История вегетарианства: путь развития системы здорового питания. Вегетарианство: польза и вред

История вегетарианства начинается с древних людей, которые были вегетарианцами на протяжении многих миллионов лет. Наши древние предки питались, главным образом, растительной пищей, и основным видом деятельности у них являлось собирательство. Мясо животных было лишь минимальным дополнением к основному растительному рациону.

Но в ледниковый период растительность вся исчезла и древний человек, чтобы выжить , начал употреблять в больших количествах пищу животного происхождения . Впоследствии, с развитием сельскохозяйственной деятельности и местонахождением племени, древних людей разделились на земледельческие и скотоводческие племена. Осваивание земледелия способствовало переходу племен к оседлому образу жизни и к использованию вегетарианского питания среди древних людей.

Первыми в истории вегетарианцами были египетские жрецы, которые по магическим причинам не употребляли мясо. Египтяне первыми на Земле стали настоящими оседлыми земледельцами , и смогли развить в своем государстве сельскохозяйственное производство. Эти факты способствовали массовому распространению .

В Европе эпоха вегетарианства взяла свое начало с Древней Греции. Греки считали пищу на растительной основе главной в рационе питания. Среди вегетарианцев было много известных древнегреческих ученых, писателей, религиозных деятелей. Например, Пифагор и много его учеников не употребляли мясо, так как верили что любое животное, как и человек, имеет душу и после смерти душа животного может в человеке возродиться и наоборот. Платон считал вегетарианство самой лучшей диетой для идеального общества, так как растительная пища обеспечивает человеку здоровье и менее затратная по земельным ресурсам, по сравнению с животной пищей.

Древний Рим перенял у греков много изобретений и мыслей, в том числе и принципы вегетарианского питания. Самыми известными древнеримскими вегетарианцами были Сенека и Овидий.

После падения Римской империи и внедрения христианства в Европе наступил кризис для вегетарианства . В средние века христианами поощрялось поедание и использование животных людьми. Например, Св. Августин считал, что только человек может иметь душу и волю, а животные созданы для нужд человеческих. Такое утверждение сохранило свою популярность и до наших дней. В эпоху средневековья только монахи соблюдали традиции вегетарианства.

Бенедиктинцы, цистерцианцы и другие монашеские ордена использовали вегетарианское питание в течение определенных периодов своей истории.

В Европе про вегетарианство начинают вспоминать в эпоху Просвещения. Вегетарианские диеты становятся особо популярными среди представителей аристократии . Только в XVIII - XIX векам вегетарианство стало возрождаться полностью . В этот период известная теория эволюции Дарвина доказывает отличие животного от человека только интеллектуальным уровнем, но не своей физиологической природой. Данные факты разбили философские и религиозные постулаты поедания и убийства братьев наших меньших и привели к первым гуманистическим реформам. В это время начинаются первые научные исследования в области вегетарианства и появляются авторские работы, которые освещают принципы вегетарианского питания. Люди, которые в этот период придерживались вегетарианства, относили себя к сторонникам Пифагорейской .

Позже возник термин «вегетарианство», который переводиться с латинского языка как активный, сильный и энергичный.

В XX веке принципы вегетарианства стали сильно популяризовать. В каждой стране образовывались сообщества вегетарианцев , печатались газеты и книги с вегетарианской тематикой, выполнялись научные исследования в области влияния вегетарианского питания на физиологию человека. В 1908 году был организован всемирный Вегетарианский Союз , который занимался организацией конференций по пропаганде вегетарианского питания среди людей. Но остались и критики вегетарианской , которые считали ее вредной и неестественной для человека.

Споры о философии вегетарианского питания можно услышать и в наши дни.

Существуют причины, по которым люди отказываются от традиционной системы питания и переходят на вегетарианские диеты:

  • духовно-религиозные ;
  • этические;
  • гигиенические;
  • медицинские;
  • эстетические;
  • экологические;
  • экономические.

В современном мире насчитывается около сотни видов разнообразных вегетарианских , которые условно объединяют в четыре основные группы : веганство или абсолютное вегетарианство, лактовегетарианство, ововегетарианство, лактоововегетарианство .

Кроме этого существуют полувегетарианские диеты:

  • семивегетарианство - исключается из рациона питания красное мясо, но разрешается включать в меню птицу и другие виды мясных продуктов.
  • флекситарианизм - рацион диеты состоит из растительной пищи, но разрешается периодически употреблять рыбу, мясо и птицу.
  • фруторианство - допускает в меню орехи, фрукты, семена и другую пищу растительного происхождения, но с условием, что получение продуктов не причинит вреда растениям.
  • су вегетарианство - используется буддистами. Из рациона питания исключаются не только продукты из животных, но и растительные продукты, которые плохо пахнут: чеснок и лук.
  • макробиотизм - основывается на употребление бобовых культур и продуктов из цельного зерна, а также разрешается включать в рационе морепродукты.
  • сыроедение - разрешает включать в ежедневный рацион питания только сырые растительные продукты без кулинарной обработки.

Как сознательный выбор рациона питания существует с незапамятных времен. Его истоки для историков пока остаются загадкой, хотя в мифологии многих культур можно найти упоминания о временах, когда люди вели жизнь без насилия, питаясь только растительностью. Одно из наиболее широко известных изречений приводится в Ветхом Завете, где Бог говорит Адаму и Еве о том, что должно стать их пищей:

И сказал Бог: вот, Я. дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу.

(Бытие 1:29)

В истории человечества вегетарианство всегда было составной частью различных мировых культур. Многие величайшие философы и мыслители нашей планеты отказывались от мясной пищи, несмотря на то, что иногда подобные убеждения противоречили сложившимся привычкам или прямым указаниям правящего класса.

В западном мире первым таким ученым был Пифагор, которого часто называют «отцом вегетарианства». Вплоть до конца XIX века, когда было введено само слово «вегетарианец», людей, предпочитающих растительную диету, называли «пифагорейцами».

Пифагор родился примерно в 580 г. до н.э. Он знаменит не только «теоремой Пифагора» и формулировкой гелиоцентрической идеи вращения Земли вокруг Солнца, а также основанием общества, целью которого было обретение мудрости на основе веры в переселении душ и практики медитации. Среди пифагорейцев не поощрялись материалистические воззрения, не приветствовалось и употребление в пищу плоти животных. В противовес главенствовавшему тогда мнению, женщины в обществе пифагорейцев считались равными с мужчинами. Кроме того, Пифагор был убежден, что тело человека является эффективным инструментом для развития философского потенциала, поэтому в его обществе практиковались строгий режим и физические упражнения, включая гимнастику, бег и борьбу.

Следуя примеру Пифагора, многие влиятельные мыслители на протяжении веков отказывались от мясной пищи:

Я с малых, лет отказался от поедания мяса, и верю, кто наступит день, когда люди, подобные мне, будут смотреть на убийство животных так же, как сейчас смотрят на убийство человека.

Леонардо да Винчи, 1452 - 1519 гг.

Мой отказ питаться плотью приводит к некоторым неудобствам, и меня часто ругают за эту «странность», но принимая только легкую пищу, я гораздо лучше развиваюсь, ибо она способствует ясности ума и более четкому пониманию вещей.

Бенджамин Франклин, 1706 - 1790 гг.

Мясные продукты нельзя назвать самой подходящей пищей для людей, а наши примитивные предки не питались животной едой. 3 мясной или животной пище нет ничего, что было бы необходимым или желательным для питания человека и не содержалось бы в растительных продуктах.

Д-р Дж. сХ. Келлогг, 1852 - 1943 гг.

Зачем каждый день возносить молитвы сострадательному Господу, прося его о благословении, если мы, в свою очередь, не проявляем элементарного сострадания к братьям нашим меньшим?

Махатма Ганди, 1869 - 1948 гг.

Если я приношу вред любой Форме жизни, то доложен быть совершенно уверен, что это необходимо. Мне никогда нельзя выходить за рамки неизбежного, даже в тех вещах, которые кажутся незначительными. Настоящим последователем этических принципов можно назвать того, кто не потревожит ни одного кристалла льда, сияющего на солнце, не сорвет ни листочка с дерева...

Альберт Швейцер, 1875 - 1965 гг.

Ничто не принесет человеческому здоровью большего блага и не увеличит вероятность сохранения жизни на Земле так, как переход к вегетарианскому рациону питания.

Альберт Энштейн, 1879-1955гг.

Этот список можно продолжать бесконечно: Платон, Сократ, Плотин, Плутарх, Ньютон, Вольтер, Шелли, Дарвин, Эмерсон и Шоу - и это лишь немногие из тех, кто выбрал вегетарианский стиль жизни. В те времена для каждого из них стать приверженцем и проповедником идеи вегетарианства было очень смелым поступком.

Джордж Бернард Шоу (1856 - 1950 гг.) описывает реакцию своего врача, когда он сообщил тому о своем решении отказаться от мясной пищи. Врач предупредил юного Шоу, что если тот будет продолжать настаивать на таком рационе питания, он, вне всяких сомнений, вскоре умрет от недоедания, на что Шоу заявил, что скорее готов умереть, чем «питаться трупами». Вызывают улыбку слова Шоу, написанные им незадолго до 85-летия: «Средняя продолжительность жизни мясоеда составляет 63 года. Мне скоро 85, и я все еще работаю, не делая никаких скидок на возраст. Я прожил довольно долгую жизнь и пытаюсь умереть, но мне никак не удается это сделать. Один-единственный бифштекс прикончил бы меня на месте; но я не смогу заставить себя проглотить его. Меня снедает страх от мысли о том, что мне придется жить вечно. В этом и состоит единственный недостаток вегетарианства.»

В Англии XIX века позиция людей, сострадающих всем живым существам, оказало на население страны такой огромный эффект, что люди начали собираться вместе, обсуждать и поддерживать точку зрения вегетарианцев.

Так в 1847 году в Англии было основано первое вегетарианское общество современного типа, вслед за которым стали открываться подобные сообщества во многих странах Европы и в Соединенных Штатах. Развитие вегетарианства шло медленными темпами. В первой половине XX века рост вегетарианского движения покоился на реформаторских идеях системы здравоохранения и на этических принципах вегетарианства.

Несмотря на то, что мясо всегда считалось символом достатка и культуры, возможность для всех социальных слоев населения приобретать мясные продукты появилась только в прошлом веке. В XVIII и XIX веках даже зажиточные семьи во многих европейских странах, таких как Франция и Голландия, не могли себе позволить ставить на стол мясо чаще, чем раз в неделю. На самом деле, значительное большинство населения планеты питалось и питается до сих пор в основном только вегетарианскими продуктами.

Новая эра вегетарианства

Конец 60-х и начало 70-х годов XX века дали начало новой эпохе вегетарианства. Группы «контркультурной» молодежи, проповедующей мир и любовь, начали распространяться по миру, проповедуя идеи гармонии с окружающей средой и естественного образа жизни. Вегетарианство для многих людей стало синонимом движения хиппи. Врачи стали опасаться опасной моды, которая, по их мнению, могла привести к недостатку питательных веществ в организме.

Выпущенная в 1971 году книга Френсис Мур Лаппе «Диета для маленькой планеты» послужила толчком к невиданному росту популярности вегетарианства. Вегетарианская диета приобрела множество сторонников - защитников окружающей среды и борцов с проблемой голода на Земле.

Позиции вегетарианского движения еще больше укрепил Джон Роббинс, автор книг «Диета для новой Америки» (1987 г.) и «Пусть все будут сыты» (1992 г.). Работы Роббинса отражают проблемы, понятные и близкие большинству населения - защита окружающей среды, мировой голод и дегенеративные заболевания. Кроме того, впервые поднятый вопрос о правах животных, затронул сердца многих людей, которые раньше даже не задумывались о подобной проблеме.

Старые стереотипы, согласно которым - это хиппи, уже отходят в прошлое. Сегодня мы наблюдаем, что вегетарианскую диету выбирают люди разных возрастов и из разных социальных групп, а осуждающих голосов слышится все меньше.

Наряду с заметными отличиями в среде самих вегетарианских групп, между ними существует общая связь, объединяющая всех, кто принял решение отказаться от употребления в пищу плоти животных. Такие люди делают свой выбор, основываясь на проблеме здоровья - здоровья людей, здоровья Земли в целом и здоровья животных, с которыми мы делим нашу планету. По мере осознания этих проблем, вегетарианская альтернатива предлагает все большему количеству людей способ увидеть свет в конце тоннеля.

В наши дни рост вегетарианского движения значительно ускоряется, в результате чего мы можем наблюдать, как для вегетарианцев открываются все новые и новые возможности - вегетарианские магазины, отдельные меню в ресторанах, вегетарианские книги и журналы.

Тема вегетарианского питания затрагивается на конференциях и семинарах, в медицинских журналах и брошюрах. Можно не сомневаться в том, что подобные изменения в умах людей будут распространяться все более стремительно, все глубже укореняясь в сознании. Потенциал влияния вегетарианства огромен. Возможно, пройдет не так уж много времени, и вегетарианские гамбургеры станут обязательным пунктом меню в каждой больнице, школе или ресторане фаст-фуд в Америке. Может быть, на-ступит и такой день, когда количество проданных веджи-бургеров превысит продажи гамбургеров в ресторанах МсDопаlds.


Сегодня вегетарианство в разных своих формах стало одним из модных направлений здорового образа жизни и питания. Кто-то смотрит на него как на диету, кто-то делает своей идеологией, а кто-то видит в нем панацею от всех хворей. Как говорится, каждому – по его вере!

В действительности же вегетарианство – древняя и богатая традиция, близкая как духу, так и телу человека как существа целостного. История вегетарианства значительно старше истории мясоедения, по самым приблизительным прикидкам, вегетарианство насчитывает порядка 7 тысяч лет.

До наступления ледникового периода, когда люди жили пусть и не в раю, но вполне в благословенном климате, основным занятием было собирательство. Охота и скотоводство младше собирательства и земледелия, как утверждают научные факты. А это означает, что наши предки не ели мяса. К несчастью, привычка есть мясо, приобретенная в период климатического кризиса, сохранилась и после отступления ледника. И мясоедение – всего лишь культурная привычка, пусть и обеспеченная необходимостью выживания в краткий (по сравнению с эволюцией) исторический период.

История культуры показывает, что вегетарианство в большой мере было связано с духовной традицией. Так было на древнем Востоке, где вера в реинкарнацию породила уважительное и бережное отношение к животным как к существам, обладающим душой; и на ближнем Востоке, – к примеру, в Древнем Египте, – жрецы не только не ели мяса, но и не прикасались к тушам животных. Древний Египет, как мы знаем, родина мощной и эффективной системы замледелия. Культуры Египта и Междуречья стали основой специфического «земледельческого» взгляда на мир , – в котором сезон сменяет сезон, солнце ходит по своему кругу, цикличность движения оказывается залогом стабильности и процветания. Плиний Старший (23-79 н. э., автор естественной истории в XXXVII книгах. 77 г. н. э.) так писал о древнеегипетской культуре: «Исида, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала [как они верили] искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими». Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исиде поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы. Жрецы ее, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми, - бобов, чеснока, обычного лука и лука-порея».

В европейской культуре, которая выросла из «греческого чуда философии», на самом деле слышны отголоски этих культур древности – с их мифологией стабильности и процветания. Интересно, что египетский пантеон богов использовал образы животных для передачи духовного послания людям. Так богиней любви и красоты была Хатхор, являвшаяся в образе прекрасной коровы, а хищный шакал был одним из ликов Анубиса, бога смерти.

Греческий и римский пантеоны богов имеют лики и привычки чисто человеческие. Читая «Мифы Древней Греции», можно узнавать конфликты поколений и семей, видеть в богах и героях типичные людские черты. Но заметим – боги вкушали нектар и амброзию, никаких мясных блюд на их столе не было , в отличие от людей смертных, агресивных и недалеких. Так незаметно в европейской культуре сложился идеал – образ божественный, причем вегетарианский! «Извинением для тех жалких существ, которые первые прибегли к мясоедению, может служить полное отсутствие и недостаток средств для жизни, так как они (первобытные народы) приобрели кровожадные привычки не из потворства своим прихотям, и не для того, чтобы предаться ненормальному сластолюбию среди избытка всего необходимого, а из нужды. Но какое может быть оправдание нам в наше время? » – восклицал Плутарх.

Греки считали растительную пищу полезной для ума и тела. Тогда, впрочем, как и сейчас, на их столах было много овощей, сыра, хлеба, оливкового масла. Не случайно богиня Афина стала покровительницей Греции. Ударив копьем о скалу, она вырастила оливковое дерево, ставшее для Греции символом процветания. Много внимания уделяли системе правильного питания греческие жрецы, философы и спортсмены. Все они предпочитали растительную пищу. Точно известно, что убежденным вегетарианцем был философ и математик Пифагор, он был посвящен в древние тайные знания, в его школе преподавали не только науки, но также гимнастику. Ученики, как и сам Пифагор, ели хлеб, мед и оливы. А сам он прожил уникально долгую по тем временам жизнь и до преклонных лет оставался в прекрасной физической и умственной форме. Плутарх пишет в трактате «О мясоедении»: «Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило… Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения». Вегетарианцами были Сократ и его ученик Платон, Гиппократ, Овидий и Сенека.

С приходом идей христианства вегетарианство стало частью философии воздержания и аскезы . Известно, что многие первые отцы церкви придерживались вегетарианской системы питания, среди них Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский и другие. Апостол Павел писал в «Послании к Римлянам»: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».

В Средние века идея вегетарианства как правильного сообразного человеческой природе питания была утрачена. Она была сближена с идеей аскезы и поста, очищения как пути приближения к Богу, покаяния. Правда, большинство людей в эпоху средневековья мясо ели мало, а то и не ели вовсе. Как пишут историки, повседневный рацион большинства еврпейцев соствляли овощи и злаки, редко – молочные продукты. Зато в эпоху Ренессанса вегетарианство как идея вновь вошло в моду. Его придерживались многие художники и ученые, известно, что сторонниками растительной диеты были Ньютон и Спиноза, Микеланджело и Леонардо да Винчи, а в Новое Время последователями вегетарианства были Жан-Жак Руссо и Вольфганг Гете, лорд Байрон и Шелли, Бернард Шоу и Генрих Ибсен.

Для всех «просвещенцев» вегетарианство было связано с идеей о природе человека, о том, что правильно и что ведет к хорошему функционированию организма и духовному совершенству. XVIII век вообще был одержим идеей «естественности» , и, разумеется, эта тендениция не могла не затронуть вопросы правильного питания. Кювье в трактате о питании размышлял: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений». С ним соглашался и Руссо, сам демонстративно не евший мяса (что для Франции с ее культурой гастрономии – редкость!).

С развитием индустриализации эти идеи были утрачены. Цивилизация почти окончательно победила природу, скотоводство приняло промышленные формы, мясо стало дешевым продуктом. Надо сказать, что именно тогда в Англии и возникло в Манчестере первое в мире «Британское Вегетарианское общество». Его появление датируется 1847 годом. Создатели общества с удовольствием играли смыслами слов «vegetus» – здоровый, бодрый, свежий, и «vegetable» – овощной. Так, английская клубная система дала толчок новому развитию вегетарианства, которое стало мощным общественным движением и развивается до сих пор.

В 1849 году вышел журнал вегетарианского общества – «Вегетарианский курьер». В «Курьере» обсуждались вопросы здоровья и образа жизни, публиковались рецепты и литературные рассказы «в тему». Печатался в этом журнале и Бернард Шоу, известный своим остроумием не менее, чем вегетарианскими пристрастиями. Шоу любил повторять: «Животные – мои друзья. А я не ем друзей». Ему же принадлежит один из самых известных про-вегетарианских афоризмов: «Когда человек убивает тигра – он называет это спортом; когда же тигр убивает человека, тот считает это кровожадностью». Англичане не были бы англичанами, не будь они помешаны на спорте. Вегетарианцы – не исключение. Вегетарианский союз учредил собственное спортивное общество Вегетарианский спортивный клуб, члены которого пропагандировали модный тогда велосипедный спорт и занимались легкой атлетикой. Члены клуба в период с 1887 по 1980 год установили 68 национальных и 77 местных рекордов на состязаниях, и завоевали две золотые медали на IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году.

Немного позже, чем в Англии, вегетарианское движение стало обретать социальные формы на континенте. В Германии идеологии вегетарианства немало способствовало распространение теософии и антропософии, а изначально, как это было в XVIII веке, общества создавались в борьбе за здоровый образ жизни. Так, в 1867 году пастор Эдуард Бальцер основал в Нордгаузене «Союз друзей натурального образа жизни», а в 1868 году Густав фон Струве создал «Вегетарианское общество» в Штутгарте. Эти два общества объединились в 1892 году в «Немецкий вегетарианский союз». В начале ХХ века вегетарианство пропагандировали антропософы во главе с Рудольфом Штайнером. А фраза Франца Кафки, обращенная к аквариумным рыбкам: «Я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем», стала поистине крылатой и превратилась в девиз вегетарианцев всего мира.

История вегетарианства в Нидерландах связана с известными именем Фердинанда Домела Ньивенхейса. Видный общественный деятель второй половины XIX века стал первым защитником вегетарианства. Он утверждал, что цивилизованный человек в справедливом обществе не имеет права убивать животных. Домела был социалистом и анархистом, человеком идейным и страстно. Близких своих он к вегетарианству приобщить не сумел, а вот идею посеял. 30 сентября 1894 года был основан Нидерландский Союз Вегетарианцев по инициативе врача Антона Версхора, в Союз входило 33 человека. Общество встретило первых противников мяса враждебно. Газета «Амстердамец» опубликовала статью доктора Петера Теске: «Есть среди нас недоумки, полагающие, что яйца, бобы, чечевица и гигантские порции сырых овощей могут заменить отбивную, антрекот или куриную ножку. От людей с такими бредовыми идеями можно всего ожидать: не исключено, что они вскоре станут нагими разгуливать по улицам». Вегетарианство, не иначе как с легкой «руки» (вернее примера!) Домелы стали связывать с вольнодумством. Гаагская газета «Народ»порицала более всегоженщин-вегетарианок: «Это особый тип женщин: из тех, кто коротко стрижет волосы и даже претендует на участие в выборах!». Тем не менее, уже в 1898 году в Гааге был открыт первый вегетарианский ресторан, а через 10 лет после основания Союза Вегетарианцев количество его членов перевалило за 1000 человек!

После второй мировой войны споры вокруг вегетарианства утихли, а научные исследования доказывали необходимость есть животный белок. И лишь в 70-е годы ХХ века Голландия удивила всех новым подходом к вегетарианству – исследования биолога Верена Ван Путтена доказали, что животные умеют думать и чувствовать! Особенно ученый был потрясен умственными способностями свиней, который оказались ничуть не ниже, чем у собак. В 1972 году было основано общество защиты прав животных «Вкусный зверь», его члены выступали против ужасных условий содержания животных и их убийства. Их уже не считали чудаками – вегетарианство постепенно стало восприниматься как норма.

Интересно, что на традиционно католических землях, во Франции , Италии, Испании , вегетарианство развивалось медленнее и не становилось сколько-нибудь заметным социальным движением. Тем не менее, приверженцы «антимясного» питания были и там, хотя в большинстве своем споры вокруг пользы или вреда вегетарианства были связаны с физиологией и медициной – обсуждалось, насколько это полезно телу.

В Италии вегетарианство развивалось, если можно так сказать, естественным путем. Средиземноморская кухня в принципе употребляет мало мяса, основной акцент в питании делается на овощи и молочные продукты, в изготовлении которых итальянцы «впереди планеты всей». Делать из вегетарианства идеологию в регионе никто не пытался, и общественных антидвижений замечено тоже не было. А вот во Франции вегетарианство до сих пор практически не прижилось. Лишь в последние два десятилетия – то есть практически уже только в XXI веке! – стали появляться вегетарианские кафе и рестораны. А если вы попробуете попросить вегетарианское меню, скажем, в ресторане традиционной французской кухни, то вас не очень-то поймут. Традиции французской кухни – в получении удовольствия от приготовления разнообразной и вкусной, красиво поданной пищи. Причем – сезонной! А значит, как ни крути, временами точно мясной. Вегетарианство пришло во Францию вместе с модой на восточные практики, увлечение которыми постепенно возрастает. Однако традиции сильны, и потому Франция – самая «невегетарианская» из всех европейских стран.

В следующих очерках мы расскажем о вегетарианстве на Востоке, в Америке и в России, а также уделим внимание тем спорам, которые ведутся вокруг вегетарианства сегодня.

Вегетарианство – это новое веяние моды, возникшее на рубеже 20 и 21 столетия, или исторически сложившийся факт? Когда появились первые вегетарианцы , и какими мотивами руководствовались они?

Обратимся к истокам и фактам. Столь популярное ныне слово «вегетарианец » впервые было произнесено в первой половине 19 столетия в «Британском вегетарианском обществе».

Пару столетий назад, человек, называвшийся вегетарианцем, заявлял не столько об отказе от мясной пищи, сколько говорил о своих философских взглядах на жизнь. И лишь спустя годы, этот общеизвестный термин – вегетарианство — стал явно указывать не только на образ жизни, но и на гастрономические пристрастия человека.

Само явление возникло не в 19 столетии, а намного раньше.

Давайте перенесемся в Древний Египет и приоткроем завесу тайны над взглядами египетских жрецов, хранителей древних священных традиций. Большинство из них были истинными вегетарианцами — они не только не ели мясо, но и не прикасались к тушам мертвых животных. Жрецы верили, что отказ от мяса является необходимым для успешного общения с богами, просветления духа и проведения таинственных ритуалов. Их примеру следовали многие египтяне. По свидетельствам историков Геродота и Плиния Старшего, египтяне, в большинстве своем, питались сырыми фруктами и овощами.

Олимп, могущественные боги, колыбель поэзии, математики, философии. Древняя Греция! В ней значительная часть населения была вегетарианцами. Один из основных элементов их рациона — фрукты. Не все знают, что знаменитые древнегреческие философы – Сократ, Пифагор и Платон – придерживались вегетарианских взглядов на жизнь! Пифагор верил в переселение душ, поэтому и отказывался от мясной пищи. Многие последователи Пифагора унаследовали вегетарианские традиции своего учителя.

Платон, разделявший взгляды Пифагора, в труде «Диалоги» рассказал о своем представлении идеального общества. Каким же было оно? Прежде всего, таким, в котором нет места мясной пище. В понимании великого древнегреческого философа, именно пристрастие к мясу порождало конфликты и недоразумения, способствовало возникновению новых болезней – как физических, так и душевных.

У Плутарха, жившего в Древней Греции, были более философские взгляды на вегетарианство. Он не мог одобрить и понять то, как человек может решиться на убийство живого существа, у которого есть своя жизнь, которое наделено умственными способностями.

Исторические факты свидетельствуют о том, что в период с 6 по 2 тысячелетие до нашей эры в Древней Индии зародилась хатха-йога, система, которая позволяет человеку совершенствоваться духовно и физически. Но для этого нужно преложить усилия и отказаться от мяса животных. Мясная пища передает человеку все страдания и болезни убитого животного. В Древней Индии считали, что именно поедание мяса животных – причина агрессивности и злости людей. В то время как вегетарианцы становятся более здоровыми, сильными – духом, культурно развитыми людьми.

Огромное значения для развития вегетарианства сыграло появление буддизма в первом тысячелетии до нашей эры. Основателем этой религии стал Будда, который, вместе со своими последователями, пропагандировал отказ от вина и мяса и запрет на умерщвление любого живого существа. В наше время буддисты делятся на вегетарианцев и не вегетарианцев. К сожалению, не все буддисты, проживающие в Тибете или Монголии, могут придерживаться одной из основных заповедей буддизма в силу жестких климатических условий. Согласно заповедям Будды, есть три вида нечистого мяса: мясо животного, убитого специально для конкретного человека, мясо животного, убитого по распоряжению конкретного человека и мясо животного, убитого самим человеком. Буддисты считают, что главное, не употреблять нечистое мясо, если человек имеет к нему прямое отношение.

Древние инки, чьи тайны были сокрыты временем, и чья жизнь до сих пор интригует потомков, также были вегетарианцами. Их образ жизни разделяли древние римляне и спартанцы. Последние, как известно, жили в условиях полного аскетизма, но обладали огромной силой воли, были выносливыми, сильными и замечательными воинами. Кто знает, быть может тайна их превосходного здоровья и огромной силы воли скрыта именно в вегетарианстве?

Ранее средневековье — период, когда человечество забывает о вегетарианстве.

Среди великих людей Эпохи Возрождения были приверженцы вегетарианского образа жизни, например — Леонардо да Винчи. Он считал, что в будущем, к убийству животных будут относиться так же, как сейчас, относятся к убийству человека. Французский философ Гассенди считал, что употребление мяса человеком – противоестественное явление, и что человек обязан употреблять лишь пищу растительного происхождения. В качестве аргументов указывал на то, что зубы у человека не предназначены для пережевывания мяса.

Несмотря на эти не многочисленные, но существенные доводы, вегетарианства, как осознанного и добровольного явления, не существовало.

Известный английский ученый Дж. Рей, который внес огромный вклад в развитие зоологии, заявлял, что, не смотря на теории приверженцев употребления мясной пищи, еда животного происхождения не прибавляет человеку силу.

Английский писатель Томас Трайон в своей книге под названием «Путь к здоровью» заявлял, что мясная пища приводит к болезням. Животные болеют, существуют в тяжелых условиях, и их мясо несет в себе определенный отпечаток. Помимо этого писатель заявлял, что убийство любого живого существа ради еды – недопустимо.

К 50-м годам 19 столетия вегетарианство стало зарождаться как целостная и научная теория о пользе растительной пищи для хорошего самочувствия и душевной гармонии. Толчком для развития этой теории в Великобритании послужил ряд причин, одна из них -распространение в метрополии индийских верований. Свою лепту внес и экономический кризис, который привел к подорожанию значительной части продуктов питания. Шопенгауэр считал, что вегетарианец – человек с более высокими нравственными и моральными устоями, а Бернард Шоу заявлял, что он питается как порядочный человек, не употребляя трупы невинных существ.

В конце 19 – начале 20 века большой вклад в развитие вегетарианства сделал Лев Толстой. Он стал приверженцем этого образа жизни в 1885 году после встречи с англичанином Уильямом Фреем. Последний доказал, что организм человека просто не предназначен для того, что бы употреблять в пищу мясо. В пропаганде вегетарианского учения Льву Толстому помогали некоторые из его детей. Их взгляды нашли отклики в сердцах многих людей, и уже спустя годы, сын одного из его последователей – Ю.С. Николаев, читал лекции о пользе растительной диеты и активно общался с представителями западных вегетарианских организаций.

В конце 80-х годов 20 столетия в России прошла конференция, в которой участвовали представители Армении, Литвы, Украины и России. Они приняли решение о создании вегетарианской организации. Идею воплотили в жизнь в 1992 году. У образовавшегося «Вегетарианского общества» было несколько важных задач и целей. Участники общества пропагандировали растительную диету и стремились привить людям бережное отношение и любовь к природе.

В 21 веке у вегетарианства начинается новый этап развития. В Индии, по-прежнему, большая часть населения – убежденные вегетарианцы (их численность около 40%). В Китае абсолютное вегетарианство практически не развито. В Бельгии и Франции вегетарианство, как образ жизни — развивается, но небольшими темпами. Люди посещают рестораны для вегетарианцев, но лишь не многие решают отказаться от одежды из меха и кожи. На сегодняшний день в мире существует более одного миллиона вегетарианцев.

За тысячелетия существования, такой образ жизни, как вегетарианство, проделал длительный путь. От популярности и забвения — до возрождения.

История вегетарианства уходит своими корнями далеко в прошлое. Еще в те времена, когда человеческая жизнь только зарождалась на планете Земля. Совершенно неоспорим тот факт, что первые люди были вегетарианцами, в силу того, что не умели добывать или обрабатывать мясо. Да и не был в этом нужды.

Антропологи утверждают, что человек попробовал мясо во время ледникового периода, ввиду отсутствия пищи растительного происхождения. То есть по возникшей жизненно важной необходимости. Именно тогда у людей сформировалась стойкая привычка к употреблению мяса. Однако впоследствии люди вернулись к растительным дарам природы.



Первыми кто начал пропагандировать вегетарианство стали буддисты и джайнизмы древней Индии, а также религиозные философы древней Греции. Их стремление к вегетарианству основывалось на любви к животным и на равенстве всего живого перед всевышним. Принципы ненасилия стали основными в обосновании запрета на употребление мяса. И многие разделяли подобную точку зрения и примыкали к рядам вегетарианцев. Греческие воины масштабно отказывались употреблять мясо в еду, считалось наоборот, что мясо отнимает силы и мутит разум человека. К тому же стоит вспомнить, что самая полезная и богатая витаминами и микроэлементами каша, называется Геркулесовая в честь великого воина древней Греции Геркулеса (Геракла). Самым известным вегетарианцем из страны мифов и античности являлся Пифагор. Величайший математик и философ, был весьма почитаем. Возможно, что его к вегетарианству, толкнули познания в науке эзотерики, которым его обучили египетские жрецы. Пифагор основал свою школу и преподавал ученикам различные науки, помимо этого они занимались танцами, музыкой и физическими упражнениями, для поддержания тела в необходимом тонусе, но питались они исключительно растительной пищей. Обед учеников и их учителя был весьма скуден и небогат, и состоял из оливок, меда и хлеба. Ужин и того меньше. Именно с той поры пошло выражение, что «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу». При этом тела их были совершенны и прекрасны. Когда Пифагору было 60 лет, в него влюбилась молодая красавица Феано, которая подарила ему впоследствии троих детей. Из этого можно сделать вывод, что не только духом был силен Пифагор, но и тело его и лицо были молоды и прекрасны, а мужская сила, не покинула до самой старости.

Но свое основное развитие вегетарианство приобрело на востоке.

Религия индусов подразумевает строгое вегетарианство. Йоги считают, что, не исключив из своего рациона продукты животного происхождения, невозможно постичь истину, привести в гармонию дух и тело. Несмотря на то что йоги питаются исключительно просто и не придают значения еде, они живут достаточно долго и можно только позавидовать их исключительному здоровью. Не стоит забывать и про монахов, живущих в храмах Будды. Те отличаются великолепной физической подготовкой и обладают богатырской силой. Стоит отметить, что великие мастера восточных единоборств, являются вегетарианцами.

Еще одной версией является, то что первыми в истории человечества мясо употребили в пищу жрецы древнего Египта, но это было скорее религиозная или магическая причина, нежели для насыщения. К тому же в Египте было весьма успешно развито земледелие и сельское хозяйство, а животных использовали скорее для помощи в выделки земли и получения шерсти. Изучая египетские рисунки, можно сделать вывод, что впоследствии египтяне включили в свой рацион мясные продукты, но их употребление считалось зазорным и низким Благородные особы и приближенные ко двору не ели мясо, так как это пища бедняков. А знать Египта считала себя приближенными к богам, а боги мясо не едят.

После того как в Средние века Римская империя была христианизирована, то мясо практически исчезло из Европы, люди продолжали употреблять молочные продукты и яйца, но мясо отсутствовало в рационе европейцев. А в моменты, когда Европа постилась, то и их исключали из рациона. В своей современной форме вегетарианство зародилось в Англии в Манчестере. Там в 1847 году было создано первое общество -”The vegeterian society”, которое отказалось от мяса, стала выпускать литературу, которая активно пропагандировала вегетарианство. Проводились целые семинары и собрания, куда могли прийти все желающие и приобщится к культуре употребления растительной пищи.

Как не удивительно, но неоспоримый вклад в развитие вегетарианства внес великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Как известно, он до самой своей смерти обладал отменной мужской силой и завидной памятью, был энергичен и работал не покладая рук. Многие диетологи относят это именно к соблюдению здоровой диеты. Л.Н. Толстой склонит к вегетарианству своего друга Леона Винера, который приехав в Германию, создал там первое вегетарианское общество. Вся семья Толстого и его последователи продолжали придерживаться принципы вегетарианства и после его смерти.


Впоследствии в США было создано самое обширное общество вегетарианцев, которое включало в себя различные национальности, классы и сословия. Самым горячим пропагандистом вегетарианства стал всемирно известный врач диетолог Макс Бирхер-Беннер. Он провел масштабные исследования влияния безмясой диеты на организм человека. Множество болезней ему удалось излечить вовсе или остановить их развитие, применяя диеты, в которых полностью отсутствовало мясо. Свои научные труды, он подробно описал в книге. Впоследствии на этой книге разрабатывались методики лечения вегетарианством, болезней, которые Бирхер- Беннер не изучил при жизни.

К сожалению существуют развитые цивилизованные страны, в которых совершенно не развито вегетарианство, а приверженцев такого вида питания, считают чудаками. Например, Польша. В этой стране вегетарианцы считаются чуть ли не сектантами и им сложно найти кафе или ресторан, который мог бы похвастаться хорошей кухней, без добавления продуктов растительного происхождения. Хотя в период между мировыми войнами в Польше было вегетарианское общество, которое активно развивал врач А. Тарновский, Были даже открыты столовые с полным отсутствием мясных продуктов, но со смертью А.Тарновского все прекратилось.

В современном мире вегетарианство заняло прочную нишу, последователи этого вида питания доказали полезность соблюдения диет, в состав которых входят продукты исключительно растительного происхождения.