Среды жизни и места обитания животных. Познание мира среда обитания животных Сообщение о животных занимающие разные среды обитания

В нашей статье мы рассмотрим характеристику царства животных. Представители этой систематической единицы отличаются большим разнообразием и широко распространены в природе. К ним относится более 5 миллионов видов, в том числе и человек.

Царство животных: общая характеристика и разнообразие

По каким признакам можно определить, относится ли организм к животным? Прежде всего это гетеротрофный способ питания, активное передвижение в пространстве, развитая нервная система, ярко выраженная реакция на раздражитель. Это и есть основные характеристики царства Животных.

Количество видов этих представителей органического мира в несколько раз превышает вместе взятые растения и грибы. Среди животных встречаются как микроскопические одноклеточные организмы, так и настоящие гиганты. К примеру, горбатый кит, длина тела которого приближается к 15 метрам.

Среда обитания

В природе животных можно встретить абсолютно везде. Их основная среда обитания - наземно-воздушная. Они бегают по земле, летают, ползают в самых разнообразных условиях: от жарких пустынь до холодной тундры. Большое количество животных обитает в водоемах. Это и дельфины. У некоторых видов жизнь с водой связана лишь частично: моржи, тюлени, морские слоны, нерпы. Почвенными обитателями традиционно считаются многие виды червей. Но здесь также живут слепыши и кроты. Их органы зрения недоразвиты из-за приспособленности к отсутствию солнечного света.

Питание

Потребление готовых органических веществ - основная характеристика царства животных. Данный признак является определяющим в вопросах классификации. К примеру, одноклеточный организм хламидомонада активно передвигается при помощи жгутиков и светочувствительного глазка. Но является он представителем растительного мира, поскольку способен к фотосинтезу.

Активное перемещение тела в пространстве - еще одна важная характеристика царства животных. Одноклеточные виды осуществляют его с помощью специальных структур. Они называются органеллами движения. У инфузории это многочисленные реснички, у эвглены зеленой - жгутик. А вот не имеет постоянной формы тела. Ее цитоплазма постоянно образует временные выпячивания - ложноножки, или псевдоподии.

У движение осуществляют более сложные структуры. Так, кишечнополостные имеют кожно-мускульные клетки. Сокращаясь, они изменяют форму и положение тела в пространстве. Покровы червей представлены кожно-мускульным мешком. Он состоит из покровного эпителия, а также одного или нескольких слоев мышц. Высокоорганизованные животные имеют опорно-двигательную систему. Это совокупность скелета и мышц. Дифференциация последних позволяет животным осуществлять самые сложные движения.

Рост

Увеличение размеров тела большинства животных происходит только на протяжении определенного времени их жизни. Такой рост называется ограниченным. К примеру, формирование человека прекращается примерно к 25 годам. Неограниченный рост также является характеристикой некоторых представителей царства животных. Он характерен для крокодилов, черепах, некоторых видов рыб.

У насекомых, ракообразных и пресмыкающихся рост сопровождается линькой. Дело в том, что их покровы не способны к растяжению. И только сбрасывание кутикулы и хитина позволяет телу увеличиваться в размерах.

Способы размножения и развитие

Для большинства животных характерно половое размножение. Оно происходит с участием половых клеток - яйцеклеток и сперматозоидов. Процесс их слияния называется оплодотворением. В зависимости от места, в котором оно происходит, оплодотворение может быть наружным или внутренним.

В первом случае половые клетки сливаются вне организма самки. Такая особенность характерна для земноводных и рыб. Поскольку оплодотворенные яйцеклетки не защищены от неблагоприятных условий среды, то самки мечут в воду тысячи икринок. Во втором случае и оплодотворение, и последующее развитие осуществляется внутри женского организма. Поэтому у таких особей больше шансов выжить, а их количество меньше.

В редких случаях животные могут размножаться почкованием. К примеру, пресноводная гидра. Сначала на ее теле образуется небольшое выпячивание, оно увеличивается в размерах, приобретает черты взрослого организма, после чего переходит к самостоятельному существованию. Некоторые виды рачков размножаются партеногенетически. Это развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

Способ индивидуального развития - еще одна характеристика царства животных. Это качественные изменения организмов. При прямом развитии рождается животное, которое является копией взрослого организма. Оно характерно для птиц, пресмыкающихся, млекопитающих.

Если на свет появляется особь, которая значительно отличается от взрослой, то такой способ развития называется непрямым. К примеру, личинки лягушек внешне напоминают мальков рыб и активно плавают в воде. То же можно сказать и о бабочках. Их личинки, которые называются гусеницами, поедают листья растений, а взрослые особи - нектар цветов.

Самые-самые

Краткая характеристика царства животных была бы неполной без знакомства с самыми необычными из них. Рекордсменом по размеру является синий кит, достигающий в длину более 30 метров. Впечатляет и вес этого гиганта - 190 тонн. А Даже школьник ответит, что это жираф. Самым удивительным является факт, что при росте около 6 метров в его шейном отделе всего 7 позвонков. Такое же количество и у полевой мыши, и у шиншиллы.

Титул самых быстрых на планете по праву занимают гепард, антилопа, касатка, и рыба парусник. В своей среде обитания за ними не угонится никто. Среди силачей лидирует жук-носорог, который способен поднять вес в 850 раз больше его собственной массы.

Итак, основными характеристиками представителей царства животных являются:

  • распространение во всех средах обитания;
  • гетеротрофное питание;
  • активное передвижение в пространстве;
  • развитие опорно-двигательной и нервной системы;
  • ограниченный рост.

Среды жизни и места обитания животных Взаимосвязи животных в природе 7 класс . Биология. 2 урок.


Основные среды обитания животных – это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные .


Наземно-воздушная. Ее освоили пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери (рис. 7, А). Здесь встречаются животные , быстро бегающие по открытым пространствам (степям, лугам, пустыням); обитающие в лесу и лазающие по ветвям деревьев и кустарников; живущие под пологом леса.


Наземно-воздушная. По экологическим условиям наземно-воздушная среда – самая разнообразная. Поэтому животные , освоившие ее, отличаются сложным строением и поведением.

Водная среда обитания. Условия жизни животных в ней сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды. Плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха. В воде более сильные перепады давления, меньше кислорода, активнее, чем в воздухе, происходит поглощение солнечных лучей.


Водная среда обитания. В водной среде обитают рыбы, киты, дельфины, раки, моллюски, насекомые и др. (рис. 7, Б). Одни животные "парят" в толще воды (планктон), другие быстро плавают (нектон), некоторые держатся у дна (бентос) или у самой поверхности водоема.


Почвенная среда обитания. Она имеет очень плотную структуру, в нее не проникает свет. Здесь сглажены температурные перепады, создается особый режим влажности. Вместе с представителями других царств в почве живут дождевые черви (см, клещи, личинки насекомых, муравьи, медведки (рис. 7, В). Многие млекопитающие роют норы в почве, а крот и слепыш всю жизнь проводят под землей.

Среды обитания. Некоторые животные освоили не одну, а сразу две среды. Так, лягушки обитают и в наземно-воздушной и в водной средах, суслики и полевые мыши – в наземно-воздушной среде и в почве.


Места обитания животных Животные в любой среде обитания живут не везде, а занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания животных (рис. 8).

Места обитания животных Соловьи встречаются только в сырых затемненных участках леса у водоемов и опушек. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением (омуты и заводи), заросшие у берегов. Хищные жуки-скакуны встречаются только на сухих песчаных участках или по обочинам грунтовых дорог.


Места обитания животных У крупных подвижных животных места обитания большие и просторные. Например, дельфины (см. также живут в морях и океанах. Шустрые синицы обитают в смешанных лесах, рощах и дубравах. Мелкие животные имеют небольшие участки в местах обитания. Так, тли живут на зеленых листьях или молодых побегах растений.


Места обитания животных Нередко одно и то же место обитания населяют разные виды животных. Места обитания, занимающие обширные площади, например моря, леса, степи, населяет наибольшее число видов животных.


Места обитания животных Животные хорошо приспособлены к жизни в определенных местах обитания. У степных животных длинные ноги, способствующие быстрому бегу и большим прыжкам. У лазающих по деревьям животных острые когти или присоски, у водных – плавники и плавательные перепонки между пальцами. Многие животные


Места обитания животных. Многие животные обладают защитной окраской или формой тела, успешно скрывающей их от врагов.

Хищничество Взаимоотношения между животными, когда одни из них добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством. Хищники – это сокол, преследующий голубя; жук, нападающий на гусеницу; щука, ловящая плотву (рис. 9). Животные , на которых охотятся хищники, – их жертвы.


Хищничество. У хищников есть приспособления для охоты – это ловчая паутина паука, мощные зубы волков или тигров и острые когти сов.


Приспособления для защиты. У жертв существуют свои приспособления, чтобы скрыться или убежать от хищника, защититься от него. Это и быстрые ноги антилопы, и большие уши зайца, и покровительственная окраска хамелеона, и иглы ежа.

Хищники. Хищники играют важную роль в природе – они сдерживают чрезмерное размножение животных, выбраковывают слабых и заболевших.


Конкурентные отношения. Животные , населяющие одно и то же место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения.

В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей – горностаи и хорьки, питающиеся мышами и полевками (рис. 10); из птиц – мухоловки и синицы, конкурирующие друг с другом из-за подходящих для гнездования убежищ. Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении.


Симбиоз. Кроме того, у животных существуют и взаимовыгодные отношения – симбиоз (рис. 11). Это полезно для контактирующих животных.

Симбиоз. Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию. Она защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник, перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи.


Квартирантство Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартирантством. К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые, жабы, ящерицы (рис. 12). Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им свое убежище.

Место и роль животных в природных сообществах. Животные зависят друг от друга и контактируют не только между собой, но и с растениями, и с другими живыми организмами: бактериями, грибами. Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества, или биоценозы.


Биоценоз. Биоценоз – это совокупность животных, растений, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоема. Таковы, например, растения и животные , грибы и бактерии, обитающие в одном пруду, болоте, лесу или на лугу. Более мелкие биоценозы входят в состав более крупных.


Биоценоз. Основная форма взаимоотношений организмов в природном сообществе – это пищевые, или трофические, связи. В любом природном сообществе начальным пищевым звеном, создающим в нем запас энергии, являются зеленые растения, которые на свету из углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных солей создают органические вещества.


Цепи питания. Растениями питаются растительноядные животные . Их, в свою очередь, поедают животные -хищники. Так в природных сообществах возникают сложные пищевые связи – выстраиваются цепи питания.


В любом биоценозе различаются три группы организмов: продуценты – производители органических веществ (зеленые растения), их потребители – консументы (растительноядные, хищные и всеядные животные) (рис. 13) и, кроме того,


Редуценты. другие живые организмы, питающиеся трупами и отходами (отмершими частями растений, телами погибших животных и их экскрементами), – это разрушители, или редуценты (рис. 14).


Редуценты. К ним относятся птицы и звери-падальщики, жуки-могильщики и дождевые черви, питающиеся перегнившими листьями. Эти животные , а в большей степени бактерии и грибы, доводят разложение органических веществ до минеральных, тем самым повышая плодородие почв и возвращая в природу взятые растениями минеральные вещества.

Экологическая ниша. Положение вида и его роль в биоценозе, определяемые его связями с другими видами и отношением к факторам живой и неживой природы (свету, влажности, температуре и т. п.), называется экологической нишей.


Экологическая ниша. Экосистема (биогеоценоз) – совокупность различных организмов, населяющих определенную территорию и живущих в конкретных условиях окружающей среды: температуры, давления, влажности, солености. В экосистеме живые организмы и компоненты неживой природы объединены круговоротом веществ и потоком энергии.


Вывод. Таким образом, организмы взаимодействуют не только между собой, но и с абиотической (неживой) средой обитания (почвой, атмосферой, гидросферой) и образуют экосистемы, или биогеоценозы.

Вопросы. 4. Какую роль в природе играют конкурентные взаимоотношения животных и симбиоз? Подтвердите примерами. 5. Дайте определение понятиям "биоценоз", "экосистема".

Человек на протяжении сотен тысяч лет своего существования активно воздействовал на окружающую его живую природу. Уже древний человек, освоив огонь, вышел победителем в соревновании с другими видами, которые заселяли природные для обитания пещеры, уничтожил многих крупных плейстоценовых млекопитающих. Но было, начиная со времени «неолитической революции» – создания производительного хозяйства, земледелия, растениеводства и животноводства – и другое глобальное воздействие: сведение естественных экосистем и замена их сельскохозяйственными угодьями, а затем и городами с их пригородными зонами. Такие экосистемы, нередко более продуктивные, чем естественные, а их биоразнообразие может быть довольно велико. Однако, говоря о созданном человеком биоразнообразии, мы имеем в виду те биологические формы, которые целенаправленно были созданы человеком путем селекции, отбора, а теперь и генной инженерии.

Так например, разнообразие культивируемых животных, среди которых используются сотни пород рогатого скота, пушных зверей, лошадей, рыб, птиц и не менее 2 тыс. пород собак. Инициатором изучения генетической изменчивости домашних животных был российский генетик А. С. Серебровский, создавший в 1928 году особое научное направление – геногеографию, которая занимается картированием генетической изменчивости видов. Сам он занимался генетикой кур, среди которых в начале ХХ века в России были известны десятки пород. Его продолжателем стал академик Д. К. Беляев, изучавший генетическую изменчивость домашних животных, особенно в азиатской части России, и организовавший на Алтае первый в мире заповедник для домашних животных.

Таким образом, человек не только повинен в исчезновении множества видов на нашей планете, но и создал десятки тысяч форм растений, животных, микроорганизмов, которые без его участия никогда бы не появились.

В разнообразии геномов домашних животных А. С. Серебровский еще в 20-е годы прошлого века призывал видеть такое же естественное богатство страны, как в запасах нефти, золота, угля и других природных ресурсов. Современное высокопроизводительное хозяйство без использования культурных растений и животных, без эффективных технологий их разведения уже невозможно.

50.Менеджмент и сохранение биоразнообразия.

Главное для защиты и управления редкими и исчезающими видами – это понимание их взаимоотношений с окружающей средой и состояния их популяций. Такого рода информацию обычно называют естественной историей или иногда просто экологией видов. Обладая знаниями о естественной истории редких видов, менеджеры могут принимать более эффективные меры для их охраны и выявления факторов, подвергающих их риску вымирания.

Ниже перечислены группы экологических вопросов, на которые необходимо ответить для того, чтобы предпринять эффективные меры по сохранению на популяционном уровне. Для большинства видов без специальных исследований можно ответить лишь на некоторые из этих вопросов. Поэтому решения по вопросам менеджмента часто приходится принимать до того, как эта информация будет собрана. Очевидно, что конкретный тип собираемой информации зависит от характеристик вида.

Окружающая среда . Каков тип местообитания, в котором обнаружены виды и как велик ареал каждого из них? Насколько изменчива окружающая среда во времени и пространстве? Как часто эта область подвергается катастрофам? Как деятельность человека воздействует на местообитание

Нарушения. Где находится вид, обнаруженный в его местообитании? Перемещается ли он между местообитаниями или мигрирует в другие географические области; совершает перемещения в течение дня или в течение года? Насколько хорошо вид заселяет новые местообитания? Как деятельность человека влияет на распространение вида?

Морфология . Каким образом форма, размер, цвет и другие особенности покровов особей позволяют виду существовать в его среде обитания?

Физиология. Сколько пищи, воды, минеральных компонентов и прочего необходимо особи для выживания, роста и размножения? Насколько эффективно особью используются эти ресурсы? Насколько чувствителен вид к климатическим перепадам: жаре, холоду, ветру, осадкам?

Демография. Каков нынешний размер популяции и каким он был в прошлом? Является ли количество особей стабильным, увеличивающимся, уменьшающимся?

Поведение . Каким образом поведение позволяет особи выживать в окружающей среде? Как особи в популяции спариваются и дают потомство? Каким образом индивиды этого вида взаимодействуют друг с другом, на кооперативной и конкурентной основе?

Генетика . Насколько генетически контролируется морфологическая и физиологическая изменчивость особей?

Базовую информацию , необходимую для принятия мер по сохранению вид ов или определения их статуса, можно получить из следующих источников.

    Неопубликованные литературные данные . Значительное количество информации в области биологии сохранения находится в неопубликованных отчетах ученых, государственных агентств и природоохранных организаций. Эта так называемая “серая литература”

Мониторинг популяций

Для выявления статуса конкретного редкого вида производится инвентаризация его численности в природе и осуществляется контроль за ее изменением во времени. С помощью регулярно проводимой переписи популяции можно определить изменения, происходящие в ней с течением времени. Мониторинг эффективен для обнаружения реакции популяции на изменения в окружающей среде. Например, с помощью мониторинга было показано, что уменьшение числа видов орхидей было связано с интенсивным стравливанием скотом их местообитаний. Мониторинг особенно чувствительных видов, например бабочек, используемых как индикаторные виды, позволяет судить о долговременной стабильности экологических сообществ.

Полевые исследования . Определить охранный статус вида и его взаимоотношения с биологической и физической средой можно только в поле.

Существует несколько подходов к мониторингу видов. Инвентаризация – это простой подсчет количества особей в популяции. овторяя инвентаризацию через определенные отрезки времени, можно определить: стабильна ли популяция или же ее численность увеличивается или уменьшается. Инвентаризация – недорогой и прямой метод. Он может дать ответ на следующие вопросы: сколько особей на сегодня составляют популяцию? Сохранялась ли численность популяции стабильной за весь период проведения переписей?

Демографические исследования заключаются в наблюдении за выбранными особями в популяции с целью определения темпов их роста, репродукции и выживаемости. В такое исследование следует включать особей всех возрастов и размеров. Наблюдать можно и за всей популяцией или же за ее представительной частью. При полном популяционном исследовании подсчитываются все особи, определяется их пол, по возможности возраст, измеряются размеры и метятся все экземпляры для их идентификации в будущем. Места, где их нашли, наносятся на карту.

Анализ популяционной жизнеспособности (АПЖ) – раздел демографического анализа, направленный на понимание того, насколько данный вид способен сохраниться в окружающей среде. АПЖ определяет потребности вида и ресурсы, присутствующие в окружающей его среде, для выявления уязвимых моментов в его естественной истории.

АПЖ полезен для понимания последствий фрагментации или деградации местообитания редкого вида. Попытки применять на деле результаты анализа популяционной жизнеспособности уже начались. Один из наиболее ярких примеров АПЖ, сочетающего генетический и демографический анализ, – это изучение мангобея – исчезающего примата, обитающего в пойменных лесах в природном заповеднике вдоль р. Тана в восточной Кении. Увеличить вероятность выживания мангобея сможет менеджмент-план, в котором будут предусмотрены увеличение площади охраняемых лесов, высаживание в них растений, служащих для мангобеев источником корма, и создание коридоров, облегчающих их передвижение между фрагментами леса.

Метапопуляция

С течением времени популяции вида могут исчезать в локальном масштабе, а новые популяции могут образовываться на соседних подходящих местах. Многие виды, обитающие в кратковременно существующих местообитаниях, например в травянистом покрове часто затопляемых речных долин или в недавно сгоревших лесах, лучше всего характеризуются метапопуляциями (“популяция популяций”), состоящими из меняющейся мозаики временных популяций, в некоторой степени связанных между собой миграциями. Объектом популяционных исследований обычно бывают одна или несколько популяций, но иногда требуется изучение всей метапопуляции.

Эндемичный мытник Фурбиша (Pedicularis furbishiae) встречается вдоль р. Мейн в области, подверженной периодическому затоплению. Паводки часто уничтожают некоторые популяции растений, но в то же время они создают новые прибрежные местообитания, пригодные для образования новых популяций. Изучение отдельной популяции дало бы неполную картину вида, поскольку одна конкретная популяция является короткоживущей. А метапопуляция в данном случае самая подходящая единица изучения, а речной бассейн – подходящая единица менеджмента.

Долгосрочный мониторинг видов и экосистем . Долгосрочный мониторинг процессов в экосистемах (температура, режим осадков, влажность, почвенная кислотность, качество вод, скорость потоков, почвенная эрозия и т.д.), сообществах (видовой состав, растительный покров, количество биомассы на каждом трофическом уровне и т.д) и численности популяции (количество особей определенного вида) необходим, поскольку иначе невозможно отличить годовые естественные колебания год от года от долговременных тенденций . Например, популяции многих амфибий, насекомых и однолетних растений сильно меняются год от года. Поэтому для того, чтобы определить, действительно ли вид снижает свою численность или просто текущий год отличается естественным циклическим падением численности популяции, требуются многолетние данные.

Мониторинг позволяет менеджерам проектов определить, достижимы ли цели этих проектов или планы менеджмента требуют доработки. Некоторые изменения в природе могут на много лет отставать от своих первопричин, поэтому для их понимания необходимо выявление всей цепочки событий в экосистемах. Например, кислые дожди и другие загрязнения воздуха могут ослабить и погубить деревья в течение десятилетий, что влечет за собой увеличение смыва почвы в поверхностные воды и, соответственно, превращение водной среды в непригодную для личинок некоторых редких видов насекомых. В этом случае причина (загрязнение воздуха) возникла за десятилетия до того, как проявился ее эффект (исчезновение насекомых).

Образование новых популяций

Многие специалисты начали разрабатывать подходы к спасению видов. Разработано несколько впечатляющих методов создания новых диких и полудиких популяций редких и исчезающих видов и увеличения размеров уже существующих.

Для создания новых популяций животных и растений используют три базовых подхода. Программа реинтродукции предусматривает выпуск рожденных в неволе или отловленных в природе особей в ту область их исторического ареала, где этот вид уже больше не встречается. Главная задача программы реинтродукции – создать новую популяцию ее в естественной среде обитания.

Программа увеличения численности предусматривает выпуск в существующую популяцию для увеличения ее размера и генного пула. Для этого животных либо отлавливают в природе, либо выращивают в неволе. В качестве одного из особых примеров можно привести программу, в соответствии с которой только что вылупившихся морских черепашат передерживают в неволе, пока они не выйдут из самого уязвимого молодого возраста, а затем выпускают обратно в природу. Программа по интродукции включает перенос растений и животных в области, находящиеся вне их исторических ареалов, в надежде, что они создадут новые популяции. Такой подход вполне оправдан, когда окружающая среда в историческом ареале вида разрушена до такой степени, что вид не может там больше жить, или когда еще не устранена причина его угасания, что делает реинтродукцию невозможной. Плановая интродукция вида на новое место требует тщательного исследования, чтобы убедиться, что от него не пострадают новая экосистема и популяции местных исчезающих видов. Кроме того, необходимо быть уверенным, чтобы выпускаемые животные не получили в неволе заболевание, которое может распространиться и поразить дикие популяции.

Образование новых популяций растений

Подходы к созданию новых популяций редких и исчезающих видов растений коренным образом отличаются от таковых для наземных позвоночных животных. Животные могут расселяться на новых местах и активно искать микроучастки с наиболее походящими для них условиями. А семена растений попадают на новые участки с помощью ветра, животных и воды. Популяции редких и исчезающих видов растений обычно не удается создать из высеваемых семян в большинстве, казалось бы, подходящих для них мест Чтобы увеличить шансы на успех, ботаники часто проращивают семена в контролируемых условиях и выращивают молодые растения в охраняемых местах. Только после того, как растения минуют хрупкую стадию проростка, их переносят в природу. В других случаях растения выкапывают из дикой популяции. Обычно это те популяции, которым угрожает уничтожение, или те, для которых удаление небольшой части растений не нанесет явного ущерба популяции. Затем растения переносят в незанятое, но, безусловно, подходящее место. Хотя такие методы переноса (трансплантации) дают высокие основания для уверенности в том, что вид выживет на новом месте, они все же не могут имитировать естественные процессы, поэтому иногда популяции не плодоносят и не дают проростков, следующего поколения.

Стратегии сохранения еx situ

Наилучшей стратегией для долговременной защиты биологического разнообразия является сохранение природных сообществ и популяций в дикой природе, т. е. сохранение in situ . Только в дикой природе виды способны продолжать внутри своих природных сообществ процесс эволюционной адаптации к изменяющейся окружающей среде. Однако для многих редких видов сохранение in situ не спасает их от увеличивающихся антропогенных нарушений. Если популяция слишком мала чтобы выжить, или если все сохранившиеся особи находятся за пределами охраняемой территории, тогда охрана in situ может оказаться неэффективной.

В таких обстоятельствах единственный способ предотвратить вымирание вида – это поддержать вид в искусственных условиях под присмотром человека. Такая стратегия называется ex situ. Уже есть ряд животных, вымерших в дикой природе, но сохранившихся в неволе, например олень Давида.

Стратегии сохранения ex situ и in situ дополняют друг друга. Особей из популяций еx situ могут периодически выпускать в природу. Чтобы увеличить эффективность мер по сохранению животных in situ, в их дикие популяции выпускают особей из популяций, созданных ex situ. Изучение содержащихся в неволе популяций обеспечивает понимание базовой биологии вида и позволяет разработать новые стратегии сохранения популяций in situ. Размножающиеся ex situ популяции избавляют от необходимости отлавливать животных в природе для зоопарков или исследования.

Зоопарки

В зоопарках, вместе с курирующими их университетами, правительственными департаментами дикой природы и природоохранными организациями сегодня содержатся свыше 700 тыс. особей, представляющих 3000 видов млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий.

Главная цель большинства крупных зоопарков сегодня – это создание в неволе популяций редких и исчезающих животных. Лишь небольшая часть редких видов млекопитающих, содержащихся в зоопарках по всему миру, представлена сегодня устойчивыми популяциями с численностью, достаточной для поддержания генетического разнообразия. Чтобы исправить эту ситуацию, зоопарки и курирующие их природоохранные организации предприняли значительные усилия для создания дополнительных условий для содержания. Организуются научные общества, разрабатываются технологии, необходимые для формирования размножающихся популяций редких и исчезающих видов, например снежного барса и орангутана, а также для разработки новых методов и программ возвращения видов в природу

Некоторые из таких обществ узкоспециализированы, например Международный фонд журавлей в Висконсине, который пытается создать популяции размножающихся в неволе всех видов журавлей.

Усилия по сохранению ex situ все более направляются и на спасение исчезающих видов беспозвоночных, включая бабочек, жуков, стрекоз, пауков и моллюсков. Это очень важно, поскольку видов беспозвоночных гораздо больше, чем позвоночных, но многие из них отличаются ограниченным распространением и снижаются в численности. Другие важные объекты усилий по сохранению ex situ – редкие породы домашних животных, от которых человек получает животный белок, молочные продукты, кожу, шерсть, использует в сельском хозяйстве, в качестве транспорта и для развлечений.

Разрабатывается большое количество инновационных программ для увеличения темпов репродукции содержащихся в неволе видов. Некоторые из них заимствованы из медицины человека и ветеринарии, а другие – совершенно новые методы, специально разработанные для конкретных видов.

Эти технологии включают: перекрестное выкармливание, когда самка из обыкновенного вида выкармливает детенышей редкого вида; искусственное осеменение, в случаях когда животные не желают спариваться или живут в разных местах; искусственная инкубация яиц в идеальных условиях; перенос эмбрионов, то есть имплантацию оплодотворенных яйцеклеток редких видов в суррогатную самку обычного вида. Один из новых подходов состоит в замораживании яйцеклеток, спермы, эмбрионов и тканей стоящих на грани вымирания видов – это так называемые “замороженные зоопарки”. Есть надежда, что в будущем можно будет восстановить эти виды с помощью новых технологий, например клеточного клонирования. . Некоторые животные, особенно морские млекопитающие, настолько крупны и настолько требовательны к специализированным условиям среды, что меры по их содержанию и уходу нереализуемо дороги. Многие беспозвоночные имеют необыкновенно сложный жизненный цикл, при котором по мере роста меняется их диета и порой неуловимо сменяются требования к условиям среды. Многие их таких видов невозможно восстановить при нашем сегодняшнем уровне знаний. Наконец, несмотря на все усилия ученых, некоторые виды просто сложно разводить. Два ярких примера – гигантская панда и суматранский носорог. У них очень низкие темпы воспроизводства в природе, а в неволе, несмотря на значительные усилия по поиску эффективных методов для их размножения, они практически не размножаются.

Аквариумы

Сохраняя водные виды, ихтиологи, морские биологи, исследователи коралловых рифов, работающие в демонстрационных аквариумах, все больше сотрудничают с коллегами из научно-исследовательских институтов, правительственных рыбных департаментов и природоохранных организаций для разработки программ по сохранению богатых естественных водных сообществ и особо важных видов. В настоящее время в аквариумах содержится приблизительно 600 тыс. особей рыб, главным образом отловленных в дикой природе. Основные усилия сегодня направлены на развитие технологий по разведению и содержанию редких видов рыб в аквариумах с тем, чтобы потом выпустить их в природу, или уменьшить необходимость отлова диких видов. Многие из используемых технологий разведения рыб исходно были разработаны биологами-рыбоводами для крупномасштабных воспроизводственных мероприятий в отношении трески, окуня, лосося и других промышленных видов. Другие технологии были открыты в коммерческих аквариумах по мере расширения торговли тропическими рыбами. Программы по разведению исчезающих морских рыб до сих пор находятся в зачаточном состоянии, но сейчас в этой области ведутся активные исследования. По мере того, как аквакультура все больше снабжает человека рыбой, моллюсками и креветками, разрабатываются селекционные программы по созданию генетического резерва, необходимого для улучшения этих видов и защиты их от болезней и непредусмотренных угроз.

Особенно велика роль аквариумов в сохранении исчезающих китообразных. Сотрудники аквариумов часто откликаются на просьбы общественности о помощи китам, выбросившимся на берег или потерявшим ориентацию на мелководье. Потенциально для разработки программ помощи исчезающим видам персонал аквариумов может применять знания, накопленные при работе с обычными содержащимися в неволе видами, например афалиной.

Ботанические сады и дендрарии

В 1600 ботанических садах мира находятся крупнейшие коллекции живых растений, которые представляют собой главный ресурс для реализации мер по сохранению растений. Сегодня в ботанических садах всего мира растет 4 млн растений, представляющих 80 тыс. видов, то есть приблизительно 30% флоры мира. Список увеличивают виды, выращиваемые в питомниках, садах, любительских садиках и в других подобных условиях (хотя часто они представлены единичными экземплярами). В крупнейшем в мире ботаническом саду, Королевском ботаническом саду (Англия) культивируются 25 тыс. видов растений – это около 10% всех видов в мире, из которых 2700 относятся к исчезающим.

Ботанические сады все больше ориентируются на выращивание редких и исчезающих видов растений, многие из них специализируются на определенных их типах. Дендрарий Арнольда при Гарвардском университете выращивает сотни видов деревьев умеренного климата.

На международном уровне Секретариат по охране ботанических садов (Botanical Gardens Conservation Secretariat BGCS) Международного союза охраны природы (МСОП) организует и координирует усилия, предпринимаемые ботаническими садами мира. Приоритетной задачей программы является развитие всемирной системы баз данных для координации коллекционной деятельности и выявления важных видов, недостаточно полно представленных или отсутствующих в живых коллекциях. Существует проблема распределения ботанических садов, поскольку большинство из них находятся в зонах умеренного климата, тогда как большая часть видов растений в мире обнаружена в тропиках. Хотя существует несколько крупных садов в Сингапуре, Шри-Ланке, на Яве и в Колумбии, создание в тропической зоне новых ботанических садов должно быть приоритетной задачей для международного сообщества в деле охраны природы. Соответственно, должно быть организовано обучение местных специалистов-систематиков, которые будут в них работать.

Банки семян

Там, где исчерпаны все резервы сохранения вида на месте, приходится думать о возможности сохранения хотя бы его генофонда в виде семян, половых клеток в специальных хранилищах – банках. По отношению к сельскохозяйственным видам животных и растений эта идея уже нашла практическое осуществление в США, РФ.Банк семян не решает проблемы сохранения генофонда всех растений, так как многие виды размножаются только вегетативно.

К настоящему времени разработаны методы консервации генома растений посредством глубокого замораживания тканей, находящихся в точках роста, зародышевых структур, половых и соматических клеток.

При этом наибольшее значение для сохранения генома имеет, по-видимому, сохранение меристемы, так как именно они дают возможность полностью восстановить и размножить данный генотип.

Для 60 видов декоративных растений сохранение и размножение меристемы стало обычной практикой массового размножения и оздоровления посадочного материала. Процесс этот сложный:

    Получение культуры клеток

    Развитие эмбрионов (зародышевых структур)

    Постепенное замораживание клеток

    Рекультивирование клеток после замораживания.

Уже в 60-х годах были созданы банки микроорганизмов – не с целью сохранения генофонда как такового, а с экспериментальными целями и для безопасного хранения возбудителей особо опасных инфекций. Видимо, по отношению к прокариотам создание генетического банка является уже и в наше время вполне реальной задачей. Сложнее с генетическим банком животных.

В 60-е годы появились первые банки спермы крупного рогатого скота и петухов. Значительные видовые различия в чувствительности половых клеток разных видов животных к замораживанию, хранению и оттаиванию не позволяют надеяться на разработку простых методов хранения генов исчезающих видов.

Сперма быков в замороженном состоянии может храниться десятилетия, а сперма лошадей, овец – несколько часов. Кроме того, оказалось, что особенно плохо переносят замораживание неоплодотворенные яйцеклетки животных.

Разработана схема сохранения и воссоздания животных из консервированных половых и соматических клеток, зигот, эмбрионов.

В мире существует 14 банков – хранилищ семенных образцов культурных растений и их ближайших родичей. Одна из коллекций создана при секретариате Международного совета по генетическим ресурсам растений. Пока созданы 2 банка замороженных клеток исчезающих видов животных: в Техасском медицинском центре и в зоопарке Сан-Диего.

51. Биоразнообразие как природный ресурс. Основные направления антропогенного воздействия на биоразнообразие. Экономические цели сохранения биоразнообразия. Экономические и финансовые механизмы сохранения биоразнообразия.

Биоразнообразие как природный ресурс

Согласно Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России: сохранение биоразнообразия должно решаться в рамках социально-экономической и природной подсистемы. Игнорирование одной из подсистем ведет к общему кризису как общества, так и природы.

Развитие социально-экономических отношений за счет хищнического природопользования привело к кризису всей системы в целом.

Преодоление современного экологического кризиса возможно только на основе осознания того, что нормальное развитие природных подсистем, включая ООПТ,– необходимое условие устойчивого существования социоэкосистемы и, следовательно, самих людей.

Сокращение биоразнообразия занимает особое место среди основных глобальных экологических проблем современности. Происходит массовое уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. Природные экосистемы полностью изменены или уничтожены на пятой части суши. С 1600 года зарегистрировано исчезновение 484 видов животных и 654 видов растений, сегодня в Красный список МСОП (2000) занесено более 9 тыс. видов животных и почти 7 тыс. видов растений. Реально же исчезло и находится под угрозой исчезновения в несколько раз больше видов, поскольку большая часть видового разнообразия еще не описана. Возможные последствия разрушения биоты по своей катастрофичности для человечества могут превзойти эффекты от всех других процессов глобального экологического кризиса.

Дальнейшее сокращение биоразнообразия может привести к дестабилизации биоты, утрате целостности биосферы и ее способности поддерживать важнейшие характеристики среды. Россия играет ключевую роль в сохранении глобального разнообразия, имея на своей территории основную часть разнообразия экосистем и видов живых организмов крупнейшего региона планеты – Северной Евразии.

Хозяйственная деятельность человека ускоряет вымирание биологических видов, темпы которого в настоящее время в 100–1000 раз превышают естественные потери видов. Происходит глобальное обеднение биоты и в связи с этим систематическое снижение способности Земли поддерживать живые системы на ней. Таким образом, нарушение биоразнообразия – это потеря потенциала поддержания жизни. Биоразнообразие фактически стали рассматривать как важный комплексный системообразующий природный ресурс для выживания человека и для его экономической деятельности.

Этот вид ресурса тесно связан с другими природными ресурсами – в зависимости от их классификации: биологическими, генетическими, водными, лесными, почвенными, минеральными и др.

Основные направления антропогенного воздействия на биоразнообразие.

Антропогенное воздействие подразделяется на прямое и опосредованное .

Прямое уничтожение популяций животных и растений в результате: чрезмерных объемов добычи, низкой культуры промысла; нелегального промысла; нерациональной и неизбирательной борьбы с сорняками и вредителями сельского и лесного хозяйства, в том числе с использованием ядохимикатов; гибели животных на инженерных сооружениях; уничтожения населением животных и растений, считающихся опасными, вредными или неприятными; нелегального сбора и коллекционирования живых организмов.

Уничтожение природных экосистем в результате: превращения их в сельскохозяйственные угодья, включая распашку степей; ведения лесного хозяйства нерациональными методами, приводящими к сокращению биоразнообразия; различных видов строительства; добычи полезных ископаемых; осушения болот; водной и ветровой эрозии почв; гидростроительства, создания водохранилищ, уничтожения малых рек.

Опосредованное

Можно выделить три направления таких воздействий:

Физическое , т.е. изменения физических характеристик среды: изменения климата и погоды; изменение физических свойств почвы или грунта; зарегулирование стока рек, изъятие воды из водоемов; сейсморазведка и взрывные работы; действие электромагнитных полей; шумовое воздействие; тепловое загрязнение.

Химическое, то есть загрязнение воды, воздуха, почв: промышленными предприятиями; транспортом, включая аварийные разливы нефти; бытовыми и муниципальными стоками; энергетическими предприятиями, включая АЭС; добывающими компаниями; сельскохозяйственными предприятиями (гербициды, пестициды, химические удобрения); ядохимикатами при борьбе с вредителями и болезнями леса; военными объектами; в результате запуска космических ракет; в результате глобального переноса загрязнений, включая «кислотные дожди».

Биологическое , выражающееся в нарушениях структуры природных биоценозов: преднамеренная и непреднамеренная интродукция, а также саморасселение чужеродных видов; распространение болезней животных и растений; проникновение в открытые агросистемы и природные экосистемы генетически измененных организмов, эвтрофикация водоемов, уничтожение пищевых ресурсов животных.

Как правило, различные виды человеческой деятельности (сельское хозяйство, строительство, разработка полезных ископаемых, транспорт, промышленность, рекреация, промысел и т.д.) оказывают как прямое, так и опосредованное воздействие. При этом последние могут действовать по нескольким направлениям. Поэтому антропогенные воздействия часто являются комплексными и могут сопровождаться синергическими и кумулятивными эффектами.

Экономические цели сохранения биоразнообразия

В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (принята в Рио - 92) ставятся 3 цели в области биоразнообразия:

    сохранение биологического разнообразия;

    устойчивое использование его компонентов;

    получение на справедливой и равной основе выгод (связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования).

Экономические и финансовые механизмы сохранения биоразнообразия.

    Экономические механизмы сохранения биоразнообразия. Экономические механизмы включают систему мер:

    Регулирующих существующие рыночные отношения посредством платежей (налогов, штрафов) и стимулов (например, налоговых льгот, неденежных субсидий).

    Создающих новые рынки:

    Контролируемая рекреационная деятельности (включая туризм, экологические тропы и т.д.), размещения (зоопарки, аквариумы, океанариумы и т.п.);

    Стимулирование разведения коммерчески ценных видов на специализированных фермах и в неволе;

    Акционирование экологических объектов с ценными или редкими видами, выпуск природоохранных облигаций, создание системы страхования редких видов, использование компенсаций (льгот) частным или коллективным землепользователям за ущерб, нанесенный редкими хищниками домашнему хозяйству;

    Поощрение контролируемой коммерческой деятельности в ООПТ (национальных парках, заказниках, охранных зонах заповедников);

    Стимулирующих сохранение некоммерческих биологических видов (например, использование компенсаций (льгот) частным или коллективным землепользователям, отдельным гражданам за охрану ими редких видов на их территориях).

    часть средств (от ренты/прибыли/выручки частных и государственных компаний, учреждений, органов), получаемых от пользования невозобновимыми природными ресурсами (нефть, газ, другие минеральные ресурсы) направлять на сохранение ценных видов;

    часть средств, получаемых от коммерческого использования (прибыли компаний) возобновимых природных ресурсов и от штрафов за браконьерскую деятельность, использовать для сохранения редких видов;

    средства, вырученные от продажи коммерчески ценных видов в результате их лицензионного изъятия из природной среды, полностью направлять на охрану редких видов.

В реформировании налоговой системы на макроуровне следует выделить следующие аспекты:

    реформирование системы налогообложения (налогообложение на вовлекаемые в производство природные ресурсы, а не на результат производства)

    возрастание удельного веса налогов на природоэксплуатирущую и природозагрязняющую деятельность (как важной причины вымирания редких видов) в общей сумме налогов.

    экологизация системы налогообложения – создание единой системы налогов, охватывающей всю природно-продуктовую вертикаль (цепочку) – от первичного природного вещества до конечной продукции, получаемой на его основе.

    пересмотр и отмена субсидий, наносящих ущерб окружающей среде и редким видам (в энергетике, промышленности, на транспорте и в сельском хозяйстве)

Для устойчивого использования коммерческих видов при общем направлении на минимизацию их изъятия в качестве основных мер можно отметить:

    получение максимального количества биоресурсов из культур путем: повышения продуктивности существующих культур; введения новых видов в культуру; + генной инженерия;

    замену природных материалов синтетическими

Основой становления эффективной системы экономических механизмов охраны видов должно быть:

    учета и оценки имеющихся биоресурсов

    оценка вклада биоресурсов видов в национальную экономику

    оценка экономической продуктивности различных экосистем

    разработка структуры экономической ответственности за охрану редких видов в регионе

    обеспечение реализации экономических стимулов для сохранения редких видов;

    вовлечение местного населения в получение экономических стимулов от сохранения редких видов

    проведение экономической оценки редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу

    включение экономического раздела в эколого-экономический кадастр ООПТ и разработка методики его заполнения

Механизмы предупреждения появления редких видов и их вывода из Красных книг должны быть направлены на ограничение, нейтрализацию и/или устранение указанных лимитирующих факторов.

Например, установление квот изъятия биологических видов, изъятие (выкуп) экокритических земельных участков местным правительством; введение стимулов – более дешевых лицензий на оборот нередких видов, вознаграждения заповедникам, местной администрации; обмены одних земель (с редкими видами) на другие; разрешения властей на изъятие и продажу отдельных (больных, малосильных и т.п.)

    Финансовые механизмы сохранения биоразнообразия

Задачами финансирования сохранения биоразнообразия являются:

    способствовать капиталовложениям в изучение и сохранение биологических видов

    доступ к технологиям, чтобы существенно расширить имеющиеся возможности для решения проблемы утраты биологического разнообразия

    выделить средства на мероприятия по формированию у населения экологической культуры

В качестве возможных источников финансирования и экономического стимулирования охраны биологических видов можно использовать:

    бюджетное финансирование на всех уровнях (федеральном, субъектов Федерации и местном);

    экофонды

    реформу налогообложения, получение государством рентных доходов как собственником природных ресурсов. Россия – ресурсная держава и от экологизации налогообложения можно ожидать оживления экономических процессов;

    доходы от приватизации с учетом экономической оценки объектов биоразнообразия в составе стоимости приватизируемых объектов (требование природоохранных инвестиций в приватизируемые объекты);

    средства от экологического страхования;

    доходы от продажи лицензий и других подобных услуг;

    иностранные благотворительные гранты от государственных, частных, корпоративных фондов;

    средства российских спонсоров – юридических лиц

    средства физических лиц;

    новые и дополнительные источники финансовых ресурсов, в том числе:

    часть ренты (прибыли) природоэксплуатирующих компаний от добычи ископаемых, т.е. невозобновимых природных ресурсов;

    часть прибыли от продажи антропогенно возобновляемых природных ресурсов (это в основном – пищевая промышленность, сельскохозяйственные фермы, заготовка древесины; аграрный сектор сегодня в России в этом аспекте, за редким исключением, неплатежеспособен);

    часть прибыли компаний, «эксплуатирующих» природные ресурсы, иногда даже без их потребления (от туристических агентств);

    штрафы за браконьерство;

    добровольные пожертвования физических и юридических лиц делового сектора (при их соответствующем законодательном стимулировании, например освобождении таких взносов от федеральных и/или местных налогов);

    прибыли от капиталовложений, сделанных природоохранными территориями;

    плату за вход в ООПТ – зоопарки, океанариумы, национальные парки, фотоохоту, дистанционное (рекреационное) наблюдение за редкими видами и их скоплениями;

    Отчисления от выручки от выставок экспонатов, рисунков, фотографий и других художественных произведений, отображающих редкие виды;

    Плату за лицензии на добычу, сбор и охоту, связанные с редкими видами;

    И ДРУГОЕ. ТАМ ДОХЕРА ХОТЬ БЫ ЭТО ЗАПОМНИТЬ

Для получения средств на сохранение биоразнообразия можно предпринять следующие шаги:

    увеличить роль экономических механизмов в основном за счет введения рентных платежей за природопользование и, не увеличивая общего размера платежей юридических и физических лиц, сократить, например, социальный налог предприятий;

    часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов направлять на сохранение/восстановление условно возобновимых природных ресурсов и биоразнообразия, а часть прибыли от коммерчески используемых природных ресурсов (лучше, природного богатства) – на сохранение/восстановление;

    разработать и внедрить систему экологических зачетов российских внешних долгов и долгов субъектов Федерации;

    подготовить участие России в торговле нереализованными квотами выбросов парниковых газов, имея в виду использование части получаемых средств для природоохранной деятельности.

    привлечь источники, предоставляемые на некоммерческой основе.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Электронное учебное пособие для учащихся 7 -х классов естественнонаучного лицея

Основные среды жизни животных – это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные. Наземно – воздушная среда обитания.

Водная среда обитания. Условия жизни животных в ней сильно отличаются от условий наземновоздушной среды: плотность воды в 1000 раз больше, чем плотность воздуха; более сильны перепады давления; меньше кислорода.

Одни животные парят в толще воды (планктон), другие быстро плавают (нектон). Некоторые держатся у дна (бентос) или у самой поверхности водоема.

Хищничество. Взаимоотношения между животными, когда одни добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищничеством. Хищники играют важную роль в природе – они выбраковывают слабых и заболевших. Сдерживают чрезмерное размножение животных.

Квартиранство. Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животного и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартиранством. К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые, жабы, ящерицы. Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок им предоставляет свое убежище. Норка сурка с квартирантами

Симбиозом (мутуализмом) называется форма отношений между организмами двух разных видов, приносящая обоюдную пользу. Иногда симбиотические взаимоотношения настолько важны, что гибель одного организма неизбежно ведёт к гибели другого. В других случаях организмы способны существовать и отдельно друг от друга, правда, не столь успешно. Среди известных примеров симбиоза можно привести лишайники, сожительство рака-отшельника и актинии, симбиоз бактерий, переваривающих целлюлозу, и жвачных, взаимоотношения муравьев и тлей, которых они «пасут» , получая взамен сладкие продукты выделения Симбиоз. муравьи и тли

Познание мира 2 класс.

Тема: Среда обитания животных. Приспособленность животных к среде обитания.

Цель: формирование и расширение знаний о животных и их отличительных признаках.

Задачи: развивать познавательную и творческую активность, критическое мышление,

формировать понятие о среде обитания животных,

расширить и углубить знания о многообразии условий среды и местах обитания животных,

формировать представление об адаптации животных к среде обитания,

содействовать воспитанию самостоятельности, коллективизма, бережного отношения к природе.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Орг. момент .

В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению животного мира. Я предлагаю провести наш урок в виде слёта юных любителей животных. Слайд

Как называется наука, которая занимается изучением животных? (зоология) Как называют людей, которые изучают животных?

Как называется наука, изучающая птиц? А как называют людей, изучающих птиц?

Что должны знать и уметь юные зоологи и орнитологи? Слайд

Актуализация знаний.

«Мозговая атака»

Мы знаем много разных животных. Попробуйте отгадать, какие животные спрятались в ребусах.

Ребусы о животных. Слайды

тигр медведь

гусеница корова

    На какие группы можно разделить этих животных по способу питания? Слайд

Вывод:(всеядные, хищные, насекомоядные, растительноядные)

Соотнесите данных животных по способу питания. (Работа у доски)

    Какие классы животных вы знаете? (кроссворд)

Кроссворд. Слайд

    Животные, имеющие 3 пары ножек. Тело разделено на голову, грудь и брюшко. На теле имеются насечки. (насекомые)

    Морские и пресноводные животные, тело покрыто чешуёй. (рыбы)

    Животные, выкармливающие потомство молоком. (млекопитающие)

    Животные, обитающие в воде и на суше, кожа голая, часто покрыта слизью. (земноводные- амфибии)

    Животные, ползающие по земле или плавающие, тело покрыто роговыми чешуйками или пластинками. (пресмыкающиеся - рептилии)

    Название, какого класса животных не было названо? (ПТИЦЫ) Слайд

    Назовите особенности этих животных.

(тело покрыто перьями, передние конечности – крылья, откладывают яйца)

Ключевое слово: среда.

Целевая установка.

Попытаемся ответить на вопрос, что такое среда обитания. Расширим и углубим представление о среде обитания животных разных классов.

Тест: Многообразие животных

Задачи:

    Выявить уровень знаний у учащихся по данной теме;

    Формировать понятие о многообразие животного мира, о среде обитания животных, о значении животных в жизни человека и в природе.

    Основные группы животных:

а) млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые

б) окунь, пресмыкающиеся, паукообразные, земноводные, насекомые

в) дождевой червь, беркут, снежный барс, севрюга жук – олень, цапля

2. Насечки, 3 отдела (голова, грудь, брюшко), 6 ног у …

б) насекомые

3. к какой группе относятся бабочки, медоносная пчела, жук – олень?

а) земноводные

б) насекомые

в) пресмыкающиеся

4. Отличительные особенности представителей группы рыбы – это …

а) крылья, перья

5. Второе название пресноводных – это …

а) амфибии

б) рептилии

в) нет правильного ответа

6. Хвостатое земноводное – это …

а) лягушка

б) саламандра

7. Рептилии – это второе название …

а) насекомых

б) пресмыкающихся

в) млекопитающие

8. Отличительные особенности представителей группы птицы – это …

а) крылья, перья

б) насечки, 3 отдела (голова, жабры, брюшко), 6 ног

в) чешуя, плавники, жабры, плавательный пузырь, боковая линия

Изучение нового материала

Ассоциации.

Какие ассоциации возникают, когда слышите словосочетание «СРЕДА ОБИТАНИЯ»? Слайд

(лес, водоём, степь, пустыня, джунгли, лесостепь, тундра, горы,…)

Предположение.

Что такое «среда обитания»? Слайд

Поиск ответов.

Работа по учебнику. Чтение с пометками. Стр. 95 – 96 Слайд.

Рефлексия.

Что узнали о среде обитания животных?

Среда обитания – природная среда, где животное находит благоприятные для своей жизни условия и постоянно там обитает. Слайд

Физминутка. «Чунга-Чанга»

Среды обитания организмов

Давным –давно случилась приключилась такая волшебная история
Никто сегодня не знает когда это было, как это было и было ли… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличии от неживых тел матери Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел ?
- Они дышат, размножаются, обладают раздражимостью, питаются, для них свойственно выделение, рост и развитие, процесс обмена веществ.
Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на той планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той сказочной Планете, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом … Но и сегодня их немало! Маги нынешних времен ведут летопись сказочных существ, подсчет каждого существа – святая обязанность магов. И насчитали Маги таких существ около 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…
Столько, что не перечесть их признаков отличных. И задумались Маги:
-
Почему все разные живые организмы? Почему отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются учителем или кем-то из учеников – организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.
Нашли и вы ответ Магов. В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ. И разделили Маги всю Планету на сказочные Королевства – Среды обитания живых организмов.
Среда обитания – условия, окружающие организм. (запись в тетради)
Таких королевств Маги насчитали и описали несколько на волшебной Планете.
(От понятия «среда обитания» учащиеся рисуют стрелки и составляют схему в тетради).
Первое королевство – Водная среда обитания, второе – Почвенная среда обитания, третья – Наземно-воздушная., четвёртая – организм.

Существует 4 среды обитания: вода, наземно-воздушная, почва, организм. Слайд

Первый признак каждого королевства – это наличие света. В какой среде обитания, в каком королевстве света больше, в каком меньше?

Сообщения уч-ся

Земная жизнь зародилась в воде. Всё что сейчас ползает, бегает и растёт на земле, летает над землёй и «роется» под землёй – всё это когда-то вышло из моря. Постепенно рыбы, птицы и звери расселились в разных местах. Они облюбовали себе леса, другие зарылись под землю, третьим понравились живописные луга, горы…

1.Какие же условия характерны для водной среды?

Прежде всего водная среда обладает невысокой прозрачностью, в ней часто не хватает кислорода, мало света, а на больших глубинах - высокое давление. Но зато температура здесь колеблется в меньших интервалах, чем в наземно-воздушной.

2. В наземно-воздушной среде много кислорода, достаточно света. Но очень часто температура колеблется в больших пределах, особенно в районах с холодной зимой, и, кроме того, часто не хватает влаги. Обычно ее мало в пустынях и степях. Конечно, обитатели этой среды приспособились к таким условиям.

3. В почвенной среде мало кислорода, нет света, часто бывает слишком много воды. Зато температура более ровная, чем на поверхности. В скрытом от глаз подземном мире живут самые разнообразные животные - птицы и пчелы, барсуки и дождевые черви, черепахи и жабы. Одни, такие, как кроты, проводят в этом царстве вечной тьмы практически всю жизнь. Другие используют норы только как временные убежища - для самих себя или для своего потомства. Например, роющие осы устраивают в земле норы, в которые откладывают яйца и заготавливают корм для будущих личинок. Всех перечисленных здесь обитателей подземного мира можно увидеть. Однако самые многочисленные организмы, которыми буквально кишит почва, настолько малы, что без микроскопа их не разглядеть.

Закрепление изученного.

Работа в группах.

Вы подбирали материал о животных каждого класса. Сейчас вам нужно будет обобщить собранный материал и попытаться ответить на вопрос, как животные вашего класса приспосабливаются к среде обитания.

Среды жизни и места обитания животных

Среды жизни

Названия животных

Место обитания

Приспособления к окружающей среде

Пруд, река, озеро, море, океан

Наземно-воздушная

Стволы деревьев, леса, степи и др.

Почвенная

Норы, муравейники

Проверка групповой работы.

Социализация. Уч-ся представляют свои проекты.

Рефлексия.

Учитель: Строение животных часто настолько соответствует их местам обитания и поведению, что по внешнему облику животного можно определить, где оно живёт, как передвигается, чем питается и т.п. С чем это связано?

Предполагаемый ответ: С приспособленностью животных к местообитаниям (окраска, форма тела и т.д.)

Какие приспособления имеются у животных?

Приспособления

Для дыхания

Для плавания

Для добывания пищи

Для тепла

Для маскировки

Плавники

Кожа и лёгкие

Перепонки на лапах

Хвост-руль

Перепонки на лапах

Подведение итога.

Вывод: в природе всё взаимосвязано друг с другом, каждый вид животных приспосабливается к условиям окружающей среды.

Мы все снимаем угол у матушки- природы

И крыша нам над головой – суть купол небосвода!

А весь большой и старый дом битком набит жильцами

И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами

Народу разного полно – кто мельче, кто крупнее,

Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее,

Кто любит раньше всех вставать, а кто поздней ложиться,

Умей соседа подобрать, чтоб вовремя ужиться.

Соседство сложное подчас, сообщество – не дружба

Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт

С ним есть, чем поживиться

Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание . Стр. 95-98, пересказ

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

3 класс

ТЕМА УРОКА: Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

ЦЕЛЬ УРОКА : Изучить особенности (общие признаки) каждого класса

Сравнить эти классы животных по внешнему виду, строению скелета, среде обитания, органам дыхания, способу размножения

Организовать наблюдение за аквариумными рыбками

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : Аквариум с рыбами

Индивидуальные карточки для учащихся

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедии

Презентация по данной теме

ХОД УРОКА:

Организовать выставку .

1. орг. момент . Настрой детей на работу ./

На прошлом уроке мы с вами начали изучение большого раздела, большой темы: «Разнообразие животных».

Объясните, что обозначает слово «Фауна»? (мир животных).

Верно, фауна очень разнообразна. В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Больше всего на Земле насекомых, более 1 млн. видов.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (творческая работа)

Дома вы выполняли задание, в котором нужно было нарисовать любое насекомое и от его лица рассказать все о его жизни. (2 человека), рисунки остальных учеников идут на выставку.

Спасибо, молодцы.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Итак, давайте вспомним, на какие группы делятся все животные в зависимости от количества клеток? (одноклеточные и многоклеточные). СЛАЙД 1(по щелчку). Почему животные называются одноклеточными? (организм состоит из одной клетки). Приведите пример одноклеточных животных (амеба). А в чем состоит отличие многоклеточных животных? (организм состоит из множества клеток). Вспомните, как классифицируются многоклеточные животные? (СЛАЙД 1 (по щелчку) (позвоночные и беспозвоночные). Почему животные называются беспозвоночными? (нет позвоночника). Приведите примеры беспозвоночных животных (насекомые, черви, ракообразные, паукообразные). Почему животные называются позвоночными? (есть позвоночник). Приведите примеры позвоночных животных (птицы, рыбы, ------). СЛАЙД 1(по щелчку).

4. Знакомство с новой темой, постановка целей.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с разнообразием животных и будем изучать представителей 3 классов позвоночных животных. СЛАЙД 2 (тема урока). Посмотрите на доску и скажите, с представителями какого класса вы уже знакомы? (рыбы).

Верно, одними из представителей позвоночных животных являются рыбы.

Во втором классе по теме: «Водоем и его обитатели», мы подробно знакомились с рыбами, их строением, приспособлением к водной среде обитания. Как вы думаете, исходя из темы урока, какие цели мы поставим сегодня?

(вспомнить изученный материал о рыбах, познакомиться с представителями других классов позвоночных животных).

5 Организация наблюдений за рыбами.

Работа в группах.

Сейчас вам необходимо вспомнить ранее изученный материал, еще раз понаблюдать за аквариумными рыбками «Гуппи» (аквариум с рыбками). На этом этапе работа ваша будет проходить в группах. У каждой группы будет свое задание. Вы понаблюдаете за рыбами, посовещаетесь, и, 1 группа расскажет нам об органах движения рыб, 2 группа – об органах дыхания рыб, 3 группа – об органах зрения, 4 группа – о покрове тела рыб. А также все группы вспомнят, чем питаются и как размножаются рыбы. В помощь вам дается небольшой словарик. СЛАЙД 3.

Проверка работы в группах.

Итак, проверяем, как каждая группа справилась со своим заданием, дополняем ответы.(1?2?3?4? группы рассказывают о рыбах).

СЛАЙД 4.

1группа – плавники и хвост

2 группа – жабры

3 группа – нет век, окружающая вода увлажняет их и очищает

4 группа – тело покрыто кожей, в которой располагаются чешуйки, тело рыб скользкое, так как в коже много слизистых желез. Молодцы!

Вспомним, чем питаются и как размножаются рыбы? (Самка выметывает икру в воду, из икринок впоследствии появляются мальки. Но есть и живородящие рыбы, например, акула, которая рождает акулят. Питаются рыбы растительным и животным планктоном. Но есть и хищники, которые охотятся на рыб, креветок, червей). Верно.

6. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Обобщение учителем пройденного материала во 2 классе.

Обратим внимание на строение скелета рыбы.

Учитель рассказывает о рыбах (Скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника, парных (грудных, брюшных) и непарных (спинных, хвостовой) плавников).

Обратите внимание на многообразие рыб, это самый многочисленный класс позвоночных животных. Он включает более 20 тысяч видов. СЛАЙД 5.

Итак, давайте вместе сделаем вывод: где обитают рыбы? Из чего состоит скелет? Каков покров тела? С помощью чего дышат рыбы? Как размножаются?

Заполнение таблицы в графе «Рыбы»: СЛАЙД 6 (по щелчку)

    Среда обитания (водная среда)

    Внешний вид (покров тела) (костная чешуя, тело обтекаемой формы, скользкое)

    Строение скелета (череп, позвоночник, парные и непарные плавники)

    Органы дыхания (жабры)

    Способ размножения (мечет икру)

7. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ, составление плана работы.

Следующими представителями позвоночных являются земноводные и пресмыкающиеся. Подумайте, какие цели мы поставим на этом этапе урока? (познакомиться с представителями данных классов). Верно. На доске вы видите план, СЛАЙД 7, по которому мы будем работать (среда обитания, внешний вид представителей земноводных и пресмыкающихся, их строение, органы дыхания, способы размножения). В конце урока у нас получится сравнительная таблица, по которой мы сравним классы по общим признакам и найдем отличительные черты каждого класса.

8. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, самостоятельное знакомство с новым материалом.

Сейчас вы откроете учебник на странице 69 ---70

1,2 группа читает статью о земноводных, 3,4 – о пресмыкающихся. После прочтения вам необходимо в группах посовещаться, как образовались названия этих классов?

Проверка:

Итак, проверяем вашу работу, 1,2 группы:

Назовите представителей Земноводных? (__________________). Почему они так называются? (взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде).

Перед вами некоторые представители класса. СЛАЙД 9.

3,4 группы:

Назовите представителей пресмыкающихся? Почему они так называются? Может, кто-то догадался из ребят? (при движении касаются телом земли, пресмыкаются). Перед вами некоторые представители класса. СЛАЙД 12.

9. Работа со справочными материалами.

РАБОТА В ГРУППАХ:

Продолжаем работу в группах:

1,2 группа – попробуйте составить рассказ о земноводных по данному плану на доске (СЛАЙД 7)

3, 4 – попробуйте тоже составить рассказ о пресмыкающихся по плану.

В помощь вам даны энциклопедии.

ПРОВЕРКА:

1 группа отвечает, 2 - дополняет ответы, 3,4 группы внимательно слушают.

10. Работа над новым материалом, рассказ учителя .

Земноводные (амфибии) - группа наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой. Земноводные по сравнению с рыбами имеют более сложное строение. Познакомимся со строением земноводных на примере лягушки. СЛАЙД 10. Тело лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище, 2 пары конечностей, конечности пятипалые. Кожа голая, покрыта слизью кожных желез. Слизь предохраняет кожу от быстрого иссушения и играет бактерицидную роль. Глаза крупные, подвижные веки защищают от засорения глаза, слезные железы смачивают глаза и смывают пылинки. Во внешнем строении лягушки сочетаются черты водных и наземных животных. Голая кожа, богатая железами, перепончатые лапы, выпуклые глаза характерны для водных позвоночных. Пятипалые парные конечности, глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки – это черты наземных позвоночных. У головастиков функционируют жабры, взрослые лягушки дышат легкими. Оплодотворение наружное, оплодотворенная икра прикрепляется к водным растениям или плавает в воде. Зиму проводят в оцепенении. Питаются насекомыми, пауками, слизнями. СЛАЙД 8. СЛАЙД 11 (тритон). Это водное животное, зимующее на суше. Самка откладывает икринки на водные растения так, чтобы они были завернуты в листок. А сейчас посмотрите видеоролик о некоторых видах лягушек (лягушка 1, 2).

Релаксация (двигательная) (земля, вода, воздух).

Продолжаем работу и следующим классом позвоночных являются пресмыкающиеся. СЛАЙД 12. О них готовили свой рассказ 3, 4 группы.

3 группа отвечает, 4 - дополняет ответы

Учитель обобщает ответы учащихся:

Пресмыкающиеся – наземные животные. Они передвигаются, опираясь на грунт, дышат атмосферным воздухом, используя легкие, размножаются на суше. Оплодотворение внутреннее. К жизни на суше хорошо приспособлены. Рассмотрим строение пресмыкающихся на примере ящерицы. СЛАЙД 13.Тело разделено на отделы: голову, туловище, хвост, 2 пары конечностей. Только змеи конечностей не имеют. Движутся благодаря мощной мускулатуре тела и многочисленным ребрам, концами которых, проступающими через кожу, цепляются за неровности почвы. Снаружи тело покрывает плотная сухая кожа, в которой развиваются роговые чешуйки. В коже нет желез, это предохраняет организм от потери влаги в засушливой среде. Чешуя не костная, как у рыб, а роговая, более мягкая. Рост тела сопровождается линькой. Старый покров слезает. Кроме черепах, их тело скрыто под костным панцирем. Веки подвижны, хвост может регенерировать, обламываться и восстанавливаться,2 пары ног, когти. Дыхание легочное. Есть ребра, имеется грудная клетка, которая предохраняет органы от повреждения. Как и земноводные, пресмыкающиеся – хладнокровные животные, температура тела зависит от температуры окружающей среды. Рептилии откладывают яйца на землю или в углубления. Но бывает и детенышей вынашивают в теле матери (гадюка, живородящая ящерица). На зиму впадают в оцепенение. Вот один из представителей пресмыкающихся хамелеон. Обитает в лесах на деревьях, питается насекомыми, которых захватывает длинным языком. Окраска тела меняется в зависимости от окружающей среды. Яйцекладущие, в слое сухих листьев, но есть и живородящие. СЛАЙД 14. Видеоролики о некоторых пресмыкающихся.

Итак, фауна разнообразна. Но, к сожалению, некоторые виды животных по вине человека оказались на грани вымирания. Понимая это, люди стали охранять редкие виды, заботиться о сохранении численности животных. И в 1966 году была издана Международная Красная книга, содержащая список исчезающих животных.

Релаксация (рыбы – тишина, земноводные – 1 хлопок, пресмыкающиеся – 2 хлопка).

11. СРАВНЕНИЕ ДАННЫХ классов позвоночных животных

СЛАЙД 15.

Посмотрите на итоговую таблицу, найдите отличительные черты каждого класса позвоночных животных (дети находят отличия).

Первичное закрепление, создание проблемной ситуации на уроке (работа с рисунками)

Перед вами рисунки представителей этих классов животных.

Внимательно посмотрите на рисунки животных и распределите их на 3 группы: рыбы – 1, земноводные -2, пресмыкающиеся -3

Проверка фронтальная :

Назовите представителей земноводных? пресмыкающихся? рыб? Рядом, с каким животным вы не поставили цифру? (кит). Почему?

(позвоночное животное, но млекопитающее) живорождение, вскармливание детенышей молоком. Верно.

Подведение итогов урока:

Обобщение материала, тестирование по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся.

Итак, все вы внимательно слушали сегодня, и сейчас вам предоставляется возможность поработать самостоятельно и ответить на некоторые вопросы по теме. Возьмите карточку и галочкой отметьте только верные утверждения.

    Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.

    У амфибий и рептилий глаза не имеют век, слезных желез.

    В процессе развития жабры у головастика заменяются на легкие.

    В период зимовки амфибии и рептилии находятся в оцепенении.

    Пресмыкающихся дышат жабрами.

    У земноводных и пресмыкающихся нет постоянной температуры тела.

ПРОВЕРКА:

Переверните карточку и проверьте себя самостоятельно. Правильные утверждения отмечены цифрами(1, 3, 4, 6).

Итог урока: Какие цели мы ставили на уроке? Как, по вашему мнению, добились мы поставленных целей?

Что нового узнали сегодня на уроке? (познакомились с 3 классами позвоночных, выяснили их отличительные черты).

Рефлексия:

А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. Перед вами водоем с кувшинками. Если вы усвоили хорошо материал, то возьмите белый лепесток, если остались вопросы, и вам, что- то непонятно, то возьмите желтый лепесток, если новый материал усвоен вами плохо, то возьмите оранжевый лепесток. Украсим водоем кувшинками. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание : реферат об одном из представителей классов. Урок окончен.

Вопрос непонятный от детей если есть, то им дома найти ответ и на следующий урок нам рассказать.