказал предположение о существовании ряда неизвестных тогда планет Солнечной системы.

В 1592 г. по приглашению венецианского патриция Мочениго прибыл в Венецию для обучения его философии, но был предан в руки инквизиции. Около восьми лет находился в тюрьме, а в 1600 г. был сожжен на костре по обвинению в ереси.

Иоганн Кеплер (1571 – 1630)

Немецкий астроном и математик. Открыл три закона движения планет, носящие теперь его имя:

1. Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.

2. Радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени описывает равные площади.

3. Квадраты периодов обращений планет вокруг Солнца относятся, как кубы их средних расстояний от Солнца.

Работы Коперника и Кеплера – тот фундамент, на котором Ньютону удалось построить теорию всемирного тяготения.

Галилео Галилей (1560 – 1642)

Итальянский механик, астроном, математик. Жил и работал в разное время в Пизе, Падуе, Флоренции. Ввел в науку эксперимент как полноправный метод. Сконструировал и сам изготовил телескоп, с помощью которого наблюдал, что Солнце вращается вокруг оси, что у Юпитера имеются спутники подобные Луне. Он обнаружил 4 из 13 спутников известных в настоящее время. Увидел, что кажущийся туманностью Млечный Путь состоит из отдельных звезд.

Исследовал свободное падение тел и движение их по наклонной плоскости. Пришел к выводу о независимости законов механики от выбора инерциальной системы отсчета.

Основные работы: "Диалог о двух системах мира – Птолемеевой и Коперниковой" и "Беседы и математические доказательства, относящиеся к механике и местному движению".

В "Диалоге" Галилей доказывает справедливость гелиоцентрической системы Коперника несмотря на официальное запрещение книги Коперника "Об обращении небесных сфер" в 1616 г. и признании его учения еретическим. "Диалог" был издан на итальянском языке во Флоренции в 1632 г. В 1633 г. он был вызван Рим и предстал перед судом инквизиции, а 22 июня 1633 г. был вынужден принести публичное покаяние и отречься от учения Коперника. Ему было запрещено печатание сочинений и всякие разговоры о гелиоцентрической системе.

Рене Декарт (1596 – 1650)

Французский философ и математик. Заложил основы, из которых в будущем родилась аналитическая геометрия. Однако, в его труде "Геометрия" пока еще не появились "декартовые оси координат".

Дорогие пятиклашки!

Сегодня мы с вами познакомимся с великими естествоиспытателями.
Эпиграф:

"Наука самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя" А.Чехов

Изучением природы люди начали заниматься еще в древности. Изначально знания о природе находили применение в быту: когда цветут те или иные растения и при каком заболевании их можно использовать; когда созревают плоды. Человека интересовало, как животные ведут себя в природе, каким образом можно на них охотиться. На первых стадиях при изучении природы и живых организмов использовались только описательный метод и , затем уже и сравнение . Сегодня мы с вами познакомимся с учеными, которые занимались изучением природы.

Первые попытки изучения природы и живых организмов предпринимали первобытные люди. Основными методами были наблюдение ми описание. Таким образом накапливались сведения о растениях, животных и грибах. С возникновением и распространением письменности о живых организмах собралось огромное количество материала.

Пришло первое время привести в порядок разрозненную информацию, собрать воедино то, что уже известно.

Аристотель первым попытался систематизировать информацию о природе, то есть классифицировать и распределить по категориям или группам животных и растения.

Для ознакомления с биографией Аристотеля и его деятельностью предлагаю посмотреть видеофильм.


Он определил все живые организмы в систему, в которой на низшей ступени стояли просто организованные организмы, выше - более сложно устроенные животные. Например, он выделил группу животных, которые на сегодня представляют собой тип Членистоногие . К ним относятся современные насекомые, ракообразные, пауки.

Долгое время многие ученые пользовались системой Аристотеля, но шло время, материал обогащался новыми описаниями, мореплаватели открывали новые земли, привозили с собой до этого неизвестные растения. Система Аристотеля уже не могла помочь ученым ориентироваться в многообразии живых организмов. К этому времени ученые других стран также делали открытия, описывали новые растения и животных, давали им названия.
Но возникала путаница! Так как общались на разных языках, описывали по своему!
Все это привело к тому, что ученые не могли понять друг друга.

Выход из данной ситуации нашел Карл Линней . Посмотрите видеофильм об этом ученом.


  • Он предложил давать названия животным и растениям на одном языке, который будет понятен всем ученым. Таким языком оказалась ЛАТЫНЬ, потому что она является предшественницей многих европейских языков. Это язык науки (биологии, медицины и т.д.)
  • Еще одним очень важным решением Линнея стало его предложение давать живым организмам двойные , или бинарные (двусловные ), названия. Например, береза плосколистная, береза карликовая. Системой Карла Линнея пользуюемся по сей день. Она конечно же изменилась, но основой классификации живых организмов является ядро, которое заложил Линней.
Также известным ученым является Чарлз Дарвин . Он основоположник теории
эволюции. В своей работе Дарвин изложил и сумел доказать то, что виды на Земле непостоянны и могут изменяться. Полезные свойства, которые возникают у организмов в результате приспособления к среде обитания, могут закрепляться генетически и передаваться из поколения в поколение.
Посмотрите видеофильм о Чарлзе Дарвине.

А теперь встаньте из - за стола и проведите физкультминутку.


В нашей стране также осуществлялась работа по изучению живых объектов. Росссия всегда была богата талантливыми людьми. Среди них было немало ученых - биологов. Все они внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки.