Какие бч бывают на флоте. Обозначения на современной форме экипажей пл вмф россии

Mex > Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров. Примеры боевых номеров и разъяснение их цифровых обозначений приведены в приложении 1 к настоящему Уставу.

Огромное спасибо

Приложение 1 нашел:

Приложение 1
к ст. 18 и 20
ОБОЗНАЧЕНИЕ КОМАНДНЫХ ПУНКТОВ, БОЕВЫХ ПОСТОВ И БОЕВЫХ НОМЕРОВ
1. Для обозначения командных пунктов и боевых постов на схемах, в расписаниях, инструкциях и других документах приняты следующие сокращения:
а) командные пункты:
ГКП - главный командный пункт;
ЗКП - запасной командный пункт;
ЦКП - центральный командный пункт;
КП
1 - командный пункт штурманской боевой части;
ЗП
5 - запасной командный пункт электромеханической боевой части;
КП
М - командный пункт медицинской службы и т.д.
Если в боевой части (службе) имеется несколько командных пунктов, им присваивается соответствующий порядковый номер в боевой части (службе), который пишется в числителе, например:
КП-1
2 КП-2
4 КП-4
5 и т.д.
б) боевые посты:
На надводных кораблях
БП-12 - боевой пост обслуживания приборов управления стрельбой (в БЧ-2);
2
БП-1 - боевой пост обслуживания приборов радиационного и химического контроля (Сл-Х);
Х

На подводных лодках
БП-13 - боевой пост обслуживания носовых торпедных аппаратов подводной лодки;
БП-36 - боевой пост управления рулями подводной лодки.
Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека. Последний знак (вторая или третья цифра или буква) указывает принадлежность боевого поста к боевой части (службе).
Соответствие цифр или букв последнего знака боевым частям и службам следующее:
БЧ-1 - 6 и 7;
БЧ-2 - 20, 30, 40 и т.д. (независимо от номера отсека), начиная с носа подводной лодки;
БЧ-3 - 3;
БЧ-4 - 4;
БЧ-5 - 5 и 8;
БЧ-7 - 2, 9;
службе радиационной, химической и биологической защиты - Х;
медицинской службе - М;
службе снабжения - С.
Присвоенные боевым постам цифры и буквы не должны повторяться в одном и том же отсеке. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.
2. Присваиваемый каждому старшине и матросу боевой номер должен соответствовать приведенным образцам. Для обозначения боевых номеров приняты следующие сокращения, например:
а) на надводном корабле

2 - цифровое обозначение боевой части (буквенное обозначение службы);
15 - номер боевого поста;
21 - цифровое обозначение боевой смены, где:
2 - номер боевой смены;
1 - порядковый номер старшины, матроса в боевой смене.

Б) на подводной лодке

1 – цифровое обозначение боевой части;
31 – цифровое обозначение боевого поста, где:
3 – номер отсека;
1 - номер боевого поста данной боевой части в отсеке.
12 – цифровое обозначение боевой смены, где:
1 – номер боевой смены;
2 – порядковый номер мичмана, старшины, матроса в боевой смене.

Приобрести бумажную книгу "КТОФ. Матросская кича" - http://pero-print.ru/node/97

Заказать книгу КОНТРОЛЬНАЯ ГЛУБИНА можно в книжном интернет-магазине My-shop - http://my-shop.ru/shop/books/1765383.html

*Плац - большая открытая асфальтированная площадь перед зданиями казарм, предназначенная для строевых подготовок и построений личного состава.
*Тройка - парадная форма.
*Дембельский аккорд - традиция, согласно которой, дембель последний раз негласно обязан сделать какую-нибудь полезную работу.
*Доложить по команде - доложить вышестоящему начальству.
*Законные флотские усы - после полтора года службы негласно разрешается отпускать усы.
*Звуконепроницаемая резиновая броня - весь лодки обшит трёхсантиметровым слоем резины для бесшумности в море.
*Каштан - внутренняя проводная радиосвязь с микрофоном в подлодке.
*Пайольная щётка - щётка с металлическими волосками для чистки пайол - рифлёного железного пола на судне.
*Конденсатная яма - углубление в середине трюма, для стока конденсата, масла и грязи. Периодически чистится.
*Через пару мгновений показались ещё несколько довольно крупных эмпирических экземпляров - попытка сделать игру смыслов - эмпирических, то есть опытных (двусмысленно) экземпляров.
*ФролЫ - члены экипажа капитана первого ранга Фролова.
*Тащ тан-нант - товарищ капитан-лейтенант.
*Вечерний чай - дословно. Флотская традиция, входящая в режим питания.
*Комод - командир отделения.
*ГОНы - главные осушительные насосы.
*КПС - конденсатно-питательная система.
*ПДУ - Портативное дыхательное устройство.
*Ревун - сигнал боевой тревоги.
*Контрольная глубина - 320 метров.
*Дизель - дисбат.
*Дизель - прозвище дизелиста на корабле.
*Дизель - мотор, работающий на солярке.
*Кок - корабельный повар.
*Оськин скосил лиловый от шестикратной дозы обеденного вермута - на П.Л. в море морякам положено 40-50 грамм вина в сутки. За столом сидят шесть человек. Неоторые столы договариваются между собой и сливают свои 40 грамм в одну кружку. Таким образом, каждый из шести человек пьёт на обеде полную кружку раз в шесть дней.
*Матрос Синепупкин - "традиционно-шуточное" обращение к любому из молодых.
*Нас - узбекские национальное зелье, приравненное к наркотику.
*Огайо - атомная подлодка ВМС США. Длина - 180 метров, 24 ракеты на борту.
*Китёнок - русская подлодка.
*Коробка - любой надводный военный корабль.
*КТОФ - Краснознамённый тихоокеанский флот.
*Всеобщее презрение! - отработанный приём-призыв со стандартным хоровым ответом - "У-у-у, сука!" Применяется как из уважения к объекту призыва, так и с целью унизить, в зависимости от обстоятельств.
*ВМФ - военно-морской флот.
*АПК - атомный подводный крейсер.
*АПЛ - атомная подводная лодка.
*РПКСН - эр-пэ-ка-эс-эн - ракетный подводный крейсер стратегического назначения.
*Годок - матрос, отслуживший два с половиной года.
*Годовщина - дедовщина.
*Подгодок - матрос, отслуживший два года.
*Полторашник - матрос, отслуживший полтора года.
*Карась - матрос отслуживший год.
*Карась - мужской носок.
*Дрищь, дух, отец, бык, воин, боец - матрос, отслуживший от нуля до пол-года или года.
*Палуба - пол по которому ходят, так-же пол на корабле.
*Алё, быки а ну быстрее сокращаться на палубе! - перевод. Эй, молодые матросы, которые ещё не выпростали из себя мамкины пирожки, быстрее мойте пол!
*Ветошь - тряпка.
*Банка - стул.
*Бак - стол.
*Чумичка - поварёшка.
*Чуфан, чифан - еда. Слово происходит от Китайского - чифан (еда).
*Чуфанить, чифанить - принимать пищу без должного этикета, с недостойной жадностью.
*Мандражировать - позорно трястить от страха или просто бояться.
*Харю давить - спать в не положенное по уставу время.
*На халяву - бесплатно, за счёт государства.
*Коробка - надводный корабль.
*Лодка - подводный корабль.
*Моряк - матрос срочной службы.
*И висящий с торца, внутри помещения камбуза лист неизменной, вечной и монолитной присяги льёт в столовую священный свет истинного, ненадуманного патриотизма, всегда напоминая подводным бойцам о своём существовании - убеждённость в ненужности напоминания основ присяги истинным патриотам.
*Рэкс, собака, шакал - плохой, корыстный не понимающий моряков срочной службы офицер. (презрительно).
*Тянуть палубу - мыть пол методом стягивания ветошью разлитой воды.
*Автономка - боевой автономный поход в течении трёх месяцев в подводном положении в автономном режиме. Боевая служба.
*Прочный корпус - Прочный корпус корабля или грудь молодого бойца.
*Проверка прочного корпуса на герметичность - Повышение атмосферного давления в отсеках корабля. Удары в грудь (кулаком) молодому бойцу.
*Ватерлиния - линия воды на нижней части корпуса корабля в надводном положении.
*Замполит - заместитель командира корабля по политической части.
*Кэп - капитан корабля.
*Зам - заместитель командира корабля.
*Бычок - командир пятой боевой механической части на корабле. Обычно самый умный и талантливый в техническом отношении человек в экипаже.
*Галанка - лёгкая форменная морская куртка.
*Гюйс - съёмный воротник с тремя полосами означающими три великих победоносных морских сражения.
*Каноль - т.е. новый, новая форменная одежда. (канолевая)
*Пиллерс - столб.
*Гальюн - туалет.
*Сапог, Зелёный - солдат.
*Стармос - Старший матрос.
*Гады - рабочие флотские ботинки.
*Прогары - кожаные корабельные тапочки с круглыми отверстиями по бокам и сверху.
*Хромачи - хромовые выходные ботинки от тройки.
*Камбуз - любая столовая на флоте.
*Кубрик - внутреннее помещение казармы.
*Считать дни до приказа - молодые для годков считают на убыль дни до приказа о демобилизации после того, как их остаётся 100.
*Гарсунка - столовая для питания офицерского состава на лодке.
*Уа-уа-уа-уа-уау! - здравия желаем товарищ (к примеру) капитан-лейтенант!
*Ставить! - отставить!
*Литёха - лейтенант.
*За-дэ-пэ (за дп) - за дальний поход.
*Вэмэушник - (ВМУ) военно-морское уЁ.... - (..бище).
*В случАе чего - в случае ядерной войны.
*Выхода - небольшие военные учения в море или просто пробные плановые мероприятия по "выходу" в море.
*Стрельбы - выход в море на лодке с отработкой боевых стрельб торпедами или стратегическими ракетами.
*Тоска - жизнь с физическими и психологическими унижениями, голод итд.
*Адки - годки (косноязычие).
*ДЭ Бэ. (Д.Б.) - добавочный срок отсидки на киче.
*Поол - понял. (косноязычие)
*Роба - рабочая одежда.
*Неуставные взаимоотношения - рукоприкладство.
*ТТП - тяжкие телесные повреждения.
*Каптёрка - кладовка для различной форменной одежды.
*Краб - какарда.
*Вассэр - шухер.
*Шухер - стрём.
*Стрём - охрана при при нарушении порядка или закона.
*Шуба - вассэр, стрём, шухер.
*Затыкать дырки - при нехватке военных специалистов, отправляют в море матросов и офицеров без отдыха между автономками.
*Мандражировать - бояться, трястись от страха.
*Шланги, молотилы - по мнению матросов - трУсы, лентяи, притворщики, боящиеся или не желающие полноценно служить. Или те, кто вообще отказывается ходить в море, хотя по закону заставлять, если моряк боится выходить в море не имеют право.
*Технарь - технический спирт, он же - шило.
*Шило - см. "технарь".
*Накатывать - объедать. (презрительное)
*Город - Петропавловск-камчатский.
*Десятая - 10 дивизия БДР.
*Бэ-Дэ-эР - БДР - разновидность подводных лодок 667 проекта..
*Восьмая - 8 дивизия "Азух".
*Азуха - один из проектов атомных лодок.
*Сундук - мичман.
*Сунтук - сундук (подразумевается Казахский акцент).
*Раздись! - разойдись!
*Первые две статьи УВС - распространённая в армии и на флоте шутка.
*Фарца - фарцовщик, перекупщик, не законный продавец.
*Пятнашка - пятнадцать рублей.
*Пурпурная страна - подразумевается творчество английской группы Дип пёрпл, как символ тяжёлого рока.
*Зара - косноязычие офицера, произнесение слова ЗАВТРА.
*Устинова приказ - приказ о демобилизации с флота моряков срочной службы.
*Курасава - красавец.
*Закинутый - под действием наркотиков.*Бычок - командир пятой боевой механической части на корабле. Обычно самый умный и талантливый в техническом отношении человек в экипаже.
*Пади! - пойди! Подойди сюда! (московский диалект).
*Самогонки полный таз да Устинова приказ* - приказ о демобилизации (увольнении) личного состава с флота.
*Шпангоуты - рёбра жёсткости с внутренней стороны прочного корпуса корабля. Рёбра грудной клетки молодого матроса.
*Три каменных брата - три скалы, стоящие у входа в Авачинскую бухту, на берегу которой раскинулся город Петропавловск-Камчатский. Мимо этих "Трёх братьев" проходят корабли в море.
*Рыбачий - посёлок возле базы боевых кораблей.
*Уронил наголо постриженную голову на грудь - традиция перед походом брить голову наголо.
*Провизионщик - заведующий продуктами на складе. Он же обычно их выдаёт поварам (кокам).
* Считать дни - обязанность молодых отвечать по первому требованию дембеля, сколько осталось до приказа. (от ста дней по убыванию)
*Док - техническое приспособление для ремонта корабля. С его помощью удаляется вода и корабль становится виден полностью.
*Руки в карманах - запретное действо, за которое заставляют зашивать карманы.
*Зёма - земляк или просто уважительное обращение.
*Большой Камень - населённый пункт в Приморье, известный завод по ремонту и строительству подводных лодок.
*Шланги и молотилы - малодушные, трусливые, прикидывающие больными, занимающиеся членовредительством. Если призывник боится идти в море, его по закону не имеют права заставить это сделать.
*Вошь на солдата - корректная перефразировка - лучше обозвать солдатом себя.
*Дивизия - соединение кораблей.
*Экипаж - все военнослужащие, члены команды корабля.
*Ярус - этаж.
*Паратунка - санаторий с горячими источниками.
*Хаджэмэ - сигнал к началу поединка в дзю-до. (яп)
*Вадзаари иппон - полная победав поединке дзю-до. (яп)
*Юко - в дюдо 2 очка за удачный бросок. (яп)
*У нас Фергана всегда пьют и кальян кхурят и кхущяют плёф, щящлик-бащлик*! - сказано с акцентом - "...у нас в Фергане всегда пьют и кальян курят и кушают плов, шашлык-башлык"!
* ...к волшебным солнечным островам - речь идёт о Гавайях.
* ...то ли на суше чего то там творилось* - так, вероятно, выразился впоследствии Главком ВМФ.
*Тебе утром на построении что говорили, когда ты свою морду спиртом протирал?! - в море на утреннем построении матросам дают тампоны, смоченные в спирте, для протирки лица. Вероятно, так делается для экономии водного ресурса.
*Бэ-че три - БЧ - 3, боевая часть три, минно-торпедная группа.
*Ольденбургская лошадь - самая тяжёлая Немецкая лошадь.
*Пел он, танцуя то ли какой-то сверхновый загадочный танец, то ли выполняя гимнастические упражнения* - мягкий намёк на аэробику!
*Семнадцатиметровые щупальца - выдвижные рубочные устройства, в их числе перископ.
*Правый борт - подразумевается правый реактор и, как следствие, правая турбина.
*Карфан - сказано с акцентом - корефан, друг.
*Когда-то чужой, а ныне свой - обычное прикомандирование с другого экипажа.
*Главный корабельный старшина - самое высокое звание, присваиваемое на корабле личному составу. После главного корабельного старшины идёт звание из разряда младшего офицерского состава - мичман.
*ГТЗА - главный турбозубчатый агрегат. Турбина.
*Мурена, Навага - разные проекты подводных лодок.
*Хантей! - окончание действия. (яп).
*ЯЛДА - головная часть подъемно-мачтового устройства.

Атлантическая эскадра. 1968–2005 Белов Геннадий Петрович

2. Формирование экипажа

2. Формирование экипажа

Командованием Северного флота формированию экипажа было уделено настолько большое внимание, что на период комплектования в Управлении кадров СФ был назначен «направленец» по крейсеру – капитан 2 ранга В. И. Подберезкин, с которым решались все кадровые вопросы по офицерскому составу. Экипаж «Кирова» формировали из офицеров, мичманов и матросов 7-й оперативной эскадры, которой командовал контр-адмирал В. И. Зуб. Он разрешил Ковальчуку взять с кораблей эскадры лучших моряков. Исключение составляли специалисты дивизиона движения, которых Ковальчук набирал из офицеров и мичманов 3-й дивизии атомных лодок в Гремихе.

Первоначально в экипаж крейсера были назначены офицеры командного состава и командиры боевых частей. Это были следующие офицеры:

– заместитель командира по политической части каптан 3 ранга В. Н. Попов.

– старший помощник командира капитан 3 ранга М. М. Тельнов.

– помощник командира капитан-лейтенант А. С. Зюбрицкий.

– командир БЧ-1 капитан-лейтенант В. Г. Борисов.

– командир БЧ-2 капитан 3 ранга В. Н. Храмцов.

– командир 1–го дивизиона БЧ–2 капитан-лейтенант В. В. Козловский.

– командир 2–го дивизиона БЧ–2 капитан-лейтенант Р. И. Соедский.

– командир 3–го дивизиона БЧ–2 капитан-лейтенант С. Г. Ролев.

– командир 4–го дивизиона БЧ–2 капитан-лейтенант В. Ф. Колесник.

– командир БЧ–3 капитан – лейтенант В. И. Рымарь.

– командир БЧ–5 капитан 3 ранга Н. И. Шипилов.

– командир дивизиона движения капитан-лейтенант И. П Ратин.

– командир электро – технического дивизиона старший лейтенант А. К. Кинебас.

– командир дивизиона живучести старший лейтенант Н. В. Богомолов.

– командир БЧ–7 капитан-лейтенант А. А. Сгибнев.

– командир 1–го дивизиона БЧ–7 капитан-лейтенант Г. Г. Габриков.

– командир 2–го дивизиона БЧ–7 капитан-лейтенант В. В. Питерцев.

– командир 3–го дивизиона БЧ–7 капитан-лейтенант В. А. Иванов.

– командир 4–го дивизиона БЧ–7 старший лейтенант А. П. Романько.

– начальник химической службы капитан-лейтенант Постников.

– начальник медицинской службы капитан медицинской службы В. И. Услугин.

Эти офицеры, составлявшие костяк экипажа, в январе 1977 года начали подготовку в Учебном центре ВМФ в Сосновом Бору под Ленинградом. После завершения учебы часть офицеров была командирована в Учебный центр ВМФ в Палдиски, где на действующем реакторе было продолжена подготовка операторов и специалистов химслужбы. Освоение атомной энергетической установки офицеры БЧ-5 поначалу прошли на атомном ледоколе «Сибирь».

На втором этапе (1977–1978 год) корабль комплектовался офицерским и мичманским составом боевых частей, служб и команд. Они проходили подготовку на кораблях эскадры, Учебных центрах ВМФ и предприятиях промышленности, на которых создавалось и испытывалось оружие и техника головных образцов. На третьем этапе в 1978–1979 годах

происходило комплектование экипажа матросами и старшинами срочной службы. Отбор производился с двадцати семи надводных кораблей и подводных лодок СФ. На эти корабли командировались офицеры крейсера для изучения личного состава, и в дальнейшем корабельная комиссия под руководством командира прибывала на корабли и проводила беседу с каждым матросом и старшиной, утверждая окончательные списки кандидатов. Требования к кандидатам в экипаж корабля, изложенные в приказе ГК ВМФ, выполнялись неукоснительно. Командир крейсера принял решение комплектовать категорию командиров групп и инженеров выпускниками училищ (их было 80 %), что в дальнейшем себя оправдало. Например, более четверти офицеров на корабле являлись выпускниками ВВМУРЭ имени Попова.

12 августа 1978 года начался сбор личного состава для подготовки к переезду в Ленинград. В конце сентября 1978 г. экипаж крейсера двумя эшелонами прибыл в Ленинград, и корабль был включен в состав 13 бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей. Стараниями Начальника Штаба ЛенВМБ вице-адмирала Касьянова экипаж корабля был размещен не у Поцелуева моста, где жили подводники с новостроящихся и ремонтирующихся лодок, а на Васильевском острове, в специально приготовленном военном городке на Кожевенной линии, неподалеку от Балтийского завода. Переселение команды на корабль состоялось 29 марта 1980 года.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Берлин 45-го: Сражения в логове зверя. Часть 6 автора Исаев Алексей Валерьевич

Формирование 12-й армии Когда в конце марта 1945 г. замкнулся рурский «котел», Гитлер приказал ОКВ сформировать новую армию на Эльбе, в районе Дессау и Виттенберга. Армия должна была формироваться из только что поставленных под ружье младших возрастов (17 и 18-летних) и

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Список подводников экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец», погибших 07 апреля 1989 года Капитан 1 ранга Ванин Е.А.Капитан 1 ранга Буркулаков Т.А.Капитан 2 ранга Аванесов О.Г.Капитан 2 ранга Бабенко В.И.Капитан 3 ранга Максимчук Ю.И.Капитан 3 ранга Володин А.В.Капитан 3 ранга

Из книги Техника и вооружение 2013 02 автора Журнал «Техника и вооружение»

Список подводников экипажа атомной подводной лодки «К-19», погибших 04 июля 1961 года Капитан-лейтенант Ю. ПовстьевЛейтенант Б. КорчиловГлавный старшина Б. РыжиковСтаршина 1 статьи Ю.ОрдочкинСтаршина 2 статьи Е. КашенковМатрос С. ПеньковМатрос Н.СавкинМатрос В.

Из книги Я бил «сталинских соколов» автора Ютилайнен Илмари

Список подводников экипажа атомной подводной лодки «К-19», погибших 24 февраля 1972 года Капитан 3 ранга Л.Г. ЦыганковСтарший лейтенант С.Г. ЯрчукЛейтенант В.В. ХрычиковМичман Ф.К. БорисовМичман В.Г. НиколаенкоМичман А.И. НовичковГлавный старшина А.П. ВасильевСтаршина 1 статьи

Из книги Британские парусные линейные корабли автора Иванов С. В.

Список членов экипажа подводной лодки «К-19», погибших 8 марта 1968 года. Штатный офицерский состав:КОБЗАРЬ Владимир Иванович, 1930 года рождения, капитан I ранга, командир подводной лодки.ЖУРАВИН Александр Михайлович, 1933 года рождения, капитан II ранга, старший помощник

Из книги Американский снайпер автора DeFelice Jim

Список экипажа ПЛ «С-117» ТОФ, погибших 15 декабря 1952 года: Капитан II ранга Красников В. А.Капитан II ранга Вознюк С. Г.Капитан III ранга Нечитайло В. Ф.Капитан III ранга Лавриков А. М.Капитан-лейтенант Карцемалов В. С.Старший лейтенант Котов Н. С.Старший лейтенант Янчев В. П.Старший

Из книги Легендарный Корнилов [«Не человек, а стихия»] автора Рунов Валентин Александрович

Пути улучшения условий боевой работы экипажа танка Т-80 А. С. Ефремов, ветеран ОАО «Спецмаш»Известно, что в боевой обстановке экипаж танка работает в напряженных и даже экстремальных условиях, обусловленных не только высоким эмоциональным напряжением, но и большими

Из книги Секреты Российского флота. Из архивов ФСБ автора Христофоров Василий Степанович

Формирование 34-й истребительной эскадрильи 10 февраля 1943 года 16 пилотов и 7 техников вылетели с аэродрома Мальми в Берлин на транспортном самолете. Все они находились в прекрасном настроении. В Германии на авиабазе Вернойхен мы начали обучение полетам на знаменитом

Из книги Танк «Шерман» автора Форд Роджер

Организация экипажа В период 1793–1815 гг. экипаж линейного корабля насчитывал от 650 до 875 человек. Впрочем, эти цифры соответствовали штатному расписанию, которое на практике никогда не удавалось полностью заполнить. На кораблях 1 - го ранга экипаж насчитывал 875 человек, 2-го

Из книги Загадка Скапа-Флоу. Рейд германской подлодки в святая-святых британского флота автора Корганов Александр Сергеевич

Из книги Абсолютное оружие [Основы психологической войны и медиаманипулирования] автора Соловей Валерий Дмитриевич

Формирование Добровольческой армии 25 декабря 1917 года в Новочеркасске Корнилов был назначен первым командующим Добровольческой армии. Отличительным знаком этой армии был нашиваемый на рукав угол из лент национальных цветов. Формировался штаб армии, возглавляемый

Из книги Воспоминания (1915–1917). Том 3 автора Джунковский Владимир Фёдорович

НА ГРУНТЕ. ПОДВИГ ЭКИПАЖА М-32 «На этот раз командир лодки поймал себя на том, что смотрит на циферблат глубометра и пытается догадаться, сколько же сейчас времени», - так начинается рассказ Леонида Соболева «Держись, старшина», написанный известным советским маринистом в

Из книги автора

Рабочие места экипажа Мы уже обратили внимание на то, что два члена экипажа М4 имели свои рабочие места в носовой части и три – в башне. Механик-водитель и его помощник влезали в танк и покидали его через люки, находящиеся прямо над их местами. Оба имели поднимающиеся

Из книги автора

I – Список экипажа U-47 [ 29 Формально штурман получил офицерское звание только после похода в Скапа-Флоу.] № Должность Звание Имя Офицеры 1 Kommandant -Командир ПЛ Kapitan-LeutenantКапитан-лейтенант Prien, Gunter Прин, Гюнтер 2 Leitender Ingenier -Старший инженер-механик Oberleutenant (Ing) Старший

Из книги автора

Формирование повестки дня Пропускная способность нашей психики ограничена, человек способен сосредоточить свое внимание не более чем на пяти – семи темах. И это, что называется, maximum maximorum. Чаще всего четыре – пять тем, а порою и меньше. Другими словами, человеческое

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 760. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Боевая часть связи (БЧ-4). 15.11.1972 года.

Фотоиллюстрация из архива Юрия Васильевича Казённова (радиотелеграфист БЧ-ч БПК «Свирепый», период службы 16.11.1970 – ноябрь 1973):

Ранняя весна 1972 года. Экскурсия личного состава БЧ-1 и БЧ-4 в Калининград, в разрушенный Кафедральный собор к могиле Э. Канта.

Верхний ряд слева-направо: Александр Суворов – рулевой БЧ-1, Юрий Казённов – радиотелеграфист БЧ-4, Иван Крючков – сигнальщик БЧ-4, Борис Аносов – радиотелеграфист БЧ-4; нижний ряд слева-направо: Николай Сурусов – радиотелеграфист БЧ-4, Александр Турко (Владимир Тимошенко?) – к/о сигнальщиков БЧ-4, лейтенант Андрей Степанович Дробот – командир БЧ-4, Александр Червяков – радиотелеграфист БЧ-4, Александр Прибылов – механик ТФ ЗАС, Григорий Булат – ст. матрос, к/о электриков штурманских БЧ-1, Виктор Петченко – радиотелеграфист БЧ-4, Алевтин Клыков – радиотелеграфист БЧ-4.

В предыдущем:

Практически со всеми мичманами БЧ-3 автор был знаком, общался по службе и по темам политзанятий, но дружеское общение сложилась только с некоторыми из мичманов-румын – Анатолием Дворским (формально сменил меня на должности комсорга корабля), Владимиром Сечко и Михаилом Любонько, с которым нам довелось вновь организовать «крещение» БПК «Свирепый»…

Однако в силу естественной связи сигнальщиков-наблюдателей с рулевыми-штурманцами (БЧ-1) и в связи с тем мы «квартировали» в одном кубрике со связистами, автор, конечно, больше дружил с матросами и старшинами боевой части связи (БЧ-4).

Боевая часть связи (БЧ-4) – это «организационное подразделение экипажа корабля, в ведении которого сосредоточены технические средства связи, предназначенные для обеспечения бесперебойной передачи и поступления информации». Ранее БЧ-4 имела иное название – «боевая часть наблюдения и связи».

Боевая часть связи (БЧ-4) предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приёма оповещения и передачи донесений, а также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслуживает средства радио- и радиорелейной связи, проводной, зрительной и иной связи.

Лучше всех, профессионально и досконально точно о боевой части связи БПК «Свирепый» поведал в книге «Свирепый» на страже Отечества» её первый командир, капитан 2 ранга в запасе Андрей Степанович Дробот (период службы на БПК «Свирепый» - февраль 1972 – август 1977).

БПК «Свирепый», как и все корабли проекта 1135 типа «Буревестник», был оснащён самыми современными средствами связи, среди которых были:
четыре радиопередатчика – КВ диапазона Р-652 «Щука», Р-654 «Окунь» - 2 и СВ диапазона Р-653 «Шквал»;
девять радиоприёмников – КВ диапазона Р-678 «Брусника» - 5, Р-675 «Оникс» - 1, всеволновые – Р-677 «Вихрь» - 1 и «Волна-К» - 1;
радиостанции: УКВ диапазона – Р-619 «Графит» - 4, Р-105 – 2, Р-770 «Тритон» - 1, дециметрового диапазона Р-618 – 1;
радиостанция сигнальщика Р-622 «Кит»;
станция звукоподводной связи МГ-26;
спецаппаратура связи – 9 единиц (СЛХ-2, БП-2, ТФ-4, СБД-1);
аппаратура сверхбыстродействующей связи (СБД) – 2 единицы (Р-062 «Быстрота», Р-758 «Акула»); аппаратура факсимильной связи «Ладога» - 1;
коммутатор средств связи релейного типа «Дистанция»;
громкоговорящая корабельная связь «Лиственница»;
два прожектора зрительной (световой) связи ПМС-45, светосигнальные приборы – МСНП-125 и МСНП-250 (общее количество 4 шт);
сигнальные и клотиковые огни, комплект сигнальных флагов, сигнальные флажки, фонари и сигнальные ракеты.

Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой на БПК «Свирепый» имелись комплекты морских биноклей, а также два бинокулярных перископических визира ВБП-451М, установленных в ходовой рубке корабля слева и справа по борту.

Эти визиры имели сложное насыщенное светофильтрами, приспособлениями и механизмами устройство, позволяющее наблюдать за обстановкой в любое время суток. Я использовал наши визиры ВБП-451М, чтобы через их окуляры фотографировать корабли «вероятного противника» и однажды мне повезло сфотографировать натовский эсминец, вышедший на учения в прибрежные воды Северного моря, который в нарушение международных договоров СССР и НАТО по Балтийскому морю имел противокорабельное ракетное вооружение…

БПК «Свирепый» имел 5 боевых постов радиосвязи: приёмный радиоцентр, передающий радиоцентр, пост буквопечатающей телеграфной засекреченной связи, пост телефонной засекреченной связи и трансляционную радиорубку. Кроме этого корабль дооборудовали постом слуховой засекреченной связи и постом радиорелейной связи.

Один из боевых постов радиосвязи БЧ-4 БПК «Свирепый» находился рядом со штурманской рубкой в помещении ГКП (главного командного пункта) и я часто общался с радистами, которые несли здесь вахту, слушали и записывали данные о погоде, сообщения, просто слушали музыку в минуты затишья. Иногда украдкой мы слушали «вражеские голоса» радио «Свобода» и «Голос Америки», чтобы узнать альтернативные новости…

Однажды летом 1973 года (после прихода нового пополнения) наш вездесущий замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, обнаружил на столе в радиоцентре забытый кем-то толстый многостраничный блокнот, в котором мелким бисерным и аккуратным почерком были записаны радиочастоты всех «вражеских» радиостанций, вещавших новости и пропаганду против СССР…

Скандал и «разборки», следствие и «шмон» на корабле из-за этого «шпионского блокнота» были грандиозными. Дмитрий Васильевич Бородавкин очень гордился тем, что сумел «вскрыть вражескую антисоветскую деятельность на боевом корабле». Возможно, поэтому перед первой БС (боевой службой) с корабля был списан замечательный, красивый и сильный матрос немецкого происхождения с необычной фамилией Рис…

Да, связь на боевом корабле всегда и во все времена была наиважнейшим и секретнейшим делом, потому что: «Тот, кто знает, тот побеждает», «Кто предупреждён, тот вооружён», «Потеря связи – потеря управления», «Без связи и управления нет победы», «Если знаешь, тогда побеждаешь». Вот почему на корабле и в морском боевом походе очень важно получить и передать вовремя сообщение, а также не дать врагу перехватить и расшифровать твоё сообщение, информацию…

Из всех боевых постов БЧ-4 БПК «Свирепый» мне довелось побывать только на двух – на радиоцентре в ГКП и в трансляционной радиорубке. Другим матросам, мичманам и офицерам, кроме матросов и командира БЧ-4, а также командира корабля, замполита и специалистов СПС вообще за всё время службы нельзя и невозможно было хоть мельком заглянуть на боевые посты боевой части связи (БЧ-4), и это правильно…

Корабль без связи с командными пунктами, с другими боевыми кораблями, подводными лодками и нашими самолётами в открытом море становится слепым, глухим, немым и… беспомощным. Кораблю без связи и управления остаётся только с честью выполнить своё боевое предназначение, самостоятельно обнаружить врага, вступить с ним в бой, нанести врагу возможно больший ущерб, и исчерпав свои боевые ресурсы, выжить, вернувшись к родному берегу. Так часто было во времена Великой Отечественной войны с моряками-подводниками…

Корабли проекта 1135 типа «Буревестник» были оснащены несколькими системами связи, обеспечивающими надёжную связь одновременно по нескольким радиоканалам. При этом связь была защищённой от помех и прослушивания, сверхбыстрой или нормальной (в реальном времени). Так что мы никогда ни при каких условиях окружающей среды не оставались без связи, а значит – без управления.

Правда, не всегда связь бывает понятной, потому что передача сообщений по любым видам и формам связи – это всегда игра «в непонятки» (интерпретация сообщений). Вот классические анекдоты связистов БЧ-4:

Радисты! Запросите проводку порт Торос, - запрашивает вахтенный офицер.
- Торос на связи; про водку ничего не знает, пьёт только портвейн! – докладывают радисты.

Девизы связистов: «Чем громче крикнешь, тем дальше слышно», «Избегай случайной связи», «За связь без брака!».

Что может быть из-за искажения информации при приёме-передаче сообщений по связи, хорошо иллюстрирует такой случай из боевой практики экипажа БПК «Свирепый»…

Однажды летом 1973 года при отработке курсовых задач «К-1» и «К-2» на один из боевых постов БЧ-2 ЗРК «Оса-М» поступило по телефону сообщение, из-за которого мы вовремя не сумели выполнять учебную боевую задачу. Мичман, получивший это сообщение по телефону, клялся и божился, что звонили с ГКП, но не представились, а по голосу он не узнал говорившего…

«Разборки» этого необычного случая были очень серьёзными, тщательными, долгими. Были опрошены практически все прямо или косвенно причастные или возможно (вероятно) причастные к этому телефонному внутрикорабельному сообщению, факт которого подтвердили все матросы и старшины, бывшие с тем несчастным мичманом на боевом посту.

В результате был издан приказ не только командира корабля, но и командира дивизиона ракетных кораблей, запрещающий впредь говорить по телефону или по ГКС (громкоговорящей связи) без предварительного представления собеседников, а также обязывающий записывать на многоканальный магнитофон все сообщения по внутрикорабельным средствам связи во время учебных и боевых тревог.

С тех пор каждый из матросов, старшин, мичманов и офицеров БПК «Свирепый» обязательно во время переговоров по средствам связи говорил, например, так: «Это матрос Суворов» или «Слушаю, матрос Суворов» (далее следовало какое-либо сообщение).

Запись на магнитофон переговоров по внутрикорабельным средствам связи гарантировала точность и справедливость последующих «разборок» или следствия, в случае какого-либо «ЧП». Такая система внутрикорабельных переговоров научила весь экипаж БПК «Свирепый» краткости и чёткости, точности и строгости передачи друг другу информации и сообщений, способствовала повышению воинской дисциплины, обеспечению безопасности корабля и его боевой эффективности.

Единственный человек на БПК «Свирепый», который во внутрикорабельных телефонных разговорах не представлялся, а сразу говорил, что ему нужно, - это был командир корабля, капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров. Он обычно звонил мне в «ленкаюту» и коротко говорил: «Зайди ко мне» и я всегда сердито сомневался – это командир звонит или кто-то из друзей так шутит…

Сменивший Д.В. Бородавкина на должности замполита старший лейтенант А.В. Мерзляков тоже пытался звонить мне в ленкаюту и не представляться, но я неизменно спрашивал его по телефону: «Кто звонит?» и если он не отвечал, как было положено по приказу командира корабля, то я вешал телефонную трубку. Александр Васильевич ярился, прибегал сам в «ленкаюту», орал на меня, но я показывал ему приказ и тот, скрипя зубами, вынужден был подчиниться. То, что положено Юпитеру, не положено другим «быкам»…

Я категорически был сторонником строгости в вопросах обеспечения надёжности и точности связи, потому что все беды в жизни от непонимания, от неправильного толкования сообщений, знаков, информации. Поэтому правильно, когда кораблях ВМФ связь – это закрытая для непосвящённых и не имеющих специального допуска отрасль военной службы.

Даже в самой БЧ-4 каждый матрос, старшина или мичман имеют право доступа только в свой боевой пост, к своим секретным журналам и документам. Право посещать все боевые посты боевой части связи (БЧ-4) имеют лишь командир корабля и заместитель командира корабля по политической части (и то только в определённых уставом случаях). Остальные общаются со связистами находящимися на своих боевых постах только через специальные окошки в водонепроницаемых и бронированных дверях, которые запираются специальными сложными шифро-замками.

Из-за закрытости службы и служебной деятельности моряков-связистов их часто называют «чистюлями», намекая на то, что они, как интеллигенты, ничего не делают, кроме как слушают эфир, болтают по микрофонам и как дятлы стучат своими телеграфными ключами или клавишами шифровальных пишущих машинок.

Единственные связисты БЧ-4, работа которых видна всем, - это сигнальщики, которые, наоборот, пользуются у всех уважением и признанием, потому что они реально, на виду у всех, машут флажками, «стучат» светом, сигналят сигнальными флагами и находятся не в уютных тёплых боевых постах, а снаружи, всегда на своём сигнальном мостике центральной надстройки по бортам корабля.

На самом деле БЧ-4 БПК «Свирепый» обеспечивала надёжную слуховую телефонную, телеграфную, буквопечатающую и сверхбыстродействующую связь в открытом и засекреченном режиме связь «с берегом» из любой точки Мирового океана во всех диапазонах.

Приёмный радиоцентр находился в центральной надстройке (ГКП); передающий пост связи – на главной палубе. Переносные радиостанции с автономными источниками питания обеспечивали связь с корабельного катера и шлюпки.

Средствами физической выдачи сигналов связи были коротковолновые штыревые антенны типа АР-6, АР-10, антенны УКВ и наклонная антенна «Луч», малые и большие сигнальные прожекторы, сигнальные и клотиковые огни, а также комплект сигнальных флагов и флажков.

Очень надеюсь, что мои друзья-братишки, сигнальцы и радисты, радиотелеграфисты и специалисты СПС дополнят меня и расскажут много интересного о боевой части связи, поделятся подробностями и расскажут байки о связистах и сигнальщиках-наблюдателях.

Первым командиром БЧ-4 БПК «Свирепый» был лейтенант Андрей Степанович Дробот (февраль 1972 – август 1977), автор-составитель книги «Свирепый» на страже Отечества».

Первым старшиной радиотелеграфной команды БЧ-4 был мичман Владимир Николаевич Сергеев (сентябрь 1972 – август 1977). Он ещё раз вернётся в экипаж БПК «Свирепый» в период ноябрь 1981 – февраль 1982.

Практически весь личный состав матросов и старшин БЧ-4 БПК «Свирепый» периода 1972-1974 годов был моими друзьями на службе –

Сигнальщики-наблюдатели:

КРЮЧКОВ Иван Михайлович ст. сигнальщик 19.05.71-08.05.74
ТИМОШЕНКО Владимир Григорьевич к/о сигнальщиков 19.05.71
МАХОВИК Валерий Петрович сигнальщик 06.11.71-12.11.74
СЛЮСАРЕНКО Владимир Фёдорович к/о сигнальщиков 14.11.71-12.11.74
ИСАЕНКОВ Виталий Николаевич сигнальщик 11.05.72-02.06.75
ОПАРИН Юрий Витальевич к/о сигнальщиков 13.05.72-11.06.75
ПАНЬКОВ Вячеслав Георгиевич сигнальщик 09.05.72-3.11.74
СВИРСКИЙ Игорь Павлович сигнальщик 07.05.72
ПОДКАЛНС Карлис Эрнестович сигнальщик 12.05.73-28.12.74
ЯКОВЛЕВ Сергей Евгеньевич сигнальщик 08.05.73-05.01.74

Радиотелеграфисты:

КЛЫКОВ Алевтин Викторович ст. радиотелеграфист 15.05.70
КОНЯШИН Николай Николаевич ст. радиотелеграфист 15.05.70
ПЕТЧЕНКО Виктор Григорьевич ст. радиотелеграфист 15.05.70
СКИБА Валерий Павлович к/о радиотелеграфистов 14.05.70
СУРУСОВ Николай Петрович радиотелеграфист 16.05.70
АНОСОВ Борис Алексеевич радиотелеграфист 16.11.70
КАЗЕННОВ Юрий Васильевич радиотелеграфист 16.11.70
ЧЕРВЯКОВ Александр Николаевич радиотелеграфист 19.11.70
МУСАТЕНКО Алексей Алексеевич к/о р/телеграфистов 01.11.71-12.11.74
МИХАЙЛЕНКО М.И. Ст-на к-ды р/телеграф. 22.02.72 - осень-72
БАВИН Александр Викторович радиотелеграфист 13.05.72-05.05.75
БИГУН Александр Васильевич радиотелеграфист 06.05.72-02.06.75
ДОЛГИН Виктор Георгиевич радиотелеграфист 09.05.72-9.02.74
ДОЧКИН Владимир Яковлевич ст. р/телеграфист 10.05.72-06.05.75
НОСОВ Виктор Иванович радиотелеграфист 05.11.72-13.11.75
ПЛАТОНОВ Вячеслав Владимирович радиотелеграфист 14.11.72-10.11.75
ПРОХОРОВ Евгений Геннадьевич радиотелеграфист 13.11.72-03.11.75
СМИРНОВ Владимир Николаевич к/о радиотелеграфистов 08.11.72-03.11.75
БАРДА Сергей Сергеевич Радиотелеграфист 12.05.73-12.05.76
КОЧЕТОВ Виталий Васильевич ст. радиотелеграфист 04.05.73-12.05.76
ОСИПОВ Виктор Владимирович к/о радиотелеграфистов 04.05.73-03.05.76
ПРОКАЕВ Владимир Михайлович радиотелеграфист 08.05.73-12.11.75

Радиомеханики:

БРУСОВ Валерий Павлович ст. радиомеханик 04.05.70
МАЛЬЧЕНКОВ Николай Иванович ст. радиомеханик 09.11.70
АРЕСТОВ Анатолий Николаевич радиомеханик 15.05.71-23.03.74
ПУДОВКИН Виктор Геннадьевич радиомеханик 05.11.71-11.07.74
СОЛОВЬЯНОВ Василий Андреевич радиомеханик 05.05.72-15.02.74
ШАЙХРАЗИВ Фаворис Латфрохманович радиомеханик 09.05.72
ЩЕРБАК Юрий Васильевич к/о радиомехаников 10.05.72-28.12.74

Специалисты ЗАС:

МОРОЗОВ Николай Николаевич к/о механиков БП ЗАС 19.11.70
ПАРИНОВ Александр Васильевич ст. механик ТФ ЗАС 16.11.70
ПРИБЫЛОВ Александр Иванович к/о механиков ТФ ЗАС 14.11.70
ДОНИЧ Иван Саввович к/о механиков БП ЗАС 13.05.71-08.05.74
ИСОДА Альгердас Иозо к/о механиков ТФ ЗАС 14.05.71-03.05.74
МИХАЛКЕВИЧ Виктор Георгиевич к/о мех. ТФ ЗАС 14.05.72-10.06.75
ШИБАНОВ Владимир Александрович к/о мех. БП ЗАС 12.05.72-10.06.75
ЮСОВ Сергей Валентинович механик БП ЗАС 10.05.72

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8. Основным боевым назначением корабля является поражение сил и средств противника боевым воздействием.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

9. Во главе корабля стоит командир корабля . В помощь командиру корабля назначаются:

- старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

- заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

10. В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы:

На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

11. Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля.

Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

12. На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

13. Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения. Во главе их стоят командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

14. Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб).

Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

15. Для боя личный состав корабля распределяется по командным пунктам и боевым постам.

Личный состав, не расписанный по боевой тревоге на боевых постах своих боевых частей (служб), расписывается на боевые посты других боевых частей (служб). С момента объявления боевой тревоги (учебной тревоги) он поступает в подчинение начальников согласно расписанию по боевой тревоге и после ее отбоя возвращается в подчинение начальников, под руководством которых несет повседневную службу.

КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И БОЕВЫЕ ПОСТЫ

16. Командным пунктом (КП) называется место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями.

Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП , а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт - КП .

На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП).

На определенных проектах кораблей создается центральный командный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля.

17. Боевым постом (БП) называется место на корабле с находящимися на нем оружием или техническими средствами, имеющими определенное боевое назначение, где личный состав использует и обслуживает их.

Боевой пост возглавляет командир боевого поста .

18. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, которые определены приложением 1 к настоящему Уставу.

На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в корму. Номера боевых постов подводной лодки состоят из двух или трех знаков (цифр или букв). Первые цифры (одна или две) указывают номер отсека, последний знак (вторая или третья цифра или буква) - принадлежность боевого поста к боевой части (службе).

Боевым постам ракетной боевой части номера присваиваются независимо от расположения их в отсеках: 20, 30, 40 и т. д., начиная с носа подводной лодки. Номера боевых постов вспомогательных механизмов соответствуют номерам отсеков.

На надводных кораблях командные пункты и боевые посты нумеруются в каждой боевой части (службе, дивизионе) по порядку номеров с носа корабля в корму и сверху вниз по надстройкам, палубам и платформам.

На надводных кораблях 4 ранга, где штатом боевые части и службы не предусмотрены, боевые посты нумеруются в общем порядке возрастания номеров по кораблю.

БОЕВОЙ НОМЕР

19. В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в табель нумерации личного состава .

Боевой номер состоит из трех частей:

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1, 5, 7;

Второй боевой смене - 2, 4, 8;

Третьей боевой смене - 3, 6, 9.

20. Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов изготавливается из белой прочной материи и нашивается на левый наружный карман, надпись наносится черной краской.

Для старшин и матросов, не допущенных к исполнению обязанностей по занимаемой должности, а также для курсантов и стажеров, проходящих практику на корабле, перед первой цифрой (буквой), боевого номера проставляется цифра «0» (ноль).

На спецобмундировании всех офицеров и мичманов делается надпись с указанием краткого наименования должности.

Высота цифр и букв боевого номера (надписи) должна быть 30 миллиметров.

21. Мичманы, старшины и матросы получают книжку «Боевой номер», в которой указываются их место и обязанности по всем корабельным расписаниям, а также номера закрепленного за ними личного оружия, противогаза и пр.

Книжки «Боевой номер» находятся на строгом учете. При увольнении на берег книжки сдаются лицам дежурной службы и возвращаются при сдаче увольнительной записки.

КОРАБЕЛЬНЫЕ РАСПИСАНИЯ

22. Корабельные расписания составляются в целях распределения личного состава по командным пунктам и боевым постам для применения оружия и использования технических средств корабля, а также для выполнения других систематически повторяющихся корабельных мероприятий и работ.

Корабельные расписания делятся на боевые и повседневные .

23.Основным документом, определяющим организацию корабля в бою, является расписание по боевой тревоге . Это расписание является основой всех других корабельных расписаний.

24. Личный состав корабля по командным пунктам и боевым постам распределяется с учетом их специальности, уровня подготовки, физических качеств. Распределение имеет целью обеспечить наиболее эффективное применение оружия и использование технических средств корабля в бою, борьбу за живучесть корабля и взаимозаменяемость личного состава.

25. Каждый офицер корабля в бою должен иметь двух заместителей. Это положение в равной степени относится к мичманам и старшинам, выполняющим особо ответственные обязанности.

Остальные мичманы, старшины и матросы должны иметь по одному заместителю. Заместители указываются в расписании по боевой тревоге и соответственно подготавливаются.

Командира корабля в бою после старшего помощника (помощника) командира замещают офицеры корабля в порядке, определенном приказом командира корабля.

26. Проект первоначального расписания по боевой тревоге головного корабля каждой серии составляется Главным штабом Военно-Морского Флота.

Для несерийных кораблей первоначальное расписание по боевой тревоге разрабатывается офицерами корабля под руководством штаба соединения на основании табеля комплектации личным составом, входящего в техническую документацию корабля.

В период постройки (модернизации) корабля командиры боевых частей и начальники служб под руководством старшего помощника (помощника) командира корабля и при участии флагманских специалистов и заместителя командира по электромеханической части своего соединения дорабатывают расписание по боевой тревоге. При этом они учитывают происшедшие изменения в оружии, технических средствах и в их расположении на корабле.

Доработанное расписание по боевой тревоге утверждает командир соединения.

На основании утвержденного расписания по боевой тревоге на корабле составляются все остальные корабельные расписания, предусмотренные и . настоящего устава, и боевые инструкции.

27. Коррективы в корабельные расписания и боевые инструкции вносятся по мере отработки организации кораблей и накопления опыта, а также при конструктивных и штатных изменениях в объеме, определяемом для однотипных кораблей серии командиром соединения, а для несерийных - командиром корабля.

28. К боевым расписаниям относятся:

Расписание по боевой тревоге (боевая готовность № 1 ) со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой, с табелями командных пунктов, боевых постов и нумерации личного состава корабля;

Расписание по боевой готовности № 2 со схемами технического и зрительного наблюдения за подводной, надводной и воздушной обстановкой.

На подводных лодках составляются два расписания по боевой тревоге - отдельно для подводного и надводного положения и два расписания по боевой готовности № 2 - также для подводного и надводного положений (расписания для подводного положения являются основными);

Расписание по приготовлению корабля к бою и походу (для подводных лодок - к бою, походу и погружению);

Расписание по приготовлению, вводу и выводу главной энергетической установки (для кораблей с ядерными энергетическими установками);

Расписание по борьбе за живучесть корабля;

Расписание по оставлению корабля при угрозе его гибели;

Расписание по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) по боевым готовностям № 1 и № 2 со схемой зрительного наблюдения вооруженными вахтенными по борьбе с ПДСС (и технического наблюдения на противодиверсионных ГАС - для надводных кораблей);

Расписание по приему (сдаче) оружия и боеприпасов;

Расписание корабельной подрывной команды;

Расписание по специальной обработке корабля со схемами расположения участков специальной обработки и движения личного состава, в котором определяются обязанности личного состава по дезактивации, дегазации, дезинфекции корабля, дозиметрическому и химическому контролю и санитарной обработке экипажа, а также при введении на корабле карантина (обсервации).

а) на подводных лодках :

Расписание по использованию систем работы дизеля или пополнения воздуха под водой;

Расписание вахт при пребывании дизельной подводной лодки на грунте;

б) на надводных кораблях :

Расписание по оказанию помощи кораблю или летательному аппарату, терпящему бедствие, и свозу с корабля аварийно-спасательных групп;

Расписание по приготовлению корабля к приему корабельных летательных аппаратов, обеспечению полетов и управлению ими;

Расписание по постановке и подъему забортных гидроакустических устройств;

Расписание по постановке и выборке тралов и искателей;

Расписание по приготовлению и постановке мин со схемой расстановки личного состава;

Расписание по приему и высадке десанта и свозу корабельного десантного подразделения со схемой размещения личного состава и техники десанта.

На кораблях специального назначения и судах обеспечения, в зависимости от их специализации, могут составляться и другие расписания, перечень которых определяет командир соединения.

29. К повседневным расписаниям относятся:

Расписание по заведованиям, по осмотру и проверке оружия и технических средств;

Расписание по постановке на якорь (бочку, швартовы) и съемке с якоря (бочки, швартовов);

Расписание по буксировке со схемами буксировки;

Расписание по приему и передаче твердых, жидких и взрывоопасных грузов на ходу;

Расписание по каютам и кубрикам для жилья;

Расписание по приборкам.

Кроме указанных расписаний составляются:

а) на подводных лодках :

Расписание по заряду аккумуляторных батарей;

Расписание по работе личного состава на верхней палубе (надстройке, за бортом);

б) на надводных кораблях :

Расписание по затемнению корабля;

Расписание по спуску и подъему плавсредств.

30. В расписаниях указываются место действия (командный пункт, боевой пост, отсек, помещение и т. д.), обязанности личного состава, должности офицеров, должности и боевые номера мичманов, старшин, матросов. Фамилии личного состава вписываются в табель нумерации личного состава корабля.

В расписании по боевой тревоге как дополнительные обязанности указываются действия личного состава боевых постов по герметизации корпуса корабля, по сигналам «Радиационная опасность» и «Химическая тревога» , по оказанию помощи раненым и пораженным, при плавании в сложных условиях, а также другие обязанности, которые выполняются личным составом по боевой тревоге, но отличные от основных боевых функций.

31. Все расписания вносятся в книгу корабельных расписаний .

Кроме того, в книгу должны быть внесены:

Схема боевой организации корабля;

Схема повседневной организации корабля;

Корабельная боевая схема;

Нумерация пожарных рожков, огнетушителей, клапанов системы водяной защиты;

Перечень водогазонепроницаемых дверей, люков, горловин и вентиляционных закрытий с их маркировкой.

К книге должен быть приложен Сборник боевых инструкций личного состава корабля .

32. На схеме боевой организации корабля показываются командные пункты и боевые посты с указанием их подчиненности по боевой тревоге.

На корабельной боевой схеме на продольном разрезе корабля показывается расположение всех командных пунктов, боевых постов, отсеков и других помещений корабля.

В боевых инструкциях подробно излагаются обязанности мичманов, старшин и матросов по боевой тревоге, по применению оружия и использованию технических средств в бою и при борьбе за их живучесть, по срочному погружению, а также дополнительные обязанности по герметизации корпуса корабля, приведению в действие систем работы дизеля и пополнения воздуха под водой, по постановке на стабилизатор глубины, по сигналам «Химическая тревога»

Для ведения боя;

При фактическом повышении боевой готовности;

б) «Учебная тревога» :

Для отработки действий экипажа корабля по боевой тревоге;

При проведении корабельных боевых учений с практическим применением оружия;

Для проведения корабельных боевых учений и тренировок на боевых постах, в том числе по борьбе за живучесть, с участием всего личного состава корабля;

При погрузке (выгрузке) боеприпасов;

При выходе (входе) корабля из базы (в базу), проходе узкостей, плавании в сложных условиях;

Для экстренного приготовления корабля к бою и походу.

В остальных случаях - по решению командира корабля. В военное время выход (вход) из базы (в базу), проход узкости, плавание в сложных условиях, а также экстренное приготовление корабля к бою и походу производятся по боевой тревоге.

Одновременно с объявлением боевой или учебной тревоги по корабельной трансляции объявляется ее цель;

в) «Аварийная тревога» - при поступлении воды внутрь корабля, возникновении пожара, взрывах, опасных концентрациях газов (вредных веществ) и других аварийных ситуациях вне боя;

г) «Химическая тревога» - при угрозе или обнаружении химического или бактериологического заражения;

д) «Радиационная опасность» - при непосредственной угрозе или обнаружении радиоактивного заражения.

Звуковые сигналы для объявления тревоги приведены в приложении 2 к настоящему уставу.