Что нужно сдать чтобы поступить на археолога. Институт археологии ран

Начинающий: 20000 ⃏ в месяц

Опытный: 30000 ⃏ в месяц

Профессионал: 40000 ⃏ в месяц

Востребованность профессии

Профессия не особо востребованная, но это компенсируется ее непопулярностью. Если вы захотите стать археологом, то работу найдете.

Где учиться на профессию Археолог в Москве

Для кого подходит профессия

Для людей, любящих это дело. Как таковых качеств назвать сложно. Вот вы либо любите копаться, исследовать и находить "клады" или нет. Нужно быть любознательным, не бояться сложных условий и душа должна лежать.

Условия труда

Как правило, работа на выезде. Однако, все зависит от выбранного направления.

Карьера

Археолог, если не сменит род деятельности, всегда будет археологом. Правда, вы можете стать, например, руководителем экспедиции, начав с рядового археолога.

Обязанности

Ведения полевых археологических исследований, подготовка материалов для историко-культурологических экспертиз, написание отчетов.

  • Разработка программ археологических исследований.
  • Разработка технических заданий соисполнителям.
  • Проведение полевых исследований. Контроль за проводимыми соисполнителями исследованиями.
  • Подготовка разделов отчетной документации в части рекомендаций по сохранению объектов археологического наследия (ОАН).
  • Подготовка предложений к мониторингу.
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Институт археологии Российской академии наук - одно из ведущих археологических учреждений России, специализирующееся на изучении древних и средневековых культур Евразии, материальных остатков далекого прошлого. Трудами нескольких поколений его сотрудников заложены основы научного знания о многих важнейших явлениях в истории человечества от момента его становления до начала эпохи индустриализации. В стенах Института выполнены выдающиеся исследования, по праву обеспечившие ему место одного из лидеров в разработке фундаментальных проблем археологии.

Историю Института археологии принято отсчитывать с 19 апреля 1919 г., когда декретом Совнаркома в Петрограде была создана Российская академия истории материальной культуры (РАИМК). Но она имеет более глубокие корни: ведь РАИМК была создана на основе упраздненной Императорской археологической комиссии - центральной археологической организации дореволюционной России, в ведении которой находились выдача открытых листов на производство раскопок и сбор научных отчетов об их результатах. В 1926 г. РАИМК была реорганизована в Государственную академию истории материальной культуры, которая в 1937 г. вошла в состав Академии наук СССР как Институт истории материальной культуры (ИИМК). Институт находился в Ленинграде, а в Москве было создано небольшое отделение его - МОИИМК. В 1943 г. дирекция ИИМК была переведена из Ленинграда в Москву. 9 января 1945 г. московская часть ИИМК решением Президиума РАН была сделана основным археологическим учреждением Академии, а ленинградская - ее филиалом. Постановлением АН СССР от 4 сентября 1957 г. ИИМК был переименован в Институт археологии АН СССР. В 1991 г. Ленинградское отделение (ЛОИА) было преобразовано в самостоятельный Институт истории материальной культуры. Таким образом, Институт археологии, как и ИИМК РАН, пройдя через цепочку преобразований, остаются наследниками старейшей археологической организации, созданной в России в 1859 г. для изучения и сохранения памятников древности.

Сегодня Институт археологии - самое крупное археологическое учреждение Российской академии. В нем работают около 220 сотрудников, в том числе 6 членов-корреспондентов РАН, 45 докторов и 80 кандидатов наук. В составе научно-исследовательского коллектива - высококвалифицированные специалисты в различных областях археологии и истории, а также антропологи, палеоботаники, палеозоологии.

Основные направления научной деятельности Института:

  • проблема расселения древнейших человеческих групп и освоение человеком территории Евразии;
  • развитие первобытных обществ и сложение древнейших цивилизаций. Древнейшая история материальной и духовной культуры;
  • истоки технологий цивилизации современного типа: комплексная производящая экономика;
  • население евразийских степей и окружающий мир в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.;
  • центры античной цивилизации в системе евразийских культур;
  • средневековое расселение и этнокультурные процессы в Восточной Европе, славянские древности;
  • древняя Русь: общество, культура, проблемы урбанизации;
  • археология средневековой Москвы;
  • культуры степной полосы Евразии в эпоху средневековья;
  • проблемы теории и методики в археологических исследованиях;
  • историческая динамика адаптивных процессов человеческих популяций;
  • радиоуглеродное датирование и дендрошкалы как основы хронологии древних культур;
  • регламентация полевых работ в России и контроль за методикой;
  • сохранение археологического наследия: практика и теория;
  • составление археологической карты России.

Начинающий: 20000 ⃏ в месяц

Опытный: 30000 ⃏ в месяц

Профессионал: 40000 ⃏ в месяц

Востребованность профессии

Профессия не особо востребованная, но это компенсируется ее непопулярностью. Если вы захотите стать археологом, то работу найдете.

Где учиться

Средний балл ЕГЭ: 221

Для кого подходит профессия

Для людей, любящих это дело. Как таковых качеств назвать сложно. Вот вы либо любите копаться, исследовать и находить "клады" или нет. Нужно быть любознательным, не бояться сложных условий и душа должна лежать.

Условия труда

Как правило, работа на выезде. Однако, все зависит от выбранного направления.

Карьера

Археолог, если не сменит род деятельности, всегда будет археологом. Правда, вы можете стать, например, руководителем экспедиции, начав с рядового археолога.

Обязанности

Ведения полевых археологических исследований, подготовка материалов для историко-культурологических экспертиз, написание отчетов.

  • Разработка программ археологических исследований.
  • Разработка технических заданий соисполнителям.
  • Проведение полевых исследований. Контроль за проводимыми соисполнителями исследованиями.
  • Подготовка разделов отчетной документации в части рекомендаций по сохранению объектов археологического наследия (ОАН).
  • Подготовка предложений к мониторингу.
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статья расскажет о том, как стать археологом, чем хороша эта профессия, об истории ее возникновения и учебных заведениях готовящих по специальности «Археология».

Археология, это не просто наука, это ключ от прошлого человечества, открывающий дороги будущего. Пожалуй, это одна из самых интересных и захватывающих профессий в мире. Но далеко не каждый сможет стать археологом, ведь помимо романтики и манящих тайн, занятие археологией - это серьезный научный труд!

История возникновения профессии «Археолог»

Археология - это историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам, к которым относятся орудия производства и созданные ими материальные блага (сооружения, предметы быта и искусства), историческое прошлое человечества.
Археология, как наука зародилась в Древней Греции, недаром само слово «археология» происходит от древнегреческих слов??????? - древний и????? - слово, учение.
В России же археология получила распространение в 18-19 веке.

Какими качествами должен обладать человек, желающий стать археологом?

Прежде всего, терпением и аналитическим складом ума, однако и без творческого подхода здесь не обойтись. Желая стать археологом, вы должны понимать, что придется проводить много времени в командировках, работать с большими объемами документов, заниматься анализом и систематизацией данных. Кроме этого, человек желающий быть археологом должен быть коммуникабельным, так как придется часто обмениваться данными и участвовать в коллективных работах. Неприхотливость в быту, также является плюсом, будущий археолог не должен бояться ночевать в палатке неделями в заброшенных и диких местах. Да и хорошая память - это верный помощник любого археолога.

Противопоказание к профессии по состоянию здоровья

В связи с тем, что профессия археолог подразумевает определенные нагрузки на организм, то при следующем ряде заболеваний, труд археолога для вас может стать опасным для жизни и здоровья.
заболевания сердца или нарушения артериального давления;
судороги, потери сознания;
расстройства слуха;
расстройства речи;

сахарный диабет;
геморроидальные расстройства;
кожные заболевания;
заболевания органов пищеварения и выделения;
хронические инфекционные заболевания;
употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
некорректируемое снижение остроты зрения.

Чем хороша профессия «Археолог»?

Естественно соприкосновением с тайнами древности. Интересные экспедиции, раскопки древних городов и могильников, а если повезет совершить значимое открытие, то и всемирная известность!


Для успешного освоения профессии вам понадобятся отличные знания школьной программы по предметам:
география;
физика;
история;
химия.
А также специальные знания в области: культурологи, истории цивилизаций, геологии и антропологии.
Профессия «Археолог» относится к высшему образованию , но готовится можно начиная с среднего специального образования, например поступив в колледж на специальность: 050401 - История . Эту специальность вы можете найти в педагогических и колледжах с социальной направленностью. Далее необходимо поступить в ВУЗ на специальность: 030400, 030401, 050401 - История или 030402 - Историко-архивоведение . Это позволит получить вам квалификации: 62, 65, 68 - Бакалавр истории; Историк, Преподаватель истории, Историк-архивист, Учитель истории; Магистр истории. 72251 - Археология является специальностью высшей научной квалификации.
Для того чтобы понять, правильно ли вы выбрали свой путь можно и даже желательно еще на этапе начала обучения записаться в исторический клуб или поисковый отряд (поиск останков павших солдат ВОВ). Это позволит вам поучаствовать в исторических реконструкциях или раскопках и понять, хотите ли вы посветить этому занятию всю жизнь. Кроме того, существуют археолого-этнографические студенческие конференции. Почувствовать себя настоящим археологом можно приняв участие в международных волонтёрских проекта, которые часто проводит Русское географическое общество.

Где учат на археолога?

Признанный лидер - Московский археологический институт , он был основан в 1907 году и на данный момент имеет филиалы в нескольких городах европейской части России. Обучение в аспирантуре.
Московский Педагогический Государственный Университет , Исторический факультет (основан в 1900 году), кафедра Истории древнего мира и средних веков.