Адаптация персонала в организации: методы. Основные проблемы адаптации на рабочем месте и самые эффективные способы решения этого вопроса Как происходит адаптация новых сотрудников

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с таким процессом, как адаптация на новом рабочем месте. Это просто колоссальный стресс для организма, ведь повышенный уровень тревоги не очень хорошо сказывается на здоровье. Сама адаптация проходит примерно две недели, но порой длится и дольше. Это зависит от ваших внутренних ресурсов и умении приспосабливаться к новым условиям.

От этих первых недель зависит ваше будущее, как вы успели показать свою компетентность руководству, какие отношения начали формироваться с коллегами и смогли ли занять и прочувствовать своё место, на котором комфортно и спокойно. Поэтому сегодня я поделюсь рекомендациями, как успешно пройти этот нелёгкий, но необходимый процесс.

Периоды

  1. Период острой адаптации (длится примерно месяц, порой затягивается и до 2-х). Обычно в это время происходит сравнение с предыдущим местом работы, в зависимости от восприятия нового. Если слишком большое количество тревоги и переживаний, то появляется высокая вероятность ощущений и мыслей, что совершил ошибку, что раньше было проще, возможно хуже, но, по крайней мере, всё было знакомо и понятно. Или наоборот, чрезмерное очарование, когда кажется, что нашёл место своей мечты и вот теперь-то будет по-другому и прекрасно. Он заканчивается в тот момент, когда вы начинаете замечать реальность. Не всё так однобоко, или плохо, или хорошо, когда чувствуете, что уже уверенны и порученные задания удаются. Тревоги практически нет, рабочий день становится предсказуемым, а среди коллег появились те, кто действительно рад вас видеть и с которыми начали формироваться отношения.
  2. Второй период начинается со второго месяца и примерно до 5-6 месяцев. Испытательный срок прошёл, требования могут стать выше, а человек немного расслабился, потому что с самым сложным для себя справился, с задачами ознакомлен, в компанию влился. Но на самом деле пройдён формальный этап, и теперь начальство может позволить при большей нагрузке начать критиковать выполненную работу. Из-за этого накапливается раздражение и злость, разочарование и обида. Это такой кризисный момент, и зависит от внутренних ресурсов человека, удержится он, или уволится, не справившись с напряжением и трудностями.
  3. Закрепление , начинается после полугода. Основные проблемы позади, человек нашёл своё место среди коллег, хорошо ознакомился с внутренними традициями и устоями и успешно выполняет свои обязанности.

Виды

  1. Профессиональная . Заключается в том, чтобы освоить и научиться специфике работы. Зависит от сферы деятельности, к примеру, проводится инструктаж, либо закрепляют старшего сотрудника, который вводит в курс дела и передаёт необходимые знания, у которого следует перенять манеру общения и поведения клиентами. Иногда устраивается ротация, то есть новенький работает по чуть-чуть в каждой отрасли компании, тогда он качественнее изучает деятельность предприятия и в курсе нюансов.
  2. Психофизиологическая . Это приспособление нового сотрудника к новым для него условиям работы. То есть, он обустраивает своё место, раскладывая необходимые бумаги и свои вещи как ему удобно, или как требуется регламентом.
  3. Социальная , или социально-психологическая. Порой самая сложная из всех видов. А именно потому, что обозначает установление коллегиальных и профессиональных отношений. Может затянуться по времени, в силу различных обстоятельств, к примеру, личных характеристик, внутренних ресурсов новенького, либо специфики самого устоявшегося коллектива. Существует такое понятие, как «моббинг», то есть «дедовщина», только уже на рынке труда. Преследование или несправедливое отношение коллектива по отношению к одному сотруднику.

Причины возникновения моббинга

  • Когда накапливается очень много напряжения в самом коллективе, но выхода этому напряжению нет длительный период, тогда вполне может «выстрелить» на нового человека, который не так знаком, и пока он больше как объект, потому что не сформировались отношения.
  • Начальство не умеет руководить людьми, устанавливать цели, стратегии и расставлять приоритеты, поэтому может сказываться на микроклимате среди сотрудников.
  • Неверно налаженный канал связи руководства с подчинённых, в таком случае обладание какой-либо информацией вызывает иллюзию власти у кого-то из коллег, которой он будет манипулировать.
  • Когда компания в кризисе, порой травлю устраивают искусственно, чтобы в конце испытательного срока вы пожелали уволиться сами, изрядно отработав положенное время, выкладываясь на полную. Либо сказать, что вы не отобраны, потому что не справились, но это в том случае, когда к вам будет слишком много неоправданных претензий со стороны руководства.

Подробнее о моббинге, вы можете .


Дайте себе возможность вливаться постепенно, вы пришли в новое место, и даже если прекрасно разбираетесь в специфике работы, необходимо внимательно присмотреться к обстановке, в которую попали.

А это значит, что изначально требуется признать тот факт, что первое время вам будет тревожно, и возможно некомфортно. И это нормально.

Не торопите себя и не ставьте сверхзадач. Изучите свои должностные обязанности, иначе, на правах старожилов, коллеги смогут перекладывать на вас задания, которые вы не обязаны выполнять.

  1. Учитывая то, что в первый рабочий день будет очень большое количество информации, обзаведитесь ежедневником, в который будете выписывать не только моменты, касающиеся ваших обязанностей, но и имена, фамилии, должности, телефоны, расположения кабинетов и прочее.
  2. Задавайте вопросы, не боясь выглядеть глупо, чем больше вы будете понимать о внутреннем распорядке, тем быстрее попадёте в течение. Лучше уточнить лишний раз, чем совершать ошибки и пытаться их исправить.
  3. Улыбайтесь, доброжелательность будет располагать к себе, ведь не только вы присматриваетесь к сотрудникам, им также важно понять, что за человек к ним пришёл.
  4. В отношениях с другими важно научиться балансировать между открытостью и осторожностью. То есть, не рассказывать изначально, чтобы скорее подружиться, о чём-то личном, что может в дальнейшем «сыграть» против вас. Но и не закрываться полностью, иначе это насторожит и настроит против себя. Особенно не следует негативно отзываться о прежнем месте работы и сплетничать. Этика, когда вы не фамильярничаете, умеете слушать и придерживаетесь принципа конфиденциальности, даёт больше шансов расположить коллег и непосредственно начальство.
  5. Узнайте о существующих традициях, возможно, какие-то будут очень вам кстати. К примеру, в некоторых компаниях принято, что новенький приносит угощения и накрывает стол. Это помогает познакомиться и сблизиться в более- менее неформальной обстановке. Только важно учитывать устоявшиеся традиции и правила, а не привносить свои в первые дни, иначе эффект будет противоположным.
  6. Важно отстаивать свои границы, мягко, но уверенно, особенно когда вами попробуют попользоваться на начальном этапе. То есть взваливать работу, которую вы не должны делать. Иногда срабатывает психологическая защита, человек очень хочет понравиться и боится, что в случае отказа его отвергнут, или пытается «выслужиться», чтобы оценили и заметили. Но это ловушка, которую человек сам себе устраивает, ведь в дальнейшем будет всё сложнее сказать: «нет».
  7. Будьте терпеливы, если изначально что-то пошло не так, как планировалось и хотелось, со временем всё наладится и станет на место, главное не опускать руки. В жизни мало статичности, всё возможно изменить, главное осознавать свои недочёты и исправлять их. По поводу рабочих нюансов, лучше, если начальство будет узнавать о ваших ошибках именно от вас, а не от кого-то из коллектива.
  8. Будьте готовы к гендерным нюансам. То есть, людей своего пола обычно воспринимают как конкурента. Не стоит этого пугаться или избегать конкурировать. Это значит, что вас оценили как равного себе, или даже в чём-то лучше, не стоит воспринимать как вражду. К сожалению, порой, особенно в женском коллективе придётся выдерживать и скрытую агрессию, то есть не направленную прямо, а с помощью сплетен, пакостей, или давать советы, которые вредят. Если женщина попадает в мужской коллектив, её принимают легко, но не воспринимают как равного и профессионала. Поэтому придётся попотеть, чтобы заслужить признание. Мужчину в женском, наоборот, сразу признают, но потом могут докучать излишним вниманием, кокетством и флиртом.
  9. Присмотритесь и выберите себе сотрудника, который по вашему мнению лучший, и стремитесь достигнуть того же уровня, учитесь у него, это будет мотивировать вас на личностный и профессиональный рост.

Как снять стресс


  1. Способы снять лишнее напряжение в основном связаны с техникой визуализации. Как это делается, можете изучить в моей статье . Для того чтобы облегчить процесс освоения на новом месте, представьте себе, лучше всего перед сном и накануне рабочего дня, что вы находитесь в своём офисе. Только постарайтесь представить его в малейших деталях, вплоть до того, где лежит ручка. Вообразите, что вы приступили к выполнению обязанностей и у вас это отлично выходит.
    Это упражнение помогает снять лишнюю тревогу, чтобы просто не волноваться, лучше направить эту энергию в приятное русло, чтобы адаптация проходила легче.
  2. Если среди сотрудников есть человек, который уж очень сильно вам неприятен, а может быть даже это начальник, которому высказать своё мнение вы не имеете права, а копить в себе злость – вредно, на помощь придёт метод «Трансформация». Как обычно происходит, когда что-то вызвало в нас сильные негативные чувства? Правильно, мы пытаемся переключиться и забыть о неприятной ситуации. Но как назло, не выходит, наша психика таким образом защищается. Следует сделать наоборот. По дороге домой, либо где вам удобно, представьте себя на месте этого негодяя. Воспроизвести его походку, манеру говорить, жесты и прочее. Поиграйте с этим образом. Это упражнение очень ресурсное, потому что, помимо того, что легализуется агрессия, проходит напряжение, а порой происходит озарение, будучи на месте обидчика, мы можем понять, что именно он хотел сказать и почему он так сделал.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Напоследок хочу порекомендовать почитать мою статью « », и тогда, опираясь на внутренние ресурсы и знания, вы с лёгкостью пройдёте адаптационный период и все его виды.

Если эта статья была полезна вам, можете добавить её к себе в соц. сети, кнопки находятся внизу. Вам будет полезно, а мне приятно.

Спасибо и до скорых встреч на страницах блога.

5

Вы думаете, что проблема адаптации касается только первоклассников и их родителей, вы глубоко ошибаетесь. Будьте готовы к подобным ситуациям: после каникул, при переходе ребенка в пятый класс, новую школу. Как помочь ребенку адаптироваться к процессу обучения и справиться с трудностями, вы узнаете, прочитав статью.

Ребенок пошел в первый класс – радостное, долгожданное и одновременно тревожное событие.

Родителям и сердобольным бабушкам до слез жалко малыша, ведь за порогом школы его ждут испытания, а он, такой беззащитный и нет рядом мамы, всегда готовой прийти на помощь.

В некоторых случаях процесс привыкания становится сложным этапом в жизни первоклассника и всей семьи. От того, как начнется школьная жизнь малыша, как он вольется в коллектив, зависит весь процесс дальнейшего обучения.

Адаптация первоклассника — это умение приспособиться к новым условиям.

Трудности адаптации к школе

Детсадовские детки привыкли к комфортному режиму дня — занятия, игры, еда и сон по расписанию, а школьная жизнь — более динамичная. Ребенок устает, часто не успевает выполнять задания педагога, расстраивается, капризничает. У домашних деток процесс привыкания проходит еще сложнее.

На психику и эмоциональное состояние ребенка оказывают влияния:

  • личностные качества классного руководителя
  • коллектив одноклассников
  • измененный режим дня
  • необходимость сидеть на одном месте целый урок
  • обязанности, которые на него возлагаются

Ребенок не понимает, почему его лишили возможности бегать, играть, а долгое сидение на одном месте для него — нудная и тяжелая задача. Если он начинает разговаривать на уроке или вертеться, получает замечание. Не получается заработать похвалу от учителя и хорошую оценку — отсюда обида, разочарование и первые трудности:

  • плохая успеваемость, дисциплина
  • лень и нежелание учиться
  • демонстрация своего отношения к школе и учителям
  • негативизм ко всему, что происходит в школе.

Как справиться и предупредить проблемы — задача родителей и педагогического коллектива.

Уровни адаптации ребенка к школе

После первого сентября наступает второе, третье и становится ясно — одни дети легко входят в школьную жизнь, у других процесс привыкания проходит болезненно, со слезами и истериками. Детей можно разделить на три группы по способности адаптироваться к требованиям и правилам школы.

К сожалению, практически половина первоклашек болезненно проходит начало длинного и сложного пути обучения.

Адаптация высокого уровня

Ребенок без проблем, на позитиве, принимает новые условия, требования и обязанности.

  1. Учится ребенок с удовольствием, он внимательно слушает учителя, без труда усваивает программный материал, решает сложные задачи, активен на уроках.
  2. Задания на дом выполняет с удовольствием, без напоминания родителей, проявляет интерес к школьным предметам, изучает материал досконально и глубоко, интересуется дополнительным материалом.
  3. Коммуникабелен, у него складываются хорошие отношения с одноклассниками и учителями.
  4. С удовольствием рассказывает, как прошел день, что интересного произошло, и что узнал нового.

Адаптация среднего уровня

Ребенок без труда приспосабливается к новым условиям.

  1. Хорошо учится и усваивает обязательный материал школьной программы, слушает учителя охотно, если тема ему интересная, принимает активное участие в обсуждении.
  2. Выполняет ответственно домашнюю работу (практически всегда), правда, внимателен и сосредоточен только в том случае, если ему нравится предмет или задание.
  3. Активен, участвует в жизни класса и школы, с удовольствием выполняет общественные поручения, коммуникабелен, имеет много друзей и не только из своего класса.

Низкий уровень адаптации

Ребенок отрицательно относятся к школе, одноклассникам и учителям.

  1. Ребенку не нравится учиться, постоянно симулирует заболевания, чтобы не ходить в школу.
  2. На уроке пассивен, не слушает учителя, отвлекается по малейшим пустякам, обязательный материал по предметам усваивает частично.
  3. Родителям приходится заставлять ребенка делать уроки и постоянно напоминать, что тот не сделал домашнее задание, выполнять которое он не хочет или не может без помощи родителей или учителя.
  4. О школе говорит неохотно, жалуется на одноклассников, учителей, имеет мало друзей.

Процесс адаптации к школе

Адаптация ребенка занимает определенное время и проходит поэтапно:

  • Ребенок приходит в школу

Начинается первый этап подготовки ребенка к школе.

  1. Педагогический коллектив знакомит ребенка с территорией вокруг школы, показывает, где находится спортивный, актовый зал, библиотека, класс, в котором он будет учиться (ознакомительная экскурсия).
  2. Проводятся занятия по мелкой моторике (рисование, лепка, аппликация).
  3. Занятия физкультурой для развития крупной моторики (игра мячом, настольным теннисом, отжимания).
  4. Дети выполняют с учителем упражнения по развитию образного и логического мышления.
  • Ребенок привыкает к школе

Психологи отводят полгода, по прошествии которых делается вывод, как дети адаптировались к школе.

  1. За это время учитель должен узнать особенности характера и возможности каждого ученика.
  2. Учителем и психологом оказывается помощь первоклассникам в адаптации к учебному процессу.
  3. Классный руководитель поддерживает постоянный контакт с родителями, которые, в свою очередь, должны как можно чаще посещать школу и беседовать с педагогом.
  • Ребенок не может адаптироваться к школе

После первого семестра классный руководитель сообщает родителям, какие успехи у детей за полгода обучения и проблемы адаптации отдельных учеников.

Работа с трудными детьми планируется на второй семестр, совместно с учителем, психологом и родителями, чтобы к концу года ребенок стал полноценным членом школьного коллектива.

При проявлении первых признаков дезадаптации первоклассника:

  1. Школьный психолог берет под наблюдение ребенка, дает рекомендации учителю и консультирует родителей.
  2. Проводится дополнительная работа вне рамок школьной программы по эффективному развитию ребенка, выявляются способности и возможности их реализации.
  3. Делаются психологические тесты уровня самооценки, агрессивности и тревожности ученика.
  4. В конце года подводится итог совместной работы по адаптации ребенка к школе.

Условия адаптации к школе

Чтобы ребенок легко привык и приспособился к новым условиям, нужно учитывать особенности адаптации к школе организма, нервной системы и поведения в коллективе и обществе.

Физиологическая адаптация к школе

С началом обучения организм ребенка перестраивается, у каждого этот процесс занимает разное количество времени.

В первую четверть у многих малышей наблюдается снижение аппетита и потеря веса. Ребенок жалуется на усталость, головные боли с трудом просыпается по утрам. Часто от переутомления снижается артериальное давление, возникают проблемы с кровеносной системой, которая в этот период претерпевает возрастные изменения.

Возникает вопрос — что делать?

Руководствуйтесь банальными, хорошо известными, рекомендациями:

  • Ничего нового: режим и еще раз — режим

Для первоклассника противопоказаны всякого рода продленки, даже если это вынужденная мера и ребенка некому забрать из школы обратитесь к бабушкам, дедушкам, сестрам.

  1. Ребенку 7 лет необходимо спать не менее 11 часов, затем зарядка и завтрак, если первоклассник пойдет в школу сонный, то первый урок он будет спать.
  2. После уроков обязательный отдых, желательно сон. В первом классе учитель не должен задавать на дом задания.
  3. Лучшее время занятий с ребенком после 9.00 для второй смены и 16.00 — для первой.
  4. Между занятиями делайте небольшие физкультминутки — чередование умственного и физического труда.
  • Больше движений — меньше пропущенных уроков

Первоклассник мало двигается, установлено, что на активный отдых у него уходит полчаса, конечно, есть уроки физкультуры, но они не решают проблему.

  1. Не ограничивайте ребенка в прогулках после уроков или сами погуляйте с малышом перед сном на свежем воздухе. Лучше он погоняет мяч с друзьями, нежели просидит за компьютером.
  2. Запишите первоклашку в бассейн, в спортивную секцию. Занятия спортом помогут предупредить многие болезни.
  3. Обеспечьте ребенку удобное место для занятий, обратите внимание на освещение и, как он сидит, чтобы не было в дальнейшем проблем с позвоночником.
  4. Сходите в школу и посмотрите комфортность пребывания малыша в классе, как и где он сидит, достаточное ли освещение в классе.

К сожалению, по статистике родители в большинстве случаев, в силу занятости или халатности, мало или вообще не контролируют ребенка. Он не досыпает, ест что попало, много времени проводит перед компьютером, не бывает на свежем воздухе. О хорошем самочувствии говорить не приходится.

Психологическая адаптация к школе

Психологическая готовность к обучению — это когда ребенку нравится ходить в школу, учиться, и у него хорошее настроение. Противоположное состояние в поведении малыша говорит о том, что внутренне, душевно, он не готов к школе.

Как ребенок психологически адаптируется к школе, зависит от вас. Несколько простых рекомендаций, которые помогут ребенку:

  1. Ваш малыш должен знать, что всегда любим, даже, если у него что-то не будет получаться
  2. Не кричите, не ругайте, не позволяйте физическое наказание по отношению к ребенку
  3. Контролируйте, но без пристрастия, давайте больше самостоятельности
  4. Проявляйте интерес к учебе и школьной жизни ребенка, он должен чувствовать ваше участие и заботу
  5. Никогда не ставьте в пример других детей — это удар по самолюбию
  6. Хвалите его за маленькие победы, но не перехвалите, стимулируйте к новым успехам и поощряйте его

Не забывайте, что каждый первоклассник уникален, со своим характером, типом темперамента. Согласитесь, что холерику, в силу подвижности нервной системы, сложно усидеть на уроке и за домашней работой, а флегматика — заставить принять быстрое решение.

Социальная адаптация к школе

Если ребенок пришел в школу из детского сада, он имеет первоначальные понятия социализации в обществе, что отличает его от первоклассника, который был до школы с мамой или няней.

Пройдет немного времени, и разношерстная группа детей превратится, под руководством учителя, психолога и родителей, в дружный коллектив.

Ребенок должен уметь налаживать отношения с детьми и учителями, заводить знакомства, отстаивать свое мнение и дать возможность высказаться другому. При конфликтных или сложных ситуациях ребенок должен научиться достойно выходить из них и самостоятельно принимать решения.

Главная задача родителей и педагогов — помочь первокласснику найти свое достойное место в коллективе, не стать изгоем.

Готовность и адаптация к школе

Родители ошибочно считают, что ребенка нужно научить читать, считать, заранее выучить таблицу умножения, и он готов к школе. Когда начинается учебный процесс, они недоумевают, почему ребенок, прекрасно (по их мнению) подготовленный к школе, отстает от одноклассников.

  • Интеллектуальная готовность
  1. Способность ребенка правильно составлять предложения, понятно и доходчиво доносить свою мысль
  2. Умение первоклассника выделять главное, обобщать, делать выводы
  3. Возможность ребенка рассуждать, основываясь на своих наблюдениях и жизненном опыте

Все эти качества помогут первокласснику усваивать школьную программу, вызывать интерес к изучаемым предметам и желание узнать больше, расширяя для себя рамки школьной программы.

На поведение и успеваемость ребенка оказывает влияние отношение с одноклассниками, он должен научиться жить в коллективе.

  • Социальная готовность
  1. Ребенок должен уметь налаживать отношения с одноклассниками, иметь навыки личностного общения
  2. Уметь презентовать себя, сам начинать разговор или поддерживать беседу
  3. У него должны быть навыки общения с взрослыми людьми — учителями, администрацией
  • Личностная готовность
  1. Ребенок понимает, что он вырос и детский сад уже позади, начинается новый, более ответственный и взрослый, этап в жизни.
  2. Ему понятна мотивация учебы, он ставит цель достичь хороших результатов. Может реально оценить свои способности и понимает, что ему многому необходимо научиться.
  3. Знает, несмотря на то, что игра интереснее, чем домашнее задание, но его нужно сделать в первую очередь.

Адаптация пятиклассников к школе

Говоря об адаптации ребенка к школе, невозможно оставить без внимания сложный процесс перехода детей из начальной школы в среднюю. Если родители первоклашек, отправляя свое чадо в первый класс, знают, какие трудности приходится преодолевать ребенку, то родители пятиклассников не догадываются о сложностях адаптации своих детей к новым условиям.

  1. В начальной школе они были самыми старшими, а придя в среднюю, оказались самыми маленькими, что меняет их статус, и с этим сложно мириться.
  2. Ставшая второй мамой — первая учительница уже заботится о новых первоклашках, а пятиклассники чувствуют себя покинутыми.
  3. Незнакомые предметы и новые учителя, каждый со своими требованиями — все это вызывает тревожные чувства и неуверенность.
  4. Формируются новые классы, приходят новички, с которыми могут устанавливаться сложные отношения.

Часто адаптация пятиклассника проходит легко и безболезненно:

  • приходит с хорошим настроением из школы
  • идет на занятия без уговоров
  • самостоятельно выполняет домашнее задание, в редких случаях просит помощи
  • изучение школьной программы не вызывает у него трудности
  • у него много друзей, активно участвует в жизни класса

Если все прямо в поведении ребенка наоборот, значит, возникли трудности адаптации, ему нужно помочь. Старайтесь разговаривать как можно больше с ребенком, ведь только так есть возможность узнать, что его беспокоит и постараться решить с ним все проблемы вместе.

Видео: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе?»

Михаил Притула

Head of HR Preply. Ранее работал в Wargaming, «СТБ», «Альфа-Банке». Более 12 лет в HR.

Теме адаптации сотрудников, или, как её называют на Западе, onboarding, посвящено много исследований, статей, рекомендаций и даже книг в стиле «Ваши первые 90 дней на новой работе». Не буду перегружать вас упоминаниями книг, статистикой, ссылками и прочим, а сразу перейду к делу и дам несколько советов из моего 12-летнего опыта работы в HR.

Адаптация не происходит сама по себе

Какой бы крутой ни был профессионал. Распространено убеждение, что если мы берём на работу суперкрутого профи, то он уж точно сам разберётся, что делать и как адаптироваться. Мол, это чуть ли не признак профессионала. Не адаптировался - значит, не профи. Следующий!

На самом деле в лучшем случае адаптация затянется и сотрудник выйдет на полную мощность через 3–6 месяцев (зависит от уровня позиции и сложности должности). С качественной адаптацией этот срок сокращается вдвое.

Сколько вы там платите вашему новому маркетинг-директору? 5 000 долларов в месяц? И как вы считаете, стоят ваши усилия 15 000 долларов, которые вы сэкономите компании? Агентствам за поиск кандидатов вам три зарплаты платить жалко, а на адаптации вы их легко теряете?

Первый день критичен

Итак, вы поняли, что адаптация - крайне полезная штука. Что делать, куда бежать? Нанимать срочно HR-менеджера, который займётся адаптацией ваших сотрудников? Нет, сначала успокоиться. 90% успеха адаптации заложены в первом рабочем дне, и руководителю под силу сделать это качественно самому. Но придётся подготовиться.

Документы

Удостоверьтесь, что к этому времени документы подписаны (сотрудники не любят, когда подписание документов с компанией затягивается на несколько дней). Лучше сделать это заранее, если возможно.

В «СТБ» мы, например, высылали анкету кандидата, которую человек заполнял дома и присылал нам. В «1С» у нас были шаблоны всех договоров, куда мы подгружали анкету кандидата и за 5 минут печатали все документы. Сотруднику не придётся ждать, пока ваш кадровик наберёт его данные от руки.

В Preply мы вообще подписываем все контракты в DocuSign, у нас даже нет такого понятия, как пойти в отдел кадров. Человек высылает скан паспорта, мы вносим в контракт, загружаем в DocuSign и высылаем на подпись СЕО и сотруднику. Подпись цифровая, можно поставить даже с телефона.

Рабочее место и необходимые доступы

Все учётки должны быть заведены: почта, Slack и прочее. Мы это делаем сразу после подписания контракта.

Проверьте, что компьютер готов, стол и стул ждут хозяина. Вишенка на торте - пакет новичка: ручка и блокнот с фирменным логотипом, футболка, набор наклеек, ленточка для пропуска, значок компании (бюджет - 10–15 долларов).

Знакомство с офисом и сотрудниками

Сотрудники должны быть проинформированы. Если в компании работает менее 100 человек - пишем в Slack, кто к нам присоединился, бросаем ссылку на профиль в LinkedIn (в России - на Facebook). Если в компании больше 100 человек - делаем то же самое, но только в пределах департамента (который тоже до 100 человек).

В первый день устройте экскурсию по офису: здесь у нас кухня, здесь туалет, тут переговорная (которую мы бронируем вот так), курим мы вот там, здесь бухгалтерия, а тут любимый пони нашего директора.

Познакомьте новичка с теми, кто сидит рядом: «Коллеги, минуточку внимания, к нам присоединился (…), прошу любить и жаловать».

Как себя вести, если вы…

Руководитель

Поздравляю, вам выпала честь адаптировать нового сотрудника. За вас это никто не сделает, но точно смогут помочь. Итак, что же от вас требуется:

  1. Встретьте сотрудника утром. Отметьте это сразу в своём календаре или попросите HR всегда отмечать даты выхода нового сотрудника.
  2. Проведите его по офису. Покажите рабочее место, проверьте, что сотрудник везде залогинился.
  3. Уделите час беседе с новичком. Поговорите о вашей компании, о подразделении, об основных задачах (общих и персональных). Расскажите, что сотруднику нужно изучить в первую неделю, чего от него ждут в первые три месяца.
  4. Улыбайтесь. Это крайне важно. Даже если у вас парализовано пол-лица, улыбайтесь оставшейся частью. Я серьёзно, не будьте букой, сотрудники приходят в компанию, а уходят от руководителя.
  5. Поставьте задачи и письменно их зафиксируйте, хотя бы отправьте в виде письма по почте (это уже после встречи, когда задачи обсудили устно).
  6. Дайте все необходимые документы и доступы.
  7. Выберите в команде опытного и общительного человека и назначьте его наставником для сотрудника. К нему новичок сможет обращаться по всем вопросам.

Новый сотрудник

  1. Подумайте, какой информации вам не хватает и где вы её будете брать. Смело задавайте вопросы.
  2. Поймите свои задачи на первую неделю, месяц, три месяца. Если руководитель не озвучил, спрашивайте сами.
  3. Записывайте имена всех, с кем знакомитесь. Вообще, первое время рекомендую записывать всё: объём информации большой, точно забудется.
  4. Рассказывайте о себе очень кратко при каждом знакомстве, например:В стартап-среде это называется «питчинг» или elevator speech. Подготовьтесь заранее. Для новых сотрудников вы никто, пока не расскажете о себе. Не упустите шанс произвести хорошее впечатление сразу.
  5. Если должность подразумевает внедрение изменений в компании, проще всего их сделать в первые 60 дней, потом будет тяжелее. Особенно если нужно принять непопулярные решения или просто сложные: наём, увольнение сотрудников, перевод на другую должность, переход на новое программное обеспечение, новая форма отчётности, перестроение процесса, инвестиции во что-то новое.
  6. Спланируйте маленькие победы, они помогут сформировать доверие к вам. Например, выберите небольшие задачи, которые вы бы могли решить в первые 60 дней, и сфокусируйтесь на них. Отложите пока задачи, которые требуют свыше 60 дней вашей работы. Здесь я бы привёл аналогию с подходом Agile в программировании, когда мы не стараемся сделать сразу очень большой и очень сложный продукт, а делим его на части и разрабатываем поэтапно.
  7. Договаривайтесь о 30-минутных встречах со всеми, с кем будете работать. Подготовьте заранее список вопросов и записывайте ответы.
  8. Спрашивайте, что работает хорошо, что плохо, что нужно поменять. Соберёте много информации и построите доверительные отношения.
  9. Проведите аудит и презентуйте результаты, если вы руководитель или эксперт.
  10. Договоритесь с руководителем о регулярной встрече один на один, чтобы рассказывать о результатах и получать обратную связь.
  11. Улыбайтесь коллегам. Никто не хочет работать с угрюмыми сотрудниками, даже если вы пока что в стрессе.

HR

Мог бы написать целую книгу, но дам несколько наиболее важных советов:

  1. Делайте дни новичков: соберите их перед старыми сотрудниками и попросите кратко рассказать о себе (5 минут). Мы так делаем в Preply, и это очень круто работает.
  2. Используйте специальный софт для настройки уведомлений сотруднику и всем вовлечённым, чтобы те не забывали, что нужно сделать при выходе сотрудника. Мы пользуемся BambooHR, где есть раздел Onboarding, позволяющий настроить уведомления любым сотрудникам с любыми задачами и указанием сроков. Например, за три дня до выхода сотрудника админ получает уведомление о создании учётной записи, а в день выхода - руководитель о необходимости поставить задачи.
  3. Регулярно общайтесь с новичками. Если у вас нет HR-бизнес-партнёра, пусть ваши рекрутеры общаются с новичками один раз в неделю.

Коллега

Конечно, как коллега вы не имеете никаких обязанностей по адаптации новичков, но определённо можете извлечь пользу для себя. Люди хорошо помнят, кто им помогал в трудные минуты (хотя не всегда говорят об этом публично), поэтому у вас есть все шансы построить хорошие отношения с новичком и потом расчитывать на его помощь. Вот несколько советов:

  1. Познакомьтесь первым. Подойдите и скажите: «Привет, меня зовут Миша, я здесь Head of HR. Вижу, ты новенький, давай знакомиться».
  2. Скажите, чтобы он обращался к вам по любым вопросам.
  3. Расскажите, что сами считаете важным и нужным.
  4. Пригласите на обед.
  5. Расспросите новичка о прошлом опыте, планах и целях. Дайте информацию, полезную для их достижения.

Заключение

Адаптация во многих компаниях либо не осуществляется, либо осуществляется крайне плохо, в результате чего страдает как бизнес, так и сотрудник. Причина - отсутствие понимание процесса с обеих сторон. Простые советы, описанные выше, помогут значительно улучшить процесс адаптации в компании, даже если у вас нет HR-сотрудников.

При поступлении на новую работу полезно осознать необходимость адаптации. Имеет смысл запастись терпением и дать себе установку: не делать поспешных выводов. Многие новички, столкнувшись с первыми трудностями, теряют желание бороться. Проходит месяц, другой -- и новоиспеченный сотрудник находит подходящий предлог, чтобы уйти из компании. Такая манера поведения совершенно не оправдана. На любом месте работы в первое время возникают сложности. В большинстве случаев имеет смысл подождать еще немного, приложив усилия для преодоления трудностей -- и ситуация приходит в норму.

Большинство проблем у новичков возникает из-за отсутствия достаточной информации о рабочем процессе, регламенте и т.д. Именно поэтому очень важно на каждом этапе (п.1.2, раздел 1) оказывать поддержку новому сотруднику, давать исчерпывающую информацию, делиться опытом, знакомить с коллегами. Отсутствие этой информации так же сказывается на удовлетворенности работой.

Проблемы, с которыми сталкиваются новички можно условно разделить на две группы: профессиональные и коммуникационные. Первые непосредственно связанны со служебными обязанностями, вторые - это проблемы общения с сослуживцами.

К первой группе проблем относятся:

  • - адаптационный период в рамках данного периода «новички» нуждаются в опеке, как непосредственного начальника, так и лиц отвечающих за реализацию кадровой политики в организации - отдела кадров. Необходимо понимать, что большинство людей в первые дни работы больше всего опасаются не справиться с новой должностью, обнаружить недостаток опыта и знаний, показать некомпетентность, не найти общего языка с руководителем и коллегами и их расположения, не быть воспринятым в целом и в итоге потерять работу;
  • - следующей проблемой адаптации можно выделить «перенагрузку» новых сотрудников в первое время работы, что, безусловно, скажется отрицательно на процессе адаптации, но и «недогрузка» на работе и постановка упрощенных задач может вызвать отрицательные моменты в процессе адаптации как то недооценка молодых специалистов и недоверие к ним;
  • - так же без внимания нельзя оставлять и вопросы мотивации нового сотрудника именно в период адаптации. К сильным средствам, способствующим мотивации новых сотрудников и успешной их адаптации, относятся беседы с руководством, разъяснения и рекомендации. Такие встречи и указания придают новичку чувство уверенности, снижают ощущение потребности и ненужности, резко повышают чувство принадлежности к деятельности организации;
  • - в процессе выявляется и такая проблема, как отсутствие периода адаптации как такого - нет ни института наставничества, ни попыток создания условий для вхождения нового сотрудника в должность и коллектив;
  • - еще одной проблемой адаптации молодого (нового) сотрудника может стать ситуация сравнивания с тем кто занимал должность до его прихода. В данном случае может развиться комплекс не соответствия занимаемой должности, или боязнь быть хуже предшественника, или наоборот особое рвение к работе;

Ко второй группе относятся:

Взаимоотношения с коллегами и руководством, конфликтные ситуации на рабочем месте - это тоже является одной из проблем адаптации сотрудника к новым социально-психологическим условиям труда.

  • - взаимоотношения с руководителями разных уровней, это касается руководителей отделов, и руководителей высшего звена, в чьем подчинении находятся специалисты, то в процессе социально-психологической адаптации, наиболее часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заключаются в следующем:
    • 1. С подчиненными поначалу не всегда можно найти общий язык вследствие их настороженности. Коллектив не знает, чего можно ожидать от нового руководителя, т. к. в начале работы человек, как правило, демонстрирует свои положительные стороны и тщательно скрывает отрицательные, и должно пройти достаточно времени, прежде чем коллективу удастся составить правильное мнение о руководителе.
    • 2. Существует опасность несоответствия уровня руководителя уровню подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, подчиненные не смогут адекватно воспринимать его требования или распоряжения, основанные, например, на нестандартном подходе, и руководитель окажется в положении генерала без войска. Если происходит наоборот, то коллектив оказывается «стадом без пастуха» -- этот вариант может привести к эмоциональной напряженности, особенно в случае, когда прежний начальник имел более высокий профессиональный уровень.

Узнайте, что такое адаптация персонала. Подробно расскажем о видах адаптации. На конкретных примерах покажем, как правильно построить систему адаптации. Бонус: 6 распространенных ошибок адаптации.

Из статьи вы узнаете:

Адаптация персонала: чего боится новичок

HR-ам хорошо известно, что каждый новый сотрудник испытывает стресс. Он боится не правильно выполнить задачу, не найти общий язык с коллегами или нарушить, какое-то неписаное правило и вызвать смех или нарекания.

Рейтинг фобий нового сотрудника

  1. Не справлюсь с обязанностями, не смогу уложиться в срок.
  2. Не найду общего языка с коллегами.
  3. У меня найдут профессиональные недостатки или пробел в знаниях.
  4. Не сработаюсь с руководителем.
  5. Потеряю это место.

Впрочем, у многих первоначальный стресс быстро проходит, и они начинают эффективно работать. Но есть сотрудники, которые долго принимают решения.

Чтобы ускорить процесс адаптации таких сотрудников разрабатываются специальные программы, инструменты и методы.

Примером адаптации может стать программа «Три касания» . Цель программы - быстрое вовлечение новичков в работу. К концу второго месяца работы новые сотрудники показывают отличные результаты и начинают двигаться по карьерной лестнице.

Подробнее о рассказала на страницах журнала «Директор по персоналу» Ксения Левыкина, HR-бизнес-партнер компании HiConversion.

Ответы на вопросы кадровиков и HR-ов с 12.00 до 14.00 3 апреля:

  • Удалёнка. Как оформить, оплатить и контролировать работу и что сделать с теми, кого нельзя перевести (простой)?
  • Сокращение персонала. Пять уроков прошлого кризиса, которые надо учесть в этот раз.
  • Неполный рабочий день. Как перевести и что делать с сотрудниками, которые откажутся?

Традиционно выделяют 2 вида адаптации сотрудников - производственную и внепроизводственную.

Производственная адаптация включает в себя профессиональную, психофизиологическую, организационную и санитарно-гигиеническую адаптации.

За этими длинными и неуклюжими словами скрываются стандартные для всех компаний процедуры:

  • сотрудника знакомят с правилами работы;
  • определяют круг обязанностей;
  • показывают рабочее место;
  • представляют коллегам.

Далее из компетенции HR-а сотрудник попадает в компетенцию инспектора по охране труда. Знаете ли вы, что адаптировать сотрудников можно уже на этапе подбора ? Эксперты системы кадры расскажут, как это сделать.

Внепроизводственная адаптация - это выстраивание неформальных отношений с коллегами. Праздничные корпоративы, спортивные состязания, выезды на природу, словом, все что даст сотрудникам возможность увидеть друг в друге не только штатных единиц и функциональных исполнителей, а обычных людей, которые могут быть друзьями.

Классификация адаптации по видам не имеет прямого практического назначения. Вы не можете сказать сотруднику: «В понедельник у нас социальная адаптация, во вторник - производственная, в среду - психофизиологическая, в четверг - организационная, а в пятницу - экономическая и банкет» . Все виды адаптации сотрудник будет проходить одновременно: и в понедельник, и во вторник, и в течение нескольких, очень сложных для него недель.

★Важный факт. 80% сотрудников, уволившихся в первые шесть месяцев после приема, приняли это решение в первые 2 недели работы на новом месте. Это значит, что решение уволиться работник принял именно в период адаптации.

Адаптацией рядовых сотрудников занимается HR, а кто занимается адаптацией HR-а? Об этом шел разговор на вебинаре -

Пример комплексной адаптации

Чтобы сотрудник благополучно прошел все виды адаптации на рабочем месте, необходима комплексная система. Система адаптации предполагает проведение разных мероприятий и назначение ответственных за них. Данные о мероприятиях и ответственных удобнее всего представить в виде таблицы.

Таблица. Адаптация новых сотрудников в первые дни их работы в компании

Когда проводить

Цель

Что организовать

Ответственный

Познакомить с организацией, дать представление о ее структуре

Сотрудник оформляется в отделе кадров. Предоставить новичку общие сведения о рабочей дисциплине и оплате труда

Инспектор по кадрам, менеджер по персоналу

Проводится Welcome-тренинг, на котором в интерактивной форме дают основную информацию о структуре компании, ее миссии и ценностях, о правилах поведения в компании.

Менеджер по персоналу (контроль - директор по персоналу)

Скачать таблицу полностью

6 распространенных ошибок адаптации

Ошибка 1 . Новичка перегружают неструктурированной информацией.

Ошибка 2 . Сотруднику приходится выполнять обязанности, которые не обсуждались на собеседовании.

Ошибка 3 . Адаптационный период слишком короткий.

Ошибка 4 . HR-а нет на месте в первый день работы новичка.

Ошибка 5 . Новый сотрудник предоставлен сам себе.

Ошибка 6 . Новичок не может сразу приступить к работе по каким-то причинам.